Опишите эффективный прием общения в ситуации. Методы эффективной коммуникации: психология общения

Не обязательно быть психологом, дабы знать и активно применять всевозможные психологические приемы, помогающие добиться в жизни. Не будет лишним отметить, что на сегодняшний день наибольшей популярностью приемы убеждения, самозащиты и, конечно же, эффективной коммуникации.

Психологические приемы убеждения

  1. Прием наставления. Данную форму общения можно смело назвать вежливой. Это своего рода команды и приказы, но произносятся они в мягкой форме. К примеру, мы не скажем: «Ты сделаешь это так…», а «После выполнения этой процедуры было бы неплохо сделать…».
  2. Прием косвенного одобрения. Как завуалировать лесть? Правильно, используя косвенное высказывание. Произносим фразы с эмоциональной окраской не так, например: «Вы такой молодец!», а следующим образом: «Проделанная вами огромная работа не может не принести пользу и восхищение окружающих!».
  3. Прием Сократа. Ваша главная задача – не дать в начале беседы сказать человеку «Нет». В противном случае, вам будет сложно переломить его на нужную вам сторону.

Психологические приемы убеждения в споре

  1. Что может с легкостью подтвердить любые ваши тезисы, так это уместно примененные цифровые примеры и статистические данные.
  2. Метод сравнения задействуем в том случае, когда уверены, что сможем до конца спора отстаивать свою точку зрения. К тому же этот прием придает беседе насыщенность.
  3. Попытайтесь понять, каково главное орудие спора вашего собеседника? Станьте его отражением и используйте это против него самого же.

Психологические приемы эффективного общения

  1. Не используйте в своей речи слова, которые подсознательно оттолкнут от вас собеседника. Таковыми являются следующие: должен, нужно, ужасно, страшно, неудача, провал, растерянный. Вместе с тем, замените их на: хотел бы, небольшие трудности, немного тревожно, предпочел бы.
  2. Понимание станет затруднительным, если любое объяснение будет проводиться на повышенных тонах. К тому же, если ваш собеседник – личность ранимая и чувствительная, то уж тем более вам не следует говорить громко и эмоционально.
  3. Следите за тоном голоса. Научитесь правильно расставлять акценты во время разговора.

Психологические приемы самозащиты

Цель: повышение коммуникативной компетенции учащихся (знакомство с эффективными приемами общения; расширение представлений о способах самоанализа в сфере общения; развитие коммуникативных умений).

Задачи: повторить понятие "общение", основные виды общения; формирование основных навыков эффективного общения; определить личные качества, важные для общения; актуализировать потребность в развитии коммуникативных навыков каждого учащегося.

Методы и приемы: словесный (рассказ- объяснение педагога); наглядно-иллюстративный (демонстрация картинок); игровой (использование игр); практический (выполнение упражнений).

Оснащение: магнитофон, дидактический материал, наглядный материал, психологические дневники учащихся.

Ход занятия:

Приветствие.

Здравствуйте! Я очень рада видеть всех вас сегодня здесь.

Учащиеся здороваются друг с другом и обмениваются улыбками.

Введение в тему.

Сегодня мы с вами продолжаем наш большой блок «Общение» и тему «Эффективные приемы общения». Давайте вспомним ещё раз что такое общение, а также виды и функции общения.

- Общение – это взаимодействие с целью передачи информации, опыта, эмоций. В отличие от простого взаимодействия в процессе общения происходит открытие друг другом самих себя, своих "Я".

- Виды общения.

Рисунок 1


Рисунок 2


Рисунок 3


Рисунок 4

- Функции общения.


Рисунок 5

Сейчас мы с вами попробуем в необычной форме пообщаться все вместе.

Разминка

Упражнение: "Эстафетная палочка" Ведущий произносит любое предложение (смысл его не важен). Задача следующего участника - начать свое предложение с последнего слова предыдущей фразы.

Основная часть занятия.

Скажите коммуникативные навыки врожденные или приобретенные со временем в социуме?

Умение общаться с людьми - это товар, который можно купить так же, как и сахар и кофе…И я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете.
(Дж. Рокфеллер)

Упражнение: "Лестница коммуникативного мастерства".


Рисунок 6

Каждый ученик на нарисованной на доске лестнице располагает себя в зависимости от своих коммуникативных умений.

Прежде чем начать обсуждение по нашей теме, стоит привести пример разговора двух старушек:

А: А знаешь, мой внук заработал в армии еще одну "лычку"! Теперь он у меня сержант.
Б: А у меня в последнее время печень совсем разболелась - сил совсем нет.
А: Вот я и говорю, может быть ему теперь ему отпуск дадут.
Б: Да, отпуск - это хорошо. Видимо, придется теперь в больницу идти.

Первое правило эффективного общения: Лучший собеседник - не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать.

Почему люди не слушают других людей? Необходимо развивать в себе навыки слушанья (безоценочность, перефразирование, резюмирование, понимание чувств собеседника). Помимо того, что мы слушаем, мы должны замечать любые изменения в своем собеседнике- быть наблюдательными в общении- это второе правило.

