Исследование взаимосвязи распределения муниципального заказа внутри муниципальных образований и уровня социально-экономического развития муниципальных образований.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • Глава 1. Эффективность в государственных закупках
  • Глава 2. Российская и международная практика анализа эффективности размещения государственных и муниципальных заказов
    • 2.1 Российская практика
    • 2.2 Международная практика
  • Глава 3. Методы анализа эффективности закупочных систем
  • Заключение
  • Список источников
  • Приложения

Введение

Главной особенностью существующих сегодня методов анализа эффективности размещения государственных и муниципальных заказов является то, что они предназначены в основном для анализа уже проведённых закупок. Более того, многие из них сводятся к вычислению бюджетной эффективности, не принимая во внимание другие характеристики, такие как качество продукции и сроки поставки. В то же время заказчики сталкиваются с проблемой отсутствия специальных методов по анализу эффективности заказов до их размещения. Такие методы необходимы как для обоснования стратегии поведения заказчика, чьей целью является получение наилучшего результата закупки, так и для обоснования выделенных бюджетных средств.

Актуальность исследования: в рамках Федеральной контрактной системы ставится цель повышения эффективности государственных и муниципальных закупок. Вследствие этого возникает потребность в создании специальных методик, которыми бы руководствовались заказчики для выбора стратегии своего поведения при размещении заказа. Таким образом, отсутствие методов по анализу потенциальной эффективности размещения государственных и муниципальных заказов и необходимость в их разработке обуславливает актуальность данной работы.

Цель выпускной квалификационной работы: разработать метод для анализа эффективности государственного и муниципального заказа до его размещения.

Задачи выпускной квалификационной работы:

· Определить основные факторы, воздействующие на эффективность государственного и муниципального заказа.

· Разработать метод для анализа эффективности размещения заказа.

· Провести обзор существующих методов по анализу эффективности размещения государственных и муниципальных заказов, применяющихся в международной и российской практике.

· Выделить отличия в методах по анализу эффективности закупочных систем и отдельных заказов.

Объект исследования: система государственных закупок.

Предмет исследования: эффективность размещения государственного и муниципального заказа.

Гипотеза: в целях повышения эффективности заказа заказчику следует выбирать те стратегии, при которых вероятность успешного размещения заказа наибольшая.

Глава 1. Эффективность в государственных закупках

1.1 Эффективность государственных и муниципальных заказов и закупочных систем

В государственных закупках термин «эффективность» можно трактовать с двух точек зрения - как эффективность закупочной системы либо как эффективность отдельного заказа. С одной стороны, данные понятия взаимосвязаны, поскольку неэффективное функционирование всей системы неизбежно ведёт к снижению эффективности при размещении одиночных заказов. С другой стороны, для каждого объекта эффективность определяется совершенно различными параметрами: для отдельной закупки это, например, лотовость и тип контракта, в то время как для всей системы это может быть как качество исполнения закупочных процедур, так и профессионализм работающих в департаменте специалистов .

Следует отметить, что наиболее интересным представляется вариант оценки потенциальной эффективности заказа до его размещения, поскольку в этом случае у заказчика появляется возможность обосновать как стратегию своего поведения, так и денежные средства, выделенные на закупку. В то же время на протяжении последних лет в мире в основном развиваются методы оценки закупочных систем. Очевидно, что определять эффективность функционирования системы можно только за какой-либо определённый период времени, поэтому предварительной оценки как таковой быть не может - эффективность системы определяется за какой-либо определённый промежуток времени по результатам деятельности системы.

В следующей главе будут рассмотрены основные параметры, характеризующие эффективность закупок, после чего будет разработана модель для оценки эффективности одиночных заказов. После этого будут затронуты методы оценки закупочных систем на примере Стандарта оценки закупочной системы города Москвы и опыта некоторых зарубежных стран.

1.2 Эффективность размещения государственного и муниципального заказа

государственный муниципальный заказ закупочный

Эффективность размещения государственного и муниципального заказа зависит от множества параметров. Например, отсутствие конкуренции на рынке закупаемой продукции, незаинтересованность поставщиков принять участие в закупке, или экстремально низкое предложение итоговой цены контракта может привести как к поставке некачественных товаров, так и к отмене размещения заказа. Из этого следует, что для управления эффективностью необходимо иметь такой набор инструментов, который позволит минимизировать вероятность наступления неблагоприятных событий в течение всего закупочного цикла. По мнению Ирины Владимировны Кузнецовой, директора Института управления закупками и продажами НИУ-ВШЭ, эффективность государственного заказа определяется 10 факторами (Приложение 1). Рассмотрим подробнее каждый из этих факторов и определим, каким образом они оказывают влияние на достижение эффективности.

Модель закупки. На эффективность закупки значительное влияние оказывает её модель, которая может быть двух видов: централизованной или децентрализованной . Централизованными считаются закупки, при которых основные решения принимаются головным офисом компании или центральным государственным институтом. Стоит отметить, что за последние годы отчётливо наблюдается тенденция увеличения централизации в сфере государственных закупок, что подтверждается созданием таких организаций в Европейских странах, как OGS Buying Solutions (Великобритания), Consip (Италия), Hansel (Финляндия), BBG (Австрия).

Децентрализованной называется закупка, при которой основные решения находятся в руках отделений компаний или местных госадминистраций. Существуют также и гибридные модели, которые характеризуются тем, что в зависимости от характера закупки и её значимости, решения могут приниматься как центральными, так и местными органами.

Одним из преимуществ централизованных систем является контроль затрат, что достигается за счёт эффекта масштаба, отсутствия дублирующих действий и высокой специализации. Централизация также выгодна и при закупках стандартизованной продукции, поскольку стандартизация означает простоту сбора и обработки информации, что при широких масштабах закупок способствует значительной экономии. Что же касается преимуществ децентрализованной системы, то она привлекательна в случае широкого разброса закупочных подразделений и государственных структур. Так, обладание специфической информацией о продукте на местных рынках делает децентрализованную закупку более привлекательной для заказчика, поскольку информация, которой владеют официальные лица, быстро устаревает, а принятие решений «на местах» позволяет воспользоваться самой «свежей» информацией. В целом, можно сказать, что «преимущества централизации превышают издержки в случае стандартизованных, стратегических срочных или очень важных продуктов» .

Определение количества и объёмов лотов. Определение количества и объёмов лотов напрямую влияет на уровень конкуренции и на количество закупочных контрактов. Так, укрупнение лотов позволяет добиться эффекта экономии, сокращения документооборота и упрощения администрирования контрактов, однако при этом происходит ограничение конкуренции, поскольку небольшие компании не в состоянии бороться за крупные заказы. Более того, наличие всего лишь нескольких участников увеличивает риск сговора между ними, а это, как известно, влечёт существенное завышение итоговой стоимости контракта. Таким образом, при разбиении закупки на лоты нужно учитывать как характеристики продукции (например, её комплиментарность), так и характеристики поставки (объём, место, количество участников и т.д.). Отметим, что на сегодняшний день в проекте Федерального закона о контрактной системе нет положений об обосновании объёмов и количества лотов, что целиком лежит на ответственности самих заказчиков.

Рассмотрим основные вопросы, которые закупщик должен принимать во внимание при решении о разделении заказа на лоты. Во-первых, это структура затрат компании. Основная идея заключается в том, что при объединении нескольких лотов у подрядчиков может появляться эффект синергии в производстве. Например, для производства некоторых видов продукции характерно выполнение всего одной процедуры при производстве вне зависимости от размеров этой продукции. Поэтому, если заказчик разбивает закупку на несколько лотов, то подрядчику намного выгоднее получить несколько контрактов. Предположим, что подрядчик выставляет две ставки: первая ставка меньше себестоимости, а вторая больше. Если он получит только один контракт, цена которого меньше себестоимости, то подрядчик понесёт убытки. Следовательно, будет разумным выставлять ставки выше издержек для каждого контракта, что обеспечит прибыльность при выигрыше только в одних торгах .

