Основные направления повышения уровня и качества жизни населения в российской федерации. Способы повышения уровня жизни населения

О программе повышения уровня и качества жизни

ВЯЧЕСЛАВ БОБКОВ
доктор экономических наук, профессор,
директор Всероссийского центра уровня жизни
при Министерстве труда и социального развития РФ

Сегодня требуется выработка государственной программы повышения уровня и качества жизни
Очень важно преодолеть несправедливость в распределении доходов
Главная цель - формирование нового качества жизни, соответствующего социальной рыночной экономике

Повышение уровня жизни – важнейшая задача социальной политики. В РФ надо быстрее восстановить доходы и максимально стимулировать платежеспособный спрос населения.

Задачи эти очень сложные. У большинства населения снижение уровня жизни продолжается длительное время. За годы реформ он упал примерно у 60% россиян. Реальные денежные доходы в семьях уменьшились более чем на 30%. Фонд оплаты труда сегодня составляет всего 37% к уровню 1990 г. Калорийность питания снизилась примерно на 10, потребление белков - на 20%. Общая численность безработных выросла до 14% экономически активного населения. Не менее важным является и преодоление несправедливости в распределении доходов.

К сожалению, негативные тенденции преодолеть не удалось. В среднем за 1998 г. 47,8% населения имели денежные доходы ниже прожиточного минимума (ПМ) и, по существу, являлись бедными, 30,1% относились к малообеспеченным - их денежные доходы располагались в промежутке между одним и двумя ПМ. Первое полугодие 1999 г. также не принесло перелома, хотя в экономике и наметилось некоторое оживление. Уровень покупательной способности денежных доходов снизился на 19,4 процентных пунктов и составил 1,41 набора ПМ. По оценке специалистов Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ) доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за рассматриваемый период выросла до 56,7%. Дифференциация денежных доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения составила 13,5 раз.

К числу факторов, оказывающих наибольшее влияние на снижение уровня жизни относятся:

низкий уровень оплаты труда;

рост масштабов открытой и скрытой безработицы и неполной занятости на предприятиях, усиление тенденции долговременной безработицы;

длительное время сохраняющаяся крупномасштабная задолженность по выплатам заработной платы, пенсий, детских и других социальных пособий.

Для комплексного преодоления перечисленных негативных тенденций требуется выработка государственной Программы повышения уровня и качества жизни.

Основные положения программы

Ее главной целью является восстановление у большинства уровня жизни, достигнутого на рубеже 90-х годов, а также формирование нового качества жизни, соответствующего целям социальной рыночной экономики.

Основными задачами могли бы стать:

Недопущение дальнейшего разрушения минимальных социальных гарантий населения;

Повышение реальной цены рабочей силы, активизация мотивов и стимулов к труду и предпринимательской деятельности, восстановление в новых условиях связи доходов с ростом производительности труда и результативности предпринимательства;

Обеспечение всем нуждающимся прожиточного минимума за счет активной государственной политики перераспределения доходов;

Переход от частичной стабилизации уровня жизни населения к стабилизации в основном (у наиболее массовых социальных групп; по большинству компонентов уровня жизни; в преобладающей части регионов).

В программе, на мой взгляд, требуется предусмотреть решение следующих ключевых проблем - повышения уровня оплаты труда; государственного регулирования занятости; трансформации социального обеспечения; адресной социальной поддержки населения; инвестиций в человека. Рассмотрим каждую из них более подробно.

Повышение уровня оплаты труда

Сегодня необходимо не просто повышение размеров оплаты труда, а рост ее покупательной способности. На обозримую перспективу могла бы быть выдвинута задача восстановления покупательной способности оплаты труда до уровня, который был достигнут на рубеже 90-х годов. Для этого ее надо увеличить в 2,5 раза, что потребует и соответствующего восстановления объема ВВП.

В силу масштабности подобного сдвига на пути к нему целесообразно выделить промежуточный этап - восстановление покупательной способности оплаты труда до уровня, который был бы возможен при фактических темпах изменения ВВП, сложившихся за последние годы. В таком случае она по аналогии с относительным уровнем ВВП в сопоставимых ценах на одного занятого в экономике должна составить 67% уровня 1990 г. при фактических 40% в 1998 г. Для этого покупательную способность оплаты труда нужно повысить примерно в 1,7 раза по сравнению с ее величиной в 1998 г.

Меры по повышению покупательной способности оплаты труда должны сочетать периодический пересмотр размеров номинальной заработной платы с ее индексированием в промежутках между отдельными пересмотрами. Это связано с необходимостью поддержания покупательной способности оплаты труда в условиях инфляции. Систематическое увеличение покупательной способности может быть обеспечено комплексом мер по повышению номинальной начисленной оплаты труда, внесению изменений в налогообложение физических лиц, регулированию цен на важнейшие потребительские товары и услуги, развитию потребительского рынка и др.

Первоочередные меры по повышению уровня оплаты труда предлагается осуществлять в следующих направлениях.

Первое - увеличение уровня номинальных денежных доходов населения путем:

а) повышения с 1 января 2000 г. минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума. Это приведет к сокращению размеров теневой экономики и увеличению доходов государственного бюджета;

б) установления с 1 января 2000 г. ставки (оклада) 1-го разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы в размере 0,5 прожиточного минимума. С учетом того, что доля тарифа составляет в настоящее время примерно половину оплаты труда бюджетников, это позволит поднять через систему тарифных коэффициентов уровень оплаты труда работников всех квалификационных разрядов.

Второе - повышение уровня реально располагаемых денежных доходов населения на основе пересмотра с 1 января 2000 г. базы налогообложения и ставки подоходного налога с физических лиц в направлении снижения налоговой нагрузки на низкооплачиваемых и соответствующего повышения их покупательной способности.

В частности, целесообразно устанавливать:

ставки подоходного налога от размера полученного в календарном году совокупного облагаемого дохода, выраженного числом прожиточных минимумов;

необлагаемый совокупный доход, полученный в календарном году, в размере 18 прожиточных минимумов трудоспособного работника;

минимальную ставку подоходного налога с облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году, в размере 8 (вместо 12), а максимальную - сохранить на уровне 45%.

Третье - повышение покупательной способности оплаты труда. Для этого необходимо:

ввести регулирование цен и тарифов на товары и услуги, входящие в состав потребительской корзины, используемой для расчета прожиточного минимума. Это позволит уменьшить влияние инфляции на потребление предметов повседневного спроса малоимущим населением. Полномочия по регулированию цен следует передать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Им же нужно поручить определять порядок розничной торговли товарами с регулируемыми ценами;

осуществлять обязательную индексацию выплаченной заработной платы при повышении потребительских цен и тарифов на товары и услуги, определяющих размер прожиточного минимума трудоспособного работника, а также при увеличении расходов населения на платные услуги здравоохранения и образования и превышении ими установленного порога (в дополнение к регулированию цен на потребительскую корзину прожиточного минимума);

ввести индексацию невыплаченной заработной платы с использованием индекса потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары, а также платные услуги, рассчитываемого нарастающим итогом за время задержки выплаты соответствующей части оплаты труда.

Четвертое - оптимизация соотношения тарифной и надтарифной частей оплаты труда через использование механизма социального партнерства путем:

определения примерных границ доли тарифной части оплаты труда в генеральном соглашении;

фиксирования нижней границы доли тарифа в оплате труда работников в отраслевых тарифных соглашениях;

определения минимально гарантированной части заработка работников предприятия в коллективных договорах.

Объем средств, необходимых для решения перечисленных проблем, по оценкам специалистов ВЦУЖ, составит примерно 40 - 100 млрд руб. в зависимости от их источников. Верхняя граница определена с учетом внешних (инфляционных) по отношению к ВВП источников, не исключая проведение для этого целевой денежной эмиссии. Как показывают расчеты, последняя не приведет к ощутимому росту инфляции. В современной России только 10-15% инфляционного роста цен обусловлено повышением оплаты труда. Эффект же будет значительно выше.

Реализация предложенных выше мер потребует внесения изменений и дополнений в соответствующие законы, в частности: “О повышении минимального размера оплаты труда”, “Об упорядочении оплаты труда работников организации бюджетной сферы”, “О подоходном налоге с физических лиц”, “О государственной социальной помощи”, “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”, “Об индексации денежных доходов и сбережении граждан в РСФСР” (от 24 октября 1991 г.).

