Сущность и роль государственных финансов. Состав и звенья государственных финансов


Современная рыночная экономика представляет собой смешанную систему, в которой тесно взаимодействуют механизмы общественного и частного регулирования. Экономической основой, на которой держится вся система государственного участия в хозяйственной жизни страны, являются государственные финансы. Это важнейший инструмент реализации экономической политики правительства.
Государственные финансы - важнейший рычаг, с помощью которого правительство оказывает влияние на весь процесс производства и распределения. Государственные финансы можно определить как совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов, управляемых государственными органами с целью обеспечения общегосударственных и социальных потребностей. Государственные фонды образуются, главным образом, за счет изъятия через налогообложение части дохода из других подсистем финансовой системы. В состав государственных финансов входят различные обособленные звенья. Структура государственных финансов представлена на рис. 15.
Ведущую роль в системе государственных финансов играют межбюджетные отношения. Они складываются на федеральном, региональном и местных уровнях. Посредством межбюджетных отношений государство мобилизует значительную часть национального дохода.
Государство не только мобилизует финансовые ресурсы, но и осуществляет расходы. Эти два процесса тесно связаны между собой и выражаются в таких экономических формах, как государственные доходы и государственные расходы.


Государственные доходы представляют собой финансовые отношения государства с физическими и юридическими лицами по поводу формирования централизованных фондов денежных средств.
Финансовые ресурсы, поступающие в распоряжение государственных предприятий, представляют собой децентрализованные фонды.
В составе централизованных государственных доходов ведущее место занимают доходы бюджета, за счет которых обеспечивается решение основных государственных социально-экономических задач.
К централизованным государственным доходам, кроме бюджетных, относятся финансовые ресурсы государственных внебюджетных фондов. Фонды формируются за счет взносов работодателей и работающих граждан, а также дотаций из федерального бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение.
Внебюджетные фонды в Российской Федерации являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. В настоящее время в РФ функционируют четыре социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд занятости населения РФ и Фонд социального страхования РФ.
Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны - вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства.
Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей - фонда потребления и фонда накопления - определяются пропорции развития экономики и ее структура.
Без участия финансов национальный доход не может быть распределен, так как именно финансы выступают неотъемлемым связующим звеном между созданием и использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, выражают определенную сферу производственных отношений, относятся к базисной категории и носят объективный характер.
В условиях рыночной экономики основными формами финансовых ресурсов служат налоги, займы, эмиссии. Совокупность всех видов государственных доходов составляет систему государственных доходов. Основными задачами системы государственных доходов являются как фискальные, так и в целом экономические задачи.
Государственные расходы представляют собой финансовые отношения государства, обусловленные использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Под государственными расходами понимаются прямые расходы государства, которые оно осуществляет через систему бюджетных и внебюджетных фондов, а также государственных предприятий, учреждений и организаций. Содержание и характер государственных расходов определяются функциями государства.
Современная экономика не может существовать без государственных финансов, так как на определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества финансируется только государством, например, атомная промышленность, космические исследования, ряд новых приоритетных отраслей экономики, почта, телеграф и некоторые другие.
Финансы отражают уровень развития производительных сил и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни. Поэтому первостепенная роль в экономических и социальных отношениях принадлежит состоянию реальной сферы производства.
Государственные финансы принимают развитую форму, обеспечивая перераспределение денежных ресурсов, которые необходимы всему обществу для достижения стратегических целей, - обеспечения благосостояния общества и экономического роста. Государственные финансы представляют собой систему перераспределительных денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения своих функций. Им присущи три основных признака:
  • это всегда денежные отношения;
  • эти денежные отношения вызваны фактом существования государства и носят регламентированный характер;
  • эти денежные отношения связаны с перераспределением уже распределенного (на уровне хозяйствующих субъектов) валового внутреннего продукта.
Если имеются в наличии все три признака, то эти отношения относятся именно к государственным финансам.
К сфере государственных финансов относятся отношения между:
  • государством и его гражданами при внесении налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней;
  • гражданами и государством при внесении платежей в разные социальные фонды и получение из них соответствующих социальных выплат;
  • организациями и государством при уплате последними налогов и сборов и получении финансирования из бюджета;
  • отдельными звеньями бюджетной системы;
  • государством (правительством) и центральным банком по регулированию денежно-кредитной системы и фондового рынка.
С развитием различных форм предпринимательства, созданием акционерных обществ, сращиванием промышленного и банковского капитала, появлением разнообразных финансовых институтов, занимающихся аккумуляцией и перераспределением свободных денежных средств (финансовых посредников), термин «финансы» выходит за рамки его узкого понимания только как государственных финансов. Он стал использоваться в более широком смысле, включая и финансы хозяйствующих субъектов (организаций, предприятий, корпораций), т.е. финансы предприятий.

