Рождаемость как демографический процесс включает в себя. Демографические процессы

Прямое действие Конституции Российской Федерации

1.2 Реализация Конституции РФ: понятие и формы

Под реализацией Конституции понимается деятельность соответствующих субъектов по воплощению в реальную жизнь (практику) конституционных предписаний. Главный смысл этого сложного и не одномоментного процесса состоит в осуществлении целей Конституции, обеспечении особого правового порядка в политически значимых сферах социальных отношений и связей.

Реализация Конституции РФ носит комплексный и универсальный характер, ибо охватывает различные и качественно неоднородные сферы общественных отношений. Областью (зоной) реализации конституционных норм являются важнейшие стороны жизнедеятельности общества, в этом процессе участвуют многие субъекты права. Его особенность заключается в том, что активными участниками данной деятельности являются народ, государство, субъекты РФ.

Осуществление конституционных норм протекает в различных формах: соблюдение, исполнение, использование и применение.

Соблюдение выражается в том, что субъекты сообразуют свое поведение с юридическими запретами (характерной чертой данной формы является пассивное поведение субъекта: он не совершает действий, запрещенных основными нормами). Государственные институты, гражданское общество, политические партии заинтересованы в этой форме реализации права, так как от нее во многом зависит стабильность конституционного строя и характер политического режима. Значимость соблюдения конституционных предписаний специально отмечена в Конституции РФ. Среди фундаментальных обязанностей, возлагаемых на органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений, закреплена и обязанность соблюдения Конституции и законов (ч.2 ст.15). Многие основные права и свободы человека и гражданина реализуются, если они не нарушаются кем - либо. В демократическом государстве действует требование (запрет) на недопустимость издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина.

Исполнение конституционных предписаний (в отличие от соблюдения) предполагает активную деятельность, предусмотренную основной нормой и направленную на достижение выдвинутых Конституцией целей. Эта форма осуществляется соответствующими субъектами в рамках конституционных и законодательных норм и имеет первостепенное значение для государственных органов и должностных лиц, так как связана с выполнением обязанностей и обязательств перед гражданами. Особая роль при этом принадлежит Президенту РФ (ст.80, 82 Конституции РФ).

В Конституции РФ установлены три способа исполнения:

все субъекты права обязаны точно и единообразно исполнять Конституцию и законы РФ;

государство обязано исполнять международные договоры Российской Федерации;

граждане обязаны выполнять конституционные обязанности. Также соответствующие обязанности несут проживающие на российской территории иностранные граждане и лица без гражданства, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Использование связано преимущественно с процессом реализации конституционных прав и свобод в ходе и в результате правомерных действий и поступков на основе дозволений. Эта форма характерна для осуществления управомоченных норм. Здесь участники общественных отношений своими прямыми или опосредованными действиями осуществляют предоставленные им правомочия, и у них имеется большая свобода в выборе вариантов поведения. Например, это касается основных прав и свобод, предусмотренных ст.31-34, 45 Конституции РФ.

Применение конституционных норм предполагает сложную и ответственную государственно-властную деятельность компетентных органов государства и должностных лиц, направленную на установление юридически значимых фактов. Нормы конституционного права применяются тогда, когда необходима защита прав и законных интересов граждан, должностных лиц, общественных объединений или существует спор о праве. Нередко для восстановления нарушенного права приходится привлекать аппарат государственного принуждения. Эффективным правоприменительным и юрисдикционным органом выступают суды, в особенности Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ.

Выделяют четыре способа применения конституционных норм:

обособленное, самостоятельное осуществление субъектами норм Конституции РФ;

применение базовых предписаний совместно с иными нормами права;

привлечение конституционных норм для обоснования судебного решения, придания ему большей убедительности;

использование данных норм для толкования сложных правовых предписаний, в том числе текста Конституции.

Под реализацией Конституции понимается деятельность соответствующих субъектов по воплощению в реальную жизнь (практику) конституционных предписаний...

Конституция Российской Федерации

Конституция Российской Федерации

Реализация Конституции РФ представляет собой процесс претворения в жизнь конституционных норм субъектами конституционного права. В зависимости от характера конституционных норм (дозволения, обязывания...

