Денежно-кредитная политика центрального банка российской федерации. НОУ «Балтийский Гуманитарный Институт»

Федеральное агентство по образованию

НОУ «Балтийский Гуманитарный Институт»

Экономический факультет

Кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Дисциплина «История российских финансов»

Реферат-эссе

Тема: «Денежно-кредитная политика ЦБ РФ»

Выполнила: студентка 1 курса, заочного отделения,

специальность Финансы и Кредит,

Гуськова И.В., номер зачетной книжки 11039098

Дата выполнения: 14.04.09

Проверил: научный руководитель

Мезенцева М.С.

Санкт-Петербург (2009)

План работы

Введение

Библиографический список

Введение

Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов - один из важнейших элементов развития и формирования денежно-кредитной системы любой страны. Основными направлениями государственного регулирования являются:

политика Центрального Банка в отношении кредитно-финансовых институтов, особенно банков;

налоговая политика правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах и законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти.

Ключевым элементом государственного регулирования финансовой сферы любого развитого государства сегодня является Центральный Банк, выступающий проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики. Соответственно без овладения методами деятельности центральных банков, инструментами денежно-кредитной политики не может быть эффективной рыночной экономики.

Прохождение российской экономикой различных этапов своего развития, естественно, не могло не сопровождаться соответствующими изменениями тенденций динамики денежного и кредитного секторов экономики.

Бурное расширение видов кредитно-денежных операций и инструментов рынка ссудных капиталов диктуют новые условия развития кредитного рынка.

Перераспределение денежных ресурсов на кредитном рынке между его участниками приводит к перераспределению денежной массы страны между отраслями экономики приоритетно с более высокой доходностью. Такое взаимодействие приводит к созданию базы для ускоренных расчетов, внедрению автоматизированных новых способов, появляются более широкие возможности для участников ссудного рынка. Все это способствует экономии издержек обращения и повышению эффективности общественного воспроизводства в целом.

1. Сущность и виды денежно-кредитной политики банка и его роль в денежно-кредитной политике

С точки зрения экономической теории, денежно-кредитная политика - это совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита. С позиции финансов денежно-кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Целями денежно-кредитной политики являются:

1) Экономические цели, направленные на поддержание экономической активности и сокращение безработицы:

регулирование темпов экономического роста;

увеличение ВВП;

смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы;

сдерживание инфляции;

стимулирование роста объема денежно-кредитных операций;

достижение сбалансированности платежного баланса и другие.

2) Социальные задачи:

повысить уровень жизни населения;

сделать различные услуги более доступными и другие.

Денежно-кредитная политика тесно увязывается с внутриполитическими и экономическими отношениями, особенно темпами инфляции и экономического роста. Причем она используется не как отдельный элемент регулирования экономики, а в совокупности с такими инструментами, как финансовая политика, политика доходов и другие.

Методы, используемые в денежно-кредитной политике, разнообразны, но наиболее распространенными из них являются:

Изменение ставки учетного процента или официальной учетной ставки Центрального банка (учетная, или дисконтная политика);

Изменение норм обязательных резервов банков;

Операции на открытом рынке, т.е. операции по купле-продаже векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг;

Регламентация экономических нормативов для банков (соотношения между кассовыми резервами и депозитами, собственным капиталом и заемным, акционерным капиталом и заемным, собственным капиталом и активами, суммой кредита одному заемщику и капиталом или активами и др.).

Могут применяться также выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли). К выборочным методам относятся:

Прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (так называемые кредитные потолки);

Регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров маржи, т.е. разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды; ставками по депозитам и ставкам по кредитам и т.п.

Учетная политика.

В сфере кредитно-денежного обращения государство проводит свою политику, используя кооперацию с данным соучастником регулирования. Образуются своего рода партнерские отношения: «государство - Центральный Банк». Практика показывает высокую эффективность данного сотрудничества.

Необходимо отметить, что в производственной сфере государство не имеет такого мощного рычага влияния. Производственному сектору должна быть присуща максимально высокая степень свободы и независимости, что требует сама рыночная природа. В рамках производственной сферы государство ориентируется на косвенные пути воздействия - через систему кредитно-денежного обращения, являющейся своего рода кровеносной системой экономики.

Этот косвенный вариант регулирующего влияния на производственный сектор построен на компромиссах. Прямого вторжения в планы предпринимателей не существует. В то же время косвенные методы создают предпосылки к тому, чтобы предприниматель сам стремился поступать в соответствии с целями экономической политики. Однако внешне государственный замысел будет реализовываться через принятие деловыми кругами самостоятельных решений. Таким образом, «косвенные методы регулирования проявляются в сочетании необходимых для рынка элементов свободы с мягкими, но тонко рассчитанными и настойчивыми действиями государства».

Все это возможно реализовать лишь благодаря использованию правительством такого мощного регулирующего рычага, как Центральный Банк, особенности организации которого рассматриваются в следующей части данной работы.

2. Понятие Центрального Банка и его роль в денежно-кредитной политике

Возникновение Центральных Банков исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее надежных, пользовавшихся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения.

Такие банки стали называть эмиссионными. Государство, издавая соответствующие законы, активно способствовало этому процессу, поскольку выпускавшиеся для выдачи ссуд многочисленными мелкими банками банкноты лишались способности к обращению в случае банкротства эмитентов. В конце XIX-начале XX в. в большинстве стран эмиссия всех банкнот была сосредоточена в одном эмиссионном банке, который стал называться центральным эмиссионным, а затем просто центральным банком.

В настоящее время в России существует двухуровневая банковская система - это коммерческие банки и различные финансовые организации, выполняющие кредитные функции, второй уровень - Центральный Банк. Взаимоотношения между этими уровнями строятся на двух принципах: нормативно регулирующая деятельность.

Центральный (эмиссионный) банк занимает особое место, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей банковской системы страны.

Центральный банк (ЦБ) осуществляет следующие функции:

монопольно выпускает деньги в обращение;

хранит временно свободные средства и обязательные резервы других банков, т.е. выполняет роль «банка банков»;

выполняет роль «кредиторов последней инстанции», т.е. предоставление кредита только в случае его недоступности на приемлемых условиях в другом месте, в основном на краткосрочные нужды;

осуществляет безналичные расчеты в общенациональном масштабе;

ведет кассовое исполнение бюджета и кредитует государство;

регулирует курс национальной валюты и координирует зарубежную деятельность частных банков своей страны;

хранит централизованный золотой и валютный запас;

устанавливает экономически обоснованные лимиты и нормативы деятельности банков, в т. ч. официальной ставки по кредитам;

проводит научные исследования;

определяет правовые основы и принципы функционирования кредитно-финансовых институтов, рынков краткосрочных и долгосрочных кредитных операций, а также видов платежных документов, обращающихся в стране;

формирует эффективный механизм денежно-кредитного регулирования экономики.

Наделение ЦБ указанными полномочиями позволяет обеспечить эффективное функционирование двухуровневой банковской системы. Для реализации перечисленных функций ЦБ необходима обширная сеть региональных учреждений и центральный аппарат.

Рассмотрим более подробно роль Центрального Банка в реализации денежно-кредитной политики. Центральный банк - основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.

От 75 до 90% денежной массы в большинстве стран составляют банковские депозиты и лишь 25-10% - банкноты Центрального Банка. Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через Центральный Банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков.

Свою роль ЦБ реализует через косвенное регулирование денежно-кредитной сферы. Например, повышая или понижая официальную учетную ставку, ЦБ оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента.

Изменение учетной ставки Центрального банка, вызывая соответствующее изменение рыночного процента, отражается на состоянии платежного баланса и валютного курса. Повышение ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным результатам.

Другим примером может служить изменение нормы обязательных резервов. В результате её повышения сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышаются проценты по банковским ссудам. Снижение нормы банковских резервов ведет, соответственно, к расширению банковских кредитов и денежной массы, к снижению рыночного процента. Минимальные резервы - это обязательная норма вкладов коммерческих банков в Центральном Банке, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков. Регулирование минимальных резервных требований имеет двоякое значение: с одной стороны, оно гарантирует минимальный уровень ликвидности коммерческих банков, с другой - используется как важный инструмент денежно-кредитной политики ЦБ.

