Денежная система основные элементы и типы.

Денежная система РФ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Денежная система РФ
Рубрика (тематическая категория) Финансы

Под денежной системой государства принято понимать законодательно закрепленное устройство денежного обращения, включающее взаимодействие образующих ее элементов.

В результате правового регулирования денежного обращения в РФ создана денежная система, включающая следующие элемен­ты: 1) официальную денежную единицу (рубль, состоящий из ста копеек); 2) эмиссию наличных денег; 3)организацию наличного денежного обращения.

Особая роль в осуществлении денежной политики государства, в организации денежного обращения в стране, как отмечалось ранее, возлагается исходя из статьи 75 Конституции РФ на Центральный банк РФ.

Первым элементом денежной системы является валюта Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом о Центральном банке РФ официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль, состоящий из ста копеек (ст. 27). В Законе РФ ʼʼО валютном регулировании и валютном контролеʼʼ данное понятие несколько уточнено. Под валютой Российской Федерации принято понимать: 1) на­ходящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банкнот Цент­рального банка РФ и монеты; 2) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных организациях в Российской Федера­ции; 3) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных организациях за пределами РФ на основании соглашения, за­ключенного Правительством РФ и ЦБ РФ с соответствующими органами иностранного государства об использовании на терри­тории данного государства валюты РФ в качестве законного платежного средства.

Введение на территории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещается.

С 1990ᴦ. официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами, существовавшее ранее, не устанавливается.

Такое положение характерно для большинства стран мира. Официальный курс рубля к денежным единицам других госу­дарств устанавливается и публикуется Центральным банком. Ва­люта РФ включает в себя банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России, являющиеся единственным законным средством платежа на территории страны. Их подделка и незаконное изго­товление преследуются по закону.

Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России, обеспечиваются всœеми его активами и обязательны к приему по номинальной стоимости при всœех видах платежей, для зачисления на счета͵ во вклады и для перевода на всœей территории страны.

Банкноты и монеты Банка России не бывают объявлены недействительными (утратившими силу законного средства пла­тежа), в случае если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монеты нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена.

При обмене банкнот и монет на денежные знаки срок изъятия банкнот и монет из обращения не должна быть менее одного года, но не превышает пяти лет.

Банк России вправе обменивать без ограниченийветхие и по­врежденные банкноты.

Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых принимает Совет директоров ЦБ РФ. Он же ут­верждает номиналы и образцы новых денеᴦ. Описание новых де­нежных знаков публикуется в средствах массовой информации.

Очень важно, что о выпуске новых денежных знаков Банк России обязан предварительно информировать Правительство страны.

Вторым элементом денежной системы является осуществление эмиссии наличных денеᴦ. Монопольным правом эмиссии обладает Центральный Банк РФ. Статья 75 Конституции РФ устанавливает, что в РФ не допускается вводить и эмитировать какие-либо другие деньги, кроме рубля. Наличные деньги в России выпускаются в виде банковских билетов (банкнот) и металлической монеты, которые являются безусловными обязательствами Центрального банка РФ и обеспечиваются всœеми его активами. Образцы банкнот и монет утверждаются ЦБ РФ по согласованию с Правительством.

Обслуживая хозяйственный оборот, деньги постоянно выпус­каются в оборот и изымаются из оборота. Такого рода операции не влияют на увеличение денежной массы и этим отличаются от эмиссии денег, под которой принято понимать выпуск денег в оборот, ведущий к увеличению денежной массы, находящейся в обороте.

Существует эмиссия наличных и безналичных денеᴦ. В условиях рыночной экономики эмиссию наличных денег осуществляютцентральные банки, а эмиссию безналичных денег - коммерческие банки, что регулируется также центральным банком страны. Контроль за объёмом денежной массы осуществляет Банк Рос­сии. Количество денег в обращении определяется как сумма на­личных денег и банковских депозитов. Предоставляя кредиты, банки увеличивают объём денежной массы.

Задача ЦБ РФ заклю­чается в ограничении или расширении возможности банков эмитировать кредитные деньги. Для этого он устанавливает систему обязательных резервов банков, предусматривающую депонирова­ние кредитными организациями в Банке России определœенной части привлеченных ими денежных средств (ст. 38 Федерального закона ʼʼО Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос­сии)ʼʼ.

Обязательные резервы - один из инструментов осущест­вления денежно-кредитной политики Центрально банка РФ. Изменяя норматив резервирования, ЦБ РФ поддерживает на определœенном уровне объём денежной массы, находящейся в обращении в стра­не. Чем меньше сумма обязательных резервов, тем большее коли­чество денег может создать банковская система.

На базе кассовых оборотов банков и со­ставляемой аналитической отчетности Банк России прогнозирует размер предполагаемой эмиссии, а также регионы ее проведения. В осуществлении эмиссии принимает участие не только Банк России, но и его региональные РКЦ, содержащие резервные фонды и оборотные кассы.

В резервных фондах РКЦ хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение в случае увеличения потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах. Эти деньги не относятся к находящимся в обращении, поскольку не совершают движения, не накапливаются, не служат средством платежа и являются резервными. В оборотную кассу постоянно поступают и из нее выдаются наличные деньги от банков. Эти деньги находятся в постоянном движении, в обращении.

В случае если сумма поступлений наличных денег на счете банка пре­вышает установленный лимит для данного РКЦ, то деньги изы­маются из обращения и переходят в резервный фонд. При потреб­ности банка в наличности происходит обратный процесс. Со счета банка в пределœе его свободного резерва РКЦ выдает требуемую сумму наличности, перемещая ее из резервного фонда в оборот­ную кассу РКЦ с разрешения Центрального банка. Для данного РКЦ это будет эмиссионной операцией. Правление ЦБ РФ состав­ляет ежедневный баланс на базе сведений по сети РКЦ: где про­шла эмиссия наличных денег, а где - их изъятие.

Третьим элементом денежной системы выступает организация и регулирование наличного денежного обращения. При регулировании денежного обращения государственные органы руководствуются Основными направлениями денежно-кредитной политики РФ.

В соответствии с Федеральным законом о ЦБ РФ, в целях орга­низации наличного денежного обращения на территории страны на Банк России возлагаются следующие функции (ст. 34):

Прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;

Установление правил хранения, перевозки и инкассации на­личных денег для кредитных организаций;

Установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

Определœение порядка ведения кассовых операций для кре­дитных организаций.

Денежная система РФ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Денежная система РФ" 2017, 2018.

Таким образом, изучение истории становления и развития денежной системы России свидетельствует о том, что с давних пор рубль являлся ее денежной единицей. Рубли были в виде монет разного веса, изготовленные из золота или серебра, бумажных денежных знаков, прямо или косвенно связанных с благородными металлами. Существовали и разные системы денежного обращения - золотой и серебряный монометаллизм, несовершенная система биметаллизма и система обращения бумажных денег.

Возникновение и условия функционирования той или иной системы денежного обращения зависели от степени развития товарно-денежных отношений в стране, состояния экономики и политики правительства, которое постоянно использовало монетную или денежную регалии для покрытия государственных расходов. Усовершенствование денежной системы, неустойчивость денежного обращения всегда сдерживали экономическое развитие страны, отрицательно влияя на состояние народного хозяйства и создавая социальное напряжение в обществе.

Особенности денежной системы социалистической экономики

Изменения в структуре денежной базы характеризуются увеличением удельного веса наличных денег в обращении, сохранением почти неизменной доли обязательных резервов при относительном сокращении остальных ее составляющих.

Источниками роста денежной базы могут быть как увеличение чистых международных резервов Банка России и Правительства РФ, так и объем их чистых внутренних активов. В РФ после 1998 г. рост денежной базы обеспечивается в основном за счет увеличения чистых международных резервов, которое происходит в результате покупки иностранной валюты Банком России на внутреннем рынке и сокращения долга России перед МВФ. Объем чистых внутренних активов в этот период сокращался в первую очередь за счет увеличения остатков средств бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов на счетах Банка России.

Связь денежной базы и денежной массы, как уже отмечалось, осуществляется через механизм денежного мультипликатора. Управляя механизмом банковского мультипликатора, Центральный банк РФ расширяет или сужает эмиссионные возможности коммерческих банков, тем самым он оказывает воздействие на объем денежной массы в обращении. Банк России ежегодно в рамках денежно-кредитной политики устанавливает ориентиры роста денежной массы, которые рассчитываются с учетом динамики ВВП и возможного денежного предложения. В течение последних лет в РФ ориентиры роста денежной массы (агрегат М2) являлись промежуточной целью денежно-кредитной политики.

