Как взаимодействуют между собой сферы общества? Сферы жизни общества и их взаимосвязь.

Общество– это совокупность всех форм объединения людей (например, семья, коллектив, класс, государство и др.) и отношений между ними. Первые представления о системности в природе и обществе зародились уже в античной философии, но наиболее активно проблема системности общественной жизни начала разрабатываться в XIX-XX в.

В. в трудах таких социальных мыслителей, как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, П. А. Сорокини др. С тех пор разработана система понятий, позволяющая понять структуру общества как целостной системы.

В философской науке общество характеризуется как:

а) сложная система, состоящая из большого количества элементов, связей и отношений. Поведение и системное изменение общества не могут быть описаны однозначно и предсказуемо;

б) открытая и саморазвивающаяся система. Современная общество имеет как уровневую организацию, так и сетевую структуру, что усложняет системные характеристики общества.

Наиболее активно проблему системности общественной жизни разрабатывали такие крупнейшие мыслители XIX-XX вв. , как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, А. Богданов, М. Вебер, П. Сорокин и др.

Системные признаки общества: целостность, социальность, устойчивость, автономность и самодостаточность, открытость.

Общество представляет собой самоорганизующуюся и саморазвивающуюся социальную систему, способом существования которой является деятельность людей.

В качестве социальной системы выступают и отдельные в рамках социума элементы- подсистемы: сферы общественной жизни; человек- общество;

малые и большие социальные группы; этнические и национальные общности; государства или союзы государств и т. д. Все эти подсистемы объединены сложной сетью разнообразных функциональных взаимодействий и взаимозависимостей и отличаются процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения. Общество как социальная система характеризуется открытостью, определенной степенью согласованности своих подсистем и в то же время известной непредсказуемостью, вероятностным и нелинейным типом развития.

В разных философских моделях общества выделяются разные системные элементы:

Экономическая сфера, элементами которой являются материальное производство и производственные отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена, распределения и потребления

Социальную сферу, состоящую из таких структурных образований, как классы, социальные институты и т. д. , взятые их взаимоотношения и взаимодействия с друг другом

Политическую сферу, включающую в себя разнообразные субъекты политических отношений: государство, политические партии и др.

Духовную сферу, охватывающую различные формы общественного сознания: право, религию, философию, мораль, искусство, науку и др.

Каждая из этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой «общество», в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни не взаимосвязаны, но и взаимно обуславливают друг друга.

Сферы общественной жизни:

1. материально-производственная сфераохватывает отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ (производство, торговля, финансовые учреждения и т. п.);

2. организационная (политическая) сфераосуществляет регулирование деятельности людей и отношений между ними (государство, политические партии и др.);

3. социальная сфера– это сфера воспроизводства человека как члена общества. В ней создаются условия для деторождения, социализации людей, отдыха и восстановления дееспособности. К ней относятся здравоохранение, образование, сфера обслуживания;

4. духовная сфера– это сфера производства знаний, идей, художественных ценностей. К ней относятся наука, философия, религия, мораль, искусство.

Все сферы тесно взаимосвязаны, рассматривать их по отдельности можно только в теории, что помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, их роль в общей системе. Вступая в отношения друг с другом, люди образуют разнообразные социальные группы. Совокупность этих групп образует социальную структуру общества. Группы выделяются по разным признакам, например:

1. социально-классовыми группами являются сословия (например, дворянство, духовенство, третье сословие), классы (рабочий класс, класс буржуазии), слои (высококвалифицированные рабочие и чернорабочие) и др. ; 2. социально-этническими группами являются род, племя, народность, нация;

3. демографические группы – половозрастные группы, трудоспособное и нетрудоспособное население и др. ;

4. профессионально-образовательные группы – работники умственного и физического труда, профессиональные группы

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 44. Общество как система. Сферы общественной жизни и их взаимосвязь.:

  1. 44.Общество как система. Сферы общественной жизни и их взаимосвязь.
  2. 39. Общество как целостная и саморазвивающаяся система, его специфика и структура. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.
  3. Эстетическое сознание, его взаимосвязь с другими формами общественного сознания. Роль искусства в жизни общества.
  4. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ, ИХ СТРУКТУРА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
  5. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).
  6. 23. Общество как объект философского анализа. Общество как система и его базовые структуры. Законы природы и законы общества.

Философия характеризует общество как целостную и динамическую саморазвивающуюся систему , то есть как систему, которая способна изменяться и в то же время сохранять свою сущность и качественную определенность. При этом данная система определяется как комплекс взаимодействующих частей или общественных сфер, которые по-другому могут быть названы подсистемами: экономическая, социальная, правовая, политическая и духовная. Взятые по отдельности, они также образуют особые системы. В контексте сказанного сферой общества называется некоторый устойчивый компонент общественной системы, принимающий непосредственное участие в ее создании, функционировании и развитии.

Такое понимание общества строится на системном методе. Это значит, что комплексно изучается общая система общества, внутри которой определяются значащие внутренние структуры, каждая из которых выполняет свои специфические функции по поддержанию системы в целом.

Системообразующими компонентами, например, экономической сферы являются Человек, Естественная природа и Искусственная природа, или артефакты.

в социальной сфере это социальная стратификация, воспитание и социализация личности, социальная структура, этнические общности, социальные конфликты. Представляется, что социализация процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта ― в современных социально-экономических условиях без формирования, в том числе «рыночного» мышления не может быть признана системной, то есть целостной. Кроме того, не следует забывать, что отношения между собственником рабочей силы (наемным работником) и собственником средств производства (работодателем) априори носят не только экономический, но и социально-политический характер;

в политической сфере это политическая система, власть, режим, государство, право, партии, движения. Именно законодательная и исполнительная ветви власти в любом государстве принуждены вырабатывать «правила игры», то есть нормативно-законодательную базу отношений между субъектами экономики. От типа хозяйственной системы и формы правления , господствующей в том или ином государстве, зависят как ответы на «Три вопроса экономики»: «Что, Как и Для кого производить?», так и господствующие формы собственности;



в правовой сфере общества это право, система права, отрасли права, правоотношения, правоспособность, дееспособность, источники права, закон. Именно от этой сферы зависит степень свободы граждан, выражаемая в системе в системе норм, которые исходят от государства, обеспечены им и регулируются общественными отношениями во имя достижения прогресса в социально-экономическом развитии общества;

― в духовной сфере это культура, искусство, образование и воспитание, религия, мораль, наука. В странах с развитой рыночной экономикой уже нормой является этический маркетинг, отражающий принципы «рынка покупателя». Не следует забывать, что первые системные взгляды на экономику были элементами философских трудов великих граждан Древней Греции. А значение роли протестантской этики в становлении и утверждении рыночных (капиталистических) отношений исторически и логически трудно переоценить. Примером «обратной связи» может служить тот факт, что эволюцию институтов денежно-кредитных отношений (ценных бумаг) в России и зарождение финансового и промышленного капитала в США лучше всего изучать по (соответственно) пьесам А. Островского (от «Свои люди ― сочтемся» до «Бесприданницы») и «Трилогии желаний» Т. Драйзера («Финансист», «Титан», «Стоик»).

