Порядок предоставления субсидий возмещение затрат.

В целях развития малого предпринимательства во многих регионах страны действуют различные целевые программы. В частности, недавно созданным компаниям могут предоставить субсидии на возмещение части затрат на приобретение основных средств и нематериальных активов. Логично предположить, что такая поддержка не должна облагаться налогами. Однако финансовое ведомство придерживается иного мнения. Причем есть различия и в правилах налогового и бухгалтерского учета таких сумм. (ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 20.08.10 № 03-11-06/2/134).

БЮДЖЕТНЫЕ СУБСИДИИ - ОБЫЧНЫЙ ДОХОД

Получить помощь от государства - нелегкая задача. Когда же решение о выделении субсидии принято, у предприятия возникает проблема правильного учета этих сумм в налоговом и бухгалтерском учете.

Из запроса к комментируемому письму следует, что организация, относящаяся к субъектам малого предпринимательства и применяющая «упрощенку», в 2009 году получила субсидию на возмещение части затрат на приобретение основных фондов и нематериальных активов.

Как известно, компании, применяющие УСН, учитывают в налоговой базе два вида доходов: от реализации и внереализационные, которые определяются согласно статьям 249 и 250 НК РФ соответственно. Не учитывать они могут лишь некоторые доходы, перечисленные в статье 251 НК РФ. В этот перечень включены два вида средств целевого финансирования.

К первому относится имущество, поступившее в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Получив такие средства, необходимо вести раздельный учет доходов и расходов в рамках целевого финансирования. Если этого нет, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

При этом перечень видов такого имущества является закрытым. Что касается поступлений из бюджета, то в нем указаны ассигнования бюджетным учреждениям, а также субсидии автономным учреждениям. Субсидии, выделяемые коммерческим организациям, в данный перечень не входят. На это не раз указывали Минфин России и арбитражные суды* 1 .

* 1 См. письма Минфина России от 09.03.10 № 03-03-06/1/122, от 12.02.10 № 03-03-06/ 1/68, постановления ФАС Волго-Вятского от 13.01.09 № А17-1843/2008, Дальневосточного от 03.07.08 № Ф03-А73/08-2/2326 округов.

Другая норма (п. 2 ст. 251 НК РФ), которая позволяет не включать в налоговую базу целевые поступления, с 2010 года распространяется только на средства, адресованные некоммерческим организациям* 2 . Однако в 2009 году можно было не учитывать любые целевые поступления из бюджета. При этом получатели таких средств обязаны были вести раздельный учет доходов и расходов.

* 2 Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 25.11.09 № 281-ФЗ.

Несмотря на это, Минфин России и в прошлом году оспаривал право организаций не учитывать в доходах субсидии. Ведомство считало, что для признания поступлений из бюджета целевыми для применения норм пункта 2 статьи 251 НК РФ необходимо одновременное выполнение следующих условий:

Средства получены напрямую из бюджета и носят целевой характер;

Получатели ведут раздельный учет доходов и расходов в рамках данных сумм.

Только вот коммерческие организации не поименованы в перечне лиц, имеющих право напрямую получать средств из бюджета, который приведен в статье 6 Бюджетного кодекса РФ. Значит, заключают специалисты ведомства, они не могут быть получателями средств из бюджета в понятии, приведенном в Бюджетном и Налоговом кодексах.

ОРГАНИЗАЦИЯ МОЖЕТ БЫТЬ БЮДЖЕТОПОЛУЧАТЕЛЕМ

Высказанная чиновниками трактовка, по нашему мнению, спорна. В соответствии со статьей 69 БК РФ субсидии организациям (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) - производителям товаров, работ, услуг относятся к бюджетным ассигнованиям.

Субсидии предоставляются из федерального, регионального или местного бюджета безвозмездно и безвозвратно для возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (п. 1 ст. 78 БК РФ). Решения властей о выделении предприятиям тех или иных субсидий оформляются нормативными актами, в которых в обязательном порядке должна содержаться информация о категории или критерии отбора компаний, имеющих право на их получение, целях, условиях и порядке предоставления (ст. 78 БК РФ). Как видно из этих норм, все субсидии выделяются организациям из бюджета и на определенные цели.

