Что указывать в декларации код категории налогоплательщика. Когда сдавать документ на рассмотрение

Официальный текст :

Статья 346.13. Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения

1. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.

В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения. Организации указывают в уведомлении также остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.

Налогоплательщики - организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в уведомлении о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2015 года остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября 2014 года не указывают.

2. Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2015 года, вправе уведомить об этом налоговый орган не позднее 1 февраля 2015 года.

Организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" с учетом части 4 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", вправе уведомить об этом налоговый орган не позднее 1 апреля 2015 года.

Организации и индивидуальные предприниматели, которые перестали быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, вправе на основании уведомления перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход.

3. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

4. Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 настоящего Кодекса, превысили 60 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

В случае, если налогоплательщик применяет одновременно упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения, при определении величины доходов от реализации для целей соблюдения ограничения, установленного настоящим пунктом, учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам.

При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные в настоящем абзаце налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на иной режим налогообложения.

Указанная в абзаце первом настоящего пункта величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, подлежит индексации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 346.12 настоящего Кодекса.

4.1. Если по итогам налогового периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 настоящего Кодекса, не превысили 60 млн. рублей и (или) в течение налогового периода не было допущено несоответствия требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик вправе продолжать применение упрощенной системы налогообложения в следующем налоговом периоде.

5. Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения, осуществленном в соответствии с "пунктом 4" настоящей статьи, в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода.

6. Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.

7. Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.

8. В случае прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения, он обязан уведомить о прекращении такой деятельности с указанием даты ее прекращения налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности.

Комментарий юриста :

Пунктом 1 данной статьи установлен заявительный порядок перехода на упрощенную систему налогообложения. Соответствующее заявление может быть подано в налоговый орган с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году перехода на упрощенную систему. Форма заявления предусмотрена в приложении 1 к приказу МНС России от 19 сентября 2002 года № ВГ-3-22/495 "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения". В дополнение к указанию размера выручки, полученной за девять месяцев текущего года, в соответствии с приведенным приказом МНС налогоплательщик обязан отразить в заявлении также стоимость амортизируемого имущества, среднюю численность работников за налоговый (отчетный) период и сведения об участии в соглашениях о разделе продукции. Получив заявление, налоговый орган выдает налогоплательщику уведомление о возможности либо о невозможности применения упрощенной системы налогообложения (соответственно приложения 2 и 3 к приказу № ВГ-3-22/495). Причем возможность применения упрощенной системы не зависит от получения такого заявления.

Ранее в соответствии со статьей 5 Закона об упрощенной системе налогообложения налогоплательщик обязан был не только подать заявление в налоговый орган не позднее месяца с начала квартала, с которого осуществляется переход, но и получить патент, который и являлся официальным документом, удостоверяющим право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности. Налоговые органы нередко отказывали налогоплательщикам в выдаче патента, что значительно затрудняло реализацию налогоплательщиками своих прав. Стоит подробнее остановиться и на сроке, в который налогоплательщик может подать заявление о переходе на применение упрощенной системы. Организации обязаны указать в таком заявлении сумму дохода (выручки), полученную за девять месяцев текущего года. Как правило, организации требуется время на то, чтобы исчислить собственную выручку в соответствии с положениями главы 25 Налогового Кодекса РФ, что происходит обычно к сроку сдачи в налоговый орган отчетности по НДС, т.е. к 20 октября.

Следовательно, срок, установленный пунктом 1 статьи 346.13, для организаций сокращается. В то же время указанное ограничение не распространяется на индивидуальных предпринимателей, что нельзя не признать скорее технической ошибкой законодателя, нежели нежеланием предоставить всем без исключения предпринимателям право на применение упрощенной системы. Ведь как на организации, так и на предпринимателей распространяется ограничение по сумме выручки за календарный год в размере 15 млн рублей. При переходе на применение упрощенной системы налогоплательщик вправе изменить ранее выбранный в соответствии со статьей 346.14 Налогового Кодекса РФ объект налогообложения (доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов), но сделать это может только до 20 декабря года, предшествующего году начала применения упрощенной системы. Интересно, что данное правило впервые было введено Федеральным законом от 31 декабря 2002 года № 191-ФЗ, т.е. налогоплательщики, уже подавшие заявление на применение упрощенной системы, были лишены возможности изменить объект налогообложения.

