Численность некоммерческих организаций в рф. Один из десяти. Сколько российских НКО реально работают? Сколько занятых в НКО

Обозреватель «Филантропа» Андрей Сучилин в своём блоге разбирается с данными исследования, согласно которому только 10% НКО в России реально работают.

Друзья, я полагаю, что вы, как и я, со временем сильно осторожнее стали относиться к словам. И, тем более, к различного рода исследованиям. Но меня всякий раз буквально ошарашивает, когда я сталкиваюсь с определённого рода текстами. Например, на днях я узнал, что «в регионах реально работает не более 10% от зарегистрированных НКО, а многие тысячи организаций либо просто существуют на бумаге, либо осваивают государственные и муниципальные деньги». Так говорится в докладе экспертов РАНХИГС.

По мере усиления контроля над сухопутной границей в Европе и в других местах мигранты рискуют опасным путем через море в хрупких судах, эксплуатируемых контрабандистами. Результатом является значительное количество смертей. Ключевым стимулом для них стало то, что развал гуманитарной и военной операции итальянского военно-морского флота в Италии не смог убедить другие европейские государства присоединиться к нему, и поскольку он не мог финансировать операцию, это закончилось. Маре Нострум был заменен операцией «Тритон», финансируемой Европейской пограничной охраной и береговой охраной.

«Власти не представляют, как работать с НКО»

Эта занимательная аббревиатура принадлежит Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. И я бы даже мог бы полностью и безраздельно поверить этому докладу, если бы сам не интересовался этой проблемой статистики и социологии третьего сектора начиная где-то с 2007 года. И если бы не знал, что РАНХИГС не слишком известен в благотворительном сообществе и в мире НКО вообще. Точнее – так: это, возможно, весьма авторитетная экспертная организация именно среди тех НКО, из числа которых реально работают 10% и которые «осваивают государственные и муниципальные деньги».

НКО - иностранный агент

Кроме того, его задача заключается прежде всего в защите границ, а не в спасении беженцев. Морская станция помощи мигрантам, основанная парой американских и итальянских миллионеров, была первой частной организацией такого типа, которая арендовала лодки.

Согласно морскому праву, каждое судно возле находящегося в бедственном положении судна должно прийти на помощь. Соответствующие морские власти поэтому координируют усилия по спасению в каждой зоне. На самом деле, однако, это часто НПО, которые находят подводные корабли и связывают береговую охрану. Затем спасательные мигранты отправляются в итальянский порт, где они перехватываются МВД.

Как пишет «Коммерсант» со ссылкой на доклад экспертов РАНХИГС, исследование проведено по заказу Общественной палаты (ОП). Плачевные результаты исследования привели к тому, что председатель ОП Александр Бречалов заявил, что в ближайшее время намерен устроить поездку по регионам, чтобы научить НКО эффективной работе.




Предоставляют ли некоммерческие организации закон? Этот процесс в Италии и в других местах подвергается значительной критике. Иными словами, они утверждают, что эти неправительственные организации являются торговцами людьми и поэтому виновны в незаконной иммиграции. Однако прокурор заявил, что не было доказательств проступка. Министр иностранных дел НПО осудил благодарность премьер-министра спасателям за помощь. Сам береговой охраны говорит, что поддерживает «политически нейтральную» морскую деятельность.

С другой же стороны, Александр Бречалов рассказал «Коммерсанту» и о второй причине плачевного положения дел: «Проблема в том, что власти не имеют представления о том, кто такие гражданские активисты. Они не представляют, как работать с НКО, но эту проблему мы будем решать». По словам Бречалова, для этого члены ОП РФ проведут серию форумов для НКО и госслужащих, которые будут сопровождаться тренингами по взаимодействию обеих сторон.

Исследователи Чарльз Хеллер и Лоренцо Пеццани опубликовали отчет, в котором эмпирические данные доказывают противоречие с утверждениями Фронтекса. Они отмечают, что агентство также обвинило Маре Нострум в поощрении нелегальной иммиграции. По их словам, отмена этой операции привела к увеличению числа погибших. Виновные не спасители, но их недостаток, они завершают свое послание.

В Разговоре подчеркивается контрпродуктивный характер укрепления пограничного контроля, особенно на суше. Предотвращение юридических поездок только приводит к смещению спроса на незаконные, что отражается беспощадными посредниками. Результатом этого являются рискованные маршруты доставки и увеличение числа смертей в море. В дебатах по мигрантам есть две точки зрения.