Денежно-кредитную политику при оценке роли Центрального Банка также следует рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле она направлена на борьбу с инфляцией и безработицей, на достижение стабильных темпов экономического развития через регулирование денежной массы в обращении, ликвидности банковской системы, долгосрочных процентных ставок. В узком смысле такая политика направлена на достижение оптимального валютного курса с помощью валютной интервенции, проведения учетной политики и других методов регулирования краткосрочных процентных ставок. Под валютной интервенцией понимается политика купли-продажи Центральным банком иностранной валюты на национальную на валютном рынке.

Когда Центральный банк продает или покупает иностранную валюту в обмен на национальную, то меняется соотношение спроса и предложения на иностранную валюту и соответственно изменяется курс национальной валюты. Если, например, Банк России продает доллары на валютной бирже, то предложение долларов увеличивается и соответственно курс их понижается, а курс рубля повышается. При скупке долларов их курс растет.

PAGE_BREAK--

Таким образом, Центральный Банк играет определяющую роль в реализации денежно-кредитной политики и определяет перспективы ее развития в будущем.

3. Варианты развития российской экономики в 2009-2011 гг.

В августе 2008 ЦБ России внес в Госдуму проект «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 г. и период 2010 и 2011 гг.». Документ был одобрен Правительством РФ на заседании 21 августа.

Банк России и правительство в вариантах развития российской экономики в 2009-2011 гг. исходят из единых оценок внешних и внутренних условий ее функционирования. В предстоящие три года основной задачей денежно-кредитной политики является последовательное снижение инфляции.

Правительство и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2009 г. до 7,5-8,5%, в 2010 г. - до 5,5-7%, а к 2011 г. выйти на уровень инфляции 5-6,8% (из расчета декабрь к декабрю). Данной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция 6,7-8% в 2009 г., 4,5-6,2% в 2010 г. и 4,5-6,1% в 2011г.

Банк России намерен в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. Однако в ближайшее время денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса. При этом решения по корректировке политики будут приниматься на основе учета широкого спектра экономических индикаторов.

Цена на нефть на мировых энергетических рынках является важнейшим фактором, оказывающим влияние на развитие российской экономики. В этой связи Банк России рассмотрел 4 варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2009-2011 гг., 3 из которых основываются на прогнозах Правительства РФ.

В рамках первого варианта, который рассмотрен дополнительно к вариантам прогноза правительства РФ, предполагается снижение в 2009 г. среднегодовой цены на российскую нефть до 66 долл/баррель. В этих условиях сальдо счета текущих операций может стать отрицательным. Реальные располагаемые денежные доходы населения могут возрасти на 8,1%, инвестиции в основной капитал - на 10%, а объем ВВП - на 5,7%.

В рамках второго варианта в 2009 г. предусматривается развитие российской экономики в условиях снижения на мировом рынке цены на нефть сорта Urals до 90 долл/баррель. В этих условиях положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса может сократиться более чем в 3 раза. Прирост валютных резервов существенно замедлится.

При ухудшении внешних условий темпы роста основных экономических показателей в 2009 г. будут ниже, чем в предшествующем году. Реальные располагаемые денежные доходы населения могут увеличиться на 9,9%. Предполагается замедление темпов прироста инвестиций в основной капитал до 14%. Объем ВВП в этом случае может возрасти на 6,4%.

В качестве третьего варианта рассматривается прогноз, положенный в основу проекта федерального бюджета. Предполагается, что в 2009 г. цена на российскую нефть снизится до 95 долл/баррель. Экспорт товаров и услуг по этому варианту будет практически таким же, как в 2008 г., а импорт увеличится. Профицит счета текущих операций платежного баланса будет больше, чем во втором варианте. Прирост валютных резервов замедлится, но в меньшей степени, чем во втором варианте.

По этому варианту предполагается реализация мероприятий по переходу на инновационную модель развития, что будет способствовать сохранению высокой инвестиционной активности - в 2009 г. темп прироста инвестиций в основной капитал может составить 14,5%. Реальные располагаемые денежные доходы населения могут возрасти примерно на 10,5%. Темпы экономического роста в этих условиях ожидаются на уровне 6,7%.

Согласно четвертому варианту прогноза, предполагается, что цена на российскую нефть в 2009 г. составит 115 долл/баррель. В этом случае положительное сальдо счета текущих операций и прирост валютных резервов будут больше, чем в третьем варианте. На фоне значительного улучшения внешних условий темпы роста основных экономических показателей будут выше, чем в третьем варианте. Увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения ожидается на уровне 11,1%, инвестиций в основной капитал - 15,2%. Прирост ВВП в этом случае может составить 7,1%.

В соответствии с прогнозом на среднесрочную перспективу, предполагается, что цена на российскую нефть в 2011 г. может составить: по первому варианту - 60 долл/баррель; по второму - 75 долл/баррель; по третьему - 88 долл/баррель; по четвертому - 122 долл/баррель. Эти условия будут благоприятными для развития российской экономики. В зависимости от варианта, ВВП может расти в 2010 и 2011 гг. темпами 5,5-7,1%, что выше ожидаемых темпов роста мировой экономики.

Расчеты по денежной программе на 2009-2011 гг. осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозируемым темпам роста ВВП и его составляющих, а также динамике валютных курсов, учитываемых в прогнозе платежного баланса.

Тенденции изменения курса рубля в среднесрочной перспективе будут определяться движением средств в рамках внешнеэкономической деятельности, формирующимся под воздействием, как внешних факторов, так и процессов преобразования структуры российской экономики.

В условиях, заданных основными макроэкономическими вариантами развития России, а также параметрами реализации денежно-кредитной политики, темпы повышения реального эффективного курса рубля будут иметь тенденцию к снижению.

В 2009-2011 гг. Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с Минфином РФ как в области реализации денежно-кредитной политики, так и по вопросам развития национальных финансовых рынков. В частности, реализованный в 2008 г. Минфином совместно с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях будет использоваться как дополнительный канал предоставления ликвидности банковскому сектору в периоды возникновения ее дефицита.

Кроме того, политика Банка России будет направлена на реализацию совместно с Минфином ряда мер по совершенствованию рынка государственных облигаций, что будет способствовать повышению эффективности использования операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения.

Таковыми были прогнозы на 2009 и последующие годы. Тем не менее, экономическая ситуация изменилась, и уже в апреле 2009 года на заседании Национального банковского совета (НБС) был зачитан доклад Банка России о денежно-кредитной политике (ДКП) в 2009 году, содержащий скорректированный Центробанком из-за экономического кризиса прогноз основных макроэкономических показателей.

Представленный на заседании НБС вариант документа прогнозирует инфляцию на уровне 13% и снижает прогноз чистого оттока капитала в 2009 году до 70 миллиардов долларов с 90 миллиардов долларов.

Документ также предполагает снижение валютных резервов за 2009 год на 76,3 миллиарда долларов (против 86 миллиардов долларов по прогнозу Минэкономразвития).

Согласно докладу, ЦБ прогнозирует в 2009 году прирост денежной массы на 9-11%, денежной базы - на 14-16%.

В опубликованной 6 апреля 2009 года Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год Правительство и Центральный Банк будут реализовывать ответственную макроэкономическую политику, направленную как на поддержание макроэкономической стабильности, так и на создание необходимых условий, стимулов для роста сбережений населения, повышения инвестиционной привлекательности экономики, на формирование качественно иной модели экономического развития. Это предполагает взвешенную бюджетную политику, поддержание равновесного обменного курса рубля. Денежная политика будет направлена на борьбу с кризисом ликвидности в финансовой сфере при одновременном снижении инфляции. Принимаемые меры должны привести к повышению доверия к национальной валюте, увеличению уровня монетизации экономики, снижение инфляции, обеспечивая тем самым необходимые условия для восстановления устойчивого экономического роста.

Обобщение.

