Выплаты по осаго заменили ремонтом. теперь уже точно

"ЦБ и Минфин согласовали поправки ко второму чтению законопроекта о "ремонтной" реформе ОСАГО. Из них следует, что приоритет натурального возмещения над выплатой будет действовать только в отношении легковых автомобилей физлиц и не распространяться на компании. При этом в случае "тяжелых жизненных обстоятельств", например при получении увечья, не совместимого с управлением автомобилем, или гибели водителя, выплату все же можно будет получить деньгами. Наличие "обстоятельств" надо будет доказывать специальной комиссии - страховщикам эта норма не нравится, они предлагают в таких случаях обращаться в суд.

В распоряжении "Ъ" оказались поправки, разработанные ЦБ и Минфином ко второму чтению законопроекта об установлении приоритета ремонта над денежной выплатой. Напомним, первое чтение проект о ремонтной реформе в ОСАГО прошел 14 декабря. По словам главы комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, поправки ко второму чтению комитет рассмотрит уже 10 января.

Как следует из предложенных изменений, возмещение ремонтом будет касаться только легковых автомобилей, принадлежащих гражданам. Сервис для ремонта будет выбираться потерпевшим из списка техстанций, представленного страховщиком. В течение 20 календарных дней после подачи заявления о страховом возмещении и осмотра автомобиля независимым экспертом страховщик выдает направление на ремонт.

Сервисы, в свою очередь, должны будут соответствовать специальным требованиям по организации восстановительного ремонта - их разработает ЦБ. Среди них - близость от места пребывания пострадавшего в ДТП, сроки ремонта и так далее. При этом поправки предусматривают возможность направления автомобиля и в сервис, "не соответствующий указанным требованиям". Если автовладелец не согласится с направлением на ремонт на такой несертифицированной станции, выплата осуществляется деньгами.

Еще одна возможность получить денежное возмещение - оказаться в "тяжелых жизненных обстоятельствах". По сведениям "Ъ", на заседании профильной рабочей группы, состоявшемся на этой неделе, зампред ЦБ Владимир Чистюхин пояснял депутатам, что если у потерпевшего складываются подобные обстоятельства, он подтверждает их документами и направляет страховщику заявление о выплате. Таким обстоятельством может быть гибель автовладельца - родственникам в этом случае нужна денежная выплата, а не ремонт уже ненужного автомобиля.

Другой вариант - тяжелое увечье, на лечение которого не хватает отведенного законом лимита в 500 тыс. руб., или получение травм, не совместимых с управлением автомобилем, - слепота, паралич и т. д. Если страховщик отказывает в денежной выплате, за рассмотрение дела берется специальная комиссия при Российском союзе автостраховщиков (РСА). В нее планируется собрать представителей страховых компаний, организаций по защите потребителей. Эта комиссия в течение 60 дней принимает решение о том, должен ли платить страховщик.

В поправках появился срок их вступления в силу - 1 марта 2017 года. Порядок оплаты ремонтом в ОСАГО будет действителен для ДТП, случившихся после этой даты. Как рассказала "Ъ" замглавы департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева, "руководство Минфина уже завизировало предложения Банка России". По ее словам, у нормы, связанной с получением денег в тяжелых обстоятельствах, есть как плюсы, так и минусы. Плюсы в том, что через профобъединение есть возможность влиять на денежные выплаты страховщиков. "Минус в том, что это неудобно для гражданина: долго по срокам, надо пройти определенные процедуры доказательств, принятие решения о выплате остается непрозрачным", - говорит госпожа Балакирева.

По словам главы РСА Игоря Юргенса, новелла про тяжелые жизненные обстоятельства - лишняя в поправках. "Страховщику выгоднее платить деньгами потому, что выплата уменьшается на сумму износа авто, - считает он.- Особой необходимости в комиссии нет". Кроме того, по его мнению, если у потерпевшего возникли эти обстоятельства, есть суд для представления соответствующих доказательств. Потерпевший может пойти в суд после отказа в выплате комиссии РСА. "Получается, что потерпевший впустую тратит время", - считает президент РСА. Кроме того, страховщиков смущает, что в поправках не содержится исчерпывающий перечень подобных обстоятельств.

