1. Конец 1970-х- первая половина 1980-х гг. стали временем нарастания и обострения системного кризиса тоталитарного социализма.
Кризис назревал в:
- экономике;
- политике;
- международных отношениях.
Двумя главными проблемами экономики СССР в конце 1970-х - начале 1980-х гг. были:
- неспособность командно-административной системы удовлетворить элементарные экономические нужды страны (тотальный дефицит товаров, их низкое качество, временами - отсутствие продовольствия);
- наметившееся отставание СССР от развитых стран мира.
В 1960 - 1980-е гг. в странах Запада произошла технологическая информационная революция. Началась компьютеризация. Если в 1930-е гг. все решала тяжелая промышленность, то в 1960 - 1980-е гг. все стали решать высокие технологии. В СССР высокие технологии имелись в ВПК, космонавтике, но в остальных сферах они отсутствовали. В СССР почти не было компьютеров, которые на Западе были почти у каждого; даже в 1980 г. на большинстве заводов имела место ручная сборка, в то время как в ведущих государствах все было автоматизировано. Низкие стандарты были в машиностроении, других сферах. При таком развитии СССР рисковал отстать от остального мира на 30 - 50 лет.
Другой проблемой стал острый политический и нравственный кризис:
- начавшееся при Л.И. Брежневе оздоровление партаппарата остановилось в середине 1970-х гг.;
- началось «прирастание» аппаратчиков к своим должностям от Генерального секретаря до секретаря парткома;
- произошло духовное перерождение партаппарата - практически исчезла вера в коммунистические идеалы, появились ярко выраженные корыстные интересы, цинизм;
- постепенно от дел стал отходить сам Л.И. Брежнев. Тяжело больной Л.И. Брежнев после принятия Конституции СССР 1977 г., начиная с 1978 г. несколько раз подавал в отставку, однако не был отпущен на пенсию своим окружением, которое не желало нарушения сложившегося баланса сил. В результате страна практически осталась без лидера и развивалась на самотек;
- в СССР разрасталась коррупция, особенно в национальных республиках;
- в Грузии, Азербайджане, Узбекистане, иных республиках, Москве сложился класс подпольных дельцов («цеховиков»); происходило сращивание криминального бизнеса и партийной элиты;
- в самом обществе царили пессимизм и двойная мораль. Системный кризис тоталитарного социализма выплескивался и за пределы СССР.
2. В 1968 и 1980 гг. в двух наиболее «благополучных» социалистических странах - Чехословакии и Польше - произошли массовые антисоветские и антикоммунистические выступления. Особенно болезненным для СССР стал кризис в Чехословакии.
- в январе 1968 г. к власти в ЧССР пришло новое руководство во главе с Александром Дубчеком;
- новое руководство провозгласило своей целью построение «социализма с человеческим лицом» и начало реформы;
- в ходе реформ начались переосмысление социализма, раскрепощение народа; у значительной части чехословацкого общества - разочарование в социализме сталинско-брежневского типа;
- часть руководства Чехословакии и часть общества заняли радикальную позицию - выход из Варшавского договора, максимальное удаление от СССР, объединение с западной цивилизацией; по стране начали распространяться антисоветские и антикоммунистические настроения;
- несколько раз руководство СССР пыталось вынудить чехословацкое руководство «навести порядок», подписывались различные документы, однако процессы в Чехословакии уже были неподвластны руководству А. Дубчека - повернуть их вспять оно не могло и не хотело;
- в ночь на 21 августа 1968 г. армии СССР и стран Варишвского договора (кроме Румынии) вторглись в Чехословакию и заняли территорию страны;
- армия Чехословакии не оказала никакого сопротивления, хотя имелись жертвы в результате столкновений молодежи и войск;
- в итоге под давлением войск в 1969 г. к власти в ЧССР пришло новое пробрежневское руководство во главе с Г. Гусаком, реформы А. Дубчека прекращены, ЧССР возвращена в «социалистический лагерь».
В 1980 - 1981 гг. в Польше начались массовые антиправительственные выступления, которыми руководил рабочий профсоюз «Солидарность» под руководством Леха Валеты. Польское руководство подавило беспорядки собственными силами. В декабре 1981 г. в Польше бьию введено военное положение, начались репрессии.
3. Несмотря на кризисы в соцстранах, СССР предпринял попытку экспортировать социализм. 27 декабря 1979 г. СССР, сделав ставку на одну из марксистских афганских группировок во главе с Бабраком Кармалсм, ввел войска в Афганистан и попытался вместе с афганскими коммунистами (партия НДПА) построить в феодальном Афганистане просоветское социалистическое общество. Данная политика привела к 10-летней полномасштабной войне 1979 - 1989 гг., которая стала дестабилизирующим фактором в СССР, унесла жизни более 15 тыс. советских солдат, привела к резкому охлаждению обстановки в мире.
4. Война в Афганистане привела к новому витку холодной войны:
- нормальные советско-американские отношения были прерваны на 6 лет;
- большинство капиталистических стран во главе с США бойкотировало Олимпиаду 1980 г. в Москве;
- в ответ на это в 1984 г. СССР и социалистические страны бойкотировали Олимпийские игры в США, Лос-Анджелесе;
- в 1983 г. США начали развертывание новых ракет средней дальности в Европе;
- президент США Р. Рейган провозгласил СССР «империей зла» и- объявил о создании в будущем «космического щита» - системы противоракетной обороны, которая бы сбивала советские ракеты из космоса (программа «звездных войн’);
- в 1983 г. СССР сбил южнокорейский пассажирский самолет, вторгшийся в советское воздушное пространство, который был принят за самолет-разведчик.
Проходившая гонка вооружений, разрушавшая бюджет СССР, превышала всякий здравый смысл.
Ядерные арсеналы во много раз превышали необходимое количество. Например, в 1983 г. один только город Киев в случае войны должен бы был подвергнут 40 ядерным ударам одновременно, когда для полного уничтожения города было достаточно 1 - 2 ядерных ракет. Аналогичные планы существовали в отношении других городов. Мир стоял на пороге глобальной ядерной катастрофы.
5. После смерти Л.И. Брежнева в 1982 г. в СССР была предпринята попытка реформ. Данные реформы связаны с именем Юрия Владимировича Андропова (1914 - 1984), бывшего в 1956 г. послом СССР в восставшей Венгрии, председателем КГБ в 1967 - 1982 гг. и избранного новым Генеральным секретарем ЦК КПСС в 1982 г. Реформы Андропова имели поверхностный, косметический характер. В основном они касались наведения дисциплины и порядка в стране, преследования теневого бизнеса. В частности, было инициировано «хлопковое дело», по которому в крупных хищениях хлопка были обвинены ряд высших руководителей Узбекистана. Начавшиеся реформы прервались преждевременной смертью тяжело больного Ю.В. Андропова в начале 1984 г.
