Бог простит армейский долг.

ГУЖФ занимается коммунальным обслуживанием жилфонда министерства «в соответствии с договором управления, заключенным с Министерством обороны», говорится в ответе компании на запрос РБК.

Помимо ГУЖФ жилфондом военного ведомства управляет акционерное общество «ГУ «ЖКХ». Из расчетных ведомостей, где обозначены долги ГУ «ЖКХ» перед поставщиками услуг (есть в распоряжении РБК), следует: они возникли из-за того, что военное ведомство не оплачивало поставки газа для жилого фонда Минобороны. В результате у ГУ «ЖКХ» на 1 января 2016 года возникла просроченная задолженность перед дочерними предприятиями «Газпрома» (всего 19 компаний) в размере 629 млн руб. К 1 января 2017 года размер долга вырос до 2,5 млрд руб. Все компании-кредиторы являются поставщиками газа в регионах. Самый внушительный долг, согласно ведомости, у ГУ «ЖКХ» перед ООО «Газпром межрегионгаз Калуга» — 117 млн руб., ООО «Газпром межрегионгаз Иваново» управляющая компания должна 88 млн руб.

Как образовался долг

Схема, при которой управление военным жилфондом передается сторонним организациям, была разработана в Минобороны, когда ведомством руководил Анатолий Сердюков. Это было сделано для того, чтобы избавиться от непрофильных функций, объяснил замысел источник РБК, близкий к военному ведомству.

Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Управление жилфондом было сначала передано ОАО «Оборонсервис», которым руководила Евгения Васильева, ставшая впоследствии фигурантом громкого уголовного дела о мошенничестве в особо крупном размере. После того как министром обороны стал Сергей Шойгу, «Оборонсервис» был преобразован в АО «Гарнизон», которое получило право нанимать подрядные организации для управления имуществом министерства. В итоге с министерством сотрудничают компании с различной формой собственности, в том числе через них Минобороны строит свои финансовые взаимоотношения с поставщиками ресурсов, пояснил источник РБК, близкий к Минобороны.

Согласно разъяснениям источника, управляющая компания оплачивает услуги поставщиков энергоресурсов, а Министерство обороны компенсирует эти расходы. «На деле УК влезают в долги и судятся с Минобороны в арбитраже», — рассказал собеседник. Ведомство же, отмечает источник, вынуждено оплачивать коммунальное обслуживание пустующего жилого фонда, который находится у него на балансе.

Как заявил РБК руководитель департамента информации и массовых коммуникаций Минобороны Игорь Конашенков, «в настоящее время на балансе ведомства числится 32,2 тыс. незаселенных помещений». Из этого количества 10,6 тыс. требуют капитального ремонта, 9,1 тыс. квартир расположены в населенных пунктах, где нет потребности в служебном жилье, а 12,5 тыс. готовят к передаче муниципальным властям из-за отсутствия стратегической необходимости.

Чтобы избавиться от лишних расходов на незаселенные дома, Минобороны в прошлом году провело ревизию жилищного фонда и обнаружило, что часть помещений, которые должны быть по документам пустыми, в реальности заселены. Это около 2,6 тыс. квартир, следует из письма Куракина Цаликову. «Некоторым жильцам еще в советское время командование выдало ключи, а про ордер или договор найма забыло, — говорит адвокат юридической компании «Последний дозор» Александр Молохов, специализирующийся на защите прав военнослужащих. — Другие же постояльцы снимают жилье у решившего подзаработать коменданта общежития».

«Получается, что пустующий жилфонд, независимо от того, проживает там кто-то или нет, — это большая нагрузка на бюджет Минобороны, — говорит Александр Молохов. — Но оплату услуг поставщиков энергоресурсов никто не отменял».

Минобороны планирует передать часть невостребованных помещений на баланс муниципальных властей, следует из письма Куракина Цаликову. Согласно документу, в министерстве создадут «перечень пустующего жилищного фонда, не предполагаемого к использованию в интересах ВС РФ, с целью передачи по договорам коммерческого найма сторонним физическим лицам». А деньги, перечисляемые ГУЖФ, могут быть направлены «в том числе на погашение текущей задолженности за содержание пустующего жилищного фонда ВС РФ», отмечается в письме.

