Рейтинг глобальной конкурентоспособности стран мира imdb. Оценки международной конкурентоспособности стран и компаний: сравнительная характеристика

Индекс глобальной конкурентоспособности рассчитывается по методике Всемирного экономического форума, основанной на комбинации общедоступных статистических данных и результатов глобального опроса руководителей компаний. Он состоит из 113 переменных, которые объединены в 12 контрольных показателей, определяющих национальную конкурентоспособность (качество институтов, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здоровье и начальное образование, высшее образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и услуг, эффективность рынка труда, развитость финансового рынка, уровень технологического развития, размер внутреннего рынка, конкурентоспособность компаний, инновационный потенциал).

Исследование проводится с 2004 г. и на данный момент представляет собой наиболее полный комплекс показателей конкурентоспособности по различным странам мира.

Швейцария возглавила рейтинг глобальной конкурентоспособности 2012-2013 (The Global Competitiveness Index 2012-2013), который опубликован 5 сентября 2012 года аналитической группой Всемирного экономического форума (ВЭФ). Место России в рейтинге снизилось с 66 до 67 места (Таблица 1) .

Рейтинги конкурентоспособности основаны на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний -- обширного ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнерских организаций -- ведущих исследовательских институтов и компаний в странах, анализируемых в отчете. В этом году более 14 000 лидеров бизнеса были опрошены в 144 государствах.

Экономика

Индекс глобальной конкурентоспособности 2012-2013

Индекс глобальной конкурентоспособности 2011-2012

Изменениепозиции

Швейцария

Сингапур

Финляндия

Нидерланды

Германия

Великобритания

Норвегия

Саудовская Аравия

Южная Корея

………………..

Иордания

Филиппины

В отчет также включен подробный обзор сильных и слабых сторон конкурентоспособности стран, что делает возможным определение приоритетных областей для формулирования политики экономического развития и ключевых реформ.

В отчете ВЭФ представлены два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран: Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI) и Индекс конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI). Основным средством обобщенной оценки конкурентоспособности стран является Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI), созданный для Всемирного экономического форума профессором Колумбийского университета Ксавье Сала-и-Мартином (Xavier Sala-i-Martin, Columbia University) и впервые опубликованный в 2004 году. GCI составлен из 12 слагаемых конкурентоспособности, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Этими слагаемыми являются: «Качество институтов», «Инфраструктура», «Макроэкономическая стабильность», «Здоровье и начальное образование», «Высшее образование и профессиональная подготовка», «Эффективность рынка товаров и услуг», «Эффективность рынка труда», «Развитость финансового рынка», «Технологический уровень», «Размер внутреннего рынка», «Конкурентоспособность компаний» и «Инновационный потенциал».

Для каждой из 144 экономик, охваченных исследованием, отчет содержит детальные описания страны и национальной экономики с подробными итогами по общей позиции в рейтинге и по наиболее выдающимся конкурентным преимуществам и недостаткам, которые были выявлены на основании анализа, используемого для расчета индекса. Включен также подробный статистический раздел с таблицами рейтингов по 110 различным индикаторам. В этом году в отчет включены тематические разделы, посвященные более детальному исследованию ряда стран и регионов.

Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2012-2013 возглавила Швейцария, которая занимает первое место рейтинге уже четвертый год подряд. Второе и третье места занимают Сингапур и Финляндия, соответственно. Страны Северной и Западной Европы продолжают доминировать в первой десятке списка: верхние строчки занимают Швеция (4 место), Нидерланды (5), Германия (6).

Соединенные Штаты занимают 7 место. Несмотря на улучшение показателей конкурентоспособности в целом, США продолжают падение в рейтинге четвертый год подряд, сместившись на два места до седьмой позиции. Кроме растущей макроэкономической уязвимости, некоторые аспекты институциональной среды страны продолжают вызывать растущую озабоченность среди лидеров бизнеса, в частности низким остается уровень доверия общества к политическим деятелям, эффективность государства также недостаточно высока. Позитивным фактором является то, что страна до сих пор остается глобальным инновационным центром и ее рынки работают эффективно.

Далее идут Великобритания (8 место) и Гонконг (9). Япония, которая завершает первую десятку наиболее конкурентоспособных экономик, остается второй по рейтингу экономикой Азии, несмотря на заметное снижение позиций в последние годы.

Исследование демонстрирует, что разрыв в конкурентоспособности среди европейских стран продолжает увеличиваться. В то время как страны Северной и Западной Европы укрепили свои традиционно сильные конкурентные позиции со времени экономического кризиса 2008-2009 годов, страны Юга Европы, такие как Португалия (49 место), Испания (36 место), Италия (42 место) и особенно Греция (96 место), продолжают страдать от конкурентных недостатков, таких как макроэкономическая неустойчивость, плохой доступ к финансированию, негибкие рынки труда и дефицит инноваций.

В регионе Ближнего Востока и Северной Африки лидирует Катар (11 место) и Саудовская Аравия (18). Объединенные Арабские Эмираты (24 место) улучшили свои показатели, в то время как Кувейт (37 место) немного опустился в рейтинге.

Среди стран Африки южнее Сахары Южная Африка (52 место) и Маврикий (54) фигурируют в верхней половине рейтинга. Однако большинству стран региона требуются дальнейшая внешняя помощь для усиления их экономического развития и конкурентоспособности.

Среди стран Латинской Америки лидерство удерживает Чили (33 место), также повышается конкурентоспособность ряда экономик, включая Панаму (40 место), Бразилию (48 место), Мексику (53 место) и Перу (61 место).

Крупные развивающиеся рыночные экономики страны БРИК демонстрируют различные показатели. Несмотря на незначительное снижение в рейтинге на три позиции, Китай (29 место) продолжает лидировать в группе. Бразилия (48 место) в этом году переместилась в рейтинге вверх, а Индия (59) и Россия (67) несколько снизили свои позиции.

