Как избыток информации влияет на современный мир. Правила жизни

Мама переписывается в Skype, пока катит коляску по тротуару. Семья из четырех человек сидит за обеденным столом, не отрываясь от своих телефонов, пока на заднем фоне ревет телевизор. Вас хватает всего на две страницы книги, после чего вы берете свой ноутбук и продолжаете прокручивать бездонную новостную ленту с новым контентом. Хорошо ли влияет избыток информации на мозг?

Элисон Берман поделилась своими мыслями с читателями SingularityHUB о том, какое место в нашей жизни занимают сегодня технологии и что стоит ожидать от них уже в ближайшем будущем.

Погубит нас изобилие информации или принесет пользу всему человечеству?

Информационные технологии создали гиперсвязанный, рассеянный и отчужденный мир. Мы уже достаточно долго живем с компьютерами и другими мобильными устройствами, которые имеют выход в интернет, и принимаем это как должное.

Но прямо сейчас надвигается следующая технологическая волна, которая обещает быть еще более захватывающей.

Наша жизнь все больше и больше расширяется и переплетается с новыми цифровыми технологиями: интеллектуальные поисковые системы, помощники со штучным интеллектом, умные часы, домашняя виртуальная реальность.

В своем новом докладе маркетинговое агентство ZenithOptimedia опубликовало, что в 2015 году люди тратили 8 часов в день на медиа-контент. В недавнем исследовании аналитической компании comScore было отмечено, что время, которое люди в США тратят на цифровые медиа за своими смартфонами, увеличилось на 90% с 2013 по 2015 год.

Эти цифры совсем не несут угрозу для человечества - мы действительно получаем наслаждение от получения новой информации. На самом деле наши мозги расставляют приоритеты для нее. Даже получая обычные текстовые сообщения или электронные письма, в мозгу человека вырабатывается дофамин - нейромедиатор, который вызывает чувство удовольствия, чем влияет на процессы мотивации и обучения.

Наша любовь к новой информации не есть чем-то недавним. Но в наше время объем данных и доступ к ним увеличиваются быстрее, чем наша способность обработать их.

В бесчисленных статьях обсуждаются последствия от технологической зависимости - приводит ли она к бесполезному потоку информации или приносит пользу человечеству. Оба варианта имеют место быть.

Например, видео-продюсер Крис Милк считает, что виртуальная реальность станет механизмом, который позволит людям еще больше проникаться фильмами, почувствовать себя в теле другого человека и испытать просто невероятные ощущения.

Другие же утверждают, что новые технологии вызывают социальную изоляцию. Эта идея также развернута в недавних научно-фантастических рассказах, где люди проводят больше времени в виртуальной реальности, чем в настоящей.

Информация - новая технология 21-го века

В 21-м веке от обмена идеями и знаниями все больше и больше зависят индивидуальные значения и капитал. Некоторые даже утверждают, что обмен знаниями представляет собой современную форму капитализма, в которой демократизация идей и знаний ведет к экономическому росту в информационной эре.

Массовый доступ к данным является одной из новых технологий 21-го века. Она трансформирует нашу экономику подобно тому, как внедрение новой техники на заводах и фермах оставляет эру сельского хозяйства позади и двигает всех к индустриальной эпохе, поднимая экономику на новый уровень.

Сила знаний и их доступность в 21-м веке очень заманчивые. Но мы до сих пор пытаемся понять, какой частью этой силы мы сможем управлять и с какой легкостью захотим потом пользоваться ей.

Это дает надежду, что новые технологии, такие как штучный интеллект, научатся находить и даже предвидеть информацию, которая для нас имеет наибольшее значение. Проблема не так в объеме данных, как в том, как мы их сортируем и ищем полезный материал.

Но не стоит обольщаться. Новые технологии принесут новые заботы. И скорость, с которой они развиваются, несомненно повысит тревожность и обсуждения.

Этот, прошедший и будущий диалоги - основа для человеческого состояния. Это важная часть того, как мы адаптируемся к технологиям и находим гармонию между старым и новым.

