Образование как фактор ускорения экономического роста: концепция человеческого капитала. Рассмотрим подробнее перечисленные выше показатели

      Экономический рост и его резервы.
      Возможности влияния высшего образования на экономический рост.
      Механизм влияния на экономический рост.
    Влияние высшего образования на экономическое развитие Курской области.
      Показатели экономического развития Курской области.
      Система высшего образования Курской области.
      Механизм влияния на экономический рост Курской области.
    Заключение.
    Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Современная научно-техническая революция существенно изменила материально-технические условия производства и жизни, но не менее важным следствием научно-технического прогресса стало коренное изменение структуры, содержания и характера запаса знаний, навыков, опыта рабочей силы. В условиях усложнения производства расширения потока научно-технической информации, которая должна осваиваться в процессах массового производства продукции произошел перелом в значении образования для развития производства. Пока промышленность удовлетворяла свои потребности в рабочей силе за счет неквалифицированных рабочих, система образования была довольно слабо связана с производством. В XIX веке, например, подготовка немногочисленных инженеров, техников, квалифицированных рабочих по большей части не была общественно организована. Подготовка рабочей силы шла в самом процессе производства, а наука чаще всего была делом отдельных ученных и оказывала еще сравнительно слабое воздействие на развитие общественного производства. Образование по содержанию носило в основном общекультурный характер. Но положение в корне изменилось, когда дальнейшее развитие производства оказалось невозможным без массового использования высококвалифицированной рабочей силы, т.е. образование работников стало таким же необходимым условием хода производства, как и наличие самих орудий труда.
Сегодня уровень и качество образования оказывают непосредственное
воздействие на экономическое развитие любой страны.
Целью избранной мной темы курсовой работы является рассмотрение высшего образования как одного из резервов экономического роста. Экономический рост в наше время не исчерпывается накоплением капитала и расширением масштабов производства - он измеряется увеличением объема знаний, используемых на практике. В экономически развитых странах предприятия «по меньшей мере, треть своих инвестиций вкладывают в основанный на знаниях нематериальный капитал, в профессиональное обучение кадров, патенты, лицензирование, проектирование, маркетинг», так как последние 30 - 40 лет прогрессивно повышается роль знаний как главного двигателя экономического роста. Порожденные этим процессом изменения вызвали сдвиг качественного характера в экономическом развитии. Речь идет о становлении экономики, основанной на знаниях. В условиях, когда все большее число отраслей и производств базируются на достижениях науки, опираются на инновации, высшее профессиональное образование приобретает решающее значение для формирования не только интеллектуального, но и экономического потенциала страны. Эксперты Международного банка реконструкции и развития утверждают, что способность общества создавать, отбирать, адаптировать, превращать в источник прибыли знания имеет решающее значение для устойчивого экономического роста и повышения жизненного уровня населения. Иначе говоря, знания превращаются в наиболее важный фактор экономического развития.
Кратчайший путь к повышению эффективности национальных экономик - это активное использование знаний.В современных условиях знания и квалификация являются важными резервом экономического роста и социального прогресса общества. Развитие высшего профессионального образования становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности национального хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.

Задачи этой курсовой работы состоят в том, чтобы показать, как высшее образование может повлиять на экономический рост, на примере Курской области. А также выяснить механизм влияния на экономическое развитие региона.
    1.Взаимосвязь между экономическим ростом и высшим образованием.
    1.1Экономический рост и его резервы.
Экономический рост - центральная экономическая проблема, стоящая перед всеми странами. По его динамике (изменению) судят о развитии национальных экономик, о жизненном уровне населения, о том, как решаются проблемы ограниченности ресурсов.
Категория экономического роста является важнейшей характеристикой общественного производства при любых хозяйственных системах. Экономический рост- это количественное и качественное совершенствование общественного продукта за определенный период времени. Экономический рост означает, что на каждом данном отрезке времени в какой-то степени облегчается решение проблемы ограниченности ресурсов и становится возможным удовлетворение более широкого круга потребностей человека. Он характеризуется, прежде всего, такими макроэкономическими показателями, как валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход (НД).
При определении уровня экономического развития страны требуется, прежде всего, установление точки отсчета. Многие страны сравнивают свой уровень с уровнем США. А экономический рост находит свое выражение в увеличении потенциального и реального валового национального продукта (ВНП), в возрастании экономической мощи нации, страны, региона. Это увеличение можно измерить двумя взаимосвязанными показателями: ростом за определенный период реального времени ВНП или ростом ВНП на душу населения.
Использоваться могут оба показателя. Однако при сравнении жизненного уровня населения в отдельных странах и регионах явно более предпочтительным является второе определение. « Так, ВНП Индии почти на 70% превосходит ВНП Швейцарии, однако, по уровню жизни населения Индия отстает от Швейцарии более чем в 60 раз».
В экономической статистике для изучения динамики используются коэффициенты роста, темпы роста и темпы прироста. Коэффициент роста х исчисляется по формуле: X=Y1 / Y0 где Y1,Y0 - показатели соответственно в изучаемом и базовом периодах. Темп роста равен коэффициенту роста, умноженному на 100. Темп прироста равен темпу роста минус 100. Однако на практике под темпом роста часто понимают темп прироста
(отношение показателей в конце и в начале периода). Например, если реальный ВНП составлял 200 млрд. дол. в прошлом году и 210 млрд. дол. в текущем, можно рассчитать темпы роста, вычитая из величины реального ВНП текущего года величину прошлогоднего реального ВНП и соотнести разность с величиной реального ВНП за прошлый год. В данном случае темпы роста составят (210 млрд. дол. - 200 млрд. дол.)/200 млрд. дол. х 100% = 5%»