Как видно из предыдущей части работы, проект направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2009г. в силу изменений, происходящих в экономической ситуации, уже неоднократно пересматривался. Что же произошло с банковской системой за такой достаточно короткий срок? Мнения аналитиков, рассматривающих этот вопрос, в некоторых аспектах сходятся, в некоторых - диаметрально противоположны.

Исходя из того, что сообщают СМИ, банковская система России в последние шесть месяцев избежала системного кризиса и паралича расчетов исключительно за счет рефинансовой поддержки ЦБ и масштабной санации проблемных банков при участии госбанков.

В то же время, судя по публикациям, банкиры и эксперты видят ситуацию не столь оптимистично. «Пожар потушен, но не останется ли после него только пепелище? - задал риторический вопрос первый заместитель председателя комитета Совета федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Глеб Фетисов. - К концу 2009 года банковская система вообще может остаться без капитала, денежная масса сузилась, более чем на 20% сократились пассивы банков».

Банкиров тревожит рост объемов проблемной задолженности заемщиков, сохраняющаяся угроза девальвации рубля, в то время как далеко не у всех банков валютные вложения равны валютным обязательствам; увеличение стоимости привлечения ресурсов и сохранение низкой эффективности процедур взыскания просроченной задолженности. В связи с этим банкиры требуют от государства разделить их риски и добавить ликвидности. Правительство, как считают банкиры, должно безотлагательно принять меры по избавлению банков от проблемной задолженности. Например, создать фонд проблемных активов, наподобие тех, что уже созданы в США и некоторых странах Европы. Кроме выкупа плохих активов у банкиров есть и другие предложения правительству. Например, снизить ставку рефинансирования. Во всем мире ее опустили почти до нуля, в нашей же стране она только растёт.

И, тем не менее, главная проблема 2009 года - плохие долги. Без ее решения рассчитывать на восстановление кредитной активности банков не приходится.

Необходимо констатировать, что кредитная активность банковской системы в целом была в последние месяцы прошлого года фактически свернута. Прирост кредитного портфеля был показан только госбанками, имеющими доступ к средствам господдержки, и крупными федеральными банками, имеющими доступ к рефинансовым кредитам ЦБ и значительные валютные пассивы, обеспечившие автоматическую курсовую прибыль на фоне быстрой девальвации рубля. Остается пока сугубо пессимистическим прогноз динамики кредитной активности банков и на 2009 год - в целом по системе, судя по оценкам ЦБ и Минфина, ожидается нулевой номинальный прирост ссудной задолженности. Это будет означать, что новые кредиты или рефинансирование имеющейся задолженности останутся уделом крупнейших банков и системообразующих заемщиков из числа крупных предприятий. Основная же масса компаний среднего и малого бизнеса будет лишена доступа к кредитам. Правда, с учетом нынешнего заоблачного уровня процентных ставок, спрос на рыночный (не субсидируемый и не гарантируемый региональными или федеральными властями) кредит тоже сильно уменьшился.

В равновесном положении сегодня активы и пассивы банковской системы. Международные пассивы, по словам вице-премьера, в настоящее время составляют около 150 млрд долларов, тогда как международные активы -147 млрд долларов. Как отметил министр финансов, тот факт, что эти цифры практически сравнялись, можно назвать стабилизирующим моментом.

«Большого беспокойства по поводу ликвидности банковской системы в этом году мы испытывать не должны», - сообщает первый заместитель председателя правления Центробанка Алексей Улюкаев. По его словам, об этом свидетельствуют следующие факты: снижение ставок на рынке межбанковского кредитования, снижение спроса на операции репо, досрочное погашение беззалоговых кредитов. Банкам, которые не испытывают проблем с ликвидностью, деньги по столь высокой цене оказываются ненужными, отметил первый зампред ЦБ.

ЦБ наделён большими полномочиями, среди которых - формирование эффективного механизма денежно-кредитного регулирования экономики. И то, что вся банковская система находится сейчас в таком тяжелом положении, что форм хранения сбережений в деньгах (включая банковские вклады), которые обеспечивали бы положительную реальную доходность, сейчас нет, говорит о том, что со своими обязанностями ЦБ справиться не сумел.

Хочется заметить, что законодателям также давно пора ввести 100−процентную гарантию по вкладам физических лиц (сейчас государство гарантирует возврат вкладчикам не более 700 тыс. рублей из каждого лопнувшего банка). Кроме того, неплохо было бы распространить гарантии и на средства индивидуальных предпринимателей, и даже всех остальных юридических лиц. Крайне недостаточным является, и это нужно признать, выделение 30 млрд рублей на кредитование малого и среднего бизнеса.

Очевидно, что при реализации всех направлений денежно-кредитной политики ЦБ РФ в условиях неустойчивости внешних и внутренних факторов экономики неизбежно возникают разнообразные проблемы. Это и несовершенство законодательной базы, и рисковость денежно-кредитной сферы, отсутствие достаточного объема информации о денежно-кредитной сфере, нехватка наличных и безналичных денежных средств и другие.

Реализация эффективных мер по укреплению денежно-кредитной сферы экономики России и создания условий для повышения эффективности его регулирования при помощи политики Центрального Банка будет способствовать оживлению финансовой и социальной жизни страны и ее стабильному развитию в будущем.

В рамках политики обеспечения эффективного контроля за деятельностью банковской системы и политики обеспечения надежности и устойчивости денежно-кредитной системы следует обратить внимание на информационную открытость денежных властей, банковского сектора, посредством регулярных публикаций объективных аналитических материалов. Причем необходимо вводить, а в ряде случаев ужесточать наказание за профессиональные злоупотребления и предоставление недостоверной и несвоевременной информации как со стороны коммерческих банков, так и надзорных органов.

Кроме того, необходимо форсировать работу, направленную на борьбу с фиктивным капиталом и выявлением реальных собственников банков. Для обеспечения последовательности проводимого курса и инвестиционной привлекательности страны социально-экономическая политика, разрабатываемая денежными властями, должна приобретать долгосрочны и характер, при наличии лиц, ответственных непосредственно за ее проведение.

В заключение необходимо отметить, что обоснование и регламентация конечной генеральной цели денежно-кредитной ЦБ РФ являются исходным и ключевым этапом ее модернизации. Без обоснования конечной генеральной цели денежно-кредитной политики ЦБ, адекватной необходимости повышения качества жизни и обеспечения инновационности развития экономики имеет место опасность «имитации бурной деятельности».

Библиографический список

Антонов Н.Г. Денежное обращение, кредит и банки: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ. - 2003.

Банковское дело/ Под. ред.О.И. Лаврушина - М.: Финансы и статистика, 2003.

Булатов А.С. Экономика - М.: Юристъ, 2002.

Дробозина Л.А., Окунева Л.П., Андросова Л.Д. И др. Финансы. Денежное обращение. Кредит. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003.

www.cbr.ru - Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации.

www.minfin.ru - Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации.

www.premier.gov.ru - Сайт Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина.

www.expert.ru - Официальный сайт журнала «Эксперт».

Денежно-кредитная политика - важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики. Без проведения правильной денежно-кредитной политики, экономика не будет эффективно функционировать.

По мнения А.С. Селищева, денежно-кредитная (или монетарная) политика - это комбинация целей и средств (инструментов), с помощью которых ее носитель (как правило - центральный банк страны) посредством регулирования предложения денег, а также (косвенно) спроса на деньги и кредит стремится достигнуть целей общей экономической политики. Селищев А. С. Деньги. Кредит. Банки. - СПб.: Питер. 2007 с 275

То есть, денежно-кредитная политика - это комплекс мероприятий в области денежного обращения и кредита, которые направленны на смену денежной массы в обращении. Она призвана регулировать экономический рост, сдерживать инфляцию, обеспечивать высокий уровень занятости и выравнивать платежный баланс.

Денежно-кредитная политика на макроуровне - это та совокупность мер, которую проводит Центральный Банк в области денежного обращения и кредитных отношений для того, чтобы направить макроэкономические процессы в сторону развития.

Другие авторы говорят о денежно-кредитной политике как об одном из ведущих средств, с помощью которого органы власти в рыночной экономике влияют на темп и направление общего экономического роста, включая не только уровень валового продукта и занятости, но и общий уровень роста или падения цен.

