В чем особенности размещения хозяйства италии кратко. Экономика италии

Промышленность.

Промышленность - ведущая сфера экономики Италии. Она даёт около 2/5 национального дохода, и на неё приходится более 2/5 всех занятых.

Италия весьма недостаточно и неравномерно обеспечена сырьевыми и энергетическими ресурсами. Среди полезных ископаемых страны выделяются по своему промышленному или экспортному значению природный газ, пириты, полиметаллические руды, калийные соли, киноварь (ртутная руда), асбест и некоторые другие. Итальянская обрабатывающая промышленность базируется прежде всего на импортном сырье.

В промышленности Италии преобладает тяжёлая индустрия, ведущая роль в которой принадлежит машиностроению. За последние годы значительно развились также металлургическая, электроэнергетическая, химическая и нефтехимическая промышленность.

Нефтеперерабатывающая промышленность Италии самая мощная в капиталистических странах Европы. Она обеспечивает не только внутренний спрос, но и самый большой среди всех европейских капиталистических стран экспорт нефтепродуктов. Нефть в Италию доставляет танкерами по Средиземному морю главным образом из стран Ближнего Востока, Северной Африки, а также из России.

Самый крупный нефтеперерабатывающий завод построен на острове Сицилия, в городе Милаццо.

Весьма важную роль в энергетическом хозяйстве Италии играет электроэнергетика, одна из самых развитых в техническом отношении отраслей промышленности. Гидроэнергоресурсы Италии используются практически полностью.

Италия одна из первых стран в мире начавшая строительство крупных АЭС, впоследствии заметно отстала от большинства развитых государств. В стране имеется несколько атомных электростанций.

Недостаточность топливной и сырьевой базы объясняет весьма значительную зависимость большинства отраслей итальянской промышленности от внешнеэкономических связей. В частности, в большей мере это относится к чёрной металлургии: коксующийся уголь целиком ввозится из-за границы, в основном из США, импортируется более 30% потребляемой железной руды, 75% - металлолома, 2/3 - марганцевой руды, а также руды легирующих металлов.

Основная продукция, которая идёт на мировой рынок, - это тонкая холоднокатаная листовая сталь и стальные трубы.

В производстве цветных и лёгких металлов наиболее развиты алюминиевая промышленность, выплавка свинца, цинка и ртути, т.е. те отрасли, которые лучше всего обеспечены местными сырьевыми ресурсами.

Ведущая отрасль итальянской индустрии - машиностроение - особенно выделяется автомобилестроением.

Основную продукцию отрасли составляют легковые автомобили.

Ведущее положение в отрасли занимает концерн ФИАТ - самая мощная из частных фирм Италии и одна из крупнейших автомобильных монополий мира.

Географические условия и исторические причины объясняют традиционность для Италии судостроения.

Немалых успехов добилась Италия в традиционной для неё электротехнической промышленности, особенно для её новой отрасли - производстве электронной техники.

Электронная промышленность Италии - сравнительно молодая, но быстро развивающаяся отрасль. Важнейший центр этого производства - Милан.

Итальянская химическая промышленность работает в основном на импортном сырье (главным образом это нефть, природный газ, фосфориты, сера, целлюлоза), но частично использует и собственные запасы химического сырья, прежде всего природного газа, пиритов калийных солей, серы и др.

На втором месте после машиностроения по числу занятых стоит текстильная промышленность, одна из старейших отраслей Италии. Она выпускает ткани и ряжу из хлопка, шерсти, шёлка, конопли, льна, джута и химических волокон, а также разнообразный трикотаж.

Италия производит 28% обуви, выпускаемой в капиталистических странах (320 млн. пар в год).

Немаловажную роль в Итальянском хозяйстве играет пищевая индустрия. По стоимости продукции она занимает третье место среди отраслей обрабатывающей промышленности после машиностроения и химии.

Очень важно для страны мукомольная промышленность, высоко развито консервное производство, мебельная промышленность. Италия находится на одном из первых мест по развитию ювелирной промышленности и по качеству ювелирных изделий. Одна из старейших отраслей в Италии - бумажная промышленность.

Сельское хозяйство.

Италия даёт 10% валового национального дохода страны.

По урожайности сельскохозяйственных культур и особенно по продуктивности скота Италия сильно уступает многим капиталистическим странам Европы.

Главная отрасль итальянского сельского хозяйства - растениеводство.

Италия занимает первое место в Зарубежной Европе по производству риса. Картофель сажают во многих районах страны, но более всего в Кампании. В Италии выращивают помидоры, капусту, салат, лук, артишок, спаржу, бахчевые культуры. Главный общеводческий район страны также Кампания. Особенно большую роль в итальянском овощеводстве играет выращивание помидор. Часть урожая используется в свежем виде, но в основном помидоры перерабатываются в консервы: томатную пасту и очищенные томаты.

Важнейшей технической культурой в Италии является сахарная свёкла.

Италию называют "первым садом Европы". Ежегодно в стране собирают около 55 млн. ц. фруктов - яблок, груш, персиков, черешни и др.

Огромную роль в сельском хозяйстве Италии играет традиционное виноградство.

Другая характерная итальянская культура - олива распространена почти во всей стране.

Из технических культур, дающих волокно для текстильной промышленности, в Италии выращивают в небольших количествах хлопок, лён и коноплю. Урожаем этих культур снижаются в связи с вытеснением натуральных волокон в текстильной промышленности химическими.

С каждым годом всё большее значение приобретает разведение цветов. Значительная часть цветов идёт на экспорт.

На севере Сардинии встречаются целым плантации пробкового дуба. Повсеместно, но особенно в Кампании, ведётся сбор каштанов, традиционного продукта питания итальянцев.

В Италии постепенно повышается роль животноводства. После войны в Италии начало интенсивно развиваться птицеводство.