Они определяются с помощью таких макроэкономических показателей, как динамика ВВП и прогнозируемый рост потребительских цен в предполагаемом периоде. Кроме того, в условиях долларизации отечественной экономики при прогнозировании рублевой денежной массы необходимо учитывать возможное движение средств по валютным счетам всех участников рынка. С учетом всех указанных обстоятельств прирост денежной массы (М2) в 2000 г. планировался на уровне 21 - 25 %, а составил 47,1 %, в 2001 г. - соответственно 27-34 и 40,1 %, в 2002 г. - 22-28 и 20,4 % (фактически за 11 месяцев). Значительный прирост денежной массы в 1999 - 2000 гг. был связан с валютной интервенцией для поддержания курса рубля и обязательным приобретением 75 % валютной выручки экспортеров.

Статистические данные показывают, что уровень расхождения темпов роста денежной массы и номинального ВВП в последние годы не был постоянным, что говорит о неустойчивости эластичности М2 по отношению к ВВП и отражает нестабильность скорости обращения денег. По мере замедления инфляции краткосрочная статистическая взаимосвязь между ежемесячными изменениями денежного агрегата М2 и индекса потребительских цен снижается. Поэтому в настоящее время Банк России рассматривает темпы роста денежной массы лишь как расчетный ориентир денежно-кредитной политики, т. е. не ставит перед собой цель безусловного соблюдения прогнозного диапазона роста М2, а предусматривает возможность корректировки последнего в течение года в зависимости от динамики спроса на деньги.

В процессе регулирования объема денежной массы определяется покупательная способность денег, от которой зависит качество выполнения ими функции меры стоимости и средства накопления. Только при стабильной покупательной способности и устойчивости денежной единицы деньги могут эффективно использоваться для соизмерения стоимостей всех товаров, расчета и сравнения различных экономических показателей, оценки их динамики, а также создавать надежную основу регулирования экономики с помощью методов денежно-кредитной политики. Обесценение денег и снижение их покупательной способности приводят к тому, что в качестве меры стоимости в национальной экономике используется стабильная иностранная денежная единица, обеспечивающая сопоставимость цен во времени. Цены на все товары устанавливаются не в национальных денежных единицах, а в иностранных, например в долларах. В качестве средства накопления обесценивающиеся национальные деньги также вытесняются иностранной валютой. Население, а вслед за ним и предприятия предпочитают держать свои сбережения в иностранной валюте, чаще всего в долларах. Происходит процесс «долларизации» экономики.

Выполнение деньгами функций средства обращения и средства платежа, безусловно, также зависит от их устойчивости, но в меньшей степени, чем при осуществлении двух других функций. Опыт показывает, что даже при высокой степени обесценения национальные деньги продолжают использоваться как средства обращения и платежа, поскольку выступают в роли «мимолетного посредника», что сводит потери участников расчетов к минимуму. Но при высоких темпах инфляции даже мимолетное нахождение сильно обесценивающихся денег на руках влечет за собой ощутимые для их держателей потери. Поэтому в условиях гиперинфляции деньги, выполняя функции средства обращения и средства платежа, также вытесняются иностранной валютой. Однако при относительной стабильности покупательной способности денег качество выполнения ими этих функций определяется в основном эффективностью платежной системы.

Введение

1.2 Элементы денежной системы

Заключение


Введение

Деньги находятся в постоянном движении между гражданином, хозяйствующим субъектом и органами государственной власти. Непрерывно протекающий во времени оборот денег представляет собой денежный поток, который ограничен начальными и конечными точками отсчета. Денежный поток, при котором движение денег связано с выполнением своих функций, представляет собой денежное обращение.

Денежная система - устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное национальным законодательством .

Правовые основы денежной системы Российской Федерации и ее функционирования закреплены ст.75 Конституции РФ , Законом РФ "О Центральном банке РФ (Банке России)" ст. 140 ГК РФ , а также рядом других нормативных актов. Официальной денежной единицей России является рубль. Банку России принадлежит монопольное право выпуска в обращение (и изъятия из него) наличных денег. Выпускаются они в виде банковских билетов, именуемых банкнотами, и металлической монеты.

Банкноты и монеты в равной мере являются безусловными обязательствами Банка РФ и обеспечиваются всеми его активами; официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами в настоящее время не устанавливается. Банк России в соответствии с национальным законодательством регулирует курс рубля к денежным единицам иностранных государств.

Платежи на территории РФ осуществляются в виде наличных или безналичных расчетов. Однако проблема контроля за движением денежных средств в обороте с участием юридических лиц, а также необходимость соблюдения существующего порядка налогообложения в сфере предпринимательства обусловили ограничение расчетов наличными деньгами. Деньги по своей материальной природе обладают признаками, свойственными родовым и делимым вещам. Например, долг в сумме ста тысяч рублей может быть погашен различным количеством банковских билетов разного достоинства. Главное, чтобы в сочетании они содержали количество денежных единиц, равное сумме долга.

Деньги могут выступать основным (самостоятельным) объектом гражданского правоотношения, например, в договорах дарения, займа. Но чаще всего они - всеобщий эквивалент стоимости основного объекта правоотношения, т. е. любой другой вещи, участвующей в гражданском обороте. По этой причине правоотношения, возникающие по поводу товаров, при наличии необходимых юридических фактов трансформируются в денежные правоотношения.

При определенных условиях деньги утрачивают признаки родовых вещей. Индивидуализация денег допускается для достижения каких-либо дозволенных законом целей (коллекционирование, использование в качестве вещественных доказательств и др.) и осуществляется путем записи номера каждой банкноты. Индивидуализация банкноты превращает ее в неделимую вещь; на нее распространяются общие правила об имуществе, за некоторыми исключениями.

Цель данной работы: рассмотреть понятие и правовые основы денежной системы РФ.

Задачами работы будут: дать общую характеристику денежной системы РФ; раскрыть ее правовые основы, охарактеризовать нормативно правовую базу, регулирующую денежную систему РФ.


1. Понятие и структура денежной системы

В основе системы финансов наряду с денежными отношениями лежит современная денежная система. Государство в законодательном порядке определяет и организует систему денежного обращения в той или иной форме с учетом исторических, национальных и экономических особенностей страны. Таким образом, денежная система представляет собой устанавливаемую государством организацию денежного обращения страны .

Денежная система включает в себя следующие элементы:

Название денежной единицы, выступающей единицей денежной оценки (денежного выражения цены) товаров;

Масштаб цен;

Виды денежных знаков, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством;

Порядок эмиссии денег;

Регламентацию безналичного денежного оборота (безналичных расчетов);

Организацию методы регулирования денежного обращения;

Государственные органы, осуществляющие организацию денежного обращения и денежно-кредитное регулирование.

Формирование денежной системы страны начинается с установления государством названия денежной единицы и разменной монеты, а также денежных знаков, выпускаемых в обращение. Название единицы бумажных купюр разменной монеты принимается за единицу денежной оценки товаров, или денежного выражения их цен.

Одновременно с названием денежной единицы государство устанавливает масштаб цен. Во времена золотодевизного и золотослиткового стандарта последний определялся с учетом покупательной способности денег на внутреннем рынке и существующих мировых цен на драгоценные металлы. В современной экономике масштаб цен потерял свое значение как техническая функция денег, что обусловлено модификацией последних в первичные финансовые ресурсы, в долговые обязательства государства и банков. На внутреннем рынке масштаб цен, по сути дела, совпадает с денежной единицей. Он меняется при проведении денежной реформы в виде нуллификации и деноминации. На внешнем, мировом рынке масштаб цен представляет собой курс национальной валюты по отношению к ведущим мировым валютам, или соотношение курсов различных валют между собой.

1.1 Виды денег и денежных знаков

Государство определяет виды денег и денежных знаков. Видами денег сейчас являются наличные бумажные и разменные металлические (из недрагоценных металлов) деньги, а также кредитные деньги.