Конституция Украины - основа правовой системы Украины

Конституция несет мощный заряд, который должен быть переведен в область конкретных действий разнообразных субъектов. Вот почему проблема действия конституции имеет незаурядное теоретическое и практическое значения, тем более...

Механизм охраны Конституции в РФ

Процедура правовой охраны Конституции - это определенный ряд специальных юридических мер, которые направлены на обеспечение надлежащей реализации конституционной нормы, утверждение (или восстановление...

Основные учения о сущности конституции

Термин «конституция» идет со времён Древнего Рима. Так назывался один из видов правовых актов императоров. Такие акты не имели почти ничего похожего на современные конституции...

Понятие конституционного строя и его основ

Конституция (от латинского слова constitution - устанавливаю, учреждаю) - основной закон государства, регулирующий важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляющий основы конституционного строя...

Понятие, сущность и основные черты Конституции

· Реализация (от позднелат. realis - вещественный, действительный) - осуществление какого-либо плана, проекта, программы, намерения. · Реализация права - процесс воплощения правовых предписаний в поведении субъектов права...

Принцип разделения властей

Конституция Российской Федерации 1993 г. фиксирует принцип разделения властей как одну из основ конституционного строя...

Принцип разделения властей и система сдержек и противовесов в федеральном государственном механизме РФ

Принцип разделения властей в Конституции Российской Федерации закреплен в статье 10 главы об основах конституционного строя: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную...

Проблемы реализации положений Конституции РФ

Реализация (от позднелат. realis - вещественный, действительный) - осуществление какого-либо плана, проекта, программы, намерения. Реализация права - процесс воплощения правовых предписаний в поведении субъектов права...

Реализация теории разделения властей в Российской Федерации

В соответствии со ст.10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны...

Российская Федерация как социальное государство

Сама по себе декларация о социальном государстве не превращает в таковое Россию автоматически. Для его становления...

Функции права в государственном регулировании ввоза и вывоза оружия (на примере таможенной системы РФ)

Реализующие действие функций права, выражено в законе, обусловлено не только принудительной силой государства, но и собственной мощью. Реализация функций права представляет собой деятельность, согласную с выраженной в законе волей...

Реализацию Конституции можно определить как:

1) в широком смысле - все формы действия Конституции, включая конкретизацию норм, положений Конституции в текущем законодательстве, ее толкование судами, воздействие конституционных норм на сознание ее адресатов и др. В этом значении понятие "Р.К." тождественно понятию "действие Конституции";

2) в узком смысле - правомерные действия граждан и иных субъектов конституционного права по осуществлению требований Конституции.

В этом значении нормы, положения Конституции могут быть реализованы в следующих формах:

а) как использование, т. е. реализация, субъектами конституционного права (органами государственной власти, гражданами, партиями, общественными объединениями граждан, органами местного самоуправления) тех прав, которые предоставлены им Конституцией. Например, реализация гражданами права на объединение, проведение демонстраций, митингов, шествий;

б) как исполнение, т.е. реализация, обязанности должностных лиц выполнять предписанные Конституцией требования. Например, федеральный закон, одобренный Советом Федерации, в течение 5 дней должен быть направлен на подписание Президенту;

в) как воздержание субъектов конституционного права от действий, запрещенных Конституцией. Например, Президенту РФ запрещается распускать Государственную Думу в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения.

Реализация права - процесс воплощения правовых предписаний в поведении субъектов права.

Рассмотрим формы реализации конституции.

Соблюдение (им реализуются запрещающие нормы) - пассивное воздержание от действий, запрещенных юридическими нормами. Соблюдение предполагает правомерное поведение субъектов права. И только при этом условии оно выступает в качестве формы реализации конституционных предписаний.

Исполнение (через него реализуются обязывающие нормы). По характеру оно противоположно соблюдению - это активное действие, направленное на претворение в жизнь обязывающих предписаний юридических норм. Исполнение заключается в обязательном совершении предусмотренных конституционными нормами действий, в выполнении государственно-властных императивных требований независимо от личного отношения к ним субъектов права.

Использование (через него реализуются уполномочивающие нормы) представляет собой такую форму реализации, когда соответствующие субъекты совершают дозволенные Конституцией действия и осуществляют предоставленные им права. Выступает как особый способ осуществления субъективных прав и отражает функциональную специфику правоприменителя. В этой форме реализуются преимущественно управомочивающие конституционные нормы.

