Доход расход в бухгалтерском балансе. Балансовая прибыль и формула ее расчета

Понятие этики как области знания и как совокупности норм поведения.

Ныне этика трактуется как наука, система универ­сальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни; как наука о морали нравственности. При этом мораль является теоретической частью этики: это принципы, нормы и правила, которые предъявляются человеку, и осуществление которых носит добро­вольный характер. Нравственность – это практическая часть этики, область реальных поступков, поведения человека. Объектом этики (областью деятельности) является общество и человек, предметом (что изучает) – их мораль и нравственность.

Предмет этики.

Мораль и нравственность.

Этимология и значение термина «мораль».

Мораль - это нормы и правила, предъявляемые человеку, осуществление которых носит добровольный характер. Слово "мораль" – латинского происхождения. Оно образованно от латинского слова mos (мн. ч. – mores), что означало примерно то же, что и ēthos в греческом –– нрав, обычай. Цицерон со ссылкой на Аристотеля, образовал от него слова moralis – моральный и moralitas – мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика. Мораль – форма общественного сознания, вид человеческой деятельности и человеческих отношений, важный способ регуляции поведения человека в обществе, складывается из принципов, норм, правил, оценок, которыми человек руководствуется в своем поведении. Мораль – это индивидуальные и общественные формы человеческих отношений, основанные на различении добра и зла.

Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность».

этимологически термины «этика», «мораль» и «нравственность» возникли в разных языках и в разное время, но означающие единое понятие - «нрав», «обычай». В ходе употребления этих терминов слово «этика» стало обозначать науку о морали и нравственности, а слова «мораль» и «нравственность» стали обозначать предмет исследования этики как науки. В обычном словоупотреблении эти три слова могут употребляться как тождественные. Например, говорят об этике учителя, имея в виду его нравственность, то есть выполнение им определенных моральных требований и норм. Вместо выражения «моральные нормы» употребляется выражение «этические нормы».

На соотношение содержания слов «мораль» и «нравственность» существует две точки зрения, первая из которых считает содержание этих слов тождественным, а вторая - полагает, что они имеют различное содержание. Известно, что немецкий философ Г. В. Ф. Гегель (1770-1831 гг.) разделял содержание терминов «моральность» и «нравственность». В содержании моральности он видит такие понятия как умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть, а в содержание нравственности он включает особенности трех компонентов: семьи, гражданского общества и государства. Под понятием «моральность» Гегель имел в виду сферу морали, а под понятием «нравственность» - то, что сейчас определяется как социально-политическая сфера общества. Среди современных авторов некоторые из них разделяют содержание терминов «мораль» и «нравственность», считая, что мораль - это сфера должного, того, как нужно делать, как следует поступать, а нравственность - это сфера сущего, система реализованного морального сознания, область практических нравов, осуществление морали в конкретных поступках людей. Многие авторы считают мораль и нравственность как тождественные понятия, как термины, имеющие одинаковое содержание, а этику полагают как науку о морали и нравственности.

Происхождение морали.

В истории человеческой культуры можно встретить множество точек зрения на происхождение морали. В современной этической мысли принято выделять три наиболее общие концепции происхождения морали. Эти концепции объединяет стремление объяснить эволюцию предмета этики (мораль) исходя из биопсихосоциальной сущности человека.Первая концепция происхождения морали, абсолютистская, носит религиозную, идеалистическую, креационистскую трактовку, выводит мораль из некоторого трансцендентального источника. Сюда относятся концепции: «абсолютной идеальной заданности морали» (Платон); религиозной морали (божественное происхождение); «априорные сущности» морали (И. Кант) и др.В соответствии с данными взглядами нравственность есть сфера жизни, совершенно не зависящая от психофизических, эмпирических, житейских свойств человека. Человек получает мораль в виде: – «естественного нравственного закона» (внутренний закон, предзаданный особыми трансцендентными измерениями человеческого бытия); – «богооткровенного закона» (внешний закон, включающий в себя «должное», происходящее от Бога).

