Создание резерва по сомнительным долгам с. Для чего создается

С 2017 года действуют новые правила для создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете. Мы рассмотрели все изменения.

Создавая резервы, фирма может сэкономить – за счет резерва уменьшаются текущие платежи по налогу на прибыль. Получается, что использование резервов – это один из немногих абсолютно законных способов снижения налога для тех организаций, которые применяют метод начисления.

Когда необходимо создавать резерв по сомнительным долгам

Резерв по сомнительным долгам в бухучете обязателен. А для налогового учета такого требования нет. Если компания решила формировать такой резерв, ей надо пропистаь это в учетной политике.

Создавать резерв нужно только тогда, когда у вас нет уверенности или каких-то дополнительных гарантий, что просроченная дебиторка будет погашена. И наоборот. Если уверены в неплатежеспособности покупателя, знаете: вовремя денег от него не получите, – резерв тоже создавайте (письмо Минфина России от 27 января 2012 г. № 07-02-18/01).

Кому выгоден резерв

Создав резерв по сомнительным долгам, компания может списать в расходы просроченную «дебиторку», не дожидаясь, когда истечет срок исковой давности.

Как формировать резерв в бухучете

Резерв по сомнительным долгам формируйте в следующем порядке. Сначала определите объем каждой отдельной сомнительной задолженности. Резерв нужно будет сформировать для каждого такого случая. При этом его размер определяйте также с учетом оценки финансового состояния должника и вероятности погашения обязательств полностью или частично. Ведь величина резерва по сомнительным долгам – это оценочное значение. Включать в него всю сумму сомнительного долга не обязательно (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности). Например, если контрагент вовремя не заплатил 1 000 000 руб. и у вас нет никаких гарантий, что он погасит долг, вам нужно создать резерв. Размер его при этом может быть максимальным (1 000 000 руб.), когда у вас, допустим, есть точная информация о начале процедуры банкротства должника. Или же сумма может быть меньше, когда известно, что дебитор ведет переговоры для реструктуризации других долгов и его платежеспособность может восстановиться. Если есть информация, что в итоге должник сможет вернуть 600 000 руб., то резерв создайте на 400 000 руб.

Резерв по сомнительным долгам в бухучете – это оценочное значение. Когда его создают, увеличивают или уменьшают, в бухучете признают соответственно расходы или доходы. Об этом сказано в пункте 4 ПБУ 21/2008.

Отчисления в резерв по сомнительным долгам учитывают в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99). Операции, связанные с созданием и использованием резерва по сомнительным долгам, отражают на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам»:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 63

  • создан (увеличен) резерв по сомнительным долгам.

Контрагент может погасить задолженность, по которой ранее создали резерв, полностью или частично. Тогда восстановите часть резерва, которая относится к этой задолженности:

ДЕБЕТ 51 (50) КРЕДИТ 62 (71, 73, 76...)

  • погашена задолженность контрагента;

ДЕБЕТ 63 КРЕДИТ 91-1

  • восстановлен резерв в части погашенной дебиторской задолженности.

Аналитический учет дебиторской задолженности по счету 62 (58-3, 71, 73, 76...) организуйте таким образом, чтобы была возможность получить всю необходимую информацию о задолженности, которая не оплачена в срок. Такие требования установлены Инструкцией к плану счетов.

Пример

Согласно договору поставки ООО «Производственная фирма "Мастер"» должно производить оплату ООО «Альфа» за поставленный товар в течение 30 дней с даты отгрузки. 15 мая «Альфа» отгрузила товар в адрес «Мастера» на сумму 1 200 000 руб. По состоянию на 15 июня оплата от «Мастера» в адрес «Альфы» не поступила. Согласно оценке вероятности погашения долга «Альфа» принимает решение, что задолженность «Мастера», не обеспеченная гарантией и не оплаченная по договору в срок, является сомнительной и по ней должен быть создан резерв в полной сумме. В налоговом учете резерв по сомнительным долгам не создают.

При составлении бухгалтерской отчетности за полугодие задолженность «Мастера» признана сомнительной, поэтому бухгалтер «Альфы» сделал следующие проводки:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 63

– 1 200 000 руб. – создан резерв по сомнительным долгам согласно приказу;

– 240 000 руб. (1 200 000 руб. × 20%) – отражен отложенный налоговый актив.

