Министерство финансов РФ; задачи, функции. Совершенствование финансовой системы рф

Читайте также:
  1. Gt; 89. Предмет и функции СО как научной дисциплины и практической области деятельности. (не до
  2. PR в государственных структурах и ведомствах. PR в финансовой сфере. PR в коммерческих организациях социальной сферы (культуры, спорта, образования, здравоохранения)
  3. PR-кампания как особый вид коммуникационной деятельности. Признаки PR-кампании.
  4. А1. УЧЕТ ФАКТОРА ВРЕМЕНИ В ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РАСЧЕТАХ. НАРАЩЕНИЕ И ДИСКОНТИРОВАНИЕ
  5. А16. ФИНАНСОВЫЙ РЫЧАГ. СИЛА ФИНАНСОВОГО РЫЧАГА. УПРАВЛЕНИЕ РЫЧАГОМ
  6. Агентирование в коммерческой деятельности. Особенности оформления договорных отношений и правового регулирования.
  7. Аграрная реформа П.А. Столыпина: основные задачи и последствия;

МФ РФ – фед.орган исполнит.власти, осуществляющий функции по выработке Гос.политике и норм-прав.регулированию в сфере:
Бюджет, налог, страх, валют, банк, аудит деятельности, гос.долга, б/у и б/отчетности;
Производства, переработки и обращения драгМе и драг.камней;
Таможен.платежей, определения таможен.стоимости товаров и транспорт.средств;
Инвестирования средств для финансирования накопит.части трудовой пенсии;
Организации и проведении лотерей;
Производства и оборота защищенной полиграфической продукции;
Фин.обеспечения гос.службы;
Противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.
Задачи МФ:
1.совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма
2.разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики
3.концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ
4.разработка проекта федерального бюджета, обеспечение его исполнение, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидирование федерального бюджета РФ
5. разработка программ гос.заимствования и их реализации от имении РФ;
6.управление государственным внутренним и внешним долгом;
7. участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования гос.ресурсов, драгМе и камней;
8. разработка единой методологии, составление бюджета всех уровней и отчета об исполнении;
9. осуществление Фин.контроля в пределах своей компетенции.

Стратегическими целям и Минфина России и подведомственных ему федеральных служб являются:

1. Обеспечение выполнения и создание условий для оптимизации расходных обязательств Российской Федерации.

2. Поддержание макроэкономической и финансовой стабильности как основы для устойчивого социально-экономического развития страны.

3. Формирование и функционирование эффективной налоговой системы.

4. Создание условий для эффективного выполнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

5. Оптимизация управления государственным долгом и финансовыми активами.

6. Обеспечение надежности и прозрачности финансовой системы.

Основой деятельности Минфина России является выработка и реализация единой государственной финансовой политики, необходимой для устойчивого развития экономики и функционирования финансовой системы.



Минфин России в пределах своей компетенции обеспечивает выполнение и создает нормативные и методологические основы для оптимизации действующих и вновь принимаемых расходных обязательств Российской Федерации, необходимых для эффективной реализации полномочий и функций федеральных органов государственной власти.

  • 3.Финансовая система: понятие, назначение. Структура и принципы организации финн системы рф.
  • 5.Финансовые рынки финн посредники: понятие, виды, функции.
  • 6.Финансовый механизм: понятие, цель и задачи, структура. Особенности формирования и развития финансового механизма в рф.
  • 7.Органы управления финансами в рф: перечень, характеристика. Особенности реформы государственного управления 2004 г. И проблемы ее реализации.
  • 8.Министерство финансов рф: цели и задачи деятельности.
  • 9.Финансовая политика: понятие, задачи, содержание, структура. Взаимосвязь финансовой политики и социально-экономической политики государства. Содержание и особенности финансовой политики на 2010
  • 10.Сущность финансового планирования и финансового прогнозирования. Современные подходы и методы финансового планирования при разработке среднесрочных финансовых планов.
  • 11.Финансовый контроль: понятие, цели, субъектный состав, формы, методы.
  • 12.Государственный финансовый контроль: понятие, принципы, органы управления.
  • 13.Государственные финансы: понятие, структура (федеральные финансы, финансы субъектов федерации).
  • 14.Муниципальные финансы: понятие, особенности организации и управления. Роль муниципальных финансов в решении социальных задач территорий.
  • 15.Формы и методы воздействия государственных и муниципальных финансов на развитие экономики и социальной сферы.
  • 16.Государственный кредит: понятие, субъекты, формы, функции.
  • 17.Государственные гарантии в системе государственного кредита: понятие, правовые основы регулирования.
  • 18.Государственные займы: понятие, классификация, особенности.
  • 19.Государственный долг: понятие, формы государственного долга. Основания возникновения государственного долга. Методы управления государственным долгом.
  • 20.Государственные ценные бумаги: понятие, цели выпуска. Правовые основы эмиссии и обращения гос ц.Б. Рф
  • 21.Государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации. Муниципальные ценные бумаги.
  • 22.Формы международной финансовой глобализации. Роль финансов в развитии международного сотрудничества. Международный финансовый контроль.
  • 8.Министерство финансов рф: цели и задачи деятельности.

