Курсовая работа: Экономическая безопасность: сущность, методы, оценки и механизм обеспечения. Субъекты и объекты экономической безопасности

Объект системы обеспечения экономической безопасности неразрывно связан с субъектом. Под субъектом в широком смысле понимается лицо либо группа лиц, осуществляющих предметно-практическую деятельность, направленную на объект. При осуществлении деятельности субъект принимает решения относительно объекта, совершает конкретные действия и несет за них ответственность.
В практической деятельности сложно разделить объект и субъект. Но есть определенные правила, по которым можно идентифицировать объекты и субъекты. Во-первых, процесс принятия решений — это управление. Поэтому идентифицировать и разделить объект и субъект можно, руководствуясь пониманием, кто управляет. Тот, кто управляет, т.е. принимает решение, — субъект, то, чем, или тот, кем управляют, — объект. Субъект всегда является физическим лицом или группой лиц. В силу того что группа лиц, принимающих решения, осуществляет свою деятельность в границах организации, под субъектом также понимаются хозяйствующие субъекты, организации, государственные органы. Неодушевленный предмет, процесс всегда является объектом. Объектом может быть и физическое лицо, организация, государственный орган.
Субъект всегда имеет интересы, которые пытается реализовать посредством процесса управления. Данные интересы являются также объектом экономической безопасности. И совпадение, и противоречивость интересов экономических субъектов порождают угрозы одного из субъектов в адрес другого относительно объекта пересечения их интересов. Другой экономический субъект, в адрес которого направлена угроза, вынужден противодействовать ей.
Субъект экономической безопасности — лицо либо группа лиц, осуществляющих свою деятельность, направленную на объект экономической безопасности. Деятельность субъекта может носить не только созидательный характер, при котором создаются специальные механизмы защиты от угроз объектам в сфере экономики, но и деструктивный характер, т.е. формирующий различные угрозы для достижения определенных целей, например завладения имуществом, бизнесом или уничтожения конкурента.
Субъект экономической безопасности имеет сложный характер, обусловленный не только направленностью его действий (формирование угроз или противодействие им), но и участием в противодействии угрозам субъектов всех уровней независимо от того, к какому из уровней относится объект угрозы.
Аналогично объектам субъекты могут быть отнесены к одному из четырех уровней:
1) мегауровень — государственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти;
2) макроуровень — региональные органы законодательной, исполнительной и судебной власти и органы управления отраслями;
3) микроуровень — коллегиальные и единоличные органы управления хозяйствующими субъектами (домашними хозяйствами, предприятиями, объединениями хозяйств или групп), службы экономической безопасности, сотрудники хозяйствующих субъектов;
4) уровень человека, гражданина — человек, гражданин.
В соответствии с двумя классификационными критериями (характер действий и отношение к объекту экономической безопасности) можно выделить четыре группы субъектов экономической безопасности предпринимательства:
1) внешние конструктивные субъекты;
2) внешние деструктивные субъекты;
3) внутренние конструктивные субъекты;
4) внутренние деструктивные субъекты.
Конструктивные и деструктивные субъекты разделяются в зависимости от характера влияния на объект экономической безопасности. К конструктивным субъектам относятся органы государственной и региональной законодательной, исполнительной и судебной власти, все функционирующие организации, предприятия, граждане. К деструктивным субъектам — недружественные хозяйствующие субъекты, конкуренты, теневые экономические структуры, сотрудники организации, недовольные кадровой политикой хозяйствующих субъектов.
Внутренние и внешние субъекты определяются в зависимости от иерархического уровня, к которому относится объект экономической безопасности. К внешним субъектам макроуровня и уровня отдельного человека, гражданина относятся:
. органы законодательной власти (Президент Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации: Государственная Дума и Совет Федерации);




. отечественные и иностранные производители и продавцы продукции, работ и услуг;

Деятельность органов государственной власти направлена на обеспечение безопасности законопослушных участников рынка, вступающих в правовые отношения между собой в рамках предпринимательской деятельности. Основной задачей этих органов является создание законодательной основы взаимоотношений участников рынка и обеспечение ее исполнения.
К внутренним субъектам экономической безопасности микроуровня хозяйствующего субъекта относятся лица, непосредственно осуществляющие деятельность по защите его объектов от угроз экономической безопасности:
. сотрудники службы безопасности организации;
. специализированные организации, оказывающие услуги по защите объектов экономической безопасности.
Внешние субъекты макроуровня:

. органы исполнительной власти (Правительство Российской Федерации, Совет безопасности, функциональные и отраслевые министерства и ведомства, правоохранительные органы, налоговые и таможенные службы и т.д.);
. органы судебной власти (суды общей юрисдикции, прокуратура и т.д.);
. банки, биржи, фонды и страховые компании, расположенные вне территории региона;
. отечественные производители и продавцы продукции, работ и услуг, расположенные вне территории региона;
. иностранные производители и продавцы продукции, работ и услуг;
. общества зашиты прав потребителей, расположенные вне территории региона.
Внутренние субъекты макроуровня:
. органы власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления;
. банки, биржи, фонды и страховые компании, расположенные на территории региона;
. отечественные производители и продавцы продукции, работ и услуг, расположенные на территории региона;
. общества защиты прав потребителей, расположенные на территории региона.
Внешние субъекты мегауровня:
. соответствующие органы других государств;
. иностранные банки, биржи, фонды и страховые компании;
. производители и продавцы продукции, работ и услуг и т.д.
Внутренние субъекты мегауровня:
. органы законодательной власти (Президент Российской Федерации, Государственная Дума);
. органы исполнительной власти (Правительство Российской Федерации, Совет безопасности, функциональные и отраслевые министерства и ведомства, правоохранительные органы, налоговые и таможенные службы и т.д.);
. органы судебной власти (суды общей юрисдикции, прокуратура и т.д.);
. банки, биржи, фонды и страховые компании;
. отечественные производители и продавцы продукции, работ и услуг;
. общества защиты прав потребителей.
Каждый субъект экономической безопасности в соответствии с законодательно закрепленными за ним компетенциями реализует свои функции в сфере экономической безопасности. Разделение компетенций и функций между субъектами экономической безопасности разного иерархического уровня позволяет сформировать комплексную иерархическую систему экономической безопасности.

Субъектами безопасности в обществе являются отдельные граждане (индивиды), социальные группы, общественные, хозяйственные организации, которые осознают угрозы и опасности обществу, государству и призваны осуществлять определенную деятельность по их профилактике и преодолению. В той или иной мере каждая личность, этнические или национальные общности, хозяйствующие субъекты занимаются обеспечением своей безопасности.

В Федеральном законе РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1 подчеркивается, что граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности. Обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономных областей и автономных округов, принятыми в пределах их компетенций в данной сфере.

Эффективность деятельности людей в сфере безопасности во многом повышается, если они объединены в соответствующие организации, учреждения и институты.

Наиболее сильной подготовленной формой организации, призванной обеспечивать национальную безопасность, является государство. Государство осуществляет деятельность по обеспечению всех видов национальной безопасности: политической, экономической, социальной, экологической и оборонной. Государство направляет усилия всех граждан общества, независимо от их национальной принадлежности, на создание условий, способствующих защите их национальных интересов и интересов самого государства. Государство через систему своих органов принимает законы и другие нормативные акты и обеспечивает их проведение в жизнь всеми находящимися в его распоряжении методами, в том числе административными. Государству принадлежит монополия на законотворчество и принуждение при его реализации.

Государство представляет объединяемое им общество людей в качестве целостности во взаимоотношениях с другими странами и народами. Через систему государственных механизмов устанавливаются и поддерживаются политические, экономические договоры и соглашения, создаются региональные и мировые организации и союзы, направленные на защиту политических и экономических прав и свобод граждан.

Посредством разработки общенациональной стратегии и целеполагания государство привносит в общество интегрированное сознательное начало, на осуществлении которого сосредоточиваются усилия всех социальных слоев и групп общества. Осуществляется системный подход к обеспечению всех составляющих национальной безопасности, в том числе обеспечению экономической безопасности.

Об этом следует сказать особо. В российских СМИ и экономической литературе активно обсуждается идея, что экономика не может быть объектом государственного управления -- ей надо предоставить неограниченную возможность стихийной саморегуляции. Сторонники подобной идеи предали забвению весь мировой опыт экономического развития в течение XX столетия. Ни в одной стране, в том числе и в США, никогда рыночная экономика не приобретала системные свойства помимо и без государственного регулирования и управления. Другое дело -- методы, формы и средства государственного управления. В современном обществе и экономика, и политика, и социальная жизнь подлежат государственному регулированию и управлению. Но в каждой стране масштабы, формы государственного регулирования и управления различны, что определяется многими факторами.