Денежно-кредитная политика, основным проводником которой является Центральный Банк, воздействует на валютный курс, ставку процента и общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Она представляет собой элемент экономической политики государства и прямо определяется приоритетами правительства. Правительство обычно четко определяет взаимоотношение с Центральным Банком по поводу проведения денежно-кредитной политики. Обычно правительство согласовывает с Центральным Банком только общую макроэкономическую политику, так как оно ограничено в своих действиях и не может влиять на его повседневную деятельность.

Принято различать стратегическую и текущую денежно-кредитную политику.

Стратегическая денежно-кредитная политика определяет и формирует

денежную систему и основные принципы денежно-кредитного регулирования страны и является прерогативой парламента и правительства. Как правило, цели стратегической денежно-кредитной политики прописаны в законе о центральном банке страны, например, ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», но они могут быть уточнены и конкретизированы в различных указах, предписаниях и иных законах. В качестве приоритетной цели обычно выбирается стабильность денежного обращения и устойчивый курс национальной валюты. Существуют и другие цели стратегической денежно-кредитной политики, например: поддержание ликвидности коммерческих банков страны, смягчение конъюнктурных колебаний, увеличение денежной массы или объемов кредита в рамках ожидаемой величины экономического роста.

Текущая денежно-кредитная политика представляет собой совокупность целей и средств, которые предназначены для того, чтобы регулировать экономические процессы. Текущая монетарная политика нейтрализует в денежном секторе различные помехи и препятствующие импульсы, которые возникают в денежном, реальном секторах и в области психологии общества. Такая денежно-кредитная политика достигает своих целей путем манипулирования денежной массой, проведением процентной и кредитной политики. Селищев А. С. Деньги. Кредит. Банки. - СПб.: Питер. 2007. С 138

Денежно-кредитная политика может быть направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Экономический подъем, наоборот, часто сопровождается «биржевой горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить «перегрев» конъюнктуры при помощи ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д.

Государственное регулирование кредитно-денежной сферы ведется по нескольким направлениям: контроль над банковской системой; управление государственным долгом; регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии.

В качестве объекта денежно-кредитной политики выступают спрос и предложение на денежном рынке. А в качестве субъекта - банки, как Центральный, который выполняет функцию проводника, так и коммерческие.

В зависимости от характера экономических отношений определяется и роль каждого из субъектов. Для реализации как общих, так и индивидуальных интересов, субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на денежные потоки, то есть объекты, с помощью имеющихся у них монетарных инструментов.

Денежно-кредитная политика включает в себя следующие элементы:

Анализ денежно-кредитной политики предыдущего года:

Цели и ожидаемые результаты политики;

Количественные анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики;

Динамика денежно-кредитных показателей;

Использование инструментов денежно-кредитной политики;

Политика валютного курса;

Характеристика состояния экономики и её основных секторов.

Цели денежно-кредитной политики на планируемый год:

Концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики;

Перспективы макроэкономического развития;

Прогноз основных показателей платёжного баланса России;

Основные параметры денежно-кредитной политики;

Основные показатели денежной программы;

Политика валютного курса;

Бюджетная политика;

Совершенствование системы финансового посредничества в экономике. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: - М.: Финансы и статистика. 2008. с 67

Являясь проводником денежно-кредитной политики, Центральный Банк призван выполнять такие функции, как: регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую.

Регулирующая функция заключается в регулировании денежной массы в обращении, за счет сокращения или увеличения наличной и безналичной эмиссии, регулирования государством процента, взимаемого банками при выдаче займов и учете векселей, проведения политики минимальных резервов и валютной политики.

Контролирующая и регулирующая функции очень тесно связаны. Получая информацию о состоянии того или иного банка, контролирующая функция определяет соответствие требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. осуществляет процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок.

Научно-исследовательская функция заключается в том, что центральный банк, проанализировав и опубликовав информацию о ситуации, которая сложилась в денежно-кредитной сфере, оперативно реагирует на различные экономические процессы. От того как проанализирована информация зависит какое направление денежно-кредитной политики выберет Центральный Банк. Данная функция включает в себя также и консультационную функцию.

Часто функции центрального банка переплетаются и переходят одна в другую, если того требует решение какой-либо поставленной задачи.

Монетарная политика - комплекс мероприятий, которые проводятся государством или Центральным Банком с целью стабилизации экономики (укрепления национальной валюты, ускорения темпов экономического роста, снижения цен на продукты питания и так далее). Она является частью макроэкономической политики, проводится с применением различных методов и инструментов, в зависимости от конкретных задач.

Цели монетарной политики

Цели кредитно-денежной политики государства (Центрального Банка) условно делятся на три вида:

1. Стратегические (первичные) цели . Реализация следующих задач имеет первостепенное значение:
- повышение занятости среди населения;
- нормализация уровня цен;
- сдерживание инфляционных процессов;
- ускорение темпов экономического роста;
- увеличение объемов производства;
- выравнивание (балансирование) платежного баланса государства.

2. Промежуточные цели реализуются за счет изменения процентной ставки и объема денег в обращении. Таким способом можно корректировать текущий спрос на товары первого потребления и снижать (повышать) предложение денег. Итог - оказание влияние на уровень ценовой политики, привлечение инвестиций, рост занятости и увеличение объемов производства. При этом удается удерживание или оживление конъюнктуры на денежном (товарном) рынке;

3. Тактические цели носят краткосрочный характер. Их задача - ускорить достижение более важных - промежуточных и стратегических целей:
- контроль предложения денег;
- контроль уровня процентной ставки;
- контроль обменного курса.

Виды монетарной политики

Каждое государство выбирает свой вид кредитно-денежной политики. Он может меняться, в зависимости от внешних условий, состояния экономики, развития производства, занятости населения и прочих факторов. При этом выделяются следующие виды:

1. Мягкая монетарная политика (ее второе название - «политика дешевых денег») направлена на стимулирование различных отраслей экономики за счет регулирования процентных ставок и увеличения объемов денежной массы. При этом Центральный Банк проводит следующие операции:

Совершает сделки по покупке государственных ценных бумаг. Все операции при этом проводятся на открытом рынке, а вырученные средства переводятся в резервы банков и на счета населения. Подобные действия позволяют повысить объем денежной массы и улучшить финансовые возможности банков. Как следствие, межбанковский кредит начинает пользоваться большим спросом;

Сводит к минимуму норму банковского резервирования, что существенно расширяет возможности кредитования различных сфер экономики;

Снижает процентную ставку. Как следствие, коммерческие банки получают доступ к более выгодным кредитам. Одновременно с этим возрастает объем выданных займов населению на более выгодных условиях и привлечение дополнительных средств в виде депозитных вкладов.

2. Жесткая монетарная политика (ее второе название - «политика дорогих денег») направлена на введение различных ограничений, удерживание роста денег в обращении с основной целью - сдерживание инфляционных процессов. При жесткой кредитно-денежной политике ЦБ выполняет следующие действия:

- увеличивает предел банковского резервирования. Таким способом достигается уменьшение роста денежной массы;

- повышает процентную ставку. По этой причине коммерческие структуры вынуждены остановить поток заимствований у ЦБ и ограничить выдачу кредитов населению. Итог - подавление роста объемов денежной массы;

- продает государственные ценные бумаги При этом сделки производятся на открытом рынке за счет текущих счетов населения и резервов коммерческих кредитно-финансовых организаций. Итог такой же, как и в предыдущем случае - уменьшение объема денежной массы.

Кроме жесткой и мягкой можно выделить еще два вида кредитно-денежной политики:

1. Стимулирующая монетарная политика. Ее суть заключается в выполнении следующих действий:

Уменьшение учетной ставки;
- снижение нормированной величины резервных требований;
- скупку государственных активов на открытом рынке.

Такие действия актуальны в период общего спада в сфере экономики. Основная цель - приостановить общий рост безработицы в стране, увеличить рост деловой активности.

2. Сдерживающая монетарная политика заключается в проведении обратных действий и направлена на снижение общего предложения денег:

Продажа ЦБ государственных активов;
- увеличение учетной ставки;
- пересмотр нормированной величины резервных требований в сторону увеличения.