Упражнение: "Что помню?" Один из учеников (по желанию) садится спиной к аудитории. Остальные вслух загадывают одного из присутствующих. Задача водящего как можно полнее описать внешний вид загаданного.

А сейчас мы с вами разомнемся.

Упражнение: "Передай другому без слов" Учащиеся по кругу передают друг другу воображаемый предмет. Сосед должен взять его соответствующим образом и назвать.

Третье правило : понимание невербальных сигналов собеседника

А теперь давайте вместе назовем еще одно правило общения. Оно очень важно при передачи информации от одного лица другому….. Точность передачи информации- четвертое правило .

Ребята. Были ли у вас курьезные случаи связанные с несоблюдением этого правила?

Посредством группового обсуждения на доске формируется список качеств, необходимых для эффективного общения. Например: тактичность, умение слушать, открытость, доброжелательность, обаяние, жизнерадостность и т.д. Выбирается 5 наиболее важных и записываются в таблицу. Затем каждый заполняет таблицу- оценить по 10 балльной шкале (столбец "мной самим"), передает по кругу (остальные заполняют столбец "ШМП"). Сравниваем. Остальные два столбика заполнить дома (Д/З).

Закрепление-повторение.

Дети сами подводят итоги сегодняшней темы. Высказывают свои ощущения и пожелания.

Все, о чем мы сегодня говорили, конечно же, определяет успех в общении. И вместе с тем этого недостаточно. Нужно помнить: главное в общении- это сам человек! Общаясь, мы прежде всего используем самого себя. Поэтому так необходимо постоянно расти, развивать свою уникальную личность. Чем мы с вами все время и занимаемся. И в завершении послушайте интересную притчу.

Притча: «Как важно правильно слушать».

В давние времена отправил некий царь гонца к царю соседних земель. Гонец запоздал и, поспешно вбежав в тронный зал, задыхаясь от быстрой езды, начал излагать поручение своего владыки: «Мой господин… повелел вам сказать, чтобы вы дали ему… голубую лошадь с чёрным хвостом… а если вы не дадите такой лошади, то…». «Не желаю больше слушать!» - перебил царь запыхавшегося гонца. - «Доложи своему царю, что нет у меня такой лошади, а если бы была, то…»
Тут он запнулся, а гонец, услышав эти слова от царя, который был другом его владыки, испугался, выбежал из дворца, вскочил на коня и помчался назад докладывать своему царю о дерзком ответе. Когда выслушал царь такое донесение, он страшно рассердился и объявил соседскому царю войну. Долго длилась она - много крови было пролито, много земель опустошено - и дорого обошлась обеим сторонам.
Наконец оба царя, истощив казну и изнурив войска, согласились на перемирие, чтобы обсудить свои претензии друг к другу. Когда они приступили к переговорам, второй царь спросил первого:
- Что ты хотел сказать своей фразой: «Дай мне голубую лошадь с чёрным хвостом, а если не дашь, то…»? - «…пошли лошадь другой масти». Вот и всё. А ты что хотел сказать своим ответом: «Нет у меня такой лошади, а если бы была, то…»? - «…непременно послал бы её в подарок моему доброму соседу». Вот и всё.

Ритуал прощания.

Все улыбаются друг другу и прощаются до следующего занятия.

Фрагмент книги Нейл Фьоре. Психология личной эффективности. Как победить стресс, сохранять концентрацию и получать удовольствие от работы. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.

Эта книга, написанная опытным психологом, позволит вам посмотреть на свою работу со стороны, изменить отношение ко многим вещам, а также выработать полезные привычки, повышающие мотивацию и снижающие уровень стресса.

Коммуникация нужна для того, чтобы мотивировать, влиять, обучать, управлять, убеждать,
а также объединяться ради миссии организации и личных идей и целей.
Тони Алессандра «Платиновое правило»

Эффективная коммуникация, несомненно, необходима для успешной реализации целей организации. Искаженные, неправильно трактуемые сообщения часто становятся причиной поражений крупных компаний, армий и народов. Тем не менее многие менеджеры, предприниматели и бизнесмены по-прежнему думают, что коммуникация подразумевает умение давать распоряжения, спорить и оправдываться. Тогда как прежде всего это активное слушание. Как шутят американцы, для жителей Нью-Йорка слушать означает ждать своей очереди высказаться.

Любой продавец знает, что потенциального клиента нужно выслушать, чтобы понять его потребности, а чтобы поддерживать долгосрочное сотрудничество, следует поставить себя на его место, говорить в том же темпе и теми же фразами. Другими словами, успешный бизнес держится на длительных отношениях с клиентами. Когда вы предоставляете им качественные услуги, между вами устанавливается контакт. После споров или обсуждений вы переходите на другой уровень, осознав, что вас услышали, поняли и настроены к вам дружелюбно. Глубокая взаимосвязь строится на эффективных коммуникациях, которые формируют лояльность коллег, подчиненных и клиентов.