Это позволит не расходовать средства, выделенные на программу вооружения, уточняет руководитель Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов. На закупку вооружений и военной техники в этом году будет потрачено более 1,4 трлн руб. «Более 65% средств направлено на серийные закупки современных видов вооружений и техники. По состоянию на 1 января 2017 года уровень современности вооружения и техники в частях постоянной боевой готовности составил более 58%», — заявлял ранее замглавы Минобороны Юрий Борисов (цитата по «Интерфаксу»).

Реформа ЖКХ Министерства обороны, в ходе которой была создано ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» (ЦЖКУ), заменившее другие управляющие компании министерства, похоже, никак не повлияет на ситуацию с долгами военных за энергоресурсы, которые сегодня оцениваются в 3 млрд рублей. Спустя два месяца после создания ЦЖКУ, Смольный так и не смог добиться от управления выплаты долга. В ЦЖКУ заявили "Ъ" , что не готовы брать на себя обязательства предшественников. Эксперты отмечают, что прецедентов возврата долгов со стороны организаций Минобороны еще не было.

Минобороны создало ЦЖКУ, которое сейчас обеспечивает энергоресурсами военные городки и части по всей стране, 1 апреля 2017 года. Федеральное государственное бюджетное учреждение подхватило функции ГУ ЖКХ, АО «Оборонэнергосбыт» , АО «Славянка» и других организаций, которые обслуживали военные объекты на основании договоров с Минобороны. Таким образом министерство провело реформу ведомственного ЖКХ, смысл которой сводится к отказу от аутсорсинга и переходу на прямые контракты с поставщиками (см «Ъ» от 03.04.2017).

Спустя два месяца после создания новой управляющей компании Минобороны в Смольном задались вопросом, кто будет возвращать долги, накопленные предшественниками этой военной структуры перед городскими ресурсоснабжающими организациями. На заседании городской межведомственной комиссии, которое состоялось на прошлой неделе, вице-губернатор Игорь Албин заявил, что долг различных организаций Минобороны перед городом составляет 3 млрд рублей. Чиновник поинтересовался у представителя ЦЖКУ по Западному военному округу Алексея Смирнова , кто будет эту сумму возвращать, а также подтвержден ли лимит финансирования у новой управляющей компании Минобороны, чтобы не накапливался текущий долг за поставки энергоресурсов. Господин Смирнов подтвердил лишь то, что лимит финансирования организации подтвержден до конца года, но не сказал, когда будут возвращены старые долги.

По словам господина Албина, неплатежи организаций Минобороны негативно влияют на финансовое состояние предприятий казны Петербурга и хозяйствующих субъектов. Больше всего организации Минобороны задолжали ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга». Задолженность перед этой организацией за тепло на май этого года составляла 1,07 млрд рублей. В феврале этого года ГУП «ТЭК» уже начало ограничивать теплоснабжение нескольким зданиям из-за низкой платежной дисциплины подведомственного Министерству обороны АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» (ГУ ЖКХ). На прошлой неделе стало известно, что в Смольном готовят телеграмму в адрес первого заместителя главы Минобороны Руслана Цаликова с просьбой провести совещание на тему задолженности перед ресурсоснабжающими организациями.

На обслуживании ЦЖКУ в Петербурге находится 85 военных городков (928 зданий), на данный момент в городе перезаключено 145 договоров ресурсоснабжения объектов Минобороны. Как отметил представитель ЦЖКУ по Западному военному округу Алексей Смирнов, пока не заключены договоры с АО «Петербургская сбытовая компания» и ПАО «ТГК-1» по причине отсутствия актов приема-передачи оборудования.

На прошлой неделе в центральном офисе ЦЖКУ заявили «Ъ», что организация не имеет долгов перед Смольным, поскольку образована совсем недавно. Заместитель начальника ЦЖКУ, который в телефонном разговоре с корреспондентом пожелал не представляться, отметил, что организация также отказывается себя считать правопреемником старых долгов. По данным «Ъ», в феврале правительство РФ предписывало Министерству обороны принять меры в том числе по погашению имеющейся задолженности подведомственных министерству компаний перед ресурсоснабжающими организациями за ранее поставленные коммунальные услуги.

Управляющий партнер Агентства энергетического анализа Алексей Преснов отмечает, что прецедентов, когда организации Минобороны возвращали долги, пока не было. «Минобороны считает, что эти долги - не вина Минобороны как субъекта отношений. И поэтому платить не будет», - утверждает эксперт.

