Условия и принципы экономической свободы.

Часть С. Напишите развернутый ответ на вопрос.

С5. В чем проявляется ограниченность экономических ресурсов? Приведите не менее трех положений.

Ответ:

Максимальный балл – 2.

С5. Назовите три основные сферы, в которых протекает экономическая деятельность.

Ответ:


  • производство, распределение, обмен, потребление.
Максимальный балл – 2.

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «рыночная экономика»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о рыночных отношениях.

Ответ:


  • рыночная экономика – это способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании,

  • при рыночной экономике должен главенствовать принцип: сделка должна быть выгодна как продавцу, так и покупателю,

  • для рыночной экономики характерно вмешательство государства в экономику в минимальной степени и только с помощью воздействия правовыми нормами.
Максимальный балл – 2.

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «рыночная конкуренция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о рыночной конкуренции.

Ответ:

Максимальный балл – 2.

С5. Назовите три проявления экономической свободы в рыночной экономике.

Ответ:

Максимальный балл – 2.

С5. Перечислите любые три условия, способствующие утверждению экономической свободы в рыночной экономике.

Ответ:

Максимальный балл – 2.

С6. С помощью трех примеров проиллюстрируйте процесс государственного регулирования экономики.

Ответ:

Максимальный балл – 3.

С6. Покажите на конкретном примере, к каким экономическим последствиям приводят принудительное установление государством цен на товары ниже рыночных. Укажите два последствия.

Ответ:

Последствия:

Примером является ситуация в СССР в 80-е годы власти с помощью введения всевозможных карточек, талонов пытались ограничить спрос и сдержать рост цен.

Максимальный балл – 3.

С6. Подтвердите тремя примерами необходимость участия государства в экономической жизни общества (необходимость государственного регулирования экономики).

Ответ:


  • В ряде стран введены специальные налоги на сверхприбыль компаний, косвенные налоги на приобретение предметов роскоши, то есть государство решает проблему смягчения неравенства доходов и богатства за счет их частичного перераспределения.

  • В Европейском суде несколько лет длится процесс против компании «Майкрософт», обвиняемой в монополизации рынка, то есть государство, защищая интересы потребителей, принимает антимонопольное законодательство.

  • Отдельной статьей расходов государственного бюджета является финансирование правоохранительных органов, здравоохранения, образования, то есть государство обеспечивает предоставление населению страны общественных благ.
Максимальный балл – 3.

С6. В стране Т. происходит становление рыночной экономики. Приведите три возможных примера, которые могли бы проиллюстрировать этот процесс.

Ответ:


  • господствующее положение занимает частная собственность, то есть собственность, принадлежащая частным и юридическим лицам, которые на ее основе осуществляет производство,

  • предпринимателям гарантируется свобода их деятельности,

  • государство вмешивается в экономику в минимальной степени и только с помощью правовых норм,

  • главными механизмами рыночной экономики являются свободная конкуренция, спрос и предложение, цена
Максимальный балл – 3.

С6. Назовите любые три задачи российского правительства по развитию рыночных отношений в экономике и проиллюстрируйте каждую примером.

Ответ:


  • формирование новой системы отношений собственности (например, принятие Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности», закрепление в ГК РФ многообразия форм собственности),

  • правовое регулирование отношений между работодателем и наемным работником (например, законодательное установление ставки минимальной оплаты труда),

  • создание условий для развития предпринимательства граждан (например, предоставление налоговых льгот малому бизнесу).
Максимальный балл – 3.

С6. Раскройте на трех примерах значение налоговой системы в жизни государства и общества.

Ответ:


  • Накануне окончания срока подачи налоговых деклараций в инспекции выстраиваются огромные очереди. Это оказывает дисциплинирующее воздействие на граждан и администрацию фирм. Во-первых, в срок оформить документы, во-вторых, подать декларацию раньше, чтобы избежать напрасной потери времени в очередях в налоговую инспекцию.

  • Фирмы отчисляют налоги в пенсионные фонды, то есть за счет налоговых поступлений осуществляется социальная политика государства.

  • В период кризиса были уменьшены налоги с крупных корпораций, которые вложили освободившиеся средства в поддержание производства, сохранение рабочих мест, то есть посредством налоговой системы осуществляется социально-экономическая политика государства.
Максимальный балл – 3.

