Финансовое обеспечение. Финансовое обеспечение воспроизводственных процессов

1. Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса

Государственные и местные финансы – это денежные отношения, складывающиеся между органами государственной власти и органами местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, в процессе стоимостного распределения и перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с формированием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, обеспечивающих потребности государства и местного самоуправления при решении экономических, политических и социальных задач.

Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит финансам предприятий и государственным финансам.

Финансы предприятий - главный инструмент регулирования воспроизводственных пропорций на микроуровне, т.е. на уровне отдельного предприятия. С их помощью происходит регулирование воспроизводства структуры производственного продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства. Регулирование воспроизводственного процесса осуществляется также с помощью банковского кредита, системы страхования, амортизационной политики, бюджета при использовании механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот, выделения бюджетных субсидий.

Функционируя в сфере материального производства, финансы предприятий обслуживают кругооборот производственных фондов.

Однако нормальное функционирование экономики возможно при условии органичной связи каждой отрасли и ее структурных подразделений с другими отраслями. На такой основе достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, которая обеспечивает его сбалансированное развитие как единого целого. В рыночной экономике с уменьшением вмешательства государства в регулирование экономики согласованное функционирование разных частей экономики достигается различными формами регулирования.

Одной из форм регулирования экономики является саморегулирование, которое характеризуется формированием финансового потенциала в разных звеньях сферы материального производства. В условиях финансовой самостоятельности каждый субъект хозяйствования может осуществлять формирование источников расширенного воспроизводства за счет собственных финансовых ресурсов, а также привлечения на акционерной основе или паевых началах денежных средств других предприятий, использования банковских кредитов, получения на определенных условиях бюджетных ассигнований. Формируемые из различных источников финансовые ресурсы позволяют инвестировать средства в новое производство, расширять действующие предприятия, финансировать прикладную науку и внедрять ее результаты в производство и т.д.

Однако рыночный механизм регулирования экономики не всегда эффективен, поскольку не всегда способен обеспечить перераспределение доходов в соответствии с целями государства. Вместе с саморегулированием большое влияние на структурную перестройку экономики оказывает государственное вмешательство в экономику. Такое вмешательство необходимо в связи с финансовой поддержкой приоритетных направлений экономики, развитием объектов производственной и социальной инфраструктуры, территориальным распределением ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных регионов и т.п. Вмешательство государства в экономику происходит с помощью механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот и выделения бюджетных ассигнований, субсидий и субвенций, финансирования социальных мероприятий, а также страхования и кредитования. За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, т.е. на уровне всего народного хозяйства.

С помощью механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот и выделения бюджетных субсидий государство побуждает предприятия осуществлять варианты развития их деятельности, которые удовлетворяют интересы и потребности всего общества. Вместе с тем вмешательство государства в экономику имеет свои границы: излишнее вмешательство государства в форме предоставления необоснованных льгот и бюджетных дотаций может привести к ослаблению экономических стимулов, снижению эффективности функционирования всего рыночного механизма.

Формы финансового обеспечения воспроизводственного процесса

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса осуществляется в трех формах: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.

Самофинансирование базируется на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, а при их недостатке используются кредитные ресурсы или заемные средства в форме выпуска ценных бумаг.

Кредитование – это способ финансирования воспроизводственного процесса за счет ссуд банка, предоставляемых на условиях срочности, платности и возвратности.

Государственное финансирование производится в основном на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов.

На практике все перечисленные формы финансового обеспечения воспроизводственных затрат применяются одновременно.

Финансовые стимулы

Одним из важных инструментов регулирования экономики являются финансовые стимулы. В составе финансовых стимулов развития экономики и роста ее эффективности можно выделить: приоритетные и наиболее эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов; бюджетные стимулы, налоговые льготы и санкции.

Инвестирование

Различают следующие основные направления инвестирования финансовых ресурсов:

а) финансирование структурной перестройки экономики с целью развития наиболее приоритетных направлений;

б) финансирование и финансовая поддержка наукоемких технологий и производств, основанных на национальных сырьевых ресурсах;

в) финансирование новых перспективных конкурентоспособных отраслей, направлений и отдельных производств;

г) финансирование затрат, связанных с развитием непроизводственной инфраструктуры, воспроизводства рабочей силы, повышением ее квалификации, развитием науки, профессиональной подготовкой кадров и ориентацией на новые технологии.

Бюджетные стимулы

Повышение эффективности экономики и ее отдельных отраслей может обеспечиваться через систему бюджетных стимулов, выступающих в форме льгот по налогам, полного или частичного освобождения от отдельных налогов. Стимулирующий характер системы бюджетного финансирования состоит в поддержке высокоэффективных или социально значимых проектов.

Финансовые льготы и санкции

Стимулирующее значение имеет и система финансовых льгот и санкций. Льготы могут предоставляться для финансирования мероприятий по развитию новых высокотехнологичных производств, развития научно-технического прогресса, проведения природоохранительных мероприятий. В качестве льготы может выступать полное или частичное освобождение от налогов прибыли предприятий. Система санкций может применяться за нарушение договорных условий, расчетной и финансовой дисциплины.

Экономический рост возможен только в условиях резкого увеличения инвестиционных ресурсов, укрепления покупательной силы рубля, снижения налогового бремени на предприятиях.

2. Финансовые ресурсы и источники их формирования

Материально - вещественным воплощением объективной экономической категории «финансы» и носителем финансовых отношений являются финансовые ресурсы.

При широком использовании термина «финансовые ресурсы» толкование его различно. В России он впервые был применен при составлении первого пятилетнего плана страны, в состав которого входил баланс финансовых ресурсов и при составлении плана ГОЭЛРО.