По долгам менявших друг друга структур Минобороны за тепло и электричество никто по-прежнему не готов добровольно платить. А петербургские поставщики с тревогой смотрят на новую реинкарнацию военной «коммуналки».

скриншот с сайта tomiks33.ru

В очередной раз о долгах ГУ ЖКХ, безвременно покинувшего объекты Минобороны том числе и в Петербурге, заговорили 25 октября на заседании межведомственной комиссии по подготовке к отопительному сезону. Вслед за основными ресурсниками на сцену с отчетом поднялся Вадим Мишев, глава филиала центрального жилищно-коммунального управления Минобороны по Западному военному округу. Отчет получился вполне себе благостным, все котельные запущены в срок, все службы готовы к зиме. Вот только вопросы городского начальства касались не самого ЦЖКУ, а его предшественника. Вице-губернатор Игорь Албин спросил Мишева о судьбе долгов АО «ГУ ЖКХ», которое занималось поставкой энергоресурсов на объекты Минбороны в Петербурге до апреля. Ответ был ожидаемым: центральное управление не является правопреемником «ГУ ЖКХ» и не может отвечать по его обязательствам.

«Интересно получается, – прокомментировал Албин. – Минобороны на месте, потребители на месте, полковники на месте, а правопреемников нет. Выходит, что мы фактически финансируем эти объекты в ущерб инвестиционным программам энергетиков. Я не исключаю, что мы вообще могли бы снизить тарифы на тепло в 2018 году, если бы не было таких задолженностей».

Разговор этот, более или менее в одних и тех же выражениях, происходит не в первый раз. «ГУ ЖКХ» пронеслось по военным объектам Петербурга стремительно, но память оставило такую, что ресурсники и сбытовики не могут откашляться до сих пор.

«Фонтанка» рассказывала о том, как в мае 2015 года, после «сердюковского дела» и катаклизмов в , было создано «ГУ ЖКХ», которое фактически стало монополистом на рынке коммунальных услуг для военных городков. При этом к работе , связанных с империей «Конкорд» Евгения Пригожина, а процедура заключения контрактов прошла с многочисленными нарушениями. К ноябрю 2016 года контракты субподрядчиков закончились, «ГУ ЖКХ» начало само напрямую обслуживать казармы. С апреля 2017 года его сменило ЦЖКУ, а в адрес «ГУ ЖКХ» полетели десяток заявлений о банкротстве со стороны поставщиков из различных регионов.

Организация копила многомиллионные долги перед ресурсоснабжающими организациями с самого начала. По данным ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», задолженность АО «ГУ ЖКХ» за холодное водоснабжение и водоотведение составляет 528,1 млн рублей. Добровольных выплат не было, поставщики общаются с бывшим монополистом исключительно в судах. Решения по 469,6 млн уже вынесены, но для этого пришлось затеять 680 дел. Надо ли говорить, что оплата по исполнительным листам не поступает.

Петербургская сбытовая компания не дождалась от АО «ГУ ЖКХ» 238,9 млн рублей по договорам в Петербурге и Ленобласти. В силу вступили решения по 184,3 млн, на эту сумму сбытовики подали заявления о банкротстве должника.

Но хедлайнером всей этой истории со стороны коммунальщиков выступает ГУП ТЭК. Именно тепловики в феврале 2017 года отключили несколько зданий Минобороны от тепла из-за долга практически в 300 млн рублей. И надо думать, именно к ним относится фраза Албина, что городу фактически приходится жертвовать из-за долгов частью инвестиционной программы. К закату «ГУ ЖКХ» сумма долга выросла почти до 360 млн рублей, а если брать все профильные структуры Минобороны - превысила миллиард. В совокупности в силу вступили более 370 судебных актов на 530 млн рублей.

Официальный представитель ЦЖКУ капитан первого ранга запаса Василий Фатигаров в разговоре с корреспондентом «Фонтанки» подчеркнул, что заветный миллиард складывается из долгов компаний, которые обслуживали объекты Минобороны на аутсорсинге в разное время. Соответственно нести на себе их обязательства ЦЖКУ не может. Таких «аутсорсеров» действительно набралось достаточно, хотя неясно, что этот термин значит для компаний, которые являются «правнучками» Министерства обороны. Кроме «ГУ ЖКХ» были ООО ГУЖФ, управлявшее 9,5 тысячи жилых домов, «Оборонэнерго» и «Оборонэнергосбыт», занимавшиеся электросетевым хозяйством, «Славянка», «РЭУ». За всеми остались крупные долги, всем пришлось походить в суды по банкротным делам, а двое последних в итоге были признаны несостоятельными.