6. Новый лидер партии и СССР - престарелый Константин Устинович Черненко (1911 - 1985) - также провозгласил реформы. Черненко был первым, кто объявил о начале в СССР «перестройки» и ввел в оборот данный термин. Однако на это мало кто обратил внимание. На деле началась только реформа школы 1984 г., других каких-либо значимых реформ не проводилось. Как и Ю.В. Андропов, К.У. Черненко в период нахождения в должности Генерального секретаря ЦК КПСС в силу крайне плохого здоровья был практически недееспособен.
Через 1 год и 1 месяц после своего избрания, 10 марта 1985 г., К.У. Черненко скончался после тяжелой продолжительной болезни. Через несколько часов, 11 марта 1985 г., новым Генеральным секретарем ЦК КПСС в спешном порядке был избран 54-летний М.С. Горбачев, который был на 20 лет младше своих предшественников. В СССР началось время перемен.
Постепенно трудности в развитии советской экономики нарастали. В годы девятой пятилетки объем продукции промышленности возрос только на 43 %, а сельского хозяйства – на 13 %. В десятой пятилетке тенденция падения роста производства продолжилась. Промышленная продукция в 1976–1980 гг. увеличилась на 24 %, сельскохозяйственная – всего на 9 %. Нерешенные вопросы продолжали препятствовать развитию экономики и в одиннадцатой, последней «догорбачевской» пятилетке. В ходе нее прирост промышленного производства составил 20 %, при этом впервые в советской истории после начала индустриализации прирост производства предметов потребления стал устойчиво обгонять производство средств производства. Выпуск сельскохозяйственной продукции за это же время удалось увеличить только на 6 %. Пока, по сравнению с США и другими западными странами СССР все еще продолжал развиваться опережающими темпами: если в 1960 г. национальный доход СССР составил 58 % от уровня США, то в 1980 г. – уже 67 %. И это притом, что СССР развивался с опорой исключительно на свои собственные ресурсы и помогал многим зарубежным странам, тогда как благополучие США зиждилось на неэквивалентном обмене с другими, прежде всего развивающимися государствами. И все же, если проводить сравнение с темпами довоенного развития самого СССР, в советской системе хозяйствования в 1970-е годы налицо были опасные кризисные тенденции, успевшие проявиться даже на бытовом уровне.
Так, вызванный хозяйственной реформой 1965 г. рост оптовых цен очень быстро привел к росту цен розничных, что сразу же отразилось на кошельках потребителей. Из номенклатуры производимой продукции быстро исчезали дешевые товары, падало качество производимой для населения продукции. Кроме того, получив права самостоятельно распоряжаться полученной прибылью, предприятия утратили стимул вкладывать средства в развитие производства. Полученные дополнительные средства шли на непроизводственные расходы. Прямым следствием реформы становилось увеличение фондов потребления в ущерб фондам накопления, что выразилось, помимо всего прочего, в необоснованном росте заработной платы: уже в 1968 г. – центральном для реализации планов восьмой пятилетки и осуществления хозяйственной реформы – темпы роста заработной платы по всем промышленным отраслям стали обгонять темпы роста производительности труда. Новая практика серьезно расшатывала торгово-платежный баланс, усиливала дефицит. При этом в первую очередь улучшение материального снабжения и рост денежных выплат коснулись директоров, мастеров, инженерно-технических служащих. Современники событий справедливо возмущались – «рядовой рабочий от реформы почти ничего не получил»…
Какое-то время проблемы советской экономики не были слишком заметны благодаря росту мировых цен на нефть и газ. В эти годы в СССР идет бурное освоение новых месторождений природных ресурсов, прокладываются тысячи километров газо– и трубопроводов, складывается единый Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Пользуясь выгодной рыночной конъюнктурой, советское руководство постоянно наращивало продажу природных ресурсов за рубеж. Доля поставок нефти за рубеж в 1960-е годы достигала 11 %, а в начале 1980-х годы – уже около 38 % от всего экспорта. Торговля нефтью и другими невосполнимыми ресурсами давала колоссальные прибыли – за 1970-е и начало 1980-х годов было получено около 180 млрд инвалютных руб. Однако эти средства часто тратились впустую, шли на закупку ширпотреба и другие непроизводственные нужды, а не на развитие науки и передовых технологий. Такая политика помогала «латать дыры», как-то стабилизировать внутриполитическую ситуацию, предотвратить возникновение острых социальных конфликтов, но сулила серьезные издержки в перспективе.
Еще одним очевидным следствием реформ становится развитие в СССР «теневой экономики». Интересный анализ этого явления содержится в исследовании итальянского историка Дж. Боффа. Он отмечает, что, несмотря на стремление Сталина к огосударствлению всего и вся, в экономике всегда оставалось место для частной инициативы. Теневая экономика существовала и в годы нэпа, и потом, в ходе «сталинских пятилеток». Заметное оживление теневой экономики приходится на период войны с фашистской Германией. Но дело было, как подчеркивает итальянский историк, в масштабах. При Брежневе и Косыгине масштабы экономики, ушедшей «в тень» становятся сопоставимы с легальной. Дельцы теневой экономики, т. н. «цеховики», налаживали производство и сбыт многих товаров народного потребления, предметов роскоши. Процветала спекуляция, приписки, хищения.
Нельзя утверждать, что советское руководство ничего не делало для преодоления кризисных процессов. Вопреки утверждению некоторых зарубежных и отечественных авторов, что неудача «косыгинской реформы» заставила советское руководство совсем отказаться от каких-либо преобразований в экономике, реформаторские настроения были довольно широко распространены в правящей партии и в 1970-е годы. На рубеже 1970-1980-х годов было предпринято несколько попыток новых широкомасштабных реформ. Первая из них, стартовавшая в 1979 г., была направлена на усиление плановых начал в экономике. Суть очередной экономической реформы была изложена в совместном Постановлении ЦК КПСС и Совмина СССР «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» от 12 июля 1979 г. Постановление ориентировало народное хозяйство на повышение качества планирования, вводился новый основной показатель эффективности работы предприятий. Вместо прибыли им становилась так называемая «чистая продукция», на изготовление которой предприятие затрачивало собственные материалы, энергию и трудовые ресурсы. Одновременно начали реанимировать моральные стимулы к труду, заговорили об их приоритете над материальными. Большее внимание вновь начали уделять социалистическому соревнованию. В обиход вошли такие лозунги, как пресловутое выражение «экономика должна быть экономной». В 1982 г. реформирование затронуло аграрный сектор. «Продовольственная программа», принятая в этом году стала последним вступившим в жизнь грандиозным экономическим проектом развития советской экономики. Ее выполнение сулило существенный рост сельскохозяйственного производства, улучшения продовольственного снабжения населения. Однако все реформаторские импульсы утопали в бумаготворчестве, волоките, аппаратной неразберихе. В полном объеме проявились и другие пороки системы управления страной, когда руководящие кадры подбирались не по деловым качествам, а исходя из других принципов: землячества, родства и т. д., что, в отличие от прежних лет, означало серьезное сокращение притока на руководящие посты выдвиженцев из социальных низов и молодежи.
