Налоги и налогообложение. Евгений Богданов - Налоги и налогообложение (Конспект лекций)

Настоящее пособие подготовлено в полном соответствии с программой курса «Налоги и налогообложение» - одной из важнейших учебных дисциплин при подготовке специалистов для работы в налоговой сфере. В краткой и лаконичной форме автор излагает содержание всех основных тем курса, при этом уделяя внимание основным проблемам современного налогообложения.
Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Издание предназначено студентам высших учебных заведений.

Прообраз современной системы налогов и налогообложения возник уже на ранних стадиях развития человечества.
Возникновение системы налогообложения связано, скорее, не с процессом появления прибавочного продукта и классовым расслоением общества, а с объективно назревшей необходимостью разделения труда и профессионализации трудовой деятельности. Благодаря системе общественного перераспределения получаемых материальных ценностей часть членов родоплеменной группы была освобождена от общеобязательного процесса добывания пищи и иных благ и получила возможность профессионально заняться выполнением иных общественных функций (управление(военная защита и т.д.). Как правило, на налоговые поступления в то время содержались вождь, совет старейшин, а в отдельных случаях - служители религиозного культа и та часть воинов, которая относилась к «регулярной» армии указанной общественной группы.
Первоначальное формирование налоговой системы происходило в каждой общине самостоятельно, и сама система отличалась локальным, «местным» уровнем фискального охвата. Возникновение «местных» систем налогообложения предшествовало образованию государства и стало одной из важнейших предпосылок дли его создания.

СОДЕРЖАНИЕ
Принятые сокращения 6
Тема 1. Сущность налогов 8
1.1. Причины возникновения начетов и налогообложения 8
1.2. Понятие налогов и сборов 8
1.3. Экономическая сущность налогов 10
1.4. Функции налогов и их взаимосвязь 16
Тема 2. Налоговая система 17
2.1. Принципы налогообложения 17
2.2. Методы налогообложения 18
2.3. Классификация налогов 18
2.4. Особенности построения налоговой системы в России 21
2.5. Налоговый механизм 25
2.6. Участники налоговых правоотношений 27
Тема 3. Современная государственная натоптан политика 29
3.1. Налоговая политика государства 29
3.2. Основные тенденции и направления внешней налоговой политики в современном мире 30
3.3. Основные этапы налоговой реформы России 31
3.4. Налоговая политика России в условиях мирового финансового кризиса 34
Тема 4. Налогоплательщики, плательщики сборов и их представители 37
4.1. Права налогоплательщиков и плательщиков сборов 37
4.2. Обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов 39
4.3. Представители налогоплательщика, плательщика сбора 41
Тема 5. Сборщики налогов и сборов 43
5.1. Особенности участия сборщиков налогов и сборов в налоговых правоотношениях 43
5.2. Налоговые агенты 43
5.3. Обязанности банковских организаций в сфере сбора Налогов и сборов 46
Тема 6. Налоговая администрация Российской Федерации 47
6.1. Налоговая администрация: цели и задачи деятельности 47
6.2. Организационные модификации налоговой администрации 48
6.3. Права, обязанности и ответственность органов налоговой администрации 49
6.4. Состав, структура и полномочия налоговых органон 50
6.5. Органы внутренних дел в системе налоговой администрации 56
6.6. Полномочия финансовых органов в сфере налогового администрирования 58
Тема 7. Установление н уплата налогов и сборов 60
7.1. Элементы налога и их характеристика 60
7.2. Способы уплаты налогов 62
7.3. Порядок исполнения обязанности по уплате налога ILFIH сбора..64
7.4. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов 66
7.5. Порядок изменении срока уплаты налога и сбора 70
7.6. Налоговая отчетность 74
Тема 8. Формы и методы налогового контроля 76
8.1. Сущность» формы налогового контроля 76
8.2. Государственный налоговый учет 76
8.3. Мониторинг и оперативный налоговый контроль 78
8.4. Камеральный и выездной налоговый контроль 80
8.5. Административно-налоговый контроль 84
Тема 9. Налогово-проверочные действия налогового контроля 85
9.1. Истребование документов 85
9.2. Выемка документов и предметов 85
9.3. Проведение осмотра 86
9.4. Проведение инвентаризации 87
9.5. Проведение опроса 88
9.6. Проведение экспертизы 89
9.7. Осуществление перевода 91
Тема 10. Ответственность за совершение налоговых правонарушений 93
10.1. Общая характеристика налогового правонарушения 93
10.2. Порядок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения 94
10.3. Налоговые санкции 97
10.4. Меры административной ответственности за нарушения в сфере налогообложения 98
10.5. Уголовная ответственность за налоговые преступления 100
Тема 11. Федеральные налоги 104
11.1. Налог на добавленную стоимость (НДС) 104
11.2. Акцизы 107
11.3. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) 111
11.4. Налог на прибыль организации 116
11.5. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) 119
11.6. Водный налог 121
Тема 12. Федеральные сборы 123
12.1. Сбор за пользование объектами животного мира 123
12.2. Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов 124
12.3. Государственная пошлина 125
Тема 13. Региональные налоги и сборы 129
13.1. Транспортный налог 129
13.2. Налог на игорный бизнес 131
13.3. Налог на имущество организаций 133
Тема 14. Местные налоги и сборы 137
14.1. Налог на имущество физических лиц 137
14.2. Земельный налог 139
Тема 15. Специальные налоговые режимы 143
15.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей 143
15.2. Упрощенная система налогообложения (УСН) 144
15.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности 145
15.4. Специальный налоговый режим при выполнении соглашений о разделе продукции 146
Приложение 147
Перечень полезных ссылок на Интернет-ресурсы 147
Перечень рекомендованной дополнительной литературы 147

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Налоги и налогообложение, Конспект лекций, Зрелов А.П., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Налоги и налогообложение

Преподаватель : Самоделко Людмила Сергеевна , Захарова Александра Вячеславовна

Семинар 1 (11.02.2015)

Литература: НК РФ

Зачет : письменный , 3 части : тесты , задачи , развернутый ответ

Виды налоговых ставок:

  1. Процентные (адвалорные)
  2. Специфические (в рублях)
  3. Смешанные (% + рубли)

Лекция 1 (14.02.2015)

Понятие налогов, функции, классификация

Возникновение налогов напрямую связано с возникновением государства, потому что государство для выполнения своих функций должно иметь определенные доходы и эти доходы формируются за счет налоговых платежей. Таким образом, между государством, гражданами и хозяйствующими субъектами возникают налоговые отношения.

Налоговые отношения являются частью финансовых отношений, т.к. их признаком является денежный характер. Процесс отчуждения части средств налогоплательщиков происходит на условиях безвозвратности.

Налог - обязательный , индивидуальный и безвозмездный платеж , который взимается с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований

Вместе с налогами государством взимаются также такие платежи как пошлины и сборы . Они существенно отличаются по своей сути от налогов. Это плата за гос. услуги.

