Хозяйство и промышленность великобритании. Общие черты хозяйства

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии - это развитое государство, расположенное в северо-западной части Европы. Форма правления в стране - конституционная монархия, в которой конституция заменена рядом законодательных актов. Главой государства и её живым символом с 1953-го года является Королева Елизавета ІІ. Она, вместе с двухпалатным парламентом, возглавляет законодательную власть. Исполнительную власть в стране осуществляет премьер-министр в лице лидера главенствующей партии.

Государство отделено от остальной части Европы проливами Ла-Манш и Па-де-Кале, а также Северным морем. Такое расположение отразилось на становлении государства и его народа, процесс формирования которого занял много веков. В состав государства входит три страны: Англия, Шотландия, Уэльс и северная часть Ирландии. Общая площадь территории составляет порядка 250 тыс. кв. км. На протяжении четырех веков государство владело многочисленными колониями.

В ХІХ веке страна заняла лидирующие позиции в производстве и экспорте товаров. Пока её значение не ослабло из-за стремительного роста ряда других стран: США, СССР, Германии и Японии. С 1 января 1973 года Великобритания находилась в составе Европейского сообщества, но в 2016 года больше половины британцев проголосовали за выход из ЕС, став первой страной, покинувшей сообщество.

Население

Согласно данным Департамента по экономическим и социальным вопросам, численность населения государства составляет свыше 65 млн. человек. Среди них большая часть - англичане, остальное население представлено шотландцами, валлийцами, корнуэльцами, ирландцами и переселенцами из стран ЕС.

Большая часть населения разговаривает на английском языке, но встречаются и местные диалекты. В стране религия представлена несколькими направлениями. Так, англичане - исповедуют англиканство, шотландцы придерживаются пресвитерианской церкви, а ирландцы - католической. Плотнее всего заселена центральная часть страны, где расположены самые крупные и развитые города. Районы с наименьшим количеством жителей находятся в Северной Шотландии и Центральном Уэльсе. Средняя плотность населения государства составляет 266, 5 человека на км 2 .

Население преимущественно состоит из жителей в возрасте от 15 до 65 лет. Примечательно, что численность мужчин и женщин составляет равное количество - около 21 млн. человек. Таким образом, пирамида населения имеет омолаживающийся вид, с характерным снижением рождаемости. Средняя продолжительность жизни в Великобритании составляет 80 лет.

Промышленность Великобритании

Промышленность Англии столетиями формировалась в том числе за счет ресурсов метрополий. С открытием в Северном море месторождений нефти и газа в 1960-70 годах экономика получила новый импульс к развитию. Производится экспорт и переработка этих полезных ископаемых. Большинство нефтеперерабатывающих заводов расположено на юго-востоке страны. Здесь построены огромные НПЗ и терминалы сбыта сырья. Действуют множество предприятий химической промышленности. Производство синтетических волокон и пластмасс, фармацевтической продукции основано на наукоемком производстве при переработке нефти.

Добываемые в больших объемах нефть и газ экспортируется в другие страны и обеспечивает собственную промышленность сырьем и топливом. Однако часть сырья импортируется из других стран. Это объясняется тем, что большинство НПЗ страны настроены на переработку тяжелой нефти, а месторождения, которыми владеет Англия, дают легкую нефть. Из всего объема добытой нефти 106 млн т., или 1/3 продукта, идет на экспорт, около 50 млн. т ввозится в страну. Примерно в тех же пропорциях производится импорт и экспорт газа.

(Асфальтобетонный завод в Англии )

И в настоящее время промышленность продолжает быть ведущей отраслью государства. В ней, по последним подсчетам занята шестая часть всего населения. Промышленность обеспечивает четверть ВНП страны, что позволяет Великобритании находиться на 7 месте в мире по объему производства. Важное место в структуре промышленности занимает обработка и машиностроение, замещая тем самым традиционные для страны отрасли добычи полезных ископаемых и производство текстиля. Промышленные предприятия расположены преимущественно в густонаселенном центре государства: от Лондона до Ланкашира и от Западного Йоркшира до Глостершира.

В структуре отрасли машиностроения преобладает производство транспорта. Причем страна лидирует в мировом экспорте именно грузовых машин. Также значимыми позициями в машиностроении являются производство силовых установок, самолетов, космического оборудования и оргтехники. Крупнейшие районы машиностроения расположены в Западном Мидлендоме и в юго-восточной части Англии.

(Знаменитая тепловая электростанция в Лондоне )

Добыча каменного угля на протяжении веков обеспечивала страну топливом, уступая только нефтепромышленности. Среди стран мира Великобритания занимает 20-е место по добыче нефти и 16-е по добыче газа благодаря месторождениям на дне Северного моря. Однако, несмотря на это страна вынуждена дополнительно импортировать ресурсы для обеспечения промышленности и своего населения.

Англия входит в десятку стран, производящих самые большие объемы железа и стали. Для развития черной металлургии у страны есть три необходимых условия: богатые месторождения угля, железной руды и известняка. Сегодня одна корпорация «Бритиш стил» обеспечивает прокатом из черного металла почти все потребности страны в продукте. На территории острова добывают редкие цветные металлы: цирконий, уран и другие, используемые в самолето- и ракетостроении, атомной энергетике. Большая часть сырья идет на экспорт в страны Европы и США.

Сельское хозяйство Великобритании

Природные условия острова определяют специфику развития сельского хозяйства в регионах. В сельском хозяйстве Великобритании задействовано всего 2% трудоспособного населения страны. Но, несмотря на это наблюдается стремительный рост и развитие сельского хозяйства. Кроме того местных ресурсов, которые составляют 75%, хватает на то, чтобы обеспечить население сельскохозяйственными продуктами. Государство не нуждается в импорте ячменя, овса, картофеля, яиц, молока, свинины и птицы.