В настоящее время изменились содержание, формы и значение наличных денег. В эпоху золотого стандарта бумажные деньги (они назывались казначейскими билетами) были непосредственно связаны с потребностями товарного производства, а их эмиссия непосредственно подчинялась закону количества денег в обращении. Теперь эти прямые связи потеряны. В странах с развитой рыночной экономикой в обращении почти нет наличных денег, выпускаемых казначейством; их заменили кредитные деньги. При этом, чем сильнее позиции национальной валюты на мировом рынке, тем больше государство (при формальной независимости политики центрального банка) использует возможности бесконтрольной эмиссии бумажных денег (наиболее яркий пример – доллар США). В большинстве стран наличная денежная масса обслуживает незначительную долю товарного и нетоварного оборотов, но она обычно превышает реальные потребности в ней экономики. Одна часть избыточной массы оседает у населения в виде сбережений, другая идет на потребление, покрытие государственных расходов и другие цели. Эмиссия государством избыточных наличных денег может одновременно выступать и источником скрытого для общества эмиссионного дохода государства, и элементом политики стимулирования экономического роста. Современные бумажные деньги очень неустойчивы. Их значение возрастает в периоды развития кризисных явлений. Бумажные деньги нередко связаны с теневым бизнесом, коррупцией и, в силу хронической инфляции, не выполняют функцию сбережения, принимая форму псевдосбережений (обычного хранения наличных денежных знаков).

Наибольшее распространение имеют кредитные деньги - бумажные знаки, возникшие на основе кредитных отношений. Различают следующие виды кредитных денег: вексель, банкнота, чек, кредитные и иные карточки.

Вексель представляет собой разновидность долгового обязательства, которое возникает между должником и кредитором в процессе коммерческого кредитования товарных сделок юридических лиц. Вексель составляется в установленной законом форме. В нем указываются сумма долга, плата за кредит, срок погашения. Вексель дает право его владельцу требовать в указанный срок с лица, выдавшего или акцептовавшего обязательство, уплаты оговоренной в нем суммы (основного долга с процентами). Важной особенностью данного финансового (кредитного) инструмента является его обращаемость, т.е. он может свободно обращаться между лицами (предприятиями, банками, физическими лицами) и использоваться в качестве средства расчета (платежа). Путем индоссамента (передаточной подписи) вексель может обращаться среди неограниченного круга лиц, выполняя функции наличных денег.

Различают казначейские и частные векселя. Первые - краткосрочные обязательства государства (сроком погашения до года), которые служат одной из форм вложения капитала под высокий процент. Казначейские векселя обычно используются банками и структурами государственного управления. Частные векселя могут выступать в виде коммерческих товарных и нетоварных, банковских и иных разновидностей векселей. Коммерческие товарные векселя используются для торговых сделок. Крупные транснациональные корпорации и финансово-промышленные группы выпускают так называемые финансовые, или нетоварные, векселя. Широко распространена эмиссия коммерческими банками своих векселей, получивших название банковских.

При всей схожести с наличными бумажными деньгами, векселя имеют свои особенности: их обращение ограничено сроком; они также ограничены, как правило, отраслевой частью общего товарооборота и кругом доверяющихся друг другу лиц - держателей векселей и индоссантов; взаимозачет по векселям требует оплаты сальдо наличными деньгами.

Ограничения в обращении векселей преодолевались путем обмена на банкноты - вид кредитных денег, выпускаемых эмиссионным банком. Для досрочного получения денег векселедержатели могли продать векселя коммерческому банку (эта операция получила название «учет векселей») или получить под их залог банковскую ссуду. В свою очередь, если коммерческому банку требовались дополнительные кредитные ресурсы, он мог продать или заложить находящиеся в его портфеле векселя эмиссионному банку, который рассчитывался при этом банковскими билетами - банкнотами. Это классический вариант обращения банкнот, когда последние, кроме вексельного (товарного), имели золотое обеспечение (обменивались на золото). В настоящее время банкноты получили статус законного и единственного платежного и финансового средства обращения с принудительным со стороны государства курсом, т.е. стали национальными денежными знаками (первичными финансовыми ресурсами, инструментами), право на эмиссию которых, имеет только центральный банк страны. Банкноты превратились в бессрочные обязательства государства в лице центрального банка; изменились их кредитно-товарная природа и общественное назначение, что отрицательно сказалось на устойчивости этих денег.

Современные банкноты сблизились по своей сути с обычными бумажными казначейскими деньгами. Вексельное обеспечение банкнот не гарантирует их возвращения в банк, поскольку сейчас широкое распространение получило обращение нетоварных векселей в виде так называемых дружеских, бронзовых, казначейских векселей, выпускаемых сверх реальной потребности товарного оборота в деньгах. Сроки погашения товарных векселей не всегда совпадают со сроками фактической реализации продукции, особенно в периоды депрессии и экономического кризиса. Кроме того, центральный (эмиссионный) банк может выпускать банкноты под государственные ценные бумаги для покрытия бюджетного дефицита.

Еще одним видом кредитных денег, используемых для расчетов, является чек - письменный приказ владельца текущего счета банку уплатить наличными деньгами или перевести на текущий счет другого лица определенную сумму. При расчетах чеками должник или покупатель сам выставляет чек (чек клиента) либо поручает его выписку обслуживающему банку (чек банка). При предъявлении чека банк обязан его оплатить. Более современной формой безналичных денежных расчетов, заменяющей чековые книжки, являются кредитные, в том числе зарплатные, карточки. Они представляют собой именные документы, дающие владельцу оплачивать товары путем безналичных расчетов.

1.2 Элементы денежной системы

Важным элементом денежной системы является порядок эмиссии (выпуска) денег в обращение. Порядок эмиссии бумажных и кредитных денег существенно различался, пока сохранялись значительные различия между казначейскими и банковскими билетами (банкнотами), т.е. во времена золотого стандарта. В настоящее время принципиальные особенности порядка эмиссии сохранились лишь в отношении депозитно-чековой эмиссии.

В современных условиях эмиссия любых денежных знаков монополизирована государством. Независимо от вида денежных знаков их осуществляет центральный (эмиссионный) банк, организующий денежное обращение и проводящий денежно-кредитную политику в стране. Как уже отмечалось ранее, это обусловлено стиранием границ между бумажными казначейскими и кредитными деньгами. Оба вида денег выступают обязательными (установленными государством) платежными и покупательными средствами, обращающимися на внутреннем и внешнем рынках в виде банкнот (банковских билетов). Их эмиссия осуществляется центральным (эмиссионным) банком страны для увеличения кассового резерва наличных денег, в процессе кредитования коммерческих банков, обслуживания валютных операций государства и операций с государственными ценными бумагами, кассового обслуживания бюджета и государственного долга и т.д. Такая эмиссия напрямую связана с ростом наличной денежной массы безналичного оборота.

Однако на денежный оборот и увеличение денежной массы в большей степени влияет депозитно-чековая эмиссия (более 90% всех расчетов в рыночно развитых странах осуществляется в безналичной форме).

Депозитно-чековая эмиссия осуществляется в процессе кредитования центральным банком коммерческих банков и определяется денежно-кредитной политикой увеличения или сокращения кредитных ресурсов в экономике, проводимой на данном этапе эмиссионным банком. Политика роста кредитных вложений предполагает активную, депозитно-чековую эмиссию, в результате которой увеличиваются остатки на счетах клиентов коммерческих банков и объем наличных денег в обращении. Такая эмиссия осуществляется путем записи сумм предоставленного центральным (эмиссионным) банком кредита на корреспондентские счета коммерческих банков и бюджетные счета в самом центральном банке. Депозитно-чековая эмиссия лежит в основе последующего увеличения всех агрегатов денежной массы в обращении. Этому способствуют и операции коммерческих банков. Так, сумма выданного и зачисленного на счет клиента кредита увеличивает денежный агрегат М2; выпущенные коммерческими банками векселя и депозитные сертификаты могут использоваться в качестве средств платежа, увеличивая денежную массу в обращении, и т.д.

Следующий элемент денежной системы - регламентация безналичных денежного оборота и расчетов.

Важным элементом государственного финансового регулирования и денежной системы выступают организация и методы регулирования денежного обращения. Государство в законодательном порядке определяет финансовые механизмы и инструменты регулирования денежной массы в обращении.

Центральный банк страны постоянно осуществляет анализ и мониторинг состояния денежного обращения, организует его и совершенствует методы регулирования. Наиболее распространенными механизмами государственного регулирования денежного обращения являются:

Механизмы учетной ставки, т.е. политика регулирования процента по ссудам центрального банка, предоставляемых коммерческим банкам;

Фондовый и валютный механизмы, т.е. покупка и продажа государственных и корпоративных ценных бумаг и иностранной валюты на открытых фондовом и валютном рынках;

Механизм нормирования обязательных резервов коммерческих банков.

