Экономические науки. Методы государственного регулирования экономики

Государство для выполнения своих функций и регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны, принимая и корректируя соответствующие законодательные акты и постановления, а также проводя определенную экономическую политику с целью воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны, чтобы не разрушить рыночной основы и не допустить кризисных явлений.

Административные, т.е. методы прямого действия, должны использоваться государством, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной задачи.

Специфика административного метода заключается в том, что государство в лице компетентных органов власти оказывает прямое воздействие на экономические процессы. Причем в арсенале государства могут быть не только административно-правовые средства, но и другие публично-правовые средства, приемы. Не случайно Д.Н. Сафиуллин в цитируемой работе использует вместо слова «административный» заменитель - «иерархический», дабы избежать терминологической путаницы.

По мнению Е.П. Губина, к прямым методам государственного регулирования относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности и т.д. Соответственно косвенными методами являются средства денежно-кредитной и бюджетной политики, косвенное планирование, инструменты ценообразования и др.

В сравнительном плане можно привести мнение авторитетного представителя науки коммерческого права В.Ф. Попондопуло. Он рассматривает метод прямого (административного) воздействия на экономику как средства, призванные обеспечить быструю и точную реализацию властной воли (например, в военное время, в армии, в органах внутренних дел).

Административными методами осуществления экономических функций является и прямое регулирование цен государством. Это комплекс рычагов прямого воздействия государства на механизм ценообразования. Необходимость такого воздействия определяется рядом факторов. Это и потребность перераспределения доходов различных групп населения, и необходимость воздействия на развитие, и необходимость регулирования инфляции. Существенным фактором прямого регулирования цен является функционирование монополий, прежде всего тех, которые называются природными. Механизм государственного регулирования цен состоит из следующих элементов: определение задач и целей, изучение спроса на товар; определение средних издержек производства, выбор метода ценообразования.

Прямое регулирование цен - это непосредственное установление нижней и верхней границ цен на определенные товары. Его методами является замораживание цен, их блокирования, введение ценовых режимов, заключение соглашений о ценообразовании, субсидирование цен, направленное на развитие отдельных отраслей и производств. Государственное регулирование цен осуществляется специальными государственными органами, прежде всего в тех сферах, которые характеризуются высоким уровнем монополизации. Но не только в них. Управление и контроль над ценами осуществляется в аграрном секторе, электроэнергетике, транспорте, телефонной связи и других отраслях. В аграрном секторе несколько десятков лет функционирует система, позволяющая государству периодически пересматривать цены в зависимости от рыночных условий. Такой подход позволяет поддерживать относительную стабильность в розничных ценах на продукты питания. Применяются административные методы регулирования цен в отраслях с высоким уровнем монополизации. Примером государства с широким использованием методов регулирования цен является Франция.

В группу административных методов воздействия государства на экономику принадлежит индикативное планирование, являющееся средством прогнозирования экономического поведения субъектов хозяйствования. Оно определяет цели и приоритеты развития экономики или отдельных ее сфер и направления их возможной реализации. Результатами планирования является мотивированная модель действий, созданная на основе конъюнктурного прогнозирования экономической среды и определенных целей. Особенностью планирования в странах рыночной экономики является то, что оно имеет не директивный, а индикативный, т.е. рекомендательный характер, поскольку определены в процессе его показатели рекомендаций для субъектов экономической деятельностисти.

Индикативное планирование является ориентиром для предпринимателей в принятии производственных и инвестиционных решений. По продолжительности различают краткосрочные планы (до 1 года), среднесрочные (2-6 лет) и долгосрочные (свыше 10 лет). Цель государственного планирования - охватить весь спектр проблем социально-экономического развития.

Большой опыт такого планирования накоплен во Франции, Японии, странах Юго-Восточной Азии (так называемых «новых индустриальных странах»). Франция была пионером индикативного планирования.

Практически во всех развитых странах разрабатываются разветвленные планы и прогнозы на уровне национальной экономики. В каждой из таких государств существует специальный правительственный орган, занимающийся разработкой планов, прогнозов и программ экономического развития, а также методическим и практическим руководством организации планирования. Во Франции это Генеральный комиссариат по планированию, в Голландии - Центральное плановое бюро, в Японии - Плановая комиссия, в Росии - Правительство РФ. Наибольшее распространение планирования приобрело в 1960-е годы. В 1980-х годах интерес к нему несколько ослаб, но и сейчас этот метод является одним из средств государственного регулирования экономики и используется в большинстве стран мира.

Административные методы включают и государственное регулирование условий труда как совокупность законов и законодательных актов, регулирующих продолжительность рабочего дня, размер оплачиваемых отпусков и минимальной заработной платы, начало трудоспособного возраста и выход на пенсию и т.д. Административными рычагами являются приказы, постановления и распоряжения правительства.

Административные средства использует государство и для регулирования внешнеэкономических связей. Этими средствами являются таможенные тарифы, сборы, экспортные и импортные квоты, нетарифные средства.

Характер государственного регулирования зависит главным образом от типа экономики, но оно обязательно присутствует как в плановых хозяйствах, так и в рыночных. Если в первом случае государственный контроль тотален и определяет все социально-экономического развития, то по мере к экономике рыночного типа его начинает ослабевать. Государственное регулирование в данном случае становится лишь периодическим вмешательством в экономику и имеет своей целью устранить потенциальные и уже существующие проблемы.