Защитники автомобилистов называют положение о выплате деньгами "издевательством над автовладельцем". "Мало того что страховщики навязывают ремонт, конкретный сервис, так еще водителю надо унижаться и доказывать свои трудности, чтобы получить деньги по полису, - возмущается президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников.- У автовладельца отбирают право, которое у него имеется сейчас, - получить на свое усмотрение ремонт или деньги". По его словам, "не нужно никаких комиссий и унижений, чтобы получить копейку по ОСАГО". "Законодатель, вероятно, заметил, что после последнего удорожания полиса ОСАГО порядка 7 млн автовладельцев выпали из системы обязательного автострахования - перестали покупать полис. После таких драконовских поправок их число вырастет в разы", - уверен господин Тюрников."

Депутаты Госдумы одобрили в первом чтении законопроект об изменениях в закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)" на заседании в среду вечером. Документ предполагает замену денежных выплат по ОСАГО ремонтом поврежденных автомобилей. Возможно, закон заработает уже в 2017 году. В чем плюсы и минусы натуральной формы возмещения убытков по ОСАГО - в материале РИА Новости.

Ремонт без купюр

Законопроект (с его текстом можно ознакомится здесь) разрешает страховщику не выплачивать владельцу поврежденного автомобиля деньги, а отправлять машину на ремонт в сервисный центр. Поправки в закон об ОСАГО вносятся по инициативе Российского союза автостраховщиков (РСА).

Сейчас водитель автомобиля, попавшего в ДТП, получает денежные выплаты от страховой компании виновника аварии по полису ОСАГО за ущерб в размере до 400 тысяч рублей.

Новые положения закона предусматривают, что автомобиль со сроком эксплуатации до 2 лет будет ремонтироваться на станциях техобслуживания, которые "имеют официальное разрешение от предприятия производителя транспортного средства на ремонт", а все остальные - в других сервисных центрах.

Страховая компания самостоятельно будет выбирать сервисный центр для ремонта или замены деталей, узлов и агрегатов автомобиля после ДТП.

На ремонт в другой город

Жителям крупных городов (с населением более 500 тысяч человек), по новому законопроекту, будут предложены техцентры, расположенные на расстоянии не более 5 км от границ города. А если в городе меньше жителей, то техцентр, который выберет страховщик, должен быть расположен не дальше 200 км от его границ.

Понравятся ли водителям такие дальние поездки?

Ремонт даже небольшого повреждения может занять несколько дней: ведь часто нужно сделать предварительный осмотр, оценить повреждения, приобрести необходимые детали, подготовить "железо".

Владелец автомобиля вынужден будет вернуться домой, ждать готовый автомобиль, а затем ехать за ним. Как долго может длиться ремонт? И что будет, если он сделан не очень качественно? Кто компенсируют дополнительные расходы водителя? Ответов на эти вопросы пока нет.

Возможно, что они будут отражены в доработанной версии документа, которая может появиться через месяц. Доработать документ за этот срок предложил глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

Но даже если эти проблемы будут решены, многие владельцы готовы скорее самостоятельно исправить незначительные повреждения, чем ехать в другой город или даже соседний регион: затраты могут быть меньше. Впрочем, страховщики скорее будут рады, если не все автолюбители обратятся к ним за возмещением или вовсе не будут заявлять о страховых случаях.

Возможность получения денежной компенсации по ОСАГО может и сохраниться. Банк России предложил оставить ее для людей, попавших в сложные жизненные обстоятельства.

Регулятор также предлагает ко второму чтению дополнить законопроект поправками, которые позволят владельцу автомобиля выбирать станцию техобслуживания на этапе заключения договора.

Страховые компании уже несколько лет предлагают ремонт вместе денег по полисам каско. Водители при заключении договора дополнительного страхования могут сделать выбор в пользу авторизованного сервиса.

Как повлияет на мошенников

Изменения в законе об ОСАГО позволят сократить количество мошенничеств в страховой сфере, считают в РСА. По данным союза, особенно часто они случаются в Волгоградской области. Там почти половина ДТП оформляется с учетом упрощенной процедуры без вызова сотрудников ГИБДД по ОСАГО (европротокол), что может свидетельствовать о мошеннических схемах, заявлял ранее РСА Анатолий Ефимцев.

Страховые юристы либо перекупают права требования у водителей, которые повредили свои автомобили в ДТП, либо инсценируют аварии или просто подделывают извещения об аварии для страховых компаний.

После этого они не только претендуют на денежные выплаты в сумме до 50 тысяч рублей по каждому случаю (лимит по европротоколу), но и завышают стоимость ремонта за счет приписывания скрытых повреждений и стоимости услуг своих представителей. Тогда уже дополнительная финансовая нагрузка ложится на плечи виновника ДТП после суда.

