Экономика на ЕГЭ по обществознанию. Деньги

Задания ЕГЭ по теме «Банки»

3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «методы денежной реформы»

1) дефляция; 2) деноминация; 3) диверсификация; 4) дифференциация; 5) девальвация; 6) ревальвация. Найдите два термина, выпадающих из ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

9 . Банк С. Кредитует освоение нововведений, внедрение н-т. достижений. Выберите из предложенного списка характеристики этого банка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сберегательный банк 2) Центральный банк 3) инновационный банк

4) специализированный банк 5) кредитно-финансовая организация

6) страховая компания

8. Установите соответствие между ценными бумагами и видами, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ценные бумаги Виды ценных бумаг

А) приватизационный ваучер 1) свидетельство о займе

Б) вексель 2) свидетельство о собственности

В) облигация

Г) акция

Д) сберегательный сертификат

9. Банк Л представляет финансирование и долгосрочное кредитование, вкладывая капитал в промышленность , строительство и другие отрасли, а также в ценные бумаги. Выберите из приведенного списка характеристики этого банка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) ипотечный банк 2)кредитно-финансовая организация 3)инвестиционный банк 4) сберегательный банк 5) специализированный банк 6) страховая компания

1. Запишите слово, пропущенное в фрагменте таблицы .

Специализированные банки

8. Установите соответствие между функциями и уровнями банковской системы, к которым они относятся : к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Функции Уровни банковской системы

А) кредитование предприятий 1) Центральный банк

Б) денежная эмиссия 2) коммерческие банки

В) рассчетно-кассовое обслуживание клиентов

Г) мобилизация свободных денежных средств населения

Д) хранение золотовалютных резервов страны

2 . В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий . Запишите это слово (словосочетание).

Сберегательный банк; ипотечный банк; специализированный банк; инвестиционный банк, инновационный банк.

7 . Выберите верные суждения о ценных бумагах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Акция представляет собой свидетельство о денежном вкладе в банке о возврате этого вклада и процентов по нему через установленный срок.

2)Ценную бумагу, удостоверяющую владение долей в капитале предприятия и дающую право на получение части его прибыли, называют акцией.

3) Ценные бумаги бывают именными и на предъявителя.

4) Облигация предоставляет своему владельцу право на участие в управлении фирмой и получении дивидендов.

5) Вексель дает владельцу право требовать его погашения в установленные сроки.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие банковская система? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о функциях банковской системы, и одно предложение, раскрывающее структуру банковской системы стран с развитой экономикой.

20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предполагаемого списка слова, которые нужно вставить на место пропусков.

«Фондовая _________ (А) представляет собой место, где происходит купля – продажа ценных бумаг. Ее деятельность в развитых странах находится под жестким контролем со стороны _________(Б). Из средней __________(В) заключенных на ней сделок складывается _____________(Г) ценных бумаг (акций и __________ (Д), выпущенных отдельными __________(Е)».

Список терминов:

  1. Курс 2) контракт 3) цена 4) государство 5)компания 6) инфраструктура

7) биржа 8)информация 9) облигация

20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков .

«Монетарная политика - это проводимые правительством через Центральный банк меры в области денежного обращения и ____________ (А), направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики. Цель монетарной политики – помощь экономике в достижении такого уровня ______________(Б), который обеспечит полную ____________(В) и отсутствие (Г). Операции на открытом рынке проводит ЦБ, который продает государственные ценные бумаги, выплачивая по ним высокий _________(Д), привлекает средства инвесторов для покрытия бюджетного __________(Е)».

Список терминов: 1) процент 2) дефицит 3) занятость 4) депозит 5) производство 6)кредит 7) ипотека 8) инфляция 9) модернизация

7. Выберите верные суждения о финансовых институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Центральный банк осуществляет эмиссию денег и является основным звеном финансово-кредитной системы страны.

2) Все финансовые институты принимают вклады/депозиты.

3) Пенсионные фонды специализируются на кредитовании продаж потребительских товаров в рассрочку и выдаче потребительских ссуд.

4) Центральный банк устанавливает учетную ставку.

5) Финансовые институты оказывают услуги по переводу средств и предоставлении займов.

Ответы:

3)-3,4

9)-3,4,5

25)Б.С. совокупность действующих в стране банков, кредитных учреждений и отдельных экономических организаций, выполняющих банковские операции. 1) Б.С. регулирует инфляцию, платежный баланс, обеспечивает экономический рост. 2) В странах с развитой экономикой сложилась двухуровневая система: ЦБ и коммерческие банки и кредитно-финансовые организации.