Основные методы государственного регулирования

Методы государственного регулирования непосредственным образом зависят от характера экономики. Основные методы регулирования подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые методы направлены на урегулирование экономических отношений административными инструментами. К ним законодательно установленные нормы в виде запретов, разрешений и различных форм принуждения. Прямыми они называются потому, что оказывают адресное воздействие на экономических субъектов, например, вводят на продажу определенных товаров.

Применяются административные методы в основном в сферах государственного ведения, таких как обеспечение национальной безопасности, охрана окружающей и т.д., а также в виде отдельных законодательных норм в остальных направлениях экономической деятельности. Данные методы регулирования имеют определяющее значение в плановой экономике, но в рыночной более ограниченный характер и обязательно должны быть обоснованы экономическим интересом.

Косвенные методы по-другому называются экономическими, что обусловливает их особую важность в рыночной экономике. Суть косвенных методов состоит в том, чтобы влиять на экономическую ситуацию в целом, сохраняя отдельным субъектам право выбора.

Основными государственными инструментами при этом являются финансовая и денежно-кредитная политика и различные государственные программы, с помощью которых способно сглаживать экономические колебания и создавать более , конкурентоспособные условия деятельности. Наиболее ярко действие косвенных методов проявляется во время спада или перегрева экономики, когда стабилизировать ситуацию может только государство, проводя определенную бюджетную и денежную политику.

Соотношение методов государственного регулирования

Не бывает, что государство, вмешиваясь в экономику, использует какой-то один тип методов. Всегда имеет место соотношение как прямых, так и косвенных методов регулирования. Оно зависит как от сферы, в которой та или иная политика, так и от характера экономического развития в целом. По мере движения от командно-административной к рыночной экономике прямые и экономические методы регулирования становятся все более связаны друг с другом.