Процентная политика центрального банка в странах с развитой рыночной экономикой выступает одним из основных инструментов государственного регулирования денежного обращения. Манипулируя учетной ставкой и влияя тем самым на рыночный уровень процента, центральный банк либо стимулирует кредитную активность коммерческих банков (политика кредитной экспансии), либо сдерживает ее (политика кредитной рестрикции). Первый тип процентной политики, направленный на рост кредитных вложений, приводит к увеличению денежной массы в обращении; второй - к ее сокращению.

Обычно при управлении денежным обращением политика регулирования банковского процента сочетается с операциями центрального банка на фондовом и валютном рынках. В целях сокращения денежной массы центральный банк страны может расширить продажу государственных бумаг и иностранной валюты, а для увеличения денежной массы в обращении - организовать выкуп государственных ценных бумаг, покупку корпоративных ценных бумаг и иностранной валюты. При этом, например, увеличение предложения государственных бумаг, кроме прямого эффекта, может привести к повышению доходности, росту ссудного процента и снижению спроса на кредит, что повлияет еще и на структуру денежной массы.

Используя механизм нормирования банковских резервов, центральный страны может регулировать кредитные ресурсы и кредитные коммерческих банков. Регулирование осуществляется путем установления нормативов обязательного резервирования для коммерческих банков. Чем выше нормы банковских резервов коммерческих банков в центральном банке, тем меньше денежной массы в обращении, и наоборот. Нормы обязательных банковских резервов влияют на структуру денежной массы.

Кроме названных мер в мировой практике применяют и административные меры регулирования денежного обращения. К ним можно отнести установление центральным банком и правительством ограничений на выдачу коммерческими банками отдельных видов кредитов (например, потребительских или биржевых), установление и норм годового прироста кредитов и др.

Последним элементом денежной системы являются государственные органы, осуществляющие организацию денежного обращения и денежно-кредитное регулирование. Основным таким органом в развитых странах является центральный банк, который независимую денежно-кредитную политику. Кроме того, к организации и регулированию денежного обращения имеют отношение законодательной власти, принимающие законодатель! в этой области, правительство, министерство финансов стр. которые другие государственные структуры.

Государственные органы, осуществляющие организацию и регулирование денежного обращения, а также система денежно-кредитного регулирования в целом имеют свои особенности в разных странах.

1.3 Основная специфика организации и регулирования денежного обращения в Российской Федерации

Монопольное право на эмиссию или изъятие наличных обращения имеет Банк России. Он же отвечает за организацию обращения наличных денег в экономике страны, выполняя в этой связи следующие функции: прогнозирование и организация производства банкнот и монет, подготовка нормативных актов, регламенту правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег и кассовых операций коммерческих банках.

Российским законодательством о Банке России определены следующие используемые им основные инструменты денежно-кредитного регулирования:

ставка рефинансирования и другие процентные ставки рациям Банка России;

нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

операции с ценными бумагами и иностранной валютой;

рефинансирование банков;

валютное регулирование;

установление ориентиров роста денежной массы;

прямые количественные ограничения.

Регулирование денежного обращения в РФ осуществляется как экономическими, так и административными методами, установленными федеральным законодательством и правовыми нормативными актами Правительства РФ и Банка России. Последний совместно с Правительством РФ ежегодно определяет основные направления единой государственной денежно-кредитной политики , проект которых представляется в Государственную Думу РФ, а также систему мер по поддержанию покупательной способности рубля и валютному регулированию.


2. Правовые основы денежной системы

Денежная система представляет собой совокупность отношений, связанных с обращением национальной валюты в стране.

Под денежным обращением понимается движение денежной массы внутри страны в наличной и безналичной формах. В настоящее время создана денежная система, включающая официальную денежную единицу (банкноты Банка России, а также металлическую монету); эмиссию наличных денег; организацию наличного денежного обращения. В соответствии с гл. VI Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России) официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль, состоящий из ста копеек. Введение на территории страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей.

Банкноты и монеты Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца.

Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции РФ , Закон о Банке России, Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" , различные нормативные акты Президента и Правительства РФ.

В сфере регулирования денежного обращения в стране только Банк России наделен правом осуществлять эмиссию наличных денег, т.е. дополнительно выпускать в обращение денежные знаки.

Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких операций, как денежная реформа и деноминация.

Денежная реформа - полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации и укрепления денежного обращения.

Деноминация в отличие от денежной реформы является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках.

Ведение кассовых операций на предприятиях и организациях регулирует письмо от 4 октября 1993 г. № 18 "Об утверждении "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" , основные моменты которого предписывают следующее.

Предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков (далее - банках).

Предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Наличные деньги, полученные предприятиями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке.

Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются.

Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, которые согласованы с обслуживающими банками.

Наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров.

Предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот (в последующем - оплата труда), закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения. Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.

Выдача денег из выручки одних предприятий, имеющих постоянную денежную выручку, на нужды других допускается в отдаленных местностях, где нет банков, на основе договора между предприятиями по согласованию с банками, обслуживающими эти предприятия.

Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней), включая день получения денег в банке.

Выдача наличных денег под отчет производится из касс предприятий. При временном отсутствии у предприятий кассы разрешается выдавать по согласованию с банком кассирам предприятий или лицам, их заменяющим, чеки на получение наличных денег непосредственно из кассы банка.

Предприятия выдают наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы, а также на расходы экспедиций, геологоразведочных партий, уполномоченных предприятий и организаций, отдельных подразделений хозяйственных организаций, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности организаций, в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий. Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу. Передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому запрещается.


Заключение

Основными приоритетами современной денежно-кредитной политики в ближайшие годы являются: снижение инфляции до 4-6% в год, улучшение структуры денежной массы, сокращение до минимума неденежных расчетов, эффективное управление государственными финансовыми резервами и резервными фондами, укрепление платежной дисциплины, создание конкурентоспособной банковской системы в условиях глобализации финансов, обеспечение внешней конвертируемости рубля, сокращение государственного долга и внешних заимствований компаний, находящихся под контролем государства, легализация налично-денежных расчетов и платежей, дальнейшее развитие системы государственного страхования вкладов населения в коммерческих банках и распространение этой системы на добровольное пенсионное страхование в негосударственных пенсионных фондах.

В процессе реализации денежно-кредитной политики Банк России контролирует объем и структуру денежной массы в обращении, используя специальные показатели, характеризующие процесс ее формирования.

Одним из таких показателей является денежная база, включающая:

наличные деньги в обращении, в том числе в кассах коммерческих банков; 2) средства в фонде обязательных резервов; 3) средства корреспондентских счетах коммерческих банков в Банке России.

Кроме денежной базы Банк России использует такие показатели, как состояние торгового баланса, динамика цен на основные российские экспортные товары, затраты на обслуживание государственного долга и т.д.

Важнейшие инструменты денежно-кредитного регулирования в мировой финансовой практике выступают: процентные ставки, ставка рефинансирования, официальная учетная (переучетная) ставка, ломбардная ставка, обязательные банковские резервы, операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке, рефинансирование банков, установление ориентиров роста денежной массы.

Прямые количественные ограничения в целях проведения денежно-кредитной политики устанавливаются Банком России только после консультаций с Правительством РФ. Такие ограничения могут быть связаны, например:

с прямым регулированием кредитных и иных инвестиционных операций (т.е. с рационированием кредита);

прямым регулированием норм доходности банковских операций (т.е. с регламентацией пределов кредитных и депозитных ставок);

ограничением операций по ввозу-вывозу капитала;

ограничениями по валютным операциям.

Могут применяться и другие прямые количественные ограничения, вызванные потребностями проведения сбалансированной денежно-кредитной политики, в том числе в периоды обострения финансового кризиса.


Список использованных источников

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ)// Российская газета. – 2009. – 21 января.- №7.

2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ (ред. от 17.07.2009)// Собрание законодательства РФ.- 1994.- №32. – Ст.3301.

3.О Центральном банке Российской Федерации (Банке России). Федеральный закон от 10 июля 2002г. №86-ФЗ (ред. от 19.07.2009)// Собрание законодательства РФ. – 2002.- №28. – Ст.2790.

4.Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг. Федеральный закон от 29 июля 1998г. №136-ФЗ (ред.от 26.04.2007)//Собрание законодательства РФ. – 1998. - №31. – Ст.3814.

