Понятие экономической теории. Основная проблема экономической теории и практики, подходы к ее разрешению

Экономическая теория - дисциплина экономической науки, представляющая собой её теоретическое и философское основание. Состоит из множества школ и направлений. Экономическая теория развивается и пополняется новыми данными со временем, поэтому её развитием в исторической перспективе занимается такое направление как история экономических учений. Основная задача экономической теории - дать объяснение происходящих событий в экономической жизни с помощью моделей действительности, отразить в себе реальную экономику. Экономическая теория состоит из ряда разделов: методологии экономической науки, микроэкономики, макроэкономики, международной экономики, эконометрики, теории игр. В современной экономической теории можно выделить ряд научных школ и направлений: неокейнсианство, монетаризм, новую институциональную экономическую теорию, нейроэкономику, австрийскую школу, новую политическую экономию, экономика и право.

Методы экономической теории:

Метод анализа и синтеза - анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом.

Метод индукции и дедукции - при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.

Метод системного подхода - рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определённого количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.

Метод математического моделирования - предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощённом виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.

Метод научной абстракции - позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.

Функции экономической теории:

Познавательная - позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население).

Методологическая - позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование).

Образовательная - позволяет формировать у граждан экономическую культуру, логику, основные понятия о рынке.

Практическая - рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства.

Прогностическая - на основе анализа экономических явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития.

Основные экономические проблемы общества

Располагая информацией о своих производственных возможностях хозяйственные субъекты общества должны знать что, как и для кого производить. Выделенные слова формулируют три основные задачи , которые должны решаться в любом обществе.

Что производить (проблема выбора) - это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.

Общество в целом не может получить все нужные товары и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего вообще отказаться.

Как производить (проблема эффективности) - это принятие решений о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага.

Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого блага в отдельности. По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, оно может быть одно- или многоэтажным, его могут строить частные лица или государство. Общество должно определиться кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии это будет осуществляться.

Для кого производить (проблема распределения) - это проблема, связанная с распределением благ: кому достанутся произведенные блага, и в каком количестве будет располагать ими экономический субъект.

Количество созданных товаров и услуг ограничено, поэтому и возникает проблема их распределения.

Смысл изучения экономической теории не в том, чтобы получить набор готовых ответов на экономические вопросы, а в том, чтобы не попадаться на удочку экономистам.

Джоан Робинсон

Экономическая деятельность людей. Понятие экономики. Ограниченность ресурсов и безграничность потребностей. Цена выбора.

Связь между ресурсами и потребностями. Производство и воспроизводство. Факторы производства (ресурсы): труд, земля, капитал и предпринимательство. Распределение. Обмен. Потребление. Система потребностей. Закон возвышения потребностей.

Проблема выбора. График кривой производственных возможностей.

Основные вопросы экономики и их решение в различных моделях экономической организации общества. Модель экономической системы. Критерии классификации экономических систем. Традиционное общество. Командная экономика. Рыночная экономика. Смешанные системы. Собственность как основа производственных отношений.

Процесс постижения научной тайны экономики имеет одну удивительную особенность. То, над чем столетиями билась человеческая мысль, что познавалось с великим трудом, со временем стало азбучной истиной. Сегодня очевидно, что глубинным двигателем истории человечества является производство материальных благ. Общество может существовать и развиваться лишь благодаря непрерывному возобновлению и повторению производственных процессов. Поэтому экономика есть фундамент всякого общества. Человечество всегда жило экономикой, и лишь на этой основе могли существовать политика, религия, наука, искусство.

Термин «экономика» произошел от греч. oikonomike (oikos - дом, домашнее хозяйство и nomos - закон), что означает искусство управления домашним хозяйством.

Сохраняя свое первоначальное значение, термин «экономика» сегодня используется более широко: во-первых, это сфера общественной жизни, обеспечивающая людей необходимыми для их жизни благами; во-вторых, это национальное хозяйство страны, региона или всего мира, в-третьих, это наука, изучающая экономические отношения и хозяйственные связи.

Любая экономика базируется на двух аксиомах: потребности общества, его индивидов и институтов безграничны и неутолимы, экономические ресурсы редки и ограничены. Поэтому каждый раз люди делают экономический выбор из целого ряда альтернатив, а всякий такой выбор предполагает отказ от других вариантов.

Цена выбора (упущенная выгода, альтернативная ценность) - это количество товаров или услуг, от которого приходится отказаться ради потребления выбранных благ. Это понятие скорее общефилософское, чем экономическое, поэтому может быть применено практически к любой сфере человеческой жизни. Ограничены все ресурсы: природные, материальные, трудовые, финансовые, интеллектуальные, информационные.

Исходя из объективных обстоятельств, их можно разделить на две группы по условию ограниченности:

  • - абсолютно ограниченные ресурсы;
  • - относительно ограниченные ресурсы.

Под абсолютной ограниченностью понимают недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей всех членов общества. Но для удовлетворения каких-то выбранных определенных потребностей ресурсов достаточно, это и есть относительная ограниченность.

В Древнем мире человек обходился в среднем двумя ведрами воды в день.

В XIX в. человеку едва хватало пятидесяти литров воды, а в будущем пресная вода, возможно, будет дороже золота. Если бы ограниченность ресурсов была абсолютной, то выбор был бы невозможен. Если бы ограниченность отсутствовала, выбор был бы не нужен. В условиях относительной ограниченности ресурсов целью экономики любого общества становится оптимальный выбор, т. е. такое экономическое решение, которое позволяет максимально удовлетворить потребности при минимальных затратах ресурсов.

Связь между ресурсами и потребностями осуществляется посредством производства, распределения, обмена и потребления.

РЕСУРСЫ-> Производство -> Распределение -> Обмен -> -^Потребление-^ ПОТРЕБНОСТИ

Рассмотрим эту цепочку подробнее.

Производство - процесс воздействия человека на природу в целях создания материальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей. Это сфера экономики, где соединяются ресурсы, появляется продукт.

Книга рекордов Гиннеса: Обработка кремниевых орудий труда

первобытным человеком началась в Эфиопии 2,5 млн лет назад и

является древнейшим производством.

Производство предполагает взаимодействие следующих факторов: труд, земля, капитал и предпринимательская способность.

Труд - процесс расходования рабочей силы, т.е. физической, интеллектуальной и нервной энергии в процессе производства.

Плата за фактор - заработная плата.

Земля - это все природные ресурсы, которые либо непосредственно участвуют в производстве, либо являются его условием.

Плата за фактор - рента.

Капитал - все созданные людьми средства производства (средства и предметы труда), используемые при производстве товаров и услуг.

Плата за фактор - процент.

Предпринимательская способность - способность человека к инициативе, новаторству, риску, принятию решений, соединять факторы производства - труд, землю и капитал в единое целое. В обществе людей с такими способностями не более 5-10%.

Плата за фактор - прибыль.

В процессе производства человек воздействует на предмет труда, т. е. на то, из чего будет сделан продукт. Это почва, обрабатываемая земледельцем; шерсть, из которой изготавливают пряжу; металл, которому придают форму детали и т.д. То, чем человек воздействует на предмет труда, называют средством труда.

Среди них выделяют орудия труда (машины, оборудование, приборы), которыми непосредственно преобразуют предметы труда, и остальные материальные условия труда (здания, сооружения, дороги). Предметы труда и средства труда в совокупности составляют средства производства.

