Североамериканское соглашение о свободной торговле (нафта). Причины, цели и задачи создания нафта

Предпосылки и история создания НАФТА

Объединение - одна из крупнейших в мире региональная зона свободной торговли с территорией 21,78 млн км 2 , населением более 450 млн чел. и совокупным ВВП около 16,5 трлн долл. США в 2008 г. (на момент формирования соответственно 390 млн чел. и 8.04 трлн долл.).

Соглашение о создании НАФТА - итог более чем полувекового движения этих стран, и особенно США и Канады, к торгово-экономическому и политическому объединению (табл. 1). На протяжении XX в. постепенно размывались экономические границы между США и Канадой путем относительной либерализации движения товаров, капиталов и рабочей силы. Качественное изменение экономических отношений между США и Канадой произошло в 1988 г., когда на межгосударственном уровне заключено американо-канад- ское соглашение о свободной торговле (ФТА), призванное обеспечить канадским товарам гарантированный и привилегированный доступ на внутренний рынок США.

Таблица 1. Этапы развития торгово-экономических отношений в Северной Америке

Период Соглашение Основная идея
1947 г. Принятие «Плана Эббота» Стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики
1959 г. Соглашение о совместном военном производстве Внедрение американских стандартов в канадское производство военной техники
1965 г. Соглашение о либерализации торговли продукцией автомобилестроения (Автопакт) Стимулирование интеграции многих других отраслей. Стремление к либерализации рынка товаров и капитала
Конец 1970-х гг. Линия на организацию торгово-политического объединения США. Канады и Мексики Первоначально - энергетический союз трех стран. С 1979 г. изучаются перспективы создания Североамериканской зоны свободной торговли
1988 г. Американо-канадское соглашение о свободной торговле (ФТА) Формирование зоны свободной торговли между двумя странами в течение 10 лет
1992 г. (1994 г.) Подписано (вступило в силу) Соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) Формирование зоны свободной торговли товарами между тремя странами, рассмотрение вопросов торговли услугами. движения инвестиций, права интеллектуальной собственности

Особенности и основные направления деятельности НАФТА

Ключевые положения соглашения о НАФТА (табл. 2):

§ Поэтапная отмена всех таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада и Мексика, к 2010 г.

§ Поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами.



§ Смягчение режима для североамериканских капит&то&тожений в Мексике.

§ Либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке в Мексике.

§ Защита североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику.

§ Создание американо-канадской арбитражной комиссии.

Соглашение о создании НАФТА предполагает, что страны-участницы сохраняют национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами. Но во взаимной торговле после переходною периода в 10 (в некоторых случаях - 15) лет в этой экономической зоне должно осуществляться свободное обращение товаров, которые квалифицируются как произведенные в США, Канаде и Мексике. Реализация соглашения приведет к устранению всех тарифных и нетарифных барьеров в торговле. Предусматривается улучшение торговли услугами, установление справедливых правил для взаимных инвестиций и осуществления государственных закупок, усиление зашиты прав на интеллектуальную собственность, создание механизма урегулирования споров.

Таблица 2. Ключевые положения соглашения о НАФТА

Аспекты предпринимательской деятельности, регулируемые соглашением о НАФТА Ключевые моменты Соглашения
Доступ к рынкам Отмена всех таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада и Мексика, к 2010 г. Поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами. Защита североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику
Инвестиции Смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике. Либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке в Мексике. Пять основных принципов защиты иностранных инвесторов и их инвестиций в зоне свободной торговли: недискриминационный режим; снятие особых требований к инвестициям или инвесторам; свободное перемещение финансовых средств, имеющих отношение к инвестициям; экспроприация только в соответствии с международным правом: право обращаться в Международный суд в случае нарушения Соглашения
Государственные закупки Установление справедливых правил для осуществления государственных закупок
Права интеллектуальной собственности Усиление защиты прав на интеллектуальную собственность. Определен универсальный подход к предотвращению неконкурентных и монопольных действий. Учреждены самые высокие в мире нормы защиты прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты и товарные знаки
Разрешение споров Создание американо-канадской арбитражной комиссии и механизма для урегулирования споров
Услуги Улучшение и развитие торговли услугами. НАФТА охватывает все виды услуг, включая финансовые
Временный въезд для бизнесменов Перемещение представителей деловых кругов

Одновременно НАФТА устанавливает протекционистские правила против внеконтинентальных производителей в текстильной промышленности и автомобилестроении.

Устраняя тарифы и другие протекционистские барьеры, НАФТА имеет ряд ограничений (исключений):

§ Устанавливаетограничительные правила торговли рядом товаров и инвестиций в некоторых секторах экономики, особенно «чувствительных» к иностранной конкуренции, и различие графиков снижения пошлин. Это относится к сельскому хозяйству, энергетике, продукции автомобильной промышленности, текстильным изделиям. В Соглашении все товары разбиты на три большие группы - промышленные (без текстильных товаров), сельскохозяйственные и тек- стильные изделия, включая одежду. Для каждой группы разработаны графики снижения пошлин, а на ряд промышленных товаров предусмотрено и осуществлено немедленное снятие пошлин.