Основные земледельческие районы расположены на территории Восточной Англии. Здесь, на востоке страны, где климат влажный и много лугов, развито и животноводство. Англия — родина известных в мире пород крупного рогатого скота, в стране выращивается мясной и молочный скот, свиньи, домашние птицы и овцы. Англия, производится качественная молочная и мясная продукции. Однако импорт многих продуктов, например, сливочного масла, показывает до 70% от объема потребления.

Исторически сложилось, что на острове хорошо развивалось овцеводство, преимущественно для производства шерсти. Сегодня отрасль дает всего 1 % стоимости от всего объема с/х продукции, производимой в стране. Картофель, ячмень и пшеница, корнеплоды, в том числе кормовые, занимают большие площади на востоке страны. Однако часть продуктов, до 25% от необходимых потребностей, Англия ввозит из-за рубежа. Хорошо развито садоводство и огородничество. При занятости всего 1,5% окультуренных земель, в садах и огородах производится около 12% продукции острова.

Сельское хозяйство Англии преимущественно фермерское. После принятия единой системы квот ЕС, фермерам пришлось сократить объемы производимой продукции. Себестоимость ее всегда была достаточно велика и без дотаций государства сельское хозяйство пришло бы в упадок. Поэтому фермеры получают ощутимую государственную поддержку. После выхода из ЕС у фермеров появился шанс на возрождение прежних объемов производства с/х продукции.

В сельском хозяйстве Великобритании занято всего около 3% работающего населения страны. В среднем на одного человека приходится меньше у3 гектара сельскохозяйственных земель. не менее благодаря высокой интенсификации производства Великобритания производит более половины сельскохозяйственных продуктов, потребляемых ее населением. Полностью обеспечиваются в ячмене, овсе, картофеле, домашней птице, свинине, яйцах свежем молоке. Однако многие важные продукты Великобритании приходится ввозить из других стран. импортирует 4Д сливочного масла, 2/3 сахара, половину пшеницы и бекона, У4 потребляемых в стране говядины и телятины.

Для производства сельскохозяйственной продукции используются 19 млн. га: возделываемыми культурами (включая сеяные травы) занято 7 млн. га, а под естественными пастбищами – около 12 млн. га. Соотношение между этими используемыми землями неодинаково в различных районах. В юго-восточной части Англии естественных пастбищ совсем мало, в Северной Ирландии под ними занята У5 сельскохозяйственных земель, в горных районах Англии и Уэльса – 1/3, а в Шотландии – часть земель.

Великобританию часто называют «королевством пастбищ». И в самом деле, и сенокосные угодья занимают здесь территорию в 3 раза большую, чем . Природные условия Великобритании более благоприятны для развития животноводства, чем земледелия. и растениеводство дают соответственно 65 и 23 % стоимости сельскохозяйственной продукции страны. Преимущественно животноводческие хозяйства располагаются в западной, более влажной части Великобритания. Стада крупного рогатого скота насчитывают свыше 14 млн. голов, а овец – вдвое больше. Увеличивается поголовье свиней – теперь их около 8 млн. Выращивание домашней птицы и производство яиц сконцентрированы на больших птицефабриках вокруг основных центров потребления.

Основная отрасль животноводства – разведение высокопродуктивного мясного и молочного скота. дали много пород крупного рогатого скота. Различные породы традиционно разводятся в определенных районах: из молочных на юге Девона – красные девонские коровы, а севернее – светлые, с большими рогами, в Дорсете – черно-белые. Специально выведены мясные породы – знаменитая герфордширская, шортхорн (короткорогая) и абердин-ангус.

В течение более полутора столетий продажа племенного скота является важной статьей дохода. Во многих странах мира имеются породы крупного рогатого скота, выведенные в Великобритании. Самое большое коров герфордширской породы находится, например, не в Великобритании, а в Советском Союзе.

В течение нескольких столетий, начиная с XIII в., была одним из самых крупных мировых поставщиков овечьей шерсти. Овцы разводились практически везде.

Как , так и получали большие доходы от производства и продажи шерсти и шерстяных изделий. настоящего времени - – председатель лордов восседает в парламенте на мешке с овечьей шерстью, напоминающей о бывшем источнике богатства нации. В наши дни дает всего 1 % стоимости сельскохозяйственной продукции, и овец разводят в основном ради ягнят, которые идут на . В Великобритании выведено около 30 пород овец. Больше всего овец разводят в горных районах Уэльса, Северной Англии и ходов не компенсировался увеличением рыночных цен на продукты питания. 10 тыс. мелких и средних хозяйств находятся сейчас на грани разорения.

Транспорт и внешние экономические связи. Поскольку Великобритания – островное, все ее внешние перевозки и связаны с морским и воздушным транспортом. Около 9/10 общего грузооборота приходится на морской , в том числе 1/10- на каботаж.

Все районы Великобритании, кроме Западного Мидленда, в той иной мере непосредственно связаны с морскими портами, которые служат основными транспортными узлами. Крупнейшие из них – , Саутгемптон, Ливерпуль, и Харидж, причем Лондонский и Ливерпульский морские порты пропускают около половины всех грузов (по стоимости).

В прошлом морским путем Великобританию прибывало больше пассажиров, чем воздушным. Однако с начала 1960-х годов авиапассажиров стало быстро расти и вскоре вдвое превысило численность приезжающих в страну морем. Увеличиваются также воздушным транспортом. Всего в стране около 150 пассажирских аэропортов. Великобритания связана постоянными авиалиниями, протяженностью более 800 тыс. км, почти со 100 странами . Львиная перевозок осуществляется национализированной компанией «Бритиш эруэйз» – одной из крупнейших в мире. Пять крупнейших аэропортов страны – расположенные в районе Лондона Хитроу и Гэтвик, а также , и – обеспечивают % всех перевозок пассажиров и авиагрузов.

