Применение графиков в экономике. Экономика и экономическая теория: Построение и чтение графиков

Использование графиков в экономике

Экономисты славятся способностями к построению графиков и ссылками на цифры. Иногда они делают это одновременно. Графики и статистика позволяют экономистам брать абстрактные идеи, касающиеся экономических отношений, и придавать им форму, которую они могут представить визуально и запомнить. Г рафики, которые вы увидите в этой книге, напоминают те, которые вас учили рисовать на школьных уроках математики. В конечном счете, используя графики, вы должны чувствовать себя увереннее. Подобно моделям, графики позволят нам избежать некоторых «запутанностей» и визуально выделять важные взаимосвязи. Экономисты используют графики, чтобы продемонстрировать принципы и теории, отражающие то, что происходит в реальной действительности.
Некоторые графики иллюстрируют изменения в определенных экономических данных за определенный период времени, например рост и спад в обрабатывающей промышленности или изменение стоимости жизни. Эти графики часто помещают в газетах или показывают в телевизионных программах новостей, чтобы помочь людям визуально представить, что происходит в экономике. Большинство графиков, с которыми вы встретитесь в этой книге, не носят описательного характера. Это - аналитические графики, отражающие характерную модель взаимосвязи между двумя переменными.
Любой тип графика - это просто визуальное представление взаимосвязи между двумя переменными, которую можно записать в таблице. Рассмотрим взаимосвязь между рейтинговой оценкой теста по микроэкономике, проведенного в середине семестра, и количеством часов в неделю, отведенных на изучение микроэкономики. Гипотетические данные для восьми студентов могут выглядеть примерно так, как показано в таблице 1.1. Между оценкой и средним количеством часов существует положительная зависимость. Это означает, что рост одной величины влечет за собой увеличение другой. На рисунке 1.1 показано графическое изображение этих цифр. Основная мысль, представленная на этом графике, состоит в том, что более высокие оценки яв-ляются результатом большего количества часов обучения.

Таблица 1.1 Положительная зависимость

Часы, отведенные на изучение предмета, мы называем независимой переменной, поскольку она является причиной более высокой оценки. Рейтинговая оценка - зависимая переменная, поскольку (мы полагаем) она зависит от количества изучаемых часов, при этом присущие ей свойства и другие сопутствующие факторы остаются неизменными. Между рейтинговой оценкой и изучаемыми часами существует положительная зависимость, которая означает, что рост независимой переменной (изучаемых часов) вызывает увеличение зависимой переменной (рейтинговой оценки). Вы можете изобразить комбинации, представленные в таблице 1.1, точками на рисунке 1.1. Например, комбинация в 12 часов и оценка 60 отмечены точкой А. Проведенная слева направо под наклоном линия, которая проходит через точки, представляет собой визуальный вариант взаимосвязи между изучаемыми часами и рейтинговой оценкой.
Мы можем также показать отрицательную зависимость, используя так называемую «кривую спроса» (которую мы подробно рассмотрим в главе 3). Экономисты обнаружили, что цена любого товара оказывает самое важное единичное влияние на количество покупаемых потребителями товаров. В данном случае цена - независимая переменная. Потребители покупают меньшее количество товара по более высоким ценам, чем по более низким. Кривая спроса на рисунке 1.2 — изображение данных, представленных в таблице 1.2. На рисунке 1.2 показана отрицательная зависимость между

ценой печенья Wagon Wheels и количеством покупателей, желающих его купить. По цене 1 ф.ст. за Wagon Wheel покупатель не приобретает Wagon Wheels. По цене 20 пенсов за Wagon Wheel покупатель приобретает 12 Wagon Wheels в неделю (см. точку В). Как вы можете видеть на графике, линии, проведенные под наклоном вниз слева направо, показывают отрицательную зависимость.