В целом показатели развития советской экономики в 1965–1982 гг. свидетельствуют, что страной был сделан шаг вперед. Показатели по важнейшим видам продукции, таким, как производство электроэнергии, добыча нефти и газа, выплавка чугуна и стали, производство автомобилей и тракторов увеличились почти вдвое. Общий объем промышленного производства за указанный период вырос примерно в 3 раза, сельского хозяйства (несмотря на все существовавшие здесь объективные и субъективные трудности) – почти в 1,5 раза. В 2,7 раза возрос объем капиталовложений. Национальный доход увеличился 2,5 раза. Проводившиеся в те годы независимые исследования ООН прогнозировали опережающий рост валового национального продукта (ВНП) СССР по сравнению с ведущими западными державами. Аналогичные оценки содержались и в прежде строго засекреченных, ставших известными только в самое последнее время исследованиях, проводившихся ЦРУ. Аналитики американской разведки предупреждали лидеров «свободного мира», что интеллектуальный и производственный потенциал Советского Союза может позволить ему в обозримом будущем сравняться с США по основным экономическим показателям. Приведенные данные демонстрируют несостоятельность бытующего сегодня клише о будто бы поразившем советскую экономику развале. Хотя отдельные тревожные тенденции в ней и наблюдались, о чем выше уже говорилось, они поразили лишь периферийные зоны советской экономической модели и при наличии политической воли поддавались лечению.
Утилизация самолетов. Революция в Бухаресте. Региональные конфликты. Сокращение численности ВС СССР. Объемы безвозмездной помощи союзным режимам. Направления внешней политики. Советско-Американская встреча на высшем уровне. Берлинская стена. Новое политическое мышление. Министр иностранных дел СССР. Вывод войск из Афганистана. Просчеты. Договор о ликвидации ракет. Позитивные явления. Организация Варшавского договора.
«Экономические реформы перестройки» - Задачи реформирования. Результат. Экономические реформы эпохи перестройки. Этапы радикальной экономической реформы в СССР. Программа реформирования экономики России. Последствия реформ. Экономическая ситуация в середине 1980-х годов. Рабочая группа. Экономическая программа «500 дней». Преобразования и внешняя политика. Концепция Л.И. Абалкина. Проблемы перехода к рыночной экономике. Реализация программы правительства.
«Перестройка 1985-1991» - Генерал Александр Лебедь переходит на сторону защитников Белого Дома. Н.И. Рыжков. Секретарь Московского горкома КПСС. Причины «перестройки». Выполнение планов существенно снизилось, упали заработки. Межнациональные и региональные проблемы. Закон СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности" (1987). Вместе с новым Генсеком обновилось и партийное руководство. Л.Н.Зайков. Образование историко-просветительского общества "Мемориал".
«Экономические реформы 1985-1991» - Политическое развитие Российской Федерации. Авторы реформы. Курс на ускорение социально-экономического развития страны. Попытки сохранить существующую экономическую систему. Установите соответствие. Что стало важным событием духовной жизни общества в период перестройки. Экономическая реформа 1987 г.. Программа «500 дней» (1990 г.). Перестройка в СССР. «Перестройка» - политика, начатая частью руководства КПСС.
«Культура перестройки» - Современные композиторы. Культура России в эпоху «перестройки» и в «постперестроечный период». Изобразительное искусство-многолико, многожанрово. Фотография. Балет в России. «Вор» П.Г.Чухрая не рассказывает напрямую об ужасах репрессий. Танцевальное искусство достигает высокой гармонии. Лирическая комедия появляется уже во второй половине 90-х годов. Кинематограф. Театр. Опера конца XX - начала XXI веков.
«Новое политическое мышление» - Позитивные и негативные последствия. Идеи. Результаты политики «нового мышления». Отношения со странами «третьего мира». Горбачев. Сотрудничество с СССР. Распад социалистической системы. Вьетнамские войска. Внешняя политика. Новое политическое мышление. Утверждение главенствующей роли США. Советско-американские отношения. Призывы к обединению.
СССР был крупнейшей в мире державой по территории - 22,4 млн км2, занимал третье место по численности населения после Китая и Индии: 241,7 млн человек в 1970 г. и 281,6 млн - в 1987 г. За этот период общая занятость населения в сфере общественного производства выросла с 106,8 млн до 130,6 млн человек. Была достигнута практически всеобщая грамотность, а более четверти всех занятых в народном хозяйстве (35,7 млн человек) имели высшее и среднее специальное образование. Сельское население при этом продолжало уменьшаться и к 1980 г. составляло только 38% населения всей страны. По РСФСР эти тенденции проявлялись еще резче: сельское население составляло 31%; занятые аграрным трудом - только 15%; доля национального дохода, производимого в сельском хозяйстве в 1970 г., была равна 17,1% общего производства. С середины 1950-х годов СССР прочно занял второе место в мире по общему объему промышленного производства, уступая только США. В 1950-1960-х годах в азиатской части страны были открыты промышленные месторождения алмазов и крупнейшие в мире нефтегазовые месторождения Западной Сибири - сбылись пророчества М.В. Ломоносова и Д.И. Менделеева о развитии российской промышленности с опорой на природные богатства Сибири. Были построены новые нефтедобывающие и перерабатывающие предприятия в Сибири, введены в строй гигантские нефтегазопроводы. СССР вышел на позиции одного из крупнейших энергопроизводителей и экспортеров энергоносителей в мире. В СССР были построены крупнейшие в мире гидроэлектростанции мощностью 4500-6000 МВт на Ангаре и Енисее. Продолжилось строительство новых, еще более мощных ГЭС на этих реках, а также крупных энергогидроузлов на Бурее, Зее, Вахше. Активное освоение природных богатств Сибири потребовало существенного расширения транспортной инфраструктуры. В 1970-е годы выросло число атомных ледоколов, обслуживавших Северный морской путь, началось сооружение Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Но строительство БАМа, в отличие от Транссибирской магистрали, продолжалось в 2 раза дольше (30 лет) и окончательно технологически завершилось только к концу 2003 г. До настоящего времени реальной экономической отдачи этот проект не дал, но его значение наверняка будет по достоинству оценено в XXI в. Страна продолжала реализацию крупных экономических проектов в технической сфере. После относительных неудач конца 1960-х годов, последовавших за ранней смертью С.П.