Rab регулирование что. Кому выгоден метод RAB? Рассуждения экономиста

Аналитика - Электрические сети


В российских сетевых компаниях вводится RAB-регулирование при расчете тарифа на передачу энергии. Придуманный западными сетевиками RAB позволил ощутимо увеличить инвестиции в отрасль. Мы же пока попробуем разобрать RAB «по винтикам» и узнать, как это работает.

Российские сетевые компании переходят на новый метод формирования тарифа - на RAB-регулирование. Цель введения нового метода - привлечь деньги в развитие сетей. Для чего в тарифе на передачу энергии, помимо фактических затрат компании, учитываются суммы, обеспечивающие возврат средств вложенных в сети, а так же, некий процент дохода для инвестора, вложившего эти средства (ну чтобы у него был стимул вкладывать). Источником средств может быть прямой инвестор, например, владелец сетей, либо другой заимодавец, например, банк. В этом случае доходная часть, заложенная в тариф, пойдет на погашения процентов по кредиту. Важно, что RAB-регулирование устроено так, что на один рубль, заложенный в тариф, можно привлечь несколько рублей инвестиций. То есть, при сравнительно небольшом росте тарифа сетевая компания получает возможность привлечь весьма серьезные средства на развитие.
Аббревиатура RAB расшифровывается как Regulatory Asset Base — регулируемая база капитала. Это система долгосрочного регулирования тарифов естественных монополий (в нашем случае - сетевых компаний), идущая на смену прежнего механизма тарифообразования «затраты+» (см. ТАБЛ 1). Механизм RAB-регулирования взят на вооружение в электросетевых комплексах многих стран Европы, где неплохо себя зарекомендовал: в развитие сетей были привлечены инвестиции, при этом тариф сетевиков не вырос, а даже уменьшился (с поправкой на инфляцию). Такое чудо стало возможно благодаря тому, что в RAB-регулирование встроен механизм, стимулирующий снижение издержек сетевых компаний.



В России RAB-регулирование начало вводиться полтора года назад. С сентября 2008 года RAB в пилотном режиме работает в Астраханской области, а сегодня таких продвинутых областей уже 17. У нас пока не получается как в Европе одновременно наращивать инвестиции в сетевое хозяйство и снижать тариф. В областях, перешедших на RAB, объемы инвестиций действительно выросли, но и тариф весьма существенно подрос, значительно опередив уровень инфляции. По этому поводу некоторые эксперты замечают, что RAB не такая уж приятная штука, а его введение - скорее вынужденная мера. Без срочных финансовых вливаний, которые способно принести RAB-регулирование, сети просто развалятся. И лучше уж RAB, чем небытие.

Из чего RAB формирует тариф

Для начала разберемся, по какой методике формируется тариф в рамках RAB-регулирования. В общих чертах она представлена на СХЕМЕ 1. Основой для расчета служит ИНВЕСТИРОВАННЫЙ КАПИТАЛ , он состоит из двух частей:
1. Первоначальная база капитала - стоимость активов сетевой компании на момент введения RAB посчитанная независимым аудитором;
2. Новый инвестированный капитал - стоимость инвестиционной программы осуществляемой собственником (программа согласовывается с регулятором - РЭК или ФСТ).
НЕОБХОДИМАЯ ВАЛОВАЯ ВЫРУЧКА должна быть такой, чтобы акционерам и инвесторам постепенно (в срок до 35 лет) вернулся весь инвестированный капитал (новый и первоначальный). Кроме того, на инвестированный капитал начисляется доход, средства, на выплату которого так же закладываются в необходимую валовую выручку. В первые годы действия RAB-регулирования, на первоначальный капитал начисляется совсем небольшой доход, фактически только покрывающий амортизацию оборудования сетевой компании. Например, для межрегиональных распределительных компаний (МРСК) для «старого» капитала установлена следующая норма доходности: в 2010 году - 6%; в 2011 - 9%; в 2012 - 12%. Для «нового» капитала (для привлеченных инвестиций) норма доходности на период 2010-2012 гг. установлена в размере 12%. В последующие периоды нормы доходности для нового и старого капитала станут одинаковыми. Ну и конечно третья составляющая необходимой валовой выручки - текущие расходы - затраты компании на содержание сетей, компенсацию технологических потерь и все остальные обязательные затраты.
Таким образом, необходимая валовая выручка включает в себя три компонента: текущие расходы, доход на инвестированный капитал и возврат инвестированного капитала.


Взяв за основу Необходимую валовую выручку, регулятор рассчитывает ТАРИФ на передачу электроэнергии по сетям. Тариф при RAB-регулировании, в отличие от схемы «затраты+», устанавливается не на один год, а на долгосрочный период 3-5 лет . И это принципиальная разница. Компания в течение 1-3 лет снижает свои издержки, но продолжает работать по утвержденному тарифу. Сэкономленные средства остаются в компании и идут ей в прибыль. Это стимулирует компанию снижать операционные расходы. Как заметил генеральный директор ОАО «Холдинг МРСК» Николай Швец , система RAB предполагает, что операционные расходы должны снижаться на 1-2% ежегодно. При тарифообразовании по схеме «затраты+» такого стимула не существует.
Тем не менее, не следует думать, что при RAB-регулировании на тариф ничего не может повлиять в течение 3-5 лет. Тариф может ежегодно индексироваться с учетом макроэкономических показателей (упрощенно говоря - исходя из уровня инфляции), кроме того, увеличивая или урезая тариф, власти и регулятор могут наказывать или поощрять сетевую компанию за исполнение инвестиционной программы, за надежность передачи электроэнергии и качество обслуживания потребителей.