Суммируя сказанное, можно констатировать, что, учитывая взаимосвязь содержательных линий экономической сферы общества с проблематикой социальной, политической, правовой и духовной сферами общества, любое общество вынуждено решать четыре важные проблемы с помощью функций, выполняемых различными общественными подсистемами:

1) обеспечение процесса получения ресурсов из окружающей среды и их распределение внутри общества. Нетрудно заметить, что это является функцией экономической и политической сфер общества;

2) определение целей развития общества и установление приоритета между ними с последующей мобилизацией ресурсов для их достижения. В этом заключается основная функция политической сферы общества. Именно поэтому командно-административная хозяйственная система, построенная в Советском Союзе, в том числе имеет в политологии название «мобилизационная экономика».



3) координацию и регуляцию внутри общества комплексно выполняют определенные элементы основных сфер общества, в частности, «правила игры» задает правовая сфера, а поведение экономических субъектов есть производное от эффективности деятельности экономических институтов (экономическая сфера ), государственных институтов (политическая сфера ), идеологии, воспитания, религии, господствующей морали (духовная сфера);

4) обеспечение поддержки членами общества его стратегических целей и ценностей также невозможно без согласованной деятельности основных сфер общества. Так, если предлагаемые индивидам ценности (духовная сфера) и цели (политическая сфера) расходятся с результатами деятельности экономической сферы (рост цен, снижение жизненного уровня и т. п.), они могут отказать обществу в поддержке. В этом случае возможен раскол общества и дезинтеграция общественной системы (примером тому в истории России, например, могут служить «соляные» и «медные» бунты).

Сказанное позволяет актуализировать следующие выводы:

1) элементы (подсистемы) общества это сферы общественной жизни, которые взаимодействуют друг с другом;

2) общество есть диалектическое единство социальной, экономической, правовой, политической и духовной сфер общества.

Речь идет о:

экономической сфере общества , «ядром» которой являются производственная деятельность и отношения в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ;

социальной сфере общества : предметом изучения здесь является внутреннее устройство общества и взаимодействие социальных групп, то есть общественные отношения ― разнообразные связи между социальными группами, а также внутри них, в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. На уровне социальных общностей различают классовые, национальные, групповые и семейные общественные отношения. На уровне взаимодействия между людьми в группе актуализируют межличностные отношения;

политической сфере общества , при познании которой акцент делается на деятельность государства, политических и общественных организаций;

правовой сфере общества , предметной областью которой является совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, исходящих от государства и выражающих его волю, определяющих виды и меру возможного и должного поведения участников регулируемых отношений и обеспечиваемых возможностью государственного принуждения;

духовная сфера общества , аккумулирующая в себе проблемы/вопросы развития и взаимодействия общественного сознания, науки, искусства, религии, образования, средств массовой информации (СМИ).

۩Прогресс и регресс

Прогресс и регресс (от лат. progressus ― движение вперед и regressys ― возвращение) ― наиболее общие, противоположные по своим характеристикам, разнонаправленные и вместе с тем неотделимые друг от друга, диалектически взаимосвязанные тенденции развития. Прогресс ― тип (направление) развития сложных систем, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному в отличие от регресса как движения вспять, назад (от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным).

Первоначально понятия прогресс и регресс применялись почти исключительно в рамках философского осмысления проблемы направленности общественного развития и носили сильно выраженный отпечаток человеческих ориентаций и предпочтений (мера реализации в общественной жизни различных исторических эпох идеалов равенства, социальной справедливости, свободы, человеческого достоинства и т.д.).

Начиная с середины XIX в. понятия прогресс и регресс постепенно наполняются объективным научно-теоретическим содержанием и одновременно универсализируются, распространяясь на сферу живой и (в меньшей степени) неживой природы (под воздействием развития комплекса биологических наук, кибернетики, теории систем и др.). Соответственно в качестве важнейшего универсального объективного критерия прогресса рассматривается повышение уровня организации материи. Если в процессе развития возрастает число элементов и подсистем, усложняется число связей и взаимодействий, а также возрастает набор функций, то есть действий и процедур, выполняемых этими элементами и подсистемами , обеспечивая тем самым бо льшую устойчивость, приспособляемость, жизнеспособность и возможность дальнейшего развития, то такой процесс представляет собой прогресс. Если же в результате развития, напротив, уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называют регрессом .

Насчет прогресса и регресса можно говорить, имея в виду характер (направленность) изменения либо системы в целом, либо отдельных элементов (подсистем). При этом прогрессивное развитие системы в целом не означает, что такая же направленность изменений присуща всем ее подсистемам; и наоборот, изменение в прогрессивном направлении какой-либо подсистемы автоматически не влечет за собой прогресса системы в целом (некачественность федеральных правых актов, например, может напрямую тормозить и развитие предпринимательского сектора экономики, и развитие основ гражданского общества…).

Прогресс и регресс ― диалектические противоположности; развитие невозможно понять как только прогресс или только регресс. В эволюции живых организмов и развития общества сочетаются и сложно взаимодействуют прогрессивные и регрессивные тенденции . Причем взаимосвязь этих тенденций в живой материи и в обществе не исчерпывается связями чередования или цикличности (когда процессы развития мыслятся по аналогии с ростом, расцветом и последующим увяданием, старением живых организмов). Будучи диалектически противоположными, прогресс и регресс связаны между собой неразрывно, включены друг в друга.