В результате каждый из нас сам выбирает, как взаимодействовать с технологиями и какой уровень пользования ими является комфортным именно для него. Чем больше наша осведомленность о силе и слабостях технологий, тем правильнее мы можем делать решения, насколько далеко стоит их пускать в свою жизнь.

Одно известно наверняка - технологические разработки действительно упрощают нам жизнь. Узнайте, как получить от них еще и пользу в статье .


Телевизор, компьютер, телефон, даже уличная реклама - всё это забивает наше сознание нескончаемыми потоками данных
Ежедневно человеческому мозгу приходится «переваривать» огромные объёмы информации - визуальной, звуковой, текстовой и так далее. Прошенные и не очень, данные так и сыплются на нас со всех сторон. Как считают некоторые учёные, человечество почти достигло той точки своего эволюционного развития, когда входящие информационные потоки превысят воспринимающие способности нашего мозга.

Согласна со статьей потому что чувствую все описанное на себе. Иногда слишком много информации, которую надо как-то воспринять, переварить и что-то с ней сделать. Все интересно, все надо, но иногда просто не хватает сил на все...Так что тоже пошла защитная реакция - я уже больше не размениваюсь на что-либо не такое интересное, отписалась от рассылок и не читаю разные газеты-журналы. Ведь говорил же Шерлок Холмс что не надо набивать чердачок мозга всяким хламом:)

Считаете ли вы что сейчас имеет место быть избыток информации и как вы с ним боретесь?

Живем мы в такое время, что информация льется со всех сторон, только успевай подхватывать. Иногда даже и анализировать некогда, потому, что только взялся за одно, уже следующая новость стучится. Вот так и живем.

А между тем, еще в библейские времена уже люди, говорят, ощущали избыток разного рода информации.

Вот Экклезиаст замечал, что «Составлять много книг - конца не будет, и много читать - утомительно для тела». И Сенека писал «Чрезмерное обилие книг распыляет мысли.» Ну, естественно им до наших потоков информационных даже палкой не докинуть. Они вряд ли даже приблизительно представляли, что из себя может представлять современная жизнь…

Однако более плотно влиянием избытка информации на мозг начали заниматься только в 20 веке. Самый первый обратил на это с научной точки зрения Бертрам Гросс в 1964 году. Он и ввел термин «информационная перегрузка». По его мнению, это явление характеризовалось трудностью понимания проблемы и принятия решений, причиной которой является избыток информации. Ален Тоффлер в своей книге «Шок будущего» более подробно раскрыл это явление

Но это еще было все до интернета. Все эти информационные перегрузки касались только избыточного чтения книг и посещения библиотек. Конечно, сейчас уже все изменилось. В 1990 Дэвид Льюис ввел понятие «синдром информационной усталости» . Он перевел данное явление информационной перегрузки ближе к влиянию на здоровье человека. Он характеризовал его как: - снижение аналитических способностей

Постоянная тяга к поиску новой информации (вдруг что-то новое появилось)

Тревога и бессонница (в голове постоянно прокручивается то что было в течении дня. Постоянные мысли о том, что за время ночи все может измениться и снова тянет к поиску новой информации)

Снижение способности принимать решение (слишком много противоречивых данных, поступающих в достаточно быстром темпе, т.е. нет возможности обдумать их)

Девид Руф в 2000 расширил и уточнил список симптомов:

Плохая концентрация

Непродуктивная мультизадачность (хватается за разные дела, но до конца не доделывает, не может организоваться)

Дурнота от спешки (hurry sickness) ощущение дурноты от осознание того, сколько нужно сделать и что ты совершенно не успеваешь это сделать

Враждебность и раздражительность (люди мешают работать, в то же время хочется чтобы все отвечали на запросы и просьбы вовремя, любая задержка вызывает раздражение и гнев)

Plug in - компульсия (навязчивое желание быть подключенным) постоянная проверка электронной почты, мессенджеров, обновлений на сайтах. Постоянное желание быть в соприкосновении с кем-то или чем-то.

