Функции государства в смешанной экономике. Функции и роль государства в смешанной экономике

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Канашский филиал

Экономический факультет

Контрольная работа

по Государственному регулированию национальной экономики

Функции государства в смешанной экономике

студента III курса

Пыркина Ильи Михайловича

Введение

1. Необходимость государственного регулирования экономики

2. Экономические функции государства

3. Финансовая политика государства

Заключение

Список литературы

Введение

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным.

Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.

1. Необходимость государственного регулирования экон о мики

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.

С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своем “Исследовании о природе и причинах богатства народов”, нашли большое число поклонников.

К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.

Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Фиаско рынка проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами. Важнейшая причина - это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством.

Кроме того, вне рыночного регулирования находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь ввиду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами.

Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде где необходимо.

2. Экономические функции государства

Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике определяют выполняемые государством экономические функции. Для решения задач, стоящих перед государством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государства имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика; и другие.

К фискальной политике относят деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, а другая - с расходованием этих средств. За счет бюджетных средств государство выполняет свои общественные функции, такие как: оборона, национальная безопасность, образование, здравоохранение, фундаментальные научные исследования, решение экологических проблем, социальные проблемы и т.д.

Фискальная политика - важный инструмент для достижения макроэкономической стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неправильная фискальная политика государства может приводить к серьезным отрицательным последствиям для всей национальной экономики.

Не менее важной по значимости является денежная политика. Регулируя денежную массу, государство может влиять на цены, инвестиционные проекты и потребление населения, объем национального производства, инфляцию и темпы экономического роста. Денежная политика, как и фискальная, может служить средством стабилизации, но может и отрицательно воздействовать на экономику. Без отлаженной денежной политики борьба с инфляцией невозможна.

Любое государство проводит определенную социальную политику. Функцию перераспределения доходов государство выполняет через государственную налоговую систему, а также через различные социальные программы по государственной помощи малоимущим, проводя определенную политику в сфере занятости, образования, культуры, медицины, и т.д.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, также является одним из важнейших инструментов государственного регулирования. Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует квотирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т.д. Манипулируя таможенными пошлинами, государство может оказывать косвенную поддержку национальному производству, регулируя валютные курсы - оказывать влияние на экспорт и импорт и т.д.

Все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны. При принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие. Так, изменения в государственных расходах и налогах, требует соответствующего изменения денежной массы. Изменения в фискальной и денежной политике повлияют на инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта. Важно подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической политики не действует изолированно от других.

К функциям, выполняемым государством относятся, прежде всего, следующие:

создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;

антимонопольное регулирование;

проведение политики макроэкономической стабилизации;

воздействие на размещение ресурсов;

деятельность в сфере распределения доходов;

деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.

Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться и на размещении ресурсов, и на распределении доходов. Рассмотрим эти функции государства.

Прежде всего, на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной базы - это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты - производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и др.

Защита конкуренции как основы функционирования рыночной экономики не сводится к регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними. Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состояния экономики в целом.

Антимонопольное (антитрестовское) законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных “правил игры” на рынке. Конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в разных странах имеют свои особенности, однако можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.

Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.

Другое не менее важное направление деятельности государства в условиях рыночной экономики - это макроэкономическая стабилизация. Ее можно определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.

Равновесие в экономической системе, которое устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку наиболее болезненно инфляция и безработица сказываются в периоды экономических кризисов, то политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов.

Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежная политика. Хотя многие теоретики, например монетаристы, высказывают сомнения в возможности государства вывести экономику на более оптимальный равновесный уровень путем вмешательства его в экономическую ситуацию, однако любое правительство так или иначе проводит денежную и фискальную политику. Каковы бы ни были последствия, само по себе балансирование бюджета не происходит, на объем денег в обращении также влияют действия правительства.

Согласно общим рекомендациям, для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество больше всего беспокоит инфляция. Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действия правительства, приходится судить по последствиям.

Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.д. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д.

Традиционным объектом государственной собственности является национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи и не приносящее прибыли (парки, леса и т.д.). Но в руках государства часто находятся и жизненно важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика, часть военной промышленности. В основном это отрасли, представляющие собой опоры, условия, необходимые для функционирования рыночной экономики.

Значительный вес в государственной собственности составляют смешанные корпорации, где государственное участие в капитале может и не быть подавляющим (составлять менее 50%), однако оно обеспечивает общественный контроль за деятельностью компании.

государственный финансовый социальный антимонопольный

3.Финансовая политика государства

Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называются финансовой политикой. Направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны. Кризисное положение экономики предопределяет финансовую политику, направленную, с одной стороны на прекращение спада производства и на стимулирование производства (например, в виде отдельных налоговых льгот производителям), на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в отдельные отрасли экономики, а с другой - на сдерживание всех социальных программ, сокращение расходов на оборону и т. д. Соответственно, при переходе экономики в другое состояние меняются направления финансовой политики.

Правильность выбранной финансовой политики, несомненно, зависит от критической оценки складывающейся в стране экономической ситуации, от соблюдения “золотого правила” экономической теории - при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать экономическую ситуацию в стране такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотелось бы видеть. Это тем более важно, поскольку общей тенденцией развития является усиление роли правительства в регулировании национальной экономики через финансовую систему, а именно - расходы государства на программы по социальному обеспечению, на поддержание среднего уровня доходов, на здравоохранение, образование и т.д.

Фискальная политика предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности и решения различных социальных задач.

