Зачем в россии вводят продуктовые карточки. Продовольственные карточки поддержат не только бедных, но и богатых

Разрабатываемая правительством концепция продовольственной помощи в РФ вводит продовольственные карточки. Премьер-министр РФ сказал, что продовольственные карточки как один из видов поддержки граждан имеют как преимущества, так и недостатки. Основные направления предлагаемой программы - поддержание региональных сельхозпроизводителей, адресная помощь социально незащищенному населению страны.

Что такое продовольственная помощь

Программа представляет собой государственную поддержку, которая направлена на оказание помощи некоторым слоям населения. Помощь будет оказываться под видом некоего набора продуктов питания или суммы денежных средств, которую можно будет потратить на покупку этих продуктов.

Продовольственные карточки для россиян дадут возможность за счет методов рынка предоставить помощь российским сельхозпроизводителям. При поддержке стабильного спроса на их товары появляется возможность дальнейшего совершенствования. Также это выступает одним из методов импортозамещения.

Россия готовится к возвращению продовольственных карточек

В апреле 2015 г. Правительством была представлена модель системы карточек для продовольствия. Они предназначены для тех граждан, у которых есть право на субсидии со стороны государства. В Минпромторге полагают, что продовольственные карточки будут поддерживать не только социально незащищенные слои населения, но и государство, главным образом, региональное сельхозпроизводство. Решение о введении продовольственных карточек в обиход сформировалось с опорой на опыт мировых держав, где они успешно используются уже долгое время.

Принцип работы продовольственных карточек

Несмотря на то что введение этого новшества ожидается в 2017 г., уже известна концепция продовольственных карточек:

  1. Семье, которая считается социально незащищенной, оформляется банковская карта.
  2. Каждый месяц на нее зачисляются средства из бюджета.
  3. Снять денежные средства будет невозможно, ими можно будет лишь расплатиться в определенных магазинах и в течение определенного отрезка времени.
  4. Введение продовольственных карточек будет распространяться лишь на продукты с малым сроком годности. Это планируется с целью исключить накопление. Сюда относят такие продукты, как мясо, птица, яйца, молоко, овощи и фрукты.
  5. Точный объем перечисляемых на карту средств пока не известен. В ведомстве полагают, что сумма будет находиться в зависимости от прожиточного минимума, установленного в регионе, уровня доходов семьи, всех социальных вычетов, коэффициента издержек на продукты питания.

Условия получения карточек на продовольствие

Для того чтобы получить продовольственные карточки для малоимущих, следует совершить несколько действий. Надо будет подать заявление в отделение исполнительной власти в регионе проживания, собрать пакет необходимых документов, пройти собеседование. При положительном ответе просителю выдается электронная продуктовая карта, на которую будут поступать денежные средства. Или же можно будет подключить уже имеющуюся, подписав со своим банком соглашение.

Чтобы нивелировать риск иждивенчества, безработным будет вменено в обязанность устроиться на работу в оговоренные сроки.

Вероятно, в реализации обозначенной программы будет участвовать Сбербанк РФ. Программа "Продуктовая карта" потребует при самом предварительном подсчете 240 млрд. руб.

Существующие реалии жизни

Есть одна очень серьезная преграда для реализации программы - у государства нет финансовых средств. Безусловно, программа целиком будет реализовываться государством. Но так как в 2015 г. бюджет страны был принят с дефицитом в 2680 млн. руб., а на первое мая 2015 г. долг регионов вышел за рамки двух трлн. руб., сложно представить легкую и быструю реализацию программы продуктовых карточек.

Существующие недочеты

Несмотря на отсутствие в федеральном бюджете нужных средств на реализацию программы, существует несколько вопросов, которые на протяжении долгого времени не может решить Минпромторг. Продовольственные карточки и их реализация подразумевают четкую схему выбора производителей, которой до сих пор нет. Во вторую очередь, нет четкого механизма проверки необходимого качества товаров.

Мнения экспертов

Для экспертов остается открытым один главный вопрос: что для государства важнее - поддержка местных производителей либо сытые малообеспеченные граждане?

Председатель Торгово-промышленной палаты РФ по развитию потребительского рынка, полагает, что введение карточек внесет изменения в систему поддержки производителей. В этом случае сельхозпроизводители смогут получать финансовые средства за счет повышения спроса и его стимулирования, а не напрямую.