С континентом Великобритания связана двумя железнодорожными паромами ( – и Харидж – ), и многочисленными морскими автомобильными и пассажирскими паромами – с Данией, Швецией, Норвегией, Голландией и Францией.

Во внутренних грузовых перевозках наибольшую роль играет автомобильный транспорт. Ему более чем в 3 раза (в тонно-километрах) уступает и во столько же раз – . В связи с развитием автотранспорта было снято более 11 тыс. км железнодорожных путей. К середине 1970-х годов британских железных дорог составляла не-сколькоболее 18 тыс. км, из которых 20% были электрифицированными.

Одновременно расширяется сеть автомобильных дорог и происходит их реконструкция. При этом основное уделяется тому, чтобы кратчайшими путями связать между собой основные конурбации страны. Для сокращения расстояния между Лондоном и основными промышленными центрами в устьях рек, в тех местах, где раньше ходили паромы, построено 10 мостов и 3 тоннеля. В 1960-1970 гг. было сооружено несколько автострад, а также улучшены дороги в отстающих районах для оживления в них экономической деятельности. По длине автомобильных дорог на единицу площади Великобритания занимает четвертое место в мире. В то время нее еще мало современных автострад, а остаются самыми перегруженными в мире – 39 автомобилей на 1 км дорог.

Хозяйства Великобритании была бы неполной, если бы мы не отметили традиционную и всевозрастающую роль в экономике страны внешних экономических связей. С 1965 по 1977 г. оборот внешней торговли увеличился почти вчетверо. С одной , удвоился , с другой – быстро растут иностранных монополий в экономику Великобритании. Почти в четыре раза вырос «невидимый ». Увеличение экспорта считается одним из главных средств решения экономических проблем страны. В настоящее время вывозится у3 производимой в Великобритании продукции, причем большая часть стоимости экспорта приходится на изделия обрабатывающей промышленности: автомобили, самолеты, металлоизделия, электрооборудование, продукцию химической промышленности и текстиль.Штаты Америки, на которые приходится У7 всего британского импорта и экспорта. В поисках новых рынков Великобритания расширяет торговлю с социалистическими странами.

Меняется также состав ввозимых товаров. Начиная с 1969 г. общая импорта готовых изделий и полуфабрикатов превышает стоимость закупаемых за границей сырья и продовольствия. Хотя Великобритания все еще остается крупнейшим в мире импортером продовольствия, за 20 последних лет доля продуктов питания в импорте сократилась более чем вдвое и составляет теперь 15%. Страна продолжает ввозить (в основном ), натуральный каучук, почти все цветные и редкие , более половины железной руды. Однако в зависимость Великобритании от импорта сырья уменьшается в связи с переориентацией отечественной промышленности на современные отрасли и в частности с дальнейшим развитием химии и использованием заменителей и местного сырья. Зависимость от ввоза топлива уменьшится в ближайшие годы, по мере увеличения добычи североморской нефти.

. Великобритания относится к высоко-развитых государств мира . По объемам. ВНП она занимает седьмое место в мире. Доминирующую роль в национальном хозяйстве страны играет частный капитал. Однако в некоторых отраслях, особенно в низкорентабельных и убыточных, веришь решающий значение имеет государственный сектор. Прежде всего, это касается угольной, судостроительной, авиационной, военной промышленности, частично транспортного машиностроения. Большую роль в экономике. Великой. Б ритании играют американские монополии, которые в отдельных отраслях промышленности занимают господствующее положение. С другой стороны, государство играет важную роль в международной экономике, валютно-финансовых опера цияраціях.

Великобритания имела в первой половине XX в огромные колониальные владения, из которых интенсивно вывозила сырье. После. Второй мировой войны она постепенно потеряла почти все свои колонии. Медленные

структурные изменения в экономике обусловили определенное отставание от других развитых стран

Ведущее место в отраслевой структуре экономики. Великобритании приходится на промышленность, на которую приходится около 5% промышленного производства высокоразвитых стран. Отмечается она также интенсивным сельским хозяйством.

В структуре промышленности. Ведущей отраслью является машиностроение, химическая промышленность и электроэнергетика. Заметно сократилась во второй половине XX в доля традиционных отраслей промышленности. Велико й. Британии - горнодобывающей и текстильноої.

Промышленность

Угольная промышленность является традиционной отраслью экономики. Однако добыча значительно сократился и сегодня страна превратилась из экспортера угля в его импортера. Снижение объемов добычи ву угилля вызывает уменьшение удельного веса его в топливном балансе, рост удельного веса в нем нефти, газа, ядерного топлива. Великобритания имеет мощную нефтеперерабатывающую промышленность (более 20 предпри приятийтв).

всего электроэнергии в. Великобритании производят мощные. ТЭС. Значительную часть дают. АЭС, а удельный вес. ГЭС очень мала

В металлургическом комплексе государства наблюдается падение объемов добычи железной руды и переориентация на импортное сырье. Объемы выплавки стали, осуществляется только кислородно-конверторным и электроплавильным способами, заметно сократились. Металлургические предприятия преимущественно размещаются в прибрежных городах, расположенных в устьях рек. Среди отраслей цветной металлургии лидируют м идна, свинцово-цинковая (по выплавке свинца более 320 тыс т - третье место в мире), алюминиевая. Предприятия по выплавке цветных металлов сосредоточены в основном в портовых городах, а также вблизи. ГЭС в. Шотландии и. Уэльсельсі.

Среди отраслей машиностроения преобладает производство технологического оборудования, сельскохозяйственных машин, тракторов, электротехнических и электронных приборов и станков, автомобилей, судов, тепло овозо-и электровозостроения тощ.