25 сентября «Мастер» частично погасил задолженность в сумме 600 000 руб. На эту же дату бухгалтер «Альфы» сделал проводки:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62 субсчет «Расчеты по отгруженным товарам»

– 600 000 руб. – частично погашена задолженность покупателя;

ДЕБЕТ 63 КРЕДИТ 91-1

– 600 000 руб. – восстановлен резерв в части погашенной дебиторской задолженности;

– 120 000 руб. (600 000 руб. × 20%) – уменьшен отложенный налоговый актив в части восстановленного резерва.

Ни в текущем, ни в следующем году по состоянию на 31 декабря года «Мастер» задолженность не погасил. Поэтому ранее созданный резерв подлежит восстановлению. 31 декабря следующего года в учете «Альфы» будут отражены проводки:

ДЕБЕТ 63 КРЕДИТ 91-1

– 600 000 руб. – восстановлен резерв в части непогашенной дебиторской задолженности;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» КРЕДИТ 09

– 120 000 руб. (600 000 руб. × 20%) – погашен отложенный налоговый актив в части восстановленного резерва.

Одновременно на эту же дату «Альфа» оценивает задолженность «Мастера» как сомнительную, так как нет оснований признавать ее нереальной для взыскания. Поэтому организация создала резерв сомнительных долгов в части этой непогашенной задолженности:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 63

– 600 000 руб. – создан резерв по сомнительным долгам;

ДЕБЕТ 09 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

– 120 000 руб. (600 000 руб. × 20%) – отражен отложенный налоговый актив.

Как создавать резерв в налоговом учете

Резерв по сомнительным долгам можно создать по итогам любого отчетного периода или в конце года. Сумма резерва по сомнительным долгам определяется только по результатам инвентаризации дебиторской задолженности на последний день отчетного (налогового) периода. Об этом сказано в пункте 4 статьи 266 Налогового кодекса РФ.

Если организация приняла решение о создании резерва, то она должна проводить инвентаризацию дебиторской задолженности либо ежеквартально, либо ежемесячно – в зависимости от того, как начисляется налог.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете в 2018 году в некоторых случаях фирмы создавать обязаны, а при определенных обстоятельства этого делать нельзя. Разберемся, как создавать и оформлять резервы и проводки приведем.

Зачем нужен резерв по сомнительным долгам и когда его создавать

Есть несколько причин, чтобы создать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете в 2018 году.

Первая причина - резерв поможет понять реальные обязательства покупателей и заказчиков.

Вторая причина - финансовый результат в бухгалтерской отчетности будет отражать истинную картину.

Третья причина - создание резерва по сомнительным долгам в налоговом учете в 2018 году позволит компании заранее учесть возможные убытки по безнадежным долгам.

Для чего нужен резерв - разобрались. Теперь посмотрим, когда его надо создать.

В бухучете резерв всегда нужно создавать при возникновении сомнительной дебиторской задолженности. А вот в налоговом учете компания вправе выбирать - создавать его или нет (письмо Минфина России от 16.05.2011 № 03-03-06/1/295).

Как создать резерв по сомнительным долгам в налоговом учете в 2018 году

Чтобы создать резерв по сомнительным долгам в налоговом учете, нужно выполнить следующие действия.

Во-первых, убедитесь, что можете создать резерв. Резерв может быть создан, если для расчета налога на прибыль организация применяет метод начисления.

Во-вторых, отразите соответствующий порядок в учетной политике. Образец приведен ниже.

В-третьих, определите сумму отчислений. Как это сделать, установлено статьей 266 НК РФ.

В-четвертых, спишите безнадежный долг.

В-пятых, если будете создавать резерв в следующем периоде, перенесите остаток резерва на следующий период. Если нет - остаток резерва включите в доходы.

Создание резерва оформите приказом. Образец приказа смотрите ниже.

Как создать резерв по сомнительным долгам в бухучете

Чтобы создать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете в 2018 году, используйте следующую схему действий.