Диалектитческое соотношение прогресса и регресса проявляется и в объективной многонаправленности процессов развития природных и социальных явлений; они включают в себя не только прогресс, но и регресс, и одноплоскостные, и круговые изменения; прогрессивное развитие ― лишь одно из возможных (и реально осуществляющихся) направлений развития сложных системных объектов.

Понятия прогресс и регресс интегральные характеристики сложных развивающихся систем, и потому нельзя судить о направленности их изменений по отдельным изолированным показателям (!!!). Это особенно важно применительно к анализу особенностей прогресса социальных систем. Здесь необходимо учитывать не какие-то изолированно взятые черты, а весь комплекс показателей экономической, социальной, политической, правовой, духовной жизни общества и такую интегральную характеристику их взаимосвязи, как обеспечиваемая ими степень жизнеспособности, перспективности той или иной социальной структуры.

Понятие прогресса применительно к обществу несет в себе идею единства исторического процесса, преемственности, сохранения и приумножения высших достижений материальной и духовной культуры человечества, всех его гуманистических ценностей. Суть общественного прогресса, его цель ― человек, его освобождение, расширение возможностей разностороннего и гармоничного развития.

Прогресс (лат.progressus ― движение вперед) ― 1) развитие, движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному; 2) такой характер развития определенных, прежде всего социальных процессов, когда их параметры подлежат оценке или измерению по принципу перехода от простого к сложному, от однообразной тождественности к дифференцированному единству, от меньшего к большему и т.д.

Эволюция и революция ― понятия, показывающие формы перехода общества от одного качественного состояния к другому. Эволюцияпредполагает постепенные количественные изменения, которые в конце концов приводят к коренным качественным изменениям, к новым общественным отношениям и, следовательно, к новому социальному строю. Революция социальная― это быстрые качественные изменения во всех сферах общественной жизни, это скачок от одного способа производства к другому в результате насильственного свержения старой власти. Экономической причиной такого революционного скачка является нарушение закона соответствия между производительными силами и производственными отношениями. Суть закона КК. Маркс выразил так: «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или ― что является только юридическим выражением последних ― с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции». Обостряются все противоречия общества, ухудшается жизненный уровень большинства населения. Кризис общества в конце концов завершается революцией. Прежде всего, свергается старая власть, затем заменяются прежние экономические, социальные, духовные и иные структуры новыми. В конечном итоге совершается переход общества от одного качественного состояния к другому. Основной вопрос революции есть вопрос о власти. Для совершения быстрых качественных изменений прежде всего необходимо отобрать власть у старых социальных классов. Затем постепенно принимаются экономические, политические, правовые и иные акты для изменения всех прежних порядков. Характер революции определяется целями и задачами, которые она ставит перед собой. В этой связи все социальные революции можно разделить на буржуазные, социалистические и национально-освободительные. Целью буржуазной революцииявляется ликвидация феодального способа производства и утверждение новых общественных отношений. Исключительное значение буржуазная революция придает принципу равенства . Все граждане объявляются равными перед законом независимо от их имущественного и служебного положения. На первое место выходят права человека . Принцип частного предпринимательства и личной инициативы объявляется всеобщим принципом буржуазного государства . В сфере политики доминируют демократические формы правления. Происходит разделение власти на три ветви : законодательную, исполнительную и судебную. Как на макро-, так и на микроуровне органы власти избираются путем голосования . Цель социалистической революциизаключается в ликвидации буржуазного способа производства. В экономической сфере частная собственность заменяется государственной или общественной собственностью. Уничтожается эксплуатация человека человеком, то есть присвоение чужого труда. Устанавливается не просто равенство, а социальное равенство : создание всем одинаковых стартовых возможностей для проявления своих физических и духовных потенций, право на труд, бесплатное образование, бесплатное здравоохранение, бесплатные квартиры и другие социальные блага. Формы демократического правления становятся действительно демократическими: не формально, а реально любой гражданин может быть избран в те или иные государственные органы. Исключается : подкуп депутатов, поскольку они защищают интересы всех слоев общества, а не отдельных лиц, имеющих огромные богатства. Таким образом, целью социалистической революции является построение такого общества, в котором свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Национально-освободительная революциясовершается в колониальных странах. Ее задачей является освобождение страны от колониальной зависимости, создание национального государства, национальной экономики, национальных политических структур, национальной культуры и др. Хотя основной вопрос революции ― это вопрос о власти, тем не менее всякое взятие власти имеет революционный характер. Поэтому следует различать такие понятия, как «государственный переворот», «дворцовый переворот» «военный переворот». Государственный переворот осуществляется внутри данного способа производства . В него вовлекаются различные влиятельные силы общества. Поэтому состав организаторов государственного переворота гетерогенен, то есть разнороден . Цель такого переворота заключается в преодолении сложившихся в обществе негативных процессов и явлений, в дальнейшем совершенствовании существующих социально-экономических и политических порядков. Дворцовый переворот совершается внутри правящей верхушки . Обычно такие перевороты происходят при династическом режиме. Цель ― замена данной личности другой, более отвечающей интересам организаторов дворцового переворота. Военные перевороты , как правило, совершаются военными в отсталых странах. Цели переворотов могут быть самыми разными: свержение коррумпированной власти, защита национального суверенитета, защита интересов армии и др.

«С. 18. 10 революций, которые потрясли мир

«Огонёк» вспомнил, какие политические изменения в той или иной стране оказались важны для мира


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования

Ухтинский государственный технический университет

Кафедра философии, социологии и политологии

Контрольная работа

по дисциплине: философия

Тема: Сферы общественной жизни

Студентки группы ФКсокр – 10 ФБО (к)

Игнатовой Ксении Михайловны

Шифр: 101452

Домашний адрес: ул.Космонавтов, 23 – 11, г.Ухта

Введение

1. Материально-производственная сфера общества

3. Духовная сфера общества

Заключение

Библиографический список

Введение

Что такое «общество»? Каждому приходилось слышать выражения такого типа: «Какое приятное общество собралось», «сливки общества», «общество защиты прав потребителей», «общество любителей животных». Вместе с тем, философию вряд ли может интересовать общество любителей животных или общество охраны прав потребителей, ибо она изучает наиболее общие понятия. Философия изучает общество в целом. В обыденной жизни понятие «общество» используется чрезвычайно широко. Поэтому возможны различные его толкования:

1) группа людей, которые создают организацию, основанную на общих для них интересах,

2) группа людей, формально не организованная, но имеющая общие интересы и ценности.