Судебная практика по данному вопросу различна. Часть судов поддерживает позицию Минфина России. Некоторые при решении вопроса применяют ряд критериев, позволяющих рассматривать субсидии в качестве средств целевого финансирования. А именно: средства подлежат отдельному учету, предназначены для расходования на строго определенные цели, не могут использоваться получателем по своему усмотрению и предприятие обязано за них отчитываться* 3 . Другие суды признают любые бюджетные субсидии, выплачиваемые организациям, целевыми* 4 .

* 3 См., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.03.10 № А33-9550/2008.

* 4 См. постановления ФАС Московского от 28.04.10 № КА-А40/3852-10, Волго-Вятского от 03.02.09 № А39-2492/2008, Дальневосточного от 21.05.08 № Ф03-А24/08-2/1611 округов.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ СУБСИДИИ

В рассматриваемом случае компания не стала спорить с Минфином России, полученную из бюджета сумму отнесла к внереализационным доходам и учла ее при исчислении налога, уплачиваемого при УСН.

В бухучете субсидия в качестве прочего дохода по окончании года была отнесена к нераспределенной прибыли. Основной вопрос, который интересовал организацию, заключался в возможности использовать данную сумму (в составе общей прибыли) для выплаты дивидендов.

По общему правилу источником выплаты дивидендов является прибыль, остающаяся после уплаты налогов, определяемая в соответствии с правилами бухгалтерского учета.

В данном случае применяют правила, установленные .

Организация принимает бюджетные средства к учету, если у нее имеется уверенность, что условия предоставления средств будут выполнены и эти средства будут получены (п. 5 ПБУ 13/2000). В последнем случае подтверждением могут служить утвержденная бюджетная роспись, уведомление о выделении ассигнований и другие документы.

Минфин России считает, что в рассматриваемой ситуации списание бюджетных средств должно производиться со счета 86 «Целевое финансирование». В отношении амортизируемых основных средств такое списание происходит на протяжении срока их полезного использования. Субсидии по активам, не подлежащим амортизации, списываются в течение периода признания соответствующих расходов (п. 9 ПБУ 13/2000).

Субсидии учитываются на счете 98 «Доходы будущих периодов» при вводе объектов в эксплуатацию, а затем по мере начисления амортизации списываются на финансовые результаты организации как прочие доходы в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

По нашему мнению, данное утверждение верно, если активы изначально приобретаются на бюджетные средства. Если же субсидия получена после приобретения активов и фактически является компенсацией расходов на их покупку, то применяют пункт 10 ПБУ 13/2000. Он предписывает отражать субсидии как возникновение задолженности по таким средствам и увеличивать финансовый результат как прочие доходы.

В комментируемом случае субсидия была предоставлена именно для компенсации части расходов организации на приобретение основных средств и нематериальных активов. Скорее всего на момент предоставления суммы предприятие частично признает в составе расходов предыдущих отчетных периодов затраты на их покупку. То есть на момент получения средств у организации будет сформирована остаточная стоимость объекта, еще не погашенная путем начисления амортизации.

Значит, единовременно отнести к прочим доходам можно только ту часть субсидии, которая равна сумме уже начисленной амортизации. А вот оставшуюся сумму лучше учитывать как доходы будущих периодов в соответствии с пунктом 9 ПБУ 13/2000.

Таким образом, на дату получения уведомления о выделении бюджетных средств часть затрат, которую можно считать расходами прошлых отчетных периодов, отражают по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». При поступлении суммы делают запись по дебету счета 51 в корреспонденции с кредитом счета 76. Признавая эти доходы, выполняют запись по дебету счета 76 и кредиту счета 91.

В отношении остальной части субсидии на дату ее выделения делается запись по дебету счета 76 и кредиту счета 86. После чего эти суммы учитывают в доходах будущих периодов (с дебета счета 86 в кредит счета 98).

После получения субсидии эта ее часть признается прочим доходом по мере начисления амортизации в будущих отчетных периодах до конца срока полезного использования объектов. Это отражают записью по дебету счета 98 в корреспонденции с кредитом счета 91.

Как видим, единовременно зачислить сумму субсидии в состав прочих доходов нельзя. Следовательно, она не должна была целиком попасть и в состав нераспределенной прибыли за 2009 год. Поэтому и направить ее на выплату дивидендов за прошлый год организация не могла.