Проблемы экономического роста занимают в настоящее время центральное место в экономических дискуссиях и обсуждениях, ведущихся представителями разных наций, народов и их правительств. Ведь перед любой хозяйственной системой стоит проблема ограниченности ресурсов при безграничности человеческих потребностей. А, следовательно, возникает вопрос, как добиться экономического роста?
Для этого мы должны рассмотреть факторы, влияющие на него и найти резервы, способствующие развитию экономики.
Экономический рост определяется множеством факторов, важнейшими из которых являются факторы предложения, спроса и распределения.
Факторы, характеризующие физическую способность экономики к росту, объединяются в одну группу под названием факторов предложения, к ним относят:
1) количество и качество трудовых ресурсов: образование и профессиональная подготовка повышают производительность труда и в результате дают возможность иметь более высокие заработки. Инвестиции в человеческий капитал - важное средство повышения производительности труда. По некоторым оценкам, улучшение качества рабочей силы определило 14% прироста реального национального дохода в США.
Самым простым показателем качества рабочей силы является уровень образования. В настоящее время более 4/5 американской рабочей силы имеет, по крайней мере, среднее образование. Из них почти 22% - люди с незаконченным высшим и высшим образованием. Только начальное образование имеют менее 6% американских трудящихся. Очевидно, что образование становится доступным для большего числа граждан;
2) наличие капитала: именно объем основного капитала, приходящийся на одного работника, является решающим фактором, определяющим динамику производительности труда;
3) уровень технологии: технический прогресс в себя включает не только совершенно новые методы производства, но и новые формы управления и организации производства, новые информационные технологии. Под техническим прогрессом подразумевается открытие новых знаний, позволяющих по-новому комбинировать данные ресурсы с целью увеличения конечного выпуска продукции. На практике технический прогресс и капиталовложения (инвестиции) тесно взаимосвязаны: технический прогресс часто влечет за собой инвестиции в новые машины и оборудование;
4) количество и качество природных ресурсов: данный фактор с трудом поддается количественной оценке, хотя и значительно влияет на темпы экономического роста. Так, не приходится сомневаться в том, что обширные запасы разнообразных природных ресурсов, которыми обладают США, внесли весомый вклад в экономический рост страны. В США имеется изобилие плодородных земель, здесь в меру благоприятные климатические
и погодные условия, вполне достаточные запасы основных минеральных и энергетических ресурсов. Хотя обилие природных ресурсов является мощным позитивным фактором экономического роста, это вовсе не означает, что страны с недостаточными запасами обречены на невысокие темпы экономического роста. Известно, что в Японии природные ресурсы ограничены, но темпы экономического роста этой страны в послевоенный период были значительными. С другой стороны, некоторые наиболее экономически отсталые страны Африки и Южной Америки обладают существенными запасами природных ресурсов. Проблема развития природных ресурсов сливается с проблемой усовершенствования техники для более рационального использования ресурсов, снижения материалоемкости продукции и с проблемой обеспечения оборудования и орудий для использования и обнаружения этих ресурсов.
К факторам спроса относятся такие, которые повышают совокупный спрос общества на производимую продукцию (заработная плата, налоговая политика государства, склонность населения к сбережению) и этим стимулируют ее рост.
К факторам распределения относят именно распределение природных, трудовых и финансовых ресурсов страны, которое должно быть организовано таким образом, чтобы в большей степени способствовать экономическому росту (приросту продукции, улучшению ее качества и совершенствованию производства).
Что же следует понимать под резервами экономического роста? Само слово резерв означает запас, откуда черпаются новые силы, ресурсы, т. е. это имеющиеся, но еще не использованные возможности повышения общественного производства за счет наилучшего использования всех факторов ее роста, а особенно те четыре фактора которые связаны с физической способностью экономики к росту, а именно:
1) количество и качество природных ресурсов;
2) количество и качество трудовых ресурсов;
3) объем основного капитала;
4) технология.
Зависимость экономического роста от этих факторов прямая. Действительно, факторы предложения делают рост производства физически возможным: лишь доступность большего количества лучших по качеству ресурсов позволяет увеличивать производство реального продукта

1.2. Возможности влияния высшего образования на экономический рост.

Я остановлюсь, на мой взгляд, на одном наиболее важном резерве экономического роста это образование, так как именно оно в большей степени характеризует один из главных факторов предложения (количество и качество трудовых ресурсов), а также косвенно влияет на остальные факторы экономического роста.
В условиях инновационного развития экономики меняется функциональная роль образования: из транслятора знаний и генератора специфических навыков и умений оно превращается, во-первых, в непосредственного производителя знаний и, во-вторых, в активного участника процесса трансформации этих знаний в новые продукты, технологии и услуги. Формирование экономики, основанной на знаниях, означает взаимную интеграцию научного, образовательного и производственного пространства: включение процесса применения знаний в образовательный процесс происходит на фоне генерации новых знаний в непосредственном процессе производства .
Важной сферой, посредством которой осуществляется влияние образования на экономический рост, являются научные исследования и разработки (НИР). Так система высшего образования готовит кадры ученых, что имеет огромное значение для появления нового поколения знаний и инноваций. В конечном счете, это оказывает влияние на рост производительности труда, такая взаимосвязь широко изучена и подтверждается данными многочисленных исследований. Например, «вклад» технологических изменений в экономический рост США и других развитых стран оценивается в 20-40 % от ежегодного прироста национального производства. Это подтверждает, что образование, особенно высшее, имеет огромное значение для развития НИР и определяет способности овладевать инновациями и адаптироваться к ним. «Страны, опережающие другие по темпам развития НИР, приобретают долгосрочные преимущества над конкурентами» . Появление многих отраслей во второй половине XIX века стало следствием крупных научных открытий, сделанных в университетах. Это иллюстрирует таблица 1.
Влияние технологий на возникновение новых отраслей.

Период Разработанная технология Университет, где была разработана технология Отрасль, возникшая на базе новой технологии
1940-е годы Электронный калькулятор Университет Пенсильвании Производство компьютеров
1960-е годы Оптические волокна Массачусетский технологический институт Телекоммуникации
1970-е годы Вегетативное размножение (клонирование) ДНК Стэндфордский университет Биотехнологии
1980-е годы Суперкомпьютеры Университет Иллинойса Интернет
Таблица 1
Человек, его способности всегда играли первостепенную роль в общественном производстве. Достижения человеческого разума, интеллектуализация производства на современном этапе привели к новому витку развития человеческого общества, создали более благоприятные условия для реализации возможностей человека в политической, экономической, социальной и культурной жизни. Повышение эффективности производства во все времена сопровождалось ростом благосостояния населения. На этой основе в развитых странах практически снята проблема удовлетворения первоочередных жизненных потребностей в продовольствии, одежде, жилье, медицинском обслуживании и т.п. Это привело к увеличению свободного времени, которое обеспечивает возможность более глубокого образования и саморазвития и соответственно способствует быстрому росту интеллектуального потенциала. Если для индустриального общества было характерно превалирование физического труда, в новой экономике возросла роль интеллектуального.
За последние десятилетия увеличился удельный вес расходов на образование в ВВП всех развитых стран. Это связано с тем, что долгосрочная политика развитых стран направлена на расширение доступа молодежи к образованию, что привело к значительному повышению его уровня. Особенно выросла доля лиц с высшим профессиональным образованием в возрастной группе 25-34 лет по сравнению с группой 55-64 лет. В Японии превышение составляет более чем в 3 раза, в Ирландии – 2,6 раза, в Финляндии и Канаде – почти 2 раза .
Быстрый рост уровня образования наблюдается в новых индустриальных странах, в том числе Индии и Китае.
Наиболее ярко черты инновационной экономики проявляются в США, где специфика новой стадии обнаружилась раньше, чем в других странах. Поэтому для выявления основных тенденций развития новой экономики необходимо обратиться к опыту США.
В ближайшие годы, по мнению американских специалистов, главным двигателем экономического роста будут отрасли экономики и сферы деятельности, основанные на нововведениях. В последние десятилетия в экономике США появились новые сильные импульсы для развития сферы образования. С 1980 г. до 2003 г. численность научно-инженерных кадров, занятых в сфере НИОКР, возросла с 651,1 тыс. человек до 1,3 млн. человек. По прогнозу Бюро статистики труда в 2002 – 2012 гг. число ученых и инженеров возрастет на 26%, в то время как общая занятость вырастет только на 15% .

1.3. Механизм влияния на экономический рост.

