Экономика в социально экономических отношениях. Большая энциклопедия нефти и газа

Cтраница 1


Социально-экономические отношения (СЭО) характеризуют взаимосвязи людей и социальных групп в экономических системах.  

Социально-экономические отношения выражают отношения между людьми - определяемые характером и формой общественного присвоения средств производства, отношениями собственности. Социально-экономические отношения являются важным элементом создания единства экономических интересов общества, коллектива и отдельных работников в достижении наибольшей эффективности производства.  

Социально-экономические отношения (разделение труда, собственность, тип работника, уровень доходов, классовая структура и др.) являются объективной предпосылкой формирования интересов; с другой стороны, интересы преломляются через сознание индивидов, и, следовательно, они субъективны.  

Социально-экономические отношения в Прибалтике характеризуются закрепощением крестьянства. Прибалтийские земли, несмотря на распад в 1561 г. Ливонского ордена, остались под гнетом феодалов Польши и Швеции.  

Социально-экономические отношения, которые складываются внутри ТНК, связаны прежде всего с типом собственности, носящей частный характер, с распоряжением и владением материальными ценностями со стороны материнской компании, выступающей единым центром управления и распоряжения этой собственностью. Именно собственность связывает все экономические или производственные отношения в рамках ТНК в единое целое. Она выступает в форме акционерного капитала материнской компании и ее участия в акционерном капитале дочерних компаний.  

При феодализме социально-экономические отношения основываются на помещичьей собственности на землю и крепостной зависимости крестьян от феодала. Организационно-экономические отношения осуществляются при кооперировании труда зависимых крестьян на помещичьей земле; этим трудом распоряжается управляющий поместьем.  

Во-вторых, социально-экономические отношения, или отно - Йиения собственности как отношения присвоения экономических IpecypcoB и потребительских благ в сферах производства, обмена, распределения и потребления.  

Во-вторых, социально-экономические отношения, или отношения собственности как отношения присвоения экономических ресурсов и потребительских благ в сферах производства, обмена, распределения и потребления.  

Необходимо разграничивать не только технико-экономические и социально-экономические отношения, но и социально-экономические отношения отличать от юридических.  

Широко признано, что социально-экономические отношения в современных странах могут существенно различаться между собой прежде всего по форме собственности на средства производства.  

Каждой форме собственности соответствуют определенные социально-экономические отношения. Отношениям собственности в обществе принадлежит главенствующая роль, т.е. основу экономической жизни составляет совершающийся в определенной исторической форме процесс производства. Собственность на средства производства, в первую очередь на средства труда как их активную часть, характеризует сущность социально-экономических отношений, господствующих в данном обществе. Каждой общественно-экономической стадии развития присущи свои формы собственности. Определенному уровню развития производительных сил соответствуют определенные отношения собственности. Следовательно, собственность зависит от определенного способа производства.  

Рынок охватывает не все социально-экономические отношения участников макроэкономической системы. Деятельность и производителей, и потребителей порождает внешние (а не только внутренние) эффекты, которые непосредственно могут не иметь денежной меры. Например, имеется промышленное предприятие, которое, участвуя в рыночной конкуренции, попутно загрязняет окружающую среду. С этим внешним эффектом рынок ничего поделать не может.  

Острейшей проблемой, влияющей на социально-экономические отношения между государством и обществом, является несбалансированность обязательств государства и имеющихся у него финансовых ресурсов. Поэтому государство не в состоянии полностью профинансировать мероприятия, соответствующие своим обязательствам. В первую очередь это касается социальных гарантий, предусмотренных конституцией. Высокий уровень обязательств государства вызывает необходимость введения больших налогов. В то же время действуют многочисленные налоговые льготы, в больших размерах уклонение потенциальных плательщиков от налогов и на этой основе несобираемости налогов. Велика утечка капиталов за рубеж.  

§ 1 Собственность и социально-экономические отношения

Что такое собственность

Слово «собственность» возникло в России очень давно. Оно образовалось от старинного русского слова «собь» – все свое, личное достояние, имущество, богатство.

Может показаться, что собственность представляет собой связь человека с какой-то вещью. Ведь говорит, например, молодой человек: «Этот велосипед – мой».

Однако так устанавливается не только принадлежность какого-то имущества данному человеку. Одновременно подразумевается, что велосипед не принадлежит никому другому.

Поэтому собственность представляет собой экономические отношения между людьми, которые выясняют: кому из них принадлежит каждая вещь.

Собственность – это имущественные отношения, устанавливающие принадлежность материальных и духовных благ каким-то людям.

Все полезные вещи поделены между собой членами общества, которые являются их собственниками. Поэтому знакомство с экономикой каждой страны предполагает выяснение вопроса: кому принадлежат земля, фабрики, железные дороги, жилые дома, магазины, учебные заведения и иные виды богатства? Подобный же вопрос возникает у молодого специалиста, который идет устраиваться на работу в учреждение или на предприятие. Он интересуется: кто здесь является хозяином, который примет его на работу и будет распоряжаться его деятельностью?

Чтобы разобраться в этих вопросах, важно знать, как складываются имущественные отношения между людьми.

Что представляют собой экономические отношения собственности

Собственность – это сложная совокупность хозяйственных связей. Она включает три вида основных имущественных отношений, которые позволяют выяснить следующие вопросы:

1. Кто (какие участники хозяйственной деятельности) присваивает факторы и результаты производства?

2. Как складываются экономические отношения, связанные с использованием имущества?

3. Кому достаются доходы от хозяйственной деятельности?