Симптомы стресса (сердцебиение, повышенное или неустойчивое давление, боли в желудке и т.п.)

Хоть и кажется, что все вышеописанное полная ерунда по сравнению с грядущим апокалипсисом, в настоящее время это довольно сильно ударяет по работоспособности. А от того, что ты не справляешься с работой, не можешь сосредоточиться, срываешься на окружающих веселее в жизни не становится. Эта та самая сниженная самоэффективность и снижение самоуважения, которое тянет за собой снижение самооценки. Более того так как мозг явно «перегревается « от избытка информации, он просто начинает на определенном этапе «дурить». А именно придумывать разные стратегии, чтобы избежать переизбытка работы - например склонять вас к прокрастинации или выдумывать всякие само-саботажные программы, которые помогут вам оставить эту ужасную и отвратительную работу, от которой тык тяжело и неприятно.

Кроме просто избытка информации, могут быть и другие проблемы, которые могут вызвать синдром информационной усталости. Если рассматривать их по отдельности и в режиме обычного времени, то в них нет ничего ужасного. Просто, нужно немного времени чтобы их обдумать. Но когда времени нет, то создается ментальный завал. Как выразился представитель европейской комиссии в Брюсселе Петер Гилфорд, который признал у себя синдром «информационной усталости « завал на столе и завал в голове»

Информация нечеткая и неясная. Есть много отвлекающих моментов и подробностей.

Семантические нарушения. Информация может быть подана так, что некоторые слова могут иметь иное значение.

Плохое удерживание информации. Информация имеет множество технических нюансов и характеристик, которые не могут быть сразу с налета оценены и довольно быстро забываются

Плохое планирование. Необработанная вовремя информация, отсутствие плана по работе с ней могут создать перегрузку. Когда вы до какого-то времени прокрастинируете, а потом, за ночь решаете все сделать за один присест. Это может сработать во время сессии, но когда это случается регулярно, то скорее принесет неприятности.

Недоверие к источнику Доверие в восприятии информации большое дело. Если информация будет считаться недостоверной, если хотя бы будет стоять вопрос о ее достоверности, то это может довольно сильно осложнить включение этого куска в общую картину мира.

Так что, первое дело, если чувствуете себя перегруженными информацией- планирование и организация. В том числе и организация собственного труда.

Наш мозг нуждается в уходе не меньше любого другого органа. Некоторые продукты в избыточных количествах, мешают думать, так же отдельные привычки негативно влияют на мыслительные способности. Создайте своему мозгу благоприятные условия.

Мозг – важнейший орган нашего организма. Он управляет всеми его жизненными функциями. Благодаря мозгу мы слышим, видим, чувствуем, осязаем, мыслим, двигаемся. От его работы зависят наше самочувствие, память, эмоции, интеллектуальные способности.

Мозг – очень нежный орган. Поэтому чтобы он оставался работоспособным и молодым как можно дольше, важно правильно его «эксплуатировать», по возможности учитывая то, что он «любит» и «не любит».

Что не нравится нашему мозгу?

1. Слишком жирная еда

Потребление в неумеренном количестве продуктов, содержащих слишком много насыщенных жиров, особенно животного происхождения, может повлечь за собой закупорку сосудов головного мозга, что ограничит приток крови и доступ к нему питательных веществ.

Вредны для мозга и скрытые жиры, содержащиеся в копченостях, сардельках-сосисках-колбасах, мороженом, полуфабрикатах, фастфуде и пр.

В то же время сотрудники американского института геронтологии сделали вывод, что низкокалорийная диета и голодание пагубно влияют на состояние мозга, который переживает в этом случае сильный стресс. Это сказывается на эмоциях человека, проявляется навязчивой озабоченностью или фиксацией на какой-то идее.

Они считают, что несмотря на то, что главное питательное вещество для мозга ― глюкоза, ему необходим и жир, ведь сам он на 1/6 состоит из холестерина. Тем более, что без жира не могут усваиваться важнейшие витамины.