Учитывая то, что высшее образование повышает производительность, представляется естественным рассмотреть механизм влияния его на экономический рост. Существуют, по крайней мере, три механизма, с помощью которых высшее образование может влиять на экономический рост. Во-первых, образование увеличивает объем человеческого капитала, заключенный в рабочей силе, а это повышает производительность труда и обеспечивает переход к более высокому уровню выпуска продукции. Во-вторых, образование может повысить инновационный потенциал экономики, и знания о новых технологиях, продуктах и процессах будут способствовать росту. В-третьих, образование может способствовать распространению и передаче знаний, необходимых для понимания и обработки новой информации, а также для успешной реализации новых технологий, разработанных другими, что опять таки ускоряет экономический рост .
Например, структура экономики западных стран претерпела существенные изменения в связи с повышением роли отраслей, базирующихся на человеческом капитале, и снижением значимости добывающих и перерабатывающих отраслей . Ту же направленность имела и глобализация мирового хозяйства, где главными инструментами конкурентоспособности становятся инновации, идеи, мастерство и знания. Сохранение и развитие базы знаний возможно только при высоком уровне образования рабочей силы и ее хорошей профессиональной подготовке.
Формирование экономики знаний означает, что знание становится важнейшим фактором экономического развития и создает возможности для более эффективного использования других факторов производства.
Поскольку знания и навыки являются важнейшим компонентом человеческого капитала, то их роль в экономическом развитии можно оценить по удельному весу данного показателя в национальном богатстве. Так в монографии Института экономики Российской академии наук «Особенности воспроизводства национального богатства в начале XXI века» (Отв. ред. Л.Н. Нестеров) приводятся данные о величинах национального богатства и человеческого капитала во всем мире, в России, странах СНГ, странах «семерки» и ЕС. В соответствии с приведенными там показателями человеческий капитал составляет 66,4% национального богатства во всех странах мира. В странах «семерки» и ЕС его доля выше – 78,2%. В России, как и во всех странах СНГ, эта величина составляет 50% национального богатства .
Инвестиции в человеческие ресурсы в развитых странах мира выступают важнейшим фактором экономического роста и повышения конкурентоспособности, как на микро-, так и на макроуровнях. При этом инвестиции в человека, в его интеллектуальный потенциал обладают безусловной выгодой, ибо дают длительный, ограниченный лишь биологическими параметрами времени, интегральный эффект . Американские экономисты Т. Шульц и Г.Беккер основоположники современной теории о человеческом капитале считают, что в широком смысле человеческий капитал формируется путем инвестиций (долгосрочных вложений капитала) в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве. В их теории показано, что система образования есть такая сфера деятельности, где финансовый капитал превращается в человеческий. Теодор Шульц впервые выделил образование как значимый фактор, ответственный за экономический рост страны . Т. Шульц и Г.Беккер считали главным условием достижения устойчивого развития экономики является накопление и сохранение человеческого капитала. Проведение в жизнь стратегий, побуждающих людей совершенствовать свои навыки и умения на протяжении всей жизни посредством непрерывного обучения и профессиональной подготовки.
Г.Беккер первым осуществил практический, статистически корректный подсчёт экономической эффективности образования. Для определения дохода, например, от высшего образования из пожизненных заработков тех, кто окончил колледж, вычитались пожизненные заработки тех, кто не пошёл дальше средней школы. По выкладкам Г.Беккера получалось, что в США отдача высшего образования находится на уровне 10-15%, превышающем показатели прибыльности для большинства фирм .
И Гарри Беккер и Теодор Шульц считают, что инвестиции в сферу образования как важный вид капиталовложений и один из главных источников умножения национального богатства, как решающий источник экономического роста, как инструмент смягчения экономического неравенства и как средство борьбы с безработицей.
Однако многие страны, включая такие крупные, как Бразилия, Индия вложили весьма значительные средства в формирование научно-технического потенциала, но не получили серьезной экономической отдачи от своих инвестиций. Это происходит, потому что в большинстве развивающихся стран, во-первых, отсутствует четко сформулированная стратегия, увязывающая экономический рост с прикладным использованием знаний, а во-вторых, не наработан национальный научно-технический потенциал. Иными словами, отсутствие механизмов, обеспечивающих взаимосвязь экономики с прикладными знаниями, может превратить инвестиции в науку и образование в растрату национальных ресурсов. Это объясняется тем, что научно-технические знания, как правило, приносят большую выгоду лишь в том случае, когда они используются в рамках комплексной системы учреждений, организаций и процессов, известной под названием «национальная инновационная система». В национальную инновационную систему принято включать: а) учреждения системы образования и профессиональной подготовки, где получают знания и готовят кадры, умеющие их использовать; б) адекватную макроэкономическую и нормативную базу, в том числе и меры торговой политики, стимулирующие продвижение новых технологий; в) инновационные предприятия и сети предприятий; г) высокоразвитую телекоммуникационную инфраструктуру; д) доступ к глобальным источникам знаний. Высшей школе в этой системе отводится важная роль не только в подготовке высококвалифицированных специалистов, но и как своего рода сети, обеспечивающей интенсивный обмен информацией и знаниями.
Если кратко представить механизм влияния высшего образования на экономический рост, то получится следующее: инвестиции в образование и государство с развитой национальной инновационной системой приводит к развитию высшей школы, высшая школа дает прогрессивные знания, которые через квалифицированные кадры приводит к научно - техническому прогрессу. Он в свою очередь увеличивает производительность труда, что приводит к экономическому росту, а, следовательно, к благосостоянию страны и улучшению уровня жизни населения.
В последнее время наше государство обратило пристальное внимание на проблему образования. Внедряется национальный проект «Образование» задачи которого заключаются в модернизации образования; решении актуальных задач обновления учебных баз; проводится система повышения квалификации работников образования, а также подготовки руководителей, обеспечивающих качественное выполнение всех задач проекта; осуществляется совместное финансирование данного направления, победителям комплексных проектов предоставляются субсидии из федерального бюджета на их реализацию. То есть государство начало вкладывать инвестиции и развивать национальную инновационную систему образования, способствующую развитию, в том числе и высшей школы. Теперь должен заработать механизм влияния образования на экономический рост, что я постараюсь проследить на примере Курской области.

    Влияние высшего образования на экономическое развитие Курской области.
      Показатели экономического развития Курской области.
Курская область - один из промышленно-развитых регионов Российской Федерации с многоотраслевым хозяйственным комплексом. Наиболее крупные промышленные центры - города Курск, Железногорск, Курчатов, Рыльск и Льгов, где сосредоточено наибольшее число промышленных предприятий.
Промышленность Курской области представлена 14 отраслями, где сосредоточено до 30% основных производственных фондов области, занята четверть работающих в отраслях материального производства.
Процентное соотношение разных областей промышленности представлено следующей картиной:

Электроэнергетика - 31.9%,
Черная металлургия - 18.2%,
Пищевая промышленность - 17.1%,
Машиностроение и металлообработка - 13.5%,
Лесная деревообрабатывающая промышленность - 5%,
Химическая и нефтехимическая промышленность - 4.8%,
Легкая промышленность 3.1%,
Промышленность строительных материалов - 2.6%,
Другие отрасли - 3.8%
Топливно-энергетический комплекс Курской области представлен АЭС "Курская атомная станция", ОАО "Курскэнерго" и др. Курская АЭС - одна из самых мощных в Российской Федерации, обеспечивающая до 50% потребности в электроэнергии Центрального федерального округа.
В Курской области расположено одно из крупнейших предприятий черной металлургии центра России, ведущий разработчик богатейшего месторождения Курской магнитной аномалии, производитель железной руды, концентрата, окатышей, аглоруды - ОАО "Михайловский ГОК".
Предприятия химической и нефтехимической промышленности выпускают резинотехнические и пластмассовые изделия, полиэтиленовую пленку, химические нити, лакокрасочную продукцию, трубы и листы из полимерных материалов. Ведущим является ЗАО "Курскрезинотехника", изготавливающее свыше 15 тысяч различных видов продукции и поставляющее их во все регионы России, страны ближнего и дальнего зарубежья.
Из предприятий машиностроения и металлообработки наиболее крупными являются акционерные общества Курский завод "Аккумулятор", "Счетмаш", "Прибор", "Курская подшипниковая компания", "Электроагрегат", "Электроаппарат", ФГУП "Маяк", которые производят более 70% продукции отрасли. Большое количество выпускаемой продукции, среди которой аккумуляторы, контрольно-кассовые аппараты, подшипники, автомобильная электроника, геологоразведочное нефтепромысловое оборудование и др. идет на экспорт.