Во-вторых, закупщику следует учитывать временные ограничения поставки. Это значит, что при разбиении заказа необходимо разделять лоты с отличающимися сроками поставки, поскольку компании, как правило, подвержены неопределённости в своих издержках относительно отдалённых во времени проектов. Тем самым, объединение различных по времени поставки лотов повышает риски неисполнения контрактных обязательств.

Ещё одним важным аспектом является уровень разнородности участников торгов . Разнородность означает, что в заказе могут принимать участие как крупные, так и небольшие компании, и объединение лотов может привести к исключению некоторых фирм. Поскольку в данном случае невозможно точно предсказать воздействие на эффективность, которое окажет снижение конкуренции, то закупщику следует более тщательно изучать уровень разнородности потенциальных подрядчиков при решении о количестве и конфигурации лотов.

Определение типа контракта. Юридически оформленный контракт - это основная составляющая эффективной закупки. Так, посредством контракта, закрепляются все обязательства и ответственность поставщика и закупщика, поэтому уверенность сторон в исполнении контрактных обязательств - является основным мотивом для заключения контрактов .

Существует несколько типов контрактов:

а) контракты с фиксированной ценой (fixed-price);

б) контракты с возмещением затрат (cost reimbursement);

в) стимулирующие контракты (incentive contract).

При выборе формы контракта для осуществления закупки принято руководствоваться такими параметрами, как гибкость контракта, стимулы повышения качества и снижения затрат, и распределение закупочных рисков. Последний параметр оказывает влияние на исполнение обязательств по контракту вследствие проявления непредвиденных обстоятельств, которые ни закупщик, ни поставщик не могут точно предсказать. При этом большое значение играет относительное восприятие риска договорной стороной: эффективное распределение риска подразумевает его передачу той стороне, которая лучше с ним справляется . Также следует подчеркнуть, что разные типы контрактов подразумевают различные затраты по их администрированию. Иными словами, эффективность закупки нельзя оценивать отдельно от управленческих издержек закупщика.

Контракт с фиксированной ценой это договор, который обязывает одну сторону произвести фиксированную выплату другой стороне за исполнение проекта по оговоренному качеству. При этом подрядчики не получают каких-либо дополнительных выплат за более высокое качество их продукции, однако могут быть обязаны выплатить штраф при нарушении каких-либо условий контракта.

При таком контракте подрядчик несёт на себе практически все издержки, связанные с исполнением обязательств, однако он также может получить дополнительную прибыль за счёт снижения своих производственных издержек, сохраняя качество на установленном уровне. Обычно такие контракты применяются для проектов небольшой сложности и неопределённости, или для закупки стандартизированных товаров и услуг. Однако в случае, если качество не поддаётся проверке, подрядчик имеет стимулы для сокращения затрат на непроверяемые характеристики продукции, тем самым снижая её качество. Таким образом, контракты с фиксированной ценой имеют преимущества для создания стимулов к сокращению затрат и целесообразны тогда, когда качество продукции можно легко проверить и зафиксировать в договоре.

Контракты «издержки плюс фиксированная прибыль» подразумевают возмещение производственных издержек подрядчику и выплату ему фиксированной прибыли. Тем самым подрядчик полностью застрахован от любого превышения затрат и ему не нужно беспокоиться о возможных расхождения между планируемыми и фактическими затратами ввиду каких-либо неблагоприятных событий. В то же время у подрядчика отсутствуют стимулы по снижению своих издержек, так что заказчик полностью несёт на себе риск повышения стоимости контракта вплоть до завершения проекта.

Одним из недостатков такого типа контракта является их влияние на процесс отбора на стадии торгов. Ввиду того, что все издержки покрываются заказчиком, как эффективные, так и неэффективные поставщики могут выставить одинаковые предложения на стадии отбора, тем самым не давая возможность заказчику выбрать наиболее эффективного подрядчика. Полное возмещение затрат стимулирует всех участников делать аггрессивные ставки, что снижает вероятность выбора наиболее квалифицированного подрядчика.

Таким образом, контракты «издержки плюс фиксированная прибыль» никогда не должны использоваться при проведении конкурентных торгов, поскольку в этом случае заказчику трудно выбрать надёжного поставщика. Однако в ситуациях, когда существует вероятность изменения основных параметров закупки, такие контракты позволяют снизить издержки от проведения дополнительных торгов и перезаключения договора с другим поставщиком.

Наиболее распространённым видом видом поощрительных контрактов является линейный поощрительный контракт:

T - общая сумма возмещения;

P - фиксированная база платежа;

С - затраты подрядчика

b - позитивная константа (0

Поощрительные контракты стимулируют поставщиков к сокращению затрат, однако в то же время возмещают часть его издержек при превышении их установленного уровня. В случае, когда поощрительные контракты мотивируют подрядчиков к повышению качества поставляемой продукции, они включают бонусные платежи, если качество поставки оказалось выше качества, оговоренного в договоре.

Параметр распределения издержек играет важную роль в стимулировании подрядчика к снижению издержек. Так, чем выше параметр b, тем меньше выигрыш подрядчика от оптимизации своих затрат (фактически, контракт становится контрактом с фиксированной прибылью) . Иными словами, чем выше b, тем меньше мотивации снижать издержки (слабая сила механизма стимулирования «power of the incentive scheme»). Существует несколько факторов, влияющих на выбор этого параметра: способность подрядчика нести закупочные риски, изменчивость ситуаций и зависимость производственных издержек от мер по их снижению. Например, если поставщик предпочитает избегать риска, шоковые ситуации непредсказуемы, а меры по оптимизации производственных издержек не оказывают влияние на стоимость проекта, то параметр b должен приближаться к единице.

На рис.2 представлена зависимость между рисками заказчика/подрядчика и видами контрактов. При использовании контракта с фиксированной ценой большинство закупочных рисков перекладывается на подрядчика, в то время как при применении контрактов с возмещением затрат заказчик несёт на себе эти риски. При поощрительном контракте (линейный вид контракта) степень распределения рисков может варьироваться: если параметр b близок к единице - все риски несёт заказчик, если b близок к 0 - риски на поставщике;

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис. 1 Риски/типы контрактов

В таблице 1 рассмотрим общие условия применения данных контрактов. Контракт с «фиксированной ценой» желательно использовать в следующих случаях: закупщик может составить «полный» контракт и избежать необходимости внесения в него изменений после начала проекта; качество исполнения контракта легко проверяется, и заказчик может легко установить любые отклонения от заявленных зарактеристик продукции. Другими словами, проверяемость означает, что обнаружение отклонений, как основание для взыскания штрафов и отсрочки платежа, стимулирует поставщика обеспечить необходимое качество, оговоренное в контракте. В случае, если уровень качества невозможно непосредственно определить, или если его нельзя достоверно выявить третьей стороне, а поставщик может снизить свои затраты, сократив при этом качество, то следует использовать контракт типа «издержки плюс».

Ещё одним условием для применения контракта с возмещением затрат является требование гибкости. При закупке сложной продукции или работ, когда вероятность изменения ситуации во время их выполнения довольно высока, может потребоваться внесение изменений в изначальный контракт. Таким образом, этот тип договора гарантирует поставщику возмещение дополнительных затрат, возникающих ввиду неполноты самого контракта и сложности выполняемой работы и обеспечивает более высокую вероятность исполнения контрактных обязательств. Достаточно рассмотреть случай применения контракта с фиксированной ценой при высоком риске изменения начальных условий договора. Если после заключения контракта закупщик требует внесения изменений, то подрядчик может не согласится с таким условием, поскольку стоимость его проекта фиксирована. Более того, вследствие асимметрии информации (заказчику не известны истинные издержки подрядчика) подрядчик имеет возможность извлечь дополнительную прибыль за дополнительные условия, назначая завышенную плату за внеплановую работу, так как в этом случае он будет стараться минимизировать свои расходы.

