Финансовая политика - ФП - совокупность мероприятий по аккумуляции финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, важная сфера экономической политики. Характер, социальная направленность и масштабы воздействия Ф. п. на развитие производительных сил и производственных отношений общества определяются объективными законами экономического развития и общественно-политическим строем страны. Ф. п. проводится посредством определённой системы форм и методов, среди которых первостепенное значение имеют государственные доходы и государственные расходы, бюджет государственный, налоговая политика, государственный кредит, финансовый контроль. В широком понимании Ф. п. включает также регулирование кредитно-денежных отношений.
Финансовое право – отрасль российского права – совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов, централизованных денежных фондов государственных и муниципальных образований, необходимых для осуществления задач социально-экономического развития. Основное влияние на финансовую политику оказывают Бюджетный и Налоговый кодексы РФ.
Финансовый механизм - система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Элементы финансового механизма:
Формы финансовых ресурсов
Методы формирования финансовых ресурсов
Правовое обеспечение (законы, указы, постановления, приказы министерств и другие документы органов управления);
Нормативное обеспечение (инструкции, нормативы, методические указания и другие документы, выпускаемые Министерством финансов РФ, Министерством по налогам и сборам, Государственным таможенным комитетом РФ и т. д.);
Информационное обеспечение (база данных, содержащая правовую и нормативную информацию, рейтинговые агентства, составляющие и публикующие рейтинги предприятий, банков, организаций).
Финансовый механизм подразделяется на:
Директивный – разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство;
Регулирующий – определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающим прямо интересы государства.
Финансовый механизм зависит от условий хозяйствования:
Командно-административная система – полностью директивный финансовый механизм, т. к. собственность на средства производства государственная.
Современная капиталистическая система – сочетание директивного (налоги и бюджет) и регулирующего (антимонопольное законодательство, закон о рынке ценных бумаг и т. д.) механизмов
Направления совершенствования финансового механизма:
1) совершенствование законодательства, обеспечивающего защиту конкуренции, прав инвесторов.
2) совершенствование налоговой системы (снижение НДС, перераспределение налогов между бюджетами)
3) разработка и принятие госбюджетов, направленных на развитие отечественной экономики и повышение внутреннего спроса
Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов .
Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Финансовый механизм – это внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике. К элементам финансового механизма относятся финансовые ресурсы, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг .
Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета , могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.
Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит , расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса , финансовое планирование .
В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует.
Такие отношения имеют большое значение для реализации либо всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одной из сторон этих отношений – агента государства (финансы государственных предприятий).
Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.
Конспект ответа
Финансовая политикакак составная часть экономической политики государства разрабатывается высшими органами государственной власти.
Финансовая политика – совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.
1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.
2. Создание адекватного финансового механизма.
3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
Основа финансовой политики - стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.
Важная составная часть финансовой политики - установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.
Финансовый механизм - система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.
Элементы финансового механизма:
· формы финансовых ресурсов;
· методы их формирования;
· система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства;
· организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.
Финансовый механизм |
|
Директивный |
Регулирующий |
разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. В ряде случаев распространяется и на другие виды финансовых отношений, имеющих большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений - агент государства (финансы государственных предприятий). |
определяет основные "правила игры" в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов. |
Основными задачами финансовой политики являются:
1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
4. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
5. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.
Финансовая политика включает в себя бюджетную, налоговую, ценовую, таможенную и денежно-кредитную, политику.
Бюджетная политика выражается в определении доли ВВП, концентрируемой в бюджете, во взаимоотношениях между федеральной властью, субъектами Федерации и местными органами власти, в распределении расходов между бюджетами различных уровней, в управлении государственным долгом, в определении путей покрытия дефицита бюджета.
Налоговая политика – совокупность экономических, финансовых, правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп, а также развитие экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.
Составные элементы налоговой политики:
налоговое планирование, включающее оценку налогового потенциала, прогнозирование объемов налоговых поступлений, утверждение бюджета по налогам;
налоговое регулирование, включающее систему налогового стимулирования (изменение сроков уплаты налогов; предоставление отсрочки или рассрочки платежей, предоставление налогового кредита, сокращение размеров налоговых ставок, предоставление налоговых вычетов) и систему санкций (административные, финансовые и уголовные меры);
налоговый контроль, включающий регистрацию и учет плательщиков, прием и обработку отчетности, контроль за своевременным поступлением платежей, налоговые проверки, контроль за реализацией материалов проверок и уплаты начисленных санкций.
Ценовая политика выражается в корректировке цен и тарифов на товары и услуги монополий, как правило, государство контролирует величины тарифов на нефть, электроэнергию и наиболее значимые виды сырья, так как эти цены определяют цены на всю совокупность товаров и услуг.
Таможенная политика означает влияние на экономику страны, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг, а также сдерживая или поощряя экспорт товаров и услуг из страны.