Проведение такой политики актуально в период бума, когда требуется сдержать инфляцию и снизить деловую активность.

Инструменты монетарной политики

Все инструменты Центрального Банка можно классифицировать:


1. По объектам, на которые они воздействуют:

- кредитная экспансия. Проводится для роста занятости у населения и подъема общих объемов производства;
- кредитная рестрикция. Основная задача таких мероприятий - защитить экономику страны от «перегрева» (повышенной активности) и снизить рост инфляции.

2. По форме инструменты монетарной политики могут быть:

- прямыми. Такие инструменты имеют вид различных директив, инструкций или предписаний. Указания в этом случае исходят от основного регулятора - Центрального Банка;
- косвенными. В этом случае Центральный Банк направляет свои усилия на создание конкретных условий денежного рынка для достижения конечных целей.

3. По особенностям параметров:

- качественные инструменты. Подразумевают непосредственное регулирование банковских кредитов;
- количественные инструменты. Здесь ЦБ влияет на возможности коммерческих банков в плане кредитования и привлечения займов.

4. По периоду воздействия:

- краткосрочные. Посредством их реализации можно достичь промежуточных (в лучшем случае - тактических) целей;
- долгосрочные. Действие инструментов направлено на достижение улучшений в экономической сфере в течение длительного времени (от года и более). При правильно выстроенной политике возможно достижение стратегических целей.

Основной монетарной политики являются следующие инструменты:

1. Изменение нормированной величины резервов. Этот параметр характеризует часть от общего объема депозитов коммерческих структур, которые должны храниться в ЦБ (резервная система) или в виде наличных средств. Объем обязательных резервов высчитывается по простой формуле:

R обяз=D*rr,

где rr - требуемый объем обязательных резервов, %,
D - общий объем депозитов на счету банка;
- Rобяз - величина обязательных резервов.

По сути, коммерческие банки должны держать в ЦБ какой-то процент от общего баланса депозитных вкладов. У каждого вида депозита есть своя нормированная величина. Чем выше ликвидность вклада, тем больше процент.

Если ЦБ проводит политику по увеличении нормы резервов, то это приводит к резкому снижению объемов денег. Причины здесь две:
- снижаются возможности коммерческого в плане кредитования;
- сокращается объем банковского мультипликатора.


2. Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования) - второй по важности инструмент современных банков. Данный параметр показывает, под какой процент Центральный Банк предоставляет займы коммерческим банкам. Небольшие финансовые структуры часто вынуждены прибегать к кредитам для решения срочных вопросов - реализация выплат клиентам, пополнениерезервов и так далее.


Центральный банк, снижая или увеличивая процентную ставку, может непосредственно действовать на предложение денег. Чем больше ставка рефинансирования, тем меньше коммерческие банки будут прибегать к займам, и тем реже будут выдавать кредиты сами. При снижении ставки рефинансирования происходит обратный процесс.

Изменение ставки рефинансирования сложно назвать гибким инструментом кредитно-денежной политики страны. Причина - небольшой процент займов у Центрального Банка, который не превышает 3-4% общего объема банковских резервов. При этом сам ЦБ не позволяет небольшим структурам злоупотреблять возможность оформления займов. Кредиты выдаются только в том случае, если они оправданы и способствуют решению текущих проблем.

3. Выход на открытый рынок и проведение сделок с ценными бумагами. Такой инструмент подразумевает покупку (продажу) ЦБ ценных бумаг. Все действия производятся на вторичном рынке (работать на первичном рынке ЦБ запрещено). В качестве основных активов выступают казначейские векселя и гособлигации. В первом случае государство получает доход от разницы между покупкой и выкупом, а во втором - от процентов.

Покупка ценных бумаг ЦБ способствует повышению резервов коммерческих структур. При этом есть два варианта:

При покупке государственных облигаций или векселей у коммерческого банка резервы последнего возрастают, повышаются его кредитные возможности. Активы финансового учреждения увеличиваются на всю сумму сделки;


- при покупке ценных бумаг у населения (компаний, домохозяйств и так далее), продавец получает в ЦБ чек. При этом он все равно относит его в коммерческий банк и ложит на свой счет. Возможности банка также возрастут, но не на всю сумму, а только на какой-то процент, ведь часть от этих средств не может быть использована (она должна отходить к обязательным резервам ЦБ).

Покупка ценных бумаг Центральным Банком - одно из наиболее эффективных действий во время спада экономики. В обратном случае (при "перегреве") производится продажа активов, что сковывает возможности коммерческих банков, существенно снижает их резервы и, соответственно, объем денежных средств в обращении.

Методы монетарной политики

Все методы монетарной политики государства можно разделить:


1. Прямые методы. Представляют собой административные меры со стороны ЦБ, направленные на выпуск директив, касающихся денежного обращения и уровня цен. Преимущество таких методов - быстрый эффект и возможность контроля со стороны Центрального Банка. Недостаток - возможные последствия через некоторое время (отток инвестиций за границу, развитие «теневой» экономики и так далее).

2. Косвенные методы. Подразумевают воздействие на рыночные механизмы. Их эффективность зависит от условий и уровня денежного рынка.

Кроме прямого и косвенного можно выделить еще два подхода:

- общий. Его особенность - действие на экономику посредством косвенных инструментов;
- селективный. В этом случае регулируются определенные формы кредита.

Мероприятия проводятся для решения конкретных (менее глобальных) задач. К таким методам можно отнести рефинансирование коммерческих банков, ограничение выдачи ссуд и так далее.

Наиболее популярные следующие:

1. Изменение процентных ставок по операциям ЦБ.

Сегодня есть две основные формы пересмотра (установки) базовой процентной ставки:

- ставка по ломбардным операциям. Речь идет о займах под залог ценных бумаг. Такой кредит имеет краткосрочный характер (до полугода). При этом регулируется не только процентная ставка, но и список ценных бумаг, которые могут выступать в качестве залога;
- ставка рефинансирования. При этом пересматриваются условия, на которых ЦБ покупает ценные бумаги у коммерческих банков.

В банке России можно выделить следующие процентные ставки:


2. Изменение резервных требований к другим кредитным организациям относительно отчислений от привлеченных ресурсов в пользу резервного фонда ЦБ. Такие резервные требования несут несколько основных функций:

- денежного буфера. В случае нехватки ликвидности на МБК процентная ставка существенно возрастает. Для ее регулирования уменьшается резервный коэффициент, что открывает доступ коммерческим банкам к дополнительным ресурсам;

- регулирования предложения на рынке денег. Снижение процента резервирования способствует повышению активности банков в отношении выдачи кредитов (повышение ставки, наоборот, снижает объем выданных кредитных средств). Таким способом государство регулирует объем денежного обращения;

- контроль ликвидности всей банковской системы на небольшом временном промежутке;

- налогообложение. По сути, резервные требования можно сравнить с налогами для коммерческих банков.

3. Сделки на вторичном рынке ценных бумаг. Здесь речь идет о покупке или продаже казначейских векселей, облигаций государственного образца, активов банков и крупных корпораций). Метод хорош для регулирования курса гособлигаций и депозитной базы банков (увеличения или уменьшения).

При покупке ценных бумаг Центраьным Банком к ним предъявляется три основных требования - высокий уровень ликвидности, низкий кредитный риск, обращаемость на рынке. Наибольшей популярностью пользуются сделки РЕПО, когда заключается соглашение о покупке активов с последующей возможностью выкупа. При совершении сделки РЕПО внимание уделяется следующим критериям - стоимости покупки, стоимости обратной продажи, временному лагу (временному диапазону между прямой и обратной сделкой).

4. Рефинансирование коммерческих банков направлено на повышение ликвидности финансово-кредитных учреждений. Из наиболее популярных видов займов можно выделить межбанковские депозиты и валютные свопы. Весьма популярны и операции с ценными бумагами (прямое РЕПО).


5. Валютные интервенции. Это операции, которые подразумевает покупку и продажи валюты других стран на межбанковском и биржевом рынках. Основная цель - воздействовать на курс национальной валюты, предложение денег, общий спрос и уровень волатильности.