Поэтому совокупность экономических отношений собственности включает следующие составные части: а) присвоение факторов и результатов производства, б) хозяйственное использование имущества, в) получение дохода от собственности (рис. 2.1).

Присвоение – экономическая связь между участниками хозяйственной деятельности, которая устанавливает их отношение к вещам, как к своим. А именно – определяется, кто может и кто не должен претендовать на определенное имущество.

Противоположными присвоению являются отношения отчуждения. Они возникают, если какая-то часть общества захватывает все средства производства, оставляя других людей без источников существования, или когда продукты, созданные одними лицами, присваивают другие. Такими были взаимоотношения между рабовладельцами и рабами в Древней Греции и Древнем Риме.

Рис. 2.1. Совокупность экономических отношений собственности

Нередко собственник средств производства сам не занимается созидательной деятельностью, а предоставляет возможность другим лицам использовать его собственность на определенных условиях. Тогда между собственником и пользователем возникают отношения хозяйственного использования имущества.

Примером отношений использования чужой собственности служит аренда – договор о предоставлении имущества какого-то человека во временное пользование другому лицу за определенную плату. Подобная картина наблюдается и при концессии – договоре, по которому государство сдает частным лицам, иностранным фирмам промышленные предприятия или участки земли на определенный срок.

Когда в работе на предприятии участвует много людей, между ними возникают отношения, связанные с получением дохода. В этом случае вся сумма дохода от производственной деятельности по установленным размерам достается каждому лицу.

Иначе обстоит дело, если собственник средств производства не занимается хозяйственной работой и сдает свое имущество в аренду. Тот, кто является временным пользователем, получает определенную часть продукции, а другую, большую – отдает собственнику.

Экономические отношения собственности развиваются нормально и приносят доход всем гражданам общества при следующем непременном условии. Они должны складываться на основе признанного обязательного порядка, который предусмотрен юридическими законами и правилами хозяйственного поведения.

Каковы правовые отношения собственности

Хозяйственные связи между людьми оформляются юридически и закрепляются в законодательном порядке.

Право – это совокупность общеобязательных правил поведения (норм). Они устанавливаются в обществе или утверждаются государством и поддерживаются им.

При определении собственности в юридическом смысле выявляются субъекты права собственности и объекты их гражданских прав.

В законодательном порядке субъектами права собственности являются:

а) гражданин (физическое лицо) – человек как субъект гражданских (имущественных и неимущественных) прав и обязанностей;

б) юридическое лицо – организация (объединение лиц, предприятие, учреждение), являющаяся субъектом гражданских прав и обязанностей. Это социальное (коллективное) образование вступает в хозяйственные связи от своего имени как самостоятельная целостная единица. Примером может служить фирма – хозяйственное, промышленное или торговое предприятие (объединение), пользующееся правами юридического лица;

в) государство и муниципальные образования (органы местного управления и самоуправления).

В законодательстве особо выделяются объекты гражданских прав. К ним относятся:

недвижимое имущество (земельные участки, участки недр, леса, здания, сооружения и т. п.);

движимые вещи (деньги, ценные бумаги и др., не относящееся к недвижимости);

интеллектуальная собственность (результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг: фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и др.).

Рис. 2.2. Совокупность правомочий собственника

После того как государство законодательно упорядочит имущественные отношения между указанными лицами, они наделяются правом собственности. Это право включает полномочия собственника владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом (рис. 2.2).

Владение – это физическое обладание вещью. Такое правомочие собственника охраняется законом. Владение имуществом всегда имеет правовое основание (закон, договор, административное постановление – решение органов государственной власти).

Пользование – это право производительно или лично потреблять вещь для удовлетворения собственных потребностей и интересов в зависимости от ее назначения (например, использовать автомашину для перевозки людей и грузов). Собственник может передавать свое имущество другим лицам на какое-то время и на определенных условиях. Границы права пользования определяются законом, договором или иным правовым основанием (например, завещанием).

Распоряжение – право изменять присвоенность (принадлежность) имущества. Оно осуществляется чаще всего путем совершения различных сделок (купли-продажи, обмена, дарения и т. д.).

Однако не все лица стремятся строго соблюдать общепринятые правила поведения собственников. Они в корыстных интересах нарушают их, совершая криминальные (преступные) действия. Для борьбы с такими правонарушениями государство утверждает Уголовный кодекс (единую совокупность правовых норм, применяемых при криминальных деяниях).

Так, введенный в действие с 1 января 1997 г. новый Уголовный кодекс Российской Федерации включает несколько глав: гл. 21 «Преступления против собственности», гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» и гл. 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» и предусматривает наказание за преступления в сфере экономики. В зависимости от тяжести преступления и нанесенного обществу ущерба предусмотрены такие наказания: штраф, обязательные или исправительные работы, конфискация (принудительное и безвозмездное изъятие в пользу государства) имущества, лишение свободы на определенный срок и иные меры.

Государство и право упорядочивают и подчиняют определенным правилам поведения собственников благ, защищают их законные права.

Как социально-экономические отношения связаны с собственностью

Собственность является основой для всей системы отношений по производству, распределению, обмену и потреблению.

В первую очередь имущественные отношения складываются в самом процессе производства экономических благ. Ведь создание полезных вещей означает по существу присвоение вещества и энергии природы для умножения богатства общества.

Как известно, предметы потребления нельзя получить без затрат средств производства. Поэтому собственность на вещественные условия созидательной деятельности в решающей мере определяет, кому принадлежит экономическая власть в обществе. В свою очередь, от этой власти зависит та общественная форма, в которой соединяются работники и вещественные условия их труда.