Государственное регулирование занятости

Государственное регулирование рынка труда следует рассматривать как комплексную проблему включения индивидуального труда в процесс общественного воспроизводства. В этом контексте в программе нужно рассмотреть демографические факторы, оказывающие прямое воздействие на цену рабочей силы и рынок труда, раскрыть специфику последнего в условиях снижения рождаемости и старения населения, а также притока рабочей силы из стран ближнего зарубежья.

Центральное место должна занять характеристика занятости в связи с балансами трудовых ресурсов и рабочих мест. Важно определить параметры обеспечения полной занятости, охарактеризовать требования к повышению ее эффективности. В этой области следует разобраться с масштабами и формами неполной занятости, которая является одним из условий эффективности занятости. Здесь большую роль играют тенденции поведения населения на рынке труда и изменения в структуре занятости в зависимости от динамики различных форм собственности, источников и уровня доходов населения, особенно от политики в области оплаты труда, доходов от капитала и предпринимательской деятельности. Необходимо пересмотреть саму идеологию закона о занятости, сориентировать его на расширение современных сфер приложения труда, повышение производительности, опережающее профессиональное обучение и переподготовку работников.

В программе нужно охарактеризовать систему мер по регулированию безработицы на основе определения ее естественного уровня (масштабов, обусловленных спадом производства). Пути преодоления безработицы, вызванной сжатием производства, следует задавать с учетом отдельных категорий населения, особенно женщин и молодежи. Так, сокращение женской безработицы целесообразно увязать с введением гибких форм занятости. Для молодежи решение этой проблемы может быть достигнуто в увязке с расширением сферы образовательных услуг. Социальную защиту безработных желательно сочетать с их профессиональной переподготовкой, с участием в общественных работах на период временной незанятости.

Активная государственная политика обеспечения полной занятости должна включать поддержку служб занятости, расширение их роли в трудоустройстве и переобучении безработных. Кроме того, следует раскрыть особенности формирования общероссийского и региональных рынков труда, определить тенденции регулирования занятости на территориях с недостатком и избытком трудовых ресурсов.

Трансформация социального обеспечения

Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует об эффективности так называемых смешанных систем социального обеспечения, включающих социальное страхование и социальную помощь. Повышается роль работников и работодателей в формировании средств, требуемых для поддержания человека при потере работы, воспитании детей, а также в случае болезни, инвалидности или старости. Раньше этих рисков либо вовсе не было (например, безработицы), либо материальное обеспечение при их наступлении брало на себя государство.

В программе необходимы меры по развертыванию нового направления обязательного социального страхования - от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. На начальном этапе функции страховщика вполне способен выполнять Фонд социального страхования – учреждение, имеющее большой опыт в финансировании и организации страхования временной нетрудоспособности. Главное, чтобы ни финансы, ни персонал не перебрасывались на обеспечение выплат по другим рискам, которые входят в его компетенцию, а использовались по целевому назначению.

В числе мер в этой области потребуется предусмотреть формирование в стране системы центров по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации пострадавших, здесь может быть задействована инфраструктура санаторно-курортного и оздоровительного обслуживания населения. Следует также устанавливать страховые тарифы в зависимости от степени (класса) профессиональных рисков. Улучшению медицинского обеспечения и охраны здоровья способствовало бы преодоление разобщенного решения этих задач разными страховыми организациями.

Социальная поддержка безработных должна быть направлена, с одной стороны, на обеспечение им прожиточного минимума, а с другой – на всемерное стимулирование сокращения периода временной незанятости. Средства государственного Фонда занятости в преобладающей части следует использовать на страховые выплаты, при этом необходимо более рационально их распределять между центром и регионами.

Мировой опыт свидетельствует о том, что не бывает абсолютного разделения социального страхования и социальной помощи. Поэтому в программе социальное обеспечение должно быть ориентировано на смешанную систему, включающую наряду со страхованием и элементы помощи и прежде всего такое ее направление, как организация семейных пособий.

В частности, желательно, чтобы выплата семейных пособий осуществлялась в основном за счет взносов работодателей. В этих вопросах целесообразно делать акцент на многодетных семьях и семьях с одним родителем. В то же время важно предусматривать пособия, направленные на поддержку малолетних детей, оплату жилья и др. С введением пособия малоимущим (согласно Федеральному закону “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”), видимо, нужно будет создать организационно обособленную структуру, передав ей функции сбора взносов и выплаты всех видов семейных пособий, включая те, которые в настоящее время выплачиваются из государственного бюджета, Фонда социального страхования и других источников.

Сегодня актуальна также конкретизация положений Концепции пенсионной реформы, предусмотренной в нашей стране с 2001 г. Принципиальное значение имеет корректировка механизмов взаимодействия распределительно-солидарной и накопительной частей пенсионной системы. Потребуется также развитие дополнительного пенсионного обеспечения, специальных пенсионных систем для работников свободных профессий, фермеров и других категорий самозанятого населения.

Организация социального обеспечения как смешанной системы не исключает, а наоборот, предполагает постановку вполне конкретных задач по адресной поддержке населения.

Адресная социальная
поддержка населения

Право на получение государственной социальной помощи следует увязать с требованиями федеральных законов “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” и “О государственной социальной помощи”. При реализации этих законов необходимо постепенно перейти к определению прожиточного минимума для семей различных типов и размеров (полная, неполная, семьи пенсионеров, инвалидов и др.), что позволит более точно учитывать условия их жизни и повысить адресность социальной поддержки конкретных категорий населения.

В программе нужно предусмотреть региональную разновариантность оказания государственной социальной помощи малоимущим. Различающиеся условия жизни предполагают разные возможности организации социальной поддержки. В одних регионах это может быть адресная помощь конкретным категориям населения, в других – всем, но до определенного уровня душевого дохода, в третьих –установление более высоких минимальных социальных стандартов из-за значительного уровня дифференциации денежных доходов проживающего в них населения. Представляется целесообразным отменить ряд льгот или заменить их денежными компенсациями.

В целом необходимо предусмотреть дальнейшее развитие сети государственных учреждений социального обслуживания. В числе приоритетов должно стать удовлетворение специфических потребностей наиболее уязвимых слоев населения: инвалидов, пожилых и детей.

Инвестиции в человека

Развитие сферы жизнеобеспечения требует приоритетного направления инвестиций в жилищное строительство, здравоохранение, образование, культуру, науку и другие отрасли социальной инфраструктуры. Для этого требуется ускорить разработку социальных стандартов обеспеченности жильем, расширение сети медицинских, образовательных и культурных учреждений.

Источниками финансирования объектов социальной инфраструктуры (наряду с традиционными) могли бы стать средства населения, привлеченные с помощью финансовых механизмов долгосрочного кредитования, ипотечного и других залогов. На эти цели также целесообразно направлять средства фондов накопительного страхования под государственные гарантии их возврата и региональных и местных бюджетов, формируемые через жилищные, образовательные, облигационные займы и иные механизмы.

Особенно актуальным в настоящее время является опережающее развитие сферы образования, но для этого в него следует вложить соответствующие ресурсы.

О реализации программы

Различных программ в последнее время в стране разрабатывалось немало, в том числе и в социальной сфере. Чтобы предлагаемая программа не повторила их судьбу, необходимы четкие механизмы ее реализации, включающие взаимодействие общественных объединений, предпринимателей и государства. К тому же такое взаимодействие позволит в какой-то степени восстановить доверие народа к властным органам, направить ресурсы на общенациональное возрождение.

Центральными звеньями организации программы должны стать совместные комиссии палат Федерального собрания (региональных законодательных органов) и правительства РФ, “круглые столы” политических партий и общественных движений, а также Российская трехсторонняя комиссия (трехсторонние комиссии в отраслях и регионах, двухсторонние в организациях).

Роль Российской трехсторонней комиссии должна быть существенно повышена. Назрела необходимость создания постоянно действующего механизма ее деятельности. Рабочими органами могли бы быть комитеты, конференция “круглого стола”, консультативный совет, а также функционирующая при ней общественная ассоциация “Партнерство для развития”.