Основным рычагом фискальной политики государства является изменение налоговых ставок в соответствии с целями правительства. Проведение фискальной политики - прерогатива законодательных органов власти страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование этих средств.

Фискальная политика складывается из так называемой дискреционной фискальной политики и автоматической. Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействовать на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост.

Рассмотрим вкратце дискреционную фискальную политику.

В период спада стимулирующая дискреционная фискальная политика складывается из:

увеличения государственных расходов;

снижения налогов;

сочетания роста государственных расходов со снижением налогов.

Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному финансированию, но обеспечивает сокращение падения производства.

В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (инфляционный рост), сдерживающая дискреционная фискальная политика складывается из:

уменьшения государственных расходов;

увеличения налогов;

сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением.

Такая фискальная политика ориентируется на положительное сальдо бюджета.

В общей фискальной политике есть вторая составляющая - автоматическая фискальная политика, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Под автоматическим, или встроенным, стабилизатором понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства.

К основным встроенным стабилизаторам относится, во-первых, изменение налоговых поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов, поэтому в период экономического подъема налоговые поступления возрастают, и наоборот, в период спада налоговые поступления сокращаются. Иными словами, прогрессивная налоговая система в период инфляционного роста приводит к потере потенциальной покупательной способности, а в период замедления экономического роста она обеспечивает минимальную потерю покупательной способности.

К встроенным стабилизаторам относится и система пособий по безработице и различных социальных выплат, программы по поддержанию малоимущих слоев населения, препятствующие резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада. В период подъема и сокращения безработицы выплата различных пособий или прекращается, или уменьшается, что сдерживает совокупный спрос.

Заключение

Выше были рассмотрены основные методы и инструменты государственного регулирования экономики. Видно, что в арсенале государства имеется широкий набор средств и методов регулирования экономики, от регулирования экономического законодательства, устанавливая тем самым правила поведения экономических агентов, до воздействия на денежный рынок с помощью политики учетной ставки. Однозначно определить, где находится грань между цивилизованным регулированием экономики и грубым вмешательством в рыночные механизмы на сегодняшний день очень трудно. Недаром на этот счет существует множество мнений, некоторые из них и были вкратце рассмотрены выше. Со всей уверенностью можно лишь сделать вывод от том, что государственное регулирование экономики необходимо и обсуждать стоит лишь степень государственного вмешательства и его методы. Пожалуй, наиболее правильным принципом здесь будет следующий - конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде, где необходимо. И уж конечно неприемлемы меры “физического воздействия” на рыночные механизмы, которые могут подорвать всю экономическую систему.

Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важно государственное регулирование. После десятилетий тотального диктата государства в экономике, высказываются мнения о полном отказе от государственного вмешательства в экономику. Видимо, истина, как всегда, где-то посередине. Именно поэтому для России важен мировой опыт государственного регулирования экономики, который и нужно изучать.

Список литературы:

1. Макроэкономика (основы экономической политики). Бункина М.К., Семенов В.А., АО “ДИС”, 2003 г.

2. Налоги: учебное пособие. Под ред. Д.Г. Черника, Финансы и статистика, 2000 г.

3. Основы предпринимательской деятельности. Под ред. В.М. Власовой, Финансы и статистика, 2002 г.

4. Учебник по основам экономической теории (экономика). В.Д. Камаев и коллектив авторов, “ВЛАДОС”, 2001 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Необходимость государственного регулирования экономики. Экономические функции государства. Антимонопольное регулирование. Макроэкономическая стабилизация. Размещение ресурсов. Финансовая политика государства. Кредитно-денежная политика государства.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2003

    Конкуренция в России. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции. Конкуренция в рыночной экономике: совершенная, монополистическая, олигополия, чистая монополия. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2007

    Сущность, возникновение несовершенной конкуренции. Виды монополи, формы монополистических объединений. Антимонопольное законодательство и регулирование экономики: основные принципы. Демонополизация экономики России. Современная антимонопольная политика.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2010

    Рыночный механизм формирования доходов населения. Государственное регулирование распределения доходов. Социальная политика: функции и направления. Анализ реализации политики доходов как основного направления социальной политики в Республике Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2014

    Понятие, сущность и виды монополий, цели и способы их появления. Антимонопольное регулирование в России, российское антимонопольное законодательство. Антимонопольная политика государства. Цели и показатели деятельности Федеральной антимонопольной службы.

    курсовая работа , добавлен 21.07.2013

    Государственное регулирование экономики (ГРЭ) как система мер воздействия государства на экономическую жизнь. Понятие прямого и косвенного вмешательства государства. Основные функции и задачи ГРЭ. Состояние платежного баланса, борьба с инфляцией.

    доклад , добавлен 28.12.2009

    Фискальная политика государства как система и метод государственного регулирования экономики. Необходимости преобразования, реформирования, Принципы и механизмы воздействия на функционирование экономики, необходимость реформирования и совершенствование.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2008

    Основные средства, методы, цели и направления государственного регулирования экономики. Этапы изменения роли государства в экономике. Доля государственных расходов в ВВП развитых стран. Причины усиления государственного вмешательства в экономику.

    презентация , добавлен 10.02.2014

    Социально-экономическое обоснование необходимости вмешательства государства в рыночную экономику. Изучение функций, методов и главных направлений государственного регулирования экономики. Тактика, подходы и стратегия макроэкономической политики России.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2014

    Экономические функции государства, его роль в смешанной экономике. "Фиаско" рынка - государственное регулирование. Обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы. Защита конкурентной среды. Охрана окружающей среды, финансирование науки.