Инвестиции в предпроектные работы также играют значимую роль. При закупке стандартной продукции и выполнении несложных проектов, заказчику следует максимально использовать инвестиции в предпроектные работы для наилучшего описания характеристик закупки. В этом случае лучшим вариантом будет применение контракта с фиксированной ценой. Однако при осуществлении сложных работ можно минимизизировать стоимость предпроектных работ и воспользоваться контрактом с возмещением затрат. Данное заключение можно объяснить тем, что комплексные проекты, как правило, требуют изменений в процессе их осуществления не зависимо от того, были ли прописаны все характеристики контракта. Следовательно, при использовании договора «издержки плюс» внесение изменений не является затратным и не требует много времени. Важно отметить, что заказчику не следует полностью отказываться от предпроектных работ, поскольку они позволят определить примерную стоимость проекта.

Табл.1 Применение контрактов «издержки плюс» и «фиксированная цена»

Резервная цена. Резервная цена (начальная максимальная цена контракта) - это максимальная цена, которую закупщик готов уплатить за определённый товар или услугу. Установление НМЦК на низком или высоком уровне может оказать различное влияние на конкуренцию и итоговую цену контракта . Предположим, что заказчик определил резервную цену, превышающую средние цены на аналогичные товары по рынку. Следовательно, итоговая стоимость контракта может оказаться выше, чем она могла была быть при более адекватной резервной цене. В общем случае, определение НМЦК в России производится на основе рыночных цен. Как правило, заказчики пользуются официальной информацией о ценах потенциальных поставщиков и определяют НМЦК как их среднее значение. Примечательно, что во многих странах не публикуют НМЦК, поскольку в таком случае поставщики ориентируются не на свои издержки, а на потолок цены.

Антидемпинговые меры направлены на устранение недобросовестной конкуренции со стороны поставщиков, выставляющих свою продукцию по демпинговым ценам. Данный механизм является очень важным для повышения эффективности заказа, поскольку он позволяет снизить риск невыполнения обязательств во время осуществления поставки. К антидемпинговым мерам относятся:

а) тщательная проверка аномально низкого предложения, которое затем отклоняется;

б) предоставление обеспечения исполнения контракта (денежная гарантия, предоставляемая до заключения контракта);

в) изменение формата оценки предложений (по средней заявке).

Принято давать следующие определения аномально низкой цене (демпинговой цене). В соответствии со статьёй 51 директивой EC 2004 года демпинговая цена является такой ценой, которая на определённый процент ниже среднего значения всех заявок. В то же время, согласно FAR США, если цена не производит впечатления «честного и разумного» по отношению к ожидаемой цене, то она считается аномально низкой.

В ФКС вводятся ужесточённые требования к финансовому обеспечению контрактов и подтверждению добросовестности участников торгов:

Если НМЦК больше 15 миллионов рублей, а участник снижает её более чем на 25%, то ему требуется предоставить денежное обеспечение, которое в 1,5 раза больше обеспечения, установленного конкурсной документацией;

Если НМЦК составляет менее 15 миллионов рублей, а участник снижает цену более чем на 25%, то ему требуется предоставить сведения о его добросовестности. Закон поясняет, что в качестве таких сведений может служить информация об исполнении этим участником 3-х контрактов в течение одного года без применения неустоек .

Формат определения победителя, или выбор конкурентного способа закупки, является ключевым во всём процессе размещения заказа. Приведём один простой пример, иллюстрирующий важность данного этапа. Предположим, что закупаемые товары относятся к каталожным, то есть заказчик может прописать приемлемый уровень качества в технических требованиях и спецификациях. В этом случае наилучшим вариантом является размещение заказа посредством запроса котировок или аукциона, поскольку поставщики, ориентируясь на требования к товарам, будут конкурировать между собой только по ценовому критерию, так как уровень качества уже зафиксирован и не может быть изменён. Однако, если закупка относится к экспертным благам, то есть её истинную ценность можно определить лишь после завершения работ или поставки товаров, то применение всего лишь ценового критерия не имеет никакого смысла. В таком случае целесообразно размещать заказ посредством конкурсов, где победители выбираются исходя из нескольких критериев, таких как цена, срок поставки, размер обеспечения и пр.

Согласно ФКС, на сегодняшний день в госсекторе разрешено использовать следующие способы размещения заказов: открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупка из единственного источника и иные закрытые способы .

Привлечение крупных и опытных поставщиков является одним из важнейших аспектов эффективности проведения конкурентных торгов. Такая процедура осуществляется путём отсеивания участников, не соответствующих установленным критериям, что характерно главным образом для закрытых способов размещения заказа. Наличие финансовых ресурсов для исполнения контракта, наличие оборудования и других материальных средств, опыт и деловая репутация, наличие специалистов определённого уровня - всё это может служить критериями при отборе участников заказа .

На сегодняшний день в российской практике используется только линейное начисление баллов, когда все критерии с определёнными весами складываются для получения общей оценки. Существуют и другие шкалы оценки предложений, например, параболическая шкала, эффективная при агрессивном поведении участников закупки (игнорирование неценовых критериев). В общем случае взвешивание технических характеристик означает определение правила начисления баллов. Так, участники получают определённый балл за каждую техническую характеристику, а сумма баллов позволяет вычислить рейтинг предложений для всех поставщиков. Из этого следует, что правило начисления баллов должно отражать предпочтения заказчика, т.е. вес каждой технической характеристики.

По российскому законодательству заказчик вправе использовать следующие критерии оценки заявок:

Сроки поставки товаров, завершения работ и предоставления услуг;

Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

Условие гарантии в отношении объекта закупок;

Квалификация участников процедур закупок.

Каждый критерий может входить в итоговую оценку с определённым коэффициентом. Пусть цена контракта составляет 30%, квалификация участников 30%, сроки поставки 15%, условие гарантии в отношении объекта закупок 15%, и 10% экологичность, тогда линейной начисление баллов будет выглядеть следующим образом:

Kит=30%*Kцена+30%*Kквалификация+15%*Kсрок поставки+ 15%*K условие гарантии +10%Кэкологичность

Существуют следующие виды начисления баллов:

а) линейной начисление баллов;

б) параболическое начисление баллов;

в) начисление баллов по самой низкой, самой высокой, средней заявке.

Линейное и параболическое начисление представляют собой наиболее простые и предсказуемые виды начисления баллов, поскольку можно заранее определить баллы по некоторым параметрам. В ином случае, балл любого участника зависит от ценовых предложений других участников. Такие правила чувствительны к распределению заявок, поскольку решение принять/отклонить аномально низкое предложение оказывает влияние на рейтинг других участников торгов .

При определении эффективности заказа следует иметь ввиду и так называемые цикличные закупки. Иными словами, если заказчику постоянно приходится размещать однотипные заказы (закупка услуг на уборку территорий), то ему приходится выбирать, оставить существующего подрядчика или выбрать другого. При надлежащем исполнении контракта, заказчик может продлить контракт с подрядчиком, однако продолжение отношений с одним агентом вовсе не означает, что другие поставщики не могут предоставить лучший продукт. Более того, происходит ограничение конкуренции и возникают издержки смены агентов, что может выразиться как в прямых издержках - проведение конкурса, так и в косвенных - составление новых документов, трансакционные издержки коммуникации и пр.