Продукция британского машиностроения является конкурентоспособной, но дорогой, что негативно сказывается на экспортных возможностях государства

Многоотраслевая химическая треть продукции поставляет на экспорт. Ведущую роль играют производства, химии органического синтеза и нефтеперерабатывающей промышленности, которые концентрируют ься в портовых городах. Предприятия, производящие минеральные удобрения, ориентируются на потребителя. Крупными центрами химической промышленности является. Лондон (многоотраслевая химия и фармацевтика),. Фоли (нафтохими я) и другие города центральной части. Англии и шотландодії.

Предприятия целлюлозно-бумажной промышленности также сосредоточены преимущественно в портовых городах, ориентируясь на привозном древесину

Легкая промышленность является традиционной отраслью специализации. Великобритании. Среди отраслей легкой промышленности ведущей является текстильная, которая сейчас находится в состоянии депрессии. Страна постепенно превратилась из экспортера хлопчатобумажных тканей на их импортерра.

Сельское хозяйство

. Большая часть сельскохозяйственных угодий в. Великобритании сосредоточена в фермерских хозяйствах , имеющих площадь более 100 га. Сельское хозяйство страны является одним из самых продуктивных и найоснащениших в мире. Оно обеспечивает потребности населения государства в продуктах питания на 75%. Основная отрасль ь сельского хозяйства - животноводство, которое дает 70% продукцииції.

Среди зерновых культур в растениеводстве ведущими являются пшеница, рожь, ячмень. Важную роль среди технических культур играют сахарная свекла. Великобритания входит в десятку крупнейших в мире производителей картофельлі.

Большую роль в производстве высокотоварных культур играют пригородные хозяйства, специализирующиеся на выращивании овощей, ягод, фруктов, цветов, хмеля. Они размещены на южном побережье острова ва, в долинах ричок.

Высокопроизводительное животноводство базируется на выращивании кормовых культур, а также природных лугах и пастбищах, задействованных круглогодично. Развитое в государстве скотоводство, особенно мясного направления, свинарст тво, овцеводство (многочисленное поголовье овец в. Европе), птицеводствоо.

Отдельные районы. Великобритании имеют свою узкую специализацию (для склонов гор и возвышенностей характерно разведение молодняка, на производстве молока специализирующихся. Юго-Запад и др.)

Транспорт

Транспорт. Великобритании обеспечивает связь с ее основными торговыми партнерами. Поэтому ведущую роль в грузообороте играет морской транспорт

Железнодорожный транспорт выполняет лишь 20% грузооборота внутри страны. Протяженность пути заметно сократилось до 17 тыс км с 29 тыс км в 1960 году. Автомобильный транспорт занимает ведущее место в внутреннего шныешніх

перевозках (75% грузооборота). Страна имеет густую сеть автомобильных дорог. Главная автомагистраль - это. Лондон -. Бирмингем -. Манчестер -. Глазго. Подводный туннель через пролив. Ла-Манш дает возможность сухопутной связи с материкомком.

В последние годы особую роль играет трубопроводный транспорт, подает нефть и газ из скважин. Северного моря до потребителей. Многие трубопроводов проложены по морскому дну

Водный транспорт работает только на реках. Темза и. Северн, а также на. Манчестерском канале. Другие реки и озера имеют рекреационный характер

Аэропорт"Хитроу"близ. Лондона является одним из крупнейших аэропортов мира, где пересекается очень много международных воздушных путей. Внутреннее значение воздушного транспорта, незначительное

Внешнеэкономические связи

По 2001-2005 гг удельный вес. Великобритании в мировой торговле снизилась более чем вдвое. Среди видов внешних связей первое место занимает вывоз капитала и его вложения в отрасли, щ обеспечивающих экономику страны сырьем и продовольствиеом.

В структуре экспорта почти 40% занимают машины и оборудование, оружие. Важными статьями экспорта также химические товары (1/3 продукции этой отрасли экспортируется), продукция сельского хозяйства. В. В структуре импорта основными являются машины и оборудование (около 40%), готовые изделия, полуфабрикаты, химические товары, продовольствие, уголь и другое минеральное сырьена.

Основными партнерами. Великобритании являются страны. ЕС,. Япония и. США, а в последние годы страна начала ориентироваться на рынок постсоциалистических стран. Центральной и. Восточной. Европы

Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии) занимает площадь 244 тыс.кв.км. Столица – Лондон, население около 57 млн. чел. 7 млн. чел. (с пригородами), городское население более 80%. В Англии работает «Высокий суд Лондона», который является высшей судебной инстанцией. На постоянной основе действует один из старейших в мире двухпалатный парламент.

К середине 20-го века империя окончательно распалась, но сохранилось «Британское содружество» во главе с монархией. Рациональные управленческие действия позволили сохранить английский язык, как государственный и в бывших колониях: США, Индии, Канаде, ЮАР, Австралии, Новой Зеландии и др. А английский стал языком международных общения. В целом, английская школа менеджмента считается лучшей в мире.
Британия тесно сотрудничала с Россией в годы первой и второй мировых войн, но в другие времена не отличалась благосклонностью к нашей стране. Хорошо известно выражение: «У Англии нет постоянных друзей, но есть свои постоянные интересы». Тем более удивительно, что в начале 2017 г. на имя Путина В.В. поступило письмо от Английской королевы с благожелательным обращением «Дорогой друг». Является это добрым предзнаменованием или «рыболовно-политической наживкой», покажет время.