Экономическая политика реализуется посредством совокупного механизма государственного воздействия на хозяйство с помощью разнообразных методов.
Применительно к современным российским условиям разнообразие подходов к оценке роли государства и государственного регулирования в переходный период можно свести условно к двум направлениям, которые отличаются по методам регулирования.
Первое направление: государственное вмешательство ограничено в основном методами финансово-кредитного регулирования. Существует стандартный набор таких методов, как-то: использование учетной ставки процента; изменение обязательного минимального резерва, объема денежной массы в обращении; эмиссия денег; изменение валютного курса, применение налоговых ставок и т. д. Основной постулат этой концепции: меньше участия государства, больше «индекса экономической свободы».
Второе направление - активное государственное регулирование экономики, проведение целенаправленной структурной, инвестиционной, социальной политики, государственное регулирование цен на топливно-энергетические ресурсы, потребительские товары первой необходимости и т. д. Вторая концепция направлена на усиление регулирующих функций государства в переходной экономике. Методы финансово- кредитного регулирования в этой концепции - лишь часть методов. В целом их набор шире.
При классификации методов условно различают два подхода. Согласно первой классификации целесообразно выделить общие методы, частные и специальные.
К общим методам (методологии) относятся: совокупность методов познания, системный метод, теория общественного воспроизводства и др.
В госрегулировании процессов социально-экономического развития большое применение находят частные методы, включающие статистические, экономико- математические и другие методы.
Существует многообразие статистических методов, однако применительно к регулированию особое значение имеют методы:
- экстраполяции;
- экономических группировок;
- индексный;
- бюджетный (метод выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств);
- другие.
Метод экстраполяции применим главным образом при разработке первоначальных прогнозов, проектировок основных направлений, программ. Точность этого метода тем больше, чем меньше период, в отношении которого метод применяется.
Метод экономических группировок широко используется в государственном регулировании. Группировки позволяют распределить сложные по своему составу совокупности на группы, однородные по какому-либо существенному признаку. Анализ чаще всего осуществляется с помощью структурных, динамичных и структурно- динамических группировок, сформированных по одному признаку или сочетанию нескольких.
Бюджетный метод (метод выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств) представляет собой метод государственного статистического наблюдения за уровнем жизни населения и проводится органами государственной статистики в соответствии с федеральной программой статистических работ. Материалы обследования являются основой для получения данных о распределении и дифференциации населения по уровню материального благосостояния, потребления, денежных расходов, условий жизни населения.
К специальным методам, играющим особо важную роль во всех формах государственного регулирования, относятся балансовый, программно-целевой, нормативный.
Балансовый метод имеет особое значение. В рыночной экономике необходимо обеспечение равновесия, поэтому проблемы сбалансированности ресурсов и потребностей (материальных, трудовых, финансовых) являются первоочередными.
В российской экономике несбалансированность воспроизводства проявилась в материально-вещественной несбалансированности, стоимостных диспропорциях, структурных диспропорциях, несбалансированности трудовых ресурсов и рабочих мест, региональных диспропорциях и др. В рыночной экономике роль балансов изменилась: они трансформируются в инструмент анализа и прогнозирования равновесия на товарном рынке.
Программно-целевой метод может использоваться при решении конкретной проблемы, которая характеризуется значимостью, невозможностью решения ее другими методами или образуется на стыке отраслей, что требует специального подхода.
Нормативный метод применяется как самостоятельно, так и в совокупности с другими методами, например совместно с программно-целевым методом определяются количественные показатели целей и необходимые ресурсы для достижения этих целей. Нормативный метод используется для выявления потребностей и возможных ресурсов при разработке различных балансов, определения норматива оборотных средств, норм амортизационных отчислений.
Норма - научно обоснованная мера общественно-необходимых затрат ресурса на изготовление единицы продукции заданного качества. В условиях рыночной экономики акцент смещается с системы технико-экономических норм и нормативов на обоснование экономических, социальных, экологических нормативов.
Технико-экономические нормативы позволяют хозяйствующим субъектам в рыночных условиях определить расход сырья, топлива, электроэнергии и т. д. Государство же вместо разработки и утверждения таких нормативов (как было ранее) занимается разработкой и реализацией программ с ресурсосберегающей направленностью экономического развития (экономией основных видов ресурсов). Это вызвано тем, что энергоемкость отечественного производства в 1,8 раза выше, чем в США, и в 3 раза выше, чем в Западной Европе.
Экономические нормативы являются важными регуляторами развития экономики в целом и отдельных социально-экономических процессов в частности. К ним относятся:
- различного вида налоги на имущество, доходы, добычу полезных ископаемых, товары и услуги, а также таможенные пошлины;
- финансовые нормативы: трансферты, отчисления в бюджет, отчисления во внебюджетные фонды и т. д.;
- банковские нормативы: нормативы обязательных резервных отчислений, учетная ставка и др.
Важное место среди экономических нормативов занимают финансовые нормы и нормативы. В финансовом планировании это показатели, отражающие минимальные, средние или максимально предельные величины, регулирующие образование, распределение и перераспределение финансовых ресурсов. Применение их способствует связи производства и финансовых показателей, обеспечению сбалансированности бюджета. Финансовые нормы и нормативы делятся на утверждаемые и расчетные.
Утверждаемые нормативы устанавливаются действующим законодательством - это ставки налогов, нормативы платежей в бюджет из прибыли, отчисления во внебюджетные фонды (единый социальный налог), ставки подоходного налога и др. К расчетным финансовым нормативам относятся нормативы оборотных средств.
Среди финансовых нормативов большое значение имеют нормативы межбюджетных отношений: распределение трансфертов, дотации, субвенции, субсидии и т. п.
В зависимости от назначения различают единые и дифференцированные финансовые нормы и нормативы. Так, нормы амортизации, дифференцированные по видам основных фондов, одновременно являются едиными для отраслей.
Социальные нормативы. Они должны разрабатываться на основе прожиточного минимума и потребительских бюджетов, определенных методом минимального потребительского и рационального потребительского бюджетов.
Экологические нормативы. Под экологическими нормативами понимаются устанавливаемые компетентными органами предельно допустимые изменения в природе (ее элементах, популяциях и т. д.), вносимые людьми в процессе их жизнедеятельности.
Экологические нормативы многообразны. Это предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ по ингредиентам, предельно допустимые шумовые загрязнения, расчетная лесосека (в лесопользовании), нормы отлова рыбы в водоемах, нормы отстрела дичи, объемы выбросов загрязняющих веществ, содержание (концентрация) в них вредных веществ, предельно допустимые выбросы в стоки и др.
Экологические нормативы применяются при расчетах эффективности природоохранных мероприятий, создании основных фондов природоохранного назначения и природоохранных объектов, разработке целевых природоохранных программ и территориальных комплексных схем охраны природы.Другая классификация методов управления выделяет меры (методы) прямого и косвенного воздействия на экономику.
Прямое воздействие - это такое регулирование со стороны объекта (в данном случае государства), при котором субъекты хозяйствования приходят к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях органов власти, т. е. по принуждению. Высокая эффективность таких методов достигается при их оперативном применении.
Методы прямого воздействия охватывают регулирование использования государственной собственности и государственных ресурсов. Объекты прямого воздействия - это прежде всего казенные предприятия, государственные учреждения, ресурсы бюджета.
К методам прямого государственного воздействия относятся:
- определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах;
- государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;
- государственная поддержка программ, заказов и контрактов;
- инвестиции в прирост реального капитала;
- управление казенными предприятиями;
- нормативные требования к качеству и сертификации технологий и продукции;
- правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т. п.;
- лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т. е. внешнеторговых операций.
Методы прямого воздействия охватывают также определенные виды контроля: валютный контроль, ограничение экспорта капитала, эмиссии денежных знаков, лицензирование отдельных видов деятельности. Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти.
Административные методы также относятся к методам прямого воздействия. К административным методам относят такие меры, как запрет, разрешение, принуждение. Для каждой сферы экономики степень их применения различна. К примеру, административные методы часто применяются при охране окружающей среды, регулировании разрешений на ведение предпринимательской, индивидуально-трудовой деятельности, выдаче лицензий.
В этом аспекте государственное регулирование наиболее отчетливо проявляется в системе действующих законов. Правовое регулирование составляет основу управляющего воздействия государства на экономическую деятельность.
Методы косвенного воздействия заключаются в том, что объект не оказывает прямого действия на субъект хозяйствования и принимаемые им решения. Законодательные структуры, правительство создают предпосылки, нормативную базу к тому, чтобы при самостоятельно выбранных решениях субъекты строили свою политику в соответствии с экономическими целями государства. Такие методы, как правило, предполагают соблюдение экономического равновесия на протяжении достаточно длительного времени, и в кризисных условиях их эффективность проявляется в меньшей степени.
Косвенные методы реализуются экономическими средствами.
Методы косвенного регулирования экономических процессов опираются в основном на товарно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. Экономические методы включают:
- налогообложение, уровень обложения налогами и систему налоговых льгот;
- регулирование цен, их уровня и соотношений;
- платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;
- таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.
Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вмешательства государства в процессы расширенного воспроизводства.
В рыночной экономике основу составляют методы косвенного воздействия и экономические методы. Наибольшую значимость имеют финансовые и денежно- кредитные методы воздействия на экономику. Большую роль играет регулирование государством налогового законодательства. В рыночной экономике налоги - один из основных методов регулирования финансового положения всех субъектов.
В переходной и смешанной экономиках применяется сочетание прямого и косвенного воздействия. Применение административных и экономических методов в разных сферах и отраслях имеет различную степень распространения, но приоритет отдается экономическим методам.
В современном обществе для реализации методов косвенного воздействия необходимы прозрачность в построении экономической системы, высокая гражданская культура населения, доступность каждого частного лица к информации о принимаемых на всех уровнях хозяйствования решениях.
Использование методов прямого и косвенного воздействия переплетается, и жесткое их разграничение объективно невозможно.

