Налоговые льготы региональный инвестиционный проект. Дополнительные критерии для применения налоговых льгот

07/2016

Подписанный Президентом РФ 23 мая 2016 года Федеральный закон № 144-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации» (далее – «Закон ») вносит существенные изменения в области налогообложения организаций-участников региональных инвестиционных проектов (далее – «РИП »).

Закон позволяет организации (которая рассматривается как участник РИП) учесть при расчете общего объема капитальных затрат в рамках РИП суммы капитальных затрат, которые были сделаны до даты регистрации организации в качестве участника РИП. При этом Законом предоставляется возможность реализовать РИП на территории любого субъекта Российской Федерации. Ранее Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривал закрытый перечень субъектов, расположенных на территории Дальнего Востока и Забайкалья.

Применение льгот по налогу на прибыль

В рамках реализации РИП Закон предусматривает возможность применения в течение установленного периода времени налогоплательщиками нулевой ставки по налогу на прибыль, поступающему в бюджет Российской Федерации, а также пониженных ставок (вплоть до 0%) по налогу на прибыль, поступающему в бюджет субъекта Российской Федерации. Правом на получение льгот по налогу на прибыль обладают как участники РИП, внесенные в Реестр участников РИП (далее – «Реестр »), так и не внесенные в данный Реестр.

Участники РИП, не включенные в Реестр, применяют:

  • ставку от 0 до 10% по налогу на прибыль, зачисляемому в региональный бюджет, в течение 10 лет с момента обращения о применении данной льготы при соблюдении требований по минимальному объему капитальных вложений; и
  • не менее 10% в последующие пять лет.

Для участников РИП, включенных в Реестр и реализующих проекты на территории субъектов Российской Федерации, за исключением Забайкалья и Дальнего Востока, налоговая ставка по налогу на прибыль, зачисляемому в региональный бюджет, может быть понижена до 10% на период, начиная с момента получения первой прибыли от реализации инвестиционного проекта до момента, когда разница между налогом, рассчитанным по ставке 20%, и налогом, исчисленным по пониженной ставке, не составит величину, равную объему капитальных вложений.

Участники РИП, включенные в Реестр и реализующие проекты на территории Забайкалья и Дальнего Востока, могут выбрать наиболее подходящую льготу из перечисленных двух вариантов.

Применение льгот по налогу на добычу полезных ископаемых

Закон предусматривает возможность применения коэффициента, понижающего размер налога на добычу полезных ископаемых (далее – «НДПИ ») к уплате. Применяемый коэффициент, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого (0, 0.2, 0.4, 0.6, 0.8), зависит от налогового периода реализации РИП.
Данную льготу можно получить с момента, когда появились основания для определения налоговой базы по НДПИ.

Применение повышенного коэффициента амортизации

Изменениями предусмотрена возможность применения повышающего коэффициента амортизации, но не превышающего 2, применительно к основным средствам, произведенным в соответствии с условиями специального инвестиционного контракта (пройдите для ознакомления с предыдущим информационным бюллетенем о специальных инвестиционных контрактах). При этом порядок отнесения амортизируемых основных средств, произведенных в рамках специального инвестиционного контракта, Правительством РФ не утвержден.

Подтверждение льгот

Для подтверждения получения льготы на участника РИП возложена обязанность по обеспечению сохранности данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов на протяжении всего срока применения пониженных ставок (если объем капитальных вложений превышает 500 миллионов рублей, то в течение шести лет).

Вступление в силу

Изменения вступили в силу с 23 июня 2016 года за исключением следующих положений: (i) применение пониженного коэффициента по НДПИ возможно с 1 июля 2016 года; и (ii) применение льготы по налогу на прибыль возможно с 1 января 2017 года.
Следует отметить, что Закон предусматривает гарантии неприменения актов законодательства о налогах и сборах, ухудшающих положение налогоплательщиков-участников специальных инвестиционных контрактов. Нормы, ухудшающие положение налогоплательщиков-участников специальных инвестиционных контрактов, не применяются до даты окончания срока действия специального инвестиционного контракта или до даты окончания сроков действия налоговых льгот, установленных на дату заключения специального инвестиционного контракта, в зависимости от того, какое из указанных двух событий наступит ранее.