В экономической теории в явном виде дискуссия о функциях государства в экономике началась в эпоху меркантилизма. При этом государство провозглашалось ключевым субъектом экономики. Так предлагая королю "урегулировать всю мелкую торговлю в королевстве", автор термина «политическая экономия», французский ученый А. Монкретьен ссылается на теоретическое положение, "что основа ценности неизменна, тогда как рыночные цены зависят в большей или меньшей степени от множества обстоятельств". Но уже во второй половине XVIII века в той же Франции группа, называвшая себя сначала "экономистами", а затем "физиократами" (Ф. Кенэ, А. Тюрго, и др.), провозгласила, что наилучшим для национальной экономики является не государственное управление, а совсем наоборот, невмешательство государства в экономические процессы, "естественные" законы которых они и начинают изучать. Суть провозглашенного ими лозунга "laissez faire, laissez passer" (пусть все идет, как идет) - в требовании неограниченной свободы, сообразной "естественному порядку". Одновременно в Англии А. Смит формулирует знаменитую "теорему о невидимой руке", согласно которой всякий производитель, преследуя свои собственные интересы, "как бы невидимой рукой" направляется к служению общему благу, так что не возникает никакой надобности, а тем более необходимости, в государственном вмешательстве в рыночный механизм.

В течение XVIII-XIX веков идеи либерализма, невмешательства государства были определяющими в экономической науке. Государство рассматривалось как «ночной сторож», минимизирующий свое присутствие в экономике, прежде всего, в части вмешательство в ценообразование и хозяйственную деятельность субъектов. Типичная позиция о функциях государства представлена в пятой книге «Богатства народов» А. Смита, в которой были представлены такие функции госдударства, как оборона, безопасность, внешние связи, образование, содержание судебной системы, т.е. те, которые связаны с производством общественных благ. Близко к идее провалов рынка подошел Джон Стюарт Милль. Вместе с тем, в явном виде неоклассический подход к функциям государства был сформирован уже в XX веке в работах сперва А. Пигу, а впоследствии Р. Масгрейва и П. Самуэльсона.

Вместе с тем, под влиянием Кейнсианской революции сформировались современные функции государства в смешанной экономике. Основные направления для деятельности государства следующие:

1) Производство чистых (оборона безопасность, государственное управление, и, в меньшей степени, смешанных (здравоохранение, образование) общественных благ.

2) Создание институциональной среды функционирования рынка. В идеальной неоклассической модели государство как выразитель интересов всех граждан создавая 3 ветви власти, координирует и разрешает споры путем создания правовых рамок деятельности. Способствует снижению неопределенности и асимметрии информации на рынках факторов производства (рынке труда, фондовом рынке)

3) Развитие конкуренции и реализация антимонопольной политики

4) Сглаживание внешних эффектов

5) Стабилизационная политика, в части выравнивания неравновесия на рынках, управления совокупным спросом)

6) Социальная политика и перераспределение доходов

Вместе с тем, чрезмерный государственный активизм привел к кризису в 1970-х годов моделей «государства всеобщего благоденствия», предусматривавшей широкое участие государства в экономике, перераспределение доходов и т.д. В результате концепция «провалов рынка» дополнилась неолиберальной концепцией «провалов государства». Направлением критики стали такие формы провалов государства, как бюрократизм, запаздывания (лаги) в экономической политике, неэффективность функционирования организаций общественного сектора, чрезмерность регуляций и т.д.

46. Конкуренция и монополия: сущность, классификации, вопросы теории.

Конкуренция в переводе с латинского языка означает «сталкиваться». В самом общем виде конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли или продажи товаров. Конкуренция – это экономический закон рыночного хозяйства. Она происходит между продавцами и покупателями, среди продавцов и среди покупателей.

Стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, проявлению тенденций монополизма (от греческих слов monos – единственный, один и poleo – продаю). Монополизм понимают двояко:

1. Как господство на рынке товаров и услуг одного производителя, продавца или сравнительно небольшой группы производителей, продавцов, объединившихся в целях захвата рынков, вытеснения кон-курентов, продающих данный или аналогичный товар, контроля цен.

2. Как действия хозяйствующих субъектов, органов управления, направленные на устранение конкуренции, установление доминирующего положения одного участника рынка.

В ХХ веке одной из важнейших проблем экономической теории стала проблема соотношения конкуренции и монополизма, которые тем не менее не следует противопоставлять. Экономисты XIX века исходили из концепции свободного рынка, на котором конкурирует множество независимых продавцов и покупателей. В новых условиях такой подход выглядел уже нереалистичным, оторванным от жизни. Важным, если не решающим фактором стало функционирование монополистических объединений различного рода – картелей, синдикатов, трестов, холдинговых компаний и т. п.



Теории монополии и конкуренции, сложившиеся в первой половине ХХ столетия, были разнообразны. Среди них надо назвать прежде всего марксистскую теорию , точнее – ряд не совпадающих во многом теорий сторонников марксизма.

Рассматривая конкуренцию при капитализме, Ф. Энгельс определял ее как наиболее полное выражение господствующей в современном гражданском обществе войны всех против всех. К. Маркс полагал, что закон капиталистической конкуренции основывается прежде всего на разнице между стоимостью товара и издержками производства. При этом он различал две формы капиталистической конкуренции: внутриотраслевую и межотраслевую.