Современная философия рассматривает общество как совокупность различных частей и элементов, которые тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, поэтому общество существует как отдельный целостный организм, как единая система.

Проблему системности общественной жизни разрабатывали О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П.А. Сорокин, многие другие философы и социологи XIX - XX веков. В понятии общества выделяют обычно два основных аспекта - это структура общества и изменение общества.

Выделяют следующие сферы общества:

Материально-экономическую,

Социальную,

Политическую,

Духовную.

Четырем названным элементам простейшего социального действия соответствуют указанные выше четыре типа (или сферы) общественной деятельности. При этом каждая сфера имеет собственную специфику, вследствие чего играет свою, только ей присущую роль в жизни общества.

общество духовность религия познание

1. Материально-производственная сфера

Пожалуй, одной из самых обсуждаемых проблем в современной социально-философской мысли России является вопрос о роли способа производства в жизни общества. Причина в том, что закон определяющей роли материального производства в жизни общества , открытый К.Марксом в середине прошлого века, в эпоху восходящего развития капитализма, был признан в марксистско-ленинской обществоведческой науке истиной, не подлежащей сомнению.

Многие мыслители считают способ материального производства основой существования и развития всего общества, выдвигая достаточно веские аргументы:

1. Без постоянного осуществления воспроизводства материальных благ существование общества невозможно;

2. Способ производства, сложившееся разделение труда, отношения собственности определяют появление и развитие классов и социальных групп, слоёв общества, его социальной структуры;

3. Способ производства во многом обусловливает развитие политической жизни общества;

4. В процессе производства создаются необходимые материальные условия развития духовной жизни общества;

5. Материальное производство поддерживает активность человека в любой сфере его жизни и деятельности.

Для жизни людей, которым присуще активное приспособление к среде, необходимы соответствующие вещи, созданием которых занимается материальное производство.

В процессе материального производства люди создают и закрепляют определенный тип ментальности, способ мышления и чувствования. Общественная жизнь предполагает сложнейшую систему социальных связей, соединяющих воедино элементы общественной жизни. В некоторых случаях они возникают стихийно, в качестве “пробного продукта”, например материального производства. Однако большей частью их нужно создавать целенаправленной специализированной деятельностью, требующих реальных усилий. Это регулярный тип деятельности. Высшей формой этой деятельности является политическая деятельность.

Производственные отношения характеризуют экономические отношения, в которых находятся классы и социальные группы по поводу собственности, обмена, распределения и потребления произведенных материальных и духовных благ. Определить их можно так: производственные отношения - это совокупность материально-экономических отношений между людьми, складывающаяся в процессе производства и движения общественного продукта от производителя до потребителя.

Труд составляет основу материального производства, основу производительных сил общества. Производительные силы состоят из: средств труда и людей, вооруженных определенными знаниями и навыками и приводящих в действие эти средства труда. К средствам труда относят орудия труда, машины, комплексы машин, компьютеры, роботы и т. п. Сами по себе они, конечно, ничего производить не могут. Главная производительная сила - люди; но и они сами по себе тоже не составляют производительные силы. Люди представляют собой живой труд (или личный элемент производства), а средства труда - накопленный труд (или вещественный элемент производства). Все материальное производство есть единство живого и накопленного труда.

Производительные силы характеризуют активное отношение людей к природе и представляют систему различных элементов, преобразующих вещество природы в материальные блага, необходимые для существования людей. В эту систему входят вещественные элементы (средства производства) и личный фактор (человек с его знаниями, производственным опытом и навыками).

В составе вещественной составляющей производительных сил важная роль принадлежит технике и технологии, поскольку в них воплощаются качества человека по целенаправленному изменению окружающего мира. Техника - это система искусственно создаваемых человеком средств материальной и иной деятельности. Технология – способы преобразования материалов и виды их обработки, используемые в производстве. В то же время техника и технология - это и овеществленная сила знания, воплощение мощи человеческого разума. Поэтому в них заключено единство материального и идеального. Техника и технология являются, в конечном счете, обобщенным показателем уровня цивилизационного развития. Они характеризуют: степень овладения силами природы, различия экономических эпох, развитие человека как производительной силы и, наконец, производственные отношения.

Главным элементомпроизводительных сил являются люди, осуществляющие процесс производства, так как руками человека создаются, приводятся в движение и совершенствуются орудия труда, и только знания человека, его инициатива, талант являются основой технических усовершенствований.

При этом человек в качестве производительной силы представляет собой единство физических возможностей и интеллектуальных способностей, включающих профессиональное мастерство, умение мыслить творчески, личную заинтересованность, всестороннее развитие индивидуальных особенностей, уровень культуры, в чем обнаруживается цивилизационный аспект рассмотрения личностного элемента производительных сил.

Все эти качества приобретают свое особое значение в условиях развития современных технологий, что дает основание говорить о возрастании роли личностного, человеческого фактора. Изменяется характер требований, предъявляемых к человеку, его качествам. Передовая технология не может ни разрабатываться, ни применяться в производстве без соответствующих личностных сознательно-психологических предпосылок, без способности работников производства к самодеятельному, творческому мышлению, без их потребности и способности к самореализации.

2. Политическая сфера общества

Две с половиной тысячи лет насчитывает философия политики, однако до начала ХХ века её статус не был определен. Роль философии политики играли философия государства, философия права, моральная философия. В политической философии сложилось две традиции. Одна ведет свою историю от Аристотеля, другая - от Н.Макиавелли. Первая задается вопросом, какой политический режим является аутентичным - соответствующим природе человека, служит его благу, другая делает акцент на проблемах эффективности политических систем и режимов.

Одним из важнейших элементов политической жизни общества является политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Политику отличает универсальность, всеохватывающий характер, способность воздействовать на все сферы общества. Политика реализуется через политические отношения, политические институты и политическую идеологию. Систему государственных и внегосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции, называют политической системой . Основным институтом политической системы является государство .