Россия в этом году потеряла одну позицию в рейтинге и опустилась на 67 место. Соседями России в списке на этот раз оказались Иран (66 место) и Шри-Ланка (68). В докладе отмечается, что по сравнению с предыдущим годом относительно стабильное положение России ухудшилось по таким слагаемым как качество институтов, конкуренция на рынках товаров и услуг, антимонопольная политика и развитость финансового рынка. Улучшение произошло лишь по двум слагаемым: макроэкономическая среда и инфраструктура. Как и в прошлом году, ключевыми проблемами для экономического развития в России представители бизнеса называют коррупцию и неэффективность государственного аппарата, а также высокие налоговые ставки. Однако в этом году существенно выросла значимость проблем с доступностью финансирования и с квалификацией рабочей силы. Все эти проблемы мешают России воспользоваться своими конкурентными преимуществами, такими, как сравнительно низкий уровень государственного долга и дефицита бюджета, значительный объем внутреннего рынка, относительно высокий инновационный потенциал и качественное высшее образование.

Среди стран бывшего СССР Россия пропустила вперед Эстонию (34 место), Литву (45), Азербайджан (46), Казахстан (51), который улучшил свою позицию сразу на 21 пункт, и Латвию (55). Остальные государства постсоветского пространства расположились ниже: Украина (73 место), Грузия (77), Армения (82), Молдова (87), Таджикистан (100) и Кыргызстан (127). Беларусь в рейтинге ВЭФ отсутствует.

Доклад и характеристики рейтинга

Доклад "Глобальная конкурентоспособность" публикуется ВЭФ с 1979 года. В нем анализируются общедоступные статистические данные и результаты анкетного опроса руководителей 14 тыс. 375 компаний из 148 стран мира о бизнес-климате в их государствах. В рейтинг GCI были включены данные по 137 странам. Конкурентоспособность определяется как набор факторов, в том числе эффективность работы законодательных и иных институтов, способствующих росту уровня благосостояния, который может быть достигнут в результате экономической деятельности государства.

GCI измеряется в баллах от 1 (худший результат) до 7 (лучший). Принцип расчета рейтинга неоднократно менялся. GCI начали рассчитывать в существующем виде с 2000 года, а в 2005 году он стал главным показателем в докладе ВЭФ по конкурентоспособности.

В настоящее время GCI учитывает 113 индикаторов, объединенных в 12 "опорных" категорий, среди которых - институты, инфраструктура, макроэкономическая среда, здравоохранение, образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и рынка труда, развитие финансового рынка и инновации.

В рейтинге 2017-2018 годов, как и в списке за 2016-2017 годы, первое место заняла Швейцария (5,9 балла), на второе место с третьего поднялись США (5,9 балла), опередив Сингапур (5,7 балла). Также в десятку вошли Нидерланды, Германия (по 5,7 балла), Гонконг (КНР), Швеция, Великобритания, Япония, Финляндия (5,5 балла). Последнее, 137-е место, как и год назад, занимает Йемен (2,9 балла).

Показатели России

В 2000 году, после введения современной методики расчета, Россия оказалась на 63-м месте в рейтинге. Самую низкую позицию РФ занимала по итогам 2004 года - 75-е (3,53 балла).

В рейтинге 2017-2018 годов Россия заняла 38-е место (4,6 балла) и по сравнению с предыдущим годом опередила Польшу (39), Индию (40), Литву (41), Панаму (50) и Кувейт (52). При этом она нарастила отрыв от таких европейских стран, как Португалия (42), Италия (43) и Греция (87).

Согласно докладу, наиболее проблемными факторами для ведения бизнеса в России стали: коррупция, ставки налогов, доступ компаний к финансированию и инфляция. Авторы отмечают, что улучшению позиции России в рейтинге способствовал рост макроэкономических показателей, тем не менее экономика страны остается очень зависимой от сырьевого экспорта. По мнению авторов доклада, в РФ по-прежнему слабо развит финансовый рынок (107-е место из 137). Кроме того, на низких позициях находятся оценка независимости деятельности судов (90) и обеспечение права собственности (106).

Среди довольно сильных сторон России эксперты отмечают размер рынка (6-я позиция из 137), уровень образования (32), развитую инфраструктуру (35).

Введение

В современных условиях конкурентоспособность страны является показателем состояния и перспектив развития хозяйственной системы, определяет характер ее участия в международном разделении труда, выступает гарантом экономической безопасности и в общем виде представляет собой способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние населения.

Целью работы является определение понятия национальной конкурентоспособности в мировом сообществе.

Для достижения поставленной цели в работе следует выполнить следующие задачи:

    на основе теоретического положения определить сущность национальной конкурентоспособности;

    предложить пути повышения конкурентоспособности РФ в мире.

    Понятие национальной конкурентоспособности

До настоящего времени нет внятной теории, объясняющей суть национальной конкурентоспособности. Более того, не существует даже общепринятого определения термина конкурентоспособности применительно к стране. Если понятие конкурентоспособной компании достаточно ясное, этого не скажешь о понятии конкурентоспособной страны, так как ни одна страна в мире не в состоянии быть конкурентоспособной во всех или хотя бы в большинстве отраслей.

Рассмотрев множество концепций международной конкуренции, следует выделить одну единственную и разумную концепцию на национальном уровне - это производительность. Основная цель любого государства состоит в достижении высокого и постоянно растущего уровня жизни своих граждан. Способность реализовать эту цель зависит от производительности, которую, в свою очередь, обеспечивают задействованные трудовые ресурсы и капитал страны.

Производительность - это объем продукции, производимый единицей затраченного труда или капитала. Она зависит от качества и свойств продукции (определяющих цену, которую можно на нее установить), а также от эффективности производства. Производительность является главным показателем, определяющим долгосрочный уровень жизни в стране, от которого зависит доход на душу населения. Уровень жизни в конкретной стране зависит от способности национальных компаний достичь высокого уровня производительности и продолжать это повышение. Неуклонный рост производительности требует постоянного развития экономики.

То, как условия в стране указывают фирмам путь или вынуждают их распознавать изменения структуры и реагировать на них, крайне важно для понимания "моделей успеха" в международной конкуренции.

Наличие в стране базы для компании мирового уровня оказывает сильное положительное воздействие на смежные отрасли, тем самым, давая дополнительные преимущества национальной экономике. Для приобретения и поддержания конкурентоспособности на мировом уровне национальные компании должны постоянно совершенствовать производство в уже существующих отраслях посредством повышения качества продукции, придания ей желательных потребительских свойств, совершенствования технологии изготовления продукции и повышения эффективности производства. Они должны развивать необходимые качества для конкуренции во все более усложняющихся промышленных сегментов, производительность в которых, бывает обычно высокой. И, наконец, они должны развить способность к конкуренции в принципиально новых сложных отраслях.