В последние годы в Курской области отмечался устойчивый экономический рост. Сохранились положительные тенденции роста основных макроэкономических показателей – прирост выпуска продукции и услуг по базовым видам экономической деятельности, опережающий рост обрабатывающих производств по сравнению с добывающими, сокращение количества убыточных организаций, что способствовало стабилизации экономического и финансового положения области и улучшению отдельных показателей уровня жизни населения. Социальное положение населения Курской области существенно улучшилось: ежегодно увеличиваются реальные денежные доходы жителей области (таблица 2), значительно сократилась доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (таблица 3).
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по Курской области
(рублей).
2006 2007 33,7 30,7 25,0 20,3 15,4 12,6 Таблица 3
Рост объемов производства в период с 2002 по 2006 годы в основных отраслях экономики Курской области позволил обеспечить положительную динамику роста валового регионального продукта (таблица 4).
Объем и динамика валового регионального продукта
(в основных ценах; миллионов рублей)
Таблица 4 .
и т.д.................

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

ВВЕДЕНИЕ.. 2

1. ТЕОРEТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.. 5

1.1 Сущность и основные показатели уровня экономического развития. 5

1.2 Экономическое развитие и экономический рост. 8

2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ В РОССИИ.. 13

2.1 Реформа системы образования в России. 13

2.2 Развитие системы высшего образования. 16

· повышение эффективности хозяйственной деятельности за счет лучшей ее организации.

При преобладании экстенсивных факторов роста говорят об экстенсивном типе развития экономики, при преобладании интенсивных факторов роста - об интенсивном.

При экстенсивном типе развития экономический рост достигается путем количественного увеличения факторов производства, а при интенсивном - путем качественного их совершенствования и лучшего использования. Более того, в этом случае экономический рост возможен и при уменьшающихся темпах капитальных вложений , и даже при уменьшении их физического объема. В условиях экстенсивного роста изменение соотношения между его факторами происходит сравнительно равномерно и достижение максимума производства продукции ставится в зависимость главным образом от состояния экономических ресурсов, особенно от сочетания затрат труда и капитала, и лишь в определенной степени от научно-технического прогресса.

2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ В РОССИИ

2.1 Реформа системы образования в России

В России уже несколько лет проводится реформа образования, которую сейчас все чаще называют более политически корректным словом «модернизация». Эти преобразования не остались незамеченными в обществе, разделившиеся на их сторонников и противников. В 2004 году о проблемах отечественного образования заговорили и в самых высших эшелонах власти. В частности, большое внимание им уделил президент Владимир Путин в своем Послании Федеральному собранию РФ. А в начале декабря 2004 года Правительство РФ одобрило приоритетные направления развития системы отечественного образования, подготовленные Минобрнауки РФ. Премьер-министр Фрадков выделил также три основных направления реформы: обеспечение доступности образования для всех слоев населения, повышение качества преподавания и улучшение финансирования сферы.

Суть реформы сводится к введению в России двухуровневой системы высшего образования (бакалавр и магистр), создания системы дошкольного образования , сокращению недельной нагрузки на учащихся школ, предоставлению им возможности выбирать те предметы, которые им более необходимы в будущем, и получать дополнительное образования.

Переход к двухуровневой системе - задача Болонского процесса. В 1999 году в итальянском городе Болонья была подписана совместная декларация министров образования ряда европейских государств, возвещавшая о создании общеевропейского образовательного пространства. Страны, подписавшие эту декларацию, обязались до 2010 года выработать сопоставимые национальные системы образования, критерии и методы оценки его качества, вести сотрудничество по признанию на европейском уровне национальных документов об образовании.

В целом Болонский процесс предусматривает комплекс взаимосвязанных мер, направленных на сближение образовательных систем и способов оценки качества знаний, академических степеней и квалификаций в странах Европы. В результате всех преобразований студенты должны получить большую свободу в выборе места и программы обучения , а процесс их трудоустройства на европейском рынке станет более легким.

Помимо всего прочего, по количественным характеристикам наблюдается рост уровня образования среди молодежи. Так, по данным Госкомстата, за гг. было подготовлено и выпущено 7,1 млн. специалистов с высшим и 8,3 млн. специалистов со средним профессиональным образованием. При этом численность молодых людей в возрасте 16-29 лет с высшим образованием выросла по сравнению с 1989 г. на 42,5%, со средним профессиональным – на 7,7%. В расчете на 1000 человек в этом возрасте приходится 112 человек с высшим образованием (в 1989 г. – 84) и 225 человек со средним профессиональным (в 1989 г. – 223). В то же время численность юношей и девушек в возрасте 16-29 лет, имеющих только начальное общее образование , увеличилась за указанный выше период в 2,1 раза и составила 0,5 млн. человек, из которых 70% не учится.

На начало 2004 учебного года количество студентов в стране выросло по сравнению с 1992 г. в 2,1 раза и составило 5,95 млн. человек. При этом наблюдались схожие тенденции роста числа высших учебных заведений (в 2 раза), количество которых к 2005 г. составило 1039 (рисунок 1). При этом, если наиболее высокие темпы роста количества ВУЗов наблюдались до 1999 г. (средние темпы прироста – 8,1% в год), то в отношении студентов картина обратная (12,3%).

Рис.1.Динамика количества ВУЗов и студентов в России (на начало учебного года)

Также наблюдается рост численности профессорско-преподавательского состава, количество которого выросло с 1990 г. по 2004 г. на 54,6% до 339,6 тыс. чел. (рисунок 2). При этом по соотношению количества студентов на преподавателя наблюдается устойчивый рост. Так, на начало 2004/2005 учебного года на 1 преподавателя в среднем по стране приходилось 18 студентов, что на более чем на 36% больше, чем в начале 90-х годов.

Рис.2. Соотношение студентов и преподавательского состава (на начало учебного года)

По показателям обеспеченности бюджетными ресурсами среднее образование в России сталкивается с серьезным недофинансированием. Так, согласно экспертным оценкам объем финансирования сферы образования в России составляет порядка 4% ВВП, при этом 9,3% душевого ВВП на одного учащегося средней школы. В странах же сопоставимого уровня развития расходы на одного учащегося составляют от 20 до 25% душевого ВВП.

Следует также отметить, что помимо количественных оценок необходимо принимать во внимание качественные оценки системы образования. Так, необходимо оценивать уровень знаний и умений, которые получают учащиеся, и насколько эти знания и умения востребованы экономикой в настоящее время. В этой связи целесообразно рассмотреть вопрос, как быстро трудоустраиваются и насколько эффективно работают лица с различным видом образования.

Отметим, что в России в последние годы наблюдаются процессы роста занятости дипломированных специалистов в народном хозяйстве страны (рисунок 3).

Рис.3. Распределение занятых в экономике России по уровню образования

Однако, несмотря на указанные выше тенденции, в России значительная часть выпускников профессионального образования работают не по специальности. Также отметим, что на фоне указанных выше процессов занятости населения с высшим образованием, уровень безработицы по данной категории за последние 10 лет практически не изменился. Основной рост безработицы приходится на население со средним общим образованием.


