Закон 212 о страховых взносах. Как изменится порядок и сроки уплаты страховых взносов

Закон 212-ФЗ в новой редакции с изменениями: что регламентирует, основные моменты закона «О страховых взносах», положения по состоянию на 2019 год.

Обзор структуры федерального закона

Рассмотрим закон 212-ФЗ в новой редакции с изменениями в кратком обзоре и описанием. Нормативно-правовой акт имеет главы (8 шт.) и статьи (62 шт.), часть из которых поделены.

N главы

Описание

Прописаны общие понятия закона в 4-х статьях. В них объясняется, что именно регулируется нормативно-правовым актом и основные моменты, включенные в него. Перечисляются органы, контролирующие процедуру отчислений по взносам. Глава регулирует сроки оплаты взносов.
Регулирует процесс оплаты обязательных отчислений с 5-ой по 17-ую статьи. Дается понятие, кто именно считается плательщиком, каким образом учитываются взносы, из каких средств оплачиваются, количество, тарификация.
Регулирует процедуру исполнения обязательств по внесению обязательных платежей. Определяются органы, предоставляющие отсрочку сроков, либо рассрочку для внесения обязательных платежей в фонды. А также порядок штрафования, пеней в следствии не своевременной оплаты взноса.
С 28-ой по 32-ую статьи обозначаются права и обязанности плательщиков страховых отчислений. Определяются понятия, как должны контролирующие органы взимать оплату в фонды. Рассматривается процесс ограничения к данным о плательщиках.
С 33-тью по 39-ую статьи регулируется процесс контролирования оплаты взносов. Определяется каким образом проходят и как они оформляются.
С 40-ую по 52-ую статьи рассматриваются способы привлечения к ответственности за нарушение правил процесса оплаты, контроля и иных операций по обязательным платежам в фонды. Определяется, каким образом начисляются взыскания и .
С 53-ей по 56-ую статьи определяется, каким образом могут быть обжалованы акты контролирующих органов по оплате взносов, в какие временные периоды, как осуществляется рассмотрение вопроса.
С 57-ую по 62-ую статьи содержатся данные по тарификации:
  • за 2010;
  • с 2011 по 2019;
  • для организаций, имеющих особый статус.

В главе имеется информация, когда закон начинает свое действие.

в новой редакции

Основные положения

ФЗ-212 регулирует процедуру осуществления внесения обязательных платежей в фонды. А также взаимоотношения, возникающие между плательщиком и фондами. Для нарушителей положений нормативно-правового акта предусмотрены меры ответственности. Исходя из закона определяется в каких случаях могут налагаться штрафы, взыскания.

Закон 212-ФЗ не определяет порядок следующих отчислений:

  • обязательные отчисления по соцстрахованию от профессиональных заболеваний;
  • начисление взносов в фонды соцстараха в связи с травмой на рабочем месте;
  • оплата медицинской страховки.

Но существуют исключения: оплата взносов, долгов, пеней. Обязательное требование – отсутствие противоречий между ФЗ 212 к основным пунктам ФЗ 125 об обязательной социальной страховке от профессиональных болезней и от получения травмы на месте работы.

Последние изменения 212-ФЗ

В 2019 году закон был несколько изменен. В последней редакции способы оплаты и правила претерпели перемены.

Отчет должен сдаваться в форме 4 ФСС в следующие сроки:

До вступления в силу изменений было разрешено сдавать отчетность до 15 числа будущего месяца. В соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 15 Федерального закона N 212, теперь допустимо сдавать отчетность в электронном виде до 25 числа будущего месяца и в бумажной форме до 20-го. Следует обратить внимание на тот факт, что сроки могут быть иными в зависимости от .

Расчет РСВ-1 должен быть сдан:

С изменениями были продлены сроки сдачи расчета для электронной версии. До вступления в силу поправок было разрешено сдавать расчет до 15-го числа 2-го после отчетного периода месяца. С 2019 года сроки продлены до 20-го.