Налогоплательщик может перейти на применение упрощенной системы налогообложения только с начала календарного года. Ранее такая возможность предоставлялась налогоплательщику с начала любого квартала, при этом в патенте на применение упрощенной системы проставлялись отметки об уплате единого налога для организаций или стоимости патента для предпринимателей пропорционально количеству кварталов, оставшихся до конца года. Исключение из общего правила предусмотрено пунктом 2 статьи 346.13 только для вновь созданных организаций и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, подавших заявление о применении упрощенной системы одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. Следует обратить внимание на то, что вновь созданные организации и вновь зарегистрированные предприниматели для применения упрощенной системы обязаны подать заявление именно одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет, а не в момент получения заявления о постановке на учет.

Налогоплательщики не вправе добровольно перейти на общий режим налогообложения до окончания налогового периода, а в случае такого перехода с начала очередного налогового периода налогоплательщик обязан уведомить налоговый орган не позднее 15 января года, в котором производится переход на общий режим налогообложения, т.е. уже после совершения такого перехода. При этом в налоговой орган направляется сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения по форме, предусмотренной в приложении 5 к приказу МНС России от 19 сентября 2002 года № ВГ-3-22/495. Если же налогоплательщик переходит на общий режим налогообложения с начала нового налогового периода, то в соответствии с пунктом 7 статьи 346.13 он не может перейти к применению упрощенной системы в течение одного года. Такое ограничение распространяется также на случаи, когда налогоплательщик утратил право на применение упрощенной системы в связи с положениями пункта 3.

Налогоплательщик утрачивает право на применение упрощенной системы и считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового (отчетного) периода, в котором доход (выручка) налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя превысила 15 млн рублей, и/или стоимость амортизируемого имущества налогоплательщика-организации превысила 100 млн рублей. Сообщить же в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения налогоплательщик обязан в течение 15 дней по истечении налогового (отчетного) периода, в котором произошло превышение дохода. Однако для избежания неблагоприятных последствий в виде привлечения к ответственности по статье 126 Налогового Кодекса РФ за не сообщение сведений налоговому органу и с учетом того, что свою позицию налогоплательщику придется отстаивать в арбитражном суде, стоит порекомендовать ему все же направить соответствующее уведомление в срок.

В случае, если уведомление не направлено, для налогоплательщика возникают неблагоприятные последствия: он обязан исчислить и уплатить все налоги, плательщиком которых является в соответствии с законодательством о налогах и сборах, с начала налогового (отчетного) периода, в котором право на применение упрощенной системы было утрачено. Налогообложение таких налогоплательщиков производится в том же порядке, как и для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных предпринимателей. В соответствии с положениями статьи 55 Налогового Кодекса РФ налоговым периодом для вновь зарегистрированных организаций признается период от момента организации и до конца календарного года. При этом налогоплательщик освобождается от уплаты ежемесячных авансовых платежей.

Если сумма выручки налогоплательщика за предыдущий квартал превышает 1 млн рублей ежемесячно, то налоговым периодом по НДС является месяц. Следовательно, при уплате НДС помесячно за прошедший квартал с нарушением сроков уплаты, а также несвоевременное представление в налоговый орган соответствующих налоговых деклараций повлечет за собой обязанность по уплате соответствующих сумм пени и штрафных санкций по статье 119 Налогового Кодекса РФ . В связи с изложенным налогоплательщику стоит оценить все обстоятельства, которые могут повлечь за собой превышение установленных ограничений по сумме дохода (выручки) и стоимости амортизируемого имущества, и решить для себя вопрос о целесообразности перехода к применению упрощенной системы налогообложения.

Декларация по форме 3-НДФЛ позволяет гражданам отчитаться перед ИФНС по подоходному налогу. В обязательном порядке этот документ должны предоставлять в инспекцию следующие группы физических лиц :

  1. Граждане, которые рассчитывают и уплачивают в бюджет НДФЛ самостоятельно. К ним относятся бизнесмены на , нотариусы и адвокаты.
  2. Налоговые резиденты РФ , получающие доходы от источников за рубежом.
  3. Физические лица, получающие дополнительный доход от продажи или сдачи в аренду имущества, выигрыша.