Как в сети приходят деньги

Одно из наиболее приятных свойств RAB-регулирования - возможность растянуть возврат инвестированных средств на долгое время. Это позволяет уже сегодня вложить в развитие сетей очень много денег, и при этом удержать рост тарифа на приемлемом уровне. Часто такое свойство RAB сравнивают с ипотекой. Мол, можно купить сразу очень дорогую квартиру, а отдавать за нее деньги понемногу.
Особенности инвестиций через RAB можно разглядеть, сопоставив эту систему с механизмом тарифообразования «затраты+». По затратной схеме источником финансирования инвестпрограмм является тариф. В нем специально содержатся инвестиционная составляющая и учитываются затраты на амортизацию. Получила, допустим, сетевая компания по этим двум статьям за год один миллион, именно столько она инвестирует в течение года в свое развитие и обновление.
При RAB-регулировании механизм работает тоньше. Здесь тоже источником финансирования инвестпрограмм служит тариф. Для формирования инвестиций можно использовать весь доход на инвестированный капитал (см. схему 1) и ту часть возврата инвестированного капитала, которая покрывает амортизацию имущества. Но эти деньги, полученные в виде тарифа, не направляются прямо на инвестиции, а идут на обслуживание заемных средств. Например, сетевая компания получила за год миллион на инвестиционные цели. Она не вкладывает эти деньги в провода-опоры-подстанции, а берет кредит на пять миллионов, и использует свой миллион, чтобы гасить этот кредит в течение года. Кредитные же деньги - пять миллионов - позволяют осуществить сразу очень масштабное обновление оборудование, что, в свою очередь снизит издержки, а значит, увеличит доход компании. То есть в следующем году на инвестиционные цели у сетевой компании будет уже не миллион, а, например, полтора. Это позволит не только гасить ранее взятый кредит, но и взять новый. Теоретически размеры инвестпрограммы могут расти с каждым годом.
Описанная схема, разумеется, не учитывает многих аспектов реальной жизни, к тому же подана с максимально возможной долей оптимизма. Тем не менее, инвестиционный потенциал у RAB-регулирования достаточно велик. Обычно считают, что на каждый рубль инвестиционных средств в тарифе компания может осуществить два рубля инвестиций.

Выше мы рассмотрели два положительных качества RAB-регулирования: стимул для снижения издержек и возможность привлечения крупных инвестиций при умеренном росте тарифа. Но у RAB есть еще несколько многообещающих особенностей. Вот их краткий список :
1. Стимул для снижения издержек.
2. Крупные инвестиции при щадящем тарифе.
3. Возможность долгосрочного планирования программ развития сетевых компаний.
4. Повышение качества услуг сетевых компаний.
5. Предсказуемый тариф на передачу электроэнергии (что важно для потребителей).

Увы, реализация всех этих приятных свойств RAB может быть сопряжена с серьезными трудностями. Возьмем, например, третье свойство - возможность долгосрочного планирования программ развития. Мы уже неоднократно убеждались, что в условиях России экономическая целесообразность часто приносится в жертву определенным интересам. В том числе процедура формирования тарифа на услуги естественных монополий имеет большую степень субъективизма и зависимость от политических решений. Уже имеющийся опыт внедрения RAB показывает, что и в этой схеме тарифообразование не всегда основано на жестких экономических подходах, какие декларирует RAB-методика.
Так же сегодня следует достаточно осторожно говорить о предсказуемых тарифах для потребителя. Кроме сетевой составляющей стоимость электроэнергии включает цену генерации. По мнению начальника отдела энергетики Министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области Алексея Соколова в ближайшие годы рынок не застрахован от возникновения дефицита электроэнергии. А в этом случае цена электроэнергии может начать расти экспоненциально. И хотя тариф на передачу энергии по сетям спрогнозировать можно, но с точки зрения потребителя, в этом мало смысла, так как предсказуемый тариф плюсуется к непредсказуемой цене. Впрочем, есть надежда, что опасения резких ценовых колебаний, благодаря запуску рынка мощности и рынка срочных контрактов на электроэнергию, отойдут в прошлое…
Но продолжим препарировать приятные эффекты от внедрения RAB. Возьмем такой аспект, как повышение качества услуг сетевых компаний. Теоретически RAB-регулирование предусматривает прямую зависимость прибыли компании от надежности энергоснабжения и уровня обслуживания потребителей. Если сетевая компания допустила нарушения и позволяет себе «грубить клиенту», то регулирующий орган вправе наказать ее путем корректировки тарифа. Проблема в том, что механизм повышения качества услуг не является автоматическим. Его работа зависит от объективности и добросовестности регулятора и региональных властей. А при такой схеме существует возможность ошибки, предвзятости и коррупционных действий.
Самые же большие вопросы вызывает такое свойство RAB-регулирования как крупные инвестиции при щадящем тарифе. Слишком уж щадящим тариф пока не получается . Например, при переходе Федеральной сетевой компании (ОАО «ФСК ЕЭС») на RAB-регулирование, ее тариф вырос на 51%. Правда для потребителя это обернется только 2-3 процентным ростом цены за электроэнергию. Терпимо… Ладно, не будем драматизировать, рассуждая о росте тарифов, и посмотрим на рост инвестиций. Здесь вопросов куда больше. Как уже говорилось, в тариф при RAB-регулировании закладывается норма доходности на новый инвестиционный капитал. Для межрегиональных сетевых компаний эта норма составляет 12%. Это позволяет сетевым компаниям брать кредиты под 10% годовых (около двух процентов съедает налог на прибыль). Если ставка по кредиту выше 10%, то сетевая компания может им пользоваться только в убыток себе. Но сегодня на рынке нет кредитов под 10% годовых. Поэтому, как заметил генеральный директор «Пермэнерго»: Олег Жданов : «Сейчас мы не привлекаем дополнительный кредитный ресурс под развитие и ждем, когда банковские ставки войдут в докризисный диапазон».
Во многом проблемы внедрения RAB вызваны тем, что началось оно в не самый благоприятный период. К этому добавим неизбежные детские болезни любой новой технологии. Тем не менее, участники рынка, в большинстве своем воспринимают введение RAB, как положительное явление. Это подтверждается хотя бы тем, что ввод RAB в подразделениях сетевых компаний почти всегда сопровождается ростом спроса на акции МРСК, точно так же участники фондового рынка отреагировали на введение RAB в ОАО «ФСК ЕЭС».
Редакция сайт будет следить за переходом российских сетевых компаний на RAB-регулирование и ставить своих читателей в известность обо всех, связанных с этим событиях и экспертных мнениях.

Ремир Эркинович, расскажите, пожалуйста, об истории метода RAB - как давно он применяется, насколько эффективен?