В России валютные интервенции с февраля 2015 года не проводятся.

6. Определение новых ориентиров роста объема денег (таргетирование). В качестве предмета для таргетирования могут использоваться денежные агрегаты, темпы инфляции, курсы валют и так далее.

7. Прямые ограничения проводятся очень редко. К ним можно отнести такие меры:

Ограничение объема кредитной маржи;
- установка новых лимитов на привлеченные средства и предоставление займов;
- ограничение процентных ставок по займам, которые предъявляются банками;
- принятие решения по внедрению новых видов обеспечения для активных сделок.

Монетарная политика государства: преимущества и недостатки

Кредитно-денежная политика страны может развиваться по различным сценариям. При этом эффект может быть различным:

1. Плюсы монетарной политики следующие:

- нет внутреннего лага. Данный параметр представляет собой задержку между осознанием ЦБ текущих проблем в стране и выполнением мероприятий по восстановлению экономики. При сделках с ценными бумагами решение принимается быстро, а сами активы обладают высокой надежностью и ликвидностью. Следовательно, при дальнейшей продаже (покупке) активов проблем не возникает;

- нет эффекта вытеснения. Стимулирующая кредитно-денежная политика (в отличие от фискальной методики) направлена на снижение процентной ставки. Это способствует росту инвестиций и ряду других расходов;

- мультипликативный эффект. Во-первых, обеспечивается расширение депозитных счетов банков и рост денежной массы. Во-вторых, увеличиваются расходы после снижения ставки, что приводит к росту общего выпуска.

2. Минусы монетарной политики :

- наличие внешнего лага , то есть результаты проведенных мероприятий видны далеко не сразу. С момента принятия решения ЦБ до решения поставленных задач может пройти какое-то время;

- риск инфляции. Активное использование стимулирующей политики может стать причиной инфляции как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе. При этом есть мнение, что монетарная политика будет эффективна только при «перегреве», наличии инфляционного разрыва в экономике. При замедлении экономического роста (рецессии) лучше отдать предпочтение стимулирующей фискальной политике.

Ещё о монетарной политике на Answr

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Денежно-кредитная политика (ДКП) является составной частью экономической политики государства, главные стратегические цели которой - обеспечение экономического роста и повышения благосостояния населения. Объектами регулирования выступают спрос и предложение на денежном рынке, изменяющиеся в результате действий денежных властей, частных банков и небанковских организаций. Предметами регулирования являются банковские резервы, процентная ставка и валютный курс. Конечная цель денежно-кредитной политики - поддержание ценовой стабильности, устойчивости национальной валюты, долговременного экономического роста.

В современных условиях в основе ДКП большинства стран лежит принцип «компенсационного регулирования», основанный на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий, которые применяются на различных фазах экономического цикла:

- политика денежно-кредитной рестрикции (политика «дорогих денег») - ограничение кредитных операций, повышение уровня процентных ставок, торможение темпов роста денежной массы. Применяется в условиях оживления хозяйственной конъюнктуры с целью ограничить кредитование экономики с тем, чтобы избежать перепроизводство товаров;

Политика денежно-кредитной экспансии (политика «дешевых денег») - стимулирование кредитных операций, снижение нормы процента, нагнетание в платежный оборот дополнительных денежных средств. Применяется в кризисной фазе цикла в условиях падения производства и роста безработицы. Заключается в стимулировании кредитных операций банков, введении льготных условий кредитования в целях увеличения спроса на товары и услуги и оживления экономической конъюнктуры.

Основные инструменты и методы, которыми может пользоваться Банк России, определены Законом РФ «О Центральном банке РФ (Банке России)».

Методы контроля и регулирования денежной массы включают:

Установление процентных ставок по операциям ЦБ РФ;

Определение нормативов обязательных резервов, депонируемых коммерческими банками в ЦБ РФ (резервные требования);



Операции на открытом рынке;

Рефинансирование банков и кредиты правительству;

Валютные интервенции;

Операции с государственными ценными бумагами в рамках обслуживания государственного долга;

Установление целевых ориентиров роста денежной массы;

Количественные кредитные ограничения;

Эмиссию облигаций от своего имени (от имени Банка России).

Процентная ставка предполагает регулирование рынка ссудных капиталов путем установления и пересмотра официальной (базовой) процентной ставки. В зарубежной банковской практике она существует в двух формах:

Ставка учетного процента - условия, на которых ЦБ РФ покупает (переучитывает) коммерческие векселя у коммерческих банков. Переучет векселей носит характер кредита для коммерческих банков, так как векселя покупаются до наступления срока платежа по ним. Поскольку векселя выкупаются со скидкой от вексельной суммы - эти кредиты называют дисконтными, а операцию по переучету - редисконтированием;

Процентная ставка по ломбардным операциям - кредитам под залог ценных бумаг. Такой кредит, как правило, краткосрочный (3-6 месяцев); объект регулирования в данном случае - не только уровень процента, но и перечень ценных бумаг, которые могут стать предметом залога, а также минимальный размер покрытия предоставленного кредита (в процентах от стоимости ценных бумаг).

Резервные требования представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

Банк России проводит операции по привлечению депозитов кредитных организаций в целях регулирования ликвидности банковской системы и в соответствии с «Положением о проведении банком России депозитных операций с кредитными организациями».

Под операциями Банка России на открытом рынке в соответствии с Федеральным законом « О Центральном Банке РФ» понимаются:

Купли- продажи казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России.

Купли-продажи иных ценных бумаг, определенных решением Совета директоров, при условии их допуска к обращению на организационных торгах, а так же заключение договоров РЕПО с указанными ценными бумагами.

ГЛАВА 2.аНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ

Банк России принимает решения в области денежно-кредитной политики на основе анализа внешних и внутренних макроэкономических условий и перспектив экономического развития, а также инфляционных шоков и рисков их распространения на инфляционные ожидания. При этом учитывается необходимость достижения целевых ориентиров по инфляции в среднесрочной перспективе.

Основной целью денежно-кредитной политики является обеспечение экономического роста и поддержание уровня инфляции. Поэтому для начала необходимо проанализировать инфляцию и экономический рост в 2013 – 2014 годах.

Таблица 2.1 Диаграмма инфляции на потребительском рынке за 2013-2014 гг.

В 2013г. ситуация в Российской Федерации была более стабильной, так как уровень базовой инфляции колебался в пределах 5,5-5,9 %, а инфляция на потребительском рынке постепенно (с некоторыми колебаниями) снижался с уровня 7,1% в январе до 6,5% в декабре.

В 2014 году же ситуация поменялась кардинальным образом. Базовая инфляция увеличилась с 5,5% в январе увеличилась до 11,2% в декабре (т.е. больше, чем в два раза), причем «скачок» выделяется именно в декабре, что связано, конечно же, с ситуацией на общемировой арене - санкции, примененные против Российской Федерации, «скачки» курсов иностранных валют и т.д. Что же касается инфляции на потребительском рынке, то резкое изменение тоже наблюдается в самом конце года (общее изменение с 6,1% в январе до 11,4% в декабре).

Рисунок 2.1 Прирост ВВП % к соответствующему периоду предыдущего года


По динамике прироста ВВП больше всего бросается в глаза, что прирост в 2012 году был самым лучшим за последние 3 года (следует отметить, что в этом периоде данный показатель имел тенденцию к стабильному снижению - от 4,9% до 2,0%). В 2013 же году прирост имеет обратную тенденцию - увеличивается с 0,8% в 1 квартале до 2,0% в последнем. В 2014 году прирост имеет тенденцию к стабильному снижению от 0,9% до 0,4.

В 2014 году ставки на операции Центрального Банка РФ менялись всего 7 раз, причем ставки увеличивались каждый раз. Если просмотреть ставки за 2012-2013 годы, то в 2012 году изменений по ставкам не было, тенденция же к изменению ставок началась в 2013 году не по всем показателям.

Что же касается 2014 года, то кредиты на срок 1 день изменились с 6,5% до 18% (почти в три раза), ставки по депозитным операциям на 1 день поднялись практически в четыре раза (с 4,5% до 16,0%).

