Транспортный налог на машину старше 10 лет. Какие транспортные средства не облагаются транспортным налогом

Владельцам старых машин, которые не желают или не могут пересесть на новые автомобили или просто утилизировать свои старые, в скором времени будет объявлена настоящая война. Планируется сделать так, чтобы содержание «автохлама» стало разорительным.

Помимо утилизационного сбора, также будет введены повышенные коэффициенты транспортного налога, призванные ударить по неэкологичному «автохламу», т.е. машинам старше 10 лет. Соответствующий законопроект разработан в Минпромторге. К слову, именно 10-летние авто составляют от трети до половины автопарков таких стран как Норвегия, Франция и США. Однако западный опыт в данном случае российским чиновникам малоинтересен.

Предлагается ввести сразу два повышающих коэффициента. Один – экологический, другой – сугубо возрастной. Итак, если автомобиль не соответствует действующему в России экологическому классу, базовую ставку налога придется умножить на 1,5. Если соответствует – 1, если машина совсем новая, и ее экологический класс превосходит существующие на сегодняшний день нормы – 0,5. Что касается возрастного «оброка», то на машины возрастом от 5 до 10 лет ставка будет умножена на 1,75, на авто 10-15 лет от роду – на 2, и на 3 – для машин старше 15 лет.

Таким образом, владельцев пожилых иномарок предполагается обложить фактически тройным транспортным налогом. На это указывают в Минтрансе, полагая, что такой подход нельзя считать справедливым. Схожего мнения придерживаются в Минфине, а в МВД полагают, что упомянутые выше повышающие коэффициенты не должны распространяться на ретромобили. Немаловажный момент: пока речь идет исключительно о юридических лицах, именно их коснется ужесточение налогового бремени. Чиновники уверяют, что физических лиц это нововведение не затронет – им вполне хватит существующего транспортного налога и утилизационного сбора. Однако некоторые эксперты полагают, что под девизом «избавим страну от автохлама» этот законопроект будет все же принят и в отношении частников.

«Делать разные коэффициенты для юридических и физических лиц – абсолютная бессмыслица, - полагает научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. - Частное лицо может без всяких проблем поставить купленный автомобиль на фирму, и ездить на нем. Может быть и обратная ситуация. Если и вносить изменения, то они должны быть универсальными. Считается, что это может ударить по социально незащищенным гражданам, к которым у нас относят владельцев старых авто. Но я всегда говорил: давайте взвесим социальный ущерб, связанный с введением повышенного налога на «автохлам», и связанный с тем вредом для экологии, который этот «автохлам» ей наносит. Чаша весов явно наклонится в сторону экологического вреда».

«Сам по себе транспортный налог на сегодняшний день – вещь довольно странная. Одинаковые сумму платят совершенно разные люди с совершенно разными автомобилями: один – новый, мощностью 250 л.с., другой – старый, с таким же количеством лошадиных сил. Вопрос: какая из этих машин «грязнее»? Ответ, я думаю, очевиден. Что касается того, справедливо ли называть все 10-15-летние машины «автохламом», то я думаю, что нет. – продолжает Михаил Блинкин. - Я сам ездил до прошлого года на Mercedes 1998 года выпуска. Он был в состоянии практически новой машины. Классификация должна быть уточнена на основе очень серьезной аналитики, надо очень аккуратно посчитать: по модельному ряду, по производителям. Делать это вслепую, равнять всех под одну гребенку категорически нельзя».

«Транспортный налог должен быть включен в стоимость топлива, и это единственный разумный, на мой взгляд, вариант. Это и более справедливо по отношению к автовладельцам, и собирать его таким образом легче. Идею об увеличении транспортного налога я поддержать никак не могу, это просто неправильно. Почему владелец машины, который на ней не ездит, должен платить за лошадиные силы у нее под капотом?», - задается логичным вопросом другой собеседник Autonews.ru председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.

«Что касается т.н. автохлама, то запускали же программу утилизации, почему остановились? Это лишнее доказательство того, что не с автохламом боролись, а снова пытались поддержать отечественного производителя, искусственно увеличив объем продаж. Если хотите уменьшить число старых машин в стране, вводите комплексную программу утилизации, которая привлечет многих россиян – а не заставит их в принудительном порядке отказаться от своих машин», - предлагает Похмелкин.