Поставщики не особенно присматриваются, что там написано перед названием компании - АО, ОАО или ФГБУ. Раз уж за судами с «ГУ ЖКХ» им, возможно, придется коротать президентский срок следующего главы государства, они хотят быть уверены, что хотя бы новый контрагент им такого развлечения не доставит. Министерство обороны для них сейчас что-то вроде антипода Ланнистеров из «Игры престолов», которые, как известно, всегда платят свои долги. «Это же классная схема, – говорит представитель одной из ресурсоснабжающих организаций. – Заводишь одну компанию за другой на одни и те же объекты. Одна обанкротилась, следующая ни за что не отвечает».

«Это одна из коллизий нашего законодательства, – говорит Игорь Албин. – Вновь образованная компания не является правопреемником ликвидированной. Это касается и учреждений и даже органов власти. На мой взгляд, это порочная практика. Есть обязательства, исполненные ресурсоснабжающими организациями, поставлены ресурсы, понесены затраты, но нет надлежащего лица, чтобы попытаться решить эту задачу. Ограничиваемся письмами в адрес Минобороны, но нас пока не слышат».

«Центральное жилищно-коммунальное управление Минобороны создано как федеральное государственное бюджетное учреждение, – подчеркивает Фатигаров. – Проблем с выплатами нашим поставщикам через это учреждение нет. Могут возникать технические трудности - где-то долго договор согласовывают, и до этого расчет не может быть осуществлен. Но каких-то глобальных проблем, вроде тех, с которыми сталкивались аутсорсеры, нет и не должно быть, для этого ЦЖКУ и сформировали».

Петербургская сбытовая компания пока не готова оценивать платежную дисциплину нового потребителя. Водоканал говорит, что задолженность с апреля уже накопилась: оказано услуг на 254,2 млн рублей, оплачено лишь 75,5 млн. ГУП ТЭК утверждает, что ЦЖКУ расплатилось за поставки дважды - в августе и в октябре, всего на 26 млн рублей. Еще 37,7 млн управление должно. Ссылки на долгое заключение договоров в предприятии не принимают. Отправленные в конце апреля пакеты документов ЦЖКУ, по словам ГУП ТЭК, согласовывал 2 месяца, а по нескольким объектам их и вовсе отказался подписывать. Но и это не конец - часть уже заключенных договоров на октябрь так и не были зарегистрированы на сайте госуслуг. В ЦЖКУ эти претензии отвергают. По словам управления, оплачены счета более чем на 64 млн рублей, а процедуру затягивают как раз тепловики.

Николай Кудин,

Министерство обороны России накопило миллиардные долги по услугам ЖКХ. Только в Сибирском федеральном округе, по данным полномочного представительства президента России в СФО, просроченная задолженность организаций военного ведомства перед ресурсоснабжающими организациями составляет около 3 млрд рублей. Что думает об этом военная прокуратура, каким видят решение кредиторы и какой позиции придерживается само Министерство обороны - в материале «КС».

По данным полпредства в СФО, наиболее внушительных сумм не досчитываются ресурсоснабжающие организации в Забайкальском крае, Республике Бурятии, Красноярском крае, Омской и Новосибирской областях. «В целом по Сибирскому федеральному округу среди организаций Минобороны самая большая просроченная задолженность в АО «ГУ ЖКХ», но наиболее сложная ситуация с неоплаченными долгами организаций-банкротов АО «Славянка» и АО «РЭУ», - отмечают в пресс-службе полпреда.

«Полгода назад во ФГУП «УЭВ» поменялось все руководство. Вникая в финансовую деятельность, мы в том числе начали заниматься дебиторами. Одним из крупнейших оказалось Минобороны - оно должно 51 млн рублей, - рассказывает заместитель директора по правовой и кадровой деятельности ФГУП «УЭВ» Василий Ожередов. - Наша организация предоставляет услуги ЖКХ в Академгородке, снабжает теплом, водой и электроэнерией научный центр СО РАН в Новосибирске и правобережную часть Советского района города, в том числе Новосибирское высшее военное командное училище. Но между последним и нами стоят различные организации, которые достаточно часто меняются».