Можно выделить несколько основополагающих принципов, которыми должен руководствоваться закупщик при заказе инновационной продукции :

Если инновацию можно легко описать и проверить, то заказчик должен предложить победителю торгов либо денежный приз, либо более низкий денежный приз и патентную защиту;

При проведении многоэтапных исследовательских конкурсов необходимо обеспечить конкуренцию даже на поздних стадиях путём разделения приза между участниками;

Если подрядчик может сообщить о качестве своего исследования, не раскрывая все знания, то следует использовать исследовательский конкурс и конкурентные торги, где подрядчики сначала делают инвестиции в проект, а затем участвуют в торгах.

Если относительная важность наличия мелких разнообразных новаторов в сравнении с использованием экономии на масштабе в научных разработках неясна, лучше разделить общую поставку на большее количество мелких лотов и разрешите пакетное представление заявок

Примечательно, что в соответствии с 94-ФЗ, инновационные закупки находились вне закона. Однако в ФКС ситуация несколько иная: инновационные закупки возможны при применении конкурса с ограниченным участием и при проведении двухэтапного конкурса. Что касается эффективности инновационных закупок, то закон не указывает, какими правилами нужно руководствоваться для размещения подобного заказа.

Все рассмотренные выше факторы относятся не только к государственным заказам. Очевидно, что они применимы и для корпоративных закупок, причём в более гибких формах. В любом случае, принимая во внимания все эти факторы, у заказчиков есть все шансы разместить наиболее «эффективный» заказ.

1.3 Модель эффективности заказа: стратегия заказчика и закупочные риски

Как было показано в предыдущей главе, эффективность заказа зависит от 10 факторов. Поскольку некоторые из них определяются в рамках всей закупочной организации и в какой-то степени универсальны для всех закупок, например, антидемпинговые меры, то для оценки эффективности конкретной закупки заказчик должен учитывать следующие факторы: тип контракта, формат определения победителя, степень инновационности, количество и объёмы лотов, резервную цену и шкалу оценки предложений. В данной работе мы ограничимся рассмотрением только стратегии заказчика, т.е. типом контракта и способом размещения заказа, так как именно эти два компонента позволяют заказчику напрямую управлять закупочными рисками - либо принимать, либо перекладывать их на поставщика. Ввиду этого под успешным размещением заказа мы будем понимать успешное исполнение контракта.

В данном контексте риск понимается как вероятность возникновения неблагоприятного события. Очевидно, заказчик заинтересован в том, чтобы вероятность успешного исполнения контракта была как можно больше. Иными словами, закупщику необходимо выбрать такую стратегию, которая бы максимизировала вероятность успешного исполнения контракта.

Пусть события, где - событие, противоположное событию Сi, попарно независимы, n - число неблагоприятных событий, наступление каждого из которых приводит к срыву контракта или его некачественному исполнению, pi - это вероятность возникновения неблагоприятного события Ci и qi=1-pi (вероятность события), тогда вероятность успешного выполнения контракта рассчитывается по формуле (1):

Для любого вида закупки характерны следующие основные риски, (с учётом специфики закупки данный перечень может быть дополнен заказчиком):

Риск повышения стоимости контракта

Риск снижения качества;

Риск изменения сроков поставки или выполнения работ;

Стратегия представляет собой комбинацию типа контракта и способа размещения заказа. Учитывая, что контракт типа «издержки плюс» не должен применяться при конкурентных торгах (см. предыдущую главу), то у заказчика имеется 18 стратегий, так как всего 7 способов размещения и 3 типа контракта (7*3=21 стратегия), минус 3 стратегии «контракт типа издержки плюс/конкурентный способ размещения». Составим матрицу «стратегия/закупочные риски», где:

Cj - неблагоприятное событие (риск) (j=1,2,3);

Pm(Cj) - вероятность наступления события Cj при стратегии Sm, (m=1,2…18),

Стратегия/риски

Cтоимость

Качество

Вероятность успешного исполнения контракта при стратегии Sm можно найти по формуле (1).

Пусть для определения оценок вероятностей возникновения неблагоприятных событий заказчик может привлечь «n» экспертов. Рассмотрим матрицу Аmxn, строки которой соответствуют стратегии заказчика Si, а столбцы экспертам Kj. Элементами матрицы являются вероятности успешного выполнения контракта, так что aij - это элемент матрицы, стоящий на пересечении i-ой строки и j-го столбца, который представляет собой вероятность успешного исполнения контракта по мнению эксперта Kj (j=1,2,3…n) в случае, когда администрация использует стратегию

Мнения экспертов, выраженные в числах aij, можно рассматривать как значения дискретной случайной величины, вероятности появления которых образуют вектор, принадлежащий симплексу Sn в пространстве Rn. Тогда для каждой стратегии i можно вычислить математическое ожидание вероятности успешного выполнения контракта при каждом фиксированном наборе вероятностей

и вычислить это математическое ожидание при наименее благоприятном развитии событий для администрации, т.е. решить задачу

С учётом полученных значений администрация может выбрать стратегию i* для которой

Это событие будет являться оптимальным в смысле наилучшего гарантированного результата.

Другой принцип оптимальности - это принцип минимального сожаления, основанный на построении матрицы рисков, исходя из матрицы стратегий.

Рассмотрим снова матрицу A, элементами которой являются вероятности успешного выполнения проекта при выборе стратегии i согласно мнению эксперта Kj, и построим так называемую матрицу рисков, понимаемых как разность между наилучшей рекомендацией эксперта Kj и его рекомендацией относительно шансов на успешное выполнение контракта при выборе администрацией стратегии i, . Таким образом, элементы столбца j в матрице рисков (или матрице сожалений о непринятии оптимального, по мнению эксперта Kj, решения) будут стоять элементы

Минимальное сожаление находится из условия:

Если бы администрация знала, кто из экспертов окажется наиболее точным, например, эксперт Kj*, то она выбрала бы строку i, в которой достигается

при отсутствии такого знания целесообразно выбирать

Предложенные методы оценки эффективности контракта обладают очень важным достоинством: они позволяют определить потенциальную эффективность контракта до его непосредственного присуждения победителю торгов. Воздействуя только на два параметра (выбор типа контракта и способа размещения заказа), можно управлять закупочными рисками, а значит и управлять эффективностью контракта. Если можно оценить вероятности возникновения неблагоприятных событий, то можно найти и оптимальную стратегию, при которой вероятность успешного исполнения контракта максимальна. Таким образом, заказчик может повысить потенциальную эффективность самого заказа. Но следует иметь в виду, что успешное исполнение контракта более узкое понятие, чем успешное размещение заказа, так как на последнее воздействуют и другие факторы, такие как определение оптимального количества лотов, шкала оценки предложений и др.

Глава 2. Российская и международная практика анализа эффективности размещения государственных и муниципальных заказов

2.1 Российская практика

В данной главе основное внимание будет уделено практическим подходам к определению эффективности закупок в России. Стоит отметить, что российские подходы к оценке закупок во многом уступают зарубежным ввиду чрезмерного методологического перекоса в сторону «денежной» эффективности. По-видимому, такое различие имеет место вследствие самого определения эффективности бюджетных расходов, заложенного в Бюджетном кодексе РФ. Как результат, имеющиеся методики оказываются несостоятельными в тех случаях, когда необходимо рассматривать не только критерий цены, но и качественные параметры.

В статье 34 БК РФ дано определение принципа эффективности бюджетных средств, которое основывается на предположении о «необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств или достижения наилучшего результата с использованием фиксированного объёма средств» . Таким образом, критерий эффективности определяется как отношение «бюджет-результат», причём не раскрывается, что именно имеется в виду под словом «результат», и какие расходы нужно учитывать в общем бюджете. Вследствие этого возникает несколько проблем. Во-первых, помимо планируемого результата расходования средств могут возникнуть так называемые внешние эффекты (экстерналии), носящие косвенный характер - экологические издержки. Тем самым, для отражения данного факта необходимо рассматривать в бюджете не только прямые затраты, но и косвенные, проходящие через другие бюджеты (например, затраты на воссоздание экологической обстановки).