По данным агентства экономической информации «ПРАЙМ-ТАСС» на 30 сентября 2010года, о рейтинге конкурентоспособности: «Профиль России экстремально стабилен».

Швейцария сохранила первое место в рейтинге глобальной конкурентоспособности стран Всемирного экономического Форума на 2010-2011 гг. США упали на две позиции, заняв четвертую позицию рейтинга, и уступают место Швеции и Сингапуру. Германия поднялась на две строчки до пятого места и лидирует в Еврозоне.

Китай добрался до 27 места - Поднебесная продолжает лидировать среди стран с развивающимися экономиками, набрав "два очка" в этом году.

В первой десятке - Япония, Финляндия, Нидерланды, Дания и Канада. Россия продемонстрировала завидное постоянство, заняв 63-место в рейтинге из 139 стран. Та же позиция была у России и в прошлом году. Хорошо это или плохо?

Как отмечают эксперты, конкурентоспособность российской экономики в последние годы в абсолютном смысле изменилась мало, а в относительном - несколько снизилась.

Из членов СНГ единственной страной, оказавшейся выше России в рейтинге, стал Азербайджан. Он находится на 57-й строчке, что означает потерю 6 позиций по сравнению с прошлым рейтингом. Казахстан занял 72-е место, Украина - 89-е, Молдавия - 94-е, Армения - 98-е, Таджикистан - 116-е, Киргизия - 121-е. Среди стран бывшего Советского Союза, не входящих в СНГ, Эстония расположилась на 33-й строчке, Литва - на 47-й, Латвия - на 70-й, Грузия - на 90-й.

Стоит отметить, что в основу масштабного исследования, ежегодно проводимого аналитиками ВЭФ совместно с ведущими исследовательскими институтами, легла обработка общедоступных данных и опроса 13,5 тыс. руководителей компаний в 139 странах. Анкета разработана таким образом, чтобы учесть широкий круг факторов - в общей сложности 110 индикаторов, влияющих на бизнес-климат.

Позиция в рейтинге конкурентоспособности определяется ВЭФ исходя из 12 индексов, и лишь 3 показателя можно назвать конкурентными преимуществами России, по остальным 9 наша страна конкурентно уступает. 12 слагаемых конкурентоспособности играют разную роль на разных стадиях экономического развития, поясняют в Strategy Partners - компании-партнере ВЭФ в рамках программы. Таких стадий три: экономика, движимая факторами, экономика, движимая эффективностью, и экономика, движимая инновациями.

Россия - во второй "лиге", вместе с Аргентиной, Бразилией, Китаем, Малайзией, Мексикой и ЮАР.

Среди преимуществ - инфраструктура, размер рынка, высшее образование и профессиональная подготовка, а среди недостатков- общественные институты, и макроэкономическая среда-здесь, по словам партнера компании Strategy Partners и координатора программы ВЭФ Алексея Праздничных заметно сильное ухудшение, по большей части связанное с кризисом.

Плохи российские дела также в таких областях, как здоровье и начальное образование, что фактически означает, что из базовых условий, обозначенных в качестве оснований для функционирования "экономики факторов" в России работает лишь инфраструктура.

Среди факторов формирующих эффективную экономику - экономику второй "лиги" - эффективность рынка труда и услуг, развитость финансового рынка, высшее образование и профессиональная подготовка, технологический уровень и размер рынка. Здесь, как уже было отмечено, у России отмечается положительная динамика в двух областях.

Что касается инновационной экономики, то ее определяют конкурентоспособность компаний и инновационный потенциал. И по одной, и по другой позиции у России низкие оценки.

Как отмечают эксперты Strategy Partners, в рейтинге ключевых проблем для развития бизнеса в России не произошло никаких изменений: как и в прошлом году, основным барьером бизнес назвал коррупцию, на втором месте - проблема с доступом к финансированию, третьим по величине барьером является налоговое регулирование.

"Профиль России экстремально стабилен", - отметил А.Праздничных в беседе с журналистами.

Тем не менее, "4 И"- Институты, Инфраструктура, Инвестиции и Инновации - выдвинутые нынешним президентом России в 2008г. в качестве приоритетов экономического развития, все еще остаются актуальными, - говорит эксперт. Концентрация усилий на этих направлениях позволит существенно улучшить позиции России в рейтинге и достичь результатов в привлечении иностранных инвестиций".

При этом наша страна остро нуждается в прямых иностранных инвестициях, не столько по причине нехватки собственных средств, сколько для технологической модернизации.

В 2005-2008г.г. Россия привлекала большие объемы ПИИ, однако в 2009г. этот рост приостановился.

При этом инвестиция инвестиции - рознь, и мотивы вложений в экономику России имеют четко выраженную нефтегазовую окраску. Эта тенденция будет продолжаться в обозримом будущем, так как потребности России в инвестициях для освоения новых месторождений исчисляются триллионами рублей, - отмечают Strategy Partners.

В том, что между уровнем конкурентоспособности и привлечением прямых инвестиций существует зависимость, несложно убедиться: на ее наличие указывают результаты статистического анализа.

Анализ, учитывающий степень обеспеченности стран природными ресурсами, показывает, что уровень прямых инвестиций в России очень близко соответствует уровню конкурентоспособности национальной экономики. Таким образом, оценки инвестиционной привлекательности нашей страны стоит признать объективными - страна не является ни недооцененной, ни переоцененной иностранными инвесторами.

Понятно, что наибольшая конкурентная борьба разворачивается за инвестиции типа, условно названного "доступ к компетенции" - это инвестиции в создание платформы для последующего экспорта или интеграции по причине низких издержек или инновационного потенциала. В структуре накопленных российских инвестиций на конец 2009г. этот тип занимает 9%, увеличившись с 1% в 2005г. Неконкурентной средой является область инвестиций в добычу природных ресурсов и инвестиций в "локальные сектора" - торговля и услуги.

В 2005г. 59% накопленных инвестиций приходилось на природные ресурсы, и 39% - на локальный сектор. В 2009г. ситуация изменилась - сектор торговли за 4 года начал серьезно доминировать, заняв 74% всех инвестиций, оставив 17% - сектору природных ресурсов.

В любом случае, привлечение ПИ для российской экономики - это не предмет выбора, а вопрос выживания, отмечают в Strategy Partners. Для этого необходимо предпринять меры по повышению конкурентоспособности национальной экономики.