"Ремонт вместо выплаты может исключить "автоюристов" из взаимодействия страховщиков и автовладельцев", — сказал РИА Новости главный редактор журнала "АвтоБизнесРевю" Евгений Еськов.

Плюсы натурального возмещения

Одним из плюсов натуральной формы возмещения убытков может стать то, что ремонт будет оплачиваться без учета износа деталей, следует из текста законопроекта. Сейчас при получении денежной компенсации по ОСАГО расчет выплат делается с поправкой на износ запчастей.

Автовладельцы вынуждены доплачивать за новую деталь из своего кармана или искать запчасти, снятые с подержанных автомобилей, и тем самым поддерживать "серый" рынок автодеталей.

В большинстве стран мира натуральная форма возмещения убытков по страхованию автомобилей - это норма, пояснил РИА Новости автомобильный эксперт, директор радио "Страна" Игорь Моржаретто.

Многие очень хотят получить деньги (по ОСАГО). "Денег получу много, а сам бесплатно с кумом отремонтирую", — рассказывает он про намерения некоторых водителей.

Согласно текущему законодательству, именно автовладелец определяет - будет по выплата или ремонт. Он может согласиться на устранение повреждений в сервисе или потребовать со страховщика деньги, чтобы самостоятельно разобраться с последствиями аварии.

В третьем чтении Госдума приняла закон, делающий ремонт приоритетным. На него будут направлять все машины после попадания в ДТП. Изменения коснулись формата работы страховщиков с сервисными центрами.

Получать по ОСАГО ремонт водители будут только по полисам, заключенным после вступления в силу . Произойдет это не раньше конца весны или начала лета, в зависимости от срока публикации документа.

Как действует закон сейчас

Сейчас водители могут выбирать при ОСАГО деньги или ремонт. Это право дает им поправка, внесенная в закон «Об ОСАГО» 01.09.2014. Если автолюбитель выбрал выплаты, то он получит их на расчетный счет или наличными в кассе страховой компании. В дальнейшим он может распорядиться полученными деньгами так, как посчитает правильным.

В случае с ремонтом, страховая компания предлагает несколько автомастерских. Они подбираются в зависимости от различных обстоятельств, включая марку автомобиля, место жительства и по ряду других параметров.

Клиент принимает направление на ремонт и страховщик перечисляет на счет организации, которая будет выполнять ремонтные работы, необходимую сумму.

Общее и разница между ремонтом и выплатой

Выбирая деньги или ремонт по ОСАГО, обратите внимание на то, что между ними достаточно много общего:

  • учет износа. Экспертиза оценит автомобиль, чтобы посчитать нанесенный ему ущерб. Чем дольше была в эксплуатации машина, тем меньше средств получит владелец. Но износ не может превышать 50%, то есть как минимум половину от общего размера полученного ущерба;
  • возможность занизить . Важно сохранять чеки на все установленные и замененные детали. В противном случае эксперт компании занизит размер ущерба, оценив все компоненты по сроку эксплуатации автомобиля.

Ключевая разница между возмещением или ремонтом по ОСАГО заключается в том, что застрахованное лицо может самостоятельно распорядиться полученными деньгами. Выбирать выплату стоит в случае, если:

  • вы не уверены в качестве работ в предложенных автосервисах;
  • предложенные мастерские не соответствуют из-за плохой репутации, удаленности или других параметров;
  • вы хотите провести только частичный ремонт или вовсе использовать полученные деньги для приобретения нового автомобиля.

В этих ситуациях необходимо также посмотреть на расчет стоимости ремонта по ОСАГО и не допустить занижения ущерба. Иначе вы получите значительно меньшие выплаты.

Ремонт по ОСАГО - новый закон

Когда станет недоступным возмещение по ОСАГО, ремонт будет приоритетным вариантом. Страховая компания будет давать направления в партнерские автомастерские. Либо владелец автомобиля сможет сам предложить устраивающую его мастерскую, но тогда потребуется добиться согласования работ между компаниями.

Получить деньги можно будет только, если был нанесен вред здоровью, полностью уничтожен автомобиль или страховщик не сможет организовать ремонт на СТО.