Функции налогов :

  • Фискальная (пополнение бюджета)
  • Регулирующая (распределительная, экономическая)
    • Стимулирующая (реализуется с помощью льгот ставок, методов налогообложения)
    • Дестимулирующая
    • Воспроизводственная
  • Контрольная
  • Внешне-политическая

Классификация налогов

По критерию налогоплательщиков:

  • Налоги с юридических лиц
  • Налоги с физических лиц
  • Универсальный налог

По компетенции органов власти:

  • Федеральные
  • Региональные
  • Местные

По степени переложения и методу налогообложения:

  • Прямые
  • Косвенные

По звеньям бюджетной системы:

  • Закрепленные
  • Регулирующие

По методу исчисления:

  • Пропорциональные
  • Прогрессивные
  • Регрессивные

По источнику уплаты (включению) налоговых обязательств:

  • Доход
  • Себестоимость
  • Выручка
  • Налоги из чистой прибыли

Система налогов и сборов в РФ

Федеральные налоги (ст. 13 НК РФ):

  • Акцизы
  • Налог на прибыль организаций
  • Государственная пошлина
  • Налог на добычу полезных ископаемых
  • Водный налог

Региональные налоги:

  • Налог на имущество организаций
  • Налог на игорный бизнес
  • Транспортный налог

Местные налоги:

  • Земельный налог
  • Налог на имущество физических лиц
  • Торговый сбор

Специальный налоговый режим:

  1. Единый сельскохозяйственный налог
  2. Упрошенная система налогообложения
  3. Единый налог на вмененный доход
  4. Система налогообложения соглашений о разделе продукции
  5. Патентная система налогообложения

Правовая база: НК РФ, Таможенный кодекс, лесной кодекс, законодательные акты регионов и муниципальных органов власти

Элементы налога :

  1. Налогоплательщики (ст . 19)
    1. Налоговый агент - лицо , на которое возложена обязанность по исчислению , удержанию и перечислению налогов в бюджет (ст . 24)
    2. Консолидированный налогоплательщик
  2. Объект налогообложения - юридические основания , на основании которых возникают обязанности по уплате налога
  3. Налоговая база - стоимостная характеристика объекта налогообложения
  4. Налоговый период (ст . 55)
  5. Налоговая ставка
  6. Порядок исчисления налога
  7. Порядок и сроки уплаты налога

Дополнительные элементы налога :

  1. Налоговые льготы
  2. Порядок удержания и возврата
  3. Ответственность за налоговые правонарушения
  4. Источник уплаты налога
  5. Единица налогообложения
  6. Предмет налога
  7. Налоговый оклад

Семинар 2 (25.02.2015)

Налоговый контроль проводится посредством налоговых проверок, получения объяснений, осмотра помещений, отчетности и т.д. Налоговая инспекция обязана соблюдать налоговую тайну.

Процедура налогового контроля:

  1. Постановка на учет

Подлежат постановке на учет по месту нахождения организации, по месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, по месту нахождения имущества налогоплательщика и транспортных средств. Физическим лицам присваивается ИНН. Прочих ставят на учет в Единый государственный реестр.

2. Проверки

2.1. Камеральная налоговая проверка

Проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком и других документов. Проводится 3 месяца со дня подачи декларации, не требует решения руководства налогового органа.

2.2. Выездная налоговая проверка

Проводится на основании решения руководителя налогового органа, длится не более двух месяцев, по решению вышестоящего налогового органа не более 4-х месяцев, в исключительных случаях 6 месяцев. Срок проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. По окончании проверки составляется акт.

Лекция 2 (28.02.2015)

Участники налоговых отношений:

  • Хозяйствующие субъекты: организации и физические лица
  • Органы государственной (законодательной и исполнительной) власти
  • Государственные внебюджетные фонды
  • Лица, обеспечивающие перечисление и сбор налогов (банки, судебные приставы)
  • Законные и уполномоченные представители налогоплательщика

Взаимозависимые лица (ст . 20 НК , 103.1) - юридические и физические лица , между которыми могут возникнуть такие отношения , которые влияют на экономический результат и условия деятельности

Налоговая система РФ

Элементы налоговой системы:

  • Совокупность налогов и сборов
  • Система налоговых правоотношений
  • Участники налоговых правоотношений
  • Нормативно-правовая база сферы налогообложения
    • Нормативные правовые акты
      • Законы (Конституция, законодательство о налогах и сборах (федеральное законодательство, НК, законодательство субъектов федерации, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, а также международные договоры))
      • Подзаконные акты (указы президента, постановления правительства, приказы, инструкции, методические указания ФНС, Минфина, таможенных служб)
    • Ненормативные правовые акты
      • Решения, постановления арбитражных судов, президиума высшего арбитражного суда, конституционного суда и других органов исполнительной и судебной власти (правоприменительная практика)

Принципы построения и функционирования налоговой системы

  1. Презумпция невиновности (противоречия и неясности актов толкуются в пользу налогоплательщика), ст. 3
  2. Законодательные налоговые акты вступают в силу не ранее чем через месяц со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода за исключением случаев, предусмотренных НК (введение новых налогов предусмотрено не ранее 1-го января года за их принятием, ст. 5, п. 1)
  3. Защита интересов налогоплательщиков (законодательные изменения, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют, а улучшающие могут иметь обратную силу)

Система налогов и сборов в РФ имеет 3 звена:

  1. Федеральное
  2. Региональное
  3. Местное

Все эти налоги уплачиваются при использовании общего режима налогообложения.

Для субъектов малого предпринимательства установлены специальные налоговые режимы, а также освобождение от уплаты налога на прибыль, НДС, НДФЛ (для ИП), налога на имущество, ст. 18.

Налоговая обязанность и налоговый контроль

Исполнение налоговой обязанности (ст. 44) осуществляется добровольно или принудительно. Моментом исполнения налоговой обязанности считается момент предъявления в банк поручения на уплату налога.

Принудительно НО взыскиваются следующими способами:

  1. За счет денежных средств налогоплательщика
  2. За счет имущества налогоплательщика

Способы обеспечения налоговой обязанности (гл. 11):

  1. Залог имущества
  2. Поручительство
  3. Приостановление операций по счетам в банке
  4. Арест имущества

Налоговый контроль - деятельность уполномоченных органов по соблюдению налогового законодательства

Он проводится в следующих формах:

  • Налоговые проверки
  • Получение объяснений налогоплательщика
  • Проверка данных учета и отчетности
  • Осмотр помещений

Налоговые проверки бывают (ст. 88, 89):

  • Выездными
  • Камеральными

Декларация является основным документом налоговой отчетности.

НДФЛ

Плательщики НДФЛ по экономическому смыслу (гл. 23):

  • Лица, получающие доходы по трудовым или иным договорам

С правовой точки зрения:

  • Резиденты
  • Нерезиденты

Ставки НДФЛ:

Объектом налогообложения являются все доходы налогоплательщика в натуральной, денежной форме и в форме материальной выгоды.

Материальная выгода (ст. 212) может появляться на следующих основаниях:

  • Ссуда в банке
  • Приобретение товаров по цене ниже рыночной
  • Приобретение ценных бумаг на организованном рынке ценных бумаг

Налоговая база формируется с учетом полученных доходов, уменьшенных на величину расходов.

Расходы: вычеты, скидки.

Существует ряд доходов, которые не облагаются НДФЛ: социальные выплаты, государственные пособия, материальная помощь при чрезвычайных обстоятельствах, оплата путевок на лечение и отдых, оплата обучения работодателем и др. (ст. 217).

Льготы по НДФЛ делятся на:

  • Доходы, освобождаемые от налогов в полной мере
  • Доходы, освобождаемые от налогообложения частично (подарки от организаций (до 4 тыс), оплата медикаментов, вычеты, "налоговый кредит")

Виды вычетов:

  • Стандартные
  • Социальные
  • Имущественные
  • Профессиональные

Семинар 3 (04.03.2015)

Налоговый вычет — это сумма , которая уменьшает размер дохода (так называемую налогооблагаемую базу ), с которого уплачивается налог

Резидентом является физическое лицо, находящееся на территории РФ не менее 183 дней в течение 12-ти следующих подряд месяцев.

Пример: физическое лицо - резидент РФ, получило доходы на территории РФ в размере 100 тыс руб. Доходы из-за рубежа составили 3 000$, курс 60 руб. По доходам из-за рубежа был уплачен налог в размере 20%. Какую сумму налогов уплатит физ. лицо?

  1. 100 тыс. * 13% = 13 тыс
  2. (3 000$ * 60)*(13%-20%), отрицат, налога нет
  3. (3 000$ * 60)*(13%-20%), дивиденды = 180 000*8%

Стандартный налоговый вычет

  • 3 000 руб (Чернобыльцы, Маяк, инвалиды ВОВ)
  • 500 руб (герои России, участники блокады Ленинграда, инвалиды детства)
  • на детей (1 400 - первый, 1 400 - второй, 3 000 - третий)

Выбирается один из двух (наибольший), вычет на детей предоставляется независимо от предоставления 1-го или 2-го.