Сравнительно слабо в Италии развито рыболовство. Окружающие её моря не очень богаты рыбой, так как континентальный шельф невелик по площади, мало отмелей, банок. Половина всего улова (сардин, скумбрии, анчоусов, тунцов, а также моллюсков и ракообразных) добывается в адриатических водах. Пресноводное рыболовство с каждым годом сокращается в результате загрязнения промышленными отходами ручных и озёрных вод.

Транспорт и внешнеэкономическиесвязи

В связи с вытянутостью страны с севера на юг её сеть железных и автомобильных дорог развилась преимущественно в меридиональном направлении. Широтных коммуникаций, за исключением Паданской равнины, недостаточно. Многие автомобильные и железные дороги Италии проложены на крутых склонах гор и поэтому имеют много мостов, тоннелей и пр., что удорожает их эксплуатацию. В международных автомобильных и железнодорожных перевозках особенно большую роль играют дороги, проложенные в Альпах.

В Италии исключительно велика роль автомобильного транспорта: на него приходится 3/4 всех сухопутных перевозок грузов.

В 1924 году в Италии была построена первая в мире автострада (Милан - Варесе). Огромное значение имеет основная транспортная ось страны - автострада Солнца, лучшая из итальянских дорог, соединяющая Турин с Миланом, флоренцией, Римом, Неаполем и идущая далее на крайний Юг, к городу Реджо-ди-Калабрия.

Железные дороги уступают по значению автомобильным.

Очень важную роль как во внутренних, так и во внешних перевозках страны играет морской транспорт. Это объясняется положением Италии на среднеземноморском водном пути, большой протяженностью береговой линии, наличием островов в составе страны.

Морским транспортом перевозится 90% импортируемых в страну товаров и 60 - 65% - экспортируемых. Значительная часть внутренних перевозок также осуществляется морским транспортом.

Более половины всего тоннажа итальянского морского флота приходится на нефтеналивные суда, что связано с мощной нефтеперерабатывающей промышленностью

В грузообороте итальянских портов преобладает нефть и другое минеральное сырьё. Самый крупный итальянский порт Генуя один из важнейших во всём Среднеземноморье. Генуя служит воротами во внешний мир для всего индустриального Северо - Запада Италии, а также для Швейцарии. Это один из ведущих контейнерных портов Средиземного моря. Главный соперник и конкурент Генуи на Андриатике - Триест, второй в Италии по грузообороту и один из важнейших нефтяных портов Европы.

Кроме того, это главный в Европе пункт по перевалке кофе. Через Триест Северо - Восточная Италия связывается с другими сторонами Среднеземноморья, Ближнего и Среднего Востока, Восточной Африки и Восточной Азии. Он выполняет также роль главного порта на Среднеземноморье для дунайских стран, в первую очередь для Австрии. Триест преимущественно транзитным портом в отличие от Венеции, играющей непосредственную роль в экономике Северо-Восточной Италии.

Один из крупнейших пассажирских портов страны - Неаполь является главным центром каботажных связей Апеннинского полуострова с Сицилией, Сардинией и другими островами.

Полуостровную Италию связывают с её островами, а также с некоторыми югославскими и греческими портами морские паромы. Особенно наряжена паромная линия, соединяющая Сицилию с Апеннинским полуостровом.

Речной транспорт в Италии развит слабо из-за отсутствия крупных рек.

Развитие нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности стимулировано в Италии распространение трубопроводного транспорта. Наиболее густая сеть трубопроводов на Севере. Некоторые из них имеют международное значение, например, грузопровод, по которому поставляется природный газ из России на Север Италии.

Довольно быстро развивается гражданская авиация Италии. Авиационные линии поддерживают связь крупнейших городов Италии с многими городами Европы, а также других континентов. Крупнейшие аэропорты страны - Леонардо да Винчи близ Рима, Мальпенса, Линате около Милана и др. служат важными центрами международной сети авиалинии.

Для экономического развития Италии жизненно важны внешнеэкономические связи. Это вызвано активным участием страны в международном разделении труда, избыточными мощностями (с точки зрения внутреннего рынка) во многих отраслях промышленности, в значительной мере работающих на внешнеэкономический рынок, слабой обеспеченностью основными полезными ископаемыми и продовольствием. Почти 15% всего импорта составляет нефть. Италия импортирует также сырье для металлургической, текстильной и других отраслей промышленности, станки, промышленное оборудование, лес, бумагу, различные виды продовольствия. Основные статьи вывоза - продукция машиностроения, главным образом транспортные средства, различная аппаратура, пишущие и счётные машины, сельскохозяйственные и продовольственные товары, особенно фрукты, овощи, консервированные помидоры, сыры, текстиль, готовое платье, обувь, продукция химии и нефтехимии.

Основные партнёры во внешней торговле Италии - страны Европейского экономического сообщества, на которые приходится половина всего её товарооборота. Особенно активно ведётся торговля с ФРГ и Францией.

Всё большую роль в развитии внешней торговли Италии играет её товарообмен с социалистическими странами, из которых она ввозит нефть и продукты нефтепереработки, природный газ, чугун, сталь, прокат, каменный уголь, лес, крупный рогатый скот, мясо, хлопок, некоторые виды продовольствия. В свою очередь Италия поставляет социалистическим странам некоторые виды промышленного оборудования, машины для текстильной и швейной промышленности, прокат, химические продукты, искусственную и синтетическую ряжу и ткани, бумагу, цитрусовые.

Ведущее место в торговле Италии с социалистическими странами занимает Россия. Итало-советсткие торговые отношения, установленные ещё в 1920 году, стали особенно успешно развиваться с середины 60-х годов, когда был заключен и начал проводится в жизни ряд крупнейших советско-итальянских соглашений о техническом сотрудничестве, которые имели важное значение для развития некоторых отраслей промышленности обеих стран.

Необходимость капиталовложений и нехватка собственных средств по-прежнему нередко выпускают Италию прибегать к иностранным займам, в её экономически вложены крупные иностранные капиталы.