С6. Руководитель предприятия, находящегося в тяжелом экономическом положении, самостоятельно принимает решение о сокращении числа работников, снижении заработной платы и направления большей части прибыли предприятия на рекламу продукции. Определите, предприятие какой организационно-правовой формы иллюстрирует пример. Приведите два аргумента, подтверждающих ответ.

Ответ:

Аргументы: Максимальный балл – 3.

С7. На встрече российского правительства с представителями профсоюзов и предпринимателей высказывались противоположные мнения об экономической политике. Профсоюзы настаивали на увеличении доли прибыли фирм, направляемых на социальные нужды. Предприниматели предлагали увеличить инвестиции в реальное производство. Предложите по два аргумента в поддержку позиции каждой группы участников.

Ответ:

Аргументы в поддержку мнения профсоюзов:

Аргументы в поддержку мнения предпринимателей: Максимальный балл – 3.

С7. В нашей стране в первой половине 90-х годов из примерно 155 тысяч государственных предприятий было приватизировано около 89 тысяч. Акционерный капитал приватизируемых предприятий распределился следующим образом:


  • внутренние акционеры (работники, дирекция) – 62% акций,

  • внешние акционеры – 21% акций

  • государство – 17% акций.
При этом на мелких внешних акционеров (обычных держателей ваучеров) пришлось 10% акций.

Можно ли на основании этих данных сделать вывод о создании крупного частного сектора в экономике страны? Превратилась ли основная масса населения страны в собственников предприятий? Аргументируйте свои выводы.

Ответ:


  • Да, можно. Так как более половины предприятий были приватизированы.

  • Нет. На долю обычных держателей акций пришлась только десятая часть акционерного капитала.
Максимальный балл – 3.

С7. В структуре распределения земель в России по типам собственников в 2001 году:


  • доля индивидуальных участков граждан составляла 6%,

  • земли фермеров – 8%,

  • а земли бывших колхозов и совхозов – 86%.
Семьям россиян на своих крохотных участках удается производить более 88% всего картофеля и почти 67% всех остальных овощей, выращиваемых в стране.

Можно ли на основании этих данных сделать выводы: 1) о неэффективном распределении земель в стране; 2) о неэффективном использовании земель. Аргументируйте свои выводы.

Ответ:


  • Да, можно. Так как огромные площади земель по-прежнему находятся в распоряжении государства, что затрудняет переход земель от неэффективных собственников к эффективным.

  • Да, так как значительные сельскохозяйственные угодья не включены в эффективный производственный процесс, а используются семьями россиян для вынужденного занятия натуральным хозяйством.
Максимальный балл – 3.

С7. «Это было время, когда мы в Германии занимались вычислениями, согласно которым на душу населения приходилось раз в пять лет по одной тарелке, раз в 12 лет – пара ботинок, раз в 50 лет – по одному костюму», - писал Л. Эрхарт. Правительство считало, что на основе подсчетов сырья «можно определять судьбу народа на многие годы вперед».

О какой экономической системе пишет Л. Эрхард? Аргументируйте свой вывод. Опираясь на знания из курса обществознания, назовите еще одну черту, присущую этой системе.

Ответ:

Среди других черт командной экономики можно назвать: Максимальный балл – 3.

С7. В ходе социологических опросов 2002 и 2005 годов предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Люди по-разному устраивают свою жизнь, в разной мере приспосабливаясь к условиям. Какое из следующих высказываний точнее всего описывает ваше отношение к нынешней жизни?» Полученные данные представлены в таблице.

Сделайте вывод об изменениях в настроениях современных россиян. Приведите (используя данные таблицы) три обоснования этого вывода.


Варианты ответа

Число ответивших (в %)

2002

2005

Мне приходится «вертеться», хвататься за любую возможность заработать, лишь бы обеспечить себе и близким терпимую жизнь

28

31

Я свыкся с тем, что пришлось отказаться от привычного образа жизни, жить, ограничивая себя в большом и малом

26

20

Я живу, как и раньше, - для меня в последние годы ничего особенного не изменилось

21

27

Мне удалось использовать новые возможности, чтобы добиться большего

7

10

Я никак не могу приспособиться к нынешней жизни

18

12

Ответ: Обоснования:

  • только 12% никак не смогли приспособиться к нынешней жизни (за три года их число немного сократилось),

  • немного (на 3%) увеличилось число тех, кому удалось использовать новые возможности, чтобы добиться большего,

  • доля тех, кто свыкся, что пришлось жить, ограничивая себя в большом и малом, сократилась на 6%.
Максимальный балл – 3.