Эффективная или неэффективная

  • Неэффективная коммуникация - это пререкания с окружающими, направленные на защиту своих целей и планов. Она подразумевает наличие победителей и побежденных. Подобный стиль «общения» корнями уходит в философию, делящую мир надвое: на «правильно и неправильно», «победу и поражение» или «хорошо и плохо», не учитывая промежуточных состояний. Есть лишь одно верное мнение, поэтому можно пренебречь взглядами и переживаниями людей, которые могут обогатить наши знания о мире и сформировать целостную картину. Вместо этого мы постоянно отстаиваем свои узкие воззрения. Успехом считается пауза в конфликте, когда обороняющийся временно отступает. Разногласия в итоге выливаются в сопротивление, потерю командной эффективности и даже саботаж, пока не воцарится баланс власти и уважения.
  • Эффективная коммуникация, в свою очередь, ставит целью понять взгляды, чувства и мнения окружающих. Когда две стороны слушают друг друга, выигрывают обе. Взаимопонимание и уважение становятся основой сотрудничества, взаимозависимости и лояльности. Успех достигнут, если каждая из сторон скажет: «Да, именно это я и имел в виду. Вы меня поняли».

Навыки эффективной коммуникации позволяют сосуществовать противоположностям - это высшая способность понять иную точку зрения и найти компромисс. Зачем спорить о том, кто прав, кто виноват? Цель эффективной коммуникации - наладить и оберегать взаимосвязь, поддержку и рабочие взаимоотношения, взаимовыгодные и, следовательно, длительные.

Демонстрируя желание выслушать и понять позицию и переживания собеседника (не отрицая собственной точки зрения), вы создаете атмосферу безопасности и одобрения, которая повышает вероятность подписания выгодного контракта или заключения сделки.

Сила активного слушания

Сила активного слушания ярче всего проявляется в работе отдела по обслуживанию клиентов и в ходе переговоров. Чем качественнее работает его персонал, тем меньше жалоб и больше удовлетворенных клиентов и повторных обращений.

Хорошо обученные сотрудники отдела предлагают прекрасное обслуживание, учатся избегать споров и стараются сглаживать конфликтные ситуации.

Мой тренинг по эффективной коммуникации включает упражнения по слушанию, предполагающие деление аудитории на подчиненных (или клиентов) и руководителей (или сотрудников отдела обслуживания). Первоначальная цель - выслушать хотя бы три предложения, а затем перефразировать сказанное, пока говорящий не подтвердит, что услышан и понят. Когда участники демонстрируют, что разделяют разочарование или раздражение клиента, тот умеряет свой пыл. Один настоящий покупатель даже сказал: «О, вы так милы. Я думал, вы будете со мной спорить или обвинять во лжи».

Как-то раз на семинаре в строительной компании инженеры прервали речь и начали спорить и искать решение проблемы еще до того, как подчиненный закончил фразу. Даже в условиях ролевой игры дискуссия была довольно жаркой. Когда вы пытаетесь выразить свое недовольство и обиду, а вас не слушают, это очень раздражает.

Потребовалось несколько дней практики, прежде чем сотрудники строительной компании научились выслушивать десять предложений подряд и стали точно перефразировать то, что пытался сказать говорящий. Несколько участников тренинга (преимущественно среди мужской аудитории) рассказали мне во время перерыва, что эти занятия помогают и в общении с женой. На что я ответил: «Если хотите добиться большего, время от времени вставляйте слова “Продолжай” и “Ты права”».

Естественно, активное слушание помогает не толь ко в личных отношениях, но и в работе сервисной службы, в сфере управления персоналом и т. д. Помимо всего прочего, если внимательно слушать собеседника, времени на то, чтобы придумать контраргументы или оправдать свою позицию не остается. Поглощенность речью демонстрирует одобрение и позволяет говорящему чувствовать себя комфортно и раскрываться еще больше. А это означает больше удовлетворенных клиентов, повторные обращения и рост продаж. Навыки эффективной коммуникации напрямую влияют на прибыль любого бизнеса.

Упражнения по эффективной коммуникации

Участники моих тренингов знают, что чем актуальнее тема и эмоциональнее дискуссия, тем неотступнее нужно следовать руководству по достижению взаимовыгодной коммуникации. Процесс внимательного и активного слушания протекает гораздо естественнее, если несколько раз применить данные правила на практике.