Получение субсидий, т.е. целевой государственной помощи, является сегодня популярной формой поддержки бизнеса при реализации госпрограмм или возмещении недополученных доходов компаниям. Узнаем, как отразить субсидии в бухгалтерском учете.

Отражение субсидий в бухгалтерском учете

Определение субсидии как целевой помощи (ПБУ 13/2000) является главным условием применения счета 86 «Целевое финансирование». Именно на нем аккумулируются суммы, объединяемые единым термином «субсидии» - учитываются поступления, контролируется использование средств по назначению и осуществляется возврат неосвоенных сумм.

Поступление субсидии фирма может отражать в учете двумя способами:

  1. Зафиксировав на момент подписания договора о предоставлении дотации задолженность бюджета по дебету сч. 76 , а при получении субсидии – кредитуя его:

Д/т 76 К/т 86 – на сумму предполагаемой субсидии;

Д/т 51 (08, 10) К/т 76 – на поступление средств, инвестиций, ТМЦ , имущества и др. в рамках договора о целевом субсидировании;

  1. По факту поступления средств:

Д/т 08, 10, 51 К/т 86 – на сумму субсидии.

Если дотационными средствами осуществляется финансирование затрат, возникших в прошлых отчетных периодах, то учет субсидий в бухгалтерском учете производится в структуре прочих доходов:

Д/т 76 К/т 91/1- на сумму бюджетной задолженности;

Д/т 51 К/т 76 – на сумму поступившей субсидии.

Порядок учета бюджетной помощи на капвложения (п. 9 ПБУ 13/2000) предусматривает отражение дотационных сумм в составе доходов будущих периодов . Проводкой Д/т 86 К/т 98 суммы субсидии списывают со сч. 86 в момент ввода ОС или НМА в эксплуатацию. На протяжении срока полезного использования (СПИ) амортизируемых активов или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления субсидии на приобретение неамортизируемого имущества, средства со сч. 98 равномерно (или в размере начисленного за месяц износа) списываются на финансовые результаты фирмы как внереализационные доходы.

Возврат субсидий

Важной особенностью использования средств субсидии является обязанность компании расходовать их неукоснительно по целевому назначению, четко соблюдая оговоренные условия предоставления. Никаких альтернативных вариантов законодательством не предусматривается, при невозможности реализовать проекты, на которые поступила бюджетная субсидия, полученные средства придется вернуть. Возврат субсидии осуществляется в зависимости от метода отражения полученных средств и момента возникновения обязательства по возврату средств.

Если дотация возвращается в год ее получения, то компании достаточно сторнировать проводки, которыми сопровождалось ее поступление (кроме Д/т 51 К/т 76) и использование. На момент фактического перечисления возвращенной дотации делают обратную бухгалтерскую запись – Д/т 76 К/т 51.

Возврат субсидии, полученной в прошлые годы, оформляется так:

Операции

По капвложениям

Отражена задолженность по возврату субсидии

Восстановлены дотационные средства в сумме начисленного износа

Восстановлена сумма субсидии

По текущим затратам

Задолженность по возврату ранее предоставленной субсидии

Размер субсидии восстановлен в сумме реально понесенных расходов

Субсидия в бухгалтерском учете: проводки в примерах

Пример 1

За счет субсидии, выделенной ООО «Стройка», компанией в январе 2017 года приобретен участок земли под застройку стоимостью 3 500 000 руб. Согласно заключенному договору, возведение дома будет продолжаться с 1 февраля 2017 по 30 июля 2018 – 18 месяцев. Учет субсидии в бухучете фирмы отразится проводками:

Операции

Сумма

Зачислены средства из бюджета

Стоимость участка отражена в структуре капвложения фирмы

Участок принят к учету

Отражение субсидии в бухгалтерском учете доходов будущих периодов

Ежемесячное списание доли суммы субсидии во внереализационные доходы (3 500 000 / 18 мес.) по неамортизируемому имуществу, каким является земельный участок

Пример 2

В мае 2017 года ООО «Радон» приобрело комплекс оборудования в рамках программы господдержки на сумму 560 000 руб. Размер ежемесячной амортизации комплекса составил 4666,67 руб. (560 000 / 10 / 12 мес.), начислялась она с июня 2017 по май 2018 – 12 мес.