Человек не может перестать производить, потому что тогда он перестанет потреблять. Непрерывное возобновление процесса производства называется воспроизводством.

Распределение - это определение доли каждого участника в созданном продукте. Принципы, на которых осуществляется распределение, могут быть различны: поровну, по труду, вложенному капиталу, потребностям, результатам труда и т.д.

Распределение средств производства и работников по различным отраслям и территориям заключено в самом производстве и не является самостоятельной сферой. Распределение предметов потребления только, на первый взгляд, кажется далеко отстоящим от производства. На самом же деле, оно тесно связано с производством, так как распределяться могут только результаты производства.

Обмен предполагает не только обмен продуктами, но и обмен деятельностью и информацией. Обмен носит производительный характер, т. е. увеличивает общественное богатство.

Ф. X. Уикстид: «Каждый из нас кладет на колесо обмена то, что у

него есть, и снимает с этого колеса то, чего он сам желает».

В ходе обмена каждая сторона что-то отдает и что-то получает. При этом обмен возможен только, если, во-первых, обе стороны будут ожидать от него улучшения своего благосостояния, во-вторых, если предмет обмена будет переходить от тех, кто его ценит меньше, к тем, кто его ценит больше.

Реальная студенческая жизнь подскажет вам массу примеров того, с какой легкостью вы меняетесь друг с другом своими вещами именно потому, что цените отдаваемое намного меньше, чем получаемое. Для разрушения стереотипов, созданных советской идеологией, особенно важно усвоить, что обмен не перераспределяет, а именно создает богатство.

Потребление - это удовлетворение потребностей, которое является конечной целью производства. Различают: личное потребление, в процессе которого разрушается полезность вещи и производительное потребление (средств производства), в результате которого создается новый продукт.

Давид Рикардо: «Если заставить человека отказаться от потребления, он откажется производить».

В результате потребления человек и общество удовлетворяют свои многочисленные потребности. Потребность - состояние неудовлетворенности, которое человек стремится преодолеть, желание покупателей приобрести товары и услуги, которые им полезны.

Потребности человека принято делить на материальные и духовные. Разумеется, это очень приблизительное деление, однако, оно верно отражает естественные и социальные начала жизни человека. Не надо только думать, что удовлетворение духовных потребностей менее хлопотно, чем материальных, они также обеспечиваются всей индустриальной мощью современного общества.

Система потребностей: а) первичные потребности (в пище, одежде, жилище) - это низшие потребности и вторичные (в образовании, культуре) - это высшие потребности;

  • б) индивидуально и совместно удовлетворяемые;
  • в) физических лиц, предприятий, государства;
  • г) абсолютные потребности (соответствующие последним достижениям науки и техники), действительные (соответствующие достигнутому уровню производства), фактически удовлетворяемые и разумные (научно обоснованные нормы потребления).

Закон возвышения потребностей: по мере развития общества круг потребностей людей расширяется, их структура качественно изменяется в сторону увеличения доли интеллектуальных и социальных потребностей.

Рост потребностей постоянно подстегивает производство, ведь необходимо производить только то, что нужно потребителям, в чем нуждается человек, иначе экономический смысл расходования ограниченных ресурсов полностью теряется.

С другой стороны, развитие производства, технологические изменения в обществе не только расширяют круг наших желаний и предпочтений, но и изменяют структуру потребностей - от чернобелых телевизоров мы перешли к цветным.

Изменение структуры потребностей в сторону увеличения доли социальных потребностей не следует понимать в том смысле, что люди потребляют меньше материальных благ. Уменьшается их доля в общем объеме потребления.

Это и понятно, ведь потребление материальных благ, в конце концов, приводят к насыщению ими, в то время как удовлетворить социальные потребности полностью невозможно. Еще лет десять назад мы считали богатым того, у кого есть машина и дача, а сегодня атрибут богатства - возможность обучать ребенка за границей и отдыхать на престижных курортах. А это уже потребности социальные, а не материальные.

Основная проблема экономической теории и практики состоит в разрешении противоречия между желанием людей удовлетворить свои потребности и ограниченностью (редкостью) ресурсов, находящихся в их распоряжении.

Эта основная проблема может быть представлена и как проблема выбора. Действительно, если каждый используемый для удовлетворения потребностей фактор ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания факторов производства, т. е. проблема выбора.

Смысл выбора - эффективность, т.е. такое использование экономических ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей общества при минимальных затратах.

Проблему выбора можно проиллюстрировать с помощью таблицы и кривой производственных возможностей.

При построении кривой производственных возможностей мы сделали следующие допущения:

  • 1. Экономика работает в условиях полной занятости ресурсов и достигает полного объема производства.
  • 2. Количество и качество ресурсов постоянно.
  • 3. Технология неизменна (для короткого периода времени).
  • 4. Экономика производит только два продукта.

График границы (кривой) производственных возможностей иллюстрирует тот факт, что национальная экономика (при принятых допущениях) полностью реализует имеющийся потенциал и не может увеличить производство какого-либо блага, не поступившись другим благом.

Точки А и F отражают нереальные крайности, когда производятся либо только потребительские товары (предметы потребления), либо только инвестиционные (средства производства).

Точки В, С, D, Е свидетельствуют о функционировании экономики на границе своих производственных возможностей, когда увеличение производства одних благ не может быть осуществлено без ущерба для производства других, так как все ресурсы используются полностью. Это свидетельствует об ее эффективности.

Точка М расценивается, как неудачный выбор, так как не позволяет эффективно использовать имеющиеся ресурсы.

В точке N производство вообще неосуществимо, так как она лежит за границей производственных возможностей данной экономической системы.

Но возможен ли вообще переход с более низкого на более высокий уровень кривой производственных возможностей? Да, этот переход может осуществляться в результате технических открытий, разработки новых месторождений полезных ископаемых, научных прорывов в самых различных областях человеческой деятельности.

Технический прогресс сдвигает кривую производственных возможностей вправо вверх (график 1), и тогда ранее недостижимое производство в точке 7V будет вполне реальным. Именно так графически выглядит экономический рост.


Итак, при отмене ранее сделанных допущений график кривой производственных возможностей показывает:

  • - рост экономики вследствие увеличения предложения ресурсов (экстенсивный тип роста) или более эффективного их использования (интенсивный тип роста) (график 1);
  • - изменение технологии в производстве инвестиционных товаров (график 2);
  • - изменение технологии в производстве потребительских товаров (график 3).

Поскольку модель представляет полное использование ресурсов, то увеличение производства одних товаров возможно только при уменьшении производства других. То количество средств производства, от которых пришлось отказаться ради производства дополнительного количества потребительских товаров, называется, как вы уже знаете, альтернативной ценой или издержками упущенных возможностей.

Альтернативная цена может выражаться как в товарах, от производства или потребления которых пришлось отказаться, так и в деньгах, а также в величине времени, которым пришлось пожертвовать.

Понимание альтернативной цены позволяет нам понять специфику самой формы кривой производственных возможностей. Как видно из графика, она имеет выпуклый вид, «загибаясь» к краям.

Дело в том, что на практике отдельные элементы применяемых ограниченных ресурсов более эффективны при производстве инвестиционных товаров, другие при производстве потребительских товаров. Следовательно, для производства инвестиционных товаров мы вынуждены применять те элементы ресурсов, которые были бы более эффективны при производстве потребительских товаров.