Ключевые термины: формы государственного регулирования, прямое государственное воздействие, косвенное воздействие, экономические методы регулирования, административные методы воздействия, нормативы.

Контрольные вопросы

1. Назовите известные вам формы государственного регулирования.
2. Какие направления государственного регулирования можно выделить применительно к современным российским условиям?
3. Какие существуют подходы при классификации методов государственного регулирования?
4. Какие методы из числа частных имеют особое значение?
5. Что относится к специальным методам?
6. Какова роль балансового метода в рыночной экономике?
7. Каковы границы применения нормативного метода в регулировании экономических процессов?
8. В какой сфере государственного регулирования используются методы прямого воздействия?
9. Что лежит в основе административных методов?
10. Какова суть косвенного воздействия на экономику?
11. Какими средствами реализуются методы косвенного воздействия?

Прежде чем осуществлять свои важнейшие функции - регулирования социально-экономических процессов, исправления недостатков рыночного ведения хозяйства, осуществление перераспределения доходов - государство формирует свою экономическую политику.

Экономическая политика государства - это формирование системы социально-экономических целей развития страны, основных заданий, направлений и средств их достижения.

Экономическая политика всегда должна быть гибкой, твердой и стабильной, создавать благоприятные условия для развития всех хозяйственных единиц. Экономическая политика не определяет цифровые величины развития, а только формирует фундаментальные направления развития экономики, которых следует неуклонно придерживаться.

Стабильность экономической политики необходима для ориентации потребителей и производителей в сложных рыночных условиях, согласование глобальных приоритетов развития общества.

Для успешной реализации экономической политики важное значение имеет разъяснительная работа относительно целей, приоритетов, ожидаемых последствий. Важно создать политическую атмосферу в обществе, которая способствовала бы реализации провозглашенной экономической политики.

Экономическая политика государства реализуется в форме антициклической (антикризисной), структурной, инвестиционной, амортизационной, научно-технической, ценовой, фискальной, внешнеэкономической, социальной, экологической, региональной политики.

Антициклическая политика направлена в поддержку определенных стабильных темпов экономического роста (регулирования макроекономической конъюнктуры).

Структурная политика предусматривает формирование современной структуры национальной экономики.

Амортизационная политика призвана поощрять нагромождение капитала, которое станет основой расширения и обновления производства.

Государственная инвестиционная политика регулирует капиталовложение для структурной перестройки экономики, его технического и технологического обновления и модернизации.

Научно-техническая и инновационная политика направлена на развитие науки, -техники, обеспечение стратегических научно-технических разработок.

Ценовая политика обеспечивает механизмы влияния государства на цены и ценообразования, формирует ценовую стратегию и тактику.

Фискальная политика определяет механизмы частичного исключения доходов субъектов ведения хозяйства для формирования государственного бюджета.

Внешнеэкономическая политика охватывает регулирование разных аспектов внешней торговли, контроль за передвижением капиталов, рабочей силы, поддержку отечественного производителя за границей.

Социальная политика сосредоточивается на формировании эффективных условий жизни всех членов общества, отношений между социальными группами, обеспечении эффективной занятости, создании социальных гарантий и условий для улучшения благосостояния населения.

Экологическая политика направлена на обеспечение экологического равновесия, охрану окружающей среды, создания безопасных условий жизни.

Региональная политика обеспечивает сбалансированное и комплексное развитие отдельных территорий страны, исходя из общегосударственных и региональных интересов.

Осуществляя экономическую политику, следует учитывать объективное действие экономических законов на макро- и микроэкономическом уровнях. Научное обоснование нужное для того, чтобы формирование экономической политики не зависело от субъективных действий и намерений, а вытекало и подчинялось требованиям рыночных отношений, учитывало экономическую свободу. Существуют универсальные законы, присущие процессам разных формаций и рыночные.

Основной экономический закон провозглашает самое полное удовлетворение материальных и духовных потребностей всех членов общества. Конкретизация его действия реализуется экономической политикой государства на определенный период времени.

Закон стоимости является определяющим законом рыночной экономики и проявляется в процессе товарно-денежных отношений. Закон стоимости - это соотношение спроса и предложения. Он определяет условия хозяйственного развития, финансов и кредитов, цен и тарифов, денежного обращения и тому подобное.

Закон пропорциональности способствует оптимальному соотношению пропорций между частями экономики: производством и потреблением, отраслями народного хозяйства, секторами экономики, территориями, трудовыми ресурсами и рабочими местами и тому подобное.

Создание эффективных пропорций, которые не по силам рынку, осуществляется в процессе государственного регулирования экономики.

Закон экономии времени отображает соотношение рабочего времени, потраченного на разные виды деятельности. Он предусматривает, что чем меньше времени тратится на производство, тем более его остается на удовлетворение социально-культурных потребностей.

Методы государственного регулирования экономики

Государственное регулирование экономики предусматривает использование ряда методов. Под методами государственного регулирования экономики понимают способы влияния государства в лице законодательных и исполнительных органов на сферу предпринимательства, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики с целью создания или обеспечения условий их деятельности в соответствии с национальной экономической политикой.