Применение права - властная деятельность компетентных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-определенных лиц.

Реализация Конституции РФ непосредственно связана с характером и особенностями юридической природы ее предписаний, оценкой их нормативности. Отдельные из них, по мнению ряда авторов, несмотря на большое значение, не могут быть признаны нормами права. Это прежде всего положении Конституции, закрепляющие принципы права, определяющие основные правовые понятия, временные, пространственные и субъективные пределы действия юридических норм, содержащие указания на цели и т.д. Утверждается также, что некоторые конституционные положения по существу являются правоположениями, «которые лишь через посредство других правовых норм и лишь в сочетании с ними определяют поведение участников общественных отношений...» Иными словами это квазинормы, так как они лишены самостоятельного регулятивного характера.

Обязательность и властность характеризуют волю народа, выраженную на референдуме и закрепленную в Конституции РФ, в качестве государственной воли. Это один из важнейших признаков Конституции как закона. В Конституции, как и в праве в целом, мера поведения в силу социальной обоснованности и социальной необходимости, а также возможности государственного принуждения становится обязательной для соответствующих лиц и организаций. При этом нормативность права, следовательно, и Конституции проявляется в единстве таких свойств правил поведения, как обобщенность и обязательность.

Нормативность Конституции связана также с тем, что она способствует созданию единой, непрерывно действующей, общеобязательной системы типовых масштабов поведения, обеспечивающей целенаправленное и гармоничное функционирование всего социального организма. Признание нормативности Конституции - необходимое условии установления и поддержания режима законности.

Основная форма реализации Конституции РФ - ее соблюдение. Это важнейшее требование, предъявляемое к осуществлению Конституции, как бы присутствует в любой форме реализации . Речь идет о соблюдении, понимаемом в широком смысле. Такое понимание было раскрыто, в частности, Л.С. Явичем, который считал, что когда «речь идет о конституционных принципах, то на первый план выступает их соблюдение, которое в данном случае предполагает не только воздержание от нарушения этих принципов, но и активное претворение их в жизнь, неукоснительное руководство ими во всех сферах деятельности государства и общественных организаций, государственных органов, должностных лиц и граждан» .

Вместе с тем соблюдение как особая форма реализации, понимаемая традиционно в узком смысле, означает такое правомерное поведение субъекта правоотношения, которое предполагает пассивное воздержание от запрещенных нежелательных действий. Правовые нормы, акцентируя необходимость такого воздержания, устанавливают конкретные запреты. Так, согласно ч. 4 ст. 3 Конституции РФ, «никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону». В ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. В соответствии с ч. 2 ст. 21 Основного закона РФ никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может без добровольного согласия быть также подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Часть 3 ст. 97 Конституции РФ устанавливает, что депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Исполнение конституционных норм - близкая к соблюдению, но не тождественная ей форма реализации Конституции, означающая обязательное (императивное) осуществление субъектами правоотношений активных действий по воплощению в жизнь требований, установленных в Основном законе государства и общества. Круг лиц и характер деятельности по исполнению конституционных норм весьма разнообразен. Это могут быть действия политической, социальной, экономической, организационно-правовой и иной направленности. Исполнение зачастую требует действий, сопровождаемых их юридическим (документальным) подкреплением.

В форме исполнения реализуются нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан и иных лиц (ст. 57-59 Конституции РФ); обязательства государства перед обществом и гражданами (ст. 2,7, 8,12 и др. Конституции РФ); обязанности государственных органов (ч. 4 ст. 78; ч. 2 ст. 80; ч. 2 ст. 87; ст. 88 Конституции РФ). При этом исполнение осуществляется как в общих, так и в конкретных правоотношениях. К примеру, в соответствии со ст. 57-58 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Согласно ст. 59 Конституции РФ, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

В ст. 2 Конституции РФ установлено, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Осуществление этого обязательства требует целого комплекса активных и пассивных действий органов государственной власти. Государство берет на себя обязательства по социальной защите людей, созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ). Российская Федерация гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности; не только признает, но и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности (ст. 8 Конституции РФ).