Это значит, что для производства каждой дополнительной единицы инвестиционных товаров мы расходуем все большее количество ресурсов. В результате альтернативная цена ускоренно возрастает. Форма кривой производственных возможностей отражает один из фундаментальных законов экономики: по мере увеличения производства определенного продукта эффективность использования ресурсов падает.

Отражением проблемы выбора является постановка трех основных вопросов экономики, ответы на которые зависят от типа хозяйственной системы: что производить? как производить? и для кого производить?

Один из главнейших вопросов экономики - что производить? Этот выбор делает как мелкий производитель, так и огромная корпорация. Его делает и общество: например, оно выбирает между «пушками и маслом», затратами на машины и затратами на человека, стимулированием отечественного производства и поощрением внешней торговли и т.д.

В основе такого выбора лежит сравнение, взвешивание возможных результатов выбранной линии действий (варианта использования ограниченных ресурсов) и ее цены выбора (упущенной выгоды). Кривая производственных возможностей, которую мы рассмотрели, представляет собой любопытный инструмент экономического анализа, показывающий различные комбинации объемов производства любых двух товаров, конкурирующих друг с другом за производственные ресурсы, необходимые для их изготовления.

Но мало выбрать производственную программу, т. е. решить вопрос что производить? Надо сразу же решить и второй главный вопрос экономики - как производить? Этот вопрос тоже связан с ограниченностью ресурсов.

Например, производить рис можно ручным способом, как это делают во многих небогатых странах Азии, например, Лаосе. Но можно это делать и машинами. Выбор технологии происходит не случайным образом, а жестко предопределяется ограниченностью тех ресурсов, которые необходимы производителю.

Так, в Лаосе из-за недостатка финансовых ресурсов для механизации сельского хозяйства относительно ограничены (дефицитны) машины, а живой труд низкооплачиваемых крестьян имеется в избытке, т. е. является наименее лимитированным ресурсом. В Краснодарском крае России ситуация противоположная, и там выбор делают в пользу машин

Третий главный вопрос экономики - для кого производить? - связан с распределением произведенного продукта. Мы довольно часто видим, что из общего объема произведенной в стране продукции одни люди получают ее больше, а другие меньше. Почему так происходит? Ответ на этот вопрос, впрочем, как и на остальные вопросы экономики, зависит от типа экономической системы.

Экономическая система - это совокупность социально-экономических механизмов, с помощью которых реализуются экономические решения в сферах производства, распределения, обмена и потребления.

Модель экономической системы - это упрощенная картина реальности, абстрактное обобщение действительного поведения экономических субъектов.

Критерии классификации экономических систем:

  • 1) форма собственности на факторы производства;
  • 2) тип мотивации принятия экономических решений;
  • 3) способ координации хозяйственной деятельности;
  • 4) цели системы.

Обратите внимание на то, что в основе классификации экономических систем лежит господствующая форма собственности. В экономической мысли долгое время господствовало представление, что собственность - это отношение человека к вещи, его возможность владеть, распоряжаться и использовать материальные условия своего существования.

Действительно, среди многообразных желаний и интересов человека достойное место занимает интерес к обладанию материальным богатством. Этот веками выработанный интерес воплощается в особом ощущении - чувстве хозяина, собственника. Еще один из первейших библейских заветов гласил: «Не укради», чем подтверждалось священное право собственности.

Собственность порождает уверенность в причастности человека к вещам и событиям и привязывает его к ним прочными нитями. И наоборот, отчуждение людей от вещей порождает индифферентность, а порой и неприязнь к тому, что воспринимается как не свое, чужое. При этом стремление человека к обладанию вещами выступало как природный, неотъемлемый инстинкт.

Однако по мере накопления знаний о законах развития общества представления о собственности стали меняться в сторону признания не природной, а социальной ее основы. Важнейший шаг в изучении собственности сделала экономическая мысль XIX в. Идеологу мелкобуржуазного социализма П.-Ж. Прудону принадлежит знаменитая фраза: «Собственность - это кража».

Такое определение не получило всеобщего признания и было подвергнуто обоснованной критике, но в позиции Прудона была весьма ценная деталь. Если одно лицо владеет вещью, то другое лицо лишено возможности ее иметь. Значит, не природа, а общественные отношения лежат в основе собственности.

Собственность - это отношения между людьми, выражающие определенную форму присвоения материальных благ и, прежде всего, средств производства.

Во-первых, собственность - это основа, фундамент всей системы общественных отношений. Именно от нее зависят формы распределения, обмена и потребления.

Во-вторых, от собственности зависит положение определенных групп, классов, слоев в обществе, возможности их доступа к использованию факторов производства.

В-третьих, собственность есть результат исторического развития, ее формы меняются с изменением способов производства.

В-четвертых, хотя в каждой экономической системе господствует одна форма собственности, это не исключает существования и других ее форм. Переплетение и взаимодействие всех форм собственности оказывает положительное воздействие на развитие общества.

В-пятых, переход от одних форм собственности к другим может идти эволюционным путем на основе конкурентной борьбы за выживаемость, усиления того, что доказало свою жизнеспособность. В то же время имеют место и революционные пути смены форм собственности, когда новые формы насильственно утверждают свое господство.

В отношениях собственности всегда присутствует две стороны: субъект собственности и объект собственности.

Субъект собственности или собственник, представляет активную сторону отношений собственности, он владеет, пользуется или распоряжается собственностью. Собственность не может быть бессубъектной, распространенное выражение «ничейная собственность», строго говоря, лишено смысла.

Субъектами собственности могут быть человек, личность, семья, социальная группа, трудовой коллектив предприятия, население территории, органы государственного управления всех уровней. Объект собственности - пассивная сторона отношений собственности, это все то, чем обладает собственник. Потенциально, в принципе, объектами собственности может быть все сущее на земле, кроме самого человека, его жизни и способностей. Иначе мы узаконим рабство.

Объектами собственности могут быть земля, природные ресурсы, средства производства, имущество, деньги, ценные бумаги, валюта, информация, рабочая сила, интеллектуальный продукт. Хотя традиционно важнейшим из объектов собственности считаются средства производства, надо отметить, что сегодня собственность на рабочую силу, информацию, интеллектуальный и инновационный продукт, на денежные средства оказывает столь же мощное воздействие на экономические процессы.

Долгое время, начиная с римского права, собственность как особое общественное отношение являлась непосредственным предметом юриспруденции. Однако с дальнейшим развитием общественного производства и появлением новых форм предпринимательской деятельности собственность приобретает значимость в своем экономическом аспекте.

Экономическая сторона отношений собственности заключена в том, что от форм и отношений собственности зависят способы и методы хозяйствования, экономическое использование объектов собственности, их рачительное, эффективное применение.

Юридическая сторона отношений собственности проявляется в наличии у субъекта собственности определенных прав на объект, гарантирующих ему возможность владения, пользования и распоряжения объектом.

Есть у отношений собственности и третья, философская сторона, которая заключается в нравственной оценке того обстоятельства, что весь мир разделен на части по признаку собственности. Хорошо это или плохо? И хорошо, и плохо. Хорошо с той точки зрения, что вещи обретают хозяина, бережно и разумно их использующего, человек получает экономическую свободу.

Плохо, потому что возникает неравенство между людьми, возникают споры, раздоры, даже войны за обладание собственностью, зарождается эгоизм и жадность. Однако без собственности практически невозможно организовать экономику, навести порядок, регулировать экономические отношения.