  • Решите, сколько времени каждый из вас будет говорить непрерывно.
  • Смотрите друг на друга и наблюдайте за мимикой и жестами. Вас не должны разделять посторонние предметы, а расстояние между вами должно быть комфортным, примерно метр-полтора.
  • Определите, кто говорит первым. Пока один излагает мысль, другой внимательно слушает и наблюдает. Слушатель концентрируется на словах собеседника, его интонации и телодвижениях, чтобы потом пересказать сообщение. Говорящий останавливается после трех-пяти фраз - вполне достаточно для того, чтобы слушатель уловил смысл, и не так много, чтобы забыть суть сказанного.
  • Слушатель пересказывает слова, описывает жесты и мимику говорящего без какойлибо интерпретации и исправлений. Если говорящий взял слишком высокий темп, слушатель может прервать его словами:
  • «Минутку, позвольте мне удостовериться, что я понял то, что вы сказали ранее».
  • После того как слушатель изложил свою версию, говорящий указывает, в чем тот прав, исправляет ошибки и подтверждает, что его услышали и уловили вербальные и невербальные посылы.
  • Упражнение продолжается до тех пор, пока говорящий не закончит и не почувствует удовлетворение от того, что его поняли. Затем участники меняются ролями (можно даже поменяться местами) и повторяют все сначала.

Чтобы пересказать чью-то мысль, требуется внимание к словам говорящего, его интонации и жестам. Вы должны обеспечить обратную связь в виде квинтэссенции вербальных и невербальных сигналов. Излагая мысли собеседника, вы преследуете следующие цели:

  • Фокусируете внимание на собеседнике, вместо того чтобы осуждать, пререкаться или искать решение.
  • Демонстрируете уважение и искреннюю попытку понять.
  • Проверяете, все ли правильно поняли.
  • Позволяете собеседнику прояснить смысл изложенного, а также узнать иные значения обращения. Например, можно сказать: «Ваши слова говорят о том, что вы обижены, но интонация и сжатый кулак заставляют меня думать, что, скорее всего, даже рассержены».

Воспользуйтесь данным руководством хотя бы раз, а затем обращайтесь к нему по мере необходимости. Главное - слушать друг друга, а не пререкаться. Компании, взявшие на вооружение навыки активного слушания, легко сметают преграды, мешающие общению, переговорам и продуктивной командной работе.

Принципы коммуникации

Вы общаетесь непрерывно

Чтобы ваше молчание или жесты были истолкованы правильно, лучше сразу сообщить о своем физическом и эмоциональном состоянии.

«Если вам кажется, что я немного несобран, не принимайте это на свой счет. Просто я подхватил ужасный насморк».

«Мне тяжело говорить о своих чувствах. Боюсь, это разрушит наши отношения, но я очень зол из-за того, что ты не поддержал меня на совещании».

Услышать не значит понять

Старайтесь не думать заведомо плохо о характере или намерениях окружающих и просите их пояснить мысль, если вы усомнились в значении того или иного сообщения или жеста.

«Думаю, я понял вашу мысль, но для пущей уверенности лучше повторю».

«Возможно, я неправильно записал время встречи. Я ждал вас в 9 утра».

Коммуникация не завершена, пока слушатель не подтвердит вашу правоту

Сравните два диалога.

  • Совершенно с вами согласен. С нетерпением жду возможности прогуляться по парку.
  • Прекрасный день, не правда ли?
  • Смотрел вчера игру «Лос-Анджелес Лейкерс»?

Говорящий должен сделать так, чтобы слушатель его понял

Поставьте себя на его место. Постарайтесь прочувствовать культурный контекст слушателя. Обращайте внимание на языковые и смысловые различия.

«Ты выглядишь озадаченным. Может, я неясно выразился?»

«Простите, хочу убедиться, что вы поняли, что я имею в виду. Позвольте, объясню по-другому».

Используйте местоимение «я»

Не отступайте от своей субъективной правды, своей проблемы и своих целей. Например:

«Я столкнулся с одной проблемой: хочу тебя повысить, но не могу, потому что ты опаздываешь и не вовремя сдаешь проекты».

Старайтесь не лезть в душу, не анализировать и не диктовать свою волю. Не говорите:

«Сколько можно! Ты всегда опаздываешь (забываешь, принимаешь близко к сердцу)».

Избегайте сарказма и шуток во время серьезного обсуждения. Выражая обиду, злость или разочарование, вставляйте местоимение «я». Например:

«Плевать я хотел на сарказм. Если ты сердит, скажи мне прямо, и хватит повторять, что я не понимаю шуток или принимаю все близко к сердцу».

Никаких взаимных жалоб

Коммуникация наиболее эффективна, когда концентрируется на одном говорящем или одной проблеме. Откажитесь от каких-либо оправданий. Тот, кто жалуется, должен быть:

  • услышан;
  • понят;
  • убежден, что вы на пути к компромиссу, еще до того, как слушатель ответит и перескажет его слова.

Запланируйте периоды охлаждения и моменты выплеска эмоций

Когда аргументы исчерпаны и начинают идти по кругу, лучше взять паузу и успокоиться.

«Тебе сейчас удобно говорить? Может, перенесем на 9 вечера?»

Различные стили коммуникации и предпочтения

Коммуникация не удается по ряду причин, среди которых одна из главных - различие стилей, культур и предпочтений. Хотя вообще-то это данность, а не проблема. Деловым людям просто необходимо обладать отличными навыками общения.

