Роль государственных финансов в экономике. Функции государственного бюджета

Роль государственных финансов – регулирование масштабов общественного производства в отраслевом и территориальном аспектах, защита окружающей среды и удовлетворение других общественных потребностей.
На практике применяется, что роль финансов заключается в том, чтобы приспособить пропорции к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей. Это происходит с помощью формирования денежных фондов целевого назначения. Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры денежных (финансовых) фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйствования.
Их роль возрастает с потребностями и уровнем развития государства и общества. Государство использует различные формы их применения: вводит различные виды платежей, способ использования имеющихся финансовых ресурсов и проч. Финансы необходимы для экономики как круговорот воды в природе: фонды перетекают из индивидуального и общественного производства и потребления. Также они регулируют, вернее используются как инструмент регулирования экономики со стороны государства на различных уровнях. И самое мощное их применение, как в геополитическом, так и в социальном плане – это стимулирование научно-технического прогресса, освоения новых передовых знаний и применение оных в удовлетворении общественных потребностей, защиты общества, государства и проч.
Финансы государства в простейшем выражении можно увидеть в виде бюджета, который является главным политическим и финансовым инструментов государственной политики.
Экономическая деятельность государства в целом проявляется в следующих функциях:
1) определение правовой базы, способствующей нормальному ходу экономического развития;
2) ограничение монополистической деятельности и защита конкуренции;
3) перераспределение доходов и богатства;
4) стабилизация экономики;
5) перераспределение ресурсов.
Действие названных функций непосредственно или опосредованно (косвенно) связано с использованием категории «финансы»; в большей мере эта связь проявляется для третьей, четвертой и пятой функций государства.
Функция применительно к финансам означает круг деятельности, присущий данной экономической категории, проявление сущности в действии, специфические способы выражения присущих категорий свойств. В функции отражается общественное назначение категории, раскрывается ее экономическая природа. В связи с тем, что финансы являются сложной, специфической экономической категорией, производной от другой, более общей категории - денег, и в связи с невозможностью четко очертить границы действия данной экономической категории, ее глубоким проникновением во все сферы общественно-политической и экономической жизни вопрос о функциях финансов до сих пор является дискуссионным - мнение ученых-теоретиков по этому поводу разделились.
В настоящее время наибольшее признание получили две основные концепции финансов: распределительная и воспроизводственная. Сторонники первой концепции считают, что финансы возникают на второй стадии общественного воспроизводства – в процессе распределения стоимости общественного продукта в ее денежной форме, что распределительный характер финансов отражает специфику их функционирования.
Согласно данной концепции финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную.
С помощью распределительной функции распределяются и перераспределяются валовой (совокупный) общественный продукт и его важнейшая часть - национальный доход, а также часть национального богатства (например при изъятии оборотных средств, операций по реализации государственного имущества).
Различают первичное распределение общественного продукта и последующее,или перераспределение. При первичном распределении из общего объема совокупного общественного продукта выделяется фонд возмещения (материальные затраты и амортизационные отчисления) и вновь созданная стоимость - национальный доход, формируются первичные доходы производственной сферы (хозяйствующих субъектов и их работников). Перераспределение охватывает многообразный процесс членения общественного продукта по субъектам хозяйствования как в отраслевом, так и в территориальном разрезе, в результате чего удовлетворяются разнообразные потребности участников воспроизводства в денежных средствах для обеспечения конечного потребления продукта в натурально-вещественной форме. При этом доходы одних участников формируются за счет расходов других, и национальный доход приобретает форму фонда накопления и фонда потребления. В первом случае средства используются для расширения производства или прироста производственных фондов с капитала материальной сферы, непроизводственных фондов социальной инфраструктуры, создания резервов и страховых фондов. Фонд потребления составляют конечные доходы всего населения, используемые для его воспроизводства, ресурсы для содержания учреждений социальной сферы, науки, культуры, управления, обороны страны. Участие финансов в первичном распределении и перераспределении общественного продукта неодинаково. При первичном распределении финансы взаимодействуют с другими экономическими категориями - ценой, оплатой труда. Основная же сфера приложения финансов - перераспределение, где они взаимодействуют с родственной экономической категорией - кредитом. Распределительная функция финансов охватывает межтерриториальное, межотраслевое, внутриотраслевое, внутрихозяйственное распределение.
Межтерриториальное и межотраслевое перераспределения осуществляются через государственный бюджет, когда денежные средства изымаются от одних субъектов хозяйствования и передаются административно-территориальным единицам или отраслям, испытывающим недостаток в финансовых ресурсах. Благодаря этим видам перераспределения достигается пропорциональное развитие всей экономики, что особенно актуально в условиях Казахстана для развития производства в конечных отраслях, а также подъема экономики и социально-бытовой инфраструктуры в отсталых регионах. Сфера внутриотраслевого и внутрихозяйственного перераспределения в ходе перестройки экономики постепенно сужается с внедрением методов коммерческого расчета и самофинансирования, предполагающих использование заработанных средств хозяйствующего субъекта, кроме полагающихся по закону отчислений государству. Следовательно, через распределительную функцию финансы удовлетворяют определенные общественные потребности, которые отражают экономические интересы государства, экономических агентов путем формирования денежных доходов и расходования средств.