А. Линкольн: «Собственность - плод труда, это положительное начало в мире. То, что некоторые богаты, показывает, что и другие могут стать богатыми, и таким образом, собственность - справедливое поощрение трудолюбия и предпринимательства».

Форма собственности определяет принадлежность объектов собственности субъекту единой, общей природы, скажем человеку, семье, коллективу, обществу. Может показаться, что в соответствии с таким определением, существует столько форм собственности, сколько субъектов. В действительности, принято выделять более узкую совокупность форм собственности: индивидуальная (частная, личная), коллективная и государственная.

Индивидуальная собственность - это собственность, по отношению к которой собственник персонифицирован, т.е. выделен как физическое лицо, индивидуум, отдельная личность.

В рамках индивидуальной собственности различают личную собственность на предметы потребления и частную собственность на средства производства, но современная экономическая наука считает, что это деление не носит принципиального характера.

Частная собственность была господствующей в экономике вплоть до XX в. И все это время не прекращались дискуссии о положительных и отрицательных эффектах, порождаемых ее существованием. Основные аргументы против частной собственности всегда были следующие: во-первых, она порождает эксплуатацию, т.е. присвоение результатов чужого труда, а во-вторых, занимает ведущее место в рыночной экономике, вытесняя все другие формы собственности.

Что касается первого аргумента, то подобное изъятие прибавочного продукта имеет место при любой форме собственности, и доля, изымаемая государством при общественной форме собственности, может быть нисколько не меньше, чем в условиях частной собственности.

Куда же направляются эти средства, зависит не столько от господствующей формы собственности, сколько от регулирующей функции государства и объективных потребностей производства и общества. По поводу второго аргумента можно сказать, что нынешней рыночной экономике присущи, в основном, смешанные формы собственности.

В типичной рыночной экономике западного типа 10-15% средств производства находятся в частной собственности, 60-70% - в акционерной, 15-20% - в государственной.

Коллективная собственность или совместная собственность, охватывает диапазон от семейной до общенародной собственности. Субъект этой формы собственности представляет собой совокупность, сообщество, коллектив собственников.

Государственная собственность - это собственность, правом распоряжения которой обладают государственные органы власти, как исполнительные, так и законодательные. Это часть общенародной собственности, переданная по воле народа и решению органов народовластия в распоряжение государственных органов с одновременным делегированием ответственности.

А теперь, выяснив сущность и формы собственности, как основного критерия классификации экономических систем, вернемся к нашему компаративному анализу

Компаративный (от англ, comparative - сравнительный) анализ, изучающий сравнительные характеристики экономических систем, сложился как самостоятельная наука в 70-х годах XX в. Однако истории экономической мысли были и ранее известны различные подходы к типизации экономических систем.

Сен-Симон выделял ранний период, рабство, Средневековье, современный период и Золотой век. К. Маркс создал учение о пяти общественно-экономических формациях: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической.

П. Самуэльсон указывает на следующие современные экономические системы: многоукладная экономика, социализм, коммунизм, фашизм. Однако, с сегодняшней точки зрения, наиболее последовательной представляется типизация экономических систем, предложенная К.Р. Макконнеллом и С.Л.Брю, которая включает традиционную экономику, командную экономику, рыночную экономику и смешанные системы.

Традиционная экономика - это экономически слаборазвитые страны, экономика которых основана на обычаях и традициях. Многоукладная экономика базируется на отсталой технологии и широком распространении ручного труда. Экономические решения диктуются наследственностью и кастовостью.

Огромное значение имеет мелкотоварное производство, основанное на частной собственности на производительные ресурсы и личном труде их владельцев. Религиозные и культурные ценности выше экономических. В настоящее время примеры подобной организации экономической жизни можно найти лишь в изолированных уголках Африки и Океании.

К командной экономике относят коммунизм, экономику в чрезвычайных условиях (войны, бедствия), компьюторий (придуманное рациональное общество, где компьютеры контролируют все стороны жизни). Черты командной экономики:

  • 1) общественная (а в реальности государственная) собственность на все материальные ресурсы;
  • 2) централизованное планирование;
  • 3) прямое распределение продуктов при фиксированных ценах и унифицированной заработной плате. Рынок деформирован;
  • 4) положение хозяйствующих субъектов определяется близостью к режиму и связями с аппаратом;
  • 5) экономический порядок обеспечивается жесткими административными и уголовно-правовыми мерами;
  • 6) преобладание валовых, объемных показателей развития экономики;
  • 7) теневая экономика;
  • 8) господство идеологии над экономикой;

рыночная экономика - это понятие, полярное по отношению к командной экономике. К ней относят «чистый капитализм» XIX в., эпохи свободной конкуренции. Черты рыночной экономики:

  • 1) частная собственность на инвестиционные ресурсы;
  • 2) личная свобода всех участников экономической деятельности;
  • 3) свободное предпринимательство;
  • 4) личный интерес как главный мотив поведения;
  • 5) конкуренция;
  • 6) опора на рыночную систему цен;
  • 7) ограниченная роль государства.

Современная рыночная экономика, располагаясь между командной и рыночной экономикой, включает широкое разнообразие смешанных форм. При сохранении основ рыночного хозяйства для смешанной экономики характерно :

  • 1) огосударствление части хозяйства в национальном масштабе;
  • 2) коллективная частная собственность;
  • 3) активное государственное регулирование национальной экономики в целях стимулирования спроса и предложения, предотвращения кризисов и сокращения безработицы;
  • 4) создание государственных фондов социального обеспечения.

Теперь вы видите, сколь отличается решение главных вопросов экономики (что? как? и для кого?) в различных экономических системах. Более того, для каждой системы характерны свои национальные модели.

Это и понятно, ведь страны отличаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Например, для командной системы характерны советская модель, китайская модель и др. Современная рыночная экономика также представлена различными моделями. Вот некоторые из них.

Шведская модель характеризуется энергичным участием государства в обеспечении экономической стабильности и перераспределении доходов. В руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов составляет 70% ВВП, причем половина направляется на социальные нужды.

Сердцевиной шведской модели является социальная политика. Для ее успешного проведения установлен высокий уровень налогообложения, более 50% ВНП.

В результате безработица сведена до минимума, относительно невелики различия в доходах населения, высока экспортная способность шведских компаний. Высокий экономический рост сочетается с высоким уровнем благосостояния и с полной занятостью.

Японская модель отличается развитым индикативным (рекомендательным) планированием, координацией деятельности правительства и частного бизнеса. Существует определенное отставание уровня жизни населения (в том числе и заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого происходит снижение себестоимости продукции и резкое повышение конкурентоспособности на мировом рынке.

Такая модель возможна только при исключительно высоком уровне национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека. Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций при заимствовании всего самого ценного у других стран. Заимствование же японского опыта другими странами не всегда дает ожидаемый результат (например, «кружки качества» в России), поскольку там нет японских традиций.

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Малообеспеченные слои населения имеют приемлемый уровень жизни за счет льгот и пособий.

Модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. Государственное воздействие направлено на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

А теперь подумайте, правомерна ли постановка вопроса о превосходстве той или иной формы собственности ведь для экономики важно не выделение и развитие отдельной формы собственности, какой бы эффективной она не казалась, а создание и поддержание конкурентной среды для всей совокупности форм собственности.