Востриков Дм. (Руспродсоюз) одобряет продовольственные карточки. Он считает, что это поможет местному производству лучше, чем ценовое регулирование.

Крупнов Ю., глава Наблюдательного совета Института демографии и регионального развития, считает, что эта программа является подарком, который сможет стимулировать местных сельхозпроизводителей и экономику РФ. Он полагает, что Россия готовится к возвращению продовольственных карточек и что это решит большинство проблем, связанных с безопасностью продуктов питания в страновом масштабе. Программа, с его слов, является гигантским продовольственным заказом для сельскохозяйственных производителей.

Мамиконян М., президент Мясного союза, говорит, что в мире данная практика помощи малообеспеченных представляет собой сильнейшую поддержку местных производителей. Но он сомневается, что в реалиях России данная поддержка будет несущественной. Президент считает, что данная программа предназначена для ограниченного круга потребителей, а финансы, выделяемые ежемесячно, будут невелики, вряд ли по ним будут покупать мясо - довольно дорогой продукт.

Причины введения продовольственных карточек

В правительстве уверяют, что эта программа никоим образом не связана с дефицитом продовольствия. С их слов, продовольственные карточки в России и оказываемая по ним помощь будут развиваться по нескольким причинам:

  1. Правила вступления РФ в ВТО обязывают нашу страну снизить объем прямой помощи сельскохозяйственным производителям под видом различных дотаций, субсидий, льготных кредитов и т.п. Наряду с этим правила ВТО могут допустить поддержку местных агрономов посредством внутренней продовольственной помощи при реализации программы "Зеленая корзина".
  2. Сегодня в стране все увеличивается число граждан, кому положены продовольственные карточки: это находящиеся за чертой бедности и малоимущие. За последние 8 лет их число выросло до 21 млн. чел. Это граждане, которым необходима поддержка государства.

Этапы введения продовольственной помощи

По предварительным данным, запуск программы начнется с 2017 г. На сегодняшний день сумма, которая будет перечисляться на карту, составит 1400 руб. ежемесячно. Предполагается, что продукты по программе можно будет приобретать на отдельных прилавках в торговых сетях. Вряд ли для этой программы будут отдельно возводиться социальные магазины.

В начале 2018 г. начнется следующий этап. Заключается он в открытии социальных столовых, где можно будет получить горячее питание, предъявив соответствующую карточку.

Что влечет за собой внедрение программы

Возвращение продовольственных карточек, по мнению правительства, имеет лишь самые благие намерения.

Для поддержки местного производителя внесены изменения в закон о торговле. Эти поправки устраняют какие-либо сборы с поставщиков и уменьшают сроки расчетов. Сегодня торговые сети могут задерживать расчет с небольшими хозяйствами до полутора месяцев. Другими словами, большой бизнес бесплатно кредитуется за счет малого. То есть теоретически будет открыт вход в торговые сети местным небольшим сельхозпроизводителям, стимулирование которых и подразумевает программа введения продовольственных карточек.

Итоги

Программа введения продовольственных карточек подразумевает:

  • поддержку местных производителей;
  • поддержку малоимущих слоев населения;
  • совершенствование торговли.

В 2016 г. продовольственные карточки в России смогут получить:

  • большая часть пенсионеров, которые находятся за чертой бедности, принимая во внимание средний размер пенсии за 2015 г.;
  • матери-одиночки;
  • безработные граждане;
  • такие этнические группы, как народности Крайнего Севера, таджики, ромы.

Для получения карточек им необходимо обратиться в соответствующие органы с заявлением и пакетом документов.

Помимо введения в 2017 г. продовольственных карточек, в 2018 г. планируется внедрение программы по льготному питанию, которая предоставит возможность малоимущим бесплатно получить обед в столовой/кафе.

Большинство экспертов в этой области полагают, что продовольственные карточки выступают самым главным и эффективным проектом РФ. Они дадут возможность поддержать не только местное производство и потребление, но и потребительский рынок и экономику в целом. Самое главное сейчас, чтобы данная программа незащищенным гражданам прошла без каких-либо нарушений.

Министерство промышленности и торговли совместно с Министерством финансов дорабатывает программу адресной продовольственной помощи, сообщает ТАСС. Запуск программы планируется уже в этом году, рассказал глава Минпромторга Денис Мантуров.

«Мы очень рассчитываем, что в этом году мы стартанем с этой программой», - сказал он.