RAB (Regulatory Asset Base — регулируемая база инвестированного капитала) — это система долгосрочного тарифообразования, основной целью которой является привлечение инвестиций в расширение и модернизацию инфраструктуры. Впервые методика тарифообразования на основе регулируемой базы инвестированного капитала (RAB) была применена в Великобритании в конце 1980-х гг. в процессе приватизации электросетевого комплекса и либерализации рынка электроэнергии. В середине 1990-х годов на RAB перешли многие страны Западной Европы, Канада, США, Австралия, правда, в каждой стране со своими особенностями. Европейский союз в 2002 году обязал страны Восточной Европы применять RAB-регулирование при установлении тарифов для монополий, и RAB пришел в Чехию, Словакию, Венгрию, Польшу, Румынию, Болгарию и ряд других государств. RAB-регулирование оказалось очень эффективным: энергокомпании в несколько раз снизили свои издержки, что повлекло серьезное снижение тарифа при увеличении инвестиций в отрасль. Мировая практика показала, что регулирование тарифов на основе метода RAB имеет ряд преимуществ для компаний, поставляющих услуги, и потребителей перед действующей сейчас системой «затраты плюс». Поэтому система RAB в мире считается образцом тарифного регулирования в первую очередь для распределительных электрических сетей, систем теплоснабжения, водоснабжения и связи.

Насколько закономерен переход к новой методике тарифообразования? Решению каких задач послужит RAB-регулирование?

Переход на RAB-регулирование - это переход на новую инвестиционную стратегию. Применение метода доходности инвестированного капитала направлено на решение важнейших задач тарифного регулирования в теплоэнергетической отрасли - создания благоприятных условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в целях модернизации основных производственных фондов, повышения уровня надежности и качества реализуемых услуг, а также создания стимулов для сокращения операционных расходов регулируемых организаций. В числе преимуществ метода RAB - стимулирование привлечения инвестиций, повышение капитализации регулируемых организаций, повышение качества стратегического планирования деятельности организаций, экономическая мотивация снижения издержек.

Методика RAB, соответствующая передовому международному опыту в регулировании естественных монополий - это тарифная мотивация к снижению операционных расходов компаний и прозрачный контроль. Переход к системе RAB-метода обеспечит необходимое финансирование мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения, в том числе их обновлению и модернизации, а также будет способствовать стабильности отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями за счет установления долгосрочных тарифов.

Чем вызвана необходимость перехода на RAB-регулирование? Эксперты отмечают, что введение RAB - скорее вынужденная мера. Без срочных финансовых вливаний, которые способно принести RAB-регулирование, изношенные сети просто развалятся?

Действительно, одним из основных мотивов перехода на RAB-метод является необходимость модернизации сетевого комплекса, износ основных фондов. Сегодня мощности ЖКХ изношены до предела и нуждаются в обновлении. По данным Министерства регионального развития РФ в среднем по России физический износ котельных достиг уже 55%, коммунальных сетей водопровода - 65%, канализации и тепловых сетей - 63%, электрических сетей - 58%, водопроводных насосных станций - 65%, канализационных насосных станций - 57%, очистных сооружений водопровода - 54% и канализации - 56%. По отдельным муниципальным образованиям износ коммунальной инфраструктуры составляет 70-80% и увеличивается на 2-3% в год. Около 30% основных фондов ЖКХ уже полностью отслужили нормативные сроки. Износ основных фондов продолжает расти, повышая вероятность техногенных и экологических катастроф, угрожающих миллионам людей и сотням предприятий. Подтверждением тому стали недавние аварии в целом ряде регионов. Основой экономических отношений до сих пор остается система бюджетного дотирования предприятий. Управление производством ЖКУ централизовано, почти не развита конкуренция. Потребители не имеют возможности влияния на количество и качество представляемых им услуг. В данной ситуации переход на RAB-регулирование входит в перечень приоритетных направлений.

Так же важным условием при переходе на долгосрочные методы регулирования является понятность тарифа для потребителя, особенно для инвестора, которому необходимы четкие и понятные ориентиры для прогнозирования доходов. Тарифы, утверждаемые на три-пять лет, учитывают не только возврат заемного капитала, но и доходы инвесторов.

Основной идеей формирования необходимой валовой выручки (НВВ) в Методе RAB является известный и обоснованный принцип, согласно которому инвестор имеет право получить на инвестированный капитал доход, соответствующий процентной норме, признаваемой участниками рынка справедливой, и возвратить весь инвестированный капитал к концу инвестиционного периода. При переходе к определению тарифов по Методу RAB компания начинает генерировать доход, напрямую связанный с затратами на создание ее активов, при этом инвестиционная привлекательность компании резко возрастет, а катастрофический разрыв между ее стоимостью и стоимостью активов, порождаемый действующей до сих пор методикой тарифообразования «затраты плюс», устраняется.

В областях, перешедших на RAB, объемы инвестиций действительно выросли, но и тариф весьма существенно подрос, значительно опередив уровень инфляции. Насколько безболезненно для потребителя пройдёт внедрение нового метода? Не придётся ли нам платить “новые” цены за “старое” качество услуг?

В процессе подготовки к внедрению в России нового метода регулирования тарифов RAB в ФСТ были утверждены Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, определены нормы доходности на инвестированный капитал. Правительство внесло поправки в законодательную базу «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ». Это обеспечило возможность широкого применения в России новой методики формирования тарифа. Утвержденные методические указания позволят устанавливать тарифы методом доходности инвестированного капитала для организаций, осуществляющих передачу тепловой энергии.

Поскольку Правительством РФ предусмотрен переход организаций сферы теплоснабжения на метод доходности инвестированного капитала в 2010 году, важно учесть все нюансы и особенности новой методики, чтобы обеспечить корректный переход к долгосрочному тарифному регулированию, что особенно важно ввиду большой социальной значимости услуг для населения, а так же более сложной структуры затрат организаций сферы теплоснабжения.

Тариф, принимаемый на долгосрочный промежуток времени, должен зависеть от надежности и качества услуг. С этой целью планируется разработать методические указания по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, обеспечивающих соответствие НВВ регулируемых организаций уровню надежности и качества реализуемых услуг. Понижающие коэффициенты будут применяться в случае несоответствия качества предоставляемых услуг уровню установленного тарифа, либо в случае предоставления со стороны компании недостоверных сведений о качестве услуг.

В случае несоответствия качества услуг сетевых компаний нормативам, потребители будут получать компенсацию, либо платить меньшую цену за услуги этих компаний.