Еще по теме Государственные финансы. Понятие и сущность государственных финансов:

  1. №4. Государственные финансы: понятие, структура (федеральные финансы, финансы субъектов федерации)
  2. Понятие и значение государственных финансов. Государственный бюджет
  3. 2.3.1. Социально-экономическая сущность государственных и муниципальных финансов
  4. 31. Сущность государственных финансов, их роль и значение.
  5. Неизвестный. Деньги, кредит, банки. Финансы. Инвестиции. Финансы организаций. Ответы на государственный экзамен, 2015
  6. Тема 1. История финансов. Понятие финансов Возникновение финансов
  7. Финансы как особая форма экономических отношений Сущность финансов

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений -

Глава 10. Государственные финансы

Государственные финансы являются составной частью общей финансовой системы. Экономика стран в соответствии с системой национальных счетов подразделяется как известно, на следующие пять секторов:

нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия;

финансовые учреждения;

органы государственного управления;

частные некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства (население);

домашние хозяйства.

К этим секторам добавляется сектор остальных (других) стран мира. К каждому из этих секторов относятся соответствующие институциональные единицы. Совокупность финансов институциональных единиц каждого сектора в их взаимодействии между собой и другими секторами образует финансы секторов экономики.

Государственные финансы - это единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого они аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы. Содержание понятия и структура государственных финансов определяются функциями государства и структурой системы органов государственного управления.

Основной функцией органов государственного управления является проведение государственной политики, выполнение государственных задач посредством предоставления нерыночных товаров и услуг для их потребления населением и обществом в целом, а также посредством перераспределения доходов (осуществления трансфертов) и богатства. Государство осуществляет свои функции не в целях коммерческой выгоды или прибыли, а для обеспечения коллективного потребления. Финансовые ресурсы сектора государственного управления формируются главным образом за счет налогов и отчислений, уплачиваемых предприятиями, учреждениями и организациями, относящимися к другим секторам.

Структура государственных финансов определяется двумя основными факторами. Одним из них является структура органов государственной власти. Другим - выделение в составе государственных финансов бюджетных средств и различного рода целевых фондов, не входящих в бюджета.

Систему государственного управления страны составляют органы государственной власти и их структуры, наделенные монопольным правом на власть в пределах данной территории или ее частей. Соответственно совокупность всех государственных единиц, функционирующих в стране, образует сектор государственного управления. Сектор органов государственного управления объединяет учреждения и организации, финансируемые из государственного бюджета.

Сектор государственного управления по уровням управления подразделяется в федеративных государствах на центральный (общегосударственный, федеральный), региональный и местный уровни, в унитарных государствах - на центральный и местный.

К центральному уровню относятся все государственные учреждения, министерства, ведомства и соответственно совокупность всех государственных единиц, являющихся инструментами центральной власти, включая территориально рассредоточенные общегосударственные органы. Этот уровень управления оказывает основное финансовое воздействие на экономику страны. Деятельность и финансовая система этого уровня управления оказывают решающее влияние на жизнь страны. Представительные и исполнительные органы вырабатывают и реализуют политику в интересах всей национальной экономики. На этом уровне определяется налогово-бюджетная политика, через финансы центрального правительства осуществляется инфляционное или дефляционное воздействие на функционирование экономики.

К региональным органам управления относятся органы власти областей, краев, республик, штатов (например, в США), земель (например, в ФРГ) и совокупность всех государственных управленческих единиц, осуществляющих властные полномочия на территориях, объединяющих более мелкие районы, которые контролируются и финансируются региональными органами власти. Региональные органы государственной власти обладают относительно независимыми полномочиями, которые они осуществляют на соответствующей части территории страны.

Региональные органы власти наделены в соответствии с конституциями стран определенными полномочиями на основе разграничения ответственности между центральными и региональными органами власти. Степень автономности региональных органов власти и объем их функций определяются размерами доходов, получаемых из контролируемыхими источников, и независимостью должностных лиц от административного контроля центрального правительства. Региональные органы власти существуют только в федеративных государствах и занимают промежуточное положение между общегосударственными и местными органами власти.

К местным органам власти относятся органы управления в городах и сельских местностях, обладающие самостоятельными структурными управленческими подразделениями, определенными законодательством автономными полномочиями и источниками финансовых средств, за счет которых функционируют подведомственные им институциональные заведения (образовательные, медицинские, социального обеспечения, культурные, спортивные и др.).

некоммерческие функции, выполняемые предприятиями, ведомствами и организациями, входящими в органы государственного управления;

социального страхования, осуществляемые, контролируемые и финансируемые органами государственного управления;

пенсионное обеспечение государственных служащих, резервные фонды которого инвестируются в государственные ценные бумаги;

производственная и коммерческая деятельность, обеспечивающая внутренние потребности сектора государственного управления и осуществляющая продажу за пределы этого сектора, но в незначительных объемах;

финансирование таких органов, как кредитные учреждения, фонды которых полностью образуются за счет средств государства и сберегательные учреждения, полностью отчисляющие все свои поступления государственным органам и обязательства которых имеют иную форму, чем срочные и сберегательные вклады;

деятельность некоммерческих учреждений, обслуживающих домашние хозяйства, и деятельность некоммерческих предприятий, финансируемых и контролируемых органами государственного управления или обслуживающих государственные учреждения;

операции, осуществляемые наднациональными органами.