В Англии много Архитектурных памятников. Сохранились остатки вала, построенного на своих границах еще Древним Римом. Хорошо известна Лондонская башня с часами «Биг-бен». О лондонском Замке Тауэр знают все. А о другой великолепной примечательности – немногие. Собор Святого Павла строился под руководством архитектора Кристофера Рена с 1675 по 1708 год на месте первой Лондонской церкви, оставшейся после ухода Римских легионеров. Новый собор, соединив в себе черты классицизма и барокко, своей пышностью вполне соответствует имперским амбициям Англии. Около 300 скульптур собора напоминают о разных периодах национальной истории и её героях. Рисунок на полу из разноцветного мрамора образует розу ветров, а прямо над ней возвышается огромный свод, уступающий по величию лишь Куполу собора Святого Петра в Риме.

Первая промышленная революция состоялась именно в Англии. Первые пароходы, поезда и рельсовые пути были построены изначально в этой стране. Процесс первоначального накопления капитала начался в конце 15 века. В это время здесь произошло возвышение нового дворянства и развитие свободного рынка. Подготовка английской промышленной революции происходила за счет эксплуатации конкурентного преимущества островной страны – доступа к дешевым морским путям. Позже заработанные на торговле и освоении чужих территорий деньги были вложены внутри страны и послужили источником развития английской промышленности.

В настоящее время Великобритания – экономически развитая страна со значительным уровнем развития государственно-монополитического капитализма.
По общему ВВП страна занимает 9 место в мире. 50% валового внутреннего продукта дает производство. Очень сильны транснациональные компании «Юнилевер», «Дженерал электрик» и другие. В промышленности и строительстве занято около 41% экономически активного населения, в сельском хозяйстве около 3%. На высоком уровне работает авто- и тракторостроение с центром в Бирмингеме и Ковентри. Развиты нефтехимия и химическая индустрия, электроника и станкостроение. В год производится более 2 млн. тыс. пластмассы, центр г. Ланкашир.
Свыше 2/3 земель принадлежит крупным землевладельцам – лендлордам, которые отдают большую часть земель в аренду. Наиболее многочисленны мелкие и средние фермерские хозяйства, главная отрасль – животноводство с поголовьем КРС 13,5 млн. голов, овец 30 млн. В земледелии преобладает зерновое хозяйство, собирается более 7 млн. тыс. пшеницы и около 10 млн. тыс. ячменя.