В качестве примера обязанностей органов государственной власти, реализуемых в форме исполнения, можно привести также некоторые конституционные полномочия Президента РФ как общего, так и конкретного характера. В соответствии с п. 2 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является гарантом федеральной Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти

(ст. 80). Эти обязанности Президента РФ имеют общий характер. Примером конкретных обязанностей являются положения ч. 2 ст. 87 Конституции РФ, согласно которым в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Использование конституционных норм представляет собой такую форму реализации конституционных положений, когда субъекты правоотношений совершают дозволенные Конституцией действия и осуществляют предоставленные им конституционные права. В форме использования реализуются преимущественно управомочивающие конституционные нормы. Данная форма реализации может быть как активной, так и пассивной, но чаще всего это активная форма реализации конституционных норм.

В отличие от исполнения использование подразумевает возможность действия правореализующих субъектов по их усмотрению. Однако усмотрение не является абсолютным. Так, использование гражданами их прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ). Согласно ч. 1 ст. 85 Конституции РФ, Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае же невозможности достижения согласованного решения он может передать разрешение спора только на рассмотрение соответствующего суда, а не в какой-либо другой орган.

Использование права для государственных органов означает в большинстве случаев одновременно обязанность. Такова сущность реализации государственно-властных полномочий. Вместе с тем имеются и права, реализуемые по усмотрению органов государственной власти в форме использования. Так, ст. 104 Конституции РФ устанавливает круг субъектов права законодательной инициативы, воспользоваться которым может каждый из них по своему усмотрению в любое время. Однако использование такого права предполагает соблюдение целого ряда формальных и процедурных требований, установленных в Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Использование конституционных прав является индикатором активности граждан в политической, социальной, духовной и иных сферах. В частности, пассивность граждан в использовании их политических прав (например, уклонение от участия в выборах и референдуме) является их своеобразной негативной оценкой деятельности органов власти, сигнализирует о потере доверия со стороны населения к представителям власти и ставит перед последними задачу устранения причин массового неиспользования конституционных прав в политической сфере. Слабое использование людьми их социальных и культурных прав может быть обусловлено отсутствием либо недостатком необходимых условий. Поэтому именно использование прав как никакая другая форма нуждается в создании надежной системы гарантий.

Применение конституционных норм - особая форма реализации. Речь идет о тех случаях реализации конституционных норм, когда для их осуществления необходимо вынесение компетентными органами соответствующих правовых актов.

С.С. Алексеев определяет применение права как властную индивидуально-правовую деятельность, которая направлена на решение юридических дел и в результате которой в ткань системы права включаются индивидуальные предписания, выражающие поднормативное регулирование 1 . В.В. Лазарев подчеркивает, что применение права - это «властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью обеспечить адресатам правовых норм реализацию принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контроль заданным процессом» .

По своей сущности применение конституционных норм может быть одновременно выражено в форме исполнения, соблюдения или использования, однако по своему содержанию оно шире и охватывает, как правило, не одну, а разные стороны реализации конституционно-правовых отношений.

По форме применение конституционных норм представляет собой правомерную активную деятельность управомоченных субъектов права, которая сопряжена с организацией их осуществления в определенных правоотношениях, конкретных организационно-правовых формах. Применение конституционных норм сопровождается возникновением (изменением, прекращением) конституционных правоотношений, переводом их из общего состояния в конкретные юридические связи.

Применение выполняет две основные функции: позитивное регулирование посредством издания нормативных или индивидуальных актов, обеспечивающих включение конституционных предписаний в общественную практику; охрана и защита Конституции.

Применение как способ организации осуществления конституционных норм должно иметь публичный характер, так как оно затрагивает непосредственные права и обязанности людей и других субъектов правоотношений.

Акты правоприменения могут издавать как государственные, так и общественные органы (например, органы общественного самоуправления). В России практика издания правоприменительных актов общественными органами не получила широкого распространения.

Результатом применения конституционных норм является принятие нормативного правового либо индивидуального правового акта: закона, акта органа исполнительной власти, судебного решения. Примерами правоприменительных актов являются федеральный закон об утверждении федерального бюджета; издание Президентом РФ указа о назначении федерального министра или руководителя федерального ведомства; принятие Государственной Думой постановления об амнистии; вынесение Конституционным Судом РФ постановления о соответствии Конституции РФ отдельных положений закона или иного нормативного правового акта, являющегося предметом конституционного контроля; вынесение органами юстиции решений о регистрации общественного объединения и т.п. Цель правоприменительного акта - создание правовых условий для реализации конституционных норм.