По мнению авторов доклада, причина такого положения дел кроется в том, что власть чрезмерно контролирует НКО. «Власть сотрудничает только с ручными НКО, которые умеют правильно писать заявки на получение грантов по федеральным, региональным и муниципальным программам, демонстрируют свою лояльность»,- говорится в исследовании. Как полагают эксперты РАНХИГС, многие представители региональных администраций считают, что выделения гранта достаточно для того, чтобы «принять участие в развитии третьего сектора».

Проблема, как считают эксперты, заключается в том, что у чиновников отсутствуют эффективные механизмы взаимодействия с НКО и общественными объединениями. «Нет даже инструментов знакомства с ними, нет практики диалога, а подобная дискуссия важна для понимания работы именно с неформальными гражданскими сообществами, которые будут в дальнейшем формировать повестку современных городов».

«Есть спящие НКО»

Возглавляющая в президентском Совете по правам человека комиссию по делам НКО Елена Тополева-Солдунова с выводами в докладе в целом согласна, но считает, что претензии к общественным организациям несколько преувеличены. «Эти цифры очень условные: есть масса незарегистрированных общественных объединений, которые работают эффективно, есть спящие НКО, которые работают по конкретным проектам»,- сказала она. Кроме того, у организаций, прекративших свое существование, часто просто не хватает денег на полноценную ликвидацию: «Это довольно дорогая юридическая процедура, а зарегистрировать (и ликвидировать) НКО порой даже сложнее, чем коммерческую фирму», — сказала она «Коммерсанту».

Странности статистики НКО

Я бы от себя добавил следующее. Общественная палата практически ежегодно проводит , посвященные состоянию НКО, их численности и другим вопросам. Цифры в этих исследованиях всегда удивительные и, что интересно, всякий раз – другие. Они настолько разные, что это не может быть изменено динамикой роста или деградации некоммерческих организаций. В некоторых исследованиях, к тому же, к числу НКО до сих пор относят гаражные и дачные кооперативы, союзы вкладчиков и инвесторов, а также, например, организации коллекционеров.

«Филантроп» уже неоднократно писал о странностях статистики НКО, потому сделать какие-либо определенные выводы о количестве работающих и неработающих организаций я не берусь. Кроме того, разительно отличаются цифры у разных исследователей.

Например, : «По данным Росстата, на 1 января 2007 г. численность НКО в России (за исключением органов государственной и муниципальной власти) составила 673 019 организаций. А по данным Федеральной регистрационной службы, на 1 декабря 2007 г. число НКО, состоящих на учете в ФРС и ее территориальных органах, равнялось 243 130 организаций, т.е. почти втрое ниже, чем по данным Росстата. На международной конференции „Некоммерческий сектор: экономика, право и управление“ Ярослав Кузьминов (ВШЭ) обозначил численность НКО в 359 000. На встрече с Дмитрием Медведевым 15 апреля 2009 года он же привел несколько иные данные: „В стране 413 000 негосударственных, некоммерческих организаций: четверть - это потребительские кооперативы, реальных НКО около 70 000“. А Ирина Мерсиянова, представляющая то же академическое учреждение, также ссылаясь на данные Росстата от 01.01.2009, приводит оценку 360 000, причем отмечает, что „из них реально действующих 38%, т.е. 136 000“».

По данным на 14 марта 2013 года , в разделе «Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях» на сайте Министерства юстиции РФ числилось 405 720 НКО. В этот перечень входили как организации, имеющие статус «исключенных» (184 647), так и статус «зарегистрированных» (221 073).

По данным Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ГУ-ВШЭ, уровень занятости и добровольчества в российских негосударственных некоммерческих организациях сопоставим с аналогичным показателем в странах Восточной Европы, но значительно ниже, чем в странах Западной Европы. Однако множество организаций существует лишь на бумаге, таких больше половины. Они искажают наши представления о потенциале российского некоммерческого сектора, его ресурсах и способности решать социально значимые задачи, отмечает директор Центра Ирина Мерсиянова

Результаты эмпирических исследований гражданского общества, которые ведет в последние годы Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ГУ-ВШЭ (научный руководитель Центра - первый проректор ГУ-ВШЭ Лев Якобсон), позволяют уточнить границы некоммерческого сектора как составной части гражданского общества, выявить число российских реально действующих НКО.

Центр осуществляет прикладные научно-исследовательские проекты, реализуемые по методологии и в партнерстве со Всемирным альянсом за гражданское участие (CIVICUS) - влиятельной независимой организацией, занимающейся исследованием гражданского общества, а также в партнерстве с Центром исследований гражданского общества Университета им. Джонса Хопкинса (США).