Помимо этого, налоговый отчет следует предоставить в инспекцию гражданам, изъявившим желание получить налоговый вычет по НДФЛ.

Подать декларацию необходимо до 30 апреля года, следующего за периодом получения дохода , за исключением тех лиц, которые передают 3-НДФЛ для получения вычета по налогу.

Как и при заполнении иных налоговых отчетов, в предусмотрено отображение информации с помощью системы кодов. Одним из основных вопросов, вызывающих трудности в заполнении у физических лиц, является выбор необходимого кода.

Необходимость

Система кодирования в декларации 3-НДФЛ создает возможность для передачи сведений о налогоплательщике и выполняемых им операций в максимально сжатой форме . Такой способ заполнения удобен не только плательщикам подоходного налога, но и сотрудникам органов налогового контроля, так как сокращает количество времени, требуемого для проверки отчета.

Классификация

Декларация 3-НДФЛ служит отражением значительного массива информации, что служит причиной применения большого количества кодов.

Документы

При заполнении первой страницы отчета налогоплательщик должен указать документ, удостоверяющий его личность. Законодательство определяет систему кодирования названий документов.

Приведем в качестве примера самые употребляемые в этом случае:

  1. Паспорт российского гражданина – код 21.
  2. Паспорт иностранного гражданина – 10.
  3. Вид на жительство в России – 12.
  4. Военный билет – 08.
  5. Разрешение на временное проживание – 15.

Регионы

Заполнение адреса проживания плательщика подоходного налога требует указания кода региона России. Нормативным документом в справочнике «Коды регионов» установлен перечень применяемых обозначений. Перечень документов, отображенных в справочнике, позволяет заполнять не только декларацию 3-НДФЛ, но и множество других документов, например для регистрации участников бизнеса. Эта система кодирования является общей и применяется повсеместно на всей территории страны.

Приведем несколько значений в качестве примера:

  1. Республика Адыгея – код 01.
  2. Краснодарский край – 23.
  3. Магаданская область – 49.

Категория налогоплательщика

На титульном листе декларации необходимо отразить сведения о налогоплательщике, заполнившем и сдавшем в инспекцию отчет. Для этого предусмотрены следующие виды кодов:

  1. Если отчет в инспекцию сдает предприниматель – код 720.
  2. Нотариусы, исполняющие профессиональные обязанности, открыв собственный кабинет – 730.
  3. Адвокаты, занимающиеся частной практикой – 740.
  4. Для арбитражных управляющих предусмотрен код 750.
  5. Для всех остальных лиц, не вошедших в предыдущие группы, используется код 760.
  6. Отдельно выделен код для обозначения предпринимателей – глав крестьянских фермерских хозяйств – 770.

В связи с тем, что декларация 3-НДФЛ информирует сотрудников ФНС о полученных плательщиками подоходного налога доходов, особое внимание уделяется источникам полученных доходов . Предусматривается девять специальных кодов , отражающих сведения о видах доходов физических лиц и являющихся основанием для заполнения налогового отчета.

  1. Поступления от реализации недвижимости – код 01.
  2. Поступления от реализации иных имущественных объектов – 02.
  3. Поступления от сделок с ЦБ – 03.
  4. Поступления от предоставления в аренду имущества – 04.
  5. Денежные и неденежные поступления по договору дарения – 05.
  6. Для доходов, полученных на основании договоров, с которых агенты удержали или не смогли удержать НДФЛ, применяются коды 06 и 07.
  7. Полученные – 08.
  8. Для прочих доходов применяется код 09.

Наименование объекта

Для того чтобы внести ясность и сообщить налоговикам о приобретенном плательщиком подоходного налога имуществе, применяется система кодов наименования объектов. Каждый их них соответствует определенному виду имущества. Рассмотрим несколько значений в качестве примера:

  1. Приобретение жилого дома – код 1.
  2. Приобретение квартиры – 2.
  3. Приобретение комнаты – 3.

Лица, заявляющие налоговый вычет

Как известно, налоговая декларация 3-НДФЛ позволяет не только проинформировать инспекторов о полученных в периоде доходах, но и получить от государства один из возможных налоговых вычетов по НДФЛ в связи с понесенными расходами.