Ремир Эркинович, хотелось бы узнать Ваше мнение о преимуществах долгосрочного тарифообразования. Кто, в конечном счёте, останется в выигрыше - потребитель, поставщик, инвестор?

Метод RAB разработан специально для повышения экономической эффективности деятельности субъектов электроэнергетики, к которым, в частности, относятся и организации производства и передачи тепловой энергии, и привлечения частных инвестиций на модернизацию и развитие инженерной инфраструктуры. Первые тарифы с применением метода доходности инвестированного капитала для организаций, осуществляющих передачу тепловой энергии будут установлены в рамках реализации с 2011 г. пилотных проектов по долгосрочному тарифному регулированию с применением метода доходности инвестированного капитала в сфере теплоснабжения.

Преимущества, ожидаемые от введения метода RAB:

Для региона: ввод новых мощностей и строительство сетей обеспечит возможность присоединения новых потребителей, а значит, будет создана база для развития абсолютно всех отраслей и организации новых рабочих мест. Развитая сетевая инфраструктура позволит открывать новые предприятия, расширить производственные мощности, строить комфортное жилье.

Для бизнеса: все финансовые вложения и акционеров компании, и инвесторов будут возмещены. К тому же вкладчик получит гарантированный доход. Процент этого дохода устанавливается органами государственного регулирования цен и тарифов при установлении уровня тарифа по методу RAB.

Для потребителей: при новой методике тарифообразования энергокомпания находит необходимые средства, которые, по согласованию с органами тарифного регулирования, уже сегодня готова вложить в наше комфортное будущее, а мы на протяжении всего времени пользования электрической энергией будем рассчитываться за нее по вполне приемлемой, установленной государством цене. А так же, повышается надежность и качество предоставляемых услуг за счет новых инвестиций.

Для компаний, предоставляющих услуги: появляется возможность привлечения дополнительных инвестиций. За счет гарантированного государством процента доходности на вложенный капитал у компании появляется источник дополнительных поступлений, которые будут направлены на дальнейшее развитие сетевой инфраструктуры. С учетом того, что тариф устанавливается на 3-5 лет, компании смогут прогнозировать свои расходы и доходы сразу на несколько лет вперед. Появляется возможность планомерно снижать критичный процент износа оборудования.

Благодаря созданию резерва мощности, снижению тепловых потерь, улучшению качества теплоснабжения будет повышаться экономическая и энергетическая эффективность в сфере теплоснабжения потребителей.

Ю.В. Зеленский , президент некоммерческого партнерства «Прайм Актив Групп» (г. Владивосток), Е.В. Кириченко , руководитель группы инвестиционного проектирования и тарифного регулирования НП «Прайм Актив Групп» (г. Владивосток), http://www.p-a-g.ru/

Приказом Федеральной службы по тарифам от 26 июня 2008 г. № 231-э «Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала» (зарегистрирован Министерством юстиций Российской Федерации от 7 июля 2008 г. № 11931) утверждены Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала (далее - Метод RAB, как его назвали авторы метода от англ. Regulatory Asset Base ), разработанного специально для повышения экономической эффективности деятельности субъектов электроэнергетики, к которым, в частности, относятся и организации производства и передачи тепловой энергии, и привлечения частных инвестиций на модернизацию и развитие инженерной инфраструктуры.

Согласно многочисленным заявлениям высокопоставленных лиц, можно ожидать перехода всех электросетевых организаций на регулирование по методу RAB с 2011 г., при этом не озвучивается каких-либо преференций по уровням экономического развития регионов. В связи с этим, сотрудникам регулирующих органов на местах необходимо быть во всеоружии в тот момент, когда экономисты энергосетевых компаний принесут предложения по тарифам, рассчитанные по новому методу.

Смысл метода RAB

Основной идеей формирования необходимой валовой выручки (НВВ) в Методе RAB является известный и обоснованный принцип, согласно которому инвестор имеет право получить на инвестированный капитал доход, соответствующий процентной норме, признаваемой участниками рынка справедливой, и возвратить весь инвестированный капитал к концу инвестиционного периода. При переходе к определению тарифов по Методу RAB компания начинает генерировать доход, напрямую связанный с затратами на создание ее активов, при этом инвестиционная привлекательность компании резко возрастет, а катастрофический разрыв между ее стоимостью и стоимостью активов, порождаемый действующей до сих пор методикой тарифообразования «затраты плюс», устраняется.

Именно на этом этапе рассуждений о новом методе возникает конфликт интересов компании и потребителей. С одной стороны, компания получает дополнительные источники финансирования программ развития или поддержания своего сетевого хозяйства, с другой стороны, потребители получают электроэнергию по повышенным тарифам. При этом широко оглашаемые позитивные влияния нового метода на качество предоставляемой услуги по энергоснабжению достаточно сложно отследить и показать (электроэнергия либо подается, либо нет). Возникает предположение, что метод RAB выгоден исключительно энергосетевой компании, которая получила инструмент для повышения НВВ, соответственно и тарифа.

В поддержку сделанного вывода можно привести факты значительного роста стоимости электроэнергии в районах пилотного перехода на метод RAB (например, в г. Тверь), неоднократные судебные разбирательства потребителей-предпринимателей с энергосетевыми компаниями, перешедшими на метод RAB (например, с ОАО «МРСК Центра и Приволжья»). Однако, поскольку на новую систему тарифообразования переходить все-таки необходимо, критически важно понять - почему механизм тарифообразования, доказавший свою эффективность во многих странах, повлек столь негативные последствия при его реализации в российских условиях.

Именно с этой целью нашими экономистами были выполнены необходимые расчеты в соответствии с приведенными в Методе RAB формулами. Признаемся, что для нас стала полной неожиданностью выявленная при использовании данных формул неадекватная "пилообразная" динамика изменения как прибыли компании от деятельности по транспортировке электроэнергии (рис. 1), так и прогнозных тарифов (рис. 2).

Рис. 1. Динамика изменения прибыли Рис. 2. Динамика изменения тарифа
от передачи электроэнергии на содержание сетей

Рис. 3. Ежегодный возврат инвестированного капитала.

Выполненный нами анализ математического аппарата Метода RAB показал, что некоторые формулы, приведенные в разделе 2.3 опубликованного текста Метода RAB, содержат ошибки и не соответствуют декларированному и совершенно корректному смыслу методики.