Число субъектов, подлежащих отчетности увеличено:

Ранее требовалось сдавать отчетность, если в фирме трудится более 50 людей. Теперь, в соответствии с частью 10 статьи 15 ФЗ-212, отчетности подлежат 25 человек.

Изменение лимитов по взносам:

  • ПФР-711 000, тарификация – 22%, превышение – 10%;
  • ФСС – 670 000, тарификация – 2,9%;
  • ФФОМС при любых начислениях тарификация составляет 5,1%.

Процесс начисления взносов:

Ранее было допустимо округлять суммы, теперь требуется платить копейка в копейку.

Оплата различных взносов в один фонд:

Если оба отчисления контролируются одним фондом, то проведение зачета меду 2-мя фондами возможно. То есть, если по медстрахованию было оплачено больше, часть денег можно перевести на долговые .

Часть пособий не подлежат теперь налогообложению:

  • пособия размером в 3 зарплаты;
  • для сотрудников – в 6 заработных плат;
  • взносы по травматизму.

Пени должны оплачиваться с учетом дня погашения.

Если организация не провела специальную оценку, то она обязывается к уплате более высоких тарифов по взносам ПФР:

  • список 1 – 9%;
  • список 2 – 6%.

Фирмы, пользующиеся льготным правом, получили повышение тарифов:

  • в соответствии со статьей 58 частью 2, 3.1 ФЗ-212 единый тариф почти для всех составляет 30%;
  • аптеки на ЕНВД (только за фармацевтов и провизоров) могут платить взносы по льготному тарифу;
  • для ИП, чей сотрудник работает с патентами, тоже предусмотрены льготные тарифы.

Каждый работающий иностранный гражданин должен отчислять средства в фонды:

  • пенсионный – 22%;
  • ФСС-1,8%.

Возможна повторная проверка ревизором.

В случае, если фирма представила уточняющий отчет для снижения сумм отчислений. Проверка проходит под руководством вышестоящим подразделением. Возможно продление выездной проверки – до полугода.

Страховые взносы могут быть отсрочены либо допустимо оформить рассрочку.

Для получения рассрочки/отсрочки, представитель фирмы должен написать заявление. Срок – до 1 года. Но фирма должна соответствовать следующим условиям:

  • нанесен ущерб непреодолимой силой;
  • бюджетное финансирование задержано или вовсе не получено;
  • фирма работает по сезонам и в период взносов финансовые средства отсутствовали.

По результатам ревизии смягчающие обстоятельства могут быть не учтены .

Ранее фонды при проверках рассматривали все стороны – в том числе и смягчающие и наоборот ситуации. Теперь этот процесс носит добровольный характер. Но в процессе судебного разбирательства их может взять во внимание суд в целях снижения суммы штрафа.

Для ИП строго-определенные взносы повышены:

  1. ПФР – при поступлениях от деятельности предпринимателя в сумме 300 000 отчисления 18610,80. Дополнительно доход больше 300 000 облагается 1% отчислений в ПФР, но не более 148886,40.
  2. ФФОМС – 3650,58.

Новый закон с 1 января 2019 года

С 1 января 2019 года нормативно-правовой акт N 212-ФЗ считается недействительным — он утратил силу . В новом Указе говорится о том, что все взносы теперь перечисляются через Федеральную налоговую службу.

С момента прекращения ФЗ-212 начинает действовать глава , которая и будет отвечать за регуляцию взиманий оплаты по страховым взносам. Тарифы, суммы перечислений регулируются данным нормативно-правовым актом.

В главе 34 НК содержится 14 статей. База, тарификация, понятие о плательщиках остаются неизменными.

За регуляцию возможности внесения обязательных платежей по страховым взносам в ПФ РФ отвечает ФЗ-56 . Данный нормативно-правовой акт был принят ранее за несколько месяцев до 212-ФЗ.
В Федеральном законе содержится всего 17 статей. Разделения на главы отсутствует. В статьях содержатся основные понятия нормативно-правового акта, а также определяются способы инвестиции в накопительную часть пенсии.