В настоящее время программа продовольственной помощи уже прошла основные этапы согласования с ведомствами. Минэкономразвития поддержало программу, на очереди доработка с Минфином, добавил Мантуров.

Одна из задач программы, по его словам, — обеспечить адресную поддержку тем категориям граждан, которые не могу себе позволить приобрести определенный набор продуктов питания. Например, свежее охлажденное мясо, свежую охлажденную рыбу, свежие овощи.

«Чтобы стимулировать такую возможность, мы выходили с инициативой внедрения продовольственных субсидий через систему адресной поддержки. Такая система работает во многих странах мира», — сказал Мантуров.

Министр подчеркнул, что это не накопительная система и будет правильнее, если граждане будут полностью тратить выделяемые средства на продукцию отечественных производителей. «Если в течение месяца ты не потратил эти деньги, они сгорают», — сказал он.

Стратегия-2017

Говорить о Стратегии продовольственной помощи Минпромторг начал еще осенью 2015 года. Она предполагает поддержку определенных категорий граждан путем создания специальной карты.

На запуск программы продовольственных карточек для малоимущих граждан может потребоваться 240 млрд руб., рассказал замглавы министерства Виктор Евтухов.

По его словам, финансирование предполагается из федерального и региональных бюджетов, количество потенциальных участников программы — порядка 15-16 млн человек.

В Минсельхозе затраты на программу оценили в шесть раз ниже - в 40 млрд рублей, рассказал осенью 2016 года глава министерства Александр Ткачев. Он сообщил также, что его ведомство прорабатывает создание механизма внебюджетного финансирования программы, так как в бюджете соответствующие средства пока отсутствуют.

Карточка для малоимущих граждан будет представлять собой «электронную карту покупателя», на которую будут зачислять средства. Их можно будет тратить на определенные виды товаров и продуктов, в частности на свежие скоропортящиеся отечественного производства.

В программу в настоящее время включены мясная, молочная, рыбная продукция, овощи и фрукты, яйца и зелень.

Исключены крупы и мясные консервы. Однако в Минпромторге не исключали расширение перечня, в него может войти замороженная рыбная и мясная продукция. На импортные товары и продукты льготы распространяться не будут.

Также отмечалось, что в программе продуктовых электронных карт смогут участвовать все торговые точки, которые подключены к центральной процессинговой системе программы, курировать программу будет один из крупнейших банков в стране.

Программа может «обеспечить бюджетную эффективность в размере минимум 2 руб. вклада в ВВП на каждый рубль, вложенный в программу», сообщал Евтухов. Помимо того, что нуждающиеся получат помощь, программа поддержит спрос на российские продукты питания, торговлю и сельское хозяйство, планирует министерство.

Ранее Минпромторг рассчитывал, что программа электронных продовольственных карт покупателя может заработать во второй половине 2016 года.

Нет денег, нет программы

Данной программой должен заниматься не Министерство промышленности и торговли, а Министерство труда и социальной защиты, считает заведующий Центром анализа соцпрограмм и рисков Института НИУ ВШЭ Сергей Смирнов. По мнению экономиста, если эта программа действительно направлена на социальную поддержку населения, то заниматься ею должно профильное министерство.

«Я понимаю, почему Минпромторг хочет реализовывать эту программу — с другой стороны, это поддержка отечественного производителя. Но, по-моему, отечественный производитель сейчас особых проблем не испытывает: импорт сократился, переориентировался на другие страны, собственное производство реально выросло», — добавляет эксперт.

Если и запускать программу, то, по словам Смирнова, она должна коррелировать с другими программами поддержки малоимущего населения, которые реализуются в России. «Меня напрягает отсутствие взаимодействия между Минпромторгом и Минтрудом - это неразумно, помощь может попасть тем, кто в ней реально не нуждается, а нуждающиеся могут ее и не получить», — резюмирует экономист.

Задумка Минпромторга напоминает американскую Food Stamp Program (программа льготной покупки продуктов), когда дают ограниченные по потреблению талоны, по которым можно купить продукты, отметила директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.

То, что предлагает Минпромторг, «касается поддержки промышленности, а не поддержки населения», потому что программа будет вынуждать людей покупать определенные виды продуктов, считает она.