    Минфин явл-ся фед-ым орга¬ном исп-ной власти, обес-щим проведение единой финн-вой, бюд-ой, налоговой и валютной политики в РФ и координирующим деят-ть в этой сфере иных фед-ных органов исп-ной власти. Минфин России име¬ет территориальные органы.

    К основным задачам Минфина России относятся:

    Соверш-вание бюдж-ой системы и развитие бюдж-го федерализма;

    Разработка и реализация единой финн., бюджетной, на¬логовой и валютной политики в РФ;

    Концентрация финн. рес-в на приоритетных направ¬лениях социально-экономического развития;

    Осущ-ние гос-го финн-го контроля;

    Обесп-ие методологического руководства бух. учетом и отчет-ю, а также аудитом.

    Российской Федерации предоставлены широкие права:

    Получать от министерств, ведомств, предп-ий, учреждений матер-лы, необх-мые для составления и исполнения бюд¬жетного плана;

    Ограничивать и приостанавливать финансирование, в случае нарушения финансовой дисциплины;

    Проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной дея¬тельности предприятий и организаций.

    9.Финансовая политика: понятие, задачи, содержание, структура. Взаимосвязь финансовой политики и социально-экономической политики государства. Содержание и особенности финансовой политики на 2010

    Фин политика пред-т собой сов-ть форм, методов и инстр-в рег-го возд-я на соц-о-экон-ие процессы, связ-е с реальным ден-м оборотом. Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей развития общества Направления финн политики: налого¬вая политика. Она напр-а на созд-е прием-х как для гос-ва, так и для участ-в рынка условий налогообложения, обеспеч-х улуч-е финн-го положения реального сектора эк-ки. Основные задачи налоговой политики: комплексное реформ-ие налогового закон-ва в целях оптим-ии налоговой базы и снижения уровня неплатежей; ужесточение налогового администрирования; Первостепенной задачей бюджетной политики явл преодо¬ление бюджетного кризиса. Задачи: реализация программ экономии государственных расходов; централизация всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Фед-го казначейства; реструктуризация гос долга. Важнейшими зад-и денежно-кредитной политики являются:

    Преодоление банк-го кризиса; стимулирование организованных сбережений населения; рег-ние курса рубля к инос-м валютам на основе паритета покуп-ой спос-ти; пополнение валютных запасов гос-ва и снижение оттока кап-ов за границу; регулирование процентных ставок; расш-ие денежного предложения.

    К соц политики относятся: увязка фин помощи (трансфертов) суб-м РФ с вып-м ими обяз-в по финн-ию бюдж-ой сфе¬ры за счет соб-х дох-в; разработка механизмов компенсации доходов наименее обес¬печенных слоев населения, в том числе дифференцированной индек¬сации пенсий и поэтапной индексации ставок и окладов раб-ов бюдж-ой сферы; реал-ия пенсионной реформы, обеспечивающей форми¬рование многоуровневой пенс-ой системы с устойчивым фин-ием; регие вынужденной миграции.

    Не менее важна инвестиционная политика, кот-ая направлена на:

    Повыш-е роли бюджета развития РФ как источника финн-го обеспечения гос инвести¬ционной политики; создание условий для организ-го накопления и инвести¬рования сбережений населения; развитие ипотечного кред-ия; привлечение прямых инос-х инвестиций.

    Особенности фин политики на 2010г.:-подготовка соц стаб-ти и защиты нас-ия, включая снижение напряж-ти на рынке труда; - под-ка оживления эк-ки включая кредит-ия п/п-ий; - под-ка иннов-ой активности в эк-ке, создание нов соврем-х произв-в, под-ка внутр-го спроса; - под-ка разв-ия инструм-ов страх-ия жизни, развитие челоче-кого кап-ла.

    Министерство финансов РФ является федеральных органом исполнительной власти , обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

    Минфин РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями.

    Основными задачами Минфина являются:

    1. Совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма.

    2. Разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ.

    3. Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ.

    4. Разработка проекта федерального бюджета и его исполнение, составление отчета об исполнении.

    5. Разработка и реализация программ государственных заимствований, управление государственным внутренним и внешним долгом РФ.

    6. Разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в РФ.

