Рынок государственных ценных бумаг в россии.

Государственные ценные бумаги (ГЦБ) – инструмент (в виде бумаг) выпущенный государством. Чаще всего – это различные виды облигаций, которые выпускаются под государственное обеспечение, размещают на рынке для решения различных макроэкономических задач, к примеру, финансирование дефицита бюджета или стерилизации денежной массы. Эти бумаги являются долговыми ценными бумагами. По сути, это долговое обязательство эмитента перед приобретателем этого обязательства, которое эмитент обязуется погасить в срок и по полной мере, выплачивать по нему проценты, если они причитаются в соответствии с договором, а также выполнять прочие обязательства, которые оговорены в договоре, при покупке ценных бумаг.

Основная черта гос-облигаций - доходность, которая образуется вследствие годового дохода по ценной бумаге к ее рыночной цене.

Сейчас существуют ценные бумаги как - государственные долгосрочные обязательства , государственные краткосрочные обязательства (ГКО) , облигации государственного сберегательного займа , облигации федерального займа , краткосрочные обязательства , золотые сертификаты , облигации внутреннего валютного займа и.т.д.

Основным пониманием является то, что гос-облигации это финансовый инструмент с фиксированным доходом, при котором доходность обратно пропорциональна их рыночной цене.

Они могут выпускаться центральным органом , органом власти на месте, отдельного, относительно независимого, государственного учреждения, а так же организацией, которая пользуется государственной поддержкой . Поэтому некоторые ценные бумаги, которые были выпущены частными юридическими лицами, в определенной мере, могут иметь, статус государственных бумаг, если гарантируется по ним государственная доходность.

Цель выпуска ГЦБ

Эмиссию (выпуск) ГЦБ используют для решения следующих задач:

Существуют следующие разновидности ГЦБ, которые зависят от целей выпуска:

1.) Долговые ценные бумаги , нужны чтобы покрывать постоянный дефицит государственного бюджета. Эти бумаги, как правило, долгосрочные и среднесрочные.
2.) Ценные бумаги, которые покрывают временный дефицит бюджета (кассовый разрыв) . Он появляется в связи с тем, что, с одной стороны поступают неравномерно налоги, а с другой стороны, постоянные расходы государства. И по этой причине время от времени (в конце-начале квартала) проявляется временный дефицит бюджета, чтобы ликвидировать его выпускают краткосрочные ценные бумаги . Это могут быть финансовые векселя , сроком на 60 дней обращающиеся в Японии, и векселя управления наличностью со сроком 50 дней, которые выпускаются в США.
3.) Целевые облигации , выпускают, чтобы реализовать конкретные проекты. К примеру, Великобритания выпускала для формирования необходимых денежных ресурсов по национализации транспорта - транспортные облигации . Япония практикует выпуск строительных облигаций , которые формируют денежные средства для крупномасштабного строительства.
4.) Ценные бумаги для предприятий, которые покрывают долг перед государством. Например, в 1994-1996 годах такие бумаги были выпущены в Российской Федерации в виде казначейских обязательств . Данные казначейские обязательства, в условиях дефицита бюджета использовались государством как расчет за работу, которые выполняли по государственному заказу и затем профинансированные из федерального бюджета. Предприятия, получавшие казначейские обязательства вместо оплаты продавали их на вторичном рынке. Те, кто приобретал казначейские обязательства, имел возможность рассчитаться по своим долгам перед государством этими бумагами (уплатить налоги).

Государство использует ценные бумаги для развития, регулирования экономики и решает такие задачи как:


К государственным ценным бумагам и вообще к ценным бумагам, причастны денежные документы:


ГЦБ и определение их назначения

Итак, в основе мировой практики, к числу государственных ценных бумаг, можно отнести следующие ценные бумаги: государственные облигации , казначейские векселя , сберегательные сертификаты .

Во-первых , они используются государством для мобилизации сбережений граждан, временно свободных денежных (финансовых) средств институциональных инвесторов (пенсионных фондов, страховые компании и.т.д.), чтобы финансировать расход бюджета, превышающий его доход.

Во-вторых , при помощи ценных бумаг регулируется денежное обращение.

В США, например, эмиссию наличных денег осуществляет центральный банк - Федеральная резервная система (ФРС) под приемлемое обеспечение, в основном государственными облигациями. После того как ГЦБ были размещены на первичном рынке, их обращение переходит на вторичный рынок. Если это необходимо, то ФРС скупает их у коммерческих банков. Результатом такой операции становиться увеличение резервов коммерческих банков в ФРС. И за счет этого у коммерческих банков появляется возможность выдавать значительные суммы кредитов предпринимателям. Таким образом, изменяя учетные ставки по кредитам и скупки ценных бумаг и суммы выпуска, ФРС регулирует обращение денежных средств.

Виды государственных ценных бумаг

В России в силу различных этапов развития рынка выпускали следующие виды ГЦБ:


США выпускает следующие ГЦБ:

Как пример ГЦБ СССР:


Рынок государственных ценных бумаг

Рынок государственных ценных бумаг, входящий в состав фондо­вого рынка позволяет решать следующие задачи:

Заимствование временно свободных денежных средств юриди­ческих и физических лиц в целях финансирования бюджетного де­фицита или рефинансирования ранее образовавшихся долговых обя­зательств;

Обеспечение денежно-кредитной политики ЦБ РФ;

Регулирование ликвидности коммерческих банков и финансо­вых институтов.