Государство обладает значительными материальными и финансовыми ресурсами, формирует в обществе определенную экономическую мотивацию, поощряя и развивая одни виды деятельности и ограничивая другие.

Проблема состоит не в том, чтобы отстранить государство от управления экономикой, а в том, чтобы высвободить государство из объятий бюрократии, придать его управленческой деятельности нравственное, социально-культурное начало. Тогда и его роль в обществе, в обеспечении экономической безопасности каждого гражданина и страны в целом станет конструктивной и созидательной.

Фактически вопросами обеспечения экономической безопасности занимаются все ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная. При этом очень важно разграничение их полномочий в области обеспечения безопасности страны и ее регионов. Это закреплено в Федеральном законе «О безопасности», где указывается, что общее руководство государственными органами обеспечения безопасности в Российской Федерации осуществляет Президент РФ.

Но поскольку это направление деятельности представляет большую сложность и требует профессиональных знаний и умений в различных областях, закон предусмотрел создание специального органа -- Совета Безопасности РФ, который призван осуществлять подготовку решений Президента страны в области обеспечения всех составляющих национальной безопасности, включая и экономическую безопасность.

Совет Безопасности РФ -- это конституционный орган, призванный обеспечивать защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех общественных сферах, включая экономическую, от внутренних и внешних угроз.

В упомянутом Законе сформулированы следующие основные задачи Совета Безопасности РФ:

  • определение жизненно важных интересов государства, выявление внутренних и внешних угроз;
  • разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности государства;
  • подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций в стране;
  • разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; и др.

При рассмотрении вопросов об обеспечении безопасности территорий субъектов Российской Федерации к участию в работе Совета Безопасности РФ, как правило, привлекаются их полномочные представители и руководители федеральных органов исполнительной власти.

Законом «О безопасности» установлено, что в случае необходимости выработки предложений по предотвращению сложных (кризисных) ситуаций или ликвидации их последствий, по отдельным проблемам защиты интересов личности, общества и государства (это могут быть и экономические интересы) Совет Безопасности РФ может создавать специальные межведомственные комиссии.

Кроме государственных органов и институтов управления обеспечением экономической безопасности, в обществе сложилась и действует система негосударственных организаций, общественных объединений, движения граждан, коммерческих структур, ассоциаций юридических и физических лиц. Они агрегируют жизненно важные экономические и социальные интересы, защищают экономические права и свободы различных общественных групп, трудовых и профессиональных коллективов, оказывают влияние на выработку экономической политики, стратегии и тактики экономической безопасности.

Экономическая безопасность России тесно связана с активизацией поддержки бизнеса. Учитывая опыт развитых стран, необходимо обеспечить рыночную ориентацию всей управленческой деятельности администрации предприятий.

Уходит в прошлое стиль управления, базирующийся на жесткой административной иерархии. На первый план выходят инициатива снизу, доверие к рядовому и среднему персоналу.

Таким образом, в управлении по обеспечению экономической безопасности страны ведущее место занимают государство и его институты экономического управления, особенно Совет Безопасности РФ. С формированием гражданского общества в России все большую роль в обеспечении экономической безопасности будут играть неформальные организации, предприниматели и бизнесмены, работники частных и государственных предприятий.

Понятие"экономическая безопасность"является относительно новым в украинском лексиконе, хотя оно довольно распространенное и давно используется в практической деятельности на. Западе. Проблема экономической безопасности впервые викрис стализувалася в 30-х годах прошлого века на территории. США. Актуальность этого вопроса было обусловлено тогдашней мощной мировым кризисом и необходимостью наработки мероприятий быстрого реагирования на угрозы такого масштаба в рамках национальной экономики. В 70-х годах прошлого века под понятием"экономическая безопасность"начали понимать важнейшие составляющие национальной безопасности, и довольно быстро этот термин получил широкое распространение в экономически развитых капиталистических странанах.