В самой программе следовало бы задать источники экономических ресурсов, нужных для повышения уровня и качества жизни. Так, на начальном этапе ее реализации одним из источников финансирования могло бы стать перераспределение части национального богатства, осевшего в частных руках в результате нарушений законодательства. Но основным ресурсом являются средства субъектов хозяйствования, полученные за счет экономического роста.

Необходим социально ориентированный государственный бюджет, обеспечивающий достаточные размеры консолидированных расходов на социальное развитие. Надо, чтобы весь блок затрат на социальные нужды оказался защищенным. Бюджетное и налоговое законодательство должно гарантировать финансовую достаточность социальных расходов в региональных и местных бюджетах. Требуется также эффективно задействовать федеральные внебюджетные фонды, обеспечив их целевое использование на социальные цели, особенно в регионах. Источником дополнительных ресурсов могут стать частные внебюджетные социальные фонды под гарантии государства.

История изучения проблемы уровня и качества жизни начинается с XVIII и по настоящее время. На сегодняшний день повышение уровня и качества жизни населения является стратегическим направлением развития Российской Федерации. Уровень жизни играет важную роль в социально-экономической жизни общества. Актуальность исследования во многом зависит от мирового экономического кризиса, вследствие которого уровень и качество жизни значительно снизились.

Уровень жизни - система количественных и качественных показателей общего потребления населением природных, материальных и духовных благ и степень удовлетворения потребностей в этих благах. То есть уровень жизни можно определить, как уровень благосостояния населения. Качество жизни – это удовлетворение таких потребностей человека, как социальные, материальные и духовные.

Качество жизни является наиболее важной социальной категорией, которая характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения.

Некоторые исследователи при определении понятия “качество жизни” большое внимание ориентируют на экономическую сторону, материальную обеспеченность жизни населения. Имеет место и противоположная точка зрения, в соответствии с которой качество жизни является максимально интегрированным социальным показателем.

Человек страдает от низкого качества и испытывает удовлетворение от высокого качества жизни, независимо от сферы в работе, в бизнесе и в личной жизни. Следовательно, качество необходимо человеку постоянно. Человек сам стремится к улучшению качества жизни - получает образование, трудится на работе, стремится к продвижению по карьерной лестнице, прилагает все усилия на то, чтобы добиться признания в обществе .

Используя официальные данные Федеральной службы государственной статистики, рассмотрим основные показатели характеризующие уровень жизни населения России.

Рост среднедушевого денежного дохода населения России за период с 2009 по2014 г.г. показан в таблице 1.

Таблица 1 Среднедушевые денежные доходы населения по Российской Федерации

Самый низкий темп роста среднедушевого денежного дохода составил в 2011г. и в 2014г.

По данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, важным показателем, характеризующим уровень жизни является численность населения (таблица 2).

Таблица 2 Численность населения Российской Федерации

Все население, млн. чел

В общей численности населения,

городское

сельское

городское

сельское

В период с 2009 по 2014 года численность населения в процентном соотношении осталась неизменной. Однако численность городского населения повысилась на 1,6%, сельского – снизилась на 1,9%.

Еще один немало важный показатель – это уровень занятости населения и безработица. В численности экономически активного населения на 2015 г. 71,8 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью. По сравнению с2014 г. – 71,4 возросло. Безработица на2014 г. составила 5,3 %, а на январь2015 г. – 5,5 %.

Так же по данным Генпрокуратуры, преступность в России в2015 г. повысилась на 5,2 % по сравнению с2014 г. С января по август 2015 года зарегистрировано 1538280 преступлений, что на 86271 больше, чем за аналогичный период2014 г. .

Исходя, из приведенных выше показателей можно выявить такие проблемы, как: 1) низкий темп роста среднедушевого денежного дохода; 2) повышение безработицы в связи с экономическим кризисом; 3) большое число преступности на территории Российской Федерации .

Пути решения данных проблем:

1) повышение денежных доходов в первую очередь зависит от увеличения заработной платы занятого населения России, а так же от усовершенствования нормативно-правовой базы касающейся трудовой занятости населения.

2) проблема безработицы в России сейчас находится на особом контроле в связи с экономическими кризисами и сокращением производства. Путями решения проблемы могут служить: создание условий для роста самозанятости, которые способствуют увеличению новых рабочих мест и открытию собственного дела; создание служб занятости по отраслям; поддержка служб, которые занимаются переподготовкой и переквалификацией безработных.

3) для решения проблем с преступностью в первую очередь следует ужесточить наказание за чрезмерное употребление алкогольных напитков, а так же наркотических и токсических веществ.

Таким образом, с помощью путей решения данных проблем можно повысить уровень и качество жизни населения. Улучшить благосостояние населения и изменить взгляд на жизнь в хорошую сторону.

Процесс повышения уровня и качества жизни населения - процесс динамичный и требующий постоянного регулирования. Приняв во внимание, что этот процесс спонтанно осуществляться не может, следует обозначить, кто и с какой целью осуществляет сознательное воздействие на уровень и качество жизни населения.

В экономической литературе уделяется значительное внимание характеристике субъектов (участников процесса), которые должны обеспечивать повышение уровня и качества жизни. При этом разные исследователи в качестве приоритетного субъекта чаще всего выделяют государство. Так, обозначая качество жизни как важнейший государственный приоритет и одно из перспективных направлений социально-экономического развития России, представители власти отмечают, что многие граждане до сих пор считают, что обеспечение достойного качества жизни - это задача органов власти, и ни бизнес, ни общественность не могут и не должны вмешиваться в решение этой проблемы.

Можно встретить высказывания, что главным субъектом, обеспечивающим повышение уровня и качества жизни, является не государство и власть, а творческий человек, ресурсы которого неисчерпаемы. Это мнение принадлежит вице-президенту Академии наук социальных технологий и местного самоуправления, академику РАЕН, проф. Патрушеву В.И.

Ряд экспертов настаивает на мнении, что процесс повышения уровня и качества жизни населения должен осуществляться представителями местного сообщества. Общественная самоорганизация позволит обустроить свою территорию, создать благоприятные условия жизни не только для себя, но и

для будущих поколений.

В противоположность этим мнениям Петров Н.П. считает, что именно

российский бизнес должен взять на себя ответственность за повышение уровня и качества жизни. Туркин С. В. и Анохин М.Г. ставят вопрос о социальной ответственности российского бизнеса, об участии предпринимательских структур в решении социальных проблем предприятий, организаций, городов, районов, всего общества .

Таким образом, на сегодняшний день субъектами, осуществляющими процесс повышения уровня и качества жизни, видятся государство в лице представителей федеральной, региональной и местной власти, бизнес-сообщество (различные коммерческие структуры) и сам человек (или объединение людей).

Обобщая мнения ученых и исходя из собственного видения сущности процесса повышения уровня и качества жизни, его можно представить в виде следующей модели (рис. 15).

Несомненно, главный субъект воздействия на качество и уровень жизни населения страны - государство, определяющее минимальные социальные стандарты, осуществляющее государственные социальные трансферты, улучшение социальной среды, гарантирующее свободу выбора человека, контролирующее чистоту окружающей среды.

Рис. 15.

Источник:

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в свете реализации конституционных гарантий и прав граждан РФ, Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ, а также важнейших решений, принятых Президентом РФ и Правительством РФ сформулировало миссию, которая заключается в развитии человеческого капитала, содействии улучшению демографической ситуации, росту уровня и качества жизни через повышение доходов населения, улучшению здоровья, созданию условий для достойного труда и продуктивной занятости, усилению социальной защиты уязвимых групп населения. Все эти вопросы находят отражение в социальной политике, бюджетной политике и налоговой политике, которые выступают необходимым инструментом процесса повышения качества жизни населения.

На сегодняшний день новым инструментом воздействия на качество жизни являются приоритетные национальные проекты, реализуемые в проблемных сферах жизнедеятельности нашей страны: здравоохранение, образование, жилищное строительство и сельское хозяйство. Приоритетность данных направлений понятна, так как они затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал» - образованную и здоровую нацию. От состояния этих сфер зависит социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны.

