Роль экономической интеграции в послевоенном мире. Экономические результаты североамериканской интеграции

Вся территория Северной Америки является зоной свободной торговли, называемой официально Североамериканским соглашением о свободной торговле (НАФТА), объединяющим США, Канаду и Мексику и функционирующим с 1994 г. Длительное время интеграционные процессы протекали здесь на фирменном и отраслевом уровнях и не были связаны с государственным и межгосударственным регулированием. На государственном уровне американо-канадское соглашение о свободной торговле было заключено лишь в 1988 г. Мексика присоединилась к нему в 1992 г. О масштабах экономической взаимосвязи этих стран на основе взаимной торговли и движения капитала можно судить по следующим данным. В США реализуется около 75-80% канадского экспорта (или 20% ВНП Канады). Доля в иностранных прямых инвестициях США в Канаде - свыше 75% и Канады в США - 9%. В США направляется около 70% мексиканского экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского импорта. Существующая структура североамериканского интеграционного комплекса имеет свои особенности по сравнению с европейской моделью интеграции. Главное отличие - асимметричность экономической взаимозависимости США, Канады и Мексики. Взаимодействие хозяйственных структур Мексики и Канады далеко уступает по глубине и масштабам канадо-американской и мек-сикано-американской интегрированности. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу. Другая особенность североамериканской экономической группировки заключается в том, что ее участники находятся в разных стартовых условиях. Если Канаде за последнее десятилетие удалось приблизиться по главным экономическим макропоказателям (объему ВНП на душу населения, производительности труда) к США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически отсталого государства с большой внешней задолженностью, пока еще сохраняет значительный разрыв с данными странами по основным базовым показателям. Ключевыми моментами Североамериканского соглашения о свободной торговле, подробно регламентирующего многие аспекты экономических отношений между тремя соседними странами, являются: ликвидация всех таможенных пошлин к 2010 г.; поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами; смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике; либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке Мексики; создание американо-канадо-мексиканской арбитражной комиссии. В перспективе предусмотрено не только углубление внутрирегионального сотрудничества в рамках НАФТА, но и расширение состава за счет других латиноамериканских стран. В апреле 1998 г. в столице Чили г. Сантьяго на встрече глав государств и правительств 34 стран Северной, Центральной и Южной Америки (за исключением Кубы) была подписана Декларация Сантьяго о создании к 2005 г. Панамериканской зоны свободной торговли с населением 850 млн человек и общим объемом производимого ВВП более чем 9 трлн долл. Таким образом, речь идет о формировании межрегионального торгово-экономического сообщества.


В Скандинавских странах, где многие годы у власти были социал-демократические партии, эта доля была наиболее высокой - до 50% всех бюджетных расходов.

Таким образом, на послевоенные десятилетия (1945- 1970) приходятся высокие темпы экономического развития, широкое вовлечение в производство и сферу обслуживания почти всей свободной рабочей силы, рост потребляемых сырьевых и энергетических ресурсов. Такой тип производства называют экстенсивным.

Такое пожирающее все новые природные, энергетические и человеческие ресурсы производство не могло продолжаться до бесконечности. Осознание этого стало проявляться задолго до мирового экономического кризиса 1974-1975 гг. Еще в 1970 г. было опубликовано исследование ученых из Римского клуба «Пределы роста», в котором авторы поставили тревожный вопрос о том, что эксплуатация природных и человеческих ресурсов достигла предела возможностей и грозит в ближайшие десятилетия катастрофой. Уже тогда выдвигались предложения о переходе к энергосберегающей, материалосберегающей и природоохранительной технологии, к интенсивному типу производства.

Все это свидетельствовало о вступлении капитализма в завершающую фазу зрелого индустриального общества.

Символом этого общества был автомобиль, его массовое внедрение в жизнь.

США начали входить в фазу зрелого индустриального общества и в автомобильную эру в 1920-е гг. Европа вышла на эту магистраль после Второй мировой войны. В 1945 г. в Европе насчитывалось 5 млн личных автомобилей, а к началу 1980-х гг.- уже свыше 120 млн. В 1970 г. на каждую тысячу французских рабочих приходилось 636 автомобилей, 769 телевизоров, 844 холодильника. Это значит, что рынок товаров длительного пользования приблизился к 1970-м гг. к черте насыщения. Остальной мир подтягивается к этому уровню в последующие десятилетия.

1. Какие условия вы считаете важнейшими для послевоенного экономического развития стран Запада? 2. Каковы роль экономической интеграции в послевоенном мире и отличительные черты европейского и североамериканского вариантов? 3. Какую роль сыграла дешевая нефть в преимущественно экстенсивном экономическом росте в первые послевоенные десятилетия? 4. В чем особенность нового кейнсианства? Почему современному массовому производству должно соответствовать массовое потребление? 5. Какой социальный слой населения стал основой государства благосостояния в странах Запада? 6. Как изменились быт, условия труда и жизни в 1950-1960-е гг. в странах Запада? 7. Каковы основные черты зрелого индустриального общества?