Поскольку финансы представляют собой экономические отношения, опосредованные деньгами, постольку под финансовыми ресурсами следует понимать только такие ресурсы, которые имеют денежную форму в отличии от материальных, трудовых, природных и прочих ресурсов. Таким образом можно сделать первый и важный вывод о том, что финансовые ресурсы существуют только в денежной форме.

Однако финансовые ресурсы – это только часть денежных ресурсов, используемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также хозяйствующими субъектами, населением. Помимо финансовых ресурсов денежные ресурсы включают кредитные ресурсы, денежные доходы населения, оборотные средства предприятий.

Финансовые ресурсы всегда имеют собственника либо лицо, которому собственником делегированы права ими распоряжаться. Финансовые ресурсы не могут быть вне отношений собственности. И только та часть денежных ресурсов, которая находится в собственности или распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и обслуживает процесс общественного воспроизводства (расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, социальные нужды и других общественных потребностей) относится к финансовым ресурсам.

Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы – это часть денежных ресурсов, находящихся в собственности или распоряжении государства, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов и используемых ими на цели расширенного воспроизводства, удовлетворения социально-культурных потребностей населения и для выполнения государством и органами местного самоуправления возложенных на них функций и задач

В теории и на практике финансовые ресурсы подразделяются на централизованные фонды (государственный бюджет, внебюджетные фонды) и децентрализованные финансовые ресурсы (денежные фонды предприятий). Выделяют также финансовые ресурсы государства, регионов, местных органов самоуправления, предприятий.

Финансовые ресурсы общества складываются из финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, финансовых ресурсов федерации и субъектов федерации, финансовых ресурсов муниципальных органов управления и финансовых ресурсов страховых компаний.

Финансовые ресурсы создаются в процессе распределения совокупного общественного продукта и национального дохода.

Источники формирования финансовых ресурсов общества

Национальный доход (на основе распределения и перераспределения национального дохода создаются централизованные фонды денежных средств; часть национального дохода, которая формируется и остается в распоряжении предприятий, создает децентрализованные фонды денежных средств);

Часть национального богатства (ранее накопленных средств: от продажи золотого запаса, продажи энергоносителей, валютных резервов, страховых резервов; и др.);

Денежные доходы организаций и предприятий производственной сферы. Прежде всего, к ним относится прибыль, выступающая в качестве одной из форм стоимости прибавочного продукта.

Амортизационные отчисления, образуемые за счет части стоимости основных производственных фондов;

Отчисления предприятий в государственные внебюджетные социальные фонды, имущественного и личного страхования;

PAGE_BREAK--

Заемные и привлеченные средства (в виде кредитов банков, коммерческих кредитов, кредиторской задолженности; средств, получаемых от эмиссии ценных бумаг, и др.);

Поступления от населения (налоги, сборы, поступления от займов и лотерей);

Доходы от внешнеторговых операций, внешних государственных кредитов и заимствований, доходов по ценным бумагам, приобретенным на внешнем финансовом рынке, иностранных инвестиций и гуманитарной помощи.

Основным источником финансовых ресурсов общества являются национальный доход, прибыль организаций независимо от форм собственности, амортизационный фонд, страховые фонды.

Источниками финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления выступает валовой внутренний продукт (его части: сумма косвенных налогов, национальный доход), а также часть стоимости национального богатства в виде ранее накопленных средств и поступления от внешнеэкономической деятельности.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования. Фондовая форма использования финансовых ресурсов обладает некоторыми преимуществами: обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития экономики, дает возможность полнее увязывать общественные и личные интересы и активнее воздействовать на производство. В условиях рынка в фондовой форме формируются и используются в основном финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления. К таким фондам относят бюджеты соответствующих уровней и государственные внебюджетные социальные фонды.

Финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов

Состав финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов складывается под воздействием влияния следующих факторов:

Сферы деятельности (материальное производство или непроизводственная сфера);

Способа ведения хозяйства (на коммерческой или некоммерческой основе);

Организационно-правовой формы;

Отраслевых особенностей.

К основным источникам формирования финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов относятся:

Собственные средства;

Привлеченные средства.

Источники формирования финансовых ресурсов коммерческой организации

К собственным источникам формирования финансовых ресурсов коммерческих организаций относятся:

Акционерный капитал (в акционерных обществах), паевые взносы (в потребительских обществах, производственных кооперативах), уставные взносы (в момент учреждения предприятия);

Выручка-нетто от основной деятельности (это выручка от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг; выручка от инвестиционной деятельности; выручка от финансовой деятельности);

Внереализационные доходы (полученные штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно; поступления в возмещение причиненных предприятию убытков и др.);

Операционные доходы (доходы от предоставления за плату во временное владение и пользование активов организации; поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, включая проценты и иные доходы по ценным бумагам и др.);

Чрезвычайные доходы (поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии и т. п), страховое возмещение, а также стоимость материальных ценностей, остающихся после списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов).

К привлеченным источникам формирования финансовых ресурсов коммерческой организации относятся:

Заемные средства (долгосрочные и краткосрочные кредиты банков и организаций);

Кредиторская задолженность;

Бюджетные субсидии;

Иностранные инвестиции.

Основным источником формирования финансовых ресурсов действующей коммерческой организации выступает выручка-нетто от основной деятельности, прежде всего, выручка-нетто от реализации продукции (работ, услуг), за счет которой образуются валовой доход и прибыль, а также амортизационные отчисления.