Интересно, что неточности опубликованных формул Метода RAB и "пилообразная" динамика расчетных параметров выявляются именно при долгосрочном прогнозировании, выполненном нами, и поэтому угрозу эффективному применению рассматриваемой методики создает то обстоятельство, что на практике расчеты проводятся только для первого регулируемого периода, когда неадекватность динамики параметров не будет явно заметной.

В данной статье мы не будем обсуждать экономический смысл параметров и расчетных моделей метода RAB, поскольку экономисты регулирующих органов хорошо понимают эти основы тарифного регулирования. Мы остановимся непосредственно на неточностях в формулах метода RAB, обнаруженными нами.

Неточности формул в Методе RAB

Покажем ошибочность записи формулы для расчета возврата «старого» инвестированного капитала: (12)

Расчеты показали, что наличие в формуле (12) дополнительного множителя i - i0 приводит к нарушению экономического смысла возврата инвестированного капитала, и возврат осуществляется не равными частями, а «пилообразно».

Так, в 1-й год периода регулирования возврата капитала не будет вовсе, поскольку i0 - i0 = 0, во 2-й год будет возвращен 1 размер, в 3-й год - 2 размера, в 4-й год - 3 размера и в 5-й год - 4 размера . При переходе к следующим долгосрочным периодам регулирования описанная ситуация повторится (рис. 3). Легко подсчитать, что при таком расчете за 35 лет инвестор возвратит не 35, а 64 размера !

Неточность содержит и формула (13) для расчета возврата инвестиций:

Ошибка заключается в интервале суммирования. Согласно Методу RAB возврат инвестиций в году i производится исходя из размера имеющегося на начало этого года инвестированного капитала, при этом делается допущение, что каждая «порция» инвестиций отнесена на конец года, в котором она произведена, в силу чего возврат инвестиций начинается со следующего года. Формула же (13) означает, что расчет возврата инвестиций в году i учитывает инвестиции этого же года. В итоге применение формулы (13) на практике искажает результат расчета НВВ и ведет к учету избыточного размера ежегодно возвращаемых инвестиций.

Наконец, в Методе RAB неточности содержит формула (10) для расчета включаемых в необходимую валовую выручку организации в период регулирования ежегодных размеров дохода на инвестированный капитал:

Формула (10) содержит два типа неточностей.

Первая неточность связана с использованием показателя :

1) как легко видеть, непосредственный расчет показателя по приведенной для него формуле (12) позволяет учесть суммарный возврат инвестированного капитала с года i0 до года i - 2, а не до года i - 1 включительно, что искажает равномерную закономерность возврата капитала;

2) замена же в расчете необходимой валовой выручки показателя на корректный показатель требует замены и в формуле (10) показателя на .

Вторая неточность связана с использованием показателя . Методом RAB декларировано, что представляет собой сумму всех уже произведенных за период с года i0 до года i - 1 включительно возвратов по всем инвестициям за этот период. Однако непосредственный расчет показателя по приведенной формуле (13) на самом деле позволяет учесть лишь возврат инвестиций в году i. Но, во-первых, размер возврата инвестиций в году i исходя из смысла формулы (10) вообще не должен в ней присутствовать, а во-вторых, учет вместо суммы произведенных за период с года i0 до года i - 1 включительно возвратов по всем инвестициям лишь одного годового возврата, по сути, означает, что инвестиции с годами «не изнашиваются», а база для расчета ежегодного дохода на инвестиции, произведенные к году i, для этих инвестиций в последующие годы регулярно восстанавливается, что приводит к завышению рассчитываемого ежегодного дохода на «новые» инвестиции.

Таким образом, опубликованные формулы метода RAB содержат объективные предпосылки к необоснованному повышению тарифов на передачу электроэнергии, поскольку в тариф закладывается завышенная доходность на капитал и избыточный его возврат. (С предлагаемыми исправлениями опубликованного текста Метода RAB можно ознакомиться в статье «Метод RAB в теплоснабжении - сюрпризы и задачи» в журнале «Новости теплоснабжения» № 6 (июнь) 2009 - прим. ред.)

Кому выгоден метод RAB?

Ввиду приведенных открытий относительно практики применения Метода RAB в России возникает очень важный вопрос - как поступать регулятору при утверждении тарифа по методу доходности инвестированного капитала? Стоит ли ему принять расчеты в соответствии с опубликованными формулами, содержащими ошибки, понимая, что потребители заплатят завышенную цену, или же стоит требовать корректных и справедливых расчетов, которые не совсем соответствуют утвержденным расчетным формулам?

RAB-регулирование - термин в российской энергетике относительно новый, но уже эффективно работающий и показывающий положительные результаты.

* RAB (Regulatory Asset Base) или регулируемая база задействованного капитала – величина, которая устанавливается с целью регулирования тарифов и отражает рыночную стоимость активов компании с учетом их физического износа.

Другими словами, RAB-регулирование – система тарифообразования, в основе которой лежит долгосрочное регулирование тарифов для привлечения инвестиций в строительство и модернизацию сетевых инфраструктур с целью повышения эффективности работы сетевых организаций. В данном случае, чтобы реализовать региональные инвестиционные программы, сетевыми компаниями будут привлекаться и собственные и заемные средства. Регулятором тариф компании формируется таким образом, что она будет иметь возможность постепенного возврата инвестиционных средств и процентов на привлеченный капитал. Возврат заемных средств в данной схеме происходит как механизм ипотечного кредита – не за один год, а в течение 20 и более лет. Тариф тут устанавливается сроком от 3-х до 5 лет, что очень выгодно для инвесторов, потому как тем самым обеспечиваются стабильные и предсказуемые правила игры, снижающие их риски, а также стоимость капитала для сетевиков. Каждый год тарифы подвержены корректировке со стороны макроэкономических факторов, таких как инфляция, в случае ее входа за прогнозные показатели.

В первую очередь данная система регулирования нужна для того, чтобы привлечь в распределительные сети масштабные инвестиции и при этом не допустить резкого увеличения тарифов на услуги энергетических компаний. Система RAB-регулирования сделает возможным для компаний привлечение капитала в необходимых объемах, а потребителям даст шанс оплатить его не в один момент (во время текущего года), а в период длительного времени.