Государство организует, направляет, и контролирует совместную деятельность и отношения людей, социальных групп, классов и ассоциациями. Государство, кроме того, представляет собой центральный институт власти в обществе, и концентрированное осуществление этой властью политики. Государство отличается от других социальных институтов и организаций следующими признаками:

Обязательным наличием социальной основы правящих сил;

Наличием специального аппарата власти;

Наличием государственной территории;

Суверенным правом издания законов, обязательных для граждан;

Исключительным правом собирать налоги, выпускать денежные знаки и т.д.

Философов, пожалуй, более чем кого-либо, занимал вопрос о происхождении государства. Материалистическая философия видит в государстве "надстройку" над материально-экономической сферой. Поэтому возникновение государства связывается с экономическими процессами, возникновением частной собственности, классовой дифференциацией общества (разделением общества на классы). Философы идеалистического направления дают более разнообразные варианты ответов на вопрос о том, каковы причины возникновения государства - от божественного промысла до общественного договора.

В обществе с развитой социальной системой неизбежно усилению социальной, этнической и религиозной дифференциации. Существование социальных общностей и групп с противоположными интересами, вытекающими из коренных различий их объективного положения, является причиной возникновения политических отношений между ними. А необходимость их согласования определяет строение и функции политической системы общества.

Основные признаки государства :

  1. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни

    Реферат >> Политология

    8 4. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни 10 1.Происхождение политики. Термин « ... жизни общества. 4. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни . В реальной жизни политика существует во взаимосвязи с другими сферами ...

  2. Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни

    Реферат >> Политология

    Политики с другими сферами общественной жизни Cвязь политики с другими сферами общественной жизни неразрывна и многообразна. ... Поступательность общественного развития обеспечивается взаимодействием политики с такой важной сферой жизнедеятельности...

  3. Политика в системе общественной жизни

    Закон >> Политология

    Выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, ... выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, ... относятся к наиболее ранним регуляторам общественной

Сфера общества – это определенная область общественной жиз­ни, включающая наиболее устойчивые формы взаимодействия людей.В науке выделяют четыре сферы общества: экономическую, соци­альную, политическую и духовную.

Экономическая сфера общества включает и себя отношения в области производства, обмена, распределения материальных благ, а также отношения собственности. Экономическая сфера возник­ла одновременно с появлением общества. Для того чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к тяжелым условиям окружающей среды. Первоначально человек брал от природы все, что нужно в готовом виде. Современные ученые назвали этот способ производства присваивающей экономикой . Важным достижением древних людей стало создание первых орудий труда, с помощью которых можно было более эффективно решать проблему пропитания. Шкуры убитых на охоте зверей использовались для изготовления одежды. Из глины и дерева человек стал создавать различные предметы, необходимые в быту. Так производство материальных благ разделилось на производство продуктов питания и производство непродовольственных изделий.

Постепенно люди вместо собирательства и охоты начинают заниматься земледелием и скотоводством. Происходит переход от присваивающей экономики к производящей . Человек приобретает более надежный источник питания и становится менее зависимым от капризов природы. Происходит первое общественное разделение труда (на земледельцев и скотоводов), радикально изменившее характер общественных отношений в первобытном обществе.

Процесс труда усложнялся, орудия труда совершенствовались. Результат труда стал зависеть от отдельной семьи. По мере пере­мещения и взаимодействия родоплеменных объединений родо­вые связи заменялись территориальными, родовая община транс­формировалась в соседскую. Если в родовой общине существо­вали кровнородственные связи между ее членами и общность имущества, то в соседской общине каждая семья обладала обо­собленным имуществом и собственностью на орудия труда и про­изводимую продукцию, что создало основу для появления част­ной собственности.

Специализация производства сопровождалась дальнейшим со­вершенствованием орудий труда. Это привело, с одной стороны, к появлению излишко в, т.е. части продукции, производимой сверх необходимой нормы потребления, а с другой стороны, к выделе­нию ремесла в самостоятельную отрасль производства. Таким об­разом, произошло второе общественное разделение труда.

Представители трех групп людей - земледельцы, скотоводы и ремесленники - при наличии излишков неизбежно обменива­лись между собой результатами своего труда. Такой обмен, став систематическим, превращается в разновидность общественно полезной деятельности. Появляются группы людей (купцы, торговцы), выполняющие роль посредников между тремя группами производителей. Так произошло третье общественное разделение труда .



Обмен между производителями носил сначала натуральный характер. Стоимость вещи определялась в зависимости от ее нужности в данный момент времени. Это не всегда было удобно. Как, например, определить соотношение стоимости быка и топора? Поэтому люди придумали деньги , с помощью которых стали оп­ределять стоимость всех вещей.

С развитием общества усложняются способы производства, создаются новые, более совершенные орудия труда. В XV- XVII вв. на смену ремеслу приходит мануфактурное производство, осно­ванное на разделении труда. А в XVII - XIX вв. во многих странах происходит промышленный переворот - переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. Производство стано­вится массовым. Увеличивается и объем потребления производимой продукции. Потребителями в той или иной мере выступают все члены общества, так как все нуждаются в пище, одежде, пред­метах обихода, но не все могут самостоятельно создавать эту про­дукцию.

Распределением материальных благ занимается государство. Оно изымает деньги у населения в виде налогов, а затем использует их для поддержания своей жизнедеятельности, содержания аппарата управления, а также для помощи определенным слоям населения. На протяжении многих веков роль государства в сфере распреде­ления была незначительной. И только в XX в. усилились функции государства, связанные с содействием малоимущим категориям населения.

Социальная сфера включает в себя разнообразные взаимоотно­шения между различными группами общества. Элементами соци­альной сферы выступают как конкретные люди, имеющие опре­деленный статус, т.е. занимающие то или иное положение в об­ществе, так и общности людей, в которые они объединяются по определенному признаку.

Еще в первобытном обществе существовало разделение людей по половозрастному признаку. Мужчины ходили на охоту, жен­щины занимались собирательством и воспитывали детей. Дети и старики принимали меньшее участие в производстве, чем осталь­ные члены общества.

Увеличение объема производства и образование излишков про­изводимой продукции привели со временем к появлению богатых и бедных . Так общество разделилось на группы по имущественно­му признаку. С появлением государства социальная структура об­щества усложняется. Небольшая часть общества сосредоточивает в своих руках материальные богатства и посредством государствен­ной власти диктует остальной части общества свою волю. Обще­ство делится на господствующий класс и зависимое население. Например, рабовладельцы и рабы, феодалы и крепостные кре­стьяне, капиталисты и наемные рабочие. Наряду с основными могут существовать и небольшие специфические группы населения.