5.О банках и банковской деятельности. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1(ред. от 28.04.2009)//Собрание законодательства РФ.-1996.-№ 6.- ст. 492.

6.Об утверждении «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (вместе с «Порядком…утв. ЦБ РФ 22.09.1993 №40). Письмо ЦБ РФ от 04 октября 1993г. №18// Экономика и жизнь. – 1993. -№№42-43.

7.Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и на период 2010 и 2011 годов. //Вестник Банка России.- 2008. – 14 ноября. - №66.

8.Барулин С.В. Финансы: учебник/С.В.Барулин. – М.: КНОРУС, 2010, - 640с.

9.Белов А.В. Финансы и кредит. Структура финансов рыночной экономики: курс лекций/А.В.Белов. – М.: ФОРУМ, 2008. – 224с.

10.Дементьев Д.В.Бюджетная система РФ: учебное пособие/Д.В. Дементьев, В.А.Щербаков. – М.: КНОРУС, 2008. -256с.

11.Елисеев А.С. Современная экономика: учеб.пособие/А.С.Елисеев. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 504с.

12.Товмасян Р.Э. К вопросу о праве денежного обращения как подотрасли финансового права/ Р.Э.Товмасян //Финансовое право.- 2009.- № 2.

13.Финансовое право: учебник/отв.ред.М.В.Карасева. – М.: Юристъ, 2007. – 592с.

14.Финансовое право: учебник /отв. ред. Е.Ю.Грачева, Г.П. Толстопятенко. – М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2007. – 528с.

15.Финансы и кредит: учебник/под ред. проф.М.В. Романовского, проф. Г.Н.Белоглазовой. – М.: Высшее образование, 2006. – 575с.

16.Экономика: учеб/под ред. А.И.Архипова, А.К.Большакова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 840с.

О Центральном банке Российской Федерации (Банке России). Федеральный закон от 10 июля 2002г. №86-ФЗ (ред. от 19.07.2009)// Собрание законодательства РФ. – 2002.- №28. – Ст.2790.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ)// Российская газета. – 2009. – 21 января.- №7.

Деньги являются общепринятым орудием обмена и средством платежа. К основным функциям денег относятся, во-первых, функция измерения стоимости товаров (деньги как мера стоимости); во-вторых, посредническая функция при товарно-денежном обмене (деньги как средство обращения); в-третьих, функция платежного средства (деньги как средство платежа); в-четвертых, функция накопления и сбережения (деньги как средство тезаврации); и, наконец, в-пятых, функция мировых денег (как всеобщее средство платежа, покупательное средство и общественная материализация богатства). В ходе историчес-кого развития в каждом государстве складывается своя собственная «национальная» денежная система.

Денежная система - это форма организации денежного обращения, т. е. непрерывного процесса движения денег в качестве средства обращения и платежа в государстве, сложившаяся исторически и закрепленная законодательно. Организация и функционирование денежной системы относятся к числу факторов первоочередного значения для экономики страны и жизнеобеспечения государства в целом. Денежная система государства отражает состояние его экономики. Деньги, обслуживающие оборот общественного продукта, выступают в двух формах: в форме обращения наличных денег и в форме безналичных денежных расчетов. Законодательством каждой страны определяется собственная структура денежной системы, а следовательно, и денежного обращения как ее основы.

В общем виде денежное обращение представляет собой движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее оборот общественного продукта, а также нетоварные платежи и расходы. В первом случае (при наличном денежном обращении) средством платежа являются реальные денежные знаки (банкноты, монеты и т. п.), передаваемые одним субъектом другому за товары, оказанные работы (услуги), т. е. по принципу «из рук в руки». Во втором же (при безналичном обращении) происходит списание определенных денежных сумм со счета одного субъекта в банковской кредитной организации и зачисление ее на банковский счет другого субъекта, при которой наличные денежные знаки отсутствуют. Обе сферы денежного оборота между собой тесно связаны и важны для эффективного функционирования экономики государства. Однако безналичные платежи имеют преобладающий вес (как правило, около 85% составляют именно безналичные платежи).

Денежная система РФ включает в себя: во-первых, официальную денежную единицу; во-вторых, порядок эмиссии наличных денег; в-третьих, организацию и регулирование денежного обращения.

Первый и основной элемент денежной системы РФ - официальная денежная единица (валюта)" РФ, которой является рубль, состоящий из 100 копеек. Законом запрещено введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов, т. е. денежных знаков, не предусмотренных законода-тельством. Официальный курс рубля к денежным единицам других государств устанавливается и ежедневно публикуется Банком России. Лица, виновные в нарушении указанных требований, несут уголовную, административную или имущественную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Вторым элементом российской денежной системы является порядок эмиссии наличных денег. Эмиссия наличных денег, как и организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ, осуществляются исключительно Банком России. Для функционирования денежной системы важное значение имеет положение ч. 1 ст. 75 Конституции РФ о недопустимости в Российской Федерации введения и эмиссии каких-либо других денег, кроме рубля. Наличные деньги в России выпускаются в обращение в виде банковских билетов (банкнот) и металлической монеты, которые являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России по согласованию с Правительством РФ. Сообщения о выпуске в обращение банкнот и монет новых образцов, а также их описание публикуются Банком России в средствах массовой информации. Финансово-правовые основы организации и функционирования российской денежной системы закреплены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

В настоящее время на территории РФ выпущены в обращение банкноты (банковские билеты) достоинством 5; 10; 50; 100; 500; 1000 руб., а также монеты достоинством 1; 5; 10; 50 коп. и 1; 2; 5 руб. Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Банком России, обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории РФ во все виды платежей, а также для зачисления на счета, во вклады, на аккредитивы и для перевода. На Банк России возлагается ответственность за покупюрный состав наличных денег в обращении, необходимый для бесперебойного проведения расчетов наличными деньгами на территории РФ.

Третьим элементом российской денежной системы является организация и регулирование денежного обращения. Регулируя денежное обращение, российское законодательство исходит из единства денежной массы (наличных и безналичных средств), единства обращения, связи оборота денег с кредитной полити-кой, руководствуясь при этом Основными направлениями денежно-кредитной политики Российской Федерации.

На Банк России в данной сфере деятельности возлагаются: 1) планирование объемов производства, перевозки и хранения банкнот и монет, создание их резервных фондов; 2) установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег; 3) установление признаков платежности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения; 4) определение порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации.

Все это характеризует централизованное управление денежной системой в Российской Федерации соответственно нормам Конституции РФ об отнесении финансового и валютного регулирования, денежной эмиссии, федеральных банков к исключительному ведению самой Федерации (п. «ж» ст. 71).

Существует два основных типа денежных систем:

Биметаллизм (роль эквивалента золото и серебро); - монометаллизм (только золото или только серебро). (См. схему 2). Система биметаллизма была очень широко распространена в эпоху первоначального накопления капитала в 16-18 вв. в Европе. Однако существование двух металлов противоречит природе денег как всеобщего эквивалента, поэтому с течением времени биметаллизм сменился монометаллизмом. Золотой монометаллизм существовал до первой мировой войны в форме золото-монетного стандарта. Для этой системы характерны: - свободная чеканка золотых монет; - свободный размен знаков; - свободное движение золота между странами.

Страны, обладающие большими запасами золота (Англия, Япония, Франция) после первой мировой войны ввели у себя золотослитковый стандарт. Страны, не имеющие значительного запаса золота (Германия, Австрия, Дания, Норвегия) ввели у себя золотодевизный стандарт.

При золотослитковом стандарте уже не существовало свободной чеканки золотых монет, а размен денег на золото был ограничен стоимостью слитков (в Англии 1700L=12.4 кг золота).

При золотодевизном стандарте связь с золотом была еще более опосредованной. Необходимо было предварительно накопить валюту стран с золотослитковым стандартом, с тем, чтобы обменять ее на мировом рынке на золото.

Золотослитковый и золотодевизный стандарты - системы без золотого обращения.

В 1944 г. образован МВФ, который установил стоимость тройской унции золота (31.1г) в 35$. Доллар и Фунт стерлингов были закреплены в качестве резервных валют, поддерживавших официально объявленную стоимость золота. Для современного развития характерно нарастающее вытеснение из обращения золота кредитными деньгами, как во внутреннем обороте, так и на мировом рынке.