Часть из этих функции для России нехарактерна в силу отсутствия соответствующим образом организованных видов деятельности. Нет, в частности, специализированных пенсионных фондов государственных служащих, кредитных учреждений, фонды которых полностью образуются за счет государства, наднациональных органов, создаваемых совместно с другими государствами и функционирующих за счет специально собираемых налогов и др. Однако в своей основе функции государственного управления в России аналогичны.

Необходимо отметить, что учреждения, выполняющие эти функции, входят в состав сектора государственного управления не потому, что их деятельность отражается в бюджете, а вследствие самого характера этой деятельности. Финансирование выполнения этих функций производится за счет бюджетов и внебюджетных фондов, являющихся двумя составляющими государственных финансов.

Центральное место в государственных финансах принадлежит бюджетам. В то же время существенную роль выполняют различные государственные автономные фонды на федеральном и региональном уровнях. Как правило, в этих фондах аккумулируются ресурсы для решения крупных проблем, требующих специального внимания органов государственной власти. Источниками средств таких фондов являются целевые налоги и сборы, перечисления средств из бюджета, капитализация доходов и займы. Во Франции и Японии за счет таких фондов финансируется примерно половина государственных расходов, в Великобритании - треть. Фонды имеют целевой характер и предназначены для финансирования различных социальных, экономических, научно-технических, кредитных и других проблем.

Исходя из особенностей России к сектору государственного управления и соответственно к государственным финансам отнесен Пенсионный фонд, выплаты из которого производятся всем пенсионерам, в то время как МВФ рекомендует относить только пенсионные фонды государственных служащих. Включение Пенсионного фонда в систему органов государственного управления диктуется следующими соображениями:

взносы в Пенсионный фонд осуществляют все предприятия и организации независимо от их принадлежности и формы собственности;

Пенсионный фонд в России обеспечивает доходами основную часть населения по достижении им пенсионного возраста;

операции Пенсионного фонда являются составной частью государственной политики и сопряжены с перераспределением доходов и инфляцией.

По аналогичным мотивам к государственным финансам в России наряду с Пенсионным фондом отнесены также следующие социальные внебюджетные фонды: Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, республиканский (федеральный) и территориальные фонды социальной поддержки населения.

Средства этих фондов формируются за счет отчислений работодателей, работников и средств бюджетов различных уровней, существуют также перетоки средств между фондами и другие поступления средств от государственных органов.

Внебюджетные фонды являются автономными государственными организациями, которые управляют поступающими в эти фонды обязательными платежами от предприятий, организаций и отдельных лиц. Такие фонды функционируют на уровне федерального правительства или могут быть организованы отдельно в каждом регионе. Фонды являются частью того уровня государственного управления, в рамках которого они организованы и функционируют. Различные государственные единицы должны объединяться с тем уровнем государственного управления, за счет которого в основном осуществляется их финансирование и который контролирует их деятельность. Например, операции по социальному страхованию рассматриваются как часть того уровня управления, на котором они осуществляются.

Различные уровни государственного управления располагают своими бюджетами и внебюджетными, например социальными, фондами. В этой связи система государственных финансов организуется таким образом, чтобы данные о доходах и расходах формировались как в территориальном разрезе, так и по вертикали с выделением соответствующих внебюджетных фондов. Это позволяет формировать консолидированные данные о государственном бюджете федерации и регионов, консолидированные данные по внебюджетным фондам и на этой основе консолидированные данные в целом по государственным финансам. В России определяются и публикуются консолидированные данные федерального и региональных бюджетов. Консолидированные данные по государственным финансам в целом пока в системном порядке не формируются и не публикуются. Учитывая, что расходы внебюджетных фондов составляют около четверти всех расходов государства, формирование консолидированных данных о доходах и расходах государства в целом является необходимым элементом управления государственными финансами и должно быть налажено.

Для более четкого отграничения сектора государственного управления и соответственно государственных финансов от других секторов экономики необходимо провести водораздел между сектором государственного управления и сектором нефинансовых государственных предприятий. Вопрос разграничения между сектором государственного управления и сектором нефинансовых (государственных) предприятий возникает при рассмотрении любого вида производственной или коммерческой деятельности.