2. Излишек сладостей

Мозг любит сладости, особенно шоколад, ведь они повышают его продуктивность. Однако ему нужен не сахар, а глюкоза, которая содержится в меде, фруктах и сухофруктах.

На излишек сахара организм реагирует резким выбросом инсулина. Уровень сахара падает и, как результат, наступает слабость и снижается умственная работоспособность.

То, что сахар вредит интеллекту человека и губительно воздействует на клетки головного мозга, подтвердили и соответствующие исследования.

Шоколад же полезен для мозга лишь в том случае, если он содержит не менее 70% какао.

3. Алкоголь

Длительное злоупотребление спиртными напитками, особенно крепкими, и даже красным вином, богатым антиоксидантами, грозит закупоркой сосудов головного мозга, старением и отмиранием его клеток, проблемами с памятью и пр.

4. Курение

Индийские ученые после ряда исследований пришли к заключению, что курение пагубно воздействует на мозг, разрушая его. Главная разрушающая сила ― табак, поскольку из-за табачного дыма мозг получает слишком мало кислорода. Кроме того, в мозг из сигарет и табачного дыма попадает несколько тысяч всевозможных химических соединений, 30 из которых особенно ядовиты.

После поступления никотина из легких в мозг у человека возникает подъем мыслительной активности, поскольку никотин возбуждает нервные клетки, побуждая их к работе. Однако через некоторое время наступает обратный эффект. Происходит сужение его кровеносных сосудов, вследствие чего нарушается поступление к нервным клеткам кислорода и питательных веществ, что проявляется в виде головных болей.

В дальнейшем это может стать причиной развития онкологии.

Из-за курения сосуды мозга теряют упругость и эластичность, что приводит к нарушению мозгового кровообращения и, при ряде сопутствующих факторов, ― кровоизлиянию в мозг.

Курение нередко является и причиной заболевания рассеянным склерозом.

5. Недостаток воды

Британские ученые утверждают, что нехватка воды способствует уменьшению объема мозга и снижению его работоспособности, в результате чего обработка одного и того же количества информации происходит дольше, чем в обычных условиях.

Для нормальной работы мозга в организм должно поступать не менее 2 л жидкости в день. А если человек теряет больше жидкости, чем обычно, например во время интенсивных тренировок, посещения парной, да и просто при сильной жаре, то ее количество необходимо увеличить.

Однако без причины пить более 2 л жидкости в день не стоит – это тоже вредит мозгу, так как излишнее ее количество способствует вымыванию йода из организма.

6. Недосыпание

В последние годы недосыпание приобретает все более глобальные масштабы. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, люди в целом стали спать на 20% меньше, чем их предки, которые вели более размеренный образ жизни. Обилие дел и желание все и всюду успеть привели к тому, что люди «занимают» время у сна. Однако чтобы полноценно выспаться, время сна должно составлять не менее 7-9 часов. По статистике же такую «роскошь» позволяют себе не более 60% людей.

Регулярное недосыпание приводит к тому, что мозг пытается наверстать время, упущенное для сна, тогда, когда человек бодрствует. И в это время у него наблюдается ухудшение мелкой моторики, он не в состоянии размышлять и действовать, замедляются сообразительность, реакции и логические процессы. Человек как бы зависает.

Хроническое недосыпание приводит к повреждению нейронов, отвечающих за внимание и интеллектуальную деятельность.

7. Храп

Австралийские ученые пришли к выводу, что храп отрицательно влияет на работу мозга, поскольку сон храпящего человека – беспокойный. Из-за храпа несколько снижается количество серого вещества в тех участках мозга, которые отвечают за координацию движений, концентрацию внимания и память.

8. Стресс

Стресс, или сильное эмоциональное напряжение, влечет за собой разрыв связей между нейронами головного мозга. Многим знакомо чувство нервного напряжения, когда все валится из рук.