Для Италии характерен хронический дефицит торгового баланса. Однако Италии удаётся его в значительной мере покрывать и иногда даже перекрывать с помощью международного туризма, денежных переводов итальянских эмигрантов и доходов от морского фрахта. Италию ежегодно посещает 13 - 14 млн. иностранных туристов, преимущественно из ФРГ, Франции, с США. В Италии давно уже сложилась материальная база для приёма большого количества туристов. По числу мест в гостиницах (2,6 млн.) она стоит на первом месте в капиталистическом мире. Кроме того, в Италии много кемпингов, пансионатов, сдающихся внаём частных вилл и т.д.

Италия — республика парламентского типа, расположенная в Центральном Средиземноморье. Государство включает Апеннинский полуостров, часть Балканского полуострова, острова Сицилия, Сардиния и множество мелких островов. Общая площадь страны составляет 301 340 км². Главой страны является президент.

Италия граничит с Австрией, Швейцарией, Словенией и Францией. На территории страны расположены государства Ватикан и Сан-Марино.

Столицей Италии является город Рим. Страна поделена на 20 областей, 5 из которых включают 110 провинций. На территории Италии находится наибольшее число памятников, включенных в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Население

В Италии проживают 61 млн 800 тысяч человек, включая трудовых и нелегальных мигрантов. Количество городских жителей составляет 68%, мужского населения — 49%. Национальный состав представлен итальянцами — 94%, азиатами — 2,5%, европейцами — 1,5%, выходцами из стран Магриба — 1,5% и южноамериканцами — 0,5%. Официальный язык страны — итальянский, в некоторых провинциях используются языки национальных меньшинств.

Плотность населения Италии составляет 198,6 человек на 1 км². Большая часть населения проживает в Северной Италии. Самыми густонаселенными областями являются Лигурия, Ломбардия и Кампания, что объясняется благоприятными экономическими условиями.

В самом крупном городе Италии — Милане проживает 7,5 млн человек, в Риме, включая окрестности — около 4 млн человек. К крупным городам также относятся Неаполь и Турин. Средняя продолжительность жизни населения составляет 83 года. Женщины выходят на пенсию в 65 лет, мужчины — в 70.

Промышленность Италии

(Завод знаменитой марки в Италии )

Главной отраслью итальянской промышленности является автомобилестроение. Страна является одним из ведущих мировых экспортеров грузовых и легковых автомобилей. Большая часть автомобильных заводов расположена в северной части Италии. Страна также занимает ведущие позиции в мире по производству мопедов и велосипедов.

В стране постоянно развивается станкостроение. Фрезерные, токарные, шлифовальные станки, машины для полиграфической пищевой, обувной, текстильной, резиновой, пластмассово-перерабатывающей отраслей, а также промышленные роботы используются на предприятиях во всем мире.

В стране развито электротехническое производство — изготовление стиральных машин, холодильников, радиоэлектронного оборудования. Химическая промышленность представлена предприятиями по производству искусственных волокон, пластмасс, лаков, красок и фармацевтическими препаратами.

(Торговые бутики в Милане )

Традиционной отраслью итальянской промышленности является текстильное производство — изготовление различных тканей из натуральных и искусственных материалов. Страна является ведущим мировым экспортером обуви и одежды. Металлургическая промышленность представлена несколькими заводами, расположенными в крупных индустриальных городах. В стране развита нефтеперерабатывающая промышленность, основанная на экспортном сырье, а также судостроение.

Третье место после машиностроения и производства текстиля в Италии занимает пищевая промышленность, главные центры которой расположены в северной части страны. Здесь производятся большие объемы сыров, макароны, овощные консервы, оливковое масло, вино и сахар.

Сельское хозяйство Италии

Благоприятный средиземноморский климат создает идеальные условия для развития в Италии сельского хозяйства, основу которого составляет растениеводство. Главной зерновой культурой, выращиваемой на территории всей Италии, является пшеница. На севере страны также успешно произрастают кукуруза, овес, ячмень и рис. Плодородные прибрежные земли заняты фруктовыми, оливковыми садами и виноградниками.

В центре и на юге Италии успешно выращиваются цитрусовые, орехи, черешня, персики, бахчевые, миндаль, горох, фасоль, абрикосы, инжир, картофель, помидоры, спаржа, капуста, лук, салаты, артишоки, а также технические культуры — сахарная свекла, соя, конопля, лен, хлопок и табак. В большинстве своем растениеводством занимаются мелкие крестьянские хозяйства. Важной отраслью сельского хозяйства являются цветоводство.

Италия также является одним их крупных в Европе производителем мяса. Крупный рогатый скот, а также свиней выращивают на севере страны в мелких хозяйствах. Главной овцеводческой областью является остров Сардиния. В окрестностях крупных городов расположено множество птицеферм. Рыболовство в Италия развито слабо. Рыба и морепродукты перерабатываются на прибрежных консервных заводах. Несмотря на развитое сельское хозяйство, население Италии обеспечивается собственными продовольственными продуктами только на 75%.

Италия - индустриально-аграрная страна. На путь интенсивного промышленного развития она вступила вскоре после воссоединения. В стране были отменены таможенные барьеры, началось широкое строительство железных и шоссейных дорог, были введены единая денежная система и единое законодательство. Все это содействовало образованию единого национального рынка и уничтожило замкнутость областей.

Однако и после воссоединения в стране продолжали существовать такие серьезные препятствия для развития капитализма, как узость внутреннего рынка, отсутствие устойчивой топливной и сырьевой базы, зависимость от ввоза иностранного сырья, а главное - продолжительное сохранение феодальных пережитков. Поэтому Италия долгое время отставала от соседних европейских стран и вплоть до первой мировой войны была экономически отсталой аграрно-индустриальной страной.

Начало XX в. ознаменовалось в Италии усиленной индустриализацией. Со вступлением страны на империалистический путь развития важную роль стала играть крупная промышленность. Накануне и во время первой мировой войны особое значение приобрели черная металлургия и машиностроение, возникли гидроэнергетическая и химическая промышленность, ускорился процесс концентрации производства и капитала.