Королева, активизировалась космическая программа: запуск орбитальных станций длительного пребывания, использование спутников связи, космическая съемка и навигация. В 1970-е годы были возведены крупнейшие автомобильные заводы страны; Камский (КамАЗ, г. Набережные Челны) и Волжский (ВАЗ, г.Тольятти). В истории советской экономики ВАЗ после свертывания НЭПа стал первым заводом, полностью построенным на основе закупленного иностранного оборудования и лицензий и предназначенным для выпуска исключительно товаров народного потребления. До настоящего времени (2005) ВАЗ является основным национальным производителем легковых автомобилей, продаваемых населению России. В 1970-е годы СССР стал мировым лидером по ряду важных экономических позиций, которые отражались в открытой печати: добыче угля, нефти, газа, железной руды; выплавке чугуна и стали; производству цемента, кокса, минеральных удобрений, тракторов, магистральных локомотивов, металлорежущих станков, зерноуборочных комбайнов, молока, кожаной обуви; выработке шерстяных тканей, сахара-песка, животного масла; выращиванию сахарной свеклы, картофеля. Но уже в 1980-е годы США, под воздействием мирового энергетического кризиса, быстро нарастили добычу угля и вновь обогнали СССР. С других лидерских позиций: цемент, зерновые, хлопчатобумажные ткани, бытовая электроника, хлопок, производство мяса, добыча рыбы - СССР стали теснить такие страны, как Япония, Индия, Китай. Однако при мировом лидерстве СССР в отраслях, обеспечивающих ресурсную базу развития, плановая экономика по-прежнему ощущала недостаток даже в основных конструкционных материалах (железобетон, стальконструкции) для поставки гражданским отраслям обрабатывающей промышленности. Мощная советская экономика по производству многих важнейших как традиционных, так и современных видов продукции, таких, как электроэнергия, химические волокна и синтетические смолы, бумага, мясо, электроника, телевизоры, легковые автомобили, продолжала существенно уступать США. Поэтому показатели, отражающие производство в расчете на душу населения и, соответственно, обеспечение потребления населения, были намного ниже, чем в развитых рыночных странах Запада (не говоря уже о качестве потребительских товаров, которое в СССР, как правило, не отвечало мировым стандартам). В качестве примера можно указать на то, что, будучи мировым лидером по абсолютному объему производства обуви (более 800 млн пар) и производя около 3 пар на душу населения, что было вполне приемлемым уровнем даже по сравнению с развитыми странами, СССР в 1980-е годы ввозил более 200 млн пар. В стране сохранялись высокие объемы жилищного строительства, достигнутые в 1960 г., - более 100 млн м2 в год. Тем не менее обеспеченность жильем росла медленно, достигнув к 1987 г. 15,2 м2 общей жилой площади на одного жителя. По сравнению с ведущими странами Запада этот уровень был ниже в 3-4 раза. На новый уровень вышло в 1970-е годы развитие внешнеэкономических связей. Если внешнеторговый оборот в фактических ценах с 1960 по 1970 г. вырос в 2,2 раза, то с 1970 по 1980 г. - в 4,3 раза, а к 1987 г. - еще в 1,4 раза. Рост в сопоставимых ценах за период 1970-1987 гг. составил 2,3 раза. По сравнению с 1950 г. в первую очередь существенно возросла торговля с развитыми странами Запада. Наиболее нестабильным оставалось положение в аграрном секторе. За 18 лет (1970-1987) в течение 6 сезонов суммарный объем производства продукции сельского хозяйства снижался в абсолютном объеме, еще три сезона индекс роста составлял только 100,2-101,1%. Урожайность зерновых (в ц/га) по-прежнему сильно колебалась в зависимости от погодных и прочих условий, поэтому росла медленно: 1970-1975 гг. - 14,7; 1976-1980 гг. - 16,0; 1981-1985 гг. - 14,9. Валовой сбор зерновых также сильно колебался год от года. Подъем, начавшийся с середины 1960-х годов, сменился сначала падением в середине 1970-х, а затем новым падением в начале 1980-х и последующим общим застоем в сельском хозяйстве. Это хорошо видно из сопоставления средних данных по итогам пятилеток (которые сглаживают негативные показатели по отдельным годам). Среднегодовой сбор зерновых составил, млн т: 1971-1975 гг. - 181,6; 1976-1980 гг. - 205,0; 1981-1985 гг. - 180,3; 1986-1990 гг. - 196,3.Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:
Еще по теме 53. Развитие экономики СССР в 80-е гг. (Основные характеристики советской экономики второй половины XX в.):
- 17 Каковы основные черты экономики индустриально развитых стран во второй половине XX века (США, Западная Германия, Франция, Англия Япония).
10.1. Денежная реформа 1947г. и ее последствия
Денежная система в годы Великой Отечественной войны в основном выполняла свои функции, несмотря на значительную эмиссию денег, вызванную возросшими военными расходами. Уменьшение объемов потребления привело к тому, что скорость оборота денег замедлилась. Объем наличных денег в стране увеличился по сравнению с реальной потребностью в них. На оккупированных и временно занятых территориях СССР немцы в большом количестве выпускали фальшивые денежные знаки. В результате к моменту окончания войны количество денег, находившихся в обращении, увеличилось примерно в 4 раза по сравнению с довоенным уровнем.
В 1943г. впервые встал вопрос о необходимости проведения денежной реформы. На протяжении последующих лет велась работа по определению целей, принципов, содержания, механизма денежной реформы, просчитывались ее возможные последствия, время проведения, тщательно прорабатывались все детали организации.
1. Реформа проводилась в виде деноминации. Выпускались новые
деньги образца 1947г. Все старые деньги подлежали обмену в соотношении 10 руб. старого образца на 1 руб. нового образца, кроме разменной монеты.
Обмен проводился в течение одной недели, начиная с 16 декабря. В отдаленных районах период обмена увеличивался до двух недель. В течение всего периода обмена можно было производить платежи старыми деньгами из расчета 1 / 10 их нарицательной стоимости.
3. С целью зашиты наименее обеспеченных слоев населения страны, а также материального поощрения лиц, хранивших во время войны свои деньги в сберегательных учреждениях, была разработана дифференцированная система переоценки вкладов в Сбербанке. Вклады до 3 тыс. руб. обменивались без изменения в номинальной сумме (1:1), вклады от 3 до 10 тыс. руб. из расчета 3:2, свыше 10 тыс. руб. - 2:1 и так далее по принципу, чем больше был размер вклада, тем дешевле стоил каждый старый рубль по отношению к новому.
4. Было проведено объединение всех ранее выпущенных государственных займов в новый единый 2%-ный заем, при этом старые облигации обменивались на новые в соотношении 3:1, а облигации свободно реализуемого займа 1930г. - из расчета 5:1.