Финансы - категория обмена, так как в обмене продолжается процесс распределения общественного продукта, и финансы выступают инструментом этого распределения: финансы выражают движение стоимости, которое происходит не только на второй, но и на третьей стадии воспроизводственного процесса, то есть обмена; в обмене также происходят процессы переложения налогов; кроме того, финансы связаны не только с формированием, но и с использованием денежных фондов, а оно происходит в обмене, когда на денежные фонды приобретаются товарно-материальные ценности; финансы относятся к категории потребления, поскольку участвуют в формировании фондов общественного потребления и личного потребления и с их помощью обеспечиваются конечные пропорции распределения национального дохода на фонд потребления и фонд накопления. Если исходить из последовательных стадий процесса воспроизводства, то в 1-й стадии - производстве непосредственно происходит создание стоимости. Это достигается последовательным её наращиванием от исходного предмета труда до готового продукта(или состояния, предназначенного для дальнейшей переработки), предназначенного для обмена на денежный эквивалент. Для этого изыскиваются финансовые ресурсы, потребные, во-первых, для приобретения средств труда, предметов труда (сырья, материалов, энергоресурсов), во-вторых, для осуществления процесса производства - разнообразных денежных затрат на компоненты добавленной стоимости: на оплату труда собственным работникам, оплату материальных и нематериальных услуг сторонним субъектам. Потребные финансовые ресурсы формируются производителем из разных источников: в укрупненном представлении - это собственный капитал, заемные средства, мобилизованные на финансовом рынке, бюджетные ресурсы. В отличие от распределительной концепции финансов, определяющей их природу в движении денежных средств, воспроизводственная концепция эту природу определяет в движении стоимости в денежной форме. При таком подходе существенно расширяется сфера действия финансов. В соответствии с подобным расширительным пониманием сущности финансов сторонниками воспроизводственной концепции они наделяют финансы следующими функциями:
1) воспроизводственная функция - по обеспечению процесса общественного воспроизводства финансовыми ресурсами. Под воспроизводством финансовых ресурсов следует понимать их формирование, распределение и использование. Воспроизводственная функция представляется в разных модификациях (подфункциях), свойственных подчиненным субкатегориям финансов и которые будут рассмотрены в последующих главах учебника;
2) контрольная функция. Содержание подфункций воспроизводственной функции финансов объясняется разным характером экономических отношений, происходящих в процессах образования и использования доходов и фондов, а также составом участников данных процессов. Непосредственным источником образования доходов служит национальный доход, получаемый в сфере материального производства. В процессе первичного распределения национального дохода образуются первичные доходы исходных звеньев экономики - фирм, компаний, домашних хозяйств. Из их доходов в процессе перераспределения формируются путем накопления фонды денежных средств для использования на разные собственные цели и образуются, в виде обязательных отчислений, фонды денежных средств других участников общественных отношений.