С 1922 г., после установления фашистского режима, экономическая политика государства была подчинена интересам подготовки к войне. Это привело к милитаризации промышленности и к преимущественному развитию военного производства (авиационная промышленность, производство вооружения для армии, военно-морской флот). Диктатура наиболее реакционных кругов укрепила монополистический капитал, ускорился процесс концентрации производства и капитала. В годы второй мировой войны итальянская промышленность все больше приспосабливалась к военным потребностям. Военные действия, развернувшиеся на территории самой Италии, нанесли ей огромный экономический ущерб.

После поражения фашизма в Италии были ликвидированы некоторые монополии (главным образом предприятия, принадлежавшие Муссолини и его сподвижникам).

В первые послевоенные годы итальянская экономика находилась в зависимости от США. К концу 50-х годов она стала более самостоятельной. Развитие итальянской промышленности пошло столь быстрыми темпами, что буржуазная пресса назвала это явление «экономическим чудом». Однако «чудо» было временным. Расширение производства произошло лишь в вы- сокомонополизированных отраслях (автомобильной, химической, цементной и др.) и привело к обогащению крупнейших итальянских монополий - ФИАТ, СНИА-Вискоза, «Монтекатини» и др. В годы экономического бума продолжалась усиленная эксплуатация рабочего класса, уровень зарплаты остался низким, безработица была хронической. Обострились противоречия между крупными монополиями и трудящимися, многие мелкие предприятия разорялись.

В последние годы темпы экономического развития в Италии заметно снизились. Для современной экономики Италии характерно сочетание крупного монополистического капитала с огромным числом мелких предприятий. Концентрация производства и капитала достигла высокой степени. 25 крупнейших итальянских монополий фактически распоряжается почти половиной капитала всех акционерных обществ.

Около 30 % самодеятельного населения занято в непроизводительных областях - в торговле, финансах, на административной службе, в личном услужении, в обслуживании иностранных туристов. Туризм приносит стране огромные доходы и поэтому всячески поощряется итальянскими правящими кругами.

Большая роль в развитии туризма принадлежит Национальному туристическому бюро (Ente Nazionale Industrie Turistiche - ENIT). Это бюро рекламирует в Италии и за ее рубежами красоты природы и достопримечательности страны, заботится о выпуске путеводителей, журналов путешествий, разговорников и пр. и координирует приток туристов. В послевоенные годы их поток непрерывно растет. В последнее время страну ежегодно посещает свыше 20 млн. иностранцев.

Промышленность и кустарные промыслы

Основной энергетической базой итальянской промышленности являются гидроресурсы. Гидроэлектростанции, построенные на горных реках, дают свыше 80% электрической энергии, вырабатываемой в стране.

В горнодобывающей промышленности важное место занимает добыча свинца и цинка. 90% свинца и 80% цинка дают месторождения на острове Сардинии (район Иглезиас). Здесь же размещаются и главные свинцовоплавильные заводы. В области Абруццо-э-Молизе добывают бокситы. Запасы угля и нефти в Италии незначительны и не могут обеспечить потребности промышленности, поэтому нефть и уголь частично ввозятся из-за границы. В последнее десятилетие важное значение приобрела добыча природного газа (в долине реки По). За счет использования метана покрывается 10% потребностей страны в энергии.

По объему промышленной продукции Италия занимает пятое место в капиталистическом мире. В промышленности занято 40% самодеятельного населения страны. В итальянскую промышленность ежегодно вкладывается почти в три раза больше капиталов, чем в сельское хозяйство, а ее продукция по стоимости вдвое превышает сельскохозяйственную продукцию. Наиболее развита тяжелая промышленность, особенно машиностроение. Италия производит автомобили, самолеты, электромоторы и пр. Крупнейшее предприятие машиностроительной промышленности - автомобильный завод в Турине, принадлежащий компании ФИАТ. По последней промышленной переписи (1961 г.), на машиностроительных предприятиях работало 1 млн. 859 тыс. человек. На химических предприятиях страны (производство азота и серной кислоты, искусственного шелка, лаков и органических красителей, нефтепереработка) в 1961 г. работало свыше 300 тыс. человек. Самая старая отрасль итальянской промышленности - текстильная. Она производит не только хлопчатобумажные и шерстяные ткани, но и ткани из искусственного волокна, большая часть которых экспортируется. Текстильная промышленность занимает третье место по числу занятых в ней людей (около 600 тыс. человек в 1961 г.).

На строительстве и производстве стройматериалов занято 1 млн. 230 тыс. человек. Строители представляют собой один из передовых отрядов итальянского рабочего класса.

Во многих отраслях промышленности (текстильной, швейной, обувной, керамической, бумажной и др.) широко применяется труд надомников. Наиболее распространено надомничество в Центральной и Южной Италии.

Промышленный пролетариат играет большую роль в экономической и политической жизни итальянского общества. Рабочий класс довольно сильно дифференцирован по заработной плате и материальному положению.

По уровню заработной платы Италия занимает "одно из последних мест в Западной Европе. По расчетам Итальянского национального института статистики, средняя заработная плата итальянского промышленного рабочего, при наличии трех иждивенцев, составляет менее 70% прожиточного минимума семьи.

Положение промышленного пролетариата Италии весьма отягощается существованием в стране огромной постоянной армии безработных. Она пополняется не только за счет уволенных с предприятий рабочих, но и за счет крестьян, гонимых из деревень постоянной нуждой. По числу безработных (от 1,5 до 2 млн. человек ежегодно) Италия занимает второе место в капиталистическом мире.

В последние годы стало характерным вовлечение в разные отрасли производственной деятельности женщин. Они составляют 27% итальянских трудящихся (6 млн. человек). Особенно много женщин работает на текстильных предприятиях, на швейных фабриках, в химической и фармацевтической промышленности, а также в машиностроении и электропромышленности. В этих отраслях производства женщины составляют 47% всех работающих. Однако большинство итальянских женщин по-прежнему не работает.