С7. Нередко можно услышать мнение, что для повышения эффективности рыночной экономики необходимо минимизировать влияние государства на экономику. Сформулируйте собственное мнение по данному


С7. Нередко можно услышать мнение, что профицит бюджета, существующий в России, является злом, тормозящим экономический рост в стране. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.
С7. Нередко можно услышать мнение, что дефицит бюджета является стимулом к экономическому росту. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.
С7. Существует мнение, что рынок обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.

С7. Существует мнение, что информация является самым надежным, прибыльным фактором производства и несет обществу одни блага. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента.

С5. В чем проявляется ограниченность экономических ресурсов? Приведите не менее трех положений.

Ответ:

· ограниченность пахотной земли,

· исчерпаемость полезных ископаемых,

· ограниченность трудовых ресурсов.

Максимальный балл – 2.

С5. Назовите три основные сферы, в которых протекает экономическая деятельность.

Ответ:

· производство, распределение, обмен, потребление.

Максимальный балл – 2.

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «рыночная экономика»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о рыночных отношениях.

Ответ:

· рыночная экономика – это способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии форм собственности, предпринимательстве и конкуренции, свободном ценообразовании,

· при рыночной экономике должен главенствовать принцип: сделка должна быть выгодна как продавцу, так и покупателю,

· для рыночной экономики характерно вмешательство государства в экономику в минимальной степени и только с помощью воздействия правовыми нормами.

Максимальный балл – 2.

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «рыночная конкуренция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о рыночной конкуренции.

Ответ:

· под рыночной конкуренцией понимается соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющихся у них экономических ресурсов,

· роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных товаров,

· свободная конкуренция является одним из главных механизмов рыночной экономики.

Максимальный балл – 2.

С5. Назовите три проявления экономической свободы в рыночной экономике.

Ответ:

· свободное ценообразование,

· свобода предпринимательской деятельности,

· свободный обмен,

· свободное распределение ресурсов,

· свободная конкуренция.

Максимальный балл – 2.

С5. Перечислите любые три условия, способствующие утверждению экономической свободы в рыночной экономике.

Ответ:

· свободное ценообразование,

· законодательное закрепление многообразия форм собственности,

· обеспечение правовой защиты прав собственника,

· государственная поддержка конкуренции и предупреждения монополизма,

· развитие предпринимательства и деловой активности населения.

Максимальный балл – 2.

С6. С помощью трех примеров проиллюстрируйте процесс государственного регулирования экономики.

Ответ:

· принятие закона о ставке минимальной оплаты труда – правовое регулирование трудовых отношений,

· Центральный банк устанавливает размер ставки процента за кредит – регулирование денежного обращения,

· повышение таможенных пошлин на отдельные виды потребительских товаров – регулирование налогообложения.

Максимальный балл – 3.

С6. Покажите на конкретном примере, к каким экономическим последствиям приводят принудительное установление государством цен на товары ниже рыночных. Укажите два последствия.

Ответ:

Последствия:

· появление товарного дефицита,

· рост теневой экономики,

· оживление спекуляции.

Примером является ситуация в СССР в 80-е годы власти с помощью введения всевозможных карточек, талонов пытались ограничить спрос и сдержать рост цен.

Максимальный балл – 3.

С6. Подтвердите тремя примерами необходимость участия государства в экономической жизни общества (необходимость государственного регулирования экономики).

Ответ:

· В ряде стран введены специальные налоги на сверхприбыль компаний, косвенные налоги на приобретение предметов роскоши, то есть государство решает проблему смягчения неравенства доходов и богатства за счет их частичного перераспределения.

· В Европейском суде несколько лет длится процесс против компании «Майкрософт», обвиняемой в монополизации рынка, то есть государство, защищая интересы потребителей, принимает антимонопольное законодательство.

