Резервный фонд рф формируется за счет. Формируем и используем резервный фонд

Резервный фонд Российской Федерации создан 1 февраля 2008 года по инициативе Министерства финансов. До этого момента существовал Стабилизационный фонд России. Однако постановлением Минфина он разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

У резервных ресурсов есть максимально допустимый предел накопления средств. Он рассчитывается ежегодно, исходя из того, сколько по прогнозам составит значение валового внутреннего продукта страны. После превышения этого значения, равного 10% от предсказываемого ВВП, капитал начинает поступать в ФНБ.

Формирование и пополнение этих ресурсов происходит за счет средств, получаемых от сырьевых доходов государства (продажи нефти и газа).

В течение своего существования динамика изменения размера резервных средств была весьма цикличной – год увеличения сменялся годом уменьшения суммы. Ниже приведена официальная информация о динамике изменения объема средств Резервного фонда:

  • 02.2008 – 3,057 триллиона руб.
  • 02.2009 – 4,863 триллиона руб.
  • 02.2010 – 1,823 триллиона руб.

В предыдущем 2017 году имел место рост объемов запасного капитала.

Начало года

На официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации была размещена информация об увеличении Резервного фонда России на январь 2017 года. Согласно этим данным, совокупная сумма составила 1 677 000 000 руб. По сравнению с началом прошлого года, эта цифра упала в 10 раз. Фонд национального благосостояния, к тому же, также уменьшился, и в данный момент составляет 1,677 триллиона рублей. Это примерно в раз меньше, чем на начало 2017 года. Эксперты утверждают, что такой скачок в объемах резервных средств России вызван ослаблением национальной валюты.

Резервные средства обеих структур размещены на счетах в Центральном Банке России. ФНБ частично располагается на депозитных счетах Внешнеэкономического банка, в ценных и долговых бумагах иностранных государств, в российских акциях частных компаний, а также на депозитном счете в банке ВТБ.

Состояние на февраль-март 2018

К сожалению, за таким резким увеличением количества средств в 2017 году, последовал не менее резкий их спад. Состояние совокупного объема капитала в резервах на 1 февраля 2018 года составляло почти 1,677 триллионов в российской валюте, в ФНБ – 5 триллионов рублей.

Однако за один месяц резервы государства сократились почти на 20%, а ФНБ – на 10%. За две недели в феврале резервные ресурсы утратили 4,13 миллиарда рублей только из-за валютных изменений – средства были размещены на счетах в Центральном банке в иностранной валюте. ФНБ также пострадал от курсовых переоценок – его объем упал на 200 миллиардов рублей только из-за изменения курса российской валюты.

Резервный фонд также претерпел крупные потери из-за покрытия дефицита государственного бюджета. На эти цели государством было изъято около 500 миллиардов руб.

Прогнозы на 2018 год

Из-за ожидаемого сокращения доходов государственного бюджета объем Резервного фонда обязательно уменьшится. Министерство финансов рассчитывает на уменьшение объема резервов в десять раз к концу 2018 года. Более того, сокращение совокупной суммы капитала запаса продолжится и в 2018 году. Однако далее фонд будет снова пополняться.

Министерство финансов планирует потратить в течение 2017 года около 3,5 триллиона рублей. Средства пойдут на покрытие дефицита в государственном бюджете. В этом году, по оценкам экспертов, он составит около 3,8% от валового внутреннего продукта, что будет приблизительно равняться 2,76 триллиона рублей. Для сравнения, в 2017 году бюджет закрыт с дефицитом в 0,5% ВВП.

В 2018 году сумма, потраченная из резервных средств, должна уменьшиться – Минфин рассчитывает изъять около 1,16 триллиона рублей на государственные нужды.

Подобные планы Министерства финансов связаны с ожидаемым уменьшением объемов дохода федерального бюджета государства. В связи с этим министр финансов Антон Силуанов заявляет о просьбе Минфина использовать 3 триллиона рублей из средств запаса.