Для современной Италии характерна большая диспропорция в экономическом, в особенности в промышленном развитии ее северных и южных областей.

Север страны представляет собой развитый индустриально-аграрный район. На севере сконцентрирована большая часть промышленного и сельскохозяйственного производства. Тяжелая промышленность сосредоточена главным образом в так называемом промышленном треугольнике Милан - Турин - Генуя.

Сюда устремляются наиболее мощные потоки внутренних эмигрантов. Миграция населения в промышленные области Северной Италии, достигшая в последнее время колоссальных размеров, есть по существу бегство безземельных и малоземельных крестьян из отсталых южных районов страны, где они не имеют возможности прокормить свою семью.

В промышленный Пьемонт из южных областей страны приезжают ежегодно тысячи крестьян. Они обычно устраиваются на предприятия чернорабочими, некоторое время поддерживают оставшуюся в деревне семью материально, а затем перевозят ее в город, где она пополняет и без того перенаселенные трущобы окраин.

С трудом получив в городе работу и с еще большими затруднениями-разрешение на жительство, южане проявляют неукротимую энергию, чтобы помочь перебраться в город своим родственникам и друзьям, влачащим полуголодное существование.

Переселенцы довольно быстро отказываются от традиционного сельского костюма, утвари, пищи. Значительно дольше продолжают они говорить в семье на своем местном диалекте. Кадровые рабочие севера встречают «беженцев»-южан далеко не дружелюбно, так как последние, соглашаясь на самую мизерную оплату труда, которая все равно превышает их заработок в деревне, мешают поддержанию уровня заработной платы, завоеванного профсоюзами в тяжелой борьбе с предпринимателями.

Распространенное явление в Италии - сочетание работы на фабриках и заводах с обработкой сельскохозяйственного участка, где трудятся и члены семьи рабочего. Многие крупные города окружены кольцом земель, раздробленных на участки, на которых стоят собственные дома рабочих. Чтобы добраться до своего предприятия, рабочий нередко должен пол- тора-два часа проехать на велосипеде, мотоцикле, мотороллере, пригородном трамвае или поезде. Такие поездки в Италии называют movimento pendolare (дословно - движение маятника).

Эта часть рабочего класса также стремится к усвоению городского быта: свои типично сельские дома они стараются обставить городской мебелью, приобретают радиоприемники и телевизоры, одеваются по городской моде и пр.

В настоящее время в Италии имеется около 950 тыс. мелких кустарных фабрик и мастерских (мебельные фабрики в Канту, Лиссоне, Больцано, Флоренции и Венеции, изготовление перчаток в Неаполе и т. п.).

Кустарные промыслы развиты не только в городах. В сельских местностях существует множество мелких мастерских, производящих предметы, широко применяющиеся в крестьянском быту. Традиционные изделия ремесленников деревень области Марке - деревянные кадки и медные кастрюли. Кустари Апулии специализируются на обработке шкур и кожи. В этой же области жители нескольких крупных сел провинции Лечче издавна плетут рыболовные верши и сети.

В Италии сохранились до наших дней многие виды художественных ремесел, которые возникли в средние века или даже в античное время (см. раздел «Народное творчество», стр. 582-591).

Транспорт

Итальянцы - прекрасные мастера дорожного дела; возможно, эта традиция идет еще от римского времени. В современной Италии автомобильные дороги и автострады (например новая автострада Солнца) принадлежат к числу лучших в Европе. Однако большая часть внутренних перевозок в стране осуществляется железными дорогами. В сообщении между прибрежными и островными частями Италии большую роль играет морской транспорт. На него же приходится 80% внешнеторговых перевозок. В последние десятилетия заметно возросла роль авиатранспорта. Невелико значение речного транспорта. Развито в стране пригородное трамвайное сообщение.

Многие деревни в горных районах недоступны для машин. Там сохранились местные крестьянские средства передвижения. В сельских местностях все еще большую роль играют перевозки грузов на мулах, ослах, лошадях и волах, запряженных в двуколки и в четырехколесные повозки. Наиболее архаичная их форма - сардинская двуколка со сплошным колесом. Очень распространена вьючная перевозка тяжестей. Огромным разнообразием отличаются специально конструируемые для этого седла. Деревенским сред- ством сообщения служит в последнее время и велосипед.

Сельское хозяйство

Значение сельского хозяйства в сегодняшней Италии намного меньше, чем промышленности; на него приходится 31,7% самодеятельного населения страны. Возделываемые земли распределены крайне неравномерно. Больше половины их сосредоточено в руках нескольких десятков тысяч крупных землевладельцев.

Вопреки конституции, предусматривающей проведение аграрной реформы и ограничение землевладений, социальные отношения в итальянской деревне почти не претерпели изменений по сравнению с теми, что существовали в фашистский период. Основная масса сельского населения по-прежнему либо владеет незначительными участками земли, либо совсем не имеет их.

В результате аграрной реформы часть земли латифундистов была выкуплена государством и продана крестьянам на кабальных условиях в рассрочку. Беднейшему крестьянству покупка земельных участков оказалась недоступной. В руках 20 тыс. помещиков и крупных капиталистических собственников находится 10 млн. га из 30 млн. га. На другом полюсе - 1 млн. 7 тыс. малоземельных крестьян, владеющих всего 1 млн. га, а 2 млн. 500 тыс. крестьян совсем не имеют собственных участков. Они составляют самый малоимущий слой итальянского крестьянства - слой сельскохозяйственных рабочих.

Большой отряд трудового крестьянства страны - сельскохозяйственные рабочие - делятся на постоянных, т. е. работающих по договору, заключенному на определенный, часто продолжительный срок, и поденщиков, т. е. нанимаемых для определенного вида работ на участке Часть крестьян арендует землю на разных условиях. Очень распространена в стране издольщина.