В работах Р. Гильфердинг «Финансовый капитал» (1910) подчеркивается, что монополии и конкуренция – антагонисты; монополистический капитализм, прежде всего в финансовой сфере, означает преодоление свободной конкуренции и ограничение рыночных сил. В свою очередь, австрийский марксист К. Каутский в отличие от Р. Гильфердинга акцентировал внимание на промышленных монополиях. В 1914 г. им была выдвинута теория ультраимпериализма . Монополии, сложившиеся в отдельных странах и отраслях, сольются в единый всемирный картель. Это приведет к устранению конкуренции, замене анархии производства планомерным регулированием хозяйства в мировом масштабе.

Аналогичную позицию абсолютного противопоставления монополии и свободной конкуренции занимал В.И. Ленин, хотя он критиковал теоретические построения Р. Гильфердинга и К. Каутского. Его взгляды наиболее полно изложены в работе «Империализм, как высшая стадия капитализма» (написана в 1915–1916 гг., опубликована в 1917 г.). Установление господства монополий, как считал В.И. Ленин, означает смену капитализма свободной конкуренции империализмом , т. е. монополистическим капитализмом . Свободная конкуренция неизбежно ведет к концентрации производства и капитала; эта концентрация вызывает к жизни монополии; монополии ограничивают свободу конкуренции. Сами основы товарного хозяйства оказываются подорванными. Едва ли не решающими источниками прибыли становятся монопольный взлет цен на продукцию, монопольный диктат на рынках сырья и капиталов.

Почти в то же время, что и марксистская концепция монополий, сложилась теория эффективной конкуренции . Ее автор – австрийский (с 1932 г. – американский) экономист Й. Шумпетер. В отличие от традиционного, воспринятого и марксистами, противопоставления монополий и конкуренции, Й. Шумпетер видит возможность их позитивного взаимодействия. Не всякая конкуренция эффективна для экономического роста. Эффективной Й. Шумпетер считает только конкуренцию, основанную на снижении издержек производства и повышении качества продукции за счет технических, организационных и управленческих новаций. Наилучшими условиями для осуществления таких новаций обладают крупнейшие компании и их монополистические объединения. Именно монополии, располагающие громадными ресурсами, имеют возможность проводить исследовательские работы, внедрять новую технику и технологии, что связано зачастую с гигантскими капиталовложениями, с длительными сроками окупаемости инвестиций. Если ранее монопольная прибыль базировалась на особых правах и привилегиях, предоставленных властями, или же на исключительной собственности на дефицитные ресурсы и невоспроизводимые блага, то теперь она оказалась порождением нововведений, вознаграждением за техническое и организационное новаторство.

Монополию, обеспечивающую сверхприбыль за счет новаторской деятельности, Й. Шумпетер именует эффективной монополией. Эта сверхприбыль для каждой конкретной монополии – дело временное. Она исчезает вследствие осуществления других нововведений конкурентами, монополиями-соперниками. Каждая монополия преследует свои частные интересы, но результатом оказывается выигрыш всего общества. По Й. Шумпетеру, эффективная монополия – источник позитивного динамизма экономики. В этом отношении его теория прямо противоположна марксистской концепции, видящей в монополиях причину хозяйственного застоя и регресса.

В 30-е гг. XX века сформировались две новых теории – монополистической конкуренции и несовершенной конкуренции .

Автором первой был американский ученый Э. Чемберлин. Э. Чемберлин исходит из того, что чистая конкуренция между товаропроизводителями возможна лишь в том случае, если все они создают абсолютно идентичный продукт и продают его в совершенно одинаковых условиях ничем не отличающимся друг от друга покупателям.

В реальной жизни этих условий нет. Даже однородные продукты различаются оттенками качества, упаковкой, торговой маркой. Не тождественны и условия реализации: у фирм различны пространственное распределение продавцов, формы обслуживания покупателей, дополнительные услуги (например, гарантии обмена или ремонта неисправных товаров), меры по рекламированию. Не идентичны и покупатели по их информированности, привычкам к определенным продавцам или местам продажи и т. п. Эта дифференциация продукции означает, что каждый производитель (продавец) занимает монопольное положение. Так называемая свободная конкуренция есть, по существу, конкуренция монополистов. Не существует единого рынка, а есть множество относительно обособленных рынков со своими ценами. Но дифференциация товаров и рынков не абсолютна: в той мере, в какой они могут служить субститутами, реальна конкуренция. Существование субститутов (хотя и не полных) ограничивает возможности каждого монополиста повысить цены, чтобы извлечь сверхприбыль.

Английский экономист Дж. Робинсон разработала теорию несовершенной конкуренции. Конкуренция является совершенной, если ни один из производителей не может через объем своих продаж влиять на общий уровень цен. В условиях все усиливающейся концентрации производства ситуация меняется. Крупнейшие компании оказывают существенное влияние на рыночные цены.

До Дж. Робинсон экономисты ограничивались анализом монополии на стороне предложения. Дж. Робинсон ввела в круг исследований монополию на стороне спроса, в частности на факторы производства, включая труд. Такая монополия именуется монопсонией.

При сходстве многих моментов теории Э. Чемберлина и Дж. Робинсон глубоко различны. Э. Чемберлин доказывает, что монополистическая конкуренция – это механизм, обеспечивающий наиболее эффективное функционирование экономики. Дж. Робинсон провозглашает, что в условиях несовершенной конкуренции появляется возможность эксплуатации и не обеспечивается оптимальное использование производственных ресурсов. Отсюда она делает вывод, что отсутствие свободной, совершенной конкуренции может быть компенсировано лишь сознательным вмешательством в рыночные процессы. Дж. Робинсон, в частности, выступала за правительственное регулирование минимальной заработной платы, поддерживала профсоюзы как регулятор предложения труда, считала теоретически справедливым в определенных условиях государственное регулирование цен.