К государственным предприятиям относятся хозяйственные единицы, которые принадлежат органам государственного управления или контролируются ими, осуществляют продажу рыночных товаров и услуг населению в крупных объемах. Органы государственной власти считаются собственниками данного предприятия, если они владеют всеми или более половиной его акций, других видов участия в капитале. Критерии, позволяющие определить, кто именно контролирует предприятие, являются более сложными. Контроль над единицей включает выработку политики, управление и руководство. Даже если органам государственного управления не принадлежит большая часть капитала предприятия, но при этом они в значительной степени контролируют его деятельность, единица считается государственным предприятием.

Деятельность государственных предприятий не отражается в секторе государственного управления и относится к сектору нефинансовых предприятий.

Финансовые операции и остатки средств на счетах таких государственных предприятий не включаются в сектор государственного управления в силу того, что характер их деятельности по своей природе отличается от характера деятельности этого сектора, а решение стоящих перед ними задач, связанных с производством и финансированием, не основывается на соображениях государственной политики.

Нефинансовые государственные предприятия занимаются производством и реализацией тех видов товаров и услуг, которые, как правило, производятся частными предпринимательскими предприятиями. При этом они могут устанавливать цены, не покрывающие полностью издержек производства. Те предприятия и организации, которые не осуществляют реализацию товаров и услуг населению в крупных размерах, а занимаются выполнением функций регулирования (например, лицензирование продавцов), не должны включаться в сектор нефинансовых государственных предприятий. Если основное финансирование или контроль над деятельностью таких единиц принадлежит государственным органам, то они должны включаться в сектор государственного управления.

Критерием, позволяющим разграничить нефинансовые государственные предприятия от ведомственных предприятий, действующих в рамках сектора государственного управления, является корпоративный характер таких предприятий и большой объем осуществляемой им деятельности.

Выявление единиц, являющихся нефинансовыми государственными предприятиями, представляется важным прежде всего для обозначения границ сектора государственного управления, из которого их следует исключать, и определения границ нефинансового государственного сектора. Нефинансовые предприятия занимают некоторое промежуточное положение между ведомственными предприятиями, которые не являются корпоративными и не занимаются производством и реализацией услуг в больших объемах, и частными предприятиями, которые не принадлежат органам государственного управления и не контролируются ими.

В сектор государственного управления включается только деятельность ведомственных предприятий. В качестве ведомственных рассматриваются предприятия и организации, функционирующие в рамках сектора государственного управления и занимающиеся коммерческой или производственной деятельностью. Характерными чертами ведомственных предприятий, позволяющих осуществлять их отграничение, являются следующие:

они не являются корпоративными или квазикорпоративными;

органически связаны с соответствующими министерствами, комитетами и другими органами государственного управления;

осуществляют производство товаров, а не государственных услуг, для других единиц сектора государственного управления (в этом случае они называются вспомогательными). Реализация товаров за пределы государственного сектора незначительна.

Трактовка поступлений и расходов ведомственных предприятий отличается от принятой для данного сектора. Выручка от продажи их продукции может не покрывать издержки производства. В этом случае она не представляет собой располагаемого дохода органов государственного управления, а расходы таких единиц являются в полной мере расходами органов управления. Только разница между выручкой от продаж и текущими издержками производства увеличивает размер располагаемого дохода. Если такую разницу можно установить, то она отражается в составе сектора государственного управления. Как правило, ведомственные предприятия сильно интегрированы в финансовую систему государственных органов, и предполагается, что полное покрытие их издержек, связанных с уплатой процентов или с капитальными затратами, включается в операции тех органов, в рамках которых они функционируют, и полностью отражается в их статистике.

Примерами ведомственных предприятий вспомогательного типа являются ремонтные мастерские, типографские и издательские службы, оказывающие услуги органам государственного управления, центральные транспортные объединения, службы хозяйственного управления и др. Эти организации и предприятия могут реализовывать свою продукцию за пределы сектора государственного управления. Примерами ведомственных предприятий, основной деятельностью которых является реализация товаров и услуг за пределы данного сектора в незначительных размерах, являются службы общественного питания в зданиях государственных организаций, организации, занимающиеся арендой жилья для государственных служащих.

Остановимся еще на часто встречающемся понятии "нефинансовый государственный сектор". В основе этого понятия лежит принадлежность или контроль единицы со стороны органов государственного управления. Нефинансовый государственный сектор охватывает сектор государственного управления и нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные государственные предприятия. Необходимость выделения этого сектора вызвана тем, что влияние и воздействие на экономику со стороны государственных органов осуществляется также через предприятия, принадлежащие или контролируемые этими органами. Данные предприятия могут быть использованы для реализации важнейших государственных программ. Общая потребность в финансировании сектора государственного управления и нефинансовых государственных предприятий и возможность ее удовлетворения являются важным показателем общего объема выполняемых ими операций и того влияния, которое оказывается ими на состояние денежной системы страны.

При объединении данных об операциях органов управления и предприятий можно агрегировать операции, имеющие одинаковое значение как для государственных органов, так и для государственных предприятий.