Стандартный вычет предоставляется до тех пор, пока совокупный доход налогоплательщика не превышает 280 тыс руб в год.

Семинар 4 (18.03.2015)

Физическое лицо является резидентом РФ, имеет на иждивении троих несовершеннолетних детей, ежемесячный доход налогоплательщика 30 тыс руб. В феврале и декабре была получена премия в размере 15 и 10 тыс соответственно. В марте доход составил 23 тыс руб, а больничный лист 5 тыс руб.

Сформировать налоговую базу по НДФЛ за каждый месяц и определить сумму НДФЛ в бюджет

Больничный

Вычеты на детей не предоставляются с 10-го месяца, т.к. совокупный доход превысит 280 тыс

Физическое лицо имеет ежемесячный доход в размере 40 тыс руб. У него на иждивении имеется несовершеннолетний ребенок. Лицо участвовало в боевых действиях на терриитории РФ, является героем России. Определить налоговую базу и НДФЛ за каждый месяц (решено в Excel)

Социальные налоговые вычеты

Социальные налоговые вычеты:

1. Вычет 120 000 руб включает:

  • затраты на собственное обучение
  • затраты на собственное лечение, лечение супруга, детей, родителей

2. Вычет 50 000 руб включает:

  • затраты на обучение каждого ребенка, брата на очном отделении

3. Вычет по сумме дорогостоящего лечения:

В соответствии с перечнем дорогостоящих видов лечения

4. Вычет 25% от дохода на благотворительность

Две группы:

  • на благотворительность (до 25% от дохода)
  • вторая группа (до 120 000 руб)
    • На лечение себя, супруга и детей
    • На обучение
    • На негосударственное пенсионное обеспечение

Можно отдавать на благотворительность до 25% от дохода, при этом можно получить вычет в размере 13% от суммы.

Отдельно выделяется вычет на обучение детей (не более 50 тыс руб на каждого ребенка)

Семинар 5 (25.03.2015)

Физическое лицо, резидент РФ имеет совокупный доход за год в размере 400 тыс руб. Затраты на собственное лечение составили 70 тыс. руб, затраты на обучение детей составили 40 и 60 тыс. на каждого ребенка. Затраты на собственное образование 60 тыс. руб за налоговый период. Необходимо рассчитать сумму НДФЛ, которое физическое лицо сможет вернуть из бюджета.

  1. 400 000х13%=52 000 - сумма НДФЛ уплаченная
  2. Вычеты:
    1. Лечение
    2. Обучение (40 000 и 50 000) = 90 000
    3. Социальный для налогоплательщика: 70 000 и 60 000 = 130 000, но Макс 120 000
  3. НБ с учетом вычетов: 400 000 - 90 000 - 120 000 = 190 000
  4. Сумма НДФЛ к уплате с учетом вычета: 190 000х13% = 24 700
  5. НДФЛ к возврату 52 000 - 24 700 = 27 300

Имущественные налоговые вычеты

  1. При приобретении имущества, на квартиру, не более 2 млн руб в жизни, вычет периодически увеличивается плюс на сумму процентов по ипотеке, вычет применяется до тех пор, пока не будет использован полностью
  2. При продаже имущества

Физическое лицо приобрело объект недвижимости (комнату) стоимостью 1 млн руб. Доход налогоплательщика за 2014 г. составил 400 000 руб. Определить сумму НДФЛ к возврату за 2014 г. и рассчитать, сколько лет физическое лицо будет применять имущественный вычет.

400 000 х 13% = 52 000 - НДФЛ уплаченный

Вычет = 1 млн руб

400 000 - 400 000 = 0 (остаток 600 000)

НДФЛ к возврату 52 000 - 0 = 52 000

Документы:

Свидетельство о собственности

Вычет при продаже имущества:

  1. Жилое (не более 1 млн руб)
  2. Прочее (автомобили, гаражи и пр.) или 250 000 при сроке менее 3-х лет, если более, то в размере фактически полученных средств при продаже
  3. Или в размере затраченных средств при приобретении

Физическое лицо приобрело квартиру за 900 тыс. руб, срок владения менее 3-х и продало за 900 тыс. руб. Налога нет

Квартира приватизирована, 900 000, применяем вычет 1 000 000, вычет 900 000, налог не платим

Приобрели за 2 млн руб, продали за 3 млн. руб, срок владения до 3-х лет используем вычет в размере затраченных средств при приобретении 2 млн: 3 000 000 - 2 000 000 = 1 000 000 х 13% = 130 000 руб

Приобрели за 2 млн руб, продали за 3 млн. руб, срок владения более 3-х лет: 3 000 000 - 3 000 000 = 0. Налога нет.

Лекция 3 (28.03.2015)

Кирова Елена Александровна

Налог на прибыль организаций

Экономическая сущность

Прибыль является одним из наиболее важных показателей финансово-хозяйственной деятельности, прибыль является целью функционирования организации и источником уплаты налогов.

Прибыль организации характеризует конечный финансовый результат деятельности. Часть прибыли изымается государством в форме налога на прибыль и, таким образом, является источником дохода государства.

1/300 учетной ставки процента в день - пеня при задолженности по любым налогам.

Налог на прибыль - прямой пропорциональный налог, сумма напрямую зависит от объема прибыли.

Текущая ставка налога на прибыль в РФ - 20%

Налогоплательщики:

  1. Российские организации
    1. Организации, являющие ответственными участниками консолидированной группы налогоплательщиков
  2. Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянное представительство

Не являются налогоплательщиками:

  1. Участники проекта Сколково
  2. FIFA, Олимпийские игры
  3. Организации, применяющие специальный налоговый режим

Объект налогообложения - полученная налогоплательщиком прибыль

Федеральным законом устанавливается порядок определения доходов, их классификациям и перечень доходов, принимаемых при исчислении налога на прибыль.

Под доходом от реализации понимается выручка от реализации товаров как собственного производства, так и ранее приобретенных. А также выручка от реализации имущества.

Любые доходы от реализации - реализационные доходы. Кроме реализационных доходов учитываются также внереализационные доходы.

Внереализационные доходы (ст. 250): полученная арендная плата, полученные проценты по кредитам, полученные дивиденды, полученные штрафы, пени, неустойки, подарки.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы (ст. 251): имущество, полученное бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти, средства целевого финансировании

Расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль (ст. 252): все вычитаемые расходы должны быть обоснованы и обязательно документально подтверждены. Это принципиальное положение ст. 252.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. К вычету принимаются любые документально подтвержденные расходы, если они произведены для осуществления деятельности, направленные на получение доходов.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы или документами косвенно подтверждающими произведенные расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы, учитываемые при налогообложении в организации можно разделить на 3 группы:

  1. Расходы, связанные с производством и реализацией товаров (реализационные расходы)
    1. Материальные расходы
      1. Затраты на сырье
      2. Материалы
      3. Топливо
      4. Приобретение запасных частей и комплектующих изделий
      5. Приобретение воды и энергии
      6. Услуги сторонних организаций и т.д.
    2. Расходы на оплату труда
      1. Любые начисления работникам в денежной и материальной форме
      2. Стимулирующие начисления работникам
    3. Сумма начисленной амортизации
    4. Прочие расходы (нормированные)
      1. Коммандировочные
      2. Представительские
      3. На рекламу
  2. Внереализационные расходы
  3. Расходы, не учитываемые в целях налогообложения (ст. 270)

Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 мес и стоимостью выше 40 тыс. руб.

Не относятся к нематериальным активам:

  • Не давшие положительного результата научно исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы
  • Интеллектуальные и деловые качества персонала и руководства

Первоначальная стоимость НМА рассчитывается, исходя из стоимости их приобретения, а также дополнительных расходов, связанных с их введением в использование.

Амортизация начисляется со следующего месяца, следующего за введением в использование.

