Экономическое развитие России в XVIII в. Россия в XVIII в

Введение 3
1. Характеристика развития экономики в 18 веке 4
2. Эволюция финансовой системы России в 18 веке 15
Заключение 24
Список литературы: 26

Введение

Современные задачи реформирования российских финансов возвращают нас к необходимости изучения богатого исторического опыта, поскольку мы сможем понять происходящее, только зная, что было.
Термин «финансы» этимологически берет свое начало от латинского «finis», т. е. конец. В средневековой латыни это слово употребляли для обозначения срока уплаты, а затем и для обозначения документов, доказывающих погашение долга, т. е. окончание сделки. Впоследствии всякий принудительный платеж стал обозначаться этим термином. Отсюда появился термин «финансы», понимаемый «как принудительный платеж публично-правовой организации». В Германии в XVI-XVIII веках слово «финансы» употреблялось для обозначения хитрости, лукавства, обмана, вымогательства, потому что взыскание платежей сопровождалось вымогательством и притеснением. Со времен негативное значение исчезло, и сначала во Франции, а с конца XVII века и в других странах финансами стали называть всю совокупность государственного хозяйства. Как совокупность всех материальных средств, имеющихся в распоряжении государства – его доходов, расходов и долгов – понимается это слово и теперь.
Одним из признаков становления государственности является быстрое увеличение государственных доходов и расходов, в связи с чем возникает необходимость систематизации, учета и контроля средств. Кроме того история финансов свидетельствует: бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях его развития. Бюджет появляется тогда, когда государство в свою финансовую деятельность вводит плановое начало – составляет смету доходов и расходов на определенный период. Плановая природа бюджета подчеркивалась профессором Фридманом: «От народного хозяйства – этой сферы бессознательного, неурегулируемого – финансовое хозяйство отличается как область планомерного и организованного хозяйства». С этой точки зрения бюджет превратился в необходимое условие развития финансовой системы.

1. Характеристика развития экономики в 18 веке

Годы правления Петра I (конец XVII - начало XVIII в.) ряд исследователей называет периодом становления предпринимательства в России. Как писал К. Валишевский в книге «Петр Великий. Дело»: «Увеличить благосостояние частных лиц, усиливая в то же время доходы государства, создать одновременно новые источники обложения и новые источники производства, заменить привозные товары произведениями отечественной промышленности; возбудить деятельность народа и его дух предприимчивости; принудить праздный люд, монахов и монахинь, нищих занять места в рядах трудящегося населения; устранить равнодушие и даже враждебность администрации к силам производительным, внести изменение в неудовлетворительное правосудие, устранить недостаточное развитие кредита, отсутствие общественной безопасности, создать третье сословие, ввести, наконец, Россию в современное экономическое движение, - всего этого Петр желал и всего добивался» . Великий самодержец способствовал возникновению социального спроса на предпринимательскую деятельность в производстве. Именно он предложил государственный заказ на развитие важнейших отраслей российской промышленности, для чего требовались новые люди, обладающие предпринимательскими способностями. И такие люди в России появились (ярчайший тому пример - династия Демидовых).
В наследие Петру Великому от Московского государства достались слабо развитые зачатки промышленности, насаждаемые и поддерживаемые правительством, плохо развитая торговля, связанная с плохим устройством государственного хозяйства. Были унаследованы от Московского государства и его задачи – завоевать выход к морю и вернуть государство в его естественные границы. Пётр быстро приступил к решению этих задач, начав войну со Швецией и решив вести её поновому и новыми средствами. Возникает новая регулярная армия, строится флот. Всё это, конечно, требовало огромных финансовых затрат. Московское государство при возрастании государственных нужд покрывало их новыми налогами. Пётр тоже не чуждался этого старого приёма, но рядом с этим поставил и одно новшество, которого не знала Московская Русь: Пётр заботился не только о том, чтобы брать с народа всё, что можно взять, но подумал и о самом плательщике – народе, о том, где ему взять средства на уплату тяжёлых податей.
Путь к поднятию народного благосостояния Пётр увидел в развитии торговли и промышленности. Трудно сказать, как и когда у царя появилась эта мысль, но вероятно, это произошло во время Великого посольства, когда Пётр наглядно увидел техническое отставание России от ведущих европейских государств.
По всей России была предпринята геологоразведка рудных богатств и тех мануфактурных промыслов, которые могли бы при поддержке развиться в крупные предприятия. По его приказу по всей страны разъезжались знатоки разных ремёсел. Были открыты месторождения горного хрусталя, сердолика, селитры, торфа, каменного угля, о котором Пётр сказал, что «сей минералъ, если не намъ, то нашимъ потомкамъ весьма полезенъ будетъ». Братья Рюмины открыли завод в Рязанском крае по добыче каменного угля. Иностранец фон Азмус разрабатывал торф.
Пётр также усиленно привлекал к делу иностранцев. В 1698 году, когда он возвращался из своего первого заграничного путешествия, за ним следовало множество нанятых им ремесленников и мастеров. В одном только Амстердаме он нанял около 1000 человек. В 1702 году по всей Европе был опубликован указ Петра, приглашавший на промышленную службу в Россию иноземцев на очень выгодных для них условиях. Русским резидентам при европейских дворах Пётр велел разыскивать и нанимать на русскую службу знатоков разных производств и мастеров всякого дела. Так, например, французский инженер Леблон – «прямая диковинка», как называл его Пётр – был приглашён на жалование в 45 тысяч рублей в год при даровой квартире, с правом выехать домой через пять лет со всем приобретённым имуществом, не платя никаких податей.
В то же время Пётр предпринимал меры по усиленной подготовке русских молодых людей, посылая их на учёбу за рубеж.
При Петре значительно увеличивается число мануфактур, которые становились техническими школами и практическими училищами. С приезжими иностранными мастерами договаривались, «чтобы они изъ россiйскихъ учениковъ при себе имели и мастерству своему обучали, поставя за то цену награждёнiя и время, во сколько выучать». В ученики на фабрики и заводы принимались люди всех свободных сословий, а крепостные – с отпускной от помещика, но с 1720-х годов стали принимать и беглых крестьян, но только не солдат. Так как добровольно поступавших было мало, то Пётр время от времени указами производил наборы учеников для обучения на мануфактурах. В 1711 году «государь указалъ прислать изъ церковниковъ и изъ служекъ монастырскихъ и изъ детей ихъ 100 человек, которые были бы летъ по 15 или 20, и умели бы писать, чтобы итти имъ въ ученiе къ мастерамъ разныхъ делъ». Такие наборы повторялись и в последующие годы.
Для военных нужд и для добычи металлов Петру особенно были нужны горные и железоделательные заводы. В 1719 году к олонецким заводам, где плавили железо, лили пушки и ядра, Пётр велел набрать 300 человек учеников. На уральских заводах тоже возникли горные школы, куда набрали в ученики грамотных солдатских, подьяческих и поповских детей. В этих школах хотели учить не только практическому знанию горного дела, но и теории, арифметике и геометрии. Ученикам платили жалование – полтора пуда муки в месяц и рубль в год на платье, а тем, у кого отцы зажиточные или получают жалованье более 10 рублей в год, тем ничего от казны не выдавали, «пока не начнут учить тройного правила», тогда и им выдавали жалованье....................

Заключение

Таким образом, при Петре было положено основание русской промышленности. В оборот народного труда поступило множество новых производств, т.е. количественно увеличивались и качественно улучшались источники народного благосостояния. Это улучшение достигалось путём страшного напряжения народных сил, но только благодаря этому напряжению страна оказалась в состоянии вынести тяготу беспрерывно двадцать лет длившейся войны. В будущем, начавшаяся при Петре усиленная разработка национальных богатств вела к обогащению и экономическому развитию России.
Внутренняя торговля при Петре тоже значительно оживилась, но, в общем, продолжала иметь всё тот же караванно-ярмарочный характер. Но и эта сторона хозяйственной жизни России была всколыхнута Петром и выведена из того покоя косности и непредприимчивости, какой отличалась в XVII веке и ранее. Распространение коммерческих знаний, появление фабрик и заводов, общение с иноземцами, - всё это давало новый смысл и направление русской торговле, заставляя её оживляться внутри и, тем самым, становится всё более и более деятельной участницей мировой торговли, усваивать её принципы и правила.
XIX век принес ухудшение положения в финансовой и кредитной сферах. В 1807году дефицит госбюджета дошел до 300миллионов рублей. К 1825году государственные долги выросли настолько, что их обслуживание поглощало 15 %всего бюджета. Ассигнации безудержно инфлировали. Проекты создания акционерных коммерческих банков М. М. Сперанского и адмирала Н. С. Мордвинова не нашли понимания ни в правительстве, ни в обществе. А предложение Сперанского ради спасения бюджета обложить налогом земельную собственность стоило ему карьеры.
Успешнее действовали на финансовом рынке России иностранцы. Учреждения, выдававшие ссуды под залог, не были полноценными банками. Скорее это были меняльные и ломбардные конторы. Но история сохранила имена Штиглица, Юнкера, Якоби, Гинзбурга и других иностранных дельцов, так или иначе способствовавших развитию финансового рынка страны. Был среди них и представитель серьезного банка Ротшильдов -Кенгер. В 1857году в стране насчитывалось около 15частных учреждений банковского типа. В городах существовали и государственные сберегательные кассы для мелких вкладчиков.