Личностные стили и предпочтения в коммуникации можно расположить на осях координат следующим образом: прямой против непрямого и ориентированный на задачу против ориентированного на человека.

Четыре стиля коммуникации и типы личности:

  1. Прямой и ориентированный на задачу: директора, менеджеры, президенты.
  2. Прямой и ориентированный на человека: продавцы и пиарщики.
  3. Непрямой и ориентированный на задачу: бухгал терия и технический персонал.
  4. Непрямой и ориентированный на человека: менеджеры по персоналу и административный персонал.

В каждом коллективе должны присутствовать все типы личности и стили коммуникации (см. табл. 4.1). Это обобщенные категории, в действительности отношения, стили и предпочтения в коммуникации пересекаются и комбинируются. Но таблица напоминает об их разности. Помните, что различие - это данность, а не проблема.

Стили восприятия информации

Помимо различных стилей общения ваши подчиненные, партнеры и клиенты по-разному воспринимают информацию, то есть каждый ее посвоему видит, слышит и трактует. Один из специалистов по коммуникации, бывший главный тренер футбольной команды «Окленд Рейдерс» Джон Мэдден однажды сказал: «Одним игрокам достаточно просто объяснить схему игры, и они поймут. Другим не надо ничего говорить, а лучше нарисовать на доске. А третьим нужно объяснить, нарисовать, и они все равно не поймут, пока сами не пробегутся по полю».

Мэдден получил педагогическое образование и в 42 года стал самым молодым тренером, добившимся 100 побед в сезонах. Он на практике столкнулся с тем, что одни воспринимают информацию на слух (аудиалы), другие зрительно (визуалы), а третьи физически (кинестетики).

Чтобы эффективно обучать и общаться с подчиненными, выясните характерный для них стиль восприятия, чтобы они слышали вас и были услышаны, видели, что вы имеете в виду, и схватывали то, что вы хотите до них донести. Если внимательно слушать и наблюдать за клиентами и подчиненными, то обнаружится, что они используют слова, которые сигнализируют о наиболее удобных для них способах усвоения информации. Аудиалы слушают звук и интонацию. Они очень чувствительны к эмоциям, выраженным голосом. Визуалам необходимо видеть слова, иначе они не поймут вас. Кинестетики должны физически и эмоционально почувствовать то, о чем вы говорите, потрогать и пропустить через себя.

Понаблюдайте несколько дней за тем, какие слова выдают ваш стиль коммуникации. Также обратите внимание, как лучшие продавцы приспосабливаются к стилю общения клиентов.

Этим навыкам обычно не придают значения, но они положительно сказываются на деловых контактах, гораздо быстрее разрешают конфликты и превращают вас в эффективного менеджера.

Таблица. Основные стили коммуникации

Ориентированный на задачу Ориентированный на человека
Непрямой Самоуверенный, решительный, готов рисковать, односторонняя коммуникация, высокий уровень достижений, разговорчивый, отдает распоряжения Настойчивый, действует на опережение, переговорщик, общительный, мечтатель, масштабно мыслящий, оптимист, надежный, энтузиаст
Стиль: любит ясные, краткие, конкретные служебные записки, следит за временем: «Не отнимайте у меня время. Когда вы принесете отчет?» Стиль: предпочитает открытую и дружескую беседу, похвалу и поощрение: «Интереснейшая задача и прекрасная возможность. Мы сделаем это».
Потребности: четкая, краткая, конкретная информация Потребности: признание, свобода самовыражения, решение трудных задач
Должность: СЕО, исполнительный директор, член правления, президент Должность: менеджер по продажам, пиарщик
Прямой Опасается риска, основательный, придерживается правил, реалист, дотошный, точный, дипломатичный, высокие стандарты, аккуратный Дружелюбный, спокойный, хороший слушатель, внимательный, искренний, командный игрок, концентрируется на одной задаче
Стиль: предпочитает факты или вопросы, лишенные личностной окраски: «Давайте факты. Сообщите, пожалуйста, на что ушли эти деньги» Стиль: предпочитает дружелюбную, теплую, приятную беседу: «Доброе утро. Как дела? Я могу чем-то помочь?»
Потребности: точность, организация, формальное взаимодействие Потребности: дружелюбное, привычное окружение, признание, внимание к мелочам
Должность: бухгалтер, инженер, системный администратор, ИТ-специалист Должность: менеджер по персоналу, социальный работник, администратор
© Нейл Фьоре. Психология личной эффективности. Как победить стресс, сохранять концентрацию и получать удовольствие от работы. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.
© Публикуется с разрешения издательства

Правила успешного взаимодействия (по Г. Бройнингу).

  • 1. Длинные предложения затрудняют понимание. Короткие предложения (8-15 слов) более наглядны, легче воспринимаются и понимаются.
  • 2. Голос является сильным инструментом убеждения - он может вызвать как симпатию, так и антипатию к человеку.
  • 3. Паузы являются очень мощным, но часто недооцениваемым инструментом воздействия. Они усиливают внимание, успокаивают, подчеркивают сказанное. После длинной паузы можно, например, легко сменить тему разговора.