Всеобъемлющая роль власти в процессе повышения качества жизни должна проявляться: в заботе о пополнении казны, разумном бюджетном планировании; в защите окружающей среды; в создании условий для повышения качества жизни самими гражданами (условия для заработка, доступность образования и медицинской помощи); в увеличении выплат социально незащищенным слоям населения; в активизации бизнеса к социальной ответственности и формировании партнерских отношений с бизнес-сообществом .

На рис.16 представлены наиболее актуальные в понимании автора пути повышения уровня и качества жизни населения для современной России.


Пути социального характера - это, прежде всего, система социальной

защиты, направленная на поддержку нетрудоспособных и находящихся в затруднительной ситуации граждан страны; установление минимальных

социальных стандартов, являющихся нормативами при формировании социальной и экономической политики как самого государства, так предприятий и организаций; реализация приоритетных национальных проектов, направленных на повышение уровня жизни населения за сч?т усиления финансирования ключевых направлений роста благополучия.

К экономическим путям повышения качества жизни можно отнести

развитие и поддержку малого бизнеса, как одного из секторов экономики, обеспечивающим самозанятость населения; запрет на развитие отраслей

экономики деградирующих общество и противоречащих общественным

нормам морали и этики (например, игорный бизнес, проституция, производство наркотических веществ и др.); переход к инновациям во всех сферах жизнедеятельности, способствующий поиску и использованию в практике новых достижений науки и техники; интенсификация производства для наращивания объема материальных благ за счет программ ресурсосбережения (в первую очередь природных ресурсов и электроэнергии).

На сегодняшний день социальная роль бизнеса возрастает. Это происходит в связи с тем, что растет понимание в выгодности иметь в качестве работников или покупателей людей более образованных и живущих в лучших условиях, нежели бедных и невежественных. Бизнесу социальную ответственность навязывать нельзя, так как он не будет участвовать в заведомо невыгодных программах, или в предложениях просто отдать деньги государству. Поэтому одним из возможных путей повышения качества жизни населения за счет возможностей бизнеса является активизация реализации концепции социальной ответственности.

Наряду с государством бизнес выступает «источником» удовлетворения потребностей человека. Их основная задача - удовлетворять материальные потребности и создавать условия для удовлетворения духовных.

Однако все меры, направленные на повышение качества жизни населения, могут быть эффективно реализованы лишь при объединении усилий всех субъектов процесса повышения качества жизни. По объективным причинам усилия эти неравнозначны. Например, строительство объектов культурно-досугового назначения еще не означает повышения культурного уровня населения, поскольку эти объекты могут остаться или невостребованными населением или востребованными незначительной его частью, имеющей к тому же низкий уровень культурно-эстетических вкусов и запросов.

На основе этого можно предположить, что, если усилия одного субъекта будут увеличиваться при одновременном уменьшении или неизменном действии других участников вклада другого (или других), то повышения качества жизни населения не будет наблюдаться. Тем самым достижение цели в процессе повышения качества жизни населения ставится в зависимость от совместных усилий всех участников процесса.

Для того, чтобы реализовать данную цель, основными направлениями социальной политики должны стать:

Создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;

Обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики;

Создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров;

Обеспечение роста реальных денежных доходов населения;

Последовательное повышение уровня оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;

Формирование среднего класса как фактора стабилизации общества на основе значительного роста денежных доходов населения и снижения уровня малообеспеченности;

Повышение социальной защиты нуждающихся на основе усиления адресности оказания помощи, рационализации системы льгот, улучшения социального обслуживания и другие .

Несмотря на то, что в Бразилии имеется ряд проблем в обеспечении достойного уровня жизни населения, тем не менее опыт этой страны может быть весьма ценен для России. Ценность опыта Бразилии состоит, прежде всего, в том, что в последнее время проведенные реформы значительно повысили уровень и качество жизни бразильского населения.

В последние годы Правительством Бразилии реализуется несколько программ по сокращению бедности населения Бразилии. Согласно программе «Мой дом, моя жизнь», все бразильцы, у которых доход составляет менее 1 тысячи 600 реалов (около 700 долларов), смогут купить достойное жилье, потому что федеральное правительство оплатит 90% его стоимости.

Согласно этой программе был выполнен масштабный план строительства доступного жилья для бедных слоев населения. За 2009-2011гг. построено порядка 1 млн. квартир, а общий объем финансирования составил 16,1 млрд. долларов. Таким образом, правительство решило не только острейший для Бразилии социальный вопрос, но и создало более 1 млн. новых рабочих мест. Финансирование программы было распределено следующим образом: 6,8 млрд. долларов было выделено из федерального бюджета, 5,1 млрд. долларов из государственного пенсионного фонда FGTS, остальное государственными банки и региональными и муниципальными властями.

Программа, в первую очередь, ориентирована на огромный слой малоимущих, проживающих в так называемых фавелах - бразильских трущобах.

В программе по строительству доступного жилья было заложено восемь экономических категорий граждан и три базовых уровня месячной зарплаты (самый высокий - около 1900 долларов). При этом самые бедные получили беспроцентный кредит и выплачивают около 9 долларов в месяц, уже въехав в новую квартиру. А ставка кредита для наиболее обеспеченных не превысила 5%. Кроме того, предусмотрены специальные защитные механизмы, чтобы потерявшие работу не остались без крыши над головой.

В рамках программы «Ласковая Бразилия» граждане, имеющие детей в возрасте до 15 лет, получают помощь на каждого ребенка в размере 70 реалов (33 доллара). Данные программы уже показали свои результаты: в течение 2012 года в Бразилии численность бедного населения уменьшилась на 6,4 млн. чел.

Заслуживает внимания и система здравоохранения Бразилии.

В стране существует так называемая Единая система здравоохранения, пользоваться которой могут все, но при этом, есть и частная медицина. Из 180 млн. населения страны 68% имеют только государственную медицинскую страховку.

Врачи в Бразилии причислены к людям свободных профессий, наравне с юристами и журналистами. Количество руководителей среди врачей минимально. Больницами руководят менеджеры, на постоянной основе там работают медсестры. Врачи только приходят на осмотр. В тяжелых случаях больными занимаются врачи интенсивной терапии, которых 5-10 на весь госпиталь.

В Бразилии был осуществлен ряд мероприятий, направленных на улучшение доступа к медицинским услугам самых бедных членов общества. Эти мероприятия включают:

Осуществление программ первичной медицинской помощи;

Нацеливание специальных медицинских программ на удовлетворение нужд бедных слоев населения;

Осуществление программ, в рамках которых муниципалитетам, обеспечивающим медицинскими услугами бедные семьи, выплачиваются денежные поощрения/вознаграждения;

А также выплата денежных поощрений проживающим в этих муниципалитетах беднейшим семьям, которые должным образом пользуются имеющимися услугами здравоохранения и образования, предоставляемыми

государственными учреждениями.

В Бразилии больные очень хорошо социально защищены. Здесь оплачивается государством гемодиализ, все сердечно-сосудистые операции и другие высокотехнологичные процедуры. Лечение СПИДа , гепатита С (начиная с определенных изменений), легочных заболеваний; инсулин, все препараты для диабетиков и многое другое - все лежит на государстве. (Что во многом и послужило истреблению взяточничества в данной сфере.).

Государство всем без исключения гарантирует квалифицированную медицинскую помощь. Даже если турист попадет с инфарктом в государственную больницу - ему окажут помощь, и никто не будет требовать у него страховой полис. В критической ситуации ему помогут за счет бразильского государства.

Гражданин Бразилии имеет право на медицинское обслуживание ;, может воспользоваться всеми процедурами и к тому же получить бесплатно лекарство. Такую возможность дает продуманная налоговая политика. В России подоходный налог - 13%, там - 27%. Кроме того, 1% с любой банковской операции идет на здравоохранение. В огромный список бесплатных лекарств входят дорогостоящие препараты, контрацептивы, многое другое. Некоторые косметические и пластические операции делаются бесплатно, особенно после ожогов и травм .

Еще одна важная социальная инициатива правительства Дилмы Руссефф - оказание государственной поддержки мелким сельскохозяйственным производителям, фермерам. План, который получил название «Сафра для семейного сельского хозяйства», предусматривает улучшение условий жизни и труда для миллионов мелких землевладельцев. Правительство выделяет им на период предстоящего аграрного сезона льготные кредиты, эквивалентные 10 миллиардам долларов. Эти меры позволили повысить производительность труда в фермерском секторе и повысить качество жизни производителей, прежде всего в среде наиболее нуждающихся, включая занятых сельскохозяйственным трудом индейцев.