· Отдельной статьей расходов государственного бюджета является финансирование правоохранительных органов, здравоохранения, образования, то есть государство обеспечивает предоставление населению страны общественных благ.

Максимальный балл – 3.

С6. В стране Т. происходит становление рыночной экономики. Приведите три возможных примера, которые могли бы проиллюстрировать этот процесс.

Ответ:

· господствующее положение занимает частная собственность, то есть собственность, принадлежащая частным и юридическим лицам, которые на ее основе осуществляет производство,

· предпринимателям гарантируется свобода их деятельности,

· государство вмешивается в экономику в минимальной степени и только с помощью правовых норм,

· главными механизмами рыночной экономики являются свободная конкуренция, спрос и предложение, цена

Максимальный балл – 3.

С6. Назовите любые три задачи российского правительства по развитию рыночных отношений в экономике и проиллюстрируйте каждую примером.

Ответ:

· формирование новой системы отношений собственности (например, принятие Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности», закрепление в ГК РФ многообразия форм собственности),

· правовое регулирование отношений между работодателем и наемным работником (например, законодательное установление ставки минимальной оплаты труда),

· создание условий для развития предпринимательства граждан (например, предоставление налоговых льгот малому бизнесу).

Максимальный балл – 3.

С6. Раскройте на трех примерах значение налоговой системы в жизни государства и общества.

Ответ:

· Накануне окончания срока подачи налоговых деклараций в инспекции выстраиваются огромные очереди. Это оказывает дисциплинирующее воздействие на граждан и администрацию фирм. Во-первых, в срок оформить документы, во-вторых, подать декларацию раньше, чтобы избежать напрасной потери времени в очередях в налоговую инспекцию.

· Фирмы отчисляют налоги в пенсионные фонды, то есть за счет налоговых поступлений осуществляется социальная политика государства.

· В период кризиса были уменьшены налоги с крупных корпораций, которые вложили освободившиеся средства в поддержание производства, сохранение рабочих мест, то есть посредством налоговой системы осуществляется социально-экономическая политика государства.

Максимальный балл – 3.

С6. Руководитель предприятия, находящегося в тяжелом экономическом положении, самостоятельно принимает решение о сокращении числа работников, снижении заработной платы и направления большей части прибыли предприятия на рекламу продукции. Определите, предприятие какой организационно-правовой формы иллюстрирует пример. Приведите два аргумента, подтверждающих ответ.

Ответ:

· организационно-правовая форма предприятия – индивидуальное частное предприятие,

Аргументы:

· индивидуальный собственник несет персональную материальную ответственность за результаты деятельности предприятия,

· собственник обладает экономической свободой для принятия хозяйственных решений.

Максимальный балл – 3.

С7. На встрече российского правительства с представителями профсоюзов и предпринимателей высказывались противоположные мнения об экономической политике. Профсоюзы настаивали на увеличении доли прибыли фирм, направляемых на социальные нужды. Предприниматели предлагали увеличить инвестиции в реальное производство. Предложите по два аргумента в поддержку позиции каждой группы участников.

Ответ:

Аргументы в поддержку мнения профсоюзов:

· необходимо повысить уровень доходов населения для решения задач борьбы с бедностью,

· рост потребительского спроса будет способствовать росту объемов производства,

· социальная помощь малообеспеченным слоям населения – важнейшая функция государства в рыночной экономике.

Аргументы в поддержку мнения предпринимателей:

· возможность обновления техники и внедрения новых технологий,

· возможность совершенствования структуры производства,

· поддержка отечественного производителя,

· повышение жизненного уровня населения возможно лишь на основе экономического роста.

Максимальный балл – 3.

С7. В нашей стране в первой половине 90-х годов из примерно 155 тысяч государственных предприятий было приватизировано около 89 тысяч. Акционерный капитал приватизируемых предприятий распределился следующим образом:

· внутренние акционеры (работники, дирекция) – 62% акций,

· внешние акционеры – 21% акций

· государство – 17% акций.

При этом на мелких внешних акционеров (обычных держателей ваучеров) пришлось 10% акций.

Можно ли на основании этих данных сделать вывод о создании крупного частного сектора в экономике страны? Превратилась ли основная масса населения страны в собственников предприятий? Аргументируйте свои выводы.