§ Содержит оговорки, позволяющие временно восстановить защиту для отраслей промышленности, которым нанесен ущерб импортом соответствующей продукции.

§ Содержит исключения из режима свободной торговли. Так, сохраняются: право Мексики на запрет иностранной деятельности в нефтяном секторе: право Канады на защиту некоторых секторов, важных в культурном отношении (радиовещание, выпуск кинофильмов, пластинок, книг и т.д.); право США на поддержку внутренних цен и сохранение системы закупок сельскохозяйственных товаров.

Дифференцированные условия либерализации торговли предусмотрены и для отдельных стран-участниц интеграционного блока. Например, мексиканские тарифы на импорт американских промышленных товаров были устранены в течение 10 лет. Примерно половина мексиканских пошлин устранялась при вступлении Соглашения в силу. В дальнейшем (в течение пяти лет) до 70% всех товаров из США ввозились в Мексику беспошлинно. Со своей стороны Мексика получила облегченный доступ к большей части североамериканского рынка; снятие пошлин в течение пяти лет распространялось почти на 90% промышленных изделий.

В то же время тарифы на незначительное число изделий, «чувствительных» для американской промышленности, не ликвидированы практически до конца 15-летнего периода. Тарифы в торговле между Мексикой и Канадой также постепенно устранялись в течение 10 лет. Во взаимной торговле США и Канады была договоренность не изменять графики снижения тарифов, ранее разработанных в рамках двустороннего соглашения между ними в 1989 г.

Выводы

В НАФТА нет постоянно действующих наднациональных органов. Как правило, все решения принимаются высшими должностными лицами государств-партнеров. Основные положения Соглашения сводятся к устранению тарифных барьеров в торговле товарами и услугами между США, Канадой и Мексикой.

Соглашение о НАФТА оказало конструктивное влияние на экономические взаимосвязи стран-участниц. Действие договора направлено на либерализацию отношений между США и Мексикой и между Канадой и Мексикой, поскольку взаимоотношения между США и Канадой либерализовывались в рамках двусторонней зоны свободной торговли, созданной в 1988 г.

Положение Соглашения в области инвестиционного сотрудничества устанавливает недискриминационный режим для инвесторов стран-участниц при создании предприятий (ПИИ), приобретении компаний, их расширении и управлении. Инвесторы имеют право на репатриацию прибылей и капитала, на получение справедливой компенсации в случае экспроприации, на урегулирование споров в правительственном арбитраже. Такое устранение барьеров привело к значительному росту инвестирования внутри НАФТА.

Основными источниками инвестиций в НАФТА выступают ТНК. Их деятельность сосредоточена главным образом в наукоемких отраслях (в США и Канаде) и в обрабатывающей промышленности (в Мексике). В результате действия Соглашения объем взаимных инвестиций в периоде 1994 по 2008 г. увеличился в 6 раз. Инвестиционное сотрудничество осуществлялось по схеме США - Канада, США - Мексика.

Отраслевая структура взаимных инвестиций США, Канады и Мексики различна. Взаимные ПИИ США и Канады, как и других развитых стран, главным образом сосредоточены в сфере услуг - банковских и финансовых, тогда как в Мексике эти страны инвестируют преимущественно производственный сектор.

ПИИ положительно воздействуют на экономику принимающей страны только при наличии четкой и грамотной правительственной программы взаимодействия с иностранными инвесторами. При отсутствии такой программы ПИИ могут негативно повлиять на дальнейший экономический рост страны.

Интеграция в рамках НАФТА в значительной степени способствовала развитию торговли, специализации производства и внедрению современных технологий в различных секторах экономики. Внутризонапьный товарооборот рос более высокими темпами, чем торговля США, Каналы и Мексики с другими странами. Договор НАФТА способствовал также процессу интеграции в сфере услуг (финансовый сектор, торговля, транспортная сфера, здравоохранение и коммуникации) и в вопросах зашиты интеллектуальной собственности.

Асимметричность развития НАФТА включает асимметрию: промышленных потенциалов стран-участниц, проистекающую из того, что на США приходится около 85% ВВП и промышленного производства трех стран; уровней развития между высокоразвитыми странами (США и Канада) и развивающейся Мексикой; интенсивности двусторонних экономических отношений (США - Канада, США - Мексика); отсутствие зрелых экономических отношений между Канадой и Мексикой.

В качестве одного из первоочередных направлений развития интеграционных процессов с участием НАФТА США рассматривают страны Латинской Америки. НАФТА в перспективе может стать основой будущей Межамериканской зоны свободной торговли (ФТАА), создание которой пока откладывается. Карибский и Центральноамериканский регионы в настоящее время более интегрированы в НАФТА, чем со своими партнерами по группировкам, не только по линии торговли и финансов, но и на более глубоком уровне производственной интеграции.