Конкуренция имеет большое значение в экономической жизни общества. Она способствует развитию производства и повышению его эффективности. Благодаря конкуренции создаются огромное разнообразие товаров и услуг и богатые возможности выбора для потребителей. Конкуренция создает условия по оптимальному использованию достижений НТП в области изготовления новых видов товаров, вызывает необходимость гибко реагировать на изменения в производстве и реализации товаров, нацеливает производителей на повышение качества товаров, обеспечивает свободу выбора и действий продавцов и покупателей. Конкуренция стимулирует деятельность субъектов рыночных отношений. Через конкуренцию товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению НТП.

В то же время конкуренция имеет и негативные стороны. Она обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Конкуренция отрицательно сказывается на защите окружающей среды, не стимулирует развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, общественный транспорт), сохранение невоспроизводимых ресурсов (лес, дикие животные, полезные ископаемые). С конкуренцией связываются также такие явления, как ухудшение материального положения определенной части населения, безработица, социальная несправедливость. Противоборство агентов рынка усиливает их социально-экономическое расслоение.

В качестве недостатков монополий можно отметить то, что, по мнению большинства экономистов, они приводят к неэффективному распределению ресурсов. Деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социально-политическими конфликтами и нестабильностью.

Следует учесть, что конкуренция и монополизм – это не две различные взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия. Без вмешательства государственных структур и конкуренция, и монополии могут превратиться в разрушительную силу для экономики. Для обуздания конкуренции, с одной стороны, и ограничения монополизма, с другой стороны, удержания их на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет «правила игры» соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников рынка.

В целом же современные экономисты считают конкуренцию одной из главных причин роста эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять научно-технические достижения, совершенствовать технологию производства.

Сущность конкуренции проявляется прежде всего в ее следующих функциях , которые выделяются в экономической литературе:

обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего невозможно получить прибыль;

стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей;

дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие проигрывают и разоряются, третьи остаются при своем);

давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;

ликвидация неконкурентоспособных предприятий, их продажа, слияние или поглощение другими, более сильными предприятиями, преобразование и т. п.;

стимулирование снижения цен и повышения качества товаров или услуг.

В экономической литературе большое внимание уделяется анализу типов и форм конкуренции.

· Во-первых, различают внутриотраслевую и межотраслевуюконкуренцию . Их механизм был достаточно подробно рассмотрен К. Марксом.

Внутриотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Товары реализуются исходя из общественно необходимых затрат труда, которые образуют общественную, рыночную стоимость. Внутриотраслевая конкуренция сводит различные индивидуальные стоимости к рыночной стоимости и рыночной цене, обусловливает неравенство индивидуальных норм прибыли предпринимателей различных отраслей производства.

Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за более выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные факторы, то ее величина в различных отраслях неодинакова. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой нормой. В ходе такого движения капиталов между отраслями производства нормы прибыли выравниваются вследствие конкуренции в единую общую норму прибыли, представляющую собой среднее из этих различных значений норм прибыли. Прибыль, получаемая по средней норме на авансированный капитал, называется средней прибылью. Образование средней прибыли означает перераспределение совокупной прибыли между предпринимателями различных отраслей по принципу: равновеликая прибыль – на равновеликий авансированный капитал, вложенный в эти отрасли.

· Во-вторых, в зависимости от уровня конкуренции различают две ее формы: совершенная и несовершенная .

Для характеристики уровня конкуренции на том или ином конкретном рынке используются следующие показатели:

Количество производителей и потребителей на рынке;

Тип производимой продукции;

Способность отдельного производителя и потребителя влиять на рыночные цены;

Барьеры на пути вступления в отрасль;

Отсутствие или наличие неценовых форм конкурентной борь-бы.

С учетом этих показателей рынки условно разделяют на две группы – конкурентные (совершенная конкуренция) и неконкурентные (несовершенная конкуренция).

Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника хозяйственного процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. На конкурентном рынке, или рынке совершенной конкуренции, рыночный механизм и его основные закономерности проявляются в наиболее чистом виде. Совершенная конкуренция предполагает отсутствие власти производителя над рынком. В современной действительности совершенная конкуренция – довольно редкий случай, лишь некоторые из рынков приближаются к ней (например, рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют). С точки зрения теории совершенная конкуренция является простейшей ситуацией и эталоном, образцом для сравнения эффективности реальных хозяйственных процессов.

Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной. Несовершенная конкуренция означает известную степень господства производителя над рынком. Крайним случаем является ситуация, которая характеризуется наличием единственного производителя и продавца (монополия) на рынке конкретного товара или единственного покупателя (монопсония).

В заключение отметим, что в экономической литературе можно встретить и другие классификации конкуренции. Так, различают функциональную конкуренцию (касается определенного товара) и видовую конкуренцию (по цене и качеству). Здесь мы привели наиболее распространенные подходы.

Как и конкуренцию, монополии можно классифицировать по различным основаниям.

1. По месту в торговых сделках монополии подразделяются на два вида:

1.1. Монополия – объединение предприятий, продающее определенные товары множеству покупателей (т. е. имеется единственный продавец и много покупателей).

1.2. Монопсония – хозяйственное объединение, скупающее какие-либо продукты у всех продавцов (т. е. имеется единственный покупатель и множество продавцов).

2. В зависимости от степени охвата рынка выделяются следующие виды монополистических организаций:

2.1. Чистые монополии (монопсонии ) – это организации, действующие в масштабах одной отрасли. В случае чистой монополии действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой. Чистая монопсония в отсутствие каких-либо конкурентов полностью контролирует скупку продукции множества товаропроизводителей по установленной ею цене.