Тип денежной системы зависит от формы функционирования денег (как товара или как знака стоимости).

  • * металлическую денежную систему, при которой денежный товар непосредственно обращается и выполняет все функции денег, а кредитные деньги размениваются на металл;
  • * кредитно-бумажную (неметаллическую) денежную систему, построенную на обороте кредитных и бумажных денег, не разменных на металл. (См. табл. 1)

Переход от одной денежной системы к другой связан с тем, что в процессе развития товарно-денежного обмена происходил переход от одних видов денег к другим, а также менялись условия их функционирования, повышалась роль в экономике.

Таблица 1 Типы денежных систем

К основным принципам организации денежной системы относятся следующие:

  • * устойчивость и эластичность денежного оборота;
  • * централизованное управление денежной системой;
  • * планирование денежного оборота;
  • * обеспеченность эмитируемых денег и характер денежной эмиссии;
  • * надзор и контроль за денежным оборотом.

В своем развитии деньги выступали в двух видах: - действительные; - знаки стоимости; - металлические; - бумажные; - бумажные деньги; - кредитные деньги; - вексель, чек, банкнота, электронные деньги, кредитные карты.

Действительные - деньги, у которых номинальная стоимость соответствует реальной. Для действительных денег характерна устойчивость, что обеспечивалось:

  • - свободным разменом на золотые монеты,
  • - свободной чеканкой золотых монет при определенном и неизменном золотом содержании денежной единицы,
  • - свободным перемещением золота между странами.

Знаки стоимости - заместители действительных денег. Деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, т.е. выше затраченного на их производство общественного труда.

К ним относятся:

  • - металлические знаки стоимости (стершиеся золотые монеты, изготовленные из дешевых металлов)
  • - бумажные знаки стоимости (представлены бумажными или кредитными деньгами).

Сущность бумажных денег - денежные знаки, выпускаемые для покрытия дефицита бюджета и обычно не размениваемые на металл, но наделенные государством выполняют две функции: - средство обращения и средство платежа.

Исходя их всего вышесказанного, я могу сказать, что основные причины неустойчивости и обесценения бумажных денег это:

  • 1. Избыточный выпуск в обращение
  • 2. Упадок доверия правительству
  • 3. Неблагоприятные соотношения экспорта и импорта.

Первые бумажные деньги в России - 1769

Кредитные деньги - экономическое значение этих денег состоит в том, чтобы «сделать» денежный оборот эластичным, способным отображать потребности товарооборота в наличных деньгах и способствовать развитию безналичного оборота: вексель, банкнота, электронные деньги, кредитные карты.

Вексель - безусловное долговое обязательство.

Дружеские векселя - встречные потоки платежей с целью учета в банке.

Банкнота - их выпуск осуществляется посредством переучета векселей, но материальное обеспечение в виде товаров или золота отсутствует. В отличие от векселя, банкнота - бессрочное долговое обязательство, обеспеченное гарантией государства. Классические банкноты по истечении срока векселя, под который они выпущены, возвращаются в Центральный банк.

Правом эмиссий банкнот наделен только Центральный банк.

Чек - разновидность переводного векселя. В чековом обращении участвуют: чекодатель, чекодержатель и плательщик по чеку. Виды чеков:

  • - именные (выписаны на определенное лицо);
  • - ордерные (на определенное лицо, но с правом передачи др. лицу);
  • - предъявительские - расчетные (содержат письменное поручение банку произвести платежи со счета чекодателя на счет чекодержателя);
  • - акцептованные (по ним банк дает согласие произвести платеж);
  • - денежные (для получения наличных денег организациями в кассах банков);
  • - банковские (применяются в международных расчетах и в основном в неторговых операциях).

Кредитная карта - средство получения краткосрочной ссуды в кредитном учреждении.

Виды кредитных карт: - банковские; - торговые; - для приобретения бензина; - для оплат туризма и развлекательных мероприятий.

Важнейшим количественным показателем денежного обращения является денежная масса.

Денежная масса - это совокупный объем наличного и безналичного денежного оборота.

Денежная масса включает в свой состав разнообразные платежные и покупательные средства, которые обладают высокой степенью ликвидности. Денежная масса делится на активную и пассивную часть.

Активная часть - это наличные и безналичные деньги, участвующие в платежах.

Пассивная часть- это средства находящиеся у населения и не участвующие в обращении.

Для анализа и количественной оценки объема и структуры денежной массы используют различные денежные агрегаты.

М0 - наличные деньги в обращении (монеты, бумажные деньги, остатки денежных средств в кассах предприятий и организаций);

М1 = М0 + средства на трансакционных счетах (средства на расчетных счетах, корреспондентских и текущих счетах, вклады до востребования);

М2 = М1 + срочные и сберегательные вклады;

М3= М2 + депозитные сберегательные сертификаты, облигации государственных займов.

Денежные агрегаты различаются по степени их ликвидности, т.е. возможности быстрой, с наименьшими рисками и затратами конверсировать в наличные деньги.

Денежная база - это сумма наличных денег в обращении в кассах КБ, средства в фондах обязательных резервов ЦБ, и остатки на корреспондентских счетах банка.

Основой денежного обращения страны является товарное обращение, чем больше развиты рыночные отношения в стране, т.е. ВНП, который приводит в движение денежную массу страны.

На денежную массу в обращении влияют следующие факторы: количество денег в обращении и скорость оборота.

Закон денежного обращения, сформулированный К. Марксом, устанавливает количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа. Количество денег, потребное для выполнения функций денег как средства обращения, зависит от следующих факторов: количества проданных на рынке товаров и услуг; уровня цен и тарифов; скорости обращения денег.

КД = УЦ товаров / V,где

КД - количество денег необходимых для обращения;

УЦ товаров - сумма цен товаров;

V - скорость обращения денег.

При золотом стандарте, когда в обращении были золотые монеты, закон количества денег необходимых для обращения функционировал стихийно и лишние деньги покидали сферу обращения уходя в сокровища. Если товарное обращение расширялось, то слитки переплавлялись в монеты и возвращались в сферу обращения. В условиях, когда появились банкноты разменные на золото, то их покупательная способность зависела от количества золотых денег, которые они представляли.

С появлением функции денег средства платежа общее количество денег должно уменьшиться. Кредит оказывает обратное влияние на количество денег в обращении. Такое уменьшение вызывается погашением путем взаимного зачета требований и обязательств. Количество денег для обращения и платежа определяется следующими условиями:

Общим объемов обращающихся товаров и услуг; уровнем товарных цен и тарифов на услуги; степенью развития безналичных расчетов; скоростью обращения денег.

Закон, определяющий количество денег в обращении принимает следующий вид:

КД = У Ц тов. + П - В -К/ V,где

П- платежи по обязательствам;

В - взаимопогашающие платежи;

К - товары, проданные в кредит.

Также вывел закон денежного обращения и И. Фишер.

V = ВВП / М = PQ / M,где

ВВП - валовой внутренний продукт;

М- масса денег в обращении.

V- скорость обращения денег;

M - масса денег в обращении;

P- стоимость выпущенных товаров;

Q - количество выпущенных товаров.

Я считаю что, главное условие стабильной денежной единицы страны - соответствие потребностей хозяйства в деньгах фактическому поступлению их в наличное и безналичное денежное обращение.

Таблица 2 Формы денежного обращения

Наличное обращение

Безналичное обращение

Движение наличных денег в сфере обращения при выполнении ими двух функций - средства обращения и средства платежа

Движение стоимости без участия наличных денег путем перечисления денежных средств по счетам кредитных организаций

Обслуживаются видами кредитных орудий обращения

Банкнотами, разменной (металлической) монетой, бумажными деньгами (казначейскими билетами)

Чеками, векселями, пластиковыми карточками, другими кредитными документами.

Обслуживают отношения между

  • 1. Населением и отдельными физическими лицами
  • 2. Юридическими и физическими лицами
  • 3. Юридическими лицами и государством
  • 4. Физическими лицами и государством
  • 1. Юридическими лицами разных форм собственности
  • 2. Юридическими лицами и кредитными учреждениями
  • 3. Юридическими и физическими лицами и государством
  • 4. Юридическими лицами и населением

Взаимосвязь денежного оборота с системой рыночных отношений при рыночной модели экономики представлена на графике 1.


График 1 Взаимосвязь денежного оборота с системой рыночных отношений

В России за прошедшее десятилетие наличная денежная масса увеличилась почти в 29 раз: с 96,4 до 2785,2 млрд. руб. В то время, как численность населения и количество коммерческих банков сократились.