«Хорошо это или плохо, я не знаю. Нужно ли еще больше стимулировать покупать отечественное, когда доходы продолжают сокращаться, для меня большой вопрос. Особенного выбора у бедных людей нет, соус песто и прочие деликатесы они и так не покупают. В какой мере это поддержит российскую промышленность, для меня загадка», — говорит Зубаревич.

Оба эксперта обратили внимание на то, что информации о выделении бюджетных денег на программу продовольственного обеспечения пока не появлялось. В Минфине не ответили «Газете.Ru» на соответствующий вопрос и другие запросы о возможной конфигурации программы.

Если соответствующие расходы были бы включены в текущую версию бюджета, Минпромторг в конце года об этом сообщил бы, полагает Смирнов из ВШЭ. Зубаревич также задалась вопросом об источниках финансирования. «Если это дополнительные деньги для российских потребителей, то вопрос - откуда возьмутся деньги? Это что, дополнительные средства федерального бюджета, которых нет? Пока нет ответа на этот вопрос - нечего и обсуждать», — резюмировала она.

В Минпромторге дополнительные вопросы о программе и ее финансировании также оставили без ответа

Для тех, кто рожден в Советском Союзе, воспоминания о жизни в этой стране отнюдь не ограничиваются светлой ностальгией. Были там и минусы, особенно заметные на закате советской эпохи. И один из них – унизительные талоны на продукты и предметы первой необходимости. Граждане бывшего СССР прекрасно помнят эти маленькие, но такие важные для каждого кусочки бумаги, на которых было отпечатано название товара, количество, положенное на один талон, и штамп или печать выдавшей их организации.

Впрочем, талонная система, введенная в середине 80-х, – не первый опыт ограниченной выдачи населению жизненно важных продуктов. До этого талоны в СССР вводились, как минимум, трижды.

Немного истории

Впервые талонная система в СССР была введена в 1917 году в связи с проведением политики «военного коммунизма». Молодое советское государство, являясь, к тому же, участником Первой мировой войны, не в состоянии было обеспечить народ необходимым количеством продуктов. Отменили талоны на хлеб, крупы, сахар и подсолнечное масло (тогда они назывались продуктовыми карточками) лишь в 1921 году, когда страна перешла к НЭПу.

Повторно карточная система была введена в 1929 году: тогда ввели карточки только на хлеб. А двумя годами
позже, в 1931-м, Наркомат снабжения СССР по решению Политбюро ЦК ВКП(б) ввел карточную систему распределения продуктов и промтоваров первой необходимости для лиц, работающих в госсекторе, и их иждивенцев. Эти карточки были отменены 1 января 1935 года. Правда, на другой день после отмены продуктовых карточек цены на хлеб и муку поднялись вдвое.

Следующее введение карточек на основные продовольственные товары совпало с началом Великой Отечественной войны и продлилось до 1947 года. Отменялись продуктовые карточки постепенно, начиная с 1945 года. Последними были отменены карточки на сахар.

Талонная система «развитого» социализма


Многие непопулярные у народа решения партии и правительства преподносились в СССР как отклик на просьбы трудового советского народа. Вот и продуктовые талоны в середине 80-х годов были массово введены по всей стране «от имени народа» и «по просьбам трудящихся» в связи с дефицитом основных продуктовых и промышленных товаров. Такая формулировка кого-то веселила, но большинство – раздражала. Действительно, кто по доброй воле захочет потреблять меньше, чем привык? Но открыто спорить и возражать с «руководящей и направляющей» было не принято – себе дороже.

Надо сказать, что в некоторых регионах талоны на мясо, масло и сахар были введены раньше, в конце 70-х. А в 80-х их ввели уже повсеместно. Причем не всегда эти кусочки бумаги назывались талонами: часто на них было написано «Карточка покупателя», «Заказ», «Приглашение на получение» того или иного продукта с указанием полагающегося количества (в граммах, литрах или штуках в зависимости от вида товара). Это попахивало некоторым лицемерием, ведь никто ничего не заказывал, никто никого не приглашал купить мясо, сахар или крупу, да еще в строго обозначенном количестве – больше все равно бы не дали. Видимо, государство таким образом пыталось завуалировать свою неловкость перед гражданами и придать талонной системе хоть сколь-нибудь приличный вид.