8)21121

9) 235

1)ипотечный

8) 21221

2) специализированный банк

7) 235

20) 743195

20) 653812

Деньги – особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента.

Как видим, деньги – это тоже товар. Почему? Мы их покупаем и продаем. Однако они являются особым товаром. Что в них особенного?

В древнейшие времена, когда торговля только зарождалась, денег еще не было, люди обменивали то, что имели в избытке на продукты, в которых нуждались. Это не всегда было удобно. Нельзя обменять корову на две курицы, обмен неравноценен, то есть неэквивалентен. Товаром, помогающим совершить эквивалентный обмен, стало золото, обладающее необходимыми для этого качествами: однородность, делимость, портативность, износостойкость, узнаваемость, стабильность. Как мы знаем, деньги вплоть до начала 20 века ходили в виде золотых и серебряных монет. Чуть позднее золото и серебро поменяли на бумажные денежные знаки.

Какие еще функции выполняют деньги? Российские экономисты выделяют пять функций.

Функции денег:
1. мера стоимости;
2. средство обращения (обмен денег на товар или товара на деньги осуществляется без временного и пространственного разрыва);
3. средство накопления;
4. средство платежа (совместное движение денег и товара рассогласовано во времени и пространстве, расчет происходит до или после получения товара или услуги);
5. мировые деньги.

Итак, первая функция, мера стоимости , определяет стоимость товара.

Вторая, средство обращения , осуществляется в самом процессе покупки или продажи товара, когда, мы непосредственно в данный момент обмениваем свои деньги на нужный нам товар, например, покупаем хлеб.

Третья функция, средство накопления , очень проста. Мы просто копим деньги для покупки товара или услуги в будущем.

Четвертая функция, средство платежа , имеет в виду плату не непосредственно в момент оказания услуги, а после, через некоторое время. Например, мы сначала пользуемся коммунальными услугами, а потом платим на них.

Пятая - мировые деньги - связана с расчетом за товары и услуги на мировом рынке.

Надо сказать, что зарубежные экономисты признают только первые три функции денег.

Ликвидность – способность товара с той или иной степенью быстроты обмениваться на деньги, то есть продаваться. Абсолютно неликвидным является просроченный или бракованный товар, поскольку такой товар покупать не будут.
Абсолютной ликвидностью обладают сами деньги.

Количества денег в стране должно быть примерно столько, сколько произведено товаров и услуг. Превышение определенного количества приводит к обесцениванию денег, то есть к необеспеченности денег товарами и услугами.

Контроль за количеством денег в обращении осуществляет Центральный банк . Это называется денежно-кредитной политикой государства.

Андриан Декурсель – французский драматург, живший в 18 веке считал, что деньги для некоторых являются конечно целью, а для некоторых лишь средством для достижения своих целей. И тех, кто воспринимает деньги как средство, можно считать умными людьми. Я согласен с мнением Декурселя, его высказывание особенно актуально в наше время, так как обозначенная государством ценность современных банкнот намного выше их себестоимости и, следовательно, в чистом виде они не представляют обозначенной ценности. И вся проблема в том, что многие люди не понимают или не знают этой простой истины. Деньги являются универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг. Исторически выделяют 4 основных вида денег: товарные, обеспеченные, фиатные и кредитные. Товарные деньги представлены определенным товаром, номинал которых соответствует реальной стоимости.

Обеспеченные деньги – деньги, в роли которых выступают знаки или сертификаты, которые могут быть обменены на определенное количество товара. Фиатные деньги представлены на сегодняшний день банкнотами, монетами или безналичными деньгами, находящимися в банке. То есть это деньги, номинал которых несоразмерен с их стоимостью. Кредитные деньги – это права требования в будущем в отношении физических или юридических лиц долг. Такие деньги могут быть выражены, например, чеком. Деньги проявляют себя через функции. Выделяют такие функции как: мера стоимости, средство платежа, средство накопления, средство обращения, мировые деньги.