О подобной ситуации говорят и в пресс-службе АО «Сибирская энергетическая компания». «Задолженность за тепловую энергию и горячую воду, поставленную для объектов, подведомственных Министерству обороны РФ, перед АО «СИБЭКО» по состоянию на 1 сентября 2017 года составляет 173,1 млн рублей. Многомилионная и многолетняя задолженность накоплена компаниями, назначенными в разные периоды времени единственными поставщиками коммунальных ресурсов для нужд Министерства обороны РФ, основные из которых - АО «РЭУ» (до ноября 2015 года) и АО «ГУ ЖКХ» (с ноября 2015-го по март 2016 года). Вся задолженность взыскана в судебном порядке, однако после этого не оплачена. К примеру, задолженность перед АО «СИБЭКО» у АО «РЭУ» составляет более 112 млн рублей. На текущий момент предприятие является банкротом. У АО «ГУ ЖКХ» долг перед энергокомпанией составляет более 56 млн рублей. В настоящее время этой организацией поданы иски о банкротстве», - отметили в пресс-службе «СИБЭКО».

Несколько предприятий, финансируемых Министерством обороны, имеют задолженность и перед ПАО «Красноярскэнергосбыт». «Это АО «Оборонэнергосбыт», долг которого на 1 августа 2017 года составил более 68 млн рублей. На текущий момент вся задолженность отсужена, и наши специалисты получили исполнительные листы. Еще с одной организацией-должником - АО «ГУ ЖКХ» - ситуация аналогичная: задолженность на 1 августа 2017 года составляет более 59 млн рублей. Министерство обороны заявляет, что выполнило все договоренности перед этими предприятиями, но они в свою очередь так и не погасили задолженность перед «Красноярскэнергосбытом». Есть и другие учреждения Министерства обороны, например, войсковые части. Они рассчитываются за потребленные ресурсы нестабильно, но больших задолженностей у них нет», - комментирует исполнительный директор ПАО «Красноярскэнергосбыт» Олег Дьяченко.

Компании копят долги, затем «запускаются в космос», а следующая организация, открывающаяся вместо предыдущей, не является юридическим правопреемником, поэтому спросить не с кого

По данным группы маркетинговых коммуникаций ПАО «Кузбассэнергосбыт», без задолженностей не обошлось и в этой компании. На 1 сентября сумма долга за потребленную электроэнергию перед предприятием со стороны учреждений Министерства обороны РФ составляет 19,3 млн рублей.

«Из них просроченная задолженность - 16 млн рублей, в которую входят долги по уже не действующим договорам энергоснабжения с АО «Оборонэнергосбыт», АО «ГУ ЖКХ» и действующим договорам с ООО «ГУЖФ» и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России», - уточняют в ПАО «Кузбассэнергосбыт. - По договорам, вновь заключенным с АО «Оборонэнерго», ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России оплата по условиям договора энергоснабжения поступает с задержками, то есть постоянно имеется просроченная задолженность. ООО «ГУЖФ», которое поставляет коммунальные услуги жилищному фонду со 100% долей собственности Минобороны России, не рассчитывается в полном объеме за электроэнергию. Задолженность с этого потребителя ПАО «Кузбассэнергосбыт» взыскивает в судебном порядке. Другой потребитель АО «ГУ ЖКХ» ОП Новосибирское до 31 марта 2017 года обслуживал казарменно-жилищный фонд и объекты коммунальной и инженерной инфраструктуры Минобороны России. Но 31 марта они прекратили сотрудничество. В итоге у АО «ГУ ЖКХ» ОП Новосибирское осталась задолженность перед «Кузбассэнергосбытом» в объеме 8,5 млн рублей, возникшая еще до прекращения его сотрудничества с Минобороны России».

По информации ПАО «Кузбассэнергосбыт», эта задолженность взыскана в судебном порядке - есть исполнительные листы. Но получить деньги затруднительно даже через исполнительное производство, поскольку АО «ГУ ЖКХ» ОП Новосибирское также ведет судебные разбирательства по получению денежных средств со своих контрагентов, включая Минобороны России.

«Поскольку ограничивать указанные предприятия мы не имеем права, с нашей стороны неоднократно направлялись обращения в адрес Прокуратуры Кемеровской области, однако в ответ никаких действий прокурорского реагирования не осуществлялось, наши обращения лишь перенаправлялись в адрес военного прокурора Юргинского гарнизона, который в отношении указанных потребителей также не принимал меры прокурорского реагирования», - рассказывают в ПАО «Кузбассэнергосбыт».