Сейчас рассмотрим более подробно, какие плюсы имеет система для всех участников процесса.

Что касается регионального развития, то новые мощности и строительство сетевой инфраструктуры позволит присоединить новых потребителей, соответственно, будет подготовлена база для отраслевого развития, открыты предприятия, созданы рабочие места. Таким образом, увеличится общее благосостояние региона.

Для бизнес - сферы схема RAB-регулирования работает таким образом, что все затраты и вложения акционеров и инвесторов неизменно возвращаются, при этом они получают гарантированный доход. Процент дохода определяется органами госрегулирования цен и тарифов во время установки тарифа по методу RAB.

Потребители в данном случае тоже не останутся в минусе. Мы не можем за счет разового вложения в развитие сетевой инфраструктуры обеспечить себя надежными поставками электроэнергии на всю жизнь. Зато произвести такие выплаты в рассрочку по силам для каждого. По системе нового тарифообразования энергетической компанией находятся средства, которые вкладываются в наше комфортное будущее, а мы в свою очередь на протяжении длительного времени, как при ипотеке, будем производить выплаты за электричество по вполне приемлемым ценам установленным государством.

Так как тариф основан на методе возврата и последующего дохода от вложений, энергетические компании имеют возможность привлекать дополнительные инвестиции за средства кредиторов.

Оценка капиталовложений компаний определяется независимыми экспертами. Она основана на справедливой реальной рыночной цене, которая была затрачена на строительство энергетических объектов. Государством гарантирован процент дохода на вложения, поэтому у энергокомпаний появляются дополнительные средства, которые можно направить на развитие сетей.

В виду того, что тариф стабилен на протяжении 3-5 лет, у сетевиков есть возможность прогнозирования своих расходов и доходов на несколько лет вперед, что способствует планомерному снижению критичного процента в износе оборудования. У организаций появляется стимул для снижения издержек, потому что те средства, которые они сэкономили возможно сохранить у себя, в отличие от прежней системы тарифообразования «Затраты +».

У старой затратной схемы в качестве источника финансирования инвестпрограмм выступал тариф. В нем закладывались инвестиционные составляющие и учитывались расходы, связанные с амортизацией. Например, какая-либо энергокомпания заработала по данным пунктам в течение года один миллион рублей, в таком случае именно столько составят инвестиции в развитие в годовой промежуток.

Механизм RAB определенно сложнее. Источник финансирования в данной системе тоже тариф. Чтобы сформировать инвестиции, в данном случае есть возможность использования всего дохода на инвестированный капитал, а также той части его возврата, которая направлена на покрытие амортизации имущества. Но эти средства не расходуются непосредственно на инвестиции, а направляются в сферу обслуживания заемных средств.

Например, энергетической компанией за год был заработан миллион на инвестиции. Но в ситуации с RAB-регулированием эти средства не идут на реконструкцию сетей, а используются для получения кредита в пять миллионов, в свою очередь заработанный миллион тратится на погашение этого кредита на протяжении года. Пять миллионов дают возможность осуществления масштабного обновления, что снижает издержки и увеличивает доход. Таким образом, в следующем году на инвестцели компания получит не миллион, а полтора, которые может направить на погашение старого кредита или же оформить новый. Размер нвестпрограммы по такой схеме увеличивается с каждым годом.

Большая разница этих систем в сроках установления тарифа. В «Затратах+» он действует 1 год, по новой программе – 3-5 лет. За этот срок компания сокращает издержки, но работа продолжается по утвержденному тарифу. То, что сэкономлено, идет на прибыль. Это является стимулом для снижения операционных расходов.

Но тариф в этой схеме не так постоянен, как хотелось бы, на него могут влиять макроэкономические показатели. Увеличением или урезанием тарифа власти имеют возможность осуществлять наказание или поощрение сетевой компании за выполнение инвестпрограммы, надежную передачу электроэнергии и качество обслуживания.

Описанная схема не является идеальной, но потенциал у нее немаленький. Впервые ее применили в Великобритании в конце 1980-х гг., когда происходили процессы приватизации электросетей и либерализация рынка электроэнергии. В это время государством RAB-регулированием было предложено 14 компаниям, в итоге все они значительно снизили издержки и увеличили инвестиции. Эту схему считают образцом, прежде всего, применимо к электрическим сетям, системам водоснабжения и связи.

В 90-е годы RAB-регулирование распространилось в Канаде, США, Австралии и многих странах Западной Европы. А в 2002 году ЕС обязал страны Восточной Европы распространить у себя данный механизм. На RAB перешли Чехия, Словакия, Венгрия, Польша, Румыния, Болгария и некоторые другие государства.

В России работа по введению этой модели началась еще в 2003-2005 годах, когда формировался электросетевой комплекс страны. В это время провели необходимые исследования, разработали методические рекомендации, подготовили законодательную базу. Правительством было принято решение о переходе на новую систему тарифообразования. Так, Энергетическая стратегия России до 2030 года основным вектором развития страны ставит создание инновационного и эффективного энергетического сектора, который будет удовлетворять потребности растущей экономики в энергетических ресурсах и соответствовать внешнеэкономической политике страны.

Основной мотив перехода на новую систему тарифообразования – необходимая модернизация сетевого комплекса, износ основного фонда. На то время мощности были изношены до предела и нуждались в кардинальном обновлении. Данные Министерства регионального развития показывали, что котельные износились на 55%, коммунальные сети водопровода – на 65%, канализация и тепловые сети – на 63%, электрические сети – на 58%, водопроводные насосные станции – на 65%. У отдельных муниципальных образований износ инфраструктуры составлял 70-80% и с каждым годом увеличивался. Поэтому, переход на RAB - мера приоритетная и необходимая.

На старте в нашей стране новая модель столкнулась с рядом трудностей. По времени начало внедрения совпало с финансово-экономическим кризисом, одним из последствий которого стал спад в промышленном производстве, что существенно замедлило рост энергопотребления. Крупные потребители отказались от амбициозных программ развития производства, это скорректировало все инвестпланы сетевиков. На практике внедрение RAB оказалось делом не таким уж простым. Новая методика включает доход инвестиций не более 12%, банки же давали кредиты под 15-18%. Брать заем в 18%, имея доход в 12%, не захочет ни одна компания. Метод будет иметь эффективность только в том случае, когда банковская ставка составит меньше 9%.