«Начнем с того, что «автохлам» - понятие относительное. Чиновники относят в эту категорию любую неновую иномарку, что совершенно неправильно. Всем прекрасно известно, что пяти- или семилетний Mercedes или Lexus никак не соотносятся с таким понятием, - считает первый заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству и лидер общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. А повышение коэффициентов, уверен он, – это лишний повод выкачать все соки из автомобилистов, которые и без того платят совершенно нелогичный транспортный налог, плюс будет введен еще утилизационный сбор с какими-то фантастическими цифрами, плюс были повышены акцизы на бензин. Все это говорит о том, что правительство действует только в одном направлении: как можно больше преференций и привилегий автопроизводителям, работающим на территории нашей страны, и уничтожение конкурентного рынка, вплоть до полной его зачистки. Нигде и никогда ни к чему хорошему это не приводило».

Налог на транспортное средство – это государственный сбор, который оплачивается автовладельцем не зависимо от его статуса (физическое или юридическое лицо).

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Расчет налога ведется на основании Налогового Кодекса РФ и местных законодательных актов. Влияет ли возраст автомобиля на сумму налога, читайте далее.

Что говорится в законодательстве

Основными законом при взимании являются:

  • Налоговый Кодекс ();
  • Региональные законы, например, («О транспортном налоге»).

Налоговым Кодексом определяются основные положения начисления и уплаты сбора.

В соответствии с Налоговым кодексом:

  • статья 356 – общие положения (необходимость взимания регионального сбора, обязанность оплаты собственниками транспортных средств, обязанность установки законодательными актами ставок налога, сроков оплаты и льгот);
  • статья 357 – налогоплательщики. В этой статье устанавливается обязанность оплаты налога всеми собственниками, чьи транспортные средства зарегистрированы в установленном порядке. Исключениями являются организации, обслуживающие чемпионат FIFA 2019 года;
  • статья 358 – объекты налогообложения. В данной статье четко обозначены категории транспортных средств, владельцы которых освобождаются от уплаты налога. К ним относятся владельцы:
    • весельных и моторных лодок (мощность мотора до 5 л.с.);
    • легковых авто, выданных органами социальной защиты или оборудованных для инвалидов;
    • тракторы и иная специальная техника, принадлежащая сельскохозяйственным предприятиям;
    • транспорт органов исполнительной власти и так далее.
  • статья 359 – определение налоговой базы. Налог на автотранспорт определяется в зависимости от мощности двигателя, на воздушный транспорт по тяге двигателя и так далее, то есть мощность двигателя является основным фактором, от которого зависит размер налоговой ставки;
  • статья 560 – налоговый период. Владельцы транспорта обязаны оплачивать налог один раз в год. Это означает, что налоговым периодом при сборе транспортного налога является 1 год;
  • статья 361 – налоговые ставки. Правительство каждого региона имеет право самостоятельно устанавливать налоговые ставки, однако из размер не может быть увеличен или уменьшен более чем на 10%, указанных в данной статье. Кроме этого региональными законами могут применяться дифференцированные налоговые ставки, размер которых зависит не только от мощности двигателя, но и года выпуска транспортного средства;
  • статья 361.1 – налоговые льготы. На государственном уровне установлено, что от оплаты налога освобождаются владельцы грузовых авто массой более 12 тонн, при условии, что плата в системе Платон равна или превышает начисленную сумму налога. Остальные льготы, например, для инвалидов, ветеранов ВОВ и так далее устанавливаются местными законами;
  • статья 362 – исчисление налога. В соответствии с этой статьей при определении размера налога самостоятельно необходимо определить размер налоговой ставки, действующей в регионе и умножить ее на количество лошадиных сил.

Если производится расчет стоимости налога для легкового автомобиля, стоимостью свыше 3 млн. рублей, то применяется дополнительный повышающий коэффициент, размер которого так же зависит и от возраста авто.

Размеры налога для авто старше 25 лет

Итак, региональные власти могут самостоятельно устанавливать налоговые ставки, в том числе и зависящие от года выпуска автомобиля.

Например, транспортный налог на авто старше 25 лет в Москве, в соответствии с Законом №33 определяется по общим правилам, то есть в зависимости от мощности установленного двигателя и никаких льгот не предусмотрено, а в Воронежской области владельца авто старше 25 лет полностью освобождаются от уплаты налога.

Для физлиц

Налог на легковые автомобили и иные транспортные средства физическими лицами оплачивается в соответствии с уведомлением, составленным местным отделением налоговой службы. Самостоятельно производить частным автовладельцам не требуется.

Должно быть выдано (или прислано заказным письмом) не позднее, чем за 30 дней до даты уплаты сбора (для физлиц это 1 декабря).