В нефинансовый государственный сектор не включаются государственные финансовые учреждения. Это дает возможность определить потребность в финансировании сектора государственного управления и нефинансовых государственных предприятий, которая покрывается за счет средств, предоставляемых Центральным банком и другими банками, принадлежащими или контролируемыми органами управления.

При формировании государственных финансов необходимо производить четкое разграничение между секторами государственного управления и финансовых учреждений, так как они играют ключевую роль в налогово-бюджетной и финансовой политике. В сектор финансовых учреждений входят учреждения, основным видом деятельности которых является одновременное принятие обязательств и приобретение финансовых активов на рынке капитала; прием срочных и сберегательных вкладов и депозитов до востребования; выполнение функций органов денежно-кредитного регулирования.

Учреждения или деятельность такого рода, осуществляемая в рамках сектора государственного управления, не относится к государственным финансам. Исключение таких финансовых функций из органов” государственного управления необходимо для более полного и четкого представления результатов финансовой деятельности государственных органов, выражающейся в форме их операций с финансовой системой, чтобы не смешивать между собой эти два сектора.

В сектор финансовых учреждений входят следующие подсектора: органы денежно-кредитного регулирования, коммерческие банки, депозитные банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, прочие финансовые учреждения. Пенсионный фонд отнесен к сектору государственного управления.

Функции подсектора органов денежно-кредитного регулирования заключаются в управлении валютными резервами страны и регулировании объема денежной массы, а также контроле за функционированием остальных частей денежной и финансовых систем. Эти функции выполняет Центральный банк. Все функции денежно-кредитного регулирования независимо от того, какими институциональными единицами они выполняются, рассматриваются как деятельность подсектора денежно-кредитного регулирования, а не сектора государственного управления.

Задачами подсектора органов денежно-кредитного регулирования являются денежная эмиссия, контроль над объемом кредита, управление международными резервами страны, осуществление общего контроля над денежно-кредитной системой. Однако следует отметить, что некоторые из этих функций могут осуществляться правительственными учреждениями. Например: дополнительный выпуск монет и банкнот мелкого достоинства казначейством, управление золотовалютными резервами страны, находящимися в ведении казначейства или другого государственного органа (в России валютные резервы находятся в ведении Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ), проведение операций с МВФ через правительственные счета, посредничество между внутренними должниками и зарубежными кредиторами, осуществляемое государственными органами в целях регулирования платежного баланса посредством принятия на себя задолженности других секторов с переносом сроков ее погашения. Операции с международными денежно-кредитными организациями (Международный валютный фонд) относятся к сектору финансовых учреждений, а не к сектору государственного управления.

В государственных финансах учитывается только единая операция между сектором государственного управления и подсектором денежно-кредитного регулирования, которая отражает чистый поток средств, поступающих в этот сектор или направляющихся из него в результате проведения таких операций. Операции банков не отражаются в финансах сектора государственного управления. Страховые компании и прочие финансовые учреждения также не включаются в сектор государственного управления независимо от того, кто является их владельцем и кто их контролирует.

Финансовые учреждения, как и нефинансовые предприятия, могут либо полностью принадлежать государственным органам, либо эти органы могут владеть большей долей в капитале этих единиц или осуществлять преимущественный контроль над их деятельностью. В этом случае они рассматриваются как государственные финансовые учреждения и не включаются в сектор государственного управления.

К финансовым учреждениям, операции которых не относятся к сектору государственного управления, относятся Сберегательный банк России, государственные банки развития, финансовые и инвестиционные компании, ипотечные банки и другие аналогичные финансово-кредитные учреждения.

В случае создания финансово-кредитных органов, все фонды которых образуются за счет государственных средств и которые обладают правом принятия финансовых обязательств перед другими, они входят в состав сектора государственного управления. Такими организациями могут быть фонды кредитования жилищного строительства, кредитная деятельность официальных ведомств без права принимать вклады или какие-либо другие финансовые обязательства перед обществом, специализированные организации по продаже государственных сберегательных облигаций.

Преобразование государственных финансов является одним из важнейших направлений экономических реформ в России. Как в условиях планово-распределительной системы, так и в условиях рынка государственные финансы являются инструментом мобилизации средств для проведения государственной политики и оказывают серьезное воздействие на социально-экономическую и внешнеполитическую жизнь страны. Однако роль государственных финансов существенно изменяется.

В планово-распределительной системе государство является собственником и управляет финансовыми ресурсами всех субъектов хозяйствования страны. В рыночной экономике финансы децентрализованы. Основная часть этих ресурсов обращается за пределами сектора государственного управления. Финансовые ресурсы негосударственного сектора принадлежат соответствующим субъектам хозяйствования. Государство может непосредственно управлять только собственными финансами, а на финансы других секторов экономики в состоянии лишь оказывать воздействие. Управление государственными финансами в центре и на местах осуществляется путем утверждения законодательных актов, бюджетов и отчетов об их исполнении, установления и отмены налогов и других видов платежей в бюджет. Оперативное управление осуществляется правительством, исполнительными органами на местах, государственными финансовыми органами, налоговой службой, казначейством, руководством государственных внебюджетных фондов.