5. Денежные средства кооперативов и коллективных хозяйств
в банковских вкладах были переоценены в соотношении 5:4, денежные средства в банковских вкладах государственных предприятий не переоценивались.
В результате реализации всех обозначенных мер значительные денежные средства были изъяты из обращения у населения посредством переоценки денег. Характер выпуска новых денег и их обращения не изменился. Реформа имела ярко выраженный конфискационный характер.
Денежная реформа 1947г. не затронула золотого содержания и валютного курса советского рубля. Чтобы продемонстрировать прочность финансовых позиций СССР, советское руководство 1 марта 1950 г. приняло решение перевести рубль на золотую основу и повысить его курс в отношении иностранных валют (т.е. фактически провести ревальвацию). Было установлено, что 1 руб. должен составлять 0,222 168г чистого золота. Исходя из этой величины валютный курс был повышен до 4 руб. за 1 дол. США.
После реформы и до конца 1950-х гг. в СССР сохранялась тенденция повышения покупательной способности рубля. Финансово-экономическая стабильность обеспечивалась, с одной стороны, повышением эффективности производства и грамотным управлением в кредитно-денежной и финансовой сферах, а также высокой степенью эффективности этих сфер в обеспечении денежно-финансовой стабильности при высоких как абсолютных, так и относительных темпах роста бюджета и кредитных вложений в народное хозяйство. Но одновременно на это влияло и использование жестких методов руководства, основанных на системе внеэкономического принуждения. Все это время из деревни изымались огромные средства, а крестьяне, не имея паспортов, были лишены свободы передвижения. В государстве практически бесплатно работала многомиллионная армия заключенных ГУЛАГа и военнопленных, последние из которых покинули СССР в 1955г. Использовались и другие жесткие административные меры - повышались налоги, повсеместно вводилось обязательное (практически принудительное) приобретение облигаций государственных займов.
В послевоенные годы использование средств государственного бюджета было подчинено решению важнейшей задачи - ликвидации последствий войны и восстановлению разрушенного хозяйства страны. Наибольшая доля государственных расходов направлялась на капитальные вложения в промышленность и жилищный фонд, а также на увеличение оборотных средств предприятий. Кроме того, бюджетные средства направлялись на дальнейшее укрепление оборонной мощи страны, на увеличение государственных резервов и запасов, на социально-культурные мероприятия.
Расходы государственного бюджета за 1950г. по сравнению с 1940г. увеличились в 2,4 раза, в том числе на народное хозяйство - более чем в 2 раза. Почти в 3 раза возросли в 1950г. по сравнению с 1940г. расходы на социально-культурные мероприятия, но и они в полной мере не могли удовлетворить потребности в восстановлении и финансировании текущего содержания указанных учреждений. Расходы на оборону страны в бюджете 1950г. составили 20,1% против 32,5% в 1940г. и 50,8% в годы Великой Отечественной войны. Наряду со средствами государственного бюджета на развитие народного хозяйства в значительных размерах использовались собственные средства предприятий и хозяйственных организаций. За счет средств государственного бюджета также финансировались программы восстановления и развития сельского хозяйства.
Рост поступлений в бюджет в виде налога с оборота и отчислений от прибыли восстановленных промышленных предприятий позволил несколько снизить поступления от налогов с населения. С 1 января 1946г. был отменен военный налог, с сентября того же года - повышен необлагаемый минимум для рабочих и служащих. В последующие годы были внесены существенные изменения в сельскохозяйственный и подоходный налоги. В доходах государственного бюджета 1962г. поступления от населения составили 6,1 млрд. руб., или 7,2% всех доходов бюджета.
В 1950-е гг. наблюдалось наращивание государственных вложений в развитие образования, здравоохранения и науку, о чем свидетельствуют масштабы увеличение расходов на эти цели из бюджета. Расходы бюджета на просвещение выросли с 5,7 млрд. руб. в 1950г. до 10,3 млрд. руб. в 1960г.; на нужды здравоохранения и физической культуры за этот же период - с 2,1 млрд. руб. до 4,8 млрд. руб., т.е. в 2 раза. По доле расходов на образование, здравоохранение и науку в ВВП в этот период СССР занимал одно из самых высоких мест в мире.
Серьезнейшим экономическим достижением 1950-х гг. явилась редко встречавшаяся в XX в. финансовая стабилизация, выражавшаяся в постоянном профицитном бюджете. Благодаря этому начиная с середины 1950-х гг. стали расширяться бюджетные права союзных республик. С 1955г. в государственном бюджете СССР доходы и расходы республик стали предусматриваться только в общих объемах. Непосредственное распределение их между республиканским и местным бюджетами осуществлялось самими республиками. Им было предоставлено право самостоятельно распоряжаться дополнительно выявленными и полученными в течение года доходами для финансирования потребностей сверх общих ассигнований. С введением в 1957г. централизованного порядка взимания отчислений от прибыли существенно выросли закрепленные доходы республиканских бюджетов. Темпы роста отчислений от прибыли значительно превышали темпы поступлений от налога с оборота, хотя на протяжении данного периода он традиционно оставался основным регулирующим доходом республиканских бюджетов.
Логическим результатом финансовых достижений 1950-х гг. было заметное увеличение благосостояния советских граждан. Концентрированным выражением мер по повышению уровня жизни населения стал рост средней продолжительности жизни в СССР до 69 лет, то есть до уровня самых высокоразвитых стран мира. Можно сказать, что за 1950-е гг. с точки зрения уровня жизни населения появилась новая страна, свободная от нищеты, а по мировым меркам хотя и не богатая, но обеспеченная для основной части своих граждан.
10.2. Денежная реформа 1961г. и последующие преобразования
В конце 1950-х гг. в СССР стала проявляться инфляция. За 1947-1958 гг. закупочные цены на пшеницу увеличились в 6 раз, на рожь - в 11 раз, на хлопок - в 2 раза, на лен - в 8 раз, на сахарную свеклу – в 3 раза, на подсолнечник - в 8 раз, на картофель - в 9 раз, на крупный рогатый скот - в 27 раз, на овец и коз - в 19 раз, на свиней - в 12 раз, на молоко - в 5 раз. Если бы речь шла о рыночной экономике, то приведенные выше данные могли бы рассматриваться как признаки галопирующей инфляции. Однако советская двухмасштабная система цен создавала определенный резерв, позволявший увеличивать закупочные цены при снижении розничных цен. Так, в 1954г. розничные цены за говядину превышали заготовительные цены на крупный рогатый скот в 5 раз, на молоко - в 3 раза, а на свеклу - в 4 раза.