Согласовали поправки ко второму чтению законопроекта о "ремонтной" . Они фактически лишают граждан права на получение после дорожной аварии. Вместо этого страховая компания предложит отремонтировать разбитый автомобиль на станции техобслуживания. С подробностями - экономический обозреватель Павел Анисимов.

Нововведения Минфина и ЦБ предполагают, что ремонт за счёт страховщика станет обязательным условием для всех физлиц. При этом пострадавший в аварии автомобилист сможет сам выбрать автосервис, но лишь из списка, предложенного страховой компанией. Она должна выдать направление на ремонт в течение трёх недель после оценки ущерба экспертом.

Центробанк разработает особые требования к ремонтным мастерским. Известно, что станция техобслуживания должна располагаться недалеко от места жительства автовладельца. Кроме того, будут ограничены сроки ремонта. В тексте поправок появилась важная оговорка, которой нет в законопроекте. Владелец разбитого по чужой вине автомобиля может отказаться от ремонта на станции, у которой нет нужных сертификатов. В этом случае ущерб компенсируют деньгами, но из суммы вычтут износ автомобиля. При ремонте его в расчёт брать не будут. Комментирует независимый автоэксперт Андрей Осипов :

"Тем автовладельцам, которые собирались продавать автомобиль, наверное, денежная выплата представлялась более выгодной, даже несмотря на проблемы с так называемым "процентом износа". Если машина отправляется в сервис, то, конечно же, никакой износ учитываться не будет. Но возникает вопрос качества этого сервиса. Где гарантия, что они будут использовать оригинальные кузовные элементы, а не ставить тайваньско-китайские подделки?"

Денежное возмещение также будет выплачено в том случае, если стоимость восстановительного ремонта превышает лимит покрытия по ОСАГО. Сегодня это - 400 тысяч рублей по машине и 500 тысяч по ущербу жизни и здоровью.

На деньги вместо ремонта смогут рассчитывать и граждане, оказавшиеся в тяжёлой жизненной ситуации. Например, в том случае, если автовладелец погиб, а его родным машина не нужна. Или водитель получил в аварии увечья, из-за которых он больше не может водить машину. Такие случаи придётся подтверждать справками.

Переход на "натуру" призван решить проблему "чёрных" автоюристов, которые отсуживают у страховщиков намного больше, чем позволено получить по ОСАГО. Но владельцы побитых машин опасаются, что навязанный сервис закончится некачественным ремонтом, отмечает Андрей Осипов :

"В изменениях ОСАГО до сих пор не прописано, кто будет отвечать за качество выполняемых работ. Поскольку главная задача страховых компаний - увеличение прибыли, они не будут активно привлекать официальные сервисные станции, то есть официальных дилеров. Поэтому, к сожалению, нельзя говорить о том, что восстановительный ремонт будет выполнен надлежащим образом. Именно поэтому многие автовладельцы хотят, чтобы им была предоставлена альтернатива".

Изменения в автогражданке должны вступить в силу с марта будущего года, пишет издание "Коммерсант" . Новый порядок возмещения ущерба ремонтом будет действовать в отношении тех ДТП, которые зарегистрируют после этой даты.

Популярное

05.03.2019, 12:02

"Страховщик обязан руководствоваться справочником РСА при расчете выплат по ОСАГО"

В Ставропольском крае автомобилист добился повышения выплаты по ОСАГО на 100 тысяч рублей. Суд признал неверным расчет стоимости ремонта и запчастей по справочнику Российского союза автостраховщиков. Оценку необходимо производить по методике Центробанка.

Что изменилось для автовладельца

Процедура обращения за возмещением осталась прежней. Автовладелец, попавший в ДТП, должен позвонить или написать в компанию, в которой он приобрел ОСАГО. Страховщик обязан в течение 14 дней выдать потерпевшему направление на ремонт, рассказывает официальный представитель «АльфаСтрахование» Юрий Нехайчук. При этом страховая компания должна отправить автомобиль на ремонт в станцию техобслуживания не более чем в 50 км от места ДТП или дома потерпевшего. Если подходящих мастерских в радиусе 50 км не окажется, автовладелец имеет право получить денежную выплату.

«Предварительно страховая компания обязана заключить со станцией техобслуживания годовой договор, в котором ремонтники подтверждают работу по ценам и методикам Российского союза автостраховщиков», — рассказывает замгендиректора «РЕСО-гарантии» Игорь Иванов. Особых критериев, помимо расстояния мастерской от места ДТП или дома потерпевшего, в законе не прописано. При этом клиент вправе самостоятельно выбрать наиболее подходящую мастерскую из предоставляемого страховой компанией перечня, а страховщик, в свою очередь, обязан организовать транспортировку до нужной мастерской или выплатить страховку деньгами.