Оплата труда поденщиков весьма далека от прожиточного минимума, но главное их несчастье в том, что они не имеют постоянной работы. По официальным данным, поденщики в северных и центральных областях Италии могут работать только один из трех рабочих дней, а в южных областях-один из двух.

Уровень механизации сельскохозяйственных работ, мелиорация возделываемых земель, урожайность культур и продуктивность скота в разных областях страны неодинаковы. Это объясняется резким различием в аграрных и социально-экономических отношениях на севере, в центре и на юге страны.

На севере (области Пье~ монт, Валль д’Аоста, Лигурия, Ломбардия, Трентино- Альто-Адидже, Венето, Фриули-Венеция-Джулия и Эмилия-Романья) большинство возделываемых земель принадлежит помещикам, которые ведут хозяйство с помощью наемных сельскохозяйственных рабочих или сдают свои земли в аренду на определенный срок с фиксированной арендной платой ( affitto ) кулакам и крупным капиталистическим предпринимателям, широко применяющим в своих хозяйствах наемный труд и ведущим самостоятельное хозяйство с собственным инвентарем и средствами производства. В этих областях высок уровень механизации сельского хозяйства.

В центральных областях страны (Тоскана, Умбрия, Марке, Абруццо-э- Молизе и Лацио), где наиболее пригодные для обработки земли тоже сосредоточены у крупных землевладельцев, проникновение капитализма в аграрные отношения гораздо слабее. На побережье и в горных котловинах этого экономического района население занимается земледелием, в высокогорных областях - животноводством. Довольно широкий слой крестьянства в северных и центральных областях Италии составляют собственники мелких и мельчайших участков. До 60% всей обрабатываемой земли арендуются на правах испольщины (mezzcidria ).

Хозяйственные постройки, а иногда и дом предоставляет хозяин. Договор об аренде заключают с семьей испольщика, и поэтому все члены ее должны работать на выделенном участке. Расходы по хозяйству (затраты на семена, скот, инвентарь и т. п.) распределяются между землевладельцем и испольщиком. В случае так называемой классической медзадрии ( mezzadria clas- sica) затраты и урожай делятся между землевладельцем и испольщиком поровну. Если же испольщик получает от хозяина большую часть средств производства, то его доля в урожае обычно уменьшается до 1 / 3 . Такой договор называется нетипичной испольщиной (mezzadria impropria ).

В отличие от северных крупных арендаторов, ведущих хозяйство по договору, испольщик не имеет хозяйственной самостоятельности. Руководит хозяйством фактически землевладелец. Он под любым предлогом может по истечении сельскохозяйственного года расторгнуть договор. Правда, после второй мировой войны испольщики в результате упорной борьбы, охватившей всю страну, неоднократно добивались у правительства продления законодательным путем срока действующих договоров и такого порядка, по которому землевладелец может согнать испольщика с земли только через суд, представив обоснованные мотивы для расторжения договора.

В Южной Италии (в областях Кампаньи, Калабрии, Апулии и Базиликате) и на островах (Сицилии и Сардинии) большая часть обрабатываемых земель тоже занята крупными помещичьими латифундиями. В Сицилии, Сардинии и во многих областях юга Италии помещик-латифундист обычно сдает свою землю крупным капиталистическим арендаторам-посредникам (gabe - lotti ). Они платят землевладельцу денежную арендную плату и становятся полными хозяевами земли, которую сдают в аренду небольшими участками (от 1 до 5 га) крестьянам, чаще всего на условиях так называемого колоната ( colonia parziaria ). Колон обычно живет не на арендуемом участке, а в небольшом городке-типичном для юга виде поселения, в своем или арендуемом доме. Участок, арендуемый колоном, часто расположен в 10-15 км от его места жительства, и колону приходится добираться до него пешком, на велосипеде, мотоцикле, а нередко и на поезде. Из-за удаленности участка от дома семья колона не принимает участия в его обработке. Договор о колонате может быть заключен на разные сроки, чаще всего на один-два года. В зависимости от доли затрат хозяина на средства производства и от возделываемых культур происходит распределение урожая между ним и колоном. Нередко колон отдает землевладельцу или посреднику до 2 /з урожая.

В Южной Италии очень много крестьян, совмещающих в своем лице наемных рабочих, мелких землевладельцев и арендаторов-колонов.

Во многих арендных договорах о колонате и испольщине до сих пор сохраняются статьи, свидетельствующие о наличии пережитков феодализма, особенно на юге страны и на островах. Так, например, в договоре часто предусматривается, что семья арендатора помимо платы за землю натурой и деньгами обязана приносить землевладельцу на рождество и на пасху несколько пар кур, несколько десятков яиц, пропалывать аллеи поместья, несколько раз в год стирать белье семье хозяина и т. п. В некоторых договорах до недавнего времени существовали даже пункты о том, что арендатор должен воздавать хозяину почести ( onoranze ), например, обращаясь к землевладельцу, колон должен называть его не «хозяином» ( proprietario ), а «господином» ( padrone ). Собственники земельных участков имеют право в любое время расторгнуть арендный договор.

Сохранение пережитков феодализма, низкая интенсивность сельскохозяйственного производства и слабая его механизация тормозят хозяйственное развитие юга, который превратился в своеобразную внутреннюю колонию, источник сельскохозяйственного и промышленного сырья, в выгодную сферу приложения капиталов и в рынок сбыта для промышленного севера. В этом одно из важных противоречий итальянского империализма, известное в Италии под названием «проблема юга» или «южный вопрос».

«Проблема юга» возникла сразу же после образования единого итальянского государства. А. Грамши указывал, что объединение Италии было достигнуто не на основе равноправия, а как господство севера над югом. В итоге буржуазия севера поработила Южную Италию и острова и низвела их до положения эксплуатируемых колоний.