1. Определите платежеспособность должника. Для это нужно:

  • собрать всю доступную информацию о должнике;
  • проанализировать эту информацию и принять решение о его платежеспособности.

2. Определите критерии неплатежеспособности должников. Закрепите их в учетной политике. Образец ниже.

3. Сформируйте резерв. Порядок установлен пунктом 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности и пунктами 2 и 3 ПБУ 21/2008.

4. Отразите операцию на счетах бухучета. Проводки по созданию резерва смотрите ниже.

5. Спишите безнадежную задолженность. Порядок списания установлен пунктом 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности.

Резерв по сомнительным долгам в 2018 году: проводки

Теперь поговорим, как отразить резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете 2018 на счетах бухучета.

1. Создание резерва по сомнительным долгам:

Дт 91-2 Кт 63

2. Контрагент погасил задолженность:

Дт 51 (50) Кт 62 (71, 73, 76...)

3. Восстановление резерва после погашения контрагентом задолженности:

Дт 63 Кт 91-1

Если вы создадите резерв только в бухучете, а в налоговом его создавать не будете, нужно отразить временную разницу. Временная разница приводит к образованию отложенного налогового актива, который уменьшит налог на прибыль в последующих периодах (п. 11 ПБУ 18/02). Его отражают проводкой:

Дт 09 Кт 68 с/сч «Расчеты по налогу на прибыль».

При восстановлении или использовании резерва нужно погасить (уменьшить) и отложенный налоговый актив:

Дт 68 с/сч «Расчеты по налогу на прибыль» Кт 09

Создавать резервы в налоговом учете могут только те организации, которые применяют метод начисления для целей налогообложения прибыли. Перечислим резервы, которые могут быть созданы (ст. 266 , ст. 267 , ст. 267.1 , ст. 267.2 , ст. 324 , ст. 324.1 НК РФ):

  • по сомнительным долгам;
  • на оплату отпусков;
  • на ремонт основных средств;
  • на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;
  • по предстоящим расходам на НИОКР;
  • по предстоящим расходам на социальную защиту инвалидов.

Сразу скажем, что обязательных резервов в налоговом учете нет. То есть формирование резервов в налоговом учете - это право организации.

Налоговый учет резервов

Порядок создания и использования любого резерва должен быть закреплен в учетной политике организации. Если организация по каким-то видам расходов создает резерв, то возникающие расходы должны списываться именно за счет резерва. И только если резерва не хватает, то остаток расходов уменьшает налоговую базу.

По некоторым резервам сумма неиспользованного по состоянию на 31 декабря резерва может быть перенесена на следующий год, если в следующем году организация будет создавать этот вид резерва.

Имейте в виду, создание резервов в бухгалтерском и налоговом учете может различаться. К примеру, организация обязана создавать резерв на оплату отпусков в бухучете (ПБУ 8/2010), но она может не формировать такой резерв в налоговом учете.

Резерв сомнительных долгов в налоговом учете 2016

Резерв сомнительных долгов может быть создан только по задолженности покупателей, связанной с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, которая не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией и не погашена в установленный договором срок (ст. 266 НК РФ).

Отчисления в резерв учитываются в составе внереализационных расходов.

Для определения суммы отчислений в резерв на последний день каждого квартала (месяца) нужно проводить инвентаризацию.

Общая сумма резерва не может превышать 10% выручки от реализации отчетного (налогового) периода без учета НДС.

Налоговый учет резерва на оплату отпусков

Резерв по отпускам в налоговом учете создается в порядке, определенном самой организацией (ст. 324.1 НК РФ). То есть нужно установить предельную сумму отчислений (предполагаемую годовую сумму расходов на оплату отпусков с учетом страховых взносов) и ежемесячный процент отчислений в резерв.

Отчисления в резерв на оплату отпусков учитываются в составе расходов на оплату труда.

Резервы предстоящих расходов на гарантийный ремонт: налоговый учет

Этот резерв могут создавать лишь те организации, у которых есть гарантийные обязательства перед покупателями (ст. 267 НК РФ). Порядок создания резерва четко прописан в ст. 267 НК РФ и изменять его нельзя. Суммы отчислений в резерв учитываются как прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете (НУ) формируется по правилам, отличным от порядка, действующего при образовании такого же резерва в бухучете (БУ). Рассмотрим, каковы особенности налогового резерва и что его отличает от аналогичного бухгалтерского объекта.