В период политических и социально-экономических преобразований в России политика правительства, Минфина и ЦБ РФ нацелена на формирование новой системы общественных отношений, создание основ рыночной экономики. Осуществляются меры по переходу к экономическим методам регулирования денежного оборота, изменению роли государства и государственных финансов во взаимоотношениях с другими секторами экономики с учетом институциональных изменений (приватизация, развитие частного предпринимательства, коммерческих банков, страховых компаний, рыночной инфраструктуры, либерализация цен, внешней торговли и др.).

В результате преобразований основная масса финансовых ресурсов перешла из сектора государственного управления под контроль негосударственных структур. В результате децентрализации финансовых ресурсов доля финансовых ресурсов, аккумулируемых и расходуемых государством, в ВВП резко снизилась. Уменьшились расходы государства на развитие отраслей народного хозяйства, сократились централизованные государственные капитальные вложения и кредиты на эти цели.

В 1991 г. бюджетная система России была разделена на три автономных уровня. Сектор государственного управления в России как в республике с федеральным устройством охватывает федеральный, региональный (республики, края, области, Москва, Санкт-Петербург) и местный (муниципальный) уровни. Основные типы институциональных единиц, относящихся к сектору органов государственного управления, следующие:

федеральные органы управления: Федеральное Собрание, аппарат Президента Российской Федерации, аппараты федеральных министерств и ведомств; государственные учреждения здравоохранения, образования, культуры и искусства, науки, финансируемые, как правило, из федерального бюджета; государственные внебюджетные фонды;

Функции государственных финансов

Государственные финансы представляют собой часть финансовой системы , в той ее части, которая относится к централизованным (публичным) финансам. Главное назначение государственных финансов - обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов у государства, необходимых для реализации его функций.

Государственным финансам, также как и другим категориям финансов присущи функции:

  • распределительная
  • контрольная
  • регулирующая

Структура государственных финансов

Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В Российской Федерации к государственным финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся:

  • Бюджеты субъектов Российской Федерации;
  • Внебюджетные фонды Российской Федерации (централизованные федеральные бюджетные и внебюджетные фонды)
  • Внебюджетные фонды субъектов Российской Федерации.
  • налоговая система , формирующая основные источники поступления средств в бюджет и внебюджетные фонды;
  • неналоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды
  • другие понятия финансов, которые необходимы для формирования и использования фондов денежных средств, управление которыми осуществляет государство и его органы.

Управление государственными финансами

Управление государственными финансами осуществляют органы государственной власти , в первую очередь законодательные (Федеральное собрание , принимающее соответствующие законы в области государственных финансов) и исполнительные (Президент , Правительство , Центральный банк , Министерство финансов и др.)

Коррупция в сфере управления государственными финансами

Коррупция в сфере управления государственными финансами - старая и распространенная проблема. Коррупция в этой сфере, в частности, подразумевает использование финансов в личных целях, недополучение средств, хищение или нецелевое использование собранных средств. Коррупция в сфере государственных финансов вредит темпам развития страны и препятствует использованию ресурсов на общее благо. Риск появления коррупции повышают такие факторы, как ограниченность функциональных возможностей, неэффективность внутреннего контроля, недостаточная прозрачность, слабость руководства и надзора, недостаточная подотчетность в области расходов .

Примечания

Литература

  • Финансы: Учебник /Под ред. В.В. Ковалева М:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004
  • Многоликая коррупция. Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления = The Many Faces of Coruption: Tracking Vulnerabilities at the Sector Level. - М .: «Альпина Паблишер», 2010. - 552 с. - ISBN 978-5-9614-1062-4

См. также

  • Бюджетный кодекс Российской Федерации

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Государственные финансы" в других словарях:

    - (public finance) 1. Финансирование товаров и услуг, осуществляемое национальными и местными органами власти за счет налоговых поступлений и иных средств. 2. Экономический анализ проблем, возникающих в связи со сбором и расходованием средств в… … Финансовый словарь

    Государственные финансы - (public (state) finance) денежные отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов государства, включая бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий … Экономико-математический словарь

    государственные финансы - Денежные отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов государства, включая бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий. [ОАО РАО "ЕЭС… … Справочник технического переводчика

    - (public finance) 1. Финансирование товаров и услуг, осуществляемое национальными и местными органами власти из налоговых поступлений и иных средств. 2. Экономический анализ проблем, возникающих в связи со сбором государством денежных средств и их … Словарь бизнес-терминов

    - (public finance) Состояние финансовой деятельности правительства. Оно включает налогообложение, расходы государственных организаций на реальные товары и услуги, трансфертные выплаты, доходы от государственной собственности, займы и долги, а также … Экономический словарь