Истории известно разнообразие таких форм социально-экономического строя общества. Скажем, в Древнем мире рабовладельцы были собственниками всех средств производства и рабов, которых они насильственно заставляли трудиться на себя. В средние века феодалы – владельцы земли – закрепощали крестьян и заставляли их значительную часть времени работать в своих поместьях.

В своем учебнике по экономике К. Макконнелл и С. Брю отмечают одно из коренных различий между экономическими системами: «частная или государственная собственность на ресурсы».

Макконнелл К., Брю С. Экономикс. М., 2002.

Легендарный поэт Древней Греции Гомер так писал о беспощадном обращении с рабами, которые были в полной собственности рабовладельцев:

Раб нерадив; не принудь господин поведением строгим

К делу его, за работу он сам не возьмется с охотой:

Тягостный жребий печального рабства избрав человеку,

Лучшую доблестей в нем половину Зевс истребляет.

Декабрист Павел Иванович Пестель писал в «Русской правде» (1824) о помещичьем произволе: «Обладать другими людьми как собственностью своею, продавать, закладывать, дарить и наследовать людей наподобие вещей, употреблять их по собственному своему произволу без предварительного с ними соглашения и единственно для своей прибыли, выгоды, а иногда и прихоти есть дело постыдное, противное человечеству, противное законам его естественным…».

Собственность оказывает большое влияние на распределение благ между людьми. Известно, что владельцы предприятий при распределении произведенной продукции получают такую часть ее стоимости, которая многократно превышает заработки работников. В гл. 8 и 9 учебника мы подробно рассмотрим воздействие собственности на распределение доходов на предприятиях и в масштабе государства.

Отношения собственности непосредственно определяют условия рыночного обмена. Продавец (владелец товаров) и покупатель (владелец денег) материально заинтересованы в том, чтобы произвести равноценный обмен товаров на деньги, не утратив части своего имущества.

Вряд ли нужно доказывать, что благосостояние домашних хозяйств, измеряемое прежде всего уровнем потребления всех жизненных благ, зависит от собственности, которая приносит семье соответствующий доход.

Собственность охватывает весь процесс производства, распределения, обмена и потребления благ. От присвоения решающих средств производства зависят социально-экономические отношения в обществе.

Между тем отношения собственности обладают свойством изменяться под воздействием ряда причин – развития производства, его техники и организации, а также социально-политических условий. Поэтому на протяжении всей экономической истории возникло несколько типов (однородных групп с общими признаками) и соответствующих им конкретных (многообразных) видов присвоения имущества. Дальнейшее изучение экономики предполагает выяснение существующего ныне разнообразия типов и видов собственности.

Из книги Учет и анализ банкротств автора Байкина Светлана Григорьевна

1.2. Социально-экономические аспекты развития банкротства Реформирование экономики России началось и продолжается на фоне глубокого кризиса всех отраслей деятельности. Развился целый комплекс кризисных явлений и процессов, поставивших большинство отечественных

Из книги Этика свободы автора Ротбард Мюррей Ньютон

Глава 3. Межличностные отношения: собственность и агрессия До сих пор мы обсуждали свободное общество, общество мирной кооперации и добровольных межличностных отношений. Тем не менее, существует иной, противоположный тип межличностных отношений: применение

Из книги Европа на рубеже XX-XXI веков: Проблемы экономики автора Черников Геннадий Петрович

I раздел Формирование Европейского союза. Социально-экономические основы объединения Глава 1 Причины объединения стран Европы В декабре 2002 г. на саммите Евросоюза (ЕС) в Копенгагене было принято решение о приеме в ЕС в 2004 г. 10 новых членов. Завершение процесса

Из книги История экономических учений: конспект лекций автора Елисеева Елена Леонидовна

2. Социально-экономические взгляды Ибн-Халдуна Ибн-Халдун (1332 – 1406) – величайший мыслитель стран, где проповедуют ислам (арабских стран на севере Африки). По его мнению, человек ведет общественную жизнь лишь для удовлетворения своих естественных потребностей. Именно

Из книги Национальная экономика: конспект лекций автора Кошелев Антон Николаевич

ЛЕКЦИЯ № 5. Показатели развития национальной экономики и социально-трудовые отношения 1. Понятие экономического роста и развития национальной экономики Ведущим экономическим показателем является экономический рост, так как он отражает способность национальной

Из книги Национальная экономика автора Кошелев Антон Николаевич

3. Межрегиональные социально-экономические процессы Пространство национальной экономики России включает в себя определенные территориальные образования – регионы, районы, поселения, которые отличаются уровнем социально-экономического развития, доминирующей

Из книги Макроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

37. Межрегиональные социально-экономические процессы Функциональное состояние пространства экономики региона состоит из социально-экономического взаимодействия между различными регионами. Для него характерны два типа взаимодействий – внутрирегиональное и

Из книги Мировая экономика. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

2. Международные экономические отношения В основном на ход международных экономических отношений влияет участие стран мирового сообщества в международном разделении труда, а также политические, социально-экономические и правовые факторы, так как функционирование

Из книги Мировая экономика [фрагмент] автора Шевчук Денис Александрович

117. Социально-экономические последствия миграции трудовых ресурсов Эмиграция трудовых ресурсов представляет собой перемещение наиболее ценного фактора производства. Домашние хозяйства, местные административные единицы, государства вкладывают значительные средства

Из книги Экономическая история России автора Дусенбаев А А

Из книги Неизвестное сельское хозяйство, или Зачем нужна корова? автора Нефедова Татьяна

13. Социально-экономические и политические последствия монголо-татарского ига До покорения монголами развитие Киевской Руси шло наравне с европейскими странами. Это было культурно и экономически развитое по тем временам государство.Находясь под властью Золотой Орды,