Видео: Страховые взносы 2019

Федеральный закон о страховых взносах регулирует такие моменты, как порядок и размеры внесения средств по страхованию в Пенсионный фонд РФ, фонды Социального Страхования и обязательного медицинского страхования. Положения данного документа устанавливают порядок уплаты и учет плательщиков, их права и обязанности. Особое внимание уделяется размерам платежей и тарифам.

Федеральный закон о страховых взносах 212-ФЗ

Федеральный закон 212-ФЗ о страховых взносах в Пенсионный фонд был принят в июле 2009 года. Вплоть до конца 2016 года он постоянно дорабатывался, вносились поправки и изменения. С начала 2017 года данное законоположение утратило свою силу.

По своей структуре документ разделен на восемь глав. Каждый такой раздел заключает в себе несколько статей, объединенных определенным тематическим аспектом. В итоге документ разделен по следующим категориям:

  • общие положения устанавливают предмет, который регулируется данным законодательным актом, основные понятия, используемые в документе;
  • отдельно оговаривается уплата платежей, устанавливаются плательщики, тарифы и размеры;
  • меры, которые могут быть применены для внесения платежей со стороны плательщиков;
  • права и обязанности последних;
  • контроль и осуществление проверки со стороны уполномоченных органов;
  • случаи нарушения законодательства и полагающаяся ответственность за данное правонарушение;
  • порядок обжалования актов контролирующих органов и право на него;
  • заключительные положения документа - расчет и установка тарифов.

Данное законоположение по Пенсионному и другим фондам призвано ввести регулирование всех моментов, касающихся страхования граждан и соответствующего внесения ими платежей. Несмотря на сложность осуществления, законоположение в полной мере охватывает все поставленные вопросы.

Страховые взносы - что это и порядок их уплаты по закону

Платежи по страхованию в Пенсионный фонд по текущему законодательству - это оплата, которая взимается с граждан во внебюджетные фонды. Далее эти средства перераспределяются и согласно уплаченным средствам предоставляются компенсации в случае наступления страховых ситуаций.

Закон об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд устанавливает определенный порядок начисления и взимания данных платежей. Последний момент регулируется статьями и данного законоположения.

Статья 38 закона о страховых взносах

Разъясняет процедуру оформления результатов проверки плательщиков. Состоит она из пяти пунктов, каждый из которых освещает отдельный момент данного вопроса:


  • порядок действия в случае обнаружения нарушений;
  • оформление результатов по итогам выездной проверки;
  • процедура подписания акта о проведенной проверки и уполномоченные лица;
  • с момента подписания акт в течение пяти дней должен быть предоставлен лицам, по отношению к которым проводилась проверка;
  • право в случае несогласия обжаловать результаты в течение 15 дней.

Статья 38 является частью главы по контролю за внесение платежей по страхованию граждан. Ее регулирующая функция призвана внести порядок действий в процедуру проверки и закрепить за ней правовую основу.

Закон 56-ФЗ о дополнительных страховых взносах

Федеральный закон о дополнительных страховых взносах 56-ФЗ на накопительную часть пенсии регулирует возможность вносить платежи в Пенсионный фонд. Законоположение было принято на несколько месяцев ранее законодательного акта 212-ФЗ.

По своей структуре документ не разделен на главы и представляет собой лишь 17 статей. Именно их содержание отвечает на все поставленные вопросы, начиная с предмета регулирования данным актом и заканчивая всеми возможными вариантами инвестирования в накопительную часть пенсий.

