На что могут рассчитывать самозанятые? Условия и порядок получения патента для самозанятых граждан.

После многомесячных обсуждений проект закона №551845-7 о самозанятых гражданах 2018 года принят в третьем чтении 15 ноября 2018 года и подписан Президентом РФ Владимиром Путиным 27 ноября. Официальное наименование документа – проект федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)». Но в народе его уже давно называют – «закон о самозанятых гражданах РФ».

О том, когда вступит в силу закон, а также полный текст документа читайте ниже.

Последние новости

Проект закона о самозанятых 2018 года был внесен в Государственную думу 21 сентября. Подпись под законопроектом №551845-7 поставили сразу несколько депутатов: А.М.Макаров, Н.С.Максимова, В.М.Резник, Л.Я.Симановский, Г.Я.Хор, В.В.Бузилов, З.А.Муцоев, В.С.Скруг, А.Е.Загребин; Члены Совета Федерации Е.В.Бушмин, М.М.Ульбашев.

Спустя 3 дня после внесения документ обсуждался на заседании Совета Госдумы, который рекомендовал включить его в повестку осенней сессии парламента. Первое чтение законопроект успешно прошел 25 октября, второе – 13 ноября, третье – 15 ноября. Подробная информация о законопроекте содержится в карточки документа на официальном портале обеспечения законодательной деятельности. Закон подписан Президентом В. Путиным 27 ноября.

Статья 1. Территория и срок проведения эксперимента

1. В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации начать с 1 января 2019 года проведение эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее – эксперимент) в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан) (далее – субъекты Российской Федерации, включенные в эксперимент).

3. В течение десяти лет проведения эксперимента не могут вноситься изменения в настоящий Федеральный закон в части увеличения налоговых ставок и (или) уменьшения предельного размера доходов, установленного пунктом 8 части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Статья 2. Общие положения

1. Применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее также – специальный налоговый режим) вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент.

2. Физическое лицо указывает субъект Российской Федерации, на территории которого им ведется деятельность, при переходе на специальный налоговый режим.

3. В случае ведения деятельности на территориях нескольких субъектов Российской Федерации для целей применения специального налогового режима физическое лицо самостоятельно выбирает субъект Российской Федерации, на территории которого им ведется деятельность, и вправе изменять место ведения деятельности не чаще одного раза в календарный год.

4. В случае прекращения ведения деятельности на территории выбранного субъекта Российской Федерации физическое лицо для целей применения специального налогового режима выбирает другой субъект Российской Федерации, включенный в эксперимент, на территории которого физическим лицом ведется деятельность, не позднее окончания месяца, следующего за месяцем такого прекращения.

5. При изменении места ведения деятельности физическое лицо считается ведущим деятельность на территории другого субъекта Российской Федерации начиная с месяца, в котором он выбрал этот субъект Российской Федерации.

6. Физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.

7. Профессиональный доход – доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.

8. Физические лица, применяющие специальный налоговый режим, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения налогом на профессиональный доход (далее – налог).

9. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области).

10. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим, не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

11. Индивидуальные предприниматели, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, не признаются плательщиками страховых взносов за период применения специального налогового режима.

Статья 3. Мобильное приложение «Мой налог»

1. Мобильное приложение «Мой налог» – программное обеспечение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, применяемое физическими лицами с использованием компьютерного устройства (мобильного телефона, смартфона или компьютера, включая планшетный компьютер), подключенного к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Порядок использования мобильного приложения «Мой налог» размещается в сети «Интернет» на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.

3. Физические лица, применяющие специальный налоговый режим, вправе через мобильное приложение «Мой налог» или через кредитную организацию уполномочить на реализацию установленных настоящим Федеральным законом прав и исполнение обязанностей операторов электронных площадок и (или) кредитные организации, которые осуществляют информационный обмен с налоговыми органами, включая получение от налоговых органов сведений, полученных налоговыми органами при применении такими физическими лицами специального налогового режима.

4. В целях настоящего Федерального закона операторы электронных площадок и кредитные организации осуществляют информационный обмен с налоговыми органами при условии соответствия таких операторов электронных площадок и кредитных организаций требованиям (критериям) и соблюдения ими порядка, указанных в протоколах информационного обмена, размещаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на его официальном сайте в сети «Интернет».

5. Операторами электронных площадок в целях настоящего Федерального закона признаются организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие с использованием сети «Интернет» услуги по представлению технических, организационных, информационных и иных возможностей с применением информационных технологий и систем для установления контактов и заключения сделок по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) между продавцами (исполнителями) и покупателями (заказчиками).

6. Перечень операторов электронных площадок и кредитных организаций, осуществляющих информационный обмен с налоговыми органами, размещается в мобильном приложении «Мой налог».

7. Датой представления (получения) лицами, применяющими специальный налоговый режим, документов (информации), сведений считается дата их получения (направления) налоговым органом.

8. Документы (информация), сведения, направленные налоговым органом физическому лицу, применяющему специальный налоговый режим, в соответствии с настоящим Федеральным законом через мобильное приложение «Мой налог», уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию, на бумажном носителе по почте не направляются.

9. В случае возникновения в информационных системах налоговых органов технологического сбоя, влекущего невозможность исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей налогоплательщиков, такие обязанности считаются исполненными без нарушения срока при условии, что они исполнены не позднее дня, следующего за днем устранения указанного сбоя.

Статья 4. Налогоплательщики налога на профессиональный доход

1. Налогоплательщиками налога на профессиональный доход
(далее – налогоплательщики) признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

2. Не вправе применять специальный налоговый режим:

1) лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

3) лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;

4) лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;

5) лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей части;

6) лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;

7) лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

Налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.

Статья 5. Порядок и условия начала и прекращения применения специального налогового режима

1. Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на специальный налоговый режим, обязаны встать на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика.

2. Постановка на учет в налоговом органе гражданина Российской Федерации в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет, сведений из паспорта гражданина Российской Федерации и фотографии физического лица, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Для граждан Российской Федерации, воспользовавшихся доступом к личному кабинету налогоплательщика для постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика, представление сведений из паспорта гражданина Российской Федерации, фотографии физического лица не требуется.

3. Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщиков граждан других государств – членов Евразийского экономического союза осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет при использовании доступа к личному кабинету налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

4. Заявление о постановке на учет, сведения из паспорта гражданина Российской Федерации, фотография физического лица формируются с использованием мобильного приложения «Мой налог».

5. Граждане Российской Федерации и граждане других
государств – членов Евразийского экономического союза вправе уполномочить кредитную организацию на представление в налоговый орган заявления о постановке на учет и (или) снятии с учета. В таком случае соответствующее заявление представляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи кредитной организации. При этом фотография физического лица не представляется.

6. При выявлении противоречий между представленными физическим лицом документами (информацией), сведениями налоговый орган через мобильное приложение «Мой налог» уведомляет физическое лицо об отказе в постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика с указанием причин отказа не позднее дня направления заявления о постановке на учет.

7. При выявлении несоответствия документов (информации), сведений, представленных физическим лицом либо уполномоченной кредитной организацией, сведениям, имеющимся у налогового органа, налоговый орган уведомляет физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией) об отказе в постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика с указанием причин отказа не позднее шести дней, следующих за днем направления заявления о постановке на учет.