По средствам влияния на субъекты рынка методы государственного регулирования разделяются на две группы: прямого и непрямого (опосредствованного) влияния.

К методам прямого государственного влияния относятся следующие:

    определение стратегических целей развития экономики и их отражения в индикативных и других планах, целевых программах;

    государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнения работ, предоставления услуг;

    государственная поддержка программ, заказов и контрактов;

    нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;

    правовые и административные ограничения и запрещения относительно производства определенных видов продукции;

    лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, то есть внешнеторговых операций.

Прямые методы государственного регулирования экономики не предусматривают создания дополнительного материального стимула, не угрожают финансовыми убытками и опираются на силу государственной власти.

Методы непрямого (опосредствованного) государственного регулирования основываются преимущественно на товарно-денежных рычагах, определяют правила игры в рыночном хозяйстве и влияют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К этим методам относятся:

    налогообложение, уровень налогообложения и система налоговых льгот;

    регулирование цен, их уровни и соотношения;

    плата за ресурсы, процентные ставки за кредит и кредитные льготы;

    таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.

Сфера применения опосредствованного регулирования в меру развития рыночной экономики значительно расширяется. В то же время уменьшаются возможности прямого вмешательства государства в процессы расширенного воспроизводства.

В зависимости от средств влияния на рынок различают правовые, административные, экономические, в частности кредитно-денежные, методы регулирования (рис. 2). Механизм сочетания методов прямого и опосредствованного регулирования, а также правовых, административных и экономических методов может быть разный в зависимости от степени развития рыночных отношений, финансовой и экономической ситуации в стране.

С развитием рыночных отношений, привлечением к процессу регулирования инструментов рынка методы прямого регулирования, административные, как правило, уступают место опосредствованным, экономическим. Рассмотрим принципиальные отличия между административными и экономическими методами.

Административные, или прямые, методы государственного регулирования ограничивают свободу выбора субъекта. Например, директивные плановые задания по объему и ассортименту производственной продукции или централизованное установленные цены на товары и услуги - типичные методы административного регулирования в плановой экономике - лишают предприятие возможности альтернативного использования ресурсов. Предприятие обязано произвести продукцию заданного ассортимента, объема и реализовать ее по определенной цене.

Экономические, или опосредствованные, методы государственного регулирования не ограничивают свободу предпринимательского выбора. Например, снижение налога на бизнес или учетной ставки процента - типичные методы экономического регулирования, направлены на увеличение объемов производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают инвестиции и объемы производства не из-за того, что у них нет другого выхода, потому что им предоставлена полная свобода относительно выбора производственной программы и инвестиционной политики. Благодаря уменьшению налогов и учетной ставки процента увеличения объемов производства и инвестиций для предприятия становится выгоднее, чем раньше.

Разграничение административных и экономических методов государственного регулирования в некоторой степени условно. Чтобы задействовать какой-нибудь опосредствованный регулятор, соответствующие государственные органы должны предварительно принять административное решение, например, относительно изменения налоговых ставок, о предоставлении налоговых льгот или продаже центральным банком государственных облигаций. В этом случае какие-нибудь экономические регуляторы имеют признаки администрирования.

Какой-нибудь административный регулятор, прямо побуждая субъектов ведения хозяйства выполнять определенные действия, в то же время опосредствовано влияет на отдельные экономические процессы. Например, административное повышение цен не только непосредственно определяет их новый уровень, но и через цены опосредствовано влияет на уровень спроса и предложения. Следовательно, какие-нибудь административные методы регулирования имеют признаки, характерные для экономических, опосредствованных регуляторов. Однако рассмотренный критерий дает возможность обычно без особых проблем отличать экономические методы от административных. Разграничение их является принципиально важным относительно природы рыночных отношений.

Правовое регулирование

Практика государственного регулирования экономики в развитых странах свидетельствует о том, что в механизме регулирования принимают участие правовые, административные и экономические методы.

Под методами понимают средства влияния государства на сферу предпринимательства с целью создания или обеспечения условий их деятельности в соответствии с принятой национальной экономической политикой.

Правовое регулирование - это деятельность органов государственной власти и управления относительно установления и контроль за соблюдением обязательных юридических правил поведения субъектов права.

Среди правовых методов регулирования экономики важное место занимают законы, направленные на длительную правовую регуляцию рынка.

Постановления, указы, декреты, решения выполняют функции краткосрочного, или оперативного регулирования.

В Украине создана определенная правовая основа для функционирования рыночных отношений, в частности, принятые Конституция и Законы "О собственности", "О банках и банковской деятельности", "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции", "О банкротстве", "Об инвестиционной деятельности", "О защите иностранных инвестиций в Украине", "О государственной пошлине", "О единственном таможенном тарифе", "Об оплате труда" и пр.; указы и распоряжения Президента Украины; постановления и распоряжения Кабинета Министров; нормативные акты местных государственных администраций и органов местного самоуправления.

Однако опыт функционирования народного хозяйства в Украине свидетельствует о недостатках действующего правового регулирования. В первую очередь, к ним относятся некомплектность законодательной базы, несоответствие законов условиям ведения хозяйства, нестабильность и недейственность. Следовательно, можно утверждать о несовершенстве и неэффективности правовых методов регулирования рынка.

Эффект правовых методов регулирования рынка снижается в связи с противоречиями между принятыми законами, постановлениями и решениями, которые принимаются правительством и органами исполнительной власти на местах. Низким остается и уровень выполнения решений и постановлений.

Говоря о правовых методах регулирования рынка, нужно помнить, что разработка и принятие законов - сложный процесс, который требует от всех его участников высокой компетенции, выдержки и смелости.