Современная денежная система России основана как и в большинстве стран на не разменных на золото деньгах.

Основные параметры денежной системы определены Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)».

Согласно данному закону официальной денежной единицей РФ является рубль, который равняется 100 копейкам.

Закон запрещает обращение на территории России других денежных единиц или различных денежных суррогатов. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается.

Монопольное право эмиссии или изъятия денег из обращения предоставлено Банку России. Он же несет полную ответственность за организацию их обращения в народном хозяйстве. В связи с этим на банк России возложены следующие функции:

Прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание резервных фондов;

Установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег, порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций;

Установление признаков платежеспособности банкнот и монет, порядка их уничтожения, а также замены поврежденных на действующие.

По действующему законодательству в России существуют два вида денежных знаков: банкноты (банковские билеты) и монеты. Они являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

Эмиссионная система – это законодательно установленный порядок выпуска в обращение центральным банком денежных знаков. Механизм эмиссионно – кассового регулирования денежной массы включает в себя порядок выпуска и изъятия денег из обращения, а также их перераспределение между территориями и регионами страны в заивисмости от экономических потребностей. Функцию эмиссионно – кассового регулирования денежной массы в регионах выполняют расчетно – кассовые центры (РКЦ). В них создаются резервыне фонды денежных знаков и монет. Основное назначение этих фондов состоит в обеспечении эмиссии денег, регулировании покупюрной структуры денежной массы, замене поврежденных банкнот и монет на новые, экономии расходов на перевозку из центра и хранение денежных знаков.

Кроем резервных фондов в РКЦ существует оборотная касса, в которую принимаются и из котрой выдаются наличные деньги в течение операционного дня. Существует лимит их остатка в оборотной кассе. При его превышении в конце операционного дня излишки денег передаются в резервные фонды. Эта операция производится автоматически без специального разрешения банка России и считается изъятием денег из обращения. В соответствие с действующим порядком организации налично – денежного оборота для каждого предприятия также устанавливается лимит остатка наличных денег в кассе. Все деньги в сумме, превышающей его, должны сдаваться в обслуживающий данное предприятие коммерческий банк. Для коммерческих банков устанавливается лимит остатка их операционных касс. Наличные деньги в сумме, превышающей лимит, сдаются в РКЦ, а последние в свою очередь при превышении своих лимитов переводят наличность в резервные фонды, т.е. фактически изымают ее из обращения.



Дополнительно: Деньки, кредит. Банки /Под ред. Г.Н. Бегоглазовой. – М: Юрайт-Издат, 2004. – С.93-115.

Платежная система – это совокупность правил, договорных отношений, технологий, методик расчета, внутренних и внешних нормативных актов, которые позволяют всем участникам производить финансовые операции и расчеты друг с другом.

Эффективность платежной системы - это своевременность и надежность передачи и учета платежных ресурсов, выделяемых на проведен е платежей. При эффективном функционировании платежной системы существенно сокращаются операционные издержки, появляется возможность для лучшего управления ликвидностью и в банках, и на предприятиях. Различные сбои, непреднамеренные или неожиданные задержки в платежах существенно подрывают доверие к платежной системе, экономические агенты начинают сомневаться в том, будут ли вообще произведены платежи. Все это приводит к возрастанию риска, а тем самым и повышению издержек участников платежной системы и к платежному кризису.

Основной функцией платежной системы является обеспечение динамики и устойчивости хозяйственного оборота. Наличие эффективной платежной системы способствует осуществлению контроля за денежно – кредитной сферой, помогает банкам активно управлять ликвидностью, снижая тем самым потребность в крупных и избыточных резервах.

Основными элементами платежной системы являются:

Институты, предоставляющие услуги по осуществлению денежных переводов и погашению долговых обязательств;

Финансовые инструменты и коммуникационные системы, обеспечивающие перевод денежных средств между экономическими агентами;

Контрактные соглашения, регулирующие порядок безналичных расчетов.

Элементы платежной системы тесно взаимосвязаны между собой, их взаимодействие осуществляется по определенным правилам , закрепленных в нормативно – правовых актах государства и международных соглашениях. Работа платежной системы России в целом построена согласно соответствующим правовым актам, на основе которых разработаны правила ее функционирования. Они являются едиными для любой системы и определяют совокупность процедур , которые необходимы для функционирования платежной системы и осуществления переводов денежных средств от одних экономических агентов к другим. К процедурам платежной системы относятся установленные формы проведения безналичных расчетов, стандарты платежных документов, а также различные средства передачи информации (линии связи, программное и техническое обеспечение).

Основными участниками платежной системы являются Центральный банк, коммерческие банки, небанковские учреждения, включая клиринговые и расчетные центры. Они выступают в качестве институтов, предоставляющих услуги по осуществлению денежных переводов и погашению долговых обязательств. Обеспечение бесперебойности расчетов возлагается непосредственно на центральный банк.

Работа платежной системы тесно связана с реализацией основной цели деятельности центрального банка – обеспечением стабильности банковской системы. При этом центральный банк может выступать в качестве:

Пользователя платежной системы, т.е. осуществлять собственные операции;

Участника платежной системы, т.е. совершать или получать платежи от своего имени;

Лица, представляющего платежные услуги;

Органа регулирования платежной системы, уполномоченного осуществлять надзор за ее участниками и устанавливать общие правила их работы.

Основные принципы построения платежных систем определены Комитетом по платежным системам, который действует в рамках Базельского комитета по банковскому надзору (координацию в организации международного сотрудничества по изучению и выработке единых подходов к построению платежных систем осуществляет Банк международных расчетов (БМР) в Базеле (Швейцария)). Они применимы ко всем платежным системам различных государств и заключаются в следующем:

Система должна иметь хорошо проработанную правовую базу;

Правила и процедуры системы должны давать участникам четкое представление о ее влиянии на каждый из финансовых рисков, которые они несут в силу участия в системе;

Система должна обладать высокой степенью безопасности и операционной надежности и иметь запасные процедуры для своевременного завершения обработки данных за день;

Средства осуществления платежей, предлагаемые системой должны быть практичными для пользователей и эффективными для экономики;

Система должна иметь объективные и публично объявленные критерии для участия в ней, обеспечивающие открытый и свободный доступ;

Процедуры управления системой должны быть эффективными и подотчетными;

Иные принципы.

Роль Центрального банка в платежной системе , определенная Комитетом по платежным системам, состоит в следующем:

Центральный банк должен четко определить свои цели и обнародовать основные направления политики по отношению к значимым платежным системам;

Центральный банк должен обеспечивать соблюдение основных принципов системами, которыми он управляет;

Центральный банк должен осуществлять надзор за соблюдением основных принципов системами, которыми он управляет, и иметь для этого возможности;

Для обеспечения безопасности и эффективности платежных систем посредством основных принципов центральный банк должен сотрудничать с центральными банками других государств и любыми соответствующими национальными или иностранными учреждениями.

Классификация платежных систем:

1. по иерархии или степени подчинения:

Централизованные платежные системы – каждая группа участников низшего уровня устанавливает взаимоотношения с одним из участников высшего уровня, а последние подчиняются единому центру. К централизованной сситеме можно отнести систему расчетов Банка России.

Децентрализованные – отдельные связи между участниками могут формироваться независимо от остальных. К децентрализованным системам можно отнести систему межбанковских расчетов посредством установления прямых корреспондентских отношений между кредитными организациями, клиринговую систему межбанковских расчетов, внутрибанковскую (межфилиальную) систему расчетов.

2. По условиям приема участников:

Системы с равными требованиями и одинаковым доступом для всех участников. Например, в РКЦ Банка России всем кредитным организациям корреспондентские счета открываются на равных условиях;

Системы, в которых устанавливаются ограничения (например по величине собственного капитала и объему платежей участника). В негосударственных клиринговых учреждениях участниками могут быть, как правило, только крупные и стабильные кредитные организации.

3. По порядку резервирования средств:

С предварительным депонированием средств. В системе расчетов Банка России операции проводятся только при наличии средств на корреспондентском счете кредитной организации.

Без предварительного депонирования средств. В системах межбанковских расчетов, основанных на клиринге, в начале их осуществления участники клиринга могут иметь нулевое сальдо по счету.