Тенденции в области развития инвестиционных налоговых льгот

Принятый Закон регулирует вопросы применения льгот только в отношении налога на прибыль и НДПИ. Между тем, необходимо дополнить нормы о предоставлении льгот по налогу на имущество и социальным взносам, и поэтому в ближайшем будущем можно ожидать обсуждение соответствующих законопроектов.
Анализ данного Закона показал наличие тенденции переложения обеспечения льгот с федерального бюджета на региональные бюджеты субъектов Российской Федерации. Данная тенденция, скорее всего, в ближайшем будущем будет сохранена. На данный момент Правительство РФ по поручению Президента РФ разрабатывает план по закрытию 10 неэффективных особых экономических зон, а оставшиеся будут переданы регионам. В рамках данной инициативы также обсуждается вопрос создания единых критериев и подходов для создания особых экономических зон и территорий опережающего развития.

Закон устанавливает существенные льготы по налогу на прибыль, которые следует учитывать инвесторам при размещении бизнеса в России. Однако в связи с отсутствием судебной практики по вопросу применения льгот участниками РИП рекомендуется внимательно относиться к получению статуса участника РИП, выбору режима наиболее оптимального для реализуемого проекта режима налогообложения, получению льгот и хранению документов бухгалтерского и налогового учета.
На данный момент Законом был уточнен порядок применения льгот по налогу на прибыль к РИП. Как уже было отмечено выше, не исключено, что в ближайшее время будут приняты Федеральные законы, изменяющие льготы по налогу на имущество и страховым взносам. В связи с этим рекомендуем следить за изменениями законодательства в данной сфере.

Регистрационный N 33451

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 10 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N31, ст. 3824; 2013, N 40, ст. 5037; 2014, N 23, ст. 2924) приказываю :

1. Утвердить Порядок ведения реестра участников региональных инвестиционных проектов и состав сведений, содержащихся в реестре, согласно приложению к настоящему приказу.

2. Управлению информационных технологий (Т.В.Матвеева) организовать разработку программных средств, реализующих формирование и ведение реестра участников региональных инвестиционных проектов, и их размещение в Фонде алгоритмов и программ Федеральной налоговой службы.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего методологическое и организационное обеспечение работы налоговых органов по вопросам исчисления в соответствующий бюджет налогов и сборов, иных обязательных платежей.

Руководитель

Федеральной налоговой службы

М. Мишустин

Приложение

Порядок ведения реестра участников региональных инвестиционных проектов и состав сведений, содержащихся в реестре

I. Общие положения

1.1. Порядок ведения реестра участников региональных инвестиционных проектов и состав сведений, содержащихся в реестре (далее - Порядок), устанавливает основные требования к ведению реестра участников региональных инвестиционных проектов (далее - Реестр), определяет перечень сведений, содержащихся в Реестре, и порядок их представления.

1.2. Ведение Реестра осуществляется Федеральной налоговой службой в соответствии со статьей 25 10 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) на федеральном уровне в электронном виде путем формирования и изменения записей в Реестре управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 25 8 Кодекса, на основании решений и сведений, представляемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и налоговыми органами по месту нахождения налогоплательщика - участника региональных инвестиционных проектов (по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика).

II. Состав сведений, содержащихся

в реестре участников региональных инвестиционных проектов

2.1. Реестр участников региональных инвестиционных проектов содержит следующие сведения:

1) номер записи, дата записи;

2) сведения об организации - участнике регионального инвестиционного проекта - полное наименование организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учет (КПП), адрес (место нахождения);

3) реквизиты решения о включении организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов - наименование документа, дата, номер, наименование уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшего решение;

4) дата, с которой организация подлежит включению в Реестр;

5) реквизиты документа, являющегося основанием для прекращения статуса участника регионального инвестиционного проекта - наименование документа, дата, номер, наименование и код налогового органа по месту нахождения налогоплательщика - участника регионального инвестиционного проекта (по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика), принявшего решение;

6) основание прекращения статуса участника регионального инвестиционного проекта в соответствии с перечнем, приведенным в пункте 4 статьи 25 12 Кодекса;

7) дата прекращения статуса участника регионального инвестиционного проекта;

8) реквизиты документа об отмене документа, являющегося основанием для прекращения статуса участника регионального инвестиционного проекта - наименование документа, дата, номер, орган, принявший решение об отмене;

9) реквизиты решения о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре участников региональных инвестиционных проектов - наименование документа, дата, номер, содержание измененных сведений;

10) сведения об инвестиционном проекте, содержащиеся в инвестиционной декларации:

а) полное наименование инвестиционного проекта;

б) цель реализации инвестиционного проекта;

в) код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

г) общий объем финансирования инвестиционного проекта с указанием целей направления средств, в том числе: на новое строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, модернизацию основных средств (млн.руб.);

д) объем затрат на создание (приобретение) амортизируемого имущества, в том числе на: строительно-монтажные работы, машины, оборудование, инструменты, инвентарь, прочее (млн.руб.);

е) срок реализации инвестиционного проекта;

ж) ежегодный объем капитальных вложений при реализации инвестиционного проекта (млн.руб.) в соответствии с графиком, указанным в пункте 8 инвестиционной декларации 1 ;

з) коды субъектов Российской Федерации, на территории которых также реализуется инвестиционный проект.

