Налоговые реформы. Цель налоговой реформы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Предпосылки реформирования налоговой системы. Сущность налоговой реформы, классификация налогов, ее составляющих. Способы проведения налоговой реформы. Значение налоговой реформы для экономики Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2003

    Предпосылки реформирования налоговой системы. Сущность налоговой реформы 1992 г. Классификация налогов, ее составляющих. Способы проведения налоговой реформы. Значение налоговой реформы для экономики Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2003

    Предпосылки к проведению налоговой реформы в СССР. Основные варианты реконструкции платежей социалистических предприятий и хозяйственных организаций в ходе подготовки реформы. Дифференциация ставок по предприятиям. Недостатки реформы и их устранение.

    реферат , добавлен 22.04.2012

    Общие положения о доходах бюджета. Налоговые доходы бюджетной системы. Современное состояние налоговой реформы. Основные плюсы и минусы проведения реформы. Основные направления совершенствования и развития налоговой системы Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2011

    Функционирование налоговой системы и перспективы развития налоговой политики России на современном этапе. Классификация и функции налогов. Налоговая культура как элемент совершенствования налоговой системы России. Результаты налоговой реформы в России.

    курсовая работа , добавлен 02.02.2011

    Классификация налогов, суть и механизмы их функций. Фундаментальные принципы налогообложения и характеристика его элементов (субъекты, объекты, ставки, льготы). Налоговая система России до ХХ века и в советский период. Цели современной налоговой реформы.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2012

    Реформа налоговой системы РК, этапы и ее развития. Необходимость налоговых реформ и основные этапы налоговой реформы в Республику Казахстан. Основные направления в реформе налоговой системы РК и ее влияние на развитие экономики.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2007

    Сущность налога и налоговой системы. Виды налогов. Особенности налоговой системы Российской Федерации. Способы взимания налогов. Функции налогов. Налоги на доходы и имущество. Налоги на товары и услуги. Классификация налогов по целям использования.

    «Школа XXI века» - Курс «Литературное чтение». Ради чего учить? Технология обучения построена на целенаправленном использовании: Под руководством учителя ученик выстраивает алгоритм решения учебной задачи. «Начальная школа ХХI века». Чему учить? обновление содержания. Курс «Русский язык». Приоритетные цели «Начальной школы XXI века».

    «Комплект «Начальная школа 21 века»» - Диагностика сформированности регулятивных УУД. Контрольно – измерительные материалы. Планируемые результаты внедрения КИМов. Задание диагностики. Освоить виды УУД, их отличительные особенности. Гипотеза. Дополни схему числовыми данными. Диссеминация опыта. Создание диагностического инструментария. Теоретические основы проекта.

    «Начальная школа 21 века» - Диагностика успешности обучения – обязательное условие работы учителя сегодня. Младший школьник ХХI века. Технология обучения построена на целенаправленном использовании: Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. Музыкальное искусство. Рабочая тетрадь. Рабочая тетрадь для дифференцированного обучения. .

    «Программа «Начальная школа XXI века»» - Алгебраическая и геометрическая части. Интегрированные предметы. Математическая подготовка. «Начальная школа XXI века». Элементы арифметики. Современные методики. Авторы предусмотрели организацию деятельности моделирования. Проект «Начальная школа 21 века» - результат многолетних исследований. Величины и их измерение.

    «Школа 21 века» - Карга боткасы. Качество знаний учащихся по литературному чтению. Игровые. Мониторинг обученности класса. Цели: Безопасное колесо 2006. Кружок. Мониторинг обученности класса по математике. «Овеянный славой флаг наш и герб». Дифференциация обучения. Открытые мероприятия. Данные качественной успеваемости обучающихся за три года (со 2 по 4 класс).

    «Начальная школа XXI века» - Учебник.В 2-х частях. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Ефросинина Л.А. Учимся читать выразительно. Русский язык Литературное чтение Математика Окружающий мир. Рабочая тетрадь. Учебная хрестоматия. Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения.(2-4 класс) Романова В.Ю., Петленко Л.В. Кузнецова М.И. Учусь писать без ошибок.