Известный итальянский политик, философ, историк и писатель Н. Макиавелли (1469-1527), который стремился открыть законы общественного развития, утверждал, что нет дела более тяжелого замыслом, сомнительнейшим успехом, более опасным при осуществлении, чем внедрять новые законы. Ведь при этом врагом реформатору будет кто-либо, кому выгоден прежний строй, и он найдет только безразличных защитников среди тех, кому могло бы быть хорошо при новом укладе. Эта вялость возникает частично из страха перед теми, кто имеет право на своей стороне создавать закон, частично от присущей людям не веры в новое дело, которое не будет восприниматься до тех пор, пока не утвердится новый закон.

Административные методы

В системе государственного регулирования доминирующими остались административные методы. их суть заключается в прямом вмешательстве в деятельность товаропроизводителя путем доведения обязательных к выполнению государственных заказов (контрактов), лицензирования, квотирования, установления норм и стандартов относительно регламентации соответствия требованиям внутреннего и внешнего рынков, государственного предпринимательства.

К административным методам нужно отнести: определение и поддержку минимально допустимых уровней жизни населения; контроль над монопольными рынками; защита внутреннего рынка и национальных интересов в системе международного сотрудничества; реализацию целевых программ.

Административные методы исходят из необходимости урегулирования некоторых видов экономической деятельности для защиты интересов граждан и общества в целом, окружающей среды, международного сотрудничества.

При нормальных условиях ведения хозяйства административные методы играют второстепенную роль. их использование становится целесообразным при условиях недеспособности рыночного механизма или в экстремальных ситуациях.

Лицензирование осуществляется с целью недопущения на рынок некачественной продукции (услуг), благоустройства предпринимательской деятельности в тех сферах, которые не могут регулироваться рынком.

Лицензии - это специальные разрешения, которые получают субъекты предпринимательской деятельности на осуществление отдельных ее видов. В Украине они выдаются на поиск и эксплуатацию месторождений полезных ископаемых, изготовление и реализацию медикаментов, химических веществ, водочных изделий, табачной продукции, осуществления медицинской, ветеринарной, юридической практики и тому подобное. Лицензии выдаются также специализированным предприятиям и организациям на осуществление посреднической деятельности при приватизации имущества государственных предприятий, аудиторских услуг, экспорт некоторых видов товаров, осуществления операций с валютой, ценными бумагами и др.

Государственное предпринимательство предусматривает перечень и механизм создания, функционирования предприятий с государственной формой собственности на средства производства. Государственный сектор экономики образуется по нескольким причинам: с целью создания рабочих мест, в связи с потребностями обороны, для содержания отраслей коммунального хозяйства - водо-, тепло- и энергоснабжения, связи, муниципального и железнодорожного транспорта.

В Украине государственный сектор является весомым. Однако наблюдается перелом в реформировании отношений собственности. Состоянием на 1 января 2003 г. форму собственности изменили около сотни тысяч предприятий и организаций. В настоящее время свыше 70 % объема промышленной продукции производится на негосударственных предприятиях.

На период становления рыночного хозяйства в сфере государственного предпринимательства остаются: оборонная промышленность, железнодорожный транспорт, линии електро- и газоснабжения, связь, изготовления валюты и стратегических материалов и тому подобное.

Управление государственным имуществом основывается на принципах возобновления отраслевого управления. Взаимоотношения с руководителями государственных предприятий регламентируются контрактами с ними. Общие принципы и методические основы управления имуществом государства разрабатывает Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины. Установлен перечень показателей, по которым оценивается эффективность использования государственного имущества и прибыли.

Государственное предпринимательство и государственный сектор постоянно находятся в центре экономических дискуссий на Западе, где рассматриваются проблемы состояния и перспективы его развития.

По мнению Дж. Е. Стиглица, исследование экономики государственного сектора можно разделить на три составляющие: 1) изучение видов деятельности, характерных для государственного сектора и принципов их организации; 2) понимание и прогнозирование последствий деятельности правительства; 3) оценка альтернативных решений.

Центральным вопросом экономических дискуссий, которые имеют место в странах со смешанной экономикой, является вопрос оптимального объема государственного предпринимательства. Существует мысль, что государственный сектор в большинстве стран слишком большой. Низкая способность правительств решать экономические и социальные проблемы, большое количество государственных чиновников взрывают экономические и политические свободы общества.

В развитых странах в среднем на государственные предприятия приходится меньше, чем 7 % ; в странах, которые развиваются, - около 11 % ; а в группе самых бедных стран - около 14 % ВВП.

Как правило, эти предприятия убыточны. Убыточность предприятий по производству материальных благ является оправданной в естественных монополиях, потому что эффективность потребителей продукции (услуг) предприятий-монополистов превышает расходы государства на субсидирование убытков. Государственная собственность во многих секторах экономики не является альтернативой рыночным, а предпосылкой его эффективного функционирования.

Государство выводит часть предприятий из-под контроля рынка с целью повышения эффективности национальной экономики в целом.

По большей части государство занимается производством товаров общественного и индивидуального потребления и предоставляет услуги в таких сферах: почтовая связь (один из немногих видов деятельности, в которой государства пользуются исключительной монополией), электроэнергия, железная дорога, страхование, банковское и кредитное дело, управление земельными и природными ресурсами.

Во многих из этих сфер государственное производство сосуществует с частным.