Рис.4. Распределение численности безработных по уровню образования

Кроме того, несмотря на широкий охват образованием, его уровень по сравнению с зарубежным довольно неоднозначен. В частности, согласно ряду экспертных оценок (ОЭСР) знаний и умений учащихся на основе проведенных тестов в сопоставлении со странами ОЭСР, российская система образования не выглядит столь эффективной и развитой, как может показаться на первый взгляд. По ряду показателей (например, по научной грамотности) в России уровень ниже среднего.

Не исключено, что данные оценки излишне субъективны, но при этом, очевидно, что российская система образования по-прежнему в большинстве своем излишне теоретизирована и скудно нацелена на практическое применение, недостаточна гибка в современных условиях. Например, в большинстве случаев, после получения диплома о высшем образовании, человеку приходится нести дополнительные затраты (материальные, временные) на переобучение, то есть можно поставить под сомнение эффективность инвестиций в человеческий капитал по целому ряду российских учебных заведений. В то же время, существует нехватка специалистов по широкому кругу областей, подтверждением чему может служить, например, значительный рост в последние годы числа иностранных менеджеров в ряде компаний, стратегии развития которых ориентированы на международные стандарты.

2.3 Итоги социально-экономического развития России

В целом, объем ВВП России за 9 месяцев 2005года составил в текущих ценах 15385,4 млрд. руб. Темп роста его реального объема в III квартале т. г. составил 7% относительно аналогичного периода прошлого года (АППГ), относительно II квартала 2005 г. – 15,0%. В I и II квартале рост ВВП составил 5,2% и 6,1% соответственно. Индекс-дефлятор ВВП за III квартал 2005 г. по отношению к АППГ составил 20,6%.

· 55,1 млрд. руб. – средства бюджетов субъектов РФ;

· 156,8 млрд. руб. – средства из внебюджетных источников.

Кроме того, в рамках системы управления реализацией Стратегии предполагается создать Координационно-экспертный совет, в состав которого будут входить ученые и специалисты в соответствующих областях, представители бизнес-сообщества и федеральных органов управления . Основными исполнителями стратегии выступят Минобразования, Минэкономразвития, Минпромэнерго, отраслевые ведомства .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, экономический рост - это увеличение объемов товаров и услуг, произведенных за определенный период времени.

Увеличение совокупного производства рассчитывается в процентах по отношению к предыдущему периоду.

Экономический рост может измеряться в натуральных стоимостных показателях. Сопоставление объемов производства в физических единицах (тоннах, километрах и т. д.) позволяет избежать вызываемых инфляций. Однако не всегда возможно сопоставить прежние виды товаров и услуг. Поэтому применяется стоимостное измерение, очищенное от роста цен.

Основными показателями служат:

Увеличение годового объема ВВП (ВНП, НД)

Увеличение доли ВВП, приходящейся на душу населения страны

Экономический рост зависит не только от общих тенденций, обусловленных средне - и долгосрочными циклами, но и от уровня развития народного хозяйства страны, формы политической системы, характера проводимой экономической политики и т. п.

В целом, следует позитивно оценить приоритетные направления развития системы образования, одобренные правительством. Реализация намеченных мероприятий позволит серьезно продвинуться в вопросе унификации российских и западных стандартов образования. Однако пока не будет реальных действий, помимо экспериментирования с ЕГЭ, трудно говорить о том, когда реформа действительно перейдет в практическую плоскость.

Безусловно, России необходима реформа образования. При существующей системе нельзя рассчитывать на существенное наращивание человеческого капитала, который в принципе определяет перспективы развития всей экономики. Ученые мира уже пришли к выводу, что наиболее важным ресурсом экономики является человеческий ресурс, обладание которым в масштабах страны определяет ее позицию в мире. Конечно, важен еще фактор использования данного ресурса, то есть насколько государство может дать людям возможность реализации накопленного потенциала. Однако в случае растраты этого потенциала на его восстановление могут уйти годы, а первую проблему можно решить в значительно более короткие сроки. Таким образом, при бездействии Правительства в данном направлении конкурентоспособность России в мире ежегодно будет уменьшаться.

Реформу образования, прежде всего, надо проводить в разрезе кардинального улучшения качества, а именно того, кто и как преподает в российских учебных заведениях, насколько это применимо в реальной жизни и соответствует реалиям сегодняшнего времени. реформа российской системы образования должна состоять из выполнения следующих мероприятий:

1) Резкое повышение зарплаты и ужесточение требований к преподавателям. Нужна жесткая переаттестация преподавательского состава, в результате которой 10-20% из них лишатся права преподавания, привлечение специалистов для преподавания из реальных отраслей экономики;

2) Борьба с коррупцией в учительской и профессорско-преподавательской среде;

3) Инвестиции в материальную базу образования (здания, спортивные сооружения, компьютерное оборудование и т. д.);

4) Совершенствование методов преподавания с учетом специализации, оценка учебников независимыми специалистами, радикальная реформа системы преподавания иностранных языков ;

Некоторое ускорение экономического роста в III квартале 2005 года стало достаточно неожиданным. Если до нового года не произойдет существенного снижения темпов роста, то в целом темп роста ВВП по итогам года может быть несколько выше 6%. Касаясь структурных изменений в росте ВВП, можно отметить возрастающую роль сектора услуг по сравнению с уменьшением вклада промышленности. Как добывающие, так и обрабатывающие отрасли промышленности замедлили свой рост относительно прошлого года, что в целом было достаточно ожидаемым. В то же время, такие сектора экономики, как строительство, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, оптовая и розничная торговля растут стабильно высокими темпами, и их рост имеет все шансы продолжиться в среднесрочной перспективе.

Дальнейшая динамика развития обрабатывающих производств будет зависеть от того, насколько отечественные производители смогут повысить свою конкурентоспособность по сравнению с импортной продукцией. Безусловно, с точки зрения качества экономического роста, удовлетворение возрастающего потребительского спроса через производство высококачественной отечественной продукции было бы более предпочтительным.

Что же качается Стратегии развития РФ в области развития науки и инноваций на период до 10 года, то, на первый взгляд, наличие у правительства подобных документов с наполнением в виде количественных индикаторов, которые должны характеризовать результаты ее реализации, можно в целом воспринимать позитивно, особенно, учитывая намерения правительства по выделению рекордных сумм на науку в рамках бюджета-2006.

Это свидетельствует о том, что политика в сфере науки и инноваций будет являться одним из приоритетов. В то же время, всегда остается вопрос о том, насколько эффективно будут использоваться бюджетные средства. Кроме того:

· в Стратегии нет никаких ссылок и обоснований приведенных прогнозных показателей. Остается неясным, какой методологией пользовались авторы Стратегии, поэтому создается ощущение, что некоторые целевые значения взяты "с потолка";

· не хватает ясности в том, насколько эффективен будет механизм реализации Стратегии. Многие аспекты Стратегии предполагается реализовывать на основе ФЦП и ФЦНТП, некоторые из которых еще даже не разработаны;

· вне зависимости от эффективности механизма реализации, осуществление данной Стратегии ввиду ее сложности также потребует увеличение издержек со стороны государства.

Таким образом, сложно однозначно оценить Стратегию развития РФ в области развития науки и инноваций на период до 2010 г. С учетом всех плюсов и минусов можно говорить о том, что такой документ в целом необходим, но требует существенной доработки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Альтернативы экономического развития России в ХХI в. // Проблемы теории и практики управленияN6. - С. 44-47

2. Борисов теория. Учебное пособие. 2-е издание переработанное и дополненное. М. 2003г.