    Всего в теме 7 презентаций

    С 1990 г. в РФ началась масштабная налоговая реформа. На рассмотрение в апреле был вынесен законопроект о сборах с граждан страны, иностранцев и лиц без гражданства. В июне обсуждался нормативный акт по вопросам обязательных отчислений в бюджет предприятий, организаций и объединений.

    Налоги и налоговые реформы в России: нормативная база

    Ключевые положения действующей сегодня программы по сбору обязательных платежей в бюджет были утверждены в конце 1991-го. Тогда был принят главный закон, регламентирующий эту сферу. В нормативном акте были установлены налоги, пошлины, сборы и прочие отчисления, определены субъекты, их обязанности и права. Кроме этого, были приняты и другие законы по конкретным налогам, вступившие в действие с января 1992-го. Основные налоговые реформы, таким образом, прошли в начале последнего десятилетия прошлого века.

    Структура

    Реформа налоговой системы прошла при принятии более чем 20 нормативных актов. 21-го ноября 1992 года по указу президента был сформирован контролирующий самостоятельный орган - ФНС. На эту службу возлагались ключевые функции по разработке и последующей реализации налоговой политики страны. Законодательством было определено 4 группы сборов:

    1. Общегосударственные. Они устанавливались на федеральном уровне.
    2. Местные. Они определялись территориальными структурами власти, согласно законодательным актам субъектов.
    3. Республиканские сборы, налоги административных и национально-государственных образований. Они устанавливались по решению госорганов и законами соответствующих регионов.
    4. Общеобязательные республиканские и местные сборы и налоги.

    Состав отчислений периодически изменялся в соответствии с решениями госорганов.

    Первые проблемы

    Проведенная в достаточно экстремальных условиях, налоговая реформа в России не смогла обеспечить создание идеального финансового института. По ходу последующих рыночных преобразований его изъяны становились все более заметными. В итоге стала существенно замедлять рост экономики страны. Ключевой проблемой в то время выступал дефицит бюджета. Он был обусловлен незначительными объемами поступлений в казну на фоне значительных расходных обязательств.

    Изменения

    К 1997 году в стране было установлено более 40 видов сборов и налогов, которые уплачивали организации и граждане. К этому моменту была сформирована трехуровневая структура. Она включала:


    Второй этап

    Новая налоговая реформа началась в 1999 году. Она ознаменовалась вступлением в силу первой части НК. Следует сказать, что Кодекс обсуждался достаточно долго. В общей части устанавливались обязанности и права субъектов, регламентировался процесс выполнения обязательств перед бюджетом, определялись правила контроля, ответственность за нарушения Кроме этого, были введены важнейшие инструменты института. Таким образом, в Кодексе были отражены основные аспекты налоговых реформ. Для обеспечения введения законодательства в действие было разработано и согласовано больше 40 нормативных документов. Важнейшим результатом того периода стало утверждение форм деклараций и инструкций по их составлению. Стоит, однако, отметить, что пока документ проходил через Думу, он утратил множество новаторских предложений. При этом механизмы и правила оказались в действительности далеко не безупречными. В этой связи в течение последних нескольких лет в НК было введено множество поправок.

    Преобразования с 2000 года

    С началом 21 века Правительством было предпринято несколько решительных шагов по изменению сложившейся ситуации в финансовом секторе страны. Были выработаны приоритетные направления налоговых реформ на среднесрочную перспективу (до 2004 года). В первую очередь предполагалось:

    1. Снижение избыточной нагрузки на субъектов, вследствие которой формировались предпосылки для уклонения от уплаты обязательных сумм.
    2. Ослабление фискального контроля государства в пользу стимулирующих функций системы налогов.
    3. Обеспечение равномерного распределения нагрузки на плательщиков.
    4. Сокращение числа и изменение направленности установленных налоговых льгот.

    В рамках правительство ориентировалось на перераспределение поступлений в пользу федерального бюджета относительно региональных.