Из книги Экономическая история зарубежных стран: учебное пособие автора Тимошина Татьяна Михайловна

Глава 6 Социально-экономические изменения сельской

Из книги Деньги, кредит, банки. Шпаргалки автора Образцова Людмила Николаевна

§ 2. Социально-экономические аспекты Великой Французской революции Предпосылки Великой Французской революции. Во второй половине XVIII столетия Франция обогнала Голландию и вышла на второе место в Европе после Англии по уровню экономического развития. В стране имелись

Из книги Мировая экономика автора Шевчук Денис Александрович

48. Социально-экономические последствия инфляции Инфляция имеет серьезные социально-экономические последствия, среди которых:1) сокращение объемов производства; 2) отток капитала из производства в торговые и посреднические операции; 3) перераспределение доходов между

Из книги Мегапроекты и риски. Анатомия амбиций автора Ротенгаттер Вернер

1. Международные отношения в истории социально-политической мысли Одним из первых письменных источников, содержащих глубокий анализ отношений между суверенными политическими единицами, стала написанная более двух тысяч лет назад Фукидидом (471–401 до н. э.) «История

Из книги автора

Экологические и социально-экономические результаты Относительно оценки воздействия на окружающую среду главное различие между рекомендациями Транспортного совета и фактической экспертизой возможного сообщения Фемарн-Бельт заключается в том, что группы

В системе экономических отноше­ний выделяют социально-экономические и организацией-но-экономические. В основе этого деления лежат присвое­ние средств и результатов производства и организация экономики и производства.

Социально-экономические отношения выражают отно­шения между людьми посредством их отношения к вещам и благам, а так как последние могут быть только своими или чужими, определяющая роль в данном случае принад­лежит собственности.

Организационно-экономические - это отношения, ко­торые возникают между субъектами в процессе организа­ции производства. В каждой конкретной системе сущест­вуют свои специфические организационно-экономические отношения. Вместе с тем в них можно найти нечто общее: разделение и специализация труда, его кооперирование, концентрация и комбинирование производства.

Структуру и состав организационных отношений можно рассматривать на разных уровнях и разных "сре­зах". Так, можно выделить отношения по организации производства и организации управления; обеспечению не­прерывного функционирования экономической системы; организации и обеспечению функционирования рынка и рыночной инфраструктуры; созданию системы ценообра­зования, системы оплаты труда и материального стимули­рования и др.

Экономические интересы.

В обществе существует мно­жество различных интересов. Экономическая теория изу­чает те из них, которые являются движущими факторами производственной деятельности -экономические интере­сы - осознание людьми экономических потребностей, выступающих как мотивы их производственной деятель­ности, направленной на удовлетворение этих потребнос­тей.

Интересы не существуют сами по себе. Для того чтобы возник экономический интерес, нужны люди, группы людей, т.е. экономические субъекты со своими потребнос­тями, подлежащими удовлетворению. Чтобы реализовать эти потребности, люди соединяются для совместной про­изводственной деятельности и вступают в определенные экономические отношения. Без последних, как и без субъ­ектов, невозможны ни возникновение экономических ин­тересов, ни их реализация. Экономические отношения выступают как социально-экономическая база интересов.

Экономические интересы есть проявление экономичес­ких отношений в объективной направленности хозяйственной деятельности людей, отражающей их место в системе общественного производства.

Если в качестве критериев разграничения интересов взять характер и масштаб действия, можно выделить личные, коллективные и общественные интересы. Личные интересы связаны с необходимостью удовлетворения материальных и духовных нужд отдельного человека. Коллективные интере­сы выражают необходимость удовлетворения материальных и духовных потребностей групп людей, объединенных оди­наковым положением в общественном производстве, что формирует общность интересов данной социальной группы. Общественные интересы складываются как интересы всего общества, необходимость удовлетворения его совокупных материальных и духовных потребностей.

Переход к рыночной экономике потребовал реформи­рования системы экономических отношений, а вместе с ней и экономических интересов. Вместо обезличенных общена­родной собственности и общенародных интересов появля­ется своя собственность и свой экономический интерес, заключающийся в получении наибольшей выгоды от объ­екта собственности и ее приумножения. На первый план выходят личные интересы собственников реализуемых то­варов. Преследуя свои личные, частные интересы, участ­ники рынка работают на общие интересы.

Особой формой проявления интереса на уровне кон­кретной экономической действительности являются сти­мулы - непосредственные побудительные факторы дея­тельности людей. Стимулы выступают в таких конкретных формах, как денежный доход, заработная плата, различ­ные моральные поощрения. В результате воздействия сти­мулов возникает завершающая форма проявления эконо­мического интереса -материальная заинтересованность.

Социально-экономические отношения.

Конец I тысячелœетия до н. э. и первые века новой эры были временем расцвета древнеиндийской экономики. Индийцы научились плавить высококачественную сталь, которая славилась не только в ближайших странах, но и в далеком Средиземноморье. Свидетельством искусства металлургов может служить знаменитая желœезная колонна с надписью царя Чандры (видимо, Чандра-гупты II) - за полторы тысячи лет на ней практически не появилось ржавчины. Крепости строились уже не из дерева, а из кирпича и камня, для их штурма использо- вались стенобитные машины и другие военные механизмы. К послемаурийской эпохе относятся буддийские пещерные монастыри и храмы и другие монументальные сооружения. Огромное количество памятников скульптуры первых веков новой эры позволяет судить не только о религиозных верованиях и художественных вкусах населœения, но и о технике работы, высоком мастерстве ремесленников - резчиков и каменотесов.