В экономической сфере. Советского. Союза проблемы экономической безопасности рассматривались преимущественно с точки зрения внешнеэкономической деятельности или экономической преступности. Согласно определению, которое дает поле итологичний энциклопедический словарь, экономическая безопасность - это состояние, в котором народ может суверенно, без вмешательства и давления извне определять пути и формы своего экономического развития. Следует отметить, что в ц ьому определении фактически рассматривается лишь внешняя сторона понятия - независимость. Существуют подходы, которые трактуют экономическую безопасность как обеспечение способности к выживанию страны в случае стихийных и е кологичних бедствий или в условиях национальных и мировых экономических катастроф. При таких подходах вопросы экономической безопасности трактуется односторонне, то есть ее существование связывают лишь с влиянием внешних фа кторого время внутренние факторы, которые также существенно влияют на экономический потенциал, глубоко не исследуются. Однако разрушительное влияние внутренних факторов на все сферы народного хозяйства оказался более масштабным и долгосрочным, чем влияние внешних факторекторів.

Лишь в начале 90-х годов стали уделять внимание и другим аспектам безопасности: экологическим, прямым и косвенным последствиям чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения, росту организованной й преступности, утрате научно-технического потенциала, культурной деградации нации тощ.

Характеризуя специфику, проявляя сущностные характеристики экономической безопасности, прежде всего следует акцентировать внимание на ее"включенности"в общую систему национальной безопасности. Национальная безопасность уборки ае в себя всю совокупность превентивных мер экономического, технологического, военно-политического, правоохранительного, дипломатического и иного характера, разработаны относительно тех или иных угроз, как с у счета текущего времени, так и в расчете на перспективу. Национальная безопасность - разноплановая и многоуровневая проблема, охватывающая все сферы жизнедеятельности и нуждается в научно обоснованной кон концепции, рассчитанной на длительную историческую перспективву.

Объектами экономической безопасности выступают как экономическая система в целом , так и ее различные составляющие: природные богатства, производственные и непроизводственные фонды, недвижимость, финансовые ресурсы, хозяйственные структура. Ури, семья, отдельная личность тощ.

Субъектами экономической безопасности выступают государство и его институты (министерства, ведомства, налоговые и таможенные органы, биржи, фонды и страховые компании), а также предприятия, учреждения и организации как к государственного, так и частного сектора экономик.

Не исключается и участие граждан и их объединений в поддержке экономической безопасности. Более того, такие действия должны всячески поощряться государством. Однако активное участие гражданина в обеспечении экономического ной безопасности невозможна без осознания им важности этой государственной дела и проявления активной жизненной позиции. Кстати, в. Конституции Украины четко указано, что наряду с защитой суверенитета и террит ориальнои целостности Украины обеспечение ее экономической безопасности является важнейшей функцией государства и делом всего украинского народоду.

Экономической безопасности присущ интегральный характер, поскольку она является результатом совместных усилий всей нации, что проявляется через действия всех ветвей власти на всех уровнях (от всеукраинского до место в ного), имеющихся в государстве сил и средств, объединений граждан и отдельных оси.

На сегодня существуют определенные противоречия между отдельным гражданином и государством в сфере обеспечения ими своей экономической безопасности. Ведь государство выступает не только гарантом экономической безопасности своих граждан, но и сама может быть для них источником угроз (обесценивания денежных сбережений, задержки с выплатой заработной платы и других социальных выплат, непомерные налоги и т.п.). Когда государство создает для своих граждан угрозу, что значительно превышает ту опасность, от которой она их защищает, то такое государство вряд ли вызывать у граждан уважение. Более того, она не сможет быть выразителем национальных экономичным их интересесів.

В период кардинальных экономических преобразований, когда создается мощный негосударственный сектор экономики, очень важно, чтобы частные предпринимательские структуры заботились не только о собственных интересах и безопасность как это наблюдается сейчас, но и учитывали интересы государства и общества и способствовали обеспечению экономической безопасности Украины. Ведь когда, например, валютные средства отечественных коммерческих структур в садятся в иностранных банках, укрепляя экономический потенциал зарубежных стран, то они подрывают его в Украине. Финансовое обескровливания собственной страны ведет к уменьшению уровня ее обороноспособности, неспра можности социально защитить уязвимые слои населения, развивать науку, образование, культуру и в конечном итоге может привести к потере самой государственности. Государство должно принимать все необходимые меры для нейтр ализации подобных угроз своей экономической безопасностиеці.

Предметом государственной деятельности в сфере экономической безопасности являются:

Мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства в краткосрочной и долгосрочной перспективе, т.е. выявления и прогнозирования угроз

Разработка конкретных мер, реализация экономической политики и институциональных преобразований, устраняющие или смягчающие вредное влияние выявленных факторов и угроз в рамках единой программы эко ономичних реформ стран.