2.2. Сведения об участниках региональных инвестиционных проектов и о региональных инвестиционных проектах группируются в Реестре по субъектам Российской Федерации, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 25 8 Кодекса.

III. Порядок представления сведений, подлежащих включению в реестр участников региональных инвестиционных проектов

3.1. Сведения, указанные в подпунктах 5, 6, 7, 8 пункта 2.1 настоящего Порядка представляются для включения в Реестр налоговыми органами по месту нахождения налогоплательщика - участника регионального инвестиционного проекта (по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика).

Иные сведения, указанные в подпунктах 2, 3, 4, 9, 10 пункта 2.1 настоящего Порядка, представляются уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

3.2. Решения о включении организации в Реестр и о внесении изменений в Реестр, иные необходимые сведения, подлежащие включению в Реестр, представляются уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

3.3. Уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации представляют сведения в соответствующие управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации в электронной форме.

3.4. Сведения, представляемые уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в электронной форме, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица и представляются по телекоммуникационным каналам связи или на съемном электронном носителе.

3.5. Сведения, подлежащие включению в Реестр, представляются уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации бесплатно.

3.6. Сведения о документах, являющихся основанием для прекращения статуса участника регионального инвестиционного проекта, и об их отмене, иные необходимые сведения, подлежащие включению в Реестр, представляются налоговыми органами по месту нахождения налогоплательщика - участника регионального инвестиционного проекта (по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) в течение трех рабочих дней в электронной форме в соответствующие управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации.

3.7. Управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации на основании полученных данных осуществляют в режиме удаленного доступа формирование информационного ресурса федерального уровня "Реестр участников региональных инвестиционных проектов".

1 Приказ Федеральной налоговой службы от 5 февраля 2014 г. N ММВ-7-3/38@ "Об утверждении формы инвестиционной декларации", зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 04.04.2014, регистрационный номер 31835; Российская газета, 2014,16 апреля.

Понятие налогоплательщика - участника региональных инвестиционных проектов

Признание статуса региональных инвестиционных проектов позволяет применить ряд льгот. Последние призваны стимулировать приток капиталов и ускорить развитие регионов. Однако не каждая организация может полечить такой статус.

Участник регионального инвестиционного проекта должен соответствовать критериям, изложенным в ст. 25.9 НК.

Определение такого налогоплательщика базируется на его обязательных признаках. К последним относятся следующие особенности:

  • участниками региональных инвестиционных проектов могут быть только российские организации. Исходя из норм ГК, таковыми признаются юридические лица, созданные на основании законодательства РФ;
  • участниками признаются организации, получившие соответствующий статус. Законодательство предусматривает 3 способа его обретения;
  • организация должна отвечать определенным правилам, регулирующим уплату налога на прибыль на протяжении ряда налоговых периодов.

Исходя из этих характеристик, можно определить налогоплательщика-участника региональных инвестиционных проектов как российскую организацию, получившую статус участника регионального инвестиционного проекта, соответствующего установленным нормами НК критериям.

Организации, признающиеся налогоплательщиками - участниками региональных инвестиционных проектов

Существуют 3 группы российских юридических лиц, которым присваивается такой статус. Он может быть получен при внесении данных об организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов, при получении налоговых льгот, компаниями, соответствующими определенным условиям, а также при реализации специальных инвестиционных проектов.