Также бразильские власти поддерживает аграрный сектор страны, выделяя на его развитие сумму, равную 67 миллиардам 850 миллионам долларам. Эти субсидии направляются в первую очередь на увеличение семенного фонда и развития сахарной отрасли страны .

Таким образом, для России опыт Бразилии весьма показателен - там активно борются с бедностью, оказывают поддержку населению за счет реализации специальных программ. Для повышения уровня жизни россиян также необходимо реализовывать Федеральные программы, искать индивидуальный подход к поддержке наиболее бедного и социально уязвимого населения. В России также необходимо предусмотреть строительство дешевого жилья для малоимущих. Также весьма полезно перенять положительный опыт Бразилии в организации системы здравоохранения, ведь от здоровья нации зависят почти все показатели уровня и качества жизни.

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ РФ КАК ПРИОРИТЕТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Приоритетной целью любого государства во многих сферах государственной и общественной жизни является решение неотложных социально-экономических проблем и, как следствие, повышение качества жизни граждан через создание условий для достойного труда и продуктивной занятости, улучшение здоровья населения, повышение реальных доходов.

В сложившихся условиях повышение качества жизни населения является приоритетным направлением национального развития на долгосрочную перспективу. Основными методами решения вопросов качества жизни являются повышение общего уровня социально-экономического развития страны и региона, а также разработка и реализация соответствующих программ.

В Конституции РФ – основном документе страны, и в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ (на период с 2008 по 2020 гг.), имеющей статус государственной программы, в качестве одной из приоритетных целей выступает создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Качество жизни населения является важнейшим критерием оценки эффективности реализации обозначенной цели. Сегодня, несмотря на некоторое улучшение ситуации в социальной сфере на уровне государства, актуальной и острой остается проблема территориальной неравномерности социально-экономического развития. Поэтому не случайно в России удовлетворение материальных, духовных, культурных и социальных потребностей отдельно взятого человека (или семьи) во многом зависит от территории проживания .

Результативный рост качества жизни населения субъекта РФ во многом зависит от повышения качества регионального управления. В значительной степени социально-экономическое благополучие конкретного субъекта РФ в среднесрочной и долгосрочной перспективе зависит от качества управления, эффективного применения современного инструментария государственного менеджмента.

Государственный менеджмент возник вместе с развитием школы государственной политики и представляет собой организацию процесса эффективного управления в рамках государственных учреждений. Его основополагающим принципом является переориентация работы госструктур на достижение конкретных результатов и качественное удовлетворение потребностей населения. Государственный менеджмент направлен на повышение организационной эффективности, что подразумевает налаживание обратной связи с населением, позволяющей вовремя получать актуальную информацию и вносить инновационные изменения в процесс работы в соответствии с нуждами потребителей госуслуг. Также обратная связь является формой контроля работы чиновников.

Задача повышения качества жизни населения – это общегосударственная задача, решаемая только совместными усилиями всех уровней власти (федерального, регионального, муниципального). Приоритет деятельности органов власти заключается в последовательном повышении качества жизни населения, сокращении бедности, обеспечении достойных условий для жизни людей и развития социального государства.

С практической точки зрения каждый человек положительно оценивает качество своей жизни, если есть интересная работа, достойная зарплата, комфортное и удобное жилье, а также полноценная социальная инфраструктура окружающей среды проживания.

На рис. 1 представлены основные ориентиры деятельности органов государственной и муниципальной власти в области повышения качества жизни населения субъекта РФ.

Рис. 1. Основные ориентиры деятельности органов государственной и муниципальной власти в области повышения качества жизни населения субъекта РФ Источник: сост. авт.

Качество жизни является интегральным показателем организации жизни в субъекте РФ и во многом зависит от полноты и качества услуг, предоставляемых гражданам федеральными и муниципальными службами, от непосредственной деятельности органов государственной власти и муниципального управления, направленной на удовлетворение повседневных жизненных потребностей жителей и их семей, от эффективности «обратной связи» общества и государства. Следует отметить, что качество жизни населения зависит не только от уровня материального благополучия и благоустройства населенных пунктов, но и от создания органами системы публичной власти возможности для населения (делового сообщества и отдельных граждан) участвовать в совместном принятии жизненно важных решений (например, по вопросам разработки, принятия и реализации программ развития территорий, обеспечения общественного порядка), что в свою очередь повышает уровень доверия населения к органами системы публичной власти, степень удовлетворенности условиями своей жизни, социальную значимость граждан и в целом улучшает морально-психологический климат в обществе .

В настоящее время на федеральном уровне отсутствует утвержденная федеральная программа или концепция повышения качества жизни с четкой постановкой задач и критериями оценки эффективности реализации. На уровне субъектов РФ предпринимаются отдельные попытки и уже имеется опыт разработки и реализации региональных программ и концепций улучшения (повышения) качества жизни населения (табл. 1).

Таблица 1

Краткая характеристика принятых в субъектах РФ программных документов по повышению (улучшению) качества жизни населения

Во многих субъектах РФ принимаются целевые программы по повышению качества жизни граждан пожилого возраста (например, Санкт-Петербург, Астраханская, Волгоградская, Новосибирская, Ростовская, Челябинская области, Республика Адыгея, Удмуртская Республика и др.), а также создаются специальные структуры, призванные следить за качеством жизни населения региона и предпринимать оперативные действия по его повышению. Так, при Администрации Кемеровской области функционирует координационно-аналитический совет по качеству жизни населения региона . В 2011 г. в Волгоградской области по инициативе депутатов регионального парламента был образован Общественный экспертный совет по вопросам качества жизни населения Волгоградской области, состоящий из государственных служащих, специалистов надзорных органов, общественников . Однако на практике данные структуры лишь рассматривают актуальные проблемы жилищно-коммунальной политики, системы здравоохранения, образования и др., не предпринимая никаких действий по их решению.

Качество жизни населения является показателем эффективности государственного управления. Стремление к повышению эффективности государственного управления является одной из стратегических задач современного общества, связанной с проводимыми в последние годы в России государственными реформами, направленными на улучшение качества и уровня жизни населения.

В России в настоящее время повышение качества жизни населения является одной из основных стратегических целей государства, определенных Президентом РФ. Президент РФ неоднократно подчеркивал, что повышение уровня жизни граждан России должно достигаться за счет увеличения эффективности и качества работы государственного аппарата . В мае 2012 г. был принят ряд указов, направленных, в том числе, на совершенствование государственного управления. Среди основных направлений данного совершенствования, интересных авторам в контексте данной статьи, выделим следующие:

1. Совершенствование процесса предоставления государственных и муниципальных услуг.

2. Функционирование системы раскрытия информации о разрабатываемых проектах нормативных правовых актов, результатах их общественного обсуждения.

3. Создание условий для эффективного заинтересованного диалога и взаимодействия между властью и общественностью (в т.ч. по вопросам улучшения качества жизни граждан, эффективности текущей политики и перспективам социально-экономического развития страны) через функционирование концепции «Российской общественной инициативы».

4. Обеспечение доступа в сети Интернет к открытым данным, содержащимся в информационных системах органов государственной власти РФ.

5. Совершенствование и развитие института оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов.

6. Разработка и внедрение механизма общественного мониторинга, оценки и оказания реального влияния граждан на действия властей в интересах соблюдения положений Конституции через установление критериев и порядка оценки гражданами эффективности деятельности руководителей: территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений; органов местного самоуправления. Результаты данной оценки могут применяться в качестве основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей.

7. Разработка новых механизмов формирования общественных советов при органах государственной власти РФ

Рассмотрим более подробно реализацию вышеперечисленных направлений совершенствования государственного управления и характер их влияния на качество жизни населения.

Создание и развитие сети МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг, функционирующих по принципу «одного окна», облегчает жизнь гражданам и бизнесу так как способствует сокращению сроков предоставления услуг, снижению риска возникновения коррупции, временных и финансовых затрат при получении услуг и, в конечном итоге, повышению уровня удовлетворенности граждан работой органов государственной власти.