Сильные эмоции парализуют мыслительные процессы: как большое горе, так и большая радость могут на некоторое время лишить человека способности думать. То же самое можно сказать и о страхе – у человека, переживающего страх, подавляется способность нервных клеток включиться в мыслительный процесс.

Продолжительные стрессы способствуют ухудшению памяти и снижению интеллекта.

9. Перегруженность информацией

В последнее время забывчивостью все чаще стали страдать и молодые люди. Появился даже термин «синдром суетной жизни», который характеризуется внезапными провалами в памяти.

Причина этому – ускорение ритма жизни и увеличение количества информации, которую мозг должен быстро переработать. Однако из-за информационных перегрузок он не в состоянии это сделать надлежащим образом.

10. Одновременное использование нескольких гаджетов

Американские ученые обратили внимание на то, что одномоментное пользование несколькими гаджетами, например ноутбуком и смартфоном, со временем приводит к тому, что снижается плотность и количество серого вещества, то есть мозг постепенно усыхает.

Их заключение сделано на основании МРТ, проведенного 75 пациентам ― результаты показали, что меньше серого вещества оказалось у тех из них, кто часто пользовался несколькими гаджетами одновременно.

11. Дефицит общения

Продолжительная социальная изоляция приводит к уменьшению в головном мозге миелина ― вещества, образующего оболочку отростков нервных клеток и обеспечивающего проведение нервных импульсов. Причем при прекращении социальной изоляции выработка миелина возобновляется.

12. Жизнь в городе

Жизнь в городе разрушает мозг, сделали вывод американские медики. Мозг городского человека ежедневно пребывает в состоянии «борьбы или бегства», что заставляет его усиленно вырабатывать гормон стресса кортизол. На оживленных улицах мозг получает огромное количество мелких сигналов, предупреждающих об опасности, на которые ему приходится обращать внимание, даже если он перегружен.

Человек не может воспринимать городской шум как некий фон, или так называемый «белый шум», ведь в противном случае он может, к примеру, не заметить сигнал автомобиля, выезжающего из-за угла, и пр.

Множество таких ежедневных мелких сигналов ослабляет внимание, память и может вызвать нервное истощение.

13. Мышление стереотипами

Мозг не любит стереотипов (хотя сам их и создает). Чтобы не деградировать и не стариться, он должен мыслить. Стереотипы же не позволяют ему этого делать, вынуждая идти проторенным путем, не напрягаясь.

Уже давно стал общим местом тезис о том, что одна из основных проблем современного мира - не дефицит, а избыток информации. Потоки информации, хлещущей со всех сторон и практически никак не структурированной, лишают многих способности ориентироваться в происходящем, отличать главное от второстепенного, анализировать и делать выводы. Информации просто слишком много для того, чтобы успеть ее качественно обработать.

К тому же значительная часть информации либо просто недостоверна, либо достоверна не вполне. Вырванные из контекста цифры и факты, обрезанные цитаты, попросту выдуманные обстоятельства - всего этого хватает с избытком. Разобраться, где правда, где полуправда, а где ложь, бывает очень непросто.

Кроме того, по любому более или менее актуальному вопросу есть, как правило, два и больше мнений. Причем часто с обширными обоснованиями, кучей фактов (корректных или не очень - сразу не поймешь). Является Китай для нас угрозой или нет? За счет кого и чего растет рождаемость в России и растет ли она вообще? Таким вопросам нет числа. Чтобы разобраться во всем этом, надо становиться экспертом по данной проблеме. Но экспертом сразу во всем не станешь. Кроме того, отвлечение ресурсов на стороннюю тему идет во вред основной работе.

Мне известны несколько основных вариантов реагирования на данную ситуацию:

1. "Управляемое невежество", или метод Шерлока Холмса. Человек прекрасно сознает, что разобраться во всем невозможно - он просто не в состоянии обработать всю релевантную информацию. Кроме того, сам он на многие процессы повлиять абсолютно не в силах. Поэтому он сознательно отсекает всю информацию, которая прямо и непосредственно не затрагивает его жизнь и профессиональную деятельность. Какое мне дело до того, какой у нас ВВП и уровень безработицы? Пока у меня есть рабочее место, меня интересует только моя зарплата и возможности карьерного роста.