Но эти проблемы носили временный характер и механизм RAB- регулирования начал активное распространение в России. Так, уже в 2010 году по этой системе стали работать филиалы ОАО «МРСК Центра» - «Белгородэнерго», «Тверьэнерго» и «Липецкэнерго», также ее успешно внедрили «Курганэнерго», «Пермьэнерго» (МРСК Урала), «Тулэнерго», «Рязаньэнерго» (МРСК Центра и Приволжья), «Астраханьэнерго» и «Ростовэнерго» (МРСК Юга).

Первые положительные результаты не заставили себя долго ждать. «Белгородэнерго» с переходом на новую систему обеспечило себе материальный прирост в 29,1% уже на первом году внедрения, тогда как в предыдущем эта цифра составляла 20,6%. Были инвестированы средства в 4 раза больше, по сравнению с прошлым годом.

Еще лучшие результаты показала компания «Тверьэнерго». Здесь инвестиционный капитал увеличился на 65%, а операционный расход только на 19%. А в 2011 году по методу RAB работали уже 58 филиалов Холдинга МРСК из 69. Переход на эту систему осуществляется быстрыми темпами.

Несмотря на определенные трудности внедрения и применения нового метода в России его плюсы, возможности и перспективы очевидны. Прежде всего, они заключаются в формировании инвестпрограмм, учитывая потребности региона и развитие сетевой структуры. RAB – это возможность существенно увеличить инвестиционные программы, несмотря на ограничение роста тарифа ЖКХ. RAB – это стимул для сетевых организаций к повышению надежности и качества в обслуживании потребителей. Предусматривая долгосрочный тариф, RAB дает определенную свободу в планировании ресурсов и правильно распределяет возможности организации и региона. RAB обеспечивает прогрессирование энергетической отрасли. А развитая, мощная энергоструктура – залог развития бизнеса и экономики страны.

Пока Украина выходила из зимних праздников, "Урядовий кур"єр" 10 января опубликовал неприметный, но важный документ. Он будет влиять на жизнь и семейные бюджеты миллионов украинцев. И точно будет влиять на украинскую электроэнергетику.

Речь идет о публикации постановления Нацкомиссии по регулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), которая вводит RAB-регулирование для распределительных компаний - облэнерго.

Переход облэнерго на RAB-регулирование несколько лет является темой острых споров между политиками и экспертами. Например, премьер Владимир Гройсман несколько раз подчеркивал, что по существующей методике вводить RAB-тариф недопустимо.

Что не так с этим RAB-ом? Почему Нацкомиссия на нем настаивает? Как это касается украинских олигархов? И почему об этом стоит знать украинцам, потребляющим электричество?

Что случилось?

Это означает, что государство завершило создание нормативной базы для перевода украинских энергокомпаний на так называемое RAB-регулирование. НКРЭКУ сможет ввести его со следующего квартала.

Журналисты и эксперты часто применяют другие подобные определения - RAB-тарифы или "стимулирующие" тарифы . Это одно и то же.

Как это повлияет на потребителей электроэнергии?

Напрямую - никак. Однако RAB-регулирование влияет на цену услуг ряда компаний.

RAB вводится для компаний, которые распределяют электроэнергию, то есть доставляют ее от производителя к потребителю. Потребителю они известны как облэнерго, именно они работают с населением.

Большинство этих компаний являются частными и принадлежат Ринату Ахметову, Игорю Коломойскому, братьям Суркисам, Константину Григоришину и группе VS Energy, которая принадлежит россиянам (Михаилу Воеводину, Евгению Гиннеру, Сергею Шаповалову и Александру Бабакову. Государство тоже имеет долю в ряде облэнерго, в некоторых - подавляющую.

Услуги таких компаний формируют часть счета за электроэнергию. Именно поэтому изменение методики оценки услуг таких компаний повлияет на квитанцию ​​каждого украинском.

Зачем нужны RAB-тарифы?

Распределительным компаниям нужно обновлять инфраструктуру. Речь идет об объектах, которые каждый так или иначе использует, когда потребляет электроэнергию: провода, опоры, трансформаторы.

Все это требует периодического ремонта, обновления и модернизации, восстановления после непогоды.

Среднее время эксплуатации распределительных электросетей в Украине превышает 40 лет. Инфраструктура изношена на 60-85%.

Нагрузка на электросети возрастает. Пользователи чувствуют это в виде низкого вольтажа и отключений электроэнергии.

Модернизация необходима была еще вчера. Для нее нужны суммы, измеряемые миллиардами гривен.

По словам чиновников НКРЭКУ, введение стимулирующего тарифообразования позволит владельцам облэнерго модернизировать инфраструктуру.

Регулятор утверждает, что RAB-тарифы позволят также заинтересовать инвесторов вкладывать средства в модернизацию инфраструктуры и покупку государственных долей облэнерго.

Допустим, что это нужно. Как они работают?

Аббревиатура RAB происходит от термина Regulatory Asset Base - регуляторная база активов. Отсюда происходят все другие термины, обозначающие то же: RAB-регулирование, RAB-тарифы или "стимулирующее тарифообразование".

Регуляторная база активов - это собственные мощности облэнерго, которые предприятие использует для распределения электроэнергии. Это столбы, трансформаторы, провода - все, что образует сетевую инфраструктуру.

По новым нормам, теперь облэнерго смогут гарантированно получать определенный уровень доходности, который будет высчитываться от стоимости активов. И здесь важно различать, что есть уже существующие активы в облэнерго, а есть те, которые они еще не создали - новые.

Постановление НКРЭКУ устанавливает для обоих одинаковый уровень доходности - 12,5%. Это означает, что в свои тарифы облэнерго ежегодно будут закладывать 12,5% стоимости своих активов - старых и новых.

Если еще проще - речь идет фактически о стоимости самих облэнерго. Например, если облэнерго стоит 1 млрд грн, то компания сможет заложить в тариф на распределение электроэнергии 125 млн грн.

А как облэнерго работают сейчас?

В Украине облэнерго и все монополисты, деятельность которых регулирует НКРЭКУ, работают по принципу "затраты+".

Тариф облэнерго утверждает НКРЭКУ. Комиссия использует данные о расходах, необходимых для осуществления деятельности монополиста.