3. Бреев Б., Галецкий В. Развитие сферы услуг и эконимический рост (материалы к лекциям и семинарам) // Российский экономический журналN10. - С. 56-60

4. Владимиров В. Государственный вуз в рыночной экономике. // Высшее образование в России - 2005. - №8. - с. 9-15

5. Вольский А. Условия совершенствования управления экономикой // Экономист. – 2001. - № 9. – С. 3-8.

6. Воронина Т. Размышления о перспективах высшей школы на конференции по философии образования. // Alma Mater - 2004. - №12. - с. 3–6.

7. Государственное регулирование рыночной экономики. / Под ред. проф. и проф. - М.: ОАО "НПО "Экономика", 20с.

8. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. – М.: Дело, 2001. – 280 с.

9. Гэлбрейт К. Экономическая политика измеряется результатами // Проблемы теории и практики управленияN5. - С. 32-37

10. Денежное обращение и банки: Учеб. Пособие / Под ред. , . – М.: Финансы и статистика, 2001.

11. Деньги. Кредит. Банки. Ценные бумаги. Практикум: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. . – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2001.

12. Егоров общественного сектора: Курс лекций. – М.: ТЕИС, 1998. – 334 с.

13. Еженедельный Аналитический Обзор. РЭО Вестник. Социально – экономическое развитие России в 2005 г. № 000.от 01.01.2001г.

14. Жуков теория денег и кредита. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. – 502 с.

15. Куликов В. Социальные императивы продолжения экономического реформирования // Российский экономический журналN1. - С. 3-12

16. Национальная промышленность России: подъем и развитие // Проблемы теории и практики управленияN1.

17. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 год: Варианты развития экономики страны // Финансовый бизнес. – 2005. - №11. – С.2-13.

18. Панкрухин А. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. М.: - Интерпракс, 2001, 268 с.

19. Пономаренко Е. О бюджетно-налоговой политике на 2006 год (анализ концепции) // Экономист, 2005. - №12. – с.59-67.

20. Рогова О. Денежно-кредитная политика, деформация денежно-кредитной системы // Экономист. – 2004. - №3. – С41-54.

21. Рогова О. Макроустановки регулирования и реальность банковской деятельности // Бюллетень финансовой информации. – 2004. - № 1. – С. 32-34.

22. Рогова экономика в государственной единой денежно-кредитной политике? // Бизнес и банки. – 2004. - №18. – С.1-8.

23. Саркасов П. Новые подходы к организации высшей школы. // Alma Mater - 2005. - №11. - с. 17–21.

24. Современная экономика. Многоуровневое учебное пособие. Под ред. - Ростов-на-Дону: Изд. “Феникс”. 2004.

25. Состояние денежной системы и реализация денежно-кредитной политики в 2003 году: о реализации Банком России денежно-кредитной политики // Деньги и кредит. – 2004. - №3. – С.7-12.

26. , «Деньги, кредит, банки»:Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003

27. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М.: Изд. ДЕЛО. 2002.

28. Шевкунов А. Молодые специалисты на рынке труда // Волга - 2004. - №54. - с.8-11

29. Экономика России в зеркале статистики: гг. // Экономика в школе. – 2004. - №2. – С.31-57.

30. Экономика. Учебник под редакцией. Москва. 1997

31. Экономика. Учебник. Под ред. . - М.: 2003

32. Экономическая теория в вопросах и ответах. Учебное пособие. Под ред. - Ростов-на-Дону: Изд. “Феникс”, 2002.

33. Эриашвили система РФ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

36. www. - Министерство финансов Российской Федерации

37. http://*****/ Министерство образования и науки Российской Федерации

Егоров общественного сектора: Курс лекций. – М.: ТЕИС, 1998. – 334 с.

Альтернативы экономического развития России в ХХI в. // Проблемы теории и практики управленияN6. - С. 44-47

Куликов В. Социальные императивы продолжения экономического реформирования // Российский экономический журналN1. - С. 3-12

Гэлбрейт К. Экономическая политика измеряется результатами // Проблемы теории и практики управленияN5. - С. 32-37

Борисов теория. Учебное пособие. 2-е издание переработанное и дополненное. М. 2003г.

Экономика. Учебник под редакцией. Москва. 1997

Саркасов П. Новые подходы к организации высшей школы. // Alma Mater - 2005. - №11. - с. 17–21.

Воронина Т. Размышления о перспективах высшей школы на конференции по науки и образования. // Alma Mater - 2004. - №12. - с. 3–6.

Владимиров В. Государственный вуз в рыночной экономике. // Высшее образование в России - 2005. - №8. - с. 9-15

Www. - Федеральная служба государственной статистики.

Www. - Федеральная служба государственной статистики.

Www. - Федеральная служба государственной статистики.

Www. - Центральный Банк Российской Федерации

Www. - Центральный Банк Российской Федерации

Экономические науки. Региональная экономика

магистр Климкова К. О.

магистр Дорждеева В. А.

Волгоградский государственный технический университет, Россия

Влияние образования на экономический рост

России и США: компаративный анализ

Один из ведущих социальных аспектов существенно влияющий на экономический рост региона- уровень образования занятого населения в экономике.Мировой опыт доказывает, что высокий темп экономического роста в решающей мере определяется квалификационным составом работников всех уровней. Система высшего образования готовит ученых, и это имеет большое значение для появления нового поколения знаний и инноваций. Что в дальнейшем может оказать непременное влияние на рост производительности труда. Научные исследования и разработки (НИР) – являются важной сферой, посредством которой осуществляется влияние образования на экономический рост.
К примеру, «вклад» технологических изменений в экономический рост США и других развитых стран оценивается в 20-40 % от ежегодного прироста национального производства. Это доказывает, что образование, особенно высшее, имеет огромное значение для развития НИР и играет определяющую роль в быстром овладении инновациями и адаптации к ним.

Оперируя определенными показателями для расчета Индекса развития человеческого потенциала, можно провести компаративный анализ двух стран: России и США, с целью определения влияния образования на экономический рост государства.

Одним из показателей расчета ИПЧР является уровень грамотности населения страны, включающий в себясреднее количество лет, потраченных на обучение и ожидаемую продолжительность обучения.

Средняя продолжительность обучения в США составляет 13,3 лет, в то время как в России этот показатель ниже – 11,7 лет. Разница в ожидаемой продолжительности обучения в двух странах ещё более высока, и составляет 2,5 года.В данном случае процентное превышение показателя по средней продолжительности обучения США над российским составляет 13,7%; по ожидаемой продолжительности – 17,5% (рис.1). Данный показатель не является абсолютно негативным, поскольку рассматриваются две абсолютно разные страны, в которых действуют свои институциональные особенности.

Рис.1 Ожидаемая и средняя продолжительность обучения (в годах) по данным 2012 г.

Следующий показатель, применяющийся для расчета ИЧПР, характеризует уровень жизни, оцененный через ВНД на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США. Валовой национальный доход на душу населения в США составляет 43 480 долларов, в то время как аналогичный показатель в России -всего 14 461 долларов (рис.2). Превышение процента американского показателя составляет 300% по отношению к показателю России.

Исходя из того, что внутренний национальный продукт состоит из суммы внутреннего валового продукта и разницы между доходами резидентов страны, полученных за границей и доходами нерезидентов, полученных на территории страны. И сравнив ВНД двух стран, можно сделать вывод, что американские компании зарабатывают больше за границей, чем нерезиденты их страны на территории США, в России же бизнесу сложно развиваться внутри своей страны, не говоря о «дальних пределах». Видится возможной перспективой сокращения разрыва в данном показателе то, что Россия вступила во Всемирную торговую организацию в 2012 году, и будет развивать бизнес-связи за пределами государства.