Использование финансовых ресурсов коммерческой организации

Финансовые ресурсы коммерческой организации используются по следующим направлениям:

Выплату налогов и сборов в бюджетную систему страны (бюджеты разных уровней и государственные внебюджетные социальные фонды федерального и территориального уровней);

Уплата процентов за пользование кредитом;

Погашение ссуд;

Страховые платежи;

Финансирование капитальных вложений;

Увеличение оборотных средств;

Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

Выполнение обязательств перед собственниками коммерческой организации (например, выплата дивидендов);

Материальное поощрение работников организации;

Финансирование социальных нужд работников организации;

Благотворительные цели;

Спонсорство;

Форма использования финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов в настоящее время в меньшей степени регламентируется государством. Порядок использования финансовых ресурсов коммерческими организациями определяется их учредительными документами, и поэтому здесь возможно сочетание фондовой и нефондовой форм. Часть ресурсов субъектов хозяйствования может быть направлена на образование фондов целевого назначения (например, экономического и материального стимулирования, резервных фондов). Использование финансовых ресурсов на выполнение финансовых обязательств перед бюджетами разных уровней, государственными внебюджетными социальными фондами, банками, страховыми организациями, уплата штрафных санкций осуществляется в нефондовой форме.

Финансовые ресурсы некоммерческой организации

Для осуществления уставной деятельности некоммерческой организации и ее расширения формируются ее финансовые ресурсы. Состав источников финансовых ресурсов некоммерческой организации, а также механизм их формирования и использования зависит от ее организационно-правовой формы и вида деятельности.

Источники финансовых ресурсов некоммерческой организации

Взносы учредителей и членские взносы;

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

Бюджетные средства;

Безвозмездные перечисления физических и юридических лиц;

Прочие источники.

Использование финансовых ресурсов некоммерческой организации

Финансовые ресурсы некоммерческой организации используются для реализации основной цели ее создания:

Расходы на оплату труда служащих;

Расходы на эксплуатацию помещения;

Расходы на приобретение оборудования;

Платежи в бюджетную систему страны (бюджеты разных уровней и государственные внебюджетные социальные фонды);

Капитальные вложения;

Капитальный ремонт зданий и сооружений;

Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей

У индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, также как и у юридических лиц формируются финансовые ресурсы.

Источниками финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей выступают:

Личные сбережения;

Доходы, полученные в результате осуществления хозяйственной деятельности;

Заемные средства.

Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей используются на:

Расширение дела;

Платежи в бюджет и государственные внебюджетные социальные фонды;

Расходы по оплате труда наемных работников;

Благотворительные взносы и пожертвования;

Если предпринимательская деятельность прекращается, все полученные доходы направляются на личное потребление предпринимателя.

Литература

Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами: Пер. с англ. / Гл. ред. серии Я.В. Соколов. –М.: Финансы и статистика, 1999.

Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005.

Вознесенский Э.А. Финансы, как стоимостная категория. – М.: Финансы и статистика, 1985.

Гусев С.И., Швецов Ю.Г. Развитие федерального казначейства в системе управления государственными финансами. – М.: Финансы и статистика, 2006.

Понятие финансов, их место в системе экономических отношений.

Финансы – объективная экономическая категория, связанная с системой денежных отношений в процессе формирования, распределения и перераспределения ВВП и национального дохода, формирование и использование фондов денежных средств (ФДС) и денежных накоплений у государства и субъектов экономики. Факторы появления Ф : развитие товарно-денежного обмена; разрыв во времени между процессом производства и потребления; действие закона стоимости, обеспечение распределения ВВП. Ф отражают денежные отношения. Разница между Ф и деньгами: 1 . деньги - всеобщий эквивалент товаров, функции: мера стоимости, средство обращения, платежа, накопления, мировых денег. 2.Ф связаны с формированием и использованием ФДС, выполняют распределительную и контрольную функции

Признаки финансов.

1.всегда имеют денежную форму выражения 2. носят распределительный характер финансовых отношений 3. связаны с фактом существования государства 4. участвуют в разделении дохода, прибыли между государством и субъектами экономики 5. соизмеримы с денежными доходами и денежными расходами на всех уровнях.

Основные функции финансов.

Распределительная обеспечивает финансовыми ресурсами, появляется при распределении ВВП и нац. дохода (НД), в процессе распределения и формирования основного (первичного) дохода. Перераспределение НД между территориями, отраслями производства, соц. группами осуществляется через налоги. Цели распределения: 1. равномерное и эффективное развитие всех отраслей и территорий 2. укрепление экономики гос-ва 3. повышение соц. уровня населения. Контрольная обслуживает весь воспроизводственный процесс, формирование и использование централизованных фондов гос-ва. Форма реализации – финансовая информация, отражающая фин. показатели (выручка, прибыль, рентабельность, работоспособность), реализуется через осуществление фин. контроля с помощью специального фин. аппарата. Изменяя размеры фин. ресурсов, оставшихся в распоряжении субъектов эк-ки, устанавливается направление наиболее эффективного вложения средств, распределения финн ресурсов в соответствии с выбранными приоритетами.

Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями.

Финансы – объективная экономическая категория, связанная с системой денежных отношений в процессе формирования, распред-я и перераспр-я ВВП и нац. дохода, формирование и использование фондов денежных средств (ФДС) и денежных накоплений у гос-ва и субъектов эк-ки. Взаимосвязь с ценой : цена является основой финансового метода распределения стоимости, а финансы, базируясь на пропорциях распределения, сложившихся под влиянием цен, выступают инструментом, реализующим эти пропорции. Взаимосвязь с з/п : финансы помогают заработной плате формировать фонд оплаты труда, отделяя его от других денежных фондов предприятия, а заработная плата- начисление которой по времени не совпадает с выплатой, выступает источником формирования части финансовых ресурсов предприятия. Взаимосвязь с кредитом : функционирование финансов способствует созданию и росту кредитных средств, а функционирование кредита, позволяет формировать финансовые ресурсы предприятия.

Роль финансов в развитии экономики.

Финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств. Функционирование финансов направлено на эффективное развитие социально ориентированной экономики. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, для чего требуются их оптимальная организация. Финансы – неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода стран. Финансы воздействуют на производство, распределение и потребление и носят объективный характер. Общий подход к оценке результатов достигаемых с помощью финансов, позволяет рассматривать роль финансов в 3-х направлениях : 1) с позиции обеспечения потребностей расширенного воспроизводства необходимыми финансовыми источниками; 2) с точки зрения использования финансов для регулирования стоимостной структуры 3) с позиции использования финансов, как экономического стимула.