Регулятор может не утвердить часть расходов облэнерго, если посчитает их необоснованными. К обоснованной сумме расходов комиссия добавляет несколько процентов "нормы прибыли".

Вроде все хорошо: регулятор проверяет, не закладывает ли монополист лишних расходов, следит, чтобы его прибыль не превышала нормативную и потребители не платили чрезмерно. Все довольны.

На самом деле картина несколько сложнее. Тарифообразование по схеме "затраты+" стимулирует облэнерго раздувать свои расходы.

Например, если утвержденная НКРЭКУ норма прибыли составляет 3%, то нормативная прибыль на расходы в размере 1 млрд грн составит 30 млн грн. С 2 млрд грн - 60 млн грн.

Итак, при сегодняшней модели тарифообразования облэнерго заинтересованы в раздувании расходов и не заинтересованы в уменьшении потерь электроэнергии в сетях. Ведь если эти потери будут уменьшены, то уменьшится и сумма, которую они получают как "норму прибыли".

Чем RAB лучше?

RAB-тарифы при правильном внедрение стимулируют облэнерго к сокращению расходов и модернизации сетей.

Если компания будет знать, что за следующие пять лет она заработает фиксированную сумму - процент стоимости ее активов, она будет заинтересована становиться более эффективной.

Опыт развитых стран свидетельствует о высокой эффективности стимулирующего регулирования.

Например, Великобритании удалось вдвое сократить расходы распределительных компаний и тарифы на передачу электроэнергии за 15 лет. В Румынии изношенность активов уменьшилась с 75% до 48% в течение 2004-2011 годов.

Кроме того, в развитых странах RAB-тарифы предоставляются с целью улучшения качества услуг: уменьшение количества отключений потребителей, улучшение качества электроэнергии.

Однако RAB - сложный инструмент. Для достижения таких результатов его нужно должным образом внедрить.

Допустим, что это так. Почему тогда вокруг решения НКРЭКУ столько шума?

Регулятор заложил в методику установления RAB-тарифов доходность для облэнерго на уровне 12,5% годовых и на новые инвестиции, и на старые активы.

Вероятно, процент доходности для обоих типов активов должен быть разным. Старые активы уже оплачены потребителями через тариф, а их поддержка стоит меньше, чем создание новых. Однако регулятор назначил одинаковую доходность для всех активов.

Такое решение переводит выплату 12,5% стоимости активов облэнерго на потребителя.

Если облэнерго оценено, например, в 9 млрд грн, было приватизировано несколько лет назад за 300 млн грн, и его владелец не вкладывал средства в модернизацию инфраструктуры, то назначение такой доходности не является обоснованным.

12,5% от 9 млрд грн будет составлять 1,125 млрд грн. Иными словами, владелец облэнерго получит более 1 млрд грн, не вложив никаких средств в инфраструктуру, которую он приватизировал по заниженным ценам.

Теперь о новых активах. Вероятно, 12,5% доходности на новые активы - это мало. Такой уровень доходности не будет способствовать привлечению средств инвесторов или кредитов для расширения или модернизации сетей.

Причина банальна: инвестору выгоднее положить эти деньги на депозит, ведь доходность депозита в Украине выше 12,5%.

Подождите, а кто оценивал облэнерго? Откуда эти 9 миллиардов?

Чем больше стоимость регуляторной базы активов, тем больше будет утвержден доход на эти активы.

Оценкой стоимости активов облэнерго занимается Фонд государственного имущества. Он утверждает методологию оценки. Методология определяет, сколько стоят распределительные компании, а следовательно - сколько дохода они будут получать.

В 2017 году чиновники фонда решили пересмотреть методологию оценки активов облэнерго. Одно изменение в формуле увеличило их стоимость вдвое, а значит - вдвое увеличились тарифы для потребителей.

"Введение RAB-тарифов повысит цену на электроэнергию", - сказал в 2016 году председатель НКРЭ Дмитрий Вовк. Тогда он прогнозировал, что рост составит 10%.

Собеседники на энергетическом рынке рассказывают, что рост может быть более существенным.

По подсчетам эксперта Андрея Геруса, тарифы облэнерго в результате введения RAB-тарифов вырастут втрое и суммарно составят до 30 млрд грн в год.

При этом рост тарифа не обязательно ляжет на плечи населения. Кроме населения, в Украине есть небытовые потребители: предприниматели, малый, средний, крупный бизнес, бюджетные учреждения и организации.

На кого возложат рост тарифа - определит комиссия. Возможно, поделят на всех.

Когда это вообще начнёт работать?

НКРЭКУ сможет утверждать RAB-тарифы для облэнерго с апреля 2018 года. При этом облэнерго должны соответствовать ряду критериев.

В частности, в них не должно быть задолженности перед ГП "Энергорынок". Кроме того, компаниям придется проводить общественные слушания по поводу утверждения RAB-тарифа.

Таким образом, регулятор будет решать, какие облэнерго получат новый тариф, а какие будут работать по схеме "затраты+".

Хорошо. Если модернизация нужна, но решение НКРЭКУ плохое, то как быть?

Разница между плохими и хорошими решениями часто заключается в деталях. В случае с RAB-тарифами речь идет прежде всего о нормативных процентах доходности на старую и новую базы активов.

Для старых активов их нужно существенно уменьшить. Для новых активов норму доходности следует увеличить. Насколько - это предмет дискуссии.

Увеличеные процентные ставки позволят смотивировать распределительные компании привлекать средства на модернизацию сетей и создание новых активов, потому что они будут приносить больше дохода.

Кроме того, важным моментом является контроль за использованием тарифных денег. Необходимы гарантии, что регулятор и правоохранительные органы действуют независимо и прозрачно, имеют достаточно полномочий для сбора информации.

Без этого облэнерго смогут продолжить вывод средств, полученных от RAB-стимулирования, и не обеспечат лучшего качества поставки электроэнергии потребителям.

Все облэнерго будут работать по RAB-тарифам?

Перейти на RAB-тариф захотят все, поскольку это принесет владельцам дополнительные средства. Однако пока планируется перевод только части частных компаний.

Среди критериев готовности - отсутствие долгов перед ГП "Энергорынок" или небольшая задолженность.

Утверждение RAB-тарифов для каждого облэнерго создает риски давления на владельцев и дискриминации компаний со стороны регулятора.