Новый закон о страховых взносах в 2018 году

С первого января 2018 года закон о страховых взносах 212-ФЗ утратил свою силу. Был издан соответствующий указ, согласно которому все страхования по новой системе осуществляются через Федеральную налоговую службу.
С прекращением действия данного законоположения в силу вступает Глава 34 Налогового кодекса . Теперь она регулирует все процессы, связанные с взысканием данного вида платежей. Все тарифы и размеры оплаты по страхованию также устанавливаются положениями данного раздела.
14 статей данной главы показывают, что плательщиками остаются те же лица. Также неизменной остается база, по которой рассчитываются тарифы, а также не меняются сами тарифы, как основные, так и дополнительные.

Закон о передаче администрирования страховых взносов в ФНС

Передача администрирования по вопросам взимания страховых взносов в Федеральную налоговою службу была осуществлена по соответствующему Федеральному закону 243-ФЗ . Данный законодательный акт содержит лишь пять статей, в которых заключается процесс перевода всех прав на взимание и контроль по данным платежам в ФНС.

Сделано это было для упрощения процедуры оплаты. Теперь платежи оформляются вместе с налогами в одну службу. Соответственно эффективность новой системы будет контролироваться и проверяться, по необходимости будут внесены поправки.

До 1.01.2017 г. порядок оплаты, вопросы по суммам платежей, исчислению, перечислению их в ПФР, ФСС, ФФОМС регулировал ФЗ 212 « О страховых взносах» от 24.07.2009 года.

Законопроект неоднократно менялся. Последняя редакция его датируется 23.06.2016.

Объект рассмотрения Обзор основных изменений ФЗ № 212

(последняя редакция 23.06.2016)

Сроки подачи 4 ФСС и РСВ-1 Перенос дат на 20 и 25 числа в конкретных случаях
Лимиты по страховым платежам В ФФОМС отменили, а ПФР и ФСС установили отдельные лимиты по взносам для каждого фонда
Рассрочка и отсрочка по общеобязательным страховым платежам Право не рассрочку (отсрочку) по всем страховым платежам реализуется только при наступлении крайних обстоятельств
Круг обязанных лиц Сдавать отчетность обязали плательщиков со среднесписочной численностью больше 25 работников
Фиксированная величина для ИП Размер ее вырос
Пособия, необлагаемые взносами Отменили исчисление страховых платежей с пособий, размер которых равняется трехкратной средней зарплате либо шестикратному заработку работников Крайнего Севера
Продление выездной проверки До 4-6 месяцев
Уплата взносов ОПС, ОМС с заработка иностранцев Отчисления производятся не зависимо от срока действия заключенного трудового соглашения с ними

После того, как федеральный закон № 212 утратил силу, точнее, начиная с текущего года, большая часть его полномочий перешла к Налоговому кодексу. Теперь плательщики общеобязательных взносов по страхованию руководствуются регламентом гл. 34 НК РФ «Страховые взносы». Она была введена 3.07.2016 сообразно ФЗ № 243, а вступила в силу с 1.01.2017.

Новый законопроект об общеобязательных страховых взносах в 2018 г.

Правовое регулирование по части страховых взносов на данный момент продолжает совершенствоваться. Причем в процессе доработки учитываются действующие нормы налогового законодательства вкупе с утратившими силу положениями ФЗ № 212.

Основным документом, служащим руководством по исчислению и оплате обязательных взносов во внебюджетные фонды, являлся Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Периодически в него вносились изменения, касающиеся порядка проведения необходимых расчетов. Данное положение содержало в себе информацию о лицах, которые обязаны начислять и уплачивать взносы в ПФ РФ, ФСС и ФФОМС. В начале 2017 года было принято решение об отмене данного документа, что повлекло за собой ряд определенных изменений.

ФЗ-212: причины отмены и частичное действие

Основной причиной для отмены данного документа послужило решение о передаче контроля за поступающими взносами налоговому органу. Это в свою очередь упразднило порядок расчетов, который был прописан в 212-ФЗ в связи с уплатой взносов по ОПС, ОМС и в другие фонды:

Решение об отмене действия данного федерального закона исключило вероятность возникновения ошибок и путаницы, связанных с текущей процедурой предоставления различных форм отчетности и перечисления средств в ФНС.