4. По способам получения окончательного платежа (механизму расчетов):

Расчеты на валовой основе (брутто- расчеты) – системы, с помощью которых расчеты по межбанковским платежам осуществляются очередными проводками по каждой отдельной операции и затем суммируются одна за другой. К ним относятся расчеты между учреждениями Банка России, прямые расчеты между кредитными организациями. Два основных вида систем валовых расчетов:

Расчеты по операциям могут проводиться только при наличии достаточного количества денежных средств на счете;

Расчеты осуществляются в режиме реального времени, несмотря на то, что необходимые денежные средства могут отсутствовать на момент осуществления расчетов.

Расчеты на чистой основе (нетто – расчеты) – системы, базирующиеся на проведении взаиморасчетов. Нетто – расчет – это расчет, при котором равновеликие требования или обязательства коммерческих банков взаимно погашаются, а разница в пользу одного из них перечисляется в корреспондентского счета коммерческого банка на счет получателя. Выделяются системы двух и многосторонних нетто – расчетов. Примерами таких систем являются расчеты негосударственных клиринговых учреждений.

5. По размерам сумм и срочности платежей:

Перевод крупных сумм

Перевод срочные платежей

Перевод мелких и несрочных платежей

Системы, в рамках которых платежи производятся на равных условиях независим от суммы и срока платежа. В РФ все существующие системы межбанковских расчетов на разграничиваются по размерам проводимых платежей. Для быстрого перевода средств применяется электронная форма расчетов с помощью систем банковских телекоммуникаций.

6. По возможности предоставления кредита:

Без предоставления кредита – предусматривают автоматическое прекращение расчетных операций при временном недостатке денежных средств на счетах участников расчетов;

С предоставлением кредита – в рамках которых существует возможность предоставления кредита участнику расчетов при недостаточности средств на относительно короткий срок (в основном это кредиты в виде овердрафта по счету). Как правило, условия предоставления кредитов на завершение окончательных расчетов оговариваются в договорах о корреспондентских отношениях между участниками системы расчетов.

Организация межбанковских расчетов в России . В настоящее время в России существует параллельно несколько систем межбанковских расчетов.

1. Платежная система Банка России, при которой межбанковские расчеты осуществляются в централизованном порядке – через его расчетную сеть. В соответствие с российским законодательством при получении лицензии на осуществление банковских операций каждый коммерческий банк открывает корреспондентский счет в Банке России. На нем хранятся свободные денежные резервы коммерческого банка. Расчеты ведутся через расчетно – кассовые центры.

2. Системы межбанковских расчетов, основанные на установлении прямых корреспондентских отношений между коммерческими банками.

3. Клиринговые системы, в которых расчеты осуществляются независимыми клиринговыми центрами и расчетными палатами, т.е. небанковскими кредитными организациями. Между коммерческими банками и клиринговыми центрами устанавливаются корреспондентские отношения. Членами клиринговых центров, как правило являются крупные банки, основные банки могут осуществлять расчеты через банки участники.

4. Внутрибанковские расчетные системы, с помощью которых осуществляются расчеты между головными конторами и их филиалами. Эти системы включают технические, телекоммуникационные средства и организационные мероприятия, обеспечивающие возможность проведения расчетных операций между подразделениями кредитной организации с использованием системы межфилиальных расчетов. Последние представляют собой счета филиалов, открываемые на балансах головной организации для учета взаимных расчетов.

Коммерческий банк
Коммерческий банк

Рис. Структура расчетной сети централизованной системы межбанковских расчетов

В платежных системах могут применяться различные технологии расчетов:

1. Технологии, основанные на бумажных носителях. Используются и в централизованной и децентрализованных системах межбанковских расчетов.

2. Технологии, основанные на электронных расчетах. Центральный банк подводит коммерческие банки к переходу на электронные системы расчетов, увеличивая тарифы на операциям на основе бумажных технологий.

В настоящее время хозяйствующими органами используются следующие основные виды платежных иснтрументов: платежные поручения, требования – поручения, аккредитивы, чеки и векселя. Преобладающей формой расчетов являются платежные поручения.

Система расчетов через расчетную сеть банка России является преобладающей в нашей стране. Однако через нее можно осуществлять расчеты только в национальной валюте. Все операции, связанные с расчетами в иностранной валюте, производятся посредством децентрализованной системы межбанковских расчетов в основном по прямым корреспондентским счетам кредитных организаций. Для этого, как правило, применяют электронный способ, который позволяет коммерческим банкам ускорит расчеты между собой. Коммерческие расчеты на основе прямых корреспондентских отношений могут осуществлять также и межгосударственные расчеты через счета, открытые в коммерческих банках соответствующих государств. Такое право предоставляется банкам, получившим генеральную или расширенную лицензию.

Межгосударственные расчеты между банками России и банками СНГ осуществлются в основном через открываемые друг и друга корреспондентские счета центральных (национальных) банков государств.

Электронные расчеты . Они представляют систему выполнения межбанковских расчетных операций на основании распоряжений клиентов, передаваемых в электронной форме с помощью электронных средств связи.

Цель совершения платежей электронным способом – ускорение оборачиваемости и сокращение объемов денежных средств в расчетах, повышение качества банковского обслуживания.

Участниками электронных расчетов являются подразделения расчетной сет банка России, а пользователями – кредитные организации (их филиалы) и другие его клиенты.

Особенность электронных платежей заключается в их гарантированности и безотзывности при условии корректной подготовки электронного платежа.

Под гарантированностью электронного платежа понимается целостность его передачи по каналам телекоммуникации от исходного пункта до пункта назначения.

Под безотзывностью электронного платежа понимается недопустимость возврата электронного платежа на всем пути его следования.

Электронные платежи в системе Банка России проводятся на внутри и межрегиональном уровнях.

Под внутрирегиональными электронными расчетами (ВЭР) понимается совокупность отношений между подразделениями расчетной сети Банка России, а также между кредитными организациями, другими клиентами Банка России, находящимися на территории одной области (республики, края), по совершению платежей с использованием платежных документов, составляемых в электронной форме.

Межрегиональные электронные расчеты - это отношения между подразделениями расчетной сети банка России, кредитными организациями и другими клиентами Банка России, находящимися на территории различных субъектов РФ.

Внутрирегиональные расчетные платежи должны выполняться «день в день», т.е. денежные средства, списаннеы со счетов отправителей (корреспондентских счетов (субсчетов) кредитных организаций и других клиентов) расчетного подразделения Банка России, в течение операционного дня должны быть зачислены на счета получателей, открытые в расчетном подразделении банка России. В регионах разрабатываются графики доставки, передачи, приема электронных платежей и обмена сообщениями. В каждом регионе существуют свои порядки проведения ВЭР, которые и методологически и технически значительно отличаются друг от друга.

Организация и учет межрегиональных электронных расчетов выполняются их головынм участником МЭР, которым, как правило, являются ГРКЦ, последний отправляет и получает электронные платежные документы по системе межрегиональных телекоммуникаций и осуществляет учет операций. Регламент обработки отправляемых и получаемых межрегиональных элетронных платежей в регионе утверждается территориальным учреждением Банка России. Сроки отправки сообщений межрегиональных и внутрирегиональных платежей отличаются (вторые значительно короче).

В системах ВЭР и МЭР перевод платежей осуществляется на основе электронного платежного поручения (ЭПД).

Клиринговые расчеты – система взаиморасчета платежных документов кредитных организаций, осуществляемая на основе двух или многосторонних нетто – расчетов.

Основными характеристиками возможных вариантов организации межбанковского клиринга являются:

Форма собственности (государственный или частный клиринг);

Членство (добровольное или обязательное);

Вид клиринговых расчетов)двух и многосторонний неттинг);

Уровень организации клиринга (внутригородской, внутрирегиональный, межрегиональный, межгосударственный, смешанный);

Тип документов, используемых в клиринге (электронные или бумажные);

Организация и периодичность предварительных и окончательных клириновых сеансов (на конец дня, через задаваемый промежуток времени);

Организация межбанковского клиринга (с предварительным или без предварительного депонирования денежных средств на счете банков – участников клиринговых расчетов);

Порядок взаимодействия клириновой системы с другими расчетными банковскими системами, в частности с системой перевода крупных сумм платежей;

Целью внедрения клиринговой системы межбанковских расчетов является ускорение оборачиваемости денежных средств банков – участников за счет возможности для каждого из них в течение определенного периода времени производить взаиморасчеты, а также сокращение средств, необходимых банкам для осуществления платежей.