Выделяются 2 метода начисления амортизации:

  1. Линейный
  2. Нелинейный (позволяет списывать амортизацию в больших суммах в первые годы эксплуатации)

При начислении амортизации нелинейным методом для каждой амортизационной группы определяется суммарный баланс, который рассчитывается, как суммарная стоимость всех объектов амортизируемого имущества, отнесенных к данной амортизационной группе на 1 число налогового периода. В дальнейшем суммарный баланс каждой амортизационной группы определяется на 1-е число месяца, для которого начисляется амортизация. При вводе в эксплуатацию основных средств суммарный баланс амортизационной группы увеличивается на их первоначальную стоимость с 1-го числа следующего месяца.

Сумма начисленной амортизации определяется следующим образом:

А = Вх(К/100)

А - сумма начисленной амортизации

В - суммарный баланс соответствующей амортизационной группы

К - норма амортизации для соответствующей амортизационной группы

При нелинейном методе К смотреть в Кодексе (ст. 259).

При суммарном балансе амортизационной группы 20 тыс руб и менее, прекращается начисление амортизации, сумма списывается на внереализационные расходы.

Амортизационная премия как льгота по налогу на прибыль.

Амортизационная премия применяется в следующем размере:

Для основных средств 1-ой и 2-ой амортизационной группы применяется амортизационная премия до 10% от стоимости приобретенных ОС.

8-9-10 - до 10%

Применяя амортизационную премию при приобретении ОС налогоплательщик может сумму амортизационной премии сразу же списать на текущие расходы. На оставшуюся сумму приобретенных основных средств начислять амортизацию принятым методом. Основные средства, относящиеся к 8, 9, 10 группе амортизируются только линейным методом.

Приобретены ОС стоимостью 300 тыс. руб. Относятся ко 2-ой группе. Амортизационная премия - 10%.

Прочие расходы

К прочим расходам относятся расходы на ремонт ОС, на НИОКР (есть льгота, см. НК прочее) и др. расходы. Выделяются прочие расходы связанные с производством и реализацией. Учитываются суммы налогов, таможенных пошлин, сборов, страховые взносы (ОМС), командировочные расходы, представительские расходы.

Представительские расходы не должны превышать 4% от расходов на оплату труда. Расходы на рекламу не должны превышать 1% от выручки.

В прочие относятся расходы на юридические, консультационные и информационные услуги.

При исчислении налога учитываются расходы, которые напрямую не связаны с реализацией продукции. К ним относятся: расходы в виде процентов по долговым обязательствам, судебные расходы, уплаченные штрафы, суммы безнадежных долгов, потерь от стихийных бедствий и пожаров и т.д.

Порядок признания доходов и расходов для целей налогообложения

  1. Метод начисления
  2. Кассовый метод

Метод начисления предполагает признание доходов в том отчетном периоде, в котором они имели место, не зависимо от фактического поступления денежных средств и иного имущества.

Для доходов от реализации датой получения дохода признается день отгрузки, не зависимо от фактического поступления денежных средств в их оплату.

Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором эти расходы возникают, исходя из условий сделок.

Налогоплательщики самостоятельно выбирают метод признания доходов и расходов и прописывают его в учетной политике. При этом закон ограничил круг налогоплательщиков, которые могут применять кассовый метод (сумма выручки за 4 предыдущих квартала не превысила 1 млн руб за каждый квартал). Датой получения дохода по кассовому методу считается день поступления средств на счета в банках или в кассу, расходами признаются затраты после их фактической оплаты.

Налоговой базой для целей налогообложения признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.

  1. Перенос убытков на будущие периоды

Рассмотреть порядок переноса убытков на будущие периоды

Ставки налога на прибыль

Основная ставка налога на прибыль распределяется следующем образом:

  • 2% в Федеральный бюджет
  • 18% в бюджет субъекта РФ

Субъекты РФ имеют право применять льготы, снижая ставку до 13,5%.

Пониженные ставки применяются по некоторым видам ценных бумаг и видам деятельности.

Налоговым периодом является календарный год, отчетный период выбирает налогоплательщик, отчетным периодом по налогу на прибыль установлен 1 квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. Налогоплательщики могут исчислять ежемесячные авансовые платежи, исходя из фактически полученной прибыли. В этом случае отчетным периодом признаются месяц, 2, 3 и т.д. до окончания календарного года.

Порядок уплаты налога

В течение года предприятие вносит авансовые платежи по налогу на прибыль. Есть 3 системы внесения авансовых платежей. По итогам каждого отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму налогового платежа, исходя из налоговой ставки и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного, а затем налогового периода.

Семинар 6 (22.04.2015)

Виды доходов:

  • доходы от основной деятельности
  • внереализационные доходы

Лекция 4 (25.04.2015)

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Введен впервые во Франции во второй половине XX века. На сегодняшний день НДС выполняет скорее не регулирующую, а фискальную функцию.

Достоинства НДС:

  • Мощная фискальная функция
  • Регулирующая функция (в случае кризиса перепроизводства)
  • Незаметен для конечного потребителя товара

Недостатки НДС:

  • Обременителен для конечного потребителя товара
  • В случае кризиса производства налог еще более усугубляет экономическое положение субъектов
  • Сложное администрирование

Сущность НДС заключается в том, что он состоит из двух частей : объекта и вычета . В зависимости от того, как формируются объекты или вычеты, будет формироваться обязанность либо по уплате НДС, либо по возмещении его из бюджета.

Добавленная стоимость = з/п + взносы во внебюджетные фонды + амортизация + прочие расходы организации + прибыль

Добавленная стоимость = стоимость товара - материалы

В расчете НДС сформировалось 2 метода:

  1. Затратный
  2. Зачетный

Пример (механизм уплаты НДС по ставке 10%)

Стоимость сырья 10 тыс

Себестоимость продукции 15 тыс

Прибыль 5 тыс

Торговая наценка 40%

Наценка оптовой базы 25%

Этап движения товара

Цена покупки

Цена продажи

НДС в бюджет

Ст. покупки

НДС при покуп

Ст. продажи

НДС при прод

1. Производитель сырья

2. Обрабатывающее предприятие

3. Оптовый продавец

4. Розничный продавец

5. Конечный потребитель

Формула расчета НДС: НДС к уплате = НДС начисленный - НДС уплаченный

Налогоплательщики НДС:

  1. Юридические лица
  2. Индивидуальные предприниматели
  3. Лица, перемещающие товар через государственную границу

Хозяйствующие субъекты могут быть освобождены от уплаты НДС по следующим основаниям:

  1. Уплата налогов по специальному налоговому режиму
  2. Когда объем выручки от реализации товаров, работ, услуг не превышает установленного норматива (ст. 145)

Условия: выручка от реализации ТРУ без НДС за 3 предшествующих месяца не превышает 2 млн; отсутствие реализации подакцизных товаров

Период освобождения: не менее 12 мес; необходимо подтверждать условие: каждый месяц производится расчет выручки за предыдущие 3 месяца

  1. Операции не являются объектом налогообложения (ст. 39; ст. 146, п. 2, ст. 149)

Выручка от реализации за

Январь 400 тыс руб

Февраль 500 тыс руб

Март 600 тыс руб

Апрель 900 тыс руб

Определить, имеет ли право на освобождение по ст. 145.

Налогоплательщик после уведомления налогового органа (заявления) получает право на освобождение с 1-го апреля по 31 марта следующего года.