8. При выявлении налоговым органом факта несоответствия физического лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона или частью 11 настоящей статьи, налоговый орган уведомляет физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией) об отказе в постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика с указанием причин отказа не позднее дня, следующего за днем направления заявления о постановке на учет.

9. В случае, если обстоятельства, указанные в частях 6 – 8 настоящей статьи, не выявлены, налоговый орган в сроки, установленные данными частями, осуществляет постановку на учет физического лица в качестве налогоплательщика и уведомляет физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией) о такой постановке.

10. Датой постановки на учет физического лица в качестве налогоплательщика является дата направления в налоговый орган соответствующего заявления.

11. Физическое лицо после снятия с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика вправе повторно встать на учет в качестве налогоплательщика при отсутствии у него недоимки по налогу, задолженности по пеням и штрафам по налогу.

12. Снятие налогоплательщика с учета в налоговом органе осуществляется в случае отказа от применения специального налогового режима, а также в случаях, если физическое лицо прекращает удовлетворять требованиям части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, при представлении в налоговый орган через мобильное приложение «Мой налог» заявления о снятии с учета.

13. Датой снятия физического лица с учета в качестве налогоплательщика является дата направления в налоговый орган заявления о снятии с учета.

14. Не позднее дня, следующего за днем направления налогоплательщиком заявления о снятии с учета, налоговый орган уведомляет указанное лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о снятии с учета указанной кредитной организацией) о снятии с учета физического лица в качестве налогоплательщика.

15. При наличии у налогового органа информации об утрате налогоплательщиком права на применение специального налогового режима или о несоответствии налогоплательщика требованиям части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона снятие налогоплательщика с учета в налоговом органе осуществляется по инициативе налогового органа при отсутствии заявления налогоплательщика о снятии с учета.

16. При выявлении налоговым органом факта несоответствия физического лица на дату его постановки на учет в качестве налогоплательщика требованиям части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона постановка на учет такого физического лица аннулируется.

17. При снятии физического лица с учета в качестве налогоплательщика по инициативе налогового органа (аннулировании постановки на учет) налоговый орган уведомляет об этом такое физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией).

18. Обязанность по уплате налога, исчисленного с даты, с которой физическое лицо по инициативе налогового органа снято с учета в качестве налогоплательщика (произведено аннулирование постановки такого лица на учет), прекращается на дату снятия с учета (аннулирования постановки на учет).

19. Лицо считается утратившим право на применение специального налогового режима со дня возникновения оснований, препятствующих его применению в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Статья 6. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

2. Для целей настоящего Федерального закона не признаются объектом налогообложения доходы:

1) получаемые в рамках трудовых отношений;

2) от продажи недвижимого имущества, транспортных средств;

3) от передачи имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением аренды (найма) жилых помещений);

4) государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений;

5) от продажи имущества, использовавшегося налогоплательщиками для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

6) от реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и производных финансовых инструментов;

7) от ведения деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;

От оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад;

9) от деятельности, указанной в пункте 70 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, полученные лицами, состоящими на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 7 3 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации;

10) от уступки (переуступки) прав требований;

11) в натуральной форме;

12) от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности.

Статья 7. Порядок признания доходов

1. В целях настоящего Федерального закона датой получения доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) признается дата получения соответствующих денежных средств или дата поступления таких денежных средств на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2. При реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг, имущественных прав) на основании договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с участием посредника в расчетах доход считается полученным налогоплательщиком в последний день месяца получения посредником денежных средств.

3. Индивидуальные предприниматели, ранее применявшие иные специальные налоговые режимы в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, при переходе на специальный налоговый режим не признают в составе доходов при исчислении налога доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), оплата (частичная оплата) которых произведена после перехода на специальный налоговый режим в соответствии с настоящим Федеральным законом, в случае, если указанные доходы подлежат учету при налогообложении в соответствии с иными специальными налоговыми режимами в период до перехода на уплату налога.

Статья 8. Налоговая база

1. Налоговой базой признается денежное выражение дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющегося объектом налогообложения. Налоговая база определяется отдельно по видам доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

2. В целях определения налоговой базы доходы учитываются нарастающим итогом с начала налогового периода.

3. В случае возврата налогоплательщиком сумм, ранее полученных в счет оплаты (предварительной оплаты) товаров (работ, услуг, имущественных прав), на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового периода, в котором получен доход.

4. Налогоплательщик вправе провести корректировку ранее переданных налоговому органу сведений о сумме расчетов, приводящих к завышению сумм налога, подлежащих уплате, в случае возврата денежных средств, полученных в счет оплаты (предварительной оплаты) товаров (работ, услуг, имущественных прав), или некорректного ввода таких сведений при представлении через мобильное приложение «Мой налог» или уполномоченных операторов электронных площадок и (или) уполномоченные кредитные организации пояснений с указанием причин такой корректировки.

5. При наличии оснований полагать, что доступ к информационному обмену при применении налогоплательщиком специального налогового режима имеют неуполномоченные лица, операции по корректировке в сторону уменьшения ранее переданных налоговому органу сведений о сумме расчетов могут быть ограничены налоговым органом до представления налогоплательщиком лично, в электронной форме с применением усиленной квалифицированной электронной подписи по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика пояснений с указанием причин такой корректировки. Налогоплательщик также вправе представить подтверждающие документы.

6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика, погашения недоимки, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения только по этому налогу или подлежит возврату в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статья 9. Налоговый период

1. Налоговым периодом признается календарный месяц, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2. Первым налоговым периодом признается период времени со дня постановки физического лица на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика до конца календарного месяца, следующего за месяцем, в котором оно поставлено на учет.

3. При снятии налогоплательщика с учета в налоговом органе последним налоговым периодом признается период времени с начала календарного месяца, в котором осуществляется снятие с учета, до дня такого снятия с учета.

4. Если постановка на учет и снятие с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика осуществлены в течение календарного месяца, налоговым периодом является период времени со дня постановки на учет в налоговом органе до дня снятия с учета в налоговом органе.

Статья 10. Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:

1) 4 процента в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам;

2) 6 процентов в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) индивидуальным предпринимателям для использования при ведении предпринимательской деятельности и юридическим лицам.

Статья 11. Порядок исчисления и уплаты налога

1. Сумма налога исчисляется налоговым органом как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при применении разных ставок – как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз, с учетом уменьшения соответствующей суммы налога на сумму налогового вычета в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Федерального закона.

2. Налоговый орган уведомляет налогоплательщика через мобильное приложение «Мой налог» не позднее 12-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, о сумме налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, с указанием реквизитов, необходимых для уплаты налога. В случае, если сумма налога, подлежащая уплате по итогам налогового периода, составляет менее 100 рублей, указанная сумма добавляется к сумме налога, подлежащей уплате по итогам следующего налогового периода.

3. Уплата налога осуществляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту ведения налогоплательщиком деятельности.

4. Налогоплательщик вправе уполномочить одно из лиц, указанных в части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, на уплату налога в отношении всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу. В этом случае налоговый орган направляет уведомление об уплате налога уполномоченному лицу в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи. Уплата налога уполномоченным лицом осуществляется без взимания платы за выполнение таких действий.