Выпущенные государством ценные бумаги можно классифици­ровать по ряду признаков:

1) по субъектам заемных отношений - займы, размещаемые цен­тральными и территориальными органами управления;

2) по месту размещения - внутренние и внешние государствен­ные займы;

3) по обращению на рынке - рыночные и нерыночные государствен­ные займы. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. Не­рыночные не могут свободно менять своих владельцев. Они не подле­жат обращению на рынке ценных бумаг и выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интере­сам которых и отвечают. Так, нерыночные государственные облига­ции выпускаются на Западе для мобилизации средств негосударствен­ных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов;

4) по сроку привлечения средств - краткосрочные (со сроком пога­шения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (от 5 лет и выше) государственные займы. Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выпускаются вексе­ля. Центральное правительство выпускает казначейские векселя, местные органы власти - муниципальные. В Италии казначейские векселя выпускаются сроком на 3, 6, 12 месяцев; в Японии - на 60 дней; в Великобритании - на 91 день. В Германии казначейские векселя выпускаются сроком до двух лет.


184__________ II. Централизова нные государствен ные и территориальные финансы

В ряде стран для привлечения средств на более длительный период используются казначейские ноты, которые получили меньшее распро­странение, чем векселя. В Италии они выпускаются со сроком погаше­ния в 2-3 года, в США - от 1 до 10 лет. Привлечение средств на более длительный период обычно осуществляется с помощью облигаций;

5) по обеспеченности долговых обязательств - закладные и без­закладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным зало­гом, например определенным имуществом. Такие облигации наибо­лее часто выпускаются местными органами власти. Беззакладные не обеспечиваются ничем определенным. В качестве обеспечения служит все имущество государства или данного муниципалитета. Централь­ные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации;

6) по характеру выплачиваемого дохода - долговые обязательства выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выиг­рышным облигациям осуществляется на основе лотереи. Эти облига­ции не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю случая. Те же, кто хочет получить выигрыш, предпочитают покупать лотерейные билеты. Глав­ный вид облигаций - процентные, доход по которым выплачивается 1, 2 или 4 раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдают предпочтение таким долговым обязательствам.

Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют ку­понов; они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по но­миналу. Кроме краткосрочных, и некоторые долгосрочные долговые обязательства не имеют купонов. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные облигации, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном;

7) по методу определения дохода - долговые обязательства с твердым или с плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам становится причиной роста расходов го­сударства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышения процента;

8) по обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, - заемные обязательства с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

Эмитентом ценных бумаг РФ выступает федеральный орган ис­полнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функ­циям которого решением Правительства РФ отнесено составление и (или) исполнение федерального бюджета.

Обязательства РФ, субъекта РФ, возникшие в результате эмиссии ценных бумаг и составляющие внутренний долг, должны быть выра-


7, Государственный и муниципальный кредит_____________________ 185

жены в валюте РФ и подлежат оплате в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут быть указаны в Генеральных условиях эмиссии и обращения государ­ственных ценных бумаг, а также в реквизитах сертификатов в каче­стве соответствующей оговорки, на основании которой определяется размер платежа по данным государственным ценным бумагам.

Обязательства РФ и субъекта РФ, возникшие в результате эмис­сии государственных ценных бумаг и составляющие внешний долг РФ и субъекта РФ, должны быть выражены в иностранной валюте и подлежат оплате в иностранной валюте. Условные денежные едини­цы и драгоценные металлы могут использоваться в качестве соответ­ствующей оговорки.

Согласно ст. 98 Бюджетного кодекса изменение условий выпу­щенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, ^рока обращения, не до­пускается.

Рынок федеральных ценных бумаг. Отказ от использования средств ЦБ для финансирования дефицита федерального бюджета РФ и ори­ентация на финансовый рынок означали развитие рынка государ­ственных ценных бумаг. В то же время неуклонный рост дефицита бюджета, необходимость погашения ранее выпущенных займов за счет новых выпусков (рефинансирование долга) привели к быстрому наращиванию этого сегмента рынка ценных бумаг.

Наибольший удельный вес в финансировании бюджетного де­фицита занимали государственные краткосрочные бескупонные обли­гации (ГКО) и облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ). Задолженность РФ по выпущенным ГКО-ОФЗ на 1 июня 1998 г. составила 435,3 млрд руб.

Впервые ГКО были выпущены в 1993 г., став краткосрочным за­емным инструментом. Первоначально они выпускались на три ме­сяца, позднее стали выпускаться на шесть и двенадцать месяцев.



Реализация ГКО осуществляется со скидкой с номинала. В це­лях упрощения расчетов цена устанавливается в процентах к номи­налу. Погашение проводится ЦБ РФ по номиналу. Таким образом, доход инвестора складывается за счет разницы между ценой реали­зации (или ценой погашения) и ценой покупки.

В 1995 г. рынок государственных ценных бумаг пополнился еще двумя - ОФЗ и облигациями государственного сберегательного займа (ОГСЗ). Для активного привлечения средств населения ОГСЗ были выпущены в документарной форме на предъявителя и предоставля­ли их владельцам право получения дохода сначала раз в четыре ме­сяца, а затем - раз в шесть месяцев. Сначала ОФЗ и ОГСЗ выпуска-


286 II. Централизованные государственные и территориальные финансы

Лись сроком на год, а позднее - на два года. Несколько позднее, в июле 1996 г., появились ОФЗ с постоянным купоном.