Использование графиков в экономике

Экономисты славятся способностями к построению графиков и ссылками на цифры. Иногда они делают это одновременно. Графики и статистика позволяют экономистам брать абстрактные идеи, касающиеся экономических отношений, и придавать им форму, которую они могут представить визуально и запомнить. Г рафики, которые вы увидите в этой книге, напоминают те, которые вас учили рисовать на школьных уроках математики. В конечном счете, используя графики, вы должны чувствовать себя увереннее. Подобно моделям, графики позволят нам избежать некоторых «запутанностей» и визуально выделять важные взаимосвязи. Экономисты используют графики, чтобы продемонстрировать принципы и теории, отражающие то, что происходит в реальной действительности.
Некоторые графики иллюстрируют изменения в определенных экономических данных за определенный период времени, например рост и спад в обрабатывающей промышленности или изменение стоимости жизни. Эти графики часто помещают в газетах или показывают в телевизионных программах новостей, чтобы помочь людям визуально представить, что происходит в экономике. Большинство графиков, с которыми вы встретитесь в этой книге, не носят описательного характера. Это - аналитические графики, отражающие характерную модель взаимосвязи между двумя переменными.
Любой тип графика - это просто визуальное представление взаимосвязи между двумя переменными, которую можно записать в таблице. Рассмотрим взаимосвязь между рейтинговой оценкой теста по микроэкономике, проведенного в середине семестра, и количеством часов в неделю, отведенных на изучение микроэкономики. Гипотетические данные для восьми студентов могут выглядеть примерно так, как показано в таблице 1.1. Между оценкой и средним количеством часов существует положительная зависимость. Это означает, что рост одной величины влечет за собой увеличение другой. На рисунке 1.1 показано графическое изображение этих цифр. Основная мысль, представленная на этом графике, состоит в том, что более высокие оценки яв-ляются результатом большего количества часов обучения.

Таблица 1.1 Положительная зависимость

Часы, отведенные на изучение предмета, мы называем независимой переменной, поскольку она является причиной более высокой оценки. Рейтинговая оценка - зависимая переменная, поскольку (мы полагаем) она зависит от количества изучаемых часов, при этом присущие ей свойства и другие сопутствующие факторы остаются неизменными. Между рейтинговой оценкой и изучаемыми часами существует положительная зависимость, которая означает, что рост независимой переменной (изучаемых часов) вызывает увеличение зависимой переменной (рейтинговой оценки). Вы можете изобразить комбинации, представленные в таблице 1.1, точками на рисунке 1.1. Например, комбинация в 12 часов и оценка 60 отмечены точкой А. Проведенная слева направо под наклоном линия, которая проходит через точки, представляет собой визуальный вариант взаимосвязи между изучаемыми часами и рейтинговой оценкой.
Мы можем также показать отрицательную зависимость, используя так называемую «кривую спроса» (которую мы подробно рассмотрим в главе 3). Экономисты обнаружили, что цена любого товара оказывает самое важное единичное влияние на количество покупаемых потребителями товаров. В данном случае цена - независимая переменная. Потребители покупают меньшее количество товара по более высоким ценам, чем по более низким. Кривая спроса на рисунке 1.2 — изображение данных, представленных в таблице 1.2. На рисунке 1.2 показана отрицательная зависимость между

ценой печенья Wagon Wheels и количеством покупателей, желающих его купить. По цене 1 ф.ст. за Wagon Wheel покупатель не приобретает Wagon Wheels. По цене 20 пенсов за Wagon Wheel покупатель приобретает 12 Wagon Wheels в неделю (см. точку В). Как вы можете видеть на графике, линии, проведенные под наклоном вниз слева направо, показывают отрицательную зависимость.

Одесская библиотека бизнес литературы

полезные книги для бизнеса

Для того чтобы добиться успехов в изучении экономики, вам необходимо научиться обращаться с графиками. Они так же необходимы экономисту, как молоток столяру. Поэтому если вы не знаете, как пользоваться графиками, вам придется потратить немного времени.
Что представляет собой график? Это наглядное изображение зависимости между двумя или больше рядами данных или переменными. Графики играют важную роль в экономической теории по многим причинам, но прежде всего потому, что позволяют нам анализировать экономические концепции и изучать исторические тенденции.
В этой книге вы встретитесь с огромным количеством разнообразных графиков. Одни из них показывают, как переменные меняются во времени (посмотрите, например, на вторую и третью страницы обложки), другие - отражают зависимость между различными переменными (как в примере, к рассмотрению которого мы сейчас перейдем). Каждый график этой книги поможет вам понять важный экономический закон или тенденцию.

ГРАНИЦА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Первый график, с которым вы уже встретились в этой книге, представлял собой график границы производственных возможностей. Как мы уже говорили в главе 1, граница производственных возможностей, или ГПВ, показывает максимальное количество двух видов товаров или услуг, которое может быть произведено при данных ресурсах, при условии полного их использования.
Давайте рассмотрим такой важный случай, как выбор между производством продуктов питания и производством станков. Необходимые для построения ГПВ данные представлены в табл. 1, которые очень похожи на цифры, использованные в табл. 1.1. Вспомните, что мы имеем возможность производить продукты питания и станки в определенном соотношении. Если будет увеличиваться количество продуктов питания, то производство станков будет уменьшаться. Таким образом, если экономика производит 10 единиц продуктов питания, то она может выпустить максимум 140 станков, а если выпуск продуктов питания составит 20 единиц, то удастся произвести только 120 станков.

ГРАФИК ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Данные, представленные в табл. 1, также могут быть представлены в графической форме. Для построения графика мы обозначим каждую пару данных из таблицы точкой на двухмерной плоскости. Рис. 1 отображает в графической форме соотношение выпуска продуктов питания и выпуска станков из табл. 1. Таким образом, строка А табл. 1 отображена на рис. 1 как точка А. То же самое касается точек В, С и т.д.
На рис. 1 вертикальная линяя слева и горизонтальная линия в нижней части графика соответствуют двум переменным - продуктам питания и станкам. Переменная - это величина, которая может быть определена и измерена и значение которой может изменяться во времени и пространстве. Наиболее важными переменными, которые изучаются в курсе экономической теории, являются следующие: цена, количество, время работы, площадь земли, величина дохода и т.д.
Горизонтальную линию на графике обычно называют горизонтальной осью, или иногда осью X. На рис. 1 по горизонтальной оси откладывается выпуск продуктов питания. Вертикальная линия называется вертикальной осью, или осью Y. На рис. 1 на ней отображено количество произведенных станков. Точка А на вертикальной оси соответствует 150 станкам. В самом нижнем левом углу, где пересекаются две оси, находится начало координат. Оно соответствует нулевому выпуску продуктов питания и станков.
Плавная кривая
Колебание переменных, характеризующих большинство экономических взаимосвязей, может происходить в очень широком диапазоне: от едва ощутимых до очень существенных, это наглядно отражено на рис. 1. Поэтому обычно мы изображаем экономические взаимосвязи в виде непрерывной кривой. На рис. 2 ГПВ изображена в виде плавной кривой, соединяющей точки А, В, F.

На рисунке в графической форме отображены данные табл. 1. Цифры те же, но пред-ставлены они более наглядно.
Сравнив табл. 1 с рис. 2, мы можем понять, почему графики так популярны в экономической теории. Плавная линия ГПВ показывает все варианты выбора, имеющиеся у экономики. Она наглядно демонстрирует доступность различных товаров, информирует о количественных ограничениях. Глядя на график, вы видите взаимосвязь между производством продуктов питания и станков.

Пример 17. При оплате за поездку в такси взимается некоторая сумма – b за посадку, а далее оплата зависит от стоимости одного километра поездки – k и покрытых километров – x . Требуется построить график, отражающий зависимость оплаты за поездку от километража.

Исходя из условия задачи ясно, что формула для расчета оплаты за поездку будет следующей: y=kx+b. То есть мы имеем уравнение прямой с угловым коэффициентом – k и свободным членом – b.

Следует построить график по алгоритму, аналогичному в примере 10, взяв произвольные значения коэффициента и свободного члена, например: 5 и 3.

Калькулятор , выполнив команду: Вид>Панели >Вычисления.

Графики, выполнив команду: Вид>Панели >Графики.

Установите курсор в то место рабочей области, куда следует вводить формулу.

2. Наберите требуемую функцию, у нас f(х):=5х+3 (не путать знак := со знаком = ), используя клавиатуру и панель Калькулятор , и нажмите клавишу .

5.Для построения графика заданной функции:

ü нажмите на панели Графики кнопку [График] – и в рабочем поле появится прямоугольник, представляющий собой декартовы координаты;

ü напишите на оси абсцисс в маркере-шаблоне имя переменной х , а на оси ординат в таком же маркере – имя функции f(х) .

Запомните (!), что в качестве имени функции следует набирать: f(x), y(x), – а не f, y .

ü щелкните мышью на рабочей области – на экране появится график требуемой функции (рис. 33).

Рис. 33. Определение зависимости платы за проезд от километража

Пример 18 . На склад, где имеется запас продукции на некоторую сумму – b, поступило два вида новой продукции в количестве: k1 и k2, по цене: x1 и x2 соответственно. Построить график зависимости стоимости продукции от цен.

Зависимость общей суммы за продукции от цен может быть представлена уравнением вида: y=k1*x1+k2*x2+b. Мы имеем уравнение поверхности, и алгоритм построения графика, например, при k1= 10, k2=20, b=15 будет таким:

1. Для записи функции выведите на экран панель Калькулятор , выполнив команду: Вид>Панели >Вычисления.

2. Для работы с графиками выведите на экран панель Графики, выполнив команду: Вид>Панели >Графики.

3.Установите курсор в то место рабочей области, куда следует вводить формулу.

4. Наберите на клавиатуре требуемую функцию, например, y(х1,x2):=10*х1+20*x2+15 (не путать знак := со знаком = ), используя панель Калькулятор , и нажмите клавишу .

4.Для построения графика заданной функции:

ü нажмите на панели Графики кнопку [Поверхностный График] – на экране появится область для построения поверхности, в которой лишь один маркер-шаблон;

ü ведите в этот шаблон только имя функции, не указывая аргументы;

ü щелкните мышью на рабочей области – на экране появится график требуемой функции (рис. 34).

Рис. 34. График зависимости суммы от цен

Пример 19 . В начале НЭП (Новая экономическая политика) в СССР функционировало несколько систем денежных единиц, – екатеринки, рубли, золотые десятки, американские доллары, злотые. В Национальный банк частные ростовщики сдавали деньги в различных денежных единицах.

Определить сданные в банк суммы в рублях, если известны: сданные суммы и соответствующие коэффициенты перевода одних денежных единиц в другие. Найти также общую сумму сданных денег.

Сведем данные задачи в таблицу 3, введя в ней условные обозначения:

Денежные единицы Таблица 3

№ n/n ФИО ростовщика Сданная сумма Единицы измерения Коэффициент перевода Сумма, руб.
F 1 C 1 E 1 K 1 S 1
n F n C n E n K n S n
Итого:

Общая сумма сданных денег будет вычисляться так: Y= С1*К1+С2*К2 . Полученную формулу можно рассматривать как уравнение поверхности с переменными С1, С2 и коэффициентами К1, К2. Алгоритм построения этого графика при К1=10 И К2=15 аналогичен предыдущему примеру и представлен на рис. 35.


Рис. 35. График поступления денег в банк

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

«Экономика в графиках» - уникальное в мировой практике издание, в котором показано, как с помощью графических методов экономисты ищут решения загадок окружающего нас материального мира и объясняют реальные экономические проблемы. Имеет широкий читательский адрес: учащиеся 10-11 классов, изучающие экономику на базовом и профильном уровнях (для обобщения знаний, итогового повторения и подготовки к контрольным работам); преподаватели экономики (для наглядной иллюстрации излагаемого материала независимо оттого, по какому учебнику ведется преподавание); студенты неэкономических ВУЗов, изучающие основы экономической теории; все, кто интересуется вопросами экономики.

Графики в экономике.
Графики в экономике - далеко не то же самое, что в математике. Графики в экономике - визуальное представление обеих ее сторон - науки и искусства. Как научный инструмент график показывает взаимосвязь двух переменных - некоторую функциональную взаимозависимость.

В то же время график в экономике является разновидностью изобразительного искусства - мастерства передачи информации посредством ее выражения в определенном визуальном образе. В публикациях графики представляют черно-белыми и цветными, двухмерными и трехмерными, статическими и динамическими. Независимо от формы представления задача графиков одна - дать возможность читателю с одного взгляда понять взаимоотношение между двумя экономическими
переменными, не заставляя долго и напряженно изучать его описание. При всем своем разнообразии экономические графики имеют общие черты.

В экономике графики не более чем иллюстрация. Они позволяют кратко и наглядно проиллюстрировать экономические понятия и законы, на описание которых словами потребовались бы страницы. В большинстве случаев график в экономике иллюстрирует возможную взаимозависимость между двумя переменными, но не является точным графическим отображением некоторой алгебраической функции. Точно оценить форму и параметры функциональных зависимостей в экономике чаще всего нельзя. Можно определить только примерную взаимозависимость между двумя переменными: величина спроса растет
с падением цены; инфляция увеличивается вследствие излишнего роста денежной массы и т.д. Поскольку в экономике одновременно взаимодействуют множество переменных, графическое представление не более чем упрощение, показывающее, как изменение аргумента повлияет на изменение функции при допущении, что все остальные переменные остаются неизменными.

Оглавление
Введение 3
Как пользоваться пособием 7
Условные обозначения 8
Глава 1. Принципы экономики
1. Альтернативная стоимость 9
2. Спрос 10
3. Предложение 11
4. Рыночное равновесие 12
5. Достижение рыночного равновесия 13
6. Устойчивость равновесия 14
7. Изменение равновесия 15
8. Одновременное изменение спроса и предложения 16
9. Все случаи изменения спроса и предложения 17
10. Предложение в разных временных периодах 18
11. Регулирование рынка 19
12. Дотация цен 20
13. Замораживание цен 21
14. Квота 22
15. Количественный налог 23
16. Эластичность спроса по цене 24
17. Влияние эластичности спроса на доход продавца 25
18. Изменение эластичности вдоль кривой спроса 26
19. Эластичность предложения по цене 27
20. Взаимовыгодность рыночного обмена 28
21. Индивидуальный и рыночный спрос и предложение 29
Глава 2. Экономика домохозяйства, потребления и спроса
22. Полезность 30
23. Кривые безразличия 31
24. Предельная норма замещения 32
25. Бюджетное ограничение 33
26. Оптимум потребителя 34
27. Влияние изменения дохода на потребление 35
28. Влияние изменения относительных цен на потребление 36
29. Эффект замещения и эффект дохода 37
30. Цена и потребление: кривая спроса 38
31. Доход и потребление: кривая Энгеля 39
32. Неравенство доходов: кривая Лоренца и коэффициент Джини 40
Глава 3. Экономика фирмы, производства и предложения
33. Граница производственных возможностей общества 41
34. Изокванта 42
35. Предельная норма технического замещения 43
36. Производство в долгосрочном периоде 44
37. Производство в краткосрочном периоде 45
38. Рациональный размер производства 46
39. Издержки в краткосрочном периоде 47
40. Средние издержки 48
41. Взаимосвязь средних и предельных издержек 49
42. Издержки в долгосрочном периоде 50
43. Совершенная конкуренция: максимизация прибыли фирмы на основе валовых показателей 51
44. Совершенная конкуренция: максимизация прибыли фирмы на основе предельных показателей 52
45. Предложение конкурентной фирмы 53
46. Монополия: максимизация прибыли на основе валовых показателей 54
47. Монополия: максимизация прибыли на основе предельных показателей 55
48. Монополия: потери общества 56
49. Монополистическая конкуренция: максимизация прибыли на основе предельных показателей 57
50. Олигополия: ломаная кривая спроса 58
51. Рынок труда 59
52. Рынок капитала 60
Глава 4. Экономика государства, роста и регулирования
53. Совокупный спрос 61
54. Совокупное предложение 62
55. Равновесие в краткосрочном периоде в экономике с жесткими ценами 63
56. Равновесие в краткосрочном периоде в экономике с гибкими ценами 64
57. Равновесие в долгосрочном периоде 65
58. Шоки совокупного спроса и совокупного предложения 66
59. Реакция правительства на шоки совокупного предложения 67
60. Потребление 68
61. Сбережения 69
62. Инвестиции 70
63. Сбережения и инвестиции 71
64. Инфляция 72
65. Безработица 73
66. Естественный уровень безработицы 74
67. Кривая Филлипса: инфляция и безработица 75
68. Вливания и изъятия 76
69. Доходы и расходы: модель Кейнса 77
70. Экономический рост: модель Солоу 78
71. Рынок товаров и услуг: кривая IS 79
72. Денежный поток: кривая LM 80
73. Экономическая политика в закрытой экономике: IS-LM модель 81
Глава 5. Экономика мира, развития и координации
74. Спрос на деньги и предложение денег 82
75. Международная торговля 83
76. Выигрыш от международной торговли 84
77. Сравнительные преимущества в международной торговле 85
78. Регулирование международной торговли: тариф на импорт 86
79. Регулирование международной торговли: квота на импорт 87
80. Обменные курсы валют 88
81. Внешний рынок: ВР кривая 89
82. Макроэкономическое равновесие в открытой экономике 90
83. Международная мобильность капитала 91
84. Бюджетная политика при фиксированном валютном курсе 92
85. Денежно-кредитная политика при фиксированном валютном курсе 93
86. Бюджетная политика при плавающем валютном курсе 94
87. Денежно-кредитная политика при плавающем валютном курсе 95.