2.2. Абсолютная монополия (монопсония ) – формируется в масштабе национальной экономики в целом. Она находится в руках государства или его каких-то хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т. п.).

3. В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополистических объединений:

3.1. Естественная монополия – возникает тогда, когда те или иные субъекты рынка имеют в своем распоряжении редкие и свободно невоспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники и т. п.). Иногда сюда же относят отрасли и производства, в которых недопустимо развивать конкуренцию в силу технологических особенностей производства (например, метрополитен, электрическая связь, железнодорожные перевозки и т. п.). В экономической литературе иногда те монополии, которые сознательно поддерживаются, рассматривают особо и называют технологическими.

3.2. Искусственные монополии – объединения, создаваемые в целях получения монополистических выгод и основанные на сосредоточении в одних руках производства и рынка сбыта какого-либо продукта. Искусственные монополии имеют несколько форм – случайную, устойчивую и всеобщую. Случайная форма возникает неожиданно, когда появляется исключительная возможность производить и продавать товар при лучших условиях производства и при временном благоприятном соотношении спроса и предложения. Устойчивая монополия возникает у крупнейших предприятий, захвативших рынки сбыта в конце ХIХ века. Известны такие формы устойчивых монополий, как картели, синдикаты, тресты. Эти монополистические объединения возникали в какой-либо одной отрасли. Появление избыточного капитала в одной отрасли, неспособного приносить высокую прибыль, привело к образованию устойчивых монополий в различных отраслях (комбинированные тресты, концерны, конгломераты). Всеобщая форма монополий появилась во второй половине ХХ века, когда на большинстве рынков объединения предпринимателей совместно или с помощью государства становятся либо основными покупателями, либо основными продавцами.

В экономической литературе иногда особо выделяют легальные монополии , которые образуются на законном основании. Это возможно при следующих обстоятельствах:

· Патентная система – удостоверяет авторство изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и т. п. и обеспечивает приоритетное и исключительное право на их использование.

· Товарные знаки – закрепляют исключительное право владель-ца товарного знака пользоваться и распоряжаться этим товарным знаком и запрещают его использование другими лицами.

Монополизация рынка особенно широко развернулась в конце XIX века в США. Это послужило мощным импульсом к массовым выступлениям против монополий, что привело к необходимости проведения государством антимонопольной политики и разработке антимонопольного законодательства.

Антимонопольная политика является одним из направлений государственного регулирования экономики и составляет систему мер (законодательство, налогообложение, разгосударствление, приватизация и др.), предусматривающих ограничение монополизации производства и рынков с целью активизации конкуренции.

Антимонопольная политика, имеющая целью нейтрализацию негативных последствий монополизма и стимулирование конкуренции в ее цивилизованных формах, проводится по нескольким направлениям:

ограничение монополизации рынка;

запрещение слияний конкурирующих компаний;

запрещение установления монопольных цен;

сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах.

В странах Запада государство активно вмешивается в хозяйственную деятельность монополий и олигополий. Оно стремится не допустить чрезмерного влияния монополий и олигополий в экономике, разрабатывает антимонопольное (антитрестовское) законодательство. Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее давнюю историю.

Первые законы, запрещавшие монопольные соглашения, были приняты в Канаде и США. Последний – это знаменитый закон Шермана (1890), получивший широкую популярность как «хартия экономической свободы». Закон звучал очень грозно. Любые договоры или объединения, имеющие целью ограничивать свободу промысла, монополизировать какую-либо отрасль хозяйства, признавались незаконными. Создание монополий влекло штраф до 5 тыс. дол. (впоследствии он был повышен до 50 тыс. дол.) и тюремное заключение сроком до одного года. Такой же закон был принят в Австрии и Новой Зеландии. Закон Шермана впоследствии дополнялся, в него вносились поправки (1914, 1939, 1950). Он стал распространяться на новые виды деятельности и новые формы объединений и соглашений.

Закон Клейтона (1914) запретил соглашения об ограничении круга контрагентов, покупку или поглощение фирм, если это могло уничтожить конкуренцию, создание холдинговых компаний и другие соглашения. Запрещались горизонтальные слияния (объединения фирм одной отрасли). В 1914 г. была образована федеральная торговая комиссия, предназначенная для борьбы с «нечестными» методами конкурентной борьбы и антиконкурентными слияниями компаний.

Закон Робинсона – Пэтмэна (1936) установил запрет на ограничительную деловую практику в области торговли («ножницы цен», ценовая дискриминация и др.), т. е. деятельность, направленную на подрыв, устранение или недопущение конкуренции.

Закон Селлера – Кефовера (1950) дополнил закон Клейтона запретом на слияние путем приобретения активов, было уточнено понятие незаконного слияния. Теперь запрещались не только горизонтальные слияния, но также вертикальные (объединение компаний – последовательных участниц одного производственного процесса).

В Западной Европе (Нидерланды – 1933; Бельгия – 1935; Дания – 1937) также были предприняты попытки законодательного контроля картельных соглашений. Здесь картели рассматривались как средство борьбы с «излишней конкуренцией», но законы были направлены на то, чтобы не допустить злоупотребления этой формой монополии. В Римском договоре, положившем начало Общему рынку, в ст. 85 и 86 также установлено запрещение монопольных соглашений.