Сейчас контроль за начислением обязательных страховых взносов и за перечислением средств осуществляет налоговый орган, а сотрудники Пенсионного фонда и фонда социального страхования будут проверять правильность начислений, выполненных в периоды до 01.01.2017 г. В своей работе они будут руководствоваться отдельными положениями 212-ФЗ, в той редакции, которая действует на текущий момент.

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

До того момента пока не будут выполнены все проверки, отдельные положения ФЗ-212 «О страховых взносах» продолжат действовать.

Как изменится отчетность в связи с отменой закона № 212-ФЗ

Согласно новым условиям предоставления отчетности, с 1 квартала 2017 года, расчет по страховым взносам будет предоставляться не в Пенсионный фонда, а в ИФНС. Следует отметить, что данная форма будет абсолютно новой и, соответственно, все старые положения, касающиеся начисления и проверки предоставленных данных, уже не будут действительными:

С другой стороны, если для налогоплательщика потребуется уточнить сведения, представленные в предыдущие периоды, то с его стороны нужно передать расчет по старой форме в отделение ПФР, где предприятия было зарегистрировано.

Уточненный расчет должен быть представлен не просто в старой форме, но именно в том виде, который действовал в конкретный период. Иными словами, действия ФЗ-212 будут продолжать распространяться на все уточняющие и корректирующие отчеты, подаваемые в отделения ПФР.

Что касается коэффициентов и предельных баз для начисления взносов в ПФР и ФСС, то они останутся неизменными:

  • для Пенсионного фонда — 796 000 руб. с тарифом в 22% и 10% с суммы, превышающей базовую;
  • для взносов в ФСС – 718 000 руб. с тарифом в 2,9%, с суммы превышающей базовую, средства не выплачиваются.

Установленные базы будут ежегодно индексироваться с учетом уровня заработной платы. Взносы в ФФОМС также будет исчисляться по ставке в 5,1%, а для ИП сохраниться прежний порядок оплаты налогов с лимитом доходов в 300 000 руб.:

Как изменится порядок и сроки уплаты страховых взносов

В связи с тем, что введены новые формы отчетности, налогоплательщики и застрахованные лица должны будут при заполнении данных бланков руководствоваться не положениями 212-ФЗ, а новыми рекомендациями и инструкциями. Эти документы находятся в свободном доступе и их можно скачать на официальном портале ФНС РФ, а также на сайте ПФР. В новых инструкциях приведены примеры расчета того или иного показателя, указаны различные нюансы и особенности заполнения новых форм документации.

Важным показателем является срок предоставления отчетности. Для новых форм документации установлены другие сроки подачи. Начисления должны быть уплачены, как и раньше до 15-го числа следующего периода, а вместо форм РСВ-1 и 4-ФСС, страхователи обязаны будут подавать в ФНС единый расчет по всем взносам. Срок его предоставления:

  • в бумажном варианте — до 20-го числа месяца, следующего за отчетным;
  • в электронном виде — до 25-го числа месяца, следующего за отчетным.

Проверять достоверность сведений теперь будут налоговые инспекторы, а информацию о стаже — работники Пенсионного фонда РФ. Чтобы исключить вероятность получения штрафов и пени, а также проблем, связанных с несвоевременным или неправильным заполнением конкретной формы, следует внимательно изучить подробные инструкции и иметь в виду, что старый 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации» будет действовать только в ограниченных случаях.

В бюджет страны Российской федерации ежегодно перечисляются средства, из которых формируется госказна. Эти положения могут регулировать ряд законопроектов, основной из которых Налоговый Кодекс (НК РФ). Далее эти средства распределяются с учетом нужд регионов.

Но среди обязательных платежей на сегодня существует такая позиция, как страховые взносы в федеральные фонды. Почему эту обязанность вменяют, и что это вообще такое? Каковы тарифы на текущий 2018 год? Ответы на представленные вопросы с углублением в Федеральный Закон РФ об обязательных страховых взносах предлагаем обстоятельно рассмотреть в рамках представленного материала.