Ответ:

· Да, можно. Так как более половины предприятий были приватизированы.

· Нет. На долю обычных держателей акций пришлась только десятая часть акционерного капитала.

Максимальный балл – 3.

С7. В структуре распределения земель в России по типам собственников в 2001 году:

· доля индивидуальных участков граждан составляла 6%,

· земли фермеров – 8%,

· а земли бывших колхозов и совхозов – 86%.

Семьям россиян на своих крохотных участках удается производить более 88% всего картофеля и почти 67% всех остальных овощей, выращиваемых в стране.

Можно ли на основании этих данных сделать выводы: 1) о неэффективном распределении земель в стране; 2) о неэффективном использовании земель. Аргументируйте свои выводы.

Ответ:

· Да, можно. Так как огромные площади земель по-прежнему находятся в распоряжении государства, что затрудняет переход земель от неэффективных собственников к эффективным.

· Да, так как значительные сельскохозяйственные угодья не включены в эффективный производственный процесс, а используются семьями россиян для вынужденного занятия натуральным хозяйством.

Максимальный балл – 3.

С7. «Это было время, когда мы в Германии занимались вычислениями, согласно которым на душу населения приходилось раз в пять лет по одной тарелке, раз в 12 лет – пара ботинок, раз в 50 лет – по одному костюму», - писал Л. Эрхарт. Правительство считало, что на основе подсчетов сырья «можно определять судьбу народа на многие годы вперед».

О какой экономической системе пишет Л. Эрхард? Аргументируйте свой вывод. Опираясь на знания из курса обществознания, назовите еще одну черту, присущую этой системе.

Ответ:

· речь идет о командной экономической системе,

· аргумент: осуществление централизованного планирования,

Среди других черт командной экономики можно назвать:

· государственное регулирование цен на товары и услуги,

· преобладание государственной собственности.

Максимальный балл – 3.

С7. В ходе социологических опросов 2002 и 2005 годов предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Люди по-разному устраивают свою жизнь, в разной мере приспосабливаясь к условиям. Какое из следующих высказываний точнее всего описывает ваше отношение к нынешней жизни?» Полученные данные представлены в таблице.

Сделайте вывод об изменениях в настроениях современных россиян. Приведите (используя данные таблицы) три обоснования этого вывода.

Развитие экономической свободы

Экономическая свобода, как элемент экономики впервые упоминался в нашей стране в период Советского Союза. Экономическая свобода в СССР практически отсутствовала, что было обусловлено формой власти и экономическим режимом, действующим в те времена. Ограничения привели к тому, что внешняя экономическая политика была очень скудной, товарного ассортимента на рынке почти не было, однако, была стабильность, которую современный рынок и экономическая свобода обеспечить не могут.

Государство в те времена было монополистом, то есть принимало все решения в области торговли, развития внешних и внутренних экономических отношений самостоятельно.

Надо заметить, что внешние отношения в Советском Союзе были очень ограничены, внешняя торговля велась только по определенным направлениям, а импорт в страну был вообще на уровне минимума. Ввиду этого экономическая свобода населения была очень ограничена.

Однако, правительство советского времени обеспечивало граждан своей страны определенной стабильностью в плане экономики и торговли. Надо заметить, что в магазинах и торговых центрах был ограниченный ассортимент товара, зато в наличие товар был почти всегда.

Свобода ведения финансовой деятельности отдельно взятой семьи в СССР была слабо реализована. Если какая – то семья начинала богатеть, при условии, что сильных экономических изменений не происходило, данным фактом начинали интересоваться государственные органы, что в итоге могло обернуться политическими проблемами или возвратом нелегально нажитого имущества государству, если такой факт присутствовал.

Во времена России ситуация с экономической свободой в значительной степени изменилась. На сегодняшний день все граждане страны считаются полностью свободны от государственного вмешательства и регулирования, только если это не затрагивает законные интересы, прописанные, прежде всего, в Конституции РФ.

Условия экономической свободы

Экономическая свобода это важное условие развития рыночных и экономических отношений. Чем выше степень свободы экономического характера у субъекта рынка, тем выше его продуктивность, так считают ведущие аналитики и экономисты. То есть для развития экономических и рыночных отношений – это одно из приоритетных условий.