Примером человека, использующего деньги, как средство, может являться американский предприниматель, первый долларовый миллиардер – Джон Девидсон Рокфеллер, который, заработав по найму несколько сотен долларов пустил их в оборот, тем самым заставляя работать деньги на него. Но несмотря на его финансовые успехи, его состояние не было представлено в виде денег. Его богатство было выражено в его постоянно работающих фирмах, заводах, компаниях. Но существуют и такие люди, которые всё же предпочитают большую часть своей жизни накапливать деньги, не вкладывая их ни в какие проекты, идеи, или просто в покупку желаемых вещей, а лишь только пытаясь сохранить их для того, чтобы потом оставшуюся часть жизни их просто тратить и жить в своё удовольствие. Бывают и такие, кто в итоге даже не решается их тратить, накопив желаемую сумму, желая оставить их для своих детей или внуков. Но ни те, ни другие не думают о том, что любые деньги со временем обесцениваются, и в лучшем случае, часть из них они потеряют из-за инфляции. Не нужно воспринимать деньги, как конечную цель. Также не стоит тратить существенную часть своей жизни на накапливание потенциального богатства, ведь никакая сумма денег не может быть сопостовлена с прожитыми годами.

Обновлено: 2018-02-06

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Урок обществознания 7 класс

Тема: «Виды обмена. Деньги, их функции».

Цели урока :

    Рассмотреть виды обмена, причины возникновения денег, функции и свойства денег.

    Формировать экономическое мышление учащихся. Развивать их память, речь, внимание.

    Способствовать дальнейшему освоению основными способами мыслительной деятельности: умению сравнивать, выделять главное, логически мыслить, развивать умения работать в группе.

Оборудование : карточки с заданиями, компьютер, интерактивная доска.

Понятия , которые школьники должны усвоить в процессе изучения материала: бартер, деньги.

Ход урока:

    Орг.момент. 2 мин.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы с вами будем изучать новый материал, работать с интерактивной доской. Я желаю вам успеха!

    Активизация знаний учащихся. 3 мин.

Мы продолжаем изучать раздел «Человек и экономика».

Откроем учебник параграф 13, тетрадь.

Запишем тему урока : «Виды обмена. Деньги, их функции».

Цели : В ходе урока мы рассмотрим виды обмена, причины возникновения денег, какие функции они выполняют.

Ребята, давайте вспомним о том, что потребности человека очень разнообразны. Экономика принимает активное участие в удовлетворении этих потребностей, создавая материальные (экономические) блага – это продукты питания, предметы, товары и услуги.

(Экономика – наука об эффективном ведении хозяйства)

Вопрос: Какая форма хозяйствования в большей степени отвечает целям экономики - натуральное хозяйство или товарное?

    Виды обмена. 5 мин.

Обмен – это слово знакомо всем.

С самых древних времен в обществе существовал бартер – натуральный обмен одной вещи на другую.(запись в тетрадь)

Деньги для такого обмена не нужны. Этот способ обмена дожил до наших дней. Бартер, как и натуральное хозяйство – пережиток прошлого, имеющий серьезные недостатки. Он неудобен, не всегда равноценный и справедливый.

Люди страдали от неудобства бартера. И чем больше появлялось различных товаров, тем сложнее было поменять их друг на друга. С течением времени выделился товар, на который люди охотнее всего обменивались, так как были уверены, что всегда смогут обменять его на нужные им товары. Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Их называют товаро-деньги.

Сейчас мы посмотрим видеофрагмент и узнаем о других видах обмена.

(шаг1 – 8 …..Итак, деньги – это символы благ)

Виды обмена

    Натуральный

    Натурально-денежный

    Денежный

    Деньги, их сущность и функции 5 мин.

Вопрос: зачем люди придумали деньги? (для облегчения и ускорения обмена)

Мы подошли к понятию деньги, которые выполняют роль посредника в процессе обмена товарами.

Деньги – особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. (запись в тетр.)

Вопрос : Что такое эквивалент? Найдите определение в тексте параг

Откроем на стр. 107 учебника

Сущность денег раскрывается в функциях, которые они выполняют, а именно: мера стоимости, средство обращения, средство образования сокровищ и накопления, средство платежа, мировые деньги.

Функции денег:

1)Мера стоимости – эту функцию деньги выполняют через установление цен на товары.

2)Средство обращения – деньги выполняют роль посредника в обмене товаров (Т – Д – Т) осуществив продажу товаров (Т – Д), товаропроизводитель на вырученные деньги покупает необходимые ему товары (Д – Т).