В середине 90-х годов на фондовом рынке РФ возникла парадок­сальная ситуация: расцениваемые инвесторами как самые надежные, государственные бумаги были одновременно и самыми доходными, а следовательно, и самыми популярными. Как следствие, основная масса средств инвесторов, вовлеченная в операции с ценными бума­гами, шла не в производство, а на финансирование федеральных расходов и обслуживание внутреннего государственного долга. Тем самым государственный кредит начал оказывать негативное воздей­ствие на экономическое развитие страны.

В условиях исчерпания внутренних ресурсов для финансирова­ния новых выпусков ГКО и ОФЗ решено было привлечь к операци­ям с ними иностранных инвесторов. Последние, привлеченные вы­сокой доходностью государственных ценных бумаг, стали активно наращивать свои вложения в них.

Затяжной кризис на финансовых рынках, в который Россия вошла с ноября 1997 г., резко осложнил ситуацию. Иностранные инвесто­ры стали отзывать свои ресурсы сначала с рынка корпоративных ценных бумаг, а потом и с рынка государственных ценных бумаг. Для привлечения инвесторов пришлось резко увеличить доходность ценных бумаг. В результате показатель бюджетной эффективности рынка ГКО-ОФЗ в ноябре 1996 и 1997 гг. снизился соответственно с 37,3 до 8,9%, т.е. в четыре с лишним раза. В ноябре 1997 г. на пога­шение основной части долга и выплату купонного дохода было зат­рачено 98,5% всех поступлений, а в декабре пришлось брать деньги из бюджета (0,6 трлн руб). По итогам 1997 г. статья федерального бюджета «обслуживание государственного долга» была перевыпол­нена на 60%. Из страны вывезено 5 млрд долл. в результате массовой распродажи нерезидентами государственных ценных бумаг.

В августе 1998 г. Правительство РФ впервые не смогло рассчитаться по своим долговым обязательствам. Было принято решение о проведе­нии новации: ГКО и ОФЗ со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпушенные в обращение до 17 августа 1998 г. обменивались на но­вых выпусков государственные ценные бумаги со сроком погашения 3 года, 4 года и 5 лет; 10% выдавалось в виде денежных средств.

Решение Правительства РФ стало критическим для рынка госу­дарственных ценных бумаг и его участников. Банки, сосредоточив­шие у себя значительные суммы ГКО и ОФЗ, понесли колоссальные убытки. Объемы операций на рынке резко сократились.

Новый этап развития рынка государственных ценных бумаг начал­ся в 2000 г., когда определенная стабилизация финансов государства


7. Государственный и муниципальный кредит 187

Позволила вновь поднять вопрос о доверии инвесторов. Учитывая, что к началу 2000 г. рынок государственных ценных бумаг стабилизировал­ся, Правительством РФ было принято решение о возобновлении вы­пусков ГКО (после прекращения выпусков в августе 1998 г.). Первый выпуск после августа 1998 г. был осуществлен 23 февраля 2000 г. с по­гашением 31 мая. После этого ГКО выпускались неоднократно.

К началу августа 2000 г. объем ГКО и ОФЗ, фактически обраща­ющихся на рынке, составил 256 млрд руб. (на 1 января 2000 г. он равнялся 267 млрд руб.).

Первый выпуск ОГСЗ после августовского кризиса 1998 г. состо­ялся в июле 2000 г. Облигации были выпущены на 1 год с 20.07.00 по 19.07.01 с номинальной стоимостью 500 руб. с двумя купонами. Од­нако в отличие от ГКО и ОФЗ первые выпуски ОГСЗ не пользова­лись спросом и эти ценные бумаги не получили распространения.

Первый после августа 1998 г. аукцион по размещению средне­срочных облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК) с погашением в июне 2004 г. был проведен Мин­фином в июне 2001 г. После этого последовали регулярные выпуски.

Для укрепления нормативной базы рынка государственных цен­ных бумаг и его развития был дополнительно подготовлен ряд нор­мативных актов. Приказом Минфина от 24 ноября 2000 г. № ЮЗн, зарегистрированном в Минюсте 27 декабря 2000 г., № 2510, были утверждены условия эмиссии и обращения государственных кратко­срочных бескупонных облигаций.

Приказом Минфина РФ от 22 декабря 2000 г. № 112н, зарегист­рированном в Минюсте 28 декабря 2000 г., № 2514, были утвержде­ны условия эмиссии и обращения облигаций федерального займа с переменным купонным доходом, которые гласят, что ОФЗ являются именными купонными среднесрочными (от 1 до 5 лет) и долгосроч­ными (от 5 до 30 лет) государственными ценными бумагами.

Для привлечения средств страховых организаций, НПФ, инвести­ционных фондов, управляющих компаний ПИФ постановление Пра­вительства от 6 ноября 2001 г. № 771 утвердило «Генеральные условия эмиссии государственных сберегательных облигаций». ГСО - имен­ные ценные бумаги. Они выпускаются в документарной форме и подлежат обязательному централизованному хранению. Владелец ГСО может получать доход и предъявлять облигации к погашению, но на вторичном рынке они не обращаются, их залог не допускается. Аген­том Минфина является кредитная организация, заключившая согла­шение с Минфином и выбранная на основе открытого конкурса.

Приказ Минфина, зарегистрированный Минюстом 12 ноября 001 г., № 3024, утвердил «Условия эмиссии и обращения облигаций


188__________ II. Централизованные государственные и территориальные финансы

федерального займа с постоянным купонным доходом». Это имен­ные купонные ценные бумаги, среднесрочные (от 1 до 5 лет) и дол­госрочные (от 5 до 30 лет) номиналом 1 тыс. руб. Владелец может получать доход и предъявлять облигации к погашению. На вторич­ном рынке не обращаются, залог не допускается. Агент - кредитная организация, заключившая соглашение с Минфином, выбирается на основе открытого конкурса.

Приказом Минфина РФ от 27 апреля 2002 г. № 37н (зарегистри­рован в Минюсте 13 мая 2002 г., № 3427) утверждены условия эмис­сии и обращения облигаций федерального займа с амортизацией долга. Облигации - именные купонные, среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет) - предоставляют их владельцам право на: 1) получение номинальной стоимости, погашение номинальной стоимости осуществляется частями в даты, установленные решени­ем об эмиссии отдельного выпуска облигаций; 2) получение дохода в виде процента, начисляемого на непогашенную часть номиналь­ной стоимости. Номинальная стоимость облигаций - 1 тыс. руб.

Погашение номинальной стоимости частями (амортизация дол­га) осуществляется в даты, установленные решением об эмиссии от­дельного выпуска облигаций.

Первый аукцион по размещению амортизационных облигаций состоялся в конце мая 2002 г. Были размещены облигации со сред­ней доходностью 17,41% на сумму 10 млрд руб. с датой погашения 15 ноября 2006 г. По мнению Минфина, прошедшее размещение говорит о высоком потенциале рынка амортизационных бумаг и о возросшем интересе участников рынка госдолга к облигациям с боль­шим сроком обращения, что свидетельствует о том, что на рынок пришли инвесторы, обладающие «длинными» деньгами.

Свидетельством улучшения ситуации на российском рынке госу­дарственных ценных бумаг является и решение международного агент­ства Standard & Poor"s, повысившего рейтинг российских долгосроч­ных облигаций, номинированных в национальной валюте, с ССС+ до уровня В-. В июне 2001 г. это же агентство увеличило рейтинг до В. До этого же уровня поднялся рейтинг Москвы и Санкт-Петербурга.

По прогнозам Минфина, объем рынка государственных ценных бу­маг вырастет с 217 млрд руб. в начале 2003 г. до 300 млрд руб. в конце. При этом будут выпущены гособлигации на 250 млрд руб. по номиналу. В их числе новые бумага - десятилетние государственные сберегатель­ные облигации на сумму 10 млрд руб. Кроме того, будет переоформле­на задолженность Центральному банку России на сумму 300 млрд руб.

Кроме указанных выше сумм, Минфин предполагает также вы­пустить ОФЗ на сумму 25 млрд руб. для инвестирования средств Пен­сионного фонда.


7. Государственный и муниципальный кредит______________________________ 189

Профицит федерального бюджета РФ негативно повлиял на ры­нок государственных ценных бумаг. Он обусловил низкий объем эмиссии, что привело к снижению объема рынка, ликвидности госу­дарственных ценных бумаг, а также их доходности. По этим причи­нам рынок остается малопривлекательным для инвесторов, основ­ными игроками на нем остаются Сбербанк и Пенсионный фонд РФ.

Рынок субфедеральных ценных бумаг. Облигационные займы для многих региональных администраций в РФ давно стали нормой. В числе прочих долгов обязательства по облигациям составляли около 18% у субъектов РФ (на начало 2000 г.) и около 2% у муниципальных обра­зований. Несмотря на августовский кризис 1998 г., а скорее именно по этой причине, территории продолжали выпускать ценные бума­ги. Со второй половины 1999 г. наиболее массовой стала регистра­ция новых проспектов эмиссии для переоформления задолженности по ранее выпущенным облигациям, причем некоторые эмитенты де­лают это многократно. Например администрация Оренбургской об­ласти провела пятикратную реструктуризацию своих краткосроч­ных облигаций. Не раз обращалась к подобной практике и Новоси­бирская область. Долг ее перед кредиторами на начало 2000 г. соста­вил почти 50% доходной части бюджета.

Субъекты Федерации в основном выпускали средне- и кратко­срочные ценные бумаги. Заемные инструменты делились следующим образом: по типу ГКО - 58,9%; инвестиционные облигации - 12,9%; жилищные облигации - 10,5%; многоцелевые облигации - 10,1%; казначейские обязательства - 1,6%; казначейские сертификаты - 1,3%; телефонные облигации - 0,2%; прочие обязательства - 4,5%.

Не у всех субъектов, вступивших на путь региональных заимство­ваний, все проходило гладко. За исключением займов Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Нижегородской областей, неудачи боль­шинства эмитентов заключались в том, что им не удавалось размес­тить выпуски целиком, что, во-первых, снижало ожидаемый объем бюджетных поступлений, а во-вторых, не позволило реализовать про­граммы, под которые и осуществлялись заимствования. Наконец, многие столкнулись с трудностью своевременного погашения долго­вых обязательств, что дестабилизировало финансовый рынок.

Среди общих причин неудач субфедеральных займов можно вы­делить следующие:

Отсутствие мониторинга емкости регионального рынка;

Недостаточно профессиональное размещение и непроработан­ность андеррайтинга;

Давление со стороны более конкурентоспособных ГКО;

Региональная замкнутость при размещении займов и отсут­ствие выхода на сопредельные территории;


190 II. Централизованные государственные и территориальные финансы

Параллельное использование нескольких инструментов заимство­вания (облигаций и векселей), рассеивающих активность инвесторов.

В целях установления контроля за ценными бумагами субъектов РФ было принято постановление Правительства от 30 сентября 2000 г. № 754 «О государственной регистрации нормативных правовых ак­тов, содержащих условия эмиссии ценных бумаг субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг, и об отчетах о проведенной эмис­сии». Необходимость в таком постановлении назрела давно. Практи­ка регистрации в Минфине проспектов эмиссии региональных цен­ньгх бумаг возникла еще в 1994 г. Но ее формально-разрешительный характер и отсутствие требования представлять отчеты о результатах размещения бумаг как раз и привели к тому, что контроль над этим процессом со стороны федерального центра оказался утерянным. Сказалось и то, что бюджетный процесс в регионах часто носил фор­мальный характер. Законы о бюджете в регионах не содержали ста­тей о лимитах на внутренние и внешние заимствования, сама задол­женность порой вообще нигде не отражалась. Отчеты о результатах размещения ценных бумаг в Минфин не представлялись. В резуль­тате проконтролировать объем долгов того или иного региона не мог­ли ни сами руководители субъекта РФ, ни федеральная власть.

Теперь для регистрации всех ценных бумаг субъектов РФ и му­ниципалитетов требуется представить в Минфин РФ: заявление, ус­ловия выпуска ценных бумаг, копию закона субъекта или решения органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, данные о величине и структуре долга субъекта (муниципалитета); выполнение эмитентом ограничений, установленных бюджетным за­конодательством по величине долга и дефицита бюджета; наличие просроченной задолженности.

Во исполнение этого постановления был издан приказ Минфина от 6 апреля 2001 г. № ЗОн (зарегистрирован Минюстом 21 мая 2001 г., № 2718), который утвердил стандарты раскрытия информации о ценных бумагах субъектов РФ или муниципальных ценных бумагах, содержа­щейся в решении о выпуске ценных бумаг субъектов РФ или муници­пальных ценных бумаг и в отчете об итогах эмиссии этих ценных бумаг.

Государственные ценные бумаги возникли с развитием экономических функций государства, для реализации которых была создана система государственных финансов, в которую включена бюджетная подсистема. Бюджет современного государства, как правило, характеризуется превышением расходов над доходами, т.е. он дефицитен. Дефицит государственного бюджета не следует рассматривать как всецело негативное явление, а в связи с особенностями развития страны на конкретном историческом этапе. Дефицит негативен, если он - следствие войн, милитаризации экономики, снижения уровня производства. Если же дефицит отражает активное участие государства в экономическом росте страны, и его преодоление встречает меньше трудностей.

Дефицит государственного бюджета может быть покрыт за счет кредитов Центрального банка РФ. Если получение кредита невозможно или он недостаточен, прибегают к эмиссии денежных знаков или к выпуску долговых обязательств. В последнее десятилетие их выпуск имеет тенденцию к возрастанию и образованию государственного долга во всех странах. В 2002 году впервые в истории рынка государственных ценных бумаг России были размещены бумаги со сроком обращения 6 лет, причем их доходность снизилась по среднесрочным финансовым инструментам до 13-13.5%, а по долгосрочным - примерно до 14%. Увеличение длины и снижение доходности ценных бумаг позволило достичь экономии процентных расходов в сумме 18.4 млрд. руб. и направить сэкономленные средства на финансирование неотложных расходов бюджета.

Государственная ценная бумага - ценная бумага, эмитированная с целью покрытия бюджетного дефицита от имени правительства или местных органов власти, но обязательно гарантированная правительством. Различают: - рыночные государственные бумаги: ноты, боны, казначейские векселя и др.; и - нерыночные ценные бумаги: сберегательные боны, сертификаты.

Выпуску государственных ценных бумаг в России предшествовало создание нормативной базы, состоящей из постановлений правительства, указов президента, приказами Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ. Особое место среди нормативных документов занимает Федеральный закон “О рынке ценных бумаг”, принятый в 1996 году.

Среди государственных ценных бумаг РФ следует выделить следующие:

  • · государственные краткосрочные облигации (ГКО)
  • · казначейские обязательства (КО)
  • · облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ)
  • · облигации федерального займа (ОФЗ)
  • · государственный сберегательный займ (ГЗС)
  • · облигация федерального займа с постоянным доходом (ОФЗ-ПД)
  • · муниципальные ценные бумаги.

По таким характеристикам, как объем в обращении, емкость рынка, ликвидность и динамичность развития, а также доля в финансировании дефицита федерального бюджета ведущее место среди государственных ценных бумаг занимают ГКО и ОФЗ.

Государственная краткосрочная облигация (ГКО) в РФ - именная ценная бумага, периодически эмитируемая Министерством финансов РФ с гарантией погашения в срок Центральным банком. Погашение ГКО производится перечислением номинальной стоимости ГКО на расчетный счет владельца, а доход образуется как разница между ценой погашения (номиналом) и ценой покупки.

Главная задача ГКО - финансирование дефицита государственного бюджета по минимально возможной цене. Эмитент - Минфин РФ. Банк России ответственен за размещение, обслуживание и погашение облигаций.

Облигации федерального займа (ОФЗ). Многие свойства, общие для ГКО и ОФЗ, несмотря на некоторые различия в эмиссионных характеристиках, позволяют говорить о существовании единого рынка ГКО-ОФЗ. Среди таких общих свойств можно отметить следующие:

  • · технология размещения,
  • · вторичного обращения и погашения через систему организованного рынка ценных бумаг (ОРЦБ);
  • · круг участников рынка, в первую очередь - общий институт дилеров,
  • · схожие инвестиционные качества.

Эмитентом ГКО и ОФЗ выступает Министерство финансов России, которое принимает решение об осуществлении отдельных выпусков ГКО и ОФЗ и определяет их параметры.