Тем более, что в современной рыночной экономике практически не существует форм собственности в чистом виде, они взаимопроникают, переплетаются, образуя смешанные формы собственности.

Наиболее распространенной формой этого типа является акционерная собственность. Капитал акционерного общества (корпорации) образуется в результате продажи ценных бумаг - акций, которые свидетельствуют о том, что их владелец внес свой вклад (пай) в капитал акционерного общества и имеет право на получение дивиденда.

Дивиденд - это часть прибыли, которая выплачивается владельцу акции.

У каждой формы собственности есть своя экономическая ниша. Государственная собственность развивается, прежде всего, в тех отраслях, которые ей оставляет частный капитал, а это отрасли, где отдача либо невелика, либо наступает через длительное время - капиталоемкие отрасли производственной и социальной инфраструктуры, энергетика, транспорт, связь, образование, здравоохранение.

Приватизация этих отраслей невозможна также в силу их стратегического значения для существования и развития страны. Вторжение государственной собственности в пределы рынка может быть вызвано стремлением государства оздоровить отрасли, переживающие кризис, или активизировать экономику в целом посредством национализации убыточных предприятий.

Несмотря на кажущееся наличие заинтересованности в результатах труда кооперативная и коллективная формы собственности не получили широкого распространения в рыночной экономике. Эффективность этих форм собственности значительна лишь в сфере малого бизнеса, где связь между долей собственности и участием в управлении и в получении дохода прослеживается достаточно четко.

В акционерной форме собственности проявилось, пожалуй, самое удачное на сегодняшний день сочетание коллективных и индивидуальных интересов. Поэтому акционерная форма и стала базисной, определяющей в рыночной экономике. Частная собственность представлена, главным образом, в сельском хозяйстве, торговле, сфере услуг.

В основном это мелкие предприятия, которые занимают, например, в США от 94 до 99% в общем числе частных фирм. Именно они зачастую берут на себя освоение новой техники, создание новых видов товаров, что нередко связано с хозяйственным риском.

Подведем итоги. Какова бы ни была экономическая система, она никогда не может быть совершенной. Бессмысленно сравнивать недостатки реальной системы с идеальной, но не существующей. Важно является ли экономическая система жизнеспособной и несет ли она прогресс. Однако, перефразируя известное изречение о демократии, можно сказать, что рынок - наихудший способ организации хозяйства, за исключением всех остальных.

Ф. Хайек: «Жаловаться на несправедливость рынка - это то же самое, что жаловаться на несправедливость Солнечной системы».

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • 1. Разъясните содержание термина «экономика».
  • 2. Как вы понимаете абсолютную и относительную ограниченность ресурсов?
  • 3. В чем заключается проблема выбора для экономической системы? Что такое цена выбора?
  • 4. Раскройте взаимосвязь понятий: ресурсы, производство, распределение, обмен, потребление, потребности.
  • 5. Перечислите факторы производства. Какие факторы влияют на расширение производственных возможностей?
  • 6. Раскройте содержание каждого из факторов производства. Почему они не предоставляются бесплатно?
  • 7. Дайте классификацию потребностей.
  • 8. В чем сущность закона возвышения потребностей?
  • 9. Раскройте содержание главных вопросов экономической системы что? как? для кого? Могли бы вы добавить к этим вопросам свои? Обоснуйте ваш ответ.
  • 10. Что иллюстрирует кривая производственных возможностей, и на каких конкретных допущениях она основана?
  • 11. Что показывает каждая точка на кривой производственных возможностей?
  • 12. Как изменится положение кривой производственных возможностей при отмене этих допущений?
  • 13. Почему кривая производственных возможностей имеет такую форму?
  • 14. Что такое экономическая система и для чего создаются модели экономических систем?
  • 15. Каковы критерии классификации экономических систем? Почему отношения собственности являются фундаментом экономической системы?
  • 16. В чем состоит экономическое, юридическое и философское содержание отношений собственности?
  • 17. Какие формы собственности вы знаете? Раскройте их содержание.
  • 18. Назовите характерные черты рыночной и командной экономики.
  • 19. Почему в современной экономике преобладают смешанные экономические системы?

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ

1. Перед вами таблица производственных возможностей выпуска военной продукции и гражданских товаров:

  • а) Изобразите данные о производственных возможностях графически. Что показывают точки на кривой?
  • б) Обозначьте точку М внутри кривой и точку N вне кривой. Что показывают эти точки? Что должно произойти, прежде чем экономика сможет достичь уровня производства, который показывает точка N ?
  • в) Начертите кривую производственных возможностей для того случая, когда технология производства управляемых ракет усовершенствовалась, а технология производства автомобилей осталась неизменной.
  • 2. Вы зарабатываете в день 200 руб. В день X вы решаете уйти со второй половины дня на футбол, заплатив за билет 150 руб. Сколько составят ваши альтернативные издержки?
  • 3. Власти любой страны вводят ограничения на скорость движения автомобилей в населенных пунктах. К получению или сохранению каких благ ведет эта мера ведь снижая скорость передвижения, люди теряют время? Однако они соглашаются с этим, следовательно, они получают что-то взамен. Что?
  • 4. Попробуйте составить сравнительную таблицу решения главных вопросов экономики (что? как? и для кого?) в рыночной и командной экономических системах.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СЕМИНАРА

1. В начале 80-х годов в условиях фиксированных цен распределение большинства товаров длительного пользования осуществлялось по спискам и очередям. При этом среднее время ожидания составляло для очередей на мебель - 5 лет, на автомобиль - 10 лет, на квартиру - 20 лет. Справедливо ли было такое решение проблемы с вашей точки зрения?

Доказывает ли этот факт то, что понятие «редкость», «полезность» существовали наряду с централизованным распределением или неудовлетворенный спрос объясняется неправильным планированием производства, доходов и прочего?

  • 2. Маленькая пиццерия должна решить, расширять ли ей радиус территории обслуживания до мили. Что надо принять во внимание, если целью расширения является увеличение прибыли?
  • 3. На конкретных примерах покажите, от каких факторов зависит уровень потребления. Как понимать количественный и качественный аспекты потребления?
  • 4. Нотариус, приехавший на работу в центр города на своей машине, не захотел поставить ее на платную стоянку, где были места для парковки. Он потратил 20 минут, разъезжая вокруг квартала, и нашел свободное место у тротуара. Нотариус считал, что он обеспечил себе бесплатную парковку и сэкономил свои деньги. А как вы думаете, был ли прав нотариус?
  • 5. Всемирно известная организация «Гринпис» отстаивает право человечества на выживание, как правило, в борьбе с правительственными органами различных стран, хотя именно им общество доверяет обеспечение своего процветания. Попробуйте объяснить причину с позиции ограниченности ресурсов.