3)Средство накопления (образования сокровищ) – если товаропроизводитель после продажи товара длительное время не покупает другой товар, то он изымает деньги из обращения, накапливает их, превращая в сокровища. Сокровища накапливают и частные лица, и государство (в виде государственных золотых запасов, хранящихся в ЦБ страны).

4)Средство платежа – товары не обязательно продавать и покупать только за наличные средства. Иногда у покупателя может не быть наличных денег, тогда он покупает товары в кредит, т.е. с отсрочкой платежа.

5)Мировые деньги – эту функцию деньги выполняют в процессе обслуживания экономических связей между странами.

В роли мировых денег выступают слитки благородных металлов (золото). Сегодня в качестве мировых денег широко используются конвертируемые валюты.

Упражнение (РАБОТА С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ)

Какие виды денег существуют в наше время?

Физкультминутка 2 мин.

Какие деньги были на Руси? - доклад 3 мин.

Конкурс « Разминка» 3 мин.

    Пословицы и поговорки

    Могли ли ледяные кубики стать денежной единицей в Северной Америке?

Ответ : Нет, так как они недолговечны. А в условиях вечной мерзлоты не являются достаточно редкими.

    Мог ли стать деньгами товар, очень редкий в данной местности?

Ответ : Нет, так как он не смог бы обеспечить все сделки.

    Почему в данных странах именно эти товары стали выступать в качестве денег: на островах Полинезии – раковины каури, в России – пушнина, на Аляске – золотой песок, у кочевых народов – скот?

Ответ: Эти товары высоко ценились, их количества было достаточно, что обеспечить полноценный товарообмен.

    Зачем на русских монетах, имеющих номинал 3, 5 копеек, выдавливались три, пять точек?

Ответ : Население России было неграмотным и не могло прочитать, каков номинал монеты, для них и выдавливалось нужное количество точек. К тому же, это могло пригодиться для слепых.

Проверь себя - практический модуль (до свойств) 5 мин.

Обсудим вместе. Учебник стр. 105

Вы, наверное, согласитесь со мной, что разные люди относятся к деньгам по-разному. Для кого-то деньги – это смысл жизни (чем их больше, тем лучше), для кого-то – это средство удовлетворения насущных потребностей.

    Что же такое деньги? Добро или зло?

    Что нельзя купить на деньги? 3 минут

Не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории.

Закрепление 3 мин.

- Сегодня на уроке мы узнали в чем преимущество обмена. Человеку не

нужно все добывать и делать самому.

Как деньги стали деньгами.

Что такое деньги?

Какую роль они играют в жизни общества?

Основные функции денег.

Оценки (комментировать) дом.задание п. 13. Доклад

Понятие денег происходит от древнегреческого «донака», что означает «медная монета», которое через тюркские языки (теньге) пришло в русский язык. Считается, что до появления денег существовал прямой обмен товарами, бартер в современном варианте. В древние времена у разных племен и народов по всему миру в качестве денег использовались: жемчуг, ракушки, различные камни, скот, меха, шкуры, соляные бруски, стальные бруски и слитки, обрубки из металлов, металлические предметы. В Ассирии и Древнем Египте еще 4000 лет назад в качестве денег стали использовать золото. В VII веке до нашей эры появились первые чеканные монеты. Такой вид денег быстро распространился, потому что они были удобны в хранении, перемещении, мало весили при высокой стоимости. А в 910 году нашей эры появились первые бумажные деньги в Китае. И (всего лишь!) спустя семь веков, первые бумажные деньги появились в Европе - в Швеции в 1661 году, а в России - в 1769 (ассигнации, введенные Екатериной II). Такова краткая история денег .

В наше время деньги - это термин экономической теории , означающий особый вид товара, который обладает максимальной ликвидностью и является универсальной мерой стоимости других товаров и услуг.

Понятие денежных средств чаще всего является синонимом понятия денег. С точки зрения составителей Современного экономического словаря, денежные средства - это «аккумулированные в наличной и безналичной форме деньги государства, предприятий, населения и другие средства, легко обращаемые в деньги». Проще говоря, денежные средства - это наличные и безналичные деньги.

Функции денег.

Функции денег в экономике подразумеваются под проявлениями денег как экономического явления.