По морскому флоту 31 млн. тыс. Англия занимает 3 место в мире. Главные порты Лондон, Ливерпуль, Манчестер, Глазго, Бристоль. В экспортной продукции доля машин превышает 40%.
Великобритания – крупный экспортер капитала, накопленного, в основном, за счет грабежа колоний в колониальный период. Банковская система – одна из самых надежных в мире. Российские «беглые» олигархи предпочитают сами скрываться и хранить свои капиталы в лондонских банках. Вступив в ЕС, страна сохранила свою валюту фунт стерглингов, которая тоже отличается надежностью, по крайней мере, она не обесценивается каждые 10 лет. В рейтинге стран по паритету покупательной способности, на душу населения в 420413,3 тыс. долларов находится на 27 месте. По производству ВВП на душу населения 42106$ на 18 месте в мире.
Хотя Великобритания с 1973 г. является членом ЕС, она традиционно и с давних пор геополитически, впрочем, и экономически, больше тяготеет к США, чем к Европе. Львиная доля английских инвестиций приходится отнюдь не на Старый Свет, а на США и страны Содружества, включая Канаду, Австралию и бывшие колонии британской короны.
Великобритания представляет собой страну с высокоразвитой, сильной и независимой экономикой. Но сегодня обращает на себя внимание несоответствие между серьезно подорванными позициями страны в промышленном производстве, международной торговле и валютной сфере, с одной стороны, и слабеющими, но все еще весьма сильными позициями в вывозе капитала, а также сохраняющейся ролью Лондона как одного из ведущих финансовых и товарно-биржевых центров – с другой стороны.
Если до начала 70-х годов XX в. Великобритания дистанцировалась от ЕС, то начиная с этого времени на фоне «развития интеграционных процессов в регионе» все теснее сотрудничает со странами Западной Европы, вплоть до брексита, видя в них не конкурентов, как раньше, а взаимовыгодных партнеров. Нельзя не отметить своеобразную культуру Великобритании – обычаи и традиции британцев влияют на политику, экономику, праздники и повседневный быт англичан.
За последние 20 лет в английской экономике были проведены следующие преобразования:
1. сокращен государственный сектор (были проданы такие гиганты английской экономики, как British Telecom, British Coal);
2. снижены налоговые ставки для физических и юридических лиц;
3. проведено дерегулирование экономики (с одновременным снижением государственных расходов);
4. осуществлено некоторое ужесточение системы социального обеспечения.
Огромную роль для Великобритании сыграл приход к власти М. Тэтчер в 1979 г. Важным направлением политики повышения конкурентоспособности британской экономики и обеспечения экономического роста стало дерегулирование хозяйства. В 80-90-е годы были сняты многие административно-правовые ограничения деятельности бизнеса, упрощены процедуры регулирования. Упразднен контроль над заработной платой, ценами и дивидендами, существенному дерегулированию подвергся рынок труда.
Ликвидированы сертификаты на промышленное строительство, служившие административным инструментом региональной политики. Было ослаблено регулирование сферы НИОКР. Политика дерегулирования охватила банковско-кредитную и валютную сферы. В 1979 г. был ликвидирован валютный контроль, сдерживавший движение капиталов между Великобританией и другими странами.
В результате проведения реформ неолиберального толка в Великобритании руководству этой страны в лице М. Тэтчер удалось достичь впечатляющих успехов. После стагнации конца 70-х годов XX в. через несколько лет после начала реализации реформ экономическая ситуация в стране стала улучшаться: ускорился экономический рост, снизилась безработица, уменьшилась дефицитность государственного бюджета.
Нынешний премьер-министр Тереза Мэй также показала крепкую хватку. Но сможет ли она повторить успехи М. Тэтчер, покажет время. Впрочем, безработица в Великобритании и сейчас находится на более низком уровне, чем в среднем по ЕС. Интересен с социальной точки зрения и эффект от так называемой демуниципализации. Стремясь приобщить основные категории рабочего класса и «новых средних слоев» к собственности, правительство в 80-е годы осуществляло распродажу в частное пользование муниципального жилого фонда, причем, по санкционированным из центра льготным ценам. В результате за 80-е – начало 90-х годов свыше 1,2 млн британских семей смогли выкупить дома, в которых они проживали, и стать их владельцами. Всего же благодаря этой и другим мерам 70% из 20 млн. британских семей владеют собственным домом. Не случайно популярность М. Тэтчер сейчас резко возросла.
Структура ВВП на 2016 год:
сельское хозяйство – 1,3%;
промышленность – 24,2%;
услуги – 74,5%.
В Великобритании производится порядка 3,1% общемирового ВВП. В общемировом экспорте товаров и услуг доля Великобритании составляет 4,5%, а в импорте – 5,1 %.
В промышленности Великобритании большую роль играют добывающие отрасли. Но надо заметить, что при одновременном закрытии шахт идет наращивание добычи нефти и газа на континентальном шельфе Северного моря. Нефтедобыча ведется с применением самых передовых технологий бурения на буровых платформах. British Petroleum и англо-голландская компания Royal Dutch/Shell входят в число лидеров в своем сегменте рынка. В обрабатывающей промышленности приоритетом пользуются следующие отрасли:
транспортное машиностроение (12,4% всего промышленного производства), где выделяются автомобилестроение (национальные компании и филиалы иностранных компаний Rover, Ford, Jaguar, Vauxhall, Honda, Nissan, Toyota), судостроение (в том числе, производство судового оборудования и строительство буровых платформ), аэрокосмическая промышленность – третья в мире после США и Франции, производящая гражданские и военные самолеты (British Aerospace, Harrier, Tornado, Euro fighter), вертолеты «СиКинг» и «Линко», авиадвигатели «Роллс-Ройс», оборудование для европейского концерна Airbus Industry;
пищевая промышленность (12,5% всего производства), включая производство знаменитого шотландского виски, джина и молока;
общее машиностроение: производство сельскохозяйственной техники и станков, включая производство текстильного оборудования (Великобритания – седьмой в мире производитель в мире станков);
электроника и электротехника: компьютеры (включая таких производителей, как IBM и Compaq); программное обеспечение, средства телекоммуникаций (волоконная оптика, радары и т.п.); медицинское оборудование; бытовая техника;
химическая промышленность: фармацевтика (Великобритания – четвертый в мире производитель лекарств); агрохимия; парфюмерия; новые материалы и биотехнологии;
производство металлов (10,8% всего промышленного производства);
целлюлозно-бумажная промышленность.
Развитие современной промышленности «Туманного Альбиона» определяется уровнем развития высоких технологий. Великобритания обладает самым высоким научно-техническим потенциалом в Европе и занимает второе место в мире после США по числу Нобелевских премий, полученных ее учеными. Важнейшими открытиями британцев являются структура ДНК, суперпроводимость, радиоастрофизика, клонирование, озоновая дыра, компьютерная томография. Общепризнано мировое господство Великобритании в электронике и телекоммуникациях (одна только British Telecom осуществляет около тысячи научно-исследовательских открытий в год), химии (фармацевтика, новые материалы, биотехнологии), аэрокосмической промышленности (самолеты Concord, самолеты вертикального взлета и посадки, радары, системы слежения за воздушным движением).
Расходы на научно-исследовательские работы (НИОКР) составляют 1,88% ВВП в год, в том числе, 31,36% всех расходов финансируется государством.

Хорошо зарекомендовала себя строительная отрасль Великобритании. Мировым признанием высокого качества построек британцев служит тот факт, что Евродиснейленд под Парижем, олимпийские объекты в Атланте, аэропорт в Гонконге построены английскими фирмами.
В то же время в Великобритании низкая квалификация рабочей силы в промышленности, однако, в последние годы в связи с действием широкомасштабных государственных программ инвестирования НИОКР это положение улучшается.

Сектор услуг представлен такими отраслями, как финансы и туризм. 25% ВВП страны создает сектор финансовых услуг. В нем занято 12% людей трудоспособного возраста, а Лондон является мировым финансовым центром, одной из финансовых столиц планеты. Среди финансовых услуг следует выделить банковскую деятельность (кроме британских банков в Лондоне представлены 50 крупнейших банков мира), страхование, рынок производных финансовых инструментов (фьючерсы, опционы, глобальные депозитарные расписки), рынок облигаций (еврооблигации), валютный рынок (операции с евровалютами), финансовый лизинг, трастовые операции с зарубежными акциями, операции с драгоценными металлами. Недавно, в конце апреля 2017 г., введена противовандальная пластиковая банкнота, которая не растворяется в кислоте, не горит и не рвется.
Вторая по значимости отрасль сферы услуг - туризм, здесь занято 7% трудоспособного населения, а ежегодный доход превышает 8 млрд. долл. Лондон – крупнейший туристический центр мира.
В энергетике страны большую роль играет частный сектор, представленный компаниями British Petroleum, Shell, British Gaz, British Oil, Enterprise Oil.