    7. Осуществление в пределах своей компетенции государственного ФК.

    8. Обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетн6ости (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке России и кредитных организациях), а также в соответствии с законодательством РФ аудитом в РФ (кроме аудита в банковской системе).

    Функции Минфина РФ:

    1. Подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ.
    2. Участвует в установленном порядке в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу.
    3. Участвует в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройки экономики.
    4. Участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитной денежной политики РФ, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике.
    5. Участвует в формировании и осуществлении единой политики цен.
    6. Участвует в подготовке федеральных целевых программ и обеспечивает их финансирование за счет средств федерального бюджета.
    7. Разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета РФ.
    8. Исполняет в пределах своей компетенции федеральный бюджет, составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ.
    9. Совершенствует методы бюджетного планирования и порядок бюджетного финансирования, осуществляет методическое руководство в этой сфере.
    10. Проводит, с участием ЦБ, государственную политику в области эмиссии и размещение государственных ценных бумаг.
    11. Регистрирует выпуск ценных бумаг.
    12. Проводит, совместно с ЦБ, операции по обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга.
    13. Подготавливает предложения по совершенствованию валютных, финансовых, кредитных и таможенных отношений с иностранными государствами.
    14. Устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета и составление отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных организаций.
    15. Устанавливает формы учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ.
    16. Проводит аттестацию аудиторов и лицензирование аудиторской деятельности (кроме аудита в банковской системе).
    17. Проводит документированные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организации по заданиям правоохранительных органов и т.д.

    Минфин РФ имеет право:


    1. Запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ, материалы необходимые для:

    · разработки проекта федерального бюджета;

    · расчета прогноза консолидированного бюджета РФ;

    · составления отчета об исполнении федерального бюджета;

    · составления отчета об исполнении консолидированного бюджета в целом по РФ и анализов консолидированных бюджетов субъектов РФ.

    2. Запрашивать у федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ и организаций данные, необходимые для осуществления контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета.

    3. Проводить, совместно с Министерством экономики РФ, экспертизу технико-экономических проектов, предоставленных в качестве основания для выделения средств для инвестиций.

    4. Ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях прекращать, в соответствии с законодательством, финансирование федерального бюджета организации при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета, а также не предоставления ими в установленные сроки отчетности о расходовании ранее полученных средств.

    5. Взыскивать в установленном порядке с организаций средства федерального бюджета, израсходованных ими не по целевому назначению с наложением финансовых санкций.

    6. Выдавать, в случаях предусмотренных законодательством РФ, ссуды за счет средств федерального бюджета субъектам РФ на покрытие временных кассовых разрывов.

    Минфин РФ возглавляет Министр, назначенный на должность и освобождаемый Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

    Минфин РФ издает в пределах своей компетенции, на основании законодательства РФ, приказы, инструкции и иные нормативные правовые акты.

    В Минфине РФ образуется коллегия в составе Министра (Председатель коллегии), его заместителей, Министра МНС РФ и руководителя государственного таможенного комитета РФ по должности, а также других руководящих работников централизованного аппарата Министерства и иных лиц по представлению Министра.

    Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности утверждается Правительством РФ. Коллегия рассматривает основные вопросы финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, а также другие наиболее важные вопросы деятельности Министерства.

    Решения коллегии реализуется как правило приказами Министра. В случае разногласий между Министром и членами коллегии окончательное решение принимает Министр, докладывая о возникших разногласиях Правительству РФ.

    Для рассмотрения актуальных проблем теории финансов, вопросов внедрения в практику достижений науки при Министерстве финансов РФ создается научный совет, в состав которого входят ученые и специалисты в области финансов, кредита и денежного обращения.

    Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Минфина РФ и его территориальных органов осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление.

    1802 – 1917 годы

    Манифестом 8 сентября 1802 г. учреждено Министерство финансов, на обязанности которого лежало "управление казенными и государственными частями, кои доставляют правительству нужные на содержание его доходы, и генеральное всех доходов рассигнование по разным частям государственных расходов". На министра финансов манифест возлагал еще обязанность "при конце каждого года делать для наступающего подробный штат общих государственных расходов". Ведомство государственного казначея осталось неприкосновенным.

    При преобразовании министерств в 1810-1811 годах управление государственными доходами и расходами было распределено между тремя ведомствами: 1) Министерство финансов, которое ведало все источники доходов, 2) государственным казначейством, ведавшим движением сумм, и 3) государственным контролем, которому была поручена ревизия всех счетов.