  1. Мера стоимости. Каждый товар имеет свою цену, такую же измерительную характеристику, как длина в геометрии, масса в физике или длительность во времени. Денежная единица (рубль, доллар, нефтедоллар) - это эталон измерения стоимости товаров.
  2. Средство обращения. В обороте товаров и услуг деньги выступают посредником. Важный момент этой функции - ликвидность . Продавец на рынке может не сразу обменять своих кур на комбикорм, а через некоторое время, потому что пока комбикорма хватает и хранить его негде, по позже придется снова покупать. Я бы назвал эту функцию несколько определеннее - удобство обращения.
  3. Средство платежа . Функция, важная при уплате долга. Если товар куплен в долг, то этот долг отражается в деньгах, а не в количестве товара, и изменение цены товара на сумму долга не влияет. То есть взял телевизор за сто долларов, заплати сто долларов в срок оплаты, даже если телевизор уже стоит восемьдесят долларов.
  4. Средство накопления. Это функция переноса покупательской способности в будущее. Если ты выращиваешь цыплят, то ты не можешь откладывать по несколько цыплят в неделю, чтобы потом расширить загон для этих цыплят. Зато деньги откладывать можно. Отрицательный момент заключается в таком явлении, как инфляция .
  5. Мировые деньги. Функция денег, как платежного средства в международном масштабе. В этой функции важнейшее понятие - свободно конвертируемая валюта, то есть адекватное сопоставление цены денег одной страны с ценой денег другой страны.
  6. Средство формирования сокровищ. Сокровища - это не обязательно пиратский клад, или ценности древнеегипетской цивилизации в пирамидах. В экономике сокровища - это по сути то же, что и накопление (см. выше средство накопления), только не имеющее конкретной целенаправленности. То есть просто откладывание лишних денег «на черный день».
  7. Функция межнациональных денег. Аналогом золота, серебра и драгоценных камней сейчас выполняют деньги (валюта) некоторых стран - евро, доллар, фунт стерлинга.

Виды денег.

  1. Товарные деньги (они же - вещественные, натуральные, настоящие или действительные деньги ). Вид денег, в роли которых выступает товар, у которого есть своя собственная стоимость и полезность: золотые монеты, жемчуг, ракушки, меха, камни и т.д. В настоящее время товарные деньги в основном используются как средство сбережений или коллекционирования).
  2. Обеспеченные деньги (они же - разменные или представительские деньги). Деньги, являющиеся представителями конкретных товарных денег. У древних шумеров были деньги в виде глиняных фигурок овец и коз, которые можно было обменять на реальных овец и коз. Купюры и банкноты изначально тоже были обеспеченными деньгами и подлежали обмену на соответствующие золотые и серебряные монеты, но сейчас купюры - это символические деньги.
  3. Фиатные деньги (символические, ненастоящие, декретированные, бумажные деньги ). Этот вид денег не имеет самостоятельной стоимости, или же их стоимость несоразмерна с номиналом: себестоимость, затраты на производство банкноты в сто долларов не стоят ста долларов. Интересен тот факт, что в наше время этот вид денег, самый ненадежный и необеспеченный, является самым популярным и распространенным в экономической сфере общества .
  4. Электронные деньги. Это те же фиатные деньги, только использующиеся при электронной оплате (через интернет, электронные терминалы и т.д.), так как с одного компьютера на другой физически невозможно передать купюру в сто долларов, зато электронными можно.
  5. Кредитные деньги. По сути кредитные деньги - это право потребовать в будущем долга в виде электронных, фиатных, обеспеченных или товарных денег. Таким образом, - это особый образом оформленный долг в виде определенной ценной бумаги (например, вексель, расписка).

От себя, исходя из определения денежных средств, могу выделить еще два вида денежных средств :

  • наличные деньги - вид товарных, обеспеченных или фиатных денег, имеющий физическую форму (то есть человек может их хранить, носить с собой, дарить, расплачиваться и т.д.). Наличными деньгами удобно оплатить что-то конфиденциально, но невозможно расплатиться удаленно;
  • безналичные деньги - вид денежных средств на банковских счетах, который используется для оплаты путем перевода денег с одного счета на другой. Иногда под безналичными деньгами подразумеваются также электронные и кредитные деньги. Появление безналичных денег связано, в первую очередь, с удобством. При покупке квартиры гораздо удобнее передать продавцу бумагу, означающую, что миллион рублей с такого-то счета теперь принадлежит ему, чем приносить с собой целый чемодан. Еще один немаловажный фактор появления безналичных денег - безопасность. Первые безналичные переводы (в виде чеков и векселей) придумали рыцари-финансисты Ордена тамплиеров в XI-XII веках с целью обезопасить себя от разбойников на дорогах.