Спустя год (в мае 2018) проверкой установлено нарушение целевого использования выделенной дотации, и субсидия была возвращена в бюджет на основании составленного акта. Бухгалтер оформил операции проводками:

Операции

Сумма

Задолженность по возврату субсидии

Учтена сумма износа в составе доходов будущих периодов (4666,67 х 12)

Восстановлены дотационные средства в сумме начисленного износа (4666,67 х 12)

Восстановлена сумма субсидии (560 000 – 56 000)

Дотация перечислена в бюджет

Налогообложение субсидий

Учет госпомощи при расчете налога на прибыль зависит от признания дотации целевым финансированием в целях налогообложения прибыли (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Так, по коммерческим компаниям целевыми признаются субсидии, направленные для финансирования капремонта многоквартирных домов и общего имущества в них. Подобные дотации компания вправе не включать в состав облагаемых доходов, но при соблюдении обязательных условий, как то:

  • ведение раздельного учета доходов и расходов по целевым операциям;
  • использование субсидированных средств на означенные цели.

Выплата бюджетной помощи в других случаях целевым направлением не признается, а, значит, коммерческие компании не вправе исключать ее из облагаемых доходов. Т.е. субсидии учитываются при расчете налога на прибыль в составе внереализационных доходов. Датой признания их будет считаться дата поступления средств на счет (пп.2 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Организация получает субсидию от муниципального образования в целях возмещения затрат, не обеспеченных доходами в связи с оказанием услуг по регулируемым ценам. Размер субсидии определяется ежемесячно на основании данных о фактических затратах (подтверждаются первичными учетными документами) и доходах от потребителей с учетом рентабельности. Субсидия не включает НДС. Она зачисляется на , куда поступает и выручка. За счет денежных средств (субсидии и выручки) уплачиваются налоги, выдается , ведутся расчеты с поставщиками. Каким образом следует восстанавливать НДС по покупкам на основании пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ с 01.01.2018?

Согласно п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы РФ в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Суммы субсидий, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы РФ в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

В силу пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2018) ранее принятый к вычету НДС подлежит восстановлению в случае получения налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы РФ субсидий на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога. Если субсидия выделяется без учета НДС, положения приведенной нормы не применяются, значит, в описанной ситуации не нужно восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету (см. также Письмо Минфина РФ от 23.10.2015 № 03-07-11/60945).

С 2018 года обязанность восстанавливать НДС возникает независимо от факта включения суммы налога в субсидии на возмещение затрат.

Согласно пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету. Никаких трудностей не возникает при применении данной нормы, если известны конкретные покупки (товары, работы, услуги), для возмещения затрат на которые выплачена субсидия. Если же субсидия выделяется в целом на деятельность по оказанию услуг по регулируемым ценам, следует руководствоваться правилами о восстановлении НДС в случае частичного возмещения затрат (абз. 4 и 5 пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ). При частичном возмещении затрат в случаях, предусмотренных настоящим подпунктом, восстановлению подлежит сумма налога, принятая к вычету, в соответствующей доле. Указанная доля определяется исходя из стоимости товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, без учета налога, приобретенных за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, в общей стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, без учета налога.

Поэтому налогоплательщику необходимо самостоятельно определить, на возмещение каких затрат была предоставлена субсидия (на выплату заработной платы, уплату налогов, приобретение ТМЦ, оказание услуг сторонними организациями и пр.).

Учитывая, что произвольно разделять затраты на компенсируемые за счет субсидии и иные можно как в пользу налогоплательщика, так и в пользу налогового органа, наиболее логичным и справедливым представляется расчет через пропорцию.

Субсидия возмещает часть экономически обоснованных затрат организации, понесенных в связи с оказанием услуг по регулируемым ценам. Другая часть указанных затрат оплачивается за счет выручки.

Стоимость товаров (работ, услуг) без учета НДС, приобретенных за счет субсидий на возмещение затрат, определяется путем умножения общей суммы расходов, участвующих в расчете субсидии, на долю субсидии в общем объеме поступлений, получаемых в связи с оказанием услуг. Все показатели следует принимать к расчету за вычетом НДС. Расчеты целесообразно производить по итогам налогового периода.