"В группе БРИК "скачет" Китай, а на втором месте по скорости - Индия", - отмечает А.Праздничных. На третьем месте - Бразилия. В Латинской Америке лидирует Чили. В Европе усиливает свои позиции Франция, стагнирует Италия. Активно улучшают позиции Латвия и Литва. Украина сдает позиции в связи с политическими фактором, рассуждает эксперт. А что касается лидера рейтинга - Швейцарии, то эта маленькая страна за 3-4 года сильно улучшила свои показатели.

Стабильно высокий рейтинг Соединенных Штатов обусловлен целым "бульоном конкурентных преимуществ, который не имеет ни одна страна в мире", - пояснил А.Праздничных. Снижение же рейтинга крупнейшей экономики мира эксперты форума объясняют, прежде всего, снижением оценки качества институтов. К тому же отмечается невысокий уровень доверия населения к политикам, в бизнес-сообществе продолжает сохраняться обеспокоенность способностью правительства пребывать на почтительном расстоянии от бизнеса. Также остается устойчивым мнение, что правительство производит расходование средств довольно бесполезно.

3. Пути повышения конкурентоспособности РФ в мире

В настоящее время, наиболее разумный путь повышению конкурентоспособности на внешнем рынке - это включение принципов устойчивого развития во все сферы предпринимательской деятельности, поэтому, следует выделить ряд основных факторов, по которым предприятия должны строить свою конкурентоспособность.

Структурные факторы:

    специализацию и концентрацию производства необходимо осуществлять на основе анализа рациональности структур и процессов, применяя методы моделирования;

    в учет и регулирование производственных процессов необходимо включить средства автоматизации мониторинга, принципы пропорциональности, непрерывности, точности, параллельности, ритмичности отдельных процессов и др.;

    среди персонала необходимо осуществлять отбор, выбирая более квалифицированных рабочих, чтобы создать условия для продвижения, мотивируя качественный и эффективный труд с целью обеспечения его конкурентоспособности;

    при проектировании и развитии структур в информационные системы следует закладывать качественную информацию и нормативно-методические документы;

Ресурсные факторы:

    постоянно анализировать конкурентную среду, количество поставщиков, силу конкуренции между ними, их конкурентоспособность для выбора наилучших;

    следить за параметрами рынка, чтобы не упустить возможность получить качественное и дешевое сырьё;

    стимулировать проведение подробного анализа, так как в будущем экономия ресурсов у потребителей товаров будет приоритетным направлением деятельности предприятия, т.е. вести учет и анализ использования всех видов ресурсов по всем стадиям жизненного цикла крупных объектов предприятия;

    стимулировать проведение функционально-стоимостного анализа выпускаемой продукции и элементов производства;

    поддерживать работу по оптимизации ресурсов, так как глобальная цель конкуренции - экономия ресурсов и повышение качества жизни.

Технические факторы:

    проводить работу по увеличению количества изобретений и патентов, включая патентованные технологии;

    увеличивать удельный вес прогрессивного технологического оборудования, снижать его средний возраст;

    следить за качеством изготовления товаров, применяя современные методы контроля.

Управленческие факторы:

    повышать статус высококвалифицированных менеджеров;

    по результатам анализа законов предприятия, разрабатывать и реализовать мероприятия по совершенствованию процессов;

    соблюдать высокую дисциплину организации поставок сырья, материалов, комплектующих изделий по принципу («точно в срок»);

    укреплять дисциплину поставок при удорожании производственных площадей (одно из эффективнейших направлений конкурентной борьбы);

    применять научные методы управления;

    проводить внутреннюю и внешнюю сертификацию продукции и систем, т.е. систему управления качеством, которая должна соответствовать международным стандартам (удержание его возможно при достижении высокой конкурентоспособности выпускаемой продукции).

Рыночные факторы:

    необходимо изучать параметры рынков и проводить мониторинг рыночной инфраструктуры;

    обеспечить доступ к рынку новых технологий;

    принимать меры по стабилизации всех конкурентных преимуществ (добиться или продолжать удерживать лидирующее положение на рынке товаров);

    обеспечить высокую патентоспособность товаров, чтобы быть более конкурентоспособным, по сравнению с товарами-заменителями;

    повышать уровень логистики и уровень квалификации маркетологов и работников сбыта;

    выбирать высоко квалифицированных работников рекламы и обладать достаточным количеством средств на неё;

    повышать эффективность системы стимулирования сбыта и послепродажного обслуживания;

    обладать достоверным прогнозированием политики ценообразования и рыночной инфраструктуры.

Подводя итоги можно сказать, если предприятия будут выполнять все требования, из предложенного перечня, или хотя бы большую часть, то их вполне можно будет считать конкурентоспособным. И чем больше они будут иметь конкурентных преимуществ перед конкурентами, тем выше будет конкурентоспособность, живучесть, эффективность, перспективность, что придаст множество плюсов к рейтингу конкурентоспособности РФ в мире.

Заключение

Делая вывод по данной работе, можно констатировать, что национальную конкурентоспособность поддерживает производительность субъектов РФ которую, в свою очередь, обеспечивают задействованные трудовые ресурсы и капитал страны.

Как нам стало понятно, что производительность является главным показателем, определяющим долгосрочный уровень жизни в стране, от которого зависит доход на душу населения. Уровень жизни в конкретной стране зависит от способности национальных компаний достичь высокого уровня производительности и продолжать это повышение. Неуклонный рост производительности требует постоянного развития экономики.

Среди факторов формирующих эффективную экономику, эффективность рынка труда и услуг, развитость финансового рынка, высшее образование и профессиональная подготовка, технологический уровень и размер рынка. Здесь, как уже было отмечено, у России отмечается положительная динамика. Что касается инновационной экономики, то ее определяют конкурентоспособность компаний и инновационный потенциал. И по одной, и по другой позиции у России низкие оценки.

Также остается устойчивым мнение, что правительство производит расходование средств довольно бесполезно.

В настоящее время, наиболее разумный путь повышению конкурентоспособности на внешнем рынке - это соблюдение принципов описанных в третьем параграфе, устойчивого развития во все сферы предпринимательской деятельности, что придаст множество плюсов к рейтингу конкурентоспособности РФ в мире.

Список использованной литературы

    Адрианов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике. - МЭ и МО, 2006.

    Скрипнюк Д.Ф. Институциональная экономика: Учебно-методический комплекс - СПб.: СПбГПУ, 2007.