Если владелец транспортного средства имеет право на получение льготы по региональному налогу, то он обязан лично или через представителя подать в ИФНС заявление и предоставить все документы, подтверждающие право на субсидию.

Какой размер налога на авто старше 25 лет предусмотрен в регионах РФ:

Регион Налоговая ставка на легковые авто, в рублях на 1 лошадиную силу Льготы на авто старше 25 лет
Москва — менее 100 л.с. – 12;
— 100 л.с. – 125 л.с. – 25;
— 125 л.с. – 150 л.с. – 35;
— 150 л.с. – 175 л.с. – 45;
— 175 л.с. – 200 л.с. – 50;
— 200 л.с. – 225 л.с. – 65;
— 225 л.с. – 250 л.с. – 75;
— более 250 л.с. — 150
нет
Санкт-Петербург — до 100 л.с. – 24;
— 100 л.с. – 150 л.с. – 35;
— 150 л.с. – 200 л.с. – 50;
— 200 л.с. – 250 л.с. – 75;
— свыше 250 л.с. – 150
Освобождаются от налогов автомобили отечественного производства, имеющие мощность двигателя менее 80 л.с. и выпущенные до 1990 года
Волгоград — до 100 л.с. – 9;
— 100 л.с. – 150 л.с. – 20;
— 150 л.с. – 200 л.с. – 40;
— 200 л.с. – 250 л.с. – 75;
— более 250 л.с. — 150
нет
Липецк — менее 100 л.с. – 15;
— 100 л.с. – 150 л.с. – 28;
— 150 л.с. – 200 л.с. – 50;
— 200 л.с. – 250 л.с. – 75;
— свыше 250 л.с. — 150
нет
Башкортостан — до 100 л.с. – 10;
— 100 л.с. – 125 л.с. – 20;
— 125 л.с. – 150 л.с. – 25;
— 150 л.с. – 200 л.с. – 50;
— 200 л.с. – 250 л.с. – 75;
— более 250 л.с. – 150
нет
Ингушетия — до 100 л.с. – 5;
— 100 л.с. – 150 л.с. – 7;
— 150 л.с. – 200 л.с. – 10;
— 200 л.с. – 250 л.с. – 30;
— 250 л.с. и более — 40
Налог не оплачивается за легковые авто мощностью до 90 л.с. сил и выпущенные до 1994 года
Хабаровск — менее 100 л.с. – 9;
— 100 л.с. – 150 л.с. – 12;
— 150 л.с. – 200 л.с. – 23;
— 200 л.с. – 250 л.с. – 40;
— 250 л.с. и более — 92
Освобождаются от уплаты авто, выпущенные до 1991 года и полученные на предприятиях в качестве поощрительной меры
Воронеж — менее 100 л.с. – 20;
— 100 л.с. – 150 л.с. – 30;
— 150 л.с. – 200 л.с. – 50;
— 200 л.с. – 250 л.с. – 75;
— более 250 л.с. — 150
В Воронеже не оплачивают налог лица, автомобили которых старше 25 лет и имеют мощность до 100 л.с.
Мурманск — менее 100 л.с. – 10;
— 100 л.с. – 150 л.с. – 15;
— 150 л.с. – 200 л.с. – 25;
— 200 л.с. – 250 л.с. – 40;
— свыше 250 л.с. — 80
В размере 100% распространяются на машины старше 30 лет
Тверь — до 100 л.с. – 10;
— 100 л.с. – 150 л.с. – 21;
— 150 л.с. – 200 л.с. – 30;
— 200 л.с. – 250 л.с. – 45;
— более 250 л.с. — 90
В размере 100% на авто, выпущенные до 1970 года

на старые автомобили так же не предусмотрено в следующих регионах:

  • Карелия;
  • Дагестан;
  • Мордовия;
  • Саха;
  • Чечня;
  • Архангельская область;
  • Астраханская область;
  • Удмуртия;
  • Ивановская область;
  • Ростовская область;
  • Ярославская область;
  • Белгородская область;
  • Калужская область.

Для юрлиц

Налог на транспортные средства, принадлежащие юридическим лицам, рассчитывается бухгалтером организации самостоятельно.

В налоговую службу передается заполненная надлежащим образом декларация, по которой проверяется правильность проведенных расчетов.

Организациями производится один раз в квартал авансовыми платежами. Окончательный расчет по транспортному налогу должен быть произведен не позднее 10 февраля следующего за отчетным периодом года.