    Цели налоговой реформы

    Они заключаются не в том, чтобы собрать как можно больше платежей для решения бюджетного кризиса. Ключевой задачей сегодня выступает снижение уровня изъятий по мере уменьшения государственных обязательств. Налоговые реформы ориентированы на установление справедливого порядка взимания платежей с субъектов, действующих в различных экономических условиях. Утвержденные программы предполагают повышение уровня нейтральности. Налоги не должны существенно влиять на относительные цены, процессы создания накоплений и так далее. В результате должны снизиться издержки по исполнению законодательства не только для государства, но и для самих плательщиков.

    Последующие преобразования

    Для реализации указанных выше задач налоговые реформы в стране были продолжены. В частности, с января 2001 года было введено 4 главы второй части НК:

    Последующие налоговые реформы на 2005 год предполагали:

    1. Снижение нагрузки на ФОТ. Это планировалось достичь за счет снижения ставки ЕСН. Предполагалось, что для доходов до 300 тыс. руб. она будет уменьшена до 26 %, от 300 до 600 - до 10 %, свыше 600 - до 2 %.
    2. Изменение режима начисления НДС. Предусматривалось, что ставка будет снижена до 16 %. Кроме этого, налоговые реформы предполагали пересмотр возврата сбора экспортерам. Кроме этого, активно обсуждалась возможность предоставления плательщикам электронных счетов-фактур.
    3. Изменение налогов на имущество. Предполагалось заменить существовавшие сборы на отчисления с недвижимости. Такая практика была, в частности, введена в Тверской области.
    4. Установление льготного режима для предприятий, работающих в пределах особых экономических территорий. Этим должна была обеспечиваться инновационная и инвестиционная деятельность.

    Процессы взимания и контроля

    Налоговые реформы ориентированы на гибкость и прозрачность, упрощение и уменьшение объема документооборота. Реализация поставленных задач предусматривает снижение нагрузки не только в фискальной, но и административной части. В частности, речь об уменьшении расходов плательщика по исполнению законодательства. Как показала практика, снижение фискальной нагрузки по некоторым налогам прошло вместе с одновременным увеличением административного давления. В частности, вырос объем финансовой отчетности, усложнился учет деятельности плательщика, усилился контроль госорганов. В этой связи были предприняты шаги по:

    Заключение

    Результаты реформирования системы налогов и сборов в целом оцениваются как положительные. В период по 2003 гг. доля нагрузки от ВВП постепенно снижалась с 34 % до 31 %. В результате проведенных мероприятий отмечается значительное изменение структуры поступлений. В первую очередь существенно увеличилась доля отчислений, связанных с использованием недр. Вместе с этим сократились поступления с прибыли предприятий, а НДФЛ повысился практически в полтора раза. Отмечается высокая доля сборов, предназначенных на социальное, медицинское и пенсионное обеспечение. Их уровень находится в пределах 25 %.

    После распада СССР России срочно понадобилось осваивать капиталистические принципы экономики, проводя в ускоренном темпе приватизацию, меняя и подстраивая по ходу производственные отношения. Правительство, не имея собственного рыночного опыта, все преобразования делало по заграничным экономическим образцам, руководствуясь в основном мнением сторонних специалистов по ключевым вопросам. Времени на более или менее глубокомысленный анализ нюансов столь разноплановых рыночных экономических факторов и процессов не было Нечитайлов И.А. Социально-экономические основы налогообложения и их «преломление» в системе и уровне налогообложения в Российской Федерации, 2008.

    Задачей налоговой системы была стабилизация стихийных рыночных отношений, снижение инфляции, формирование социально-экономической инфраструктуры, обеспечение казны минимально необходимым финансовым потоком.

    На этом этапе развития четко прослеживалось несовершенство, разнонаправленность, несвязанность элементов системы. Этой стадии развития были присущи такие черты, как

    • - равенство всех налогоплательщиков, включая предоставление налоговых льгот и защиту экономических интересов.
    • - введение и взимание налогов всеми уровнями власти. Так, в декабре 1993 г. предоставлением права региональным и местным органам вводить неограниченное число новых налогов был нарушен один из важнейших принципов построения налоговой системы -- принцип ее единства.
    • - многократность налогообложения и слабое обозначение конкретных прав и обязанностей налогоплательщиков и государства, но с чрезмерным преобладанием прав налоговых органов.

