Элементы налогообложения, их характеристика. Элементы налога, их определение и характеристика

Элементы:

    Субъект налога – налогоплательщик, который представляет собой организации и физические лица, на который в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.

    Объект налогообложения – юридический факт (их совокупность), с которыми законодательство о налогах и сборах возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Объекты налогообложения можно сгруппировать в 4 группы:

    1. Имущественные права – право собственности на имущество.

      Неимущественные права (право на определённый вид деятельности).

      Действия экономического субъекта (реализация товаров, работ/услуг, операции с ценными бумагами, ввоз или вывоз товаров с территории РФ).

      Результаты хозяйственной деятельности (доход, выручка, прибыль).

    Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая база определяется по данным бухгалтерского учёта при наличии подтверждающих документов, а по налогу на прибыль – с учётом ограничений и исключений, установленных в главе 25 «Налог на прибыль» НК РФ. Например, налоговая база по НДС – выручка организации от реализации товаров, работ/услуг.

    Налоговый период – период времени, по окончанию которого формируется налоговая база и исчисляется сумма налога. Календарный год – временной период, применимый к отдельным налогам. Следует различать 2 понятия: налоговый и отчётный периоды. Налоговый период, как правило, включает в себя несколько отчётных периодов. Отчётные периоды – 1-ый квартал, полугодие и 9 месяцев.

    Налоговая ставка – величина налоговых исчислений на единицу измерения в налоговой базе. Бывают экономические и маржинальные (законодательные). По федеральным налогам налоговые ставки устанавливаются в порядке и пределах, установленных НК РФ. Региональные и местные налоговые ставки установлены НК РФ, но региональные и местные органы власти имеют право изменять их, но только в порядке, установленным НК РФ. Налоговые ставки бывают:

    1. Твёрдые – для каждой единицы измерения налоговой базы зафиксированы определённый размер ставки.

      Процентная ставка – предусмотрен определённый процент обязательных платежей. Процентные ставки могут быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными.

      Смешанные ставки (адвалонные) включают в себя твёрдую и процентную ставку одновременно.

Порядок исчисления и сроки уплаты налога. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога. Исключением являются земельный и транспортный налог для физических лиц. Они исчисляются налоговыми органами. Для каждого налога установлен свой порядок исчисления. Сроки уплаты налога устанавливаются применительно к каждому конкретному налогу и представляют собой период времени, в течение которого налогоплательщик обязан уплатить налог. Согласно статье 1.6 НК РФ сроки устанавливаются днями и если срок уплаты налога установлен в календарный день, то это должно быть прописано в той статье главы НК РФ, которая посвящена определённому налогу.

Все многообразие налогов организационно объединяет наличие у каждого из них общих структурных элементов или элементов налогообложения. Элементы налогообложения – это установленные в налоговом законодательстве органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления основы построения и организации взимания налогов.

Элементы налогообложения в налоговом законодательстве должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налоговый плательщик точно знал, как исчислить установленные налоги и сборы, в каком объеме, порядке и когда он должен их платить. По каждому налогу и сбору элементы налогообложения конкретизируются соответствующей главой второй части Налогового кодекса РФ и налоговым законодательством регионального и местного уровня (по региональным и местным налогам).

Элементы налогообложения делятся на основные (обязательные) и факультативные (избирательные).

К основным элементам налогообложения относятся : 1) налогоплательщики; 2) объект налогообложения; 3) налоговая база; 4) налоговый период; 5) налоговая ставка; 6) порядок исчисления налога; 7) порядок и сроки уплаты налога. Это и есть основные элементы налогообложения. Основные потому, что не установление или нечеткая формулировка хотя бы одного из них делает невозможным или затрудняет исполнение налогового обязательства налогоплательщиками и осуществление налогового контроля налоговым органом. Перечень приведенных выше элементов налогообложения является обязательным, то есть каждый установленный Кодексом налог должен в обязательном порядке определен по всем основным его элементам.

При установлении сборов также определяются их плательщики и элементы обложения. Однако для этих налоговых платежей ряд обязательных элементов может отсутствовать.