Ответственность за ремонт несет сам страховщик, а уже перед ним отвечает станция техобслуживания, уточняет адвокат Вадим Рождественский. Поэтому, согласно новому закону, клиент не должен вступать в споры с ремонтником — со всеми претензиями он будет обращаться к своему страховщику.

При наличии претензий к качеству ремонта клиенту придется направлять жалобу страховщику, который должен будет обратиться к независимым оценщикам, уточняет Рождественский. По словам главы комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, некачественный ремонт будет обозначать для страховщиков возможные репутационные или даже финансовые потери (если потерпевший подаст на страховую компанию в суд), так что в их интересах обеспечить хороший уровень ремонтных работ.

Каким должен быть ремонт

Согласно поправкам к закону, ремонтники обязаны использовать для починки автомобиля только новые детали, не учитывая степень его износа. Если новые детали для автомобиля, нуждающегося в ремонте, недоступны, страховщик вправе предложить автомастерской использовать старые детали. Конечное решение при этом остается за потерпевшим. В законе не оговаривается, кто именно должен быть производителем этих деталей, но если машине меньше двух лет, то мастерская, в которую ее направят на ремонт, должна быть авторизованной производителем авто. То есть если ремонтируется автомобиль марки Ford, то его должны направить в автосервис с сертификатом компании Ford.

Ремонтник обязан завершить работы над автомобилем за 30 суток. При нарушении сроков ремонтных работ страховщика будут ждать штрафы. В частности, страховая компания должна будет выплатить клиенту компенсацию в 0,5% страхового возмещения за каждый пропущенный день. Также, если прогнозируемая длительность ремонта — не в заявленный срок, клиент имеет право получить деньги. Гарантия на работу отремонтированных частей составляет полгода, на покраску автомобиля — год. Согласно поправкам, претензии по гарантии клиент предъявляет своему страховщику.

А что с деньгами?

Впрочем, эти поправки не означают, что клиент больше не сможет получать денежные выплаты: в документе приведен перечень исключений. Потребитель имеет право на гарантированную денежную выплату, если автомобиль не подлежит ремонту; потерпевший получил средние или тяжелые травмы; страховку получают родственники погибшего в ДТП; потерпевший является инвалидом; ремонт оценен дороже максимальной выплаты (400 тыс. руб.).

Также потерпевший имеет право договориться со страховой компанией о выплате денежных средств без опоры на перечень исключений. В таких случаях решение остается за страховщиком. Юрий Нехайчук, впрочем, заявил, что его компания намерена оставить вопрос формата страховой выплаты (деньгами или ремонтом) на усмотрение клиента. В свою очередь, директор по развитию страхования СК «МАКС» Сергей Печников отмечает, что в каждом конкретном случае решение будет приниматься индивидуально.

Подводные камни

Поправки не решают ряд проблем, связанных с ОСАГО, считает Вадим Рождественский. «Они заменили одну проблему на другую. Если раньше были споры о размере выплат, то теперь будут споры о качестве ремонта», — поясняет он. Юрист добавляет, что если раньше у клиента была гарантированная возможность доплатить за лучший сервис, то теперь все зависит от решения страховщика. «Возможно, в ближайшие полгода сложится судебная практика в рамках урегулирования», — заключает эксперт.

Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин склонен считать, что новый закон снизит популярность ОСАГО. «После всех неминуемых проблем с качеством ремонта и сроками люди будут возмущаться этому виду навязанного страхования​», — рассказывает Янин. Частично депутаты смягчили пожелания страхового лобби: например, ввели в закон пункт о новых запчастях и игнорировании изношенности автомобиля, отмечает эксперт.

Также остается открытым вопрос о росте тарифов ОСАГО. «Когда рассчитывалась стоимость тарифов ОСАГО, страховщики не учитывали ремонт новыми запчастями без учета износа. Следовательно, тарифы будут неизбежно расти», — считает Иванов из «РЕСО-гарантии». С его словами, впрочем, не соглашается директор департамента страхового рынка Центробанка Игорь Жук. В своем комментарии РБК он отметил, что пока поднимать тарифы компаниям не потребуется, но ЦБ будет внимательно следить за ситуацией.