3 Этапы интеграционного процесса

НАФТА предусматривает программу по устранению тарифных барьеров, которая включает в себя четыре этапа:

Первый этап становления НАФТА характеризуется тем, что в течение 5 лет страны-участницы активно отменяют тарифные барьеры. К примеру, США отменили 79 % тарифов на канадский экспорт и на 84 % мексиканского экспорта. Нетронутым остался лишь «нефтяной экспорт». В свою очередь, Мексика ликвидировала 43 % тарифных ограничений на американские товары и 41 % - на канадские товары, из которых 80 % представляют основной капитал и химические товары.

Во время второго этапа, в 1999 г. США и Канада ликвидировали тарифы почти по 1200 видам товаров. Мексика, в свою очередь, устранила тарифные ограничения почти по 2500 видам товаров, доля которых в экспорте США И Канады составляет соответственно 18 и 19 %.

На третьем этапе, который был закончен в 2004 году, США и Канада сняли тарифные ограничения на 12 и 7 % мексиканского «нефтяного экспорта», одновременно Мексика сняла тарифы на 48% американского и канадского экспорта.

На четвёртом этапе должны быть устранены оставшиеся тарифные ограничения на импорт особых видов товаров, которые чувствительны к сдвигам на рынке и климатическим условиям. Пошлины на них предполагается полностью отменить к 2010 году.

Достижением НАФТА является устранение дискриминации в отношении импорта мексиканских товаров на рынок США и Канады, что, в свою очередь, способствует увеличению объемов и повышению эффективности американского и канадского экспорта. Устранение тарифных ограничений также будет способствовать модернизации мексиканской экономики и обеспечению более надёжного инвестиционного климата.

Несмотря на основную идею создания Североамериканской зоны свободной торговли - полное реформирование торговли между странами на взаимовыгодных условиях, допускается ряд исключений. В ходе переговоров стороны настаивали на исключении из НАФТА определённых отраслей. Но для стран эти отрасли являются стратегическими, поэтому при заключении соглашения были сохранены основные объёмы ограничений на капиталовложения.

В рамках НАФТА также были рассмотрены вопросы о торговле услугами, движении инвестиций и правах интеллектуальной собственности.

2 Начало интеграционных процессов в североамериканском регионе

Первым шагом, направленным на активизацию интеграционных процессов в Северной Америке, стала реализация «плана Эббота», целью которого являлось стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. Этот план был принят в 1947 г. Позже в 1959 г. США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники.

Следующим шагом развития двусторонних отношений между США и Канадой стало заключение в 1965 г. соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения, которое, в свою очередь, стимулировало интеграцию многих других отраслей.

Торгово-политическое объединение США, Канады и Мексики начало активно претворяться в жизнь в 1970-е годы. Первоначально речь шла лишь об оформлении энергетического союза. Затем были рассмотрены перспективы создания Североамериканской зоны свободной торговли. Подобная идея была поддержана президентами Р. Рейганом и Дж. Бушем в 1980-е г.

В сентябре 1988 г. после нелёгких трёхлетних переговоров было подписано американо-канадское соглашение о свободной торговле (CUSFTA), согласно которому в течение десяти лет между США и Канадой должна быть сформирована зона свободной торговли. В январе 1989 г. это соглашение вступило в силу.

Изменение экономической и политической ситуации в мире в конце 1980-х годов, активизация интеграционных процессов в Европе и Азии, растущая конкуренция со стороны Японии, социально-политические реформы в странах Латинской Америки снова подняли вопрос о создании Североамериканской зоны свободной торговли.

Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) было подписано 7 октября 1992 г. президентами США и Мексики и премьер-министром Канады, дополнено соглашениями от 13 сентября 1993 г. и вступило в силу с 1 января 1994 г.

НАФТА открыло путь к созданию единого континентального рынка и свободы передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Это соглашение подразумевало слияние трех национальных рынков и образование зоны свободной торговли с населением более 375 млн. человек, совокупным валовым продуктом в сумме около 9 трлн. долл. (в нынешних ценах) и долей в мировом экспорте порядка 17%.

В силу происходивших в 1980-х годах интеграционных процессов в Европе и Азии, вопрос о создании НАФТА стал острее, так как стало понятно, что ответом на объединение Европы должно стать объединение Америки, и, как его части - Северной Америки. Однако с самого начала Мексика, Канада и США рассматривали значение и потенциал НАФТА с различных позиций.

Соглашение о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) вступило в силу 1 января 1994 г., сохранив и подтвердив Соглашение о свободной торговле между США и Канадой (CUSFTA) 1988 г. Основной целью НАФТА явилось снятие барьеров на торговлю товарами между странами-участницами. Половина барьерных ограничений была снята сразу же, остальные снимались постепенно в течение 14 лет. Такое соглашение стало расширенным вариантом торгового соглашения 1989 г. между Канадой и США.