В условиях роста монополистического капитала «южный вопрос» еще больше усложнился и обострился. В последнее десятилетие контраст между севером и югом усилился вследствие так называемой меридионалистской политики Христианско-демократической партии. В 1950 г. правительство создало так называемую Кассу юга, целью которой было провозглашено финансирование экономического развития южных районов страны. Однако прогрессивная, казалось бы, деятельность этого правительственного органа (мелиоративные работы, строительство дорог, портов и т. п.) направляется интересами северных монополий, а не населения южных районов.

Несмотря на сохранение в Италии помещичьего землевладения, процесс внедрения капитала в земледелие зашел далеко, и капиталистические отношения в сельском хозяйстве стали преобладающими.

Основные отрасли сельского хозяйства Италии: садоводство и полеводство (главные культуры пшеница, кукуруза и рис). Животноводство играет более скромную роль. В некоторых районах севера разводят крупный рогатый скот, на юге - главным образом мелкий. Главная садовая культура - виноград, выращиваемый по всей стране. Значительная его часть идет на изготовление вин. В этой отрасли сельского хозяйства занята х /в самодеятельного населения Италии. Наиболее крупные урожаи винограда собирают в Апулии, Сицилии, Пьемонте, Венето, Тоскане и Эмилии-Романье.

Важное место в садоводстве занимают культуры яблок, груш и персиков. Италия занимает в капиталистическом мире третье место (после США и Испании) по производству цитрусовых. Большое значение в сельском хозяйстве страны имеет выращивание маслин, бахчевых культур и овощей (картофеля, кочанной и цветной капусты, помидор и фасоли). Из технических культур большой удельный вес в экономике страны имеют сахарная свекла, табак и конопля.

По уровню механизации сельскохозяйственных работ Италия занимает одно из последних мест в Западной Европе. В послевоенный период, когда усилилось подчинение сельского хозяйства финансовому капиталу, оснащенность его сельскохозяйственными машинами (особенно на севере) заметно увеличилась. В настоящее время 2 / 3 пахотных работ в стране выполняется тракторами, но в мелких крестьянских хозяйствах, особенно в горных районах, при обработке полей и садовых участков по-прежнему применяются примитивные ручные сельскохозяйственные орудия.

При многих сельскохозяйственных работах до сих пор пользуются мотыгой (zappa или тагга). В гористых местностях она единственное орудие для вскапывания твердой почвы под зерновые или виноградники. Во многих районах мотыгой разрыхляют землю на кукурузных и картофельных полях. Этим орудием пользуются также для прополки растений и для рыхления почвы вокруг молодых кустарников. В Италии бытует множество форм мотыг, употребляемых в разных условиях. Так, например, для вскапывания мягкой почвы крестьяне пользуются мотыгой с широкой лопастью, для каменистой - удлиненной, узкой или заостренной. В Сицилии и в некоторых районах Южной Италии встречается мотыга с раздвоенной лопастью. Некоторые виды тяжелых мотыг приближаются по форме к кирке. Их особенно часто применяют для очистки пашни от камней и выкорчевывания корней. В Средней и Южной Италии распространена мотыга с короткой (до 70 см) рукоятью Ею работают сильно согнувшись. Для Северной Италии, наоборот, характерны мотыги с длинной (до 180 см) рукоятью.

Во многих районах с рыхлой почвой крестьяне вскапывают участки.

Пахотные работы в мелких крестьянских хозяйствах выполняются и плугом. В большинстве областей страны распространен плуг средиземноморского типа (с изогнутым дышлом). В наши дни основная масса применяющихся в крестьянских хозяйствах орудий труда (вилы, лопаты, грабли pi пр.) производится на фабриках. Крестьяне еще пользуются старыми типами плугов и борон, но заново изготовляют их кустарным способом очень редко.

Сравнительно небольшое место в хозяйстве Италии занимает рыболовство (лов анчоусов, сардин, скумбрии, тунца). Страна даже импортирует рыбу и рыбопродукты. Правда, широкие размеры имеет лов в прибрежных водах кефали, угрей и моллюсков, охотно потребляемых в пищу всеми слоями итальянского населения и известных под общим названием « frutti di таге».

Сфера услуг Италии представлена такими наиболее значимыми отраслями, как туризм, транспорт и банковская деятельность. их доля в ВВП составляет 69%. Транспортный комплекс Италии обеспечивает не только внутренние потребности страны, но и является важным звеном транспортной системы всех стран ЕС. Касается это прежде трубопроводных и морских магистралей. Банковская сфера всегда хорошо была развита в стране, которая является ее родиной. Однако количество банков и объем их активов сейчас неуклонно сокращаются.

Из примерно 4,5 миллионов итальянских предприятий 99,9% являются предприятиями малого и среднего бизнеса, из которых, в свою очередь, 95% представляют собой фирмы, в которых менее 10 сотрудников (микропредприятия). Более крупные компании (от 50 до 249 работников) составляют всего лишь 0,5% от общего количества итальянских предприятий.

Около 76% предприятий малого и среднего бизнеса, особенно те, в которых менее 10 человек, сосредоточены в сфере обслуживания, в частности, в секторах недвижимости, информатики, исследовательской деятельности, в розничной торговле.

Предприятия малого и среднего бизнеса не только являют собой костяк национальной производственной системы, значителен их вклад и в рынок труда: они обеспечивают работой более 81% всего занятого населения, в особенности в сфере услуг (около 49%). Аналогичная ситуация и в отношении добавленной стоимости: 72,4% (исключая сельское хозяйство) - результат деятельности именно мелких и средних предприятий, из которых более половины заняты в сфере обслуживания.

Сервис в Италии представляет наиболее важный сектор экономики, как по численности занятых в нем (67% от общего количества работающих), так и по добавленной стоимости (71%). Этот сектор экономики по сравнению с другими гораздо более динамичен: более 51% от более чем 5 млн. действующих предприятий относится к сфере услуг, и 45,8% входят в состав Национальной конфедерации работников торговли (Confcommercio). Именно в этом секторе рождаются более 67% новых предприятий.