Министерство финансов планирует также сокращать дефицит бюджета за счет уменьшения расходов государства. Заместитель главы Министерства финансов Татьяна Нестеренко заявила об этом намерении Минфина на коллегии Федерального казначейства. Так, за счет неиндексации заработных плат и сокращения инвестиций Минфин уменьшит годовые расходы на 1,07 триллиона рублей. Замглавы Министерства финансов сообщает, что в данный момент найдены готовые для использования ресурсы и пути сокращения расходов. Сообщается, что все возможные способы сокращения расходов государственного бюджета можно условно разделить на следующие направления:

  • неиндексация заработных плат;
  • строительство новых объектов;
  • пересмотр инвестиционных расходов.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

Заместитель министра утверждает, что без данных мер дефицит бюджета к концу 2018 года может составить 4,7% от валового внутреннего продукта страны, что привело бы к разорению резервных средств.

Свое существование Резервный фонд РФ. Последние средства из него были потрачены на покрытие бюджетного дефицита в декабре 2017 года.

С этого момента его роль будет выполнять Фонд национального благосостояния (ФНБ).

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории Резервного фонда РФ.

История, предпосылки создания Стабфонда

Во второй половине 1999 года цены на нефть в мире впервые за несколько лет поднялись выше отметки $20 за баррель. Благодаря этому начала расти выручка нефтяных компаний, налоговые отчисления и объем уплаченных вывозных таможенных пошлин. По данным Минфина, в 2000 году дополнительные доходы от роста цен на нефть составили 300 млрд, а в 2001 году - 397 млрд руб. Эти доходы сразу отправлялись на погашение внешнего долга и в бюджет. По мере выплаты долгов это приводило к появлению излишней денежной ликвидности и, соответственно, высокой инфляции при чрезмерном укреплении курса рубля. Это, в свою очередь, мешало развиваться промышленности, не связанной с экспортом ресурсов.

3 апреля 2001 года в Послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин предложил в рамках бюджетной реформы создать резерв, формируемый из "связанных с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой" доходов. По замыслу президента, резерв должен был обеспечивать "стабильное развитие в менее благоприятные годы", а также использоваться "для решения масштабных стратегических задач". После этого Минфин начал разработку концепции такого бюджетного резерва. За образец был взят фонд для накопления доходов от продажи нефти, работающий в Норвегии.

24 июля 2003 года министр финансов Алексей Кудрин сообщил Путину, что его ведомство готово внести в Госдуму законопроект о Стабилизационном фонде. Как тогда отметил министр, фонд должен был позволить "лучше прогнозировать макроэкономическую ситуацию в стране, ликвидировать риски на среднесрочную и долгосрочную перспективы, повысить доверие к российской экономике".

Стабфонд

23 декабря 2003 года Путин подписал закон "О внесении дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части создания Стабилизационного фонда РФ". Закон предусматривал создание выделенной части федерального бюджета, куда должны были поступать дополнительные доходы, образующиеся, если цена на нефть становится выше базовой (на тот момент - $20 за баррель, в 2018 году - $40). Использовать средства из фонда планировалось, когда нефтяные котировки становились ниже этого уровня. Управлять Стабфондом и определять, во что вкладывать его накопления, было поручено Минфину. Деньги инвестировались в иностранную валюту и долговые обязательства.

Первые средства в Стабфонд были перечислены 29 января 2004 года. За время существования Стабфонд несколько раз использовался на покрытия дефицита Пенсионного фонда и выплаты долгов Парижскому клубу и Международному валютному фонду. В частности, на выплату внешнего долга из Стабфонда в 2005-2007 годах было выделено 1 трлн 281 млрд руб. В 2007 году из Стабфонда 300 млрд руб. было потрачено на финансирование Внешэкономбанка, госкорпорацию "Роснанотех" и на увеличение объема Инвестиционного фонда РФ (создан в 2006 году для вложения средств в проекты частно-государственных партнерств).

Своей максимальный величины Стабфонд достиг к 1 января 2008 года: 3 трлн 849 млрд руб., или $156,8 млрд.