Рис.2 Валовой национальный доход (ВНД) на душу населения в долларах США, по данным 2012 г.

Опираясь на вышеуказанные данные, с уверенностью можно сказать, что высокий показатель среднего числа лет, затраченного на образование, способен обеспечить рост экономики. Страны, опережающие по темпам развития научных исследований и разработок, гарантированно приобретают преимущества над конкурентами в долгосрочной перспективе.

Напрашивается вывод, что увеличение инвестиций в человеческий капитал имеет прямое отношение к экономическому росту. Следовательно, образование оказывает положительное влияние на инвестиции в физический капитал, и данный факт непременно отражается на экономическом росте государства.

Литература:

1.Доклад о человеческом развитии 2013. Возвышение Юга: человеческий прогресс в многообразном мире// Программа развития Организации Объединенных Наций. - New York, 2013.- 216 с.

БОТНЕВА Н.Ю.*, ФИЛАТКИН В.Н.**
*Ассистент кафедры экономики и финансов
**Доктор технических наук, профессор
Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий

Образование и его влияние на рост экономики

В современных условиях, когда изменяется структура занятости населения, возрастает доля умственного труда в производстве, уменьшается потребность общества в малоквалифицированном труде, остро встает вопрос о поиске дополнительных источников, внутренних резервов экономического роста страны. Одним из таких источников является уровень образования населения. Исследования, проводимые многими экономистами, позволили сделать вывод о том, что образование порождает косвенные эффекты в форме экстерналий, которые могут иметь денежное и не денежное выражение.

Не денежные экстерналии могут принимать разнообразные формы, это и более высокий уровень социальной толерантности, и более активное участие в процессе демократизации общества, и солидарность на национальном и международном уровне.

Результаты проведенных исследований показали, что «существует четкая связь между получением гражданами высшего образования и их участием в общественной жизни, социально значимых делах», но социальные и культурные выгоды высшего образования не только способствуют улучшению социальной обстановки, они имеют и прямой экономический эффект.

Изучение социальной роли высшего образования и его «вклада» в экономический рост позволило сделать вывод о том, что последний порождается «расширением объема использованных трудовых и капитальных ресурсов, а также улучшением их качества на базе прогресса в области технологий и образования». В связи с этим в последнее время значительное внимание стало уделяться изучению человеческого капитала, как первостепенного рычага экономического роста.

Идея осуществления затрат в повышении квалификации работника в качестве капитала выдвигалась еще классиками политэкономии В. Петти, А. Смитом и Д. Рикардо. Она получила развитие в работах академика С.Г. Струмилина, В.С. Гойло, Р.И. Капелюшникова, В.И. Марцинкевича. Позднее исследования в этом направлении велись С.А. Дятловым, С.А. Курганским, А.И. Добрыниным и др.

Суть «теории человеческого капитала» состоит в том, что вложения в образование и здравоохранение создают человеческий капитал, подобно тому, как затраты на оборудование и материалы создают физический капитал. Особенность человеческого капитала в его неотделимости от самого человека, а инвестиции в человеческий капитал - это все те затраты, которые приводят к повышению квалификации и способностей человека, и как следствие, производительности его труда. Таким образом, инвестиции в образование рассматриваются как инвестиции в качество человеческого капитала.

«Человеческий капитал стал учитываться как важнейшая составляющая национального богатства. Экспертами всемирного банка были проведены экспериментальные денежные оценки элементов национального богатства. Результаты расчетов показали, что в структуре национального богатства доминирует человеческий капитал, составляющий около 2/3 от его итоговой оценки. На основе этих расчетов был сделан окончательный вывод о том, что главным фактором воспроизводства становится не накопление материальных благ, а накопление знаний, умения».

Как показывает мировой опыт, сегодня темпы экономического роста в решающей мере определяются:

Темпами и масштабами развития приоритетных направлений развития науки и техники,
- уровнем подготовки и квалификационным составом работников всех уровней,
- степенью прогрессивности средств научно-производственного труда.

То есть всем тем, что обеспечивает ускоренную реализацию инновационных проектов, объем и качество инвестиций, направляемых на эти цели.

Важной сферой, посредством которой осуществляется влияние образования на экономический рост, являются научные исследования и разработки (НИР).

Так. система высшего образования готовит кадры ученых, что имеет огромное значение для появления нового поколения знаний и инноваций. В конечном счете, это оказывает влияние на рост производительности труда, такая взаимосвязь широко изучена и подтверждается данными многочисленных исследований.

Например, «вклад» технологических изменений в экономический рост США и других развитых стран оценивается в 20-40 % от ежегодного прироста национального производства. Это подтверждает, что образование, особенно высшее, имеет огромное значение для развития НИР и определяет способности овладевать инновациями и адаптироваться к ним.

Страны, опережающие другие по темпам развития НИР, приобретают долгосрочные преимущества над конкурентами.

Появление многих отраслей во второй половине XIX века стало следствием крупных научных открытий, сделанных в университетах. Это иллюстрирует таблица 1.

Структура экономики западных стран претерпела существенные изменения в связи с повышением роли отраслей, базирующихся на человеческом капитале, и снижением значимости добывающих и перерабатывающих отраслей.

Ту же направленность имеет и глобализация мирового хозяйства, где главными инструментами конкурентоспособности становятся инновации, идеи, мастерство и знания. Сохранение и развитие базы знаний возможно только при высоком уровне образования рабочей силы и ее хорошей профессиональной подготовке, что неразрывно связано с ростом инвестиций в эту сферу экономики.

При осуществлении инвестиций в сферу науки и образования, профессионально-квалификационное развитие рабочей силы, необходимо учитывать характерные особенности такого вида затрат.

Во-первых, инвестиции в образование не только оказывают влияние на развитие творческих способностей, профессионализма, повышение социального статуса каждого индивида, но и воздействуют на воспроизводство интеллектуально-духовного потенциала общества в целом.

Во-вторых, такие затраты осуществляются единовременно, а окупают себя в течение нескольких циклов производственного процесса, до того момента, когда вновь понадобится переподготовка работников в связи с изменившимися требованиями инновационного обновления производства. Таким образом, инвестиции в образование приобретают форму оборота, аналогичную обороту основного капитала. В процессе перенесения части затрат в профессиональную и квалификационную подготовку работника на вновь создаваемую продукцию, за одинаковые промежутки времени более квалифицированная часть работников создает большую стоимость, чем кадры с прежним уровнем подготовки.

В-третьих, длительность периода, в течение которого окупаются инвестиции в образование, должна соответствовать периоду морального старения приобретенных профессиональных знаний в соответствующих областях науки и техники. Сокращение или превышение данного срока приводит либо к завышению себестоимости продукции, либо к сдерживанию профессионально-квалификационного роста работников.

В-четвертых, образовательный процесс предполагает необходимость овладения постоянно обновляющейся системой знаний, что позволит осуществлять воспроизводство рабочей силы более высокого квалификационного уровня.

И еще инвестиции в образование - это не только затраты на строительство новых и реконструкцию действующих объектов образования, их материально-техническое оснащение, организацию учебного процесса, разработку обучающих технологий, управление процессом подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Соответствие процесса обучения и квалификационного роста работников современным требованиям обуславливает необходимость инвестиций в развитие системы знаний научного фонда общества, в фундаментальные и прикладные исследования, квалификационный рост и улучшение структуры научно-педагогического состава работников учебных заведений, усиление их социальной защищенности в условиях становления рынка, то есть всего того, что позволяет научным знаниям становиться более доступными и помогает достигать более высокой отдачи специалистов при реализации инновационных проектов.