Финансы и финансовая система.

ТЕМА 6. ГОСБЮДЖЕТ И НАЛОГИ

Основные понятия и категории

Роль «ночного сторожа»; «laissez faire – laissez passer». Общественные блага. Внешние эффекты. Государственное воздействие на экономику. «Кейнсианская революция». Эффективный спрос. Огосударствление экономики. Неоконсервативное направление. Эффективное предложение. Экономические функции государства. Система государственного регулирования экономики. Формы и методы (экономические и административные), возможности и границы государственного регулирования экономики.


6.1 Финансы и финансовая система. Государственные финансы, их функции и структура.

6.2 Государственный бюджет: доходы и расходы. Проблема сбалансированности госбюджета в современной экономической теории и практике. Государственный долг. Управление государственным долгом.

6.3 Налоги и их виды. Прямые и косвенные налоги. Пропорциональные, прогрессивные налоги. Налоговая система и ее особенности в современной России. Принципы налогообложения. Кривая Лаффера.

6.4 Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства: цели, виды, инструменты. Политика встроенных стабилизаторов экономики (автоматическая). Дискреционная фискальная политика. Особенности фискальной политики в современной России.

Финансы характеризуют процессы создания, распределения и использования фондов денежных средств. Отношения, возникающие между экономическими агентами в процессе движения этих фондов денежных средств, называются финансовыми. Финансовые отношения очень многообразны и включают:

1. отношения государства с предприятиями и организациями (обязательные платежи, налоги, ассигнования из бюджета, дотации, субсидии и т.п.);

2. отношения между самими предприятиями и организациями (финансовые расчеты между поставщиками и потребителями, штрафные санкции, неустойки, вознаграждения и пр.);

3. отношения государства с населением (налоговые платежи, социальные выплаты и льготы, государственные займы и пр.);

4. отношения между государствами (внешние займы, кредиты, экономическая помощь).

В процессе формирования, распределения и использования финансов складывается следующая финансовая система :

1) финансы частных предприятий, организаций, различных фондов , которые необходимы им для организации своей деятельности;

2) государственные финансы , которые формируются путем перераспределения государством национального дохода страны в целях образования денежных фондов, необходимых государству для осуществления своих функций.

Функции государственных финансов :

- обеспечение существования государства и выполнение им своих функций в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов;


- распределительная функция заключается в воздействии государства на формирование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, на фонды накопления и потребления и т.п., т.е. на перераспределение национального дохода;

- стимулирующая функция реализуется посредством воздействия государства через финансовую систему на социально-экономическое развитие страны с целью ускорения НТП, проведения структурной перестройки экономики, повышения или сдерживания хозяйственной активности;

- контрольная функция осуществляется по двум направлениям:

а) для анализа деятельности государственных предприятий и служб;

б) для проверки выполнения финансовых обязательств частным сектором (государственные ревизоры, государственные налоговые службы) в формах контроля:

За правильностью уплаты налогов;

За формами использования льготного налогообложения;

За сроками поступлений налогов.

Структура государственных финансов :

1. Бюджеты разных уровней (консолидированный бюджет ):

– государственный бюджет;

– бюджеты субъектов РФ;

– местные бюджеты разного уровня (районные, городские).

2. Специальные государственные внебюджетные фонды: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения.

Бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды государства называются бюджетом расширенного правительства и представляет собой бюджетную систему страны .

3. Финансы государственных предприятий и организаций.

Источники формирования государственных доходов :

- внутренние – это национальный доход страны, в процессе перераспределения поступающий в бюджеты и специальные государственные внебюджетные фонды, а также национальное богатство страны (продажа золото-валютного запаса, государственных предприятий или определенного пакета их акций и т.п.), созданные внутри страны;

- внешние – это национальный доход других государств (внешние займы) или национальное богатство других стран (финансовое ограбление, обычно во время войн).