В соответствии с налоговыми требованиями, подать декларацию может не только сам налогоплательщик, но и его близкий родственник. Исходя из этого, в налоговом отчете необходимо указать, кто именно является составителем данного документа. Коды подразделяются в зависимости от того, о каком именно вычете идет речь.

При получении имущественного налогового вычета применяются следующие коды :

  1. Собственник имущественного объекта – 01.
  2. Если документы передает супруг/супруга собственника – 02.
  3. Подачей документов занимается один из родителей ребенка в возрасте до 18 лет – 03.
  4. Если налогоплательщик подает налоговый отчет в связи с покупкой недвижимости в долевой собственности на себя и ребенка или на супруга/супругу и ребенка, применяются коды 13 и 23 соответственно.

Авторские вознаграждения

Все плательщики, получающие доходы от использования , должны предоставить в инспекцию декларацию 3-НДФЛ. Для авторских вознаграждений предусматривается система кодов, состоящая из девяти элементов. В зависимости от вида творчества различаются значения этих показателей. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Создатели литературных произведений должны применять код 2201.
  2. Создатели произведений дизайна и архитектуры используют код 2202.
  3. Разработчики видео и кинофильмов должны указать 2204.
  4. Создание научных трудов предполагает применение кода 2208.
  5. Разработка и внедрение промышленных образцов требует указать код 2209.

В налоговом отчете 3-НДФЛ необходимо указать период, за который налогоплательщик отчитывается перед инспекторами ФНС. В связи с тем, что налоговый период установлен в рамках года, в строке «Налоговый период» указывается год, в котором плательщик подоходного налога получил доход или, если декларация подается для получения вычета, понес расход.

Вычеты

Система кодов для отражения информации о налоговых вычетах включает в себя множество значений показателей, которые позволяют раскрыть информацию о каждом возможном случае получения налогового возмещения. Для всех видов налоговых вычетов предусмотрены свои коды.

  1. Имущественный налоговый вычет предполагает использование следующих кодов: 311 – отражает фактически израсходованные налогоплательщиком средства на приобретение недвижимого имущества, 312 – величина средств, направленных на погашение процентов по целевым кредитам на приобретение недвижимости.
  2. Социальные налоговые вычеты также включают в себя значения нескольких кодов в зависимости от категории понесенных затрат, таких как: 320 – затраты на обучение налогоплательщика или его сестры/брата, 321 – расходы на детей, 324 – затраты на медицинское обслуживание, 325 – расходы на добровольное страхование, 326 – затраты на дорогостоящее лечение, 327 – расходы на пенсионное обеспечение, 328 – затраты на накопительную часть пенсии.

Корректировка

Декларация 3-НДФЛ может быть предоставлена инспекторам первично или в уточненном формате. В связи с этим, плательщик подоходного налога должен заполнить сроку «Номер корректировки» в налоговом отчете. Органами налогового контроля установлено требование, согласно которому в этом поле необходимо указывать порядковый номер предоставляемого инспекторам отчета.

Страна

Это поле предназначено для отражения информации о числовом коде государства, гражданином которого является налогоплательщик. Для получения этих сведений необходимо обратиться к Общероссийскому классификатору стран мира. Наличие гражданства РФ отображается кодом 643.

КБК

Код бюджетной классификации необходим для того, чтобы бюджетный платеж, изначально поступающий в казну, был правильно распределен в соответствии с требованиями законодательства. Существует множество КБК, применяемых налогоплательщиками.

Код налогового органа

Титульный лист декларации содержит поле под названием «Предоставляется в налоговый орган». В этой строке необходимо указать код инспекции, в которую будет передан налоговый отчет. Код состоит из четырех знаков, первые два из которых отражают регион, а два последних — непосредственный код инспекции.

Как уже было сказано, налогоплательщик должен предоставить в инспекцию налоговый отчет не позднее 30 апреля следующего года . Каким способом он вправе это сделать? Согласно требованиям Налогового кодекса, передать на проверку отчет разрешено как в бумажном, так и в электронном формате.

Приняв решение о сдаче отчета в ФНС на бумаге, налогоплательщик может как лично посетить сотрудников налоговой, так и отправить заполненный отчет, воспользовавшись услугами почты.