Финансовое обеспечение воспроизводственных процессов.

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса – покрытие всех воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов, аккумулируемых государством и субъектами хозяйств. Главный инструмент регулирования воспроизводственных процессов на макроуровне - инвестиционная политика государства, налогообложение, субсидии и субвенции из вышестоящего бюджета в нижестоящий на финансирование строго целевых мероприятий. Воспроизводственный процесс регулируется на микроуровне финансами предприятий. С их помощью регулируется структура производств продукта и покрываются потребности расширенного воспроизводства. Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса осуществляется в трех формах: - Самофинансирование ; - Кредитование ; - Государственное финансирование .


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса

Государственные и местные финансы - это денежные отношения, складывающиеся между органами государственной власти и органами местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, в процессе стоимостного распределения и перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с формированием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, обеспечивающих потребности государства и местного самоуправления при решении экономических, политических и социальных задач.

Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит финансам предприятий и государственным финансам.

Финансы предприятий - главный инструмент регулирования воспроизводственных пропорций на микроуровне, т.е. на уровне отдельного предприятия. С их помощью происходит регулирование воспроизводства структуры производственного продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства. Регулирование воспроизводственного процесса осуществляется также с помощью банковского кредита, системы страхования, амортизационной политики, бюджета при использовании механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот, выделения бюджетных субсидий.

Функционируя в сфере материального производства, финансы предприятий обслуживают кругооборот производственных фондов.

Однако нормальное функционирование экономики возможно при условии органичной связи каждой отрасли и ее структурных подразделений с другими отраслями. На такой основе достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, которая обеспечивает его сбалансированное развитие как единого целого. В рыночной экономике с уменьшением вмешательства государства в регулирование экономики согласованное функционирование разных частей экономики достигается различными формами регулирования.

Одной из форм регулирования экономики является саморегулирование, которое характеризуется формированием финансового потенциала в разных звеньях сферы материального производства. В условиях финансовой самостоятельности каждый субъект хозяйствования может осуществлять формирование источников расширенного воспроизводства за счет собственных финансовых ресурсов, а также привлечения на акционерной основе или паевых началах денежных средств других предприятий, использования банковских кредитов, получения на определенных условиях бюджетных ассигнований. Формируемые из различных источников финансовые ресурсы позволяют инвестировать средства в новое производство, расширять действующие предприятия, финансировать прикладную науку и внедрять ее результаты в производство и т.д.

Однако рыночный механизм регулирования экономики не всегда эффективен, поскольку не всегда способен обеспечить перераспределение доходов в соответствии с целями государства. Вместе с саморегулированием большое влияние на структурную перестройку экономики оказывает государственное вмешательство в экономику. Такое вмешательство необходимо в связи с финансовой поддержкой приоритетных направлений экономики, развитием объектов производственной и социальной инфраструктуры, территориальным распределением ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных регионов и т.п. Вмешательство государства в экономику происходит с помощью механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот и выделения бюджетных ассигнований, субсидий и субвенций, финансирования социальных мероприятий, а также страхования и кредитования. За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, т.е. на уровне всего народного хозяйства.

С помощью механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот и выделения бюджетных субсидий государство побуждает предприятия осуществлять варианты развития их деятельности, которые удовлетворяют интересы и потребности всего общества. Вместе с тем вмешательство государства в экономику имеет свои границы: излишнее вмешательство государства в форме предоставления необоснованных льгот и бюджетных дотаций может привести к ослаблению экономических стимулов, снижению эффективности функционирования всего рыночного механизма.

Формы финансового обеспечения воспроизводственного процесса

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса осуществляется в трех формах: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.

Самофинансирование базируется на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, а при их недостатке используются кредитные ресурсы или заемные средства в форме выпуска ценных бумаг.

Кредитование - это способ финансирования воспроизводственного процесса за счет ссуд банка, предоставляемых на условиях срочности, платности и возвратности.

Государственное финансирование производится в основном на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов.

На практике все перечисленные формы финансового обеспечения воспроизводственных затрат применяются одновременно.

Финансовые стимулы

Одним из важных инструментов регулирования экономики являются финансовые стимулы. В составе финансовых стимулов развития экономики и роста ее эффективности можно выделить: приоритетные и наиболее эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов; бюджетные стимулы, налоговые льготы и санкции.

Инвестирование

Различают следующие основные направления инвестирования финансовых ресурсов:

а) финансирование структурной перестройки экономики с целью развития наиболее приоритетных направлений;

б) финансирование и финансовая поддержка наукоемких технологий и производств, основанных на национальных сырьевых ресурсах;

в) финансирование новых перспективных конкурентоспособных отраслей, направлений и отдельных производств;

г) финансирование затрат, связанных с развитием непроизводственной инфраструктуры, воспроизводства рабочей силы, повышением ее квалификации, развитием науки, профессиональной подготовкой кадров и ориентацией на новые технологии.

Бюджетные стимулы

Повышение эффективности экономики и ее отдельных отраслей может обеспечиваться через систему бюджетных стимулов, выступающих в форме льгот по налогам, полного или частичного освобождения от отдельных налогов. Стимулирующий характер системы бюджетного финансирования состоит в поддержке высокоэффективных или социально значимых проектов.

Финансовые льготы и санкции

Стимулирующее значение имеет и система финансовых льгот и санкций. Льготы могут предоставляться для финансирования мероприятий по развитию новых высокотехнологичных производств, развития научно-технического прогресса, проведения природоохранительных мероприятий. В качестве льготы может выступать полное или частичное освобождение от налогов прибыли предприятий. Система санкций может применяться за нарушение договорных условий, расчетной и финансовой дисциплины.