А. Чаще используйте в своей речи глаголы. Они придают высказыванию наглядность и побуждают к действию. Прилагательные придают речи оттенок чего-то личного.

5. Чем абстрактнее то или иное понятие, тем многозначнее его можно интерпретировать. Поэтому уже в начале разговора нужно объяснить партнеру смысл, который вы в него вкладываете.

  • - Говорите ровно столько, сколько нужно, чтобы другой человек понял вас. Не стоит "увязать" в деталях и забрасывать собеседника ненужной уточняющей информацией. При необходимости это можно сделать потом.
  • - Не отклоняйтесь от темы разговора.
  • - Избегайте двусмысленных выражений.

Прежде чем начать разговор, подготовьтесь. Только необыкновенный человек может прийти на переговоры или начать важный разговор по телефону

  • - запомнить все, о чем хотел сказать,
  • - изложить это в логической последовательности,
  • - быть кратким и не отклоняться от главной темы.

Запишите ключевые слова на небольшую карточку. Во-первых, это поможет структурировать ваши собственные мысли. Во-вторых, поможет сосредоточиться на основных моментах вашей речи. В-третьих, если при разговоре с людьми вы что-то забудете, карточка с ключевыми словами поможет вам восстановить это в памяти.

Не спорьте из-за пустяков. Если вы любите спорить и давить па людей, вы можете нажить себе кучу врагов, даже если ваши утвердительные положения вполне логичны. Человека невозможно убедить в чем-то, если он сам этого не хочет. Любой спор изначально бесперспективен. Один раз озвучив свою позицию, человек предпочитает ее придерживаться. Это общая закономерность. Человека можно, конечно, переспорить, задавить в споре неопровержимыми, казалось бы, доказательствами. Только при этом вы не измените его мнения. На тренингах многократно наблюдается ситуация, когда в споре человек "уходит в глухую защиту" и тогда он уже не слышит своего оппонента. И тут можно говорить даже самые разумные доводы - все равно без толку. Какой из этого выход? Задавайте вопросы: "Не кажется ли вам...?", "Не лучше ли это сделать так...?" и т.д. Вопросы помогут избежать утвердительных предложений. Вопросы не давят на людей так, как утверждения. Ваш сдержанный тон найдет благожелательный прием у людей. Вопросами такого рода можно "убить двух зайцев":

  • - сообщить другому человеку то, что думаете;
  • - сделать ему при этом комплимент, спрашивая его мнение.

Несистематизированная информация хуже воспринимается. Если обрушивать на собеседника поток несистематизированной информации, вы совершенно собьете его с толку. В такой ситуации очень сложно отделить главное от второстепенного. Это может быть приемом с целью окончательно запутать противника. Информация, поданная мелкими порциями, также не позволяет ею эффективно воспользоваться, так как при этом пропадает целостность восприятия. Но если вы хотите, чтобы собеседник вас понял, то постарайтесь изложить спой материал последовательно и логично. Поэтому, если перед вами стоит задача "заболтать" собеседника, выдавайте информацию в несистематизированном виде отдельными кусочками. Если же вы хотите, чтобы вас не только услышали, но еще и поняли, структурируйте свою информацию.

Люди очень часто верят словам. Гораздо целесообразнее больше уделять внимание поведению людей, их делам и поступкам. Поменьше обращайте внимание на то, что люди ГОВОРЯТ в пользу того, что они ДЕЛАЮТ. А заодно еще неплохо и проанализировать связь или расхождение слова и дела

Разрыв шаблона. Интересным приемом является "разрыв шаблона". Вы вводите в ситуацию неуместное замечание, которое само по себе представляет вразумительное сообщение, но не дает другому человеку дать единственный ответ на первоначальную ситуацию.

Хорошим средством прервать ход мысли собеседника - это неожиданно сказать ему: "Вот видите!" (или "Я же говорил!").

Негативные и позитивные слова. Многие люди неосознанно используют слова, которые на подсознательном уровне отталкивают собеседника. Попробуйте внести коррективы в стиль своих высказываний, изменить эмоциональную окраску своих слов, сделать ее более спокойной.

Негативные слова Позитивные слова

Говорите спокойно. Если человеку начать что-то объяснять на повышенных тонах, то понимание будет затруднено. И чем более чувствителен человек, тем это заметнее. Эту закономерность легко объяснить. Дело в том, что все внимание человека, на которого обрушивается поток негативно окрашенных слов, сосредоточено не на смысле слов, а на отношении к нему говорящего. В результате внимание сдвигается и блокирует анализаторскую деятельность мозга. Поэтому все слова, сказанные на повышенных тонах, слушающим просто не воспринимаются. Это является защитной реакцией организма, которую нужно учитывать. Для того чтобы нейтрализовать подобные явления, можно пользоваться, например, фразой: "Если вы будете говорить спокойно, я смогу вас лучше понять", против этого сложно что-либо возразить. Эта фраза не вызывает в ответ агрессивную реакцию, потому что она нейтральна.

