Теоретические основы формирования национальной экономики. Определение национальной экономики

Саратовский государственный университет

им. Н.Г. Чернышевского

Трубицына Тамара Ивановна

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

курс лекций (издание 2-е, дополненное)

Саратов 2007

УДК 330ю1 (470) (072.8)

ББК 65.01(2)я73

Трубицына Т.И.

R-63 Национальная экономика. Курс лекций. Саратов.

Издательство «Научная книга», 2007. 148 с.

ISBN987-5-9758-0525-6

Проблемы изучения национальной экономики в настоящее время являются важнейшими в экономическом образовании. Высшая школа, формируя экономические знания будущих специалистов, непременно должна обеспечивать знание ими современной национальной экономики. Обеспечение учебными пособиями этого курса недостаточно в отечественном вузовском образовании. Предлагаемый курс лекций в определенной степени сокращает величину этого пробела в учебной литературе.

Книга будет полезна студентам, аспирантам, преподавателям экономики, широкому кругу читателей, интересующихся закономерностями развития национальной экономики.

Рецензенты:

Доктор экономических наук, доцент Землянухина С.Г.

Кандидат экономических наук Огурцова Е.В.

УДК 330.1 (470) (072.8)

ББК 65.01(2)я73

ISBN 987-5-9758-0525-6 © Трубицына Тамара Ивановна, 2007

Введение

Курс лекций по национальной экономике призван дополнить систему учебной литературы, которая в настоящее время формируется усилиями ряда ученых страны. Национальная экономика как система знаний является динамичной отраслью экономических знаний, постоянно развивающейся.

Выпускники специальности «Национальная экономика» экономического факультета Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского должны обладать хорошими знаниями своеобразия национальных экономик мира, российской национальной экономики, ориентироваться не только в общих закономерностях развития таких экономик, но и знать особенности национальной экономики России. Преобразования национальной экономики перманентны, многоаспектны и определяются самыми различными факторами. Умение учесть все это является задачей специалиста. Успешность современных российских реформ во многом зависит от того, насколько они будут соответствовать логике развития национальной экономики страны.

Национальное хозяйствование должно изучаться всеми экономистами. Студентам же, осваивающим специальность «Национальная экономика», необходимо как можно глубже знать хозяйственную систему страны, уметь соотносить ее с хозяйственными системами других стран. Предлагаемый курс лекций ориентирован на получение студентами именно этих знаний.

Хозяйственный порядок национальной экономики определяет повседневную жизнь страны, ее взаимоотношения с другими странами, отношение к стране на мировой арене. Авторитет страны, реализация потенциальных возможностей национальной экономики, разработка и осуществление программ социально-экономического развития страны определяются ее хозяйственным порядком. Параметры хозяйствования страны познаются студентами на протяжении обучения в вузе, но упорядочиваются именно в учебном курсе по национальной экономике.

Автор курса лекций надеется, что книга принесет определенную пользу студентам и преподавателям при формировании и освоении базового курса «Основы национальной экономики». Предлагаемый текст является доработанным, сформированным на базе первого издания учебного курса «Национальная экономика».

Автор глубоко благодарен коллективу кафедры политической экономии экономического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, особенно заведующему кафедрой, доктору экономических наук, профессору Пороховскому Анатолию Александровичу за неоценимую помощь при разработке основных теоретических позиций курса лекций.

Автор благодарит ассистентов кафедры экономической теории и национальной экономики Саратовского госуниверситета и. Н.Г. Чернышевского Оберт Татьяну Борисовну и Палагина Юрия Александровича за помощь в техническом оформлении текста.

Лекция 1. Что изучает “Национальная экономика”

1.1 Предмет курса национальной экономики.

Национальная экономика формируется как учебный предмет и одновременно идет осмысление теоретических проблем этих сложных экономических отношений, тех особенностей, которыми обладают экономики различных стран при одновременном понимании общих характеристик, присущих экономике любой страны на земном шаре. Курс национальной экономики является составным элементом общей теории экономики. В национальной экономике изучается существование субъектов хозяйствования в стране, проблемы развития страны. Национальная экономика формируется постепенно как учебный предмет. Отечественная экономическая теория ряд лет изучала национальную экономику как народное хозяйство.

Национальная экономика как область научного и практического знания формируется в виде отражения взаимодействия политических, социальных, юридических, экономических, технологических, психологических и других характеристик реального бытия той или иной страны. Развитие научного понятия «национальная экономика» идет постепенно. До настоящего времени не сформировалось общепринятое понимание предмета этой учебной дисциплины. Не вошла пока национальная экономика и в систему научного экономического знания как общепризнанная область этого знания. Академик Л.И. Абалкин пишет: «Овладение знаниями этого курса позволяет не только оценить прошлое и настоящее состояние национальной экономики России, но и определить подход к ее будущему» 1 .

Проблема понимания национальной экономики давно существует в науке, но как специальный предмет изучения на нее стали обращать внимание ученые сравнительно недавно, хотя ученые, практики постоянно обращали внимание на необходимость особого изучения национальной экономики как таковой, поскольку от ее развития зависит реальная жизнь каждого гражданина определенной страны. Еще в царской России министр финансов С.Ю. Витте писал: «Покуда русская жизнь не выработает своей национальной экономии, основанной на индивидуальных особенностях русского грунта, до тех пор мы будем находиться в процессе шатания между различными учениями… и понятно, что до тех пор мы не будем жить правильной экономической жизнью, а будем идти на буксире заграничных веяний и всяких спекуляций на счет народного благосостояния» 2 . С.Ю. Витте был одним из разработчиков реформ в России начала ХХ века. Но его воззрения до сих пор оказывают влияние на реформаторские процессы современной России. Названная позиция С.Витте отражает необходимость учитывать при организации национальной экономики многие ее характеристики, в том числе исторические и иные корни развития страны.

Для понимания национальной экономики как особого феномена необходимо осмысление модели ее экономического, политического развития. Нужен исторически и логически обоснованный выбор цели развития национальной экономики. Это – самые сложные процессы, но их необходимо учитывать и обращать на них внимание. Иначе говоря, национальная экономика как учебный предмет требует соединения исторического знания, знания общей экономической теории и знания ряда других учебных дисциплин, причем не только экономического цикла.

Существует два основных подхода, которые научно стремятся представить предмет изучения национальной экономики. Во-первых, одни ученые считают, что национальная экономика – это экономика конкретной страны, со всеми ее особенностями, спецификой существования (то есть - это экономика, например, России, США, Китая или любой другой страны). Сторонником такого подхода являлся немецкий экономист Густав Шмоллер (1838 – 1917 гг.), который считал, что объектом теоретического анализа национальной экономики является народное хозяйство конкретной страны. В книге «Основы общего учения о народном хозяйстве» он высказал именно такое мнение. Реально этот подход существует как генетический подход в исторической школе изучения экономики. Генетический подход выявляет причинные связи социально-экономических явлений и доказывает, что поведение экономического субъекта (например, индивида, группы) является результатом взаимодействия различных факторов. Применительно к предмету национальной экономики это воспринимается как воздействие на эту экономику самых различных факторов (психологических, социологических и прочих). В определенной мере к сторонникам этого направления понимания предмета национальной экономики можно отнести и американского экономиста Т. Веблена, который считал важнейшим для национальной экономики развитие производства, основанное на технологии. При этом подчеркивалось, что взгляды людей, их традиции отстают от технологического развития национальной экономики. Поэтому необходимо постоянное приспособление этих взглядов и традиций к технологическому развитию как разрешение противоречий между устаревшими экономико-общественными институтами и новой технологической средой. Но все эти процессы происходят в рамках определенной страны, ее экономики.

Вторым направлением понимания предмета национальной экономики является макроэкономический подход, подчеркивающий общие закономерности национальной экономики любой страны мира, проявляющиеся, конечно, в особых специфических формах в каждой стране как таковой. Такое понимание предмета национальной экономики можно найти в работе Вальтера Ойкена «Основы национальной экономии». В.Ойкен подчеркивает практическое осуществление экономической политики, хозяйственных порядков в стране. Главным в теории В.Ойкена применительно к предмету национальной экономики является то, что он на первый план выдвигал проблему «хозяйственного порядка», то есть макроэкономические процессы страны. Одновременно в этой теории учитывается и исторический подход, поскольку сам В.Ойкен, как известно, был историком. Не случайно определенным продолжением и развитием теории Ойкена являются работы созданного А.Шюллером Института сравнительного анализа систем экономического регулирования при Марбургском университете Германии. Теорию хозяйственного порядка развивает, и Институт Макса Планка по изучению хозяйственных систем в Йене. Есть, конечно, и другие характеристики предмета «национальной экономики». Ряд современных авторов сводят его к рыночной экономике.

В настоящее время существуют в отечественной экономической литературе несколько учебников национальной экономики. Они различно определяют предмет национальной экономики. Так, одни авторы считают предметом национальной экономики «…взаимосвязь условий производства и его результатов и формируется как единый хозяйственный организм с взаимосвязанными внутренними процессами, как единая экономическая система страны» 3 . В другом российском учебнике предмет национальной экономики определяется как «сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно-технологическая система» 4

При определении предмета национальной экономики теорию и историю противопоставлять нельзя. Поэтому, на наш взгляд, предметом национальной экономики являются макроэкономические процессы, протекающие в конкретной стране, основанные на генетическом ее развитии, на воплощении исторической памяти, как единство прошлого, настоящего и будущего в хозяйственном порядке страны. Национальная экономика существует как единство экономических, социальных, политических, экологических, технических и иных процессов. При этом страна существует как составная часть общемирового процесса, мировой экономики. Конкретные формы национальной экономики могут быть различные: рыночная, социально-рыночная, централизованно-административная и т.д.