В целях улучшения планирования и расчетов в народном хозяйстве, облегчения организации денежного учета, сокращения издержек обращения за счет номинального уменьшения наличной денежной массы 4 мая 1960г. Совет Министров СССР принял постановление «Об изменении масштаба цен и замене ныне обращающихся денег новыми деньгами». Непосредственное руководство проведением денежной реформы осуществлял назначенный 16 мая 1960г. на пост министра финансов СССР Василий Федорович Гарбузов.
С 1 января 1961г. в обращение вводились новые купюры. Обмен старых денег проводился в пропорции 10:1, в том же соотношении менялись цены и заработная плата. Обмен денежных знаков старого образца на новые деньги производится в течение I квартала 1961г. через обменные пункты, открываемые учреждениями Госбанка СССР. Хождение старых денег по 1 / 10 их нарицательной стоимости продолжалось без ограничений до 1 апреля 1961г.
Интенсивный обмен денег осуществлялся в основном до середины января 1961г., после чего пятая часть обменных пунктов была досрочно закрыта. Через обменные пункты прошло чуть больше трети общей суммы старых денег. К февралю свыше 90% старых денег было изъято из оборота. Население меняло деньги спокойно и в удобное время. Около 4,5% старых денег населением к обмену не предъявлялось. Однако порой перерасчеты заработной платы и платежей проводились с ошибками - оклады в новом масштабе цен завышались, государственные пенсии и пособия занижались, в магазинах чаще встречалось завышение цен, чем занижение.
В постановлении вместе с изменением масштаба цен предусматривалась такая мера, как изменение золотого содержания рубля. На балансе Госбанка СССР на момент проведения реформы числилось 497,1 т золота. 15 ноября 1960г. решением Правительства СССР предусматривалось укрепление советской денежной единицы путем увеличения ее золотого содержания с 0,222 168 чистого золота до 0,987 412г.
Курс рубля с 1961г. определялся 90 коп. = 1 дол. США. Покупная цена на золото устанавливалась 1 руб. за 1 грамм. Таким образом, на практике деноминация превратилась в скрытую девальвацию, потому что при десятикратном изменении масштаба цен золотое содержание рубля должно было подняться до 2,221 680г, а курс бы составил 1дол. США =40 коп.
Изменение масштаба цен и замена денег старого образца новыми затруднялись рядом обстоятельств, в частности нехваткой товарных фондов. Их дефицит составлял в 1961г. примерно 1,2 млрд. руб. Особенно остро в торговле ощущался недостаток мяса, рыбы, животного и растительного масел, круп и муки, трикотажных изделий, мебели, стройматериалов, товаров культурного и хозяйственного обихода. Наблюдался рост цен на колхозных рынках. С целью разрешения этой проблемы с 1 июня 1962г. было проведено «временное» повышение цен на некоторые виды продуктов питания животноводческого происхождения в среднем на 30% и одновременно пересмотрены тарифные ставки рабочих. Данное мероприятие вышло далеко за рамки экономических преобразований, завершившись трагедией в Новочеркасске.
С начала 1960-х гг. особое внимание стало уделяться совершенствованию экономических методов управления народным хозяйством. Наиболее значимая попытка усовершенствовать хозяйственный механизм была предпринята во второй половине 1960-х гг. Реформа 1965г. была направлена на усиление стимулирующего воздействия прибыли, на развитие производства, для чего вводился новый порядок ее распределения, который предусматривал организацию новой системы экономического стимулирования.
На каждом предприятии за счет прибыли образовывались три фонда: фонд материального поощрения, фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и фонд развития производства. Прибыль должна была стать основным источником финансирования капитальных вложений и прироста оборотных средств и других плановых затрат. Предусматривалась существенная перестройка системы взаимоотношений предприятия с бюджетом по отчислениям от прибыли путем введения новых видов платежей: платы за производственные фонды, фиксированных платежей, а также взносов свободного остатка прибыли в бюджет.
Реформа, проведение которой предусматривало два этапа, затронула промышленность, строительство, сельское хозяйство. Ее основными направлениями стали: новая административная централизация - упразднение совнархозов и восстановление промышленных министерств (отраслевого управления); введение хозрасчета на предприятиях; изменения в системе управления промышленностью и строительством (сокращение числа планируемых сверху показателей); развитие экономического стимулирования предприятий.
Предприятия, перешедшие на новую систему, в целом улучшили показатели своей работы. Период 1966-1970 гг. был одним из лучших в условиях плановой экономики. Объем промышленного производства вырос в 1,5 раза.
Вместе с преобразованием системы мобилизации бюджетных доходов изменялся подход к предоставлению бюджетных ассигнований с учетом наличия собственных средств. На передовых предприятиях наблюдались невиданные темпы роста объемов производства, но ресурсы предприятий постепенно истощались, их интенсивное использование не подкреплялось накоплением, результатом чего стало крайне тяжелое положение таких предприятий. Стимулирование деятельности предприятий по их развитию путем реализации финансовых ресурсов через фонд развития производства натолкнулось на дефицит материальных ресурсов. Преобладал административный путь решения данной проблемы, в итоге даже ограниченные права, предоставленные предприятиям, впоследствии были изъяты.
Предпринятые государством попытки совершенствования финансовых отношений в целом не были доведены до конца и не дали ожидаемых результатов. Это произошло потому, что реформирование хозяйственных отношений не поднялось выше первичного звена, не затронуло основ сложившейся системы управления и сущностных взаимосвязей предприятий и государства в процессе воспроизводства. Не были созданы стабильные экономические отношения в хозяйстве и в рамках очередного пятилетнего плана. Вся система показателей, нормативов, стимулов, фондов базировалась на показателях годового плана, что подрывало хозрасчетные интересы коллектива. Несмотря на то, что реформа 1965г. предусматривала широкую реализацию всей совокупности товарно-стоимостных форм, на практике сфера использования товарных отношений была сведена к минимуму. Первый этап реформы затянулся, последовательность ее осуществления в определенных временных границах намеченных преобразований была нарушена. Длительное сосуществование старых и новых форм и методов хозяйствования отрицательно сказалось на первоначальном плане проведения реформы. Ко второму этапу ее проведения так и не перешли.
10.3. Характеристика отечественных финансов в период экономического застоя (1970-1985 гг.)
Серьезные проблемы, с которыми экономика СССР начала сталкиваться в начале - середине 1970-х гг., имели в том числе и финансовые корни. Материальные затраты в народном хозяйстве росли быстрее, чем национальный доход. Заметно снизились темпы роста промышленности и сельского хозяйства, одновременно существенно возросли объемы незавершенного строительства. Все это свидетельствовало о том, что большая часть средств производства шла на «самовоспроизводство», а не на достижение конечных результатов. Доля государственного бюджета в финансовых ресурсах страны заметно снизилась.