Сначала давали по талонам мясо, колбасу, сливочное масло. Затем этот список пополнился сахаром и гречкой, а к 90-м в него добавились растительное масло, яйца, чай, соль и все крупы. С введением в СССР сухого закона к талонам на продукты добавились и карточки на спиртное: на одного взрослого человека в месяц полагалась бутылка водки и две бутылки вина. Причем покупали водку и вино не только пьяницы – они-то как раз не слишком горевали по поводу ограничений, с удовольствием вспомнив древнее искусство самогоноварения. Покупали спиртное и те, кто вообще не пил – так, на всякий случай: вдруг гости придут или сантехника вызвать придется. Были и такие трезвенники, кто ежемесячно отоваривался водкой для ее дальнейшей перепродажи втридорога – мелкие спекулянты, то есть. Привилегии существовали только в двух случаях: когда люди покупали спиртное для свадьбы или похорон. Да и то более двух ящиков водки не давали. То есть, чтобы купить спиртное в том количестве, в котором хочется, нужно было либо жениться, либо умереть.

Пик талонной системы пришелся на последние годы существования Советского Союза, когда инфляция проявилась во всей красе на пустых магазинных полках. В это время агонизирующее государство ввело талоны и на непродовольственные товары первой необходимости: хозяйственное и туалетное мыло, стиральный порошок, спички. Несколько лет по талонам выдавались и табачные изделия.


Талоны выдавались в домоуправлении в начале каждого месяца; обычно их получал на всю семью кто-то из домочадцев. Иногородние студенты получали продуктовые талоны у коменданта общежития. Кроме того, к концу 80-х, когда за неимением у предприятий денег стал практиковаться бартер (по-другому – натуральный обмен), профкомы ввели талоны на дефицитные товары, полученные заводом или фабрикой в качестве оплаты за свою продукцию. На одних предприятиях такие талоны выдавались лучшим работникам в качестве поощрения, на других разыгрывались в виде лотереи.

Талоны и «базарная» экономика

Поскольку не всем и не всегда был необходим гарантируемый государством продуктово-промтоварный набор, а талонов было жалко, смекалистый советский народ быстро сообразил, что из этой ситуации можно извлечь выгоду. Водку и вино, например, покупали все, включая молодых трезвенников и стареньких бабушек. Покупали, чтобы потом перепродать втридорога. Точно так же перепродавали на стихийных рынках и остальные товары, купленные по талонам. А часто продавали и сами талоны, не желая заморачиваться с покупками в магазине.

Предшествуя так называемой рыночной «базарная» экономика, спонтанно возникшая в конце 80-х – начале 90-х, была уникальным явлением. При тотальном дефиците на расплодившихся повсюду «блошиных» рынках можно было купить практически все: от отечественных мясных консервов и импортного нижнего белья до спортивных костюмов, дубленок и ковров.

После развала СССР, начиная с 1992 года, талонная система распределения товаров постепенно сошла на нет. Стихийный «отпуск» цен, которые буквально взбесились, почувствовав свободу, резкое падение уровня доходов у населения и распространение свободной торговли сделали свое дело: людям просто не на что стало покупать даже самое необходимое. Какие уж тут талоны…

Карточки отоваривали за деньги, иногда и без них. Они вводились по разным причинам: в годы войн и неурожая, для борьбы с дефицитом, а иногда карточки предназначались для правящей, элитарной части общества, чтобы сильные мира сего получали продукты по особым, щедрым нормам.
Карточная система не была уникальным открытием Советского Союза. Еще в Древнем Китае во время бедствий населению раздавались длинные веревки с императорской печатью, и продавец ловко отхватывал кусочек во время каждой покупки. Система «пайков» и распределения продуктов существовала в Месопотамии. Однако повсеместно карточки на продукты стали внедряться только в годы Первой мировой войны. Австро-Венгрия и Германия таким образом регулировали спрос на мясо, сахар, хлеб, керосин, Франция и Англия - на уголь и сахар. В России земские организации и органы местного самоуправления тоже вводили карточки, одним из самых дефицитных продуктов был сахар - его массово скупали для производства самогона, да и значительная часть Польши, где находились заводы по производству сахара, была оккупирована неприятелем.
В 1920 - 40-е годы карточки стали верными спутниками каждого жителя СССР. Из 73 лет советской власти 27 прошли при карточной системе
По всей стране карточки на хлебопродукты были введены к началу 1929 года. По первой категории снабжались рабочие «оборонки», транспорта и связи, инженерные работники, верхушка армии и флота. Им полагалось 800 г хлеба в день (членам семьи - по 400 г). Служащие относились ко второй категории и получали по 300 г хлеба в день (и по 300 г на иждивенцев). Третьей категории - безработным, инвалидам, пенсионерам - полагалось по 200 г. А вот «нетрудовые элементы»: торговцы, служители религиозных культов - карточек вообще не получали. Карточек лишали и всех домохозяек моложе 56 лет: чтобы получать продукты, они должны были устроиться на работу.