Изучение национальной экономики нами будет вестись в основном на примере экономики России, но в сравнении с экономиками других стран, хозяйственным порядком в различных странах. Нельзя гипертрофировать общие характеристики национальной экономики, поскольку в таком случае экономика страны предстанет как набор общеэкономических макроэкономических характеристик. Но нельзя сводить изучение национальной экономики только к детальному описанию конкретных особенностей определенной страны. Г.Шмоллер писал, что « если общая теория идет от общего к специфическому, то национальная экономия отправляется от конкретного единичного и подробно разбирает причины его возникновения. Но оба эти направления дополняют друг друга по содержанию и методу» 5 .

При изучении национальной экономики необходимо использовать различные методы познания. К таким методам относятся единство логического и исторического, единство конкретного и абстрактного, сочетание общего и особенного. Нужно применять статистический метод, графический, экономико-математический и т.д. Иначе говоря, вся система методов научного познания, формирования знания должны применяться. Это не всегда возможно сделать в лекциях, но при самостоятельной работе студенты должны обогащать познавательные подходы.

      Основы национальной экономики

Экономика страны всегда развивается как воплощение интересов народа страны, наций, народностей, предприятий, поселений, регионов. В этом развитии переплетаются политические, социальные, психологические, экономические, культурные и другие отношения. Особенности национальной экономики определенной страны зависят именно от этих взаимодействий.

Каждая национальная экономика существует как определенная страна, имеющая политические границы, географическое положение. Географическое положение страны определяет ее климат, наличие полезных ископаемых, природных богатств и прочее. Поэтому при характеристике национальной экономики исходным является ее географическое положение, природно-климатические характеристики, находящиеся в пределах политические границ страны.

Страна отличается от другой страны конкретными политическими характеристиками. Каждая страна самостоятельна, независима, развивается как суверенная. Политическими основами национальной экономики являются:

    суверенитет страны как независимость государства во внутренних и внешних действиях, как самостоятельность государства данной страны. В России носителем суверенитета является многонациональный народ страны и распространяется этот суверенитет на всю территорию России;

    укрепление межнациональных отношений внутри страны. Россия является федеративным государством, субъекты которого равноправны. Поэтому укрепление межнационального согласия в России является важнейшей политической основой национальной экономики;

    федерализм в политике России одновременно проявляется в федеративных отношениях в экономике при формировании бюджетов, поддержании политической и экономической целостности страны, в единстве системы государственной власти;

    наличие местного самоуправления и решение на этом уровне многих социальных и экономических проблем жизнедеятельности населения страны;

    наличие общественного и государственного контроля экономических действий субъектов страны;

    обеспечение гарантий безопасности всех видов законной деятельности, передвижений и т.д.

Существуют экономические основы национальной экономики, которые позволяют развиваться стране как единому экономическому пространству. Такими основами являются:

    равноправие всех видов собственности на территории страны, отсутствие предпочтения для одной или нескольких форм собственности;

    существование многоукладности экономики, наличие одинаковых экономических прав и экономических обязанностей всех субъектов национальной экономики;

    обеспечение свободного движения товаров, капитала, труда по всей территории страны, не ограничиваемое субъектами страны. Это обеспечивает свободный выбор приложения капитала, применения труда, обмена товарами;

    существование общей финансовой системы, построенной на единых принципах, независимо от того, на какой территории страны осуществляются финансовые действия;

    наличие единой налоговой системы;

    существование единой и единственной денежной системы национальной экономики страны, во всех ее субъектах. При этом бартерный обмен не должен превалировать над товарно-денежным обменом во всех субъектах национальной экономики;

    наличие рыночной системы выступает как одна из экономических основ национальной экономики;

    осуществление единой таможенной политики, обеспечивающей протекционизм экономического развития страны;

    развитие конкуренции, ограничение монополизма в рыночных отношениях страны.

Есть еще множество экономических основ развития национальной экономики. Мы их рассмотрим специально в других темах курса лекций.

Национальная экономика любой страны представляет собой взаимодействие множества регионов. От того, как развиты, как взаимодействуют эти регионы, от того, как центральная власть создает условия для их нормального и самостоятельного развития, зависит в целом состояние всей национальной экономики. Поэтому проблема региональной экономики является составляющей развития национальной экономики в целом. Иначе говоря, национальная экономика существует в мировой экономик и взаимодействует с ней. Экономика регионов страны взаимодействует с национальной экономикой, формирует эту национальную экономику и зависит от степени ее развитости. Внутри самой национальной экономики есть микроэкономические процессы: экономическое развитие фирм, домашних хозяйств и прочее. Именно поэтому важно вычленить те проблемы, какие имеют непосредственное значение для понимания национальной экономики как экономики страны в целом, не подменяя таким предметом экономического знания, как макроэкономика.

Национальная экономика выполняет ряд функций:

    обеспечение общеэкономического развития страны как единого целого хозяйствования;

    формирование хозяйственной системы, адекватной отношениям собственности, существующим в данной стране;

    развитие многообразия хозяйственных механизмов, обеспечивающих синхронное развитие субъектов хозяйствования, сегментов экономики страны, активизации научно-технического прогресса как технологической необходимости;

    решение множества социальных проблем, которые не могут быть решены рыночным хозяйствованием субъектов экономики, создание современных условий нормальной жизнедеятельности всех наций, народностей страны;

    создание единых рамочных условий осуществления всех социально-экономических процессов страны, всех возможных форм и механизмов хозяйствования;

    обеспечение развития и предоставления общественных благ в интересах населения страны;

    обеспечение экономической безопасности страны в целом;

    создание благоприятных экономических условий природопользования, развития экологически безопасной жизнедеятельности населения страны;

    формирование системы экономики, ориентированной на обеспечение роста производства, благосостояния населения, нормального развития человеческого потенциала страны.

Для осуществления этих функций национальная экономика должна обеспечивать демократизацию управления страной и формирование таких экономических институтов, которые бы позволяли свободно, в рамках законов страны развиваться бизнесу, осуществлять современные формы жизнедеятельности населению. Практически национальная экономика представляет собой единство многообразных способов хозяйствования, жизнедеятельности населения, управления и организации, форм собственности и прочее.

Оценка эффективности функционирования национальной экономики производится по экономическим и социальным показателям. При этом определенные части национальной экономики могут быть экономически неэффективными, но жизненно необходимыми для всей страны в целом. В таком случае осуществляется интеграция показателей эффективности таких частей национальной экономики и выводится интегральный общий показатель. Именно по такому принципу оценивается эффективность национальной экономики любой страны мира.

Национальная экономика представляет собой организованную в рамках конкретного государства экономическую систему. Государство поддерживает экономику своими институтами. Экономическая организация страны имеет собственную структуру. Она может меняться в зависимости от тех задач, какие решает на определенный момент национальная экономика. Это зависит и от типа национальной экономики, существующей в стране. В системе национальной экономики осуществляется непрерывный процесс воспроизводства, когда производство, распределение, обмен и потребление представляют собой единый процесс, имеющий определенные закономерности.

Организация национальной экономики постоянно воспроизводится, поскольку институты меняются, развиваются, исчезают, но функции национальной экономики исполняются постоянно. Национальная экономика - саморегулируемая и саморазвивающаяся система. Все это осуществляется с учетом внутренних и внешних обстоятельств развития страны.

При помощи государства субъекты хозяйствования национальной экономики объединяются, развиваются по общим правилам, им создаются одинаковые условия развития на основе разделения труда и развития обмена. Реально именно государство создает для национальной экономики возможности синергетических эффектов взаимодействия субъектов хозяйствования, секторов и сегментов экономики. Национальная экономика только тогда развивается активно, когда создается государством заинтересованность всех субъектов страны в успехах национальной экономики, соблюдении правил экономического и социального поведения, поддержания национальной экономики в дееспособном состоянии. Государство защищает экономические интересы страны, обеспечивает военную безопасность, взаимодействие с другими странами мира.

Каждый субъект национальной экономики имеет собственные экономические интересы. Но выгода совместного действия приводит к тому, что эти интересы не просто сосуществуют, а сочетаются. Единство интересов национальной экономики проявляется в том, что необходимо:

    обеспечить синергетический эффект получения общей выгоды;

    повышать уровень жизни населения, уровень культуры народа;

    создавать непрерывную экономическую, социальную и другие виды национальной безопасности с учетом того исторического опыта, культурного исторического слоя, который есть в определенной стране.

Национальные экономики складываются исторически, проходя достаточно длительный путь развития. Одни страны имеют тысячелетнюю историю, другие – несколько столетий. Некоторые страны формируются буквально на глазах нынешнего поколения людей. Но в любом случае политически закрепленные границы страны позволяют очертить рамки национальной экономики. Независимо от того – большая или маленькая страна – в каждой из них развивается собственная национальная экономика, ориентированная на особенности географического положения, наличие природных богатств, места в международном разделении труда и т.д.