Определение долгов в НУ

Все вопросы в отношении (процедуру его создания, учета, изменения, использования) регулирует ст. 266 НК РФ. Однако начинается эта статья с определений долгов: сомнительного (п. 1) и безнадежного (п. 2).

Сомнительным считается не погашенный в определенный договором срок долг покупателя перед налогоплательщиком-юрлицом, который не имеет обеспечений (залога, поручительства, банковской гарантии).

Обратите внимание! С 1 января 2017 года нельзя признать сомнительным долг контрагента, перед которым у вас есть непогашенная кредиторская задолженность. Подробнее см. .

Из этого определения есть несколько исключений:

  1. Просроченные долги перед банками по оплате процентов и основного долга, возникшие после 01.01.2015, считаются сомнительными независимо от наличия обеспечения по ним.
  2. Не признается сомнительным долг, возникший:

Может ли быть сомнительным реструктурированный долг, узнайте .

Безнадежным долг признается в силу одной из следующих причин:

  1. По нему истек общеустановленный срок исковой давности, составляющий 3 года (п. 1 ст. 196 ГК РФ).
  2. Обязательство по оплате стало невозможным для исполнения, в т. ч. вследствие возникновения следующих обстоятельств:
  • издания госорганом соответствующего акта;
  • ликвидации должника.
  1. Имеет место постановление ФССП о невозможности осуществления взыскания.

Таким образом, безнадежный долг — это тот долг, который уже нереален для взыскания, а сомнительный — тот, который может стать безнадежным.

Цели формирования резерва в НУ

Безнадежный долг при признании его таковым можно учесть в убытках юрлица, принимаемых при расчете налога на прибыль. Однако осуществляется такое признание в подавляющем большинстве ситуаций по истечении довольно продолжительного срока (3 года), если юрлицо не формирует резерв сомнительных долгов.

Образование резерва по сомнительным долгам в налоговом учете позволяет учесть в расходах для базы по прибыли (внереализационных) потери от неоплаты долга в более ранние сроки, чем это произойдет, когда задолженность станет безнадежной. Но затем, когда безнадежность долга станет очевидной и его нужно будет списать, такое списание осуществится уже не за счет отнесения на расходы, а за счет сумм сформированного резерва по этому долгу (пп. 4, 5 ст. 266 НК РФ). При этом расхождения в суммах списываемого безнадежного долга и существующего резерва по нему в момент списания будут учтены в финрезультате (в доходах или в расходах), влияющем на налоговую базу по прибыли.

О том, какова последовательность действий при списании безнадежной задолженности, читайте в материале .

Правила образования резерва в НУ

Как и любой резерв, образуемый для целей расчета налога на прибыль, резерв по сомнительным долгам в налоговом учете образуется на добровольных началах (п. 3 ст. 266 НК РФ). Налогоплательщик вправе его не формировать, но если решение об этом принято, ему придется:

  • проверить, допустимо ли для него создание резерва с учетом наличия ряда ограничивающих критериев;
  • строго соблюдать правила работы с резервом, изложенные в ст. 266 НК РФ.

Создать резерв можно:

  • налогоплательщикам, ведущим учет методом начисления;
  • исключительно в части долгов покупателей, осуществляющих приобретение у юрлица товаров, работ, услуг;
  • только по тем долгам, которые уже просрочены, и длительность этой просрочки превышает 45 календарных дней.

Процедура создания резерва подразумевает:

  • Обязательность проведения регулярной инвентаризации долгов с периодичностью, соответствующей отчетному или налоговому периоду, значимому для налогоплательщика. Чаще всего им является квартал или год, но для юрлиц, ежемесячно рассчитывающих налог от фактической прибыли, им может быть месяц.
  • Выявление долга, соответствующего признакам сомнительного по критериям ст. 266 НК РФ: долг покупателя, не оплаченный вовремя и не обеспеченный гарантиями, - при отсутствии встречной кредиторки. К такому долгу не может быть отнесена задолженность, образовавшаяся у агента, собирающего денежные средства от покупателей (письмо Минфина России от 04.04.2012 № 03-03-06/1/178), и долги по неустойкам за неисполнение условий договора (письмо Минфина России от 23.10. 2012 № 03-03-06/1/562).
  • Определение длительности задержки платежа в сравнении со сроком, установленным договором, и градацию его по количеству календарных дней задержки: от 45 до 90 дней и более 90 дней.
  • Расчет величины резерва, который должен быть равен 100% долга при задержке платежа более 90 дней и 50% от суммы задолженности для задержки от 45 до 90 дней. Долг для целей расчета учитывают вместе с НДС (письмо Минфина России от 11.06.2013 № 03-03-06/1/21726). Наличие встречной кредиторской задолженности для этой процедуры роли не играет (постановление Президиума ВАС РФ от 19.03.2013 № 13598/12, письмо УФНС России по Москве от 05.03.2014 № 16-15/020341).
  • Сравнение величины созданного резерва с максимально допустимым его значением: до 01.01.2017 - 10% от объема выручки за отчетный (налоговый) период; при формировании резерва по итогам отчетных периодов - 10% от выручки за предыдущий налоговый период или 10% от выручки за текущий отчётный период, по итогу налогового периода - 10% от выручки за указанный налоговый период. Выручку для этого расчета берут без учета сумм НДС, относящихся к ней (письмо Минфина России от 12.11.2009 № 03-03-06/1/745). В отношении одного и того же долга, у которого в 2 соседних кварталах меняется срок неплатежа и, соответственно, величина образуемого по нему резерва, сравнение в каждом из кварталов будет проводиться с суммой выручки, соответствующей этому кварталу (письмо Минфина России от 06.04.2015 № 03-03-06/4/19198).
  • Отражение созданного резерва во внереализационных расходах.
  • Ведение детальной аналитики сомнительных долгов.

При полной оплате долга резерв аннулируется (восстанавливается), при частичной — корректируется в части, соответствующей сумме оплаты. Корректировки в этих ситуациях делаются в периоде оплаты с отнесением восстановленных сумм или сумм корректировок на финрезультат.

Резерв, образованный в отчетном году, при его неиспользовании (полном или частичном) можно перенести на следующий год (п. 5 ст. 266 НК РФ). Его величина должна быть учтена в сумме нового резерва, создаваемого в отношении этого же долга. Разница в объемах сравниваемых цифр корректируется за счет финрезультата.

Если резерв сформирован по долгу, выражаемому в инвалюте, то его пересчитывают по курсу одновременно с суммой долга на дату операции с долгом и на отчетную дату.

Учетная политика по НУ в отношении резерва

Как видим, правила формирования резерва по сомнительным долгам в налоговом учете и порядок работы с ним определены НК РФ в большинстве аспектов. Поэтому в учетную политику по НУ придется занести совсем немного положений в части этого резерва.

Прежде всего, нужно указать, будет или не будет образовываться такой резерв. Если решение о его создании принято, то в учетную политику по НУ дополнительно включают:

  • решение о периодичности, с которой будет проводиться инвентаризация долгов;
  • образец налогового регистра, разработанный для ведения аналитики по резервам, образованным по сомнительным долгам.

Такой налоговый регистр не имеет установленной формы, разрабатывается самостоятельно и помимо его названия и подписи ответственного лица должен содержать следующую информацию:

  • о периоде, к которому он относится;
  • об имеющихся сомнительных долгах;
  • о величинах резерва по каждому долгу — максимальной для периода и образованной;
  • о суммах корректировок резервов за период в соотнесении их с внереализационными доходами или расходами;
  • об объемах резервов, использованных для списания безнадежных долгов.

Этот регистр можно не вести, если имеет место совпадение между данными БУ и НУ (ст. 313 НК РФ). Но в части резерва сомнительных долгов совпадение этих данных будет скорее исключением, чем правилом.

Различия резервов в НУ и БУ, учет разниц

Порядки создания резервов в БУ и НУ различаются достаточно существенно. К основным отличиям резерва, образуемого в БУ, следует отнести:

  • обязательность его формирования по долгу, признанному сомнительным, для всех без исключения юрлиц;
  • применимость к долгам любого вида и к тем, которые еще не просрочены, но могут стать такими;
  • допустимость самостоятельной разработки критериев оценки сомнительности долга и правил определения размера резерва.