    В 1817 г. в ведение Министерство финансов передан (из Министерства внутренних дел) департамент мануфактур и внутренней торговли, а в 1821 г. - департамент государственного казначейства. В 1824 г. учреждена особенная канцелярия по кредитной части, в 1828 г. - мануфактур-совет, в 1829 г. - коммерческий совет. С учреждением Министерства государственных имуществ, от Министерства финансов отошло в 1838 г. управление казенными крестьянами, землями, лесами и оброчными статьями. 27 октября 1861 г. открыло свои действия главное выкупное учреждение, упраздненное в 1895 г.

    Наркомфин России

    Наркомфин входил в состав Временного рабочего и крестьянского правительства России, образованного «Декретом об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятым 2-ым Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 года. Наркомат был призван обеспечивать проведение единой финансовой политики, а также осуществлять общее руководство в области организации финансов в стране.

    Декретом ВЦИК от 14 (27) декабря 1917 г. национализированы частные банки и организован подчинённый НКФ единый Народный банк РСФСР. Под управлением НКФ также находились Департамент государственного казначейства и местные казначейства. Тем же декретом были введены прямое налогообложение буржуазии, аннулированы государственные займы царского и временного правительства, ликвидированы биржи, занимавшиеся сделками с ценными бумагами.

    НКФ также проводила мероприятия по оздоровлению денежного обращения, на подготовку денежной реформы и замены старых денежных знаков, монополизации страхового дела, на укрепление сметно-бюджетной дисциплины и т. д.

    Условия Гражданской войны и политика военного коммунизма значительно ослабили роль финансового аппарата, снижалось экономическое значение денег, приостанавливалось взимание налогов, товарно-денежные отношения заменялись прямым распределением материальных ценностей из центра. В связи с этим в начале 1920-х была полностью упразднена кредитная система. Был ликвидирован Народный банк РСФСР и на его базе образовано Центральное бюджетно-расчётное управление НКФ (СУ РСФСР).

    В соответствии с Положением о Народном комиссариате финансов, утвержденным ВЦИК 26 июля 1921 г., в составе Наркомфина было создано организационно-на­логовое управление, которое позднее переименовали в управление налогами и государственными доходами. В губернских и уездных финотделах налоговые подразде­ления остались без особых изменений. Были упразд­нены податные инспекторы при уездных финотделах и сформирован штат фининспекторов, который осуществ­лял контроль за взиманием и подчинялся непосредственно губфипотделам.

    Наркомфин СССР

    В 1925 году НКФ СССР принял Положение о наружном налоговом надзоре, где определялись права, обязанности, задачи и функции финансовых инспекто­ров, их помощников и финансовых агентов. На наружный налоговый надзор возлагалось обследование плательщиков налогов, изучение источников их дохо­дов, объектов налогообложения. Ведение окладного счетоводства (карточки недоимок, книги, отчетные ведомости и др.) передавалось кассовым органам, а взимание платежей - налоговым агентам.

    В 1932 году было закончено строительство общежития для работников наркомата. К 1930 году налоговый аппарат Наркомфина СССР превысил 17 тыс. человек. Из них половина работала в финансовых органах, а остальные входили в аппарат наружного налогового надзора. Учитывая, что к этому времени с капиталистическим элементом как в городе, так и на деревне в основном было покончено, налоговая реформа 1930 г. внесла изменения и в организацию налогового аппарата. Основным звеном системы стала налоговая инспекция - структурное подразделение районных и городских финансовых отделов. К руководящим и контролирующим звеньям относились налоговые отделы краевых, областных и городских (с районным делением) финансовых органов, управления налогов и сборов наркоматов финансов союзных республик и Наркомата финансов СССР.

    В соответствии с законом от 15 марта 1946 года Наркомфин СССР преобразован в Министерство финансов СССР.

    1991-2014 годы

    РСФСР от 11 ноября 1991 года № 190 Министерство финансов РСФСР было объединено с Министерством экономики РСФСР в одно Министерство экономики и финансов РСФСР. Постановлением Правительства РСФСР от 15 ноября 1991 года № 8 Министерство финансов СССР было ликвидировано, а его предприятия и организации переведены в подчинение Министерства экономики и финансов РСФСР.

    С 25 декабря 1991 года по 19 февраля 1992 года министерство носило название Министерство экономики и финансов РФ. Указом от 19 февраля 1992 года № 156 оно было вновь разделено на два министерства -Министерство экономики РФ и Министерство финансов РФ.

    Цели Минфина

    1. Реализация ответственной бюджетной политики, направленной на долгосрочную устойчивость
    2. Устойчивое функционирование финансовой и банковской системы, развитие внутреннего инвестора
    3. Деофшоризация экономики, легализация капиталов и активов
    4. Актуализация форм и механизмов обеспечения сбалансированности и устойчивости региональных и муниципальных финансов
    5. Повышение гибкости долговой политики

    Департаменты Минфина