Присвоение статуса при внесении в реестр региональных инвестиционных проектов

Статус участника такого проекта приобретается в момент его внесения в соответствующий реестр. Для таких организаций предусмотрены наиболее жесткие требования. Они содержатся в п. 1 ч. 1 ст. 25.9 НК и включают в себя следующее:

  • организация-претендент должна быть зарегистрирована на территории того субъекта РФ, где происходит реализация проекта;
  • в ее состав не должны быть включены обособленные подразделения, расположенные в иных регионах. Это условие, в совокупности с предыдущим, гарантирует то, что все ресурсы организации будут направлены на реализацию региональных инвестиционных проектов.
  • юридическое лицо не использует специальные налоговые режимы, предусмотренные законодательством о налогах;
  • юридическое лицо не участвует в консолидированной группе налогоплательщиков;
  • Организация-претендент не является оператором на финансовых рынках. К ним относятся, банки, страховщики, НПФ, клиринговые компании, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • юридическое лицо не получает преференций, связанных с участием в особых экономических зонах;
  • организация-претендент никогда не участвовала в реализации региональных инвестиционных проектах. Это касается как текущих, так и готовых проектов. Кроме того, речь идет и о случаях правопреемства.

Для включения в реестр необходимо обратиться в уполномоченный орган с заявлением.

К последнему понадобится приложить учредительный документ, свидетельство о регистрации, а также о постановке на налоговый учет. Кроме того, понадобится инвестиционная декларация, приложением к которой служит сам проект.

Присвоение статуса особого налогоплательщика

Для того, чтобы получить льготы, организация должна соответствовать ряду критериев. Если она внесена в реестр участников региональных инвестиционных проектов, то важна одна из следующих характеристик:

  • компания должна проинвестировать проект на сумму не менее 50 млн. рублей за 3 года, прошедших с момента внесения в реестр;
  • организации необходимо осуществить вложения на сумму не менее 500 млн. рублей в течение 5 лет после внесения в реестр участников региональных инвестиционных проектов.

Все указанные суммы рассчитываются без учета уплаченного НДС. Кроме того, в состав осуществленных инвестиций не включаются:

  • имущество, использованное и отраженное при учете вложений участниками ранее реализуемых инвестиционных проектов;
  • недвижимые объекты созданные или приобретенные на участках, где планируется открыть производство, до даты внесения в реестр участников региональных инвестиционных проектов.

Присвоение статуса при обращении в налоговый орган

Помимо организаций, отраженных в реестре, рассчитывать на признание такого же статуса могут любые организации.

Для этого необходимо обратиться в налоговый орган по месту реализации проекта с заявлением установленной формы.

В нем необходимо указать объем осуществленных инвестиций, срок, в течение которого они были произведены, а также информацию о производимых товарах либо о планах изготавливать определенную продукцию.

Перечень требований определен в п. 2 ч. 1 ст. 25.9 НК. Он включает следующие критерии:

  • место нахождения организации или ее обособленного подразделения должно находиться на территории региона, где происходит реализация проекта. В отличие от предыдущей группы, речь идет и о юридических лицах, зарегистрированных в других регионах, но поменявших место расположения, либо открывших подразделение;
  • организация не вправе участвовать в КГН;
  • юридическое лицо не осуществляет деятельность на территориях особых экономических зон;
  • организация не может параллельно реализовывать иные региональные инвестиционные проекты, либо быть правопреемникам по ним. Отличие от включенных в реестр компаний заключается в допустимости участия в завершившихся проектах.

Дополнительные критерии для применения налоговых льгот

Как и в случае с участниками, внесенными в реестр, речь идет об объемах произведенных инвестиций и сроках, в течение которых осуществлялись вложения. Льготы могут быть применены при следующих ситуациях:

  • если объем инвестиций составил не менее 50 млн. рублей в срок не более 3-х лет с их начала и 3-х лет, предшествующих подаче заявления. Дополнительное ограничение перестало быть актуальным для новых заявителей. Ранее в расчет не принимались инвестиции произведенные до 1 января 2013 года;
  • в случаях, когда инвестировано не менее 500 млн. рублей на протяжении не более 5-ти лет с момента начала вложений и не ранее, чем за 5 лет до обращения в налоговый орган. В этой ситуации, ограничение расчетного периода 1-м января 2013 года актуально.

Участники специальных инвестиционных контрактов

Отдельную категория таких налогоплательщиков связана с заключением специального инвестиционного контракта. Они предусмотрены ч. 2 ст. 25.9 НК. Такие соглашения заключаются с участием высших органов исполнительной власти России или уполномоченными структурами.

Организация обретает соответствующий статус с даты включения в перечень, определяемый Правительством. Это приравнивает ее к участникам региональных инвестиционных проектов, поскольку с этого момента она считается включенной в соответствующий реестр. Это распространяет на организацию все правила, предусмотренные для юридических лиц, отраженных в нем.