Изменение смысла сообщения при помощи интонации. Большое значение в процессе общения имеет топ голоса. По-разному расставляя акцепты, можно в значительной степени изменить смысл посылаемого сообщения. Например, фразу "Эту проблему мы должны решать совместно" можно сказать абсолютно по-разному.

Приемы, повышающие эффективность коммуникации

Существует множество приемов повышения эффективности общения, преодоления коммуникативных барьеров. Назовем некоторые из них.

Прием "имя собственное" основан на произнесении вслух имени-отчества партнера, с которым общается работник. Это показывает внимание к данной личности, способствует утверждению человека как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями, тем самым формируется аттракция, расположение работника к клиенту или партнеру.

Прием "зеркало отношений" состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица, свидетельствующем, что "я - наш друг". А друг - это сторонник, защитник. У собеседника возникает чувство защищенности, что образует положительные эмоции и вольно или невольно формирует аттракцию.

Прием "золотые слова" заключается в высказывании комплиментов в адрес человека, способствующих эффекту внушения. Тем самым происходит как бы "заочное" удовлетворение потребности в совершенствовании, что ведет также к образованию положительных эмоций и обусловливает расположенность к работнику.

Прием "терпеливый слушатель" вытекает из терпеливого и внимательного выслушивания проблем клиента. Это приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей любого человека - потребности в самоутверждении. Ее удовлетворение, естественно, ведет к образованию положительных эмоций и создаст доверительное расположение клиента.

Прием "личная жизнь" выражается в привлечении внимания к хобби, увлечениям клиента (партнера), что также повышает его вербальную активность и сопровождается положительными эмоциями.

Приемы, позволяющие расположить к себе собеседника

  • Проявляйте искренний интерес и внимание к людям и их проблемам.
  • Будьте приветливы, доброжелательны.
  • Запоминайте имя человека и все, что можно о нем узнать - семейное положение, увлечения, слабости. Это поможет найти общие темы для разговора. Ничто так не располагает человека к взаимодействию, как общие интересы, общие хобби.
  • Умейте терпеливо слушать других. Проявляйте внимание и сочувствие.
  • Никогда не унижайте человека, даже если он не прав.
  • Дайте человеку почувствовать его значимость, подчеркните его компетентность, поощряйте, говорите комплименты, применяйте похвалу. И делайте это искренне. Фальшь легко распознается.
  • Искренне признавайте достоинства собеседника. Задавайте ему вопросы "на понимание" вопросов той области, в которой он является экспертом.
  • Обращая внимание на ошибки, делайте это в косвенной форме.
  • Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.
  • Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказания.
  • Дайте возможность человеку "спасти свое лицо".
  • Хвалите человека за каждый его даже скромный

успех и будьте при этом искрении.

  • Отдайте должное его действительным успехам и достижениям.
  • Делайте так, чтобы людям было приятно исполнить то, что вы хотите.

51. Техника и приемы общения

Техника общения – это те способы, к которым прибегает человек, чтобы подготовиться к общению и его поведение в ходе общения. Приемы общения – наиболее предпочтительные средства, выбираемые для процесса общения. Психология жестов. Передаваемая словесно информация может быть воспринята неверно если она сопровождается несоответствующими жестами. Знание психологии жестов поможет изменить свое поведение, вовремя закончить переговоры и т. д., если что-то идет не так, как хотелось бы.

Жесты открытости:

1) раскрытые руки (руки ладонями вверх);

2) расстегивание пиджака.

Жесты защиты

1) руки, скрещенные на груди;

2) руки, зажатые в кулак.

Раздумье и критическая оценка:

палец вдоль щеки; наклоненная голова (поза внимательного слушания);

почесывание подбородка («хорошо, давайте подумаем»);

жесты с очками, к жесту прибегают также, если требуется время на обдумывание, при этом в рот берется дужка очков, говорить при этом сложно, так что остается внимательно слушать, обдумывая ответ; хождение по комнате; пощипывание переносицы.

Подозрение и скрытность:

взгляд в сторону («что ты имеешь в виду?»); защита рта рукой: во время речи – лживость; во время слушания – чувствует, что собеседник лжет;

3) прикосновение к носу – вариант 2 в замаскированной форме;

4) потирание века;

5) почесывание или потирание уха. Предостережение – нельзя возводить рассмотренные жесты в абсолют.

Отношение к беседе:

1) ноги (или все тело) обращены к выходу – свидетельство того, что человек хочет закончить встречу, поэтому следует либо закончить разговор, либо перевести его в более интересное русло;

2) подпирание ладонью щеки и подбородка – свидетельство скуки, иногда путают с жестом внимательного слушания, но в этом случае указательный палец направлен вертикально к виску.