Во-вторых, помимо учёта всех возможных издержек, нужно дать обоснованную интерпретацию понятию «результат». С одной стороны, результатом может быть сам факт закупки товаров заданного качества. В этом случае может оказаться, что закупленная продукция не отвечает потребительским свойствам, потому что они не были отражены в технической документации при размещении заказа. С другой стороны, «результат» можно трактовать как оценку конечного использования закупаемой продукции, и тогда для определения эффективности нужно будет применять более изощрённые подходы.

Таким образом, эффективность закупки с точки зрения БК РФ можно определить лишь как бюджетную или денежную эффективность. Ввиду этого довольно долгое время в России оценка размещения заказов проводилась на основе снижения цены контракта, что не отражает реальное положение вещей. Как логическое дополнение к базовому принципу расходования бюджетных средств были разработаны следующие подходы к оценке закупок:

Методические рекомендации Минэкономразвития России официально установили методику оценки эффективности размещения государственных контрактов посредством проведения конкурсов. Они включает в себя правила расчёта двух показателей: сокращения расходов бюджетных средств и сравнительную эффективность.

Первый показатель расчитывается как разница между начальной максимальной ценой контракта, его итоговой стоимостью и затратами заказчика, который он понёс в процессе организации и проведения конкурса. Очевидно, что недостаток показателя в том, что при установлении завышенной начальной максимальной цены показатель сокращения расходов будет довольно высоким, однако по факту ни о какой бюджетной экономии не может идти и речи. Формула для расчёта выглядит следующим образом:

S=Pнач-Pитог-Cзатраты - абсолютное сокращение расходов,

S = (Pнач/Pитог)*100% - относительное сокращение расходов, где

Pнач - начальная максимальная цена контракта;

Pитог - цена заключения контракта;

Cзатраты - общие затраты заказчика на проведение конкурса.

Сравнительная эффективность размещения государственного заказа рассчитывается путём сравнения цены контракта (итоговой цены) со следующими сопоставимыми с ней ценами:

Средняя цена предложения (вычисляется как средневзвешенная величина предложенных поставщиками цен или просто как среднеарифметическая цена);

Рыночная цена в регионе поставки (расчёт на основе статьи 40 Налогового кодекса РФ);

Итоговая цена для аналогичного контракта в предыдущем конкурсе.

Формулы для расчёта показателя эффективности выглядят следующим образом:

E=(Pc-Pитог)*K - абсолютная эффективность

E=((Pc-Ритог)/Ритог)*100% - относительная эффективность, где

Pc - сопоставимая цена: а) средняя цена предложения поставщиков; б) рыночная цена в регионе поставки; в) контрактная цена в предыдущем конкурсе;

K - количество закупленного товара.

Отметим, что показатель сравнительной эффективности, как и показатель расходования бюджетных средств, также имеет ряд существенных недостатков. Согласно методическим рекомендациям, сравнивая цену контракта со средней ценой предложения поставщиков, можно определить «результативность конкурса в пределах его участников» , однако при малом количестве таких участников, а тем более при их сговоре, полученная оценка результативности будет неадекватной.

Сопоставление итоговой стоимости контракта и рыночной цены на аналогичные товары является более приемлемым показателем, однако само определение этой рыночной цены может быть достаточно проблематичным. В соответствии с Налоговым кодексом РФ, рыночная цена рассчитывается на основе информации о заключённых идентичных сделках с однородными товарами (работами или услугами). Так, в большинстве случаев заказчики пользуются информацией, представленной на сайтах потенциальных поставщиков, и на основе этих данных находят среднюю рыночную цену. Если же рыночную стоимость заказа невозможно определить, что часто бывает при закупках работ или услуг, тогда заказчики пользуются затратным методом определения цены. Третий вариант расчёта сравнительной эффективности заказа на основе цен контрактов в предыдущие конкурсы не учитывает трансакционные издержки заказчиков и не отражает изменения цен на сами товары. Достаточно сказать о том, что некоторые группы товаров со временем могут дешеветь, в то время как другие дорожать.

Таким образом, рассматриваемая методика оценки эффективности заказов основывается исключительно на ценовых показателях. Игнорируются прежде всего качественные характеристики товаров, работ и услуг, которые закупаются на конкурсной основе, тем самым лишая смысла проведение самого конкурса. Более того, не принимается во внимание и оценка «результативности» закупки, которая в данном случае сводится к определению только лишь денежной эффективности.

Рассмотрим теперь более широкий подход - проект индикативной оценки эффективности системы бюджетных закупок, подготовленный Минфином России в 2003 году . Наряду с ценовыми показателями были предложены показатели процедур размещения заказов и их дальнейшего администрирования. Для этой цели был разработан широкий перечень индикаторов, которые представляют собой полноценную характеристику функционирования закупочного органа. К ним отсносятся такие структурные показатели как «доля конкурсов в общем объёме закупок», «доля закупок у единственного поставщика» и «доля обжалований в общем количестве проведённых контрактов». В то же время присутствуют и индикаторы более низкого уровня, предназначенные для анализа конкретных закупок, такие как «среднее количество поставщиков, участвующих в одном конкурсе» и «удельный вес поставщиков-субъектов малого предпринимательства в общем количестве поставщиков, подавших заявки на конкурс».

После нахождения значений индикаторов эксперты сравнивают их с так называемыми индикативными показателями, которые представляют собой эмипирические значения соответствующих индикаторов для стран с развитой экономикой, рассчитанные на основе статистических данных. Затем, по заданной формуле рассчитываются балльные значения по каждому показателю и выводится интегральная оценка всей закупочной системы.

Помимо индикативных показателей, методические рекомендации содержат показатели экономии бюджетных средств, особенность которых заключается в том, что они включают не только прямые, но и организационные затраты. Последнее, к сожалению, остаётся на усмотрение заказчиков, поскольку в документе не указывается, какие именно затраты нужно классифицировать как организационные. Показатели экономии бюджетных средств представлены в таблице 3.

Необходимо также отметить и наличие показателей исполнения условий контракта, которые уже напрямую оценивают эффективность размещения заказа. Например, показатель «исполнения условий контракта по поставке», рассчитываемый как отношение количества дней просрочки поставки к фактическому сроку поставки в днях, служит для оценки того, насколько эффективно выполнены условия договора относительно установленных сроков, и может свидетельствовать о наличии ошибок со стороны заказчика (как и со стороны поставщика) во время администрирования либо в процессе непосредственного размещения заказа.

Таблица 3. Показатели экономии бюджетных средств

Общая начальная стоимость контрактов;

Общая итоговая стоимость контрактов;

Стоимость не заключённых контрактов;

Общая сумма затрат на проведение закупок товаров и услуг;

C - Затраты на организацию конкурса.

2.2 Международная практика

Австралия. Согласно Федеральному руководству по проведению закупок Австралии (Commonwealth Procurement Guidelines, 2008) основополагающим принципом при размещении государственных заказов является принцип «value for money». Данный принцип «эффективного расходования средств» определяется как свод регламентированных требований к должностным лицам закупочного органа, которые должны подтверждать на каждой стадии закупки то, что они добиваются или добились наилучшего результата, основываясь на сравнительном анализе всех выгод и издержек.

Стоит отметить, что в соответствии с принципом «value for money» окончательная цена контракта не может являться главным критерием выбора поставщиков. Более того, выделяют целый ряд других факторов, влияющих на решения по присуждению того или иного контракта: риски предложения и опыт потенциальных поставщиков, финансовые условия, включающие затраты в течение всего цикла закупки, гибкость контракта и наличие различных альтернатив его исполнения.