Методы формирования государственных доходов :

1) основной – взимание налогов (80–90 % государственных доходов);

2) государственные займы ;

3) эмиссия бумажных денег (сеньораж). Эмиссия используется, когда на рынке ссудного капитала складывается неблагоприятная ситуация для выпуска новых займов. Эмиссия – крайний и нежелательный способ формирования государственных доходов, т.к. приводит к инфляции спроса.

Государственные расходы связаны с осуществлением государством своих политических и экономических функций.

Структура государственных расходов :

1) государственный бюджет (70 % расходов государства);

2) местные бюджеты. Основная часть их расходов приходится на социальные мероприятия и управление местным хозяйством;

3) специальные внебюджетные фонды осуществляют расходы по социальному, медицинскому, пенсионному страхованию и пр.;

4) финансы государственных предприятий:

а) текущие расходы;

б) инвестиции.


6.2 Государственный бюджет: доходы и расходы.

Функции государственных финансов

Государственные финансы представляют собой часть финансовой системы , в той ее части, которая относится к централизованным (публичным) финансам. Главное назначение государственных финансов - обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов у государства, необходимых для реализации его функций.

Государственным финансам, также как и другим категориям финансов присущи функции:

  • распределительная
  • контрольная
  • регулирующая

Структура государственных финансов

Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В Российской Федерации к государственным финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся:

  • Бюджеты субъектов Российской Федерации;
  • Внебюджетные фонды Российской Федерации (централизованные федеральные бюджетные и внебюджетные фонды)
  • Внебюджетные фонды субъектов Российской Федерации.
  • налоговая система , формирующая основные источники поступления средств в бюджет и внебюджетные фонды;
  • неналоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды
  • другие понятия финансов, которые необходимы для формирования и использования фондов денежных средств, управление которыми осуществляет государство и его органы.

Управление государственными финансами

Управление государственными финансами осуществляют органы государственной власти , в первую очередь законодательные (Федеральное собрание , принимающее соответствующие законы в области государственных финансов) и исполнительные (Президент , Правительство , Центральный банк , Министерство финансов и др.)

Коррупция в сфере управления государственными финансами

Коррупция в сфере управления государственными финансами - старая и распространенная проблема. Коррупция в этой сфере, в частности, подразумевает использование финансов в личных целях, недополучение средств, хищение или нецелевое использование собранных средств. Коррупция в сфере государственных финансов вредит темпам развития страны и препятствует использованию ресурсов на общее благо. Риск появления коррупции повышают такие факторы, как ограниченность функциональных возможностей, неэффективность внутреннего контроля, недостаточная прозрачность, слабость руководства и надзора, недостаточная подотчетность в области расходов .

Примечания

Литература

  • Финансы: Учебник /Под ред. В.В. Ковалева М:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004
  • Многоликая коррупция. Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления = The Many Faces of Coruption: Tracking Vulnerabilities at the Sector Level. - М .: «Альпина Паблишер», 2010. - 552 с. - ISBN 978-5-9614-1062-4

См. также

  • Бюджетный кодекс Российской Федерации

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Государственные финансы" в других словарях:

    - (public finance) 1. Финансирование товаров и услуг, осуществляемое национальными и местными органами власти за счет налоговых поступлений и иных средств. 2. Экономический анализ проблем, возникающих в связи со сбором и расходованием средств в… … Финансовый словарь

    Государственные финансы - (public (state) finance) денежные отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов государства, включая бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий … Экономико-математический словарь

    государственные финансы - Денежные отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов государства, включая бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий. [ОАО РАО "ЕЭС… … Справочник технического переводчика

    - (public finance) 1. Финансирование товаров и услуг, осуществляемое национальными и местными органами власти из налоговых поступлений и иных средств. 2. Экономический анализ проблем, возникающих в связи со сбором государством денежных средств и их … Словарь бизнес-терминов