Кроме того, существуют еще и факультативные элементы налогообложения , которые носят не всеобщий, а избирательный характер. Они устанавливаются не для всех, а лишь для отдельных налогов и на отдельные периоды времени. К наиболее распространенным факультативным элементам налогообложения можно отнести : 1) налоговые льготы, 2)налоговый оклад, 3) источник уплаты налога, 4) порядок возврата неправильно удержанных сумм налога, 5) ответственность за налоговые нарушения и др. Эти элементы, по мере необходимости в них, определяются в законодательных (иногда нормативных) актах, регламентирующих порядок исчисления и уплаты конкретного вида налога.

Следует иметь в виду, что налогоплательщики (плательщики сборов) одновременно выступают и как субъекты налоговых отношений, и как основной элементы налогообложения . Неопределенность конкретных налогоплательщиков в налоговом законодательстве вообще делает налог и все остальные его элементы бессмысленными. К сожалению, в Кодексе налогоплательщики представлены только в качестве одного из субъектов налоговых отношений.

Каждый налог должен иметь самостоятельный объект налогообложения (это положение не распространяется на сборы), который может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения.

Согласно НК РФ, объектом налогообложения может являться имущество, прибыль, доход, расход, реализация товаров (работ, услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика налоговое законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Налоговая база это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые налоговые платежи.

Налоговые ставки представляют собой важнейший элемент налогообложения и инструмент налогового регулирования. В соответствии с Налоговым кодексом, налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет(внебюджетный фонд) определяется, как правило, путем произведения исчисленной налоговой базы на установленную налоговую ставку. В случае применения разных ставок общая сумма налога определяется сложением налоговых сумм, исчисленных по каждой ставке в отдельности.

Налог, причитающийся к уплате, исчисляется налогоплательщиком самостоятельно , если иное не предусмотрено законодательством. По некоторым налогам (налог на имущество физических лиц, транспортный налог и земельный налог, взимаемые с физических лиц), а также в случаях нежелания налогоплательщика исполнять налоговое обязательство, отсутствия у него учета объекта налогообложения, доходов и расходов и в других случаях суммы налоговых платежей, подлежащих взносу в бюджет (внебюджетный фонд), исчисляются налоговым органом. Налогоплательщик в таком случае получит от налогового органа налоговое уведомление, согласно которому он обязан заплатить причитающуюся сумму налога в указанный срок.

Отдельные налоги, например государственная пошлина, исчисляются и включаются в цену услуг органом, уполномоченным совершать юридически значимые и иные действия в пользу другого лица.

В соответствии с налоговым законодательством часть налогов взимается по методу «у источника выплаты» доходов налогоплательщику (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль в части дивидендов и др.). В таких случаях налог исчисляется, удерживается у налогоплательщика и перечисляется в бюджет налоговым агентом.

Сроки уплаты налоговых платежей устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени.

Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годом, кварталом, месяцем, днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Уплата налога может производиться разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном Налоговым кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки . Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается по каждому налогу. Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Налоговым кодексом. Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Несмотря на факультативный характер налоговых льгот как элемента налогообложения, различные виды налогового льготирования присутствуют в механизме взимания большей части налоговых платежей. Кроме того, налоговые льготы являются важнейшим инструментом государственного регулирования экономики. Отсюда – особая значимость этого элемента налогообложения.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Налог представляет собой обязательный, законодательно установленный платеж. Налоговое законодательство в обязательном порядке определяет не только налогоплательщиков, но и составные части налога, которые получили название "элементы налогообложения". Элементы налогообложения позволяют достигнуть ясности в понимании того, у кого и в каком случае возникает обязанность уплачивать конкретный налог, как рассчитать сумму налога, в каком порядке и в какой срок заплатить налог. Важность законодательного закрепления налогоплательщика и элементов налогообложения нашла отражение в норме ст. 17 НК. Согласно данной статье налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения, а именно:

  • – объект налогообложения;
  • – налоговая база;
  • – налоговый период;
  • – налоговая ставка;
  • – порядок исчисления налога;
  • – порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания их использования налогоплательщиком.