Разделение Стабфонда на Резервный фонд и ФНБ

24 мая 2006 года в Бюджетном послании Путин предложил принимать бюджет не на один год, а на три, а также разделить Стабфонд на две части.

Резервный фонд должен был использоваться для стабилизации экономики в случае кризиса. Предусматривалось, что он не должен превышать 10% от ВВП (впоследствии - 7%). При этом поступающие в него средства должны были вкладываться только в консервативные финансовые инструменты (иностранную валюту и долговые обязательства).

Фонд национального благосостояния (ФНБ, первоначально - "Фонд будущих поколений") должен был аккумулировать все остальные сверхдоходы от нефти. Его разрешалось тратить на инфраструктурные проекты внутри страны в виде кредитов банкам, которые должны были потом возвращать в ФНБ полученную от инвестиций прибыль.

Поправки в Бюджетный кодекс о разделении Стабфонда были подписаны Путиным 26 апреля 2007 года.

Стабфонд был разделен 1 февраля 2008 года. В Резервный фонд из него поступило 3 трлн 57,9 млрд руб. ($125,2 млрд, 7% ВВП), в ФНБ - 782,8 млрд руб. ($32 млрд).

Резервный фонд

К концу 2008 года объем Резервного фонда достиг 4,9 трлн руб. ($121 млрд, 12% ВВП). Использовать его пришлось уже в 2009-2010 годах для устранения последствий мирового финансового кризиса, сопровождавшегося падением цен на нефть до $35 за баррель. Тогда из него было потрачено более 4,6 трлн руб. ($110 млрд). В конце 2011 - начале 2012 года на счетах фонда оставалось не более 800 млрд руб. Активное пополнение фонда возобновилось в 2012 году.

К 1 февраля 2015 года Резервный фонд достиг максимального объема в рублевом эквиваленте - 5 трлн 865 млрд руб. ($85,1 млрд, 8% ВВП), однако затем, из-за падения нефтяных доходов и трат на покрытие дефицита бюджета, начал постепенно сокращаться. К 1 января 2017 года его объем упал ниже отметки в 1 трлн руб. (1,1% ВВП) и на протяжении 2017 года колебался на этом уровне. В декабре 2017 года Минфин направил на покрытие дефицита бюджета последние 1 трлн 420 млн руб. из Резервного фонда. При этом 652 млн руб., полученных от размещения средств этого фонда в иностранной валюте, были перечислены в ФНБ.

ФНБ

В отличие от Резервного фонда, который был практически потрачен в 2009-2010 годах, ФНБ продолжал наполняться, достигнув к лету 2,8 трлн руб. ($90 млрд).

Наибольший объем ФНБ в рублевом эквиваленте был зафиксирован 1 марта 2016 года - 5 трлн 357 млрд руб. ($71,3 млрд).

Среди проектов, профинансированных за истекший период из средств ФНБ, - Крымский мост, Центральная кольцевая автодорога в Москве и Московской области, реконструкция Байкало-Амурской магистрали и Транссиба, платная автодорога Москва - Санкт-Петербург. Тратились средства и на другие нужды: в 2017 году 164,2 млрд руб. ($2,8 млрд) были перечислены на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда.

19 июня 2017 года министр финансов Антон Силуанов сообщил о планах объединения Резервного фонда и ФНБ. Поправки в Бюджетный кодекс, объединяющие два фонда, Путин подписал 29 июля 2017 года.

Любого предприятия, то можно увидеть раздел «Капитал и резервы». Кроме уставного капитала в него входит несколько других фондов. Рассмотрим, как создается и используется один из них – резервный фонд.

Понятие резервного фонда

Сначала разберемся с терминологией. Зачастую в литературе понятия резервный фонд и резервный капитал употребляются, как тождественные. Строго говоря, это не совсем так. Резервный капитал – это строка баланса, которая содержит в себе информацию по ряду фондов. Кроме собственно резервного фонда туда могут входить и другие, предназначенные, например, для выплаты заработной платы или оплаты дивидендов . Но так как все эти виды резервных фондов создаются и расходуются по сходным принципам, то можно употреблять для них собирательное наименование «резервный фонд». Счет бухгалтерского учета, на котором содержатся сведения о движении резервного фонда, имеет номер .