В отличие от Европейского Союза, НАФТА не ставила целью создание межгосударственных административных органов, как не ставила и создание законов, которые бы управляли такой системой. НАФТА является лишь международным торговым соглашением в рамках международного права.

Цели НАФТА включают:

снятие барьеров и стимулирование движения твоаров и услуг между странами-участниками соглашения;

создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;

привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;

обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности в Зоне;

создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;

установление базы для будущей трехсторонней, региональной и междунардной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения.

Экономическое влияние НАФТА на Соединенные Штаты. Соединенные Штаты в результате заключения этого соглашения получили значительные выгоды:

в подавляющем большинстве отраслей были постепенно сведены к минимуму барьеры против иностранных производителей из стран-партнеров по НАФТА, что позволяло закупать у них многие товары дешевле, чем в самих США;

перед американскими компаниями открылись гораздо более широкие возможности доступа на рынки стран-соседей, что расширяло рынок сбыта.

Участие США в региональном интеграционном процессе превратилось в мощный фактор долгосрочного положительного воздействия на внутриэкономическое развитие.

Общий товарооборот с Мексикой только за 1993–1997 вырос почти в 2,5 раза (с 80,5 млрд. долл. до 197 млрд.), с Канадой – почти в 2 раза (со 197 до 364 млрд.). На обе эти страны приходится треть внешней торговли США. В начале 2000-х средний ежегодный прирост товарооборота с Мексикой составил более 20%, с Канадой – 10%. Статус беспошлинных товаров распространился уже на две трети всего американского экспорта в регионе, и эти возможности продолжают расширяться. США нуждаются в такой региональной экономической интеграции для повышения своей конкурентоспособности по отношению к основным экономическим соперникам – ЕС и Японии.

В то же время различные экологические и профсоюзные группы в США, как и многие члены американского Конгресса, опасаются перемещения американской деловой активности в Мексику с ее низкими трудовыми и экологическими стандартами. Кроме того, американцы боятся усиливающегося с 1990-х потока иммигрантов из Мексики, который в 2000-е уже достиг 300 тыс. человек в год. Подобная «латиноамериканизация» США кажется многим американцам угрозой их цивилизации, основанной на ценностях протестантской европейской культуры.

Роль Мексики в НАФТА. Для Мексики членство в НАФТА означает гарантированный доступ на американский рынок, поглощающий ок. 80% всего мексиканского экспорта, увеличение притока иностранных инвестиций. Стремление к экономической интеграции с США стало стимулом неолиберальных реформ, предпринятых мексиканским правительством еще в начале 1980-х, отказа от импортозамещающей стратегии развития.

Через региональное объединение с США Мексика стала постепенно интегрироваться в глобальную экономику. Особое значение для нее имело также положительное решение вопроса о внешнем долге после значительных финансовых потерь, понесенных в 1980-е: мексиканское правительство добилось крупных кредитов от США для реализации соглашений по свободной торговле. Многие иностранные компании стали переносить свою деятельность на территорию Мексики с целью проникновения на американский и канадский рынки. Прямые иностранные инвестиции в Мексику только за 1993–1999 выросли вдвое.

Участие в НАФТА повернуло Мексику к такой программе торговой либерализации и реструктуризации экономики, которая в будущем делает отход от нее затруднительным, а возвращение к экономической самостоятельности – практически невозможным.

Роль Канады в НАФТА. Канада – это объективно более сильный член НАФТА, чем Мексика, но более слабый, чем США. Потому Канада склонна блокироваться с Мексикой при отстаивании своих интересов, для оказания давления на Вашингтон. В начале 1990-х Канада опиралась на поддержку Мексики в противодействии протекционистским акциям Соединенных Штатов. В свою очередь, Мексика получила в 1995 поддержку Канады при обращении к МВФ и МБРР, когда возникла необходимость срочного вмешательства для спасения мексиканского песо.

Канада активно выступает за расширение зоны свободной торговли, считая первоочередными кандидатами на вступление в блок прежде всего Чили, а также Колумбию и Аргентину. Демонстрируя свою самостоятельность и решительность, канадцы заявили, что не станут ждать американцев, и в 1996 заключили двустороннее соглашение с Чили о свободной торговле по образцу НАФТА, а также два дополнительных – о регулировании трудовых отношений и об охране окружающей среды – по образцу соответствующих тройственных соглашений 1993 между Канадой, США и Мексикой. Канада заключила со многими странами Латинской Америки различные двусторонние соглашения по отдельным вопросам экономического сотрудничества, настойчиво пропагандирует идею об интеграции НАФТА с МЕРКОСУРом. Канада самым активным образом включилась в осуществление плана создания ФТАА. В 1998 она стала председательствовать на переговорах по заключению этого соглашения, которое было объявлено приоритетом канадской политики в регионе.

Таким образом, Канада в течение всего одного десятилетия превратилась из довольно пассивного наблюдателя в полноправного и активного участника многосторонних процессов и мероприятий стран региона. При этом канадцы выступают в традиционной для себя роли посредника между странами с разными уровнями экономического развития и разной идеологической ориентации.

В 2000 на экспорт в США пришлось примерно 33% всего ВВП Канады по сравнению с 15% в 1989. Особенно сильной привязка к американскому рынку стала в двух крупнейших по численности населения и хозяйственному потенциалу провинциях Канады – в Онтарио (доля экспорта в США составляет 40% валового продукта) и в Квебеке (24%).

Ключевые положения соглашения о НАФТА (табл. И.2 и рис. 11.2):

  • 1. Поэтапная отмена всех таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада и Мексика, к 2010 г.
  • 3. Смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике.
  • 4. Либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке в Мексике.
  • 5. Защита североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику.
  • 6. Создание американо-канадской арбитражной комиссии.

Соглашение о создании НАФТА предполагает, что страны-участницы сохраняют национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами. Но во взаимной торговле после переходного периода в 10 (в некоторых случаях - 15) лет в этой экономической зоне должно осуществляться свободное обращение товаров, которые квалифицируются как произведенные в США, Канаде и Мексике. Реа-

Ключевые положения соглашения о НАФТА

Таблица 11.2

Аспекты предпринимательской деятельности, регулируемые соглашением о НАФТА

Ключевые моменты Соглашения

Доступ к рынкам

  • 1. Отмена всех таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада и Мексика, к 2010 г.
  • 2. Поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами.
  • 3. Защита североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику

Инвестиции

  • 1. Смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике.
  • 2. Либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке в Мексике.
  • 3. Пять основных принципов защиты иностранных инвесторов и их инвестиций в зоне свободной торговли: недискриминационный режим: снятие особых требований к инвестициям или инвесторам; свободное перемещение финансовых средств, имеющих отношение к инвестициям: экспроприация только в соответствии с международным правом; право обращаться в Международный суд в случае нарушения Соглашения

Государственные закупки

Установление справедливых правил для осуществления государственных закупок

Права интеллектуальной собственности

  • 1. Усиление защиты прав на интеллектуальную собственность.
  • 2. Определен универсальный подход к предотвращению неконкурентных и монопольных действий.
  • 3. Учреждены самые высокие в мире нормы защиты прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты и товарные знаки

Разрешение споров

Создание американо-канадской арбитражной комиссии и механизма для урегулирования споров

Улучшение и развитие торговли услугами. НАФТА охватывает все виды услуг, включая финансовые

Временный въезд для бизнесменов

Перемещение представителей деловых кругов

лизация соглашения приведет к устранению всех тарифных и нетарифных барьеров в торговле. Предусматривается улучшение торговли услугами, установление справедливых правил для взаимных инвестиций и осуществления государственных закупок, усиление защиты прав на интеллектуальную собственность, создание механизма урегулирования споров.

Одновременно НАФТА устанавливает протекционистские правила против внеконтинентальных производителей в текстильной промышленности и автомобилестроении.

Устраняя тарифы и другие протекционистские барьеры, НАФТА имеет ряд ограничений (исключений):

Рис. 11.2.

  • 1. Устанавливает ограничительные правила торговли рядом товаров и инвестиций в некоторых секторах экономики, особенно «чувствительных» к иностранной конкуренции, и различие графиков снижения пошлин. Это относится к сельскому хозяйству, энергетике, продукции автомобильной промышленности, текстильным изделиям. В Соглашении все товары разбиты на три большие группы - промышленные (без текстильных товаров), сельскохозяйственные и текстильные изделия, включая одежду. Для каждой группы разработаны графики снижения пошлин, а на ряд промышленных товаров предусмотрено и осуществлено немедленное снятие пошлин.
  • 2. Содержит оговорки, позволяющие временно восстановить защиту для отраслей промышленности, которым нанесен ущерб импортом соответствующей продукции.
  • 3. Содержит исключения из режима свободной торговли. Так, сохраняются: право Мексики на запрет иностранной деятельности в нефтяном секторе; право Канады на защиту некоторых секторов, важных в культурном отношении (радиовещание, выпуск кинофильмов, пластинок, книг и т.д.); право США на поддержку внутренних цен и сохранение системы закупок сельскохозяйственных товаров.
  • 4. Дифференцированные условия либерализации торговли предусмотрены и для отдельных стран-участниц интеграционного блока. Например, мексиканские тарифы на импорт американских промышленных товаров были устранены в течение 10 лет. Примерно половина мексиканских пошлин устранялась при вступлении Соглашения в силу. В дальнейшем (в течение пяти лет) до 70% всех товаров из США ввозились в Мексику беспошлинно. Со своей стороны Мексика получила облегченный доступ к большей части североамериканского рынка; снятие пошлин в течение пяти лет распространялось почти на 90% промышленных изделий.