Произведениями искусства являются и монеты, появившиеся под влиянием эллинистических образцов - с изображениями правителœей и надписями на различных языках. Обилие монет - золотых, серебряных и медных

Показывает довольно высокую степень развития денежного обращения. Оживленные торговые пути связывали между собою крупнейшие города, такие, как Таксила, Матхура, Уджаин, Варанаси. Наметилась

некоторая областная специализация: Варанаси и Матхура, к примеру, славились хлопчатобумажными тканями,

северо-западные районы - шерстяными тканями, вином и лошадьми, Уджаин - изделиями из драгоценных камней и слоновой кости, Южная Индия - пряностями. Образование Кушанской державы способствовало оживлению контактов Индии с областями Центральной Азии. Пролегавший через территорию Кушан Великий шелковый путь связывал Китай со странами Средиземноморья, входившими в состав Римской империи. В этой международной торговле индийцы принимали активное участие.

Уже во II-I вв. до н. э. в Западной и Южной Индии появились торговцы из эллинистического Египта.

Морское сообщение между этими странами значительно

расширилось, когда стали использоваться периодические попутные ветры (муссоны и пассаты) для плавания через Индийский океан. На крайнем юге Индии возникла даже римская торговая фактория Арикамеду. Плиний

Старший жаловался на то, что товары, привозимые с Востока - из Индии, Китая и Аравии,- ежегодно

обходились Римской империи в 100 млн. сестерциев. Это показывает, что баланс торговли с Римом для Индии был активным. Развивалось и собственное судостроение и морское судоходство. В первые века новой эры индийцы не только поддерживали тесные связи по морю с Юго-Восточной Азией и островами Индонезии, но и начали в данном направлении широкую колонизацию.

О социальном строе Индии можно составить лишь самое общее представление, анализируя сохранившиеся литературные памятники.

Основу социальной организации древнеиндийской деревни составляла сосœедская община. Вероятна, она имела те или иные особенности в различных районах страны, но источники позволяют представить лишь тот

тип общинной организации наиболее развитых районов Северной Индии, который сложился к концу древности.

Пахотная земля была разделœена между отдельными семьями, силами которых и велось каждое хозяйство. В нераздельной собственности находились лишь некоторые угодья, пустыри и пастбища. Глава семьи мог продать свой участок, но преимущественное право покупки при этом принадлежало родственникам и сосœедям продавца. Все частные земельные владения входили в состав общинной территории, и, покупая дом и поле, новый хозяин приобретал также членство в общинной организации. Община обеспечивала коллективную помощь своим сочленам, но в свою очередь требовала от них участия в совместных работах на строительстве дорог, каналов, по поддержанию деревенских святилищ, а также в празднествах и обрядах. Полноправные члены общины принимали участие в сходах. Споры между жителями деревни решались обычно родст- венниками и сосœедями на базе обычного права. Во главе деревни стоял староста͵ представлявший общину перед государственной властью.

Внутри деревни не было равенства ни по имущественному положению, ни по сословному статусу, ни по степени участия в решении деревенских дел. Одну, более или

менее замкнутую, группу составляли полноправные общинники-землевладельцы. Далеко не всœегда они сами занимались сельскохозяйственным трудом. Распространены были различные формы аренды, использование труда батраков, должников и других зависимых лиц. Безземельные работники принадлежали к более низкому

слою населœения деревни.

Довольно значительный слой составлял и обслуживающий персонал - прачки,

уборщики, сторожа, а также деревенские ремесленники - плотники, горшечники и т. п. Статус лиц каждой категории был в принципе наследственным и неизменным, а различные формы социального общения ограничивались главным образом кругом лиц того же положения. В пределах каждой местности семьи одного общественного статуса образовывали замкнутые сообщества - касты. Каждая каста была эндогамна, и потому всœе ее члены находились между собою в родстве или свойстве (или хотя бы могли рассматривать друг друга как потенциальных свойственников). Членов касты связывали как экономические интересы, так и религиозные обычаи и обряды.

Традиционные отношения между жителями деревни оформлялись в виде кастовой иерархии. Деревенские ремесленники, к примеру, были обязаны обслуживать представителœей земледельческих каст, но в свою очередь имели право на долю собранного последними урожая. Такая система разделœения труда, взаимных прав и обязанностей не только придавала индийской деревне необычайную устойчивость, но и гарантировала господство высших каст. В экономическом отношении каждая деревенская община сама себя обеспечивала и потому не нуждалась в широких внешних контактах. Междеревенские связи имели частично административный характер (несколько крупных посœелœений составляли территориальное объединœение), частично кастовый - члены каждой касты поддерживали тесные отношения друг с другом в пределах порою весьма обширных областей.

Сложившиеся и складывавшиеся к концу древности многочисленные местные касты получали оценку в свете старинных представлений об обществе, разделœенном на четыре варны. Высшие касты землевладельцев, как правило, причисляли себя к брахманам или кшатриям. Вайшьями часто считались городские торгово- ростовщические касты. Основная масса трудящихся, не только ремесленников, но и крестьян, к

концу древности рассматривалась как варна шудр.
Размещено на реф.рф
Еще ниже шудр находились касты неприкасаемых,

занятые самыми тяжелыми и ритуально нечистыми работами. Жили они за пределами деревни или на окраинœе города, чтобы своим присутствием не осквернять представителœей высших каст.