Экономический рост возможен только в условиях резкого увеличения инвестиционных ресурсов, укрепления покупательной силы рубля, снижения налогового бремени на предприятиях.

2. Финансовые ресурсы и источники их формирования

Материально - вещественным воплощением объективной экономической категории "финансы" и носителем финансовых отношений являются финансовые ресурсы.

При широком использовании термина "финансовые ресурсы" толкование его различно. В России он впервые был применен при составлении первого пятилетнего плана страны, в состав которого входил баланс финансовых ресурсов и при составлении плана ГОЭЛРО.

Поскольку финансы представляют собой экономические отношения, опосредованные деньгами, постольку под финансовыми ресурсами следует понимать только такие ресурсы, которые имеют денежную форму в отличии от материальных, трудовых, природных и прочих ресурсов. Таким образом можно сделать первый и важный вывод о том, что финансовые ресурсы существуют только в денежной форме.

Однако финансовые ресурсы - это только часть денежных ресурсов, используемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также хозяйствующими субъектами, населением. Помимо финансовых ресурсов денежные ресурсы включают кредитные ресурсы, денежные доходы населения, оборотные средства предприятий.

Финансовые ресурсы всегда имеют собственника либо лицо, которому собственником делегированы права ими распоряжаться. Финансовые ресурсы не могут быть вне отношений собственности. И только та часть денежных ресурсов, которая находится в собственности или распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и обслуживает процесс общественного воспроизводства (расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, социальные нужды и других общественных потребностей) относится к финансовым ресурсам.

Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы - это часть денежных ресурсов, находящихся в собственности или распоряжении государства, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов и используемых ими на цели расширенного воспроизводства, удовлетворения социально-культурных потребностей населения и для выполнения государством и органами местного самоуправления возложенных на них функций и задач

В теории и на практике финансовые ресурсы подразделяются на централизованные фонды (государственный бюджет, внебюджетные фонды) и децентрализованные финансовые ресурсы (денежные фонды предприятий). Выделяют также финансовые ресурсы государства, регионов, местных органов самоуправления, предприятий.

Финансовые ресурсы общества складываются из финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, финансовых ресурсов федерации и субъектов федерации, финансовых ресурсов муниципальных органов управления и финансовых ресурсов страховых компаний.

Финансовые ресурсы создаются в процессе распределения совокупного общественного продукта и национального дохода.

Источники формирования финансовых ресурсов общества

Национальный доход (на основе распределения и перераспределения национального дохода создаются централизованные фонды денежных средств; часть национального дохода, которая формируется и остается в распоряжении предприятий, создает децентрализованные фонды денежных средств);

Часть национального богатства (ранее накопленных средств: от продажи золотого запаса, продажи энергоносителей, валютных резервов, страховых резервов; и др.);

Денежные доходы организаций и предприятий производственной сферы. Прежде всего, к ним относится прибыль, выступающая в качестве одной из форм стоимости прибавочного продукта.

Амортизационные отчисления, образуемые за счет части стоимости основных производственных фондов;

Отчисления предприятий в государственные внебюджетные социальные фонды, имущественного и личного страхования;

Заемные и привлеченные средства (в виде кредитов банков, коммерческих кредитов, кредиторской задолженности; средств, получаемых от эмиссии ценных бумаг, и др.);

Поступления от населения (налоги, сборы, поступления от займов и лотерей);

Доходы от внешнеторговых операций, внешних государственных кредитов и заимствований, доходов по ценным бумагам, приобретенным на внешнем финансовом рынке, иностранных инвестиций и гуманитарной помощи.

Основным источником финансовых ресурсов общества являются национальный доход, прибыль организаций независимо от форм собственности, амортизационный фонд, страховые фонды.

Источниками финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления выступает валовой внутренний продукт (его части: сумма косвенных налогов, национальный доход), а также часть стоимости национального богатства в виде ранее накопленных средств и поступления от внешнеэкономической деятельности.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования. Фондовая форма использования финансовых ресурсов обладает некоторыми преимуществами: обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития экономики, дает возможность полнее увязывать общественные и личные интересы и активнее воздействовать на производство. В условиях рынка в фондовой форме формируются и используются в основном финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления. К таким фондам относят бюджеты соответствующих уровней и государственные внебюджетные социальные фонды.

Финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов

Состав финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов складывается под воздействием влияния следующих факторов:

Сферы деятельности (материальное производство или непроизводственная сфера);

Способа ведения хозяйства (на коммерческой или некоммерческой основе);

Организационно-правовой формы;

Отраслевых особенностей.

К основным источникам формирования финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов относятся:

Собственные средства;

Привлеченные средства.

Источники формирования финансовых ресурсов коммерческой организации

К собственным источникам формирования финансовых ресурсов коммерческих организаций относятся:

Акционерный капитал (в акционерных обществах), паевые взносы (в потребительских обществах, производственных кооперативах), уставные взносы (в момент учреждения предприятия);

Выручка-нетто от основной деятельности (это выручка от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг; выручка от инвестиционной деятельности; выручка от финансовой деятельности);

Внереализационные доходы (полученные штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно; поступления в возмещение причиненных предприятию убытков и др.);

Операционные доходы (доходы от предоставления за плату во временное владение и пользование активов организации; поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, включая проценты и иные доходы по ценным бумагам и др.);

Чрезвычайные доходы (поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии и т. п), страховое возмещение, а также стоимость материальных ценностей, остающихся после списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов).

К привлеченным источникам формирования финансовых ресурсов коммерческой организации относятся:

Заемные средства (долгосрочные и краткосрочные кредиты банков и организаций);

Кредиторская задолженность;

Бюджетные субсидии;

Иностранные инвестиции.