Метод неплох, однако совершенно не подходит людям с активной гражданской позицией и сильной тягой к познанию мира.

2. "Опора на авторитеты", или метод одной газеты. Известно, что многие политики для получения информации (не путать с оценкой общественного мнения!) читают каждый день одну и ту же газету, которую считают наиболее качественной. Точно так же человек может выбрать эксперта, которого будет считать наиболее грамотным и объективным, и слушать именно его мнение. Хороший эксперт в любом случае разбирается в своей области гораздо лучше, чем тот, кто является в ней дилетантом. Разумеется, для многих это чревато слепой верой в авторитет и превращением в "сектанта", глядящего в рот самозваному гуру. Чтобы значительно уменьшить подобный риск, нужно соблюдать несколько нехитрых правил. Во-первых, помнить о том, что человек, который претендует на то, чтобы быть экспертом по всем вопросам, с почти стопроцентной вероятностью не разбирается ни в чем. Любой серьезный специалист признает ограниченность собственных познаний определенной сферой и честно скажет, что за пределами этой сферы лучше обратиться к другим экспертам. Во-вторых, и это непосредственно вытекает из первого, нужно слушать не одного гуру по всем вопросам, а сформировать свой собственный пул экспертов, каждый из которых признается авторитетом в определенной сфере.

3. "Опора на мировоззрение". Суть метода заключается в том, что человек оценивает поступающую информацию на основе собственной сформировавшейся картины мира и отвергает все, что этой картине противоречит. На первый взгляд этот метод состоит из одних недостатков - "упертость" и "тупой консерватизм" являются самыми мягкими словами, которые приходят на ум. Однако нужно учесть, что в ситуации, когда подавляющее большинство ежедневно возникающих "сенсаций", "пересмотров", "ревизий", "полностью меняющих наше представление" оказываются на поверку фальшивками и манипуляциями, этот метод может быть оправдан. По крайней мере, человек, доверчиво воспринимающий любую новую информацию, выглядит идиотом гораздо чаще, чем скептик, изначально подвергающий ее сомнению. Кроме того, важно еще и то, каким образом была сформирована картина мира. Если на основании конспирологических книжек - это одно, если на основании собственного опыта и собственных экспертных знаний - совсем другое. Тут необходимо учесть, что знание об определенной части реальности зачастую позволяет сделать выводы и относительно других ее частей. Известно, что плоскость проводят через три точки, а облик динозавра иногда восстанавливают по фрагментам нескольких костей. Точно так же, зная, как работает одно из министерств, можно сделать примерные выводы относительно многих сторон работы правительства в целом. Если я знаю, например, что одно из ведомств работает крайне неэффективно, зато на бумаге отчитывается прекрасно, совершенно логично с моей стороны усомниться в радужных отчетах о своей работе, предоставляемых другим ведомством, хотя у меня и нет конкретных опровергающих их фактов. Здесь, опять же, нужно избегать симметричной ошибки - суждение о системе в целом по какому-то одному ее элементу часто может оказаться неверным. Но разве кто-то обещал, что будет просто?

4. "Открытые вопросы". Метод подходит для работы с сюжетами, которые представляют интерес, но не являются критически важными. В этом случае, если нет времени разбираться с аргументами сторон, можно просто учесть для себя основные существующие точки зрения и оставить вопрос открытым. Весьма вероятно, что в будущем произойдет событие, которое однозначно покажет, кто из спорящих прав, и позволит без лишних усилий поставить для себя точку в этом вопросе.

Какой же из четырех методов самый лучший? На мой взгляд, смесь из всех в разумном сочетании. Кроме того, каждый метод надо использовать разумно, чтобы доверие к экспертам не перерастало в поклонение гуру, а скепсис по отношению к новому - в тупую упертость и нежелание признавать очевидные вещи.