Объект налогообложения

  1. Реализациия ТРУ имущества на территории РФ: продажа на возмездной основе, безвозмездная передача товаров и услуг
  2. Передача ТРУ внутри предприятия для собственных нужд
  3. Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления
  4. Ввоз товаров на таможенную территорию РФ

Не признается реализацией товаров:

  1. Передача жилых помещений физ. лицам в домах гос. и муниципального жилфонда
  2. Операции, связанные с обращением валюты
  3. Изъятие конфискованного имущества
  4. И др. (Ст. 39, п. 3)

Не признается объектом налогообложения:

  • Безвозмездная передача органам гос. власти
  • Реализация земельных участков
  • И др. (Ст. 146, п. 2)

Место реализации для целей НДС:

  • Место нахождения недвижимого имущества
  • Место фактического осуществления и производства работ/услуг
  • Место экономической деятельности покупателя услуг

Льготы (ст. 149)

  • Льготирование товаров
  • Льготные услуги
  • Льготные работы

Важным моментом предоставления льгот является возможность отказа от них (перечень ограничен). Льготы предоставляются при соблюдении следующих условий:

  1. Раздельный учет облагаемых и необлагаемых товаров
  2. Лицензия на осуществление необлагаемых видов деятельности

Ставки налога (ст. 164):

  1. Базовая 18%
  2. Льготная 10% (на группы товаров по правительственному перечню, детские товары по перечню, периодические книжные издания, связанные с образованием и культурой, медицинские и лекарственные средства, с/х животные)
  3. Специальная 0% (товары на экспорт, реализация драгоценных металлов госфондам и Центральному Банку, работы в космическом пространстве)
  4. Расчетные ставки:

При 18% расчетная ставка = 18/118

При 0% расчетная ставка = 10/110

Для обоснования нулевой ставки в отношении экспортируемых ТРУ необходимо представить следующие документы не позднее 180 дней с даты поставки (ст. 165):

  1. Контракт
  2. Грузовая таможенная декларация
  3. Копии транспортных и товаро-сопроводительных документов

Налоговая база

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров, работ и услуг в разрежённы ставок. Для этого выручка складывается из всех доходов по оплате ТРУ, как в денежной, так и в натуральной форме.

Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из дат: либо дата отгрузки, либо день оплаты товара.

Вычеты

Принимаются по следующим товарам, работам, услугам (гл. 25):

  • ТРУ для производственной деятельности
  • ТРУ для перепродажи
  • ТРУ по расходам на командировки
  • Представительские расходы
  • Авансовые платежи

Условия для принятия НДС уплаченного к вычету:

  • Суммы налога должны быть уплачены при ввозе товаров на таможенную территорию РФ
  • ТРУ и имущество приобретаются для признаваемых объектом обложения операций
  • Суммы НДС должны быть отражены в счете-фактуре

Не принимаются к вычету НДС, но учитываются в стоимости товаров, работ и услуг, если налогоплательщики, либо операции освобождены от НДС.

Налоговый период - квартал. Порядок и сроки уплаты: до 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом. Кроме того, НДС вносится авансовыми платежами ежемесячно.

Семинар 7 (29.04.2015)

Существенно:

  • у НДФЛ нет копеек (округлять)
  • вычет применяется только к доходу в 13%

Вычет 4000 по каждому основанию на налоговый период (год ):

Материальная помощь

Заводской конкурс

Семинар 8 (13.05.2015)

В столовой варят кашу на молоке. Закуплено молока на 260 руб, крупы на 145 руб. Стоимость всей реализованной каши составила 528 руб. Суммы указаны без учета НДС. Необходимо рассчитать сумму НДС, которую столовая должна перечислить в бюджет при условии, что при приобретении продуктов использовалась ставка 10%, а при реализации 18%.

260+145=405. 405*0,10 = 40,5, округляем до большего 41.

При продаже 528*18% = 95

95-41 =54 руб.

В бюджет нужно перечислить 54 руб.

Предприятие Сорозко оприходовало свежие овощи, за купленные у с/х предприятия за 450 тыс руб. Часть продукции на сумму 200 тыс руб была переработана и заморожена, после чего продана за 280 тыс руб.

оптовому продавцу торговому предприятию Оптовик, которое реализовало всю продукцию на сумму 400 тыс руб. Оставшуюся часть овощной продукции предприятие Сорозко переработало в овощные консервы и реализовало в розницу на сумму 380 тыс руб. Все суммы указаны без учета НДС

Необходимо определить НДС к перечислению в бюджет предприятиями Сорозко и оптовик.

НДС уплаченный = 45

НДС полученный = 28+38=66

НДС к уплате = 66-45=21

НДС упл = 28

НДС получ = 40

Принципы налогообложения . Принципы налогообложения - это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. В системе налогообложения выделяются экономические, юридические и организационные принципы.

Экономические принципы впервые были сформулированы Адамом Смтом в его работе « Исследование о природе и причинах богатства народов». В настоящее время они претерпели некоторые изменения. У разных авторов они называются по-разному. Приведем самые распространенные трактовки экономических принципов.

Первый принцип справедливости (равенства налогообложения). Согласно этому принципу каждый налогоплательщик должен уплачивать налоги соразмерно получаемым доходам (стоимости имущества). Обложение налогами должно быть всеобщим и равномерно распределяться между налогоплательщиками. Данный принцип имеет две составляющие. Первая рассматривает налогообложение «по вертикали»:

Сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов (имущества) налогоплательщика. С повышением дохода должны увеличиваться налоговые ставки. Вместе с тем, лицо, получающее больше благ от государства, должно платить налоги в больших размерах.

Вторая составляющая трактует справедливость как равенство налогов при равных доходах.

Второй принцип «соразмерности». Он предусматривает гармонизацию интересов государства и налогоплательщика. Налоги не должны быть непосильным бременем для налогоплательщика, а их сумма должна обеспечивать потребности государственных расходов.

Третий принцип «определенности». Это понятие включает наличие исчерпывающей информации о сроках платежа, суммах подлежащих уплате, способах платежа.

Четвертый принцип «удобства». Он предполагает, что налог должен взиматься в то время, тем способом, в тех платежных документах, которые наиболее удобны для налогоплательщика.

Пятый принцип «экономичности». Расходы на сбор налогов не должны превышать собранных налоговых сумм. На самом деле, расходы должны быть минимальными. Причем, это должно относиться не только к налоговым органам. В современных системах налогообложения актуальным является рассмотрение и учет затрат на обслуживание налоговых платежей налогоплательщиками. Сложное налоговое законодательство, сложный налоговый и бухгалтерский учет, сложные налоговые исчисления, потребности в специальной вычислительной технике, - все это накладные расходы, которые являются непроизводительными расходами.

Налогообложение осуществляется исходя из следующих методов налогообложения: метод равного налогообложения, метод пропорционального налогообложения, метод прогрессивного налогообложения и метод регрессивного налогообложения. Метод равного налогообложения предусматривает одинаковую сумму налога с каждого налогоплательщика независимо от его доходов и имущественного положения.


Метод пропорционального налогообложения - предусматривает одинаковую налоговую ставку для всех налогоплательщиков. При этом, сумма налога увеличивается пропорционально полученному доходу, чем больше сумма дохода, стоимость имущества, тем,при равной ставке, больше сумма налога (НДФЛ – 13%).

Метод прогрессивного налогообложения - предполагает увеличение налоговой ставки при увеличении суммы дохода (стоимости имущества) и, как следствие, увеличение в установленной законодательством прогрессии суммы налога. Такая система используется для изъятия сверх доходов, снижения разрыва между самыми низкими и самыми высокими доходами.

Следующая группа принципов связана с налоговым правом и именуется «юридическими принципами». Основные принципы правового регулирования налоговых отношений могут быть как общими для всех отраслей права, так и специфическими для целей налогообложения. Рассмотрим группу «юридических принципов», которые лежат в основе налоговых систем развитых стран.

Принцип равного налогового бремени (нейтральности) предусматривает всеобщность уплаты налогов и равенство налогоплательщиков перед законом. Недопускается налоговая дискриминация исходя из политических, религиозных, идеологических, этнических, национальных различий. При установлении налогов может учитываться только фактическая способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости.

Принцип установления налогов законами . Закон – является высшим юридическим документом, утверждение которого связано с процедурой демократического управления в государстве. Установление налогов законами означает, что устанавливать налоги должны представительные и законодательные органы власти при соблюдении всех демократических процедур предусмотренных Конституцией и Законодательством. Это является гарантией от произвола в налоговой сфере исполнительной власти.

Принцип отрицания обратной силы введения налоговых законов . Введение налоговых законов «задним числом», наносящих ущерб налогоплательщикам категорически запрщено. Введение задним числом налоговых законов улучшающих положение налогоплательщиков разрешено законодательством.