Основным источником формирования финансовых ресурсов действующей коммерческой организации выступает выручка-нетто от основной деятельности, прежде всего, выручка-нетто от реализации продукции (работ, услуг), за счет которой образуются валовой доход и прибыль, а также амортизационные отчисления.

Использование финансовых ресурсов коммерческой организации

Финансовые ресурсы коммерческой организации используются по следующим направлениям:

Выплату налогов и сборов в бюджетную систему страны (бюджеты разных уровней и государственные внебюджетные социальные фонды федерального и территориального уровней);

Уплата процентов за пользование кредитом;

Погашение ссуд;

Страховые платежи;

Финансирование капитальных вложений;

Увеличение оборотных средств;

Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

Выполнение обязательств перед собственниками коммерческой организации (например, выплата дивидендов);

Материальное поощрение работников организации;

Финансирование социальных нужд работников организации;

Благотворительные цели;

Спонсорство;

Форма использования финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов в настоящее время в меньшей степени регламентируется государством. Порядок использования финансовых ресурсов коммерческими организациями определяется их учредительными документами, и поэтому здесь возможно сочетание фондовой и нефондовой форм. Часть ресурсов субъектов хозяйствования может быть направлена на образование фондов целевого назначения (например, экономического и материального стимулирования, резервных фондов). Использование финансовых ресурсов на выполнение финансовых обязательств перед бюджетами разных уровней, государственными внебюджетными социальными фондами, банками, страховыми организациями, уплата штрафных санкций осуществляется в нефондовой форме.

Финансовые ресурсы некоммерческой организации

Для осуществления уставной деятельности некоммерческой организации и ее расширения формируются ее финансовые ресурсы. Состав источников финансовых ресурсов некоммерческой организации, а также механизм их формирования и использования зависит от ее организационно-правовой формы и вида деятельности.

Источники финансовых ресурсов некоммерческой организации

Взносы учредителей и членские взносы;

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

Бюджетные средства;

Безвозмездные перечисления физических и юридических лиц;

Прочие источники.

Использование финансовых ресурсов некоммерческой организации

Финансовые ресурсы некоммерческой организации используются для реализации основной цели ее создания:

Расходы на оплату труда служащих;

Расходы на эксплуатацию помещения;

Расходы на приобретение оборудования;

Платежи в бюджетную систему страны (бюджеты разных уровней и государственные внебюджетные социальные фонды);

Капитальные вложения;

Капитальный ремонт зданий и сооружений;

Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей

У индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, также как и у юридических лиц формируются финансовые ресурсы.

Источниками финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей выступают:

Личные сбережения;

Доходы, полученные в результате осуществления хозяйственной деятельности;

Заемные средства.

Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей используются на:

Расширение дела;

Платежи в бюджет и государственные внебюджетные социальные фонды;

Расходы по оплате труда наемных работников;

Благотворительные взносы и пожертвования;

Если предпринимательская деятельность прекращается, все полученные доходы направляются на личное потребление предпринимателя.

Литература

1. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами: Пер. с англ. / Гл. ред. серии Я.В. Соколов. -М.: Финансы и статистика, 1999.

2. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2005.

3. Вознесенский Э.А. Финансы, как стоимостная категория. - М.: Финансы и статистика, 1985.

4. Гусев С.И., Швецов Ю.Г. Развитие федерального казначейства в системе управления государственными финансами. - М.: Финансы и статистика, 2006.

Подобные документы

    Характеристика понятия финансов, которые охватывают все стадии воспроизводственного процесса (производство, обмен, потребление) и оказывают регулирующее воздействие на его составляющие. Особенности финансового обеспечения воспроизводственного процесса.

    контрольная работа , добавлен 19.01.2010

    Государственные финансовые ресурсы. Использование финансов в общественном воспроизводстве. Распределение финансовых ресурсов для финансового обеспечения воспроизводственного процесса. Использование финансов в системе платежно-расчетных отношений.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2008

    Сущность финансовых ресурсов, эффективность их использования и основные источники формирования на примере OAO "Славянка". Роль финансовых ресурсов в обеспечении воспроизводственного процесса предприятия. Показатели финансовой устойчивости предприятия.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2014

    Теоретические аспекты формирования и использования финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов. Сущность финансовых ресурсов и источники их формирования в современных условиях. Роль финансовых ресурсов в обеспечении воспроизводственного процесса.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2010

    Сущность финансовых ресурсов и источники их формирования в современных условиях, роль в обеспечении воспроизводственного процесса предприятия, характеризующие показатели. Направления по совершенствованию использования и управления финансовыми ресурсами.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2016

    Проявление сущности финансового механизма в распределительной, аккумуляционной и контрольной функциях. Изучение понятия воспроизводственного процесса. Анализ денежного регулирования рыночного хозяйствования. Применение теории бюджетного воздействия.

    контрольная работа , добавлен 29.06.2010

    Определение сущности финансов, изучение их функций и признаков. Характеристика и особенности формирования государственных финансов. Анализ финансового состояния Удмуртской республики: основные макроэкономические тенденции развития, бюджетная система.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2010

    Состав основных фондов и источники финансирования капитальных вложений. Расчет иммобилизации оборотных средств. Роль амортизации в воспроизводственном процессе. Определение потребности в оборотном капитале и оценка эффективности его использования.

    реферат , добавлен 10.02.2011

    Финансовое регулирование как механизм на развитие общества и его коррекции. Направления развития финансового рынка, особенности некоторых этапов его формирования. Роль финансов в революционных преобразованиях. Финансы и мирное реформирование общества.

    курсовая работа , добавлен 03.09.2011

    Рассмотрение стадий воспроизводственного процесса для объяснения причин возникновения и функционирования финансовых потоков. Понятие и целевое назначение денежных фондов и резервов. Детерминация факторных составляющих финансовой деятельности предприятия.