Итак, резервный фонд представляет собой накопленную часть имущества общества. Резервный фонд предназначен для покрытия убытков, а также для ряда других расходов на основании норм закона или положений устава.

Формирование резервного фонда

Резервный фонд формируется на основании закона, регулирующего деятельность предприятия, в соответствии с его организационно-правовой формой. Рассмотрим принципы его создания на примере двух наиболее распространенных форм – общества с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерного общества (АО). Оба закона дают предприятиям право на создание резервных фондов, но требования закона об АО более жесткие. Для ООО закон только предоставляет право создавать фонд, но правила использования и размер резервного фонда не устанавливает. Напротив, минимальный размер резервного фонда акционерного общества регламентирован законом и должен быть не ниже 5% уставного капитала. Также для АО закон определяет, что средства резервного фонда могут использоваться только для определенных целей – гашения облигаций или обратного выкупа собственных акций. Впрочем, учредители ООО тоже могут ограничить перечень затрат, которые можно финансировать за счет фонда. Для этого нужно внести соответствующие положения в Устав общества.

В большинстве случаеврезервный фонд предприятия формируется за счет чистой прибыли. Это основной вариант, с помощью которого осуществляется создание резервного фонда. Проводки в этом случае будут следующие:

  • ДТ 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» - КТ 82 «Резервный капитал»

Кроме того, закон предоставляет акционерам (участникам) общества право вносить вклады в имущество организации без увеличения уставного капитала. Эти вклады, в том числе, могут быть оформлены, как отчисления в резервный фонд. Проводки (если вклад вносится на расчетный счет) в этом случае будут такие:

  • ДТ 51 «Расчетный счет» - КТ 75 «Расчеты с учредителями»
  • ДТ 75 «Расчеты с учредителями» - КТ 82 «Резервный капитал»

Иногда уже сформированный резервный фонд необходимо пополнить. Например, если собственники приняли решение увеличить уставный фонд предприятия и после этого размер резервного фонда акционерного общества стал меньше установленного законом норматива. В этом случае требуется пополнить резервный фонд. Проводки будут такие же, как и при его первичном создании.

Использование резервного фонда

Иногда возникает вопрос: что такое резервный фонд – актив или пассив с точки зрения бухгалтерского учета. Уже из приведенных выше проводок видно, что он является пассивом. Это вытекает и из его экономического смысла – аналогично уставному капиталу резервный фонд предприятия является одним из источников ресурсов. Разница только в том, что варианты его использования ограничиваются законом или уставом.

Основным направлением использования резервного фонда является компенсация убытков. Это требуется для поддержания размера чистых активов на уровне не ниже величины уставного капитала, в соответствии с законом. В случае, если это соотношение не выполняется, учредители обязаны сократить размер уставного капитала или начать процедуру ликвидации.

Проводка в этом случае будет обратная по сравнению с формированием фонда за счет прибыли:

  • ДТ 82 - КТ 84

Также средства резервного фонда могут быть использованы и для оплаты других расходов. Для акционерного общества это может быть обратный выкуп собственных акций или гашение облигаций.

Для ООО, если это не прописано в уставе общества, ограничений по расходованию средств фонда не существует вообще. Формально в этом случае он может быть направлен на финансирование любых затрат, связанных с текущей деятельностью. Но на практике так обычно не поступают, а используют эти средства только при особых обстоятельствах.

Вывод

Создание резервного фонда и его использование регулируется законом с учетом организационно-правовой формы предприятия. Резервный фонд формируется за счет нераспределенной прибыли и взносов учредителей. Он используется, главным образом для компенсации убытков, но средства фонда также могут использоваться и для других целей, в соответствии с законом или уставом общества.