§ 19. Кризисы 1970-1980-х гг. Становление информационного общества

Экономические кризисы 1970-1980-х гг. НТР. Впервые после Второй мировой войны экономические кризисы 1974-1975 гг., а затем 1980-1982 гг. охватили все индустриальные страны Европы, Северной Америки, Японию и др. В ряде стран падение производства составило 14%. Безработица превысила в Европе 17 млн человек.

Вползание капиталистического мира в экономические кризисы в 1970-х гг. было малозаметно. Сначала в ФРГ, затем в США еще в конце 1960-х гг. произошел спад производства. Внутренний рынок оказался перенасыщен товарами длительного пользования.

США в 1972 г. отменили золотое содержание доллара. Это привело к тому, что мировая финансовая система лишилась золотого мерила, валюты пустились в свободное плавание.

Последним звеном в цепи событий, предшествовавших мировому экономическому кризису, стал кризис энергетический. В 1973 г. арабские страны - производители нефти, протестуя против антиарабской политики западных стран и роста цен на промышленные изделия, резко подняли цены на нефть (сначала в 4 раза, затем еще в несколько раз). Время дешевой энергии и дешевого сырья кончилось. Экономика капиталистического мира столкнулась не просто с кризисом перепроизводства. Это был кризис определенного типа экономического роста. Изжила себя форма экстенсивного развития индустриальной экономики, достигнув предела роста к 1970-м гг.

От экстенсивного затратного типа производства надо было переходить к интенсивному типу производства, т. е. к сберегающему энергию, материалы, затраты на труд.

Для такого перехода были нужны новые техника и технологии, новые подходы и новые открытия. Как никогда они оказались востребованы в 1970-е гг. Так началась третья промышленно-технологическая революция, которая подвела черту под более чем 200-летней историей индустриального общества.

Технический прогресс идет постоянно, но революции - это не просто накопление некоей критической массы открытий и изобретений, которые потом автоматически приводят к революциям в технологии производства. Это ответ на вызовы времени, вызовы других стран, реакция на обострение конкуренции в неравномерно развивающемся и многообразном мире, где каждое государство находит, исходя из своего опыта, возможности для ответа на вызов. Это и есть варианты модернизации, стремление соответствовать духу времени, эпохе, современности. «Технология не задает социальные изменения, она лишь предоставляет для этого возможности и инструменты. Как они будут использованы - предмет общественного выбора» (Дэниел Белл).

Одним из основных преимуществ интеграции является приближение к свободной торговле, а значит, преимущество самой свободной торговли (см. гл. 20), включающее:
преимущества в издержках за счет специализации на относительно или даже абсолютно самой дешевой продукции стран,
экономию от масштаба (есопот1е$ о/ $са1е) и
усиление конкуренции.
Но регионально ограниченная интеграция рынков в форме таможенного союза или при (регионально ограниченном) экономическом и валютном союзе означает, что свободная торговля осуществляется только внутри региона. Одновременно в большинстве случаев усиливается замкнутость по отношению к остальному миру. Здесь возникают так называемые эффекты «открытости» и «закрытости».
Об эффекте «открытости» (1га (1е сгеайпц еЦес1) говорят тогда, когда растущая свободная торговля в пространственных рамках интеграции приводит к тому, что производства с более высокими реальными издержками перемещаются в райо-ны с относительно низкими реальными издержками. Возможно, России было бы выгодно импортировать автомобиль «Таврия», к примеру, с Украины, поставляя партнеру по СНГ «Оку». Наш пример не случайно относится к продуктам одной отрасли. В общем верно, что эффекты открытости особенно велики при внутриотраслевой торговле, т. е. при торговле, в которой ассортимент партнеров по интеграции является похожим (оба производят автомобили одного и того же класса). При межотраслевой торговле, т. е. при торговле продуктами разных промышленных отраслей (обмен автомобилей на текстиль), эффект открытости уменьшается. Данный эффект объясняет отчасти большие успехи ЕЭС в рамках таможенного союза шести стран-основателей, ведь они имеют в основном аналогичный продуктовый ассортимент.
Об эффекте «закрытости» (1гайе йыегИп§ е [[ес () говорят тогда, когда относительное отделение пространства интеграции от остального мира приводит к тому, что местонахождение производства с более низкими реальными издержками вне интеграционного пространства перемещается в место с относительно высокими реальными издержками. К примеру, ЕС вводит таможенные пошлины на импорт дешевой говядины, что способствует ее производству (с высокими издержками) внутри Союза. Эффект закрытия означает неэффективное производство и, таким образом, потерю благосостояния как для пространства интеграции, так и для «остального мира».
Итак, оценка последствий интеграции зависит от того, какой из этих двух эффектов больше. На вопрос, при каких условиях положительные эффекты имеют перевес над отрицательными, может быть получен теоретический ответ, но мы ограничимся указанием на то, что, например, в ЕС преобладал эффект открытости, что способствовало его поэтапному расширению и снижению внешних таможенных пошлин.