«Это спор хозяйствующих субъектов, вот вы и спорьте»

«В целом создается впечатление, что в ЖКХ Минобороны РФ при Анатолии Сердюкове сложилась такая гнусная юридическая схема, по которой обеспечение эксплуатации военных городков и частей передали структурам, учрежденным самим министерством. Эти компании копят долги, затем «запускаются в космос», а следующая организация, открывающаяся вместо предыдущей, не является юридическим правопреемником, поэтому спросить не с кого. Долги со временем каким-то образом списываются и копятся следующие, - рассказывает Василий Ожередов. - Это с виду неуязвимая юридическая схема, на которую сложно повлиять стандартными юридическими методами. Нас отправляют в суд с компаниями-банкротами, с которых нечего взять. Но если вы учредили эти структуры, то контролируйте деятельность своих дочерних предприятий или разделяйте ответственность. Мы сейчас готовим обоснование, по которому будем обращаться в Минобороны с взысканием всех долгов. Думаю, это может носить прецедентный характер, но для нас эта позиция принципиальная».

Получить ответ из Минобороны на момент подготовки материала не удалось. Вместе с тем за последние несколько месяцев в ФГУП «УЭВ» собрали внушительный пакет документов по сложившейся ситуации и написали во множество инстанций. На сегодня руководство компании получило ответ из Московской городской военной прокуратуры. Это письмо находится в распоряжении «КС».

Дело в отношении дочерних структур Минобороны - это спор хозяйствующих субъектов

«Образование кредиторской задолженности вызвано наличием у Минобороны России непогашенной перед АО «ГУ ЖКХ» задолженности в рамках заключенных государственных контрактов в размере 9,8 млрд рублей», - следует из ответа начальника второго отдела надзора Московской городской военной прокуратуры Александра Павлова.

При этом в документе отмечается, что «в ходе надзорных мероприятий фактов хищения, присвоения, растраты и нецелевого использования денежных средств, предназначенных для погашения кредиторской задолженности АО «ГУ ЖКХ», не установлено» и «нарушений закона в деятельности должностных лиц АО «ЖКХ» не выявлено, в связи с чем оснований для прокурорского реагирования нет».

В ответе на обращение руководства ФГУП «УЭВ» начальник управления Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Минобороны Эдуард Лощенков указал, что «у Минобороны России в рамках заключенных государственных контрактов по обеспечению коммунальными услугами просроченная задолженность отсутствует». Также в ответе говорится о том, что взыскание кредиторской задолженности с АО «РЭУ» возможно в соответствии с требованием ФЗ № 127 «О несостоятельности (банкротстве)» (документ находится в распоряжении «КС»). Напомним, с 2011-го по 2015 год оно было единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Министерства обороны РФ.

Что касается АО «ГУ ЖКХ», которое выполняло аналогичные функции до 1 апреля 2017 года, то в «его отношении Минобороны России реализует функции собственника имущества ВС РФ, которые не предоставляют акционеру права непосредственного вмешиваться в текущую оперативную хозяйственную деятельность акционерного общества», - говорится в ответе Минобороны от 6 июля.

Василий Ожередов отмечает, что АО «ГУ ЖКХ» - последняя организация, с которой у ФГУП «УЭВ» был заключен договор. «Сейчас там запускают стандартную процедуру банкротства - обращайтесь в суд и решайте проблему несколько лет. Позиция Минобороны такова - оно долгов не имеет, дело в отношении их дочерних структур - это спор хозяйствующих субъектов, вот вы и спорьте. Глубоко убежден, что такая позиция неправомерна».

На сегодня Минобороны предлагает ресурсоснабжающим организациям заключить договоры с новой компанией ФГБУ «ЦЖКУ». При этом собеседник «КС» настроен не очень оптимистично «Когда вернут деньги - неизвестно, - сетует Василий Ожередов. - Никто не хочет говорить об этом и гасить их».