  • · номинальная стоимость облигации - 1000000 рублей;
  • · срок обращения 3 месяца, 6 месяцев и 1 год (в настоящее время годовые облигации не эмитируются);
  • · облигации бескупонные, т.е. доходом по ним является разница между ценой покупки и погашения;
  • · эмиссия облигаций осуществляется в форме отдельных выпусков (траншей);
  • · владельцами облигаций могут быть как юридические, так и физические лица, в том числе и нерезиденты;
  • · облигации именные: форма выпуска - безбумажная.

Генеральный агент эмитента - Центральный банк России - выполняет функции платежного агента Минфина, проводит размещение, обслуживание и гарантирует своевременное погашение облигаций, Облигации выпускаются с обязательным централизованным хранением, выпуски этих ценных бумаг оформляются глобальными сертификатами, которые хранятся в Минфине и Банке России. Вследствие того, что ключевые характеристики для этих рынков общие, на протяжении 1996 года происходило параллельное развитие нормативной базы и инфраструктуры рынков ОФЗ и ГКО. Первичное размещение ведется по принципу американского аукциона. Претенденты подают два типа заявок: конкурентные и неконкурентные. Стоимость бумаг, приобретаемых по неконкурентным заявкам, равна средневзвешенной цене удовлетворенных конкурентных заявок. Конкурентные заявки подаются участниками торгов с указанием цены, по которой они готовы приобрести облигации. После регистрации по уровню предложения цены, начиная с максимальной, заявки участвуют в безличном конкурсе, где определяется цена отсечения (если объем облигаций меньше спроса). Заявки, преодолевшие линию отсечения, удовлетворяются по цене, указанной в заявке. Расчеты производятся в день аукциона. Ликвидность ГКО обеспечивается наличием постоянно функционирующей торговой системы в рамках Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) и технологичным регламентом.

В сентябре 1995г. на российском финансовом рынке появились облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), выпуск которых был осуществлен в соответствии с указом Президента РФ. Принципиальных отличий ОГСЗ от ценных бумаг типа ГКО-ОФЗ было три:

  • · документарный (бумажный) выпуск;
  • · относительно низкий номинал (100 тыс. и 500 тыс. рублей);
  • · предъявительский характер этих ценных бумаг.

В соответствии с условиями выпусков отдельных серий ОГСЗ процентный доход по купону приравнивается к последней официально объявленной купонной ставке по облигациям федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) за аналогичный по продолжительности купонный период. Колебательное состояние рынка и повышенный спрос на облигации со стороны населения потребовали от операторов, особенно в первое время, дополнительных усилий по работе с частными лицами, что увеличило расходы на обслуживание. В результате со временем проявилась структура рынка, произошло его деление на крупных операторов и на финансовые учреждения, для которых ОГСЗ являются частью инвестиционного портфеля.

Важным событием на рынке ГКО-ОФЗ стало начало продажи с 24 февраля 1997 года на вторичном рынке облигаций федерального займа с постоянным доходом (ОФЗ-ПД). Параметры выпуска и обращения (утверждены письмом Министерства финансов от 28.06.96 года #60):

  • · эмитент - Министерство финансов;
  • · облигации именные, купонные, среднесрочные;
  • · номинал 1000000 руб.;
  • · эмиссия осуществляется в форме отдельных выпусков в сроки, устанавливаемые эмитентом;
  • · для каждого выпуска устанавливается свой размер купонного дохода, дата погашения, дата выплаты купонного дохода для нерезидентов;
  • · указанные условия фиксируются в Глобальном сертификате;
  • · величина купонного дохода постоянная.

Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ).

Облигации внутреннего валютного займа появились в результате банкротства Внешэкономбанка СССР. Задолженность ВЭБ покрывается облигациями со сроком погашения от 1 до 15 лет. Эмитент облигаций - Министерство финансов РФ.

ОФЗ выпускаются в соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федеральных займов, утвержденными постановлением Правительства РФ №458. ОФЗ являются именными ценными бумагами и предоставляют владельцу право на получение номинальной стоимости облигации и купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости. ОФЗ тесно привязаны к ГКО: купонный доход по ОФЗ определяется на основе доходности ГКО.

Казначейское обязательство (КО) - государственная ценная бумага, удостоверяющая внесение ее держателем денежных средств в бюджет и дающая право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения казначейским обязательством. Обращение казначейских обязательств осуществляется в соответствии с глобальным сертификатом, в котором фиксируется определенное количество передаточных надписей, после осуществления которых возможна купля-продажа казначейских обязательств. В глобальном сертификате указано, за какие виды платежей может быть принято казначейское обязательство.

Возникновение КО связано с ростом задолженности государства предприятиям различных отраслей хозяйства и форм собственности. Правительство РФ поставило целью переоформить 10% таких долгов в особые долговые бумаги, которыми и стали КО, выпуск которых начался в сентябре 1994 года.

Муниципальные ценные бумаги - способ привлечения финансовых ресурсов местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг. Форма их выпуска:

  • · в виде выпуска муниципальных ценных бумаг в виде облигаций или реже в виде векселей
  • · в виде ссуды по бюджетной линии (бюджетные ссуды вышестоящих бюджетов или коммерческих банков)

Понятие и виды государственных ценных бумаг

Определение 1

Государственные ценные бумаги – это документы, по которым государство получает инвестирование от юридических и физических лиц. В свою очередь, юридические и физические лица, приобретая государственные ценные бумаги, ожидают получить по ним прибыль в будущем.