      Типы национальных экономик

Выделение типов национальных экономик представляет собой довольно сложный познавательный процесс. Существует много различных подходов к определению типов национальных экономик. Классификация этих типов осуществляется в науке по разным основаниям. В каждой стране существует много признаков, по каким можно отнести эту национальную экономику к тому или иному типу. Поэтому мы приведем различные классификации типов национальных экономик.

Распространенной классификацией типа национальных экономик является разделение стран на развитые, на страны со средним уровнем экономического развития и развивающиеся страны (в 70-е годы ХХ столетия такие страны называли странами «третьего мира»). Эта классификация основывается на уровне доходов в среднем за год, приходящемся на душу населения в стране, или на размере валового внутреннего продукта на душу населения. К развитым странам относят обычно страны, где размер валового внутреннего продукта на душу населения превышает 15 тысяч долларов в год. Странами со средним уровнем развития считаются такие страны, где размер валового внутреннего продукта на душу населения примерно 1000 долларов. Развивающимися странами считают страны с величиной этого показателя от 600 до 250 долларов.

Таблица 1

Производство ВВП на одного занятого в 2003 г. 6 (в тыс. долл.)

В народн. хоз-ве В промышлен. В сельск. х-ве

США 79,1 96,4 59,2

Франция 72,3 68,6 53,3

Япония 68,1 56,3 19,1

Германия 62,9 61,5 28,5

Великобритания 62,3 65,8 39,9

Россия 6,2 34,9 3,6

Китай 1,9 19,0 0,5

Анализ таблицы позволяет понять, каково соотношение в мире между рядом национальных экономик по величине созданного в промышленном и сельскохозяйственном производствах продукции и по созданному ВВП в национальной экономике в целом.

В настоящее время Россия относится к лучшим экономикам мира, критерием определения которых является произведенный за год валовой внутренний продукт (ВВП). Всемирный банк опубликовал рейтинг стран по объему ВВП. По этому документу, ВВП России равнялся в 2006 году 970 миллиардам долларов. Место России в этом рейтинге по состоянию на начало 2007 года таково (в триллионах долларов):

1. США – 13,2,

2. Япония – 4,34,

3. Германия – 2,9,

4. Китай – 2,7,

5. Великобритания – 2,35,

6.Франция – 2,2,

7. Италия – 1,8,

8. Канада – 1,3,

9. Испания – 1,2,

10. Бразилия – 1,1,

11. Россия – 0,97,

12. Индия – 0,91.

Иначе говоря, Россия находится буквально в одном шаге от десятки ведущих стран мира по производству ВВП. Всего в этом рейтинге участвовали 183 страны мира. По прогнозам специалистов, если в России сохранятся темпы развития, как сейчас, то через 12 лет наша страна войдет в пятерку ведущих мировых экономик.

До недавнего времени национальные экономики классифицировали по признаку господства определенной формации в стране: феодальной, капиталистической, социалистической и другим. Сейчас эта классификация используется чисто в научных целях, но практическое применение при определении, какой тип имеет та или иная национальная экономика имеет очень ограниченно (например, говорится о том, что в России развивается особый тип капитализма, в Швеции существует специфическая форма социализма и т.д.).

Нередко проводят классификацию национальных экономик с использованием понятия «цивилизация». При этом ученые различно понимают это явление. Одни говорят о западной и восточной цивилизациях, другие – о западной, исламской, индо-буддийской, конфуцианско-буддийской и прочее. При этом цивилизация одними учеными понимается как определенный вид культуры, другими – как ступень развития человеческого общества с учетом материальной и духовной культуры, третьими – как развитость и неразвитость обеспечения народа достижениями научно-технического прогресса, гигиены и прочее. Мы не будем использовать этот вид классификации применительно к национальным экономикам в виду спорности самого понятия и неопределенности признаков отнесения страны к какому-либо виду цивилизации. Кроме того, цивилизационный признак очень часто имеет явный пропагандистский, политиканствующий характер. Это неприемлемо для экономического анализа.

В зависимости от того, как национальная экономика включена в мировые хозяйственные процессы, принято различать национальные экономики открытого типа и национальные экономики закрытого типа. Национальные экономики закрытого типа в настоящее время практически не существуют, поскольку любая страна в большей или меньшей степени включена в мирохозяйственные процессы. Но все же есть страны с преимущественно закрытым типом экономики, хотя их становится с каждым годом все меньше. Такие страны сравнительно мало участвуют в мирохозяйственных процессах, не допускают на своей территории развитие производств, принадлежащих другим странам. Однако неравномерное распределение ресурсов по территории земного шара, необходимость удовлетворять потребности населения, производств, государства требует развития товарного обмена между странами. Происходящая интеграция национальных хозяйств в масштабах мира требуют развития открытых экономик. Но и полностью открытых экономик не существует. Есть более открытые или менее открытые экономики стран. Например, Макао, Гонконг, Тайвань имеют очень высокую степень открытости, а Австрия, Бельгия, Ирландия, Франция, Япония – намного меньше открыты в экономическом смысле. Считаются еще менее экономически открытыми странами Китай, Индия, США, Россия.

Есть экономические показатели, которые помогают определять степень открытости и закрытости национальной экономики. Если доля валового национального продукта, обмениваемого во внешнеторговом обороте страны, равна 15-18%, то такая страна считается национальной экономикой закрытого типа. Но это не значит, что у таких стран нет международной экономической поддержки. Политическая активность таких стран позволяет им участвовать в получении экономической помощи. Известно, что развитые страны имеют дополнительный доход за счет разницы между собственным экспортом и импортом. Значит, показатели экспорта и импорта тоже определяют, является ли данная страна открытой или закрытой экономически. Еще одним таким показателем является размер иностранных инвестиций в страну и их доля в общем размере инвестиций в национальную экономику. Есть еще ряд экспертных оценок, которые тоже помогают определить тип экономики (закрытый или открытый).

Тип национальной экономики определяется и по структуре хозяйства национальных экономик: выделяются страны индустриально развитые, индустриально-аграрные страны, аграрно-индустриальные страны и аграрные страны. Это зависит от того, какая структура народного хозяйства по отраслям преобладает в стране.

Очень часто используется классификация типов национальных экономик в зависимости от степени развитости в ней рыночных отношений, рыночного хозяйствования. Нередко степень рыночности национальной экономики определяют по тому, каков удельный вес частной собственности в экономике, есть ли свободная конкуренция, существует ли множество автономных частных товаропроизводителей в воспроизводстве. Но это все являются косвенными характеристиками развития экономики стран.

Рыночной или нерыночной является национальная экономика можно определить по тому, как рынок участвует в регулировании экономики, является ли рынок «весами», которые определяют необходимость любого производства, любого экономического института, любого экономического действия. Преимущественное участие рынка в определении эффективности хозяйствования, необходимости наличия различных структур экономики позволяет делать вывод о степени рыночного развития национальной экономики. В тех странах, где рыночные отношения насчитывают столетия, нет необходимости объяснять, что такое рыночная экономика. В России же рыночные отношения имеют небольшой период развития. Поэтому важнейшие характеристики рыночной экономики нужно выделять. Характеристиками рыночной экономики являются: 1) многообразие форм собственности и равноправие этих форм в экономических процессах, когда только эффективность той или иной формы собственности определяет необходимость ее развития; 2) развитие конкуренции как одной из главных движущих сил экономики, антимонопольные процессы в национальной экономике; 3) ориентация интересов субъектов хозяйствования на получение выгоды, доходов, прибыли.

Очень часто рынку придаются некие мистические черты. В подтверждение этого приводится высказывание классика политической экономии Адама Смита о «невидимой руке», будто бы относящееся к роли рынка в экономике. На самом деле А.Смит рассуждал о первенстве интересов общества, о приоритетах внутреннего рынка, об объективных началах деятельности частного человека. В связи с этим он писал: «В этом случае, как и во множестве других, он направляется к достижению целей, о которых он вовсе не помышляет, и для общества не всегда бывает невыгодно отсутствие таких целей в частном человеке» 7 . Этой «невидимой рукой» является объективный процесс реализации интересов общества, хотя рыночное поведение человека преследует совершенно другие – своекорыстные - интересы. Для формирования системы рыночной экономики важно уравновешивание различных конкурирующих сил. В этом-то и проявляется особая роль государства в национальной экономике.

Современный тип рыночной экономики представляет собой регулируемую рыночную экономику. Это означает, что регулируют экономические процессы государство, монополии. Существуют интегрированные крупнейшие товаропроизводители. Нередко возникает видимость, что интересы этих монополий есть ничто иное, как интересы национальной экономики. На самом деле, конечно, это не так. Интересы даже крупнейших монополий не являются интересами национальной экономики в целом, а могут представлять только часть ее интересов 8 . Именно поэтому современное развитие рыночных отношений базируется на мощном развитии малого бизнеса, частной собственности малых предприятий. Ими нужно управлять с позиций интересов национальной экономики. Эту функцию выполняет государство в регулируемой рыночной экономике. Современный тип рыночной экономики называют государственно-корпоративным капитализмом или регулируемым рыночным капитализмом. Всю систему национальной экономики при этом государство не может регулировать. Современный тип рыночной экономики – одна из стадий развития национального хозяйствования.