Максимальное сближение правил БУ и НУ для резерва путем установления их в БУ такими же, как в НУ, может не дать результата в части формирования одинаковых учетных данных уже по одному обстоятельству несовпадения видов задолженности, в отношении которых в БУ есть обязанность образования резервов, а в НУ — нет.

Если же в НУ резерв не создают, то расхождения между НУ и БУ возникнут уже из-за самого факта этого несоздания.

Таким образом, расхождения между данными НУ и БУ при создании резерва имеются практически всегда. Поэтому возникает необходимость учета образующихся разниц. Они носят характер временных и подчиняются всем правилам, установленным для них ПБУ 18/02 (приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н).

Итоги

Образование резерва сомнительных долгов для целей НУ необязательно. Если его создают, то в работе с резервом необходимо соблюдать все правила, установленные для него ст. 266 НК РФ. Различия в порядках создания резерва в БУ и НУ обусловливают наличие расхождений между данными 2 учетов, расцениваемых как временные разницы. Эти разницы учитывают по правилам ПБУ 18/02.

Просроченная, а то и вовсе не погашенная дебиторская задолженность, к сожалению, остается в нашей стране довольно распространенным явлением. С ним сталкиваются многие организации, которые работают в торговой, финансовой, любой другой сфере.

Для того чтобы бухгалтерская отчетность, сдаваемая такими предприятиями, была максимально точной, необходимо создавать резерв по сомнительным долгам. Именно он является одним из оценочных значений в бухгалтерском учете, которые позволяют вносить изменения в отчеты. Объем этого резерва, разумеется, будет вычтен из суммы дебиторской задолженности.

Кроме того, всем предпринимателям, осуществляющим деятельность на российском рынке, следует знать, что зарезервированные средства относятся к расходам, к себестоимости продукции. А следовательно, не учитываются при составлении отчетности по налогам. Так что вы вполне можете воспользоваться данным правом, чтобы сократить отчисления в бюджет.

Чем отличается резерв по сомнительным долгам в налоговом и бухучете

Сразу надо отметить самое главное отличие. В бухгалтерском учете компания обязана формировать резерв по сомнительным долгам и упоминать о нем в официальной отчетной документации. В налоговом же это является ее правом. Впрочем, многие предприятия с удовольствием пользуются им для снижения отчислений, что вполне логично.

Кроме того, можно выделить еще целый ряд особенностей, которыми обладает резерв по сомнительным долгам в налоговом и бухгалтерском учете. Чтобы представить их максимально наглядно, мы подробно опишем те положения, которые действуют в 2018-2019 году.

Как рассчитывается резерв в бухучете

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете устанавливается компанией самостоятельной. Все правила его определения приводятся в соответствующем Положении (РФ № 34н). Согласно ему, у организации есть три основных способа, чтобы сформировать этот самый резерв полностью на законных основаниях:

  1. Оценка производится по всем имеющимся сомнительным долгам по отдельности. Для каждого из них предприниматель может определять именно ту сумму, которая либо не возвращается, либо будет погашена с просрочкой. Затем все эти показатели суммируются и включаются в отчетность.
  2. Резерв по сомнительным долгам формируется на основе аналитических данных за предыдущие отчетные периоды. Компания просто изучает дебиторские задолженности за последние 3-5 лет и определяет среднюю сумму, которая резервируется в соответствии с упомянутым выше Положением.
  3. Сумма отчислений в резерв рассчитывается в зависимости от просрочки погашения дебиторской задолженности. Этот способ используется не только в бухгалтерском, но и в налоговом учете, однако о последнем мы будем подробно рассказывать несколько ниже.

Конкретному предприятию необходимо выбрать один из вышеперечисленных способов, с помощью которого будет формироваться резерв по сомнительным долгам и обязательно отразить его в учетной политике. Кроме того, от нее потребуется определение таких критериев, как финансовые возможности должника и его показатели платежеспособности (при первом способе) либо процент и сроки отчислений (при третьем способе).