В свете рассматриваемого особого внимания заслуживают вопросы применения Конституции РФ судами общей юрисдикции. После вступления в силу Конституции РФ 1993 г. Верховный Суд РФ принял ряд постановлений, направленных на применение судами общей юрисдикции российской Конституции как акта прямого действия. Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что закрепленное в Конституции РФ положение о высшей юридической силе и прямом действии Конституции означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должны руководствоваться Конституцией РФ. Пленум определил, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности когда а) закрепленные нормой Конституции положения исходя из ее смысла не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения; б) суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей; в) суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции; г) закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

Среди судей и ученых-юристов нет единства в решении вопроса о том, как следует поступить в случае, если при рассмотрении дела суд придет к выводу о несоответствии того или иного закона Конституции РФ. Одни считают, что в этом случае суд не вправе рассматривать дело по существу, а должен обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом. Существует и противоположная точка зрения: если суд пришел к убеждению, что примененный или подлежащий применению закон противоречит Конституции РФ, то он не применяет этот закон, но и не обращается в Конституционный Суд РФ, а решает дело сам, руководствуясь Конституцией РФ. Дополнительным аргументом в пользу такого решения вопроса, по мнению В.М. Лебедева, служит то, что обязательное предварительное обращение судей в Конституционный Суд РФ будет нарушать принцип прямого действия. Очевидно, что Конституционный Суд не может превратиться в единственный орган, который вправе применять Конституцию напрямую 1 .

По мнению В.О. Лучина, Конституционный Суд РФ не обладает монополией на прямое (непосредственное) применение конституционных норм. Лишение судов общей юрисдикции возможности самостоятельно применять Конституцию РФ на практике может привести к нарушению прав и свобод человека. В таком случае суды будут вынуждены приостанавливать производство и ждать, пока из КС не придет ответ на запрос. Это, правда, не означает, что во всех случаях без исключения суд вправе самостоятельно решать вопрос о соответствии того или иного закона Конституции РФ. Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что если есть неопределенность, то необходимо обращаться в КС РФ. Такой запрос в соответствии со ст. 101 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» может быть сделан судом первой, кассационной или надзорной инстанции в любой стадии рассмотрения дела .

Большинство судей Конституционного Суда РФ твердо придерживаются точки зрения о прерогативе КС РФ в применении норм Конституции РФ с точки зрения определения конституционности принимаемых нормативных правовых актов. Эта точка зрения была обозначена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 16.06.1998 по делу о толковании отдельных положений ст. 125-127 Конституции Российской Федерации. В своем Постановлении Конституционный Суд РФ определил, что по смыслу ст. 125-127 суды общей юрисдикции и арбитражные суды не могут признавать названные в ст. 125 акты не соответствующими Конституции РФ и потому утрачивающими юридическую силу. Суд общей юрисдикции или арбитражный суд, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ федерального закона или закона субъекта РФ, не вправе применить его в конкретном деле и обязан обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности этого закона. При этом обязанность обратиться в КС РФ с запросом существует независимо от того, было ли разрешено дело, рассматриваемое судом, отказавшимся от применения неконституционного, по его мнению, закона на основе непосредственно действующих норм Конституции РФ.

В Постановлении от 16.06.1998 Конституционный Суд уточнил также, что ст. 125-127 Конституции РФ не исключают возможности осуществления судами общей юрисдикции и арбитражными судами вне связи с рассмотрением конкретного дела проверки соответствия перечисленных в ст. 125 Конституции РФ нормативных актов ниже уровня федерального закона иному, имеющему большую юридическую силу акту, кроме Конституции РФ. Такие полномочия могут быть установлены федеральным конституционным законом. Иначе суды не вправе признавать незаконными и в связи с этим утрачивающими юридическую силу акты ниже уровня федерального закона, перечисленные в ст. 125.