Ставки по операциям Банка России поднялись в значительной степени в 2014 году – в среднем увеличение составляет больше, чем в 3 раза по каждому показателю. Эта тенденция связана в основном с мировыми событиями, которые не были предусмотрены при утверждении главного финансового документа страны – Федерального бюджета и связанной с ним денежно-кредитной политики Центрального Банка.

В 2015 году мы видим постепенное снижение процентных ставок по операциям Банка России. Этому способствовали ряд принятых решений Центрального банка, принятых в конце 2014 года. С 16 декабря 2014 г. повысить ключевую ставку с 10,50 до 17,00% годовых. Наряду с этим 17 декабря 2014 г. был принят комплекс мер, направленных на поддержание стабильности финансового сектора. Кроме того, Банк России расширил набор инструментов рефинансирования в иностранной валюте, увеличил частоту проведения данных операций и объем предоставления средств по ним.

В результате девальвационные и инфляционные ожидания стабилизировались в той мере, в которой рассчитывал Банк России.

В связи с этим Банк России дважды, 30 января и 13 марта 2015 г., снижал ключевую ставку в совокупности на 3 процентных пункта до 14,00% годовых. По мере ослабления инфляционных рисков Банк России продолжил снижение ключевой ставки (к августу 2015 года она составила 11,00%). Риски дальнейшего значительного охлаждения экономики выросли прежде всего вследствие продолжения снижения цены на нефть.

Таблица 2.1. Резервы кредитных организаций, депонированные в Банке России, в млн. руб.

Для более наглядного представления динамики обязательных резервов, депонированных в Банке России, можно обратиться к рисунку 2.2.

Рис. 2.2 Динамика обязательных резервов, депонированных Банком России за 2012-2015гг.

Таким образом, в 2012 году сумма резервов оставалась неизменной, в 2013 году увеличилась с 425585,7 млн.руб. в начале года до 510105,1 млн.руб. в конце, т.е. прирост в абсолютном выражении составил 84519,4 млн.руб., или 19,9%. В 2013 году сумма данного резерва менялась с 408809,0 млн.руб. до 458615,9 млн.руб. (увеличение 49806,9 млн.руб. или 12,2%). В 2015 году динамика также идет к увеличению (сентябрь 2015 года – 489086,1 млн.руб.), но если сравнивать соответствующие месяцы прошлых 3 лет, обнаружим, что:

а) в январе 2013 года наблюдается увеличение нормы резервов на 47215,6 млн.руб. (т.е. прирост в размере 12,5%);

б) в январе 2014 по сравнению с январем 2013 года наблюдаем уменьшение резервов на 50049,7 млн.руб. (т.е. уменьшение в размере 11,8%); но по сравнению с 2012 годом прослеживается увеличение в размере 30438,9 млн.руб. (прирост – 8,0%);

в) в январе же текущего 2015 года по сравнению с тем же месяцем 2014 года наблюдается увеличение резервов на 62503,2 млн.руб. (15,3%), по сравнению с 2013 годом – увеличение на 45476,5 млн.руб. (10,7%).

Обратимся к еще одному показателю, устанавливаемому Банком России – сумма обязательных резервов, поддерживаемая кредитными организациями на корреспондентских счетах в Центральном Банке РФ (Табл. 2.5). Обратим внимание на тот факт, что данная сумма устанавливается за месяц, начиная с 10-го числа текущего месяца до 10 числа следующего.

Таблица 2.2 Сумма обязательных резервов, поддерживаемых на корреспондентских счетах кредитных организаций, в млрд.руб.

2012 год 2013 год 2014 год
10.01-10.02 518,1 593,1 825,8
10.02-10.03 846,1
10.03-10.04 605,5
10.04-10.05 640,1 883,4
10.05-10.06 894,6
10.06-10.07 676,5 880,7
10.07-10.08 686,1 877,4
10.08-10.09 674,9 833,6
10.09-10.10 679,6 861,1
10.10-10.11 675,3 871,7
10.11-10.12 683,6
10.12-10.01 794,1 966,9

Таким образом, динамика по данному резерву налицо – это стабильное увеличение из месяца в месяц из года в год. Так, например, в 2013 году увеличение составило с 593,1 млрд.руб. в начале до 794,1 млрд.руб. в конце, т.е. увеличение в течение года составило 201 млрд.руб. (33,9%). В 2014 году видим увеличение данного резерва с 825,8 млрд.руб. до 966,9 млрд.руб., тем самым наблюдаем увеличение в размере 141,1 млрд.руб. (17,1%). Если же сравнивать 2013 и 2014 годы, то получается, что темп прироста резерва в течение 2014 года был меньше, чем в 2013 году (33,9% против 17,1%), но увеличение данного резерва Центральным Банком – вынужденная мера в связи со всеми событиями последних лет. Увеличение минимального резерва на корреспондентских счетах, конечно же, не может благотворно сказываться на эффективной работе кредитных организации, так как деньги в данном случае не работают и не приносят прибыль кредитной организации. Но, с другой стороны, наличие таких резервов дает гарантию по обязательствам каждой кредитной организации перед контрагентами (вкладчиками, партнерами, государственными учреждениями и т.д.).

Для более наглядного рассмотрения динамики обязательных резервов на корреспондентских счетах в Банке России – рисунок 2.2.

Рис 2.2 Динамика сумм обязательных резервов на корреспондентских счетах кредитных организаций.

Рассмотрим еще один инструмент денежно-кредитной политики Банка России – ставка рефинансирования. Данная ставка была определена еще 14.09.2012 года в размере 8,25% и не менялась в течение последних двух лет.

Ставка рефинансирования Центрального Банка РФ. Указание Банка России от 23.12.2011 № 2758-У «О размере ставки рефинансирования Банка России» с 26 декабря 2011 – 13 сентября 2012, составляет 8 %.

Указание Банка России от 13.09.2012 № 2873-У «О размере ставки рефинансирования Банка России» с 14 сентября 2012 – наст. Время составляет 8,25 %.

Обратимся теперь к валютным интервенциям Центрального Банка РФ.

Таблица 2.3 Интервенции Банка России на внутреннем валютном рынке

Отчетный период Объёмы операций с долларами США, всего за период, млн. долл. США Объёмы операций с евро, всего за период, млн. евро
Покупка Продажа Покупка Продажа
Всего Целевые Всего Целевые Всего Целевые Всего Целевые
янв.13 595,96 595,96 47,89 47,89
фев.13 118,96 118,96 24,68 24,68
мар.13
апр.13 663,06 663,06 45,05 45,05
май.13 236,81 236,81 18,65 18,65
июн.13 2 707,63 2 125,89 245,73 199,59
июл.13 4 182,51 3 074,66 376,47 286,7
авг.13 5 455,92 3 054,57 475,63 296,47
сен.13 3 178,40 2 190,95 214,96 147,76
окт.13 255,42 1 909,30 1 280,63 38,48 171,84 113,51
ноя.13 3 328,13 1 023,66 284,06 86,89
дек.13 3 569,93 1 117,34 326,44 104,12
2013 год 970,34 714,92 25231,69 14767,57 111,05 72,57 2158,83 1298,74
янв.14 7 816,77 216,2 586,32 17,5
фев.14 6 158,34 678,69
мар.14 22 296,84 2 268,29
апр.14 2 401,86 247,87
май.14 1437,64 365,6 123,29 28,29
июн.14 1356,52 113,7
июл.14
авг.14
сен.14
окт.14 27207,52 1 616,21
ноя.14 773,91 221,56
дек.14 11901,75
2014 год 2794,16 78922,59 216,2 236,99 5647,23 17,5

Как видно из приведенной таблицы, Банк России проводил валютные интервенции на внутреннем валютном рынке в 2013 году более активно, чем в 2014 году. Если же посмотреть суммы операции по годам, то увидим, что в 2014 году покупка – продажа валюты в 2014 году увеличилась:

а) по долларам США в среднем в 3 раза,

б) по евро – в среднем в 2,5 раза.