    «Рынок ценных бумаг» №3 (330) 2007.

    Фасхиев Х.А «Маркетинг в России и за рубежом» №4 2007.

    « Вестник СНК» май 2008 №5 (29) стр. 10-12.

    http://teoria-practica.ru/index.php/2010-2/218-ekonomika

    http://www.economyclub.info/forum/index.php

    http://www.prime-tass.ru/news/articles

Национальная конкурентоспособность в рамках данного исследования определяется как результирующий относительный показатель, отражающий уровень эффективности производства, распределения и реализации товаров как внутри страны, так и за ее пределами в целях повышения собственного экономического потенциала и уровня социально-экономического развития. Исходя из представленной трактовки, следует, что сущность конкурентоспособности страны предполагает определенный уровень конкурентоспособности отечественных компаний и производимых ими товаров.

«Производителями» конкурентных преимуществ являются фирмы и отрасли, поэтому только они и могут их реализовывать. Государство же выступает «держателем» конкурентных преимуществ с точки зрения создания среды, условий для их формирования (макроуровень). Соответственно государство непосредственно не может удерживать и развивать созданные конкурентные преимущества, это сфера деятельности компаний (микроуровень). Анализ сущности понятия «международная конкурентоспособность страны» позволяет заключить, что наиболее обоснованный подход к определению конкурентоспособности экономики представляется на основе выявления факторов конкурентоспособности, представленных на рисунке 1.

Рисунок 1 – Факторы конкурентоспособности экономики страны

При этом совокупность объективных и субъективных факторов, выгодно отличающих субъекты и объекты экономической деятельности (страна, регион, фирма, товар) от их конкурентов, представляет собой конкурентные преимущества. В условиях глобализации экономики существенно меняется характер факторов конкурентоспособности страны, их соотношение и взаимосвязь. Внутренняя структура экономической системы становится гибкой и легко адаптируется к факторам внешней среды, при этом сама система нацелена на формирование перспективных (будущих) конкурентных преимуществ, определяемых новыми технологическими укладами, новыми рынками, развитием человеческого капитала и т. д. Очевидно, что адекватное изменение внутренней структуры экономики становится возможным благодаря не только факторам экстенсивного роста, но и, прежде всего, качественным изменениям и инновационному развитию.

В международной практике разработаны и постоянно совершенствуются различные методы расчета показателей и рейтингов конкурентоспособности. Существует три основных центра по изучению глобальной конкурентоспособности: Институт стратегии и конкурентоспособности при Гарвардском университете (США), Международный институт развития менеджмента (МИРМ) и Всемирный экономический форум (ВЭФ). Если первый институт изучает конкурентоспособность в корпоративной плоскости, то два других составляют свои рейтинги конкурентоспособности стран и регионов на основе собственных эксклюзивных методологий исследования.

Под конкурентоспособностью страны МИРМ понимает способность нации создавать и поддерживать среду, в которой возникает конкурентоспособный бизнес. Ежегодное аналитическое исследование МИРМ проводит с 1989 г. в содружестве с исследовательскими организациями во всем мире. Каждое государство оценивается на основе анализа 331 критерия по четырем основным направлениям: состояние экономики, эффективность правительства, состояние деловой среды и состояние инфраструктуры. Каждый из них включает в себя пять факторов. Таким образом, общий рейтинг конкурентоспособности основан на 20 различных индикаторах из четырех ключевых аспектов экономической жизни страны.

Изучением проблемы улучшения состояния мировых хозяйственных систем на основе измерения и обобщения деятельности национальных экономик в нее входящих также занимается Всемирный экономический форум – независимая международная организация, созданная в 1971 г. В работе ВЭФ принимают участие главы государств, ведущие политики, экономисты и финансисты, что обусловливает высокую престижность этой организации. В отчете ВЭФ представлены два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран: Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI) и Индекс конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI). Основным средством обобщенной оценки конкурентоспособности стран является GCI, созданный для Всемирного экономического форума профессором Колумбийского университета Ксавье Сала-и-Мартином и впервые опубликованный в 2004 г. GCI составлен из 12 слагаемых конкурентоспособности, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития, а именно: «Качество институтов», «Инфраструктура», «Макроэкономическая стабильность», «Здоровье и начальное образование», «Высшее образование и профессиональная подготовка», «Эффективность рынка товаров и услуг», «Эффективность рынка труда», «Развитость финансового рынка», «Технологический уровень», «Размер внутреннего рынка», «Конкурентоспособность компаний» и «Инновационный потенциал».

Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2009 – 2010 гг. возглавила Швейцария. Соединенные Штаты спустились на одну позицию (в прошлогоднем рейтинге страна занимала первое место) и занимают второе место вследствие ослабления финансовых рынков и уменьшения макроэкономической стабильности. Сингапур, Швеция и Дания замыкают первую пятерку стран-лидеров. Россия в 2009 г. Спустилась сразу на 12 позиций по сравнению с 2008 г. – с 51 на 63 место. Сейчас страна находится в таблице рейтинга между Черногорией и Румынией. По большинству показателей Россия оказалась в нижней части рейтинга. По данным экспертов ВЭФ, более или менее хорошо у России обстоят дела только с макроэкономической стабильностью (5,2 балла по семибалльной системе), здравоохранением и начальным образованием (5,6 балла) и объему рынка (5,8 балла). Самыми большими недостатками России названы коррупция, сложный доступ предприятий к финансированию, низкие гарантии защиты прав собственности и налоговое регулирование.

Аналитическая информация МИРМ и ВЭФ, в силу ряда их ограничений представлена в таблице 1, может быть полезна лишь в совокупности с анализом страновой специфики, возможностей внутреннего потенциала и стратегии внешнеэкономического развития страны . Таким образом, несмотря на различия в подходах в определении конкурентоспособности, современное ее понимание связано с усилением взаимозависимости национальных экономик в условиях углубления процессов глобализации. В рамках задачи формирования конкурентоспособности это понятие может быть определено как способность создавать условия для устойчивого развития национальной экономики .

Для оценки факторов формирования конкурентоспособности страны в целом и возможности воздействия национальных органов власти на ее составляющие целесообразно использовать модель «национального ромба», предложенную М. Портером .