За последнее 50-летие во многих европейских странах произошли ощутимые сдвиги в сфере государственного производства. В Большой Британии после Второй мировой войны правительство национализировало сталелитейную, угольную индустрии, железной дороге. Во Франции перешли две волны национализации, первая - после Второй мировой войны, вторая - после изменения правительства в 1981 г., в результате которых были национализированы телекоммуникации, газоснабжение, угольная, сталелитейная промышленность, железные дороги, авиалинии.

Обзор научных экономических, правовых источников свидетельствует о разной степени государственной собственности в разных отраслях разных стран мира. Участие государства в производстве в США, Японии значительно меньше, чем в большинстве европейских государств.

Механизм государственных заказов и государственных контрактов используется как метод прямого влияния государства на субъекты рынка.

В общепринятом понимании государственные заказы - это перечень и состав необходимой государству продукции (работ, услуг), ее размещение для производства среди предприятий разных форм собственности, финансирование, контроль за выполнением, организация конкурсных торгов (тендеров) и др.

Механизм государственных заказов широко используется во многих странах мира, например, во Франции, США, Италии и др.

В Украине государственные заказы были внедрены в 1987 г. и сначала имели характер обязательных директивных заданий. Они рассматривались как инструмент, с помощью которого оптимально соединяются административные и экономические методы управления. Удельный вес продукции, который производился по государственным заказам, был достаточно высокий и достигал около 100 %, постепенно она сокращалась до 70-80 %, 30-50 % .

В 1992-1993 гг. часть государственного заказа значительно сократилась, на что повлияло зарождение рыночных отношений и снижения монополии государственной торговли и роли министерств и ведомств.

Государственные заказы внедрялись на производство и снабжение для государственных потребностей промышленной продукции, сельскохозяйственного сырья и продовольствия, выполнение работ, предоставление услуг, создание производственных мощностей, осуществление фундаментальных научных исследований, подготовку специалистов и тому подобное.

Государственный заказ рассматривается как важный инструмент государственного регулирования экономики. Оно выполняет функции :

    обеспечение первоочередных государственных и специальных потребностей в важнейших видах продукции (работ, услуг);

    формирование необходимых пропорций социально-экономического развития производства;

Обеспечение выполнения принятых Верховной Радой Украины законодательных актов и государственных программ;

    обеспечение функционирования систем, которые гарантируют надлежащий жизненный уровень народа и его экологическую безопасность;

    формирование государственных резервов и запасов;

    выполнение международных соглашений по вопросам экономического и научно-технического сотрудничества;

    удовлетворение потребностей обороны и других потребителей.

Финансирование государственных заказов осуществляется в двух направлениях. В первом оно финансируется из государственного бюджета, других финансовых средств и фондов, во втором - государство не обеспечивает государственный заказ финансовыми ресурсами.

В 1993 г. в Украине были внедрены государственный заказ и государственный контракт. Государственный заказ с этого времени рассматривается как средство стимулирования наращивания производства продукции, развития приоритетных отраслей и производств. Оплату государственных заказов осуществляли потребители, а государство при этом выступало в роли посредника.

В Украине установлен такой порядок формирования и размещения государственных заказов. Заказчики - соответствующие министерства и ведомства - определяют виды продукции производственно-технического назначения, сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Предложения посылаются заказчиками к Министерству экономики Украины, которое их обобщает и согласовывает с Министерством финансов Украины, после чего они подаются в Кабинет Министров Украины. Утвержденные виды продукции (работ, услуг), размер и условия финансирования через отраслевые министерства и ведомства приходятся к заказчикам и предприятиям исполнителей.

Государственные контракты заключаются в промышленности на конечный продукт потребления; в капитальном строительстве - на законченные комплексы производственно-технического и социально-культурного назначения; в сельском хозяйстве - на продовольственные товары и сырье.

Заказчиками в государственных контрактах выступают уполномоченные на это от Кабинета Министров Украины органы исполнительной государственной власти, к которым принадлежат: Министерство экономики Украины, Министерство культуры Украины, Министерство обороны Украины, Министерство образования и науки Украины и др. Заключая контракт, заказчик выступает от имени государства гарантом финансирования поставок продукции (работ, услуг), предусмотренных контрактом, в пределах ассигнований, выделенных ему на эти потребности.

Квотирование как средство государственного регулирования экономики вводится с целью прямого установления государством предприятиям-монополистам их части в производстве, сбывшие, экспорте, импорте товаров. Квота определяет часть участника в капитале, лимитах возможных кредитов. В межправительственных соглашениях применяется система квот на экспорт и импорт, которая является системой ограничений вывоза и ввоза товаров на определенный срок. В конкретном случае она призвана способствовать наиболее эффективному и экономному использованию иностранной валюты, защиты собственного производства, сохранению уровня занятости населения.

Система санкций устанавливается государством за нарушение или невыполнение субъектами рынка договорных обязательств. Предусматривается уплата неустойки, штрафа, пени за невыполнение договорных условий, исключения из государственного бюджета выручки за незаконную деятельность и тому подобное. Экономические санкции предусматриваются и в международных соглашениях, связанных с обменом товарами, предоставлением кредитов и тому подобное.

Система норм и стандартов регулирует отношения в сферах труда, качества продукции, охраны окружающей среды, социальной защиты населения через установление уровня требований относительно их состояния.

К основным нормам, которыми государство регулирует разные сферы деятельности, нужно отнести нормы и нормативы расходов времени, нормативы обслуживания рабочих мест, нормы расходования материалов, сырья, энергии, нормативы технических отходов, запасов, нормы амортизации, капитальных вложений, нормы вредных влияний на окружающую среду и тому подобное.