Городские свободные ремесленники составляли корпорации. Наследственность занятий и положения и здесь способствовала появлению замкнутых профессиональных каст. Ремесленные объединœения (порою при-

нимавшие форму касты) осуществляли контроль не только за деятельностью, но и за образом жизни своих

сочленов. Социальный престиж разных профессий, а также место, занимаемое в обществе какой-либо кастой, были не одинаковы - к примеру, золотых дел мастера, некоторые оружейники, изготовители благовоний находились в более привилегированном положении, чем простые каменщики, кузнецы или ткачи.

Работали ремесленники, как правило, не на рынок, а на заказ. В качестве заказчика, впрочем, мог фигурировать и богатый торговец, скупавший изделия для продажи в далеких странах. В результате подобных операций купцы не только обогащались, но и приобретали значительное влияние на развитие городского ремесла. Трудно сказать, насколько широкими были экономические связи города с сельской округой. По- видимому, городское ремесло обслуживало прежде всœего нужды политической элиты - царского двора, провинциальной знати, чиновников, а товарообмен города и деревни оставался ограниченным. Внешняя торговля была значительно более развитой, нежели внутренняя.

Квалифицированные ремесленники пользовались трудом подмастерьев и учеников, а работы особо тяжелые и грязные были уделом рабов. Состоятельные купцы нанимали приказчиков и розничных торговцев, выплачивая им постоянное жалованье или гарантируя долю прибыли, а в домашнем быту также использовали рабов. Сожительство между рабами и рабынями не запрещалось, и естественное воспроизводство было одним из базовых источников рабства. Другими важными источниками являлись войны, сопровождавшиеся порабощением части военнопленных и мирного населœения, а также самопродажа и продажа детей.

Рабов рассматривали как собственность хозяина и потому передавали по наследству, продавали, дарили,

закладывали, проигрывали; освобождение рабы могли получить

лишь по воле хозяина. Теоретически рабы не должны были иметь никакой собственности, ибо сами принадлежали хозяевам, однако фактически они могли владеть имуществом, и потому в ʼʼАртхашастреʼʼ содер- жится предписание, чтобы хозяин не присваивал наследство своего раба, в случае если у того остались родственники.

Помимо полного рабства были распространены и другие формы эксплуатации. К рабам в широком смысле слова часто причисляли и лиц, отрабатывавших долг в течение определœенного срока. В период пребывания в кабале должники работали на хозяина вместе с урожденными рабами, однако их положение несколько отличалось от собственно рабского. Хозяин не мог их продать или заложить, не мог наказывать по своему произволу или заставить выполнять нечистые работы, в случае если выполнение таковых было запрещено их кастой. Семейство такого должника оставалось свободным, а сам он не терял принадлежности к своей касте.

В данный период получил распространение и наемный труд. Многие наемники - поденщики, батраки - почти не отличались по своему социально-экономическому положению от кабальных должников и других лиц, выполнявших рабскую службу. Использование их представляло особые выгоды во время сезонных работ.

Систематический труд по найму являлся уделом низших каст, не имевших собственных средств производства,

и для них это стало не только экономической крайне важно стью, но и религиозным, кастовым долгом. По договору найма они выполняли те грязные работы, которые нельзя было заставить выполнять кабальных должников, принадлежавших к более высокой касте.

других древних обществах, большую часть

населœения составляли землевладельцы-

налогоплательщики. Традиционный размер налога составлял шестую долю урожая, однако разного рода дополнительные и экстраординарные сборы значительно повышали эту норму. Земли, принадлежавшие ученым брахманам, храмам и монастырям, как правило, от уплаты налогов были освобождены.

В источниках данного периода встречаются упоминания о ʼʼхозяевах деревеньʼʼ, имевших права на получение податей. Происхождение и оформление таких прав было различным. Порою речь идет о старинном господстве аристократической фамилии в какой-либо местности. Известно, что в

процессе образования классового общества и государственности племенные вожди и родовая знать сосредоточивали в своих руках распоряжение общественными богатствами. В крупных государствах подобное владение, иногда обширной территорией, требует утверждения со стороны верховного правителя. Последний редко решается полностью уничтожить привилегии знатной семьи или династии - это грозило бы опасным возмущением наиболее влиятельного социального слоя. При этом центральная власть стремится закрепить наследственные права за наиболее лояльными ее представителями, а порою проводит политику перемещения местных правителœей, с тем чтобы ослабить их сложившиеся связи с населœением определœенной области. При таких перемещениях на самые доходные места выдвигаются родичи и сподвижники правителя-гегемона, а предоставленные им земли рассматриваются как временное ʼʼкормлениеʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ всœегда должна быть отобрано. В то же время действует и противоположная тенденция - земли, полученные лишь на время, под условием несения службы, царские сановники стремятся превратить в свои наследственные владения и в конечном счете укрепить свою власть вплоть до получения полной независимости. Распространенная практика ʼʼкормленийʼʼ способствовала таким образом политической нестабильности.

Конец эпохи древности характеризуется ростом крупного землевладения. Деревни - путем пожалований или покупки - переходили в собственность монастырей, храмов и отдельных брахманов. Владельцами селœений могли стать и разбогатевшие купцы. Сосредоточившие в своих руках землю деревенские старосты из представителœей самоуправления превращались в мелких помещиков, в деревне распространялось кабальное должничество и аренда. Эти процессы роста крупного землевладения и расширения крестьянской зависимости в конце периода древности рассматриваются в историографии как главные признаки перехода к новому периоду - средневековью.

Послемаурийский период характеризовался расцветом экономики, городского ремесла, торговли, культуры. Самостоятельные государства складывались в отсталых прежде областях Декана, а также на крайнем юге Индостана. Оформившаяся к концу древности общинно-кастовая структура деревни послужила основой социального развития Индии в средние века.

Социально-экономические отношения. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социально-экономические отношения." 2017, 2018.