Переход на предоставление госуслуг в электронном виде существенно повысил их доступность, снизил коррупционные риски, сократил временные и финансовые затраты государства и граждан. Единый портал госуслуг gosuslugi.ru функционирует с 15 декабря 2009 г.

Для обеспечения повышения качества и доступности массовых и общественно значимых государственных услуг гражданам Минэкономразвития России проводится ежегодный мониторинг качества и доступности государственных услуг, а также исследования степени удовлетворенности граждан качеством деятельности государственной власти и органов местного самоуправления в части предоставления государственных, муниципальных услуг и осуществления контрольно-надзорных функций. Данный мониторинг является одним из инструментов получения объективной информации о степени удовлетворенности граждан качеством деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в части предоставления государственных и муниципальных услуг. В том числе мониторинг позволяет определить уровень доверия граждан к тем преобразованиям, которые проводятся на государственном уровне по улучшению обслуживания населения.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 №1284 «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решения о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей» на специализированном ресурсе в сети Интернет vashkontrol.ru – проводится сбор мнений о качестве наиболее массовых и социально значимых государственных услуг. Оценка осуществляется непосредственно получателями услуг в инициативном порядке в анкетах, которые заполняются на сайте vashkontrol.ru. Оценка качества государственных услуг проводится по таким критериям, как время ожидания в очереди, вежливость сотрудника, комфортность условий, доступность информации о порядке получения услуги и т.д.

Результаты, полученные в ходе сбора мнений граждан о качестве услуг, участвуют в расчете показателей и рейтингов ведомств и услуг сразу после заполнения анкеты заявителем, а также могут быть сопоставлены с результатами других видов мониторингов (мониторинг качества электронных услуг, мониторинг удовлетворенности качеством услуг по итогам социологических опросов и т.п.) по показателям удовлетворенности и качества предоставления государственных муниципальных услуг. Результаты указанной оценки могут быть использованы в качестве основания для применения в отношении соответствующего руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти (его структурного подразделения) мер дисциплинарного взыскания, предусмотренных законодательством РФ о государственной гражданской службе.

В настоящее время в РФ продолжается работа по повышению информационной транспарентности государственного менеджмента. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ 2012 г. № 851, в РФ создана система раскрытия информации о разрабатываемых проектах нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения . В июне 2013 г. Президент В.В. Путин подписал федеральный закон №112-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственныхорганов и органов местного самоуправления», направленный на дальнейшую реализацию политики по обеспечению открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления .

Указом Президента РФ №183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами РФ с использованием Интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» утверждены Правила рассмотрения общественных инициатив граждан РФ. Специализированный сайт в сети Интернет, на котором граждане РФ могут выдвигать свои общественные инициативы (предложения по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления) с использованием специального Интернет-ресурса www.roi.ru, реализуемые на федеральном уровне, работает с 15 апреля 2013 г. На региональном и муниципальном уровнях должен заработать с 1 ноября 2013 г.

В соответствии с Указом Президента РФ №183 во многих субъектах РФ созданы региональные экспертные рабочие группы по рассмотрению общественных инициатив и утверждены Положения об этих группах (например, Астраханская, Калужская, Мурманская, Ростовская, Сахалинская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская области, Республики Адыгея, Калмыкия, Коми).

По сравнению с федеральными органами власти, государственные органы субъектов РФ и муниципалитеты должны быть максимально доступны для граждан. Поэтому проводится активная работа по внедрению «Открытого правительства» на региональном уровне в виде модуля «Открытый регион», основными целями которого определены повышение эффективности государственного и муниципального управления, обеспечение открытости власти, вовлечение в государственное и муниципальное управление гражданского общества. Результаты рейтинга открытости правительства регионов России, опубликованного Институтом развития информационного общества в 2012 г., свидетельствуют о максимальной открытости (по сравнению с другими субъектами РФ) правительств Ульяновской области, Москвы, Пензенской области, Республики Бурятия и Ивановской области .

Одним из актуальных направлений реализации информационной транспарентности государственного менеджмента на уровне регионов является раскрытие информации о государственных (муниципальных) расходах (представление бюджетов и отчетов об их исполнении) в понятной для неподготовленного пользователя информативной и компактной форме. В настоящее время данное направление реализуется в виде раскрытия бюджета города Москвы (budget.mos.ru), Волгоградской области (budget.volganet.ru/budget/), Ленинградской области (budget.lenobl.ru/), Саратовской области (saratov.ifinmon.ru/), Тульской области (dfto.ru/www/open/) и др.

В январе 2013 г. Правительством Москвы был запущен собственный портал открытых данных (data.mos.ru/), на основе которого были созданы мобильные приложения: для записи на прием к врачу, для вызова такси и др. Кроме того, функционируют некоммерческие проекты, посвященные доступности информации, раскрываемой государством для граждан, такие как OpenGovData.ru (проект И. Бегтина) и GisLab.info (открытые данные по границам особо охраняемых природных территорий федерального подчинения РФ).

Институт оценки регулирующего воздействия, активно развивающийся в РФ с2010 г., ориентирован на повышение качества правотворчества, создание прозрачных и понятных механизмов принятия обоснованных регулятивных решений. С помощью процедуры публичных консультаций на стадии законодательной инициативы создается барьер продвижению недостаточно проработанных решений, которые впоследствии могут повлечь неоправданные расходы для предпринимателей и государственного бюджета, т.е. принимаются меры по нивелированию возможного отрицательного влияния принимаемых актов на инвестиционный и предпринимательский климат. Окончательное принятие нормативно-правовых документов осуществляется при достижении консенсуса заинтересованных сторон.

Для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения разработан и функционирует специально созданный Единый портал regulation.gov.ru, работающий в штатном режиме с 15 апреля 2013 г. С 1 января 2013 г. на региональном уровне процедура оценки регулирующего воздействиявведена в 20 пилотных регионах, в т.ч. в Краснодарском крае, Астраханской области, Волгоградской области.

По факту субъектом РФ ЮФО, полностью внедрившим оценку регулирующего воздействия, является Краснодарский край. Астраханская, Волгоградская и Ростовская области входят в число субъектов РФ ЮФО, активно занимающихся продвижением института оценки регулирующего воздействия, республика Калмыкия – в число регионов с низкой активностью. В республике Адыгея никаких действий к внедрению процедуры оценки регулирующего воздействия не предпринимается .

Согласно итогам третьего раунда мониторинга внедрения института оценки регулирующего воздействия в механизм принятия решений в субъектах РФ (апрель2013 г.), проводимого Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства, в Топ-10 субъектов РФ вошли: Свердловская, Ульяновская, Вологодская, Ярославская, Волгоградская, Липецкая и Калужская области, Чувашская и Удмуртская Республики, Республика Татарстан и Краснодарский край .

Повышение эффективности деятельности государственных структур является одним из основных направлений совершенствования системы государственного управления РФ. Постановление Правительства РФ №1284 предусматривает проведение оценки гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) путем сбора мнений о качестве наиболее массовых и социально значимых госуслуг. Граждане могут оценивать качество госуслуг по таким критериям как: время ожидания в очереди, вежливость сотрудника, комфортность условий, доступность информации о порядке получения услуги и т.д. При этом результаты указанной оценки могут быть использованы в качестве основания для применения в отношении соответствующего руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти (его структурного подразделения) мер дисциплинарного взыскания, предусмотренных законодательством РФ о государственной гражданской службе.

Федеральным законом №32-ФЗ «Об Общественной палате РФ» органам исполнительной власти предоставлена возможность образовывать общественные советы. Так, при каждом Министерстве (Комитете) региона, в соответствии с Постановлением Губернатора Волгоградской области от 12.05.2012 №317 «Об образовании Общественных советов при органах исполнительной власти Волгоградской области», организованы Общественные советы. Также создан Общественный совет при Губернаторе Волгоградской области. Данная форма взаимодействия власти и гражданского общества применяется при высшем руководстве страны и практически во всех субъектах РФ. Практика показывает: это одна из эффективных форм взаимодействия власти и гражданского общества.