Абсолютистские теории происхождения морали недооценивают роль человека в процессе становления морального сознания. Идеалистические концепции, в частности И. Кант, рассматривают нравственность как доопытную форму сознания. Теологическая этика – как творение Бога или иной духовной субстанции. Феноменологическая этика – как особое царство неизменных ценностей. Иными словами, при всех имеющихся различиях все предлагаемые решения истолковывают нравственность (мораль) как нечто данное до реальной жизнедеятельности людей, их природного и социального бытия. Эти концепции обращаются к эмоционально-об­раз­ным, чувственным компонентам человеческой натуры, формируют духовность, культивируя чувства любви, сострадания, милосердия, долга.
Подобный подход к пониманию морали и моральности требует от человека добродетельного поведения, значительных усилий и самопожертвования, подавления своих естественных влечений и побуждений, ориентируют на пассивное принятие норм морали.Многие сторонники абсолютной морали считают, что наиболее фундаментальные моральные принципы вообще не нуждаются в каком-то рациональном обосновании. Представитель интуитивизма Дж. Мур утверждает, что добро можно постичь только интуитивно . Представитель деонтологического интуитивизма Д. Росс исходит из определяющего значения долга в нравственном поведении. Очевидно, что абсолютистские концепции выделяют в качестве самостоятельного способа обоснования морали учение о долге.

Натуралистические (гуманистические) концепции выводят мораль из природы человека, его эволюции и биологической заданности нравственных свойств людей. Натуралистические концепции представляют мораль как момент развития природных закономерностей. Натуралистическая концепция морали восходит к Ж. Ламетри, Ч. Дарвину и Г. Спенсеру, которые сформулировали эволюционный подход в этике, а затем породили многочисленные биологизаторские представления о морали. По сути, натуралистическая этика сводит мораль к эволюционной борьбе за существование – отбору наиболее приспособленных видов и полезных для выживания признаков. Таких же взглядов придерживались Л. Фейербах,
Э. Фромм , П.А. Кропоткин , полагавшие, что истинную мораль можно выработать, только зная природу человека. Современный натурализм (неонатурализм Фарбера, Трайб, Ролсона) пытается вывести мораль из однотипной психической организации и базовых инстинктов, присущих всем живым организмам. Данный подход не учитывает принципиальное различие в организации психики животных и человека, а также видовое отличие в животном мире.

Нередуктивный натурализм утверждает, что особенности нравственного поведения каждого живого существа можно вывести только из его естественной истории.

Психологическое обоснование морали предполагает выведение нравственности из особенностей организации человеческой психики. Так,
Д. Юм считает, что чувство сострадания формируется из психических способностей человека поставить себя на место другого.

Анализируя взгляды представителей натурализма, можно заключить, что человек как социальное животное живет в обществе себе подобных, опираясь на механизмы биологической регуляции и социальные инстинкты. С течением времени биологически обусловленные социальные инстинкты развивают душевные способности человека и становятся нравственностью. Привычка укрепляет нравственность и постепенно в общественном мнении складываются и формулируются правила общежития.
В данном случае понятие «нравственность» (мораль) тесно переплетается с психологией, антропологией, законами коммуникации, восприятия, самореализации, оказывается важнейшим элементом человеческого саморазвития, развертывания человеческих возможностей. На основе натурализма строятся гедонистические и эвдемонистические теории морали. В ХIХ в. наиболее популярной становится социально-историческая концепция морали, включающая в себя различные вариации: – конвенционалистские теории морали, полагающие, что нравственные установления принимаются людьми по соглашению; – утилитаристские теории, предполагающие выведение морали из внешних социальных благ, необходимых для удовлетворения потребностей человека. Обоснование морали при этом отражает тенденцию разделения общественной и индивидуальной морали. Наиболее явное выражение утилитаризм получает в принципе полезности: морально то, что полезно; – социально-исторические теории (антропосоциогенезис, диалектико-ма­териалистическая теория этики). Антропологическая концепция, трактующая мораль как неотъемлемое качество человека, находит выражение в учениях Демокрита, киренаиков, Аристотеля, К. Гельвеция,
Ж.-П. Сартр, Э. Фромма.Так, Аристотель, говоря о социальной природе морали, указывал, что человек – это «политическое животное». Таких же взглядов на мораль как на элемент общественной организации, как на разновидность социальной дисциплины придерживались
К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер.Позиция сторонников социальной теории об истолковании моральных норм и нравственной жизни общества и человека основана на понимании морали как социального явления. Нравственность определяется образом жизни, который ведут люди и который зависит от совокупности всех общественных отношений. Мораль есть отражение взаимосвязи между личными и общественными интересами людей. На каждой ступени развития человечество вырабатывает принципы и нормы своего поведения, которые закрепляются в индивидуальном сознании членов социального коллектива, а затем становятся общепринятыми, благодаря чему постепенно вырабатывается общее представление о нравственном и безнравственном. Иными словами, формируется общественное мнение, которое и стоит на страже выполнения человеком тех или иных нравственных правил и норм. В каждую историческую эпоху содержание этих принципов и норм меняется и отражается объективно сложившийся способ существования человеческого общества.