В современном мире общество может делиться на множество разнообразных групп, выделяемых на основе определенных при­знаков: уровня доходов, профессии, возраста, политических взгля­дов и т.д. Каждый из нас может быть членом какой-либо одной или даже нескольких общностей. Человек является одновременно членом своей семьи, сотрудником на работе, членом какой-либо общественной организации или политической партии, может вхо­дить в определенную возрастную, этническую или религиозную группу.

Политическая сфера связана с понятием власти. Составляю­щий элемент власти - способность одних групп людей и их пред­ставителей влиять на другие группы. При этом возможность влияния опирается на обычай или закон. Основным элементом поли­тической системы выступает государство. Оно имеет монополию на власть и может признать невозможным проявление любой дру­гой власти.

Но было бы неправильно начинать отсчет развития политиче­ской сферы общества только с появления государства. Власть суще­ствовала и в догосударственный период. В первобытном обществе она исходила от всего рода и носила общественный характер. Наи­более важные вопросы решались на общем собрании, участвовать в котором имели право все взрослые члены рода. Для руководства общими делами избирались вожди и старейшины. Эти должности были не только выборные, но и сменяемые. Они не давали никаких преимуществ. Вожди и старейшины наравне с другими членами рода принимали участие в общественном труде и получали поло­женную им долю производимого продукта. Решающими критери­ями для избрания лидера рода были личные качества.

При передвижении родов неизбежным стадо взаимодействие между ними. В случае установления добрососедских отношений роды объединялись в племена, а те - в союзы племен. Племя управля­лось советом старейшин, который избирал племенного вождя. Во главе союза племен стоял совет племенных вождей и вождь союза. Эти должности на ранних этапах развития первобытного обще­ства также были сменяемыми и не давали никаких привилегий.

Отношения между членами рода регулировались правилами поведения (социальными нормами) , которые обобщенно стали на­зываться обычаями, т.е. обычным, привычным поведением. Обы­чай - это общепринятое, исторически сложившееся правило по­ведения, которое закрепилось в результате многократного повто­рения в течение длительного времени, вошло в привычку и стало необходимой жизненной потребностью людей. Обычаи исполня­лись добровольно. Тем не менее, в целях обеспечения присваиваю­щей экономики и жизнедеятельности рола сформировались такие способы регулирования отношений, как дозволения, обязывания и запреты.

Дозволения с уществовали как рекомендации по определенному поведению в интересах рода. Обязывания имели целью обеспече­ние общественных дел - охоты, собирательства, распределения. Запреты представляли собой табу, подкрепленные страхом рели­гиозного возмездия. В случае нарушения обычаев могло приме­няться и принуждение, исходившее от всего рода и носившее ре­лигиозный характер.

С развитием процесса перехода от родовой общины к сосед­ской, накоплением излишков у отдельных семей и появлением имущественного неравенства изменяется и характер властеотношений. Община в этих условиях пытается сопротивляться имущественной дифференциации своих членов, но безуспешно - в связи с усложнением управленческой деятельности и возрастанием роли публичной власти , все более обосабливающейся от общества.

Должности вождей становятся наследственными. Лица, их за­нимающие, стремятся закрепить наследственный характер власти путем передачи сыновьям знаний и опыта управления. Вожди и старейшины приобретают привилегии, связанные с их положе­нием («львиная доля» добычи, дополнительный надел земли и т.д.). Это усиливает имущественное расслоение, еще более отда­ляя управленческую верхушку от основной массы рядовых общин­ников.

Увеличение объема производства требовало дополнительной рабочей силы, которая пополнялась за счет пленных, захвачен­ных во время конфликтов с соседними племенами. Появление излишков привело к тому, что пленных перестали убивать и ис­пользовали как рабов.

В условиях вражды племен, при необходимости организации обороны или нападения, у многих народов сформировался свое­образный общественный строй, получивший название «военная демократия». Вес мужчины были воинами. Однако выделилась груп­па людей, переставших заниматься производительным трудом, основным занятием которых стало военное дело. Они получали большую часть добычи в случае успешного набега на соседние племена. Свои же соплеменники выдавали воинам вознаграждение в качестве оплаты за охрану территории племени. Эти изначально добровольные подношения трансформировались в обязательную выплату дани на содержание армии и аппарата управления.

Возникавшее в этих условиях государство законодательно за­крепляло неравенство членов общества, отдавая власть экономи­чески и политически господствующей верхушке. На протяжении всей истории своего существования государство не допускало к осуществлению власти другие политические силы. Только в XIX- XX вв., в период становления и развития демократии, у общества появилась возможность влиять на политические решения через участие в формировании государственно-властных структур. В со­временном мире в политическую сферу общества входят не толь­ко государственные, но и общественные организации, в том чис­ле и политические партии, которые, так или иначе, участвуют в политической жизни страны.

Духовная сфера общества включает в себя отношения, возни­кающие в процессе создания, освоения и передачи духовных цен­ностей. Одной из составляющих духовной сферы является культу­ра. В широком смысле культура понимается как совокупность всех материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на всем протяжении своего существования. В узком смысле культу­ра - это совокупность знаний и ценностей, передаваемых после­дующим поколениям. Сюда входят литература, искусство, архитектура, наука, образование, религия, правила и нормы поведе­ния, сложившиеся в обществе.

В результате деятельности людей и их объединений в духовной сфере создаются новые образцы культуры, появляются новые зна­ния, передающиеся следующим поколениям и двигающие вперед общественный прогресс. Еще первобытные люди создавали на­скальные рисунки. Затем человек стал украшать рисунками ору­дия труда и предметы быта. Тогда же появились первые религиоз­ные верования - язычество , представлявшее собой обожествле­ние сил природы.

Долгие столетия религия определяла отношение людей к окру­жающему миру. И только в Новое время на смену религиозному мировоззрению приходит научное. Научные знания обогатили ду­ховный потенциал человечества, позволили объяснить многие явления природы и сделать открытия, продвинувшие вперед раз­витие общества.

