Обязанности налогоплательщиков можно условно разделить на две группы. В первую входят те из них, которые связаны с формированием налоговой базы, исчислением и уплатой налогов. Это основные обязанности налогоплательщиков. Ко второй группе отнесены предъявляемые налогоплательщикам требования по обеспечению условий контроля за выполнением основных обязанностей - факультативные обязанности налогоплательщиков (схема 16).
Обязанности налогоплательщиков
Основные
1 Платить налоги и сборы, правильно исчислять, уплачивать в полном объеме,
уплачивать своевременно, уплачивать в установленном порядке
2 Вести в установленном порядке учет доходов, расходов, объектов налогообложения
3 Представлять налоговые декларации и необходимые сведения
4 Устранять выявленные нарушения
Факультативные
1 Встать на налоговый учет
2 Сообщать налоговым органам о существенных изменениях своего положения
3 Хранить документацию, связанную с нало! ообложе-нием
4 Представлять налоговым or ранам документы и информацию
5 Не препятствовать законным действиям должностных лиц налоговых органов
Обязанность платить налоги и сборы Конституционной обязанностью является обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Э то - обобщенное требование. Оно разделяется на четыре составные части. Обязанность платить налоги означает, во-первых, обязанность правильно исчислять налог, во-вторых, обязанность уплачивать налог в полном объеме, в-третьих, уплачивать налог своевременно", в-четвертых, уплачивать налог в установленном порядке
Правильное исчисление налога невозможно без организации учета необходимых данных. Поэтому НК РФ устанавливает, что налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах (п. 1 ст. 23 части первой НК РФ). Налогоплательщики-организации ведут учет объектов налогообложения на счетах бухгалтерского учета. Они исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу на основе данных учета доходов и расходов, который ведется в порядке, определяемом Минфином России и МНС России. Как правило, они обязаны вести специальную книгу учета доходов и расходов.
Лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, также обязаны вести учет необходимых для налогообложения данных, но могут делать это в произвольных формах. Для исчисления ими подоходного налога используются также данные учета предприятий - источников выплаты доходов (ст. 54 части первой НК РФ). Данные учета ложатся в основу расчета налоговых платежей. Эти расчеты в форме налоговых деклараций представляются в налоговые органы. В соответствии с НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 23 части первой НК РФ). Порядку заполнения и представления деклараций посвящены ст. 80 и 81 части первой НК РФ.
Налогоплательщик обязан представить декларацию на бланке установленной формы. В определенных законом случаях декларация может быть подана на дискете или ином носителе, допускающем компьютерную обработку.
Налогоплательщик обязан также представить декларацию в установленный законом срок. По выбору налогоплательщика декларация может быть представлена в налоговый орган лично или по почте. В последнем случае датой представления декларации является дата принятия отправления почтой
Налоговые органы должны создать условия для того, чтобы налогоплательщик смог выполнить возложенные на него обязанности правильно и своевременно. Для этого НК РФ устанавливает, что бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно Для правильного их заполнения издаются инст-j рукции НК РФ предоставляет право издавать инструкции по за-S полнению деклараций и по федеральным, и по региональным, и по местным налогам исключительно МНС России по согласованию с Минфином России. Только в отдельных случаях, требующих особого указания в законе, право на издание инструкции о заполнении декларации может быть предоставлено иным налоговым органам. Такой выбор законодателя объясняется необходимостью установления единообразных требований, ограждающих налогоплательщика от местного бюрократического творчества. НК РФ особо подчеркнул, что налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.
Налоговый орган, в котором зарегистрирован налогоплательщик, обязан по его просьбе разъяснить порядок заполнения формы деклараций (п. I ст. 32 части первой НК РФ).
Независимо от правильности заполнения декларации налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации и по просьбе налогоплательщика обязан сделать отметку на ее копии с указанием даты принятия. В случае отправки декларации по почте подтверждением ее представления является опись вложения с указанием даты отправки.
В тех случаях, когда обязанность исчислить налог возлагается на налоговый орган, налогоплательщик не составляет и не представляет в налоговый орган налоговую декларацию. В этом случае на налогоплательщика возлагается обязанность представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. Виды документов, их объем, сроки представления устанавливаются не налоговыми органами, а законодательством о том или ином конкретном налоге (сборе).
Исчисленный налог налогоплательщик обязан уплатить в полном объеме. Налог может быть уплачен единовременно либо поэтапно (в виде авансовых платежей и т.п.) в зависимости от установленных законодательством требований.
Налогоплательщик имеет право в соответствии с НК РФ достигать с финансовыми органами договоренности об изменении сроков уплаты налога. Что же касается размера платежа, то он определяется исключительно на основе закона и объектом соглашения выступать не может. Освобождение от уплаты исчисленной суммы налога возможно только в виде списания безнадежных долгов.
Безнадежной считается задолженность, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера Она списывается в порядке, установленном Правительством РФ (в отношении федеральных налогов) либо исполнительными органами субъектов Федерации и местного самоуправления в отношении региональных и местных налогов соответственно (ст. 59 части первой НК РФ).
Налогоплательщик обязан уплатить налог в установленный срок.
Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение срока уплаты налога, т.е. перенос установленного срока уплаты на более поздний, допускается только в порядке и формах, предусмотренных НК РФ. Речь идет об отсрочке, рассрочке, налоговом кредите, инвестиционном налоговом кредите. В силу ряда объективных причин, таких, как стихийные бедствия, технологические катастрофы, задержки бюджетного финансирования налогоплательщик может оказаться не в состоянии уплатить налог в установленный законом срок. Принцип справедливости, требующий учета платежеспособности лица, предопределяет право налогоплательщика в указанных и подобных им случаях претендовать на изменение сроков платежа налогов.
Данное право налогоплательщика связано с определением сроков платежа налога. Это не означает умаления обязанности уплачивать налоги в установленные сроки независимо от того, определен этот срок непосредственно законом или же соглашением, принятым на основе и во исполнение закона.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок задолженность налогоплательщика, именуемая также недоимкой, взыскивается принудительно путем обращения взыскания на денежные средства или имущество обязанного лица. При задержке платежа налога или сбора взыскиваются также пени. Размер, условия и порядок их взыскания устанавливаются НК РФ.
Налогоплательщик обязан уплатить налог в порядке, установленном законодательством. Это означает, что до истечения установленного законом срока уплаты налога налогоплательщик должен представить в обслуживающий его банк платежное поручение на уплату налога с его расчетного счета либо внести наличные денежные средства в банк, а при отсутствии в данной местности отделения банка - в кассу органа местного управления либо почтового отделения.
Обязанность по уплате налога по общему правилу исполняется в рублях. Однако в определенных случаях эта обязанность может исполняться в иностранной валюте (п. 3 ст. 45 части первой НК РФ). Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу.
Обязанность устранять выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах. В случае обнаружения нарушений законодательства о налогах и сборах налогоплательщик обязан их устранить. Такие нарушения могут быть обнаружены налогоплательщиком самостоятельно (в том числе с помощью консультантов, аудиторов и др.) либо в результате контрольных действий налоговых органов
НК РФ устанавливает, что при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы проводится перерасчет налоговых обязательств за период, в котором допущена ошибка, а при невозможности определения этого периода коррективы вносятся в текущую отчетность (п. 1 ст. 54 части первой НК РФ).
f Если налогоплательщик самостоятельно (т.е. до момента вручения ему акта налоговой проверки) обнаруживает неточности заполнения декларации (неполноту отражения сведений, ошибки и т.п.), он вправе и обязан внести необходимые изменения и дополнения в налоговую декларацию, заплатить недостающую сумму налога и пеней. В таком случае меры ответственности за нарушение правил составления налоговой декларации не применяются (ст. 81 части первой НК РФ).
Налоговые органы выявляют нарушения налогового законодательства в ходе проверок, других контрольных действий. Если проверкой выявлены ошибки, противоречия, неточности, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. Налогоплательщик обязан выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах (подп. 6 п. 1 ст. 23 части первой НК РФ). Налоговые органы обязаны контролировать выполнение указанных требований (ст. 32 части первой НК РФ).
Факультативные обязанности налогоплательщиков. Факультативные обязанности налогоплательщиков устанавливаются законом с целью обеспечить правильное и неукоснительное выполнение обязанности платить налоги и сборы. Если обязанность платить налоги и сборы установлена Конституцией РФ и является обязанностью перед обществом и государством в целом, то факультативные обязанности устанавливаются законами и реализуются во взаимоотношениях налогоплательщиков с налоговыми органами. Эти обязанности устанавливаются для того, чтобы обеспечить условия эффективной реализации налоговыми органами своих функций, прежде всего контрольных.
Обязанность встать на налоговый учет. В предусмотренных Налоговым кодексом РФ случаях налогоплательщики обязаны встать на учет в органах МНС России.
Постановка налогоплательщиков на учет может быть выполнена двумя способами: либо на основании заявления налогоплательщика, либо автоматически, без инициативы налогоплательщика на основании информации третьих лиц.
На организации и индивидуальных предпринимателей (а также нотариусов, частных детективов, охранников) возложена обязанность в течение 10 дней после их государственной регистрации (получения лицензии, свидетельства и т.п.) обратиться в налоговый орган с заявлением о постановке на учет.
Граждане, не обладающие статусом индивидуальных предпринимателей, также учитываются налоговыми органами в качестве налогоплательщиков. Однако от граждан не требуется никаких действий. Налоговый учет проводится на основе сведений органов, регистрирующих физических лиц по месту жительства, регистрирующих рождения и смерти. Налоговый орган, зарегистрировавший гражданина, обязан незамедлительно известить его об этом.
По общему правилу регистрация проводится в налоговом органе по местонахождению организации или по месту жительства гражданина. Однако Налоговый кодекс РФ в ряде случаев возлагает на налогоплательщиков обязанность провести дополнительную регистрацию и в других территориальных налоговых органах. Организации обязаны встать на налоговый учет также и по местонахождению их филиалов, представительств. Дополнительная регистрация налогоплательщиков, как организаций, так и граждан, проводится по местонахождению принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
И в этих случаях регистрация организаций проводится на основе подаваемых ими заявлений, а физических лиц - на основе информации органов, ведущих учет и регистрацию соответствующего имущества.
При постановке на учет каждому налогоплательщику присваивается единый идентификационный номер, который затем проставляется на всех документах, связанных с налогообложением. Сведения о налогоплательщиках группируются в Едином государственном реестре налогоплательщиков.
Своевременное и правильное выполнение налогоплательщиками обязанностей по налоговой регистрации достигается применением санкций за нарушение сроков постановки на учет в налоговом органе и за уклонение от него (ст. 116 и 117 части первой НК РФ).
Обязанность налогоплательщика сообщать налоговым органам о существенных изменениях своего положения На налогоплательщика возлагается обязанность сообщать зарегистрировавшему его налоговому органу об изменениях своего положения, существенных для налогообложения.
НК РФ возлагает на налогоплательщиков - предпринимателей и организации обязанность сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии банковских счетов, о всех случаях участия в российских и иностранных организациях, о создании, реорганизации или ликвидации обособленных подразделений, об изменении своего местонахождения, о прекращении деятельности, объявлении банкротства, ликвидации или реорганизации. Эта информация предоставляется налогоплательщиком не по запросу налогового органа, а по собственной инициативе. Установлены сроки представления указанной информации и ответственность за невыполнение данных требований закона (ст. 23, 118 части первой НК РФ).
Обязанность хранить документацию, связанную с налогообложением. Выполнение налоговым органом контрольных функций возможно только при наличии документов, позволяющих проверить правильность исчисления и своевременность уплаты налогов налогоплательщиками. Поэтому НК РФ возлагает на налогоплательщиков обязанность обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, подтверждающих суммы полученных доходов и понесенных расходов, уплаченных налогов.
НК РФ устанавливает, что такие документы должны храниться налогоплательщиком в течение четырех лет (подп. 8 п. 1 ст. 23). По смыслу данной нормы отсчет указанного срока следует проводить не с даты создания документа, а с даты окончания налогового периода, к которому относится конкретный документ.
Необходимо обратить внимание на то, что Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации» 1 устанавливает пятилетний срок хранения бухгалтерских документов (ст. 17). Однако ответственность за нарушение требований их сохранности установлена только НК РФ (ст. 120 части первой НК РФ).
Обязанность представлять налоговым органам документы и информацию. Налогоплательщик обязан представлять по требованию налогового органа документы и информацию, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов как самим налогоплательщиком, так и третьими лицами.
Должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика документы, необходимые для проверки. Эти документы в виде заверенных копий должны быть представлены налоговому органу в пятидневный срок (ст. 93 части первой НК РФ). Отказ представить документы или их непредставление в установленный срок влечет наложение штрафа (ст. 126 части первой НК РФ).
Лицу может быть предъявлено требование представить имеющиеся у него документы, содержащие сведения о другом налогоплательщике. Статья 23 части первой НК РФ устанавливает обязанность налогоплательщика предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом. Статьей 126 части первой НК РФ установлены штрафы за отказ представить такие документы, уклонение от их представления, представление документов с заведомо недостоверными сведениями.
Однако законодатель не установил тех самых, предусмотренных ст. 23 части первой НК РФ, случаев и порядка, которые обусловливают обязанность представить документы. Поэтому указанное требование остается декларативным.
Обязанность не препятствовать законным действиям должностных лиц налоговых органов. Статья 23 части первой НК РФ устанавливает, что налогоплательщик обязан не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.
В частности, должностные лица налогового органа при проведении выездной проверки имеют право доступа на территорию или в помещение налогоплательщика. Незаконное воспрепятствование доступу признается налоговым правонарушением, ответственность за которое в виде штрафа установлена ст. 124 части первой НК РФ.
Выполнение конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы обеспечивается мерами принуждения. Такие меры могут быть правовосстановительными и карательными.
Правовосстановителъные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его обязанностей по уплате налогов, а также возмещение ущерба от их несвоевременной и неполной уплаты.
К таким мерам относится взыскание недоимки и пеней В Постановлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П Конституционный Суд РФ отметил, что «неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню или компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога» 1 .
Взыскание недоимки и пени не является наказанием за налоговое правонарушение. В отношении пеней это утверждение справедливо при условии, что их размер установлен не произвольно, а соответствует реальным потерям бюджета, не получившего платеж вовремя. В случае с налогами правильно определять размер пеней, ориентируясь на обесценение денег в результате инфляции. Могут быть учтены и иные обстоятельства, например то, что государство из-за недополучения налогов вынуждено прибегать к заимствованиям и уплачивать проценты по займам.
Если размер пеней установлен произвольно, то они теряют исключительно компенсационное значение и приобретают характер санкций.
В противоположность правовосстановительным карательные меры принуждения возлагают на нарушителей налогового законодательства дополнительные выплаты в качестве наказания. Наказание за налоговое правонарушение может быть выражено не только в наложении дополнительных выплат (штрафов), но и в применении иных мер воздействия. За наиболее тяжкие правонарушения - преступления - установлены санкции в виде лишения права занимать определенные должности, привлечения к обязательным работам, лишения свободы и др.
Юридическая ответственность за нарушения налогового законодательства - это комплекс принудительных мер воздействия карательного характера, применяемых к нарушителям в качестве наказания в установленных законодательством случаях и порядке.
Ответственность за нарушения налогового законодательства - совокупность различных видов юридической ответственности.Правовая наука и практика традиционно выделяют несколько видов юридической ответственности, гражданскую, дисциплинарную, материальную, административную и уголовную.
Гражданская ответственность характерна для отношений юридически равных сторон. Налоговые отношения имеют государственно-властный характер: сторона, представляющая государство, вправе давать указания, обязательные для другой стороны. Имущественная ответственность при неравенстве субъектов отношений не имеет гражданско-правового характера.
Государственный орган, причинивший своими незаконными действиями ущерб интересам лица, обязан возместить убытки. В такой ситуации отсутствуют властеотношения, поэтому возмещение убытков регулируется гражданским правом.
Меры гражданской ответственности не направлены непосредственно на обеспечение соблюдения налогового законодательства, но косвенно влияют на законность в сфере налогообложения.
Меры дисциплинарной ответственности применяются за нарушения трудовой и служебной дисциплины. Они установлены для работников негосударственных организаций в Трудовом кодексе РФ, а для должностных лиц налоговых органов, которые являются государственными служащими, - в Федеральном законе от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (с последующим изменениями и дополнениями) 1 .
Если работником при ненадлежащем исполнении трудовых обязанностей причинен ущерб предприятию, то он несет материальную ответственность за этот ущерб.
Применение мер дисциплинарной и материальной ответственности может быть связано с нарушением налогового законодательства, но также не имеет непосредственной целью обеспечение соблюдения этого законодательства. Так, если главный бухгалтер организации нарушил правила налогообложения, то на него постановлением судьи может быть наложен административный штраф в случаях, предусмотренных ст. 15.3-15.9, 15.11 КоАП (ч. 1 ст. 32.1 КоАП РФ). Одновременно руководитель предприятия может принять решение о применении к бухгалтеру мер дисциплинарной ответственности (объявить замечание, выговор, уволить по соответствующим основаниям). Дисциплинарную ответственность бухгалтер несет не перед государством, а перед организацией, потерпевшей ущерб в результате уплаты штрафа, пеней. Данные отношения лишь косвенно связаны с налоговыми и налоговым правом не регулируются.
За нарушения налогового законодательства в зависимости от вида и тяжести деяния могут применяться лишь меры административной или уголовной ответственности (ст. 198, 199 УК РФ).
Некоторые авторы выделяют налоговую ответственность как самостоятельный вид ответственности наряду с гражданской, дисциплинарной, материальной, административной и уголовной. Однако для этого нет оснований О налоговой ответственности можно говорить только как о комплексном институте, объединяющем нормы различных отраслей права, направленные на защиту налоговых правоотношений
Так, иногда вместо термина «налоговая ответственность» применяют понятие «финансовая ответственность» По существу оно равнозначно понятию «финансовые санкции» в значении имущественной, денежной ответственности
Взыскания, установленные НК РФ (разд VI «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение», глава 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение», глава 18 «Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение»), являются мерами административной ответственности, которые применяются к налогоплательщикам, налоговым агентам, банкам и другим субъектам налоговых правоотношений за нарушения ими налогового законодательства Основанием административной ответственности, установленной НК РФ, служит налоговое правонарушение как вид административного правонарушения
При привлечении организации-налогоплательщика к административной ответственности за налоговые правонарушения по НК РФ виновные в совершении этих правонарушений должностные лица - законные представители организации (п 1 ст 27 НК РФ) привлекаются к административной ответственности в виде штрафа за аналогичные административные правонарушения в области налогов и сборов на основании ст 15 3-15 9, 15 11 КоАП РФ
Согласно ст. 1622 КоАП РФ неуплата в установленные сроки налогов и сборов, подлежащих уплате при перемещении товаров через таможенную границу РФ, является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа В этом случае субъектами ответственности выступают виновные в совершении данного правонарушения физические и юридические лица
Характерная черта административной ответственности - применение административного наказания в качестве меры ответственности К административным взысканиям относится, в частности, наложение штрафа
Специфических мер воздействия за нарушения налогового законодательства ни Налоговым кодексом РФ, ни Кодексом РФ об административных правонарушениях не предусмотрено Эти меры сводятся к применению типичного административного наказания - штрафа Выделяемые иногда особенности финансовых или налоговых санкций (взыскание в ином порядке, нежели в порядке производства по делам об административных правонарушениях, установленном КоАП, и т п) характеризуют не сам штраф, предусмотренный НК РФ, а порядок его примененияСпецифических черт «финансового» или «налогового» штраФ а > не позволяющих отождествить его с административным, нет 1
Налоговое право регулирует ту часть финансового законодательства, в которой существуют определенные отношения между его субъектами, основанные на установлении и взимании налогов. В налоговом праве, как и в любом другом юридическом аспекте, если между субъектами имеют место некоторые отношения, то уместно говорить о таком их выражении, как права и обязанности налогоплательщиков.
Налогоплательщиками в РФ признаны физлица, организации, уплачивающие налоги и соблюдающие возникающие в этой связи обязанности. Правоотношения в сфере налогового законодательства могут возникать, прекращаться или изменяться только в результате возникновения соответствующих юридических фактов, дающих на это право.
Основные права налогоплательщика обеспечиваются Конституцией РФ, к ним относятся:
· Установление налогов только на законодательной основе.
· Введение запрета на обратную силу законов, регулирующих новые налоги, а также га налоги, ведущие к ухудшению положения налогоплательщика.
Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков не имеют возрастных ограничений, потому что единственным условием их возникновения считается факт приобретения объекта, облагаемого налогом. Конечно, обязанности плательщиков (физлиц и организаций) разнятся уже только потому, что они имеют отличные друг от друга виды деятельности, собственности и хозяйствования.
Права и обязанности налогоплательщиков регулируются соответствующими статьями в Налоговом законодательстве.
Не будем останавливаться подробно на каждой категории, их четкое разграничение имеется в НЗ, следует упомянуть лишь один факт: список прав и обязанностей, данный в законодательстве, не является окончательным. В жизни возникают ситуации, разрешение которых происходит в соответствии с нормами, предусмотренными Гражданским, но никак не Налоговым кодексом РФ, что требует, прежде всего, ориентирования на права и обязанности субъекта как гражданина, а не налогоплательщика.
Права и обязанности налогоплательщиков
Плательщик имеет право:
· На получение бесплатной информации в письменной или устной форме о действующих на данный момент налогах (сборах) в органе.
· На получение от Минфина РФ письменных разъяснений, касающихся правомочности применения местными муниципальными образованиями норм ФЗ о налогах (сборах).
· На использование установленных в законодательном порядке
· На получение рассрочки, отсрочки, а также налогового кредита.
· На возврат или зачет излишне оплаченных в качестве налогов сумм;
· На представление собственных интересов самостоятельно или через представителя.
· На представление пояснений по уплаченным налогам уполномоченным органам.
· На личное присутствие при
· На получение копий принятых налоговыми инстанциями решений.
· На требование о соблюдении законодательных норм при совершении налоговыми инстанциями действий в отношении налогоплательщика.
· На отказ от выполнения неправомерных требований.
· На обжалование в законодательном порядке вынесенных актов, решений налоговых органов, должностных лиц.
· На требование о соблюдении налоговой тайны.
Плательщик налогов обязан:
· Платить налоги.
· Встать своевременно на учет в качестве налогоплательщика.
· Вести учет собственных доходов, если данная обязанность востребована законодательством.
· Предоставлять в местные органы в строго оговоренные сроки налоговые расчеты и декларации (если это требуется).
· По запросу налогового органа предоставлять книгу по учету хозяйственных операций (относится к ИП, практикующим нотариусам, адвокатам).
· Предоставлять необходимый перечень документов, на основе которого проводится исчисление налогов, в налоговые инстанции.
· Не препятствовать налоговым инстанциям, исполнять служебные обязанности, предусмотренные законом.
· Сохранять в течение 4-х лет налоговые и бухгалтерские сведения.
Права и обязанности налогоплательщиков, в качестве которых выступают ИП, организации, дополняются определенным перечнем сведений, которые они должны своевременно сообщать в местные налоговые инстанции.
Налогоплательщики - организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
Права налогоплательщиков
Налогоплательщики имеют право:
- Налогоплательщика вызвали дать пояснения
На необходимость получения пояснений налогоплательщика относительно каждого выявленного выездной... технических средств. Об обязанностях налогоплательщиков Обязанности налогоплательщиков прописаны в ст. ... обязанностей. Вероятно, необеспечение налогоплательщиком реализации законного права контролеров... передача налоговых документов по ТКС налогоплательщикам, подключенным к электронному документообороту... рассматриваться как нарушающая конституционные права налогоплательщика. Добавим, возбуждение дела...
- Трехлетний срок реализации права на возмещение НДС: важные моменты, которые необходимо учитывать налогоплательщику
Образовавшаяся положительная разница подлежит возмещению налогоплательщику, за исключением случаев, когда... отвечающей принципу дифференцированного подхода к налогоплательщикам в зависимости от степени... в названном случае возлагается на налогоплательщика. Резюмируя изложенное, соблюдение предусмотренного... . №53, свидетельствующих о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по хозяйственным... сделке; наличие реальности исполнения сделки налогоплательщиком и его контрагентом; наличие...
- Истребованы пояснения к декларации по НДС: действия налогоплательщика
Информационное письмо – своеобразную памятку для налогоплательщиков, как тем действовать, в... письмо – своеобразную памятку для налогоплательщиков, как тем действовать, в... такой ситуации инспекция обязана направить налогоплательщику требование о представлении пояснений. ... вместе с перечнем операций, отраженных налогоплательщиком в соответствующем разделе налоговой декларации... по выявленным несоответствиям сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, ...
- Когда организация связи – крупнейший налогоплательщик по новым правилам
По налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков. Данным приказом также утверждены... инспекции. Признавая организацию крупнейшим налогоплательщиком, налоговые органы ориентируются: 1 ... признаков взаимозависимости и влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности... занимается администрированием организаций – крупнейших налогоплательщиков на федеральном уровне… Это... организации в качестве крупнейшего налогоплательщика осуществляются следующие действия: присваивается...
- Чертова дюжина или 13 признаков, при которых даже добросовестный налогоплательщик попадает «под прицел» налоговых органов
И спорных ситуаций? Большинство налогоплательщиков изначально выбирают стратегию добросовестного... по данным бухгалтерского учета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности... контролю инструменты воздействия на налогоплательщика. Признак 4. Налогоплательщик только перепродавец. Речь... точки зрения налоговых органов такой налогоплательщик – «транзитер», заслуживающий повышенного... Признак 12. Сам налогоплательщик или контрагент налогоплательщика участвуют в посреднических сделках...
- Деловая цель и реальность деятельности налогоплательщика: объясняем налоговой
О реальности деятельности контрагента налогоплательщика. Налоговый орган настаивал на...) денежные средства снимались представителями налогоплательщика. Также, в качестве доказательства... индивидуальный предприниматель был работником налогоплательщика. Доводы налогоплательщика в опровержение позиции... принял во внимание доводы налогоплательщика относительно реальности самого контрагента... схема деятельности индивидуального предпринимателя (контрагент налогоплательщика) доказана, реальна и соответствует...
- Как инспекторы доказывают получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды?
Характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать определенные признаки, ... подтверждения фактов получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды. Безусловно, налогоплательщикам стоит быть... основании взаимозависимости, спорных контрагентов проверяемому налогоплательщику; обстоятельства, свидетельствующие о согласованности... исследования станут: недобросовестность действий самого налогоплательщика по выбору контрагента; обстоятельства, ...
- Уточнен перечень видов расходов, которые могут быть отнесены к расходам налогоплательщика на обучение
Прохождение независимой оценки квалификации работниками налогоплательщика в порядке, предусмотренном п. ... а также прохождение работниками налогоплательщика независимой оценки квалификации включаются в... физические лица, заключившие с налогоплательщиком договоры, предусматривающие обязанность физического лица... после окончания обучения, оплаченного налогоплательщиком, указанные расходы также включаются... стоимость содержания помещений и оборудования налогоплательщика, используемых для обучения, оплату...
- О том, как налоговики расходы с налогоплательщиком не поделили
Полировка и нарезка плитки) оказывалась налогоплательщику сторонними исполнителями (контрагентами). Суд... не указаны, что позволяет налогоплательщику самостоятельно определиться с расходами, ... , подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика, являются рекомендованными законодателем прямыми затратами... налоговикам? Законодатель закрепил за налогоплательщиком право самостоятельного определения в... ограничений по самостоятельному определению налогоплательщиком перечня прямых расходов. Все...
- Если у налогоплательщика и его контрагента один IP-адрес
Налогового спора? Случаи использования налогоплательщиком и его контрагентами одного IP ... довод налогового органа об использования налогоплательщиком и его контрагентами для подключения... не является однозначным доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Постановление АС... иных доказательств заведомой согласованности действий налогоплательщика и его контрагентов в использовании... формальности проведения денежных средств между налогоплательщиком и его контрагентами, а...
- Срок размещения на сайте ФНС информации о налогоплательщиках отложен
Размещения, относится информация о налогоплательщиках следующего характера: о суммах... о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками; об участии организации в консолидированной... группе налогоплательщиков; о среднесписочной численности работников... каждой организации (с указанием ИНН налогоплательщика) включается информация следующего характера... ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков Указываются по состоянию на...
- Предоставление стандартного вычета налогоплательщику, на обеспечении которого находится ребенок-инвалид
Даны о предоставлении стандартного вычета налогоплательщику, на обеспечении которого находится ребенок... даны о предоставлении стандартного вычета налогоплательщику, на обеспечении которого находится ребенок... периода при условии, что доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с... что размер стандартного вычета, предоставляемого налогоплательщику, на обеспечении которого находится ребенок... с этим возникали разногласия между налогоплательщиками и контролирующим органом, которые приходилось...
- Об учете расходов на покупку онлайн-касс налогоплательщиками – спецрежимниками (ЕНВД и ПСНО)
А вмененный доход), данные налогоплательщики оказались в неравном положении по... Специальные условия применения вычета отдельными налогоплательщиками Предприниматели, осуществляющие деятельность, предусмотренную... дальнейшем пояснят официальные органы. Для налогоплательщиков, применяющих ПСНО, предусмотрена подача уведомления... расходов по приобретению онлайн-ККТ. Налогоплательщикам, применяющим спецрежим в виде уплаты... форма уведомления не утверждена, налогоплательщик вправе подать его в произвольной...
- Отложенный налоговый актив от убытка консолидированной группы налогоплательщиков
Актив от убытка консолидированной группы налогоплательщиков» Описание проблемы Налоговое законодательство... Федерации позволяет нескольким взаимосвязанным налогоплательщикам при соблюдении определённых условий... Организация, являющаяся участником консолидированной группы налогоплательщиков (далее – КГН), формирует в... Расчеты с участниками консолидированной группы налогоплательщиков». Этот показатель раскрывается в... прибыли участниками консолидированной группы налогоплательщиков 1. Каждый участник КГН...
получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;
Налогоплательщик: подробности для бухгалтера
... » от традиционного понимания концепции отношений «налогоплательщик – налоговый агент – налоговый орган – ... своего рода фискальными посредниками между налогоплательщиком и государством. Налоговый агент... если приобретение прав и обязанностей налогоплательщика носит самостоятельный, безусловный характер, ... налогообложения при обязательном условии – наличии налогоплательщика 2 . Таким образом, научное... особенности взыскания налога в отношениях «налогоплательщик – налоговый агент – налоговый орган – ...
Введение
1. Налогоплательщики как субъекты налоговых отношений
2. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)
3. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)
4. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов. Помимо финансовой роли, налоги имеют большое социальное значение. Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права.
С юридической точки зрения, налог – установленная законом форма отчуждения собственности физических и юридических лиц в пользу субъектов публичной власти. При этом налог является индивидуально безвозмездным, взыскивается на условиях безвозвратности методами государственного принуждения и не носит характер наказания или контрибуции. Налоги устанавливаются законодательной властью в одностороннем порядке.
Итак, рассмотрим права и обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов).
Налогоплательщики - субъекты налоговых отношений, на которых законом возложена обязанность уплачивать налоги за счет собственных средств.
Исходя из данного определения, можно выделить следующие характерные признаки налогоплательщиков.
1) Налогоплательщики являются субъектами налогового права, которые могут не совпадать с понятием субъектов иных отраслей права.
Традиционно налогоплательщиками выступают физические и юридические лица, статус которых определяется гражданским законодательством. Вместе с тем иные категории налогоплательщиков предусмотрены исключительно налоговым законодательством. К ним относятся обособленные подразделения организаций, в том числе филиалы и представительства, самостоятельно реализующие товары, работы, услуги, постоянные представительства иностранных юридических лиц. При этом определение налогового статуса постоянного представительства иностранного юридического лица достаточно условно и зависит от различных условий. Согласно общему правилу, под постоянным представительством иностранного юридического лица понимается любое место регулярного осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг, продаже товаров.
Налоговый кодекс предлагается установить в качестве самостоятельного налогоплательщика консолидированную группу налогоплательщиков. Это означает, что группа зависимых организаций будет платить консолидированные налоги, что позволит избежать налогообложения средств и имущества, перемещаемых в рамках этой группы (например, концерна). В настоящее время ст. 13 Закона РФ от 30 ноября 1995 г. «О финансово-промышленных группах» предусмотрено, что участники финансово-промышленной группы, занятые в сфере производства товаров, работ, услуг, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков.
Кроме того, по законодательству некоторых зарубежных стран в качестве налогоплательщиков может выступать семья в целом, а не конкретный гражданин.
2) Налогоплательщики выступают обязанными субъектами, основной обязанностью которых является уплата налогов.
3) Налогоплательщики - это лица, уплачивающие налоги за счет собственных средств.
В данном случае имеется в виду, что уплата налогов производится за счет средств, принадлежащих налогоплательщику. Это возможно путем удержания налога у источника выплаты дохода или непосредственно самим налогоплательщиком. В связи с этим налогоплательщика следует отличать от носителя налогов. Понятие «носитель налога» применяется в основном в экономическом аспекте - это лицо, которое несет тяжесть налогообложения, т. е. в конечном итоге налог в бюджет уплачивается за счет данного лица. Так, носителем косвенных налогов является конечный потребитель товара (работы, услуги).
Налогоплательщиков можно классифицировать по различным основаниям. Первое, наиболее крупное разделение проводится в отношении физических и юридических лиц.
Как было отмечено выше, налогоплательщиком может быть одно лицо, а в некоторых странах и группа физических лиц - семья. Физические лица могут дифференцироваться на «простых» граждан и граждан-предпринимателей.
Юридические лица являются самостоятельными налогоплательщиками. При этом их обособленные подразделения, а также группа юридических лиц тоже могут выступать в качестве налогоплательщиков. Иностранное юридическое лицо как налогоплательщик в основном выступает в качестве постоянного представительства.
При этом необходимо учитывать, что права юридических лиц как объединений граждан гарантируются Конституцией так же, как и права физических лиц. Так, Конституционный Суд РФ указал, что акционерные общества (товарищества, общества с ограниченной ответственностью) по своей сути являются объединениями, которые созданы гражданами для реализации таких конституционных прав, как право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности.
По величине налогоплательщиков подразделяют на обычных и малых. Так, например, граждане-предприниматели подразделяются на обычных предпринимателей и лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения. Юридические лица подразделяются на обычные организации, малые предприятия и организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения. При этом необходимо учитывать, что малыми предприятиями могут быть только российские юридические лица.
Законодательство о подоходном налоге разделяет всех граждан в зависимости от постоянного местопребывания на лиц, имеющих постоянное местопребывание в России, и лиц, не имеющих постоянного местопребывания.
Наиболее специфической в целях налогообложения классификацией налогоплательщиков является деление субъектов на коммерческие и некоммерческие организации. В зависимости от получения того или иного статуса организации при равных хозяйственных условиях будут иметь различные механизмы налогообложения. Так, например, прибыль образовательных учреждений уменьшается на суммы, направленные на развитие образовательного процесса.
Определение круга обязанностей налогоплательщика имеет большое значение, так как применение ответственности к налогоплательщику обусловлено именно нарушением какой-либо из обязанностей, установленных законодательством. С другой стороны, защита своих прав налогоплательщиком основывается в первую очередь на доказательстве факта отсутствия у него той или иной обязанности либо факта выполнения данной обязанности надлежащим образом.
Согласно ст. 23 ч. 1 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики обязаны:
Уплачивать законно установленные налоги;
Встать на учет в органах Государственной налоговой службы Российской Федерации, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;
Вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах;
Представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
Представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
Выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
Предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
В течение трех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;
Нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Итак, первой и главной обязанностью налогоплательщика является своевременная и полная уплата налога. Она возникает в силу его налогового обязательства. В связи с этим данная обязанность универсальна и распространяется на всех налогоплательщиков. В случае уплаты налога непосредственно налогоплательщиком (а не налоговым агентом) законодательством установлены дополнительные требования. Так, налогоплательщики обязаны до наступления срока платежа сдать платежные поручения соответствующим учреждениям банка на перечисление налога в бюджет. Остальные обязанности плательщиков налогов можно рассматривать в качестве факультативных, поскольку они распространяются не на всех налогоплательщиков. Вместе с тем они направлены на надлежащее выполнение налогоплательщиком его главной обязанности.
Обязанность вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая ил сохранность не менее пяти лет. Данная обязанность касается предприятий и организаций. Хотелось бы отметить, что для исчисления налога во многих случаях необходимо вести специальный налоговый учет, который не совпадает с бухгалтерским. Вместе с тем бухгалтерский учет является основой для организации налогового учета.
Обязанность представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения.
Данная обязанность достаточно условна, поскольку налоговое законодательство не устанавливает порядок определения этих документов и сведений. Если в отношении документов какие-либо неясности не возникают, то в отношении сведений на практике иногда встречаются осложнения. Формально налогоплательщик обязан предоставить только те сведения, которые у него есть в наличии, т. е. для получения которых не надо производить каких-либо дополнительных действий. В противном случае обязанность должна заключаться не только в предоставлении, но и в получении сведений.
Налогоплательщиками признаются субъекты определенных правоотношений, за которыми законом устанавливается обязанность осуществлять отчисления в бюджет за счет личных средств. В России действуют различные системы обложения. Они предусмотрены для граждан и для юрлиц. Далее будет дана общая характеристика этой категории, а также рассмотрены основные права налогоплательщиков.
Признаки субъектов
В соответствии с определением, которое дано выше, налогоплательщиками выступают физические лица и организации, чей статус определяется в соответствии с ГК. При этом ряд категорий предусмотрен непосредственно в отраслевом Кодексе. В частности, НК относит к налогоплательщикам обособленные подразделения компаний, представительства и филиалы, в том числе реализующие самостоятельно продукцию, услуги либо работы, а также постоянные представительства зарубежных организаций. Определение статуса в последнем случае будет зависеть от разных условий.
По общему правилу, постоянным представительством зарубежного юрлица считается территория регулярного исполнения работ, реализации продукции, оказания услуг. На законодательном уровне рассматривается предложение об отнесении в самостоятельную категорию консолидированную группу субъектов. Предполагается, что для них будет разработана особая система, в рамках которой обложению не будет подлежать имущество и средства, перемещаемые внутри них. Сегодня ст. 13 ФЗ "О финансовых промышленных группах" предусматривается, что их участники, которые заняты в сферах производства работ, продукции или услуг, могут признаваться консолидированной категорией. Кроме этого, в качестве субъектов, согласно законодательству ряда стран, могут выступать не отдельные граждане, а семьи в целом.
Права и обязанности налогоплательщиков
Они определены в законе "Об основах системы обложения". Необходимо отметить, что главные права и обязанности налогоплательщиков едины для всех. Они не зависят от вида субъекта. При этом для некоторых групп устанавливаются особые права налогоплательщиков. К примеру, компании, которые используют труд инвалидов, могут отказаться от льгот по НДС. Некоторым организациям можно перейти на упрощенное обложение. Однако это, в свою очередь, вызовет появление дополнительных обязанностей.
Юридический аспект
Права налогоплательщиков и налоговых агентов закреплены в отраслевом законодательстве. В ст. 21 Кодекса по обложению, в частности, содержится соответствующий перечень. Следует отметить один нюанс, характеризующий развитие ситуации. Закон, регламентирующий основы обложения, включал в себя сначала статью об обязанностях, а затем - о правах налогоплательщиков. В Кодексе положения приводятся в другом порядке. Это указывает на то, что законодатель признает в первую очередь права налогоплательщика в РФ.
Классификация
Как выше было сказано, права налогоплательщиков установлены в ст. 21. Их можно сгруппировать по ряду критериев и представить в виде системы. В первую очередь следует сказать о том, что закон предоставляет субъектам определенные юридические возможности в сфере информации об уплате, установлении и введении сборов. Таким образом, это группа № 1. Права налогоплательщиков этой категории считаются относительно новыми. Следующая группа относится к сфере исполнения законодательных предписаний по отчислениям в бюджет. Третья категория включает в себя права налогоплательщиков в области учета и контроля обложения. Последняя группа относится к сфере привлечения субъектов к ответственности и защите их интересов. Рассмотрим эти категории отдельно.
Информационное сопровождение
Одно из прав налогоплательщика заключается в том, что он может получать бесплатно сведения от уполномоченных органов о действующих тарифах, сборах, а также юридическом регулировании сферы обложения. Важно отметить, что за использование подобной возможности никому не нужно платить. Кроме этого, реализация данного права налогоплательщиков осуществляется по месту их учета в надзорном органе.
Законодательство ряда зарубежных стран предусматривает бесплатное выделение каждому субъекту соответствующего пакета действующих в государстве нормативных актов. В России данная процедура требует определенных бюджетных расходов, в связи с чем не может быть выполнена. Кроме того, проблема состоит и в том, что законодательная база постоянно обновляется, и выдавать каждый раз новый пакет актов нецелесообразно. Тем не менее в каждой инспекции присутствуют информационные стенды. В них разъяснены основные сведения о сборах и налогах, обязанностях и правах плательщиков. Кроме этого, Кодекс требует от уполномоченных инстанций ежеквартально публиковать информацию о местных и региональных отчислениях в бюджет. Данное требование не касается федеральных сборов, поскольку они публикуются в доступных официальных источниках.
Получение письменных разъяснений
Налогоплательщики имеют право запросить объяснения по вопросам применения норм отраслевого законодательства. Эта возможность обеспечивает новое построение взаимоотношений между субъектами и контрольными органами. Предполагается, что добросовестный субъект при возникновении затруднений при определении вероятных последствий какой-либо сделки может написать в инспекцию. Она, в свою очередь, даст соответствующие разъяснения по интересующему заявителя вопросу. Однако данное положение на практике реализуется довольно сложно.
В ст. 111 НК предусмотрено, что при получении разъяснений и дальнейшем их следовании налогоплательщик освобождается от ответственности при нарушении им норм законодательства. Это значительно снижает интерес инспекций давать ответы на поступающие запросы. Ведь в таком случае все правонарушения в налоговой сфере, невозможность взыскать недоимки и штрафы ложатся на контрольные органы. Здесь целесообразно привести в пример опыт Германии. В этой стране плательщики заключают договора с финансовыми инстанциями о вероятных налоговых последствиях. Они вместе просчитывают их, что позволяет субъекту объективно оценить ситуацию. В России это сделать сейчас крайне проблематично хотя бы уже потому, что все последствия предусмотреть невозможно ввиду нестабильности законодательной системы.
Соблюдение тайны
Данное понятие вводится ст. 102 Кодекса. Налогоплательщики имеют право потребовать от уполномоченных инстанций сохранения сведений, касающихся отчислений, которые осуществляют непосредственно они сами. В указанной ст. 102 присутствует также перечень данных, которые не признаются в качестве личной финансовой тайны.
Исполнение норм Кодекса
В качестве первого права налогоплательщиков в этой группе следует отметить возможность использовать льготы при обложении. В ст. 56 Кодекса предусматривается отказ от применения послаблений. В качестве следующего права налогоплательщиков НК РФ определяет возможность требовать ясности норм отраслевого законодательства. Речь в данном случае о том, что все противоречия, присутствующие в положениях Кодекса и прочих актах, трактуются в пользу субъектов обложения.
В этой связи данное право формулируется как ясность законодательства как база для исполнения налоговых обязанностей. Кроме того, во вторую группу входит возможность субъекта обложения просить рассрочку, отсрочку, своевременный зачет либо возврат излишне выплаченных средств, получить кредит. Также плательщик вправе нанять юрлицо либо гражданина, обладающего определенной компетентностью в сфере налогообложения. Уполномоченный субъект представляет его интересы в рамках соответствующих отношений. Данная возможность формирует институт консультантов по вопросам обложения.
Сфера контроля и учета
Права налогоплательщика (физического лица или организации), относящиеся к этой области, предусматривают:
- Присутствие в ходе проведения процессуальных действий контроля.
- Получение экземпляров актов проверки и прочих решений уполномоченных надзорных инстанций.
- Предоставление своих пояснений по уплате и исчислению налогов.
- Получение требований об отчислениях и уведомлений.
Ответственность и защита интересов
Эти две категории в сфере налогообложения тесно взаимодействуют друг с другом. Законодательство закрепляет за субъектами возможность учитывать обстоятельства, смягчающие ответственность, обжаловать решения надзорных органов, их бездействие/действие, а также поведение отдельных служащих. При этом выбор способа защиты остается за плательщиком. Так, субъект может использовать административный, судебный, иной порядок или несколько одновременно. В данном случае закон не предусматривает никаких ограничений.
Специфическая категория
Необходимо также упомянуть о таком, хоть и несколько сомнительном, праве не исполнять неправомерные решения и требования налоговой службы или должностных лиц. Незаконность считается оценочной категорией. То есть если налогоплательщик посчитает, что поведение или решение уполномоченного органа или служащего неправомерно и не исполнит предписание, а в последствии будет доказано обратное, то вся ответственность ляжет на субъекта обложения. По мнению ряда экспертов, введение этой нормы в законодательство нецелесообразно, и даже считается негативным явлением. Объясняется эта позиция тем, что такое положение формирует предпосылки для неправомерности действий налоговой службы. Хотя, как считают другие специалисты, следует в первую очередь исходить из того, что поведение и требования уполномоченных органов законны, а обратное доказывается в судебном порядке.
Обязанности
Определение их круга имеет существенное значение, поскольку применение мер ответственности будет обусловлено именно нарушением какого-либо предписания, определенного в законодательстве. Вместе с этим осуществление защиты своих интересов и прав основывается на доказательстве отсутствия у налогоплательщика той либо другой обязанности или факта исполнения предписания надлежащим образом. В качестве первого требования выступает, собственно, полное и своевременное отчисление предусмотренных платежей в бюджет. Оно формируется в силу налогового обязательства субъекта. В этой связи указанное требование считается универсальным и распространяется на всех участников соответствующих отношений.
При осуществлении отчислений непосредственно налогоплательщиком, а не агентом, в законе предусмотрены дополнительные требования. Так, субъекты должны сдать платежные документы до наступления срока уплаты соответствующим подразделениям банка для последующего перечисления в бюджет. Прочие обязательства налогоплательщиков можно рассматривать как факультативные, так как они распространяются не на всех субъектов. При этом они направлены на исполнение указанного выше главного требования.
Ведение учета и составление отчетности
Это обязательство распространяется на организации. Следует отметить, что в ряде случаев для исчисления базы обложения необходимо вести специальный учет. Он может не совпадать с бухгалтерским. При этом последний выступает в качестве основы для налогового учета. Хранение отчетной документации должно осуществляться в течение не меньше 5 лет.
Предоставление инспекции необходимых документов и информации
Данная обязанность довольно условна, что объясняется отсутствием в законодательстве перечня необходимых сведений и бумаг, которые должны быть переданы. Однако на практике с документами обычно не возникает неясностей. Некоторые сложности имеют место с предоставлением информации. По сути, налогоплательщик должен предъявить данные, которыми он располагает, и для получения которых нет необходимости совершать дополнительные действия. В ином случае указанное требование должно состоять не только в предоставлении, но и в получении информации.
Внесение исправлений в отчетные документы
Данная обязанность касается корректировок сумм заниженного либо сокрытого дохода, которые выявлены в ходе проверок. Это требование исходит из специфической нормативной конструкции Закона, регламентирующего применение санкций к нарушителям. В случае сокрытия (неучета) прочих (кроме прибыли) объектов обложения внесение исправлений не имеет смысла, поскольку сумма налога включается в финансовые санкции.
Предоставление пояснений
При несогласии с фактами, которые изложены в акте по проведенной проверке, налогоплательщик обязан мотивировать отказ от его подписания. Это требование не означает, что субъект должен удостоверить своей подписью представленный уполномоченной службой документ. Однако, отказываясь его подписывать, он обязан мотивировать свое решение письменно.
Уведомление о ликвидации
Законом предусматривается обязанность субъекта известить налоговый орган о решении реорганизовать или прекратить свою деятельность в десятидневный период. Данное требование носит принципиальный характер. Обусловлено это тем, что от надлежащего его исполнения будет зависеть возможность инспекции осуществить итоговую проверку организации, выявить налоговые обязательства и проконтролировать мероприятия по их полному погашению.