Осуществляя выпуск и размещение ценных бумаг, государство обеспечивает приток свободных денежных средств субъектов хозяйствования и населения для их перераспределения между различными секторами экономики.

Более конкретными задачами выпуска государственных ценных бумаг на рынок являются:

  • Для возможности покрытия дефицита бюджета страны;
  • Для возможности покрытия кассового разрыва в бюджете страны;
  • Для привлечения денежных средств, направляемых на осуществление различных проектов государственного значения;
  • Для погашения задолженностей по другим, ранее выпущенным ценным бумагам.

Государственные ценные бумаги могут быть различных видов. Так, среди них выделяют следующие:

  1. Долговые ценные бумаги. Назначение таких бумаг состоит в покрытии постоянного дефицита бюджета страны. Такие ценные бумаги по срокам погашения разделяются на средне- и долгосрочные.
  2. Ценные бумаги для покрытия кассовых разрывов. В процессе поступлений платежей по налогам в бюджет – такие поступления являются не равномерными, что затрудняет исполнять бюджет государства по поставленным целям и задачам. Данные ценные бумаги позволяют нивелировать воздействие кассовых разрывов и своевременно осуществлять программы по бюджету на текущий год. Такие ценные бумаги по срокам погашения, как правило – краткосрочные.
  3. Целевые облигации. Данный вид ценных бумаг предназначен для привлечения средств на конкретные проекты. В разных странах, есть свой набор таких облигаций, которые различаются по отраслевому признаку: транспортные, строительные и т.д.
  4. Ценные бумаги для покрытия долгов предприятий перед государством. Выпуск таких бумаг обеспечивает возврат задолженности предприятий перед государством (например, задолженность по уплате налогов).

Особенности размещения государственных ценных бумаг

Если рассматривать ценные бумаги как объект финансовых вложений, то государственные ценные бумаги обладают таким особенным качеством, как надежность.

Приобретение ценных бумаг, выпускаемых коммерческим сектором, подвергается большему риску, так как финансовая устойчивость и платежеспособность коммерческих предприятий зависит от большого количества различных факторов, как внутренних, так и внешних. В то же время, ликвидность государственных ценных бумаг зависит от глобальных факторов экономического и политического характера.

Так, основными преимуществами при приобретении государственных ценных бумаг можно считать следующие:

  • Минимизация рисков при осуществлении финансовых вложений. Риски заключаются как в потере капитала, так и в потере процентного дохода по таким бумагам.
  • Льготное налогообложение. При приобретении таких бумах их держатель попадает под режим льготного налогообложения.
  • Способы размещения государственных ценных бумаг – различны. Так, они размещаются на аукционах, открытых и закрытых торгах и т.д.

Замечание 1

Для любого государства крайне важно задействовать максимальное количество денежных средств в обращение, что способствует развитию экономики отдельных отраслей и страны в целом и финансовому обогащению населения. Для этого, необходимо создавать оптимальные условия для инвестирования в государственные ценные бумаги: создавать благоприятную законодательную базу, обеспечивать методы стимулирования, путем предоставления различных льгот и т.д.

На современном этапе в данной схеме произошли значительные изменения: фондовые посредники и организации обслуживающие рынок, объединились в группу профессиональных участников рынка ценных бумаг. На сегодняшний день в научной литературе выделяют следующих участников рынка ценных бумаг: 1) Эмитенты. Эмитент - юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.

2) Инвесторы - это лица, которым ценные бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве.

В настоящий момент на рынке ГЦБ проводят операции за свой счет или за счет клиентов более 280 организаций - дилеров. В целях повышения информационной прозрачности рынка государственных ценных бумаг по согласованию с Банком России ММВБ как торговая система на рынке государственных ценных бумаг начиная с июня 2001 г. ежемесячно пуб­ликует на своем официальном интернет-представительствесписок дилеров - наиболее активных участников рынка государственных ценных бумаг. Включение дилеров в рейтинг производится при условии предоставления ими в ЗАО ММВБ письменного согласия на публикацию в списке ведущих операторов.

Таким образом, именно государственные ценные бумаги могут стать основой для формирования развитого отечественного фондового рынка в случае их размещения на условиях, что определяются рыночной конъюнктурой.

Общая хозяйственная и политическая нестабильность обязательно будет причиной значительного колебания курса государственных ценных бумаг. Это сделает их одним из наиболее востребованных товаров на фондовой биржи /3/.

1.2 Этапы становления рынка ценных бумаг в России

Можно выделить следующие этапы становления рынка ценных бумаг: Первый этап - рынок ценных бумаг в экономике дореволюционной России; второй этап – рынок ценных бумаг в планово-распределительной экономике; третий этап – рынок ценных бумаг в постсоветской экономике.

На первом этапе исследования Россия была преимущественно аграрной страной, где преобладали в основном натуральные отношения. В этот период предпринимательская деятельность была почти не развита, и капитал, не находя себе применения, скапливался в банках. По сути, правительством производились принудительные изъятия вкладов населения. В данной ситуации государство решало сразу две задачи: сохраняло денежные средства населения и приобретало долгосрочные ресурсы в своё пользование. В связи с этим вклады становились одним из главных источников государственного кредита. Такие заимствования казначейства из сберегательных касс на покрытие дефицита бюджета носили системный характер. Возрастание суммы заимствования было обусловлено военными расходами и началом строительства первых железных дорого. В этот период денежная масса выросла почти вдвое, в связи с этим поступления в казенные банки превысили выдачи ссуд.