В то же время тарифы на незначительное число изделий, «чувствительных» для американской промышленности, не ликвидированы практически до конца 15-летнего периода. Тарифы в торговле между Мексикой и Канадой также постепенно устранялись в течение 10 лет. Во взаимной торговле США и Канады была договоренность не изменять графики снижения тарифов, ранее разработанных в рамках двустороннего соглашения между ними в 1989 г.

Поэтапное снижение таможенных тарифов в рамках НАФТА (табл. 11.3) проходило исходя из базовых ставок, действовавших на 1 июня 1991 г. В отношении правил происхождения товаров НАФТА были установлены следующие требования: товар должен быть полностью произведен в североамериканской зоне свободной торговли или существенно преобразован (в новый товар), соответственно, попадать под другую тарифную позицию гармонизированной системы.

Для некоторых товаров (автомобили, химические продукты, обувь) требуется, чтобы не менее 50-60% компонентов были произведены в странах-участницах Соглашения.

Этапы создания зоны свободной торговли НАФТА

Таблица 11.3

Характеристика степени либерализации

Первый этап

Сразу после

подписания

Соглашения

США должны немедленно устранить 84% тарифов на мексиканский экспорт, за исключением «нефтяного экспорта», и на 71% канадского экспорта. Мексика должна ликвидировать 43% тарифных ограничений на американские товары и 41% - на канадские товары, из которых 80% представляли основной капитал (машины и оборудование, электронные детали, транспортные средства) и химические товары

Второй этап

Через 5 лет

США и Канада должны ликвидировать тарифы почти по 1200 видам товаров (включая продукцию автомобильной и текстильной промышленности), которые в 1991 г. составляли

  • 80% мексиканского нефтяного экспорта. Мексика должна устранить тарифного ограничения почти по 2500 видам товаров, доля которых в экспорте США и Канады составляла соответственно
  • 18 и 19%

Третий этап

Через 10 лет

США и Канада должны снять тарифные ограничения на 12 и 7% мексиканского «нефтяного экспорта». Одновременно Мексика должна снять тарифы на 48% американского и канадского экспорта

Четвертый этап

Через 15 лет

Каждая из трех стран должна устранить оставшийся 1% тарифных ограничений на импорт особочувствительных товаров: зерно, порошковое молоко, фасоль для Мексики; молочные продукты и птицу - для Канады; фрукты и овощи - для США

Источник: Касымова Н.Л. НАФТА: Предпосылки создания и тенденции развития //США: экономика, политика, идеология. - 2001. - № 9. - С. 105.

В НАФТА устранялись и другие барьеры в торговле: требования по импортному лицензированию и сбору по таможенному оформлению товара.

В НАФТА фактически установлен национальный режим в торговле. Он распространяется не только на товары, но и на услуги, включая право инвестировать в сферу услуг и продавать услуги через границы.

В то же время интеграционные процессы в Северной Америке имеют ярко выраженные особенности. По сути, создание в 1994 г. НАФТА отражает новый подход в теории и практике интеграции. Специфика экономической интеграции в рамках НАФТА:

  • 1. Основа: («снизу вверх») стремление к сотрудничеству с компаниями (микроуровень).
  • 2. Структура интеграционной модели: асимметричность экономической зависимости США, Канады и Мексики. В США реализуется около 75-80% канадского экспорта (20% ВВП Канады). Доля США в прямых иностранных инвестициях (ПИИ) в Канаде превышает 75%, а Канады в США - 9%.

В США направляется примерно 70% мексиканского экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского импорта. Доля США в общем притоке ПИИ в Мексику превышает 60%. ВВП США в 14,5 раза превосходит ВВП Канады и в 19 раз - Мексики. Взаимодействие хозяйственных структур Мексики и Канады далеко уступает по глубине и масштабам канадо-американской и мексикано-американской интегрированности. Канада и Мексика скорее конкуренты на американском рынке товаров и рабочей силы, соперники по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнеры по интеграционному процессу.

  • 3. НАФТА - объединение структурного типа, для которого характерна ведущая роль крупных корпораций и отдельных сфер экономики, например автомобилестроения, текстильной промышленности объединившихся стран.
  • 4. Механизм интеграции: отсутствуют наднациональные институты. Процесс интеграции в рамках НАФТА существенно отличается от западноевропейского, где используются средства общего бюджета для «подтягивания» экономически менее развитых стран. В рамках НАФТА используется компенсационный механизм асимметрии таможенных тарифов в пользу Мексики. Но нет ни надгосударственного бюджета, ни субсидий Мексике. Она самостоятельно должна преодолевать свою отсталость. Не исключено, что в ходе развития НАФТА в ее рамках появятся иные, чем в ЕС, институциональные механизмы.
  • 5. Территориальный охват: НАФТА - единая континентальная система, охватывающая три национальные экономики. Возможно, в дальнейшем сможет стать ядром Панамериканского общего рынка, включая и Кубу.
  • 6. Широкий круг вопросов. Договор касается не только либерализации торговли, но включает также вопросы инвестирования, либерализации сферы услуг, прав на интеллектуальную собственность, экологических аспектов, трудового сотрудничества и межгосударственного механизма разрешения споров.
  • 7. Существенные различия в уровнях экономического развития стран-участниц. Впервые государство «третьего мира» добровольно объединилось с двумя высокоразвитыми державами. Разница в размерах ВВП на душу населения между Мексикой и США достигает 6,6 раза, а с Канадой - 4,1 раза. Столь существенный разрыв в уровнях экономического развития стран-членов затрудняет создание единого хозяйственного комплекса.