Таблица 1 – Сравнительная характеристика достоинств и недостатков методологии рейтингов ВЭФ и МИРМ

ВЭФ МИРМ
Достоинства методологии
Широкий охват различных сфер экономической деятельности на основе достоверных и опросных данных Четко представлен критерий национальной конкурентоспособности – эффективность деловой среды
Постоянное совершенствование методологи, добавление новых показателей, отражающих процесс глобализации мирохозяйственных связей, его влияние на конкурентоспособность стран (Глобальный индекс конкурентоспособности) При расчете рейтингов используется широкий спектр статистических (314 показателей, а у ВЭФ – 249) и опросных данных, охватывающий практически все сферы экономики страны
Неизменность методологии на протяжении последних лет, что позволяет объективно сравнивать данные за различные периоды времени
Прогнозная направленность анализа международной конкурентоспособности (What-if-анализ)
Использование как количественных, так и качественных показателей характеризующих макро- и микросреду страны
Недостатки методологии
Значительное число субъективных показателей конкурентоспособности страны, полученных в результате опроса Недостаточное внимание социальным факторам, которые наряду с экономическими также определяют конкурентоспособность страны
Периодическая перегруппировка составляющих агрегатных показателей (индексов), что затрудняет проведение объективного сравнения конкуренто- способности страны в динамике Отсутствие ряда показателей, характеризующих функционирование экономических субъектов на микроуровне: стратегия, конкурентные преимущества производителей и т. д.
Снижение объективности и точности расчетов вследствие использования опросных данных
Отсутствие количественных характеристик по отдельным аспектам конкурентоспособности страны, оценка конкурентоспособности носит в большей степени качественный, описательный характер

Роль страны в создании конкурентных преимуществ фирм можно исследовать по четырем взаимосвязанным направлениям (детерминантам), образующим «национальный ромб»: параметры факторов (природные ресурсы, квалифицированные кадры, капитал, инфраструктура и др.); условия спроса (уровень дохода, эластичность спроса, требовательность покупателей к качеству товара и услуг и др.); родственные и поддерживающие отрасли (обеспечивают фирму необходимыми ресурсами, комплектующими, информацией, банковскими, страховыми и другими услугами); стратегии фирм, их структура и соперничество (создают конкурентную среду и развивают конкурентные преимущества). В свою очередь каждый из детерминантов анализируется по составляющим, степени их воздействия на конкурентное преимущество региона, а также необходимости их развития. Развитие конкурентоспособности страны (по М. Портеру ) осуществляется по следующим четырем стадиям (уровням): конкуренция на основе факторов производства – конкуренция на основе инвестиций – конкуренция на основе нововведений – конкуренция на основе богатства. Первые три стадии обеспечивают экономический рост, последняя обусловливает застой и спад.

УДК 338.45

Н.А. АРСЕНТЬЕВА

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАН МИРА: ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентные преимущества, методы оценки.

Рассмотрены подходы к оценке конкурентоспособности стран мира различными международными

институтами.

N.A. ARSENTYEVA COUNTRY"S COMPETITIVENESS: THE APPROACHES TO ESTIMATION

Key words: competitiveness, competitive advantages, methods of estimation.

In clause approaches to estimation of world country’s competitiveness by different international institutes are

observed in the article.

В условиях сложившегося мирового порядка конкурентоспособность страны является результатом многонаправленных усилий, конечным результатом эффективной деятельности всех без исключения субъектов государства.

Конкурентоспособность страны зависит не только от текущих финансовоэкономических, социальных и других показателей, но и от культурно-исторических факторов и перспектив развития государства.

Каждое государство мира из ныне существующих сложилось под влиянием уникальных географических, исторических, социальных, природных, экономических и других условий. Крайне сложно привести к общему знаменателю маленькое островное государство Тихого океана, открытое всего несколько веков назад, и многомиллионную страну Западной Европы с богатейшим историческим и культурным наследием.

Однако в той или иной степени конкурентоспособность стран мира находит отражение в многочисленных, основанных на глубоких исследованиях, рейтингах, регулярно выпускаемых всевозможными исследовательскими институтами и агентствами. Некоторые из этих исследований полностью посвящены проблеме определения конкурентоспособности различных держав, другие ставят перед собой более узкие, смежные цели.

Рассматривая более узконаправленные исследования, направленные только на изучение отдельных показателей, влияющих на конкурентоспособность государства, можно выделить различные кредитные рейтинги, составляемые специализированными агентствами.

Например, кредитный рейтинг каждой отдельной страны соответствует ее способности своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства. Наибольшим доверием в мире пользуются международные агентства «Standard & Poor’s», «Moody"s» и «Fitch».

В настоящее время различные международные агентства трактуют кредитный рейтинг Российской Федерации в целом одинаково. Например, по мнению агентства «Standard & Poor’s», кредитным рейтингом России является Ввв, что может охарактеризовать ее как страну с достаточной способностью своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства, но чувствительную к воздействию неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях. Агентства «Moody’s» и «Fitch» придерживаются в целом такого же мнения.

Повышение рейтинга страны ведет за собой и повышение конкурентоспособности отдельных ее субъектов. Как отметил министр финансов России Алексей Кудрин, повышение кредитного рейтинга Российской Федерации ведет к тому, что «и частные компании смогут повысить свои рейтинги, и тем са-

мым для них уменьшаются процентные ставки по всем их облигациям и в отношении всех их обязательств» .

Вместе с тем конкурентоспособность страны определяется не только ее платежеспособностью и политическим влиянием. Конкурентоспособная страна -это прежде всего та страна, в которой жизнь резидентов является комфортной и благополучной. Именно люди создают валовой продукт, осуществляют инвестиции и создают сбережения, поэтому от их квалификации, образовательного уровня и условий жизни зависит не только непосредственно эффективность их деятельности, но и эффективность функционирования государства в целом. В этой связи хотелось бы привести данные некоторых специализированных исследований, касающихся частных показателей конкурентоспособности стран мира, основанных на изучении социально-экономических показателей государств и уровне жизни населения:

1. Согласно исследованию Программы развития ООН с целью выявления самых благоприятных для жизни стран на основе индекса человеческого развития (HDI) за 2009 г., Россия занимает 71-е место (позади Белоруссии, Албании и Панамы), однако она относится к группе стран с высоким уровнем человеческого развития. Индекс человеческого развития состоит из трех основных показателей: валового внутреннего продукта, продолжительности жизни и грамотности. Очевидно, какой из них является «слабым звеном» России - по продолжительности жизни страна находится на 119-м месте. Лидируют же в данном рейтинге Норвегия, Австралия, Исландия, Канада и Ирландия.