5. Налогоплательщик вправе через мобильное приложение «Мой налог» предоставить налоговому органу право на направление в банк поручений на списание и перечисление средств с банковского счета налогоплательщика в счет уплаты в установленный срок налога, исчисленного за соответствующий период, и получение от банка необходимой для реализации указанных полномочий информации. Такая информация представляется банком в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не позднее трех рабочих дней со дня получения запроса налогового органа. В этом случае налоговый орган направляет в банк поручение на списание и перечисление суммы налога, подлежащей уплате по итогам соответствующего налогового периода, не ранее чем за десять дней и не позднее чем за три дня до дня истечения установленного срока уплаты налога.

6. В случае, если обязанность налогоплательщика по уплате налога не исполнена в установленный срок, налоговый орган в срок не позднее десяти календарных дней со дня истечения срока уплаты налога направляет налогоплательщику через мобильное приложение «Мой налог» требование об уплате налога с указанием ссылки на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог, сведений о сроке уплаты налога, о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на день направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Статья 12. Налоговый вычет

1. Лица, применяющие специальный налоговый режим, имеют право на уменьшение суммы налога на сумму налогового вычета в размере не более 10 000 рублей, рассчитанную нарастающим итогом в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

2. Сумма налогового вычета, на которую может быть уменьшена сумма налога, определяется в следующем порядке:

1) в отношении налога, исчисленного по налоговой ставке, указанной в пункте 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, сумма налогового вычета определяется как соответствующая налоговой ставке в размере 1 процента процентная доля налоговой базы;

2) в отношении налога, исчисленного по налоговой ставке, указанной в пункте 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, сумма налогового вычета определяется как соответствующая налоговой ставке в размере 2 процентов процентная доля налоговой базы.

3. В случае, если физическое лицо снято с учета в качестве налогоплательщика, а впоследствии вновь поставлено на учет в качестве налогоплательщика, остаток неиспользованного налогового вычета восстанавливается. Срок использования налогового вычета не ограничен. Налоговый вычет, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, после его использования повторно не предоставляется.

4. Уменьшение суммы налога на сумму налогового вычета осуществляется налоговым органом самостоятельно.

Статья 13. Налоговая декларация

Налоговая декларация по налогу в налоговые органы не представляется.

Статья 14. Порядок передачи сведений при произведении расчетов

1. При произведении расчетов, связанных с получением доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющихся объектом налогообложения, налогоплательщик обязан с использованием мобильного приложения «Мой налог» и (или) через уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию передать сведения о произведенных расчетах в налоговый орган, сформировать чек и обеспечить его передачу покупателю (заказчику), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Состав передаваемых сведений о расчетах и порядок их передачи через мобильное приложение «Мой налог» устанавливаются порядком использования мобильного приложения «Мой налог».

2. При реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) в интересах налогоплательщика на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров с участием посредника в расчетах налогоплательщик обязан с использованием мобильного приложения «Мой налог» и (или) через уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию передать в налоговый орган сведения о произведенных за налоговый период расчетах по каждому расчету с покупателем (заказчиком) или сводные сведения не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчеты с покупателями (заказчиками), если указанные сведения не переданы посредником в установленном порядке с применением контрольно-кассовой техники. Сведения об указанных в настоящей части расчетах, переданных посредником с применением контрольно-кассовой техники, отражаются налоговым органом в мобильном приложении «Мой налог». При реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) в интересах налогоплательщика на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров с участием посредника в расчетах у налогоплательщика отсутствует обязанность по передаче покупателю (заказчику) чека по таким операциям.

3. Чек должен быть сформирован налогоплательщиком и передан покупателю (заказчику) в момент расчета наличными денежными средствами и (или) с использованием электронных средств платежа. При иных формах денежных расчетов в безналичном порядке чек должен быть сформирован и передан покупателю (заказчику) не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчеты.

4. Чек может быть передан покупателю (заказчику) в электронной форме или на бумажном носителе.

5. В электронной форме чек может быть передан следующими способами:

1) путем направления чека покупателю (заказчику) на абонентский номер или адрес электронной почты, представленные покупателем (заказчиком);

2) путем обеспечения покупателю (заказчику) возможности в момент формирования чека в месте продажи считать компьютерным устройством (мобильным телефоном, смартфоном или компьютером, включая планшетный компьютер) QR-код, содержащийся на чеке.

6. В чеке должны быть указаны:

1) наименование документа;

2) дата и время осуществления расчета;

3) фамилия, имя, отчество (при наличии) налогоплательщика-продавца;

4) идентификационный номер налогоплательщика продавца;

5) указание на применение специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»;

6) наименования реализуемых товаров, выполненных работ, оказанных услуг;

7) сумма расчетов;

Идентификационный номер налогоплательщика юридического лица или индивидуального предпринимателя – покупателя (заказчика) товаров (работ, услуг, имущественных прав) в случае осуществления реализации указанным лицам. Обязанность по сообщению идентификационного номера налогоплательщика возлагается на покупателя (заказчика);

9) QR-код, который позволяет покупателю (заказчику) товаров (работ, услуг, имущественных прав) осуществить его считывание и идентификацию записи о данном расчете в автоматизированной информационной системе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов;

10) идентификационный номер налогоплательщика уполномоченного оператора электронной площадки или уполномоченной кредитной организации (в случае их участия в формировании чека и (или) осуществлении расчета);

11) наименование уполномоченного оператора электронной площадки или уполномоченной кредитной организации (в случае их участия в формировании чека и (или) осуществлении расчета);

12) уникальный идентификационный номер чека – номер записи в автоматизированной информационной системе налоговых органов, который присваивается чеку в момент его формирования.

7. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, вправе устанавливать дополнительные реквизиты чека и требования к их заполнению.

Статья 15. Особенности применения отдельных налогов, страховых взносов и специальных налоговых режимов при проведении эксперимента

1. В целях применения пункта 3 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей, которые перестали быть налогоплательщиками, в том числе в связи с утратой права на применение специального налогового режима, датой начала расчетного периода для определения фиксированного размера страховых взносов будет являться дата утраты права на применение специального налогового режима, а в случае отказа от применения специального налогового
режима – дата снятия с учета в качестве налогоплательщика.

Выплаты и иные вознаграждения, полученные налогоплательщиками – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, подлежащие учету при определении налоговой базы по налогу, не признаются объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае наличия у таких плательщиков чека, сформированного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона.

2. Выплаты и иные вознаграждения, полученные налогоплательщиками – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, подлежащие учету при определении налоговой базы по налогу, не признаются объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзаце четвертом подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации.

3. Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при условии соблюдения требований к налогоплательщикам вправе отказаться от их применения и перейти на специальный налоговый режим в соответствии с настоящим Федеральным законом.

4. Физическое лицо обязано в течение одного месяца со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика направить в налоговый орган по месту жительства (по месту ведения предпринимательской деятельности) уведомление о прекращении применения упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. В этом случае налогоплательщик считается прекратившим применение упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога) или подлежит снятию с учета в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика.

5. В случае направления уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи, с нарушением установленного срока или ненаправления такого уведомления постановка данного лица на учет в качестве налогоплательщика аннулируется.