    Частое, ежегодное изменение в налоговом законодательстве стало нормой, но эти изменения касались лишь отдельных нюансов, не затрагивая основных положений построения налоговой системы. В результате сложившаяся к концу 1990-х гг. в Российской Федерации налоговая система из-за несовершенства ее отдельных элементов во все большей степени препятствовала экономическому развитию страны. В работах российских экономистов этот этап становления называют этапом неустойчивого налогообложения.

    На плечи законопослушных плательщиков легла колоссальная нагрузка, это при том, что существовало большое разнообразие налоговых льгот. В то же время практически не пресекались случаи сокрытия доходов и неуплаты налогов, что стимулировало развитие теневой экономики. Как подтверждение эффекта Лаффера, поток поступлений средств в казну снижался при непрерывном росте бюджетного дефицита.

    Все более четко проявлялась фискальная функция налогов , и все в меньшей степени выполнялась функция регулирования производства. Назрела необходимость существенного изменения налоговой политики.

    Дальнейшие годы развития финансовой системы обозначили этап подготовки налоговой реформы. Начиная с 1996 г. последовательно сокращалось число многочисленных налоговых льгот исключительного характера, отменялись отдельные сборы, которые искажали суть налогообложения. Был восстановлен нарушенный принцип единства налоговой системы, ликвидировано право региональных и местных органов по установлению новых налогов. Одновременно осуществлялась разработка и подготовка к принятию Налогового кодекса.

    Этап реформирования. Это современный период развития налоговой системы с 1998 года и по наши дни. С января 1999 г начала действовать первая (общая) часть Налогового кодекса Российской Федерации, которая определяет ключевые положения налоговой системы России, в частности реестр действующих России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь спектр взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами. Кодекс разрабатывался весьма долго, потому что Правительству пришлось решать множество разнонаправленных вопросов практически «с нуля».

    С 1 января 2001 г. вступила в действие специальная часть Налогового кодекса РФ, которая определяет вопросы конкретного применения основополагающих налогов.

    К настоящему времени из предполагаемых 31 глав Кодекса приняты все 31. Таким образом, в целом обновленная налоговая система начала функционировать с 2005 г., но это не значит, что в нее не вносятся поправки и доработки.

    Налоговый кодекс РФ -- это единый, взаимосвязанный и комплексный документ, учитывающий всю систему налоговых отношений в Российской Федерации. Было установлено в целом 26 налогов и сборов, в том числе 14 федеральных, семь региональных и пять местных.

    С его принятием в целом в России окончательно сформирована единая налоговая система.

    Вместе с тем необходимо иметь в виду, что принятие Налогового кодекса РФ не ставило своей целью кардинально изменить принятую в России в 1991 г. налоговую систему. Кодекс представляет собой эволюционное преобразование этой системы путем устранения выявленных в ходе ее функционирования недостатков и перекосов.

    К 2000 г. сложились новые экономические условия. Появились признаки экономического роста благодаря мерам, принятым Правительством РФ. Но слабость процесса заключается в нестабильности факторов, обеспечивающих подъем производства.

    Определяя дальнейшие шаги по проведению налоговой реформы, следует отметить, что наиболее важные меры из тех, которые были поставлены перед Правительством РФ и Федеральным Собранием РФ Президентом Российской Федерации, уже были реализованы в 2000--2002 гг.

    Эти, а также ряд других мер налоговой реформы проводились в соответствии с одобренной в 2000 г. Правительством РФ Программой проведения масштабной налоговой реформы в Российской Федерации и были осуществлены в беспрецедентно короткие для мировой практики сроки.

    Следствием проведенных мер стало обеспечение более равномерного распределения налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, изменение в положительную сторону как структуры налоговых поступлений, так и структуры поступлений налоговых платежей по основным отраслям экономики. Улучшилось администрирование уплаты налогов и сборов. Прекращена практика заключения специальных соглашений по уплате налогов с крупнейшими налогоплательщиками. Важным следствием проведенных мер стала легализация многими налогоплательщиками своих доходов, ранее скрываемых от налогообложения.