Талон «трудовой паек», 1920 год
Со временем карточки стали распространяться на мясо, масло, сахар и крупу. Сталин в письме Молотову излагал свои взгляды на рабочее снабжение: «Выделить на каждом предприятии ударников и снабжать их полностью и в первую очередь как продуктами питания и мануфактурой, так и жилищами, обеспечив им все права по страхованию полностью. Неударников разбить на две категории, на тех, которые работают на данном предприятии не меньше года, и тех, которые работают меньше года, причем снабжать первых продуктами и жилищами во вторую очередь и в полной мере, вторых - в третью очередь и по урезанной норме. На счет страхования от болезни и т. д. повести с ними примерно такой разговор: ты работаешь на предприятии меньше года, ты изволишь «летать», - изволь-ка получать в случае болезни не полную зарплату, а, скажем, 2/3, а те, которые работают не меньше года, пусть получают полную зарплату».
«Нетрудовые элементы»: торговцы, служители культов - карточек не получали
Окончательно карточки укоренились на всем пространстве СССР к 1931 году, когда вышло постановление «О введении единой системы снабжения трудящихся по заборным книжкам». Создание колхозов, массовый голод начала 30-х годов, строительство огромных предприятий стали для страны серьезным испытанием. Но уже после первой пятилетки положение нормализовалось. 1 января 1935 года карточки были отменены, население стало покупать товары в открытой торговле. Но, к сожалению, производство продуктов не стало больше, количество товаров не увеличилось. Провизию буквально негде было купить. Так что карточная система продолжала существовать вплоть до войны в скрытом виде. Так, в магазинах отпускали нормированное количество продуктов «в одни руки», появились гигантские очереди, население стали прикреплять к магазинам и т. д.


Карточка на хлеб. Саратов, 1942 год
С началом Великой Отечественной войны централизованное карточное распределение вводится вновь. 16 июля 1941 года появляется приказ Наркомата торговли «О введение карточек на некоторые продовольственные и промышленные товары в городах Москве, Ленинграде и в отдельных городах Московской и Ленинградской областей». Продовольственные и промтоварные карточки отныне распространялись на хлеб, крупу, сахар, кондитерские изделия, масло, обувь, ткани, швейные изделия. К ноябрю 1942 года они циркулировали уже в 58 крупных городах страны.
Метр ткани «стоил» 10 купонов, пара обуви - 30, полотенце - 5
Рабочие, в зависимости от категории, получали 600 - 800 г хлеба в день, служащие - 400 - 500. Впрочем, в блокадном Ленинграде в самый голодный месяц - ноябрь 1941 года - нормы были урезаны до 250 г по рабочей карточке и до 125 г по всем прочим.


Карточка на хлеб. Ленинград, 1941 год
Промтовары тоже отпускались по специальным купонам. Рабочим полагались 125 купонов в месяц, служащим - 100, детям и иждивенцам - 80. 5 купонов давали право на приобретение полотенца, 30 - пары обуви, 80 - шерстяного костюма. При этом карточки и купоны были лишь документами, разрешавшими приобретение товаров по фиксированным ценам. За сами товары надо было платить «живыми» рублями.


Карточка на сухой паек, лит. «А». Москва, 1947 год
К 1943 году широкое распространение получило «литерное снабжение» по трем категориям - «А», «Б» и «В». В «литерных столовых» питались чиновники, журналисты, партийный актив, руководство силовых органов, что позволяло им, кроме горячего, получать дополнительно 200 г хлеба в день. На сельское население, кроме интеллигенции и эвакуированных, карточки не распространялись. Деревенские жители в основном снабжались талонами либо получали зерно натурой. Всего к концу войны на государственном снабжении находилось 75 - 77 млн человек.
Последняя в СССР волна нормированного распределения началась в 1983 году
Последняя в СССР волна нормированного распределения началась в 1983 году с введения талонной системы, суть которой заключалась в том, что для покупки дефицитного товара необходимо было не только заплатить деньги, но и передать особый талон, разрешающий покупку данного товара.