Практической оценкой государственных контрактов в Австралии занимается Управление по анализу лучших практик (Office of Best Practice Regulation - OBPR). Сфера деятельности OBPR связана с вопросами развития и регулирования экономики и распространяется на существующие проблемы системы государственных закупок страны. Согласно правилам по проведению анализа публичных контрактов, выделяют четыре метода оценки их эффективности :

Анализ затрат и выгод;

Сравнение поставщиков;

Анализ основных положений контракта;

Анализ реализации контракта

При анализе затрат и выгод проводится оценка влияния контракта на достижение целей закупки. При этом важную роль играет экспертная оценка всех издержек проекта, которые можно подразделить на прямые, такие как цена контракта и оплата страховки, так и косвенные, возникающие вследствие наступления каких-либо неблагоприятных событий. В случае, если выгоды населения (польза от удовлетворения потребности) выше затрат на закупку, размещение заказа считается потенциально эффективным.

Второй метод осуществляется путём анализа предложений всех поставщиков и исполнителей. Его цель заключается в выявлении всех организаций, способных качественно выполнить государственный заказ при наименьшей цене контракта. Однако здесь возникает проблема асимметрии информации, поскольку только поставщикам известны их истинные кривые издержек. В этом случае заказчики могут проанализировать историю взаимоотношений с поставщиками, что является наиболее эффективным инструментом для получении информации по их издержкам.

Следующий метод основывается на анализе основных положений контракта. Его содержание и наличие определённых пунктов, регулирующих взаимоотношения поставщика и заказчика, оценивается на основе определённых критериев, которые должны быть учтены в тексте контракта: наличие возможных рисков закупки, требуемый результат и планируемые затраты, распределение прав и обязанностей сторон, процедура мониторинга исполнения заказа, процесс разрешения споров, коммуникация между сторонами и др. Таким образом, контракт оценивается с точки зрения его полноты: чем детальнее прописаны все необходимые положения, тем эффективнее будет закупка.

Анализ реализации контракта может проводится как в течение всего закупочного цикла, так и по его окончанию. Данный метод использует целый ряд качественных показателей, таких как квалификация персонала, процесс взаимодействия и коммуникации, степень удовлетворённости всех вовлечённых в закупку сторон, соблюдение сроков размещения заказа и исполнения работ. Такая оценка обычно проводится путём анкетирования всех участников, начиная с высшего руководства закупочного органа и компании-поставщика, и заканчивая штатными должностными лицами по закупкам.

Оценка эффективности государственных зказов в Австралии исходит из принципа «value for money», который достигается за счёт поощрения конкуренции, недопущения дискриминации, прозрачности и подотчётности решений, и эффективного использования бюджетных ресурсов. В целом, оценка заказов сводится к оценке контрактов: содержание контракта и его полнота, качество процессов коммуникации и мониторинга, определение выгод и издержек, сравнительный анализ предложений поставщиков.

США. Федеральная контрактая система США является наиболее успешной закупочной системой в мире, которая послужила образцом для становления государственных закупок стран Европейского союза. Объём бюджетных средств на сегодняшний день, которые управляются в рамках ФКС, составляет более чем $ 500 млрд. США, а участниками закупок выступают более 160 тыс. организаций. Основным документом, регулирующим деятельность ФКС, является свод нормативных правил (FAR - Federal Acquisitions regulations), содержащий более 4300 тыс. норм, которые детально регламентируют весь закупочный цикл (регулирование закупок для нужд обороны - Defense Federal Acquisition Regulations, DFARS) .

Одним из важнейших элементов закупочной системы США является должность контрактного офицера, предусмотренная в структуре управления каждого государственного заказчика. К его функционалу можно отнести следующие задачи: мониторинг исполнения контакта, его закрытие и изменение, обеспечение основных положений контракта и утверждение результатов заказа на каждом этапе процесса размещения. Чуть ниже рангом находится технический представитель контрактного офицера, который осуществляет непосредственный контроль за деятельностью подрядчиков. В системе ФКС также следует выделить сертифицированных публичных бухгалтеров (certified public accountants), которые осуществляют комплексный мониторинг за движением бюджетных средств: идентифицируют риски увеличения сметы контракта и контролируют затраты в ходе его исполнения.

В целях стандартизации и повышения эффективности государственных закупок в США была создана специальная библиотека федеральных контрактов, которые можно подразделить на следующие категории (более 100 типов контрактов):

Прикладные НИОКР, создание новейших технологий, испытание и эксплуатация систем вооружения и военной техники;

Фундаментальные исследования;

Промышленное производство;

Инженерно-строительные и архитектурно-технические работы;

Поставки стандартных товаров или сырья;

Жилищно-коммунальные услуги (водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, электроснабжение и проч.).

Для определения цены контракта используется несколько моделей ценообразования. Самые распространённые из них - это контракты твёрдой цены и возмещения затрат. В практике закупочной деятельности можно также встретить и иные методы ценообразования, например, результативные контракты и контракты комплексного поощрения. Первые предусматривают некоторое возмещение затрат поверх фиксированной стоимости контракта, а вторые учитывают не менее четырёх параметров в формуле самой цены (затраты, норма прибыли, объёмные и качественные характеристики товара, сроки заказа и т.д.). Правильный выбор типа контракта является решающим фактором, влияющим на эффективность закупки, и именно поэтому в рамках ФКС предусмотрено наличие большого количества типовых контрактов и способов определения их начальной цены. Кроме того, помимо стандартных положений, в государственные контракты входят разделы по экономической, промышленной или внешнеторговой политике правительства. Это могут быть положения, например, трудового законодательства, регулирующие распорядок трудового дня и равное право на труд.

Подобные документы

    Понятие и социально-экономическая сущность эффективности менеджмента. Критерии и методы оценки эффективности управления. Анализ работы с подрядными организациями. Расчет затрат и экономического эффекта для отдел размещения государственных заказов.

    дипломная работа , добавлен 01.05.2011

    Критерии оценки эффективности. Ранговый метод планирования и оценки эффективности. Комплексный набор критериев эффективности системы управления. Показатели эффективности. Повышение эффективности системы управления производством.

    реферат , добавлен 08.05.2002

    реферат , добавлен 21.06.2011

    Теоретические аспекты эффективности системы управления торговым предприятием. Научно-методологические подходы к эффективности управления. Методы исследования эффективности системы управления. Анализ конкурентоспособности системы управления предприятием.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2012

    Основные понятия и принципы аттестации государственных и муниципальных служащих. Этапы проведения аттестации государственных и муниципальных служащих. Проведение аттестации в Администрации Заводского района муниципального образования города Саратов.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2012

    Совершенствование работы с кадрами как фактор повышения эффективности государственного и муниципального управления. Содержание работы по подбору и расстановке кадров. Современные механизмы подбора кадров. Проблемы расстановки персонала.

    дипломная работа , добавлен 15.12.2006

    Риски и эффективность инновационных процессов для предприятия. Экономико-математическая модель оценки эффективности жизненного цикла изделия, товара, продукта, технологии и инновации. Управленческий аспект повышения инновационной активности предприятия.

    курсовая работа , добавлен 14.06.2014

    Обзор понятия, видов, критериев эффективности управления, этапов оценочной деятельности. Определение соответствия системы управления и её организационной структуры объекту управления. Оценка производительности и эффективности государственного управления.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2012

    Системное представление ОАО КБ "Центр-инвест". Анализ эффективности работы предприятия. Сущность и методы оценки эффективности организации. Разработка методов повышения эффективности на основании когнитивной карты. Анализ импульсных воздействий.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2014

    Применение системы оценки эффективности в производственных организациях и государственных учреждениях. Описание возможных противоречий и компенсация недостатков метода. Облегчающие и затрудняющие условия определения качества работы объекта управления.