Великобритания, как и все ведущие страны мира, обладает развитой транспортной инфраструктурой. Открытие Евротоннеля под проливом Ла-Манш сделало связь Великобритании с континентом еще более устойчивой. Показательны успехи страны в развитии гражданской авиации. British Airways на сегодняшний день – одна из крупнейших авиакомпаний мира (если считать долю ее участия в иностранных и английских компаниях), а лондонский аэропорт Heathrow – очень важная авиационная гавань мира.
Крупнейшие порты страны: Абердин, Белфаст, Бристоль, Кардифф, Дувр, Глазго, Гул ль, Ливерпуль, Лондон, Манчестер, Плимут, Питерхэд, Скапа Флоу, Саутгемптон, Фалмут, Тис, Тайн. Торговый флот Великобритании состоит из 155 кораблей.

Развитие малых и средних предприятий в Великобритании в последние годы стимулируется государством, для них предоставляются различные налоговые льготы. Уровень развития малого и среднего предпринимательства в Великобритании находится на среднем уровне в ЕС. Так, в расчете на тысячу жителей в Великобритании 46 малых и средних предприятий (общий уровень по ЕС – 45). Вместе с тем, их доля в ВВП не очень значительна (50-53%).
Британские компании являются очень крупными, и в списке 500 крупнейших компаний мира на 2007 г. их 33. Серьезная цифра, если учесть, что итальянских в этом списке – всего 10.
В последние годы значительно интенсифицировался приток рабочей силы в Великобританию. Иногда это порождает межэтнические столкновения. В Британии насчитывается 700 медресе, где по аналогии с христианскими воскресными школами после занятий в обычных школах обучается около 100 тыс. детей. Расширение ЕС привело и к значительному увеличению белой иммиграции, особенно из Восточной Европы.
Неравномерными были и показатели прироста населения по территории страны. В Англии, в которой проживает более 80% граждан Соединенного Королевства, темпы прироста населения в 1991-2003 гг. превысили 4%, однако, если в Лондоне эта цифра была выше 8%, то количество жителей на северо-востоке региона упало на 1,8%. В Уэльсе население выросло на 2,3%, достигнув порядка 3 млн человек, в Северной Ирландии – на 5,9% (1,7 млн.), а в Шотландии сократилось на 0,5% (более 5 млн). В то же время из-за внутренней миграции единственным британским регионом, теряющим население, была Англия, а из городских центров наибольшая депопуляция наблюдалась в Лондоне, из которого в 2012 г. выехало на 100 тыс. человек больше, чем въехало в столицу.
Производительность труда в промышленности, несколько ниже, чем во Франции и в Германии.
Однако, наиболее острой текущей проблемой для Великобритании на 2016 г. является преодоление спада, вызванного текущим мировым экономическим и финансовым кризисом. Снижение ставки рефинансирования, скупка государством неликвидных активов еще пока не дают ожидаемых результатов.
Среди достижений последних лет в Великобритании можно отметить улучшение условий ведения малого бизнеса, упорядочение системы социальных льгот, все более растущий уровень толерантности в обществе (разрешены однополые партнерства, относительно благополучны вопросы национальных отношений), уровень демократии и зашиты прав человека в Великобритании, что может являться образцом не только для России, но и для ряда стран ЕС.

Внешняя торговля Великобритании отличается отрицательным балансом. Экспорт в 2016 г. составил 464,9 млрд. долл., импорт – 636 млрд. долл., что имело следствием ощутимый дефицит в размере 171 млрд. долл.
В связи с резким скачком цен на нефть в конце XX в. и развитием месторождений североморс-кой нефти доля полуфабрикатов в товарном экспорте Великобритании к 2015 г. достигла 86% по сравнению с 70% в 90-х годах XX в. В том же году на машины и транспортные средства приходилось 48% экспорта. В последние пять лет в экспорте Великобритании возрастает значение продукции аэрокосмической, химической и электронной промышленности, и в то же время уменьшается доля текстильных товаров.
По данным Международного торгового центра, в последние годы на мировом рынке Великобритания была крупным поставщиком авиационного оборудования, турбореактивных двигателей, навигационного оборудования, а также предметов искусства, спиртных напитков, книг, бриллиантов.
География экспорта: страны ЕС – 56% (Германия – 12%, Франция – 10%, Нидерланды – 8%), США – 12%.Импорт состоял из промышленных товаров (около 50% импорта), продукции машиностроения, продовольствия. География импорта: страны ЕС – 53% (Германия – 14%, Франция – 10%, Нидерланды – 7%, Ирландия – 5%), США – 13%.
Очень высока вовлеченность в международный оборот британской электронно-вычислительной техники, за границу вывозится около 90% продукции данной отрасли. На экспорт идет свыше 70% продукции экспортной промышленности, более половины изделий приборостроения. Среди отраслей общего машиностроения с очень высокой экспортной ориентацией – тракторостроение, производство текстильного и горношахтного оборудования. Великобритания занимает одно из первых мест по экспорту вооружения.
Сдвиги в экспортной структуре внешней торговли сопровождались изменениями в ее географическом направлении. В последние десятилетия происходит «европеизация» внешнеторговых связей Великобритании. То есть, доля Западной Европы в британском экспорте достигла 63% в 2005 г. по сравнению с 48% в 2009 г. Подтверждением этого факта служит сравнительная характеристика взаимной торговли товарами в Европе.

Продолжение материала – о сельскохозяйственном производстве Великобритании – читайте в следующем номере журнала «Нивы России»

Природные условия Великобритании более благоприятны для развития живот­новодства, чем земледелия. Животноводство и растениеводство дают соответственно 65 и 23% стоимости сельскохозяйственной продукции страны.

Земледелие в Великобритании развивается очень низкими темпами, можно даже сказать, что оно деградирует, что сопровождается непрерывным сокращением числа мелких ферм, их разорением, непрекращающимся сокращением пахотных земель.

В растениеводстве преобладает зерновое хозяйство(14,2 млн. т пшеницы и 7,4 млн. т ячменя); развито возделывание сахарной свеклы, картофелеводство, рыболовство.