Мы работаем себе в убыток

К слову, у самого ФГУП «УЭВ» скопился внушительный долг перед ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» и налоговыми службами. На начало 2017 года задолженность составляла почти 140 млн рублей. «Мы находимся в жестком режиме взаимоотношений, и за любым нарушением обязательств следуют достаточно кровожадные санкции, которые выше рыночных отношений, - рассказывает собеседник «КС». - Мы выполняем свои функции, но нам не хватает денег для инвестиций, модернизаций, поддержания текущего состояния, средств для расчета с нашими монополистами за газ, электричество и воду. Одна из причин, по которой все подобные нашей организации, обеспечивающие коммунальными услугами население, становятся неплатежеспособными, - долги Министерства обороны».

При этом ресурсоснабжающие организации по закону не могут ограничить потребителей в поставляемых ресурсах. «Военное училище тепло получает, к цене и качеству вопросов нет, люди не страдают. Мы работаем в убыток себе, - продолжает Василий Ожередов. - Если тепло и электричество отключать нельзя, то канализацию можно. Некоторые ресурсоснабжающие организации практикуют по отношению к военным частям ограничения в доступе к коллектору. Заместитель губернатора Санкт-Петербурга занял в этом плане принципиальную позицию», - приводит пример Василий Ожередов.

В конечном счете, уверен собеседник «КС», страдают рядовые потребители, потому что «эти долги, провалы в финансировании, постепенно падают через повышение тарифов на население».

Как отмечают в пресс-службе АО «СИБЭКО», решение создавшейся проблемы «лежит в плоскости прямых договорных отношений с Министерством обороны РФ, а не с предприятиями, назначенными распорядительными документами единственными поставщиками ресурсов для нужд Министерства обороны, которые и накапливают многомилионные долги перед ресурсоснабжающими организациями по всей стране».

Соглашается с коллегами и Василий Ожередов: «Сети нужно передать муниципалитету или контракты с Минобороны должны заключаться напрямую. И если возникают такие ситуации - создавайте условия, чтобы за оберегаемого законом потребителя кто-то платил - либо региональные, либо федеральные власти. Нужно понимать, что в ресурсоснабжающие организации необходимо вкладывать деньги и компенсировать выпадающие доходы».

Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram , чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Первого ноября все жилье Минобороны по стране передано новой структуре. Но долги за воду, свет и тепло останутся у предшественника. Миллиарды, как всегда, простят. А 300 миллионов помашут рукой уже ресурсникам Ленобласти.

Осенью 2017 года вышел фильм культового Даррена Аронофски "Мама". Через отношения пары, где он — прообраз творца, она - богоматерь, а дом - Земля, показана библейская история о регулярном уничтожении всего сущего. В конце картины дом сгорает в испепеляющем огне, а перед этим гости устраивают вакханалию и разрушают его. Остаётся лишь творец и богоматерь, превратившаяся в чистый кусок стекла. Из него возродятся и дом, и новая мать. И так бесконечно.

С первого ноября 2017 года весь жилой фонд вооруженных сил России перешел на баланс федерального государственного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны (ЦЖКУ). Структура полностью подконтрольна Минобороны. Переход произошел согласно приказу, но процедура оформления документов займет не один месяц. При этом переданы будут только те дома, где Минобороны стопроцентный собственник. Таких, впрочем, большинство.

До этого жилфондом управляло ООО "Главное управление жилищным фондом" ("ГУЖФ").

"ГУЖФ" было создано в 2015 году для монопольного управления жилфондом Минобороны по всей стране. Учредитель — АО "Оборонстрой", учредитель которого - Минобороны. В Петербурге и Ленобласти в ведении компании находились 460 домов площадью 900 тысяч квадратных метров. А реформа управления коммунальной инфраструктурой началась в начале нынешнего года. До этого момента военным ЖКХ распоряжалось АО "Главное Управление жилищно-коммунального хозяйства" ("ГУ ЖКХ"). Учредитель - уже упомянутый "Оборонстрой". "ГУ ЖКХ" прекратило свою деятельность 1 апреля нынешнего года. После себя оно оставило долги за тепло, электроэнергию, воду и водоотведение на миллиарды по всей стране.

По данным комитета ЖКХ Ленобласти, в нашем регионе более всего пострадала "Петербургская сбытовая компания". "ГУ ЖКХ" попрощалось с ней на цифре долга в 208,6 миллиона рублей. Как сообщили в пресс-службе "ПСК", надежда на взимание денег через суд еще есть. За воду и канализацию "ГУ ЖКХ" задолжало относительно немного - около 9 миллионов. Но надо помнить, что и ресурсоснабжающие организации в Ленобласти не шикуют. "Выборгский Водоканал" остался с носом на 3 миллиона рублей. Сертоловский "СКС" - на 2,5 миллиона, сосновоборский СМУП "Водоканал" недополучил более миллиона. Столько же муниципальное предприятие "Приозерские коммунальные сети". Еще четыре поставщика на суммы поменьше.