Любые изменения в учетную политику предприятия по его отношению к долгам нужно вносить предварительно, перед началом отчетного периода. При этом следует учитывать, во-первых, специфические особенности компании, а во-вторых, влияние суммы резерва на общий баланс вашей деятельности. Ведь она в любом случае уменьшает чистые активы, тем самым может негативно отразиться на репутации организации.

Особенности формирования резерва в налоговом учете

В налоговом учете средства по просроченным долгам резервируются в соответствии с действующим законодательством (статья 266 пункт 3 Налогового кодекса). При этом в учетной политике совершенно не обязательно отображать способ его расчета (так как он всего один для любых ситуаций) – достаточно упомянуть лишь факт наличия зарезервированных средств. Кроме того, важно успеть принять решение о формировании резерва до начала отчетного периода – дальнейшему изменению оно уже не подлежит.

Основными особенностями резервирования средств являются:

  • согласно статье 265, зарезервированные средства не облагаются налогом по той простой причине, что включается в число финансовых затрат предприятия, никак не связанных с реализацией продукции;
  • резервировать средства из-за просроченных дебиторских задолженностей (соответственно, и выводить его за пределы налогооблагаемой базы) имеют право только те компании, которые платят налог на прибыль. То есть если при регистрации организации была выбрана упрощенная система налогообложения, то резервировать средства в налоговом учете нет никакого смысла. Напомним, что в бухгалтерском создании резерва – это обязанность любой компании, независимо от ее организационно-правовой формы и применяемой к ее деятельности системы налогообложения.

Как мы уже упоминали ранее, в налоговом законодательстве объем резервирования средств определяется в зависимости от просрочки погашения дебиторской задолженности. Расчет производится следующим образом:

  • если просрочка составляет 45-90 дней (календарных, не рабочих), то размер отчислений будет равен 50 процентов от суммы долга;
  • если период просрочки достигает 90 дней, резервируется 100% от задолженности.

Период до 45 дней не рассматривается вообще и не дает права на резервирование средств (как и на освобождение их от уплаты налога).

Еще одной особенностью создания резерва, упомянутой в налоговом законодательстве, является наличие ограничений. Его размер не может быть большим, чем десять процентов от суммы дохода предприятия за конкретный период просрочки. В то же время организация может по собственному желанию уменьшить этот показатель (для увеличения чистых активов).

К отличиям формирования резерва в бухгалтерском и налоговом учете также можно отнести следующее:

  • организация имеет право создавать резерв по сомнительным долгам в налоговом учете только в том случае, если ею выбирается способ начисления, упомянутый в статье 266 НК. В бухгалтерском она обязана формировать его, выбирая один из трех приведенных выше методов;
  • в бухучете вполне можно отнести к сомнительному тот долг, срок уплаты которого еще не наступил (то есть организация заранее уверена, что задолженность либо не будет погашена, либо возвращается несвоевременно). В налоговом же учитываются только вышеупомянутые просрочки.

Кроме того, в отчетах для налоговых органов резерв может формироваться лишь по тем сомнительным дебиторским задолженностям, которые отвечают трем перечисленным ниже условиям:

  • долги не были своевременно погашены;
  • они не обеспечены банковской гарантией, договором поручительства или имущественным залогом;
  • задолженность, так или иначе, связана с продажей товаров или предоставлением услуг.

В бухгалтерском законодательстве определяется, что организация имеет право определять самостоятельно, является ли долг сомнительным или нет.

Необходимость в проведении инвентаризации сомнительных долгов

В методических указаниях, регулирующих проведение инвентаризации финансовых обязательств компании и ее имущества, приводятся и требования к мониторингу сомнительных долгов в бухгалтерском учете. Он в обязательном порядке должен применяться к каждой дебиторской задолженности, что позволит своевременно внести изменения в учетную политику и зарезервировать средства. Кроме того, следует регулярно проводить проверку использования этих денег. Процесс инвентаризации должен осуществляться непосредственно перед началом каждого очередного отчетного периода.

Кроме того, даже если дебиторская задолженности была списана, необходимо в течение пяти лет отслеживать имущественное состояние должника с тем, чтобы своевременно выявить возможности погашения сомнительного долга.