Самыми важными видами деятельности в Италии являются туризм и торговля, обслуживание как частных лиц, так и предприятий. К примеру, на 2006 год в торговом секторе было зарегистрировано 1.600.000 предприятий, в сфере транспорта, связи и туризма - более 582.000 предприятий.

В банковском секторе в первое десятилетие этого века уменьшилось количество занятых, прежде всего из-за распространения новых информационных технологий. Часто банковские концерны являются собственниками важных предприятий, страховых компаний, недвижимого имущества и издательских групп. Финансовый сектор в последние годы имеет сильную тенденцию к объединению банков и страховых компаний.

Система транспорта Италии отличается своим комфортом и доступными ценами на проезд. Особенно на полуострове она развита в Северных районах страны, где сосредоточено огромное количество городов. Междугороднее сообщение между различными городами Италии, как правило, осуществляется не только по суше, но и по морю и воздуху.

Италия имеет развитую сеть железных и автомобильных дорог. Более 90 % пассажиров и свыше 80 % грузов перевозятся автомобилями. Во внешних перевозках преобладает морской транспорт.

Во внутренних перевозках грузов и пассажиров главную роль играет автомобильный транспорт, на втором месте - железнодорожный. По уровню электрификации железных дорог страна занимает одно из первых мест в мире.

В Италии сосредоточена 1/4 всех европейских автострад (около 7 тыс. км), в том числе и старейшая в мире автострада Милан - Варесе, построенная в 1924 г.

Главная транспортная артерия страны - Автострада Солнца, идущая через всю Италию, от Турина через Милан, Флоренцию, Рим, Неаполь к Реджо-ди-Калабрия.

Через территорию Италии проходят пять международных автострад: Лондон-Париж-Рим-Палермо, Лондон-Лозанна-Милан-Брин-Дизи, Рим-Берлин-Осло-Стьордан, Рим-Вена-Варшава, Амстердам-Базель-Генуя.

Около половины автомобильных дорог приходится на северную Италию, на Юге страны густота дорожной сети значительно меньше.

В Италии транспорт развивается в соответствии с теми же тенденциями, какие наблюдаются в других странах Европы - в частности, повышается удельный вес автодорожного транспорта, главным образом за счет сокращения доли железнодорожного транспорта. Это объясняется тем, что автодорожный транспорт более мобилен, требует меньших затрат на вспомогательные службы и сводит к минимуму перевалочные работы, поскольку доставляет груз непосредственно к месту назначения (это возможности, которых лишен морской и железнодорожный транспорт). Отличие Италии состоит в том, что здесь и во внутренних перевозках грузов исключительно высокий удельный вес приобрел автодорожный транспорт, а доля всех других видов транспорта упала до крайне низкого уровня.

Цена ж/д билетов напрямую зависит от типа поезда, а также расстояния, на которое путешествует пассажир. Главное управление железных дорог Италии разработало гибкую систему скидок для туристов, которые ездят группами от 3-х человек, для детей, пенсионеров и прочее. Существует гибкая система скидок для групп от 3 человек, для детей и т.д.

Сельское хозяйство. Несмотря на благоприятные природные условия страны и богатейший многовековой опыт ведения с/х., эта отрасль экономики Италии - самая отсталая. Доля экономически активного населения, занятого в с/х., выше, чем в других капиталистических странах, несмотря на то, что за последние десятилетия многие крестьяне, особенно мелкие землевладельцы, покинули свои хозяйства и перешли в промышленность и сферу услуг. Сельское хозяйство обеспечивает потребности итальянского населения в продовольствии практически на 80%.

Основу итальянского с/х. составляет растениеводство. Разнообразие климата и почв, социальных условий и традиций в разных областях страны привели к тому, что в Италии выращивается очень большое число с/х. культур - субтропических и типичных для умеренного климата, В последние годы требования рынка диктуют сокращение числа видов сельскохозяйственных культур, но увеличение их сбора. Италия дает ежегодно множество разнообразных фруктов: яблок, груш, персиков, инжира, черешни и пр. Около 60% всех фруктов выращивается на Севере Италии, в основном в специализированных фермерских хозяйствах площадью от 3 до 10 га с очень небольшим применением наемного труда. В южных областях распространены миндаль, грецкие орехи, фундук. Италия - один из крупнейших в мире и в Средиземноморье производитель цитрусовых. Почти весь урожай дают небольшие плантации в южных областях, прежде всего на Сицилии и в Калабрии. Выращиваются не только широко известные апельсины, лимоны, мандарины и грейпфруты, но и менее распространенные виды - бергамот, дающий ценнейшую бергамотовую эссенцию, кинотто, лиметта и некоторые др. виды. Средиземноморье - родина винограда. Из 246 сортов винограда, известных в Италии, наиболее распространены 17. Без виноградников нельзя себе представить итальянского пейзажа. Часто виноград культивируют в сочетании с другими сельскохозяйственными растениями, фруктовыми деревьями, используя их как опору для лозы. По сборам винограда Италия постоянно соперничает с Францией за первое место в мире. Почти весь урожай перерабатывается в вино. Другая характерная итальянская культура, такая же древняя и распространенная, как виноград, - олива. Так же как и виноград, она выращивается и специализированно, и в сочетании с другими культурами. По сбору оливок Италия уступает только Испании. Около 90% всего сбора приходится на южные области, особенно Апулию.

Сравнительно слабо развито в Италии рыболовство, так как окружающие ее моря не очень богаты рыбой. Половина всего улова сардин, скумбрии, анчоусов, тунцов, а также моллюсков и ракообразных добывается в адриатических водах. Другая важная рыболовная зона - Тирренское море у берегов Тосканы и Сицилии. В последние годы сокращается традиционный лов тунца. Одновременно на берегах, особенно сицилийских, растет число заводов по производству разнообразных морских продуктов. В искусственных водоемах около Неаполя, Таранто и Специи разводят устриц, невдалеке от Триеста имеется мидиевое хозяйство. Пресноводное рыболовство с каждым годом сокращается в результате загрязнения промышленными стоками речных и озерных вод.