    - (public finance) Состояние финансовой деятельности правительства. Оно включает налогообложение, расходы государственных организаций на реальные товары и услуги, трансфертные выплаты, доходы от государственной собственности, займы и долги, а также … Экономический словарь

    государственные финансы - ‘финансы’ Syn: государственный бюджет … Тезаурус русской деловой лексики

    Совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций. Впервые термин «Г. ф.» стал применяться во Франции в 16 в.… … Большая советская энциклопедия

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ - 1) денежные средства, поступающие в распоряжение государства в соответствии с государственными бюджетами, бюджетами развития, а также в государственные внебюджетные фонды (в РФ Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд медицинского… … Внешнеэкономический толковый словарь

    Государственные финансы - (public finance), доходы и расходы гос ва. Эконом, теория Г.ф. анализирует фискальную политику и изучает воздействие налогообложения и гос. расходов на физ. лиц, фирмы, а также совокупные эконом, показатели. Особой сферой теории Г.ф. является… … Народы и культуры

    Государственные финансы - PUBLIC FINANCE Экономическая теория, изучающая проблемы доходов и расходов государства и их влияние на экономику страны в целом. Экономисты классики рассматривали проблему лишь с точки зрения доходов, т.е. налогообложения. Со времен Кейнса все… … Словарь-справочник по экономике

Книги

  • , . Учебник "Финансы и кредит" состоит из двух томов. Том первый "Государственные финансы. Финансовые рынки и институты" посвящен общетеоретическим вопросам содержаниягосударственных финансов.…

Современная рыночная экономика представляет собой смешанную систему, в которой тесно взаимодействуют механизмы общественного и частного регулирования. Экономической основой, на которой держится вся система государственного участия в хозяйственной жизни страны, являются государственные финансы. Это важнейший инструмент реализации экономической политики правительства.
Государственные финансы - важнейший рычаг, с помощью которого правительство оказывает влияние на весь процесс производства и распределения. Государственные финансы можно определить как совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов, управляемых государственными органами с целью обеспечения общегосударственных и социальных потребностей. Государственные фонды образуются, главным образом, за счет изъятия через налогообложение части дохода из других подсистем финансовой системы. В состав государственных финансов входят различные обособленные звенья. Структура государственных финансов представлена на рис. 15.
Ведущую роль в системе государственных финансов играют межбюджетные отношения. Они складываются на федеральном, региональном и местных уровнях. Посредством межбюджетных отношений государство мобилизует значительную часть национального дохода.
Государство не только мобилизует финансовые ресурсы, но и осуществляет расходы. Эти два процесса тесно связаны между собой и выражаются в таких экономических формах, как государственные доходы и государственные расходы.