Социально-экономические отношения

Середина I тысячелетия до н. э. ознаменовалась крупными переменами в экономике и социальных отношениях, в политическом строе и культуре Северной Индии. Об этих переменах дают возможность судить как археологические источники, так и письменные, в частности произведения буддийского канона. Традиция относит жизнь Будды и его ближайших учеников к данному периоду, и наиболее ранние буддийские памятники действительно восходят к IV-III вв. до н. э. Священные книги буддизма связаны с другими областями Индии, нежели ведийская литература. Сам Будда был родом из небольшого олигархического объединения шакьев, расположенного на территории современного Непала, а легенды о его странствиях и проповедях упоминают преимущественно Северо-Восточную Индию. В предшествующую эпоху составители ведийских текстов отзывались о населении этого района с пренебрежением, рассматривая его образ жизни как чуждый и варварский. Но постепенно именно северо-восток становится наиболее передовой частью страны и в экономическом, и в политическом отношении.

Развитие земледелия в центральной части долины Ганга и далее на восток - вплоть до низовьев реки - было сопряжено со значительными трудностями. Климат здесь жаркий и отличается повышенной влажностью, в древности долину Ганга покрывали густые заросли тропического леса. Не меньшие сложности, чем борьба с джунглями, представляла и распашка твердой, изобилующей корнями почвы. Лишь существенный прогресс в средствах производства мог обеспечить переход к широкому хозяйственному освоению данного региона. По всей видимости, условия для этого были созданы распространением железных орудий труда. Хотя археологические подтверждения такой гипотезы еще недостаточны, трудно представить, что тропические леса могли быть сведены без железного топора, твердые почвы распаханы без плуга с железным лемехом и каналы выкопаны без мотыги и лопаты. Упоминания этих орудий встречаются уже в древнейших буддийских книгах.

На большей части Индо-Гангской равнины осадки выпадают в достаточном количестве (порою даже с избытком), однако только создание искусственных ирригационных сооружений - прудов, колодцев, каналов и дамб - позволяло добиваться устойчивых урожаев, не зависевших от капризов погоды. В условиях поливного земледелия на северо-востоке Индии основной зерновой культурой стал рис, и само слово «пища» уже в древнеиндийских языках имело конкретное значение - «отварной рис». К середине I тысячелетия до н. э. стали применяться совершенные методы рисоводства - использование рассады, отбор сортов и т. д. Почвы долины Ганга, отли-


чавшиеся необычайным плодородием, обеспечивали высокие урожаи. Развитие селоьзсякйосхтвенного производства во всей Северной Индии способствовало бурному росту населения. Недаром в античной литературе еще со времен Геродота (V в. до н. э.) установилось мнение о том, чт-о индийцы самый многочисленный народ на земле.

Отличительной чертой периода является начало урбанизации. Излюбленные персонажи буддийских преданий - купцы и зажиточные горожане, которые слушают проповеди Будды и оказывают покровительство его ученикам и последователям. Археология свидетельствует о том, что крохотные поселки предшествующего времени в течение жизни нескольких поколений превращались в обширные и процветающие города. Для ведийской эпохи можно говорить лишь об укрепленных резиденциях правителей, господствовавших над сель­ской округой (при этом, поскольку сами династии были племенного происхождения, то и каждая такая крепость представляла собою политический центр всей территории, занятой племенем). Напротив, в середине I тысячелетия до н. э. города строились не только в стратегически важных пунктах, но и на сухопутных и речных путях - в местах, выгодных для торговли. Главной причиной роста городов как торгово-ремесленных поселений стал прогресс в разделении труда.

Показателем развития товарно-денежных отношений служит появление в середине I тысячелетия до н. э. монетной чеканки. Монеты эти еще довольно примитивны и представляли собою кусочки металла (обычно серебра или меди) с «клеймом» - печатью, удостоверяющей качество, но сам факт денежного обращения свидетельствует о происходивших в обществе переменах. Археологические раскопки показывают также, что именно в данный период происходит активное строительство городских укреплений. Это нельзя не связать с накоплением богатств горожанами и с процессом имущественного расслоения.

Площадь наиболее крупных поселений, подвергавшихся раскопкам, - таких, как Уджаин и Каушамби, - составляет около 1,5-2,5 кв. км, что соответствует размерам знаменитых городов Древней Греции той же эпохи. Грек Мегасфен, прибывший в качестве посла ко двору Чандрагупты Маурья в конце IV в. до н. э., был поражен обширностью индийской столицы Паталипутры. Он определял длину городских стен примерно в 30 км, насчитав в ней несколько сот деревянных башен и десятки городских ворот. Впрочем, эти цифры еще нуждаются в подтверждении археологов. До проведения специальных полевых изысканий трудно сказать что-либо определенное о городской планировке. Судя по раскопкам в городе Таксиле, застройка происходила довольно хаотично.

О социальной структуре и системе управления городом ценные сведения сохранились в буддийских легендах. В них нередко упоминаются купеческие объединения и цеховые организации ремесленников. Судя по всему, между ремесленниками или торговцами поддерживались не только экономические связи - их объединяли также общие культы, празднества и обычаи. Селились члены таких объединений обычно вместе, образуя внутригородские соседские общины - кварталы. Профессиональные навыки передавались по наследству, а браки заключались в пределах своего социального круга. Отмечены случаи специализации от­дельных этнических групп. Таким образом, лица, входившие в объединение, состояли между собою в отношениях родства или свойства, образуя как бы огромные «семьи», или кланы. Главы подобных объединений пользовались значительным влиянием, будучи представителями городского самоуправления.