6. Лица, утратившие право на применение специального налогового режима в соответствии с частью 19 статьи 5 настоящего Федерального закона, вправе уведомить налоговый орган по месту жительства о переходе на упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и (или) подать в налоговый орган по месту жительства (по месту ведения предпринимательской деятельности) заявление о постановке на учет в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в течение 20 календарных дней с даты снятия с учета в качестве налогоплательщика. В этом случае физическое лицо признается перешедшим на упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и (или) подлежит постановке на учет в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход с даты:

1) снятия с учета в качестве налогоплательщика – для физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями;

2) регистрации в качестве индивидуального предпринимателя – для физических лиц, которые на дату утраты права на применение специального налогового режима не являлись индивидуальными предпринимателями и зарегистрировались в течение 20 календарных дней с даты утраты такого права.

7. Индивидуальные предприниматели, ранее применявшие общий режим налогообложения, переходят на специальный налоговый режим с учетом следующих особенностей:

1) суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные налогоплательщиком налога на добавленную стоимость с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных до перехода на уплату налога в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав, осуществляемых в период после перехода на уплату налога, подлежат вычету в налоговом периоде перехода налогоплательщика налога на добавленную стоимость на уплату налога при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателям (заказчикам) в связи с переходом налогоплательщика на уплату налога, а в случае, если индивидуальный предприниматель переходит на уплату налога с начала квартала, в налоговом периоде, предшествующем переходу на уплату налога;

2) суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, не использованным для операций, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, подлежат восстановлению в налоговом периоде перехода на уплату налога, а в случае, если индивидуальный предприниматель переходит на уплату налога с начала квартала, в налоговом периоде, предшествующем переходу на уплату налога.

8. Организации, являющиеся налогоплательщиками налога на прибыль организаций, при определении налоговой базы не учитывают расходы, связанные с приобретением товаров (работ, услуг, имущественных прав) у физических лиц, являющихся налогоплательщиками, при отсутствии чека, сформированного продавцом (исполнителем) в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона.

9. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), при определении налоговой базы не учитывают расходы, связанные с приобретением товаров (работ, услуг, имущественных прав) у лиц, применяющих налог, при отсутствии чека, сформированного продавцом (исполнителем) в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона.

10. Индивидуальные предприниматели, исчисляющие налог на доходы физических лиц с доходов, полученных от ведения предпринимательской деятельности, при определении налоговой базы не учитывают расходы, связанные с приобретением товаров (работ, услуг, имущественных прав) у лиц, применяющих налог, при отсутствии чека, сформированного продавцом (исполнителем) в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона.

Статья 16. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации В.Путин

Поддержка малого и среднего предпринимательства является одним из главных направлений работы всех уровней власти Российской Федерации. Одна из принимаемых мер – это патент для самозанятых граждан в РФ и, как следствие, стимулирование их к выходу из тени. Актуален этот вопрос потому, что в период кризиса государство ищет новых субъектов налогообложения, а последние, в свою очередь, просто пытаются выжить. Для того, чтобы стать законопослушными самозанятыми бизнесменами, государство должно их каким-то образом стимулировать к этому. Что же оно предлагает — кнут или пряник?

Статус самозанятого, закон

Несмотря на наличие такого термина как «самозанятые граждане», найти закон или законодательную норму, определяющую статус такого гражданина очень сложно.

Попыткой был проект закона о самозанятых гражданах РФ №634370-6 от 25.10.2014 г. «О внесении изменений в статью 346 20 и главу 26 5 НК РФ». Он даже был принят в первом чтении. Однако ко второму чтению сведений о самозанятом бизнесмене уже не осталось. Итогом данного законопроекта стал ФЗ №477 от 29.12.2014 г., который внес изменения в НК в части предоставления налоговой льготы вновь зарегистрированным ИП.

Следующей попыткой является подача на рассмотрение в конце 2015 года законопроектов, представленных уполномоченным при президенте России по правам предпринимателей Борисом Титовым и аналогичного проекта Министерством финансов. Даже премьер-министр предлагает свое решение этого вопроса, чтобы самозанятые граждане уведомляли органы ФНС об осуществлении своей деятельности, им бы предоставляли налоговые каникулы на 2-3 года, а они в конце решали, какую же из систем налогообложения выбрать.

На данный момент проходит обсуждение проекта закона «О внесении изменений в ст.11.2 ч.1 и ч.2 НК РФ» и уже сейчас возможно проанализировать его основные тезисы.

Исходя из его положений, самозанятый гражданин – это физическое лицо, которое не имеет наемных работников и получило патент на занятие тем видом деятельности, в отношении которого может применяться патентная система. Хоть в нем и много сходства со статусом индивидуального предпринимателя, но это отдельный вид налогоплательщика.

Проведя анализ прогнозов и высказываний представителей органов власти РФ, а также основных направлений налоговой политики на 2015 -2017 годы , можно сделать вывод, что принятие соответствующего закона ожидается в текущем 2016 году.

Что ждет ИП!

Если вы находитесь на этапе размышления, мы предлагаем вам узнать что ждет вас при открытии своего дела — Индивидуального Предпринимателя!

Чем отличается самозанятый от ИП

Для начала разберем само понятие самозанятости - это определенная форма, при которой лицо получает денежное вознаграждение за свой личный труд непосредственно от заказчика.

В этом есть отличие от наемной работы. Указанный человек находит себя работу самостоятельно, исходя из своих навыков, умений и возможностей. Он сам организует трудовой процесс и несет ответственность за его результаты. Также он несет ответственность за свое здоровье и принимает соответствующие меры безопасности.

Привлекать наемных сотрудников он не может, но может выполнить договорную работу в коллективе таких же самозанятых граждан. По своей сути они занимаются предпринимательской деятельностью, но предпринимателями при этом не являются в классическом понимании. Их доходы складываются из выручки от деятельности и прибыли от используемого капитала.

Самозанятые предприниматели, несмотря на их отождествление с ИП имеют все-таки ряд ключевых различий:

  • могут работать только на предусмотренном для них патенте. Совмещать с иным режимом налогообложения нельзя;
  • не могут использовать наемный труд (то есть, в этом и смысл самозанятого ИП, который сам себя своим собственным умом, трудом, навыками обеспечивает, без помощи дополнительных лиц). Считается, что к вышеуказанным ИП относятся: репетиторы, няни, фотографы,фрилансеры, таксисты, домашние мастера и другие. Нельзя нанимать людей и по гражданско-правовому договору. Для ИП возможность нанимать сотрудников не ограничена, ограничение состоит только в количестве;
  • может заниматься только указанными видами деятельности. Этот спектр специализации более узкий, но охватывает самые распространенные области;
  • анонсировалось, что вышеуказанным субъектам никакой регистрации не потребуется, а будет просто необходимо купить патент. Это считалось одним из плюсов, который должен привлечь внимание новых налогоплательщиков. Органы ФНС сами после того, как лицом приобретается патент, должны осуществить регистрацию такого лица. Однако текст обсуждаемой редакции все-таки содержит необходимость подачи заявления для приобретения патента за 10 дней до начала деятельности. Даже предусмотрена и оплата в 100 рублей за регистрацию (куда же без этого).
  • не предусмотрена налоговая отчетность. Даже вести книгу учета доходов и расходов вести не требуется. На иных режимах ведение указанной книги является обязательным условием, а также еще предусмотрена подача иной налоговой отчетности.
  • нет необходимости использовать контрольно-кассовую технику.