    В результате интенсивной совместной работы Правительства и Федерального Собрания было принято одиннадцать глав второй части Налогового кодекса РФ, регулирующих порядок уплаты конкретных налогов.

    Важнейшим промежуточным результатом реализованных мер было реальное снижение общей налоговой нагрузки на экономику, что стало одним из важных факторов поддержания экономического роста в стране.

    Налоговая реформа, проведённая в течение 2000-2004 гг. в России, – одно из важных достижений Владимира Путина в его первый президентский срок. В народе реформа налоговой системы известна как «налоговая реформа Путина».

    Состояние налоговой системы в России до 2000 года оставляло желать лучшего. В стране был завышен уровень налогообложения, который год от года ужесточался. Это являлось причиной массового и успешного уклонения от уплаты налогов множества фирм и предприятий.

    Реформированием налоговой системы Владимир Путин занялся практически сразу же после избрания его Президентом РФ в 2000 году.

    Цели реформы

    Налоговая реформа в РФ преследовала такие цели, как:

    Снизить чрезмерную налоговую нагрузку на предприятия, создающую предпосылки к уклонению от уплаты налогов.
    Упростить налогообложение малого бизнеса.
    Сократить количество налоговых льгот и изменить их направленность.
    Увеличить значение добывающих отраслей как важного источника налоговых поступлений.
    Сделать налоговую систему максимально справедливой для налогоплательщиков, независимо от того, в каких экономических условиях они находятся.

    Налоговая реформа и изменения в законодательстве

    Для возможности исполнения целей налоговой реформы в налоговое законодательство России были внесены существенные изменения. В частности, Налоговый кодекс РФ был дополнен четырьмя новыми главами: «Налог на добавленную стоимость», «Акцизы», «Налог на доходы физических лиц», «Единый социальный налог» (главы 21-24 НК РФ соответственно).

    Что было сделано в рамках налоговой реформы

    Установлена ставка налога на доходы физических лиц с любыми доходами в размере 13%. Данная мера позволила значительно увеличить бюджет налогами с доходов, которые ранее скрывались «в тени».

    Взносы (страховые) во внебюджетные фонды заменены Единым социальным налогом.

    Отменён налог на содержание жилищного фонда, а также объектов, относящихся к социально-культурной сфере.

    Ставка налога на прибыль предприятий снижена до 24% (впоследствии она была снижена до 20%).

    Введена зависимость налога на добычу полезных ископаемых (в первую очередь, углеводородного сырья) от цен мирового рынка на сырьё. Указанная мера поспособствовало крупному увеличению российского бюджета.

    Отменены налоги с владельцев транспортных средств и пользователей автодорог. Взамен введён транспортный налог.

    Режим налогообложения малого бизнеса и производителей сельхозтоваров облегчён и упрощён. Для предпринимателей, применяющих УСН (упрощённую систему налогообложения), снижены ставки налогов.

    На всех налогоплательщиков обеспечено более равномерное, чем ранее, распределение налоговой нагрузки. Этому, в частности, помогла ликвидация неэффективных налоговых льгот и упразднение «внутренних оффшорных зон».

    Налоговое администрирование заметно улучшилось. Это, в свою очередь, привело к видимому увеличению собираемости налоговых платежей.

    Итоги налоговой реформы

    Реформирование налоговой сферы в РФ поспособствовало стимулированию значительного экономического роста в стране, начало которого пришлось на 2000 год. Реформа также стала значимым фактором устранения теневой экономики, увеличения предпринимательской активности и привлечения в нашу страну иностранных инвестиций в действительно крупных масштабах.

    Владимиром Путиным на посту Президента РФ и правительством в первый срок его президентства была проделана колоссальная работа по реформированию налоговой системы. Благодаря проведённой налоговой реформе, в России появилась работоспособная, полноценная налоговая система, которой фактически не существовало в предыдущий период жизни и развития страны. По мнению экспертов, налоговая реформа является одним из самых весомых, серьёзных успехов В.В. Путина.