Когда в произведениях буддийской литературы действие происходит не в городе, а в сельской местности, то и тут непременными его участниками являются зажиточные домохозяева. Сходную картину рисуют и другие источники того времени. В центре их внимания также стоит образ домовладыки, сельского хозяина (обычно брахмана). Описания многочисленных домашних обрядов и религиозно-моральные поучения позволяют представить основные черты деревенского быта. Хозяйство велось силами отдельной семьи, которой принадлежали дом, скот и всевозможный инвентарь. Всем этим имуществом от имени семьи распоряжался ее глава, как правило, старший мужчина. Обычно тексты имеют в виду семью разросшуюся, большую, включавшую не-


сколько поколений. Женатые сыновья оставались под родительской властью. После смерти отца раздел происходил не всегда - место главы семьи занимал часто старший из братьев. В случае, если братья требовали раздела, то старший претендовал на дополнительную долю, ибо он был основным продолжателем рода. Наследовали имущество лишь сыновья и внуки, а дочь имела право только на свадебные дары, дававшие ей некоторое материальное обеспечение в доме мужа. Сыновья должны были проявлять почтительность по отношению к матери, но полноправной хозяйкой она не становилась и после смерти мужа домом управлял мужчина. Женщина оставалась до известной степени чужою в большой патриархальной семье. Даже прав на наследство, оставшееся после мужа или сына, она не имела и сохраняла лишь то имущество, что получено из дома ее отца.

Если и те, кого связывали узы близкого кровного родства, не занимали одинакового положения в большой патриархальной семье, тем более это относится к принятым в семью чужакам. Распространена была, например, практика усыновления. В какой-то мере ее можно рассматривать как форму призрения сирот, помощи далеким родственникам, но, как правило, усыновленные не вполне уравнивались с родными сыновьями и имели ограниченные наследственные права. Внутри самой семьи складывались отношения патриархальной зависимости и эксплуатации.

Хозяин от имени всех домочадцев совершал заупокойные жертвоприношения, которые считались основой семейного благополучия. Культ предков объединял все семьи, связанные между собою родством по мужской линии. Поддерживались между ними и другие узы. Строго соблюдались передававшиеся из поколения в поколение семейные обычаи. Наиболее важные вопросы ставились на собраниях родственников, где, видимо, решающее слово принадлежало семьям и отдельным лицам, пользовавшимся особым авторитетом. Между родственниками и соседями складывалась традиционная система отношений, которая лишь частично может найти отражение в письменных источниках. Терминология литературных текстов крайне неотчетлива, но есть основания говорить о том, что наиболее влиятельные семьи оказывали другим покровительство, а взамен широко пользовались их услугами.

Развитие частной собственности способствовало не только имущественному расслоению, но и прямой эксплуатации чужого труда. Настоящим бедствием становилась задолженность, приводившая к закабалению свободных, к продаже членов семьи или самопродаже. Лишь прочность общинных традиций взаимопомощи препятствовала повсеместному распространению долгового рабства.

Естественно, что особенно широкими возможностями приумножения богатств располагали верхи городского населения, главным образом купцы, ростовщики и главы ремесленных корпораций. В буддийских текстах об их сокровищах рассказывается подробно и со множеством сказочных преувеличений. Проявляя вполне естественный скептицизм в отношении отдельных деталей, читатель этой литературы без труда представляет, однако, какое огромное впечатление производила на современников пышность быта отдельных богачей. Следует подчеркнуть, что в подобных описаниях речь идет не только о золоте, драгоценных камнях или одеждах, но и о толпах домашних слуг и рабов, которые повсюду сопровождают хозяев и исполняют всякие их прихоти. В буддийских рассказах неоднократно встречаются упоминания и рабов, принадлежавших крестьянским семьям, что свидетельствует о довольно широком распространении рабства. Типичной при этом является ситуация, когда раб помогает женщинам по дому или относит обед хозяину, работающему в поле. Литературные памятники позволяют сделать вывод о том, что в данный период рабство имело преимущест­венно домашний характер.

Социальные перемены сказались и на политическом строе. В отличие от племенных царьков предшествующего периода правители североиндийских государств середины I тысячелетия до н. э. опирались на служилую знать, на складывающийся административный аппарат. Наследственной аристократии в отдельных областях пришлось потесниться, уступая место тем, кто был ближе правящей в центре династии. К власти порой приходили и бывшие сельские старейшины или другие выходцы из «народа» (вайшьев). Обеспечив себе и своим родичам устойчивое влияние, они получали


возможность фальсифицировать генеалогии и доказывать, что на самом деле происходят от древних кшатрийских царей и героев. Богатство человека и степень его влиятельности в государстве приобрели не меньшее значение, чем происхождение из высших варн. В то же время сохранение иерархии варн ограничивало возможности социальной мобильности, а изменение реального места человека в обществе требовало обоснования с точки зрения сословной идеологии.

Важнейшей опорой правителей государств являлась армия. Иным стало ее оснащение: легкие колесницы сменились тяжелыми квадригами, шире применялись конница и особенно боевые слоны. Еще важнее было существенное изменение ее комплектования и характера в сравнении с поздневедийским периодом. Ядро армии теперь составляли отряды, находившиеся на постоянном царском довольствии,- профессиональное войско, таким образом, пришло на смену старинной дружине. Временные ополчения формировались обычно на основе городских ремесленных корпораций, а привычное для ведийской эпохи понятие «народа-войска» совершенно вышло из употребления. В середине I тысячелетия до н. э. сельское население было, как правило, безоружно и обязано лишь исправно платить налоги, которые и позволяли содержать государственный аппарат, включая постоянную наемную армию.