Принцип приоритета налогового закона над неналоговыми законами является специальным. Данный принцип означает приоритет налогового законодательства в вопросах налогообложения над неналоговым. Такая ситуация возможна в случае противоречий в законодательных актах.

Принцип наличия установленных законодательством всех элементов налога. Этот принцип устанавливает порядок, когда отсутствие икакого-либо элемента в налоге, позволяет налогоплательщику на законном основании налог не уплачивать.

К категории «юридических принципов» можно отнести большую группу принципов, которые положены в основу налоговых систем многих стран и продекларированы в налоговом законодательстве Российской Федерации (см. НК РФ).

Организационные принципы - это положения, в соответствии с которыми осуществляется построение, развитие и управление налоговой системой.

Принцип единства налоговой системы выражается в запрете на установление налогов или сборов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или денежных средств. Недопустимо введение налогов или сборов в регионах или муниципалитетах приводящих к пополнению бюджетов одних за счет других территорий.

Принцип равенства правовых статусов субъектов страны иногда трактуется как принцип «налогового федерализма». В основу этого принципа положено разграничение полномочий федеральных, региональных и местных органов власти в области налоготворчества и бюджетных отношений. Налоговая система должна предоставлять определенную свободу в формировании бюджетов всех уровней.

Принцип подвижности (эластичности) предполагает возможности для оперативного изменения налоговой нагрузки и налоговых отношений, обусловленных изменениями экономической обстановки. Например, изменения котировок на фондовых биржах, уровня цен на энергоносители, политической обстановки в мире, - требуют корректировки в проведении налоговой политики. Эластичность налогообложения может использоваться также в качестве контрмеры государства против уклонения от уплаты налогов.

Принцип стабильности выражается в стабильном и понятном налоговом законодательстве. Критерием минимальной стабильности налоговой системы служит налоговый период, в течение которого изменения недопустимы. Максимальным сроком может стать период до нового реформирования налоговой системы.

Принцип множественности налогов обоснован необходимостью перераспределения налоговой нагрузки между налогоплательщиками. Во-вторых, наличие разнонаправленных налогов позволяет осуществить равномерное и справедливое налогообложение всех форм доходов и имущества.

Принцип исчерпывающего перечня налогов предусматривает ограничения в отношении действующего перечня налогов. Законодательством должно быть запрещено введение не предусмотренных в налоговых законах налогов. Этот принцип играет большую роль в реализации принципа стабильности налоговой системы.

Принцип гармонизации налоговых систем предполагает унификацию налоговых систем, в том числе, налогового законодательства и самих налогов в разных странах. Сходство налоговых систем в разных странах позволяет наиболее эффективно осуществлять внешнюю экономическую политику государства.

Принцип резидентства соблюдается во всех экономически развитых странах. Налоговыми резидентами в Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации. В налоговом лексиконе применяется этот термин также в отношении организаций. Однако в Российском налоговом законодательстве определение этого термина отсутствует

Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя. Имеет право: на получение отсрочки или рассрочки налогового платежа; на списание, при определенных условиях, безнадежных долгов по налогам и сборам; на возврат или зачет излишне уплаченных сумм налога; на соблюдение налоговой тайны.

Принцип приоритета международного налогового права над государственным правом. Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите и охарактеризуйте общие налоговые теории.

2. Перечислите и охарактеризуйте частные налоговые теории.

3. Дайте характеристику развития налоговых теорий в 20 в.

4. Приведите примеры влияния налогов на рынок труда.

5. Обоснуйте влияние налогов на экономику.

6. Какова роль экологических налогов в охране окружающей среды?

7. Какова роль налогов в рациональном природопользовании?

8. Охарактеризуйте теорию предельных налогов. Налоговое бремя. Кривая Лаффера.

9. Опишите влияние налогов на сглаживание социального неравенства. Кривая Лоренца

10. Назовите функции налогов.

11. Дайте характеристику фискальной, экономической, социальной, экологической, международной функциям налогов.

12. Дайте характеристику экономическим принципам налогообложения.

13. Дайте характеристику юридическим принципам налогообложения.

14. Дайте характеристику организационным принципам налогообложения.

Лекции по дисциплине:

Налоги и налогообложение

В современных экономических условиях знание дисциплины «» играет приоритетную роль в подготовке специалистов в области финансов и кредита, бухгалтерского учета и налогообложения.

Налоговые поступления - достаточно существенная часть предпринимательских расходов, в связи с чем умение правильно рассчитывать налоговые платежи, а также своевременно использовать налоговые льготы представляет собой одно из важнейших условий работы специалистов.

Учебное пособие позволит студенту:

получить представление о теории и эволюции налогообложения;

понять экономическую сущность налогов, их функции и классификационные признаки;

изучить принципы создания сбалансированной и рациональной налоговой системы и подходы к ее формированию;

уяснить себе сущность налоговой политики , ее типы, задачи, а также условия и факторы проведения;

изучить механизм возврата и зачета излишне взысканных и излишне уплаченных сумм налогов;

освоить разные способы обеспечения обязанностей по уплате налогов (сборов), случаи и процедуру их применения;

оценить реальный уровень налогового бремени на предпринимательский сектор в России с учетом экономических, политических и социальных особенностей страны;

изучить цели, особенности, методы проведения и процедуру обжалования выездных налоговых проверок;

освоить порядок расчета и уплаты действующих в настоящее время на территории РФ налогов и сборов;

изучить механизм налогового администрирования, формы и стадии налогового контроля;

понять меру ответственности за налоговые правонарушения в России и сравнить ее с ответственностью в других странах.

К несомненному достоинству учебного пособия можно отнести то, что применение действующих в Российской Федерации норм налогового законодательства иллюстрируется примерами и ситуациями, взятыми из практики. Для облегчения студентам восприятия информации используют таблицы и схемы. Рассмотрение каждого налога начинается с краткой справки об истории его введения. Далее следует описание вносимых изменений и дополнений, основных элементов налогообложения, а также полномочий властей разного уровня по установлению налоговых ставок, налоговых льгот, порядка и сроков уплаты налогов. Такая подача материала позволит получить целостное представление о системе налогообложения в России, оценить преимущества и недостатки проводимых налоговых реформ.

Для закрепления полученных знаний и оказания помощи в случае самостоятельного изучения дисциплины в конце каждой главы приведены контрольные вопросы и тесты.

Варианты ответов на тестовые задания представлены в конце учебного пособия.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1. Возникновение и развитие налогообложения

История развития налогообложения уходит в глубину веков. Одной из зародышевых форм налога было жертвоприношение, которое представляло собой принудительный сбор с четко определенной процентной ставкой . Широко применялась во многих древних государствах библейская , или церковная, десятина , т. е. 10% получаемых доходов. Постепенно такие «жертвоприношения» приобретали регулярный характер и становились постоянным источником дохода храмов и священнослужителей.

По мере развития государства возникла светская десятина, которая взималась в пользу владетельных князей наряду с десятиной церковной. Данная практика существовала на протяжении многих столетий в разных странах от Древнего Египта до средневековой Европы.

В древнейшие времена взимался поземельный налог, а в Китае, Вавилоне, Персии уже был известен поголовный, или подушный, налог.

В Древней Греции в IV-VII вв. до н. э. представители знати ввели налоги на доходы в размере 1/10 или 1/20 части доходов. Существовали также в Древней Греции акцизы в форме привратных сборов, взимаемые при въезде в город. За счет собранных налогов содержалась наемная армия, возводились укрепления вокруг городов, строились храмы, общественные здания , водопроводы , дороги, устраивались праздники, раздача беднякам денег и продуктов. В Афинах взимание налогов не имело принудительного характера, а осуществлялось как добровольные пожертвования. Однако когда предстояли крупные расходы, то совет города устанавливал обязательные процентные отчисления от доходов.