Исторически в недавнем прошлом существовал в ряде стран такой тип национальной экономики как централизованно планируемая экономика, административно-командная экономика. Этому типу национальной экономики были характерны следующие признаки:

    господство государственной формы собственности (до 90% всех объектов собственности страны было государственными). Одновременно существовала колхозно-кооперативная форма собственности (10% объектов собственности). Практически вообще не было частной собственности;

    централизованное директивное установление плановых заданий развития отраслей, предприятий. Это стало юридическим основным законом страны. Таким же планово централизованным директивным было распределение результатов труда. Существование единого экономического центра – Госплана приводило к снижению ответственности, развитию приписок, показывающих якобы выполнение плановых заданий в срок;

    высокая степень монополизации важнейших отраслей экономики;

    централизованная координация деятельности отраслей, предприятий, регионов. Это сдерживало свободу экономических действий товаропроизводителей;

    идеологическое воздействие на экономические процессы, искажающее реальную роль экономики в жизни общества.

Этот тип национальной экономики имеет не только отрицательные, но и положительные черты. Он позволяет, во-первых, достаточно быстро наращивать объемы производства; во-вторых, формировать интеллектуальные прорывы в тех отраслях науки и техники, которые являются самыми прогрессивными и передовыми; в-третьих, наращивать интеллектуальный потенциал страны; в-четвертых, создать общество социальной защищенности населения, гарантировать населению позитивные социально-экономические перспективы; в-пятых, формировать у населения оптимистическое отношение к будущему, к целям существования национальной экономики. Главным при этом является способность концентрировать в руках государства ресурсы, фонд накопления, инвестиции, выбирать направление развития страны на перспективу и материальное обеспечение этого развития, ускоренно обновлять основные фонды отраслей и предприятий. Одновременно этот тип национальной экономики ведет к тому, что формируется иждивенческое отношение к жизнедеятельности производителей и потребителей, наращиваются военные расходы, и происходит милитаризация экономики.

В России в конце ХХ – начале XXIвека идут три процесса. Происходит, во-первых, крушение множества экономических структур и институтов, экономических отношений, которые были характерны централизованно планируемой или командно-административной экономике. Этот распад не завершен, хотя существует более 15 лет. Однако пройдет еще, как минимум, 15-20 лет, прежде чем завершится исчезновение этих структур и отношений. Во-вторых, осуществляется создание рыночной экономики, возникновение рыночной инфраструктуры. Сейчас уже понятно, что не создание какого-то абстрактного рынка важно, а речь идет о создании конкретных отраслевых, региональных рынков. Происходит изменение формы существования товарно-денежных отношений в связи с развитием рыночной экономики. Созданные в России рыночные отношения пока далеки не только от идеала, но и от тех рыночных отношений, которые господствуют в ряде развитых стран. Теоретически ясно, что рынок есть форма существования товарно-денежных отношений. Но излишняя политическая ангажированность рыночных отношений, еще продолжающая господствовать в стране, сказывается на усилении дифференциации доходов населения, на непредсказуемости экономического поведения крупных корпораций, не всегда оправданной экономической политике государства и регионов. Третьим современным процессом в экономике России является формирование модели хозяйствования, ориентированной на удовлетворение дифференцированных потребностей населения и производства, на осуществление информационных технологий, которые позволяют производству не только учитывать спрос населения, но развивать, прогнозировать этот спрос и соответственно развивать хозяйственные процессы.

В настоящее время мировое сообщество признало экономику России рыночной. Но это имеет значение только для мирохозяйственных отношений. Внутри страны многие рыночные характеристики еще не сформированы. Поэтому верно характеризовать национальную экономику России пока как переходный тип экономики, когда происходит переход к рыночным отношениям. При этом важно не терять те преимущества, какие имела отечественная экономика в прошлом типе национального развития.

Лекция 2. Структура национальной экономики

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие, признаки и субъекты национальной экономики, ее структура и условия сбалансированности. Факторы модернизации национальной экономики через развитие региональной производственной инфраструктуры и на основе стратегии инновационного развития.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2013

    Сущность, признаки и сбалансированность национальной экономики. Модернизация национальной экономики на основе стратегии инновационного развития и через развитие региональной производственной инфраструктуры. Эффективная политика структурной модернизации.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2013

    Виды моделей национальной экономики. Макроэкономическая модель и смешанная экономика. Социальная устойчивость как главный критерий социально ориентированной рыночной экономики. Формирование и методика оценки белорусской модели национальной экономики.

    курсовая работа , добавлен 28.08.2011

    Характеристика основных направлений становления рынка в переходный период: либерализация экономики, структурные и институциональные преобразования. Цикличность развития рыночной экономики. Определение рыночной структуры и власти. Национальная экономика.

    реферат , добавлен 23.02.2011

    Понятие, сущность, функции и субъекты рыночной экономики, её преимущества и недостатки. Приватизация как условие формирования рыночной экономики. Особенности становления институтов инфраструктуры рынка. Роль государства в переходе к рыночной экономике.

    курсовая работа , добавлен 20.07.2015

    Понятие национальной экономики, ее характерные признаки, цель и структура. Предпосылки ее становления и развития в РБ, результаты функционирования основные направления роста. Особенности белорусской модели социально-ориентированной рыночной экономики.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2015

    Сущность системы национального и общественного воспроизводства государства, виды и формы общественного труда, сложившиеся в результате исторического развития страны. Социальные результаты функционирования национальной экономики, динамика инвестиций в РФ.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2014

Сущность национальной экономики состоит втом, что она представляет собой сложившуюся систему национального и общественного воспроизводства государства, в которой между собой взаимосвязаны отрасли, виды и формы общественного труда, сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны. Влияние на особенности национальной экономики оказывают исторические, культурные традиции, географическое положение государства, его роль в международном разделении труда и т.д.

В.В.Леонтьев определяет национальную экономику как систему, способную к саморегуляции, состоящую из различных видов деятельности. Структурный анализ национальной экономики, по словам его основоположника Р. Бара, позволяет провести более полный и всесторонний анализ экономических процессов. Исходит он из того, что структура является способом упорядочения различных единиц в экономике и формирования между ними органичного взаимодействия.

Существуют два вида структуры национальной экономики:

1) экономические структуры определяющие функционирование экономических единиц национальной экономики. Изучение характера взаимосвязей между ними представляет интерес, так как они определяют сущность национальной экономики;

2) неэкономические структуры, определяющие функционирование неэкономических единиц – культуру, образование и т. д. Их анализ представляет интерес только в той степени, в которой эти единицы и взаимосвязь между ними оказывают влияние на функционирование национальной экономики. Ф. Перу полагает, что структура национальной экономики отличается пропорциями и отношениями между ее составляющими частями. Пропорция – это значение подвергнутой анализу единицы национальной экономики по отношению к другим. Отношения – это относительно устойчивые связи между единицами национальной экономики, способные к изменению и сохранению.

Р.Тинбергенг считает важным проведение структурного анализа экономики, так как он позволяет определить ее сущность и сделать прогноз будущего состояния и развития, при этом исходит из следующих особенностей структурного анализа национальной экономики:

1) он позволяет более полно объяснить протекающие в национальной экономике процессы;

2) он дает возможность на основании данных, полученных в результате проведения структурного анализа, выработать более эффективную и результативную национальную экономическую политику, которая будет более гибкой, адаптированной и актуальной.

Структура национальной экономики

Структура национальной экономики – это совокупность исторически сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству функциональных взаимосвязей между различными единицами национальной экономики. Выделяют следующие виды структуры национальной экономики: 1) домашнее хозяйство, подразумевающие рассмотрение структуры национальной экономики как взаимосвязи между домашними хозяйствами. Выделение этого вида структур связано с тем, что домашние хозяйства являются мощным экономическим субъектом, производящим значительную часть национального богатства, влияющим на характер других взаимосвязей; 2) социальная структура, исходящая из деления национальной экономики на определенные сектора, которые находятся между собой в органичной взаимосвязи. Деление производится по различным критериям, например группам населения, предприятий, видам труда. Обычно выделяют государственный и частный сектора экономики; 3) отраслевая структура, предполагающая выделение отраслей экономики и определение характера и сущности взаимосвязи между ними. Отрасль национальной экономики – это единицы национальной экономики, в процессе общественного производства выполняющие схожие функциональные задачи. Этот вид структурирования национальной экономики имеет большое значение, так как позволяет реализовать качественное прогнозирование экономического развития; 4) территориальная структура, предполагающая анализ географического распределения производительных сил в рамках национальной экономики – разделение национальной экономики на различные экономические районы; 5) инфраструктура национальной экономики, исходящая из определения рода и характера взаимодействия сфер экономики; 6) структура внешней торговли, предполагающая анализ характера соотношений различных товарных групп, их импорта и экспорта.

Структура определенной национальной экономики постоянно изменяется и трансформируется. Большое влияние на это оказывает научно-технический прогресс, который изменяет характер производства, способствует возникновению новых отраслей и сфер экономики. Изменение характера общественного производства, возникновение новых отраслей, оказывает влияние на характер взаимосвязей в национальной экономике. Поэтому структура национальной экономики постоянно изменяется, что вынуждает проводить постоянный структурный мониторинг, соизмерять реальную структуру с будущим ее развитием.

Структура конкретной национальной экономики формируется под влиянием множества факторов – географических, культурных, социальных, психологических и т. д. Она специфична применительно к каждой определенной стране и не может быть искусственно внедрена. Со стороны государства может быть осуществлено только опосредованное влияние на нее.

Инфраструктура экономики: виды и значение для национальной экономики

Существует неоднозначное определение инфраструктуры. Во-первых, под ней понимается совокупность системы обслуживания, основная задача которой заключается в обеспечении работы производства и предоставлении различных услуг населению. Во-вторых, под инфраструктурой понимается совокупность единиц, деятельность которых направлена на обеспечение нормального функционирования национальной экономики.

Инфраструктура как самостоятельная область национальной экономики прошла следующие этапы развития:

1) разделение сельского хозяйства и ремесленничества привело к росту городов и специализации труда;

2) разделение сельского хозяйства, ремесла и торговли привело к формированию специфической области национальной экономики – торговли, в результате чего роль инфраструктуры существенным образом повысилась.

Выделяются следующие основные виды инфраструктуры в национальной экономике.

1. Производственная инфраструктура – это совокупность единиц национальной экономики, основной целью функционирования которых является обеспечение нормального функционирования производственного процесса. Например, грузоперевозки, тоннажные судоперевозки и т. д. Сущность производственной инфраструктуры двоякая. Во-первых, она направлена на обслуживание нормального функционирования процесса материального производства. Во-вторых, обеспечивает нормальную жизнедеятельность самого человека, воспроизводство трудовых ресурсов в национальной экономике.

2. Социальная инфраструктура – это совокупность единиц национальной экономики, функционирование которых связано с обеспечением нормальной жизнедеятельности населения и человека. Ее роль в современной национальной экономике постоянно повышается, а основная задача заключается в обеспечении жизнедеятельности населения на все более высоком качественном уровне. Влияние социальной инфраструктуры на национальную экономику заключается в том, что она позволяет обеспечить воспроизводство трудовых ресурсов – основного ресурса экономики.

3. Рыночная инфраструктура – это совокупность единиц национальной экономики, функционирование которых направлено на обеспечение нормальной деятельности рынка и его развитие. Она представлена совокупностью различных организаций и учреждений, обеспечивающих деятельность различных отраслей экономики.

Рыночная инфраструктура состоит из следующих элементов:

1) торговых организаций;

2) биржевой торговли;

3) банковской системы;

4) небанковских учреждений;

5) транспортной системы.

Отраслевая структура национальной экономики

Отраслевая структура национальной экономики заключается в группировке хозяйствующих субъектов в однородные по своему составу группы, связанные однородными функциональными характеристиками, – отрасли национальной экономики.

Отраслевая структура национальной экономики проходит следующие этапы своего развития:

1) первый связан с активным развитием и преобладанием первичных отраслей экономики, таких как сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых;

2) второй связан с развитием и доминированием вторичных отраслей – производства, строительства;

3) третий связан с развитием и преобладанием третичных отраслей – сферы услуг.

Эти этапы развития отраслевой структуры национальной экономики сменяли друг друга, но для каждой отдельной страны имели свои специфические черты.

Динамичные изменения отраслевой структуры происходят циклично на временном отрезке от 10 до 20 лет. Для них характерны следующие черты:

1) повышение значения и объема отрасли услуг – интеллектуальной, информационной сферы;

2) снижение объемов добывающей отрасли по сравнению с прочими;

3) рост промышленного производства на фоне сельскохозяйственного сектора экономики.

Большое влияние на характер отраслевой структуры национальной экономики оказывает научно-технический прогресс. Он приводит к тому, что некоторые отрасли исчезают или же стагнируют, а другие, например атомная энергетика, активно развиваются. Отличительной особенностью является возникновение смежных отраслей экономики – нефтехимической, ракетно-космической и т.д.

Изменение отраслевой структуры идет по следующим основным направлениям:

1) принципиальное изменение технологий производства;

2) доминирование обрабатывающей отрасли по сравнению с добывающей;

3) развитие наукоемких отраслей национальной экономики;

4) смещение центра тяжести в сторону непроизводственных отраслей.

Современная отраслевая структура национальной экономики России характеризуется преобладанием топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Он является одной из наиболее капиталоемких отраслей, в связи с чем происходит отток капитала от других отраслей. Ориентация ТЭК на международный рынок делает Россию зависимой от мирового колебания цен. В результате чего более половины ВВП страны формируется от продажи ресурсов. Преобладание добывающих отраслей экономики негативным образом сказывается на общих темпах развития национальной экономики. Доминирование ТЭК препятствует развитию наукоемких отраслей экономики.

Теория «Межотраслевого баланса»

Теория «Межотраслевого баланса» была разработана в США В. В. Леонтьевым как действенный инструмент при анализе и прогнозировании структурных взаимосвязей в экономике. Она исходит из возможности достижения общего макроэкономического равновесия, для чего разработана модель этого состояния, включающая структурную взаимосвязь всех стадий производственного процесса – производства, распределения или обмена иконечного потребления. Суть этого метода заключается в двояком определении отрасли экономики – как потребителя и как производителя. Для определения степени и характера взаимосвязи спроса и предложения на благо применяется система технологических коэффициентов – показатель, отражающий объем средних затрат продукции определенной отрасли, необходимый для производства единицы блага.

В этой модели для анализа применятся схема межотраслевого баланса, состоящая из четырех основных квадрантов, отражающих определенные стадии производственного процесса:

1) объемы потребления на нужды производства – первый квандрант;

2) группирование продукта в зависимости от того, как он используется – второй квандрант;

3) включение добавленной стоимости товара, например оплаты труда сотрудников, налогов и иного – третий квандрант;

4) структура распределения национального дохода – четвертый квандрант.

Теория «Межотраслевого баланса» позволяет:

1) произвести анализ и прогнозирование развития основных отраслей национальной экономики на различных уровнях – региональном, внутриотраслевом, межпродуктовом;

2) произвести объективное и актуальное прогнозирование темпов и характера развития национальной экономики;

3) определить характеристику основных макроэкономических показателей, при которых наступит состояние равновесия национальной экономики. В результате воздействия на них приблизиться к равновесному состоянию;

5) определить ресурсоемкость всей национальной экономики и отдельных ее отраслей;

6) определить направления повышения эффективности и рационализации международного и регионального разделения труда.

Основания для отнесения единиц национальной экономики к определенной отрасли могут быть различными – схожесть технологического и производственного процесса, однородность необходимого сырья, характер производимой продукции.

Структура собственности в национальной экономике

Структура собственности имеет для национальной экономики большое значение, так как определяет характер и сущность протекающих в ней процессов – производства, потребления, распределения.

Выделяют следующее содержание собственности:

1) экономическая сущность собственности построена на отношениях между субъектом – собственником и объектом – собственностью. Как правило, собственностью является имущество, от которого зависит производственный процесс – экономические ресурсы, факторы производства;

2) юридическая сущность собственности предполагает общепринятые на законодательном уровне правила регулирования собственности.

Гражданский кодекс РФ выделяет следующие виды субъектов собственности (собственников):

1) органы государственного и муниципального управления.

2) юридическое лицо;

3) гражданин – физическое лицо.

Гражданский кодекс РФ выделяет следующие виды объектов собственности (собственность):

1) интеллектуальную собственность;

2) движимое имущество;

3) недвижимое имущество.

Структура собственности в национальной экономике отражает характер существующих взаимосвязей между объектами и субъектами собственности. Она специфична применительно к каждой определенной стране и формируется под влиянием совокупности исторических, культурных, психологических факторов.

Для современной структуры собственности России характерно:

1) преобладание теневых отношений собственности. Государство стремится урегулировать на законодательном уровне отношения владения, распоряжения и использования собственности. В случае теневой экономики эти отношения не регулируются государством, а протекают вне правового поля (это совокупность неурегулированных и неучтенных на законодательном уровне хозяйственных отношений);

2) процесс разгосударствления, т. е. приватизация собственности. Опыт развитых стран показывает, что активный экономический рост может быть реализован только в ситуации, когда субъекты хозяйственной деятельности имеют прямую заинтересованность в результатах своего труда. Для того чтобы повысить экономический интерес хозяйствующих субъектов, был начат процесс приватизации – передача физическим и юридическим лицам права собственности, которое принадлежало ранее государству. Этот процесс носил в России хаотический характер и мало способствовал экономическому росту;

3) неразвитость мелкого предпринимательства. В развитых странах основу экономики составляют малые предприятия с частной собственностью на средства производства. В России же по причине отсутствия необходимых для этого условий оно практически не развивается.

Совокупный экономический потенциал: понятие и виды

Совокупный экономический потенциал национальной экономики – это совокупная способность отраслей национальной экономики производить определенные блага, отличающиеся качест-венными и количественными характеристиками, на конкретном временном промежутке.

Основным составными элементами совокупного экономического потенциала являются:

1) человеческие ресурсы, а именно их количество и качество;

2) объем и структура производственного потенциала промышленности;

3) объем и структура потенциала сельского хозяйства;

4) протяженность, качество и структура транспортной системы страны;

5) научно-технический потенциал страны;

6) степень развития непроизводственной сферы экономики;

7) количество, качество и степень рациональности использования полезных ископаемых.

Совокупный экономический потенциал непосредственно зависит от совокупных производительных сил и объемов богатства национальной экономики. Он непосредственно отражает положение национальной экономики в системе мировой экономики.

Экономический потенциал зависит от совокупных производственных возможностей всех отраслей национальной экономики. Степень полноты его использования отличает степень развития национальной экономики, так как определение совокупного экономического потенциала производится при соотнесении объемов и структуры фактического производства благ и степени использования производственных мощностей – производственного потенциала.

Объем экономического потенциала свидетельствует об уровне экономической независимости национальной экономики, ее положении в мировом хозяйстве и качестве жизни населения. Основным составляющим элементом совокупного экономического потенциала являются человеческие ресурсы, а именно их профессиональная и квалификационная структура. В большинстве своем определяющее значение для него имеет уровень развития промышленности. Совокупный экономический потенциал следует анализировать со следующих двух позиций:

1) с позиции имеющихся в национальной экономике ресурсов, которые могут быть использованы;

2) с позиции способности с помощью имеющихся в национальной экономике ресурсов осуществлять конкретную хозяйственную деятельность по производству благ.

Экономические ресурсы не могут быть приравнены к экономическому потенциалу, так как для целей экономического роста необходимо совмещение экономических ресурсов и их эффективного использования. Это связано с тем, что реальный объем производства благ непосредственно зависит от использования совокупности ресурсов – природных, инвестиционных, научно-технических и человеческих.

Совокупный экономический потенциал является основой национальной экономики, от которого непосредственно зависят ее нормальное функционирование, а также темпы и масштабы экономического роста. По своей характеристике он неоднороден и существует в нескольких основных видах.

Основными видами совокупного экономического потенциала национальной экономики являются следующие. 1. Ресурсный природный потенциал – это общая совокупность природных ресурсов, которые используются в настоящее время или могут быть привлечены для хозяйственной деятельности.

По одной из классификаций выделяют традиционные ресурсы (минеральные, водные, биологические) и нетрадиционные (ветер, солнце). Также их делят на возобновляемые (биологические ресурсы, сила воды и энергия солнца) и невозобновляемые (минеральные ресурсы, почва, вода). Большое значение имеет и такой ресурс, как территория, место проживания населения и размещения производственных мощностей.

Ресурсный природный потенциал состоит из таких видов экономических ресурсов, как:

1) сельскохозяйственные;

2) непроизводственные;

3) промышленные.

В их составе выделяют целевые и нецелевые ресурсы. Одноцелевые ресурсы – это ресурсы, которые могут быть использованы исключительно только для хозяйственной деятельности. К ним относятся, например, минеральные ресурсы. Отличительной их особенностью является исключительная принадлежность к экономической деятельности. Нецелевые ресурсы – это ресурсы, которые могут быть использованы как для хозяйственной деятельности, так и для блага населения – обеспечения нормальных условий жизни. К ним относятся, например, водные и лесные ресурсы, которые могут быть использованы как для хозяйственной деятельности, так и для отдыха населения.

2. Человеческий потенциал является одним из основных видов совокупного экономического потенциала и отличается конкретными и качественными характеристиками. Необходимая численность населения отличается определенными качественными показателями (квалификационной и профессиональной структурой) и является необходимым ресурсом, без которого невозможно не только развитие национальной экономики, но и ее нормальное функционирование. Соответственно, чем больше степень обеспеченности человеческим потенциалом, тем больше потенциальная способность национальной экономики к росту.

3. Производственный потенциал – это реальная способность хозяйствующих субъектов производить общественные блага на все более высоком количественном и качественном уровне.

Кризисное состояние национальной экономики сказалось на резком снижении производственного потенциала. Вместе с тем на него оказывают влияние те же факторы, которые характерны для производственного потенциала мировой экономики, а именно научно-технический прогресс. Наблюдаются высокие темпы автоматизации и механизации производственного процесса, что существенным образом изменяет структуру производственного потенциала. Отличительной его особенностью является создание принципиально новых отраслей экономики в результате инновационных научных и технологических разработок.

Экономические ресурсы: их виды и свойства

Большое значение в национальной экономике имеют , которые определяют характер ее функционирования, темпы, структуру и маштабы развития. Они представляют собой базу для экономического роста. По сути, это такой вид благ, который может быть использован для производства других благ. Экономические ресурсы – это вид ресурсов, необходимых для производства благ – товаров и услуг. Существуют следующие виды экономических ресурсов:

1) предпринимательский потенциал. Это способность населения к организации производства благ в различных формах;

2) знания. Это конкретные научные и технические разработки, которые позволяют организовать производство и потребление благ на более высоком, чем предшествующий, уровне;

3) природные ресурсы. Это конкретные полезные ископаемые, например, земля, недра, а также климатическое и географическое положение страны;

4) человеческие ресурсы. Это конкретное количество населения страны, отличающееся определенными качественными показателями – образованием, культурой, профессионализмом. В совокупности человеческие ресурсы являются наиболее важным экономическим ресурсом, так как без него невозможно представить нормальное функционирование национальной экономики;

5) финансовые ресурсы. Это капитал, представленный конкретными денежными средствами, имеющимися в национальной экономике.

Природные ресурсы по своему составу достаточно многообразны и включают земельные, энергетические, водные, биологические, лесные, минеральные, рекреационные, климатические ресурсы. Их использование взаимосвязано между собой (например, для использования земельных ресурсов необход-ма техника, а для ее работы нужны минеральные ресурсы – топливо). Природные ресурсы разделяют на:

1) разведанные. Добыча их уже ведется;

2) достоверные. О существовании их достоверное известно, но по различным причинам их добыча не ведется;

3) прогнозные. Это полезные ископаемые, которые гипотетически должны существовать, но это достоверное неизвестно.

По оценкам специалистов при существующих темпах добычи полезных ископаемых их запасы будут исчерпаны примерно через 500 лет. Одновременно потребность в них экономик постоянно увеличивается в среднем на 10% ежегодно. Для повышения эффективности использования этого ресурсов постоянно ведется разработка и внедрение ресурсосберегающих технологий.

Человеческие ресурсы в нашей стране ограниченны. Несмотря на высокий уровень безработицы, существует нехватка человеческих ресурсов, отличающихся определенными качественными характеристиками – профессиональным и квалификационным уровнем. Ощущается острая нехватка сотрудников определенных квалификаций и профессий, что существенным образом затормаживает развитие национальной экономики.

Основным свойством экономических ресурсов является их ограниченность при безграничности потребности в них для производства благ – товаров и услуг. Изэтого свойства вытекает закономерная необходимость эффективного использования экономических ресурсов для максимально полного удовлетворения потребностей населения. В этом случае необходимо постоянно принимать решения о целесообразном распределении ресурсов, т. е. об их применении таким образом, чтобы получить от этого максимальный результат.

Другим свойством экономических ресурсов является их взаимодополняемость. Например, для рационализации использования природных ресурсов используются знания – экономический ресурс, который на основании научно-технических разработок позволяет сделать взаимодополняемость более эффективным и оптимальным образом. В свою очередь, знания составляют основу человеческих ресурсов и заключаются в конкретных знаниях, умениях, профессиональных навыках сотрудников.

Мобильность экономических ресурсов состоит в их способности перемещаться между отраслями, регионами, странами. Применительно к каждому экономическому ресурсу степень мобильности будет различна и будет зависеть от множества как объективных, так и субъективных факторов. Например, минимальная мобильность будет у экономического ресурса – земли, так как невозможно изменить ее географическое положение. Наибольшей мобильностью отличаются человеческие ресурсы, которые способны перемещаться между национальными экономиками. Важным свойством экономических ресурсов является их взаимозаменяемость, которая состоит в способности заменить один экономический ресурс на другой.

Например, для того чтобы увеличить эффективность производства, можно использовать как предпринимательский потенциал – изменить технологию производства, так и знания – обучить сотрудников, чтобы те более эффективно выполняли свои должностные обязанности. Способность к замене у экономических ресурсов ограниченна и не может быть произведена полностью и тотально. Например, капитал не может полностью заменить человеческие ресурсы. Первоначальная замена ресурсов может принести положительный результат, но в дальнейшем хозяйственная деятельность существенным образом усложняется, и может быть снижена ее эффективность.

Главная задача хозяйствующего субъекта заключается в постоянном повышении степени эффективности и рациональности использования экономических ресурсов, для чего привлекаются их свойства – взаимозаменяемость, взаимодополняемость, мобильность.

В рамках национальной экономики обращение экономических ресурсов происходит на соответствующих им рынках (например, рынок капитала, рынок труда). Внутри этих рынков также существует определенная сегментация (например, рынок труда состоит из сегмента менеджеров, экономистов, инженеров).

Национальное богатство – часть совокупного экономического потенциала национальной экономики

Основным составным элементом совокупного экономического потенциала национальной экономики является национальное богатство. Его объем во многом определяет масштабы и темпы экономического роста, что делает актуальной его оценку как одного из показателей функционирования национальной экономики.

Национальное богатство – это совокупный объем экономических ресурсов и материальных ценностей, необходимых для нормального производства благ – товаров и услуг.