Намного больше возможностей у граждан, передающих отчет в инспекцию через систему электронного документооборота. Сделать это можно двумя способами: через личный кабинет ФНС на сайте nalog.ru или с помощью портала «Госуслуги» www.gosuslugi.ru .

Для отправки налогового отчета через сайт ФНС, необходимо предварительно обратиться в инспекцию для получения логина и временного пароля. В связи с тем, что визита в налоговую все же не избежать, этот способ не является самым популярным среди плательщиков. Тем не менее, единожды зарегистрировавшись, лицо получит доступ ко всей информации о своих налоговых платежах.

Портал «Госуслуги» используется налогоплательщиками повсеместно не только для передачи инспекторам отчета 3-НДФЛ. Основным преимуществом является простой способ регистрации : для этого необходимо лишь внести сведения о некоторых документах. После этого у плательщика появляется возможность отслеживать всю информацию о себе, начиная от штрафов и заканчивая передачей деклараций по налогам.

Ответственность за непредставление

Непредставление декларации по налогам карается штрафом. Величина штрафа будет зависеть от того, имеется ли у плательщика НДФЛ обязательство перед государством по налогам.

Если отчет не был сдан, но перечислять в казну налог необходимости не возникло, сотрудники ФНС могут начислить штраф в пределах 1000 рублей . Однако такое бывает крайне редко.

Гораздо более строгое «наказание» ждет тех, кто все же должен перечислить в бюджет налог с полученного дохода. В этом случае плательщику грозит взыскание в размере от 5 до 20% от начисленной суммы налога.

Если, вовремя не предоставив декларацию, плательщик не перечислил в бюджет налог в сумме более 600000 рублей, данное действие попадает под статью прямого уклонения от уплаты налогов, и последствия от этого могут быть крайне печальными.

Ответственное и компетентное отношение к своей роли в качестве налогоплательщика позволит физическому лицу избежать значительного количества проблем, связанных с расчетом и перечислением налогов.

Особенности отражения кодов вычетов по НДФЛ в декларации представлены на данном видео.

Где взять код страны для 3-НДФЛ за 2016 год? Какое значение выбрать и что вообще означает данный реквизит? Ответы – в нашей консультации.

Где фигурирует

Такой реквизит, как «Код страны» в декларации 3-НДФЛ за 2016 год можно встретить дважды. На титульном листе:

Это говорит о том, что код страны в 3-НДФЛ входит в «обязательную программу» заполнения данного отчета, поскольку титульный лист оформляет каждый декларант.

А также Листе Б, где показывают доходы от заграничных источников:

О чем говорит

Несмотря на то что код страны в декларации 3-НДФЛ это, по сути, один и тот же реквизит, на самом первом листе этого отчета и Листе Б он обозначает совершенно разное.

Так, на самом первом листе он в декларации 3-НДФЛ – код страны налогоплательщика. То есть здесь физическое лицо–заявитель указывает числовой код государства, гражданство (подданство) которого имеет.

Напомним, что обязанность в определенных ситуациях подавать в налоговую инспекцию отчет по форме 3-НДФЛ установлена не только для российских граждан, а в отношении налоговых резидентов РФ в целом (иногда – и нерезидентов).

Налоговые резиденты – это физлица, которые фактически находятся в России не меньше 183 календарных дней в течение 12 месяцев подряд (п. 2 ст. 207 НК РФ).

В свою очередь, на Листе Б рассматриваемый реквизит говорит о государстве, от источника в котором российский налоговый резидент получил облагаемый доход. Здесь очевидно, что для декларации 3-НДФЛ код страны «Россия» в этом случае не подходит. Поскольку источников поступлений может быть несколько, свой код государства подбирают для каждого из них.

Чем руководствоваться

Согласно требованиям ФНС, код страны для налоговой декларации 3-НДФЛ берут из Общероссийского классификатора стран мира – ОКСМ. Он принят постановлением Госстандарта России от 14 декабря 2001 года № 529-ст. Последняя редакция – от 02 июня 2016 года.

Бывает, что у человека вообще нет юридической связи ни с одним государством. То есть ни гражданства, ни подданства. В этом случае по строке «Код страны» приводят то государство, которое выдало ему документ, удостоверяющий на территории России его личность. Поэтому на титульном листе ставить в этом поле прочерк недопустимо.