Федеральный закон 212-ФЗ о страховых взносах в пенсионный фонд

Поскольку страховые платежи выведены в ранг «обязательные», законодателем создан специальный закон, который регламентирует порядок распределения и устанавливает правила по внесению таковых в федеральные фонды. Для самих плательщиков это гарантия защиты государства, т.е. социальные фонды формируются за счет регулярного внесения платежей, которые в последствии распределяются с учетом потребностей граждан (например, для накопительной части пенсии). К потребностям относят:

Пенсионные выплаты;
медицинское обслуживание в рамках страховых программ;
компенсационные (социальные) суммы по инвалидности;
выплаты материнского капитала;
социальные выплаты на ребенка;
социальные выплаты по безработице и пр. и пр.

Из всего вышесказанного следует единственный вывод: рассчитывать на государственное гарантийное обеспечение в Российской Федерации могут только граждане/компании/предприятия, которые являются либо являлись определенное время плательщиками страховых взносов во внебюджетные фонды.

Что такое страховые взносы и каков порядок их уплаты?

Федеральный Закон о страховых взносах в Пенсионный Фонд дает определение понятия – это ежемесячные (реже квартальные или ежегодные) обязательные платежи, выплачиваемые гражданами Российской федерации официально трудоустроенными на договорной основе, либо компаниями в которых числятся такие сотрудники.


Главным критерием понятия «договорная основа» является заключение между работником и компанией трудового договора, в котором обязательно должны присутствовать пункты, регламентирующие порядок уплаты страховых платежей. Здесь возможны два варианта: вычет из зарплаты сотрудника с дальнейшим перечислением, либо самостоятельная уплата страховых платежей в федеральные фонды.

О чем гласит федеральный закон 212 ФЗ о страховых взносах 2018?

В положении к закону о страховых платежах разработан специальный порядок и регламент по внесению взносов в различные федеральные органы: ПФ, ФФОМС, ФСС и пр. Также в законе установлен: ряд лиц, порядок внесения, сроки, тарифы, а также виды контроля. В частности там есть указания о том, что страховые платежи вносят не только российские граждане, ИП и различные компании, но и нерезиденты страны, осуществляющие трудовую деятельность (созданные компании, например) в РФ. При этом обязательным условием согласно закону является регистрация во всех указанных федеральных фондах.

Важно добавить — к объектам налогообложения закон относит не только чистый заработок работников/прибыль компаний, но и суммы вознаграждений. Налоговой базой признается указанная сумма таких поощрений/вознаграждений.

Кстати, ФЗ о трудовых пенсиях в РФ (2018 г) можно найти в следующем материале .

Тарифы в 2018 году

Закон о страховых взносах с 2018 года тарифы установил в лояльном режиме — основные положения вступили в силу с января, поправки и комментарии, приняты с июля прошлого года -, немаловажной частью которых является предельная величина обязательных федеральных взносов:

  • для ФСС – 670 тыс. рублей;
  • для ПФ – 711 тыс. руб.

Тарифы рассчитываются с учетом процентной ставки для обязательных федеральных платежей: относительно лояльный процент установлен для ФСС – 2,9%, для ПФ — 26% от дохода. Формула для вычислений выглядит следующим образом (рассмотрим на примере исчисления для ПФР): МРОТ/26/12. Если же сумма дохода превышает 300 тыс. – добавляется еще 1% от суммы (в данном варианте учитывается только сумма превышения).

Важно – законодатель установил меры воздействия на неплательщиков, которые выражены в виде штрафных санкций. Штрафы начисляются в случае превышения сроков по внесению платежей либо занижению их суммы. Поэтому рекомендовано определить порядок администрирования подобных процессов внутри компании, либо назначить ответственное лицо по контролю за его действиями.