Стандарты - это единственные нормы по технологии производства, типам, маркам, параметрам, размерам, качеству изделий, а также за величинами измерений, методами контроля и правилами упаковки, маркировки и хранения продукции. Объектами стандартизации является конкретная продукция, методы, сроки, обозначения, которые используются многократно и применяются в разных отраслях народного хозяйства, а также в международных экономических отношениях.

Отечественная и мировая практика ведения хозяйства свидетельствует, что избыточное применение административных методов отрицательно отражается на экономике - сужает экономическую свободу, активизирует нелегальную экономику. Однако административные методы вредны не сами собой, а только тогда, когда не имеют под собой надлежащей экономической основы.

Экономические методы государственного регулирования

Экономические методы государственного регулирования экономики связаны с созданием органами государственного управления финансовых или материальных стимулов влияния на экономические интересы субъектов ведения хозяйства и обусловливают их поведение, храня право на свободный выбор.

В странах с развитой рыночной экономикой основным экономическим методом регулирования рынка является денежно-кредитное регулирование. Именно денежно-кредитная система является той экономической средой, в которой происходят все важнейшие хозяйственные процессы в рыночной экономике.

Денежно-кредитное регулирование в Украине осуществляет Национальный банк, который влияет на формирование спроса и конъюнктуры заимообразного капитала, осуществления эмиссии, контроль за денежно-кредитной системой, концентрацию временно свободных резервов других банков.

Основными средствами денежно-кредитного регулирования являются: размеры банковских резервов, которые коммерческие банки хранят в Национальном банке; учетные ставки; операции на открытом рынке; регулирование ликвидности коммерческих банков.

Регулирование размеров обязательных резервов Национальный банк использует в случаях, когда нужно увеличивать или уменьшать платежные средства в стране. Если Национальный банк повышает норму обязательных резервов коммерческих банков, то это приводит к увеличению в них кредитных активов. И наоборот, если норма обязательных резервов снижается, то объем кредитных ресурсов в коммерческих банках уменьшается.

Манипулирование учетными ставками основывается на том, что коммерческие банки продают Национальному банку ценные бумаги (преимущественно коммерческие векселя). Если Национальный банк ставит задание сдержать циклический подъем, уменьшить инфляцию, то он повышает учетную ставку и тем самым вынуждает коммерческие банки в свою очередь повышать кредитные ставки. В таких случаях начинают воздерживаться от кредитов, из-за чего уменьшаются инвестиции в народное хозяйство, сокращается спрос.

Если Национальный банк осуществляет либеральную денежно-кредитную политику, то все происходит наоборот.

Вмешательство Национального банка в рынок ценных бумаг заключается в том, что он выставляет на рынок краткосрочные обязательства - облигации, сертификаты, векселя. Если банк продаст на рынке большее количество ценных бумаг, то их курс начнет неминуемо снижаться. Это обусловит уменьшение дохода владельцев ценных бумаг. Коммерческие банки в свою очередью повысят процентные ставки за предоставленные кредиты, что обусловит снижение деловой активности.

Поскольку рынок в Украине еще эффективно не работает, то денежно-кредитный механизм не налажен, и экономика регулируется в основном финансово-бюджетными средствами.

Суть финансово-бюджетных средств регулирования заключается в установлении государственного налогообложения и государственных расходов с таким расчетом, чтобы они приводили экономику в состояние равновесия.

Использование средств финансово-бюджетной регулирования возводится к: манипулированию ставками налогов внедрения многоканального формирования бюджета (разнообразные налоги, собрания, платежи, отчисления); координации государственных расходов; амортизационной политики.

Характеризуя финансово-бюджетную политику Украины за последние годы, отметим, что она была недостаточно последовательной и адекватной к условиям национального рынка. Имела недостатки малая налоговая политика. Необснованна была и политика расходов государственного бюджета. Сложными оказались финансовые отношения между государственными и местными органами власти. Не отработана политика ассигнований из бюджета.

Среди средств экономического регулирования экономики важное место занимает ценовая политика. В период функционирования административно-командной системы управления государство осуществляло контроль за оптовыми и розничными ценами, обеспечивало их стабильность. В 1992 г. в Украине была объявлена ценовая либерализация. В условиях товарного дефицита и монополизма это привело к резкому та необоснованному росту цен.

При переходе к рыночным отношениям ценовая политика государства направляется на ликвидацию ценовых деформаций, обеспечения реального сближения национальных и мировых цен путем поэтапной, контролируемой государством либерализации цен, постепенного перехода к свободному ценообразованию.

Этой цели можно достичь методами прямого и непрямого влияния. Прямой государственный контроль за ценами осуществляется в отдельных случаях для защиты потребителей от монополистов, недобросовестной конкуренции, стимулирования выпуска социально значимых товаров (работ, услуг). Это касается цен на энергоносители, топливо, коммунальные услуги, транспорт.

В роли средств непрямого влияния государства на ценообразование выступают: установление предельных уровней рентабельности на отдельные виды продукции (работ, услуг), контроль за составом расходов на изготовление продукции, валютная стабилизация, стимулирование личных нагромождений.

Важными средствами экономической регулирования рынка являются таможенные рычаги и регуляторы. Они регулируют процесс перемещения товарно-материальных ценностей и капиталов через таможенные границы Украины, обеспечивая при этом защиту национальных интересов и хозяйственное равновесие.

Специфическими средствами государственного влияния на экономику выступает экономическое прогнозирование, программирование, планирование, убеждение общественности. Они охватывают мероприятия информирования, воспитания, разъяснения и популяризации целей и заданий экономической политики государства, территории, отрасли. Эффективность средств зависит от организации этих видов работ и доверия к ним общественности.