    государственные финансы - ‘финансы’ Syn: государственный бюджет … Тезаурус русской деловой лексики

    Совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций. Впервые термин «Г. ф.» стал применяться во Франции в 16 в.… … Большая советская энциклопедия

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ - 1) денежные средства, поступающие в распоряжение государства в соответствии с государственными бюджетами, бюджетами развития, а также в государственные внебюджетные фонды (в РФ Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд медицинского… … Внешнеэкономический толковый словарь

    Государственные финансы - (public finance), доходы и расходы гос ва. Эконом, теория Г.ф. анализирует фискальную политику и изучает воздействие налогообложения и гос. расходов на физ. лиц, фирмы, а также совокупные эконом, показатели. Особой сферой теории Г.ф. является… … Народы и культуры

    Государственные финансы - PUBLIC FINANCE Экономическая теория, изучающая проблемы доходов и расходов государства и их влияние на экономику страны в целом. Экономисты классики рассматривали проблему лишь с точки зрения доходов, т.е. налогообложения. Со времен Кейнса все… … Словарь-справочник по экономике

Книги

  • , . Учебник "Финансы и кредит" состоит из двух томов. Том первый "Государственные финансы. Финансовые рынки и институты" посвящен общетеоретическим вопросам содержаниягосударственных финансов.…

Государственные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях. Изучение функции необходимо для реализации государственной финансовой политики. В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства и финансов предприятий и в то же время имеются существенные различия, определяющие значимость общегосударственных интересов и предпринимательского аспекта деятельности.

Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

  • 1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.
  • 2. Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.
  • 3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.
  • 4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота:

1. Распределительная функциягосударственных финансов осуществляется во всех сферах общественной жизни: в материальном производстве, в нематериальной сфере, в сфере обращения. Субъектами распределения на микроуровне выступают юридические и физические лица, на макроуровне - государство.

С помощью распределительной функции осуществляется распределение новой стоимости (на микроуровне) и перераспределение этой стоимости (на макроуровне).

Распределительная функция охватывает три последовательные ступени:

Формирование фондов денежных средств: на микроуровне создаются финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, необходимые для кругооборота капитала, и денежные средства домохозяйств, а на макроуровне - централизованные средства государства.

Распределение денежных фондов через финансовые инструменты: на микроуровне образуются обособленные фонды предприятия (уставный, оплаты труда, амортизационный) и домашнего хозяйства для конкретного потребления; на макроуровне возникают бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды.

Использование денежных фондов призвано обеспечить на микроуровне расширенное производство и существование отдельных членов общества, на макроуровне - улучшение народнохозяйственных пропорций, общегосударственных потребностей страны. В результате распределения ВВП и НД создаются доходы общества.

При первичном распределении на микроуровне возникают основные, или первичные, доходы. К первичным доходам относится:

  • - прибыль предприятий;
  • - отчисления в социальные, внебюджетные фонды;
  • - доходы работающих.

Первичное распределение продолжается на макроуровне и обеспечивает создание вторичных, или производных, доходов. Перераспределение национального дохода в РФ происходит в интересах структурной перестройки хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельского хозяйства, транспорта, энергетики), в пользу малоимущего населения страны.

Таким образом, необходимость перераспределения НД связана:

  • - с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятия и организаций;
  • - с наличием двух сфер производственной и непроизводственной (просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение, управление, оборона, где не создается НД);
  • - существованием различных социальных групп населения.

В процессе перераспределения ВВП и НД, осуществляемого через финансы, используются такие инструменты, как расходы, налоги, кредит, цены. законодательный денежный бюджетный исполнительный

Распределительная функция финансов позволяет:

  • - образовывать денежные фонды на уровне предприятия и домашнего хозяйства, а так же государства;
  • - образовывать фонды целевого назначения;
  • - осуществлять межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а так же между сферами и социальными группами;
  • - создавать необходимые резервы, как на уровне предприятий, так и государства.
  • 2. Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:
    • - контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;
    • - контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.

Контрольная функция финансов проявляется:

  • - до наступления распределительного процесса, когда составляются программы, прогнозы, бюджеты;
  • - в процессе использования фондов денежных средств, при исполнении намеченных программ, планов, смет;
  • - в процессе подведения итогов, составление оценок исполнения денежных фондов.

Контрольная функция реализуется через:

  • - финансово-хозяйственный контроль на отдельных предприятиях, на основе выполнения хозяйственных договоров, осуществления коммерческого расчета;
  • - финансово-бюджетный контроль, при выполнении налоговых платежей и выполнении финансирования из бюджетных ресурсов;
  • - кредитно-банковский контроль, при использовании принципов кредитования и денежных расчетов.

Контрольная функция государственных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

  • 1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;
  • 2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;
  • 3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.

3. Регулирующая функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства. На микроуровне (предприятие) - эта функция стимулирует его деятельность, создавая различные фонды, которые способствуют улучшению качества производственного процесса, увеличение его объема, улучшению материального положения работающих.