ТЕСТЫ

  • 1. Альтернативная стоимость платы за обучение в колледже для ваших родителей это:
    • а) плата за обучение плюс недополученная вами заработная плата;
    • б) разность между недополученным доходом и платой за обучение;
    • в) выгода от наилучшего помещения денег, идущих на оплату обучения;
    • г) полная стоимость обучения, включая плату родителей и средства из других источников.
  • 2. Цена выбора решения строить новый бассейн определяется наиболее точно:
    • а) суммой денег, отпущенных на строительство;
    • б) сметной стоимостью строительства;
    • в) затратами труда, капитала и природных ресурсов;
    • г) другими материальными благами и услугами, от которых придется отказаться в пользу строительства бассейна.
  • 3. Кривая производственных возможностей иллюстрирует:
    • а) влияние дефицита на общество;
    • б) преимущества производства одного товара вместо другого;
    • в) изменение в цене различных товаров;
    • г) альтернативную стоимость производства либо одного продукта, либо другого.
  • 4. Альтернативная стоимость - это стоимость товара или услуги, измеряемая: а) статистическими ведомствами;
  • б) индексом потребительских цен;
  • в) ценой покупаемого товара;
  • г) тем, чем надо пожертвовать для приобретения товара или услуги.
  • 5. Платой за инвестиционные ресурсы является:
    • а) рента;
    • б) процент;
    • в) прибыль;
    • г) заработная плата.
  • 6. Главные проблемы экономики (что? как? и для кого?):
    • а) полностью решены правительством России;
    • б) не существуют в странах с рыночной экономикой;
    • в) не решаются в странах с командной экономикой;
    • г) существуют во всех странах, пока есть ограниченность ресурсов.
  • 7. В смешанной экономической системе экономические решения:
    • а) являются результатом централизованного планирования;
    • б) принимаются только в частном секторе;
    • в) принимаются правительством;
    • г) принимаются и в частном, и в государственном секторе.
  • 8. Какие блага должны производиться рыночной экономикой:
    • а) хлеб;
    • б) уличное освещение;
    • в) библиотеки;
    • г) доставка почты.
  • 9. Собственность - это:
    • а) контроль над ресурсами;
    • б) отношение между людьми по поводу присвоения вещей;
    • в) совокупность прав на данный объект;
    • г) отношение человека к вещи.
  • 10. Из ниже перечисленного фактором производства не является:
    • а) капитал;
    • б) деньги;
    • в) земля;
    • г) предпринимательство.
  • 11. Основной критерий классификации экономических систем
  • а) господствующая форма собственности;
  • б) тип воспроизводства;
  • в) способ обмена материальных благ;
  • г) поведение экономических субъектов.

БЛИЦ-ОПРОС

  • 1. Блага (товары и услуги), предоставляемые государством, являются бесплатными.
  • 2. Ограниченность благ существует лишь в бедных странах или среди бедных людей.
  • 3. Купание в теплом море - бесплатное благо.
  • 4. Ограниченность носит абсолютный характер.
  • 5. Потребление средств производства называется личным потреблением.
  • 6. Средства труда и предметы труда образуют средства производства.
  • 7. Капитал как фактор производства не является деньгами.
  • 8. Платой за фактор капитал является прибыль.
  • 9. Экономика эффективна, если полностью используются все ресурсы.
  • 10. Точка, лежащая за пределами кривой производственных возможностей не достижима.
  • 11. Кривая производственных возможностей имеет отрицательный наклон.
  • 12. Сравнительный анализ экономических систем называется страноведением.
  • 13. Экономическая система и ее модель полностью совпадают.
  • 14. Основной критерий классификации экономических систем - господствующая форма собственности.
  • 15. В традиционной экономике экономические решения принимаются на основе обычаев и традиций.
  • 16. В рыночной экономике главные вопросы экономики решаются правительством.
  • 17. Командная экономика основана на государственной форме собственности.
  • 18. Частная собственность способствует более эффективному использованию ограниченных ресурсов.
  • 19. Объектом собственности является государство.
  • 20. Деление индивидуальной собственности на частную и личную, носит принципиальный характер.
  • 21. Современная экономика является экономикой смешанного типа.
  • 22. Государственная форма собственности является наиболее эффективной.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Государственная собственность Земля

Индивидуальная собственность Капитал

Коллективная собственность Командная экономика Компаративный анализ Модель экономической системы Обмен

Объект собственности Потребление

Потребность Предпринимательство Производство Распределение Рыночная экономика Собственность Субъект собственности Традиционная экономика Труд

Факторы производства Цена выбора Частная собственность Экономика

Экономическая система Экономическая теория Экономический выбор Эффективность

ЛИТЕРАТУРА

  • 1. Добрынин Л.И., Журавлева Т.П. Общая экономическая теория: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2004. Гл. 1, 3, 4.
  • 2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М.: ИНФРА-М, 2009. ТЛ. Гл. I.e. 18-23, 47-48.
  • 3. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. Соч. Т. 4.
  • 4. Маршалл А. Принципы политической экономии. М.: Прогресс, 1993. ТЛ, кн.1, гл.1.
  • 5. Райзберг Б.А. Рыночная экономика. М., 2001. Гл. 5.
  • 6. Самуэльсон П. Экономика. М.: Алгон ВНИИСИ, 2002. Т. 2, гл. 41.
  • 7. Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Волгина Н.А. М.: Экзамен, 2005, гл.1.
  • 8. Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Новости. 1991, с. 19-35.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

  • 1. Цели общества и их реализация.
  • 2. Учение К.Маркса об общественно-экономических формациях.
  • 3. Экономика СССР как тип командной экономики.

>> Основные проблемы экономики. Экономика как наука

1.2. Основные проблемы экономики.

Экономика как наука

«Вторую» экономику - экономическую теорию - мы могли бы определить как науку, которая изучает хозяйство общества. Но в основе возникновения и существования любого общественного хозяйства лежат одни и те же проблемы, так называемые основные проблемы экономики . Их понимание позволит нам дать более общее и точное определение экономической теории.

«С точки зрения экономиста, условия человеческого существования характеризуются следующими четырьмя фундаментальными положениями: человек стремится к различным целям; время и средства, находящиеся в его распоряжении, ограничены: они могут быть направлены на достижение альтернативных целей; в каждый момент времени цели обладают различной важностью. Да, мы таковы - существа, наделенные ощущениями, желаниями и притязаниями, массой инстинктивных и осознанных стремлений, побуждающих нас к действию. Но время для действий ограничено. Внешний мир не представляет нам возможностей для достижения всех наших целей в полной мере. Жизнь коротка, а природа скупа. Цели других людей не совпадают с нашими. Но мы можем употребить свою жизнь на то, чтобы заниматься разными делами, используя имеющиеся ресурсы и услуги других людей для того, чтобы добиваться различных собственных целей».

Стремление человека удовлетворить потребности всегда упирается в несоответствие с необходимыми для их удовлетворения ресурсами, которые ограничены относительно потребности в них.

Ограниченность - это ситуация, когда ресурса не достаточно, чтобы удовлетворить желание каждого. Если ресурсы всегда ограничены, людям приходиться выбирать, на что их потратить.

Две этих непреходящих проблемы - ограниченность ресурсов и проблема выбора - составляют предмет изучения экономической теории и позволяют сформулировать ее определение:

Экономика - это общественная наука, изучающая законы, лежащие в основе выборов, которые совершают люди, используя ограниченные ресурсы для удовлетворения своих потребностей.

Иногда под содержанием экономической теории понимают ответ на вопросы: Что производить? Как производить? Для кого производить (т.е. как распределять)?

Своей постановкой эти фундаментальные вопросы обязаны, как очевидно, основным проблемам экономики.

Вопрос в том, как экономисты изучают эти проблемы, заставляет нас обратиться к методологии экономической науки. Экономическое исследование содержит несколько этапов:

Этап 1. Отбор и классификация фактов, относящихся к проблеме исследования. Часть экономической теории, занимающаяся этой задачей, называется эмпирической экономической наукой.

Этап 2. На основе собранных фактов выводятся обобщения, устанавливаются взаимосвязи между фактами. Результатом этого этапа становится разработка гипотезы.

Этап 3 . Проверка фактами. Это - ответственный этап изучения экономических явлений. Он состоит в выявлении того, в какой мере сформулированная гипотеза соответствует фактам «видимой экономики». Лучше всего такую проверку проводить с помощью моделей. Любое описание того, как факты связаны между собой, мы будем называть моделью. Экономисты используют описательные, математические и графические модели, другими словами, взаимосвязь фактов можно выразить словами, формулами (аналитически) и графически.

Этап 4 . Применение полученных результатов для обоснования экономической политики. Для этого используются модели, объясняющие явления «видимой» экономики, их прогнозирующие, как средства решения конкретной проблемы.

Методы экономических исследований, по сути, являются общенаучными. Особенность же экономического исследования заключается в том, что к любой проблеме экономисты подходят с позиций «затраты-выгоды».

Остается только добавить, что исследование в экономике может проводиться на двух разных уровнях анализа: микроэкономический и макроэкономический анализ.

Микроэкономический анализ имеет дело с конкретными экономическими единицами, с детальным изучения поведения этих единиц. Сюда относится изучение рынков отдельных товаров и услуг, а так же элементов рынка: спрос, предложение, цена. Важнейшие субъекты рынка - это домашнее хозяйство и предприятие .

Макроэкономика - раздел экономической науки, который анализирует экономику в целом или основные ее составляющие, объединенные в большие группы.

Основы экономики, Учебное пособие для школьников (выпуск 2), Е.Г.Лиманова, Л.П.Буфетова

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Вопросы но разделу I

Экономическая теория

1. Предпринимательство как фактор производства. Прибыль предпринимателя

Труд, земля и капитал рассматриваются экономической наукой как основные факторы производства. Четвертым важнейшим фактором выступает предпринимательство (предпринимательская деятельность), или предпринимательская функция. Поскольку производство предполагает реализацию какой-либо комбинации факторов производства, то предприниматель является тем субъектом экономического процесса, который комбинирует эти факторы; формирует условия, необходимые для создания такой комбинации и постоянного ее воспроизводства (рис.1).

Рис. 1 Комбинирование факторов производства (предпринимательская деятельность, функция)

Как полноправный вид хозяйственной деятельности предпринимательство использует производственные ресурсы: природные, трудовые, финансовые, информационные. Перечисленные ресурсы потребляются при любом виде предпринимательства, которое представляет собой преобразование ресурсов конечные продукты бизнеса: товары и услуги. При этом ресурсы, вовлеченные в предпринимательство, становятся его факторами, которые по своей сути не отличаются от известных производственных факторов: земли, труда и вещественного или денежного капитала. Мы уже выяснили, что бизнес - это труд, большой труд. Трудовое воздействие на природные ресурсы (например, землю) с помощью основных средств (физического капитала) позволяет предпринимателю создавать продукцию, необходимую потребителям, которые готовы платить за нее деньги.

Для предпринимательства необходимы основные средства: земельные участки, здания, помещения, машины, оборудование. Они нужны не только непосредственно для производства, но и для хранения, транспортировки, продажи продукции, для управления бизнесом. Без служебных помещений, оборудованных средствами связи, оргтехникой, компьютерами, сегодня невозможно вести сколько-нибудь серьезное дело.

Для ведения бизнеса необходимы и расходуемые оборотные средства, материальные ресурсы: сырье, материалы, энергия. В основном они нужны предпринимателям - производителям товаров из этих ресурсов. Однако без электричества и бумаги, без обогрева помещений не обойдется никакое предпринимательство.

Нужен для бизнеса и денежный капитал, и не только начальный. Причем деньги для целей предпринимательства нужны не сами по себе, нужен физический капитал: основные и оборотные средства.

К факторам предпринимательства следует отнести и информационные ресурсы, без которых немыслим эффективный бизнес. В понятие «информационные ресурсы», а точнее, научно-информационные ресурсы входят знания о предмете и способах ведения дела, данные о продуктах-аналогах, проекты, технологии, то есть сведения самого разного характера, без которых бизнес просто нереализуем.

Предпринимательство характеризуется определенным содержанием, направленностью, последовательностью действий, процедур, выполняемых физическим субъектом бизнес-процесса - предпринимателем.

Для того чтобы товар появился на рынке в качестве объекта спроса и предложения, предприниматель (или какая-то определенная группа людей) осуществляет целостный комплекс действий, в результате которых становится возможным появление этого товара на рынке. Такой комплекс необходимых действий именуется деловой функцией .

Сама по себе деловая функция включает два типа разнородных действий. Первый тип действий связан с созданием структуры для производства конкретного товара с конкретными характеристиками и в определенном объеме. Этот тип действий называется предпринимательской функцией . Ее осуществление является исключительной способностью предпринимателя как носителя такой функции. Второй тип действий связан с необходимостью обеспечения жизнедеятельности созданной производительной структуры, обеспечением высокой рентабельности этой производительной структуры. Этот тип действий является управленческой (т. е. менеджерской) функцией , исполнение которой является основной должностной обязанностью менеджера (рис.2).

(с участием предпринимателя)

Рис. 2 Деловая функция

Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предпринимателя. Наличие прибыли на предприятии означает, что его доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.

Различают прибыль бухгалтерскую и чистую экономическую прибыль. Экономическая прибыль – разность между общей выручкой и внешними и внутренними издержками.

В число внутренних издержек включают при этом и нормальную прибыль предпринимателя. (Нормальная прибыль предпринимателя - это минимальная плата, необходимая, чтобы удержать предпринимательский талант.)

Бухгалтерская прибыль - разницу между доходами от различных видов деятельности и внешними издержками.

2. Общественный продукт и его движение. Основные факторы производства

Производственные возможности общества всегда были ограничены. С увеличением населения возникала необходимость вовлечения в хозяйственный оборот новых земель, самых разных природных ресурсов. До начала ХХ столетия темпы прироста используемых ресурсов оставались относительно небольшими. Объяснялось это, с одной стороны, определенной стабильностью в потребностях населения, а с другой стороны, - ограниченностью роста численности самого населения.

В связи с происходящим демографическим взрывом за последние сорок-пятьдесят лет в хозяйственный оборот было вовлечено столько природных ресурсов, сколько их было использовано за всю историю развития цивилизации до этого времени. Обоснование выбора использования ограниченных ресурсов стало одной из центральных проблем хозяйствования.

Результатом хозяйствования в любой экономической системе является произведенный продукт. Он представляет собой сумму всех созданных в течение года благ и имеет двойную ценность. Прежде всего это разнообразные предметы и услуги, произведенные для удовлетворения производственных и личных потребностей людей.

Вторая ценность общественного продукта состоит в том, что он имеет стоимость, воплощает в себе определенное количество затраченного труда и показывает ценой каких усилий произведен этот продукт.

В советской статистике этот продукт получил название совокупного или валового продукта. Он включает в себя материальные блага и услуги, созданные в материальном производстве, и нематериальные блага и услуги, созданные в нематериальном производстве (духовные, нравственные ценности, образование, здравоохранение и т.д.). По своей стоимостной структуре совокупный продукт состоит из стоимости израсходованных средств производства, необходимого продукта, состоящего из благ и услуг личного потребления, и прибавочного продукта, предназначенного на расширение потребления и производства. К. Маркс показал это формулой:

C + Y + m = K (1)

где: С - стоимость израсходованных средств производства;

Y - заработная плата;

m - прибавочная стоимость.

Создаваемый в процессе производства общественный продукт проходит в своем движении стадии распределения, обмена и потребления. На всем пути его движения между людьми складываются, постоянно поддерживаются и развиваются определенные экономические отношения. Главными, определяющими являются отношения, которые имеют место в самом производстве. Они накладывают отпечаток на всю последующую цепочку экономических взаимосвязей, определяют их характер, направленность развития.

Через распределение и обмен обеспечивается возврат в производство различных средств производства и рабочей силы. Тем самым поддерживается пропорциональность в хозяйстве или происходит разлаженность во всем хозяйственном механизме (бюджетный дефицит, инфляция, безработица и т.д.).

На стадии распределения устанавливается доля различных классов, социальных групп и отдельных людей в производственном продукте. Это доля доходит до потребителя через обмен. Обмен опосредует связь между производством и распределением с одной стороны и потреблением с другой. Он представляет собой куплю-продажу совокупного продукта. В качестве продавцов и покупателей выступают предприятия, организации и население. Обязательным условием непрерывности самого процесса производства является полная реализация созданного продукта.

При этом условии производство получит необходимый приток материальных и людских ресурсов, а население - свою долю в продукте, определенную распределительными отношениями.

Завершающей стадией движения общественного продукта является потребление. Начав движение с производства, продукт полностью или постепенно исчезает в потреблении. Тем самым обеспечивается воспроизводство самой жизни человека и его деятельности.

Производство - процесс изготовления материальных благ - переработка веществ природы для непосредственного потребления или дальнейшего производства. Производство предполагает взаимодействие различных факторов, которые можно разделить на 3 основные группы: труд, земля, капитал (классики); 3 + предпринимательская способность (неокласики); вещественные и личные (Маркс); 4 + экология, информация и т.д. (современные теории).

В основу классификации факторов производства положена теория Ж-Б Сэя. Суть ее в том, что земля N , труд L и капитал К участвуют в процессе производства в качестве основных факторов. Они приносят соответствующий вид дохода. Земля - ренту, труд- зарплату, капитал - прибыль и %.

Труд - процесс расходования человеком его физической, интеллектуальной и духовной энергии. Каждый человек обладает рабочей силой, или способностью к труду. Труд представляет собой потребление рабочей силы. В любом обществе существует принуждение к труду. Экономическое принуждение связано с категорией наемного труда. Для возникновения наемного труда необходимы два условия: обладание личной свободой и отсутствие собственности на средства производства, т.е. возможности начать свой бизнес. В этих условиях человек вынужден наниматься на работу. Главным мотивом труда, при этом является желание получить материальное вознаграждение.

Земля является вторым фактором производства. Термин "земля" охватывает все полезное, данное природой: землю, водные и лесные ресурсы, полезные ископаемые. Свойства земли можно разделить на естественные и созданные искусственно благодаря орошению, мелиорации, внесению удобрений и т.п. Это обстоятельство влияет на доход с земли - земельную ренту.

Капитал - созданные людьми средства производства и денежные накопления, используемые в пр-ве товаров и услуг.

На каждом новом этапе развития производства появляются новые факторы (предпринимательство, информация, технология, экология. )

Производство возможно только при введении в производственный процесс всех факторов (главные: земля, труд, капитал). Факторы обладают взаимозаменяемостью, которая обусловлена разнообразными потребительскими свойствами продукта, ограниченностью ресурсов и эффективностью их использования. В результате возможно любое производство продукта при использовании различных факторов в разнообразных сочетаниях и пропорциях. Предприниматель выбирает такую технологию производства, при которой дефицитный или дорогой фактор производства используется в меньшей мере. проблемы экономической ...

Три проблемы экономической теории

Главная проблема экономической теории имеет две стороны:

  • потребности человеческого общества не имеют ограничений и возрастают с течением времени;
  • ресурсы, необходимые для производства материальных благ, имеются в ограниченном количестве.

Из двух этих утверждений вытекают три основных вопроса экономики, которые наглядно представлены на рисунке.

Таким образом, перед учеными-экономистами стоит задача по разрешению данного противоречия, чтобы наиболее полно удовлетворить потребности общества в целом и каждого отдельного его члена, используя имеющиеся в распоряжении человечества ресурсы.

Проблема 1 – Что производить?

Всем очевиден факт ограниченности ресурсов для производства различных активов. В связи с этим перед исследователями стоит задача: определить, какие материальные ценности, и в каком количестве, стоит производить в данный момент времени, чтобы максимально полно удовлетворить имеющиеся потребности. Для этого экономическая теория применяет анализ кривой производственных возможностей.

Крайние точки, которые будут лежать на одной или другой оси координат, означают, что будет производиться только один вид активов. Как правило, специалистами рассматривается обобщенная ситуации, когда берутся средства производства и потребительские товары. Такой выбор приведет к ситуации, что какая-то часть общества останется полностью неудовлетворенной.

В связи с этим перед специалистами стоит задача отыскать такой объем средств производства и товаров для потребления, который бы максимально полно удовлетворил спрос. Оптимальное соотношения этих групп активов называется равновесной точкой. Однако в практической деятельности все обстоит сложнее. Дело в том, что эти две группы ценностей представлены тысячами различных товаров, предназначенных для удовлетворения разнообразных потребностей миллиардов людей во всем мире.

Замечание 1

Таким образом, в реальной действительности эта проблема гораздо серьезнее, чем может показаться в теории. Плюс ко всему в условия ограниченности ресурсов дополнительный выпуск одного вида ценностей обязательно сопровождается сокращением другого.

Проблема 2 – Как производить?

Данная проблема также имеет несколько срезов.

  • Во-первых, это касается вопроса о том, какие ресурсы будут задействованы для производства того или иного набора благ.
  • Во-вторых, значение имеет технология производства.

Например, производитель может решить использовать преимущественно ручной труд, поэтому ему понадобится большое количество рабочей силы причем, скорее всего, неквалифицированной. В том случае, если используется труд механизмов, машин и компьютеров, то можно обходиться значительно меньшим числом работников. Необходимо учитывать, что такие работники должны обладать требуемой квалификацией, чтобы быть способными управлять производственной техникой и оборудованием.

Замечание 2

Важный вопрос также касается выбора технологии обработки ресурсов в процессе производства материальных объектов. Так как от решения данного вопроса зависит количество ресурсов, требуемое для выполнения заданного объема производственной программы. В свою очередь это напрямую влияет на сумму затрат и, следовательно, получаемый доход от экономической деятельности.

Проблема 3 – Для кого производить?

Названная проблема подразумевает поиск ответа на вопрос: кто будет потребителем производимых товаров? Какова их покупательская способность? Каковы их потребности?

Экономическая система производит материальные блага, основываясь на информации о спросе на те или иные товары. Также она изучает:

  • Потребности потребителей – в чем они нуждаются, какие нужды должен удовлетворить товар;
  • Величину их доходов – с этим показателем напрямую связаны их возможности в покупке товаров.

Отвечая на эти вопросы, экономическая теория пытается примирить вечное противоречие ограниченных ресурсов и неограниченных потребностей.