Территориальные права:

1) интимная зона (от 15 до 46 см) – это психологическая собственность человека, право нарушить эту зону имеет только очень близкий человек, при вторжении чужого, например, при давке в общественном транспорте, человек испытывает раздражение и дискомфорт;

2) личная зона (от 46 см до 1,2 м) – расстояние для вечеринок и официальных встреч;

3) социальная зона (от 1,2 до 3,6 м) – зона для общения с посторонними людьми, например, на таком расстоянии следует находиться хозяину квартиры и сантехнику, чтобы не вызывать раздражения друг у друга;

4) общественная зона (более 3,6 м) – расстояние для общения с большой аудиторией.

Из книги Энциклопедия пикапа. Версия 12.0 автора Олейник Андрей

Проблема общения В любви и на войне одно и то же: крепость, ведущая переговоры, наполовину взята. /Маргарита Валуа/Эффективным способом поддержать разговор с девушкой считается «песенка чукчи». Я часто им пользуюсь, и не переставаю удивляться его универсальности. Мимо

Из книги Советы по строительству бани автора Хацкевич Ю Г

Из книги Балансиры и безнасадочные мормышки автора Смирнов Сергей Георгиевич

Техника и приемы ловли Не следует разгонять крупный балансир слишком резкими подъемами, при этом не выдерживая пауз после сброса (игра балансира во время сброса по большому счету и привлекает хищника). Подъем приманки проводится с небольшим ускорением, но ни в коем

Из книги Эти странные шведы автора Берлин Петер

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ Запретные темыШведы считают себя народом самых широких взглядов, едва ли не самыми свободомыслящими людьми на свете. Они уверяют, что только в Швеции можно без всякого стеснения обсуждать абсолютно любую тему, будь то секс, деньги, кровосмешение или

Из книги Энциклопедия этикета. Все о правилах хорошего тона автора Миллер Ллуэллин

Секреты общения Выступление на публике Каждому когда-нибудь приходится выступать хотя бы с несколькими словами – представляя оратора аудитории, вручая или получая награду, озвучивая доклад комиссии, отвечая на тост. Первым и самым важным условием для любого

Из книги Настоящая леди. Правила хорошего тона и стиля автора Вос Елена

Из книги Цыпочки в Нью-Йорке автора Демэй Лайла

Из книги Психология автора Богачкина Наталия Александровна

53. Развитие общения Процесс общения развивается как в фило-, так и в онтогенезе.В процессе филогенеза меняется содержание общения.Это изменение проявляется в следующем:1) насыщение новой информацией: биологическое внутреннее состояние организма + информация о важных

Из книги Речевой этикет. Русско-немецкие соответствия. Справочник автора Формановская Наталья Ивановна

«ТЫ»/«ВЫ»/(DU/SIE) - ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ Основные правила употребления «ты»/«Вы»/(du/Sie) - форм:Установление контакта с собеседником, поддержание с ним общения предполагает в немецком языке выбор форм с du или Sie.Общение на «Вы» - Sie свидетельствует о вежливости и употребляется при

Из книги Полная современная энциклопедия этикета автора Выскребенцева Елена Викторовна

Секреты общения Ежедневно мы общаемся с большим количеством людей: дома, на работе, в магазине и даже на улице. И вряд ли большинство из нас задумывается над тем, как они это делают. А от того, как мы себя ведем, говорим, жестикулируем, зависит успех наших коммуникаций,

Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

Из книги 2 в 1. Массаж. Полное руководство + Целительные точки тела. Полный справочник автора Максимов Артем

Техника и приемы китайского массажа После многолетних наблюдений древние китайцы обнаружили, что надавливание на определенные точки на теле облегчает боль, а также приносит пользу частям тела, удаленным от болезненного места и точки воздействия. Постепенно они открыли

Из книги Я познаю мир. Тайны человека автора Сергеев Б. Ф.

Жажда общения Человек – существо социальное. Так устроен и воспитан наш мозг, таким он делает наше поведение. Известно, что человек, вырванный из социальной среды, лишенный человеческого общества, кстати сказать, точно так же, как муравей, существовать не может. У

Из книги Этикет. Полный свод правил светского и делового общения. Как вести себя в привычных и нестандартных ситуациях автора Белоусова Татьяна

На старте общения I. Этикет предлагает: для возникновения доверительного эмоционального настроя - установить с партнером по предстоящему общению позитивный зрительный контакт.II. Этикет помогает расположить к себе, вызвать доверие, используя в момент общения ритуалы

Из книги Классический русский массаж за 15 дней автора Огуй Виктор Олегович

Во время общения I. Этикет обязывает сохранять дистанцию как в физическом, так и в психологическом плане.Дурным тоном считается: NOTA BENE подходить к человеку со спины; читать через чужое плечо; читать чужую корреспонденцию; нарушать личную дистанцию - в

Из книги автора

Тема 5. Приемы и техника русского классического массажа Выше уже отмечалось, что массаж – это метод дифференцированного механического воздействия на организм человека совокупностью приемов выполняемых массажистом или с помощью специальных аппаратов. В данной книге,