2. В рейтинге самых коррумпированных стран Российская Федерация заняла 145-е место из 180, получив одинаковый балл по индексу восприятия коррупции, что и Того, Индонезия и Гамбия. При этом в последнее время положение только ухудшилось: еще два года назад страна находилась на 127-м месте. Наименее же коррумпированными странами являются Дания, Финляндия и Новая Зеландия.

3. В рейтинге самых миролюбивых стран мира Россия в 2007 г. находилась на 118-м месте из 121-го возможного, уступая лишь Израилю, Судану и Ираку. Первую тройку составили Норвегия, Новая Зеландия и Дания. Для составления рейтинга сравнение стран проводилось по следующим показателям: военные расходы и численность вооруженных сил, количество сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих на 100 тыс. жителей, численность заключенных в тюрьмах, уровень преступности, сообщения о применении силы при разгоне акций протеста, количество погибших в стране иностранцев, уровень образования граждан, уровень коррупции, приверженность демократическим принципам и другие.

4. В рейтинге самых благоприятных стран для ведения бизнеса журнала Forbes в 2008 г. Россия заняла 86-е место, расположившись между Кенией и Нигерией. Первая пятерка выглядит следующим образом: Дания, Ирландия, Финляндия, США и Великобритания. Оценка проводилась по таким показателям, как уровень роста инфляции и безработицы, степень экономической и личной свободы, темпы роста валового внутреннего продукта, система налогообложения и законодательства страны. Именно неуверенность в эффективности системы налогообложения и законодательства страны, а также низкая степень экономической и личной свободы вынудили организаторов исследования присвоить России столь низкое итоговое место.

Рейтинги, составляемые ведущими агентствами и экспертами, являются весьма полезным инструментом для анализа текущих результатов и прогнозирования возможностей развития страны. Естественно, не следует слепо дове-

рять выводам ученых, сотрудников исследовательских центров и деловых журналов, однако прислушаться к ним имеет смысл.

Конкурентоспособность страны определяется не только благоденствием резидентов, но и привлекательностью государства для иностранных инвесторов. Здесь важны в первую очередь два фактора: окупаемость инвестиций и инвестиционные риски. Согласно исследованию Конференции ООН по торговле и развитию, опросившей руководителей крупнейших транснациональных корпораций со всего мира, Россия занимает четвертое место в списке стран, наиболее привлекательных для инвестиций, обойдя Бразилию и расположившись непосредственно за Китаем, Индией и США. Интересно, что все страны «БРИК» находятся в первой пятерке.

Все перечисленные выше рейтинги крайне интересны при исследовании отдельных факторов, определяющих конкурентоспособность. Однако они не в состоянии дать полную информацию, рассмотреть все факторы, влияющие на конкурентоспособность, в совокупности. Для этого существует рейтинг конкурентоспособности.

В мире существуют две солидные организации, выпускающие ежегодники, содержащие рейтинги конкурентоспособности стран: Международный институт развития менеджмента (Institute for Management Development) со своим ежегодным рейтингом конкурентоспособности (World Competitiveness Yearbook) и Всемирный экономический форум (World Economic Forum) с глобальным отчетом о конкурентоспособности (Global Competitiveness Report) . Причем до 1996 г. обе компании составляли единый рейтинг конкурентоспособности стран. После разделения на две различные организации выпускаемые отчеты по конкурентоспособности стран мира стали различаться в нескольких пунктах.

Например, при составлении рейтингов за 2008 г. Международный институт развития менеджмента охватил лишь 55 стран, в то время как в глобальном отчете о конкурентоспособности Всемирного экономического форума были представлены данные по 134 странам мира. Также существует существенное различие в числе респондентов и партнеров исследования. В ежегодном рейтинге конкурентоспособности приняли участие 52 организации по всему миру, в том числе Московская бизнес школа. В 2008 г. в данном опросе было задействовано 3960 управленцев из 55 стран. В ходе составления глобального отчета о конкурентоспособности за 2008-2009 гг. было опрошено 12 297 лидеров бизнеса из 134 стран. По всему миру партнерами исследования выступили более 150 национальных организаций. В России партнерами исследования стали консалтинговая компания Bauman Innovation, Академия народного хозяйства при правительстве РФ и Стокгольмская школа экономики в России.

В целом же пятерка самых конкурентоспособных стран мира выглядит, по мнению учёных обоих международных институтов, примерно одинаково. Обе организации отдали первое место США, оба исследования отмечают среди лидеров Сингапур и Швейцарию. Международный институт развития менеджмента включил в пятерку самых конкурентоспособных стран мира Гонконг и Люксембург, а Всемирный экономический форум - Данию и Швецию.

Самое же большое различие между двумя вышеперечисленными организациями состоит, безусловно, в методологии измерения конкурентоспособности. Сходства и различия в оценке конкурентоспособности по версиям обеих организаций представлены в табл. 1.

Наибольший интерес для нас представляет оценка конкурентоспособности Российской Федерации. Придавая разную значимость практически одинаковым факторам, Международный институт развития менеджмента и Всемир-

ный экономический форум сформировали отличное друг от друга мнение о конкурентоспособности России (табл. 2).

Таблица 1

Методология измерения конкурентоспособности Международным институтом развития менеджмента и Всемирным экономическим форумом

Каждая страна рассматривается в разрезе четырех основных факторов, каждый из которых, в свою очередь, состоит из пяти подфакторов, и в итоге эти 20 подфакторов объединяют более 300 критериев. Составляющими факторами и подфак-торами конкурентоспособности страны являются: 1. Состояние экономики 1.1. Национальная экономика 1.2. Международная торговля 1.3. Международные инвестиции 1.4. Занятость 1.5. Цены 2. Эффективность правительства 2.1. Финансовое положение населения 2.2. Государственная (фискальная) политика 2.3. Институциональная структура 2.4. Законодательство о бизнесе 2.5. Социальная структура 3. Эффективность бизнеса 3.1. Производительность 3.2. Рынок труда 3.3. Финансовые показатели 3.4. Методы управления 3.5. Ценности 4. Состояние инфраструктуры 4.1. Основная инфраструктура 4.2. Технологическая инфраструктура 4.3. Научная инфраструктура 4.4. Здоровье и окружающая среда 4.5. Образование Общая конкурентоспособность страны определяется исходя из данных 12 слагаемых: 1. Состояние институтов 2. Инфраструктура 3. Макроэкономическая стабильность 4. Здоровье и начальное образование 5. Высшее образование и профессиональная подготовка 6. Эффективность рынка товаров и услуг 7. Эффективность рынка труда 8. Развитость финансового рынка 9. Технологический уровень 10. Размер внутреннего рынка 11. Развитость бизнеса 12. Инновации