Главной задачей Общественных советов является содействие исполнительной власти в оперативном решении первоочередных задач отрасли. Общественный советявляется постоянно действующим экспертно-консультативным органом и обеспечивает взаимодействие населения области с Министерством (Комитетом) в целях учета их потребностей и интересов при осуществлении Министерством (Комитетом) возложенных на него функций и в целях осуществления общественного контроля за его деятельностью.

Для повышения качества жизни населения субъектов РФ, на наш взгляд,необходимо:

1. Изучить и обобщить:

– зарубежный опыт в области разработки социальных стандартов качества и уровня жизни и социальной защиты населения, государственной социальной стандартизации;

– отечественный опыт регионов, обладающих наилучшими достижениями по определенным направлениям повышения качества жизни населения, использовать полученные результаты при решении проблем в социально-экономическом развитии субъекта РФ.

2. Принять федеральный закон о разработке стандартов уровня и качества жизни населения в России, обеспечивающий (в соответствии со ст. 19 Конституции РФ) социальное равенство всех граждан страны независимо от места их проживания.

3. Разработать комплексную, научно обоснованную долгосрочную федеральную концепцию устойчивого повышения качества жизни граждан РФ.

4. Утвердить единую систему индексов – параметров, по которым должна осуществляться оценка и планирование качества жизни населения.

5. Организовать общественно-научный экспертный совет по вопросам качества жизни населения России (состоящий из специалистов в области управления качеством жизни) для:

– осуществления постоянного мониторинга качества жизни граждан РФ и предоставления на основе его результатов предложений и рекомендаций органам системы публичной власти для принятия оперативных решений;

– оценки эффективности и результативности деятельности органов системы публичной власти всех уровней на основе анализа динамики показателей качества жизни на конкретных территориях;

– проведения информационной работы (форумов, выставок, научно-практических конференций, круглых столов) по актуальным проблемам качества жизни населения, имеющей своей целью обмен опытом и разработку конкретных мер и механизмов их решения;

– разработки основной федеральной концепции повышения качества жизни на среднесрочную и долгосрочную перспективы.

6. Усилить работу органов государственного регулирования по сохранению существующих и созданию новых рабочих мест, поощрению работодателей к выполнению социальных обязательств перед нанимаемыми работниками.

7. Постоянно повышать качество подготовки специалистов, осуществляющих процесс предоставления госуслуг населению.

8. Организовать горячие линии по возникающим у населения вопросам (образование, здравоохранение, ЖКХ и т.д.), действительно функционирующих, а не тех, на которые невозможно дозвониться или абонент не может быть вызван или никто не берет трубку.

Итак, сегодня государственный менеджмент имеет несколько приоритетных направлений, основной из которых – повышение качества жизни населения. Существенное повышение качества жизни является наиважнейшей социально-экономической задачей, стоящей в повестке дня. Для ее достижения осуществляетсясовершенствование системы государственного управления, приоритетно направленное на улучшение информационной транспарентности деятельности органов системы публичной власти, расширение масштабов их взаимодействия с населением в рамках партисипативных отношений, повышению эффективности и результативности государственного управления.

Как в среде экономистов и социологов, так и в обществе нередко поднимаются вопросы качества жизни, степени удовлетворенности людей собственным существованием. Виной всему - информационный бум. Как известно, раньше мы в своей стране жили при "железном занавесе". А потому о том, что творится у соседей, не имели ни малейшего понятия. Просвещать рядовое население на эту тему в планы партии и правительства никак не входило. Вот отчего у наших неподготовленных туристов, попавших волей случая за рубеж, порой случался настоящий шок от одного только вида внешних атрибутов жизни на "загнивающем Западе". Вернувшись домой и осознав всю разницу в материальном положении - собственном и такого же рядового трудящегося за рубежом, наши люди серьезно задумывались...

С началом перестройки и буквально свалившейся на нас лавины информации замалчивать разницу в материальном и прочем положении людей "у нас" и "там" стало невозможно. Мы многое узнали - что, оказывается, живем совсем не так прекрасно, как нам рассказывает руководство. По сравнению со странами Запада уровень жизни населения России выглядел, мягко говоря, так себе. И мы стали задаваться вопросом: "Почему?"

В наши дни, при наличии Интернета и огромного количества средств массовой информации, кажется, уже не осталось никаких "белых пятен" в данном вопросе. В любой момент мы можем получить множество разнообразных данных - от средней продолжительности жизни в Китае до уровня дохода на душу населения в Австралии. Подробно изучены и по-прежнему продолжают муссироваться классические вопросы "кто виноват" и что делать".

Уровень жизни в России не ругает только ленивый. Особенно после того, как мы узнали, что положение у нас, оказывается, похуже, чем у некоторых бывших "голодающих братских республик". И сравнимо наше существование с большинством развивающихся стран Африки.

Если отвлечься от разговоров на обывательском уровне и всерьез задуматься о причинах такого несоответствия, следует прежде всего разобраться не только в его предпосылках, но и в терминах.

О чем конкретно вопрос?

Понятие «уровень жизни» подразумевает полноту удовлетворения потребностей населения той страны, о которой идет речь. Причем не только материальных, но и социально-духовных.

"Измеряется" он размером и качественным разнообразием всех возможных потребностей и ограничивается возможностями их удовлетворения в зависимости от величины доходов населения.

В статистике обобщающими показателями этого понятия служат:

  • величина валового продукта на единицу населения (разумеется, в сопоставимых ценах);
  • индексы стоимости жизни;
  • национальный доход на душу населения;
  • реальная оплата труда работающего;
  • размер прожиточного минимума;
  • реальные в расчете на одного человека;
  • число и процентный состав (так называемый удельный вес) находящихся за чертой бедности (это люди, чей доход не превышает прожиточного минимума).

На основании чего получают такие данные?

Статистика уровня жизни отдельных стран и регионов ведется уже много десятилетий. Ученые и социологи во всем мире в своих исследованиях опираются на такие источники информации, как социологические опросы, бюджетные обследования, общие и локальные переписи.

Обследования бюджета позволяют узнать структуру заработков и расходов населения, среднедушевой доход, объем покупок различных товаров, распределение по категориям "состоятельности".

Уровень жизни в России изучает соответствующий центр при Министерстве труда и соцразвития, а также Всероссийский центр общественного мнения. Понятия, которыми они оперируют, - «народное благосостояние», «качество жизни», «уровень жизни» и проч. Рассмотрим их подробнее.

Что такое качество жизни?

Это степень удовлетворенности интересов и потребностей людей как в разнообразной деятельности, так и в субъективном ощущении жизни. Понятие включает не только показатели труда - его характер, условия и результаты. Но и другие аспекты человеческой жизни - демографические, экологические, этнографические. Затрагивает оно и политические (а также юридические) вопросы, например, права и свободы, идеологию и культуру, поведение и психологию.

Таким образом, благосостояние является неким синтезом представлений, обобщающим все стороны социального организма. Высшей целью экономики в условиях рынка становится достижение этого показателя в максимальной степени и повышение уровня жизни населения. Важнейшая предпосылка этого - эффективная политика, направленная на рост благосостояния людей.

Более подробно концепцию качества жизни характеризуют следующие показатели:

  1. Здоровье жителей. Учитывается продолжительность жизни, заболевания (их тяжесть и длительность), самочувствие и способности людей, уровень смертности.
  2. Качество, сбалансированность и регулярность питания, экологическая безопасность продуктов.
  3. Образовательный уровень - длительность обучения, глубина и степень научных знаний, обеспеченность учебной литературой.
  4. Условия и характер занятости, эффективность труда и его напряженность, соответствие склонностям, возможность профессионального выбора. А также такие критерии, как безработица, занятость, продолжительность рабочего дня и отпуска, степень автоматизации труда и даже атмосфера в коллективе.
  5. Условия проживания - размер и степень благоустройства жилья, удобство в быту.
  6. Система социальных льгот и обеспечений. Это гарантии выплат пенсий, пособий и больничных, забота о семьях с детьми.
  7. Возможность и доступность выбора видов отдыха, его продолжительность и полученное от него удовлетворение.
  8. Наконец, реализация общечеловеческих прав в безопасности, защите от терактов и эпидемий, лояльности правовых органов.

А что же такое уровень жизни?

Это количественная характеристика рассмотренного выше понятия. Оценка уровня жизни производится совокупно по целому ряду критериев.