Патент для самозанятого

Если человек решился стать законопослушным самозанятым гражданином, то он должен в органе государственной налоговой службы приобрести патент . Этот документ будет подтверждать право использовать патентную систему налогообложения. Здесь действует принцип «одного окна». Для его приобретения понадобится заявление, документ, удостоверяющий личность и ИНН. Выданный патент будет действовать на той территории определенного региона, которая в нем указана.

Срок ограничен периодом от одного месяца до одного года. Начало действия патента будет указываться в самом патенте. И эта же дата считается датой постановки на учет самозанятого бизнесмена в качестве налогоплательщика.

Форма патента для самозанятых граждан будет содержать сведения о расчете размера страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, которые должны будут подлежать уплате указанными налогоплательщиками. А далее казначейство разделит его между бюджетом и фондами.

То есть, подразумевается, что все необходимые сведения будут указаны в самом патенте и налогоплательщику, даже не обладая бухгалтерскими навыками, будет просто во всем разобраться.

Снимать с учета налоговые органы будут самостоятельно через 10 дней после истечения срока действия патента. Если подал заявление на продление патента, то с учета не снимаются и лицо вправе продолжать осуществлять свой бизнес.

Можно лишиться права на применение указанной системы в следующих случаях:

  • если доходы за весь календарный год превысили один млн. рублей;
  • если вид деятельности иной, в отличие от того, который указан в патенте;
  • однозначно запрещено использовать наемный труд.

Также самозанятые граждане смогут работать и на основании трудового договора. Указанный ограничений законодательство не содержит.

Виды деятельности для работы в статусе самозанятого

Это самая обсуждаемая и спорная тема, по которой законодатели до конца не могут определиться. Количество варьирует от 3 видов до 40.В законопроекте предлагается, что самозанятый гражданин может осуществлять следующие виды деятельности:

  • репетиторство;
  • уборка помещение и помощь в ведении домашнего хозяйства;
  • ремонт жилых и нежилых помещений.

Однако активно обсуждается внесение следующих видов деятельности:

  • мелкие бытовые услуги (ремонт одежды, обуви и др.)
  • услуги фотографов;
  • услуги, связанные с переводом иностранных языков;
  • уход за детьми;
  • услуги дизайнера;
  • услуги по грузоперевозкам и перевозке пассажиров;
  • владельцы кошачьих гостиниц;
  • производство молока и хлеба на продажу (при соблюдении специальных технологических условий);
  • рыболовство и рыбоводство (разведение и улучшение запасов рыбы в водоемах);
  • розничная торговля на ярмарках (которые специально устраиваются в преддверии различных праздников и мероприятий).

В основном, предполагается включить технологически простые, не лицензируемые виды деятельности. Список однозначно должен быть расширен, если государство ставит своей целью привлечение новых налогоплательщиков.

Как платить налог, и нужны ли выплаты в Фонды

В законопроектах предусмотрено, что налогоплательщики должны будут уплатить налог в момент приобретения патента одним платежом, т. е. предусмотрена авансовая система платежей. Предполагается, что стоимость патента будет составлять около 20 000 рублей. Сумма весьма условная, так как определять ее будут регионы самостоятельно.

Распределится она следующим образом: 10000 рублей – непосредственно сам налог, который будет уплачиваться в региональный бюджет, 9000 – пенсионный фонд, 1000 — фонд обязательного медицинского страхования.

Никакие иные налоги самозанятым лицом платиться не будут. Размер полученного дохода также не будет влиять на стоимость патента. То есть можно зарабатывать в разы больше, а платить определенную фиксированную сумму.

Налоговая база определяется как денежное выражение предположительного годового дохода самозанятого лица по определенному виду деятельности за календарный год. На сегодняшний день он не может быть более 1 млн. рублей. В дальнейшем эта сумма подлежит индексации на коэффициент-дефлятор.

В то же время, обязанности оплаты во внебюджетные Фонды никто не отменял. Но во избежание каких-либо дополнительных нагрузок эти взносы внесены сразу в общую стоимость. А вот возможность уменьшения налога на сумму уплаченных страховых взносов (как это предусмотрено при УСН) законопроектами не предусмотрено.

Плюсы и минусы

Для государства плюс состоит в том, что если указанная категория граждан начнет регистрироваться, то это – дополнительные налогоплательщики, а значит и дополнительное наполнение бюджета.

Для гражданина плюс в том, что если он боялся самого слова «предпринимательство» и считал, что это все очень сложно, затратно и страшно (можно ответить всем своим имуществом), то государство постаралось все сделать удобно и просто.

Минусы для государства состоят в том, что вряд ли самозанятый побежит брать патент, если до этого у него никаких проблем с наголовыми органами не было. Это могут быть только или те, у кого получаемые доходы превышают взносы, которые необходимо будет заплатить, или люди, которых беспокоит их нелегальный статус.

Минусы же для простого гражданина будут состоять все-таки в денежных затратах на оплату патента и взносы во внебюджетные фонды. По итогу получается неплохая сумма, которую еще, кроме того, необходимо внести авансом. А если у самозанятого гражданина деятельность носит непостоянный характер, да еще и в сельской местности? Также может «напрягать» и то, что он теперь будет «виден» для фискальных органов.Конечно, законодатели обещают запретить проверки самозанятых граждан. Однако, как показывает практика, не всегда первоначальный вид законопроекта превращается в закон.

РЕКЛАМА

Предлагаем обсудить такое понятие, как самозанятость. В 2019 году все большее и большее количество физических лиц получают статус самозанятостых. В данной статье будет доступно рассказано о том, что обозначает такой термин, на какие виды его принято классифицировать, а также должны ли платить физические лица, являющиеся самозанятыми налоговые сборы и все остальные денежные взносы государственного характера.

Физические лица, получающие вознаграждение за свой труд не через руководителя, нанявшего их на работу, а напрямую от заказчика, называются самозанятыми. Иначе говоря, любой наёмный работник по определению не является самозанятым физическим лицом. Как правило, это люди, которые имеют свое собственное дело и работают исключительно на себя. Также самозанятые физические лица отличаются от обычных наемных работников тем, что перед тем как стать таковыми они не стояли на учете в службе занятости населения, а самостоятельно нашли дело, приносящее им доход.

Физические лица, получившие статус самозанятых, самостоятельно занимаются организацией своего труда, производят оформление отношений трудового характера с помощью подряда, а также обязательно напрямую несут ответственность за проделанную ними работу.