Финансовое обеспечение воспроизводственного процессы -- это покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов, аккумулируемых субъектами хозяйствования и государством. Формируются финансовые ресурсы во всех подразделениях общественного производства, затем происходит их распределение и целенаправленное использование через денежные фонды целевого назначения.

Бесперебойное формирование финансовых ресурсов, их рациональное использование имеют огромное значение, поскольку финансовые ресурсы являются важнейшим денежным источником расширения производства, роста материального и культурного уровня жизни народа. Снижение объема финансовых ресурсов может ограничить возможности целенаправленного воздействия финансов на развитие экономики, решение актуальных экономических и социальных задач. Оно ведет к сокращению масштабов инвестиций в производственную и социальную сферы, уменьшению фонда потребления в составе используемого национального дохода.

Нехватка финансовых ресурсов приводит к несбалансированности натурально-вещественной и стоимостной структуры общественного производства, различного рода диспропорциям и "расстыковкам".

Обьем и структура финансовых ресурсов непосредственно связаны с уровнем развития производства, его эффективностью. Чем крупнее масштабы производства и выше его эффективность, тем больше при прочих равных условиях размеры мобилизуемых и используемых финансовых средств. В свою очередь величина финансовых ресурсов, инвестируемая в производство, создает предпосылки для его роста и совершенствования15.

В зависимости от того, куда и в каких объемах направляются финансовые ресурсы, формируются возможности обеспечения производства дополнительными мощностями. А это приводит к повышению технического уровня производства, созданию предпосылок для роста производительности труда в соответствующих отраслях народного хозяйства.

Постоянный рост и совершенствование производства служат основой увеличения финансовых ресурсов. Однако в последние годы динамика финансовых ресурсов характеризовалась негативной тенденцией - замедлением, а затем и падением темпов их роста. Причина этого заключалась в кризисных явлениях в экономике нашей страны, отрицательно сказавшихся на динамике валового национального продукта и произведенного национального дохода, объеме промышленной продукции и других важнейших показателях социально-экономического развития.

В формировании финансовых ресурсов участвуют все элементы стоимости валового общественного продукта, но основным источником является национальный доход, причем главным образом та его часть, которая представлена чистым доходом. Именно рост чистого дохода и основной его финансовой формы - прибыли обусловливает высокие или низкие темны роста финансовых ресурсов. Кроме стоимости валовою внутреннею продукта важным источником финансовых ресурсов могут быть доходы от внешнеэкономической деятельности, при условии достаточно эффективной ее организации.

Финансовые ресурсы формируются также за счет части национального богатства, вовлекаемой и хозяйственный оборот (переходящие остатки бюджетных средств, обращаемые на покрытие расходов текущего года; резервные фонды страховых организаций; средства от продажи части золотого запаса страны; выручка от реализации излишнего имущества и др.). Для формирования финансовых ресурсов могут использоваться заемные и привлеченные средства (кредиты банка; кредиторская задолженность; средства, полученные от выпуска акций и облигаций; и др.)16.

Разнообразие финансовых отношений, возникающих в процессе стоимостного распределения, обусловливает наличие разных видов финансовых ресурсов. Основными среди них являются: прибыль, различные виды налогов, страховые платежи, амортизационные отчисления. Возможности их роста определяются не только общими размерами валового внутреннего продукта, но и его структурой, динамикой составляющих его элементов. К сожалению, в 80-90-с годы происходило постоянное ухудшение структуры валового внутреннего продукта, росла его фондоёмкость, что приводило к сокращению темпов и абсолютной величины прироста финансовых ресурсов. Между тем потребность в них постоянно возрастала3.

Финансовые ресурсы необходимы прежде всего субъектам хозяйствования. У них формируются децентрализованные финансовые ресурсы, используемые на затраты но расширению производства (оказанию услуг) и удовлетворению социально-культурных запросов работающих. Образуемые за счет децентрализованных финансовых ресурсов целевые денежные фонды направляются на капитальные вложения, увеличение оборотных средств, финансирование научно-технических достижений, проведение природоохранных мероприятий, обеспечение потребностей социального характера и т. п. Осуществление названных затрат за счет использования финансовых ресурсов позволяет обеспечивать денежными средствами воспроизводственный процесс на микроуровне.

Потребности общественного производства на макроуровне обеспечиваются за счет централизованных финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, средства которых направляются на развитие народного хозяйства.

Финансирование социально-культурных мероприятий, обеспечение нужд обороны и управления. Использование централизованных финансовых ресурсов имеет отраслевую и целевую направленность, что позволяет точно учитывать объекты государственного финансирования и своевременно обеспечивать их необходимыми денежными средствами.

Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, предопределяет необходимость централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. При этом степень централизации ресурсов на разных исторических этапах развития страны неодинакова и зависит от множества факторов, причем не только социально-экономических.

В последние годы состояние финансовых ресурсов страны характеризовалось не только высокой степенью их централизации, но и острой нехваткой как на макро-, так и микроуровне. В связи с этим необычайную остроту приобрела проблема изыскания реальных резервов роста финансовых ресурсов. Систематически возраставшие потребности предприятий (организаций) и государства требовали все большей их величины, между тем их мобилизация становилась все более проблематичной из-за нараставших кризисных явлений в экономике, низкой эффективности производства, ухудшения финансовых результатов внешнеэкономической деятельности и других причин14.

Главные пути решения проблемы изыскания финансовых ресурсов связаны, во-первых, с реализацией принятой программы стабилизации экономики и перехода к рынку, а во-вторых, с осуществлением специально разработанных мер по финансовому оздоровлению экономики и перестройке системы финансовых отношений в стране. Эти меры направлены, с одной стороны, на преодоление негативных тенденций в формировании финансовых ресурсов, а с другой на радикальное изменение финансовых отношений, их превращение в активный экономический инструмент хозяйствования.