Из содержания ст. 17 НК следует, что если в законодательном акте не будет определен плательщик налога или хотя бы один из элементов налогообложения, то налог считается не установленным и он не подлежит уплате. У налога есть обязательные элементы налогообложения (объект, налоговая база, ставка, налоговый период, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты) и необязательный элемент (факультативный элемент налогообложения), к которому НК отнесены налоговые льготы. Если налоговым законодательством льготы по налогу не предусмотрены, то налог считается установленным и подлежит уплате. Если законодатель хочет, чтобы льготы по налогу были, то эти льготы должны быть установлены законодательно.

Каждый элемент налогообложения имеет свое содержание и назначение.

Объект налогообложения предназначен для того, чтобы определить, в каком случае, при каких обстоятельствах у налогоплательщика возникает обязанность уплачивать тот или иной налог. Согласно ст. 38 НК объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Таким образом, объект налогообложения – это юридическое обстоятельство, действие или юридический факт, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает необходимость уплатить налог (сбор ). Например, в налоге на прибыль объектом налогообложения признается факт получения прибыли. Если организация-налогоплательщик вместо прибыли получила убыток, то у нее нет объекта налогообложения и она не обязана уплачивать налог на прибыль. В последующем, когда организация получит прибыль, у нее возникнет объект налогообложения, а следовательно, и обязанность уплатить налог на прибыль организации. В акцизах объектом налогообложения признается факт реализации подакцизного товара, который произведен налогоплательщиком (организацией, индивидуальным предпринимателем). В транспортном налоге объектом налогообложения является факт регистрации транспортного средства на имя налогоплательщика (организации или физического лица).

Налоговая база позволяет определить ту величину, к которой будет применена налоговая ставка (величину, на которую следует умножить налоговую ставку для определения суммы налогового платежа). Согласно ст. 53 НК налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Различие объекта налогообложения и налоговой базы можно показать на следующих примерах. Объектом налога на имущество физических лиц согласно российскому налоговому законодательству является факт владения имуществом физическим лицом (например, владение квартирой), а налоговой базой признается инвентаризационная стоимость квартиры (стоимость, которую определяют бюро технической инвентаризации). В транспортном налоге налоговой базой признается мощность автомобиля в лошадиных силах. В акцизах налоговой базой признается объем реализованной продукции в натуральном выражении. Выбор налоговой базы, определение порядка ее исчисления играют важную роль реализации фискальной и регулирующей функций налогов. Например, переход от инвентаризационной стоимости к кадастровой при исчислении налога на имущество физических лиц приведет к росту поступлений данного налога. Однако уплата налога от кадастровой стоимости квартиры, жилого дома или дачи сделает этот налог более тяжелым для многих граждан.

Статья 53 НК определяет налоговую ставку как величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы .

НК предусмотрены три формы налоговых ставок:

  • – твердая, или специфическая;
  • – адвалорная, или процентная;
  • – комбинированная (налоговая ставка сочетает твердую и адвалорную формы).

Твердая форма налоговой ставки означает, что ставка установлена в рублях за какое-то количество. Например, ставка акциза на пиво крепостью от 0,5% до 8,6% (в 2014 г.) составляет 18 руб. за 1 л. Ставка транспортного налога по легковым автомобилям с мощность двигателя от 100 до 150 лошадиных сил – 3,5 руб. за одну лошадиную силу.

Адвалорная ставка – это налоговая ставка, установленная в процентах от налоговой базы. Например, ставка налога на прибыль организаций составляет 20% от фактически полученной прибыли; ставка НДС – 18% от стоимости реализованных товаров, работ (услуг).

Комбинированная налоговая ставка сочетает в себе твердую и адвалорную формы. Например, налоговая ставка акциза по сигаретам и папиросам составляет 800 руб. за 1000 штук + 8,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1040 руб. за 1000 штук).

Теория налогов и практика налогообложения также различает такие виды ставок, как равная, пропорциональная, прогрессивная и регрессивная налоговые ставки, которые будут рассмотрены ниже.

Налоговый период позволяет ответить на вопрос о том, за какой отрезок времени налогоплательщику необходимо рассчитать сумму налога. В соответствии со ст. 55 НК под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам , по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

По налогу на прибыль организаций, НДФЛ, имущественным налогам налоговый период устанавливается длительным, а именно календарный год. Это не случайно. Величина прибыли очень динамична в краткосрочном периоде. Один месяц может быть прибыльным, а другой – убыточным. Поэтому необходим более длительный промежуток времени (календарный год) для исчисления объема прибыли. Доходы физических лиц могут быть весьма разнообразными по видам (заработная плата, дивиденды по акциям, процентные доходы по вкладам в банках, гонорары, подарки, премии и др.) и подвижными по величине в течение года. По акцизам и НДС налоговый период устанавливается очень коротким: календарный месяц (по акцизам) и квартал (по НДС). Объемы реализации довольно просто исчисляются по результатам каждого месяца, и государство получает возможность регулярных поступлений налогов в бюджет.

В том случае, когда налоговый период установлен как продолжительный отрезок времени (квартал или календарный год), он разбивается на отчетные периоды. Отчетными периодами могут выступать кварталы и месяцы. По итогам отчетных периодов налогоплательщики исчисляют и уплачивают суммы авансовых платежей, а не суммы самих налогов.

Порядок исчисления налога отвечает на вопрос: "Кто должен рассчитать сумму налога?". Статья 52 НК предусматривает три возможных варианта порядка исчисления налога:

  • – налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не установлено НК. Такой порядок исчисления налога известен в теории налогов как способ уплаты налога по декларации;
  • – обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налогового агента. В теории налогов такой порядок исчисления налога известен как способ уплаты налога у источника выплаты дохода;
  • – в определенных случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган.

В соответствии с налоговым законодательством российские организации обязаны исчислять налоги и сборы на основе подачи налоговой декларации. Определенные категории физических лиц (например, индивидуальные предприниматели) также обязаны исчислять на основе декларации налог на доходы физических лиц.

Правовое определение налоговой декларации закреплено ст. 80 НК. Согласно данной статье налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Российские организации обязаны самостоятельно исчислять налоги на основе декларации. Налогоплательщики, которые в соответствии с НК должны уплачивать налог по декларации, обязаны представлять налоговую декларацию по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком .

Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) но установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с НК должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с ПК должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме . Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает 100 человек, представляют налоговые декларации по установленным форматам в электронной форме.

Бланки налоговых деклараций в соответствии со ст. 80 НК представляются налоговыми органами бесплатно. Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично, или через представителя, или направлена в виде почтового отправления (подана по почте) с описью вложения, или передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику принять представленную им налоговую декларацию, если она соответствует установленной форме (п. 4 ст. 80 НК). По просьбе налогоплательщика налоговый орган обязан проставить на копии налоговой декларации отметку о ее принятии и дату получения декларации. Если налоговая декларация представлена по телекоммуникационным каналам связи, по просьбе налогоплательщика налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приеме.

Налоговая декларация должна быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган в установленные налоговым законодательством сроки. Днем представления налоговой декларации при отправке ее по почте считается дата отправки почтового отправления (дата на почтовом штемпеле). При подаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее отправления считается дата отправки.

Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с НК в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Минфином России.

Об институте налогового агента речь уже шла выше. Широкое использование в практике налогообложения (и особенно в практике налогообложения доходов физических лиц) порядка исчисления налога налоговым агентом имеет веские причины. Данный порядок исчисления налога обеспечивает равномерность налоговых поступлений в бюджет. Для многих физических лиц психологически легче уплачивать налог ежемесячно небольшими суммами, чем уплатить в конце года по итогам налоговой декларации всю годовую сумму налога. Физические лица не обладают необходимыми знаниями и навыками для расчета налогов. Многим из них трудно заполнить налоговую декларацию. Налоговый агент, имеющий профессиональных бухгалтеров, выполнит за налогоплательщика – физическое лицо его обязанность по исчислению налога более грамотно и эффективно. При использовании порядка исчисления налога налоговым агентом значительно сокращается круг лиц, которых необходимо контролировать на предмет соблюдения норм налогового законодательства (налоговых агентов гораздо меньше, чем налогоплательщиков – физических лиц). Тем самым уменьшается объем средств на обеспечение работы налоговых органов.

Исчисление налога налоговым органом. На налоговый орган возложена обязанность но исчислению для физических лиц таких налогов, как налог на имущество физических лиц, земельный налог и транспортный налог. Переложение обязанности по исчислению указанных налогов с физического лица на налоговый орган также имеет объективные причины. И дело не только в том, что у физических лиц не хватает знаний и навыков по исчислению налогов. Использование данного порядка исчисления налога значительно сокращает расходы на налоговый контроль. Организация контроля правильности исчисления всеми физическими лицами указанных налогов потребует колоссальных средств. Расходы на содержание налоговых органов в этом случае превысят суммы поступлений от указанных налогов.

Такой элемент, как сроки уплаты налогов и сборов , отвечает на вопрос: "Когда налогоплательщик должен заплатить налог?". В соответствии со ст. 57 НК сроки уплаты налогов (сборов) определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Например, срок уплаты НДС определяется календарной датой. НДС должен быть уплачен не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. По доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов по акциям, налог на прибыль, удержанный при выплате дохода, перечисляется в бюджет налоговым агентом в течение 10 дней со дня выплаты дохода. В этом случае мы имеем дело со сроком уплаты налога, определяемым истечением периода времени. Срок уплаты государственной пошлины определен действием, которое должно произойти. Так, например, при обращении за выдачей документов государственная пошлина должна быть уплачена до выдачи документа; при обращении в Конституционный Суд РФ, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям – до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы.

В случае нарушения установленного НК срока уплаты налога (сбора) налогоплательщик обязан уплатить пеню. Так, в соответствии со ст. 75 НК пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Размер пени определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России. При этом пеня исчисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора), начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога (сбора). Следует помнить, что пеня уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога (сбора) и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и сбора.

Порядок уплаты налогов и сборов отвечает на вопрос о технических приемах уплаты налога. Статья 58 НК предусматривает, что уплата налога производится в наличной или безналичной форме. Налог может быть уплачен разово в объеме всей суммы налогового платежа либо в ином порядке, предусмотренном НК и другими актами законодательства о налогах и сборах (например, налог на имущество физических лиц уплачивается в два срока равными суммами). Подлежащая уплате сумма налога должна быть уплачена налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. В соответствии с НК может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу – авансовых платежей.

В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени. Вместе с тем нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Налоговые льготы позволяют уменьшить сумму налогового платежа для отдельного налогоплательщика или отодвинуть для него сроки уплаты налога на более позднюю дату. Льгота представляет собой преимущество, которое законодательство предоставляет налогоплательщику с целью смягчения для него налоговой нагрузки. Согласно ст. 56 НК льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что российское налоговое законодательство предусматривает налоговые льготы только для категорий налогоплательщиков. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер. В соответствии с российским налоговым законодательством налоговые льготы могут предоставляться не отдельному гражданину, а категории физических лиц (например, пенсионерам, инвалидам, участникам войны и т.д.). Налоговые льготы законодательством устанавливаются не для отдельной организации, а для отрасли, вида производства.

Налоговая льгота как преимущество для отдельной категории налогоплательщиков может существовать в различных формах, видах. Общая теория налогов предусматривает классификацию налоговых льгот. В зависимости от того, на какой элемент налогообложения направлена льгота, выделяют следующие виды налоговых льгот:

  • – освобождение от уплаты налога;
  • – налоговые изъятия;
  • – налоговые скидки;
  • – понижение налоговой ставки;
  • – налоговые каникулы;
  • – изменение срока уплаты налога.

Налогоплательщики вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

  • Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности. Налогоплательщик, не осуществляющий операций, в результате которых происходит движение средств на его счетах в банках, и не имеющий по этим налогам объектов налогообложения, представляет по этим налогам в налоговые органы единую (упрощенную) налоговую декларацию. Форма единой (упрощенной) налоговой декларации утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Минфином России (п. 2 ст. 80 НК).
  • Налогоплательщики, в соответствии с НК отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с НК, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронной форме, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ (п. 3 ст. 80 НК).

Элементы налога представляют собой совокупность принципов, терминов и правил, регламентируемую нормами законодательных актов. Сам налог является платежом, взимаемым уполномоченными государством органами в бюджет и для улучшения благосостояния населения и содержания аппарата управления.

Полноценное установление налога осуществляется только после определения основных его элементов и категорий лиц, обязующихся к уплате. Не стоит забывать и об установлении отдельной группы юридических и физических лиц, которые могут рассчитывать на скидки или льготы.

Такие элементы налога, как ставка, позволяют плательщику самостоятельно учитывать величину, требуемую к уплате, опираясь на получаемый доход или имеющееся имущество. Проще говоря, это установленная государством доля или процент от прибыли. Ставки могут быть нескольких видов:

  • пропорциональные;
  • твердые;
  • регрессивные;
  • прогрессивные.

Первые предполагают одинаковое налогообложение без предварительного разделения по объему дохода. Твердые процентные ставки налога подразумевают определенный размер процента на единицу измерения товара, к примеру, на одну тонну газа. Прогрессивная ставка оберегает незащищенные слои населения, так как повышается с ростом прибыли. То есть чем больший доход получает налогоплательщик, тем большую его часть приходится отдать в пользу государства. Противоположный эффект дает регрессивная процентная так как повышение дохода приводит к понижению ставки. Таким образом, государство стимулирует рост производительности и эффективности некоторых отраслей промышленности.

Но это еще не все элементы налога, прописанные в законодательных нормах. Налоговый кодекс содержит основные схемы и принципы формирования базы и является инструментом регулирования соответственно уполномоченных служб на федеральном и местном уровнях. Фундаментом для установления базы в данном отчетном периоде являются сведения бухгалтерской отчетности каждого налогоплательщика. Если же в ходе проверки юридического лица нашлись некоторые искажения или даже ошибки, то необходимо произвести пересчет налоговых отчислений и обратиться с исправленными документами в налоговую службу, если платеж уже был произведен. Если согласно пересчету данных выявлен излишек платежа, то он может по желанию налогоплательщика либо пойти в счет следующего периода, либо (что встречается реже) перейти на счет в банке.

Элементы налога включают и период, то есть срок, в течение которого действует установленная база и ставка налога. Как правило, в качестве периода избирается календарный год. Когда предприятие регистрируется как юридическое лицо, а значит, и в качестве налогоплательщика, налоговый период рассчитывается с момента регистрации и до конца года.

Вышеприведенные компоненты представляют собой элементы юридического состава налога. В общем виде все они направлены на регулирование процесса и системы уплаты налоговых платежей. А если говорить о стратегических целях, то важнейшей считается поддержание и улучшение благосостояния граждан и страны в целом.

Подналогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства.тные фонды (подтверждено Поставе взносы во внебюджетные фонды (подтверждено Поставновлением Конституционного

Подсбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий,включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Большинство обязательных платежей, взимаемых в России, является налогами. Характер сборов носят сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Характер сбора может носить государственная пошлина, к сборам относится часть таможенных платежей – сбор за таможенное оформление, сбор за таможенное сопровождение и т.п. Налог считается установленным в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения , в том числе: - Объект налогообложения; - Налоговая база; - Налоговая ставка; - Порядок исчисления налога; - Налоговый период; - Порядок и сроки уплаты налога. - В необходимых случаях – налоговые льготы и основания для их использования плательщиком;

Налогоплательщиками (плательщиками сборов) признаются организации и физические лица, которые обязаны уплачивать налоги и (или) сборы.