Список литературы:

1. Валишевский К. Петр Великий. Книга третья. Дело. Репринтное воспроизведение издания 1911 года. - М.: СП «ИКПА», 1990.
2. Дружинин Н. Д. Социально-экономическая история России. Избранные труды. -М.: Наука, 1987.
3. Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. М., 2006. Кн. 3.
4. Платонов С.Ф. Время Александра I (1801-1825) // Платонов С.Ф. Сочинения в 2-х т. Т. 1. СПб., 2006.
5. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. - Москва, 1996.
6. Рожков И. Русская история в сравнительно-историческом освещении.- Пг.: Книга, 1922.
7. Рожков И. Русская история в сравнительно-историческом освещении.- Пг.: Книга, 1922.-Т.5.- С. 67, III.
8. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. -М.: Соцэкгиз, 1963.-Кн. 10.-
9. Экономическая история России как предмет научного изучения. Учебное пособие/Под ред. М. П. Рачкова.- Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2007

Экономика России в XVIII-XIX вв.

В начале XVIII в. экономика России существенно отставала от ведущих западных стран. Феодальные отношения тормозили развитие сельского хозяйства и промышленного производства. Немногочисленные мануфактуры использовали крепостной труд.

Преобразования Петра Великого были направлены на переход от традиционного аграрного общества к индустриальному. Для этого требовалось укрепить государственную власть и реорганизовать государственное управление с учетом опыта европейских стран, сформировать мощную регулярную армию и флот, обеспечить прорыв в развитии мануфактурного производства, войти в систему мирового рынка и т.д.

В основе реформаторской деятельности Петра I в экономической сфере была положена концепция развития внутренней торговли и промышленности при активном внешнеторговом балансе. Основным направлением экономического развития стала промышленность как главный источник богатства страны. Развиваясь, мелкое товарное производство постепенно перерастало в кооперацию либо в мануфактуру.

Важным итогом преобразований Петра I стало создание мануфактур. Их устройство было иное, чем в европейских странах. Из-за отсутствия в России значительных капиталов мануфактуры строились на казенный счет. Поэтому эти предприятия обслуживали в основном государственные и прежде всего военные нужды. Динамика роста количества мануфактур была значительна. В конце XVII в. мануфактур в России было не более 20, а к 1725 г. их число превысило 200.

Решающую роль в формировании отечественной промышленности играло государство. Государство не только строило многие заводы, но и помогало предпринимателям материалами, деньгами, рабочей силой. Позднее казенные мануфактуры поступали в руки предпринимателей, из среды купцов, реже дворян или крестьян. Уже к 1725 г. более половины (57%) от общего числа мануфактур перешло к частным владельцам.

По своей экономической природе и характеру применяемого труда российские мануфактуры XVIII в. были крепостными, смешанными или капиталистическими. На казенных мануфактурах применялся труд государственных (черносошных) или посессионных крестьян, на вотчинных – крепостных крестьян. Ко второй половине столетия купеческие, а также крестьянские мануфактуры стали привлекать труд наемных работников.

Промышленное и ремесленное производство, совершенствование путей сообщения, выход в Балтийское море стимулировали внутреннюю и внешнюю торговлю. В 1711 г. Петр I разрешил всем и везде торговать любыми товарами, уплатив пошлины.

В целях увеличения доли внутренней торговли в государственных доходах была объявлена монополия на продажу ряда товаров (дорогие вина, водка, табак, соль, деготь, икра, предметы роскоши и т.п.). С этим было связано использование системы откупов. Купец-откупщик получал право на продажу монополизированных товаров.



Поощрялся экспорт отечественных и ограничивался импорт иностранных товаров. Пошлины на заграничные товары взимались лишь золотом и серебром. Подобная политика способствовала расширению отечественного производства, вела к накоплению торгового капитала и дальнейшему росту капиталистического уклада. В целом было достигнуто активное сальдо во внешней торговле. Экспорт русских товаров в европейские страны вдвое превышал импорт. Вывозились лен, пенька, кожа, холсты, сало, железо, парусное полотно и пр., ввозились шерстяные ткани, дорогие вина, предметы роскоши, шелк-сырец, шелковая пряжа.

Сельское хозяйство оставалось основой хозяйственной деятельности в стране. Здесь было сосредоточено до 95% занятого населения. Преобладали экстенсивные методы ведения хозяйства за счет расширения сельскохозяйственных угодий. Господствовало трехполье. Урожайность основных хлебно-фуражных культур была невысокой. Крайне тяжелыми и обременительными были для крестьян многочисленные повинности, подати, рекрутские наборы.

Во второй половине XVIII в. в результате успешной внешней политики территория страны и ее население значительно увеличились. Значительно расширилась сфера товарно-денежных отношений. Получил дальнейшее развитие процесс первоначального накопления капитала. Все активнее стал применяться наемный труд, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Расширилась сфера деятельности капиталистической мануфактуры. Купечество и зажиточная часть крестьянства увеличивала долю вложения своих капиталов в промышленность. Определилась социальная дифференциация крестьянства.

Главными особенностями развития аграрного сектора экономики во второй половине XVIII в. стали повышение его товарности и завершение процесса регионального разделения труда с сельскохозяйственной специализацией. Традиционные экстенсивные методы стали дополняться интенсивными. Применялись плуг, удобрения. Феодальная эксплуатация крестьян только усиливалась.

Крестьяне несли многочисленные повинности. Помещики обладали правом подвергать своих крестьян самым жестоким наказаниям, ссылать в Сибирь, на каторгу, отдавать в рекруты и т.п.

Вторая половина XVIII в. характеризовалась дальнейшим развитием промышленности. К концу века расширились география и номенклатура российской промышленности. Повысилась роль Алтая и Сибири в производстве черного и цветного металла. Получили развитие химическая промышленность (поташные заводы), стекольное, писчебумажное, пороховое и другие производства. Работали судоверфи, кирпичные, кожевенные, канатные и прочие фабрики. Развивался транспорт, строились каналы, дороги.

Все большое развитие получали капиталистические мануфактуры, использовавших наемных работников. Указы Екатерины II о запрете на покупку крепостных крестьян и приписку их к предприятиям (1762), о свободном заведении промышленных предприятий представителями всех слоев общества (1775) активизировали процесс привлечения в производство наемных работников.

Хозяйственный подъем и экономическая политика второй половины XVIII в. способствовали в значительной степени расширению российской торговли как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В начале 50-х гг. были сняты внутренние таможенные барьеры, а добавочная пограничная пошлина на внешнеторговый оборот составила 13% цены товара. Внутренняя торговля в целом соответствовала феодальному характеру экономического развития. Преобладали ярмарочные формы торговли. Сказывалось отсутствие железных дорог, широкого кредита и пр. Полученный во второй половине XVIII в. выход к Черному морю позволил расширить внешние экспортно-импортные. Торговая политика российского правительства носила меркантилистский характер. Главным источником обогащения считалось превышение экспорта над импортом, т.е. достижение активного баланса внешней торговли.

В XVIII в. началось учреждение российских банков. В отличие от западноевропейских, создаваемых богатыми купцами, ростовщиками, в России банки учреждались правительством, государством.

Для поддержания дворянства в эпоху начавшегося кризиса феодально-крепостнического хозяйства в середине 50-х гг. при императрице Елизавете Петровне был создан первый Российский банк – Государственный заемный банк. Он включал две конторы – Дворянский и Купеческий банк. Для выпуска ассигнаций Екатерина II в 1786 г. организовала Государственный ассигнационный банк.

В России в XVIII в. произошли глубокие социально-экономические преобразования. Начиная с Петра I Россия вступила на путь догоняющей модернизации. Такая модель развития общества отличалась определенными особенностями. Прежде всего, наблюдалось выборочное заимствование технологических достижений более развитых стран в обмен на вывоз сырья. При этом происходило ужесточение эксплуатации зависимых классов крепостническими методами.

Усиливалась централизация и бюрократизация государственного управления. Преобразования шли главным образом сверху. Государство оказывало противоречивое влияние на развитие экономики. С одной стороны, в стране было создано технологически развитое мануфактурное производство, позволяющее увеличить объем производства товаров, реформировались финансовая и налоговая системы, развивался транспорт. С другой стороны, догоняющая модернизация породила обнищание большей части населения и деформировала процесс складывания российской буржуазии .

Петровские преобразования в экономике и других сферах общественной жизни подразделяются на два этапа. Первые 15 лет XVIII века преобразования носили в основном хаотичный характер и были обусловлены потребностями Северной войны . Реформы сопровождались широким применением насилия и активным вмешательством государства в экономику. На втором этапе после 1715 года преобразования в стране стали более планомерными. Государственное регулирование экономики несколько ослабло, и появилась возможность определенной свободы действий.

Петровские преобразования и их итоги крайне противоречивы. Большинство исследователей считают, что реформы Петра I имели выдающееся значение для экономического и политического развития России.

Этот период характеризовался быстрыми темпами экономического роста. Россия в значительной мере преодолела отставание в экономической области от передовых европейских стран. С другой стороны, некоторые исследователи считают, что основным итогом петровских реформ стало создание «регулярного государства». В таком государстве происходит становление авторитарного правления, бюрократического по своей сути. Сторонники этой точки зрения приходят к выводу, что петровские преобразования, направленные на европеизацию России не достигли своей цели, а привели к укреплению крепостничества.

В период правления Петра I произошли определенные изменения в развитии сельского хозяйства. Оно по-прежнему развивалось вширь за счет освоения новых земель. В то же время при уборке урожая использовались серпы, косы, грабли. Совершенно новым для сельскохозяйственного производства стало введение новых технических культур: табака, винограда, тутовых и фруктовых деревьев, сахарной свеклы, картофеля. Появились новые породы скота. Для переработки технических культур создавались небольшие мануфактуры.


Более значимые изменения произошли в этот период на мануфактурах. В России мануфактуры внедрялись по инициативе государства. В стране сложились четыре вида мануфактур: казенные, посессионные, вотчинные и купеческие. Для создания и работы мануфактур требовались довольно крупные капиталы. Государство не имело необходимых средств, и поэтому финансовые проблемы решались следующим образом. Государственные мануфактуры строились за счет казны. Кроме того, проводились мобилизации частных капиталов для строительства мануфактур. Государство прибегало к экономическим методам стимулирования, предоставляя льготы будущим владельцам мануфактур.

Для этого под мануфактуру отводились земли, выдавался древесный уголь и лесные участки. Государство разрешало вести поиски железной руды на чужих землях, в том числе и на помещичьих. Будущим мануфактуристам государство предоставляло ссуды и субсидии. Применялись меры к передаче казенных мануфактур в частные руки. Следует отметить, что казенные мануфактуры, передаваемые в частные руки, как правило, были убыточными.

Важной проблемой мануфактурного производства было его обеспечение рабочей силой. Первоначально Петр I хотел использовать наемный труд по образцу Западной Европы. Однако существующие крепостные отношения не позволяли иметь рынок свободной рабочей силы. В таких условиях принимается решение об использовании труда крепостных крестьян в мануфактурном производстве. По указу 1721 года заводам разрешалось покупать крепостных крестьян, которые превращались в крепостных рабочих. Применялся также труд посессионных крестьян.

Наиболее интенсивно мануфактурное производство развивалось в металлургической и текстильной промышленности. Урал становится центром производства металла и огнестрельного оружия. Россия перестала ввозить металл из других стран и превратилась в крупнейшего экспортера этого вида промышленной продукции. Кроме металлургической и текстильной промышленности развивалось пороховое дело, кораблестроение, стекольное и бумажное производство.

В России в этот период своеобразной была политика ценообразования и распределения произведенной продукции. Государство своими указами определяло цены на основные виды промышленной продукции и централизованно распределяло ее между потребителями. В тех случаях, когда государственные заказы не исполнялись, государство изымало мануфактуры из собственности их владельцев и передавало другому завододержателю. Для обеспечения мануфактур сырьем в стране поощрялись поиски природных ископаемых. Государство стимулировало поиск природных ресурсов путем выплаты значительных сумм за открытие новых месторождений. Правительство разрешало любому желающему разрабатывать недра в пользу государства или собственника земельного участка.

С целью экономической поддержки дворянства в 1714 году был принят Указ о единонаследии. По Указу произошло окончательное слияние вотчины и поместья в единое юридическое понятие «недвижимой собственности». Эти земли уравнивались в правовом отношении и их нельзя было дробить между наследниками. Как правило, земля передавалась по наследству старшему сыну, все остальные сыновья должны были нести государственную, либо военную службу.

В экономике сохранялся ремесленный сектор, а также домашние промыслы. Петр I сделал попытку поставить под государственный контроль мелкое ремесло. По указу царя ремесленники должны были вступать в цеха и работать под наблюдением избираемых старшин.

Экономическому прогрессу первой четверти XVIII века способствовала реформа государственного управления. Реформа управления преследовала цель создать стройную административную вертикаль государственной власти, полностью подчинявшуюся императору. В стране был создан правительствующий Сенат, наделенный законодательной, административной и судебной властью. Верховная власть в стране принадлежала императору. Вместо приказов были созданы коллегии, которые наделялись общегосударственными полномочиями по отдельным направлениям хозяйственной и законодательной власти. На местах была проведена губернская реформа. Губернаторы наделялись административными, судебными, полицейскими и финансовыми функциями. Для управления городами был создан Главный магистрат.

В условиях формирования абсолютной монархии в России продолжала развиваться внутренняя торговля. Внутренний рынок увеличивался за счет роста мануфактурного производства и товарности сельского хозяйства. Наблюдался рост товарности помещичьего хозяйства. В условиях укрепления товарно-денежных отношений основной доход помещики получали за счет продажи на рынке продуктов земледелия. Мануфактуры не только продавали основную часть своей продукции, но и приобретали товары, необходимые для производственной деятельности, на рынке. В товарный оборот вовлекались и крестьянские хозяйства. Помещик был заинтересован в получении от крестьян денежный ренты.

Внешняя торговля находилась под особым покровительством государства. Россия, получив выход в Балтийское море, в значительной мере расширила торговые связи со странами Западной Европы. В этот период произошли качественные изменения во внешнеторговом балансе России. Бурное развитие мануфактур позволило стране в экспортной политике вывозить промышленные товары. Россия в этот период получила активный внешнеторговый баланс: экспорт стал превышать импорт. Правительство по-прежнему проводило в торговле политику меркантилизма и протекционизма.

В начале XVIII века в России была проведена денежная реформа. В денежный оборот были введены серебряные рубли, полтинники - 50 копеек, полуполтинники - 25 копеек, пятаки - 5 копеек, алтын - 3 копейки и пятиалтынники - 15 копеек. Чеканка монет стала безусловной монополией государства. В стране продолжались поиски месторождений золота и серебра. Выпускались также и золотые монеты: Цесарские рубли и червонцы. Цесарские рубли использовались в виде военной награды низшим чинам в армии, червонцы обслуживали внешнюю торговлю.

В период правления Петра I произошли определенные изменения в финансовой системе страны. Главные доходы в государственную казну поступали за счет сбора прямых налогов. Была введена новая форма налогообложения. Вместо подворного обложения была введена подушная подать с ревизской души. С этой целью через каждые 20 лет в стране проводилась перепись мужского населения. По итогам переписи составлялись ревизские списки, служившие основой для налогообложения. Кроме того, значительно расширился круг товаров, подлежащих налогообложению. Государство расширило перечень товаров, которыми оно могло монопольно торговать. Облагались податью черносошные крестьяне северных районов, пашенные крестьяне Сибири, народы Среднего Поволжья, которые прежде не платили налоги, так как не были крепостными.

В государственный бюджет поступали сборы и от косвенных налогов. В стране вводились натуральные повинности: квартирная, подводная, фуражная, почтовая. Для управления финансовой системой страны были созданы государственные органы: Камер-коллегия, Штатс-коллегия, Ревизионная коллегия. Реформирование финансовой системы значительно укрепило государственную казну.

Таким образом, реформы Петра I в значительной степени видоизменяли экономические и социальные отношения в стране. В экономике страны формировались новые направления развития, связанные с мануфактурным производством, созданием новых экономических центров. В эти годы значительно возрос объем мануфактурного и ремесленного производства, расширилась номенклатура производимых изделий, выросли объемы внутренней и внешней торговли. Были открыты новые источники сырья и рабочей силы. Видоизменилась финансовая система страны и был упорядочен денежный оборот. В стране появились новые формы организации труда, сложилась иная система налогообложения, укреплялся сословный строй.

Во второй половине XVIII века экономика России в основном развивается по направлениям, определенным политикой Петра I. В то же время появляются новые черты, которые были связаны с расширением привилегий дворянства. Дворянство закрепило монопольное право на владение землей и крепостными крестьянами, монопольное право на винокурение. Дворяне были освобождены от обязательной службы. Дворянство наделяется правами открытия промышленных предприятий, организации ярмарок и торгов на территории своих вотчин. Происходит рост дворянского землевладения за счет наделения дворян землей из государственного фонда, земель Левобережной Украины. При этом земельные наделы помещикам выделялись вместе с крепостными крестьянами. Такие процессы способствовали консервации феодальных отношений в сельском хозяйстве, потому что помещики не были заинтересованы в поисках новых источников своего обогащения.

Однако развивающиеся товарно-денежные отношения не могли не затронуть помещичьи и крестьянские хозяйства, которые все более активно втягивались в эти отношения. Продажа сельскохозяйственной продукции становилась важнейшим дополнительным источником обогащения помещиков, которые для получения большей прибыли с крепостных крестьян стали устанавливать новые формы их эксплуатации. Наряду с барщиной и оброком стала применяться месячина. Помещики отбирали у крестьян землю и заставляли их работать за натуральное месячное довольствие.

Во второй половине XVIII века продолжался рост общественного разделения труда и развитие мануфактурного производства. Удельный вес вотчинных мануфактур падал, росло число купеческих и появились крестьянские мануфактуры. На таких предприятиях помимо труда крепостных крестьян использовался вольнонаемный труд. Помещики зачастую использовали отход крестьян для работы на промыслах. Отходы крестьян на промыслы способствовали увеличению выплачиваемого ими денежного оброка.

Продолжала развиваться внутренняя и внешняя торговля. В стране в 1754 г. были отменены внутренние пошлины. Для защиты российской экономики вводились высокие пошлины на импортные товары. В России сохранялся положительный торговый баланс.

Во второй половине XVIII веке произошли изменения в денежном обращении и финансовой системе. Так, в 1766 - 1769 годы начался выпуск бумажных денег - ассигнаций. Правительство стало практиковать внешние займы для пополнения государственной казны. В середине XVIII века стали возникать государственные банки. Дворянский банк предоставлял займы помещикам на длительный срок в виде льготных кредитов под залог земли и крепостных душ. Купеческий банк предоставлял краткосрочные кредиты купечеству под залог материальных ценностей.

Экономическое развитие России в XVIII веке носило противоречивый характер. В первой половине XVIII века преобладал процесс развития феодальных отношений в экономике. Во второй половине XVIII века появилась новая тенденция, связанная с кризисом прежних феодальных отношений и зарождением нового буржуазного способа производства. В сельском хозяйстве это проявилось в том, что отдельные помещики стали применять технические устройства, вводить многопольные севообороты, выращивать новые культуры и строить мануфактуры. Помещичьи и крестьянские хозяйства стали еще больше вовлекаться в товарно-денежные отношения. Начинается процесс расслоения крестьян. Денежный оброк начинает преобладать над натуральным.

Промышленное развитие постепенно также видоизменяется. Мелкотоварное производство перерастает в мануфактурное. В стране появляются капиталистические мануфактуры, основанные на вольнонаемном труде. Начинается процесс первоначального накопления капитала. Возникают крестьянские мануфактуры. Значительные изменения произошли в финансовой системе страны. Правительством были созданы первые российские банки, начинается, выпуск бумажных денег. В XVIII веке начинается кризис феодально-крепостнической системы, а в ее недрах зарождаются ростки новых буржуазных отношений. Эти тенденции получат развитие в первой половине XIX века.

1. Социально-экономическое развитие России в XVIII веке

В XVIII столетии территория России значительно выросла. После войн с Турцией и Швецией к 1791 г. ее площадь составляла 14,5 млн. кв. верст. Население страны увеличилось как за счет присоединения новых территорий, так и за счет естественного прироста.

По первой ревизии, проведенной в 1719 г., численность мужского населения составила 7,8 млн. человек. Если предположить, что число мужчин и женщин было приблизительно равным, то общая численность населения достигала в то время примерно 15,6 млн. человек.

Пятая ревизия (1795 г.) зафиксировала уже 18,6 млн. душ мужского пола, а вместе с женщинами население составило 37,3 млн. человек. Основной категорией населения было феодально-зависимое крестьянство – 16,3 млн. душ мужского пола (87,7 % всех мужчин), неподатное население составляло 1,1 млн. (5,8 %), городские сословия – 0,8 млн. (4,3 %), в армии и флоте было 0,4 млн. (2,2 %). Плотность населения была различна. В конце столетия самыми густонаселенными были районы нечерноземного и черноземного центра, где на 1 кв. версту приходилось 23–26 человек, тогда как в Среднем Поволжье и Приуралье – только 4–5. В России продолжалась миграция населения, особенно крестьян, которые из центральных районов, где было наиболее сильно крепостничество, уходили на окраины в поисках большей свободы и хозяйственной самостоятельности.

В сельском хозяйстве, оставшемся основной отраслью экономики России, увеличилась площадь обрабатываемых земель. Распашка новых земель происходила на окраинах страны: в южных степях, в Поволжье, на Урале, в Сибири. Земледелие стало одним из главных занятий населения в области Войска Донского.

Господствующей системой земледелия оставалось трехполье. В ряде мест на севере и в лесных районах практиковалась подсечная система, а на юге – перелог.

Предпринимались меры для улучшения трехполья путем более тщательной обработки пашни перед посевом – ее двоения, троения (вспахивали 2 и 3 раза). Важным средством улучшения трехполья было удобрение полей навозом. Были и попытки найти новые системы земледелия, ввести многополье с плодосменом и травосеянием.

Традиционные орудия земледельческого труда – соха, борона и серп – сохраняли свое первенствующее положение. Вместе с тем шло их усовершенствование, вводились новые сельскохозяйственные орудия. Повсеместное распространение получил наиболее производительный вид русской сохи с отвалом. Шире применялись плуг и орудия плужного типа, являвшиеся переходными от сохи к плугу. Появлялись бороны с железными зубьями. При уборке хлебов вместо серпа все чаще использовались косы-литовки.

Важные изменения происходили в распространении сельскохозяйственных культур. Рожь, овес и ячмень занимали главное место среди продовольственных и фуражных культур. Больший удельный вес приобретали наиболее ценные культуры – пшеница, гречиха и просо.

Урожайность ржи, овса и ячменя была невысокой. Для нечерноземных районов она составляла сам-два и сам-три, в черноземной полосе – сам-пят и сам-шест. В XVIII в., за исключением Севера, прослеживается тенденция повышения урожайности, особенно в Центрально-Черноземном районе. Нередко случались неурожаи в отдельных местах и, как следствие их, голодовки, однако общих и повсеместных неурожаев за это время в стране не было.

Животноводство – вторая основная область сельскохозяйственного производства. Обеспеченность крестьянских хозяйств скотом была крайне неравномерной и зависела от природно-климатических и социальных условий. Животноводство, поставляя навозное удобрение, в значительной степени определяло уровень зернового хозяйства и производства технических культур – льна и конопли.

Особенностью развития животноводства в рассматриваемое время являлось выделение регионов, где оно становится преобладающей отраслью хозяйства, и специализация внутри самого животноводства.

Процесс территориального разделения труда, начавшийся в XVII в., продолжился в XVIII столетии. Завершилось формирование районов, специализировавшихся на производстве определенной сельхозпродукции, вырисовывалась их торговая направленность. Основным поставщиком товарного хлеба был Центрально-Черноземный район. Товарный хлеб производился в Среднем Поволжье, Приуралье, Юго-Западном районе. Потребляющим хлеб был Центрально-Промышленный район. Определились районы производства технических культур, ведущее место среди которых занимали лен и конопля. Лен производился в Северо-Западном районе, Новгородской и Псковской губерниях, коноплю сеяли на продажу в Калужской, Могилевской, Смоленской и Орловской губерниях.

В XVIII в. увеличивалось дворянское землевладение. Помещикам раздавались государственные и дворцовые земли с крестьянами, а также незаселенные земли.

Феодальные повинности помещичьих крестьян к концу века были следующими. В 1З губерниях нечерноземной полосы 55 % крепостных крестьян находились на денежном оброке и 45 % – на барщине. При общем преобладании денежно-оброчной системы там имелись области, в которых господствовала барщина. Например, в Московской и Смоленской губерниях барщинных крестьян насчитывалось 70 %, а в Псковской – 79 %. В некоторых губерниях нечерноземной зоны, особенно в Костромской и Ярославской, денежный оброк занимал преобладающее положение. В семи черноземных губерниях 74 % помещичьих крестьян несли барщину, а денежный оброк платили лишь 26 %. Барщина преобладала в Поволжье. Господствующее положение занимала она на Украине, где более 90 % крестьян работали на господской пашне.

Территориальные различия в распространении оброка и барщины в помещичьей деревне объясняются особенностями хозяйственного развития тех или иных районов. В нечерноземных губерниях развивалась промышленность, в том числе крестьянская, росли города. В этих условиях крестьяне имели больше возможностей для уплаты оброка. Неплодородные земли этого района были менее пригодны для собственного господского хозяйства, поэтому помещики переводили крестьян на денежный оброк. Барщина развивалась не только там, где имелись плодородные черноземные почвы, но и там, где поблизости находились хорошие рынки сбыта.

Размеры феодальной ренты в разные периоды XVIII в. не были одинаковы. В первой четверти столетия из-за высоких государственных налогов рента была стабильной. Четкая тенденция к увеличению оброка и барщины прослеживается во второй половине века. В 60?70?е годы денежный оброк с души мужского пола был 2–3 рубля в год, в 90?е годы он поднялся до 5, а в ряде имений до 10 рублей. К концу века барщина составляла 3–4 дня в неделю, в ряде имений доходила до 6 дней. В 70?е годы в имениях начала вводиться месячина, когда крестьяне вообще лишались своего земельного надела и, получая от помещика ежемесячное продовольственное содержание, все время были заняты на барщине.

Увеличение размеров феодальной ренты было вызвано втягиванием помещичьего хозяйства в товарное производство. На продажу производился прежде всего хлеб. Свидетельством растущей связи помещичьего хозяйства с рынком стало дворянское предпринимательство. Оно получило развитие в отраслях, связанных с переработкой сельскохозяйственной продукции.

Крестьянское хозяйство носило патриархально-натуральный характер. Ограниченное по своим возможностям, оно способно было лишь к простому воспроизводству. Однако происходившие в стране перемены не могли не затронуть крестьянское хозяйство, вели к подрыву его потребительской основы. Обращаться к рынку для продажи своей сельскохозяйственной продукции крестьян заставляло распространение денежной формы феодальной ренты и государственных налогов. Крестьянин нередко вынужден был продавать не только излишки, но и необходимую часть собранного урожая.

Общее развитие товарно-денежных отношений в стране втягивало в свою сферу крестьянское хозяйство, которое медленно становилось на путь мелкого товарного производства. В среде крестьянства продолжался начавшийся в XVII в. процесс расслоения.

Во второй половине XVIII в. начинается процесс разложения феодально-крепостнической системы хозяйства. К концу столетия в экономике страны складывается капиталистический уклад, который тем не менее не стал господствующим. В сельском хозяйстве разложение феодально-крепостнической системы хозяйства выразилось в подрыве двух признаков феодальной системы: а) господства натурального хозяйства, б) прикрепления крестьянина к земле и выделения ему земельного надела, и в усилении третьего признака – личной зависимости крестьянина.

Втягивание помещичьего хозяйства в рыночные отношения, связанное со стремлением дворян получить от своих поместий больше денег для оплаты возрастающих непроизводительных расходов, подрывало его натурально-хозяйственный характер. Увеличение производства сельскохозяйственной продукции для реализации ее на рынке дворяне видели в усилении эксплуатации крепостных крестьян. Это затрудняло втягивание хозяйства крепостных в рыночные отношения. Но все же немало крестьянских хозяйств, например в Нечерноземье, активно работали на рынок, что также подрывало первый признак феодальной системы.

Барщина, месячина, денежный оброк отрывали крепостного от работы на собственном наделе, крестьянин фактически лишался его. Это означало подрыв второго признака феодальной системы.

Усиление эксплуатации крепостных крестьян лишало их заинтересованности в труде и вело к росту их сопротивления: бегству, восстаниям, убийствам помещиков и т. д. Государство ужесточало третий признак феодальной системы – личную зависимость крестьян. Во второй половине XVIII в. крепостное право было введено в Левобережной и Слободской Украине, районах Курско-Белгородской и Воронежской засечных черт, на Дону, Заволжье, Приуралье.

Усиливалась власть помещиков над крестьянами. В 1760 г. императрица Елизавета Петровна разрешила помещикам ссылать своих крестьян в Сибирь, в районы, пригодные для хлебопашества, с зачетом их в рекруты. В 1763 г. Екатерина II издала указ, по которому крестьяне должны были оплачивать содержание воинских команд, присылаемых для подавления крестьянских восстаний. По указу 1765 г. помещики могли отдавать своих крепостных в каторжные работы. В 1767 г. Екатерина II запретила крестьянам подавать монарху жалобы на своих помещиков. После этих указов крепостные крестьяне превратились фактически в крещеную собственность господ.

Во второй половине XVIII в. стал подрываться еще один признак феодальной системы – рутинность сельскохозяйственной техники. Стремясь поднять доходность своих поместий, приспособиться к растущим потребностям рынка, наиболее дальновидные и образованные дворяне начали применять методы ведения хозяйства, не свойственные феодальной системе. Они использовали новую технику, внедряли достижения агрономической науки. Большую роль в распространении новых методов ведения хозяйства сыграли «Вольное экономическое общество к поощрению в России земледелия и домостроительства» (ВЭО), основанное в 1765 г., и его периодическое издание «Труды Вольного экономического общества». Но, применяя новые методы ведения хозяйства для повышения доходности поместий, дворяне продолжали сохранять и укреплять крепостное право, которое сдерживало их внедрение. Пропаганда новых научных достижений наталкивалась на неприятие их большей частью помещиков, а это, наряду с крепостным правом, тормозило рост производства в помещичьих хозяйствах.

Очагом, где формировался капиталистический уклад, т. е. устойчивые капиталистические отношения со складывающейся системой купли-продажи рабочей силы, была промышленность.

В XVIII в. росло число мануфактур. После преобразований Петра I к концу первой четверти столетия их число превысило 200; особенно большие успехи были достигнуты в металлургической промышленности. В развитии мануфактурного производства на этом этапе большую роль сыграло государство, само создававшее заводы, оказывавшее предпринимателям помощь деньгами и материалами, заботившееся об обеспечении мануфактур рабочей силой. На мануфактурах использовался как вольнонаемный труд, так и принудительный труд крепостных, приписных и посессионных крестьян.

Следующим этапом в развитии крупной промышленности явились середина 20?х – 60?е годы XVIII в. В конце 60?х годов было уже более 600 мануфактур. В обрабатывающей промышленности их насчитывалось 481, а в металлургической – 182. Ведущее положение по-прежнему занимала металлургическая промышленность. В основе ее развития лежали всевозрастающие потребности как внутреннего, так и внешнего рынка. Большинство заводов строилось на Урале, который превратился в главную металлургическую базу страны. Русская металлургия заняла в это время ведущие позиции в Европе. Ее отличал высокий технический уровень, уральские домны были значительно более производительными, чем западноевропейские. Именно в этой отрасли в 1766 г. И. И. Ползуновым была изобретена и применена для производственных целей первая в мире паровая машина, однако широкого внедрения в производстве она не получила. В 30?е годы XVIII в. Россия по производству чугуна вышла на первое место в мире. Строительство предприятий велось как государством, так и частными лицами. Частные заводы все более теснили казенные и с 60?х годов заняли ведущее место. Среди частных владельцев преобладало купечество.

В 30–40?е годы XVIII в. наметилась тенденция к росту принудительного труда на мануфактурах. Увеличилась покупка крестьян к заводам. Указом 1736 г. были навечно закреплены за мануфактурами квалифицированные и вольнонаемные работные люди (указ о вечноотданных). С начала 60?х годов вольнонаемный труд в промышленности стал расти, потому что с 1760 г. прекратилась приписка крестьян к фабрикам и заводам. С 1762 г. мануфактуристам-недворянам было запрещено покупать к заводам крепостных. Высокий удельный вес вольнонаемного труда был в обрабатывающей промышленности, особенно в текстильном производстве, и на речном транспорте.

В конце XVIII в. насчитывалось более 2000 промышленных предприятий. Рост производства шел в тех отраслях, где значительную роль играл наемный труд. Горнозаводская промышленность, в которой преобладал принудительный труд, развивалась намного медленнее. Темпы развития русской металлургии по сравнению с английской, в которой начался промышленный переворот, стали значительно ниже.

Обрабатывающая промышленность характеризовалась следующими данными. В 1799 г., согласно официальной статистике, там числилось 81 747 рабочих, в том числе 33 567 (41,1 %) вольнонаемных и 48 180 (58,9 %) принужденных. Темпы роста вольнонаемного и принудительного труда были одинаковыми. В равной мере развивалась капиталистическая и крепостная мануфактура. Новая отрасль текстильной промышленности – хлопчатобумажная – по темпам развития намного обогнала другие текстильные производства и по своей социально-экономической природе стала почти сплошь капиталистической. Зародившись в 50?е годы XVIII в., она в конце столетия насчитывала уже около 200 предприятий. Большая их часть находилась в руках предпринимателей из крестьян, а среди рабочих более 90 % были вольнонаемными. Общая численность вольнонаемных рабочих в промышленном производстве и на транспорте в конце века составила около 400 тыс. человек. По сравнению с 60?ми годами увеличение произошло почти в два раза.

В XVIII в. существовало три типа мануфактур: казенные, принадлежавшие государству и работавшие на крепостном труде; вотчинные, создаваемые помещиками в своих хозяйствах (на них отрабатывали барщину крепостные крестьяне); купеческие и крестьянские, применявшие в основном вольнонаемный труд. И казенные, и вотчинные мануфактуры, использовавшие крепостной труд, оставались придатками феодальной системы.

Гораздо большее значение для развития капиталистического уклада имел рост купеческих и крестьянских мануфактур. Во второй половине века их количество, особенно в хлопчатобумажной промышленности, значительно увеличилось. В 1775 г. был издан манифест о свободе предпринимательства, разрешивший всем желающим, в том числе крестьянам, заниматься промышленной деятельностью. Это ускорило рост числа мануфактур, работавших на вольнонаемном труде, чему также способствовало увеличение мелкого товарного производства (ремесла), которое перерастало в мануфактуру. В конце века контингент наемных рабочих формировался за счет расслоения крестьянства, разорения ремесленников, а также включал в себя крестьян-отходников, шедших в город для того, чтобы заработать деньги и уплатить помещику денежный оброк.

Рост числа мануфактур, основанных на вольнонаемном труде, позволяет говорить о том, что примерно с 60?х годов XVIII в. в экономике России начинает складываться капиталистический уклад.

В XVIII в. продолжалось развитие внутреннего всероссийского рынка, чему в немалой степени способствовала правительственная политика в отношении торговли. Прежде всего следует отметить таможенную политику, носившую покровительственный характер и ограждавшую внутреннюю торговлю от конкуренции иностранного капитала. В течение века были отменены стеснявшие развитие торговли казенные монополии и частные откупа на некоторые товары. В соответствии с указом от 20 декабря 1753 г. исчезли внутренние торговые пошлины и внутренние таможни.

В 1754 г. были учреждены первые банки – для дворянства и для купечества. В 1762 г. были сняты ограничения на экспорт хлеба. Правительство создавало более благоприятные условия для торговой деятельности частновладельческих крестьян. Так, в петровское время им было дано право записываться в купцы. Началось правовое регулирование сельской торговли крепостных крестьян. С 1775 г. они имели возможность заводить торговые лавки и заниматься постоянной торговлей в Петербурге и Москве, что было запрещено им Соборным уложением 1649 г.

Росла торговая сеть страны. В 50?е годы в России действовало около 600 городских и сельских торговых пунктов с постоянной (лавочной) и периодической (базарной и ярмарочной) торговлей. К концу 90?х годов насчитывался уже 2571 постоянный торговый пункт. За этот период число базаров увеличилось с 575 до 1330, а ярмарок – с 627 до 4044. Возросла роль Москвы как центра всероссийского рынка. Здесь сходились основные потоки российских и иностранных товаров: западноевропейские товары (дорогие сукна, предметы роскоши, вино) шли главным образом через Петербург и Архангельск, восточные товары (шелк, бумага, ткани) – через Астрахань, китайские (шелковые и бумажные ткани, чай) – через Сибирь.

Завершается начавшееся еще в XVII в. складывание ряда обширных торговых районов. Например, в Центральный район входили города и села Волго-Окского междуречья, Север, Поволжье. Там имелись крупные областные рынки. Возникали новые торговые районы, например северо-западный, с центром в Петербурге. В торговые связи втягивались Левобережная Украина, районы Дона, Казахстан и др. Большую роль в развитии торговли продолжали играть ярмарки. К концу столетия было 28 ярмарок, имевших общероссийское значение – Макарьевская, Ирбитская, Троицкая, Свенская и др.

В организации и развитии торговли важную роль играло купечество. На протяжении XVIII в. оно складывалось в самостоятельное сословие, боролось за свои права и привилегии. Конкуренцию ему составляли торгующие крестьяне и дворяне.

В основе внешнеторговой политики русского правительства лежали принципы меркантилизма и протекционизма. Правительство добивалось активного внешнеторгового баланса и покровительствовало развитию отечественной промышленности. В начале преобразований, когда вновь построенные мануфактуры начали производство шелковых изделий, чулок, игл и полотна, Петр I, чтобы оградить эти изделия от конкуренции иностранных товаров, запретил ввоз последних из-за границы. Многие российские владельцы предприятий получали право торговать своей продукцией без уплаты пошлин.

Система покровительственных мер была закреплена в таможенном тарифе 1724 г., который способствовал развитию русской крупной промышленности и ограждал ее от конкуренции иностранных мануфактур.

В 1731 г. был принят новый таможенный тариф, в котором государство шло навстречу интересам купечества и дворянства, но наносило ущерб национальной промышленности из-за низких ввозных пошлин. Во второй половине XVIII в. протекционистский характер политики правительства усилился. Увеличивались тарифы на ввозимые иностранные товары и снижались пошлины с привозного промышленного сырья (таможенные тарифы 1766, 1782 и 1796 гг.).

Во внешней торговле Россия имела активный баланс, т. е. вывоз товаров превышал ввоз. Вывозились хлеб, железо, пенька, лен, лес, юфть, кожи и другие товары. Ввозились сахар, сукна, краски, кофе, вина, фрукты, предметы роскоши. Торговля велась через петербургский и архангельский порты. В конце XVIII в. через Одессу, Таганрог, Севастополь и другие порты началась черноморская внешняя торговля. К концу столетия внешнеторговый оборот России вырос по сравнению с XVII в. в 19 раз.

В XVIII в. в России оформился сословный строй. Завершилась начавшаяся в XVII в. консолидация дворянства в единое сословие. В 1714 г. указ о единонаследии оформил слияние двух форм феодального землевладения – поместья и вотчины. Поместье также становилось наследственной собственностью. Оно передавалось одному из сыновей, а остальные сыновья должны были поступить на военную или гражданскую государственную службу. Указ о единонаследии стал крупным шагом к объединению различных групп феодалов в единое сословие, которое теперь называлось дворянством.

В 1724 г. «старых служб служилые люди», которых к этому времени называли однодворцами, были обложены подушной податью и стали одной из категорий государственных крестьян.

На протяжении всего века росли права и привилегии дворянства. В 1731 г. был отменен указ Петра I о единонаследии, который вызывал недовольство дворян. В том же году дворяне получили право приносить присягу на верность императору за своих крестьян, дворянам был передан сбор подушных денег со своих крестьян, право лично устанавливать наказание крестьян за бегство. В 1731 г. был создан закрытый Сухопутный шляхетский корпус для обучения дворянских детей. В 1736 г. был установлен 25-летний срок дворянской службы (до этого дворяне служили пожизненно). Но дворяне тяготились службой и домогались полного освобождения от нее.

В 1753 г. им была дана монополия на винокурение. В 1762 г. Манифестом о вольности дворянства они были освобождены от обязательной государственной службы. В том же году дворяне получили монопольное право на использование крепостного труда. По генеральному межеванию земель, начавшемуся в 1765 г., дворянство стало монопольно владеть землей, а по указу 1783 г. – и ее недрами. Дворяне имели право продавать продукты, производимые в их поместьях, заводить предприятия для их переработки. Они были освобождены от подушной подати, всех налогов, платежей, рекрутской, постойной, дорожной и других повинностей, от телесных наказаний. Указы 1760, 1763, 1765, 1767 гг. по крестьянскому вопросу сделали дворян фактически полновластными владельцами своих крепостных.

Губернская реформа 1775 г. предоставила дворянам более широкое участие в органах губернского и уездного управления. Окончательно права и привилегии дворянства были обобщены и закреплены в Жалованной грамоте дворянству 1785 г., которая также разрешила дворянам иметь в губерниях и уездах свои сословные организации в виде дворянских собраний во главе с предводителями, которые делали представления губернатору о нуждах и интересах дворян, приносили жалобы и обращались к верховной власти.

После принятия Жалованной грамоты этот социальный слой стал называться «благородным дворянством». Система льгот обеспечивала дворянам быстрое получение офицерского чина, сосредоточение в их руках основных позиций в государственном аппарате, управлении, суде, в армии и на флоте. К концу XVIII в. дворянство составляло 1 % от всего населения страны. Оно подразделялось на титулованное, древнее (занесенное в первую Бархатную книгу 1687 г.), пожалованное государем, выслуженное на военной или гражданской службе, иностранное (дворяне, перешедшие в русское подданство). По душевладению дворянство подразделялось на 3 страты – низшая (до 20 душ крепостных мужского пола), средняя (от 21 до 100 душ), высшая (более 100). Были дворяне безземельные и не имевшие крепостных. Для них основным источником существования было жалование, получаемое ими на военной или гражданской службе.

Другим привилегированным сословием было духовенство, делившееся на белое и черное. Доступ в это сословие лицам других сословий был затруднен. Духовенство было освобождено от подушной подати, рекрутской повинности и телесных наказаний. Судебные функции в отношении духовенства вершил его сословный суд. Дети духовенства исключались из сословия, если не получали соответствующего духовного образования.

После секуляризации церковных земель духовенство фактически превратилось в чиновников по духовному ведомству, на которых распространялось правило петровского указа о награждении чиновников орденами за многолетнюю и усердную службу.

К полупривилегированным сословиям, освобожденным от уплаты подушной подати, относились гильдейское купечество, казачество, горожане (мещане – «настоящие городские обыватели», «посадские люди» – цеховые ремесленники, разночинцы), иностранные колонисты, солдаты и солдатские дети.

Происходивший на протяжении XVIII в. процесс складывания купеческого сословия сопровождался длительной борьбой верхушки посадского населения за свои права и привилегии. В условиях усиления податных тягот, расширения привилегий дворянства выступление купечества за свои сословные права и привилегии в экономической области, за повышение сословного статуса купца, стремление к обособлению от других тяглых сословий имели большое значение для его сословной консолидации и укрепления его экономической силы.

Купечество было поделено на 3 гильдии. К купцам I гильдии относились те, кто объявил капитал от 10000 до 50000 рублей, во вторую гильдию входили купцы, объявившие капитал от 5000 до 10000 рублей. Объявившие капитал от 1000 до 5000 рублей входили в третью гильдию. Гильдейское купечество не несло рекрутской повинности. Для него подушная подать и рекрутчина были заменены денежной платой. Купцы имели право на ведение оптовой и розничной торговли, заведение заводов, фабрик, торговых судов. Купцы I и II гильдий освобождались от телесных наказаний, а купцам I гильдии позволялось ездить по городу в карете, запряженной парой лошадей. Купцы II гильдии ездили в «коляске парою», а купцы третьей гильдии ездили по городу, впрягая «не более одной лошади». Разорившийся купец, не имевший возможности платить гильдейский налог, выбывал из гильдии и лишался всех прав и привилегий.

Казачество (донское, терское, оренбургское, черноморское) не платило подушной подати. За ним закреплялось владение землей, лугами, лесами, водоемами. Казаки не выполняли рекрутской повинности, но несли обязательную военную службу, являясь иррегулярным войском, и играли существенную роль в составе кавалерийских частей. Права, предоставленные казацкой старшине, укрепляли ее экономическое положение и сближали ее с дворянством.

Рекруты, сданные в армию и флот, их жены и родившиеся после сдачи в рекруты дети выбывали из того сословия, к которому они принадлежали. Они не платили подушной подати. Солдатским детям было разрешено поступать в высшие учебные заведения. Но в большей степени солдатские дети формировали унтер-офицерский состав армии.

Основную массу населения России составляли податные сословия. Податное население городов было представлено мещанами, положение которых регулировалось Жалованной грамотой городам, принятой в 1785 г. Она не адресовалась какому-то определенному сословию, а потому в ней рассматривались не только личные и сословные права городского населения (мещан, гильдейского купечества, «именитых горожан»), но и вопросы организации и деятельности купеческих гильдий, ремесленных цехов и органов городского самоуправления.

Свыше 90 % податного населения страны составляли крестьяне, которые делились на помещичьих и дворовых (крепостные), государственных (лично свободные), дворцовых (с 1797 г. – удельные) и посессионных. Крестьяне были прикреплены к земле, платили ренту, несли рекрутскую повинность, платили подушную подать и т. д.

Самыми бесправными, составлявшими больше половины всего крестьянства, были помещичьи крестьяне. Их имущество и они сами находились в полной власти и собственности помещиков. После введения в 1718 г. подушной подати в число помещичьих крепостных крестьян влились холопы. В число государственных крестьян входили однодворцы и пахотные солдаты, жившие в Тульской, Орловской, Курской, Белгородской и Воронежской губерниях, черносошные крестьяне Севера, ясачные народы Поволжья и Сибири. После секуляризации церковных земель в 1764 г. образовалась группа экономических крестьян. В нее вошли бывшие монастырские крестьяне, отданные в управление специально созданной коллегии экономии. Приписные крестьяне, основная масса которых была сосредоточена на Урале, в Приуралье, Сибири и Карелии, формально оставались государственными, но фактически превратились в крепостных, отбывавших барщину на предприятиях, к которым они были приписаны.

Государственные крестьяне пользовались землей на основе принципов общинного землепользования. Они несли в пользу государства повинности по строительству и содержанию дорог, мостов, перевозили государственные грузы. Воинские части расквартировывались в деревнях государственных крестьян. Государственные крестьяне платили денежные подати и оброки. В их семейные отношения никто не вмешивался, они не подвергались наказаниям, обладали большей хозяйственной самостоятельностью в занятиях земледелием, промыслами, ремеслами, торговлей.

Посессионные крестьяне появились в 1721 г., когда своим указом Петр I разрешил покупать крестьян к мануфактурам. Эти крестьяне были собственностью мануфактуры, не работали на земле, а существовали только на плату, получаемую за работу на мануфактуре. В 1736 г. вольнонаемные работники мануфактур и заводов были навечно за ними закреплены и составили категорию «вечноотданных».

Дворцовые (удельные) крестьяне принадлежали царской фамилии, обладавшей неограниченным правом собственности на их личность и имущество, что сближало дворцовых крестьян с помещичьими. Некоторая часть дворцовых крестьян работала на царских мануфактурах. Преобладающая их часть платила оброки и выполняла различные повинности, что сближало дворцовых крестьян с государственными. Но их повинности были меньше, чем у государственных. Дворцовые крестьяне имели большие возможности для записи в городское купечество и ремесленные цехи. Число дворцовых крестьян росло за счет присоединенных земель.

Оформление сословного строя, сословных повинностей по отношению к государству было направлено на усиление самодержавия и крепостничества, закрепление господствующего положения дворянства.

Из книги История России [Учебное пособие] автора Коллектив авторов

7.3. Социально-экономическое развитие пореформенной России Социальная структураРоссия второй половины XIX в. была самой крупной по территории и населению среди развитых стран мира. Ее площадь составляла более 18 млн. кв. км., но из них три четверти были слабо освоены. По

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Милов Леонид Васильевич

Глава 18. Социально-экономическое развитие России в XVII

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. Важнейшей особенностью социально-экономического развития России в первой половине XIX в. (или, как принято говорить, в предреформенные годы) являлся прогрессирующий процесс разложения

Из книги История России с начала XVIII до конца XIX века автора Боханов Александр Николаевич

Глава 9. Социально-экономическое развитие России и социальные взрывы во второй четверти XVIII века § 1. Земледелец и его труд В ходе исторического процесса, как уже говорилось, развивается общественное разделение труда. В силу этого происходит постепенная множественная

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ АНГЛИИ В КОНЦЕ XV–XVI ВЕКЕ Период конца XV–XVI в. - эпоха бурных потрясений, связанных прежде всего со становлением капиталистического уклада в экономике, - занимает особое место в истории Англии. Мерилом социального престижа и

Из книги История России автора Мунчаев Шамиль Магомедович

Глава 4. Социально-экономическое и политическое развитие России в XIX - начале XX

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

10.1. Экономическое и социально-политическое развитие России В начале XIX в. в России продолжала господствовать самодержавная система правления на основе феодально-крепостнической экономики, структура которой была архаична.Помещичьи хозяйства, базировавшиеся на

Из книги Экономическая история России автора Дусенбаев А А

Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

15.1. Политическое и социально-экономическое развитие современной России Стремление последних лидеров СССР во главе с М. Горбачевым сохранить социализм путем придания ему «человеческого лица» проявилось в мероприятиях по созданию регулируемой рыночной экономики,

Из книги Отечественная история. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

44 РОССИЯ В НАЧАЛЕ ХХ В. ПОЛИТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ Российская империя в начале XX в. представляла собой абсолютную самодержавную монархию, в которой вся полнота власти принадлежала царю.В 1894 г. на русский престол взошел Николай II, сын

автора Керов Валерий Всеволодович

Тема 17 Социально-экономическое развитие России в XVII в. ПЛАН1. Общая характеристика эпохи.2. Экономическое развитие.2.1. Восстановление экономики.2.2. Сельское хозяйство.2.3. Промышленность: Ремесленное производство. – Мануфактуры.2.4. Развитие торговли: Внутренние торговые

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

Тема 26 Социально-экономическое развитие России в 60-80-е гг. XVIII в. ПЛАН1. Экономическое развитие российской деревни.1.1. Экстенсивный характер аграрного производства: Рост населения. – Освоение новых территорий. – Сохранение и усиление крепостного права.1.2.

Из книги История России IX–XVIII вв. автора Моряков Владимир Иванович

1. Социально-экономическое развитие России в XVII веке В годы Смуты была разорена и опустошена значительная часть территории страны. Прежде всего пострадали центральные и южные районы. Особенно это коснулось тех земель, которые только начали возрождаться после

Из книги По страницам истории Кубани (краеведческие очерки) автора Ждановский А. М.

Н. Г. Шевченко СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КУБАНИ В КОНЦЕ XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. Особенности социально–экономического развития Кубани в конце XVIII - ив первой половине XIX в. во многом определялись условиями, в которых происходило это развитие.В период

автора Девлетов Олег Усманович

3.1. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. К концу XVIII столетия численность населения в России составляла около 36 млн человек, а во второй половине 50-х гг. XIX в. около 59 млн (без Царства Польского и Финляндии), т. е. приблизительно четверть населения

Из книги Курс отечественной истории автора Девлетов Олег Усманович

11.1. Социально-экономическое развитие России в 1992–1999 гг. Любые реформаторы в России в конце 1991 г. должны были исходить из объективных условий: валютные резервы СССР были истощены; государственный внешний долг вырос до 105 млрд долл.; рост инфляции достигал 30 % в месяц.

Довольно сложным и противоречивым периодом в российской экономической истории стал XVIII в. В первую половину столетия продолжал господствовать крепостнический строй. Даже довольно крупные реформаторские изменения в экономике страны не только не ослабили, а, напротив, ужесточили крепостничество. Однако значительный рост производительных сил, формирование крупных промышленных предприятий и другие факторы в ходе реформ Петра I создали условия для принципиально новых процессов в экономике страны.

Действительно, XVIII в. стал веком модернизации России. Начиная с эпохи Петра Великого страна вступила на путь перехода от традиционного аграрного общества к индустриальному. Модернизация затронула все сферы общественной жизни: политику и экономику, общественную жизнь и идеологию, право и культуру. Активизировалось вмешательство государства в экономику. Определились национальные приоритеты.

21.1. Эпоха Петра Великого

Предпосылки реформ

В конце XVII -начале XVIII вв. экономика России не обладала хозяйственными достижениями ведущих западных стран. Промышленное производство отставало. Немногочисленные российские мануфактуры в подавляющем большинстве использовали крепостной труд. Феодальные отношения душили развитие сельского хозяйства и торговли. Существенно тормозило экономическое развитие страны отсутствие выхода к морю. Имеющийся торговый путь через Белое море был довольно долгим и замерзающим на длительное время. Контроль на Балтике установила Швеция. При подобной экономической слабости и определенной военной отсталости Россия в этот период вошла в сферу захватнических колониальных интересов воинственных западных стран.

В целях преодоления опасности потери национальной независимости, приобретения достойного выхода из унизительного состояния военной, экономической и культурной отсталости России необходимы были серьезные и срочные политические и экономические реформы: укрепить государственную власть и реорганизовать государственное управление с учетом опыта европейских стран, сформировать мощную регулярную армию и флот, обеспечить прорыв в развитии мануфактурного производства, войти в систему мирового рынка и т.д.

Хотя необходимость социально-экономических и политических перемен и назрела, но Россия, в силу специфики своей общественной системы, не могла пойти на столь решительные преобразования эволюционным путем. Здесь была также неуместна, да и бессмыслена европейская революционная борьба со средневековой корпоративностью снизу. Народные восстания и смуты осуществлялись в рамках и традициях восточного образца, а посему не решали проблем новой эпохи. Требовались смелость и решительность сверху, широкий спектр государственных реформ и сильный, неутомимый, по-своему одержимый лидер, способный взять на себя реализацию накопившихся проблем.

Реформаторская деятельность Петра I

Петр I , обладая высокими качествами деловитости и рационализма, страстно мечтая о процветании России, принялся за широкое реформирование почти всех сфер жизни и деятельности российского общества.

История не сохранила четкого плана, которым располагал великий преобразователь, приступая к реформам. Да и вряд ли этот план мог существовать заранее. Однако основные направления российской модернизации явно прослеживаются. По мнению Петра I , разрыв в уровнях экономического развития с Западом, отсталость торгово-промышленной сферы и предпринимательства напрямую были связаны с уровнем науки, образования, светской культуры. И все же, оставаясь безусловным сторонником западных достижений, Петр I руководствовался российской спецификой. Его реформы опирались не на творческую инициативу общества, уровень демократического устройства которого был невысок, а на государственный механизм, государственные институты, т.е. по-восточному, по-азиатски. В результате и произошли усиление центральной государственной власти и значительное огосударствление торгово-хозяйственной деятельности.

Реформаторская деятельность вряд ли знает много аналогов. Действительно, около трех тысяч законодательных актов Петровской эпохи поистине всколыхнули жизнь огромной страны. Они были направлены на реорганизацию и государственного устройства, и хозяйства, и культуры, и образа жизни. Среди них: создание мощной регулярной армии, военного и торгового флота, многочисленных мануфактур, новой денежной системы, формы землевладения и др. С получением выхода к Балтийскому морю в результате длительной Северной войны со Швецией (1700-1721) и возвращения ранее принадлежавших России прибалтийских земель была ликвидирована изоляция России. Гигантски выросли ее международный авторитет и престиж. Усилились внешнеторговые позиции.

Перестройка государственного управления

Для осуществления столь масштабных задач в российских условиях требовалось прежде всего их политическое обеспечение - укрепление и предельная централизация системы государственного управления, получившей название абсолютной монархии. Царь, а с 1721 г., по итогам Северной войны, император, обладал полной, ничем не ограниченной законодательной, исполнительной, судебной и духовной властью.

Опорой власти монарха стал государственно-бюрократический аппарат, целиком зависящий от государя и беспрекословно ему подчинявшийся. Петр I пошел даже на нарушение традиции престолонаследия, установив в 1722 г. право императора назначать наследника престола по своему усмотрению. Но воспользоваться этим правом Петр I так и не успел.

Структура системы государственного управления прошла ряд последовательных преобразований. Сначала былая Боярская дума стала Ближней канцелярией, затем - Правительствующим Сенатом (1711). Все девять членов Сената лично назначались царем сообразно их деловым качествам. Сенат ведал государственным бюджетом, осуществлял надзор за государственным аппаратом и т.д. Сам Сенат был подконтролен генерал-прокурору и обер-прокурору, находящимся в непосредственном подчинении императору.

Ранее действовавшие приказы были заменены коллегиями. Их насчитывалось 12 (1721 г.). И каждой отводилась конкретная сфера государственной деятельности. Так, Камер-и Штате -контор-коллегии ведали соответственно доходами и расходами государства. Берг-коллегия - горной металлургией, Мануфактур-коллегия - казенными и рядом частных мануфактур, Коммерц-коллегия - внутренней и внешней торговлей.

Следует отметить, что впервые были созданы органы управления, призванные способствовать развитию промышленности и торговли, управлению городским населением, поддержкой формирующейся буржуазии, укреплению экономической мощи дворянского государства и т.д. На Военную, Иностранных дел, Юстиц-коллегии и другие возлагались соответствующие функции. После упразднения в России патриаршества управление церковью было возложено на Духовную коллегию, преобразованную в Святейший правительственный Синод, возглавляемый обер-прокурором Синода. Безусловно, коллегии улучшили организацию государственного управления, повысили эффективность деятельности административного аппарата. Способствовали, правда, лишь на первых порах, ограничению режима личной власти. Теперь место русского самодержавия XVII в. заняла чиновничья-дворянская монархия XVIII в.

Страна подверглась новому административному делению. Теперь во главе каждой из восьми российских губерний стоял губернатор, наделенный административной, полицейской, судебной и финансовой властью. Следует отметить, что Петр I не был безоглядным сторонником демократии. Сформированный им бюрократически-помещичий аппарат он старался держать под контролем. В 1719 г. он разделил страну на 11 губерний и 50 провинций. В свою очередь провинции, возглавляемые воеводами, делились на уезды. За губернаторами теперь оставались лишь военные и судебные дела.

В 1722 г. был утвержден Табель о рангах, законодательно закрепивший реформаторскую деятельность Петра Великого и ставший подлинным сводом законов о государственной службе. Теперь служба монарху, который олицетворял собой государство, была фактически пожизненной. Она вознаграждалась из казны, распорядителем которой опять же являлся государь. Табель определял 14 рангов чиновников гражданской, военной и придворной службы. При этом чиновники, достигшие 1-8-го рангов, становились потомственными дворянами, а чиновники 9-14-го - могли рассчитывать только на личное дворянство. Главное заключалось в том, что произошел разрыв с былой патриархальностью. Дворянам предписывалось начинать службу с самых низших чинов. Постепенное продвижение по лестнице государственной службы теперь зависело не от знатности или протекции, а от личных заслуг, способностей, образования.

Особое место в государственной политике Петра I занимало отношение к армии. Уже в начале XVIII в. государь создал регулярные армию и флот. Рядовой состав комплектовался рекрутированием из представителей крестьян и посадских людей. Офицерский корпус в основном был представлен дворянством. Служба в армии для всех была пожизненной. При этом служилые как офицеры, так и солдаты получали жалование. Это превращало армию в надежную опору абсолютизма, способствовало ее использованию не только в прямых отражениях внешних врагов, но и для подавления народных волнении внутри страны.

Первый русский корабль «Орел»

Социальная политика и положение трудящихся

Основная тяжесть преобразований Петра выпадала на долю трудящихся. Негативный социальный настрой основной массы населения относительно «иноземных», чуждых русскому народу нововведений, гнет государственного давления, рост податей, ужесточение эксплуатации и т.п. выливались в многочисленные восстания - астраханское, булавинское (1707-1709 под руководством казацкого атамана К.Булавина), волнения стрелецких отрядов и др. На социальную защиту обездоленных (стариков, вдов, сирот) была направлена деятельность общин.

При Петре I дальнейшее развитие получило прикрепление крестьян к земле. Новая подушная подать не только сохранила крепостничество, но и расширила его состав за счет ранее свободных («гулящих людей») и холопов, имевших до этого право получить свободу после смерти своего хозяина. В категорию государственных крестьян теперь переводились казаки, стрельцы, пушкари и т.п., ранее юридически приравненные к служилому дворянству. Испытывали феодальный гнет и государственные крестьяне. Не будучи официально крепостными, они подвергались насильственным перемещениям, припискам к заводам и пр.

Помещик на уборке урожая

Усиление эксплуатации повлекло за собой значительное бегство притесняемых людей. К середине 20-х годов их число достигло более 200 тыс. Петром I был издан даже специальный указ (1724), требовавший письменного разрешения помещика на уход крестьянина на заработки с определением сроков, что фактически положило начало оформлению паспортного режима в стране.

Однако социальная политика Петра I затронула не только податную часть населения. В целях политической и экономической стабилизации правящего класса царь принял указ о порядке наследования движимого и недвижимого имущества (1714). Юридически было оформлено слияние двух форм феодального землевладения: вотчина и поместье уравнивались в правах. Теперь поместье также становилось наследуемым. Все светские феодалы стали именоваться дворянами. Правда, делить, дробить собственность запрещалось. Наследником мог стать лишь один из сыновей. Другие сыновья должны были поступать на военную или гражданскую службу. В дальнейшем (1730) запрет на дробление поместья, встреченный дворянами довольно враждебно, был отменен.

Экономическая политика Петра I

Столь грандиозные реформы и длительные войны с Турцией, Швецией, Персией требовали огромных средств. Так, к примеру, если в начале XVIII в. из общих расходов государства на армию и флот направлялось 38,5% (964 тыс. руб.) всех средств, то в 1710 г. они составили уже 80% (3 млн. руб.) общей суммы расходов государства. Требовалась гигантская мобилизация усилий ума и труда для изыскания необходимых источников доходов. В 1704 г. был даже сформирован штат «прибыльщиков». В их задачу входило изыскание новых источников государственных доходов. Велся также широкий поиск наиболее эффективных реформ. Активный сторонник петровских преобразований и меркантилизма русский экономист и публицист И.Т. Посошков в «Книге о скудости и богатстве» (1724) изложил пути развития российской промышленности и торговли, подчеркнул роль в процветании России исследования ее богатейших месторождений полезных ископаемых, правда, при сохранении «законности» крепостного права.

В ряду важнейших хозяйственных реформ великого преобразователя не последнее место занимала собственно экономическая политика государства. Многочисленными указами Петр I мобилизовал усилия в разных сферах хозяйственной жизни огромной страны. Так, стимулированием геологических изысканий становилась значительная награда. Указ «Горная свобода» декретировал право первооткрывателя эксплуатировать недра, гарантируя владельцу земли лишь незначительную компенсацию. Государство передавало также казенные предприятия наиболее умелым, честным и богатым предпринимателям. В их распоряжение поступали ссуды на довольно льготных условиях, богатые полезными ископаемыми и лесами земли, подневольная рабочая сила. Указом 1721 г. разрешалось покупать к заводам деревни и продавать заводы также с людьми. Эта категория работников получила название посессионных.

Россия, богатая и славившаяся всегда отечественными умельцами, не пренебрегала зарубежным опытом. Широко известна практиковавшаяся Петром I подготовка собственных национальных кадров за границей. Для передачи опыта и знаний получали приглашения в Россию и иностранные специалисты.

Широкая поддержка оказывалась отечественному купечеству. Покровительственный таможенный тариф (1724) отражал политику меркантилизма и протекционизма, поощрял экспорт отечественных товаров и ограничивал импорт иностранных товаров, которые могли составить конкуренцию российским изделиям.

Налоги

И все же главным источником покрытия колоссальных расходов государства оставались налоги. При Петре I они достигли невиданных размеров. Их общее число было доведено до 30-40. Это прямые, косвенные обыкновенные и чрезвычайные. Мукомольный и трубный, с мостов и переправ, с судов и лавок, банный и обрядовый, был даже налог на бороды и пр. Косвенные налоги обеспечивали до 40% доходной части казны. Наряду с косвенными сборами широко практиковались и прямые налоги: рекрутский, драгунский, корабельный и др. В качестве одного из источников пополнения бюджета было монопольное право на чеканку монеты даже с меньшим общим весом содержащегося в ней серебра.

Крупные вливания в государственный бюджет дала замена подворного подушным обложением податного населения, чрезвычайно усилившая крепостничество. От податей освобождалось дворянство и духовенство. Перепись населения в 1719- 1724 гг. выявила почти 5,5 млн. ревизских душ мужского пола - помещичьих крестьян и посадских людей (купцов, ремесленников). Впервые налогоплательщиками также стали дворовые (холопы), свободные (гулящие люди), государственные крестьяне. Выросшие почти вчетверо государственные доходы наполовину были обязаны сбору именно подушной подати.

Денежная реформа

Рост товарного производства, развитие промышленности и торговли потребовали совершенствования денежной системы. В 1700-1704 гг. была проведена реформа монетного дела. Предусматривалась чеканка золотой, серебряной и медной монет. В основу реформы был положен десятичный принцип: рубль, гривенник, копейка. Главными денежными единицами стали медная копейка - для мелкой торговли, серебряный рубль - для более крупных торговых сделок. При этом российский рубль для облегчения внешнеторговых операций был по весу приравнен к денежной единице ряда европейских стран - талеру. Чеканка монет стала монополией государства. На вывоз за границу золота и серебра Петром I был наложен запрет. Проведение этой реформы обеспечило России наиболее совершенную денежную систему, почти на сто лет опередившую западноевропейскую.

Рубли 1707 и 1721 гг .

Все эти и другие направления социально-экономической политики Петра I при своей реализации дали определенный хозяйственный эффект не только в первой четверти, но, и в значительной степени, и первой половине XVIII в.