Очевидно, что происхождение морали напрямую связано с развитием человеческого общества, которое предъявляет ряд требований к поведению человека. Так, моральные представления людей первобытного общества формируются в условиях жесткой борьбы за жизнь. Первобытность отличалась общинной организацией социальной жизни, примитивным коллективизмом. Возникающие элементы нравственности были пронизаны идеей равенства как специфичным для той эпохи принципом организации социальных отношений. Равенство в прямом его понимании было тем историческим содержанием, в ходе осмысления которого складывалась своеобразная императивно-ценностная структура понимания добра и зла. Поэтому на ранних ступенях первобытного общества никто не осуждал убийство, людоедство и прочие безнравственные, с точки зрения современного человека, явления. С развитием простейших религиозных и моральных представлений общественный порядок в этом обществе поддерживается с помощью системы табу – запретов, таких как экзогамный запрет, запрет употребления в качестве пищи мяса тотемного животного и т. п. В ходе исторической эволюции из запретов складываются обычаи, традиции и ритуалы. Сложившиеся элементы морали органически включаются в единую синкретическую форму социальной регламентации. Формами социальной регламентации этой эпохи являются: обычай талиона, или принцип равного воздаяния, обычай кровной мести, в котором отражается архаическое представление о справедливости и др.

Специфика морали.

Специфика морали состоит в том, что она отражает объективно сложившиеся в обществе нормы поведения людей, т. е. мораль каждого общества и народа отличается своеобразием норм и правил. Далее мораль характеризуется добровольным следованием ее нормам. И, наконец, мораль существует в моральном сознании народа и передается от поколения к поколению. Таким образом, мораль есть продукт общественного развития, это сложное и противоречивое общественное явление, которое выступает как единство нравственного сознания, нравственных отношений, нравственной практики.

Социальные нормы.

Под социальными нормами понимают общие правила и образцы, поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей . Социальные нормы складываются исторически, закономерно. В процессе своего становления, преломляясь через общественное сознание, они затем закрепляются и воспроизводятся в необходимых обществу отношениях и актах. В той или иной мере социальные нормы являются обязательными для исполнения теми, кому адресованы, имеют определенную процедурную форму выполнения и механизмы своей реализации.

Виды социальных норм (обычаи, ритуалы традиции, права, религия).

разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы.

Основные виды социальных норм:

1. Нормы права - это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством.

2. Нормы морали (нравственности ) - правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия.

3. Нормы обычаев - это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.

4. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы ) - это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.

Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.

Кроме указанных, среди социальных норм различают: политические нормы; эстетические нормы; организационные нормы; нормы культуры и др.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13

Обычаи - это правила поведения общего характера, сло­жившиеся исторически в силу их длительного, многократного соблюдения, вошедшие в привычку, ставшие традицией. Со­блюдение их и обеспечивается привычкой людей, традицией. Однако определенное значение имеет и общественное мне­ние, осуждение нарушителей обычаев со стороны общества, соответствующей социальной группы.

Обычаи не имеют единой системы, они многочисленны, во многом различны - в зависимости от той социальной груп­пы, в которой они сложились (разные обычаи той или иной национальности, этноса, территориальной, профессиональ­ной группы и т. д.) или сферы деятельности (торговля, пере­возки и т. д.).

Обычаи - исторически первая группа норм, возникшая вместе с возникновением самого общества. Из обычаев воз­никло и первоначальное право в виде обычного права, скла­дывавшегося из обычаев, санкционированных государством.

Соотношение права с обычаями в современных условиях различно в зависимости от их характера. Одни обычаи могут санкционироваться государством, обретая характер правовых, которые учитываются государственными органами при реше­нии юридических вопросов. Такое санкционирование осу­ществляется путем ссылки законов на обычаи. Так, Кодекс торгового мореплавания СССР отсылает к обычаям морских перевозок, портов, новый Гражданский кодекс РФ - к обы­чаям делового оборота и иным.

Вторую группу составляют обычаи, соблюдение которых противоречит сложившемуся образу жизни в обществе. Со­блюдение таких обычаев правом запрещается под угрозой наказания. П. «л» ч.

2 ст. 105 У К РФ предусматривает ответ­ственность за убийство на почве кровной мести, т. е. за соблю­дение обычая кровной мести. Наибольшую группу обычаев составляют такие, к которым право относится нейтрально. Соблюдаются они или нет, для права безразлично. Их соблю­дение или несоблюдение никаких юридических последствий не влечет.

Корпоративные нормы - это правила поведения, принятые негосударственными организациями: партиями, профсоюза­ми, различного рода другими общественными объединения­ми, акционерными обществами, компаниями, кооперативами и т. д. Эти нормы содержатся прежде всего в уставах соответ­ствующих организаций, которые подлежат обязательной ре­гистрации в государственных органах, за исключением проф­союзов. В уставах партий, общественных и иных объединений содержатся нормы, определяющие права и обязанности их членов, структура органов, порядок их формирования, ком­петенция и т. д. Все эти организации после регистрации устава признаются юридическими лицами. Нормы же устава, осо­бенно различного рода коммерческих, предпринимательских корпораций, фондов и т.д., после регистрации обретают ха­рактер юридических норм.

Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производными от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

Нормы обычаев - это правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами.

Разновидностью обычаев считаются традиции , которые выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения. Другая разновидность обычаев - это ритуалы, регламентирующие поведение людей в бытовой, семейной и религиозной сферах.

Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями. Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций, а также самими общественными объединениями.

Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.

Ритуалом называют правило поведения, в котором самым главным является заранее строго заданная форма его исполнения. Само содержание ритуала не столь важно - главное значение имеет именно его форма.

Соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций .

Под социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими).



Социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля, вознаграждая членов общества за выполнение социальных норм либо наказывая за отклонение от последних, т. е. за девиантность.

Девиантным (отклоняющимся) называется такое поведение, которое не соответствует требованиям социальных норм. Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям. Так, известный социолог Э. Дюркгейм полагал, что девиация помогает обществу получить более полное представление о многообразии социальных норм, ведет к их совершенствованию, способствует социальному изменению, раскрывая альтернативы уже существующим нормам.

Социальный контроль

Социальный контроль - механизм регуляции отноше­ний индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

В широком смысле слова социальный контроль можно оп­ределить как совокупность всех видов контроля, существу­ющих в обществе*, нравственный, государственный контроль и др., в узком смысле социальный контроль - это конт­роль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.

Социальный контроль включает в себя два главных эле­мента : социальные нормы и санкции.

Санкции - любая реакция со стороны остальных на по­ведение человека или группы.

Существует следующая классификация санкций.

Виды санкций

Формальные:

- негативные - наказание за преступление закона или нарушения административного порядка: штрафы, тюремное заключение и др.

- позитивные - поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награжде­ния, свидетельства о профессиональных, академических ус­пехах и др.

Неформальные:

- негативные - осуждение человека за поступок со сто­роны общества: оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование человека и др.

- позитивные - благодарность и одобрение неофициаль­ных лиц - друзей, знакомых, коллег: похвала, одобритель­ная улыбка и т. п. и др.

Социологи выделяют две основные формы социального контроля.

Социальный контроль

Внутренний (самоконтроль)

Форма социального контроля, при которой индивид самосто­ятельно регулирует свое пове­дение, согласовывая его с об­щепринятыми нормами

Внешний

Совокупность институтов и механизмов, гарантиру­ющих соблюдение обще­принятых норм поведения и законов

В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство нелов­кости или вины, муки совести. Совесть - проявление внут­реннего контроля.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписа­ниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположе­на сфера подсознания, или бессознательного, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.

В традиционном обществе социальный контроль дер­жался на неписаных правилах, в современном его основой вы­ступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы.

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю.

Методы социального контроля

Изоляция

Установление непроходимых перегородок между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или пере­воспитания его

Обособление

Ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от об­щества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы вновь выполнять общепри­нятые нормы

Реабилита­ция

Процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих соци­альных ролей в обществе

Семья и брак

Семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества и тем самым осуществляющих воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования, членов семьи.

Семья является одновременно и социальным институтом, и малой группой.

Социальным институтом называется относительно устойчивый тип или форма социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Под малой группой в социологии понимается малочисленная по своему составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении с друг другом

Как социальный институт семья удовлетворяет важнейшую потребность людей в воспроизведении рода, как малая группа - играет огромную роль в воспитании и становлении личности, ее социализации, является проводником тех ценностей и норм поведения, которые приняты в обществе.

В зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства выделяют следующие типы семейных структур:

1) моногамное супружество и полигамию . Моногамное супружество представляет собой брак одного мужчины с одной женщиной. Полигамия - брак одного супруга с несколькими женщинами.

2) патрилинеальные и матрилинеальные семьи . В патрилинеальных семьях наследование фамилии, имущества и социального положения ведется по отцу, а в матрилинеальных - по матери;

3) патриархальные и матриархальные семьи . В патриархальных семьях главой является отец в матриархальных - наивысшим авторитетом и вли яяием пользуется мать;

4) гомогенные и гетерогенные семьи . В гомоген ных семьях супруги являются выходцами из одной социальной страты, в гетерогенных они происходят из разных социальных групп, каст, классов;

5) малодетные (1-2 ребенка), среднедетные (3-4 ребенка) и многодетные семьи (5 и более детей).

Семья выполняет целый ряд функций , среди которых главными являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная (снятие стрессовых ситуаций). Ученые-социологи различают специфические и неспецифические функции семьи. Специфические функции вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления. К ним относят рождение, содержание и социализацию детей. Неспецифическими называют те функции, выполнять которые семья оказывается принужденной в определенных исторических обстоятельствах. Эти функции связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления и т. п.

С институтом семьи тесно связан другой общественный институт - институт брака . брак представляет собой юридически оформленный добровольный и свободный союз женщины и мужчины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные личные, а также имущественные права и обязанности супругов.

В соответствии с законодательством о семье в Российской Федерации признается только светский брак, т. е. брак юридически оформленный, заключенный и зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния.

Брак может быть заключен только при соблюдении брачующимися ряда условий , установленных законом.
Различают две группы таких условий. К первой группе относят позитивные условия , наличие которых обязательно для заключения брака:

а) взаимное добровольное согласие вступающих в брак;

б) достижение брачного возраста, т. е. 18 лет; при наличии уважительных причин по просьбе брачующихся брачный возраст может быть снижен до 16 лет. Семейный кодекс предусматривает возможность вступления в брак и в более раннем возрасте. Это допускается в виде исключения с учетом особых обстоятельств, если законами субъектов РФ установлены порядок и условия заключения таких браков.

Вторую группу составляют негативные условия , т. е. обстоятельства, препятствующие заключению брака. К негативным относят следующие условия:

а) состояние в другом зарегистрированном браке хотя бы одного из лиц, вступающих в брак;

б) наличие близкого родства между лицами, вступающими в брак. Близкими родственниками признаются: родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), а также родные братья и сестры, причем это родство может быть как полным, так и неполным (когда сестра и брат имеют только общую мать или отца);

в) наличие отношений усыновления или удочерения между лицами, желающими вступить в брак;

г) признание судом недееспособности хотя бы одного из врачующихся вследствие психического расстройства.

Семейное законодательство устанавливает ряд оснований, при наличии которых брак может быть признан недействительным . К их числу относятся:

а) несоблюдение лицами, вступившими в брак, установленных законом условий егозаключения;

б) сокрытие лицом, вступающим в брак, наличия венерической болезни или ВИЧ?инфекции;

в) заключение фиктивного брака, т. е. такого брака, в который супруги или один из них вступили без намерения создать семью.

Брак признается недействительным со дня его заключения. Однако если к моменту рассмотрения дела о признании брака недействительным отпали те обстоятельства, которые в силу закона препятствовали его заключению, то суд может признать брак действительным.

Брак считается прекращенным:

а) в случае его расторжения в органах загса - со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния;

б) в случае расторжения брака в судебном порядке - в день вступления решения суда в законную силу (однако и в этом случае государственная регистрация расторжения брака необходима).

Супруги не вправе вступать в новый брак до получения свидетельства о расторжении брака в органе записи актов гражданского состояния.

Нормативное регулирование общественных отношений в современный период осуществляется с помощью достаточно сложной и многообразной совокупности социальных норм . Это: 1) мораль, 2) обычаи, традиции, обыкновения, 3) корпоративные нормы или нормы общественных объединении, 4) религиозные нормы, 5) правовые нормы.

Многообразие видов социальных норм объясняется сложностью системы общественных отношений, а также множественностью субъектов, осуществляющих нормативное регулирование общественных отношений. Нормы права устанавливают государство, его органы, общественные объединения и религиозные организации, а также отдельные социальные слои и общество в целом.

Мораль или моральные нормы представляют собой правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, честном и бесчестном и тому подобных этических требованиях и принципах. Значительная часть моральных норм вырабатывается и поддерживается обществом в целом или же большинством его членов.

Современное общество распадается на различные социальные группы в зависимости от рода занятий, профессии, возраста, пола и иных социальных характеристик. Неоднородность и даже противоречивость моральных норм, принадлежащих разным социальным слоям общества, составляет один из характерных признаков этого вида социальных норм .

Для морали характерны еще два следующих специфических признака. Моральные нормы закрепляют по преимуществу должное поведение человека, иных лиц. Мораль является наиболее изменчивым, динамичным видом социальных норм. Контроль за исполнением норм морали осуществляет либо общество в целом, либо отдельный социальный слой.

Разновидностью социальных норм выступают обычаи, традиции и обыкновения. Подобно моральным нормам они устанавливаются и охраняются от нарушений обществом либо признающим обычай, традицию отдельным социальным слоем. В то же время этот вид социальных норм имеет и свои особенности.

Обычай представляет собой правило поведения, сложившееся в далеком прошлом, а в современном обществе поддерживаемое в силу привычки. Обычай не имеет связи с оценочными категориями типа «добро и зло», «плохое и хорошее».

Критерий разграничения обычаев и норм морали, действующих в современном обществе, видится в том, что они регулируют разные виды общественных отношений. Моральные нормы определяют должное, обязательное отношение одного лица к другому. По аналогии с правом можно сказат^ что это материальные нормы. Сохранившиеся же и применяемые в настоящее время обычаи являются по преимуществу процессуальными нормами, они регулирует процедуру, порядок реализации моральных норм. Можно найти ряд примеров, когда реализация моральных норм, вроде христианских заповедей «не убий», «не укради», идущих от седой старины, стала потребностью всего общества. И тем не менее эти заповеди остаются моральными нормами, а не обычаями.

В пользу понимания обычаев как сохранившихся от древних времен процедурных норм свидетельствует их объединение в один вид, одну группу с традициями. Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжественными или знаменательными, значительными событиями в жизни человека, предприятий, организаций, государства и общества. В отличие от обычаев традиции могут применяться сравнительно короткий период. Они возникают в силу какого-либо единичного примера, поддержанного общественным мнением.

В настоящее время широкое распространение получил такой вид социальных норм как нормы общественных объединении, политических партий, закрепленные их уставами. Иногда в юридической литературе эти нормы называются корпоративными. Специфика корпоративных норм состоит в том, что они имеют документальную, письменную форму выражения - формально закрепляются письменным источником - уставом, принимаемым в установленном порядке. Документальная, письменная форма выражения корпоративных норм сближает их с правом, правовыми нормами. Но корпоративные нормы не обладают и не могут обладать свойствами права, поскольку регулируют отношения общественных образований, которые в силу их специфики не подлежат нормативно-правовому регулированию.

Под религиозными нормами понимаются правила, установленные различными вероисповеданиями. Такие нормы содержатся в религиозных книгах: Библии, Евангелии, Коране, Талмуде и др. либо в сознании верующих, исповедующих языческие, многобожеские культы. Религиозные нормы имеют различное содержание. Одни из них определяют порядок организации и деятельности религиозных объединении, общин, монастырей, братств, другие регламентируют отношение верующих людей к другим людям, их деятельность в «мирской» жизни, третья группа религиозных норм закрепляет порядок отправления религиозных обрядов. Религиозные нормы выступают источником права в ряде государств, исповедывающих ислам. Охрана и защита от нарушений этих социальных норм осуществляется самими верующими.

В обществе наряду с правовыми существуют социальные нормы – общие правила поведения, которые создаются самим обществом, гражданами и регулируют их поведение и деятельность. К ним относятся нормы морали, нравственности, обычаи, традиции, нормы внешней культуры, политические, корпоративные и др.

Социальные нормы - это общеобязательные и объективно необходимые правила поведения, со­вместного человеческого бытия, регулирующие гра­ницы возможных и должных действий.

Социальные нормы характеризуются следующими основными чертами:

1. Они являются общими правилами, т. е. применяются неопределенное количество раз ко всем индивидам, поведение или деятельность которых подпадает под данную социальную норму. Они действуют постоянно.

2. Социальные нормы регулируют волевую и сознательную деятельность людей. Индивиды должны знать их и руководствоваться ими. Это означает, что социальные нормы адресованы лицам, достигшим определенного возраста и не страдающим психическими заболеваниями.

3. Исполнение социальных норм обеспечивается самими гражданами, общественными организациями, которые применяют к нарушителям меры негативного воздействия: моральное или нравственное осуждение, исключение из членов общественной организации и т. д.

4. Характер и содержание социальных норм, их направленность обусловлены объективными обстоятельствами существования данного общества, состоянием его экономики, материальной обеспеченностью населения, уровнем развития культуры, морали, нравственности, историческими традициями и обычаями, менталитетом нации, другими реальными факторами. Например, социальные нормы рабовладельческого общества отличаются от современных социальных норм, социальные нормы европейских стран – от азиатских, правила одной религии от другой.

5. Социальные нормы, как правило, предписывают положительное поведение, полезное людям, соответствующее их интересам.

Они способствуют прогрессивному развитию общества.

Наряду с положительными в обществе могут существовать социальные нормы, направленные против честных людей, их добропорядочного, добросовестного поведения. К таким нормам относятся, например, правила различных преступных сообществ. Они осуждаются большинством граждан, не существуют открыто, имеют тайный и локальный характер. В общем количестве социальных норм они занимают незначительное место.

Особенность социальных норм состоит в том, что они исторически создаются самим обществом, людьми в процессе их взаимоотношений, а будучи созданными, регулируют их поведение.

Социальную норму можно охарактеризовать как правило, которое разрешает, обязывает или запрещает какое-либо действие или поведение человека. Например, общепринято, что молодой человек должен уступить место женщине или пожилому человеку в общественном транспорте. Наоборот, не принято, например, громко разговаривать и тем более кричать в общественных местах и т. д.

Наличие социальных норм дает возможность осуществлять контроль за поведением человека в обществе и определять его действия как правильные, т. е. соответствующие правилам поведения, и неправильные, т. е. несоответствующие этим правилам.

2. Нормы права в системе других социальных норм

Главными социальными нормами являются правовые. Они существенно отличаются от других социальных норм. Это отличие заключается в следующем:

1. Правовые нормы, как правило, создаются государством в качестве властных предписаний, которые не могут быть изменены или отменены гражданами, общественными или другими организациями. Их могут изменить или отменить только соответствующие государственные органы.

Другие социальные нормы создают сами люди, общественные организации, и они же могут их изменить или отменить. Эти нормы может изменить или отменить и государство, если они противоречат нормам права.

2. Исполнение норм права обеспечивается властной силой государства, а исполнение других социальных норм – либо самим обществом, людьми, либо соответствующими общественными, религиозными и иными формированиями.

3. В случае нарушения норм права государство властно привлекает к юридической ответственности правонарушителей, применяет к ним различные меры наказания.

Нарушение других социальных норм влечет за собой общественное воздействие на нарушителей, которое принимают либо сами граждане (например, моральное осуждение), либо организации в соответствии со своими уставами.

4. Нормы права всегда выражаются в определенных письменных актах, например, законах. Другие социальные нормы, например, нормы морали, нравственности, не закрепляются письменно, а содержатся в сознании людей. Некоторые не правовые нормы, например, нормы общественных организаций, могут выражаться в письменных уставах.

5. Нормы права образуют единую иерархическую и взаимосвязанную систему. Другие социальные нормы не имеют такой системы. Они разделены на обособленные и самостоятельные группы, относящие к различным видам социальных норм. Так, например, существуют нормы морали, нравственности, обычаи, традиции, нормы общественных организаций, различных религий и т. д.

6. Нормы права регулируют поведение граждан, общественных и иных организаций, предпринимательских структур, органов государства и даже государства в целом, т. е. имеют всеобщий характер.

Другие социальные нормы регулируют в основном поведение граждан, не имеют всеобщего характера.

7. Нормы права регулируют наиболее важные, главные общественные отношения. Другие социальные нормы регулируют менее значимые общественные отношения, например, взаимное поведение граждан в общественном транспорте, на собрании членов общественной организации, в процессе богослужения, коллективной молитвы и т. д.

Правовые нормы более жесткие и категоричные по сравнению с неправовыми, которые носят менее определенный и более мягкий характер.

В связи с тем, что правовые и иные социальные нормы тесно взаимосвязаны, находятся в одной системе и определяются едиными социальными условиями жизни общества, нередко одно и то же поведение человека регулируется ими одновременно. Например, кража чужого имущества порицается морально и является уголовным преступлением.

Выделяют следующие виды социальных норм: 1).обычаи - это устойчивые правила поведения лю­дей, которые складываются исторически в ре­зультате многократного повторения, сохраняются в сознании людей и охраняются с помощью общест­венного мнения; 2). религиозные нормы - это совокупность таких правил поведения, которые выражают определен­ное мироощущение и мировоззрение, базирующая­ся на вере в сверхъестественные силы и существо­вание Бога; 3). корпоративные нормы - это комплекс правил поведения, которые устанавливает какая-либо кор­поративная организация для регулирования отно­шений между своими членами. Корпоративные нор­мы должны действовать в пределах установленных государством полномочий;

4). политические нормы - это правила поведения, имеющие общий характер, которые учреждаются и санкционируются субъектами политической си­стемы для формирования и использования государ­ственной власти;

5). организационные нормы - это правила пове­дения, которые регулируют отношения, связанные с организационными и производственными зада­чами.

Другая классификация делит социальные нормы на следующие виды:

1) нормы морали; 2) семейные нормы;3) этические нормы; 4) нормы традиций и привычек; 5)деловые обыкновения; 6)правила этикета.

Социальные нормы, кроме того, характери­зуют следующие особенности:

1) предметом регулирования являются общественные отношения;

2) субъекты социальных норм - люди, которые явля­ются представителями социальной сферы.

Соотношение права и морали:

1) право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека;

2) право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры;

3) право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль;

4) мораль выступает в качестве ценностного критерия права.

Нравственные нормы подключены ко всем этапам формирования и социального действия права. Также они выступают значимым фактором совершенствования правовой системы