Налоговыми агентами признаются лица, которые обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить налог в бюджет (например, организация-работодатель является налоговым агентом при удержании налога на доходы физических лиц у работников). Элемент«объект налогообложения » указывает на обстоятельства, которые должны возникнуть, чтобы у потенциального плательщика возникла фактическая обязанность уплачивать налог. Так, все физические лица являются потенциальными плательщиками налога на имущество, переходящего в порядке наследования или дарения. Однако налог обязаны уплачивать лишь те, кто выступает дарителем или в пользу которого открывается наследство.

Объект налогообложения возникает вследствие юридических фактов (действий, событий, состояний), которые обусловливают обязанность субъекта налогообложения заплатить налог.

Объектом налогообложения может быть реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику.Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

Элемент «налоговая база » (налогооблагаемая база) служит для количественной оценки объекта налогообложения и представляет собой его стоимостную, физическую или иную характеристику.

Так, например, налогооблагаемой базой по налогу на прибыль является выраженная в денежных единицах налогооблагаемая прибыль, которая исчисляется по принципу «доходы – расходы» в определенном, установленном НК РФ порядке. Налогооблагаемой базой при расчете транспортного налога может быть мощность двигателя (для транспортных средств, имеющих двигатели), валовая вместимость в регистровых тоннах (для водных буксируемых транспортных средств), единица транспортного средства (для воздушных и самоходных водных транспортных средств).

База по конкретному налогу исчисляется в определенной для этого налога единице измерения, и на каждую из этих единиц устанавливаются начисления – следующий элемент налогообложения, «налоговая ставка» , то есть дается ответ на вопрос: какая доля каждой единицы, в совокупности составляющих базу, удерживается у налогоплательщика и перечисляется в бюджет? Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Ставки налогов могут быть адвалорными, специфическими и комбинированными.

Адвалорные – выраженные в процентах от налоговой базы, выраженной в стоимостных характеристиках (НДФЛ, налог на прибыль). Специфические – в фиксированном размере (в денежном выражении) в зависимости от налоговой базы, выраженной в физических характеристиках (транспортный налог). Комбинированные – сочетают адвалорный и специфический способы обложения в зависимости от налоговой базы, выраженной, с одной стороны, в стоимостных характеристиках, с другой стороны, в физических характеристиках (акцизы).

Элемент «порядок исчисления налога» необходим для того, чтобы определить, кто – сам ли налогоплательщик, налоговый агент (источник выплаты дохода) или налоговый орган обязан исчислить величину налога.

Налогоплательщики – организации, индивидуальные предприниматели и налоговые агенты самостоятельно исчисляют сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (в том числе и одного из ключевых налогов, взимаемых с физических лиц – НДФЛ). Исчисление налогов на имущество физических лиц и транспортного налога, взимаемого с транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, осуществляется налоговыми органами.Налоговый период – календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов. Отчетный период отличается от налогового периода, он представляет собой срок подведения промежуточных итогов и представления в налоговую инспекцию отчетности. Чаще всего налоговый период включает несколько отчетных периодов (налог на прибыль, налог на имущество, страховые взносы на пенсионное обеспечение и т.д.). В некоторых случаях отчетный и налоговый период совпадают (НДС).

Элемент«порядок и сроки уплаты налога» обязателен потому, что без его корректного установления налогоплательщики будут уплачивать налоги в произвольные сроки, что подорвет ресурсную базу финансовой системы государства. Порядок и сроки уплаты налога устанавливаются по каждому конкретному налогу. Так, например, уплата налога на прибыль предусматривает возможность уплаты авансовых платежей (по итогам предыдущего квартала или исходя из фактической прибыли, до 28 числа следующего за отчетным месяца) и окончательную уплату налога по итогам года. Страховые взносы на пенсионное обеспечение уплачиваются ежемесячно (до 15 числа следующего за отчетным месяца). НДС, подлежащий уплате по итогам квартала, может уплачиваться равными долями (по 1 трети) ежемесячно до 20 числа.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Льготы по налогам и сборам представляют собой полное или частичное освобождение физических и юридических лиц от уплаты налогов.


Похожая информация.