Численность организаций некоммерческого сектора экономики

По данным Росстата, общая численность некоммерческих организаций (исключая органы государственной и муниципальной власти) в России на 1 января минувшего года составляла 669,9 тыс. человек.

Законодательство предусматривает более 30 различных организационно-правовых форм НКО. Такое многообразие связано с тем, что в отличие от коммерческих организаций организационно-правовые формы НКО устанавливаются не только Гражданским кодексом (ГК РФ), но и рядом специальных законов.

Примерно половина от общего числа зарегистрированных НКО приходится на учреждения, общественные и религиозные организации (объединения) - 36% и 22%, соответственно, от общей численности НКО (рис. 1).

Рисунок 1. Структура некоммерческого сектора

По данным Росстата, общая численность НКО (исключая органы государственной и муниципальной власти) в РФ за период с 1 января 2008 г. по 1 января 2009 г. увеличилась с 655,4 тыс. до 669,9 тыс., или на 2 %.

Опережающими темпами росло число ТСЖ (почти на 20 тыс., прирост за год составил 77%), садоводческих и дачных товариществ (более чем на 2 тыс., прирост за год составил почти 5%), некоммерческих партнерств (более чем 1,5 тыс., прирост за год составил 6,5%), потребительских кооперативов (почти на 2 тыс., прирост за год составил 2,2%).

Наибольшее абсолютное сокращение числа наблюдалось среди общественных и религиозных организаций (их число сократилось почти на 8,5 тыс., т.е. на 5,5%), фондов (их число сократилось на 1 тыс., т.е. на 3,5%).

За пять лет

Динамика изменения численности некоммерческих организаций в разрезе их основных организационно-правовых форм за период 2004-2009 гг. (выборочно) представлена на рисунках 2 и 3.

Рисунок 2. Число НКО (без органов государственной и муниципальной власти) в 2004–2009 гг., по данным Росстата на 01.01.2009


Рисунок 3. Число общественных и религиозных организаций (объединений) в 2004–2009 гг. (выборочно по годам, по данным Росстата на 01.01.2009)


По критериям ООН

В числе организаций, которые официальная статистика относит к «некоммерческим» (опираясь на определение ГК РФ), есть такие, которые не относятся к структурам гражданского общества. Для статистического определения границ «расширительный» подход к перечню организационно-правовых форм НКО представляет известную проблему, уверена Ирина Мерсиянова . Вместе с тем уточнить границы можно, если воспользоваться подходом, принятым ООН. Согласно этому подходу, к некоммерческому сектору как сегменту гражданского общества рекомендуется относить такие организации, которые отвечают пяти критериям:

  • представляют собой организацию, имеющую юридический статус;
  • не преследуют цель получения прибыли и не распределяют прибыль между учредителями, членами и участниками;
  • независимы от органов госвласти;
  • являются самоуправляющимися;
  • образуются на основе добровольности, а не принуждения.

На этих основаниях из общей численности НКО (по данным Росстата) следует исключить организации, не соответствующие указанным критериям. Наиболее многочисленные группы - это органы государственной и муниципальной власти, созданные ими учреждения, а также потребительские кооперативы. За их минусом число российских зарегистрированных НКО составляло по данным на 1 января 2009 г. примерно 360 тыс. организаций.

Рисунок 4. Распределение некоммерческих организаций по организационно-правовым формам, соответствующим критериям ООН для структур гражданского общества (по данным Росстата на 01.01.2009)


На бумаге и на деле

Не секрет, что ряд организаций существует только на бумаге, не ведет по тем или иным причинам деятельности, предусмотренной их уставами. Такие организации искажают наши представления о потенциале российского некоммерческого сектора, его ресурсах и способности решать социально значимые задачи.

Вместе с тем информация о динамике численности реально действующих НКО могла бы послужить важным индикатором качества среды, в которой живет российский некоммерческий сектор, а также индикатором состояния гражданского общества.

Согласно результатам всероссийского обследования НКО, проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ГУ-ВШЭ в 2007 году , доля реально действующих НКО в общей численности официально зарегистрированных составляет не более 38%.

Таким образом, в действующее ядро некоммерческого сектора как сегмента гражданского общества сегодня в России входят приблизительно 136 тыс. некоммерческих организаций.

Сколько занятых в НКО?