каковы роль экономической интеграции в послевоенном мире и отличительные черты европейского и североамериканского вариантов

Ответы:

Вся территория Северной Америки является зоной свободной торговли, называемой официально Североамериканским соглашением о свободной торговле (НАФТА), объединяющим США, Канаду и Мексику и функционирующим с 1994 г. Длительное время интеграционные процессы протекали здесь на фирменном и отраслевом уровнях и не были связаны с государственным и межгосударственным регулированием. На государственном уровне американо-канадское соглашение о свободной торговле было заключено лишь в 1988 г. Мексика присоединилась к нему в 1992 г. О масштабах экономической взаимосвязи этих стран на основе взаимной торговли и движения капитала можно судить по следующим данным. В США реализуется около 75-80% канадского экспорта (или 20% ВНП Канады). Доля в иностранных прямых инвестициях США в Канаде - свыше 75% и Канады в США - 9%. В США направляется около 70% мексиканского экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского импорта. Существующая структура североамериканского интеграционного комплекса имеет свои особенности по сравнению с европейской моделью интеграции. Главное отличие - асимметричность экономической взаимозависимости США, Канады и Мексики. Взаимодействие хозяйственных структур Мексики и Канады далеко уступает по глубине и масштабам канадо-американской и мек-сикано-американской интегрированности. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу. Другая особенность североамериканской экономической группировки заключается в том, что ее участники находятся в разных стартовых условиях. Если Канаде за последнее десятилетие удалось приблизиться по главным экономическим макропоказателям (объему ВНП на душу населения, производительности труда) к США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически отсталого государства с большой внешней задолженностью, пока еще сохраняет значительный разрыв с данными странами по основным базовым показателям. Ключевыми моментами Североамериканского соглашения о свободной торговле, подробно регламентирующего многие аспекты экономических отношений между тремя соседними странами, являются: ликвидация всех таможенных пошлин к 2010 г.; поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами; смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике; либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке Мексики; создание американо-канадо-мексиканской арбитражной комиссии. В перспективе предусмотрено не только углубление внутрирегионального сотрудничества в рамках НАФТА, но и расширение состава за счет других латиноамериканских стран. В апреле 1998 г. в столице Чили г. Сантьяго на встрече глав государств и правительств 34 стран Северной, Центральной и Южной Америки (за исключением Кубы) была подписана Декларация Сантьяго о создании к 2005 г. Панамериканской зоны свободной торговли с населением 850 млн человек и общим объемом производимого ВВП более чем 9 трлн долл. Таким образом, речь идет о формировании межрегионального торгово-экономического сообщества.

Вся территория Северной Америки является зоной свободной торговли, называемой официально Североамериканским соглашением о свободной торговле (НАФТА), объединяющим США, Канаду и Мексику и функционирующим с 1994 г. Длительное время интеграционные процессы протекали здесь на фирменном и отраслевом уровнях и не были связаны с государственным и межгосударственным регулированием. На государственном уровне американо-канадское соглашение о свободной торговле было заключено лишь в 1988 г. Мексика присоединилась к нему в 1992 г. О масштабах экономической взаимосвязи этих стран на основе взаимной торговли и движения капитала можно судить по следующим данным. В США реализуется около 75-80% канадского экспорта (или 20% ВНП Канады). Доля в иностранных прямых инвестициях США в Канаде - свыше 75% и Канады в США - 9%. В США направляется около 70% мексиканского экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского импорта. Существующая структура североамериканского интеграционного комплекса имеет свои особенности по сравнению с европейской моделью интеграции. Главное отличие - асимметричность экономической взаимозависимости США, Канады и Мексики. Взаимодействие хозяйственных структур Мексики и Канады далеко уступает по глубине и масштабам канадо-американской и мек-сикано-американской интегрированности. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу. Другая особенность североамериканской экономической группировки заключается в том, что ее участники находятся в разных стартовых условиях. Если Канаде за последнее десятилетие удалось приблизиться по главным экономическим макропоказателям (объему ВНП на душу населения, производительности труда) к США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически отсталого государства с большой внешней задолженностью, пока еще сохраняет значительный разрыв с данными странами по основным базовым показателям. Ключевыми моментами Североамериканского соглашения о свободной торговле, подробно регламентирующего многие аспекты экономических отношений между тремя соседними странами, являются: ликвидация всех таможенных пошлин к 2010 г.; поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами; смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике; либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке Мексики; создание американо-канадо-мексиканской арбитражной комиссии. В перспективе предусмотрено не только углубление внутрирегионального сотрудничества в рамках НАФТА, но и расширение состава за счет других латиноамериканских стран. В апреле 1998 г. в столице Чили г. Сантьяго на встрече глав государств и правительств 34 стран Северной, Центральной и Южной Америки (за исключением Кубы) была подписана Декларация Сантьяго о создании к 2005 г. Панамериканской зоны свободной торговли с населением 850 млн человек и общим объемом производимого ВВП более чем 9 трлн долл. Таким образом, речь идет о формировании межрегионального торгово-экономического сообщества.