Возрастает роль и значение правоохранительного обеспечения экономической безопасности. При масштабной криминализации экономики, когда на ее состояние влияют организованная преступность и коррупция , овладевшие разному ных механизмами влияния на принятие многих государственных решений, возможности изменения экономической политики и практики, разработка стратегии экономической безопасности в значительной мере зависят от способности где ржавые, ее правоохранительной системы коренным образом изменить криминальную ситуацию в экономикеі.

Необходимым элементом государственной деятельности является государственно-правовая защита экономики - обоснована на познании законов общественного развития структурно-интегрированная система мер, принимаемых компетентн ими государственными органами для охраны интересов субъектов экономической деятельности и обеспечение развития рыночной экономик.

Объектом государственно-правовой защиты выступают отношения субъектов экономической деятельности, возникающие в процессе реализации ими своих законных прав, с учетом возложенных на них обязанностей - зако онными путями способствовать последовательному развитию социальной и других отраслей жизнедеятельности граждан Украины при интеграции страны в мировую экономическую систем.

Анализ направлений государственно-правовой защиты экономической деятельности доказывает их многоаспектность, в зависимости от функций субъектов. При этом эффективность деятельности указанных субъектов во многом за алежить от знания ими объекта приложения своих усилий. Именно поэтому для подразделений правоохранительных органов, основным направлением деятельности которых является борьба с экономической преступностью, актуален анализ оп еративно-розыскной характеристики преступлений, совершаемых в сфере экономикки.

Рассмотрение сущности государственно-правовой защиты экономической деятельности будет односторонним без анализа ее деятельной стороны, т.е. обеспечение исполнения правовых предписаний. Несмотря на кажущийся стихийный характер рынка, эффективность экономической деятельности непосредственно связана с законностью и дисциплиной при ее осуществлении. Соблюдение законности в сфере экономики следует понимать как одинаковое понимание и точное выполнение положений законов всеми субъектами экономической деятельности. Необходимо также руководствоваться тем, что далеко не все стороны экономической жизни регулируются законами, и зачастую субъекты эконом ичной деятельности, вступая в отношения между собой, определяют их порядок по взаимному согласию или в одностороннем порядке. Кроме понимания и выполнения положений законов, к содержанию законности, считаем, ма есть входить и возможность (способность) реализации субъектами своих законных праправ.

В главных условий невыполнения положений законов относятся:

Отсутствие механизма реализации положений закона;

Противоречие закона традиционным устоявшимся нормам жизни;

Отсутствие контроля со стороны властных структур;

Существование ведомственной практики инструктивного толковании положений закона, при котором чаще всего скрывается или искажается главная суть;

Преднамеренное (или по незнанию) невыполнение законов и т.д.

Первый этап обеспечения законности в экономической сфере деятельности связывают со своевременным доведением положений законов к субъектам. Отметим, что разнообразие принятых законов и, собственно говоря, отс ность надежных информационных каналов доведения их до исполнителей, не акцентируя внимания на необходимости комментирования, нередко приводит к тому, что субъекты сами вынуждены искать нормативные акты. Отметим о, что обязанность информационного обеспечения субъектов экономической деятельности возложено на органы исполнительной власти, поскольку именно они отвечают за состояние соблюдения законности на местаях.

Уровень законности в экономической деятельности во многом зависит от правосознания субъектов, а это требует необходимого объема юридических знаний, позволяющих осуществлять осознанные юридические действия в в хозяйственных и других операция.

Значение государственно-правовой защиты экономической деятельности в переходный период заключается в объективной необходимости более глубокого вмешательства государства в экономику, чем это требуется в развитой экономические й системе. Эта необходимость постепенно уменьшаться в процессе развития экономики, формирования правового государства и, соответственно, улучшение социальной сферы, изменении экономико-правового мировоззрения субъект ей экономической деятельностиі.

В широком смысле экономическая безопасность - это такое состояние страны, когда обеспечивается защищенность ее экономических интересов есть содержание экономической безопасности - это интересы производства, бизнеса, торговли, ф финансовой и иной хозяйственной деятельности касается внутреннего состояния исходным экономическим интересом нации является экономическая стабильность, которая проявляется в производственном росте, повышении национально го дохода, эффективной финансовой системе и т.д.. Внешние интересы безопасности страны заключаются в исключении экономической экспансии со стороны других государств и обеспечении независимости в международных отношенияхнах.