Все сферы общественной жизни находятся в тесной взаимо­связи и взаимовлиянии. Нередко в рамках, происходящих в обще­стве явлений, сочетаются элементы различных сфер. Например, уровень доходов определяет место человека в социальной иерар­хии, непосредственно влияет на формирование его политических взглядов и на возможность получения образования и приобщения к культурным ценностям. На определенных этапах исторического развития влияние той или иной сферы общественной жизни мо­жет усиливаться. Так, в период революций определяющей стано­вится политическая сфера, а в период реформ - экономическая и социальная сферы. Но, несмотря на преобладающее влияние ка­кой-либо сферы общественной жизни в данный исторический момент, роль остальных сфер не умаляется. Они лишь временно отступают на второй план, сохраняя свою значимость для суще­ствования и развития общества.

Вопросы и задания

1. Что такое сфера общества? Какие сферы общества вы знаете?

2. Какие составляющие включает экономическая сфера общества? Как они возникли?

3. В каких условиях и почему появилась частная собственность?

4. Охарактеризуйте социальную сферу общества. Как развивались со­циальные отношений на протяжении истории?

5. Что такое власть? В чем отличие власти в первобытном обществе от власти государства?

6. Какое устройство общества называется «военная демократия*? Как
повлияло на становление государства?

7. В чем состоят особенности духовной сферы общества?

8. Охарактеризуйте понятие культуры. Каковы ее составляющие?

9. В чем заключается взаимосвязь сфер общества? Могут ли они суще­ствовать независимо друг от друга? Обоснуйте свой ответ,

10. Проведите исследование на тему «Я и сферы общества». Сделайте вывод о том, какая из сфер общества играет решающую роль в вашей жизни.

Общество — понятие довольно сложное, и определений ему можно дать несколько. В первом случае – это группа людей, которые объединены схожими интересами и совместной деятельностью. Также общество можно назвать частью материального мира, которая тесно связана с природой, но не являющаяся ее подвидом. Общество состоит из индивидов с их способами организации деятельности.

Общество – система динамичная, постоянно развивающаяся. Оно сложное, то есть состоит из большого количества элементов, компонентов. Чтобы изучить общество целиком, необходимо изучить каждый из его компонентов.

Существует четыре системы общества: экономическая, политическая, социальная и духовная. Эти сферы тесно взаимосвязаны, без одной из них не смогли бы существовать и другие.

Социальная сфера

Охватывает социальные общности и связь между ними. Эта сфера включает в себя и обеспечение качественного уровня жизни населения: выплата пенсий и пособий, бесплатное образование и медицинские услуги.

Основным предметом изучения данной сферы является человек как существо социальное. Ни один индивид не может существовать без общества, как и оно без него. За всю свою жизнь человек выполняет несколько социальных ролей и имеет определенный статус. Социальный статус человека определяется занимаемым человеком положении в обществе в соответствии со своим полом, возрастом, профессией, стилем жизни. Статус предполагает выполнение человеком определенных обязанностей.

Статус, предписанный человеку от рождения, называется врожденным: Такими являются пол, возраст, расовая принадлежность. Людям, рожденным в семье с хорошим материальным достатком, гораздо легче построить свою карьеру, чем более бедным. Но большее место занимают статусы приобретенные – те, которые получаются человеком в течение всей его жизни: образование, трудолюбие.

Статус определяет, что его носитель может и должен делать в конкретной ситуации, а что нет. Устанавливаются рамки для его деятельности.

Не менее важно и понятие престижа – некоей популярности, которой пользуется в обществе та или иная сфера деятельности. Чем дороже оплачивается профессия человека, тем она престижнее.

Социальной же ролью называется предписание соответствующему статусу поведения. Каждый человек имеет свой ролевой набор – совокупность выполняемых им ролей. Мальчик или девочка, сын или дочь, ученик или работник – все это является социальными ролями. Они могут меняться в течение жизни (ученик — студент — работник) или оставаться неизменными (сын — дочь).

Важным элементом социальной сферы является деление общества на группы — социальная стратификация. Основными ее видами считаются рабство (один человек собственность другого), касты (замкнутая группа людей, которые связаны происхождением; характерна для ряда стран Азии), сословия (замкнутая группа людей, положение в обществе в которой, определятся наличием определенных прав и обязанностей, переходящих по наследству) и сословия (замкнутая группа, положение в обществе в которой напрямую связано с отношением к частной собственности). Когда есть социальная стратификация, есть и неравенство – условия, при которых люди имеют неравный доступ к материальным благам.

В современном мире условно выделяют страты, определяющие положение человека. К ним относятся образование, доход, власть и престиж. Переход между стратами возможен, уровень социальной мобильности (горизонтальной и вертикальной) очень высокий. Особое влияние на мобильность оказывают социальные лифты, они позволяют перейти из одной страты в другую за максимально короткий период времени. Социальными лифтами являются армия, церковь, брак, семья, школа и многое другое.

Люди, вышедшие из одного общественного класса, но по какой-либо причине не примкнувшие к другому, называются маргиналами, то есть внеклассовыми индивидами. Они свободны от стереотипов и зависят только от себя, не утруждаются работой.

Социальный институт — это устойчивая форма организации совместной человеческой деятельности. Существует несколько основных институтов и их функции: семья (репродуктивная функция – воспроизводство рода), государство (обеспечение правопорядка и безопасности), образование (воспитательная функция, получение новых знаний, первичная социализация), религия (решение духовных проблем, поиск смысла жизни). Задачей социальных институтов является удовлетворение потребностей человека. Его первичными, то есть самыми необходимыми для успешной жизнедеятельности считают потребность в еде, питье, одежде, жилище, общении.

Социальные ценности абстрактны: жалость, взаимопомощь, доброта – их нельзя измерить или потрогать.

Социальные нормы регулируют поведение в обществе. К ним относятся правовые нормы, то есть нормы, установленные юридически (законы, нормативные акты), мораль (понятие о добре и зле), религиозные (Библия гласит: «не убей», «не укради») и технические (когда маленькому ребенку объясняют, что пальцы в розетку совать опасно).

Все люди так или иначе взаимодействуют между собой. При это они обязаны уважать мнения и интересы других, быть толерантными. При отсутствии этого качества начинаются конфликты, самой тяжелой и опасной формой которых являются конфликты межэтнические. Каждый этнос помимо определенной территории, языка, политики и экономики имеет свою национальную культуру. Культура каждого этноса уникальна, и нужно стараться сохранить ее для потомков. Каждая культура может быть выражена менталитетом – национальным характером.