Пример 1.

Организация оказывает услуги населению по регулируемым ценам. В I квартале 2018 года выручка от оказания услуг составила 236 000руб., в том числе НДС – 36 000 руб., сумма субсидии – 100 000 руб. без НДС. Фактические затраты, связанные с предоставлением услуг, равны 280 000 руб. без НДС (в том числе заработная плата, отчисления с нее, имущественные налоги, 66 667 руб. – стоимость ТМЦ, услуг сторонних организаций, поставщики и исполнители которых дополнительно предъявили НДС). По товарам, услугам поставщики предъявили также 12 000 руб. НДС. Субсидия поступила на расчетный счет организации в I квартале в сумме 66 000 руб., во II квартале – в сумме 34 000 руб.

Таким образом, и выручка, и субсидия являются источником финансирования деятельности организации (компенсируют затраты и обеспечивают рентабельность) в отношении 2 к 1. То есть доля субсидии в финансировании деятельности компании и в том числе в компенсации затрат равна 0,3333 (100 000 руб. / (100 000 руб. + 200 000 руб.)).

Следовательно, 33,33% стоимости каждого наименования затрат, в том числе на приобретение каждого наименования товаров, работ, услуг, компенсируются за счет субсидии.

Стоимость ТМЦ, услуг сторонних организаций, которая компенсирована за счет субсидии и к которой применяется пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, составляет 22 220 руб. (66 667 руб. х 33,33%).

Зная стоимость товаров (работ, услуг) без учета НДС, приобретенных за счет субсидий на возмещение затрат, нужно определить долю для восстановления сумм налога. Это будет та же доля, в какой субсидии финансируют затраты. Дело в том, что в пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ говорится исключительно о приобретенных товарах (работах, услугах), по которым был применен вычет «входного» НДС. Если субсидии выделяются на компенсацию расходов на приобретение товаров, работ, услуг, поставщики которых не предъявляли НДС, или компенсацию расходов на выплату заработной платы, рассматриваемая норма не действует.

Принятые в течение налогового периода к вычету суммы НДС по покупкам следует восстановить в определенной доле в налоговом периоде, в котором получены субсидии.

Пример 2.

Воспользуемся условиями примера 1.

Сумма «входного» НДС, принятая к вычету по приобретенным ТМЦ и услугам сторонних организаций, согласно условиям примера равна 12 000 руб. Общая сумма налога, подлежащая восстановлению в связи с получением субсидии на возмещение затрат, составляет 4 000 руб. (12 000 руб. х 0,3333).

Причем, поскольку в I квартале получена лишь часть субсидии (66 000 руб. из 100 000 руб.), в данном налоговом периоде подлежит восстановлению также часть суммы НДС в размере 2 460 руб. (4 000 х 66 000 / 100 000). Оставшаяся часть (1 360 руб.) подлежит восстановлению после получения остатка субсидии, во II квартале.

Обращаем внимание, что данный порядок прямо не описан в Налоговом кодексе, поэтому его необходимо закрепить в учетной политике.

Действия налогоплательщика, обязанного восстанавливать суммы «входного» налога при получении субсидии на возмещение затрат, для случая, когда субсидия предоставляется на компенсацию некоторых обезличенных затрат (части от всех затрат компании за определенный период или по определенному виду деятельности на основании данных раздельного учета), в НК РФ не прописаны. Представляется, что прежде всего необходимо определить стоимость покупок, на возмещение которой была предоставлена субсидия. Основой для расчета являются, как правило, отчеты, представляемые источнику финансирования для определения суммы субсидии и подтверждения ее целевого использования. Из общей суммы затрат по виду деятельности следует выделить долю, компенсируемую за счет субсидии пропорционально доле субсидии в сумме всех поступлений по виду деятельности, в связи с которым субсидия и предоставляется. Эта доля и предопределяет величину налога, подлежащего восстановлению. При этом непосредственно восстановление производится в налоговом периоде, когда субсидия фактически поступила налогоплательщику.