Национальное богатство состоит из следующих основных элементов:

1) невоспроизводственного элемента. Это совокупность ресурсов, которые не могут быть воспроизведены и являются исчерпаемыми, например полезные ископаемые, памятники культуры и искусства;

2) воспроизводственного элемента. Это совокупность ресурсов, объем которых может быть увеличен в процессе хозяйственной деятельности, например непроизводственные и производственные активы;

3) нематериального элемента. Это ресурсы, которые не имеют вещественного проявления, например, интеллектуальный потенциал страны, качество жизни населения, научно-технический потенциал;

4) объема имущественных обязательств перед другими странами.

Объем национального богатства позволяет:

1) определить объем благ – товаров и услуг, находящихся в национальной экономике на определенном временном промежутке;

2) определить совокупную стоимость ресурсного природного потенциала, так как от него непосредственно зависят темпы экономического роста;

3) осуществить комплексный учет нематериальных ресурсов национальной экономики.

При оценке реального объема национального богатства производится учет только тех его составных частей, стоимость которых может быть определена достоверно – исходя из конкретной хозяйственной практики. Поэтому тотальная оценка реального объема национального богатства не распространена в хозяйственной практике стран мира, так как это связано со значительными затратами.

В отечественной практике экономического анализа оценка национального богатства на уровне государства не производилась. Связанные с ним данные представлены только в части оценок нефинансовых и производственных активов, имущества домашних хозяйств. По причине отсутствия общепринятой методики оценки национального богатства элементы национального богатства России Государственным комитетом по статистике не рассчитывались.

На практике для подсчета национального богатства используются элементы системы национальных счетов (СНС). Это позволяет определить его примерный объем, но при этом не требует серьезных материальных и финансовых затрат. Для этого используется такая составляющая СНС, как совокупность институциональных единиц по секторам.

Типы и сущность хозяйственных систем

Экономическая система представляет собой совокупность экономических процессов, протекающих в ней, доминирующих форм собственности и способов ее организации. Экономическая система оказывает непосредственное влияние на особенности хозяйственной деятельности экономических субъектов.

Хозяйственная система национальной экономики состоит из следующих основных элементов:

1) социально-экономических, определяющих специфику отношений между хозяйствующими субъектами по поводу собственности, порядка владения и распределения основных экономических ресурсов и результатов экономической деятельности хозяйствующих субъектов;

2) форм организации деятельности хозяйствующих субъектов;

3) форм и методологии государственного регулирования;

4) экономических связей между субъектами хозяйственной деятельности.

В мировой экономике существуют различные хозяйственные системы национальных экономик. Их формирование и функционирование определяются конкретными историческими, культурными, климатическими и природными условиями стран.

Основными моделями хозяйственных систем национальной экономики являются:

1) американская, исходящая из поощрения и развития предпринимательской активности. В ее структуре существует четкая диспропорция между наиболее богатой и бедной частью населения. Уравнение уровня доходов не ставится главной целью государства, а ставка делается на личную экономическую активность хозяйствующих субъектов;

2) японская, исходящая из большого различия между ростом производительности труда и уровнем оплаты труда. Это позволяет сделать товары, производимые в национальной экономике, конкурентоспособными на мировом рынке за счет низкой цены. Она возможна только при специфических культурных, религиозных и психологических особенностях населения, которые имеются, например, в Японии;

3) шведская, исходящая из активной социальной политики, проводимой государством, целью которой является снижение разницы в уровне жизни населения. Для этого используется налоговая система, позволяющая эффективно перераспределять ресурсы внутри экономики.

4) немецкая, исходящая из достижения устойчивого экономического развития за счет совмещения всех форм хозяйственной деятельности. Государство проводит активную социальную политику, а акцент делается на развитии мелкого предпринимательства.

Россия находится в промежуточном состоянии, которое не позволяет отнести ее ни к одному типу хозяйственной системы. Одновременное совмещение элементов всех типов делает ее экономику переходной, находящейся в стадии становления.

Источник - Кошелев А.Н. Национальная экономика. Конспект лекций, Москва, Эксмо, 2008

Экономическая история

Одним из наиболее значимых разделов экономических знаний, распознающий уровень развития специалиста, именуется экономическая история . Изучение экономических проблем, затрагивающих ранние периоды существования человечества, и главных научных направлений экономической теории актуальных на данный момент предоставляет нам опыт необходимый для понимания фундаментальных процессов в экономической жизни общества. Так как экономическая мысль изначально не была отделена от иных форм мышления об обществе, то найти ответ на вопрос; когда впервые человек начал размышлять над экономическими явлениями и что принять за начало науки, считается затруднительным.

Различные историки, например, Д.И. Роэенберг в своей книге, вышедшей в 1940 г., начинал отсчет с древних греков. Для других авторов истоки экономической мысли обнаруживаются еще раньше: в древнеегипетских папирусах; в каменной клинописи законов царя Хаммурапи, в древнеиндийских "Ведах". Не одно экономическое наблюдение можно обнаружить в Библии . В ней описано толкование экономической жизни древних евреев и иных народов, проживающих в Палестине. Как правило, это толкование дано в форме заповедей, указаний о поведении людей. Американский историк экономических учений, профессор Дж.Ф. Белл посвящает Библии большую главу.

В поэмах Гомера можно найти описание древнегреческого общества, находившегося в состоянии глубокого распада первобытнообщинного строя и формального рабовладения. Самые различные экономические наблюдения малозаметно отражены в интересном рассказе об осаде Трои и странствиях Одиссея. Вышеназванные источники экономисту приходится рассматривать, прежде всего как источники сведений о хозяйственном быте древних народов. Воспринимать их как памятник экономической мысли в первую очередь нежелательно. Поэтому, например, Жумпетер, назвавший свою книгу историей экономического анализа, начал с доводов классических греческих мыслителей.

Аристотель и его вклад в развитие экономики

Можно заметить, что в произведениях Ксенофонта, Платона и особенно Аристотеля были осуществлены первые случаи теоретически осмыслить, экономическое положение греческого общества. Слово экономия (ойкономиа от слов "ойкос" - дом, хозяйство, и "номос" - правило, закон) является заглавием сочинения Ксенофонта, где в форме диалога рассматриваются разумные правила ведения домашнего хозяйства и земледелия. Такое значение (наука о хозяйстве, домоводство) это слово имело на протяжении всего существования. Греки присваивали ему ограниченный смысл, примерно как наше домоводство. Но если вспомнить, в древности дом влиятельного грека можно было сравнить с мини государством, так как процветало рабовладельческое хозяйство. Аристотель придавал термину "экономия" и производной от него "экономика" похожее значение. Он первым проанализировал взятые за основу экономические явления и закономерности развития древнегреческого государства. Достижением Аристотеля-экономиста является то, что он впервые обнаружил определенные категории политической экономии и отметил наличие взаимосвязи между ними. Аристотель выявил два вида товара : потребительскую и меновую стоимость и проанализировал время происхождения обмена. Им был поставлен вопрос, на который на протяжении всего существования политической экономии не был дан однозначный ответ: чем определяются соотношения обмена? Он видит в обмене уравнение товарных стоимостей и упорно ищет какую-то общую основу.

Замечание 1

В "Никомаховской этике" Аристотель пишет: «Действительно, не из двух врачей образуется общество, но из врача и земледельца, и вообще из людей неодинаковых и неравных; Но таких-то людей и должно приравнять. Поэтому все, что подвергается обмену должно быть как-то сравнимо... Итак, нужно, чтобы все измерялось чем-то одним... Итак, расплата будет иметь место, когда будет найдено уравнение, чтобы продукт сапожника относился к продукту земледельца, как относится к сапожнику».

Аристотель ввел понятие "хрематистика" (от слова "хрема" имущество, владение) - это искусство наживать состояние. Аристотель считал экономику естественной хозяйственной деятельностью, осуществляющейся в связи с производством жизненно необходимых средств. Границы производства также естественны - это разумное личное потребление человека. Античный метод производства Аристотель называл противоестественным потому, что в желании наживать состояние, никогда не бывает предела, так как целью-то оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами. Все занимающиеся обменом, хотят увеличить свои капиталы до бесконечности.

Замечание 2

Интересное изменение трактовки хремастики как термина можно отметить в средние века, когда ученые-схоласты были противниками ростовщичества и воспринимали торговлю, как противоестественный способ обогащения. Но с развитием капитализма все способы обогащения стали восприниматься обществом как естественные, допускаемые "естественным правом". На этой основе в XVII-XVIII вв. В социально-экономической мысли возникла фигура homo oeconomicus - экономического человека , мотивы всех действий которого могут быть сведены к умению общаться.

Появление и развитие политической экономии

Замечание 3

Понимание термина "экономика" как домоводство просуществовало до XVII в. Человека, который впервые ввел асоциально-экономическую литературу термина "политическая экономия", звали Аннтуан Монкретьен де Ваттевиль. Небогатый французский дворянин написал одно из первых во Франции и в Европе сочинений, посвященное экономическим проблемам - "Трактат политической экономии" , который вышел в 1615. Основной его мыслью являлась попытка повлиять на правительство и убедить его в необходимости всестороннего покровительства французским промышленникам и купцам. Все помыслы Монкретъена были направлены именно на процветание хозяйства как государственной, национальной общности.