В некоторых древних государствах еще до нашей эры были сформированы классические налоговые системы, внешне мало отличающиеся от нынешних (налоги, механизм их сбора и контроль). В частности, это касается Древнего Рима. В мирное время граждане не платили налогов, так как расходы по управлению государством осуществлялись за счет средств магистров. Крупные расходы, связанные со строительством общественных зданий, покрывались средствами, полученными от сдачи в аренду общественных земель. В военное время граждане Рима платили налоги в соответствии со своими доходами. Сумму налогов определяли чиновники-цензоры на основании представленных гражданами заявлений о своем имущественном и семейном положении.

В III-IV вв. до н. э. в результате захватнических воин Римская империя разрасталась, завоевывая новые города и колонии. Длительное время в Риме не существовало единой налоговой системы, отдельные государства и общины облагались налогами по-разному. В частности, города, которые оказывали наибольшее сопротивление римским легионам, платили более высокие налоги. Долгое время в Риме не было государственных финансовых органов, контролирующих сбор налогов, поэтому римская администрация прибегала к помощи откупщиков. Результатом этого стала коррупция, злоупотребление властью , а затем и экономический кризис, разразившийся в I в. до н. э.

Появилась острая необходимость реорганизации финансового хозяйства Римской империи, потребовалась налоговая реформа, которую начал (102-44 до н. э.). Он отменил откуп по прямым налогам, сохранив его только для косвенных. Для каждой общины была определена фиксированная сумма, которую община должна была внести в государственную казну . Размер налогов был снижен, поскольку государство могло получать их непосредственно, не прибегая к помощи откупщиков. Многие города получили налоговые льготы, но некоторые за борьбу против Цезаря были наказаны повышением налогов.

Деятельность, начатую Цезарем, продолжил император Август Октавиан (63 до н. э. - 14 н. э.). Во всех римских провинциях были созданы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль за сбором налогов, еще более сокращен объем услуг откупщиков. Была проведена оценка налоговых возможностей провинций - то, что в нынешней практике называется оценкой налогового потенциала территорий, для чего были составлены карты провинций, проведены обмеры территорий городских общин с земельными угодьями, перепись населения и др. Август ввел таможенные пошлины во всех провинциях со всех вывозимых или ввозимых на продажу товаров со средней ставкой 5%. Император также ввел налог с наследства - 5%. Этот налог взимался лишь с граждан Рима, но не с провинций. Налог имел целевой характер, так как полученные средства направлялись для пенсионного обеспечения профессиональных военных (солдат).

За все время существования Древнего Рима основным налогом в нем был поземельный налог, он и служил главным источником доходов государственной казны. В среднем его ставка составляла 1/10 доходов с земельного участка . Распространенным налогом, взимаемым с жителей провинций Древнего Рима, была и подушевая подать.

Помимо прямых налогов в Римской империи существовали косвенные, наиболее существенными среди которых являлись: налог с оборота - 1%; особый налог с оборота при торговле рабами - 4%; налог на освобождение рабов - 5%.

Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную, но и стимулирующую функцию, так как вносились деньгами. Следовательно, для того, чтобы платить налоги, население вынуждено было производить излишки продукции для продажи, что способствовало развитию товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда.

Многие хозяйственные традиции Древнего Рима перешли к Византии, где существовал 21 вид прямых налогов: поземельный налог, подушевая подать, налоги на оснащение армии, налог на покупку лошадей, налог на рекрутов, заплатив который можно было освободится от воинской повинности, и др.

Особыми налогам облагались доходы сенаторов, а также чиновников, получивших повышение в должности. Широко практиковались в Византии чрезвычайные налоги: на строительство флота, содержание воинского контингента. Однако обилие видов налогов не привело к финансовому процветанию Византийской империи. Наоборот, следствием чрезвычайного налогового бремени стало сокращение налоговой базы, возникновение финансовых кризисов, ослаблявших мощь государства.

Возникновение и развитие налогообложения в Древней Руси

Финансовая система Руси стала складываться при князе Олеге, утвердившемся в Киеве в конце IX в. Он устанавливал дань, взимаемую с подвластных ему племен. Сначала дань была нерегулярной, затем стала систематическим прямым налогом. Этот период совпадает с периодом объединения древнерусского государства.

Лекция 9. Налоги и налоговая система

    Сущность и место налогов и налогообложения в экономике.

    Принципы и механизмы налогообложения. Функции налогов.

    Налоги как средство государственного регулирования экономики.

    Проблемы собираемости налогов и льгот в налогообложении.

Сущность и место налогов и налогообложения в экономике

Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке взимаются с юридических и физических лиц в доход государства. Они поступают в бюджеты различных уровней. Существование налогов экономически оправдано. Налоги – это экономическая база содержания государственного аппарата, непроизводственной сферы, армии.

Первоначально роль налогов сводилась только к реализации фискальных задач. С усложнением экономической деятельности и возникновением необходимости государственного регулирования, у государства появляются специфические экономические функции. B связи с этим способы воздействия налогов на экономическую жизнь постепенно дифференцировались, становились разнообразными.

Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин и т.д.) образуют налоговую систему . В это понятие входит также свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, а также структура и функции государственных налоговых органов.

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов. В налоговую систему включаются также органы сбора налогов и надзора за их внесением в лице налоговой инспекции и налоговой полиции.

Налоги весьма разнообразны и по видам образуют довольно разветвленную систему. Налоги делятся на разнообразные группы:

    по характеру налогового изъятия (прямые и косвенные);

    по уровням управления (федеральные, региональные, местные, муниципальные);

    по объектам налогообложения (налоги на услуги, товары, налоги на доходы, прибыль, на недвижимость и т.д.);

    по субъектам налогообложения (налоги с физических и юридических лиц);

    по целевому назначению налога (специальные, общие).

Рассмотрим налоги более детально. Так, прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Объектом выступает доход (зарплата, процент, прибыль и т.д.) и стоимость имущества налогоплательщиков (дом, дача, земля, машина). Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене тарифов на услуги или товаров. Косвенные налоги выступают в трех видах: «таможенные пошлины», «акцизы», фискальные (монопольные) налоги.

Таможенные пошлины - это косвенные налоги на экспортные, импортные и транзитные товары, которые уплачиваются всеми, кто осуществляет внешнеторговые операции.

В тех случаях, когда государство хочет защитить своих предпринимателей от иностранной конкуренции, поддержать высокий уровень цен на их продукцию в своей стране, оно использует политику протекционизма. Она осуществляется с помощью протекционных, таможенных пошлин, защищающих внутренний рынок от проникновения импортных товаров.

Акцизами облагаются товары массового производства (табак, соль, сахар, спиртные напитки, спички и т.д.), а также различные коммунальные транспортные и др. услуги.

Фискальные (монопольные) налоги наполняют бюджеты за счет косвенного обложения товаров массового спроса, производство и реализация которых монополизированы государством.

Налоговая система страны включает различные виды налогов. В зависимости от принятых критериев их можно классифицировать по-разному. Один из критериев - налоговая ставка . Анализ соответствующих налогов основан на понятиях средней и предельной налоговой ставки. Средняя ставка определяется как отношение суммы налогов к величине доходов, т.е. она равна Т/У, где Т - налоговая сумма, а У - доход.

В зависимости от ставки различают налоги : с твердой ставкой , пропорциональные , прогрессивные и регрессивные . Твердые ставки определяются в абсолютных величинах на единицу обложения (на тонну нефти, газа и т. д.) и не зависят от размеров доходов.

Пропорциональные налоги отличаются тем, что их средняя и предельная налоговые ставки остаются постоянными при изменении дохода. Влияние пропорциональных налогов на доход изображен на рисунке 46.

Рисунок 46.

Пропорциональные налоги




Доход до уплаты налогов

Налоги являются прогрессивными , если при возрастании дохода увеличиваются средняя и предельная ставка налогов. Зависимость между средней и предельной ставками прямая: рост предельной ставки приводит к увеличению средней и наоборот.

При прогрессивном налогообложении устанавливается необлагаемый минимум (черта освобождения от налогов). Это тот доход, с которого налоги не взимаются. По мере превышения доходом этой черты (У 1) средняя и предельная ставки возрастают.