Какие физические лица относятся

Если внимательно изучить вторую статью закона под номером 1032, вступившую в действие, начиная с девятнадцатого апреля 1991 года, которая посвящена такой теме, как категории занятости населения, то однозначного ответа о том, кого можно считать самозанятыми, в ней не будет. Однако существует ряд критериев, характеризующих самозанятых граждан. Если физическое лицо соответствует одновременно всем нижеприведенным критериям, то его однозначно можно считать самозанятым:

  • Является гражданином России. Прежде всего, необходимо не только длительное время и на законных основаниях находиться на территории Российской Федерации, но и иметь гражданство родной страны. Бывают случаи, когда у физического лица одновременно есть два гражданства. В такой ситуации оно не может стать самозанятым;
  • Лично предоставляет услуги. Также необходимо, чтобы услуги, оказываемые физическим лицом, предоставлялись лично без каких-либо посредников. Характер данных услуг также должен быть личным. Например, руководителей частных фермерских хозяйств, а также физических лиц, занимающихся частной юридической деятельностью (адвокатов, нотариусов и так далее), можно отнести к категории граждан, оказывающих услуги личного плана;

  • Не быть предпринимателями. Те физические лица, которые являются гражданами России и лично оказывают различного рода услуги, но при этом зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, не могут быть отнесены к самозанятым людям. Одним из главных критериев на пути к самозанятости является отсутствие предпринимательской деятельности;
  • Получать прибыль лично. Доход должен поступать вне рамок трудовых отношений. Как уже говорилось выше, два таких понятия как самозанятость и наемный труд являются взаимоисключающими. В связи с этим, если перечислением заработной платы для физического лица занимается работодатель, то о самозанятости речи быть не может.

Деятельность самозанятых

Статистические данные показывают, что на территории Российской Федерации, проживает около двадцати миллионов граждан, которые считаются трудоспособными, но при этом не связаны трудовым договором с какой-либо организацией и не занимаются бизнесом на постоянной основе. Тогда автоматически возникает вопрос на тему того, что же делают все эти самозанятые люди. Поскольку они не предоставляют документацию, связанную с их деятельностью, то осуществлять контроль за ними достаточно сложно.

Следует отметить, что огромный процент физических лиц пытаются хитрить и оставаться самозанятыми, а не открывать предпринимательское дело. Это позволяет им избежать уплаты налогов и соответственно получать гораздо большую сумму чистой прибыли. Однако данное действие в любом случае расценивается, как нарушение действующих законодательных норм.

Однако процент самозанятого населения с каждым годом растет не только по причинам попыток ухода от выплаты налоговых взносов, но и в связи со следующими обстоятельствами:

  • Ростом безработицы. Поскольку количество трудоспособных граждан значительно превышает число рабочих мест в стране, то им не остается никакого выхода, кроме как быть самозанятыми. Особенно это касается тех физических лиц, которые по различным причинам не могут найти работу по специальности либо она является мало оплачиваемой;
  • Финансовое давление на руководителей. Большинство работодателей не имеют возможность выплачивать все обязательные налоговые и страховые взносы, поскольку в подобной ситуации они будут работать в убыток. Руководители начинают пытаться проводить различные махинации, в результате чего уровень самозанятого населения растет. Например, выплачивать заработную плату не в официальном порядке через банковские организации, а отдавать сотрудникам в конверте, либо вовсе нанимать на работу кого-то нелегально;
  • Высокие взносы за ЧП. Российским законодательством урегулирован целый ряд взносов, которые частный предприниматель должен платить государству за осуществление своей деятельности. В среднем это сумма равная около 25 000 рублей. Кроме того, если даже физическое лицо не занимается частной деятельностью (то есть получает нулевую прибыль), но по документам все еще является предпринимателем, то оно в любом случае обязано выплачивать взносы. Также некоторые граждане отказываются работать по трудовому соглашению, поскольку бояться оказаться в старости малообеспеченными и считают, что не смогут прожить на одно пенсионное пособие.

Виды деятельности самозанятых граждан

По сути самозанятое физическое лицо не ограничено в виде деятельности и может заниматься всем чем угодно. Однако для наглядности предлагаем рассмотреть ряд профессий, которые напрямую связаны с таким термином, как самозанятость. В первую очередь это люди, являющиеся управляющими крестьянских хозяйств, а также их членами. Фермер трудится сам на себя и не выступает в роли наемного работника. Он поставляет продукты от своего хозяйства напрямую заказчикам без помощи посредников. Соответственно его можно отнести к самозанятому слою населения.

Также это физические лица, занимающиеся деятельностью управленческого рода, целью которой является вывод определенного предприятия из кризиса с помощью контроля арбитражной судебной инспекции. Иначе говоря, самозанятыми гражданами можно считать арбитражных управляющих. Помимо того, к данной категории можно отнести всех физических лиц, занимающихся частной юридической деятельностью, но работающих не на государство, а исключительно в личных интересах. К примеру, это частные нотариусы и адвокаты.

Огромное количество самозанятых граждан задействованы в бытовой сфере. Этому имеется достаточно простое объяснение. В первую очередь большой спрос на бытовые услуги, а соответственно и хорошая возможность заработать. Помимо того, несомненным преимуществом является отсутствие документации. В большинстве случаев заказчик не просит предоставлять документы, что в свою очередь освобождает исполнителя от ответственности в случае предоставления некачественных услуг.

Многие граждане интересуются тем, как оформить себя в качестве самозанятого физического лица и избежать проблем с законом. В 2019 году государство рассматривает несколько вариантов, с помощью которых можно легализовать самозанятый слой населения. Первым из них является получение патента. Физическое лицо, которое приобретет данный патент, получит возможность заниматься необходимым ему видом деятельности без оформления частного дела. Цена за годовой патент будет составлять около 20 000 рублей. Еще рассматривается вариант выдачи бесплатного патента, однако со сроком действия всего лишь два года.

Также рассматривается вариант становления самозанятых граждан на учет в налоговые инспекции без применения различных патентов. Однако в отличии от частных предпринимателей им будет предоставлена привилегия, заключающаяся в отсутствии обязанности по уплате некоторых налоговых взносов на протяжении двух лет.

Продолжаем тему поиска источников дохода, которые помогут нашим читателям улучшить свое материальное положение. Последнее время со всех каналов только и слышно, что о новом законопроекте, который Госдума приняла в 1 чтении 25 октября 2018 года. Проект этот регламентирует условия проведения эксперимента в Москве, Московской и Калужской области и республике Татарстан. Что такое самозанятость и что ждет нас, если эксперимент будет успешным? Об этом — в .

Что подвигло законодателей

Разговоры о том, что нужно как-то вывести из налоговой тени тех, кто работает на себя, идут давно. А их немало, больше 30 процентов от общего числа трудоспособного населения. Если быть честными до конца, то далеко не все из них работают на себя. Большую массу составляют люди, которые получают зарплату в конвертах от вполне себе крупных работодателей. Но что-то борьба с такой незаконной практикой не заладилась, вот и решили начать с мамочек, которые пекут торты, сидя в декрете. Эти доходы не дают покоя налоговым инспекторам.

Но официально говорят совсем не о том. Речь идет о легализации статуса, учете трудового стажа для получения пенсии и возможности брать кредиты на развитие бизнеса. Кажется, звучит не так уж плохо? Давайте разберемся, как это все будет выглядеть на практике.


Как налоговая будет вычислять тех, кто работает на себя

Что может заставить человека, который работает на себя, начать вдруг что-то отдавать государству? Схема проста: налоговые службы получат разрешение отслеживать периодичность и объемы поступлений на счета граждан. Если получаете на карту какие то регулярные выплаты – ваши доходы проверят. Причем все это может осуществляться с помощью автоматических систем отслеживания. Дополнительным способом выявления незаконного предпринимательства являются контрольные закупки. Выходить на вас они будут через соцсети и объявления на различных площадках. Поводом для проверки станет и жалоба завистливой соседки, что к вам ходят клиенты на маникюр.