На макроуровне (государство) эта функция, используя государственные расходы, налоги, госкредит, достигает таких же результатов.

Государственные финансы -- важнейшая часть финансовой системы страны. Они обеспечивают денежными средствами государство для выполнения экономических. политических и социальных функций. В состав государственного финансирования входят следующие звенья: бюджеты разных уровней; внебюджетные фонды; государственный кредит; финансы государственных предприятий.

Государственные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях. Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль. Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота -- распределительная и функция контроля.

Государственные финансы ориентированы на следующие основные принципы: единства законодательной и нормативной базы; открытости и прозрачности; разграничения полномочий и предметов ведения; целевой ориентированности; научного подхода к реализации намеченных целей; экономичности и рациональности; управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.

Особое значение имеет определение роли финансов в реформировании российской экономики, которая может быть сведена к трем решающим факторам: экономической стабилизации; адаптации к рыночным преобразованиям; стимулированию инвестиционной активности.

Государственные финансы как звено финансовой системы связано с действием в производственных и социальных отношениях государственного сектора, охватывающего многообразные взаимосвязи в экономике и социуме.

Экономическая сущность государственных финансов состоят в том, что они выражают денежные отношения, связанные с распределением и перераспределением стоимости общественного продукта и части национального богатства для формирования финансовых ресурсов государства, его предприятий и использования полученных средств на выполнение функций государства и государственных предприятий. Субъектами денежных отношений в этой сфере является государство в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и предприятия, организации, учреждения, граждан – с другой.

Функции государственных финансов аналогичны функциям, выполняемым экономической категорией финансов в целом: то – распределительная и контрольная функция.

В государственных финансах выделяются обособленные звенья, каждое из которых выполняют специфическое назначение.

В составе государственных финансов выделяются: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий и организаций . По уровню государственного руководства экономической и социальной сферой государственные финансы подразделяются на общегосударственные (республиканские) и местные.

Благодаря такому разнообразию финансовых связей по функциональному назначению, государство может оказывать влияние на многие экономические и социальные процессы, как в территориальном, так и отраслевом аспектах.

Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные отношения . С помощью бюджетных взаимосвязей перераспределяются значительные объемы денежных средств, как от хозорганов в пользу государства, так и в обратном направлении – от государства предприятиям, организациям, населению. Роль центрального (республиканского) бюджета состоит в том, что его ресурсы предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий: государственных целевых комплексных программ, обороны, обеспечение правопорядка, охране границ, государственному управлению, развитию социальной сферы, выполнению международных обязательств. С помощью республиканского бюджета решаются задачи структурных преобразований экономики, ее стабилизации, отраслевой стабильности, поддержка единого уровня социальной защищенности населения.



Местные бюджеты в значительной степени используются для регулирования экономических процессов, размещения производительных сил, развития территориальной инфраструктуры, воспроизводства трудовых ресурсов. Огромную роль местные бюджеты играют в финансировании социально-бытовой инфраструктуры.

Назначение внебюджетных фондов – финансирование отдельных целевых мероприятий за счет специальных налоговых или целевых отчислений и других источников. В бюджетах средства обезличиваются, а правовой статус внебюджетных фондов позволяет использовать средства строго по целевому назначению. Автономность фондов предполагает самостоятельное управление без участия представительных и исполнительных органов, что позволяет более оперативно использовать средства внебюджетных фондов.

В государственном кредите отношения связаны с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения и их передачей государственным органам для финансирования государственных потребностей. В международном кредите в отношения вступают иностранные государства, их компании, фирмы, а также международные и межгосударственные финансовые учреждения.

Подобное разнообразие форм использования собственности позволяет государству производить гибкую и адресную экономическую и финансовую политику, активно применять финансовый механизм воздействия на экономические и социальные процессы, направляя их в нужное русло. При этом проявляются роль и значение категории «государственные финансы» как основы выполнения экономических функций правительства, осуществления целей и задач развития общества на каждом определенном этапе его существования.

Вопросы:

1. В чем проявляется экономическая деятельность государства?

2. Какова роль государства в регулировании совокупного спроса и совокупного предложения?

3. Какова роль государственной финансовой политики в решении проблемы перераспределения экономических ресурсов?

4. В чем состоит экономическая сущность государственных финансов?

5. Что является субъектами денежных отношений в этой сфере?

6. Назовите функции государственных финансов.

7. Приведите состав государственных финансов.

8. Какова роль бюджетных отношений в системе государственных финансов?

9. Обозначьте роль местных бюджетов в проведении государственной финансовой политики.

10. Каково назначение внебюджетных фондов в системе финансирования государственных расходов?

11. Раскройте значение государственного кредита в системе финансирования государственных потребностей.

12. Какова роль местных бюджетов в системе регулирования экономических процессов?