Следовательно, в виде налогов взимается не только все большая абсолютная сумма дохода, но и растет его доля, выплачиваемая в виде налогов.

Прогрессивное налогообложение дает возможность сделать распределение доходов между разными слоями населения более равномерным, так как большая часть налогового бремени ложится на богатых. Регрессивное налогообложение , наоборот, усиливает дифференциацию населения, ибо его бедные слои отдают большую долю своего дохода в виде налогов, чем богатые.

Принципы и механизмы налогообложения.
Функции налогов

Известный экономист Адам Смит в своем классическом сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов» считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Поданные государства должны давать «средства к достижению цели общества или государства» каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения.

Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. Отсюда возникает главная административная функция налогов , отражающая их сущность как особого централизованного звена распределительных отношений.

Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция . Формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимые для осуществления собственных функций.

С тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции , а также подфункция воспроизводственного назначения .

Так, стимулирующая подфункция состоит в том, что те предприятия, которым предоставлены налоговые льготы, растут и развиваются быстрее других. Предоставляя льготы, государство решает серьезные, порой стратегические задачи. Например, не облагая налогом часть прибыли, идущую на внедрение новой техники, оно поощряет технический прогресс. А, не облагая налогом часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятие к решению социальных проблем.

Сдерживающая подфункция проявляется в том, что значительное повышение налогов способно не только ограничить, но и сделать бессмысленной предпринимательскую деятельность. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги.

Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями, платежи за пользование природными ресурсами, отчисления в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы и лесной доход. Эти налоги имеют четко отраслевую принадлежность.

Важно обратить внимание на то, что функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства, т.е. административной функции налогов. В то же время достигнутое в результате административного регулирования ускорение развития и роста доходности производства позволяет государству получить больше средств. Это означает, что административная функция налогов способствует осуществлению фискальной, укрепляет ее.

Налоги как средство государственного регулирования экономики

Сегодня налоги являются главным инструментом перераспределения финансовых ресурсов и доходов. Перераспределение средств осуществляют государственные органы в целях обеспечения тех предприятий, лиц, программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить себя из собственных источников. Следовательно, налоговое регулирование доходов ставит своей основной задачей сосредоточение в руках государства денежных средств, необходимых для решения проблем экономического, социального, научно-технического развития отпасли, региона, страны.

С экономической точки зрения налоги представляют собой инструмент фискальной политики. В то же время налоги являются методом косвенного регулирования экономических процессов. В области налогообложения можно выделить два направления регулирующей роли государства в области налогообложения. Во-первых, это аккумулирование налоговых платежей и формирование доходной части бюджета с целью выполнения государством задач по реализации общественных потребностей. Во-вторых, стимулирование посредством налоговых рычагов определенных видов экономической деятельности или отраслей экономики.

Проблемы собираемости налогов и льгот в налогообложении

Существует три основных способа увеличения налоговых поступлений в бюджет. Во-первых, расширение круга налогоплательщиков; во-вторых, увеличение числа тех объектов, с которых взимаются налоги; в-третьих, повышение налоговых ставок. Законодательство предусматривает ответственность за неуплату налогов. За правильностью уплаты налогов осуществляют контроль налоговая инспекция и полиция. Часть прибыли, идущая на приобретение новой техники, не облагается налогом. Тем самым стимулируется технический прогресс. И наоборот, путем повышения тарифов на ввозимую продукцию государство ограничивает приток иностранных товаров, создавая благоприятные условия для отечественных производителей. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, правительство контролирует движение цен на различные товары. Все функции налогов тесно взаимосвязаны. Так удачная налоговая политика, ведущая к более результативной и эффективной деятельности, дает возможность обеспечить наполнение бюджетов разного уровня необходимыми средствами. Чрезмерное повышение налогов ослабляет финансовые и экономические стимулы производственной деятельности. Тем самым происходит существенное снижение поступлений в бюджет, что затрудняет решение государством своих намеченных задач. Увеличивается объем теневой экономики. Производственная деятельность теряет свой смысл. Анализируя связь между величиной ставки налога и поступлением средств в бюджет, американский экономист А. Лаффер доказал, что не всегда повышение ставки налогов ведет к росту доходов. Существует некая граница. После ее превышения поступления государству начнут уменьшаться (см. рисунок 47).

Кривая Лаффера. Рисунок 47.

у 0

Х 1 х 0 х 2 налоговые ставки

Дело в том, что более низкая налоговая ставка увеличивает число объектов налогообложения, привлекает все больше бизнесменов. Наоборот, с ростом налогов часть предпринимателей разорятся или уходят в теневую экономику. Эта теория названа теорией А. Лаффера.

Ее недостатком является невозможность назвать критическую величину ставки налога. Тем не менее, существуют ряд признаков, дающим возможность определить ее превышение.

Во-первых, при повышении налоговой ставки поступления в бюджет растут медленно или даже сокращаются; во-вторых, происходит снижение темпов экономического роста, ухудшается материальное положение населения, уменьшаются долгосрочные вложения капитала; в-третьих, заметно растет теневая экономика. Наблюдается скрытое и явное уклонение от уплаты налогов. Отсюда можно сделать вывод о том, что существуют объективные границы взимания налогов, позволяющие заинтересовать предпринимателей в развитии производства, а с другой стороны, увеличить доходы государства. Поэтому необходимо сделать налоги – унифицированными, гибкими, стабильными.

Принципиально новым для нашей страны явилось введение в качестве объекта налогообложения дохода, полученного гражданами за весь год, который он обязан представить в виде «декларации ». Введен закон о подоходном налоге, который предусматривает обязанность граждан вести учет получаемых доходов в течение года, места их получения, учет расходов. В данном случае использован прогрессивный метод обложения. С ростом доходов плательщика возрастает и процент налога взимаемого с граждан. Вместо прямых льгот по налогу введены вычеты из облагаемого налогом совокупного дохода сумм, кратных пяти, трем и одному размеру минимальной месячной оплаты труда.

Декларация о совокупном доходе состоит из четырех разделов . В первом разделе предусматривается сообщение гражданином сведений о всех доходах, полученных в течение года.

Во втором разделе содержатся сведения о вычетах, на которые имеет право гражданин.

В третьем разделе указываются сведения о фактическом совокупном доходе за отчетный год, подлежащем налогообложению, и, сообщается облагаемый доход, который предполагается получить в следующем году.

В четвертом разделе производится расчет подоходного налога, причитающегося с совокупного годового дохода. Расчет производится самим гражданином и налоговой инспекцией. Подается декларация в налоговую инспекцию не позднее 1 апреля следующего за отчетным года. Недавно принят закон о создании налоговой инспекции. Это еще один инструмент, с помощью которого государство будет пресекать правонарушения в области налогового законодательства.

Введение льгот , в частности по налогообложению прибыли предприятий направлены на стимулирование:

    финансирование затрат на развитие производства и непроизводственное строительство;

    малых форм предпринимательства;

    занятости инвалидов и пенсионеров;

    благотворительная деятельность в социально-культурной и природоохранной сферах.

Налоговые льготы могут предоставляться в следующих фо рмах:

    Преференции установлены в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат.

    Налоговый кредит, как и всякий кредит, предоставляется на условиях возвратности и платности, оформляется соответствующим договором между предприятием и региональным налоговым органом.

    Целевая налоговая льгота в отличии от инвестиционного налогового кредита может предоставляться любому предприятию органами исполнительной власти субъекта РФ на взаимовыгодной основе, но в пределах суммы налоговых поступлений в региональный бюджет. Порядок и условия предоставления те же, что и у налогового кредита.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

    Что такое налоги и налоговая система?

    В чем состоят принципы построения налоговой системы?

    Какие функции выполняют налоги?

    Какие виды налогов Вам известны?

    Расскажите о сущности «кривой Лаффера» и ее недостатке.

    В чем сущность Декларации дохода введенной в РФ?