Дубкова Лилия,
Юрисконсульт по корпоративному праву Группы компаний «Юриспруденция Финансы Кадры»

Предприятия различных организационно-правовых форм в процессе своей деятельности могут формировать различные фонды для резервирования средств на финансирование тех или иных мероприятий. К таким фондам, в первую очередь, относится - резервный фонд.

Резервный фонд (капитал) - это часть собственного капитала, формируемого, из прибыли организации для покрытия возможных убытков и потерь. Величина резервного капитала и порядок его образования определяются законодательством РФ и уставом организации.

Резервный фонд может создаваться как в обязательном, так и добровольном порядке.

В соответствии с п. 1 статьи 35 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», в обязательном порядке должны создавать резервный фонд акционерные общества.

Резервный фонд входит в состав собственного капитала предприятия. Он формируется за счет нераспределенной прибыли предприятия. По решению акционеров определенная сумма чистой прибыли направляется в резервный фонд ежегодно. Размер резервного фонда акционерного общества должен составлять не менее 5% от уставного капитала общества. Размер ежегодных отчислений может предусматриваться уставом акционерного общества, но не должен быть менее 5% от чистой прибыли до достижения размера, определенного уставом акционерного общества.

Резервный фонд акционерного общества предназначен для покрытия убытков общества, а также для погашения облигаций и выкупа акций акционерного общества в случае отсутствия иных средств.

Как правило, акционерное общество выкупает собственные акции в том случае, если, например, у него возник избыток средств или оно приняло решение об уменьшении уставного капитала. Если при выкупе акций цена, по которой они были приобретены, превышает их номинальную стоимость, то отрицательная разница, образующаяся в результате выкупа акций, может покрываться за счет резервного фонда. При этом резервный капитал используется на погашение отрицательного результата от выкупа акций.

При погашении облигаций сумма, выплачиваемая их держателям, состоит из номинальной стоимости этих облигаций и процентов по ним. Средства резервного фонда возможно направлять на погашение данных процентов.

Резервный фонд акционерного общества не может быть использован для иных целей.

Согласно пп. 12 п. 1 статьи 65 Закона об акционерных обществах использование резервного капитала относится к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества.

Общества с ограниченной ответственностью могут создавать резервный фонд в добровольном порядке в размере, установленном уставом общества. Порядок использования резервного фонда законодательством не установлен и относится к исключительной компетенции собрания участников общества.

Общества с ограниченной ответственностью сами определяют величину резерва, сумму ежегодных отчислений в него и цели, на которые фонд можно расходовать. Так, резервный фонд может быть использован для покрытия убытков, для погашения облигаций, для выкупа долей. Однако, для выплаты денежных средств резервный фонд не используется. Использование резервного фонда позволяет только уменьшить сумму убытка, отражаемую в бухгалтерской отчетности фирмы.

Создание резервного фонда также предусмотрено почти для всех видов некоммерческих корпоративных организаций. И для большинства из них создание такого фонда является обязательным. Так, в соответствии с Федеральным законом № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», кооперативы в обязательном порядке формируют резервный фонд, который является неделимым и размер которого должен составлять не менее 10 процентов от паевого фонда кооператива. Устав кооператива определяет порядок формирования и использования резервного фонда. До формирования в полном объеме резервного фонда кооператив не вправе осуществлять кооперативные выплаты, начисления и выплату дивидендов по дополнительным паевым взносам членов кооператива, а в кредитном кооперативе также получать займы от членов кооператива и ассоциированных членов кооператива.

Для некоторых некоммерческих корпоративных организаций решение о создании резервного фонда остается добровольным. Например, Закон РФ № 3085-1 «О потребительской кооперации» допускает, но не обязывает формировать резервный фонд.

Обязательный порядок формирования резервного фонда предусмотрен для унитарных предприятий. В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», унитарное предприятие за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли создает резервный фонд в порядке и в размерах, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия. Недостаточная величина обязательного резервного фонда свидетельствует либо о недостаточности прибыли, либо об использовании резервного капитала на покрытие убытков. Бухгалтерские записи по формированию резервного фонда составляются по окончании финансового года на основании приказа (распоряжения) руководителя и оформляются бухгалтерской справкой. В уставе унитарного предприятия должна быть указана цель использования средств резервного фонда.