Кто попадает под понятие самозанятых

Самозанятыми будут считаться все фрилансеры, нянечки, репетиторы, портнихи, парикмахеры, пекари, сиделки и многие другие, кто работает исключительно на себя, без использования наемного труда. Всем им вменяется в обязанность зарегистрироваться в налоговой, а тем, кто имеет отношение к производству продуктов питания нужно будет в обязательном порядке оформить документы в санэпидемстанции.

Процедура оформления самозанятости

Чтобы оформить самозанятость, нужно обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства с паспортом, выписку об отсутствии статуса ИП и заявлением. Сейчас в результате обращения выдается патент на самозанятость, который стоит 20 тысяч рублей на год. Желающих потратить эти деньги нашлось очень немного, и теперь, в ходе эксперимента, условия изменятся.

С 1 января 2019 года регистрация будет осуществляться через приложение на мобильном телефоне. Это удобно, ведь не придется стоять в очередях в налоговой. Вам нужно будет внести в мобильное приложение свои данные и привязать банковскую карту. Все, на этом процедура официального оформления будет завершена и причем платить вперед уже не нужно.


Размер налоговых выплат для самозанятых граждан

Пока налог для самозанятых будет таким: если оказываете услуги физлицам – 4 процента, юрлицам – 6. То есть, если делаете маникюр на дому – 4, верстаете сайты для компаний – 6. Это для тех, кто зарабатывает меньше 10 миллионов рублей в год. Законодатели обещают со всех экранов, что такая система и ставка сохранится как минимум на 10 лет. Хотелось бы верить, ведь еще в прошлом году с высоких трибун вещали, что пенсионный возраст не будет повышен ни при каких обстоятельствах.

Налог будет автоматически сниматься с привязанного счета при всех поступлениях. При этом не нужно будет предоставлять какую то регулярную отчетность в налоговую. Отчеты будут формироваться автоматически.

А выплаты в фонды и НДФЛ?

Пока этот механизм не отработан и точных данных нет. А между прочим, налоги в Пенсионный и ОМС – это очень даже приличная сумма. Будем ждать, что озвучит Министерство Финансов. Пока идут разговоры о том, что самозанятые граждане будут получать социальную пенсию, но с учетом общего трудового стажа. Если захотите пенсию больше – отдельно решайте этот вопрос с ПФР.

Так нужна ли нам эта самозанятость?

У тех, кто живет не в Москве, Калуге и Татарстане, есть еще время подумать на эту тему. Но опыт показывает, что подобные инициативы Минфин вряд ди забросит в долгий ящик. И получается, что если не хотите платить штрафы за незаконное предпринимательство или даже попасть под уголовную статью, придется оформляться. Четыре процента – не такая уж баснословная сумма, но зато будет идти стаж.

Пока Минфин требует, что самозанятость должны оформлять все, чей доход составляет до 2.4 миллиона рублей. Так что фриласеры, каменщики и репетиторы — будем с большим интересом наблюдать за процессом со стороны. Кто знает, что будет после эксперимента?

Вас могут заинтересовать эти материалы:

Задачей правительства России является поддержание мелкого предпринимательства, за счет которого обеспечивается львиная доля налоговых поступлений в бюджет. Поэтому сегодня развитие бизнеса – приоритетная задача правительства для повышения уровня жизни в стране.

Один из документов, целью которого является улучшение условий работы – это патент для самозанятых граждан. Его начали выдавать в 2017 году. По мнению руководства страны, новшество позволит выйти мелким предпринимателям из «серой зоны» и легализовать свою деятельность в правовом поле.

По данным, которые выкладываются на сайте налоговой службы, количество выданных патентов по состоянию на 1 января 2018 года составляет всего 936 ед. на всей территории России. Всего заявлений на получение статуса самозанятости было подано 964, но 28 из них со временем отказались от его использования.

Из общего числа граждан с патентом на текущий момент 155 человек – это иностранные подданные, а россиян – 781. Области-лидеры по количеству оформленных патентов – это: Москва – 74 шт., Краснодарский край – 64 ед. и столичный регион – 61 разрешение. В Санкт-Петербурге этот статус оформили всего 26 человек.

Законодательное определение

В 2019 году понятие «самозанятость» регламентируется ГОСТом в сфере безопасности труда, а также Налоговым Кодексом. Так, по ст. 217 НК РФ деятельность граждан по патенту определяется так:

  • Не имеют возможности провести регистрацию ИП.
  • Работают исключительно самостоятельно, без привлечения наемных работников.
  • Предоставили в налоговую службу уведомление о том, что оказывают физические услуги частными лицам.

По указанным формулировкам к самозанятым физическим лицам не относятся россияне, которые сдают в аренду недвижимость, занимаются сферой торговли либо получают деньги от юридических лиц. Информация Минюста о самозанятых также совпадает с указанными параметрами. Право официальной трудовой деятельности на постоянной основе могут получить граждане, которые приобрели патент в налоговой службе.

Разница с ИП

Патент на самозанятость отличается от индивидуального предпринимателя тем, что гражданин получает за свою деятельность денежный стимул. Вся ответственность за организацию рабочего процесса и его последствия ложиться лично на самозанятое физическое лицо. При этом законопроект позволяет им осуществлять договорную работу вместе с другими гражданами, занимающимися трудовой деятельностью на основании патента.

Так, доходы населения, которые оформили самозанятость, состоят из:

  1. выручки от трудовой деятельности;
  2. прибыли, получаемой от используемых своих денежных вложений.

Такой тип работников отличается от ИП по следующим позициям:

  • Возможность трудиться только с применением патента самозанятости. Таким гражданам нельзя работать по другому типу налогообложения (ИП или ООО) одновременно с действующим.
  • Запрещено привлекать к работе по этому документу других людей.
  • Можно заниматься только тем видом деятельности, который включен в перечень разрешенных.
  • Таких физ. лиц не имеют права заставлять использовать для ведения учета контрольно-кассовую технику.
  • Приобретая патенты на трудовую деятельность для россиян, граждане освобождаются от необходимости предоставлять в ИФНС и пенсионный фонд отчет о своей финансовой деятельности. Это позволяет свободно работать, но в рамках установленных законом сфер.
  • Оформление разрешительного документа для самозанятости дает возможность частным лицам осуществлять предпринимательскую деятельность. При этом, как только человек получает патент на работу для россиян, его автоматически регистрируют сотрудники ФНС в качестве мелкого предпринимателя.

Стоит знать! Парламентарии хотят утвердить необходимость подавать заявление о получении этого документа. Сумма, которую предлагается взимать за это, составляет 100 рублей.

Для чего нужен статус

Введение патента для физических лиц, не являющихся ИП, требуется для легализации малого бизнеса, который на данный момент не зарегистрирован и трудоустроен вне правового поля, что приводит к неуплате налогов. Переход самозанятых граждан на легальную работу позволит:

  1. Увеличить поступления в бюджет.
  2. Создать возможность контроля и поддержки малых предпринимателей.
  3. Иметь достоверные данные о численности работающего населения в каждом регионе страны.