Демографические показатели: Общий коэффициент естественного прироста величина естественного прироста убыли населения в расчете на 1000 жителей; промилле; прямая. Производственный сектор: Отгружено товаров собственного производства выполнено работ и услуг собственными силами без субъектов малого предпринимательства в расчете на 1-го жителя тыс. Продано товаров несобственного производства без субъектов малого предпринимательства в расчете на 1-го жителя тыс. Инвестиционная деятельность: Объем инвестиций в основной капитал...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

17117. ФОРМИРОВАНИЕ МОНИТОРИНГА СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ СИСТЕМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ С УЧЕТОМ ИХ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ 103.21 KB
Постепенный переход от отраслевого к территориально ориентированному способу управления экономикой актуализирует проблемы дифференциации территориального развития которые во многом определяются пространственными социально-экономическими процессами. Социально-экономические и административные барьеры существующие между муниципальными образованиями обрекают экономику региона на снижение инвестиционной привлекательности общее торможение в развитии. Определяющую роль в социально-экономическом развитии территории играет ее социально-трудовая...
16282. О повышении инвестиционной привлекательности муниципальных образований за счет внедрения особых экономических зон регионального уровня в субъектах Российской Федерации 18.73 KB
В условиях нестабильности рынка и дефицита финансовых ресурсов, предпринимательские структуры активнее обычного рассматривают варианты оптимизации своих затрат, в том числе налоговых отчислений. Согласно официальным данным Минфина РФ, номинальная налоговая нагрузка в России составляет 41%. Однако, большинство экономистов приводят другие данные, 2 что подтверждается реалиями.
16660. Организация информационной политики муниципальных образований России 14.52 KB
Организация информационной политики муниципальных образований России Уровень муниципального образования в соответствии с представлениями о правовом обществе является наиболее приближенным к населению уровнем власти. Однако сегодня в связи с несовершенством законодательного обеспечения информационной политики данному направлению муниципальной деятельности не уделяется должного внимания. Настоящее исследование посвящено анализу организации информационной политики в российских муниципальных образованиях. На основе нормативно-правового...
19665. Современное состояние информатизации регионов и муниципальных образований 25.52 KB
Понятие информационные ресурсы определено в Законе Об информации информатизации и защите информации. Документы научно-технической информации. Цель работы – исследование типологии каналов поступления информации в органы государственной власти. При этом для их формирования и использования характерны следующие тенденции: Резкое возрастание потребностей органов государственного управления в объективной достоверной и современной информации о реальном положении дел как в подведомственных так и в смежных отраслях регионах...
716. Проблемы финансирования муниципальных образований и пути их преодоления «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» 63.33 KB
Анализ социальноэкономических составляющих финансирования муниципального образования г.1 Характеристика бюджета и бюджетного процесса муниципального образования г. Пути преодоления проблем финансирования муниципального образования г.1 Проблемы формирования бюджета и пути преодоления дефицита бюджета муниципального образования г.
21062. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ) 1.17 MB
На современном этапе молодежь является одной из наиболее широко изучаемых категорий населения. Однако в последние годы все острее ощущается потребность, как науки, так и практики в более глубоком анализе проблем молодежи, который предполагает целостный подход к изучению всего многообразия общественных связей и проявлений молодого поколения, т.е. его развития, взаимодействия молодежи и общества. Это связано с наличием серьезной социальной проблемы, выражающейся в противоречии между
19569. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМ КУЛЬТУРНО-ЭТИЧЕСКОГО УРОВНЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ДЕДИНОВСКОЕ ЛУХОВИЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 71.34 KB
Проблемы профессионализма и его этических оснований недостаточно изучены в современной научной литературе. Несмотря на то, что термины «профессионализм» и «профессионал» сегодня являются общеупотребительными, а выражение «будущее - за профессионалами» стало ходовым клише в общественно-политическом дискурсе, специальных социологических исследований, посвященных комплексному теоретико-методологическому и методико-эмпирическому анализу феномена профессионализма, практически нет.
2718. Формирование стратегии экономического развития территориальных образований 30.72 KB
Современный этап развития экономики России связан с решением задач по активизации инвестиционной деятельности на территории муниципальных образований всех регионов с целью обеспечения сбалансированного экономического роста и повышения качества жизни населения. Федеральная значимость связана с решением в рамках или с помощью проекта проблем российского масштаба во всех сферах его реализации в соответствии с утвержденными государственными целями социальноэкономического развития. Региональная значимость отражает особенности текущего и...
21367. Контроль центрального Правительства за деятельностью автономных образований 14.18 KB
Областное государство в Италии. Цель работы – исследование правового положения автономных областей в Италии. Областное государство в Италии Оригинальное решение государственного устройства было принято в Италии. Опыт создания областного государства в Италии и государства состоящего из региональных автономных объединений представляется полезным также с точки зрения формы перехода от централизованной государственной власти к осуществлению управления центром на паритетных началах с регионами.
12139. Социально-гуманитарная экспертиза и научное сопровождение важных для социально-экономического развития России инновационных проектов 17.55 KB
По проекту Синтез: доказано что введение в эксплуатацию предусмотренных проектом производственных мощностей окажет положительный мультипликативный эффект на экономическую систему России; установлено что помимо чисто экономического эффекта проект имеет важные социальные последствия выражающиеся в снижении уровня ряда заболеваний косвенно связанных с избыточным содержанием парниковых газов в атмосфере и может способствовать кардинальному и рентабельному решению глобальной экологической проблемы парникового эффекта. По проекту ИЕТС...

Создание формулы расчета экономической эффективности смогло значительно облегчить жизнь предприятиям. С целью увеличения объемов прибыли каждая компания старается улучшить качество продукции и повысить свои доходы или инвестировать деньги в производственный процесс с целью уменьшения расходов.

Виды эффективности

Эффективность делится на две категории. Первая - экономическая. Вторая - социально-экономическая.

При экономической эффективности критерием является способность компании максимально увеличить объем получаемой ею прибыли. Критерий социально-экономической эффективности - уровень удовлетворения интересов и потребностей населения.

Классический расчет эффективности

Общая формула расчета экономической эффективности имеет следующий вид:

ЕкЕф = Р / З , где

ЕкЕф - экономическая эффективность;

Р - результат, полученный от инвестирования;

З - затраты, понесенные на достижение результата.

Применяться может эта формула для расчета экономической эффективности мероприятий, длительность которых рассчитана на короткий период времени. В другом случае этот показатель не способен отразить целесообразность инвестиций, поскольку в долгосрочном периоде появляются дополнительные переменные, которые не включает вышеприведенная формула.

Абсолютная эффективность

Существует еще и формула, которая отображает абсолютную эффективность. Она имеет следующий вид:

ЕЕ абс = (Еф 1 - Еф 0) / (И + К*К н) , где

ЕЕ абс - экономическая эффективность;

Еф 1 - общий результат после проведения мероприятий;

Еф 0 - результат до проведения мероприятий;

И - общие издержки;

К - капиталовложения для проведения мероприятий;

Нормативный коэффициент

Этот индекс показывает, какой может быть минимально допустимая эффективность в той или иной сфере. Параметр одинаковый для всех видов деятельности определенной отрасли, но может отличаться в зависимости от сферы.

Значение коэффициента находится в диапазоне от 10 до 33 процентов. В сфере торговли этот показатель равен 25%, в индустриальном секторе - 16%.

Эффективность использования факторов производства

Любое предприятие располагает трудовыми ресурсами, основными и оборотными средствами производства. Без них нереален производственный процесс. Также компании стараются улучшить свои показатели вложения средств для улучшения показателей деятельности.

Для расчета эффективности использования каждого из этих факторов используются свои способы. Некоторые из них базируются на одних и тех же принципах.