Анализируя оба отчета, можно заметить значительную разницу в оценке конкурентоспособности России по итогам исследования обеих организаций. Это видно даже по направлению изменений рейтингового места страны по годам: если, по мнению экспертов Всемирного экономического форума, Россия поднялась в рейтинге на 8 строчек в 2008 г. по сравнению с 2007 г., то исходя из отчета Международного института развития менеджмента государство за тот же период времени опустилось в рейтинге на 4 строчки.

Однако проблемы, не позволяющие Российской Федерации стать более конкурентоспособной, видятся обеими организациями одинаково. Они известны и внутри самой страны. Прежде всего, это такие показатели, как эффективность государственного управления, состояние инфраструктуры и бизнеса. Данные проблемы являются действительно сложными. Даже при огромных усилиях, направляемых всеми субъектами на их решение, нельзя ожидать, что они исчезнут в ближайшее время. Однако бездействие в их отношении ведет к безрезультатности всех усилий, направляемых на развитие экономики России. Важно, что над решением этих проблем реальная работа ведется уже сейчас.

Президентом Российской Федерации 30 июля 2008 г. был подписан план по борьбе с коррупцией. Как отмечалось Д.А. Медведевым, борьба с коррупцией должна идти, как минимум, по трем направлениям:

1) законодательные изменения в области уголовного права;

2) создание антикоррупционных стимулов (когда должностное лицо, которому предлагается взятка, предельно четко осознает, что это ему невыгодно, так как может разрушить не только его карьеру, но и всю жизнь);

3) социально-психологическое неприятие коррупции, что достижимо за счет «изменения сознания, изменения мышления людей».

Таблица 2

Конкурентоспособность Российской Федерации в оценке Международного института развития менеджмента и Всемирного экономического форума

Международный институт развития менеджмента Всемирный экономический форум

Итоговое место Российской Федерации в рейтингах последних пяти лет 2008 г. - 47-е, 2007 г. - 43-е, 2006 г. - 54-е, 2005 г. - 54-е, 2004 г. - 50-е 2008-2009 гг. - 51-е; 20072008 гг. - 58-е; 2006-2007 гг. -59-е; 2005-2006 гг. - 75-е; 2004-2005 гг. - 70-е

Основные конкурентные преимущества России в 2008 г. и место в рейтинге 2008 г. по отдельным факторам 1) по фактору эффективности правительства (30-е место) - уровень налоговых отчислений на социальные нужды; уровень золотовалютных и иных государственных резервов; профицит бюджета; 2) по фактору эффективности бизнеса (49-е место); 3) по состоянию экономики (49-е место) -уровень прямых инвестиций в собственную и иностранную экономику; рост ВВП на душу населения; 4) по состоянию инфраструктуры (45-е место) - количество эксплуатируемых компьютеров, уровень цен на электроэнергию для бизнеса, соотношение учеников и учителей 1) большой размер внутреннего рынка (8-е место); 2) повышающаяся макроэкономическая стабильность (29-е место); 3) высокая эффективность рынка труда (27-е место)

Основные конкурентные недостатки России в 2008 г. 1) по фактору эффективности правительства -состояние пенсионной системы; 2) по фактору эффективности бизнеса - социальная ответственность бизнеса, финансовая прозрачность бизнеса; 3) по состоянию экономики - уровень диверсификации экономики; уровень портфельных инвестиций; 4) по состоянию инфраструктуры - уровень инвестиций в телекоммуникации, стоимость широкополосной связи 1) неразвитость финансового рынка (112-е место); 2) состояние институтов (110-е место); 3) по показателю развитости бизнеса - 91-е место; 4) неэффективность рынка товаров и услуг (99-е место); 5) низкий технологический уровень (67-е место)

Что касается проблемы «вымирания» населения России, первые результаты проводимой работы уже начинают появляться. Например, во многом благодаря экономическим стимулам (так называемому материнскому капиталу) и общему повышению уровня жизни в стране, естественная убыль населения в 2007 г. достигла минимального значения за период с 1995 г. (447,7 тыс. чел.). Кроме забот о низкой рождаемости перед государством стоит проблема высокой смертности, низкой продолжительности жизни населения. По результатам ежегодного доклада о продолжительности жизни в странах мира Фонда народонаселения ООН за 2007 г., средняя продолжительность жизни для мужчин в России составляет 58,7 года, а для женщин - 71,8 года. Эта негативная ситуация возникает в том числе и вследствие другой ключевой проблемы страны - недостаточно развитой инфраструктуры. Например, многие смерти в результате дорожнотранспортных происшествий происходят по причине плохого состояния дорог, из-за недостаточного количества и качества машин «скорой помощи» часто больному не удается получить своевременную помощь, что ведет к летальному исходу. Мы считаем, что пока правительству не удалось выработать комплекс-

ной, действительно эффективной программы по развитию как социальной, так и производственной инфраструктуры страны. Естественно, каждое министерство старается выработать пакет мер, направленных на поддержание и строительство инфраструктуры отрасли, однако по причине огромной значимости данной проблемы необходимо создать специальный орган государственного значения, отслеживающий состояние инфраструктуры во всей стране.

Достижение конкурентоспособности страны возможно только при преодолении насущных, ставших уже привычными, проблем. При этом только работа одновременно во всех направлениях может позволить государству действительно быть влиятельным игроком в современных условиях и преодолеть последствия мирового экономического кризиса.

Литература

4. Porter M.E. The Global Competitiveness / M.E. Porter, K Schwab, X. Sala-I-Martin. Geneva: World Economic Forum, 2008-2009. 608 p.

5. The IMD World Competitiveness Yearbook. 2008. 590 p.

АРСЕНТЬЕВА НАТАЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - аспирантка кафедры экономической теории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

ARSENTyEvA NATALIYA ALEKSANDROVNA - post-graduate student, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.