Таким образом, все эти законы были направлены на обеспечение свободного рынка, добросовестной конкуренции, устанавливали контроль над разного рода соглашениями. Однако немногие дела по обвинению в нарушении свободной конкуренции, рассмотренные, например, американскими судами, закончились наказанием нарушителей законов. Очень часто суды были на стороне монополий.

Современное процветание разного рода монополий, возникновение транснациональных корпораций свидетельствует о том, что образование монополий – закономерный процесс. Это объясняется тем, что сама конкуренция как важный элемент рыночного механизма порождает их, ибо каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистом.

Государственный сектор – часть смешанной экономики, полностью контролируемая государственными органами, находящаяся в собственности государства. В государственный сектор экономики входят: образование, национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный транспорт, национальные и местные государственные предприятия и государственные корпорации.

Формирование жизнеспособного госсектора, несмотря на актуальность проблемы, происходит медленно. На сегодняшний день в отличие от модели чистого капитализма, нашу экономику лучше характеризовать как смешанный капитализм. Функционирование частного сектора на основе рыночной системы модифицируется самыми разными способами государственным сектором.

1. Экономические функции государства в смешанной экономике

Государство в смешанной экономике играет роль экономического субъекта, опосредованно воздействующего на рыночный механизм в целом, причем оно не может воздействовать непосредственно на характер происходящих экономических процессов. Функционирование частного сектора на основе рыночной системы модифицируется самыми разными способами государственным сектором.

Государственное регулирование экономики – это совокупность методов воздействия на экономику, обеспечивающих ее устойчивое развитие при формировании рыночных отношений, в интересах общества.

Под экономикой в данном случае понимается общественный уклад страны со своей моделью собственности, управления, организации и распределения, со своим рынком как формой связи между субъектами производственно-экономических отношений.

Устойчивое развитие экономики предполагает реализацию комплекса мер, направленных на рост национального дохода, сохранение жизни и здоровья человека, решение демографических проблем, уменьшение дифференциации в доходах населения, искоренение бедности.

Осуществляемые в стране реформы ведут к изменению характера участия государства в хозяйственной деятельности, сокращению доли государственной собственности, созданию экономических условий, обеспечивающих высокую деловую активность, повышающих роль граждан и организаций в принятии хозяйственных решений.

Всякая крупная акция требует тщательной подготовки и осмысления. Здесь не может быть безальтернативных вариантов. Государственное регулирование экономики ставит своей целью создание такой хозяйственной системы, которая ориентируется на выбор наиболее эффективных вариантов использования имеющихся факторов производства.

Ориентиры, которыми руководствуется государство в процессе регулирования экономики, включают показатели, характеризующие уровень экономического развития и качества жизни: продолжительность жизни человека, доход (валовой внутренний продукт) на душу населения, уровень занятости, степень реализации прав человека, уровень знаний, состояние окружающей среды.

Государственное регулирование охватывает все стороны общественного воспроизводства. Но первостепенное внимание уделяется регулированию отношений собственности и предпринимательства, инвестиций и структурной перестройки отраслей материального производства, социального развития и рынка труда, финансового рынка и денежного обращения, территориальных пропорций и региональных рынков, природопользования, внешнеэкономической деятельности. При этом вначале, в силу сложившихся особых условий реформирования, решаются острые экономические и социальные проблемы, в том числе структурные преобразования, технологическое обновление, преодоление кризисных явлений.

Государство применяет различные регуляторы для воздействия на процесс расширенного воспроизводства. При этом формы и методы государственного регулирования всецело зависят от конкретной экономической обстановки, характера и масштабов решаемых задач. Страны, развивающиеся в острой экономической ситуации, нуждаются в более сильном государственном руководстве и участии, применении прямых административных методов, чем развитые страны, имеющие стабильное положение. При этом во всех случаях необходимое государственное планирование экономики не может опуститься ниже определенного предела, за которым становится невозможным воспроизводство.

В смешанной экономике, представляющей совокупность структур экономического производства, при котором частная система управляется рыночным механизмом, а общественные институты и правительства, опираясь на рыночный механизм, воздействуют на экономику посредством директив и налоговой политики, само по себе государство играет роль организатора проведения мероприятий, корректирующих и стабилизирующих текущие процессы в экономике, но не оказывает значительного влияния.

Рыночная экономика привносит режим конкуренции. Конкуренция и рынок потребителя являются ключевыми условиями экономического прогресса. Изменение же форм собственности имеет смысл тогда, когда устраняется монопольное положение производителя. Сама смена собственности никак не влияет на эффективность, а доходность может снизиться, так как надо платить еще и собственнику. Частная собственность имеет преимущества в мелком производстве, основанном на личном трудовом участии. Применительно к крупным предприятиям большим стимулом становится не частная собственность, а приватизация управления.

При реформировании широко использовались теории и советы западных экспертов, которые, возможно, и грамотные специалисты, но далеки от российской действительности. Известно, что даже положительный опыт полезен только в конкретных условиях. Сделанный с помощью западных советников выбор модели оказался неспособным обеспечить современный уровень организации и управления производством. Чистый продукт, который прежде направлялся на нужды всех граждан страны, теперь в большой степени присваивается владельцами капитала. Следовало рыночные отношения постепенно вмонтировать в планирование, а не ликвидировать его; дать больше самостоятельности хозяйствующим субъектам, а не проводить дележ общенародной собственности.

Задачей государственного регулирования, поэтому является объединение в едином механизме преимуществ обеих систем. Это тем более актуально, что в стране осуществлен лишь первый, самый простейший этап перехода к рынку - либерализация экономики. Второй этап - финансовая стабилизация - затягивается, а начало последнего третьего этапа - повышение эффективности, стимулирование производства и инвестиций, освоение модели интенсивного экономического роста - пока не поддается прогнозированию.