Кроме того, согласно п. 2 статьи 16 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», унитарное предприятие за счет чистой прибыли также может создавать иные фонды в порядке, предусмотренном уставом унитарного предприятия. Например, уставами ФГУП ФСИН России путем отчислений от чистой прибыли предусмотрено право формирования следующих фондов специального назначения:

  • фонда социальной сферы, средства которого используются на решение вопросов укрепления здоровья работников предприятия, в том числе на профилактику профессиональных заболеваний;
  • жилищного фонда, средства которого используются на приобретение и строительство (долевое участие) жилья для работников предприятия, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • фонда материального поощрения работников предприятия, средства которого используются для материального поощрения работников предприятия в соответствии с коллективным договором на предстоящий год.

В свою очередь, общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества по своему усмотрению могут создавать за счет чистой прибыли и другие фонды специального назначения, например, фонд накопления, потребления, социальной сферы, производственного и социального развития, акционирования работников общества, для выплаты дивидендов по привилегированным акциям, благотворительный фонд. Решение об их формировании принимает общее собрание участников или акционеров. Если акционеры (участники) общества приняли решение о создании каких-либо фондов, то такие фонды рассматриваются как часть резервного капитала. Средства фондов специального назначения можно расходовать исключительно на те цели, которые предусмотрены уставом общества, решением о создании фонда или иными локальными актами. Фонд акционирования работников, который может быть сформирован в акционерном обществе, расходуется только на приобретение акций акционерного общества, продаваемых его акционерами, для последующего их размещения среди работников.

В свою очередь, саморегулируемые организации вправе формировать в качестве способа обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) компенсационный фонд. Создание этого фонда в соответствии с Федеральным законом РФ от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» является обязательным за исключением случаев, когда саморегулируемой организацией в разрешенных законом случаях принят другой способ обеспечения ответственности своих членов - страхование.

Компенсационный фонд первоначально формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов саморегулируемой организации в размере не менее чем три тысячи рублей в отношении каждого члена. Размещение средств компенсационного фонда в целях их сохранения и прироста и инвестирование таких средств осуществляются через управляющие компании. Доход, полученный от размещения и инвестирования средств компенсационного фонда, направляется на пополнение компенсационного фонда и покрытие расходов, связанных с обеспечением надлежащих условий инвестирования средств компенсационного фонда.

В садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» может быть создан Специальный фонд. Данный фонд составляют вступительные и членские взносы членов такого товарищества, доходы от его хозяйственной деятельности, а также средства, предоставленные садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому товариществу, а также прочие поступления. Средства специального фонда расходуются на цели, соответствующие предусмотренным уставом такого товарищества задачам.

Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы могут создавать такие специализированные фонды, как страховой фонд, гарантийный фонд, неделимый фонд, иные фонды.

При создании страхового фонда сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы сами устанавливает размер и источник формирования данного фонда. Страховой фонд может использоваться в следующих случаях:

  • на погашение долга заемщика в случае его ликвидации или банкротства;
  • на возмещение потерь по финансовым вложениям;
  • в случае стихийных бедствий.

Гарантийный фонд формируется как неделимый и возобновляемый фонд кооператива с целью укрепления системы кредитной кооперации в Российской Федерации и расширения доступа членов кооператива к бюджетным финансовым ресурсам, привлечения иностранных инвестиций и кредитных ресурсов финансово-кредитных учреждений.

Задачами гарантийного фонда являются:

  • предоставление денежных средств для покрытия убытков по невозвратным займам;
  • предоставление денежных средств для покрытия кассового разрыва в кредитных кооперативах второго уровня - членов кооператива, в том числе для защиты сбережений пайщиков;
  • предоставление гарантий (поручительств) по займам членов кооператива перед внешними финансовыми и другими организациями.