Система экономической безопасности обеспечивает стране:

Возможность самостоятельно, без какого-либо значимого внешнего воздействия определять и проводить внутреннюю политику в экономической и других сферах;

Способность активно влиять на процессы в мире, касающихся национальных интересов страны;

Социальный миф и общественное согласие, предотвращения масштабным внутренним конфликтам, способным привести к изменению демократического политического строя

время проблема обеспечения экономической безопасности многомерная и многоаспектная. Особого внимания заслуживают вопросы криминализации жизненно важных сфер экономики. Результаты криминологических исслед жень свидетельствуют о высокой степени проникновения преступности в сферу общественно-экономических отношений Экономическая преступность достигла такого уровня, что является реальной угрозой национальной безопасности. Это один из нас следствий потери контроля над исполнением законов в стране. Поэтому особую остроту приобретают проблемы организации правоохранительной деятельности в сфере обеспечения экономической безопасности в условиях системного кризиса должна быть выработана адекватная современному состоянию развития общества государственная правоохранительная политика, а также соответствующие средства и формы правоохранительной деятельности. Очевидно, что эти меры должны быть ск ладовыми звеньями общей цепи усиления регулятивной роли государствдержави.

В экономической системе страны выделяют такие важнейшие блоки проблем, позволяющих раскрыть содержание экономической безопасности:

Проблемы, связанные с сохранением и поддержанием народнохозяйственного комплекса страны. Народнохозяйственный комплекс страны рассматривается как определенная система, состоящая из подсистем. Дисбаланс порт зкив между подсистемами может привести к разрушению всей системы. Поэтому особенно важно своевременно выявлять угрозы и находить оптимальные решения по их недопущения и предотвращения ниним.

Проблемы, связанные с поддержкой функционирования экономики в чрезвычайных ситуациях: аварии на жизненно важных объектах, землетрясения, наводнения, ураганы и т.п.. Эти явления способны встряхнуть экономику всей страны, создать угрозу экономической безопасности в целом. Экономические масштабы этих ситуаций измеряются объемами прямых и косвенных потерь. ВВП и расходами госбюджета на их преодолениеня.

Проблемы, связанные с преобразованием отношений собственности. Отсутствие четкой правовой базы порождает коррупцию государственного аппарата, множество экономических преступлений, криминализацию экономики и общества, рез зке расслоение общества на богатых и бедныхх.

Экономические проблемы взаимодействия с внешним миром. На сегодня реальную угрозу Украине составляют не внешние факторы, а развал экономической системы страны. В современных условиях анализ внутренних факторов и разработка конкретных эффективных мер по предотвращению внутренних угроз наиболее актуальные и значимыещі.

Сущность экономической безопасности заключается в обеспечении экономического развития Украины с целью удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан при оптимальных затратах труда и природоохранном ис истанни сырьевых ресурсов и окружающей среды.

. Экономическая безопасность - это система обеспечения устойчивости национальной экономики, сохраняет свою целостность и способность к саморазвитию, несмотря на неблагоприятные внешние и внутренние угрозы

Для более глубокого понимания сущности экономической безопасности важно уяснить ее связь с понятиями"развитие"и"устойчивость"

Развитие - один из компонентов экономической безопасности. Если экономика не развивается, резко сокращается возможность выживания, возможность сопротивления и приспособленности к внутренних и внешних угроз. Развитие экономической системы обычно связывается с экономическим ростом, а его темпы рассматриваются как характеристики этого роста. При падении показателей говорят не столько о отрицательный экономический зрос зования, сколько о деградации экономической системеми.

Акцент на устойчивости не случаен. Ведь именно устойчивость экономической системы связана с ее способностью сохранять динамическое равновесие, успешно адаптироваться с помощью политических, правовых и других механи измов к изменяющимся, в частности эффективно преодолевать кризисные явленийа.

Устойчивость - важнейшая характеристика экономики как единой системы. Устойчивость экономики отражает прочность и надежность ее элементов, вертикальных и горизонтальных связей внутри системы, здатнис во выдерживать внутренние и внешние"нагрузки"Если система теряет устойчивость, то говорят о ее разрушение, катастрофу. Чем устойчивее экономическая система, соотношение производственного и финансово-ба нкивського капитала и т.д., тем жизнеспособнойю є

экономика, а потому и оценка ее безопасности будет достаточно высокой. Нарушение пропорций, дисбаланс связей между различными компонентами системы приводит к ее дестабилизации и является сигналом перехода экономики от б безопасного состояния в небезпечного.