Государству отводится ведущая роль в создании экономических стимулов, заинтересованности граждан и юридических лиц в развитии производственных отношений; гарантий безопасности в политической, социальной, экологической, оборонной и других сферах; разработке программных и прогнозных документов, стратегии действий долгосрочного и краткосрочного характера с ориентированием на соответствующие приоритеты; введении необходимых ограничений хозяйственной деятельности и контроля за их соблюдением.

Экономическая роль государства в современном мире возрастает в связи с ростом масштабов и усложнением структуры рыночной экономики. Повышается уровень осуществляемой политики.

Устойчивый экономический рост.

Стабилизация цен

Мах занятости

Соблюдение внешнеэкономического равновесия

Охрана окружающей среды

Обеспечение социальной стабильности (в т.ч. достижение социально справедливой дифференциации доходов).

Государство может с помощью правовых, административных и экономических методов, с одной стороны, содействовать развитию рыночного конкурентною механизма и предпринимательства. А с другой стороны, корректировать несовершенство рынка в связи с усилением дифференциации уровней доходов населения, расхождением между существенно необходимыми индивидуальными предпочтениями людей, особенно в долгосрочном и среднесрочном периодах, неполнотой экономической информации и наличием высокого уровня риска в некоторых сферах социально-экономической жизни.

Государство должно создавать нормальные рамочные условия для функционирования рыночной экономики.

Во-первых. Важнейшей задачей государства является установление и поддержание правового режима, предусматривающего права на свободное развитие личности и гарантии равенства всех перед законом, гарантии частной собственности, свобод (слова и т.д.).

Во-вторых. Государство делает все возможное для поддержания и развития эффективной конкуренции.

В-третьих. Государство устраняет недостатки рынка, проводит стабилизационную и структурную политику.

В-четвертых. Обеспечивает социальную защиту, пытается выравнивать доходы трудящихся.


  • Функции государства в смешанной экономике . Экономическая роль государства в современном мире возрастает в связи с ростом масштабов и усложнением структуры рыночной экономики .


  • Рынок и государство в смешанной экономике . Даже в рамках наиболее абстрактного представления о рынке фактически предполагается
    Многие экономисты полагают, что для развития современного общества должен быть такой объем функций государства , который...


  • Модели смешанной экономики . Современная эк-ка - эк-ка смешанного типа. Ее смешанный
    Функции государства в смешанной экономике .


  • Функции государства в смешанной экономике . Экономическая роль государства в современном мире возрастает в связи с ростом масштабов и усл.
    Провал (несовершенство, изъян) рынка - это такая экономическая ситуация, в которой рациональн.


  • Модели смешанной экономики . Современная эк-ка - эк-ка смешанного типа. Ее смешанный характер опред-ся наличием разных форм собс... подробнее ».
    Функции государства в смешанной экономике .


  • Функции государства в национальной экономике . В процессе своей деятельности в рыночных условиях государство выполняет определенные функции , конкретный набор которых специфичен для каждой страны и зависит от конкретных культурных...


  • Функции государства в смешанной экономике . Экономическая роль государства в современном мире возрастает в связи с ростом масштабов и усл. Масштабы, динамика и факторы развития общественного сектора.


  • В смешанной экономике рынок и государство экономике функций .


  • Ресурсы, с помощью которых государство участвует в общественной жизни - это, с одной стороны, Модели смешанной экономики . Современная эк-ка - эк-ка смешанного типа.


  • В смешанной экономике рынок и государство делят ответственность за состояние дел в экономике . Могут сосуществовать гос-ные и рыночные механизмы, эффективно работающие с точки зрения разных целевых функций .

Найдено похожих страниц:10


Экономическая роль государства в современном мире возрастает в связи с ростом масштабов и усложнением структуры рыночной экономики. Повышается уровень осуществляемой политики.

☺ устойчивый экономический рост.

☺ стабилизация цен

☺ мах занятости

☺ соблюдение внешнеэкономического равновесия

☺ охрана окружающей среды

☺ обеспечение социальной стабильности (в т.ч. достижение социально справедливой дифференциации доходов).

Государство может с помощью правовых, административных и экономических методов, с одной стороны, содействовать развитию рыночного конкурентною механизма и предпринимательства. А с другой стороны, корректировать несовершенство рынка в связи с усилением дифференциации уровней доходов населения, расхождением между существенно необходимыми индивидуальными предпочтениями людей, особенно в долгосрочном и среднесрочном периодах, неполнотой экономической информации и наличием высокого уровня риска в некоторых сферах социально-экономической жизни.

Государство должно создавать нормальные рамочные условия для функционирования рыночной экономики.

Во-первых. Важнейшей задачей государства является установление и поддержание правового режима, предусматривающего права на свободное развитие личности и гарантии равенства всех перед законом, гарантии частной собственности, свобод (слова и т.д.).

Во-вторых. Государство делает все возможное для поддержания и развития эффективной конкуренции.

В-третьих. Государство устраняет недостатки рынка, проводит стабилизационную и структурную политику.

В-четвертых. Обеспечивает социальную защиту, пытается выравнивать доходы трудящихся.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 5. Функции государства в смешанной экономике:

  1. 36. Формирование смешанной экономики. Национальные модели смешанной экономики.
  2. 2. Изменение роли и функции государства в развитии экономики
  3. 6. Государственное регулирование в современной смешанной экономике.
  4. 44. Экономические функции государства. Формы, методы, цели и инструменты государственного регулирования экономики.