Государственные доходы представляют собой финансовые отношения государства с физическими и юридическими лицами по поводу формирования централизованных фондов денежных средств.
Финансовые ресурсы, поступающие в распоряжение государственных предприятий, представляют собой децентрализованные фонды.
В составе централизованных государственных доходов ведущее место занимают доходы бюджета, за счет которых обеспечивается решение основных государственных социально-экономических задач.
К централизованным государственным доходам, кроме бюджетных, относятся финансовые ресурсы государственных внебюджетных фондов. Фонды формируются за счет взносов работодателей и работающих граждан, а также дотаций из федерального бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение.
Внебюджетные фонды в Российской Федерации являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. В настоящее время в РФ функционируют четыре социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд занятости населения РФ и Фонд социального страхования РФ.
Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны - вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства.
Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей - фонда потребления и фонда накопления - определяются пропорции развития экономики и ее структура.
Без участия финансов национальный доход не может быть распределен, так как именно финансы выступают неотъемлемым связующим звеном между созданием и использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, выражают определенную сферу производственных отношений, относятся к базисной категории и носят объективный характер.
В условиях рыночной экономики основными формами финансовых ресурсов служат налоги, займы, эмиссии. Совокупность всех видов государственных доходов составляет систему государственных доходов. Основными задачами системы государственных доходов являются как фискальные, так и в целом экономические задачи.
Государственные расходы представляют собой финансовые отношения государства, обусловленные использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Под государственными расходами понимаются прямые расходы государства, которые оно осуществляет через систему бюджетных и внебюджетных фондов, а также государственных предприятий, учреждений и организаций. Содержание и характер государственных расходов определяются функциями государства.
Современная экономика не может существовать без государственных финансов, так как на определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества финансируется только государством, например, атомная промышленность, космические исследования, ряд новых приоритетных отраслей экономики, почта, телеграф и некоторые другие.
Финансы отражают уровень развития производительных сил и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни. Поэтому первостепенная роль в экономических и социальных отношениях принадлежит состоянию реальной сферы производства.
Государственные финансы принимают развитую форму, обеспечивая перераспределение денежных ресурсов, которые необходимы всему обществу для достижения стратегических целей, - обеспечения благосостояния общества и экономического роста. Государственные финансы представляют собой систему перераспределительных денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения своих функций. Им присущи три основных признака:
  • это всегда денежные отношения;
  • эти денежные отношения вызваны фактом существования государства и носят регламентированный характер;
  • эти денежные отношения связаны с перераспределением уже распределенного (на уровне хозяйствующих субъектов) валового внутреннего продукта.
Если имеются в наличии все три признака, то эти отношения относятся именно к государственным финансам.
К сфере государственных финансов относятся отношения между:
  • государством и его гражданами при внесении налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней;
  • гражданами и государством при внесении платежей в разные социальные фонды и получение из них соответствующих социальных выплат;
  • организациями и государством при уплате последними налогов и сборов и получении финансирования из бюджета;
  • отдельными звеньями бюджетной системы;
  • государством (правительством) и центральным банком по регулированию денежно-кредитной системы и фондового рынка.
С развитием различных форм предпринимательства, созданием акционерных обществ, сращиванием промышленного и банковского капитала, появлением разнообразных финансовых институтов, занимающихся аккумуляцией и перераспределением свободных денежных средств (финансовых посредников), термин «финансы» выходит за рамки его узкого понимания только как государственных финансов. Он стал использоваться в более широком смысле, включая и финансы хозяйствующих субъектов (организаций, предприятий, корпораций), т.е. финансы предприятий.

Еще по теме Государственные финансы. Понятие и сущность государственных финансов:

  1. №4. Государственные финансы: понятие, структура (федеральные финансы, финансы субъектов федерации)
  2. Понятие и значение государственных финансов. Государственный бюджет
  3. 2.3.1. Социально-экономическая сущность государственных и муниципальных финансов
  4. 31. Сущность государственных финансов, их роль и значение.
  5. Неизвестный. Деньги, кредит, банки. Финансы. Инвестиции. Финансы организаций. Ответы на государственный экзамен, 2015
  6. Тема 1. История финансов. Понятие финансов Возникновение финансов
  7. Финансы как особая форма экономических отношений Сущность финансов

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений -

Классическим

Финансовый рынок не включает рынок...

товаров и услуг

47. Эмитентом краткосрочных облигаций является…

Министерство финансов РФ

Ценные бумаги, эмитентами которых являются акционерные общества и организации, называются __________ ценными бумагами

Корпоративными

49. На российском рынке ценных бумаг дилером может быть….

Только юридическое лицо

50.Услуги по хранению сертификатов ценных бумаг оказывают…

депозитарии

Ценной бумагой, содержащей письменное распоряжение плательщику уплатить указанную сумму, является

Вексель

52. Выпуск в обращение ценных бумаг называется…

Эмиссией

53. В соответствии с российским законодательством доля _________ акций в уставном капитале акционерного общества не может быть менее 75%

Обыкновенных

54. Одной из отличительных особенностей международных финансовых рынков является…

Отсутствие географических границ

На самой облигации напечатана ________ цена, которая служит в качестве базы при дальнейших перерасчетах и при начислении процентов