Субсидия из бюджета на покрытие затрат, связанных с участием хозяйства в выставке, включается в состав внереализационных доходов. К такому выводу пришли чиновники (письмо от 28 февраля 2013 г. № 03-03-06/1/5786).

Бухгалтерский учет субсидии на возмещение расходов

При организации бухгалтерского учета бюджетных средств чиновники рекомендуют руководствоваться ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утвержденным приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 92н (письма Минфина России от 20 января 2006 г. № 07-05-06/08, от 21 октября 2005 г. № 07-05-06/276). Если бюджетные средства признаются в бухучете по мере их фактического получения, то делаются такие проводки:
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 86
- начислена субсидия;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76
- получена субсидия;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
- включена субсидия в доходы.

Учет субсидии на возмещение расходов предыдущих отчетных периодов можно вести с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет «Прочие доходы») без использования счета 86 «Целевое финансирование». Однако такой порядок учета осложняет аналитику. Поэтому целесообразно сумму предоставленных средств отражать на счете 86.

Налоговый учет субсидии на возмещение расходов

Государственная помощь (как безвозмездно полученные денежные средства) признается внереализационным доходом сельхозорганизации (п. 8 ст. 250 Налогового кодекса РФ). При этом датой получения такого дохода (при методе начисления) является дата поступления денежных средств на счет (подп. 2 п. 4 ст. 271 Налогового кодекса РФ).

А затраты на участие в выставке учитываются организацией в составе прочих расходов (подп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Получается, что дополнительного налогообложения получаемых субсидий не возникает (письма Минфина России от 14 августа 2009 г. № 03-03-05/156 , от 26 декабря 2008 г. № 03-03-06/1/723, от 30 мая 2007 г. № 07-05-06/141).

Начисление и вычет НДС при получении субсидий

Теперь поговорим о порядке начисления налога на добавленную стоимость и вычетов по нему при получении бюджетных средств.

Начисление НДС. Налогом на добавленную стоимость облагается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ (п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ). При этом в налоговую базу включаются суммы, полученные в виде помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров, работ, услуг (подп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса РФ).

Денежные средства в виде субсидий, получаемые на возмещение расходов, в налоговую базу не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализуемых товаров, работ, услуг. Об этом же - в письмах Минфина России от 3 февраля 2012 г. № 03-03-05/7, от 27 мая 2011 г. № 03-03-06/1/313, от 18 марта 2011 г. № 03-07-11/61. Такую же позицию занимают и арбитры (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 марта 2012 г. № 27-5539/2011).

Вычет НДС. Если речь идет о компенсации расходов, то «входной» налог на добавленную стоимость, оплаченный за счет средств федерального бюджета, нужно восстановить. При этом данные суммы не включаются в стоимость приобретенных за счет субсидий товаров (работ, услуг). Они учитываются в составе прочих расходов - статья 264 Налогового кодекса РФ. Налог следует восстановить в том налоговом периоде, в котором получены субсидии.

В книге продаж регистрируется тот счет-фактура, на основании которого налог ранее был принят к вычету. Он регистрируется на сумму восстановленного налога на добавленную стоимость (п. 14 Правил ведения книги продаж, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). Вносить изменения в книгу покупок при этом не нужно.

Если субсидия выделена из областного бюджета, восстанавливать налог на добавленную стоимость не следует (письмо Минфина России от 30 октября 2012 г. № 03-07-11/462). Аналогичная ситуация складывается, если федеральная субсидия получена без учета налога на добавленную стоимость (письма Минфина России от 3 февраля 2012 г. № 03-03-05/7, от 6 декабря 2011 г. № 03-07-11/337).

Бывает, что сельхозпредприятие получает частичную компенсацию затрат из федерального бюджета. В данном случае налог восстанавливается в части полученных субсидий. Об этом чиновники напомнили в письме Минфина России от 19 января 2012 г. № 03-07-11/15.

Однако следует отметить, что некоторые арбитры указывают: обязанность частично восстанавливать налог на добавленную стоимость для данного случая статьей 170 Налогового кодекса РФ не предусмотрена (постановление ФАС Поволжского округа от 28 февраля 2011 г. № А65-18315/2010).

И. Милакова ,
департамента налогового консультирования и разрешения налоговых споров «2К Аудит - Деловые Консультации/Морисон Интернешнл»