Так, например, покупка долларов США в 2013 году составила 970,34 млн.долл., продажа - 25231,69 млн.долл., а в 2014 – покупка 2794,16 млн.долл. и продажа – 78922,59млн.долл., т.е разница колоссальна (покупка больше на 1823,82млн.долл., темп прироста 188%; продажа больше на 53690,9 млн.долл., темп прироста 213%).

Покупка евро в 2013 году была на уровне 111,05 млн.евро, в 2014 – 236,99млн.евро, продажа – 2158,83млн.евро в 2013г. и 5647,23 млн.евро в 2014г. (покупки в 2014 году больше на 125,94млн.евро, темп прироста 113%; продаж в 2014 было больше на 3488,4 млн.евро, темп прироста 162%).

Если же рассмотреть удельный вес операции каждого месяца, то:

а) покупки долларов США в 2013 году проводились только в январе, феврале и октябре, в 2014 году – только в мае и июне;

б) по продажам долларов США в 2013 году наибольший удельный вес занимают август (5455,92млн.долл. - 20,0% удельный вес) и июль (4182,51млн.долл. – 16,6%); в 2014 году наиболее активными месяцами стали: октябрь (27207,52 млн.долл. – 34,5%), март (22296,84 млн.долл. – 28,3%) и декабрь (11901,75 млн.долл. – 15,1%):

в) покупки евро Центральным Банком проводились по тем же месяцам, что и доллары США (в 2013г – январь, февраль и октябрь, в 2014г – май и июнь);

г) по продажам евро в 2013г наибольший удельный вес приходится на август (475,63млн.евро – 22,0%) и июль (376,47млн.евро – 17,4%); в 2014г – март (2268,29млн.евро – 40,1%) и октябрь (1616,21млн.евро – 28,6%).

Таким образом, ухудшение внешних условий в сентябре – начале декабря 2014 г. стало новым вызовом для денежно-кредитной политики. Снижение цен на нефть продолжилось на фоне превышения ее предложения над спросом на мировом рынке и укрепления доллара США. В условиях действия финансовых санкций в отношении российских компаний спрос на иностранную валюту на внутреннем рынке вырос. В результате курс рубля существенно снизился по отношению к основным мировым валютам, его волатильность увеличилась, наблюдался рост девальвационных и инфляционных ожиданий, значительно увеличились инфляционные риски и риски для финансовой стабильности.

Наблюдавшееся в августе-ноябре 2014 г. ослабление рубля привело к дальнейшему ускорению роста потребительских цен. Увеличению инфляции также способствовали введенные в августе 2014 г. ограничения на импорт ряда продовольственных товаров. Под влиянием данных факторов темпы роста потребительских цен повысились с 8,0% в сентябре до 9,1% в ноябре. При этом в начале декабря сохранилась тенденция к их дальнейшему увеличению. По оценкам Банка России, по итогам 2014 г. инфляция составила около 11%, при этом вклад ослабления рубля с конца 2013 г. в годовые темпы прироста потребительских цен составил 2,6 процентного пункта. Для ограничения инфляционных последствий курсовой динамики Банк России принял решение повысить ключевую ставку в октябре и декабре 2014 г. в совокупности на 250 базисных пунктов, до 10,5% годовых, а в затем и до 17%.

В начале 2015 г. баланс рисков ускорения роста потребительских цен и снижения экономической активности сместился в сторону более значительного охлаждения экономики. В связи с этим Банк России дважды, 30 января и 13 марта 2015 г., снижал ключевую ставку в совокупности на 3 процентных пункта до 14,00% годовых, а по мере ослабления инфляционных рисков Банк России продолжил снижение ключевой ставки до 11%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Банковская система – совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Банковские системы используются для решения текущих и стратегических задач: обеспечения экономического роста; регулирования инфляции; регулирования платежного баланса.

Характерной чертой банковской системы является наряду с концентрацией банков их достаточно широкая специализация в лице центральных (эмиссионных), коммерческих, инвестиционных, ипотечных, сберегательных и др.

Центральные Банки не только проводят традиционные для банков операции по кредитованию, организации расчетов в наличной и безналичной формах, хранят денежные средства клиентов, эмитируют платежные средства, но и управляют золотовалютными резервами страны, анализируют и прогнозируют состояние национальной экономики, выполняют надзорную и контрольную функции. Центральные банки занимаются вопросами материально-технического обеспечения и эксплуатации вверенных им объектов и оборудования, располагают собственными технологическими центрами и информационными системами, собирают и обрабатывают соответствующую информацию.

Основными целями Банка России являются защита и обеспечение устойчивости российского рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Таким образом, получение прибыли не является целью функционирования Центрального банка РФ.

В структуру Банка России входят следующие подразделения: центральный аппарат, территориальные учреждения, вычислительные центры, РКЦ, учебные заведения и иные предприятия, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.

ЦБР интересует в первую очередь состояние и устойчивость банковской системы страны. Он анализирует степень соблюдения банками экономических нормативов, периодичность отчислений в централизованные фонды и определяет эффективность государственного регулирования банковской деятельности.

ЦБР является ключевым элементом финансово-кредитной системы. Он выступает проводником официальной денежно-кредитной политики.

С помощью денежно-кредитной политики Правительство воздействует на количество денег, находящихся в обращении с целью регулирования народного хозяйства на макроэкономическом уровне. Денежно-кредитная политика вызывает увеличение денежного предложения во время спада для поощрения расходов, а во время инфляции, наоборот, ограничивает предложение денег для ограничения расходов.

В первой главе данной курсовой работы была рассмотрена теоретическая сторона вопроса о денежно-кредитной политике. Здесь были изучено понятие денежно-кредитной политики, ее методы, основные направления, инструменты.

Во второй главе проведен анализ экономического роста и инфляции за 2013-2014 гг. с оглядкой на 2012 г. Затронут и 2015 год. Также здесь проанализированы основные инструменты денежно-кредитной политики Банка России.

В 2013 г. ситуация в Российской Федерации была более стабильной, а инфляция на потребительском рынке постепенно (с некоторыми колебаниями) снижался.

В 2014 году же ситуация поменялась кардинальным образом. С января по декабрь базовая инфляция увеличилась больше, чем в два раза, причем «скачок» выделяется в декабре, что связано, с санкциями, примененными против Российской Федерации, наблюдаются «скачки» курсов иностранных валют и т.д. Инфляция наблюдается и на потребительском рынке.

В 2014 году ставки по операциям Банка России поднялись в значительной степени (больше, чем в 3 раза по каждому показателю). Эта тенденция связана в основном с мировыми событиями, которые не были предусмотрены при утверждении главного финансового документа страны – Федерального бюджета и связанной с ним денежно-кредитной политики Центрального Банка.

План

1.Общая информация о денежно-кредитной политике государства

2. Виды монетарных политик

3. Методы денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика государства

Денежно-кредитная (или монетарная) политика - это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.

Денежно-кредитное регулирование - это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть - денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.

Виды монетарных политик

Жесткая - направлена на поддержание определенного размера денежной массы.

Гибкая - направлена на регулирование процентной ставки.

Различают виды монетарной политики:

Стимулирующая - проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей.

Сдерживающая - проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются:

снижение нормы резервных требований

снижение учетной ставки процента

покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся:

повышение нормы резервных требований

повышение учетной ставки процента

продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

Методы денежно-кредитной политики

Методы денежно-кредитной политики - совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.

Прямые методы - административные меры в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги - это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.

Так же различают общие и селективные методы:

Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.

Операции на открытых рынках.

Продажа (покупка) ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческими банками уменьшает (увеличивает) резервы банков, а следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью.

Изменение минимальной резервной нормы.

Увеличение резервной нормы центральным банком уменьшает избыточные резервы (которые можно отдать в ссуду), тем самым способность банка расширять денежную массу путем кредитования снижается. Это средство регулирования денежной массы обычно применяют в долгосрочном периоде.

Изменение учетной ставки.

Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешёвых» и «дорогих» денег.

Политика дешёвых денег

Проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает предложение денег путём покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.

Политика дорогих денег

Проводится Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учётная ставка.

Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отнести меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг. Это - кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, изменение величины пошлины во внешней торговле.