В результате указанных причин появилась новая форма государственного кредита, которая заключалась в том, что государственные власти прибегали к постоянным заимствованиям кредитных ресурсов из казенных банков и сберегательных касс.

Все эти изменения привели к тому, что произошел постепенный отход государства от финансового безвозмездного изъятия средств к возвратному. Первый выпуск выигрышных займов был не совсем удачным, так как население в силу своей инертности не приняло сразу этого новшества, на это так же повлияла отрицательная репутация прежних государственных займов, которые по своей сути и на деле становились безвозвратными. Последующие займы стали пользоваться у населения большей популярностью /4/.

Распространение облигаций производилось банками, которые покупали их у правительства, а затем продавали населению через сберкассы. Сберегательные кассы на данном этапе играли не только сохранную роль. Но рассматривались в качестве одного из элементов регулирования денежной массы в обращении. Долговые обязательства государства продавались на бирже. По мере расширения деятельности сберегательных касс рос фонд приобретаемых ими обязательств государства. Ими приобретались ценные бумаги, пользующиеся наибольшем спросом такие как: железнодорожные облигации, закладные листы, цена которых на бирже была намного ниже, чем на государственную ренту. Кассы, приобретая ценные бумаги, сохраняли высокие ценны на ценные долгосрочные государственные облигации. Без непосредственного участия сберегательных касс, правительство не смогло бы реализовать такое большое количество займов. На рынок государственных ценных бумаг вышли коммерческие банки. Сберегательные кассы проводили операции по покупке, продаже, хранению долговых обязательств, по поручению вкладчиков привлекая, таким образом, дополнительные средства в казну, при этом не имели возможности осуществлять обратной покупки ценных бумаг от населения. В случае нужды вкладчики обращались в другие кредитные учреждения, для того чтобы продать ценные бумаги или получить ссуду под них. Лишь после 1860 года банкам было разрешено проводить выдачу ссуд под ценные бумаги и осуществлять их переоценку. На тот период доля частных обязательств учитываемых в банках, хотя и возросла, но все равно большую часть составляли ценные государственные бумаги. Это объяснялось тем, что вложения в акции частных предприятий, которые обещали очень хорошие проценты, были не так надежны, как государственные облигации. В дальнейшем это подтвердилось разорением большинства обществ. Поэтому население сохраняло приверженность государственным ценным бумагам.

Создание акционерных обществ было связано со строительством железных дорог. Строительство железных дорог было предоставлено акционерным компаниям. Правительство же стало выступать гарантом частных акционерных компаний.

Кроме осуществления внешних заимствований, российское правительство использовало новые виды долговых обязательств, обращающихся на внутреннем рынке и относящихся к долгосрочным рыночным инструментам. Это были рентные займы.

Применение рентных заимствований было связано с укреплением доверия граждан к государству как главному плательщику процентов. В рентных займах оптимально соблюдено равновесие интересов заемщика – государства и кредиторов – владельцев свободного капитала. В отличии от срочных облигационных займов, которые необходимо было погасить в определенные сроки, владельцам рентных обязательств ежегодно выплачивались лишь проценты. Возврата основной суммы долга как таковой не производилось. Это давало государству возможность использовать высвободившиеся средства на другие нужды. Держатель ренты имел возможность продать долговые обязательства на бирже с целью возврата своего капитала. Кроме того, впервые было осуществлено раздельное обращение ценной основной бумаги и купонов. Пользуясь положительной тенденцией развития экономики страны, правительство стало проводить конверсию обременительных долгов, заменяя краткосрочные обязательства на долгосрочные /5/.

Так же данный этап характеризуется кризисами, которые в основном были связаны с военными действиями. Бюджет опять стал дефицитным. В этот период долгосрочные ценные бумаги не были востребованы, так как экономическая ситуация оставалась нестабильной, поэтому государство использовало краткосрочные долговые обязательства, выпуск которых осуществлялся каждый год. Правительство прибегало к эмиссии, но уже посредством Госбанка. Госбанк покупал государственные облигации и под их обеспечение выпускал кредитные билеты. Широко применялись займы как внутренние, так и внешние.

В период 1904-1908 годах наибольшая часть выпущенных ценных бумаг приходилось на займы государства. Это объясняется огромными расходами, связанными с Русско-японской войной.

В результате проведенного анализа было выявлено, что российское правительство в период построения капитализма постепенно перешло от финансовых, безвозмездных методов изъятия: эмиссии денежных знаков, изъятия вкладов из казенных банков – к кредитным: посредством выпуска процентных ценных бумаг.

Характеристикой Финансово-кредитной основы государственного кредита являлись не только инструменты, которые давали возможность государству привлекать свободные денежные средства, но и субъекты этих отношений. Такими участниками были сберегательные кассы, казенные и коммерческие банки, которые содержали часть своих ресурсов в долговых обязательствах государства. На биржах проводились торги ценных бумаг. Все эти институты способствовали расширению границ обращения облигаций государственного займа и отвечали интересам правительства /6/.

Советский период с точки зрения развития государственных ценны бумаг был разбит на следующие этапы: 1917-1929гг. – переход от капитализма к социализму; 1930 – 1940гг. – период построения планово-распределительной экономики; 1941 – 1945гг. – военный период; 1946 – 1989гг. – период восстановления народного хозяйства и построения социально-ориентированной экономики. Каждый этап имел свои специфические особенности, которые обусловлены объективными обстоятельствами, вызывающими изменения форм привлечения дополнительных средств государством. Обуславливающими его политику, цели и задачи.