Номинальная

Могут передаваться с помощью индоссамента __________ чеки

Ордерные

Начальное размещение ценных бумаг среди инвесторов осуществляется на _________ рынке ценных бумаг

Первичном

На рынке ценных бумаг _________ деятельность могут осуществлять и физические, и юридические лица

Брокерскую

Доходность государственных краткосрочных облигаций к погашению в основном зависит от

Размера купонов

Профессиональные участники рынка ценных бумаг, которые совершают сделки купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет, называются

Дилерами

61. Если рыночная цена в момент эмиссии выше номинала, значит облигация размещается с…

Ажио

62. Облигации, дающие их владельцу право обменить их на акции того же эмитента, называют…

Конвертируемыми

Размещение ценных бумаг без публичного объявления среди заранее известного ограниченного крыга инвесторов предполагает ________ эмиссия

Закрытая

64.Одной из отличительных особенностей международных финансовых рынков является то, что на них…

Работают только первоклассные участники сделок

Акция котируется на вторичном рынке ценных бумаг по _______ стоимости

рыночной

Государственные финансы

66. Роль государственных финансов максимальна в...

унитарном государстве.

67. К государственным финансовым ресурсам, мобилизованным на рынке, относится (относятся)...

эмиссия ценных бумаг.

68. На какие две группы Крижанич Ю. делит способы обогащения государства (конкретная формулировка)?

законные и незаконные;

69. За счет государственных финансов обеспечивается...

выполнение функций государства.

70. Эмиссию денег, регулирование наличного и безналичного платежного обращения, изъятие денег из обращения осуществляет...

Центральный банк РФ;

71. К государственным финансовым ресурсам, полученным в порядке перераспределения, относится (относятся)...

государственный кредит;

72. Эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее держателя на получение в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости - это...

облигация;

73. Внешние займы предоставляются государству в форме...

межправительственных займов;

74. Этот метод управления государственным долгом предусматривает погашение основной задолженности и процентов по ней за счет средств, полученных от размещения новых займов

рефинансирование.

75. Из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде, состоит _________________ государственный долг.

текущий;

76. Государственный кредит не выполняет ___________ функцию.

коммерческую.

77. Государственный кредит является частью...

и финансовых, и кредитных отношений;

78. Международная ликвидность включает...

официальные валютные резервы стран, официальные золотые резервы стран, резервную позицию в Международном валютном фонде;

79. Погашение задолженности за счет средств, полученных от размещения новых займов, называется ______________государственного долга.

рефинансированием;

80. Источником выплаты долга по государственному кредиту является (являются)...

бюджетные средства;

81. Временное приостановление платежей по государственному долгу - это...

дефолт;

82. Субъектами государственного кредита выступают...

только юридические и физические лица.

83. Изменение условий займа с целью уменьшения выплат по государственному долгу или их отсрочки

рефинансирование;

84. Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляет...

Правительство РФ.

85. Основную задачу реализации - обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней – имеет _________функция налогов.

регулирующая.

86. К основным налоговым доходам федерального бюджета относят...

водный налог;

налог на добавленную стоимость.

87. Налоговое планирование - это...

метод законного снижения налоговых выплат;

88. Сумма налога на игорный бизнес зачисляется в...

местный бюджет.

89. Основными задачами современной налоговой политики РФ являются...

совершенствование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы и снижения уровня неплатежей;

оптимизация налоговых льгот и преференций.

90. Позволяет формировать, использовать и распределять доходы различных групп населения _______функция налогов.

регулирующая;

91. Объектом налогообложения при исчислении земельного налога являются...

земельные участки, расположенные в пределах муниципальных образований;

92. К собственным государственным финансовым ресурсам относится (относятся)...

налоги;

93. Территориальные финансы решают вопросы финансирования...

специализированного образования.

94. Источником финансирования дефицита местного бюджета не может быть...

продажа золотовалютных резервов;

95. Контроль за использованием средств территориальных денежных фондов осуществляет...

Министерство финансов региона.

96. В состав территориальных финансов РФ входит...

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования;