Макроэкономика шпоры. Предмет макроэкономики

Тема 1. Введение в экономику

Методы и функции экономической теории

Зарождение и развитие экономики

Зарождение экономических идей относится ко времени возникновения человека. Истоки же экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира. Древнеиндийские "Законы Ману" (IV-III вв. до н. э.), вавилонские "Законы царя Хаммурапи" (XVIII до н. э.), древнекитайская "Книга перемен" и другие источники отмечали существование общественного разделения труда, частной собственности, отношений господства и подчинения между людьми.

Вершина доклассического этапа развития экономической мысли связана с деятельностью античных мыслителей. Взгляды древнегреческих философов Ксенофонта (430-354 гг. до н. э.), Платона (427-347 гг. до н. э.), Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) можно характеризовать как теоретические исходные пункты современной экономической науки. (Например, здесь рассматривались такие вопросы как стоимость и цена товара, полезность, меновые отношения, функции денег и др. Считается, что сам термин "экономика", обозначающий учение о ведении хозяйства, был введен в научный оборот Аристотелем. В Древнем Риме особое значение получили проблемы прикладного, прежде всего аграрного характера).

История свидетельствует, что впервые понятие «экономика » употребил древнегреческий ученый Ксенофонт. Оно явилось производным от двух греческих слов: «ойкос » - дом, хозяйство и « номос» - закон, правило. Под экономикой Ксенофонт понимал науку о законах, или правилах, ведения хозяйства, которое в те времена представлялось как домашнее. Позднее другой знаменитый представитель Древней Греции Аристотеть под экономикой стал подразумевать не только науку, но и само хозяйство как объект изучения экономики как науки.

Экономические школы

1. Как наука экономическая теория возникает в XVI-XVII вв. Истоками ее классического периода стало развитие меркантилизма (от итальянского «мерканте» - торговец). Зародившись в конце XV века, эта школа достигла расцвета в XVII столетии.Главной заботой меркантилистов явилось нахождение способов, с помощью которых государство могло бы добыть себе золото и серебро, считавшиеся главными из богатств. Наиболее известными из них стали запрещение вывоза драгоценных металлов из страны и импорта товаров.Особую популярность среди меркантилистов имели английский экономист Томас Ман , признававший единственным источником богатства торговлю, и французский исследователь Антуан де Монкретьен , который в 1615 г. ввел в употребление термин «политэкономия», что означало «управление государственным имуществом города».


2. В середине XVIII начинают формироваться собственно экономические школы. Физиократы (от греческого «власть природы») отвергали учение меркантилистов, считая, что источником богатства является превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве. Виднейшим представителем этой школы был Франсуа Кенэ (1694-1774), который в своих «Экономических таблицах» сделал гениальную попытку анализа общественного воспроизводства.

3. Переходным мостиком от меркантилистов и физиократов к классической политэкономии стали работы Вильяма Петти (1623-1686). Широкую известность получило его изречение «Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля - его мать». Адам Смит и Давид Рикардо вошли в историю как основоположники классической политической экономии. Ее основная идея - либерализм, минимальное государственное вмешательство в экономику, рыночное саморегулирование на основе свободной конкуренции, которое А. Смит назвал «невидимой рукой». Классики политэкономии заложили основы трудовой теории стоимости и учения о доходах, постарались раскрыть экономические законы развития современного им общества. Классическая политическая экономия стала основой для всего последующего развития экономической науки, поставив главные проблемы и предложив основные методы исследования.

4. Опираясь на традиции классической школы политической экономии, К. Маркс и Ф. Энгельс в середине XIX в. создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизм . Их идеи, рассматривающие законы развития капитализма и концепцию социализма, оказывали значительное влияние на развитие отечественной экономической теории вплоть до 1980-х гг.

5. Параллельно с марксизмом была сформулирована теория маржинализма (от английского «предельный»), положившая начало новому неоклассическому этапу развития экономической мысли. Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы Карл Менгер (1840-1921), Фридрих фон Визер (1851-1926), Эйген фон Бем-Баверк (1851-1914). Маржинализм в отличии от предшествующих школ экономического анализа исходил из использования предельных, дополнительных величин, характеризующих изменение состояния объекта анализа.

В рамках неоклассического этапа выделяются и современные экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX- начале XX вв. Их главными направлениями являются неоклассическое, кейнсианское и институционально-социологическое.

5.1.Неоклассическое направление стало связываться с оформлением «нового классического экономикса», представляющего собой попытку синтезировать маржинализм и классическую политэкономию. Оно представлено современными теориями монетаризма (М.Фридмен (род. 1912)) и неолиберализма (Ф. Хайек (1899-1992)).

5.2. Основателем кейнсианского направления является Джон Мейнард Кейнс (1883-1946). В его работах было дано важнейшее теоретическое обоснование государственного регулирования экономики путем проведения финансовой и денежно-кредитной политики.

5.3. Родоначальником институционально-социологического направления является Торстейн Веблен (1857-1929). Название концепции происходит от латинского «институтиум»- учреждение, организация, установление. Все ее сторонники рассматривают экономику как систему, включающую совокупность экономических и внеэкономических факторов и отношений.

Экономика как наука. Микроэкономика и макроэкономика

Общепризнанного определения экономики до сих пор нет, т.к. она охватывает такой широкий спектр значений, что при любом кратком определении остаются без внимания какие-либо важные аспекты предмет а. Однако основная проблема экономической теории и практики состоит в разрешении противоречия между безграничными потребностями людей и ограниченными ресурсами.

Экономика - это наука изучающая создание и использование материальных благ, получение материальных средств существования (отец экономики, А. Смит).

Экономическая наука изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния (Анг. экономист, А. Маршалл)

Структурно экономическая теория включает в себя два раздела: микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов. Ее основоположниками считаются представители маржинализма. В центре ее анализа - цены отдельных товаров, затраты-издержки, формы и механизмы формирования капитала и функционирования фирмы, механизм ценообразования, мотивация труда. Макроэкономика изучает экономические процессы и явления на уровне государства. Объект ее исследования - национальный продукт, экономический рост, занятость, инфляция. Макро- и микроэкономика взаимообусловлены и органически взаимодействуют.

Мезоэкономика – экономика отраслей и крупных регионов.

Метаэкономика – означает единство экономики и среды с которой она связана.

Позитивная экономика – изучает факты и зависимости между ними, отвечает на вопрос: то есть или что может быть.

Нормативная экономика – определяет какие условия экономики желательны или нежелательны, и отвечает на вопрос: что должно быть.

Любую науку формируют две составляющие: теория и практика, которые взаимно обусловливают друг друга. Теория как таковая представляет систему знаний, дающую целостное представление о каком - объекте или явлении.

Экономика - это система знаний об экономике как хозяйстве. Эти знания научные, так как они облечены в определенные идеи, положения, формулы, категории и понятия. Важной особенностью конкретных экономических дисциплин является их тесная связь с практикой, так как главное их назначение состоит в том, чтобы научить работать в определенной сфере экономики: в области управления, бухгалтерского учета, банковского дела и т.д. Вот почему эти науки называются прикладными.

Эта связь осуществляется, прежде всего, через конкретные экономические дисциплины, так как в их основании лежит общая экономическая теория. Экономика она дает знания, которые могут пригодиться в жизни любому человеку. Она особенно необходима тем, кто принимает экономические решения, проводя экономическую политику на микроэкономическом уровне, уровне отдельного предприятия или на макроэкономическом уровне, уровне всего народного хозяйства. При этом она помогает принимать правильные решения не только с точки зрения интересов отдельного человека, но и всей экономики в целом, интересов большинства людей.


2 вопрос (Общественное воспроизводство: сущность, структура. Типы, критерии и показатели общественного воспроизводства)

Общественное производство это часть экономической системы представляющая собой множество предпринимательских сфер экономики связанных между собой в единое целое.

Распределение - процесс определения доли, количества, пропорции участия каждого члена общества в произведенном продукте.
Обмен - процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителей и потребителей.

Структура общественного производства
Минимально необходимым для общественного воспроизводства является наличие двух подразделений:
производство средств производства;
производство предметов потребления, которые выполняют различные функции в процессе воспроизводства.
Средства производства служат для воспроизводства преимущественно вещественных, материальных элементов производительных сил, предметы потребления - для воспроизводства человеческого фактора производства.

Типы воспроизводства
Простое воспроизводство - это повторение производства в прежних, неизменных масштабах. Это значит, что общество весь вновь произведенный продукт, в т.ч. и прибавочный, расходует на потребление, а само производство возобновляется в тех же объемах и в том же количестве.

Суженное воспроизводство -это возобновление процесса производства в сокращенном, уменьшенном размере. Такое воспроизводство характерно для стран , находящихся в глубоком и длительном социально-экономическом кризисе, в случаях внезапного и быстрого разрушения единого экономического пространства, когда воспроизводственные связи разрываются.
Расширенное воспроизводство - это повторение процесса производства в увеличенном масштабе, при этом полученный доход идет не только в личное потребление товаропроизводителя, но и на приобретение дополнительных производственных ресурсов.
В соответствии со вторым критерием в экономической теории различают: экстенсивное, интенсивное и смешанное воспроизводство.
Экстенсивное воспроизводство - это процесс расширения масштабов производства за счет привлечения дополнительных ресурсов на прежней технологической основе. Можно выделить несколько путей экстенсификации: рост численности рабочих, увеличение рабочего дня, рост добываемого сырья и т.п. Интенсивное воспроизводство - это процесс увеличения объема производства за счет качественного улучшения технологий и техники. Смешанное воспроизводство - это процесс увеличения масштабов производства за счет одновременного повышения количества экономических ресурсов и совершенствования техники и технологии.

Макроэкономика и микроэкономика - это два важнейших понятия экономической теории. Почему всю экономику делят именно таким образом? Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем разобраться с каждым из терминов по отдельности, а затем рассмотрим их во взаимосвязи.

Особенность экономики как науки

Микроэкономика) - это не только практическая, но и научная дисциплина. Она занимается изучением вопросов, связанных с распределением ресурсов, финансовых потоков, эффективностью хозяйственной и предпринимательской деятельности. Уже само ее название говорит о том, что главная цель экономики - разработка способов по наиболее эффективному (не требующему лишних затрат) использованию ресурсов и рационализации хозяйства.

Понятия "макроэкономика" и "микроэкономика" в экономической теории присутствуют давно. Сейчас при планировании какой-либо деятельности обязателен просчет экономических параметров, а также возможных экологических последствий. Во всех цивилизованных странах такая практика является обязательной.

Особенности микроэкономики

Микроэкономика занимается анализом хозяйственной деятельности отдельных экономических субъектов: домохозяйств, фирм, предприятий. Все решения, принимаемые внутри них, являются составляющими микроэкономики. Таким образом, названная дисциплина изучает экономические процессы на локальном, местном уровне.

Основной микроэкономической задачей, которую ставит перед собой практически каждый частный предприниматель, является получение максимальной прибыли. Поэтому делается все возможное (в рамках существующих законов и текущей ситуации) для производства как можно большего количества товаров и назначения им как можно более высокой цены.

Потребитель же старается получить необходимый ему товар по минимальной цене. При этом, в отличие от производителя, количество приобретенного товара лимитировано его индивидуальными потребностями, и цели получить как можно больше зачастую не стоит.

Микроэкономика, в отличие от макроэкономики, изучает локальные экономические системы и объекты и никогда не занимается проблемами федерального, а тем более глобального уровня. Поэтому и термин «государство» отсутствует в этой дисциплине.

Основные виды деятельности в микроэкономике:

  • Производственная.
  • Обменная.
  • Распределительная.

Микроэкономика пытается объяснить, каким образом и почему отдельные экономические субъекты принимают те или иные решения, и какие факторы на это влияют. Например, она рассматривает такие вопросы, как принятие решений руководством предприятия о численности персонала, действия покупателей при выборе ими тех или иных товаров, влияние на покупателя изменения цен и личных доходов и многие другие.

В процессе принятия решения частными субъектами большое значение имеют такие факторы, как спрос и предложение. В микроэкономике существует теория общественного выбора, которая является самостоятельным разделом экономической теории.

Что такое спрос

Спрос - это объем товара или услуги, который согласится приобрести покупатель при определенной установленной стоимости на него. При снижении цен спрос растет, а при увеличении - падает. Таким образом, можно построить кривую спроса в зависимости от цены. Также на него влияют уровень доходов, особенности самого покупателя, раскрученность бренда и т. д.

Что такое предложение

Этим термином обозначают количество товаров или услуг, которое производитель готов предложить, исходя из цены на них и производственных возможностей, а также себестоимости производства продукции, налогов и прочих факторов. Кривая предложения показывает зависимость последнего от цены на товар. Обычно при ее увеличении предложение возрастает. Если затраты на производство продукции оказываются больше выручки от ее реализации, то производителю может стать не выгодно реализовывать свой товар и в конечном счете предприятие может обанкротиться.

Наличие конкуренции с другими поставщиками часто приводит к снижению конечной стоимости продукции.

Что изучает макроэкономика

Как уже говорилось, микроэкономика и макроэкономика - это две составляющие экономической науки. Но макроэкономика отличается тем, что изучает всю экономику в целом и в более широком территориальном охвате. Ее основателем является Такой охват позволяет давать ответы на многие злободневные вопросы, рассматривая:

  • уровень безработицы;
  • величину общей инфляции;
  • рост, стагнацию или рецессию экономики;
  • динамику ВВП;
  • совокупные денежные потоки;
  • мировые биржи;
  • общую величину импорта и экспорта государства;
  • ставки по кредитам;
  • общую покупательскую способность населения;
  • инвестиционную привлекательность;
  • золотовалютные резервы и общий долг государства.

Наиболее важные составляющие макроэкономики - это внутренний валовой продукт (ВВП) и а также величина инфляции, валютный курс и общий уровень безработицы.

Экономику принято делить на 3 рынка: рынок товаров и услуг, финансовый и рынок производственного оборудования. Кроме того, в ней выделяют 4 агента - это предприятия, домохозяйства, государство и иностранный фактор. Все они взаимосвязаны между собой экономическими связями.

Взаимодействие микроэкономики и макроэкономики

Общее у обеих рассматриваемых составляющих имеется - они взаимосвязаны. Так, глобальные экономические показатели, например ВВП страны или товарные потоки, во многом определяются активностью частных экономических и финансовых субъектов.

А глобальный рост спроса на топливо очень сильно зависит от предпочтения каждого конкретного человека. Когда люди массово переходят от общественного транспорта к личным авто, потребление топлива резко увеличивается. В итоге это дает стимул для роста цен на нефть. С другой стороны, многие производители автомобилей сейчас на добровольной основе переключаются с создания машин с ДВС на гибридные или электрические авто. Со временем это начнет сказываться на глобальном спросе на нефть и может спровоцировать снижение ее цены. Такая ситуация больно ударит по таким крупным экономикам, как российская или ближневосточная.

Таким образом, микроэкономика и макроэкономика - это две взаимосвязанные дисциплины, которые различаются своим масштабом и объектом изучения. Макроэкономика рассматривает все более обобщенно, глобально, а микроэкономика - на уровне отдельных предпринимателей и физических лиц.

  1. Высшее образование (3)

    Учебное пособие

    Потенциала России вносит осуществляемая «реформа» высшего образования , проводящаяся по западным рецептам тоталитарными... выпуска полноценных, профессионально подготовленных специалистов с высшим образованием , она ориентирует на «скороспелую» подготовку...

  2. Высшее образование*

    Статья

    Должно оплачивать те виды высшего образования , в которых страна нуждается... против того, чтобы оплачивать все высшее образование за счет налогоплательщиков. 4. ... что я - не враг высшего образования . Но я враг высшего образования в той форме, в...