Как видно из табл. 11.4, по численности населения, по объему совокупного ВВП и ряду базовых экономических показателей североамериканская интеграционная группировка сопоставима с ЕС. НАФТА обладает мощным экономическим потенциалом (особенно благодаря США). Интеграционные процессы в НАФТА в сравнении с ЕС отличают доминирующее положение США в североамериканском экономическом регионе, слабая взаимосвязь экономики Канады и Мексики и связанная с этими процессами асимметричность экономического взаимодействия США, Канады и Мексики.

Таблица 11.4

Показатели социально-экономического развития стран-членов НАФТА в 2007 г.

Источник". UNCTAD Handbook of Statistics, 2008.

НАФТА - это Североамериканская зона свободной торговли, которая представляет собой соглашение между такими странами, как Америка, Канада и Мексика. На территории этих государств была сформирована зона единого рынка. Соглашение между государствами было подписано его главами в 1994 году. В соответствии с условиями договора страны, входящие в состав объединения, взяли на себя обязательства в ближайшее десятилетие полностью ликвидировать и таможенные, и паспортные барьеры. Также были достигнуты договоренности по установлению правил для формирования справедливой конкуренции и созданию необходимых условий для свободного движения услуг с капиталами.

Правовые аспекты

С правовой точки зрения НАФТА - это модернизированное американо-канадское соглашение о свободной торговле, которые было подписано в 1988 году. Если рассматривать договоренность между странами в качестве политического явления, то она выступает в формате реакции Америки на процедуру в том числе в образовании, имевшую место в 1992 году.

НАФТА поддерживает ориентацию на модель в аспекте Отличие заключается в отсутствии стремления к формированию политических надгосударственных органов. Это связано с развитой дифференциацией стран: Америка и Канада являются высокоразвитыми регионами, а Мексика - это активно развивающаяся область. НАФТА существенно отличается от ЕС по количеству стран, но значительно превосходит ее не только по показателям ВВП, но и по численности населения. Можно сделать вывод, что именно НАФТА - это самое крупное в мире экономическое объединение.

Какие перспективы открыло сотрудничество?

Страны-члены НАФТА благодаря сотрудничеству активизировали торгово-экономические отношения, при этом не только открылись новые пути развития, появился целый ряд ограничений. Америка частично перенесла на территорию Мексики промышленные производства, начала импортировать широкий перечень товаров из этого государства по более низким ценам в сравнении с импортом аналогичных товаров из Америки.

Параллельно возросла активность на рынке труда США по мере перетекания мощностей на территорию Мексики. Активизировалась проблема дефляций. Для Мексики открылись двери на рынки США и прочих развитых стран, объемы зарубежных инвестиций возросли, в том числе и объемы кредитования экономики государства.

Что касается экономических дивидендов, то они для развивающейся страны имели однобокий характер. Обогащение ощутила только элита. Гармоничней всего в структуру объединения вписалась Канада. Ей удалось избежать масштабной деиндустриализации при увеличении промышленного экспорта. Основная роль Канады заключалась в том, чтобы выступать в роли посредника в отношениях между Америкой и государствами Латинской Америки.

Что входит в понятие НАФТА?

Исключительная экономическая зона является по сути комплексом договоренностей, который распространяется не только на сферу услуг и инвестирования, но и охватывает объединение В положения договоренностей относительно предпринимательской деятельности в Северной Америке входят:

  • Доступ к рынкам инвестиций.
  • Гарантии.
  • Услуги и права интеллектуальной собственности.
  • Государственные закупки.
  • Меры по соблюдению стандартов.
  • Въезд для бизнесменов.
  • Решение конфликтных ситуаций.

Обязательства стран-участниц

Исключительная экономическая зона наложила на страны-участницы определенные ограничения. Так, Америка, Канада и Мексика обязаны сохранить свои национальные таможенные тарифы в аспекте торговли с третьими странами.

Утверждено свободное обращение товаров после переходного периода в 10 лет (иногда 15 лет) в зоне экономического объединения. Правило распространяется на товары, которые идентифицируются как выпущенные в США, Мексике и Канаде. Договоренность предусматривает улучшение условий торговли услугами, наладку механизма взаимного инвестирования.

В соглашении имеются оговорки относительно временного восстановления защиты для неких которые понесли потери в результате импорта определенных категорий товаров. Страны НАФТА, список которых представлен выше, должны следовать отдельным исключениям из общего режима свободных экономических отношений.