Главной причиной такого положения было изменение состава финансовых ресурсов. В них снизилась доля средств, частично или полностью поступающих в бюджет (прибыль, налог с оборота, отчисления на социальное страхование), возрос удельный вес ресурсов, не связанных напрямую с бюджетом (прежде всего, амортизации). Рост доли амортизационных отчислений в составе финансовых ресурсов объяснялся не только быстрым ростом основных фондов народного хозяйства, их переоценкой, изменением норм амортизационных отчислений, но и негативными факторами - уменьшением фондоотдачи и снижением уровня рентабельности в народном хозяйстве. Попытки отдельных членов тогдашнего руководства страны во главе с бывшим министром финансов, а в ту пору Председателем Совмина СССР АН. Косыгиным предпринять адекватные экономические шаги в рамках «санационной» пятилетки не увенчались успехом.
Для того чтобы изменить сложившееся в экономике страны положение, в конце 1970-х гг. была разработана экономическая модель отраслевого хозрасчета и самоокупаемости. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979г. № 695 «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» вводился нормативный метод распределения прибыли. Министерствам на основе утвержденных пятилетним финансовым планом показателей устанавливались стабильные, дифференцированные по годам нормативы отчислений от балансовой прибыли, поступающей в их распоряжение. При этом нормативы определялись с таким расчетом, чтобы обеспечить финансирование капитальных вложений, погашение банковских кредитов и уплату процентов за них, прирост оборотных средств, образование единого фонда развития науки и техники и фондов экономического стимулирования, а также других затрат по развитию отрасли.
Указанное постановление вносило изменения и в финансовое планирование. Было установлено, что сводный финансовый баланс государства должен составляться на пять лет с распределением доходов и расходов по годам, обеспечивать финансовыми ресурсами все мероприятия, установленные в государственных планах, а также образование финансовых резервов. Предусматривались существенные изменения в финансировании строительства, в частности внедрение расчетов между заказчиками и подрядчиками за полностью законченные работы. Все эти меры были направлены на повышение стабильности экономического развития страны, увеличение поступлений в доходы государственного бюджета, изменение структуры бюджетных расходов.
В первой половине 1980-х гг. в целях совершенствования хозяйственного механизма проводился эксперимент по распространению на предприятиях новых методов хозяйствования, несколько позже стали внедрять полный хозрасчет и самофинансирование. Производственные объединения (предприятия) вносили в бюджет плату за производственные фонды с широкой дифференциацией ставок, делали отчисления от прибыли или дохода за трудовые и природные ресурсы на основе стабильных долговременных нормативов. Принцип самофинансирования предполагал также ограничение или полный отказ от бюджетных ассигнований. На практике не всегда удавалось учесть одновременно как интересы предприятия, так и интересы государства. Большое количество предприятий специально занижали плановые обязательства. Все эти явления отразились на государственном бюджете. Высокая степень бюджетного перераспределения ресурсов ослабляла хозрасчетные стимулы повышения эффективности производства, порождала стремление жить за государственный счет, подрывала стабильность и сбалансированность бюджета.
Экстенсивный характер развития экономики привел к форсированному развитию топливно-энергетического комплекса СССР. Если в 1971-1975 гг. он составлял 11% общего объема капиталовложений, то в 1992г. - 21%. В 1980г. комплекс давал 10% мировой добычи нефти и газа.
На нужды военно-промышленного комплекса расходовалось ежегодно 45% бюджетных средств, выделявшихся промышленности. В военно-промышленной отрасли было занято 80% машиностроительных заводов. На фоне развития мировой экономики руководством страны осознавалась потребность перехода к интенсивным методам производства. С 1970 по 1985 г. удельный вес отраслей, определявших научно-технический прогресс в народном хозяйстве (машиностроение, металлообработка, химия и нефтехимия, электроэнергетика), в валовой продукции вырос с 25 до 38%. К этому времени в индустриально развитых державах их доля достигала 55-65%. Наряду с созданием научно-производственных объединений возникли новые отрасли - роботостроение, микроэлектроника, атомное машиностроение и др. Но определяющими для развития экономики эти тенденции не стали.
Мероприятия по реформированию хозяйственных отношений в промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях, сопровождавшиеся значительным увеличением затрат из общегосударственного денежного фонда, в итоге не привели к соответствующему росту финансовых ресурсов страны. Доходы росли медленнее расходов, возник дефицит государственного бюджета. В покрытие затрат стали вовлекаться средства, не являющиеся по своей сущности доходами (часть ресурсов Сберегательного банка, резервы Госстраха и др.). Бюджетный дефицит негативно воздействовал на экономику, подрывал устойчивость денежного обращения, порождал инфляционные процессы.
Аграрная политика СССР характеризовалась крупными капиталовложениями в сельское хозяйство, превысившими 1 / 5 часть всех инвестиций. Среди предпринятых мер были следующие: ослаблен контроль над колхозами, повышены (в среднем на 20%) цены на сельхозпродукцию, установлен на шесть лет твердый план госзакупок, введена 50%-ная надбавка за сверхплановую продукцию. При этом упор делался на агропромышленную интеграцию - объединение сельского хозяйства с отраслями, которые его обслуживают. Созданные агропромышленные комплексы не стали, однако, жизнеспособными экономическими организмами, превратившись в чисто административную структуру. Со второй половины 1970-х гг. ситуация в сельском хозяйстве стала принимать кризисный характер. Темпы роста сельхозпроизводства в первой половине 1960-х гг. составляли 4,3%, в первой половине 1980-х - 1,4%. Большинство колхозов и совхозов являлись убыточным.
К середине 1980-х гг. СССР оказался в состоянии глубокого экономического, политического и социального кризиса. Произошло падение темпов роста национального дохода (с 7,7% в конце 1960-х гг. до 3,8% в начале 1980-х) и производительности труда (с 6,8 до 3% соответственно). Сложилась кризисная ситуация в сфере потребительского рынка и финансов, в том числе в связи с понижением мировых цен на нефть к началу 1980-х гг. К концу 1970-х гг. обнаружились признаки товарного голода, увеличился дефицит. Экономический застой компенсировался большим удельным весом военных затрат в бюджете. Для экономики был характерен остаточный принцип финансирования социальной сферы, науки и культуры.
Уровень жизни в СССР медленно повышался до середины 1970-х гг. и затем более чем пятилетие не снижался. Реальные доходы на душу населения в начале 1980-х гг. по сравнению с 1966-1970 гг. уменьшились в 2,8 раза.
10.4. Обострение финансовых проблем в конце 1980-х гг. и попытки их разрешения
Во второй половине 1980-х гг. в стране резко ухудшилась экономическая ситуация, что не могло не отразиться и на финансовом состоянии. 13 декабря 1985г. на пост министра финансов СССР был назначен Борис Иванович Гостев.