По мнению представителей власти, введение такого закона для легализации деятельности физических лиц выгодно в первую очередь самим гражданам. Аргументами в поддержку этого решения они называют:

  • Обретение легального статуса предпринимателя;
  • Получение возможности оформлять кредиты для организаций;
  • Официально заключать договора на основании статуса самозанятости, требовать исполнения по ним обязательств и отстаивать своим права через суд;
  • Возможность фиксировать собственный трудовой стаж, что позволяет в дальнейшем устраиваться на хорошую должность в качестве наемного работника, имеющего опыт работы;
  • Увеличение пенсионных накоплений гражданина за счет оплаты налогов;
  • Появление возможности использовать льготы государственных программ, которые направлены на поддержку малого бизнеса.

Общественность высказывает опасения, из-за которых многие не стремятся приобретать патент на трудовую деятельность:

  • Отсутствие желания регистрироваться в налоговых органах, как предприниматель, из-за дальнейшего нахождения «под прицелом» этой инстанции.
  • Нет уверенности в государстве и возможности получить от него при необходимости поддержку.
  • Существует неясность перспектив статуса самозанятости за счет его плохой законодательной проработки.

Правительство понимает, что для выхода граждан из теневого сектора экономики им требуется создать благоприятные и выгодные условия. Повышение штрафов не улучшает регулирование этой сферы из-за трудности фиксации факта ведения нелегальной предпринимательской деятельности. Это обусловлено отсутствием документации и привязанности к конкретному месту работы.

Права и обязанности

Патент дает возможность официально трудиться в границах того субъекта федерации, где он был получен. Длительность действия разрешительного документа составляет от 1 месяца до 1 года. При этом сумма налоговых отчислений фиксирована и автоматически распределяется в бюджет, а также страховые фонды. Это позволяет самозанятому гражданину, не имея бухгалтерского опыта, точно знать, сколько и когда требуется заплатить отчислений. Когда срок действия документа заканчивается, происходит автоматическая аннуляция патента, если его не продлевать.

Лишить статуса самозанятости могут в следующих случаях:

  1. При получении гражданином дохода, превышающего 1 миллион рублей за календарный год;
  2. Тип деятельности человека отличается от указанного в патенте;
  3. Физическое лицо привлекает к работе других людей.

Виды деятельности (полный список 2019 года)

Оформляя подобный статус, граждане имеют право трудоустраиваться в следующих сферах:

  • Частное обучение на дому (репетиторство);
  • Клининговые услуги;
  • Кулинария (повар);
  • Ремонтные работы жилых и нежилых помещений.

Пока это основные направленности деятельности, но в скором времени парламентарии планируют добавить в этот перечень другие пункты:

  • Фото- и видеосъемка;
  • Переводы/копирайт/написание текстов;
  • Услуги няни или сиделки;
  • Ландшафтный/интерьерный дизайн;
  • Частные перевозки грузов либо людей;
  • Ремонт одежды/обуви;
  • Производство молочных, а также хлебобулочных изделий в подсобном хозяйстве для реализации в разнице;
  • Ловля рыбы и её продажа;
  • Ярмарочная торговля.

Важно! Возможно в дальнейшем пополнение этого списка фрилансерами, которые сегодня редко работают легально, платя налоги.

Куда обращаться

Подать уведомление о желании начать вести предпринимательскую деятельность в статусе самозанятого, можно следующими способами:

  1. Отправив заказное письмо с уведомлением;
  2. Лично прийти в отделение налоговой службы по месту жительства;
  3. Передав заявление через официального представителя, права которого заверены у нотариуса;
  4. Отправив ходатайство на сайте УФНС, с применением электронной подписи.

Взять для заполнения бланк можно как непосредственно в налоговой службе, так и скачать и распечатать с официального портала.

Как оформить

Процедура регистрации самозанятых граждан в московской и иных областях России регламентирована Федеральным Законом №401. Когда физическое лицо предоставляет услуги другому человеку, требуется обратиться в налоговую службу, где составляется заявление на бланке установленной формы и отдается инспекторам. Еще готовится дополнительный пакет документов, также представляющихся в ФНС.

Когда сотрудник налоговой службы просит дать оригиналы документов, важно взять с него расписку подтверждающую, что бумаги находятся у установленного лица. В противном случае при их утрате, доказать факт передачи невозможно, а поэтому привлечь к ответственности виновного будет тяжело.

После поставки самозанятого гражданина на учет, его освобождают от необходимости уплаты взносов в различные негосударственные фонды, что указано в ст. 422 НК РФ. Однако льготы касаются только тех, кто добровольно провел регистрацию и не использует в работе наемный труд.

Документы

Чтобы оформить патент, требуется, кроме заявления, дополнительно предоставить в ФНС:

  1. Паспорт;
  2. ИНН (идентификационный номер налогоплательщика);
  3. Документы, которые подтверждают отсутствие у гражданина статуса ИП. В этих целях используется выписка из гос. реестра.

Стоимость и сроки

Получая официальный статус, самозанятым физическим лицам не требуется регистрировать ИП, а только заплатить единовременный сбор, позволяющий легализовать свою деятельность. Сумма фиксирована и зависит от типа занятости физического лица. Перевод средств осуществляется в начале каждого года (налогового периода). Согласно последней редакции закона о самозанятых гражданах, размер платежа за патент (он же налоговый взнос) будет составлять до 20 тысяч рублей за 12 месяцев. При этом его размер установлен для каждого региона отдельно.

Оплачиваемая сумма делится между инстанциями в таких соотношениях:

  • 50% — это налоговые отчисления;
  • 45% — идут в пенсионный фонд;
  • 5% — направляются в страховой фонд.

Положительной стороной оформления патента на самозанятость является отсутствие привязанности суммы платежа к доходу, который получает физическое лицо. Благодаря этому, оформившим такой статус гражданам России и иностранцам, дается возможность вести свое предпринимательское дело в упрощенном порядке. При этом каждый патент имеет срок действия, составляющий от 1 месяца до 1 года с возможностью дальнейшего продления.

Налоги и сборы

Из-за того, что закон о самозанятости населения еще «сырой», вопрос уплаты налогов для физических лиц, работающих по патенту, будет прорабатываться правительством до 2019 года. К этому времени ожидается, что граждане воспользуются возможностью легализовать свой предпринимательский статус в правовом поле и поймут смысл его внедрения. Сегодня единственной платой за ведение подобной деятельности является стоимость оформления самого патента.

Налоговые каникулы

Это понятие представляет собой возможность для всех физических лиц, оформивших легальный статус самозанятости, получить следующие преимущества:

  1. Отсутствие необходимости осуществлять уплату налогов до 2019 года;
  2. Не требуется проведение страховых отчислений в этот период.

Обретают такую возможность физические лица после приобретения патента. Однако важно соблюдение следующих условий:

  • Отсутствие статуса индивидуального предпринимателя;
  • Получение оплаты труда только от рядовых граждан;
  • Оказание услуг, которые разрешены законом о самозанятости.

Другой фактор для оформления налоговых каникул – это работа без привлечения к труду посторонней силы.