Таким образом, инвестирование в улучшение качества человеческого капитала имеет непосредственное отношение к экономическому росту. В течение последних лет было собрано значительное количество данных, доказывающих наличие прямой связи между инвестициями в образование и экономическим ростом, существенную роль в этом играют затраты общества на высшее образование.

В результате проведенных исследований ученые пришли к следующим выводам:

1. Чем выше у страны показатель среднего числа лет, которое граждане затрачивают на образование, тем быстрее растет ее экономика.
2. В стране, где высшее образование развивалось более быстрыми темпами, наблюдались и более высокие темпы экономического роста.
3. Значение образования как фактора производства связано с его влиянием на производительность.
4. Образование оказывает положительное влияние на инвестиции в физический капитал, что тоже способствует экономическому росту .

Все, перечисленное выше, доказывает, что инвестиции в повышение качества человеческого капитала являются условием развития всех секторов экономики, возрастающая роль образования в модернизации экономики отмечена Правительством страны в Основных направлениях социально-экономической политики: «Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. Россия должна выбрать образование в качестве приоритета - одной из «национальных точек роста»

Библиография

1. Оценка выгод для общества от системы высшего образования // Экономика образования. 2002. - 3. - С. 64.
2. Н.Я. Синицкая. Образование как фактор качества человеческого потенциала региона // Экономика образования. 2004. - 1. - С. 50.
3. Оценка выгод для общества от системы высшего образования // Экономика образования. 2002. - 3.- С. 67.
4. Рынок труда: Учебник./ Под. ред. проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Экзамен», 2003.- С. 204-207.
5. Оценка выгод для общества от системы высшего образования // Экономика образования. 2002.- 3. - С. 66.
6. Из Основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу // Высшее образование сегодня. 2001. - 1. -С. 5.

Современный научно-технический прогресс повлек за собой существенные изменения материально-технических условий производства и жизни, но так же еще одним не менее важным его результатом стало коренное изменение, которое произошло в структуре, содержании и характере запаса знаний, навыков, опыта рабочей силы. Усложнение производства, расширение потока научно-технической информации, осваиваемой в процессе массового производства продукции, повлекли за собой перелом в значимости образования для развития производства. До тех пор пока производство удовлетворяло потребности в рабочей силе за счет неквалифицированных работников, образование было слабо связано с экономикой.

До начала ХХ века система подготовки немногочисленного количества квалифицированных рабочих, техников, инженеров, в основном не была общественно организована. Работников подготавливали непосредственно на производстве, а наукой занимались, в основном, отдельные ученые, и сильного влияния на развитие производства она не оказывала. По своему содержанию образование в основном выполняло социальные функции и носило общекультурный характер. Ситуация изменилась, когда для дальнейшего развития производства стало необходимым массовое использование высококвалифицированных работников. Образование стало таким же необходимым условием процесса производства, как и сами орудия труда.

Роль научно-технического процесса в экономике увеличилась, что повлекло за собой изменение отношения западных экономистов к вопросам воспроизводства рабочей силы. Внимание ученых сфокусировалось на проблеме формирования качественно новой рабочей силы. Повсеместная автоматизация производства и ввод в эксплуатацию механизмов сложных в управлении требовали пересмотреть отношение к «базовому материалу», вследствие чего появилось понятие «человеческие ресурсы», которое выражало совершенно иную сущность, качество труда и трудовых отношений.

Начало большим исследованиям роли человека в современной экономике положил известный чикагский экономист Т. Шульц. Доклад Т. Шульца основывался на дискуссиях по работам Э. Денисона, в которых на базе широкого статистического материала доказывалось, что технические нововведения и расширение масштабов использования труда и производственного оборудования обеспечивают только половину валового национального продукта, который получили США в ХХ веке. (Табл. № 1)

Табл. № 1 Вклад факторов экономического роста в прирост ВВП

В данных условиях нужно было найти другие факторы экономического роста, которые были бы аналогичны по эффективности. В противном случае постулат о неоклассической теории сбалансированности трансформации всех экономических факторов попадал бы под сомнение.

Некоторые ученые в качестве таких факторов называли улучшения в организации производства, другие - интенсивность труда, научно-технические достижения, эффективность экономической политики. Т. Шульц в качестве фактора экономического роста выделил образование.

Данные Э. Денисона показывали, что для европейских стран и США доля образования в приросте национального продукта составляет 12 - 29%. Еще А. Смитт в своем знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» поднимал проблему качества рабочей силы и указывал на то, что человека, который изучил с затратой большого труда и времени какую-либо профессию, требующую искусства и ловкости, можно сравнить с дорогой машиной.

Огромный вклад в теорию человеческого капитала был внесен Г. Беккером. Он считал, что в инвестирование в человеческий капитал, помимо расходов на образование, необходимо включить расходы на поддержание здоровья, на поиск работы, рождение и воспитание детей, а так же все вложение, способствующие росту производительной силы человека. Г. Беккер индивидуализировал обучение и другие факторы роста человеческого капитала, а так же привел их в соответствие с теорией рациональных ожиданий.

Человеческий капитал - это запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, который способствует росту производительности труда человека и влияет на рост его доходов (заработков). Все виды затрат, имеющие целесообразный характер и определяющие будущий денежный доход человека, рассматриваются в качестве «инвестиций в человеческий капитал». Выгоды - это ожидаемые в будущем более высокие доходы, получение престижной работы, повышение социального статуса и т.п. Издержки - это денежная оценка осуществляемых затрат на обучение, подготовку, а так же альтернативную стоимость этих инвестиций.

В макроэкономическом понимании человеческий капитал - это главный фактор экономического роста. Вложения в него дают экономический и социальный эффект, который длителен по времени. Инвестиционный период человеческого капитала намного длиннее, чем физического. Только в образовании он может достигнуть 12 - 18 лет.

Существует определенная закономерность: доход работника растет с повышением уровня его образования и возрастом, но до конкретного предела - обычно, это 55 - 60 лет (выход на пенсию). После прохождения этого предела доход работника, независимо от его образовательного уровня имеет тенденцию резко понижаться.

Для того чтобы оценить эффективность инвестиций в человеческий капитал можно использовать показатель внутренней нормы отдачи образования. Данная норма показывает конкретную норму дохода, ожидаемую при реализации данного инвестиционного проекта. При выборе проекта его внутреннюю норму отдачи сравнивают с действующей нормой процента. Если величина первой больше или равна второй, то проект инвестирования в образование считается выгодным.

Показатели нормы отдачи могут использоваться для анализа долговременных тенденций на рынке труда. Недостаток предложения рабочей силы определенной профессии и квалификации в условиях свободной конкуренции на рынке труда вызывает рост относительного уровня заработной платы данной категории работников. Это влечет за собой рост отдачи вложений на их подготовку. Повышение нормы отдачи вложений в образование влечет за собой рост количества обучающихся по данной специальности и выход их на рынок труда. со временем предложение повышается и недостаток рабочей силы данного профессионально-квалификационного уровня на рынке труда устраняется. При равновесном спросе и предложении на рынке труда соотношение затрат на подготовку рабочей силы с уровнем ее оплаты становиться оптимальным, а внутренние нормы отдачи выравниваются. Таким образом, можно сделать вывод, что образование - это ведущая отрасль производства человеческого капитала, фундамент будущего благополучия всего общества и человека в частности. Получение полного эффекта от реализации потенциала образовательного фактора является ключевым вопросом для экономического роста страны.