Эффективность использования персонала

Для того чтобы измерить то, насколько результативно предприятие использует своих рабочих, используются два параметра. Первым является выработка. Второй показатель - это трудоемкость. Выработка рассчитывается как отношение количества произведенных товаров к издержкам на персонал:

В = О / З , где

В - выработка;

Показатель трудоемкости является обратным к предыдущему индикатору и отображает, какое количество денежных средств необходимо потратить на персонал предприятия, чтобы была изготовлена одна единица продукции.

Т = З / О = В -1 = 1 / В , где

Т - трудоемкость;

В - выработка;

О - объем изготовленной на предприятии продукции;

З - затраты, понесенные предприятием на трудовые ресурсы.

Формула расчета экономической эффективности для трудовых ресурсов компании может быть отображена следующим образом:

ЕЕ тр = ((О 1 * Ц - З 1) - (О 0 * Ц - З 0)) / И , где

ЕЕ тр - экономическая эффективность для трудовых ресурсов;

О 1 - объем произведенной продукции после инвестиции в персонал;

Ц - цена на продукцию;

О 0 - объем реализации продукции до инвестиций в трудовые ресурсы;

Основные фонды (ОФ)

Есть два основных параметра и для расчета эффективности использования ОФ: фондоотдача и фондоемкость. Фондоотдача рассчитывается как отношение стоимости всей продукции, которая была произведена предприятием в течение одного года, к среднегодовой стоимости фондов.

Ф о = ВП / С с.г. , где

ВП - вся продукция компании в денежном измерении (в том числе стоимость полуфабрикатов и незавершенного производства);

Ф о - фондоотдача;

С с.г. - стоимость ОФ в расчете на 1 год в среднем.

Показатель фондоемкости является обратным к отдаче основных фондов. Определить значение коэффициента можно при помощи нескольких формул.

Ф е = (Ф о) -1 = 1/Ф о , где

Ф е - фондоемкость;

Ф о - фондоотдача.

В том случае, если показатель отдачи основных средств (ОС) не найден, фондоемкость может быть определена следующим образом:

Ф е = (С с.г. / ВП) , где

Ф е - фондоемкость;

ВП - стоимость валовой продукции в денежном измерении;

С с.г. - среднегодовая стоимость основных средств.

Все компании пытаются уменьшить фондоемкость и увеличить фондоотдачу. Пример формулы расчета экономической эффективности инвестиций в основные средства представлен ниже:

ЕЕ оф = ((О 1 * Ц 1 - З 1) - (О 0 * Ц 0 - З 0)) / И , где

ЕЕ оф - экономическая эффективность для основных фондов;

О 1 - объем произведенной продукции после инвестиции в ОФ;

Ц 1 - цена на продукцию после инвестирования;

Ц 2 - цена на продукцию до инвестирования в основные фонды;

З 1 - затраты на производство продукции после проведения мероприятий;

О 0 - объем реализации продукции до инвестиций в основные средства;

З 0 - затраты на производство продукции до проведения мероприятий.

Оборотные средства (Об. С.)

Для определения результативности использования оборотных средств предприятия используются три показателя:

  • коэффициент оборота;
  • период оборота;
  • коэффициент загруженности Об. С.

Коэффициент оборота Об. С. Является тем самым, что и фондоотдача для ОС. Рассчитывается он по формуле:

К об = РП / С обс , где

К об - коэффициент оборота;

Коэффициент загруженности является обратным к коэффициенту оборачиваемости:

К з = (К об) -1 = 1 / К об = С обс / РП , где

К з - коэффициент загруженности;

К об - коэффициент оборота;

РП - реализованные компанией товары в денежном выражении;

С обс - средняя сумма остатка Об. С.

Период оборота - это то количество дней, которое необходимо для того, чтобы оборотные средства сделали один полный оборот, рассчитывается следующим образом:

Т об = Д / К об = Д * С обс / РП , где

Т об - время оборота;

Д - количество дней анализируемого периода;

К об - коэффициент оборота;

РП - реализованные компанией товары в денежном выражении;

С обс - средняя сумма остатка Об. С.

Формула по улучшению использования оборотных средств основана не столько на дополнительной прибыли, сколько на снижении расходов.

ЕЕ обс = Е у / И , где

ЕЕ обс - экономическая эффективность оборотных средств;

Е у - условная экономия оборотных средств;

И - размер вложений.

Экономический эффект

Формулы расчета экономической эффективности и нашли широкое применение среди компаний, которые делают краткосрочные денежные вливания для улучшения определенных аспектов своей деятельности. Формула его расчета выглядит следующим образом:

Еф = Д - И * К , где

Еф - экономический эффект;

Д - доходы или экономия от проведения мероприятий;

И - затраты на проведение мероприятий;

К н - нормативный коэффициент.

Эффективность рекламы

Реклама - это совокупность маркетинговых инструментов, цель применения которых заключается в распространении информации о товарах, услугах, людях, компаниях, а также в привлечении клиентов. Формула расчета экономической эффективности рекламы отображает результат, полученный после проведения рекламной кампании. Формула для определения коэффициента выглядит так:

ЕЕ р = (ВД 1 - ВД 0) / И, где

При расчете результативности использования рекламных средств очень тяжело определить, насколько вырос валовый доход предприятия именно из-за рекламы. Нет гарантии, что выручка компании не увеличилась бы, если бы фирма не рекламировала себя или свой товар. Несмотря на это, экономическая эффективность рекламы все равно рассматривается.

Экономическая эффективность фирмы

Главный показатель в работе компании - это чистая прибыль, часть выручки, которая остается после того, как будут вычтены все издержки и оплачены все налоги. Нет смысла в увеличении доходов, если издержки увеличатся так же или еще большими темпами.

Таким образом, классический расчет экономической эффективности не всегда может отобразить, как в итоге предложенные мероприятия скажутся на конечном результате. Это связано с тем, что она рассчитывается как отношение результата к издержкам только на его достижение. В тех случаях, когда результатом выступает валовый доход, показатель экономической эффективности не является точным, так как не учитывает возможное повышение объема производственных затрат.

Формула расчета экономической эффективности предприятия может быть выражена следующим образом:

ЕЕ п = (ЧП 1 - ЧП 0) / И , где

ЕЕ п - экономическая эффективность предприятия;

ЧП 1 - чистая прибыль после инвестиций;

ЧД 0 - чистая прибыль до инвестиций.

Долгосрочный инвестиционный проект

Все вышеприведенные способы расчета эффективности могут применяться лишь для краткосрочных мероприятий (до одного года). В формула для расчета не учитывает факторы дисконтирования, которые дают возможность рассчитать целесообразность владения с учетом альтернативных доходов.

Как таковой формулы для расчета экономической эффективности проекта, который рассчитан на долгий срок, не существует. Целесообразность инвестиции рассчитывается на основе чистой приведенной стоимости, а также периода окупаемости, который отображает, сколько времени необходимо для того, чтобы инвестиционный проект окупился полностью и начал приносить прибыль.

Чистая рассчитывается как сумма всех выплат и доходов от инвестиции с учетом факторов дисконтирования для каждого периода. Формула ЧТС может быть представлена следующим образом:

ЧТС = (CF / (1 + р) 1) + (CF / (1 + р) 2) + (CF / (1 + р) 3) + … + (CF / (1 + р) n), где

ЧТС - чистая приведенная стоимость;

CF - поток платежей (разница между доходами и расходами);

р - калькуляционный процент;

n - срок инвестиционного проекта.

Этот параметр показывает насколько эффективно используются инвестиционные средства. Если размер ЧТС выше или равен нулю, это значит, что есть целесообразность осуществлять инвестиционный проект. В том случае, когда показать чистой текущей стоимости имеет отрицательное значение, следует осуществить расчет внутреннего процента, чтобы увидеть, насколько окупились деньги.