За тепло внучка Минобороны оставила долгов на сумму около 50 миллионов рублей. АО "Коммунальные системы Гатчинского района" наверняка расстроилось из-за 13 миллионов, а "Тепловые сети" Гатчины из-за 17 миллионов. Выборгскую "Управляющая компания по ЖКХ" оставили без 8 миллионов, а филиал "Газпром теплоэнерго" - без полутора.

Всего по Ленобласти "ГУ ЖКХ" "простило" 264 миллиона. Но это без учета спорных сумм. Например, недавний пример с , где столкнулись , показал разницу во взглядах на задолженность. Еще работающая "ГУЖФ" считает, что должно 2,5 миллиона, а .

При этом важно понимать, что новая структура — федеральное государственное бюджетное учреждение - по закону не может быть правопреемником по долгам. В "ЦЖКУ" этого не скрывают, а всячески подчеркивают. На днях, например, военные публично напомнили об этом вице-губернатору Игорю Албину .

С "ГУЖФ", которое распрощалось с военным жилфондом, ситуация пока сумрачна. Объем долгов известен, пожалуй, лишь бухгалтерии этого предприятия. Но на вопрос 47news в пресс-службе уверенно ответили: "Конечно, мы будем расплачиваться".

Но зачастую мы по-разному считаем с ресурсоснабжающими предприятиями и идем в суд. Другая проблема - это неплатежи населения. Некоторые не платят с момента нашего прихода (2015 год — прим. ред.). Говорят, мы платили компании, которая была до вас.

Речь идет о предыдущем опыте военных над подотчетным населением. Компания АО "Славянка" была зарегистрирована в 2009 году как аналог нынешнего "ГУЖФ" и управляла жилфондом. Прообразом глобального "ГУ ЖКХ" было АО "Ремонтно-эксплуатационное управление" (РЭУ). В 2011 году правительство сделало РЭУ единственным поставщиком тепла для Минобороны. Оба предприятия пребывают сегодня в банкротстве. Стоит, конечно, вспомнить об участии известного ресторатора Евгения Пригожина в истории с чередой заинтересованных организаций. На конкурсах "ГУ ЖКХ" номинальные по сути компании отъели от пирога контрактов на обслуживание военных городков 26 миллиардов рублей . А потом еще шесть .

Отметим, что идея разделения воинской службы и ее обслуживания родилась при министре обороны Анатолии Сердюкове. Но несмотря на то, что в 2012 году он бесславно ушел из-за расследования уголовного дела по "Оборонсервису", дело его, как видим, дожило до 1 ноября 2017-го. Кстати, кто не в курсе, сегодня Сердюков индустриальный директор авиационного кластера госкорпорации "Ростех".

Официальный представитель нового предприятия "ЦЖКУ" Василий Фатигаров настроен оптимистично. По его словам, был проведен тщательный анализ предыдущих форм управления.

- То есть нового краха не случится? - задал футуристический вопрос 47news.
- Этого случиться не должно. ФГБУ было создано, чтобы таких проблем не было, и работает под полным контролем Минобороны. Раньше были ООО и АО, у которых целью, по уставу, было извлечение прибыли. У нас в уставе вы такого не найдете, мы работаем для жителей и в интересах министерства.
- Но ведь у предшественников в учредителях было Минобороны. Не помогло.
- Разная степень контроля. Одно дело учредитель в ООО каком-нибудь, и совершенно другое - бюджетное учреждение. Попробуй не заплати.
- Вы не считаете, что решение об аутсорсинге услуг в 2009 году было принято после того, как стало понятно, что из Минобороны никто ничего выколотить не может. Получается, вернулись к старой идее управлять всем самостоятельно?
- Сегодня мы работаем совершенно по-другому. Попробуй не заплати. Тем более в новой структуре кадровые офицеры. Это вам не ООО какое-нибудь, - настаивал на недоверии к коммерсантам собеседник.
- А негативный сценарий вы все же рассматривали? - слегка засомневался 47news.
- Даже солидный автомобиль может сломаться. А гарантии дает только Господь Бог.