Зависит он, с одной стороны, от величины и состава постоянно меняющихся материальных потребностей, а с другой, бывает ограничен возможностями их удовлетворения, зависящими от доходов. Последний показатель определяется эффективностью производства, степенью прогресса в научно-технической сфере, национальными особенностями, образовательным и культурным уровнем населения.

В мировой практике в качестве одного из главных составляющих данного понятия фигурирует компонент продолжительности жизни и здоровья людей как базисное условие человеческого существования.

В целом категория "уровень жизни" - скорее, количественное понятие с определенными на настоящий момент конкретными показателями. Наиболее популярные из них - размер потребительской корзины и величина прожиточного минимума. Но термины "уровень" и "качество жизни" невозможно измерить лишь цифрами.

В бытовом плане вышеуказанные понятия ассоциируются с радостью повседневного бытия, уверенностью в будущем, возможностью развиваться как личность и путешествовать по миру.

Хорошо там, где нас нет

По итогам международных опросов был составлен рейтинг - сравнивались страны по уровню жизни (по состоянию на 2014 год). Любопытно взглянуть, где же людям лучше живется.

По данным всевозможных опросов, жизнь в Азии постепенно и неуклонно улучшается. В Европе же уровень ее несколько снижается, но все же остается неизменно высоким по сравнению со странами Востока и особенно Африки, где изменения не так значительны. Из европейских стран лидером признана Норвегия, за ней идет Швейцария.

Позиция ее в общем списке - строчка № 61. "Соседи" - Шри-Ланка и Вьетнам. Значительных изменений по сравнению с предыдущими годами не наблюдается. По опросам, лишь чуть более половины россиян (56%) довольны собственной жизнью.

А теперь подробнее

По таким показателям, как эффективность государственного управления и уровень коррупции, наша страна занимает аж почетное 115-е место (для сравнения: в прошлом и позапрошлом году были соответственно 119-е и 96-е места). На что обращали внимание, кроме прочего, при подведении итогов: на справедливость процедуры выборов, данные о коррупции в правительстве, уровень удовлетворенности людей системой правосудия.

Другие важные факторы уровня жизни - предпринятые правительством меры по борьбе с нищетой и мероприятия по охране окружающей среды.

По пункту "качество образования" наши позиции не так плохи - 26-е место (против 27-го в прошлом году). На каждого учителя в стране приходится 18 учеников. При этом российским образованием довольны 53% жителей страны.

Здоровье россиян позволяет нам занять лишь 44-е место в рейтинге (как и в прошлые годы). Такой важный показатель, как средняя продолжительность жизни, у нас всего 60 лет (в странах Европы - 70-75 лет). Уровень жизни в России по этому важнейшему критерию явно не дотягивает до мирового.

Рейтинг безопасности России все ниже, сейчас это - 98-е место (соответственно 97-е и 82-е в прошлом и позапрошлом годах). Лишь около 43,8% россиян не испытывают чувства опасности, особенно на ночных улицах родных городов.

Такое понятие, как свобода граждан, у нас, по всей видимости, не в сильном почете - мы только на 114-м месте (а всего их 142). При этом 60,9% россиян полагают, что имеют возможность свободного выбора, в том числе и в выражении собственных мыслей. Остальные с ними не согласны.

В таком сложном вопросе, как социальная жизнь, Россия на 62-й позиции. Особенность национального менталитета в том, что жители страны склонны, скорее, доверять и помогать друзьям и родне, но не посторонним людям. Впрочем, абсолютное большинство граждан (90,1%) считают, что в сложной ситуации другие их выручат.

Какие же страны по уровню жизни лидируют?

И вновь список возглавляет Норвегия, где 77% населения признали себя вполне довольными собственной жизнью. Первую позицию страна занимает уже пятый год, в том числе и по показателям экономики. А замыкает список Чад.

Рай для предпринимателей - Швеция. Это страна, где легче всего открыть собственный бизнес и получить в этом поддержку от государства.

С точки зрения эффективности властей лучшей признана Швейцария.

Самая лучшая медицина и больницы - в Люксембурге, а наибольшая продолжительность жизни (76 лет) - в Японии.

По качеству образования попеременно лидируют то Новая Зеландия, то Австралия.

С социальной точки зрения наиболее благополучна Норвегия. Там люди склонны доверять друг другу больше, чем где бы то ни было и, по результатам опросов, готовы оказать помощь не только родным и близким, но и совершенно чужим людям.

Фактор личной свободы выдвинул в лидеры Канаду, где зафиксировано наибольшее количество прав у граждан, а также самое терпимое отношение к иностранцам.

Но вернемся в Россию. Как известно, не все ее регионы живут одинаково. Где же в нашей стране лучше, а где хуже?

Уровень жизни: рейтинг городов России

По результатам оценки российских городов (выборка проводилась среди тех из них, где численность населения превышала 100 тысяч человек), ежегодно проводимой изданием «Секрет фирмы», получен рейтинг за 2014 год. По ранжиру были выстроены 149 мегаполисов. Критериями послужили 13 разных пунктов, таких как медицинское обслуживание, среднедушевые доходы населения и его покупательная способность, уровень развития предпринимательства и т. п.

Статистика основывалась на отчетах городских администраций и данных Росстата. Итак, где же в России (не считая Москвы и Санкт-Петербурга, конечно) самый высокий уровень жизни?

Почетное первое место по благосостоянию второй раз за последние два года отдано Калининграду, несмотря на уровень безработицы выше среднероссийского. Эксперты отмечают чрезвычайно удобное положение города в географическом смысле, эксклюзивные экономические условия, высокий уровень квалификации работающих. По объему выпускаемой продукции на 1 человека Калининград - безусловный лидер.

Тройку лидеров замыкает Белгород, где живет 373 500 человек. Город отличают стабильно высокие доходы населения и хороший образовательный уровень. К тому же он славится развитой инфраструктурой.

Кто еще?

На четвертом месте - Домодедово. Этот небольшой город за год резко продвинулся с 32-го места, удивив высокими темпами роста экономики и доходов.

На пятом - Иркутск. Его население - 606 000 человек, покупательная способность которых за последний год возросла в 7 раз. Неудивительно, что город резко "прыгнул" с 20-го места на 5-е.

Химки, занимавшие вторую строчку в прошлом году, ухудшили свои позиции, но все же лидируют по доходам бюджета на душу населения. Эта сумма составляет 30 400 рублей.

Как мы видим, достаточно высокий уровень жизни в России можно наблюдать и в относительно небольших городах.

Следом идет Екатеринбург. В топ-10 столица Урала - крупнейший из городов. Его население - почти 1,4 миллиона человек. Его бюджет (доходы населения) составляет 23 400 руб. на жителя.

Аутсайдеры рейтинга

Небольшой по размеру Обнинск с населением 106 000 человек уже второй год не покидает десятку лидеров. Доход городского бюджета в расчете на каждого - 27 000 рублей. Город, к тому же, признанный центр науки.

Замыкает десятку лидеров Тюмень. Этот областной центр с населением 634 000 человек "сполз" с прошлогоднего шестого места из-за неважной экологии и работы властей.

В каких же из российских городов уровень и качество жизни оставляют желать лучшего?

Если рассматривать топ-100 - полный список участвовавших в рейтинге городов, то замыкает его Оренбург с населением 556 100 человек, на предпоследнем месте - Новочебоксарск (123 900 чел.), чуть выше его - Абакан (169 800 чел.).

Что ж, теперь мы знаем, "кому же на Руси жить хорошо". Точнее, жителям каких городов. Разумеется, в исследовании не задействованы Москва и Санкт-Петербург - у них особый статус. Как известно, жизнь "в столицах" и жизнь в российской глубинке отличается на порядок, а то и на несколько. И несмотря на то, что отдельно взятые небольшие города могут относительно процветать благодаря удачному сочетанию каких-либо факторов (стабильной работе градообразующего предприятия, продуманной политике городских властей и т. д.), в целом жизнь в небольших городках особенным качеством не отличается.

Связано это прежде всего с ограниченными возможностями трудоустройства, недостаточным развитием частного бизнеса и малым денежным оборотом. Отсюда - все беды и проблемы российской глубинки. Сможет ли что-то изменить экономическая политика правительства? Время покажет...