Таможенная политика направлена на реализацию следующих функций:
фискальная – направлена на формирование доходов бюджета за счет экспортно-импортных пошлин;
регулирующая – направлена на формирование конкурентной среды на внутреннем рынке. При этом выделяют два вектора регулирования – политики свободной торговли или создания более благоприятных условий для национальных производителей (протекционизма).
Денежно-кредитная политика выражается в обеспечении устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование темпов инфляции и курса национальной денежной единицы.
Основными методами реализации денежно-кредитной политики являются:
регламентация расчетов в экономике страны;
регулирование деятельности банковской системы;
регламентация эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота;
регулирование внешнеэкономического движения капитала.
Современная финансовая политика России определяется Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, бюджетными посланиями Президента РФ Федеральному собранию «О бюджетной политике» и рядом других законодательных и нормативных актов.
Бюджетная политика включает политику в области бюджетных доходов и расходов, управления государственным долгом и государственными активами, реализации принципов бюджетного федерализма, управления государственными финансами.
Бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, сокращения дефицита, снижения зависимости от конъюнктурных доходов, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни, укрепления обороноспособности и безопасности, повышения эффективности и прозрачности государственного управления в условиях снижения зависимости от конъюнктурных доходов и сокращения дефицита.
Основные задачи современной налоговой политики России:
Значительное снижение и структурное выравнивание налогового беремени;
Упрощение налоговой системы;
Минимизация издержек исполнения и администрирования налогового законодательства;
Снижение налоговой нагрузки;
Оптимизация налогообложения внешнеторговых операций;
Создание условий для легализации прибылей предприятий;
Сокращение количества налогов и ограничение произвола налоговых и таможенных органов при одновременном повышении ответственности налогоплательщиков;
Усиление налоговой нагрузки на добычу полезных ископаемых.
Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой
При выработке финансовой политики необходимо учитывать специфику
каждого этапа развития общества, особенности международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства. Научно обоснованная финансовая политика при правильной и успешной ее реализации, приводит к повышению уровня благосостояния народа; развитию производительных сил и рациональном их размещении по территории страны; способствуют укреплению и развитию экономических связей со всеми странами мира. Сама по себе финансовая политика не может быть хорошей или
плохой. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она адаптирована интересам общества. Т.е., только при наличии ясной программы общественного развития с выделением интересов всего общества или отдельных его групп, характеристикой перспективных и текущих задач, определения методов и сроков их решения можно разрабатывать и успешно проводить финансовую политику и объективно оценить ее. Для этого используется ее главный элемент
Финансовый механизм.
При разработке финансовой политики принципиальным является то, что в основе распределения и перераспределения финансовых ресурсов лежит:
Выбор субъектов распределительных отношений;
Определение степени централизации финансовых ресурсов в
распоряжении государства в зависимости от функций государства и степени самостоятельности юридических лиц и населения в удовлетворении своих потребностей;
Определение первоочередных общественных потребностей и меры их
удовлетворения и соответствующих приоритетных направлений использования финансовых ресурсов;
Выбор источников и методов формирования финансовых ресурсов.
Финансовый механизм - это совокупность форм организации финансовых отношений, методов (способов) формирования и использования финансовых ресурсов, применяемых обществом в целях создания благоприятных условий для экономического и социального развития общества.
Структура финансового механизма включает в себя множество элементов (видов, форм и методов организации финансовых отношений), что предопределяется множеством финансовых взаимосвязей. Финансовый механизм подразделяется:
В зависимости от особенностей отдельных подразделений
общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений:
С точки зрения воздействия финансового механизма на общественное
воспроизводство (функциональные звенья): мобилизация ресурсов;
финансирование; стимулирование и т.д.
Каждая сфера и отдельное звено финансового механизма является
составной частью единого целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы.
Вместе с тем они функционируют относительно самостоятельно. Сферы и звенья финансового механизма отличаются степенью сложности и
разветвленностью отдельных элементов. На предприятиях и организациях определяется отношение между отдельными формами денежных накоплений, распределяется прибыль, формируются и используются фонды. В страховых организациях широко развита система формирования и использования средств страховых фондов с помощью различных элементов (страховые тарифы, взносы, возмещения и т.д.). Для бюджетного механизма характерна система из
многих видов налогов, наличие разнообразных направлений использования средств и методов финансирования.
Каждый элемент финансового механизма имеет количественные
параметры: определение ставок; определение норм изъятия; определение объемов фондов; определение уровня расходов и т.д. Количественные параметры чаще подвергаются корректировке, чутко реагируют на изменение условий производства и задач, стоящих перед обществом.
Финансовый механизм регулируется национальным законодательством.
Введение юридических норм позволит: установить единые правила
организации финансовых связей; защитить экономические интересы общества, коллективов предприятий и граждан; обеспечить строгую финансовую дисциплину; проводить единую политику в области финансов. Право, являясь инструментом оформление и проведения финансовой политики, оказывая активное, но опосредованное влияние (через финансовую политику и финансовый механизм) влияние на экономическое развитие. Формируя финансовый механизм, государство стремится обеспечить его наиболее полноесоответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей и задач.