Исключения из правил

На фоне создания зоны есть моменты, которые не соответствуют стандарту договоренности. Так, в рамках объединения НАФТА (Североамериканская зона свободной торговли) продолжают действовать следующие стандарты:

  • Мексика оставила за собой право накладывать ограничения на иностранную деятельность в нефтяном сегменте.
  • Канада имеет право ограничивать доступ к отдельным сегментам информации, которые имеют некую важность в культурном аспекте. Это радиовещание и выпуск фильмов, публикация книг и производство пластинок.
  • США сохранило право на поддержку оптимального уровня внутренних цен, право на сбережение систем закупок в сельскохозяйственном сегменте.

Специфика ликвидации пошлин

Все товары в рамках сотрудничества разбиты на три категории. Это промышленная группа (за исключением текстильной продукции), сельскохозяйственная группа и текстильная с одеждой включительно. Для каждой категории товаров свойственен свой индивидуальный график снижения пошлин. Стоит сказать и о полном снятии пошлин на разные группы изделий. В перспективе объединение НАФТА цели ставит куда более значительные. В течение 5-15 лет планируется полностью отменить большую часть пошлин.

Инвестиционная деятельность в рамках объединения и прочее

В рамках объединения НАФТА, страны участники которого перечислялись выше, действует 5 доминирующих принципов защиты зарубежных инвесторов и их капиталов. Это:

Соглашение предусматривает правовую ответственность за нарушение на патенты, товарные знаки и интеллектуальное имущество. Действует законодательство, которое позволяет определить область производства товара. Так, продукт присваивается тому государству, на территории которого он подвергался самой большой обработке (вычисляется в процентном соотношении).

Цели объединения

НАФТА - это масштабная региональная зона свободной торговли с населением в пределах 406 миллионов человек и совокупным ВВП в размере 10,3 триллиона долларов. Формирование тандема обусловлено целым рядом параметров и перечнем целей, которые планировалось достигнуть. К предпосылкам создания объединения можно отнести следующие:


Вполне ясно, по каким причинам было сформировано объединение НАФТА. Страны-участники, подписывая договор, помимо эффективности партнерства преследовали еще и ряд целей. Это активизация торговли за счет ликвидации любых ограничений, создание здоровой конкурентной среды, привлечение инвестиций, обеспечение высокого уровня защиты интеллектуальной собственности. Объединение не перестает развиваться и сегодня, постоянно расширяя сферы своего воздействия.

НАФТА обладает четкой организационной структурой. Комиссия по свободной торговле является центральным институтом НАФТА. Данный орган наблюдает за осуществлением и дальнейшей разработкой Соглашения и помогает разрешать споры, возникающие между странами. Она также следит за работой более чем 30 комитетов и рабочих групп НАФТА.

Министры торговли стран-участниц согласились, что Комиссии будет оказывать содействие Координирующий секретариат НАФТА (NCS), создание которого планировалось на конец 1997 года. Секретариат призван служить официальным архивом работы НАФТА и исполнять роль рабочего секретариата при Комиссии.

НАФТА предусматривает дальнейшую работу по оказанию помощи в достижении создания зоны свободной торговли. В соответствии с Соглашением, с целью способствования торговле и инвестициям, обеспечения эффективного выполнения норм НАФТА и их администрирования, было создано более 30 рабочих групп и комитетов. Основные области, в которых ведется работа по созданию норм, включают в себя происхождение товаров, таможни, торговлю сельскохозяйственными товарами и субсидии в эту область экономики, стандартизацию товаров, государственные поставки и передвижение деловых людей через границы. Эти рабочие группы и комитеты ежегодно представляют отчет Комиссии НАФТА.

Рабочие группы и комитеты НАФТА также помогают сделать процесс претворения соглашения в жизнь более гладким, обеспечить создание форума для изучения способов дальнейшего реформирования торговли между странами-участницами. Кроме этого, рабочие группы и комитеты НАФТА обсуждают спорные вопросы, возникшие между странами, на ранней стадии их развития, дабы избежать длительных процедур разрешения споров.

В настоящее время большая часть торговли, осуществляемой в Северной Америке, происходит в соответствии установленными нормами НАФТА и Всемирной организации торговли (ВТО). Но всё же в сфере торговли возникают спорные вопросы, при этом НАФТА выступает за дружеское разрешение споров государств, чьи интересы затронуты, с помощью комитетов и рабочих групп НАФТА или других органов. НАФТА предусматривает скорое и эффективное рассмотрение проблемы группой экспертов, если стороны не находят взаимовыгодного решения данной проблемы.

Разрешением споров, возложено на канадскую, американскую и мексиканскую национальные секции Секретариата НАФТА.

Для разрешения вопросов, связанных с инвестициями, НАФТА использует процедуры "смешанного" арбитража между инвестором, чьим интересам наносится ущерб, и заинтересованным правительством, основываясь на общих процедурах установленных канадскими соглашениями о защите иностранных инвестиций и Мировым банковским центром урегулирования споров, связанных с инвестициями.