Ставки на транспортный налог, как правило, не различаются между юридическими и физическими лицами.

Исключения составляют:

Есть ли повышающие коэффициенты

При расчете транспортного налога на дорогостоящие легковые автомобили (более 3 000 000 рублей) так же стоит учитывать , которые в соответствии со составляют:

Нужно ли платить сбор с продажи старого авто

Необходимо ли платить подоходный налог в размере 13% на доход, полученный при продаже автомобиля. В соответствии со доходом не облагаются средства, полученные от продажи движимого имущества, если автомобиль находился в собственности более 3 лет.

Транспортный налог (ТН) является государственной пошлиной и распространяется на все средства передвижения. Его уплата — обязанность рядовых граждан и различных компаний. Надо ли платить транспортный налог на авто старше 25 лет и какова его сумма?

Основания для оплаты

Размер налогового платежа напрямую зависит от региона, где регистрировалось ТС, его стоимости, объема двигателя и даты выпуска. Чем «взрослее» транспорт, тем существеннее расчетная ставка. То же самое касается автомобиля с датой выпуска более 25 лет. За подобное транспортное средство владелец должен платить повышенный налоговый сбор из-за введения экологических и возрастных ограничений. При «зрелом возрасте» и несоответствии экологическим стандартам за такой автомобиль платится больше.

ВАЖНО! Чтобы узнать, обязаны ли вы уплачивать транспортный налог за старую машину, следует обратиться в региональное отделение ФМС либо тщательно изучить постановление собственного региона.

Влияние факторов на транспортный налог

Бывает так, что в одном регионе платежи по ТН вообще не предусмотрены, зато в соседнем субъекте владельцу аналогичной машины придется заплатить предельно высокий сбор. Поэтому на вопрос: «Облагается ли автомобиль с датой выпуска более 25 лет транспортным налогом?» однозначно ответить невозможно. Решающую роль играет география регистрации ТС.

Пример. В Воронежской области старые легковые автомобили с датой выпуска от 25 лет и мощностью до 100 л.с. налогом не облагаются. В республике Алтай введена предельно низкая налоговая ставка — 5 рублей за 1 л.с. Разительно отличается размер транспортного налога в Нижнем Новгороде, где ставка признана максимальной: 25 рублей за 1л.с. В Московской области не предусмотрено никаких льгот для старого авто и транспортный налог начисляется согласно общим правилам.

Там, где действует ТН, для расчета платежа важен возраст авто, так как он способен увеличить повышающий коэффициент. В процессе прохождения технического осмотра старый автомобиль тестируют на соответствие экологическим нормам.

ВАЖНО! Иногда автовладельцы меняют мотор, другие запчасти для того чтобы соблюдать указанные границы стандартов. Однако после проведения подобных изменений необходимо посетить отделение ГИБДД и проставить соответствующую запись в ПТС.

Повышающие коэффициенты: размеры

Подержанные машины являются основной частью российского транспорта. Из-за наличия повышающих коэффициентов во многих регионах региональный бюджет пополняется большими суммами.

Подобные коэффициенты начинают действовать в следующих обстоятельствах (ст.362 НК РФ):

При начислении транспортного налога во внимание также принимается мощность ТС. Например, суммы сбора на автомобили-одногодки (230 л.с. и 255 л.с.) существенно различаются. В старых машинах счет идет на десятки тысяч рублей.

Рядовые граждане не обязаны высчитывать размер ТН: уплата производится согласно сумме налога, указанного в ежегодно приходящем уведомлении. Иной порядок предусмотрен для юридических компаний. Здесь бухгалтер должен рассчитать налоговый платеж и оформить декларацию, которая отправляется в ФСН для сверки данных.

На видео о транспортном налоге

Транспортный сбор при реализации старого автомобиля

В подобной ситуации бывшему собственнику необходимо уплатить налог на доходы в сумме 13% от стоимости транспорта. Однако если человек владел автомобилем более 3 лет, указанное требование перестает действовать. Прежний хозяин обязан внести в декларацию сведения о начальной и фактической цене ТС.

Владельцам старых машин, которые не желают или не могут пересесть на новые автомобили или просто утилизировать свои старые, в скором времени будет объявлена настоящая война. Планируется сделать так, чтобы стало разорительным.

Помимо утилизационного сбора, также будет введены повышенные коэффициенты транспортного налога, призванные ударить по неэкологичному «автохламу», т.е. машинам старше 10 лет. Соответствующий законопроект разработан в Минпромторге. К слову, именно 10-летние авто составляют от трети до половины автопарков таких стран как Норвегия, Франция и США. Однако западный опыт в данном случае российским чиновникам малоинтересен.

Предлагается ввести сразу два повышающих коэффициента. Один – экологический, другой – сугубо возрастной. Итак, если автомобиль не соответствует действующему в России экологическому классу, базовую ставку налога придется умножить на 1,5. Если соответствует – 1, если машина совсем новая, и ее экологический класс превосходит существующие на сегодняшний день нормы – 0,5. Что касается возрастного «оброка», то на машины возрастом от 5 до 10 лет ставка будет умножена на 1,75, на авто 10-15 лет от роду – на 2, и на 3 – для машин старше 15 лет.

Таким образом, владельцев пожилых иномарок предполагается обложить фактически тройным транспортным налогом. На это указывают в Минтрансе, полагая, что такой подход нельзя считать справедливым. Схожего мнения придерживаются в Минфине, а в МВД полагают, что упомянутые выше повышающие коэффициенты не должны распространяться на ретромобили. Немаловажный момент: пока речь идет исключительно о юридических лицах, именно их коснется ужесточение налогового бремени. Чиновники уверяют, что физических лиц это нововведение не затронет – им вполне хватит существующего транспортного налога и утилизационного сбора. Однако некоторые эксперты полагают, что под девизом «избавим страну от автохлама» этот законопроект будет все же принят и в отношении частников.

«Делать разные коэффициенты для юридических и физических лиц – абсолютная бессмыслица, - полагает научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. - Частное лицо может без всяких проблем поставить купленный автомобиль на фирму, и ездить на нем. Может быть и обратная ситуация. Если и вносить изменения, то они должны быть универсальными. Считается, что это может ударить по социально незащищенным гражданам, к которым у нас относят . Но я всегда говорил: давайте взвесим социальный ущерб, связанный с введением повышенного налога на «автохлам», и связанный с тем вредом для экологии, который этот «автохлам» ей наносит. Чаша весов явно наклонится в сторону экологического вреда».

«Сам по себе транспортный налог на сегодняшний день – вещь довольно странная. Одинаковые сумму платят совершенно разные люди с совершенно разными автомобилями: один – новый, мощностью 250 л.с., другой – старый, с таким же количеством лошадиных сил. Вопрос: какая из этих машин «грязнее»? Ответ, я думаю, очевиден. Что касается того, справедливо ли называть все 10-15-летние машины «автохламом», то я думаю, что нет. – продолжает Михаил Блинкин. - Я сам ездил до прошлого года на Mercedes 1998 года выпуска. Он был в состоянии практически новой машины. Классификация должна быть уточнена на основе очень серьезной аналитики, надо очень аккуратно посчитать: по модельному ряду, по производителям. Делать это вслепую, равнять всех под одну гребенку категорически нельзя».

«Транспортный налог , и это единственный разумный, на мой взгляд, вариант. Это и более справедливо по отношению к автовладельцам, и собирать его таким образом легче. Идею об увеличении транспортного налога я поддержать никак не могу, это просто неправильно. Почему владелец машины, который на ней не ездит, должен платить за лошадиные силы у нее под капотом?», - задается логичным вопросом другой собеседник сайт председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.

«Что касается т.н. автохлама, то запускали же программу утилизации, почему остановились? Это лишнее доказательство того, что не с автохламом боролись, а снова пытались , искусственно увеличив объем продаж. Если хотите уменьшить число старых машин в стране, вводите комплексную программу утилизации, которая привлечет многих россиян – а не заставит их в принудительном порядке отказаться от своих машин», - предлагает Похмелкин.

«Начнем с того, что «автохлам» - понятие относительное. Чиновники относят в эту категорию любую неновую иномарку, что совершенно неправильно. Всем прекрасно известно, что пяти- или семилетний Mercedes или Lexus никак не соотносятся с таким понятием, - считает первый заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству и лидер общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. А повышение коэффициентов, уверен он, – это лишний повод выкачать все соки из автомобилистов, которые и без того платят совершенно нелогичный транспортный налог, плюс с какими-то фантастическими цифрами, плюс были повышены акцизы на бензин. Все это говорит о том, что правительство действует только в одном направлении: как можно больше преференций и привилегий автопроизводителям, работающим на территории нашей страны, и уничтожение конкурентного рынка, вплоть до полной его зачистки. Нигде и никогда ни к чему хорошему это не приводило».

Игорь Яворский