В магазине. Москва, 1990 год
Первоначально талоны выдавались на некоторые дефицитные товары народного потребления, однако впоследствии были внедрены и на многие продукты питания, и некоторые иные товары (табак, водка, колбаса, мыло, чай, крупы, соль, сахар, в некоторых случаях хлеб, майонез, стиральный порошок, женское белье и т. д.). На практике зачастую не удавалось использовать талоны, так как соответствующих товаров в магазинах не было.


Карта талонов на табачные изделия для Москвы начала 1990-х годов
Талонная система стала сходить на нет в начале 1990-х в связи с ростом цен, инфляцией (что сократило платежеспособный спрос) и распространением свободной торговли (что сократило дефицит). Однако на ряд товаров талоны сохранялись до 1993 года.

Продуктовые карточки нужны вовсе не потому, что в стране нехватка продуктов. Эти карты - один из инструментов поддерж-ки потребительского спроса в рамках программы, которую разработал Минпромторг. Она поможет российскому производству развиваться, а малоимущим - наладить здоровое питание.

Кому дадут карточки?

В Минпромторге «АиФ» пояснили, что в программе примут участие домохозяйства с низким среднедушевым доходом и имущест-венным положением. Точные критерии определят региональные власти на основании федеральных рекомендаций.

Сколько денег на карте?

О конкретных суммах пока говорить рано. Эти и другие детали дорабатываются. По словам Д. Мантурова, главы Минпром-торга , перечисленные на карту деньги нельзя будет обналичить или копить - если их не используют на покупку продуктов в течение месяца, они «сгорят».

Как это будет работать?

Для начисления помощи планируется использовать карты «Мир». (Это карта одноимённой российской многонациональной платёжной системы. А та в свою очередь создана, чтобы обеспечить финансовую безопасность нашей страны в случае угрозы отключения от международных платёжных систем, таких как «Visa» и «Mastercard».) Получивший право на госпомощь сможет использовать уже имеющуюся карту или написать заявку в банк о выпуске новой. На ту же карту можно направлять зарплату, пособия, стипендию.

Что можно купить?

Только разрешённые товары. Иначе система автоматического контроля не пропустит покупку. В Минпромторге рассказали, что перечень допущенных продуктов питания разработан с учётом рекомендаций Минздрава. На госпомощь можно будет купить хлебные продукты, в том числе муку, крупы, макаронные изделия и т. д., картофель, овощи и бахчевые, фрукты свежие и сухофрукты, сахар, соль, питьевую воду, яйца, масло растительное, мясо и мясопродукты, рыбу и рыбопродукты, молоко и молокопродукты. Плюс, что особенно актуально для сельского населения, саженцы, семена и корма для сельскохозяйственных животных. Всё вышеперечисленное должно быть отечественного производства. В чёрном списке - алкоголь, сигареты и вредные продукты (например, чипсы и газировка).

Где купить?

Карты можно будет использовать во всех магазинах, готовых работать в данной системе. Создания отдельной торговой сети не требуется. Возможность расчёта в столовых и кафе в дальнейшем будет рассмотрена.

Сколько стоит программа?

По словам Владимира Волика, директора департамента регулирования рынков агропрома Минсельхоза , программа может обойтись в 100 млрд руб.

Что она принесёт?

Экономический эффект программы огромен, объяснили в Минпромторге. На каждый вложенный рубль можно получить два рубля прироста ВВП. Так, если бы в 2015 г. программа работала на полную проектную мощность и на неё было бы направлено около 300 млрд рублей, то это увеличило бы ВВП на 0,8%.

Есть ли такие карты за рубежом?

Подобная программа есть в США. Она действует там на постоянной основе с 1961 г. Первоначально бедные американцы получали продовольственные талоны. Теперь финансовая помощь от государства на покупку продуктов поступает на специальные пластиковые карты. В 2016 г. её получали 44 млн человек, средний размер - 126 долларов. Величина помощи зависит от доходов и размеров домохозяйства. Например, на участие в программе может претендовать одинокий американец с чистым доходом ниже 990 долл. Если в семье 4 человека, то их суммарный доход должен быть ниже 2025 долл. Делать покупки по «продуктовой карте» можно не только в магазинах, но и на фермерских рынках.