Данное решение КС РФ получило широкий резонанс. Не все судьи Конституционного Суда согласились с этим Постановлением. К решению были приложены два особых мнения - Н.В. Витрука и Г.А. Гаджиева. Как отметил Витрук, в Постановлении КС РФ от 16.06.1998 нет четкого ответа на вопрос, какие суды в настоящее время могут проверять на соответствие Конституции РФ и, следовательно, признавать недействующими и теряющими свою юридическую силу следующие нормативные акты:

  • 0 федеральные нормативные акты ниже уровня постановлений Правительства РФ (нормативные акты федеральных министерств и ведомств и др.);
  • 0 нормативные акты субъектов РФ по предмету их ведения, строго определенного федеральными законами в рамках совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ;
  • 0 нормативные акты субъектов РФ по предмету их ведения в порядке нормоконтроля.

Нельзя не согласиться с Витруком и в том, что в данном Постановлении КС РФ не снята неопределенность относительно того, могут ли признавать нормативные акты субъектов РФ не соответствующими их конституциям (уставам) и, следовательно, теряющими юридическую силу лишь органы конституционного судопроизводства, подразумевая под ними только конституционные (уставные) суды или суды общей юрисдикции, которые могут быть наделены конституциями (уставами) субъектов РФ таким полномочием и осуществлять его в форме особого, конституционного судопроизводства.

Как полагает Витрук, исходным при решении вопросов о полномочиях судов общей юрисдикции и арбитражных судов по проверке нормативных актов на соответствие Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов РФ, а также на соответствие подзаконных актов актам большей юридической силы в порядке нормоконтроля должны быть конституционные положения о праве граждан на судебную защиту.

Весьма резонны и замечания Г.А. Гаджиева, который в определенных аспектах занимает близкую позицию. Он, в частности, отмечает, что результатом толкования ст. 125 Конституции РФ не может быть ограничение полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов по проверке в порядке административного судопроизводства конституционности таких подзаконных актов, как нормативные акты федеральных министерств, ведомств, нормативные акты министерств и ведомств субъектов РФ. Признавать неконституционными и недействующими такие подзаконные акты, - отмечает Гаджиев, - суды не только вправе, но и обязаны по жалобам частных лиц в порядке прямого применения конституционного положения о праве на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ). В отличие от формулировки этого права в других конституциях, в которых, как правило, устанавливается право на судебную защиту в порядке, определяемом законом, в ст. 46 Конституции РФ оговорка «в порядке, определяемом законом», отсутствует, что и дает право (и обязанность) судам проверять конституционность подзаконных актов в порядке абстрактного нормоконтроля на основании действующего гражданского процессуального законодательства.

Степень реализации конституционных норм свидетельствует о масштабах расхождения между юридической и фактической Конституцией. Невысокая степень расхождения свидетельствует об эффективности Конституции и ее норм. Особым состоянием реализации Конституции является конституционный кризис. Как отмечает Лучин, «конституционный кризис - это системный кризис всех основных сфер общественной жизни, проявляющийся в девальвации Конституции, резком расхождении ее с общественной практикой; функционировании социально-экономических, политических, государственно-правовых институтов с существенным отступлением от требований Конституции; разрушении единого конституционно-правового пространства; длительном бездействии или ненадлежащем действии конституционных и иных правовых норм, массовом безнаказанном их нарушении, достигающем критических величин» .

Наличие конституционного кризиса - свидетельство того, что действующая Конституция не способна выполнять возложенные на нее задачи. Требуются радикальные меры либо по ее обновлению, либо по совершенствованию механизма ее защиты. Конституционный кризис в России весной-летом 1993 г. вынудил к принятию новой Конституции РФ, в то время как проблемы соблюдения действующего Основного закона в период с 1993 по 1999 г. на уровне субъектов РФ заставили Президента РФ укрепить институты защиты Конституции РФ введением дополнительных мер конституционно-правовой ответственности органов государственной власти и должностных лиц субъектов РФ и муниципальных образований, расширением прав полномочных представителей Президента РФ по контролю за конституционностью.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • 1. Раскройте понятие и виды реализации Конституции Российской Федерации.
  • 2. Охарактеризуйте основные формы реализации Конституции Российской Федерации.
  • См.: Лебедев В.М. Интервью // Ваше право. 1996. № 6.
  • См.: Лучин В О. Указ. соч. С. 70.
  • Лучин В. О. Указ. соч. С. 407-408.