Неделимый фонд - это часть имущества, не подлежащая в период существования кооператива разделу на паи членов кооператива и ассоциированных членов кооператива или выплате при прекращении ими членства в кооперативе, он используется в текущей деятельности в соответствии с целевым назначением. В неделимый фонд входят резервный фонд, страховой фонд, гарантийный фонд, имущество кооператива, приобретенное им в процессе его деятельности, другое имущество кооператива, относимое к неделимому фонду по решению общего собрания. В основном, фонды и резервы в кредитных кооперативах формируются за счет целевых взносов пайщиков, а также за счет части чистой прибыли.

Журнал "Акционерное общество" № 1 2016 год

  • 34. Назначение, особенности формирования и направления использования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
  • 36. Бюджет субъекта рф, состав его доходов и расходов.
  • 37. Расходные обязательства субъектов рф
  • 39.Расходные обязательства муниципальных образований.
  • 40. Назначение, особенности формирования и исполнения местного бюджета.
  • 41. Формы расходования бюджетных средств, предусмотренные Бюджетным кодексом рф.
  • 42. Собственные доходы бюджетов субъектов рф и бюджетов муниципальных образований.
  • 48. Особенности формирования бюджетов Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования
  • 49. Межбюджетные трансферты: понятие, необходимость предоставления и формы
  • 50. Содержание и значение бюджетной политики государства. Основы разработки бюджетной политики в Российской Федерации.
  • 52. Основные направления бюджетной политики рф на современном этапе.
  • 53. Формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов рф.
  • 54. Межбюджетные отношения в рф: принципы, проблемы, пути совершенствования.
  • 43. Резервный фонд и Фонд национального благосостояния: цели создания, источники формирования, управление средствами

    Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

    Резервный фонд формируется за счет:

    Нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины;

    Доходов от управления средствами Резервного фонда.

    Средства Резервного фонда могут использоваться на досрочное погашение государственного внешнего долга. С 1 января 2010 г. средства Фонда не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а могут направляться на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

    Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ.

    Фонд национального благосостояния формируется за счет:

    Нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;

    Доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния

    Управление средствами осуществляется Министерством финансов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

    Управление средствами Резервного фонда и Фонда Национального благосостояния может осуществляться следующими способами:

    1) путем приобретения за счет средств фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной в ЦБ РФ. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк РФ уплачивает проценты, установленные договором банковского счета;

    2) путем размещения средств фонда в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в иностранной валюте, перечень которых определен законодательством РФ.

    Средства Фонда национального благосостояния могут быть использованы только на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан России и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ. Объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на указанные цели, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год и плановый период.

    44.Бюджет Пенсионного фонда РФ, состав его доходов, расходов и источников финансирования дефицита. Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет: · страховых взносов; · средств федерального бюджета; · сумм пеней и иных финансовых санкций; · доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; · добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых в качестве страхователей или застрахованных лиц; · иных источников, не запрещенных законодательством РФ. Средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Бюджет Пенсионного фонда РФ составляется на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета, с установленным нормативом оборотных денежных средств. Бюджет Пенсионного Фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ. За счет бюджета пенсионного фонда РФ финансируется выплата пенсий, предусмотренных законодательством РФ, включая трудовые пенсии (в том числе трудовые пенсии по старости, трудовые пенсии по инвалидности, трудовые пенсии по случаю потери кормильца), социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти. Средства бюджета пенсионного фонда РФ , в соответствии с федеральным законом о бюджете пенсионного фонда РФ, направляются также на доставку пенсий, выплачиваемых за счет этого бюджета, а также на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика.

    Источники финансирования дефицита бюджета ПФ:

    Уменьшение/ увеличение остатков денежных средств финансового резерва

    бюджета ПФ РФ

    Увеличение/уменьшение остатков финансовых резервов бюджетов

    Курсовая разница по средствам финансового резерва бюджета ПФ РФ

    Увеличение/уменьшение остатков средств пенсионных накоплений бюджета ПФ РФ