Определение 1

Условия экономической свободы – это те обстоятельства и правила, при которых предприниматели могут свободно реализовывать свои идеи и предпочтения на рынке товаров и услуг.

Такими условиями являются:

  • Абсолютное право на частную собственность. Любой предприниматель должен владеть этим правом и условием, иначе не будут правильно реализованы рыночные отношения, а, следовательно, и товарные и экономические отношения на рынке;
  • Абсолютное право на реализацию экономических идей и инициатив. То есть предпринимательская деятельность не ставится в конкретные определенные рамки, наоборот, если бизнесмен имеет ряд идей, то если они не противоречат закону, он имеет полное право на их реализацию, что даст вектор дальнейшего развития его бизнеса и рынка в целом;
  • Абсолютное право на то, чтобы создать или наоборот, разрушить коалиции внутри бизнеса. Такое право дает предпринимателю свободу выбора бизнес партнера, чтобы владелец сам определял, с кем он желает сотрудничать, а с кем нет, вне зависимости от мнения и совета, например, государственных органов. Это дает более продуктивный ход развития бизнеса и торговых отношений.

Данные условия экономической свободы деятельности обязательны, так как при их невыполнении или частичном исполнении свобода, как факт, теряется и ослабевает, что может негативным образом сказаться на предпринимательской деятельности и экономических отношениях.

Замечание 1

За счет экономической свободы общество может достичь высоких и продуктивных результатов в области социальных и экономических действий.

Экономическая свобода характерна в основном только в условиях рыночных отношений, в других формах рынка она мало себя проявляет и является не столь важным атрибутом экономики. Надо заметить, что только рынок вправе давать столько свободы своим субъектам, так как без нее невозможно построение правильной структуры взаимоотношений.

Проявление экономической свободы дает множество преимуществ, как предпринимателю, так и самому рынку, так как свобода – это новые возможности, креативные идеи, движение вперед и развитие. Высвобождаемая экономическая энергия плодотворно и позитивно влияет на развития общества и бизнеса.

Принципы экономической свободы

Экономическая свобода не может быть никак не ограничена:

  • ни законодательством;
  • не рынком;
  • ни экономикой.

Экономическая свобода не зарождается сама по себе, ею наделяет власть страны, она способна расширять границы и возможности рынка и предпринимательской деятельности, формировать новые взгляды и идеи ведения бизнеса.

Принципов, как таковых, экономической свободы не сформировано по причине разных подходов к формированию свободы в экономике, даже в условиях рыночных отношений, в разных странах.

Экономическая свобода придерживается главного основного принципа деятельности, основанного на Конституционном праве человека в обществе и экономике страны.

В основу данного принципа положено грамотное распределение и сочетание прав экономической свободы предпринимателей в условиях рыночных отношений и их реализации.

Здесь важно отметить то, что принцип экономической свободы предпринимателя все же ограничивает в определенной степени его права и обязанности. Главное состоит в том, чтобы в рамках экономической свободы субъект рынка не нарушал правила касающиеся:

  • Здоровья граждан страны и экономической зоны;
  • Нравственности граждан и общества страны, а также отдельных субъектов рынка;
  • Законных прав граждан и отдельных субъектов рынка;
  • Интересов граждан и отдельных субъектов рынка и т.д.

Таким образом, данный принцип экономической свободы ограничивает свободу только в рамках действующей Конституции, которая налагает на предпринимателей и их деятельность определенные запреты.

С5

Памятка для ученика

  • первая модель

· вторая модель

С5. Укажите три основных измерителя экономической деятельности страны.

Баллы
Элементы правильного ответа: 1)валовой внутренний продукт; 2)валовой национальный продукт; 3)национальный доход
Правильно указаны три элемента при отсутствии неверных позиций
Правильно указаны один-два элемента при отсутствии неверных позиций ИЛИ правильно указаны три элемента, но наряду с верными приведена(-ы) неверная (-ые) позиция (-и)
Правильно указаны один-два элемента, но наряду с верными приведена (-ы) неверная (-ые) позиция (-и) ИЛИ ответ неправильный
Максимальный балл

С5. Перечислите любые три условия, способствующие утверждению экономической свободы в рыночной экономике.

С5. Назовите любые три черты человека, предопределяющие его негативное отклоняющееся поведение.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
В ответе могут быть названы следующие черты: 1)ограниченность потребностей и интересов; 2) искаженное представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; 3) отсутствие чувства социальной ответственности; 4) привычка к некритической оценке собственного поведения; 5) психические отклонения. Могут быть названы и другие черты.
Правильно названы три черты при отсутствии неверных позиций
Названы две черты при отсутствии неверных позиций, ИЛИ названы три черты, но наряду с верными присутствует(-ют) неверная(-ые) позиция(-и)
Названа одна черта, ИЛИ названы две черты, но наряду с верными приведена (-ы) неверная(-ые) позиция(-и), ИЛИ ответ неправильный.
Максимальный балл

С5. Укажите два признака отклоняющегося поведения

Задания на решение проблемных познавательных задач

С7. Возникшая в глубокой древности семья первоначально сосредотачивала в себе все основные функции по обеспечению жизнедеятельности человека. Постепенно она стала разделять свои отдельные функции с другими институтами общества. Укажите три такие функции. Назовите социальные институты, которые стали их выполнять.

С7. После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия.

Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?

С7. Доходы печатных средств массовой информации складываются из поступлений от размещения рекламы и реализации тиража. Сегодня первые более чем вдвое превосходят вторые. На телевидении преобладают однотипные развлекательные сериалы, подтвердившие свою коммерческую эффективность. Какой вывод о связи современных СМИ и массовой культуры вы можете сделать на основе приведенных данных? Подтвердите этот вывод, приведя не менее двух положений. Приведите один пример, подтверждающий сделанный вами вывод.

С7. По словам одного известного издателя, «газета без сенсаций годится только на то, чтобы в нее заворачивать рыбу».

С7. На встрече российского правительства с представителями профсоюзов и предпринимателей высказывались противоположные мнения об экономической политике. Профсоюзы настаивали на увеличении доли прибыли фирм, направляемых на социальные нужды. Предприниматели предлагали увеличить инвестиции в реальное производство. Предложите по два аргумента в поддержку позиции каждой группы участников.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В ответе могут быть приведены следующие аргументы в поддержку мнения профсоюзов: 1) рост потребительского спроса будет способствовать росту объемов производства; 2) социальная помощь малообеспеченным слоям населения – важнейшая функция государства в рыночной экономике; В ответе могут быть приведены следующие аргументы в поддержку мнения предпринимателей: 1) возможность совершенствования структуры производства; 2) возможность обновления техники и внедрения новых технологий; 3) поддержка отечественного производителя; 4) повышение жизненного уровня населения возможно лишь на основе экономического роста Могут быть приведены и другие аргументы.
Приведены по два аргумента в поддержку мнения каждой группы
Приведены по одному аргументу в поддержку каждой группы
Приведены один – два аргумента в поддержку одной из групп
Ответ неправильный
Максимальный балл

С7. Возникшая в глубокой древности семья первоначально сосредотачивала в себе все основные функции по обеспечению жизнедеятельности человека. Постепенно она стала разделять свои отдельные функции с другими институтами общества. Укажите три такие функции. Назовите социальные институты, которые стали их выполнять .

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
В ответе могут быть названы такие функции семьи: 1) социализация детей; 2) хозяйственно-экономическая; 3) досуговая; 4) социально-статусная. Указано, что функцию социализации теперь осуществляет также и школа, хозяйственно-экономическая функция связана с институтом материального производства; социальный статус человеку обеспечивают его усилия в образовании, профессиональной деятельности.
Правильно указаны три функции, названы социальные институты, которые разделяют их с семьей
Правильно указаны две функции, названы социальные институты
Правильно указана одна функция, назван социальный институт
Правильно указана одна функция, институт не назван ИЛИ ответ неправильный
Максимальный балл

С7. После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия.

К какой аудитории обращена эта газета? Исходя из этого, назовите категорию средств массовой информации, к которой она относится. Назовите любые две другие особенности средств массовой информации данной категории, указанные в задании.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
1) Должно быть: - указана аудитория, к которой обращена газета, - «массовая аудитория», «широкий круг читателей»; - указана категория, к которой относится газета, - «желтая пресса» или «бульварная пресса» или «массовая пресса». 2) Могут быть указаны любые два признака «желтой прессы», не указанные в задании, например: - акцент на развлекательность; - отказ от серьезной аналитики; - преобладание информации, относящейся к частной жизни знаменитостей, криминальной хроники, спорту и т.д.; - приоритет интересов коллектива перед интересами личности.
Правильно названы аудитория и категория газеты, указаны два других признака, не содержащиеся в задании.
Правильно названы аудитория и категория газеты, указан один другой признак, не содержащийся в задании.
Правильно названы аудитория и категория газеты, другой признак, не содержащийся в задании не указан
Не названы аудитория или категория издания, но указаны один-два признака ИЛИ ответ неправильный
Максимальный балл

Задания на перечисление, указание признаков, свойств, черт социального объекта с 2009 года не используются, хотя в спецификациях 2009, 2010 и 2011 года (см. план экзаменационной работы) указание на подобные задания осталось.

С 2009 года практически не используется в КИМах

Задания на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса (С5)

С5. Перечислите три характерных признака командно-административной экономической системы.

С5. Укажите три основных измерителя экономической деятельности страны.

С5. Перечислите любые три условия, способствующие утверждению экономической свободы в рыночной экономике.

С5. Назовите любые три черты человека, предопределяющие его негативное отклоняющееся поведение.

С5. Укажите два признака отклоняющегося поведения

С5.Назовите любые три причины объединения людей в группы.

С5. Перечислите любые три общественных института, способствующих социализации личности.

С5. Назовите любые три фактора социализации личности.

С5. Назовите три признака предписанного статуса.

С5 Назовите любые три социальные общности, выделяемые на основе демографических признаков.

С5. Что свойственно диалогу культур? Назовите любые два проявления.

C5 Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «многопартийность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о многопартийности.

С5 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «конституционное право»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о конституционном праве.

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная стратификация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной стратификации.

С5 Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «гражданские правоотношения»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о гражданских правоотношениях.

С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «свобода человека»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о свободе человека.

Как правильно выполнять задание С5 (задание на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса)?

Памятка для ученика

1. Задание С5. – задание повышенного уровня. Оно дает возможность оценить знание признаков основных понятий обществоведческого курса, различных социальных явлений, порождающих их причин и возможных последствий.

2. За полное и правильное выполнение этих заданий можно получить 2 балла. При неполном правильном ответе выставляется один балл.

3. Максимальный балл присваивается ответам учащихся, в которых отсутствуют неверные содержательные позиции. В критериях оценивания встречаются указания: «при отсутствии неверных позиций»; «при отсутствии ошибочных позиций». В тех случаях, когда неверное положение искажает суть раскрываемого понятия, положения, данный ответ даже при наличии максимального количества верных ответов, не оценивается высшим баллом.

4. Задание С5 предполагает перечисление, называние некоторого количества элементов, свойств, характеристик, проявлений конкретного социального объекта (объектов). Это не очень сложное задание, однако, его выполнение имеет свои особенности.

5. Встречаются две модели этого задания:

  • первая модель предполагает перечисление некоторого количества заданных элементов (свойств, проявлений и т.п.): «Назовите любые три черты человека, предопределяющие его негативное отклоняющееся поведение». «Назовите любые три причины объединения людей в группы»;

· вторая модель предполагает определение понятия и составление с ним двух информативных предложений, отражающих определенные теоретические или фактические обществоведческие данные: «Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «многопартийность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о многопартийности». Предложения должны демонстрировать знание выпускником обществоведческого курса и содержать информацию о конкретном социальном объекте.

6. Начиная выполнять задание С5, уясните смысл требований:

· при чтении задания обратите внимание, что и в каком количестве требуется назвать;

· не приводите позиций больше, чем требуется в условии (иногда это порождает ошибки в ответе, что снижает оценку (система оценивания этого задания предусматривает снижение оценки при наличии в ответе ошибок наряду с верными позициями);

· необходимо перепроверить свои ответы, отбросив сомнительные варианты ответа.

С5. Перечислите три характерных признака командно-административной экономической системы