Согласно данным всероссийского обследования НКО (Всероссийское обследование НКО, проведенное Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Государственного университета – Высшей школы экономики, 2009 г.), в негосударственных некоммерческих организациях по найму на условиях полного или неполного рабочего дня (полной или неполной рабочей недели) трудится 1,13% экономически активного населения России (люди в возрасте от 15 до 72 лет, по методологии МОТ). Данная категория используется для расчетов вместо доли занятых, чтобы снять зависимость занятых от экономических условий - уровня безработицы и т.п . Следует подчеркнуть, что занятость в некоммерческом секторе России носит, в основном, характер полной занятости - 79% сотрудников НКО работают полный рабочий день, то есть 40 часов в неделю. Частично занятые сотрудники НКО работают в среднем по 16,8 часов в неделю. В пересчете на полный рабочий день (при 40-часовой неделе) доля занятых в российском некоммерческом секторе составляет 0,89% численности экономически активного населения.

Рисунок 5. Трудовые ресурсы некоммерческого сектора (доля занятых в некоммерческом секторе в численности экономически активного населения в 2008 году, данные по России - 2009 г.)


Уровень вовлеченности

Труд добровольцев в той или иной мере используют более 75% российских НКО. Общий уровень вовлеченности в добровольческую деятельность в некоммерческом секторе в 2008 году составлял 3,02% от численности экономически активного населения (3,2% от числа занятых в экономике). В среднем добровольцы работают в НКО 26 часов в месяц. В пересчете на полную занятость получается, что трудовые ресурсы добровольцев равны 0,43% численности экономически активного населения или 0,46% от числа занятых в экономике. Таким образом, объем ресурсов добровольческого труда, задействованного в российских некоммерческих организациях, сопоставим с объемом трудовых ресурсов оплачиваемых сотрудников НКО. Можно дать и стоимостную оценку ресурсов труда добровольцев, участвующих в деятельности российских НКО: если бы труд добровольцев оплачивался также, как труд наемных сотрудников НКО, то стоимость ресурсов добровольного труда в некоммерческом секторе составила бы 16,5 млрд руб.

Половина россиян - филантропы в одиночку

Уровень занятости и добровольчества в российских негосударственных некоммерческих организациях сопоставим с аналогичным показателем в странах Восточной Европы, однако он значительно ниже, чем в странах Западной Европы (рис. 6).

Рисунок 6. Трудовые ресурсы некоммерческого сектора (в 2008 году, данные по России - 2009 год)


Таким образом, уровень развития добровольческой деятельности в российских НКО сопоставим с показателями других стран мира. В странах Восточной Европы он в среднем не ниже, чем в России. В целом добровольческая активность как повседневная социальная практика россиян достаточно высока. По данным всероссийского опроса населения, почти треть граждан России за последние 2-3 года несколько раз добровольно и безвозмездно трудились на благо других людей (не членов своей семьи или близких родственников), 9% россиян делали это постоянно и 7% - лишь однажды. Кроме того, необходимо отметить, что почти половина наших сограждан предпочитает проявлять свою добровольческую активность в одиночку, а не в рамках деятельности в НКО.

Подготовила Наталья Гетьман

Материалы по теме

Большинство некоммерческих организаций (НКО) считают, что государство в целом старается сотрудничать с третьим сектором - опорой гражданского общества. НКО, со своей стороны, тоже часто говорят о готовности к партнерству с властью. На практике доля примеров такого альянса скромна, хотя проявления встречного движения государства и третьего сектора очевидны. Об итогах опроса руководителей НКО рассказала в статье директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова.

Некоммерческие организации (НКО) должны участвовать в решении социальных проблем, полагают рядовые граждане, представители власти, бизнеса. Сами представители этих организаций предпочитают вкладывать силы в развитие культурных и образовательных проектов, выяснила в ходе исследования директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова.

Структура культурных потребительских практик в современном обществе становится все более сложной. Меняется и характер взаимосвязи между социальной позицией и стилем жизни. Большую роль в этом играют страновые факторы, пришла к выводу в ходе исследования сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Виолетта Корсунова.

«Выброшенными» из общества в России оказываются не только маргиналы - алкоголики и наркоманы, но и другие категории граждан, например, бедные и безработные, ВИЧ-инфицированные, инвалиды и люди, находящиеся на попечении государства. Больше всего таких «потерянных» в Калмыкии, Тюменской и Самарской областях, меньше - в Москве, Петербурге и на Северном Кавказе, где не принято родных оставлять в беде, выяснили сотрудники Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ при исследовании рисков социальной эксклюзии в российских регионах.

Супергерои с паранормальными способностями, киборги и возрождающиеся из пепла фениксы или же, наоборот, лубочные персонажи в «отлакированных» обстоятельствах - так выглядят в современном российском кино люди сталинской эпохи. Причем у этих художественных крайностей общий знаменатель: намеренная мифологизация времени и его героев, которая позволяет избежать объективных оценок этого периода жизни страны, выяснил преподаватель факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Егор Исаев.