Переход на принципы рыночного хозяйствования положительно сказывается на объеме, структуре и направлениях использования финансовых ресурсов, открывает простор для инициативы и предприимчивости руководителей финансовых служб, озабоченных поисками денежных средств. Становится возможным, во-первых, существенно расширить резервы роста собственных финансовых ресурсов за счет увеличения прибыли, использования ускоренной амортизации и т. п., а во-вторых, коренным образом изменить подход к получению дополнительных (сверх собственных) денежных средств, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства в низовом звене хозяйствования. Вместо "выбивания" бюджетных ассигнований, предназначенных на цели инвестирования в производство, предприятие может найти недостающие средства на финансовом рынке11.

В условиях экономической и финансовой самостоятельности любой субъект хозяйствования сможет осуществлять формирование источников расширенного воспроизводства за счет собственных финансовых ресурсов, привлечения на акционерной основе или паевых (долевых) началах денежных средств других предприятий (организаций, учреждений), использования банковских кредитов, получения на определенных условиях бюджетных ассигнований. Своевременно заключенные со страховыми компаниями договоры позволят снизить риск предпринимательской деятельности, создадут необходимые гарантии возмещения понесенного предприятием ущерба.

Формируемые из разных источников финансовые ресурсы дают возможность предпринимателю своевременно инвестировать средства в новое производство, при необходимости расширять действующее предприятие, финансировать научно-технические разработки и их внедрение, покрывать расходы по подготовке перехода на экологически чистые технологии и т. д.

Финансовое обеспечение воспроизводственных затрат может осуществляться в трех формах: самофинансирования, кредитования и государственного финансирования. Самофинансирование основано на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования. При недостаточности собственных средств предприятие (организация) может либо сократить некоторые свои расходы, либо воспользоваться заемными средствами, привлекаемыми на основе операций с ценными бумагами.

Кредитование - это такой способ финансового обеспечения воспроизводственных затрат, при котором расходы субъекта хозяйствования покрываются за счет ссуды банка, предоставляемой на началах срочности, платности и возвратности.

Государственное финансирование производится на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов, формируемых на разных уровнях государственного управления в процессе распределения и перераспределения части национального дохода. Посредством такого финансирования государство целенаправленно перераспределяет финансовые ресурсы между производственной и непроизводственной сферами, отраслями экономики и территориями страны, между формами собственности, отдельными группами и слоями населения и т. д.

Для обеспечения бесперебойного финансирования воспроизводственных затрат большое значение имеют финансовые резервы. В условиях перехода к рынку их значимость не только не снижается, но даже возрастает. Финансовые резервы способны обеспечивать непрерывный кругооборот средств в общественном воспроизводстве даже при возникновении огромных потерь или наступлении непредвиденных событий7.

Финансовые резервы могут создаваться самими субъектами хозяйствования за счет собственных финансовых ресурсов (самострахование), их управленческими структурами (на основе нормативных отчислений), специализированными страховыми организациями (методом страхования) и государством (резервные фонды в бюджетах разных уровней).

На практике все перечисленные формы финансового обеспечения воспроизводственных затрат могут применяться одновременно. Главное - добиться оптимального для данного периода соотношения между ними. Достижение подобного оптимума возможно лишь на основе активной финансовой политики государства9.

Формирование крупных финансовых резервов в руках субъектов хозяйствования малоэффективно с экономической точки зрения. Более целесообразным является формирование резервов бюджетным методом и методом страхования, так как здесь достигается более высокая оборачиваемость резервируемых средств.


Финансовое обеспечение финансовых ресурсов.


Финансовые ресурсы являются важнейшим денежным источником расширения производства.


Снижение их объема ограничивает возможности целенаправленного воздействия финансов на развитие экономики.


В формировании финансовых ресурсов участвуют все элементы стоимости валового общественного продукта, но основным источником является национальный доход.


Важным источником финансовых ресурсов могут быть доходы от внешнеэкономической деятельности, а также часть национального богатства, вовлекаемого в хозяйственный оборот (переходящие остатки бюджетных средств, обращаемые на покрытие расходов текущего года, резервные фонды страховых организаций, средства от продажи части золотого запаса страны, выручка от реализации излишнего имущества и т. д.).


Для формирования финансовых ресурсов используются также заемные и привлеченные средства.


На микроуровне формируются нецентрализованные финансовые ресурсы, используемые на затраты по расширению производства и удовлетворению социально-культурных запросов работающих.


Потребности общественного производства на макроуровне обеспечиваются за счет централизованных финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды.


Финансовое обеспечение воспроизводственных затрат может осуществляться в трех формах: самофинансирования, кредитования и государственного финансирования.


Самофинансирование основано на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования. При недостатке собственных средств предприятие может сократить свои расходы либо воспользоваться заемными средствами, привлекаемыми на основе операций с ценными бумагами.


Кредитование – это такой способ финансового обеспечения воспроизводственных затрат, при котором расходы субъекта хозяйствования покрываются за счет ссуды банка, предоставляемой на началах срочности, платности и возвратности.


Государственное финансирование производится на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов, формируемых на разных уровнях государственного управления в процессе распределения и перераспределения части национального дохода.


На практике необходимо добиться оптимального соотношения между всеми тремя формами финансового обеспечения, а это возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.



  • Финансовое обеспечение . Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса – это покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов.


  • Финансовое обеспечение . Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса – это покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов.


  • Финансовое обеспечение . Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса – это покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов.


  • Финансовое обеспечение . Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса – это покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов.


  • ...характера, а также другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству РФ.
    Все расходы, связанные с совершением нотариальных действий и обеспечением ...


  • Финансовое обеспечение д-ти нотариусов. Фин обеспечение д-ти нотариусов, работающих в гос нотариальных конторах, и нотариусов, занимающихся частной практиков, осуществляется...