Наиболее распаханы земли в восточной части Англии, к северу от Темзы; больше всего пустошей и неиспользуемых земель в горных районах Северной Шотландии и Уэльса.

Развитие Англии преимущественно в направлении промышленности породило то, что страна крайне зависит от импорта многих важных продуктов(импортируется 4/5 сливочного масла, 2/3 сахара, половину пше­ницы и бекона, 1/4 потребляемых в стране говядины и телятины). Но в тоже время полностью обеспечиваются потреб­ности в ячмене, овсе, картофеле, домашней птице, свинине, яйцах и свежем мо­локе.

Также сильным тормозом в развитии растениеводства является высокая цена земли (что ещё и является причиной высоких цен на продукты) и конкуренция более дешевого импортного продовольствия.

Зерновые культуры занимают около 2/5 посевной площади, травы – 1/3, корнеплоды и овощи – около 1/5. Посевы пшеницы сосредоточены преимущественно в восточной, менее влажной, части Великобритании. На западе и севере преобладают посевы овса. Огородничество в Британии развито повсеместно, садоводство – главным образом на юго-востоке.

Животноводство играет ведущую роль в сельском хозяйстве Великобритании. Главная отрасль – мясомолочное и молочное животноводство. Поголовье (в млн.) крупного рогатого скота 11,6, свиней 75, овец 28,9, домашней птицы 131. Большую часть поголовья составляет племенной скот. Разведение крупного рогатого скота сосредоточено главным образом в юго-западной Великобритании и в меньшей мере на крайнем юго-востоке Великобритании и в Шотландии. Овцеводство сосредоточено в основном в горных районах Шотландии, Северной Англии, Уэльсе(Англия является одним из самых крупных мировых поставщи­ков овечьей шерсти); развито оно также в Северной Ирландии.

Рыболовство играет не главную, но важную роль в продовольственном балансе и внешней торговли. Мелководные моря, окружающие Британские острова, богаты рыбой особенно выделяется отмель Доггер-Банк на Северном море.

Главные рыболовные порты на Северном море: Халл, Гримсби, Ярмут, Ярмут, Лоусторф, Абердин; на Ирландском море: Флитвуд и Милфорд. Почти весь улов рыбы контролируется крупными фирмами, имеющими современное оборудование. Около 1/3 улова Великобритания вывозит.

ТРАНСПОРТ.

Поскольку Великобритания - государство островное, все ее внешние пере­возки и торговля связаны с морским и воздушным транспортом. Около 9/10 общего грузооборота приходится на морской транспорт, в том числе 1/4 - на каботаж. Все районы Великобритании, кроме Западного Мидленда, в той или иной мере не­посредственно связаны с морскими портами, которые служат основными транспорт­ными узлами. Крупнейшие из них - Лондон, Саутгемптон, Ливерпуль, Гулль и Ха­ридж, причем Лондонский и Ливерпульский морские порты пропускают около половины всех грузов (по стоимости).

Внутренние водные пути, судоходные реки, шлюзовые реки и каналы, соединяющие все крупные реки острова в единую разветвленную водную сеть, играют важную роль в жизни англичан. Сеть водных путей Великобритании реконструирована и практически везде соответствует требованиям современного судоходства, но зачастую движению крупных судов препятствует узость каналов, а скорости - обилие шлюзов.

Морской транспорт сохраняет решающее значение(наряду с воздушным) во внешних экономических связях. Вплоть до Второй Мировой войны Британия владела крупнейшим в мире торговым флотом. Судоходство контролируется крупными компаниями.

Воздушный транспорт не играет большой роли во внутренних сообщениях Великобритании ввиду малых расстояний, но он имеет крупное значение внешних связях, где воздушные пути дополняют морские коммуникации.

С континентом Великобритания связана туннелем под проливом Ла-Манш, двумя железнодорожными паромами (Дувр - Дюнкерк и Харидж - Остенде), и многочислен­ными морскими автомобильными и пассажирскими паромами - с Данией, Швецией, Норвегией, Голландией и Францией. Во внутренних грузовых перевозках наиболь­шую роль играет автомобильный транспорт. Одновременно расширяется сеть авто­мобильных дорог и происходит их реконструкция. Почти все дороги Великобритании покрыты асфальтом, остальные – гравием. Все дороги пригодны в течение круглого года. Автомобильный парк насчитывает несколько миллионов машин.

Железные дороги имеют важную роль во внутренних перевозках по стране. Железнодорожный транспорт находится на высоком уровне, дороги электрифицированы и сосредоточены в руках нескольких крупных предприятий.

Длина (тыс. км) железных дорог 37,8, автодорог 358. Тоннаж морского торгового флота 4,3 млн. т. дедвейт.

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ (млрд. долларов США, 1994г.):

Экспорт: 204,0

Импорт: 226,4

Сальдо: -22,4

ОБЩИЙ ВЫВОД ОБ УРОВНЕ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ.

Великобритания - высокоразвитое индустриальное государство, одна из ведущих держав. В последние десятилетия страна пережила сильный экономический подъём и стала одной из самых передовых державой в мире. По объему промышленного производства она занимает пятое место в мире - после США, Японии, ФРГ и Франции.

Только США уступает Великобритания по объему заграничных инвестиций, а по затратам на научно-исследовательские работы - лишь США, ФРГ и Японии. Первенствующее положение Великобритании в международной экономической жизни создало ей репутацию «мастерской мира», а также «мирового банкира».

Лондон - один из крупнейших мировых финансовых центров. Великобритания имеет обширную сеть банков и страховых компаний за границей. В английских фунтах производится около 1/5 всех мировых торговых операций. По объему внешней торговли Великобритания занимает пятое место в мире и осуществляет 1/5 всех международных пассажирских и грузовых перевозок.