Стратегия экономической безопасности предусматривает:

Определение характеристики внешних и внутренних угроз экономической безопасности как совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненно важным экономическим интересам личности, общества и где ержавы

Определение критериев и параметров состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности и обеспечивают защиту жизнеспособности страны;

Механизм обеспечения экономической безопасности страны, защиты ее жизнеспособности на основе применения всеми институтами государственной власти правовых, экономических и административных мер воздействия

Практическая реализация. Государственной стратегии экономической безопасности должна осуществляться через систему конкретных мер, механизмов, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей с социально-экономического развития страны. Такая система является основой и содержанием экономической политики государстви.

Экономическая безопасность поддерживается как чисто экономическими методами, так и средствами неэкономического характера: политическими, военными и другими, включая защиту государственной тайны. Кроме того, экономический оценки последствий угроз безопасности в любых сферах, как правило, обеспечивает универсальный подход, давая возможность количественно оценить ущерб, и на этой основе определить систему приоритетев.

Понятие экономической безопасности

Как показывает исторический опыт, каждое государство должно иметь систему мер и механизмов, которые бы гарантировали бы стабильное и поступательное развитие экономики, гарантировало бы стабильность в обществе. Такой совокупностью мер является система экономической безопасности государства. Она представляет собой многоуровневую систему, носящую интегральный характер. Данная система является результатом усилий всех ветвей власти, сил и средств организаций и отдельных граждан.

Определение 1

Экономической безопасностью называется система мероприятий, которые гарантируют стабильное развитие экономики, функционирование производства несмотря на влияния различных факторов внешней и внутренней среды, несущих угрозу стабильности и функционированию хозяйственного комплекса.

Экономическая безопасность является основой государственной экономической политики. Первооснову ее составляет определение сферы национальных экономических интересов государства. Они отражают фундаментальные ценности и стремление народа данного государства, его потребности в нормальных условиях жизни и деятельности, цивилизованные пути и способы их создания и достижения. У каждого суверенного государства могут быть свои собственные национальные интересы. Они, как правило, не совпадают с интересами соседних государств. Это является объективной необходимостью формирования и поддержания каждым государством системы своей национальной экономической безопасности.

Структура экономической безопасности

В структуре экономической безопасности выделяют несколько уровней: международный, национальный, региональный и локальный (частный). Международный уровень представлен целым комплексом международных соглашений и внутренней политики. Все эти мероприятия направлены на обеспечение стабильности международных экономических отношений. Они призваны поддержать конкурентоспособность национальной экономики на мировых рынках и обеспечить дальнейшее развитие государства.

На национальном уровне экономическая безопасность представлена следующими разновидностями (направлениями):

  • демографической безопасностью;
  • информационной безопасностью;
  • политической безопасностью;
  • социальной безопасностью;
  • оборонной безопасностью.

Основной задачей на национальном уровне является воздействие политических решений на экономические показатели и на степень уязвимости экономики.

Региональный уровень обеспечивает стабильность хозяйственной жизни общества определенного региона. Локальный уровень обеспечивает нормальное функционирование конкретного предприятия. Все уровни безопасности тесно взаимосвязаны между собой.

Объекты экономической безопасности

Объектами экономической безопасности являются такие основные элементы, как личность, общество, государство, основные элементы экономики, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности. Выделяют следующие иерархические уровни объектов экономической безопасности:

  • макроэкономический (экономика государства);
  • региональный или отраслевой;
  • микроэкономический (агенты рынка);
  • семейно-личностный (интересы семьи и отдельной личности).

Некоторые ученые-экономисты в качестве объектов экономической безопасности называют как экономическую систему в целом, так и отдельные ее компоненты:

  • природные ресурсы;
  • производственные и непроизводственные фонды;
  • недвижимость;
  • финансовые ресурсы;
  • структурные подразделения экономики;
  • семья;
  • частные лица.

Субъекты экономической безопасности

Государство и органы власти, предприятия, организации и учреждения не зависимо от форм собственности, отдельные граждане и их объединения одновременно являются как объектами, так и субъектами экономической безопасности. Указом Президента Российской Федерации от $29.04.1996$ №$608$ была утверждена Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. Согласно этому документу государственные структуры имеют приоритет перед остальными субъектами экономической безопасности. Важную роль в системе экономической безопасности государства играет такой субъект, как государственный бюджет.