  3. Высшее образование

    Документ

    Или уполномоченным адвокатом в Греции. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРОЦЕСС ПРИЗНАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ДИПЛОМОВ (АСПИРАНТУРЫ... обслуживания населения (KЕП) ДОСТУП К ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОСТУП К ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ ЛИЦ ГРЕЧЕСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ. Лица греческой...

  4. Образование XXI века (развитие отрасли высшего образования)

    Документ

    Примерно одинаковая занятость людей и с высшим и без высшего образования высшим все-таки больше), то для... развитой цивилизации вызвано появлением массового высшего образования . Высшее образование коренным образом отличается от начального...

  5. Высшее образование в чехии (1)

    Документ

    Получение высшего образования и приступить к трудовой деятельности или продолжить высшее образование в... высшее профессиональное образование , или высшее профессиональное образование в консерватории на основании закона о школах или высшее образование ...

  6. Экономические отношения составляют важную часть человеческой жизни и оказывают существенное влияние как на целые государства, так и на отдельных индивидуумов. Невозможно абстрагироваться от взаимодействия с другими субъектами и изолироваться от них. Неудивительно, что на протяжении нескольких столетий круг данных отношений пристально изучается учёными, которые стараются выявить закономерности. Разделение теории на микро- и макроэкономику позволило ответить на различные вопросы, стоящие перед человечеством. В чём разница между данными категориями и какое направление является приоритетным?

    Макроэкономика – раздел экономической теории, который изучает взаимодействие систем, а также экономики как единое целое. Все события исследуются в совокупности и не дробятся на исходные элементы. Круг вопросов, который изучает наука – занятость, экономический рост и равновесие, ценообразование и ценовая политика, торговый баланс. Основателем направления считается Джон Кейнс, английский учёный, который некогда вывел США из Великой депрессии.

    Микроэкономика – раздел науки, изучающий работу экономических агентов: домохозяйств, фирм и государств, а также их взаимодействие в ходе хозяйственной деятельности. Анализ ведётся на уровне конкретных субъектов, что позволяет разрешить проблемы, стоящие перед конкретным юридическим или физическим лицом. Ключевые вопросы, которые изучаются микроэкономикой – это проблема потребителя и производителя, равновесие рынка, экономическая эффективность и многое другое.

    Сравнение

    Понимание данных разделов экономической теории лучше всего проявляется на практике. Они взаимосвязаны и выступают как общее и частное. Проводя сравнение, можно сказать, что микроэкономика изучает строение дома, но не замечает квартал, а макроэкономика – функционирование городов, за которыми не видно отдельных сооружений. Это в полной степени проявляется при сравнении круга изучаемых вопросов.

    Для макроэкономики интерес представляет общий уровень цен системы, для микроэкономики – стоимость отдельных товаров и услуг. Таким образом, проявляются разные подходы к пониманию инфляции, по-разному оценивается её значение. Макроэкономика изучает национальный доход государства, региона или мира, а микроэкономика – различные доходы, в том числе на уровне фирмы или домохозяйства. Учёным, которые занимаются макроэкономикой, интересно национальное производство, в то время как их коллегам из другого лагеря – эффективность конкретной фирмы и её деятельность.

    Выводы сайт

    1. Уровень. Микроэкономика исследует отдельные экономические объекты, макроэкономика – взаимодействие экономических систем.
    2. Круг изучаемых вопросов. Микроэкономика занимается частными проблемами и взаимодействием экономических агентов, а макроэкономика – исследованием крупных систем в их совокупности.
    3. Ценообразование. Микроэкономика изучает цены на конкретные продукты, макроэкономика – общий уровень цен.
    4. Занятость. Для макроэкономики важна занятость в экономике в целом, для микроэкономики – занятость в конкретных отраслях и на определённых предприятиях.
    5. Рынки. Микроэкономика изучает отдельные рынки, макроэкономика – их взаимосвязь друг с другом и взаимодействие.