По итогам деятельности за 1988г. негативные тенденции в финансовой сфере проявились в наличии бюджетного дефицита, перенасыщении денежного оборота платежными средствами, несбалансированности расчетов в иностранной валюте, резком отставании выпуска товаров народного потребления и предоставления услуг населению от роста их денежных доходов. Сумма неудовлетворенного спроса составляла 70 млрд. руб. В результате усилились инфляционные процессы, снизилась покупательная способность рубля, дестабилизировался потребительский рынок. Величина непроизводственных потерь и расходов превысила 24 млрд. руб. Резкое падение мировых цен на нефть привело к потере за пять лет 40 млрд. руб. На 36 млрд. руб. снизился налог с оборота из-за сокращения реализации винно-водочной продукции. 8 млрд. руб. составили незапланированные расходы на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС. На 18 млрд. руб. сверх плана было направлено средств в социальную сферу.
Государственный бюджет на 1989г. впервые был принят с дефицитом, который имел место и ранее (по некоторым оценкам, с конца 1960-х гг.), но тщательно скрывался. Предварительно расходы составляли 494,7 млрд. руб., доходы - 458,4 млрд. руб., дефицит - 36,3 млрд. руб., или 7,3% к величине расходов. Более тщательный анализ бюджета показал, что часть отраженных в нем средств в качестве доходов представляют средства ссудного фонда, т.е. заемные средства, предназначенные на покрытие разрыва между доходами и расходами. В результате этого реально величина бюджетного дефицита составила 120,8 млрд. руб., или 24,4% к величине расходов.
Внешняя задолженность СССР на начало 1989г. составила 33,6 млрд. руб., в 2 раза превысив размер годовых валютных поступлений. Государство вплотную приблизилось к «красной черте» - показателю, применяемому в мировой практике и равному 25% платежей на погашение кредитов по отношению к валютным поступлениям.
На состоявшемся 26 апреля 1989г. итоговом заседании Совета Министров СССР в числе наиболее обострившихся проблем наряду с состоянием потребительского рынка были названы вопросы денежного обращения и финансов, включая нарушения в сфере финансовой дисциплины. 17 июля 1989г. министром финансов СССР назначен Валентин Сергеевич Павлов.
Его назначение совпало с первыми попытками перехода страны к экономическим рычагам управления народным хозяйством, где немаловажная роль отводилась кредитно-финансовым инструментам. При Павлове были заложены многие важные элементы реформ - создание Пенсионного фонда; организация налоговой инспекции, арендных коллективов, совместных предприятий, формирование сети коммерческих банков, поддержание кооперации, трудовых коллективов, расширение услуг населению; участие в учреждении Европейского банка реконструкции и развития; организация бирж; создание системы свободных, регулируемых и фиксированных оптовых и закупочных цен; разработка нормативных методов формирования и регулирования бюджетов, бюджет развития и многое другое.
Однако даже столь разнообразная финансовая деятельность не позволила стабилизировать существенно подорванную экономику государства. В бюджете на 1990г. официально был отражен бюджетный дефицит. Впервые за двадцать с лишним лет сократилась по сравнению с предыдущим годом величина бюджетных расходов. Также впервые в проект бюджета в процессе его обсуждения на Съезде народных депутатов СССР были внесены пусть и незначительные, но реальные изменения органом представительной власти. Попытки стабилизации денежного обращения за счет замораживания роста заработной платы не увенчались успехом. Не удалось сократить и бюджетные расходы, более того, они возросли за счет увеличения различных социальных выплат. Рост доходов бюджета, несмотря на создание специализированного фискального органа - налоговой инспекции, значительно отставал от его расходов, поэтому на практике продолжали применяться традиционные методы: денежная эмиссия и внешние займы. По оценкам западных аналитиков, внешний долг СССР увеличился в 1989г. на 6,5 млрд. дол. США, в следующем - еще на 4,2 млрд. дол., достигнув к концу 1990г. 68,8 млрд. дол. США.
В начале 1991-го в результате реформы правительства Павлов становится его главой, продолжая еще два месяца, вплоть до формирования нового состава, параллельно исполнять обязанности министра финансов. Одной из первых акций нового правительства стал принудительный обмен старых денежных купюр на новые, получивший крайне негативную оценку как в прессе, так и среди населения.
По словам тогдашнего председателя Госбанка СССР В.В. Геращенко, на начало обменной операции в налично-денежном обращении 34% всей денежной массы было представлено 50- и 100-рублевыми купюрами на сумму 48,2 млрд. руб. В результате обмена было сдано денег приблизительно на сумму 40 млрд. руб. Таким образом, более 8 млрд. руб., или 5,8% всей денежной массы, было изъято из обращения, при этом затраты на проведение обмена составили 80 млн. руб., или 1% от выведенных из обращения средств.
Реформа носила конфискационный характер, но на практике, в условиях пустых магазинов она ничего не решила. Ничтожность реформы подтверждается и колоссальным ростом цен в ходе либерализации, последовавшей менее чем через год после нее. Экономика не стала эффективнее, а магазины не наполнились товарами.
7 марта 1991г. министром финансов СССР был утвержден Владимир Ефимович Орлов. Под его руководством Министерство финансов продолжало активно работать над формированием системы налогообложения. Только за I квартал 1991г. дважды были изменены ставки налоговых отчислений предприятий от облагаемой прибыли: в начале года они были понижены до 45%, а со 2 апреля - до 35%. Это увеличило доходы предприятий и позволило сократить государственные дотации. Также продолжалась работа в области налогов на имущество, землю, операции с ценными бумагами. Другим направлением деятельности министерства было формирование рынка ценных бумаг и создание инфраструктуры для его функционирования. В апреле 1991г. Минфином была начата реформа розничных цен - весьма необходимая для оздоровления финансового состояния экономики, но крайне непопулярная для населения, поскольку уровень цен повышался вдвое.
Кризисные явления, характеризовавшие отечественную экономику и раньше, в это время резко усугубились, финансы оказались как никогда несбалансированными. Так, по итогам I квартала 1991г. доходы союзного бюджета оказались в 2,5 раза ниже плановых показателей (21,3 млрд. руб. вместо 54,0). Главная причина бюджетного «недобора» - отказ отдельных республик платить свой взнос в союзный бюджет. В результате пришлось сокращать многие запланированные бюджетные расходы, финансируя лишь первоочередные и жизненно важные из них. По итогам трех первых месяцев бюджетный дефицит составил 24,4 млрд. руб., с целью его частичного финансирования в Госбанке СССР была взята ссуда в размере 5 млрд. руб. под 6% годовых. Сознавая, что сложившиеся тенденции в будущем могут только усугубиться, Минфин предпринял попытку на второе полугодие разработать чрезвычайный бюджет. Однако ни эта, ни другие меры в той ситуации уже не были способны что-либо изменить.