Она регулирует взаимоотношения между властью и обществом. Данная система динамична: она не стоит на месте и постоянно развивается.

Политика охватывает не только власть правителя, но и его оппозицию и их связь с народом. Это политические взгляды и идеи; правовая культура и политические отношения, правовые и политические ценности и нормы. Кроме того, политическая сфера обладает коммуникацией – связывает между собой все слои общества.

Функции политики столь обширны, что охватывают все стороны человеческой жизни.

— Законотворчество – издание законов и регулирование их исполнения

— Формирование политического сознания людей и манипуляция массами – при помощи Средств Массовой Информации (СМИ): газет, журналов, теле и радиовещания

— Определение задач и путей развития и их реализация в массы

— Согласование интересов общества с интересами государства

Традиционная форма правления – монархия, власть при которой передается по наследству. Монархия бывает абсолютной, когда власть правителя ничем не ограничена, и ограниченная (конституционная и парламентская). При республиканской форме правления правитель выбирается на определенный срок, это может быть президент или парламент.

Политический режим указывает на способы организации власти в государстве. Самым «свободным» является демократический режим. Власть сосредоточена в руках народа, он ее источник. Демократия – это обязательное разделение властей (на законодательную, судебную и исполнительную), равенство всех граждан перед законом и всеобщее избирательное право. Решения принимаются большинством, о с учетом мнения меньшинства, а также политический плюрализм – свобода мнений и взглядов, большое количество партий, существование оппозиции.

Тоталитарный и унитарный режимы считаются недемократическими. Государство вмешивается в общественную жизнь (при авторитаризме только в экономику и политику, при тоталитаризме – включая личную жизнь), участие народа минимальное, существует единая идеология, иногда даже культ личности.

Большое влияние на политику оказывают Средства Массовой Информации: благодаря их деятельности меняется отношение граждан к власти государства, их выбор при голосовании. СМИ оказывают большое влияние на человека, регулируют его сознание. Многие даже называют СМИ «четвертой властью» — так велико их влияние.

Средства Массовой Информации осуществляют оценка информации и комментарии к ней, политическую социализацию (привлечение людей к политической сфере, повышение политической активности), представление интересов различных групп и общественных объединений.

СМИ редко сообщают о скучных заседаниях или маловажных законах. Чаще всего они несут людям сенсационные заявления, чрезвычайные происшествия и сообщения о ранее неизвестных явлениях. Такие новости привлекают среднестатистического читателя и повышают их политическую культуру, приобщают к ценностям политики.

Все мысли и чувства человека, связанные с его политическим участием, называются политическим сознанием. Политическое сознание, сформированное у каждого человека и отражающее то, что он запоминает в повседневной жизни, называется обыденным. Политические чувства, переживания, роль индивида в политике попадают под рассмотрение политической психологии. Политическая психология формируется на основе взаимодействия между гражданами и государством.

Целостный набор идей и представлений, которые служат основой для политических действий, называется идеология. В двадцатом веке преобладала коммунистическая идеология, когда на первое место вышли идеи Маркса о революционном насилии. Иосиф Сталин продолжил развитие этой идеологии и на свет появилась идея мировой революции. Руководство пролетариата, установление диктаторского режима, переустройство общества на принципах равенства и справедливости – вот основные идеи коммунизма.

Под ее регулирование попадают отношения между людьми, которые возникают в сфере товаров и услуг. Они включают в себя производство, потребление, обмена и распределение материальных благ.

Экономика понимается как наук, исследующая использование людьми имеющихся у них благ. Все ресурсы, которые люди используют в процессе своей деятельности, называют факторами производства. Основными факторами производства являются труд (деятельность людей по производству материальных благ), земля (все виды природных ресурсов), капитал (здания и сооружения, деньги), предпринимательство (способность правильно оценить и построить свое производство).

К сожалению, в современном мире существует проблема ограниченности ресурсов. Эта проблема связана с тем, что люди не в состоянии рационально использовать то, что им даровано. Желания человека безграничны, они давно превысили его первичные потребности. И чтобы удовлетворить большинство из них, необходим запас ресурсов гораздо больший, чем есть сейчас.

Экономическая система представлена тремя основными типами экономики: традиционной, командной и рыночной.

Традиционная экономическая система хоть и присуща доиндустриальному (традиционному) обществу, проявляется и в современном мире — у многих людей есть огороды, дачи – натуральное хозяйство.

Командная система полностью отрицает существование частной собственности, вся собственность является государственной. Каждое предприятие работает по определенному плану (сколько и какой продукции необходимо произвести за определенный промежуток времени), установленному властью.

Рыночная экономика играет в экономической сфере самую важную роль. Ее основу составляют право частной собственности, развитие конкуренции, экономическая свобода. В рыночную экономику государство не вмешивается, оно лишь регулирует и защищает ее посредством законов.

Духовная культура — это процесс освоения культуры, науки, религии. Она определяет ценностно — нравственные качества общества, отражает его уровень и качество развития.

Самой первой ступенью духовного развития общества является мораль. Ее можно сравнить с правовым обычаем, незакрепленным в законах, но составляющим его основу. Нормы морали отражают основные ценности общества, меру его эстетического, религиозного развития.

Культуру можно разделить на материальную (скульптуры, архитектурные постройки) и духовную (достижения науки и искусства). Новаторство в культуре невозможно без преемственности: авторы, создавая свои творения, опираются на достижения прошлого.

Внутренняя духовная жизнь каждого индивида считается его духовным миром. Человек, у которого духовный мир отсутствует, называется бездуховным. Существует огромная разница между людьми, регулярно посещающими театры и разнообразные выставки и отрицающими искусство как таковое.

Культура – одна из высших человеческих ценностей. Она ориентирована на понятия о доброте и зле, истине и красоте. Важен и патриотизм – любовь к Родине.

Взгляды человека на окружающий его мир составляют его мировоззрение – целостное представление о природе, человеке, обществе, идеалах личности. Мировоззрение может основываться на вере в Бога, концентрироваться на человеке или науке, природе.

Искусство – это пусть постижения прекрасного. Это движущееся колесо, точка обзора которого постоянно меняется. Искусство создано для того, чтобы преодолеть возможности коммуникации между отдельными нациями.

Was last modified: Январь 12th, 2016 by Елена Погодаева