На протяжении 150 лет после Монкретьена политическая экономия зачастую воспринималась как наука о государственном хозяйстве, об экономике национальных государств, управляемыми, в основном, абсолютными монархами. Только при Адаме Смите, ее характер изменился, и она стала превращаться в науку о законах хозяйства вообще, в частности, об экономических отношениях классов. В последние десятилетия XIX века термин "политическая экономия" на западе стал заменяться термином "экономика". При этом, само понятие «экономика» - в смысле наука о законах развития хозяйства, приобрело два смысла: с одной стороны, все более выраженный теоретический уровень экономических исследований - стало предметом "Экономикс", с другой стороны, стал все более проступать практический характер экономических исследований.

Экономические науки стали охватывать все многообразные отрасли звания об экономических процессах: организацию производства, труда, сбыта продукции, финансирования на предприятиях и т. д., и выделились в отдельные страши экономических исследований. Такое разделение дало свои положительные результаты.

Оно дало возможность в экономической теории сместить акценты с социального содержания "политической экономки" на поиск общих принципов экономического использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимальных материальных потребностей человека. Социальная нейтральность политической экономии открыла новые возможности и направления развития экономической теории. В руках экономиста Англии Меягера и Виэера в Австрии, Вальраса в Швейцарии, Дж.Б. Кларка в США "старая" политическая экономия обогатилась субъективистскими подходами к рассмотрению с мощным математическим аппаратом. Современный американский историк экономической мысли Б. Селигмен писал, что Джевонс "успешно освободил политическую экономию от слова - математическая и превратил экономику в науку, изучающую поведение атомистических идей общества в целом".

Замечание 4

В своей важнейшей работе "Теория политической экономии", опубликованной в 1871 году, Джеванс писал: "Моя теория по своему характеру является чисто математической. Теория заключается в применении дифференциального исчисления к исследованию знакомых понятий богатства, полезности, стоимости, спроса, предложения капитала, процента, труда и всех количественно определенных понятий, относящихся к повседневной работе промышленности".

Новые подходы значительно обогатили науку и повысили значимость теоретического уровня экономических исследований. Начиная с XIX века, термин "политическая экономия" начал закрепляться за марксистской экономической теорией, которая все больший упор стала делать на социальном аспекте экономических закономерностей развития общества. Исследуя в первую очередь различия экономических систем, экономисты-марксисты сосредоточили внимание на идее неизбежности гибели капитализма и победы коммунизма, на преимуществах социализма. Узость политизированного подхода составляла главный недостаток на этом направлении развития экономической теории. Изменения в названии науки отражают эволюцию ее содержания. Ученые, занимавшиеся исследованиями в области экономической теории, всегда пытались ответить на вопросы, поставленные эпохой. Эволюция экономических теорий, школ отражает развитие самого человечества. Первой школой в истории экономической мысли считается, меркантилизм (от итальянского "мерханте" - купец). И меркантелюма главенствовал и в XV-XVII веках (в значительной мере в ХVIII веке). Меркантилизм делится на ранний - монетаризм , и поздний - протекционизм .

Введение

Национальная экономика является сложной взаимосвязанной системой, охватывающей весь социально-экономический комплекс страны на региональном и национальном уровнях. Для того чтобы дать характеристику национальной экономике традиционно используют функциональные, территориальные и отраслевые признаки.

Для характеристики национальной экономики по функциональному принципу необходимо использовать совокупность трех экономических ресурсов, которые имеет в своем распоряжении данное государство, а именно: человек, природа, капитал.

В национальную экономику входит две группы отраслей: отрасли материального производства и отрасли социальной сферы. Данное обстоятельство является основой деления национальной экономики по отраслевому принципу. Отрасли материального производства включают в себя промышленность, сельское и лесное хозяйство, транспорт, связь, строительство, транспорт, торговля, общественное питание. К отраслям социальной сферы относятся: образование, фундаментальная наука, здравоохранение, культура, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, спорт, туризм.

Национальная экономика является совокупностью экономических субъектов, которые осуществляют хозяйственную деятельность на определенной территории страны. Это обстоятельство является основой деления национальной экономики по территориальному принципу. Российская Федерация территориально состоит из областей и республик. Объектами региональной экономики также могут быть экономические районы, административные округа, территориально-производственные комплексы. Целью написания реферата является исследование отечественной экономической мысли о национальной экономике.

Национальная экономика как отрасль экономических наук

Национальная экономика - это, во-первых, научная дисциплина, а во-вторых, объект (предмет), который она изучает. Национальная экономика: учебник / под ред. П. В. Савченко. - М.: Экономистъ, 2005 - с. 19

Объект изучения национальной экономики, то есть экономики страны, ее национального хозяйства, определяется как совокупность производственных сил, производственных отношений, социокультурных традиций ведения хозяйства и ценностей, которые влияют на особенности экономического роста страны. См. там же

Национальная экономика является взаимосвязью условий производства и его результатов и формируется в качестве единого хозяйственного организма с внутренними процессами, взаимосвязанными друг с другом, в качестве единой экономической системы страны. Но это единство сложилось не сразу. Национальная экономика в качестве единой системы сформировалась на определенном уровне развития производительных сил, при конкретных условиях, к которым относились достаточная глубина разделения труда и соответственно обмен продуктами труда между отдельными участниками процесса производства, распределения, обмена и потребления. Именно эти процессы превратили экономику страны в единую хозяйственную систему, которая и является предметом национальной экономики.

Образование национальных экономик стало набирать силу в эпоху промышленной революции, которая явилась основой возникновения массового производства, которому сопутствовала глубокая специализация и кооперация производства. Именно данные процессы повлияли на формирование зависимости друг от друга работающих самостоятельно предприятий и отдельных регионов и привели к образованию феномена «национальная экономика». Сформировались отдельные гипотезы, которые объясняли особенности национальных путей развития разных государств. Но как научная дисциплина «национальная экономика» в систематическом виде фактически сформировалась только в XX в. Именно к этому времени стало возможным провести анализ развития страны и ее особенностей на фундаментальном статистическом материале. До Первой мировой войны ни одно из развитых государств не вело систематический учет результатов производства и потребления страны в целом, хотя многие ученые уже в XIX в. в своих трудах приводили множество статистических данных по этим вопросам.

Являясь единым хозяйственным организмом, национальная экономика отличается сложной структурой, которая имеет различные иерархические подсистемы. Поэтому она отражает хозяйственные процессы страны и особенности их протекания на макро-, мезо- и микроуровнях, а так же их субординированную взаимосвязь. На итоги хозяйствования оказывают влияние, как экономические ресурсы, так и неэкономические факторы. Исходя из этого, национальная экономика в качестве научной и учебной дисциплины включает в себя все смежные понятия, категории и законы гуманитарных наук, отражающие факторы, под воздействием которых происходит экономический рост страны. К таким факторам относятся условия и проблемы, которые касаются географического положения страны, демографии, этнографии, социологии, политологии и т.д.

Для исследования национальной экономики России используются такие критерии как развитие экономического строя страны, взаимодействие производства, распределения, обмена и потребления.

В процессе разработки эффективной национальной стратегии развития России необходимо учитывать специфику сформированных институтов и мотиваций человека и функционирующих субъектов хозяйствования. Не следует забывать, что именно мотивации прокладывают дорогу реальным хозяйственным процессам. Для России это особенно важно, поскольку появились новые собственники с новыми мотивациями.

Экономика России -- многоуровневая система, которая включает систему федеральных, региональных и муниципальных экономических взаимоотношений.

Исторически Россия является многонациональной страной. Вопросы объединения интересов различных народов всегда стояли на первом месте. Так как Россия - это многонациональное государство, то ее национальная экономика является экономикой не отдельной нации, а всех россиян. Она является отражением интересов всех народов, которые населяют Россию.

Основа национальной экономики России - это ее социально-экономическая система. Характерной чертой данной системы является соотношение экономических и внеэкономических методов управления национальным хозяйством. Ее определяет хозяйственный строй, т.е. способ организации и саморегулирования хозяйственной жизни. Конституирующую роль играют частная собственность, конкуренция, а в системе внеэкономических отношений -- властные функции государства. Система воспроизводит соответствующие институты общества: экономические, социальные, политические, культурные, религиозные. По мере развития производительных сил институты и механизм их функционирования претерпевают изменения.

В процессе исследования национальной экономики России и тенденций ее развития необходимо помнить о том, что в российском обществе переплетены самые разные технико-технологические уклады, формы собственности, социальные группы населения. Существуют социально-экономические различия между городом и деревней, регионами. Большая часть населения живет за чертой бедности.

Национальная экономика может быть закрытой и открытой. Экономика России представляет собой открытую экономику, которая развивается в границах мировой экономики. В условиях глобализации страны мира стараются найти модели развития, которые соответствовали бы их потенциалу и обеспечивали устойчивый экономический рост и конкурентоспособность на мировом рынке. Россия так же ведет борьбу за свое место в мировом хозяйстве, за свои интересы, за устойчивое развитие своей экономики, модернизирует производство и совершенствует систему управления.

Для этого государство стремится к повышению конкурентоспособности национальной экономики. Ведется активизация национальных конкурентных преимуществ, в целях демонстрации их на глобальных рынках. Так же отрабатываются специфические механизмы противодействия усиливающейся международной конкуренции. Национальные преимущества и слабости у каждой страны специфичны, поэтому принципы адаптации к динамике мирового рынка у различных стран не могут быть унифицированными.